27 ноября 2017
1914 год. Петербург и его обитатели жаждут перемен, как и главные героини истории — сестры Катя и Даша. Даша приезжает в Петербург учиться на юридических курсах и останавливается у старшей сестры, которая замужем за известным адвокатом Николаем Смоковниковым. На приеме, который Катя устраивает дома, Даша знакомится с модным поэтом-декадентом, любовником Кати Алексеем Бессоновым, а на одной из богемных вечеринок — с хозяином квартиры, инженером Иваном Телегиным.
27 ноября 2017
Феминистка Лиза, которая снимает комнату у Телегина, признается ему в любви, но не находит взаимности. Даша приходит домой к Бессонову и говорит ему о своих чувствах. Катя признается в измене мужу и предлагает на время разъехаться. По предложению мужа она едет на юг Франции. Отец отправляет Дашу в Ревель уговорить Николая вернуть Катю в семью. Там же Даша встречает Телегина — от ее отца он узнал адрес и приехал проститься — война. Даша возвращается в Петербург и идет работать в госпиталь. Из газет она узнает, что Телегин пропал без вести.
28 ноября 2017
Даша встречает Лизу Расторгуеву, та просит помочь ей определиться в санитарный поезд. Телегин попадает в лагерь для военнопленных. Катя приезжает Петербург, они с Николаем простили друг друга. Лиза Расторгуева в санитарном поезде встречает Жадова. Бессонов направляется на фронт с Красным Крестом. Сестры знакомятся с Вадимом Рощиным, только что вернувшимся с фронта. Николай назначен комиссаром Западного фронта.
28 ноября 2017
Из газет сестры узнают, что обоз Красного креста с Бессоновым попал под обстрел, никто не выжил. Катя признается Даше, что влюблена в Рощина. Жадов зовет Расторгуеву замуж. Телегин придумывает план побега и добирается до линии фронта. Получив ранение, он оказывается в том госпитале, где служит Расторгуева. Она снова признается ему в любви, и снова Телегин говорит, что любит другую. Выписавшись из госпиталя, он отправляется в Петербург к Даше.
29 ноября 2017
1917 год. Весна. Царь отрекся от престола. Революция. Южный город. Жадов идет на разбой, чтобы добыть денег на пропитание себе и Лизе. Даша и Телегин венчаются. Катя получает известие о смерти Николая — его тело привозит в Петербург Рощин. Даша и Телегин зовут Катю жить с ними. В Галиции на хуторе, Ганна находит обмороженного Бессонова, и выхаживает его. Катя выставляет квартиру на продажу и перебирается в дом Телегина.
29 ноября 2017
Рощин объявляет о своем уходе из армии. Он делает предложение Кате, и она соглашается выйти за него. В октябре 1917-го они венчаются. Катя предлагает всем ехать к отцу в Самару, но Даша отказывается — ей скоро рожать. У Даши начинаются преждевременные роды, которые проходят с осложнениями. Ребенок умирает. Катя уговаривает сестру ехать к отцу, но Даша не готова, ей нужно время прийти в себя. Виня в смерти ребенка Телегина, она объявляет мужу, что уходит от него. Телегин снова идет на фронт. Рощин и Катя едут к отцу в Самару.
30 ноября 2017
Даша возвращается работать в госпиталь. Телегин вместе с Сапожковым воюют на стороне красноармейцев. Телегина ранят. Среди беженцев Сапожков видит Бессонова и выдает ему мандат для билета на поезд. 1918 год. Весна. Рощин идет работать в милицию. В доме Булавина собираются гости. Рощин отказывается пить за победу революции, и Булавин выгоняет его из своего дома. Катя уходит вместе с ним. Ростов. В привокзальном буфете Катя и Рощин встречают Савинкова. Он дает Рощину рекомендательное письмо, если тот решится перейти на сторону Корнилова.
30 ноября 2017
Рощин и Катя приходят в дом Тетькина. Становится понятно, что они — по разные стороны баррикад. Рощин покидает дом, а Катя остается. Рощин переходит на сторону корниловцев. Его ставят командовать ротой. Даше сообщают об уплотнении. Ей придется выбрать одну комнату из четырех. Даша отказывает больному солдату в дозе морфия, и он пишет на нее донос в Смольный. Дашу увольняют. Оставшись без хлебной карточки, она распродает вещи. Во время одного из походов в ломбард Даша встречает помощника Смоковникова, Куличика. Тот предлагает сотрудничество с ним против советской власти. Даша соглашается.
4 декабря 2017
Красильников спасает Катю из плена Махно и отвозит на хутор к сестре. Махно пускает за ней погоню, но Красильников убивает преследователей. Рощин узнает, что Оноли в Ростове. Телегин отправляется за подкреплением, добирается до штаба Воронова. Даша в квартире Телегина. Куличек приносит ей чемодан с оружием и просит спрятать его. Рощин получает отпуск и отправляется в Ростов. Телегин вместе с Вороновым и Сапожковым отбивают станицу. Солдаты Воронова грабят население. Телегин убивает Воронова. Даша на встрече с Савинковым получает новое задание и уезжает в Москву.
4 декабря 2017
Рощин и Телегин едут в одном вагоне, решают помочь друг другу, обмениваясь мандатами. Даша попадает к анархистам, встречается с их лидером — артистом Мамонтом Дальским. Катя в доме у Красильникова, он пытается склонить ее к сожительству. Рощин добирается до владений Махно. Даша встречается со связным Савинкова и получает задание убить Ленина. Жадов, Расторгуева и Дальский занимаются грабежами в Москве. Они убивают ювелира Оловянникова, но очищая сейф, обнаруживают подтверждение связи ювелира с Савинковым. Рощин под именем Телегина попадает к Махно и узнает, что Катя сбежала. Даша приходит на митинг, где выступает Ленин, но выстрелить не может. Связной приводит ее к Савинкову.
5 декабря 2017
Савинкову Дашу нужна живой, чтобы вернуть саквояж с драгоценностями, украденный Дальским. Узнав, что станицу взяли красные, Красильников решает бежать к зеленым. Красильников с Матреной уезжают, Катя остается в доме. Даша получает саквояж с драгоценностями от Дальского, но в этот момент Жадов убивает Дальского, содержимое саквояжа оказывается у связного Савинкова. Даша в номере наполняет саквояж своими вещами. Расторгуева, угрожая пистолетом, забирает саквояж, думая, что там драгоценности. Даша получает деньги за работу и едет в Самару в надежде застать там Катю. Она узнает, что отец выгнал Катю с мужем из дома.
