Рецензии и отзывы на Хождение по мукам. Отзывы хождение по мукам


Рецензия на сериал Хождение по мукам от Сергей Ю. 28.11.2017

Сорок лет назад никто бы и не смог подумать, что 100-летие Великой октябрьской социалистической революции будет отмечаться так скромно. Вместо возможных в случае сохранения развитого социализма в отдельно взятой стране града кантат, водопада симфоний и каскада кино- теле- и театральных премьер мы получили в годовщину октябрьского переворота глянцевую «Матильду», апологию Троцкого и историю про то, как дружили два равновеликих революционера средней руки: Парвус и Ленин. Как бы извиняясь перед зрителями за столь скудный премьерный репертуар, креативный класс предъявил народу сериал, очередную экранизацию одного из трех самых знаменитых романов о революции и гражданской войне. Предыдущий сериал по мотивам произведения красного графа советский тогда еще зритель получил в подарок сорок лет назад. Прямо как в Библии: сорок лет странствий – и получите награду. Только на этот раз это новые «Хождения по мукам» по Алексею Толстому от Константина Худякова.

Петербург, 1914 год. Сестры Катя (Юлия Снигирь) и Даша (Анна Чиповская), дочери доктора Булавина (Сергей Колтаков) из Самары, живут насыщенной культурными событиями жизнью имперской столицы. Они в курсе самых новых веяний в живописи и поэзии, их знакомые ведут острые философские дискуссии о будущем России. Личная жизнь сестер тоже скучной показаться не может. Екатерина, будучи замужем за адвокатом Николаем Ивановичем Смоковниковым (Алексей Колган), позволяет себе похождения на стороне. Ее последнее увлечение – знаменитый поэт Бессонов (Антон Шагин), в которого влюбляется и Даша. Фоном декадентских увлечений сестер выступают бурные революционные события: рабочие бастуют, казаки разгоняют. И тут начинается Вторая отечественная война (для нас – Первая мировая), которая перерастет в революцию (октябрьский переворот?) и следующую за ней войну Гражданскую (эта – без изменений). Катя и Даша не теряются в этой ситуации, посреди хаоса, разрухи и анархии они выстраивают отношения с любимыми мужчинами: Иваном Телегиным (Леонид Бичевин) и Вадимом Рощиным (Павел Трубинер).

Авторы сериала аккуратно предупредили зрителя: это не экранизация, а только по мотивам. Поэтому придираться к несоответствиям экранной и бумажной версии истории про двух сестер некорректно. Тем более, что их, этих несоответствий, не так много. Более того, опытный сценарист Елена Райская очень деликатно подошла к интерпретации эпопеи. А вот от сравнений сериала с его предыдущей реинкарнации 1977 года от режиссера Василия Ордынского отказаться значительно труднее. Наши современники дерзко вступили в своеобразное соревнование со своими предшественниками: для воссоздания на экране они часто выбирают ровно те же эпизоды, что и советские авторы. И, надо признать, в целом новый сериал не проигрывает старому, для молодых зрителей он, пожалуй, покажется интересней «допотопной» экранизации знаменитого романа. Сорок лет – большой срок. Кино- и телевизионное искусство на месте не стояли, сформировались новые творческие методы, на экранах господствуют новые моды. Темп развития сюжета старого сериала может показаться неимоверно затянутым. Многие сцены грешат избыточной статичностью, непривычно изобилие крупных планов. А в сериале Константина Худякова все очень современно: энергично, темпераментно, резко. Содержание одной серии образца 2017 года включает в себя как минимум две серии сорокалетней давности. Но кое в чем превзойти советский телепродукт команде Худякова не удалось.

