Авторы сериала аккуратно предупредили зрителя: это не экранизация, а только по мотивам. Поэтому придираться к несоответствиям экранной и бумажной версии истории про двух сестер некорректно. Тем более, что их, этих несоответствий, не так много. Более того, опытный сценарист Елена Райская очень деликатно подошла к интерпретации эпопеи. А вот от сравнений сериала с его предыдущей реинкарнации 1977 года от режиссера Василия Ордынского отказаться значительно труднее. Наши современники дерзко вступили в своеобразное соревнование со своими предшественниками: для воссоздания на экране они часто выбирают ровно те же эпизоды, что и советские авторы. И, надо признать, в целом новый сериал не проигрывает старому, для молодых зрителей он, пожалуй, покажется интересней «допотопной» экранизации знаменитого романа. Сорок лет – большой срок. Кино- и телевизионное искусство на месте не стояли, сформировались новые творческие методы, на экранах господствуют новые моды. Темп развития сюжета старого сериала может показаться неимоверно затянутым. Многие сцены грешат избыточной статичностью, непривычно изобилие крупных планов. А в сериале Константина Худякова все очень современно: энергично, темпераментно, резко. Содержание одной серии образца 2017 года включает в себя как минимум две серии сорокалетней давности. Но кое в чем превзойти советский телепродукт команде Худякова не удалось.
Первый явный проигрыш касается кастинга. Анна Чиповская и Юлия Снигирь в целом со своей задачей справились, им удались образы двух сестер. Они, безусловно, хороши. Но пара Ирина Алферова (Даша) и Светлана Пенкина (Катя) не просто хороша, она великолепна, блистательна, феерична. Да что там говорить, по сравнению с этими красавицами наши современницы кажутся простушками. Рядом с теми золушками нашим сестрам можно только дочерей злой мачехи играть. И перегруженность старого сериала крупными планами возникает иногда из-за того, что оператор просто не может налюбоваться иконным ликом молодой Алферовой: эти серые глаза и пепельные волосы тогда запали в душу практически всему дееспособному мужскому населению СССР. Если же говорить о мужских ролях, то и тут современники не выигрывают. Юрий Соломин в роли Телегина затмевает Леонида Бичевина, уровень его обаяния просто зашкаливает, несмотря на то, что записным красавцем его считать все-таки нельзя. Но если выбор исполнителей главных ролей объясняется современным состоянием дел в актерском цехе (ну, когда же смогут клонировать Козловского!), то выбор исполнителя роли Бессонова меня, признаться, просто озадачил. Этот поэт-бабоукладчик, злая карикатура на Александра Блока, предстает перед нами в облике Антона Шагина! Из него такой же Блок, как из Галустяна Маяковский. Карикатура может быть злой, но не до такой же степени. А вот Михаил Козаков (даже не самой первой тогда уже свежести) был очень убедителен, исполняя роль красноречивого сердцееда.
Но самым большим отличием новой телеверсии романа Алексея Толстого от старой стали не сюжетные коллизии, не актерские находки или потери. Худяков резко поменял акценты в изображении событий романа. У Толстого (и у Василия Ордынского) Даша, Катя и их окружение – интеллигенты-разночинцы. И ведут они себя соответственно: уважительно выслушивают мнение собеседника, разговаривают, не повышая голоса. Даже сцена ревности, в которой Николай Иванович грозит застрелить Катю, исполняется на полутонах. А вот Константин Худяков решительно разбавляет Алексея Толстого Федором Достоевским. Уж у него истерика, так истерика, его «интеллигенты» орут, как грачи на помойке, дискутируют подобно персонажам современных ток-шоу. А еще они не умеют вести беседу за столом. Современных актеров, наверное, мама в детстве не поучала: не говори с набитым ртом. Конечно, в украинских сериалах с этим дело обстоит намного хуже, но, если так и дальше пойдет, ко времени следующей экранизации «Анны Карениной» мы увидим Вронского, сморкающегося в кулак. Надеюсь, это произойдет не раньше, чем через сорок лет.
www.ivi.ru
После недавно прочитанной и дико не понравившейся "Белой гвардии" взял книгу на ту же тему. И вот парадокс: если сравнивать мои симпатии между Булгаковым и Толстым, то у последнего нет шансов. Плюс у Алексея Николаевича матерый и непрекрытый советский идеализм, который я терпеть не могу. Плюс ни одного приятного персонажа. Но его роман получает на целых два балла больше. Почему? Попробую разобраться...