5 декабря 2017
Телегин приезжает в Самару. Булавин лжет, что Даши нет в городе, звонит Говядину и сдает Телегина...Красильников добирается до станицы, расстреливает Якова с семьей. Анисья тайно вывозит Катю под сеном, спасая от Красильникова. Рощин сталкивается с Красильниковым, они вступают в схватку. Сапожков с Телегиным попадают в расположение комполка Семагина. Здесь они встречаются с Рощиным, который выдает себя за Телегина. Происходит очная ставка, их арестовывают. Начинается налет. Красные бегут, бомбы попадают в церковь, где держат Телегина и Рощина. Они выбираются через пробоину в стене.
serialium.ru
Алексей Толстой, автор "Хождения по мукам" (в кратком содержании опишем его ниже) писал про революционную Россию начала 20-го века. В центре сюжета - две сестры, Дарья и Екатерина Булавины, Иван Телегин и Вадим Рощин. Эти люди на фоне страшных событий стараются не потерять себя и друг друга. Как писал Толстой: "Никакой разум не мог объяснить, почему железом, динамитом и голодом человечество упрямо уничтожает само себя." То были жуткие времена.
Роман Толстого «Хождение по мукам», краткое содержание которого мы рассматриваем, состоит из трех частей. Первая часть – «Сестры», написана между 1921-1922 гг. Затем было создано продолжение - «Восемнадцатый год» (1927-1928). В завершение трилогии Толстой написал «Хмурое утро» (1940-1941). В общей сложности создавал автор «Хождение по мукам» на протяжении двадцати лет. За это время изменились не только его герои. Изменился и он сам.
Почему Толстой объединил свою трилогию под этим названием, кажущимся сегодня несколько странным? Но еще сто лет назад каждый читатель понимал, что имел в виду автор.
«Хождение Богородицы по мукам» в те времена было известным произведением духовной литературы XII века. И, конечно, Алексей Толстой (краткое содержание «Хождение по мукам» мы рассмотрим ниже) знал об этом произведении. Это истинно русское творение, неизвестное в европейских странах. Поэтому при переводе книги на иностранные языки переводчики столкнулись с трудностями.
«Хождение…» повествует о Богородице, которая однажды попросила архангела Михаила показать ей, как мучаются грешники в аду. Архангел демонстрирует Ей адские мучения и рассказывает, кто из грешников за что наказан. И тогда милостивая Дева Мария просит Сына облегчить их страдания. Господь обещает, что мучения в аду будут отменять каждые пятьдесят дней – от Пасхи до Троицы.
Таким образом в своем романе «Хождение по мукам» Толстой рассказывает об аде, который каждый россиянин пережил в те смутные времена Октябрьской революции. В этом романе автор пытается разобраться, что произошло с ним и с другими беглецами, которые покинули охваченную бунтом Россию. Он изменялся и менял убеждения вместе со своими героями. Итак, краткое содержание романа «Хождение по мукам» приведено ниже.
1914 год. Петербург, прекрасный и загадочный, застыл в предчувствии чего-то неумолимого. В одной из петербургских квартир встречаются члены общества «Философские вечера». На одном из таких сборищ присутствует молодая девушка с пепельными волосами. Она слушает вполуха, но тут ее внимание и вовсе переключается на привлекательного молодого человека с надменным взглядом. Это поэт Алексей Бессонов. У выхода он заговаривает с ней, но сконфуженная девушка быстро уходит.
Дарья Дмитриевна Булавина приехала в Петербург из Самары в прошлом году на юридические курсы. Она поселилась у своей старшей сестры, жены успешного адвоката Николая Смоковникова.
Екатерина Дмитриевна принимает у себя в квартире множество знакомых, почти каждый вечер здесь собираются шумные компании. Даше не нравится большинство людей из этих компаний. Вскоре Дарья влюбляется в англичанина, который, однако, уже обручен. Это первое, быстротечное чувство влюбленности в жизни девушки.
Первое потрясение в романе «Хождение по мукам», краткое содержание которого мы рассматриваем, Дарья Дмитриевна испытывает в отношении старшей сестры.
Однажды Николай сообщает золовке, что Катя изменила ему. И хотя супруги выясняют отношения, и он начинает верить в невиновность супруги (со зла сказала!), Дарья знает – измена действительно была. Знание этого причиняет девушке боль.
Вскоре Даша посещает один из литературных вечеров в доме №19. Эту квартиру арендует Иван Ильич Телегин. Молодой человек работает на Балтийском заводе и мало бывает дома. Остальные комнаты он сдает компании молодых людей.
Один из его жильцов, журналист Сапожков, однажды получает приглашение в гости от Кати. Там молодой человек знакомится с Дашей и просит ее нанести ответный визит. Даша принимает приглашение. Между нею и Иваном сразу вспыхивает симпатия. Он кажется ей надежным и умным мужчиной.
Приехав домой, она признается сестре, что ей нравится Бессонов. Екатерина Дмитриевна предупреждает ее, что Бессонов – нехороший человек. Реакция сестры во время разговора убеждает Дашу, что именно с Алексеем Алексеевичем она изменила мужу.
Даша отправляется на премьеру спектакля с сестрой и зятем. Именно в этот момент она решает, что должна признаться поэту в своих чувствах.
В это время Бессонов знакомится с Елизаветой Киевной. Девушка, как и Сапожков, арендует комнату у Телегина и тайно влюблена в его. Но порочный поэт увлекает ее больше спокойного Ивана.
Алексей привозит Лизу в гостиницу, просит спасти от одиночества и холода. Но утром, протрезвев, даже не помнит ее имени. Оскорбленная Елизавета Киевна покидает номер.
Вечером Бессонова посещает Даша. С пылкостью первой любви она признается ему в своих чувствах. Поэт, удивленный и опьяненный, начинает дурить ей голову, но делает ошибку – сравнивает ее со старшей сестрой. Разъяренная Дарья Дмитриевна убегает.