Первый явный проигрыш касается кастинга. Анна Чиповская и Юлия Снигирь в целом со своей задачей справились, им удались образы двух сестер. Они, безусловно, хороши. Но пара Ирина Алферова (Даша) и Светлана Пенкина (Катя) не просто хороша, она великолепна, блистательна, феерична. Да что там говорить, по сравнению с этими красавицами наши современницы кажутся простушками. Рядом с теми золушками нашим сестрам можно только дочерей злой мачехи играть. И перегруженность старого сериала крупными планами возникает иногда из-за того, что оператор просто не может налюбоваться иконным ликом молодой Алферовой: эти серые глаза и пепельные волосы тогда запали в душу практически всему дееспособному мужскому населению СССР. Если же говорить о мужских ролях, то и тут современники не выигрывают. Юрий Соломин в роли Телегина затмевает Леонида Бичевина, уровень его обаяния просто зашкаливает, несмотря на то, что записным красавцем его считать все-таки нельзя. Но если выбор исполнителей главных ролей объясняется современным состоянием дел в актерском цехе (ну, когда же смогут клонировать Козловского!), то выбор исполнителя роли Бессонова меня, признаться, просто озадачил. Этот поэт-бабоукладчик, злая карикатура на Александра Блока, предстает перед нами в облике Антона Шагина! Из него такой же Блок, как из Галустяна Маяковский. Карикатура может быть злой, но не до такой же степени. А вот Михаил Козаков (даже не самой первой тогда уже свежести) был очень убедителен, исполняя роль красноречивого сердцееда.

Но самым большим отличием новой телеверсии романа Алексея Толстого от старой стали не сюжетные коллизии, не актерские находки или потери. Худяков резко поменял акценты в изображении событий романа. У Толстого (и у Василия Ордынского) Даша, Катя и их окружение – интеллигенты-разночинцы. И ведут они себя соответственно: уважительно выслушивают мнение собеседника, разговаривают, не повышая голоса. Даже сцена ревности, в которой Николай Иванович грозит застрелить Катю, исполняется на полутонах. А вот Константин Худяков решительно разбавляет Алексея Толстого Федором Достоевским. Уж у него истерика, так истерика, его «интеллигенты» орут, как грачи на помойке, дискутируют подобно персонажам современных ток-шоу. А еще они не умеют вести беседу за столом. Современных актеров, наверное, мама в детстве не поучала: не говори с набитым ртом. Конечно, в украинских сериалах с этим дело обстоит намного хуже, но, если так и дальше пойдет, ко времени следующей экранизации «Анны Карениной» мы увидим Вронского, сморкающегося в кулак. Надеюсь, это произойдет не раньше, чем через сорок лет.

www.ivi.ru

Рецензии на книгу Хождение по мукам

После недавно прочитанной и дико не понравившейся "Белой гвардии" взял книгу на ту же тему. И вот парадокс: если сравнивать мои симпатии между Булгаковым и Толстым, то у последнего нет шансов. Плюс у Алексея Николаевича матерый и непрекрытый советский идеализм, который я терпеть не могу. Плюс ни одного приятного персонажа. Но его роман получает на целых два балла больше. Почему? Попробую разобраться...

1. Персонажи. Как я сказал, никто из них не показался мне приятным. Но каждая семейная пара (Катя + Рощин, Даша + Телегин) да еще и папаша Булавин и поп-расстрига Кузьма Кузьмич - они вызывают эмоции. Разнообразные. И чем номер тома больше, тем эмоции негативнее из-за про-советского пафоса, но эмоции есть. В "Белой гвардии" мне как-то было на героев плевать...

2. Атмосфера. Тут она разная - от декаденса и ностальгической депрессии до чисто книжного захлебывающегося оптимизма в формате "Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую няшу". У Булгакова атмосфера упадническая и ровная, словно кардиограмма трупа. Там я кроме шикарного языка ничего не могу отметить.

3. Объем книги и время создания. Три тома Толстого написаны в разное время и от этого ощущение, что действительно между томами проходят годы, только усиливается. Тут к месту будет сказать, что чисто с литературной точки зрения к классике я бы отнес исключительно первую часть под названием "Сестры". Дальше - чистейшей воды заказуха с восхвалением тех, кого положено, в завуалированной (а иногда и открытой) форме. Впрочем, как бы иначе бывший граф мог печататься и получать сталинские премии? Только приспосабливаться. Поэтому серп и молот ярко сверкает не только над первым российским императором Петром Первым, но даже и над таким чистокровным итальянцем как Буратино. Чего же ждать от господ Телегина и Рощина с госпожами супружницами, которые по одиночке и плавно трансформируются из господ в товарищи?

4. Еще один плюс. Лично для меня. В "Хождениях по мукам", в отличие от "Белой гвардии", по крайней мере нет того жирненького шовинизма, которым Булгаков наградил некоторых персонажей, яро ненавидящих или высмеивающих все украинское за то, что оно далеко не русское. Вот такое я терпеть не могу. Никогда не понимал гнобления людей, вещей, искусства, кулинарии и т.д. по национальному признаку. У Толстого и у батьки Махно, и у белых офицеров, и в Красной армии есть хорошие и плохие ЛЮДИ. Без нацпризнаков.