1. Персонажи. Как я сказал, никто из них не показался мне приятным. Но каждая семейная пара (Катя + Рощин, Даша + Телегин) да еще и папаша Булавин и поп-расстрига Кузьма Кузьмич - они вызывают эмоции. Разнообразные. И чем номер тома больше, тем эмоции негативнее из-за про-советского пафоса, но эмоции есть. В "Белой гвардии" мне как-то было на героев плевать...
2. Атмосфера. Тут она разная - от декаденса и ностальгической депрессии до чисто книжного захлебывающегося оптимизма в формате "Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую няшу". У Булгакова атмосфера упадническая и ровная, словно кардиограмма трупа. Там я кроме шикарного языка ничего не могу отметить.
3. Объем книги и время создания. Три тома Толстого написаны в разное время и от этого ощущение, что действительно между томами проходят годы, только усиливается. Тут к месту будет сказать, что чисто с литературной точки зрения к классике я бы отнес исключительно первую часть под названием "Сестры". Дальше - чистейшей воды заказуха с восхвалением тех, кого положено, в завуалированной (а иногда и открытой) форме. Впрочем, как бы иначе бывший граф мог печататься и получать сталинские премии? Только приспосабливаться. Поэтому серп и молот ярко сверкает не только над первым российским императором Петром Первым, но даже и над таким чистокровным итальянцем как Буратино. Чего же ждать от господ Телегина и Рощина с госпожами супружницами, которые по одиночке и плавно трансформируются из господ в товарищи?
4. Еще один плюс. Лично для меня. В "Хождениях по мукам", в отличие от "Белой гвардии", по крайней мере нет того жирненького шовинизма, которым Булгаков наградил некоторых персонажей, яро ненавидящих или высмеивающих все украинское за то, что оно далеко не русское. Вот такое я терпеть не могу. Никогда не понимал гнобления людей, вещей, искусства, кулинарии и т.д. по национальному признаку. У Толстого и у батьки Махно, и у белых офицеров, и в Красной армии есть хорошие и плохие ЛЮДИ. Без нацпризнаков.
Но при всей похвале Толстому она (похвала) относительная именно другой упомянутой книги. Минусов в эпопее немало. Это и затянутость, и не всегда логичное поведение, и размытие психологических типов личностей, и до смешного нелепые ситуации, введенные в угоду действующей на дворе власти.
В целом, мне больше понравилось поразмыслить что с четверкой будет дальше, после завершения описываемых событий. Где-то в конце 20-х и особенно в 30-х годах.
Рощин. Ну, за ним воронок приедет первым. Бывший белый офицер, идейный причем. Плевать на то сколько подвигов успел совершить в гражданскую и на «красные подштанники», милости просим на нашу Калыму. Или к вон той кирпичной стеночке. Становитесь поудобнее, только сапожки снимите, чтобы не жали.Даша. Она будет вторая. Происхождение и первоначальные взгляды ей бы простили, но папу - министра Самарского правительства - никак.Телегин. Вот здесь все фифти-фифти. Если пройдет тихонечко до пенсии и не споткнется, не станет возникать насчет Дарьи, то могут и не тронуть. И даже подержать недалеко от партийной кормушки. Но при первой же ошибке, при первом неверном шаге вспомнят его "Либо я на Дон уйду к Корнилову… Либо с вами…"Катя. Полагаю, у нее больше всех шансов остаться неперееханной новой системой. Особенно если станет жить где-нибудь в глубинке в роли учительницы младших классов.
Вот такие думы в формате послекнижья. Они мне интересны, а то, что в самом гига-романе - значительно меньше.
readly.ru
Октябрьское небо плакало над русской землей, над голодными и цепенеющими городами, где жизнь тлела в ожидании еще более безнадежной зимы, над недымившими заводскими трубами и опустевшими цехами, откуда рабочие разбрелись по всем фронтам, над кладбищами паровозов и разбитых вагонов, над стародревней тишиной соломенных деревень, где осталось мало мужиков, и снова, как в дедовские времена, зажигалась лучина и уже постукивал, поскрипывал кое-где домодельный ткацкий станок.А.Н.Толстой ''Хождение по мукам. Хмурое утро''
Я не знаю кто и когда решил, что эта книга ''гимн гражданской войне и революции'', не знаю и знать не хочу, но вполне возможно, что идея эта родилась после третьей книги ''Хмурое утро'', где ''вся книга полна социалистических идей и по сути своей идеологична'', но я об этом чуть позже напишу. Для меня ''Хождение по мукам'' никакой не гимн революции и, уж тем более, не гимн гражданской войне, эта книга для меня - открытая рана, именно хождение по мукам, страшная и болезненная, которая до сих пор не затянулась и не думаю, что затянется в ближайшем будущем, потому что гражданская война это всегда боль, слезы, ненависть, разломы, которые проходят не только внутри страны, но и внутри семей, это хаос, вседозволенность и горечь. Это раны и утраты, на которые не всегда есть силы, чтобы их оплакать. Красный граф - как его часто называли, написал книгу, которая в полной мере, особенно первые две части отразила весь морок, ужас и беду Российской Империи, того уходящего века, который уже не вернуть и не восстановить, слом общества - социальный, культурный, исторический. Тот самый слом, когда верхи не могут, а низы не хотят. Время разрушений, слабости, бессилия, наростающего народного бунта, нищеты и необразованности, время, когда нужно было срочно, еще вчера, думать о людях, договариваться, но все было в мороке, в хмуром сумраке, из-за котого пострадала вся страна: от импереатора до крестьянина.
Разрозненность и трагедия Российской Империи, впавшей в хаос, в кровь, в нищету и голод, хорошо описана во второй части ''Восемнадцатый год''Третья часть ''Хмурое утро'', на мой взгляд, не столько слабая и идеологическая, сколько недоработанная и непродуманная, она напоминает красивый бутон, который так и не распустился, это словно собранные в книгу разрозненные записки-наброски к готовящейся к написанию книге. Да, по замыслу, в третьей части, хаос начал структурироваться, в Красной Армии появилась дисциплина, только автор не пишет каким образом это было достигнуто, каким образом произошло это превращение. Очень подробно описаны походы и победы Красной Армии над Белой Армией, но как это случилось - этого в книге нет, а ведь это основополагющая вещь, стержень победы революции над контрреволюцией. Именно здесь в этой части встречи героев книги выглядят слегка искусственными и надуманными, более того, сами герои, кроме Телегина, рассыпались, хотя по замыслу, наоборот, должны были обрести стержень, каждый свой. Но, тем не менее, эта книга - одна из самых моих любимых, именно потому, что написана она блестяще об очень сложном и мучительном времени, когда ломалась империя, когда страна убивала саму себя, когда граждане страны вынуждены были уехать. Это было действительно хождение по мукам для героев книги и оно еще не закончено, несмотря на оптимистичный финал. И на обломках самовластьяНапишут наши имена!
mybook.ru
Точно так же неясно куда антисоветчики денут заключительную сцену третьей книги. Там то уж все совсем однозначно! Видимо, сюжет сериала в очень значительной мере отличается от романа. Иначе я просто не вижу как завернуть "Хождение по мукам" в однозначно антисоветскую сторону.
Сейчас это более чем распространенный прием. Берется известное и ценимое потенциальным зрителем произведение и снимается ремейк. Насколько остается связь с оригиналом? Чаще всего она сугубо формальна. Тут достаточно вспомнить хотя бы печально известные ремейки советских фильмов. Их создатели делают ставку на привлечение зрителей за счет названия. "Хождения по мукам" от НТВ – это именно этот случай.
Не могу не обратить внимание на штандарт Романовых на постере. Он вроде как символизирует сторону белых в гражданской войне. И этот момент совершенно непонятен! Подавляющая часть белых монархистами не были. Факт в том, что во время незаконного отстранения за Николая II никто толком не заступился. Единичные случаи безусловно были, но в политическом смысле сторонников у Николая, не нашлось. Известно, что царскую семью арестовывал Корнилов – один из будущих вождей белых.
В общем, могу сказать где-то то же, что я, не будучи почитателем Николая II или сторонником запрета фильма, в свое время говорил по поводу "Матильды" (на деле оказавшимся фильмом ни о чем): врать нехорошо!
И последнее. Обилие поделок, слепленных за государственные деньги к 100-летию Октября, поражает! На зрителей выльют и "Демона Революции", "Троцкого" (где судя по трейлеру не хватает только "Sex! Drugs! Rock&Roll" на лозунгах) и многое другое. Не жалеет денег государство российское на обливание помоями собственной истории. И на данный момент политического субъекта, способного прекратить это, нет.
emelamud.livejournal.com
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»