Интересный факт! Принято считать, что прототипом Бессонова в романе «Хождение по мукам» (в кратком содержании) является Блок.
Она приходит в комнату Екатерины и требует, чтобы та призналась мужу в неверности. Катя признается Николаю и решает уехать от него. Она говорит, что давно не любит супруга и устала от такой жизни. Даша в это время понимает, что поступила неразумно в своем упрямстве. Супруги разъезжаются. Катя едет в Париж, Николай – в Крым.
Даша едет к отцу, Дмитрию Буланову, в Самару. Телегин едет с ней на пароходе. Его уволили за то, что он наговорил грубостей администрации после забастовки рабочих. Симпатия молодых людей крепчает. Но когда они прибывают в Самару, начинается Первая мировая война.
Дмитрий Степанович побуждает дочь поехать в Крым и уговорить Николая помириться с женой. В Крыму Даша встречает Бессонова, который говорит ей, что пересмотрел свою жизнь. Он даже зовет девушку замуж. Но та прогоняет его.
Неожиданно в Крым приезжает Иван. Его мобилизовали. Влюбленные признаются друг другу в любви и прощаются. Дарья обещает ждать любимого. Телегин уезжает, а Даша с Николаем едут в Петербург.
Описана в романе «Хождение по мукам», краткое содержание которого мы обсуждаем, и сама Россия. Потерянная, окровавленная, неуверенная. В это время страна погружается в кровавую резню. Юноши, мужчины и даже старики отправляются на войну в радостном возбуждении, даже не понимая, с кем воюют и ради чего.
Даша в это время работает в госпитале вместе с Екатериной. На передовой сестрой милосердия работает и Елизавета Киевна. Там она знакомится с поручиком Жадовым. Между молодыми людьми возникает симпатия. Но вскоре Жадова ранят. Девушка преданно ухаживает за ним. Они венчаются, но жизнь с супругом не приносит Лизе счастья – он бьет ее, часто выпивает.
Николай приводит в дом капитана Вадима Рощина. Он влюбляется в Екатерину, но пока без взаимности. Телегин оказывается в списке пропавших без вести. Дарья в отчаянии. Однако Иван жив. После нескольких неудачных попыток он бежит из концентрационного лагеря в Москву. Влюбленные воссоединяются. А в это время начинается Февральская революция. Иван своими глазами видит, как заговорщики выбрасывают в реку тело Распутина. Молодые супруги переезжают в Петроград.
Екатерина Дмитриевна становится вдовой – Николая убивают на фронте недовольные его приказом солдаты. Ее утешает Рощин. В это время в одной из петербургских квартир большевики готовятся к захвату власти.
Вторая книга "Хождения по мукам" (в кратком содержании по главам) полна печали и разлук.
Даша после нападения грабителей в подворотне рожает мальчика раньше срока. Через несколько дней младенец умирает. Семейная жизнь разлаживается, Иван не может вывести ее из депрессии. Отчаявшись, он уезжает добровольцем в Красную армию.
Екатерина же едет с Рощиным к Булавину, а потом в Ростов. Там формируется белая Добровольческая армия, в которую жаждет вступить Вадим. Но к их приезду военные покидают город. Пара ссорится на почве идейных разногласий. Рощин уезжает вслед за армией. Вскоре вступает в ряды белых. Мысли о супруге не покидают его. Получив отпуск, он мчится в Ростов, надеясь увидеть Катю. На вокзале встречает Телегина в белом мундире, понимает, что он - разведчик красных, но не выдает его.
Однако Екатерины в городе уже нет. Она покинула Ростов после того, как получила ложное письмо о смерти Вадима. Она едет на поезде в Екатеринослав. В пути на него нападают махновцы. К счастью, бывший вестовой Вадима, Алексей Красильников, узнает ее и начинает опекать.
Дарья в это время живет в «красном» Петрограде. К ней приходит старый знакомый, Куличек, и вербует девушку. Она переезжает в Москву и участвует в «Союзе защиты родины и свободы». Для прикрытия посещает собрания анархистов и слушает выступления Ленина. Но вскоре порывает связи и с заговорщиками, и с анархистами. Она едет к отцу.
У ее отца объявляется и Телегин, чтобы узнать вести о супруге. Но старик, ярый сторонник белых, вызывает контрразведку. Иван на выходе из дома сталкивается с Дашей (она была в доме) и успевает объясниться с ней перед побегом.
Однако через время, когда Телегин врывается в Самару с полком, оказывается, что дом пуст. Дарья пропала.
Дарья Дмитриевна едет в поезде, но на него нападают белые. Она и ее случайный попутчик вынуждены идти через степь, в сторону Царицына. Они попадают в распоряжение красных, и те начинают подозревать их в шпионаже. Но выясняется, что командир красных хорошо знаком с Дашиным мужем.
Телегин в это время везет боеприпасы в Царицын. Его тяжело ранят при обороне города. Когда он приходит в себя, видит у постели свою любимую супругу.
Рощин, разочарованный в белой армии, серьезно подумывает о дезертирстве. Однако в Екатеринославе он узнает, что Екатерина захвачена махновцами. Сорвав с себя погоны, он едет в Гуляйполе. На улице мужчина оказывается схвачен. Он попадает к Левке Задову. Левка предан Махно, но отличается ужасающей жестокостью. Во время допроса он бьет Рощина в висок. Когда Вадим пришел в себя, увидел перед собой и самого Махно. Он объясняет, что ищет Катю, показывает ее фото. Махно сообщает, что Катя в обозе Красильниковых. Он забирает Рощина в свой штаб. Но Вадиму удается побывать на хуторе, где раньше жила Катя и Алексей. Их там нет. Вадим остается с Махно, который заключает союз с большевиками для взятия Екатеринослава. Рощин участвуют в штурме, но получает серьезное ранение и попадает к красным, в харьковский госпиталь.
Он не знает, что Катя отвергает ухаживания Красильникова и селится в своей старой квартире (теперь уже коммунальной) в Москве. Она по-прежнему учительствует. Женщина почти не думает о себе, но чувствует себя живой и нужной.
Описание романа "Хождение по мукам" в кратком содержании подходит к концу.
Рощин в это время выписывается из госпиталя, какое-то время находится в Киеве в штабе Чугая, с которым он познакомился во время боев в Екатеринославе. Они истребляют банду Зеленого. В ее состав входит и Алексей. Рощин убивает Красильникова, но поиски Кати остаются безуспешными.