Но при всей похвале Толстому она (похвала) относительная именно другой упомянутой книги. Минусов в эпопее немало. Это и затянутость, и не всегда логичное поведение, и размытие психологических типов личностей, и до смешного нелепые ситуации, введенные в угоду действующей на дворе власти.

В целом, мне больше понравилось поразмыслить что с четверкой будет дальше, после завершения описываемых событий. Где-то в конце 20-х и особенно в 30-х годах.

Рощин. Ну, за ним воронок приедет первым. Бывший белый офицер, идейный причем. Плевать на то сколько подвигов успел совершить в гражданскую и на «красные подштанники», милости просим на нашу Калыму. Или к вон той кирпичной стеночке. Становитесь поудобнее, только сапожки снимите, чтобы не жали.Даша. Она будет вторая. Происхождение и первоначальные взгляды ей бы простили, но папу - министра Самарского правительства - никак.Телегин. Вот здесь все фифти-фифти. Если пройдет тихонечко до пенсии и не споткнется, не станет возникать насчет Дарьи, то могут и не тронуть. И даже подержать недалеко от партийной кормушки. Но при первой же ошибке, при первом неверном шаге вспомнят его "Либо я на Дон уйду к Корнилову… Либо с вами…"Катя. Полагаю, у нее больше всех шансов остаться неперееханной новой системой. Особенно если станет жить где-нибудь в глубинке в роли учительницы младших классов.

Вот такие думы в формате послекнижья. Они мне интересны, а то, что в самом гига-романе - значительно меньше.

readly.ru

Рецензии и отзывы на Хождение по мукам

Октябрьское небо плакало над русской землей, над голодными и цепенеющими городами, где жизнь тлела в ожидании еще более безнадежной зимы, над недымившими заводскими трубами и опустевшими цехами, откуда рабочие разбрелись по всем фронтам, над кладбищами паровозов и разбитых вагонов, над стародревней тишиной соломенных деревень, где осталось мало мужиков, и снова, как в дедовские времена, зажигалась лучина и уже постукивал, поскрипывал кое-где домодельный ткацкий станок.А.Н.Толстой ''Хождение по мукам. Хмурое утро''

Я не знаю кто и когда решил, что эта книга ''гимн гражданской войне и революции'', не знаю и знать не хочу, но вполне возможно, что идея эта родилась после третьей книги ''Хмурое утро'', где ''вся книга полна социалистических идей и по сути своей идеологична'', но я об этом чуть позже напишу. Для меня ''Хождение по мукам'' никакой не гимн революции и, уж тем более, не гимн гражданской войне, эта книга для меня - открытая рана, именно хождение по мукам, страшная и болезненная, которая до сих пор не затянулась и не думаю, что затянется в ближайшем будущем, потому что гражданская война это всегда боль, слезы, ненависть, разломы, которые проходят не только внутри страны, но и внутри семей, это хаос, вседозволенность и горечь. Это раны и утраты, на которые не всегда есть силы, чтобы их оплакать. Красный граф - как его часто называли, написал книгу, которая в полной мере, особенно первые две части отразила весь морок, ужас и беду Российской Империи, того уходящего века, который уже не вернуть и не восстановить, слом общества - социальный, культурный, исторический. Тот самый слом, когда верхи не могут, а низы не хотят. Время разрушений, слабости, бессилия, наростающего народного бунта, нищеты и необразованности, время, когда нужно было срочно, еще вчера, думать о людях, договариваться, но все было в мороке, в хмуром сумраке, из-за котого пострадала вся страна: от импереатора до крестьянина.

То было время, когда любовь, чувства и добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.Девушки скрывали свою невинность, супруги — верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными.Таков был Петербург в 1914 году. Замученный бессонными ночами, оглушающий тоску свою вином, золотом, безлюбой любовью, надрывающими и бессильно-чувственными звуками танго — предсмертного гимна, — он жил словно в ожидании рокового и страшного дня. И тому были предвозвестники — новое и непонятное лезло из всех щелей.

Все три части большой эпопеи - ''Сестры'', ''Восемнадцатый год'' и ''Хмурое утро'' - идеально структурированы, меально отображают то состояние в котором пребывала сначала Российская Империя, а потом и Советская Россия. Первая часть, пожалуй, самая лиричная и красивая - ''Сестры'', она словно пролог перед тем хаосом, что наступит буквально через год-два. Бесконечные и пстые ''Философские вечера'', сломы культурных скреп мы ничего не хотим помнить, ''все давным-давно умерло, - и люди, и искусство'', футуристы, разврат, бессмысленность, пустота. Две чудесные женщины в этом безлюбом, катящемся в пропасть мире - Даша и Катя, такие разные, одна - сильная, холодноватая, уверенная, другая - нежная, женственная, потерянная, словно пытающаяся нащупать внутри себя стержень, который будет ей опорой. Две женщины на пороге катастрофы, которая отправит их бродить по мукам, истоптать три пары железных сапог, съесть три жеезных хлеба, чтобы что-то понять о себе, о своей жизни. Кстати, хочу отметить, что женщины в романе вообще прекрасны и Анисья, хлебнувшая горя полной ложкой, пережившая самое страшное, что только может случиться с женщиной и матерью, Агриппина, такая отважная и нежная отдновременно, Матрена, крестьянка-мещанка. Все женщины объемные, глубокие, разные, но одинаковые в своей настоящей красоте и глубине, харакеры просто изумительные. В ''Сестрах" же рассыпающийся на глазах мирок все еще пока пытается держаться за фантомные и иллюзорные стержни былой жизни, которая постепенно сгнивает изнутри и вот-вот рухнет под тяжестью пока еще неведомого другого мира Российской Империи. Это выгнивание, внутреннее выгнивание Толстой показал очень хорошо и убедительно. В окопах Первой мировой войны, бессмысленной, страшной, разорительной начал падать карточный домик былой жизни. И именно здесь Толстой показал, что революция это вседозволенность, когда можно напасть на беременную женщину и отобрать у нее пальто, когда можно забить до смерти человека, который еще вчера кричал и ждал эту самую революцию, потому что революционеры не будут выбирать свой-чужой, а будут действовать ''по ситуации''. Этот разгул самое страшное.А вот во второй части ''Восемнадцатый год'', которая на мой взгляд, является самой сильной и мощной частью всей трилогии, наступает безумный хаос, когда все смешалось, все рухнуло, привычный мир покрылся пеплом и кровью. Красные, белые, анархисты, интервенция, разоренные села, выжженные земли, умирающие люди, страна раздираемая в клочья, стонущая от насилия всех сторон конфликта, растерянные люди - аристократия и интеллигенция, лишенная привычного мира, рабочие и простые мужики, на затихших заводах и опустошенных войной и революцией землях. Хаос. Даша, Катя, Телегин, Рощин как листья на ветру закружились в вихре страшных событий.Прямой, честный, синеглазый Телегин, твердо понимающий чего он хочет и за что хочет сражаться. Кому-то покажется это странным или неубедительным, для меня же, все очень логично и правильно. Он так и должен был поступить. Другое дело аристократ Рощин. О, эта разъедающая душу ненависть! Она ощутима и осязаема. Да и как же ей не появиться в тот момент, когда привычная жизнь, ароматы, воспоминания, запахи - все ушло в небытие, все покрылось копотью кровавых пожарищ, покатившихся по Российской Империи, выжигающих души и земли. Как она понятна, когда твой привычный мир, устоявшийся мир, на твоих же глазах исчезает, когда даже любовь не в состоянии быть созидательной и нежной, не в состоянии завречевать раны дшевные. Это тоже очень понятно. И понятны размышления Вадима о том, что такое Россия. Что это? Березки, поля, луга, благоухающая и нежная мама? И как вспышка, вот там, в грязном номере гостиницы, с ремнем у дверной ручки, что Россия - это я, это и нежная Катя с ее доверчивой и самоотверженной любовью, несчастная брошенная и потерянная, казалось бы, навсегда женщина. Россия - это еще и будущее, ради которого нужно жить, нужно себя, если хотите, переформатировать, чтобы идти дальше. Это очень сложное душевное и моральное переживание, сложная работа внутри себя. Где ответ на вопрос: кто прав? Белые или красные? И стихи Волошина здесь очень точная иллюстрация:И там и здесь между рядамиЗвучит один и тот же глас:«Кто не за нас — тот против нас.Нет безразличных: правда с нами».А я стою один меж нихВ ревущем пламени и дымеИ всеми силами своимиМолюсь за тех и за других.