Иван Ильич, уже комбриг, вскоре знакомится с новым начальником штаба, в котором узнает Рощина. Сначала он даже принимает его за шпиона белых, но Вадим все ему объясняет. Из-за бессмысленных приказов, исходящих от начальства, телегинский полк разбит. Иван даже пытается покончить жизнь самоубийством, но неудачно. Рощин обвиняет его в малодушии.
Краткое содержание «Хождения по мукам» не позволяет описать все перипетии войны, в которых участвовали Вадим и Иван. Однако однажды судьба все-таки сводит его вместе с супругой в доме общих знакомых, куда Рощин приехал по заданию. Екатерина падает в обморок. Ведь она считала себя вдовой.
Вскоре к ней в Москву приезжают Дарья и Иван. Пары наконец снова вместе. Они слушают доклад об электрификации России. Трилогия заканчивается на светлой ноте – для России еще не все потеряно.
"Хождение по мукам" - книга, краткое содержание которой не может передать всех изумительных цитат, написанных автором. Толстой действительно был очень талантливым автором и хорошим психологом. Он писал живо, интересно, его герои - яркие и энергичные.
ashanet.ru
| / Полные произведения / Толстой А.Н. / Хождение по мукам * КНИГА ПЕРВАЯ. СЕСТРЫ * О, Русская земля!.. ("Слово о полку Игореве") 1 Сторонний наблюдатель из какого-нибудь заросшего липами захолустного переулка, попадая в Петербург, испытывал в минуты внимания сложное чувство умственного возбуждения и душевной придавленности. Бродя по прямым и туманным улицам, мимо мрачных домов с темными окнами, с дремлющими дворниками у ворот, глядя подолгу на многоводный и хмурый простор Невы, на голубоватые линии мостов с зажженными еще до темноты фонарями, с колоннадами неуютных и нерадостных дворцов, с нерусской, пронзительной высотой Петропавловского собора, с бедными лодочками, ныряющими в темной воде, с бесчисленными барками сырых дров вдоль гранитных набережных, заглядывая в лица прохожих - озабоченные и бледные, с глазами, как городская муть, - видя и внимая всему этому, сторонний наблюдатель - благонамеренный - прятал голову поглубже в воротник, а неблагонамеренный начинал думать, что хорошо бы ударить со всей силой, разбить вдребезги это застывшее очарование. Еще во времена Петра Первого дьячок из Троицкой церкви, что и сейчас стоит близ Троицкого моста, спускаясь с колокольни, впотьмах, увидел кикимору - худую бабу и простоволосую, - сильно испугался и затем кричал в кабаке: "Петербургу, мол, быть пусту", - за что был схвачен, пытан в Тайной канцелярии и бит кнутом нещадно. Так с тех пор, должно быть, и повелось думать, что с Петербургом нечисто. То видели очевидцы, как по улице Васильевского острова ехал на извозчике черт. То в полночь, в бурю и высокую воду, сорвался с гранитной скалы и скакал по камням медный император. То к проезжему в карете тайному советнику липнул к стеклу и приставал мертвец - мертвый чиновник. Много таких россказней ходило по городу. И совсем еще недавно поэт Алексей Алексеевич Бессонов, проезжая ночь на лихаче, по дороге на острова, горбатый мостик, увидал сквозь разорванные облака в бездне неба звезду и, глядя на нее сквозь слезы, подумал, что лихач, и нити фонарей, и весь за спиной его спящий Петербург - лишь мечта, бред, возникший в его голове, отуманенной вином, любовью и скукой. Как сон, прошли два столетия: Петербург, стоящий на краю земли, в болотах и пусторослях, грезил безграничной славой и властью; бредовыми видениями мелькали дворцовые перевороты, убийства императоров, триумфы и кровавые казни; слабые женщины принимали полубожественную власть; из горячих и смятых постелей решались судьбы народов; приходили ражие парни, с могучим сложением и черными от земли руками, и смело поднимались к трону, чтобы разделить власть, ложе и византийскую роскошь. С ужасом оглядывались соседи на эти бешеные взрывы фантазии. С унынием и страхом внимали русские люди бреду столицы. Страна питала и никогда не могла досыта напитать кровью своею петербургские призраки. Петербург жил бурливо-холодной, пресыщенной, полуночной жизнью. Фосфорические летние ночи, сумасшедшие и сладострастные, и бессонные ночи зимой, зеленые столы и шорох золота, музыка, крутящиеся пары за окнами, бешеные тройки, цыгане, дуэли на рассвете, в свисте ледяного ветра и пронзительном завывании флейт - парад войскам перед наводящим ужас взглядом византийских глаз императора. - Так жил город. В последнее десятилетие с невероятной быстротой создавались грандиозные предприятия. Возникали, как из воздуха, миллионные состояния. Из хрусталя и цемента строились банки, мюзик-холлы, скетинги, великолепные кабаки, где люди оглушались музыкой, отражением зеркал, полуобнаженными женщинами, светом, шампанским. Спешно открывались игорные клубы, дома свиданий, театры, кинематографы, лунные парки. Инженеры и капиталисты работали над проектом постройки новой, не виданной еще роскоши столицы, неподалеку от Петербурга, на необитаемом острове. В городе была эпидемия самоубийств. Залы суда наполнялись толпами истерических женщин, жадно внимающих кровавым и возбуждающим процессам. Все было доступно - роскошь и женщины. Разврат проникал всюду, им был, как заразой, поражен дворец. И во дворец, до императорского трона, дошел и, глумясь и издеваясь, стал шельмовать над Россией неграмотный мужик с сумасшедшими глазами и могучей мужской силой. Петербург, как всякий город, жил единой жизнью, напряженной и озабоченной. Центральная сила руководила этим движением, но она не была слита с тем, что можно было назвать духом города: центральная сила стремилась создать порядок, спокойствие и целесообразность, дух города стремился разрушить эту силу. Дух разрушения был во всем, пропитывал смертельным ядом и грандиозные биржевые махинации знаменитого Сашки Сакельмана, и мрачную злобу рабочего на сталелитейном заводе, и вывихнутые мечты модной поэтессы, сидящей в пятом часу утра в артистическом подвале "Красные бубенцы", - и даже те, кому нужно было бороться с этим разрушением, сами того не понимая, делали все, чтобы усилить его и обострить. То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги - верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения - признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными. Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго - предсмертного гимна, - он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники - новое и непонятное лезло изо всех щелей. 2 - ...Мы ничего не хотим помнить. Мы говорим: довольно, повернитесь к прошлому задом! Кто там у меня за спиной? Венера Милосская? А что - ее можно кушать? Или она способствует ращению волос! Я не понимаю, для чего мне нужна эта каменная туша? Но искусство, искусство, брр! Вам все еще нравится щекотать себя этим понятием? Глядите по сторонам, вперед, под ноги. У вас на ногах американские башмаки! Да здравствуют американские башмаки! Вот искусство: красный автомобиль, гуттаперчевая шина, пуд бензину и сто верст в час. Это возбуждает меня пожирать пространство. Вот искусство: афиша в шестнадцать аршин, и на ней некий шикарный молодой человек в сияющем, как солнце, цилиндре. Это - портной, художник, гений сегодняшнего дня! Я хочу пожирать жизнь, а вы меня потчуете сахарной водицей для страдающих половым бессилием... В конце узкого зала, за стульями, где тесно стояла молодежь с курсов и университета, раздался смех и хлопки. Говоривший, Сергей Сергеевич Сапожков, усмехаясь влажным ртом, надвинул на большой нос прыгающее пенсне и бойко сошел по ступенькам большой дубовой кафедры. Сбоку, за длинным столом, освещенным двумя пятисвечными канделябрами, сидели члены общества "Философские вечера". Здесь были и председатель общества, профессор богословия Антоновский, и сегодняшний докладчик - историк Вельяминов, и философ Борский, и лукавый писатель Сакунин. Общество "Философские вечера" в эту зиму выдерживало сильный натиск со стороны мало кому известных, но зубастых молодых людей. Они нападали на маститых писателей и почтенных философов с такой яростью и говорили такие дерзкие и соблазнительные вещи, что старый особняк на Фонтанке, где помещалось общество, по субботам, в дни открытых заседаний, бывал переполнен. Так было и сегодня. Когда Сапожков при рассыпавшихся хлопках исчез в толпе, на кафедру поднялся небольшого роста человек с шишковатым стриженым черепом, с молодым скуластым и желтым лицом - Акундин. Появился он здесь недавно, успех, в особенности в задних рядах зрительного зала, бывал у него огромный, и когда спрашивали: откуда и кто такой? - знающие люди загадочно улыбались. Во всяком случае, фамилия его была не Акундин, приехал он из-за границы и выступал неспроста. Пощипывая редкую бородку, Акундин оглядел затихший зал, усмехнулся тонкой полоской губ и начал говорить. В это время в третьем ряду кресел, у среднего прохода, подперев кулачком подбородок, сидела молодая девушка, в суконном черном платье, закрытом до шеи. Ее пепельные тонкие волосы были подняты над ушами, завернуты в большой узел и сколоты гребнем. Не шевелясь и не улыбаясь, она разглядывала сидящих за зеленым столом, иногда ее глаза подолгу останавливались, на огоньках свечей. Когда Акундин, стукнув по дубовой кафедре, воскликнул: "Мировая экономика наносит первый удар железного кулака по церковному куполу", - девушка Вздохнула не сильно и, приняв кулачок от покрасневшего снизу подбородка, положила в рот карамель. Акундин говорил: - ...А вы все еще грезите туманными снами о царствии божием на земле. А он, несмотря на все ваши усилия, продолжает спать. Или вы надеетесь, что он все-таки проснется и заговорит, как валаамова ослица? Да, он проснется, но разбудят его не сладкие голоса ваших поэтов, не дым из кадильниц, - народ могут разбудить только фабричные свистки. Он проснется и заговорит, и голос его будет неприятен для слуха. Или вы надеетесь на ваши дебри и болота? Здесь можно подремать еще с полстолетия, верю. Но не называйте это мессианством. Это не то, что грядет, а то, что уходит. Здесь, в Петербурге, в этом великолепном зале, выдумали русского мужика. Написали о нем сотни томов и сочинили оперы. Боюсь, как бы эта забава не окончилась большой кровью... Но здесь председатель остановил говорившего. Акундин слабо улыбнулся, вытащил из пиджака большой платок и вытер привычным движением череп и лицо. В конце зала раздались голоса: - Пускай говорит! - Безобразие закрывать человеку рот! - Это издевательство! - Тише вы, там, сзади! - Сами вы тише! Акундин продолжал: - ...Русский мужик - точка приложения идей. Да. Но если эти идеи органически не связаны с его вековыми желаниями, с его первобытным понятием о справедливости, понятием всечеловеческим, то идеи падают, как семена на камень. И до тех пор, покуда не станут рассматривать русского мужика просто как человека с голодным желудком и натертым работою хребтом, покуда не лишат его наконец когда-то каким-то барином придуманных мессианских его особенностей, до тех пор будут трагически существовать два полюса: ваши великолепные идеи, рожденные в темноте кабинетов, и народ, о котором вы ничего не хотите знать... Мы здесь даже и не критикуем вас по существу. Было бы странно терять время на пересмотр этой феноменальной груды - человеческой фантазии. Нет. Мы говорим: спасайтесь, покуда не поздно. Ибо ваши идеи и ваши сокровища будут без сожаления выброшены в мусорный ящик истории... Девушка в черном суконном платье не была расположена вдумываться в то, что говорилось с дубовой кафедры. Ей казалось, что все эти слова и споры, конечно, очень важны и многозначительны, но самое важное было иное, о чем эти люди не говорили... За зеленым столом в это время появился новый человек. Он не спеша сел рядом с председателем, кивнул направо и налево, провел покрасневшей рукой по русым волосам, мокрым от снега, и, спрятав под стол руки, выпрямился, в очень узком черном сюртуке: худое матовое лицо, брови дугами, под ними, в тенях, - огромные серые глаза, и волосы, падающие шапкой. Точно таким Алексей Алексеевич Бессонов был изображен в последнем номере еженедельного журнала. Девушка не видела теперь ничего, кроме этого почти отталкивающе-красивого лица. Она словно с ужасом внимала этим странным чертам, так часто снившимся ей в ветреные петербургские ночи. Вот он, наклонив ухо к соседу, усмехнулся, и улыбка - простоватая, но в вырезах тонких ноздрей, в слишком женственных бровях, в какой-то особой нежной силе этого лица было вероломство, надменность и еще то, чего она понять не могла, но что волновало ее всего сильнее. В это время докладчик Вельяминов, красный и бородатый, в золотых очках и с пучками золотисто-седых волос вокруг большого черепа, отвечал Акундину: - Вы правы так же, как права лавина, когда обрушивается с гор. Мы давно ждем пришествия страшного века, предугадываем торжество вашей правды. Вы овладеете стихией, а не мы. Но мы знаем, высшая справедливость, на завоевание которой вы скликаете фабричными гудками, окажется грудой обломков, хаосом, где будет бродить оглушенный человек. "Жажду" - вот что скажет он, потому что в нем самом не окажется ни капли божественной влаги. Берегитесь, - Вельяминов поднял длинный, как карандаш, палец и строго через очки посмотрел на ряды слушателей, - в раю, который вам грезится, во имя которого вы хотите превратить человека в живой механизм, в номер такой-то, - человека в номер, - в этом страшном раю грозит новая революция, самая страшная изо всех революций - революция Духа. Акундин холодно проговорил с места: - Человека в номер - это тоже идеализм. Вельяминов развел над столом руками. Канделябр бросал блики на его лысину. Он стал говорить о грехе, куда отпадает мир, и о будущей страшной расплате. В зале покашливали. Во время перерыва девушка пошла в буфетную и стояла у дверей, нахмуренная и независимая. Несколько присяжных поверенных с женами пили чай и громче, чем все люди, разговаривали. У печки знаменитый писатель, Чернобылин, ел рыбу с брусникой и поминутно оглядывался злыми пьяными глазами на проходящих. Две, средних лет, литературные дамы, с грязными шеями и большими бантами в волосах, жевали бутерброды у буфетного прилавка. В стороне, не смешиваясь со светскими, благообразно стояли батюшки. Под люстрой, заложив руки сзади под длинный сюртук, покачивался на каблуках полуседой человек с подчеркнуто растрепанными волосами - Чирва - критик, ждал, когда к нему кто-нибудь подойдет. Появился Вельяминов; одна из литературных дам бросилась к нему, вцепилась в рукав. Другая литературная дама вдруг перестала жевать, Отряхнула крошки, нагнула голову, расширила глаза. К ней подходил Бессонов, кланяясь направо и налево смиренным наклонением головы. Девушка в черном всей своей кожей почувствовала, как подобралась под корсетом литературная дама. Бессонов говорил ей что-то с ленивой усмешкой. Она всплеснула полными руками и захохотала, подкатывая глаза. Девушка дернула плечиком и пошла из буфета. Ее окликнули. Сквозь толпу к ней протискивался черноватый истощенный юноша, в бархатной куртке, радостно кивал, от удовольствия морщил нос и взял ее за руку. Его ладонь была влажная, и на лбу влажная прядь волос, и влажные длинные черные глаза засматривали с мокрой нежностью. Его звали Александр Иванович Жиров. Он сказал: - Вот? Что вы тут делаете, Дарья Дмитриевна? - То же, что и вы, - ответила она, освобождая руку, сунула ее в муфту и там вытерла о платок. Он захихикал, глядя еще нежнее: - Неужели и на этот раз вам не понравился Сапожков? Он говорил сегодня, как пророк. Вас раздражает его резкость и своеобразная манера выражаться. Но самая сущность его мысли - разве это не то, чего мы все втайне хотим, но сказать боимся? А он смеет. Вот: Каждый молод, молод, молод. В животе чертовский голод, Будем лопать пустоту... Необыкновенно, ново и смело, Дарья Дмитриевна, разве вы сами не чувствуете, - новое, новое прет! Наше, новое, жадное, смелое. Вот тоже и Акундин. Он слишком логичен, но как вбивает гвозди! Еще две, три таких зимы, - и все затрещит, полезет по швам, - очень хорошо! Он говорил тихим голосом, сладко и нежно улыбаясь. Даша чувствовала, как все в нем дрожит мелкой дрожью, точно от ужасного возбуждения. Она не дослушала, кивнула головой и стала протискиваться к вешалке. Сердитый швейцар с медалями, таская вороха шуб и калош, не обращал внимания на Дашин протянутый номерок. Ждать пришлось долго, в ноги дуло из пустых с махающими дверями сеней, где стояли рослые, в синих мокрых кафтанах, извозчики и весело и нагло предлагали выходящим: - Вот на резвой, ваше сясь! - Вот по пути, на Пески! Вдруг за Дашиной спиной голос Бессонова проговорил раздельно и холодно: - Швейцар, шубу, шапку и трость. Даша почувствовала, как легонькие иголочки пошли по спине. Она быстро повернула голову и прямо взглянула Бессонову в глаза. Он встретил ее взгляд спокойно, как должное, но затем веки его дрогнули, в серых глазах появилась живая влага, они словно подались, и Даша почувствовала, как у нее затрепетало сердце. - Если не ошибаюсь, - проговорил он, наклоняясь к ней, - мы встречались у вашей сестры? Даша сейчас же ответила дерзко: - Да. Встречались. Выдернула у швейцара шубу и побежала к парадным дверям. На улице мокрый и студеный ветер подхватил ее платье, обдал ржавыми каплями. Даша до глаз закуталась в меховой воротник. Кто-то, перегоняя, проговорил ей над ухом: - Ай да глазки! Даша быстро шла по мокрому асфальту, по зыбким полосам электрического света. Из распахнувшейся двери ресторана вырвались вопли скрипок - вальс. И Даша, не оглядываясь, пропела в косматый мех муфты: - Ну, не так-то легко, не легко, не легко! 3 Расстегивая в прихожей мокрую шубу, Даша спросила у горничной: - Дома никого нет, конечно? Великий Могол, - так называли горничную Лушу за широкоскулое, как у идола, сильно напудренное лицо, - глядя в зеркало, ответила тонким голосом, что барыни действительно дома нет, а барин дома, в кабинете, и ужинать будет через полчаса. Даша прошла в гостиную, села у рояля, положила ногу на ногу и охватила колено. Зять, Николай Иванович, дома, - значит, поссорился с женой, надутый и будет жаловаться. Сейчас - одиннадцать, и часов до трех, покуда не заснешь, делать нечего. Читать, но что?. И охоты нет. Просто сидеть, думать - себе дороже станет. Вот, в самом деле, как жить иногда неуютно. Даша вздохнула, открыла крышку рояля и, сидя боком, одною рукою начала разбирать Скрябина. Трудновато приходится человеку в таком неудобном возрасте, как девятнадцать лет, да еще девушке, да еще очень и очень неглупой, да еще по нелепой какой-то чистоплотности слишком суровой с теми, - а их было немало, - кто выражал охоту развеивать девичью скуку. В прошлом году Даша приехала из Самары в Петербург на юридические курсы и поселилась у старшей сестры, Екатерины Дмитриевны Смоковниковой. Муж ее был адвокат, довольно известный; жили они шумно и широко. Даша была моложе сестры лет на пять; когда Екатерина Дмитриевна выходила замуж, Даша была еще девочкой; последние годы сестры мало виделись, и теперь между ними начались новые отношения: у Даши влюбленные, у Екатерины Дмитриевны - нежно любовные. Первое время Даша подражала сестре во всем, восхищалась ее красотой, вкусами, уменьем вести себя с людьми. Перед Катиными знакомыми она робела, иным от застенчивости говорила дерзости. Екатерина Дмитриевна старалась, чтобы дом ее был всегда образцом вкуса и новизны, еще не ставшей достоянием улицы; она не пропускала ни одной выставки и покупала футуристические картины. В последний год из-за этого у нее происходили бурные разговоры с мужем, потому что Николай Иванович любил живопись идейную, а Екатерина Дмитриевна со всей женской пылкостью решила лучше пострадать за новое искусство, чем прослыть отсталой. Даша тоже восхищалась этими странными картинами, развешанными в гостиной, хотя с огорчением думала иногда, что квадратные фигуры с геометрическими лицами, с большим, чем нужно, количеством рук и ног, глухие краски, как головная боль, - вся эта чугунная, циническая поэзия слишком высока для ее тупого воображения. Каждый вторник у Смоковниковых, в столовой из птичьего глаза, собиралось к ужину шумное и веселое общество. Здесь были разговорчивые адвокаты, женолюбивые и внимательно следящие за литературными течениями; два или три журналиста, прекрасно понимающие, как нужно вести внутреннюю и внешнюю политику; нервно расстроенный критик Чирва, подготовлявший очередную литературную катастрофу. Иногда спозаранку приходили молодые поэты, оставлявшие тетради со стихами в прихожей, в пальто. К началу ужина в гостиной появлялась какая-нибудь знаменитость, шла не спеша приложиться к хозяйке и с достоинством усаживалась в кресло. В средине ужина бывало слышно, как в прихожей с грохотом снимали кожаные калоши и бархатный голос произносил: "Приветствую Тебя, Великий Могол!" - и затем над стулом хозяйки склонялось бритое, с отвислыми жабрами, лицо любовника-резонера: - Катюша, - лапку! Главным человеком для Даши во время этих ужинов была сестра. Даша негодовала на тех, кто был мало внимателен к милой, доброй и простодушной Екатерине Дмитриевне, к тем же, кто бывал слишком внимателен, ревновала, - глядела на виноватого злыми глазами. Понемногу она начала разбираться в этом кружащем непривычную голову множестве лиц. Помощников присяжных поверенных она теперь презирала: у них, кроме мохнатых визиток, лиловых галстуков да проборов через всю голову, ничего не было важного за душой. Любовника-резонера она ненавидела: он не имел права сестру звать Катей, Великого Могола - Великим Моголом, не имел никакого основания, выпивая рюмку водки, щурить отвислые глаза на Дашу и приговаривать: "Пью за цветущий миндаль!" Каждый раз при этом Даша задыхалась от злости. Щеки у нее действительно были румяные, и ничем этот проклятый миндальный цвет согнать было нельзя, и Даша чувствовала себя за столом вроде деревянной матрешки. На лето Даша не поехала к отцу в пыльную и знойную Самару, а с радостью согласилась остаться у сестры на взморье, в Сестрорецке. Там были те же люди, что и зимой, только все виделись чаще, катались на лодках, купались, ели мороженое в сосновом бору, слушали по вечерам музыку и шумно ужинали на веранде курзала, под звездами. Екатерина Дмитриевна заказала Даше белое, вышитое гладью платье, большую шляпу из белого газа с черной лентой и широкий шелковый пояс, чтобы завязывать большим бантом на спине, и в Дашу неожиданно, точно ему вдруг раскрыли глаза, влюбился помощник зятя - Никанор Юрьевич Куличек. Но он был из "презираемых". Даша возмутилась, позвала его в лес и там, не дав ему сказать в оправдание ни одного слова (он только вытирался платком, скомканным в кулаке), наговорила, что она не позволит смотреть на себя, как на какую-то "самку", что она возмущена, считает его личностью с развращенным воображением и сегодня же пожалуется зятю. Зятю она нажаловалась в тот же вечер. Николай Иванович выслушал ее до конца, поглаживая холеную бороду и с удивлением взглядывая на миндальные от негодования Дашины щеки, на гневно дрожащую большую шляпу, на всю тонкую, беленькую Дашину фигуру, затем сел на песок у воды и начал хохотать, вынул платок, вытирал глаза, приговаривая: - Уйди, Дарья, уйди, умру! Даша ушла, ничего не понимая, смущенная и расстроенная. Куличек теперь не смел даже глядеть на нее, худел и уединялся. Дашина честь была спасена. Но вся эта история неожиданно взволновала в ней девственно дремавшие чувства. Нарушилось тонкое равновесие, точно во всем Дашином теле, от волос до пяток, зачался какой-то второй человек, душный, мечтательный, бесформенный и противный. Даша чувствовала его всей своей кожей и мучилась, как от нечистоты; ей хотелось смыть с себя эту невидимую паутину, вновь стать свежей, прохладной, легкой. Теперь по целым часам она играла в теннис, по два раза на дню купалась, вставала ранним утром, когда на листьях еще горели большие капли росы, от лилового, как зеркало, моря шел пар и на пустой веранде расставляли влажные столы, мели сырые песчаные дорожки. Но, пригревшись на солнышке или ночью в мягкой постели, второй человек оживал, осторожно пробирался к сердцу и сжимал его мягкой лапкой. Его нельзя было ни отодрать, ни смыть с себя, как кровь с заколдованного ключа Синей Бороды. Все знакомые, а первая - сестра, стали находить, что Даша очень похорошела за это лето и словно хорошеет с каждым днем. Однажды Екатерина Дмитриевна, зайдя утром к сестре, сказала: - Что же это с нами дальше-то будет? - А что, Катя? Даша в рубашке сидела на постели, закручивала большим узлом волосы. - Уж очень хорошеешь, - что дальше-то будем делать? Даша строгими, "мохнатыми" глазами поглядела на сестру и отвернулась. Ее щека и ухо залились румянцем. - Катя, я не хочу, чтобы ты так говорила, мне это неприятно - понимаешь? Екатерина Дмитриевна села на кровать, щекою прижалась к Дашиной голой спине и засмеялась, целуя между лопатками. - Какие мы рогатые уродились: ни в ерша, ни в ежа, ни в дикую кошку. Однажды на теннисной площадке появился англичанин - худой, бритый, с выдающимся подбородком и детскими глазами. Одет он был до того безукоризненно, что несколько молодых людей из свиты Екатерины Дмитриевны впали в уныние. Даше он предложил партию и играл, как машина. Даше казалось, что он за все время ни разу на нее не взглянул - глядел мимо. Она проиграла и предложила вторую партию. Чтобы было ловчее, - засучила рукава белой блузки. Из-под пикейной ее шапочки выбилась прядь волос, она ее не поправляла. Отбивая сильным дрейфом над самой сеткой мяч, Даша думала: "Вот ловкая русская девушка с неуловимой грацией во всех движениях, и румянец ей к лицу". Англичанин выиграл и на этот раз, поклонился Даше - был он совсем сухой, - закурил душистую папироску и сел невдалеке, спросив лимонаду. Играя третью партию со знаменитым гимназистом, Даша несколько раз покосилась в сторону англичанина, - он сидел за столиком, охватив у щиколотки ногу в шелковом носке, положенную на колено, сдвинув соломенную шляпу на затылок, и, не оборачиваясь, глядел на море. Ночью, лежа в постели, Даша все это припомнила, ясно видела себя, прыгавшую по площадке, красную, с выбившимся клоком волос, и расплакалась от уязвленного самолюбия и еще чего-то, бывшего сильнее ее самой. С этого дня она перестала ходить на теннис. Однажды Екатерина Дмитриевна ей сказала: - Даша, мистер Беильс о тебе справляется каждый день, - почему ты не играешь? Даша раскрыла рот - до того вдруг испугалась. Затем с гневом сказала, что не желает слушать "глупых сплетен", что никакого мистера Беильса не знает и знать не хочет, и он вообще ведет себя нагло, если думает, будто она из-за него не играет в "этот дурацкий теннис". Даша отказалась от обеда, взяла в карман хлеба и крыжовнику и ушла в лес, и в пахнущем горячею смолою сосновом бору, бродя между высоких и красных стволов, шумящих вершинами, решила, что нет больше возможности скрывать жалкую истину: влюблена в англичанина и отчаянно несчастна. Так, понемногу поднимая голову, вырастал в Даше второй человек. Вначале его присутствие было отвратительно, как нечистота, болезненно, как разрушение. Затем Даша привыкла к этому сложному состоянию, как привыкают после лета, свежего ветра, прохладной воды - затягиваться зимою в корсет и суконное платье. Две недели продолжалась ее самолюбивая влюбленность в англичанина. Даша ненавидела себя и негодовала на этого человека. Несколько раз издали видела, как он лениво и ловко играл в теннис, как ужинал с русскими моряками, и в отчаянии думала, что он самый обаятельный человек на свете. А потом появилась около него высокая, худая девушка, одетая в белую фланель, - англичанка, его невеста, - и они уехали. Даша не спала целую ночь, возненавидела себя лютым отвращением и под утро решила, что пусть это будет ее последней ошибкой в жизни. На этом она успокоилась, а потом ей стало даже удивительно, как все это скоро и легко прошло. Но прошло не все. Даша чувствовала теперь, как тот - второй человек - точно слился с ней, растворился в ней, исчез, и она теперь вся другая - и легкая и свежая, как прежде, - но точно вся стала мягче, нежнее, непонятнее, и словно кожа стала тоньше, и лица своего она не узнавала в зеркале, и Особенно другими стали глаза, замечательные глаза, посмотришь в них - голова закружится. В середине августа Смоковниковы вместе с Дашей переехали в Петербург, в свою большую квартиру на Пантелеймоновской. Снова начались вторники, выставки картин, громкие премьеры в театрах и скандальные процессы на суде, покупки картин, увлечение стариной, поездки на всю ночь в "Самарканд", к цыганам. Опять появился любовник-резонер, скинувший на минеральных водах двадцать три фунта весу, и ко всем этим беспокойным удовольствиям прибавились неопределенные, тревожные и радостные слухи о том, что готовится какая-то перемена. Даше некогда было теперь ни думать, ни чувствовать помногу: утром - лекции, в четыре - прогулка с сестрой, вечером - театры, концерты, ужины, люди - ни минуты побыть в тишине. В один из вторников, после ужина, когда пили ликеры, в гостиную вошел Алексей Алексеевич Бессонов. Увидев его в дверях, Екатерина Дмитриевна-залилась яркой краской. Общий разговор прервался. Бессонов сел на диван и принял из рук Екатерины Дмитриевны чашку с кофе. К нему подсели знатоки литературы - два присяжных поверенных, но он, глядя на хозяйку длинным, странным взором, неожиданно заговорил о том, что искусства вообще никакого нет, а есть шарлатанство, факирский фокус, когда обезьяна лезет на небо по веревке. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ] [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] [ 55 ] [ 56 ] [ 57 ] [ 58 ] [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] [ 65 ]/ Полные произведения / Толстой А.Н. / Хождение по мукам | Смотрите также по произведению "Хождение по мукам": Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»