Разрозненность и трагедия Российской Империи, впавшей в хаос, в кровь, в нищету и голод, хорошо описана во второй части ''Восемнадцатый год''Третья часть ''Хмурое утро'', на мой взгляд, не столько слабая и идеологическая, сколько недоработанная и непродуманная, она напоминает красивый бутон, который так и не распустился, это словно собранные в книгу разрозненные записки-наброски к готовящейся к написанию книге. Да, по замыслу, в третьей части, хаос начал структурироваться, в Красной Армии появилась дисциплина, только автор не пишет каким образом это было достигнуто, каким образом произошло это превращение. Очень подробно описаны походы и победы Красной Армии над Белой Армией, но как это случилось - этого в книге нет, а ведь это основополагющая вещь, стержень победы революции над контрреволюцией. Именно здесь в этой части встречи героев книги выглядят слегка искусственными и надуманными, более того, сами герои, кроме Телегина, рассыпались, хотя по замыслу, наоборот, должны были обрести стержень, каждый свой. Но, тем не менее, эта книга - одна из самых моих любимых, именно потому, что написана она блестяще об очень сложном и мучительном времени, когда ломалась империя, когда страна убивала саму себя, когда граждане страны вынуждены были уехать. Это было действительно хождение по мукам для героев книги и оно еще не закончено, несмотря на оптимистичный финал. И на обломках самовластьяНапишут наши имена!

mybook.ru

Десоветизация "Хождения по мукам"? - Исторический ЛикБез

7 ноября НТВ "порадует" своих зрителей поделкой на тему романа "Хождение по мукам" А.Толстого в виде одноименного сериала. Есть ли сомнения в том, что сериал антисоветский?Я еще понимаю, когда антисоветчики берут для экранизации "Тихий дон", там можно опустить описанные в книге перегибы со стороны белых, а перегибы со стороны красных, наоборот, усилить. Можно, в лучших традициях современного российского кино, добавить красным истерики, людоедства, намешать туда же половых извращений или еще какой-нибудь дряни. А вот как быть в случае "Хождения по мукам" совершенно неясно. У А.Толстого все несколько более однозначно, чем у Шолохова. Нет, можно конечно исполнить все перечисленное выше, но куда денешь, например, описание мотивации Рощина перейти на сторону красных? В том же "Тихом Доне" с аналогичными переживаниями Григория на тему того, что он находится не с той стороны, поступить при экранизации куда проще. Там их возможно опустить. Но в случае Рощина скрыть мысли на тему "что такое белые и что такое красные?" куда как сложнее.

Точно так же неясно куда антисоветчики денут заключительную сцену третьей книги. Там то уж все совсем однозначно! Видимо, сюжет сериала в очень значительной мере отличается от романа. Иначе я просто не вижу как завернуть "Хождение по мукам" в однозначно антисоветскую сторону.

Сейчас это более чем распространенный прием. Берется известное и ценимое потенциальным зрителем произведение и снимается ремейк. Насколько остается связь с оригиналом? Чаще всего она сугубо формальна. Тут достаточно вспомнить хотя бы печально известные ремейки советских фильмов. Их создатели делают ставку на привлечение зрителей за счет названия. "Хождения по мукам" от НТВ – это именно этот случай.

Не могу не обратить внимание на штандарт Романовых на постере. Он вроде как символизирует сторону белых в гражданской войне. И этот момент совершенно непонятен! Подавляющая часть белых монархистами не были. Факт в том, что во время незаконного отстранения за Николая II никто толком не заступился. Единичные случаи безусловно были, но в политическом смысле сторонников у Николая, не нашлось. Известно, что царскую семью арестовывал Корнилов – один из будущих вождей белых.

В общем, могу сказать где-то то же, что я, не будучи почитателем Николая II или сторонником запрета фильма, в свое время говорил по поводу "Матильды" (на деле оказавшимся фильмом ни о чем): врать нехорошо!

И последнее. Обилие поделок, слепленных за государственные деньги к 100-летию Октября, поражает! На зрителей выльют и "Демона Революции", "Троцкого" (где судя по трейлеру не хватает только "Sex! Drugs! Rock&Roll" на лозунгах) и многое другое. Не жалеет денег государство российское на обливание помоями собственной истории. И на данный момент политического субъекта, способного прекратить это, нет.

emelamud.livejournal.com


Смотрите также

 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *