Народная артистка СССР (1978) Приз за лучшую женскую роль на МКФ в Карловых Варах за роль в х/ф «Вольница» (1956) Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии для актеров» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Сестры» (1958) Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Восемнадцатый год» (1960)
Руфина Нифонтова родилась 15 сентября 1931 года в Москве. Ее отец Дмитрий Питаде был помощником начальника станции «Москва-Сортировочная», а мама Дарья Семёновна работала на ткацкой фабрике. Двое братьев Руфины Александр и Борис погибли во время Великой Отечественной войны, а еще один брат Вячеслав – остался жив. Позже Руфина Нифонтова рассказывала: «В детстве я знала, что у меня есть братья, которые всегда защитят. Но война многое у меня отняла. И тогда я поняла, что женщина тоже должна быть сильной. Сжала кулаки – и стала такой». Во время учебы в школе Руфина занималась актерским мастерством в драматическом кружке школы. Позже она рассказывала: «Я никогда и не думала о кино. Мечтала о театре. Я родилась в семье железнодорожника. У нас все любили искусство: отец пел в самодеятельности, мать участвовала в драматических кружках, братья играли в самодеятельном оркестре. После седьмого класса я стала участницей драматического кружка. Первая роль — горничная Аннушка в пьесе Островского».
После окончания школы Нифонтова подала заявление в театральное училище, но ее туда не приняли. В Щепкинском училище за ее поступление проголосовала вся приемная комиссия, но председатель актриса Вера Пашенная сказала: «Эта рыжая и тощая будет учиться в Щепке только через мой труп. Она ж все время басом читает! Кого она у нас играть будет? Мужчин? Так давайте лучше мальчиков талантливых наберем!» «Но девочка еще изменится!» — попытался убедить председателя один из членов комиссии. «Вот когда изменится, тогда пусть и приходит!» — ответила Пашенная. Тогда расстроенная Нифонтова попробовала поступить во ВГИК, но туда ее так же не приняли, но заплаканную девушку заметил в коридоре ВГИКа профессор Борис Бибиков и взял её на свой курс, где она училась в одной группе с Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой и Майей Булгаковой. Нифонтова позже рассказывала: «Мама не отходила от меня ни на шаг – боялась, что я с собой что-нибудь сделаю. А потом буквально за руку отвела меня во ВГИК. Правда, там меня тоже не хотели брать… Помню, выбежала в коридор, завернулась в портьеру — и давай рыдать. Рядом проходил профессор Борис Бибиков, услышал меня и сказал: «Ты станешь актрисой!»
На втором курсе Нифонтова вышла замуж за Глеба Нифонтова, который был старше ее на 10 лет, учился на режиссерском факультете. Позже он начал снимать научно-популярное кино. В браке с Глебом Нифонтовым у Руфины Дмитриевны родилась дочь Ольга, позже окончившая ВГИК, и так же, как ее отец, ставшая режиссером научно-популярного кино. В 1955 году Руфина Нифонтова окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии и была принята в Театр-студию киноактера. Юрий Соломин рассказывал: «Она была трагической актрисой, очень хорошей. Она была глубокая актриса, у нее было очень красивое лицо, потрясающие глаза. Впервые, когда я увидел фильм «Вольница», меня поразили именно глаза этой актрисы. Она, по-моему, студенткой ВГИКа еще была тогда. Глаза ее поразили, какие-то необыкновенные, глубокие, а потом оказалось, что глубина глаз зависит от глубины чувств. Я о ней узнал, когда учился на 4 курсе, а она репетировала уже в Малом театре главную роль вместе с Верой Николаевной Пашенной в «Каменном гнезде». Вера Николаевна, когда приходила к нам в училище на курс, всегда рассказывала о молодой актрисе, которую она как-то не приняла, потому что Руфина была своеобразным человеком в жизни. Потом она очень нежно к ней относилась. Вера Николаевна очень долго принимала людей. У Руфины был характер жесткий. Она никому не поддавалась, у нее было свое личное мнение. Мне не так много с ней пришлось играть, но 3-4 спектакля мы играли вместе. Хотя бы «Любовь Яровую», где она играла Любовь Яровую, а я – Ярового, «Нас где-то ждут», «Палата». Она не боялась в искусстве некрасивости. Она могла играть в спектакле Друце старуху. По-моему, ей было лет 40, она играла старуху, замечательная эта работа была – «Птица нашей молодости».
Одновременно с поступлением в Театр-студию киноактера начала складываться карьера Нифонтовой в кино. В 1955 году она снялась в главной роли в фильме «Вольница», и вскоре новые предложения сниматься стали следовать от режиссеров одно за другим. В 1957 году Руфину Нифонтову пригласили в труппу Академического Малого театра, куда она пришла, будучи известной актрисой после съемок в трилогии «Хождение по мукам». Руфина Нифонтова рассказывала: «Когда на «Мосфильме» шли съемки «Хождения по мукам», там же снимали спектакль Малого театра «Пигмалион». Однажды в коридоре ко мне подошел Михайл Иванович Царев и приветливо так спросил: «А не хотели бы вы, девушка, поиграть в Малом театре?» Но я, помня свою обиду, с вызовом спросила: «А что вы там ставите? И кто у вас там занят?» Михаил Иванович был человеком воспитанным и, на мое счастье, сделал вид, что не заметил вызывающего тона. Спокойно объяснил, что Малый театр ставит «Каменное гнездо». А моей основной партнершей будет... Вера Николаевна Пашенная. Так в 1957 году я пришла в Малый театр».
Актриса Нина Веселовская, сыгравшая роль Даши в фильме «Хождение по мукам», рассказывала: «Когда мы приступили к съемкам, Руфина уже была опытной киноактрисой. А я, в отличие от нее, полный новичок в кино. Камера, свет — все пугало, было непонятно, как себя держать на площадке. Нифонтова оказалась внимательным, чутким партнером. Знаете, далеко не все актеры любят раскрывать секреты мастерства, а Руфина мне очень помогла на первых порах своими профессиональными подсказками. Это дорогого стоит». Всего Руфина Нифонтова сыграла более 20-ти ролей в фильмах и более 10-ти ролей в телеспектаклях.
Нифонтова смогла благодаря своему таланту и твёрдости характера создать много интересных театральных образов на сцене Малого театра: Катерина в «Грозе» и Комиссар в «Оптимистической трагедии», Варвара Михайловна в «Дачниках» и тетушка Руца в «Птицах нашей молодости», Любовь Яровая в одноименной постановке и Царица Ирина в спектакле «Царь Федор Иоаннович» - разные характеры, эпохи, женские судьбы. Актер Василий Бочкарёв о совместной работе с Руфиной Нифонтовой: «Я ее воспринимал, прежде всего, как очень красивую женщину. Когда я мальчишкой был, я увидел ее в «Хождении по мукам». Это было для меня какое-то откровение, и правда, я влюбился по-мальчишески в нее. Потом, будучи студентом Щепкинского училища, я очень любил спектакль «Каменное гнездо» и замечательный спектакль «Браконьеры». Потом я узнал историю этого спектакля, в котором главную роль играл Борис Бабочкин. Очень много для этого сделала Руфина Дмитриевна. Её инициатива, ее правда в той ситуации позволили ей пойти в руководство и попросить, чтобы играл именно Бабочкин. В 1981 году мы встретились с ней в работе над спектаклем «Фома Гордеев». Я только пришел в театр, сыграл роль Бальзаминова и сразу попал в работу над спектаклем «Фома Гордеев». Встретился с ней. Партнер для артиста, наверное, - это самое главное. Как происходит взаимное погружение друг в друга, рассказать может только артист. Нифонтова удивительно работала над этой ролью, искала какой-то жестокой свободы и раскрепощения. Она как-то была на концерте на заводе «Серп и молот», с которым в свое время Малый театр очень дружил, и ей задали вопрос: «Зачем вы пришли в театр?». Она приблизительно так сказала: «Я пришла в театр для того, чтобы раскрепоститься, освободиться от всего того, что меня сдерживает, ограничивает, для того, чтобы воплотиться в десятках, в сотнях людей, для того, чтобы рассказать о нас с вами, об этом человеке, которого я играю, о нашей Родине, и о чуде любви и материнства».
Руфина Нифонтова много работала на радио, принимала участие в многочисленных радиопостановках с Ростиславом Пляттом, Николаем Плотниковым, Георгием Менглетом, Татьяной Пельтцер, Олегом Стриженовым и Евгением Матвеевым. О своей профессии актрисы Руфина Нифонтова в интервью рассказывала: «Передача традиций настоящего русского драматического искусства, в котором бы сочетались высокая нравственность, гражданственность и художественный реализм,— это нить, тянущаяся от М. С. Щепкина к нашему поколению актеров. Старшее поколение заложило в нас святое отношение к сцене. Теперь ситуация изменилась. В театре много откровенной халтуры, безответственности, бездарности. Держать марку театра может и, главное, хочет отнюдь не каждый, и мне становится грустно от этого равнодушия вокруг. Время Щепкиных прошло, из старшего поколения остались в Малом только Е.Н. Гоголева и Н.А. Анненков. На них, прекрасных старых мастеров, в свои 90 лет выкладывающихся фантастически, и стремится публика. К сожалению, в нашем театре не очень ценят хороших режиссеров: так, мы потеряли Б. А. Львова-Анохина, который поставил у нас много прекрасных, интеллигентных спектаклей — «Рядовых», «Утреннюю фею», «Фому Гордеева», «Холопов». В результате мы не имеем ни его последней работы (не понятых театром «Сказок Голливуда»), ни самого режиссера. Зато в недавнем прошлом мы легко допускали, что бывший главный режиссер театра В. Андреев мог взять «на свою ответственность» сырую, недоделанную премьеру — «Гостей» Л. Зорина. Мы не возражали против очевидных творческих неудач. Поэтому, когда я слышу, что другие театры приглашают на постановки интересных режиссеров, когда я вижу их работы, мне обидно за себя, за свой театр. Уходит время, уходят наши актерские годы, а мы ничего не успеваем сделать. Ведь если есть Королевский шекспировский театр в Англии, почему Малый не может быть театром Русским национальным, представляющим классическую драматургию? Складывающаяся в стране духовная атмосфера отражается на искусстве сцены, на его взаимоотношениях с публикой. Исчез окружавший театр ореол, зрители идут в него не на встречу с прекрасным, а для того, что бы забыть об окружающих их в жизни проблемах. Изменяются и люди театра: молодые актеры стали рациональней, они проще относятся к профессии. Такова цена нашего унизительного быта, глупостей, совершавшихся с благословения чиновников от культуры. Актеру в нашей нищей, пропитанной традициями казарменного социализма стране не просто сохранить в себе художника. Есть горькая ирония в том, что советские актеры — академических ли, студийных ли театров,— возвращаясь с зарубежных гастролей, ощущают себя как-то по-другому. И для них уже невозможно писать в графе анкеты «род занятий» — «служащий». Он — не «служащий», он артист!»
В начале 1990 годов умер из-за проблем с сердцем брат Руфины Нифонтовой Вячеслав. Вскоре после смерти брата погибла дочь Вячеслава, занимавшаяся коммерцией. Ее ограбили, увезли в лес и убили. Нифонтова болезненно переживала эти трагические утраты. К этим переживаниям добавились проблемы с дочерью. Ольга вышла замуж против воли родителей, так как будущий зять категорически не понравился ни Руфине, ни ее супругу. Но Ольга родила сына Мишу, и ее родителям пришлось смириться с замужеством дочери, хотя их конфликты с зятем не прекращались. После одного из скандалов, случившегося на даче, разозлившийся Глеб Нифонтов сел в машину и уехал в Москву. Но в дороге у него случились проблемы с сердцем, и его автомобиль врезался в грузовой МАЗ. Глеб погиб на месте. Последние годы жизни Руфина Нифонтова жила одна. Ее дочь с семьей жили отдельно. Несмотря на то, что у Нифонтовой самой проявились проблемы с сердцем, актриса продолжала играть в спектаклях и репетировала новые роли.
27 ноября 1994 года Руфина Нифонтова приехала с дачи, сильно продрогла, и хотела погреться в ванной, чтобы позже лечь спать. Вода показалась актрисе прохладной: она включила горячую воду, но через несколько минут потеряла сознание. Заметив потеки на потолке, соседи с нижнего этажа начали стучать в дверь, а потом позвонили дочери Нифонтовой. Когда Ольга с мужем приехали и открыли квартиру, на лестничную площадку хлынул кипяток. Помочь Руфине Нифонтовой было уже невозможно. Актриса была похоронена на Ваганьковском кладбище.
Леонид Филатов подготовил о Руфине Нифонтовой передачу из цикла «Чтобы помнили». Использованные материалы: Материалы сайта www.rusakters.ru Материалы сайта www.tvkultura.ru Материалы сайта www.peoples.ru Материалы сайта www.kinozone.org Материалы сайта www.maly.ru
Театральные работы:
Малый театр:
Радиоспектакли:
|
chtoby-pomnili.livejournal.com
Народная артистка СССР (1978)Приз за лучшую женскую роль на МКФ в Карловых Варах за роль в х/ф «Вольница» (1956)Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии для актеров» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Сестры» (1958)Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Восемнадцатый год» (1960)
Руфина Нифонтова родилась 15 сентября 1931 года в Москве.
Ее отец Дмитрий Питаде был помощником начальника станции «Москва—Сортировочная», а мама Дарья Семёновна работала на ткацкой фабрике. Двое братьев Руфины - Александр и Борис - погибли во время Великой Отечественной войны, а третий брат, Вячеслав, остался жив.
Во время учебы в школе Руфина занималась актерским мастерством в драматическом кружке школы. Позже она рассказывала: «Я никогда и не думала о кино. Мечтала о театре. После седьмого класса я стала участницей драматического кружка. Первая роль — горничная Аннушка в пьесе Островского».
После окончания школы Нифонтова подала заявление в театральное училище, но ее туда не приняли. В Щепкинском училище за ее поступление проголосовала вся приемная комиссия, но председатель, актриса Вера Пашенная, сказала: «Эта рыжая и тощая будет учиться в Щепке только через мой труп. Она же все время басом читает! Кого она у нас играть будет? Мужчин? Так давайте лучше мальчиков талантливых наберем!» «Но девочка еще изменится!» — попытался убедить председателя один из членов комиссии. «Вот когда изменится, тогда пусть и приходит!» — ответила Пашенная. Тогда расстроенная Нифонтова попробовала поступить во ВГИК, но туда ее также не приняли. Заплаканную девушку заметил в коридоре ВГИКа профессор Борис Бибиков и взял её на свой курс, где она училась в одной группе с Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой и Майей Булгаковой.
На втором курсе Руфина вышла замуж за Глеба Нифонтова, который учился на режиссерском факультете и был старше ее на 10 лет. Позже он начал снимать научно—популярное кино. В браке с Глебом Нифонтовым у Руфины Дмитриевны родилась дочь Ольга, позже окончившая ВГИК, и так же, как ее отец, ставшая режиссером научно—популярного кино.
В 1955 году Руфина Нифонтова окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии и была принята в Театр—студию киноактера. Юрий Соломин рассказывал: «Она была очень хорошей трагической актрисой, глубокой. У нее было очень красивое лицо, потрясающие глаза. Впервые, когда я увидел фильм «Вольница», меня поразили именно глаза этой актрисы. Она, по—моему, тогда еще была студенткой ВГИКа. Поразили ее глаза, какие—то необыкновенные, глубокие, а потом оказалось, что глубина глаз зависит от глубины чувств. У Руфины был характер жесткий. Она никому не поддавалась, у нее было свое личное мнение. Мне не так много с ней пришлось играть, но 3—4 спектакля мы играли вместе. Хотя бы «Любовь Яровую», где она играла Любовь Яровую, а я — Ярового, «Нас где—то ждут», «Палата». Она не боялась в искусстве некрасивости. Она могла играть в спектакле Друце старуху. По—моему, ей было лет 40, когда она играла старуху, замечательная эта работа была — «Птица нашей молодости».
Одновременно с поступлением в Театр—студию киноактера начала складываться карьера Нифонтовой в кино. В 1955 году она снялась в главной роли в фильме «Вольница», и вскоре новые предложения сниматься стали следовать от режиссеров одно за другим. В 1957 году Руфину Нифонтову пригласили в труппу Академического Малого театра, куда она пришла, будучи известной актрисой после съемок в трилогии «Хождение по мукам».
Руфина Нифонтова рассказывала: «Когда на «Мосфильме» шли съемки «Хождения по мукам», там же снимали спектакль Малого театра «Пигмалион». Однажды в коридоре ко мне подошел Михаил Иванович Царев и приветливо так спросил: «А не хотели бы вы, девушка, поиграть в Малом театре?» Но я, помня свою обиду, с вызовом спросила: «А что вы там ставите? И кто у вас там занят?» Михаил Иванович был человеком воспитанным и, на мое счастье, сделал вид, что не заметил вызывающего тона. Спокойно объяснил, что Малый театр ставит «Каменное гнездо». А моей основной партнершей будет... Вера Николаевна Пашенная. Так в 1957 году я пришла в Малый театр».
Актриса Нина Веселовская, сыгравшая роль Даши в фильме «Хождение по мукам», рассказывала: «Когда мы приступили к съемкам, Руфина уже была опытной киноактрисой. А я, в отличие от нее, полный новичок в кино. Камера, свет — все пугало, было непонятно, как себя держать на площадке. Нифонтова оказалась внимательным, чутким партнером. Знаете, далеко не все актеры любят раскрывать секреты мастерства, а Руфина мне очень помогла на первых порах своими профессиональными подсказками. Это дорогого стоит». Всего Руфина Нифонтова сыграла более 20—ти ролей в фильмах и более 10—ти ролей в телеспектаклях.
Благодаря своему таланту и твёрдости характера Нифонтова смогла создать много интересных театральных образов на сцене Малого театра: Катерина в «Грозе» и Комиссар в «Оптимистической трагедии», Варвара Михайловна в «Дачниках» и тетушка Руца в «Птицах нашей молодости», Любовь Яровая в одноименной постановке и Царица Ирина в спектакле «Царь Федор Иоаннович» — разные характеры, эпохи, женские судьбы. Она как—то была на концерте на заводе «Серп и молот», с которым в свое время Малый театр очень дружил, и ей задали вопрос: «Зачем вы пришли в театр?». Она приблизительно так сказала: «Я пришла в театр для того, чтобы раскрепоститься, освободиться от всего того, что меня сдерживает, ограничивает, для того, чтобы воплотиться в десятках, в сотнях людей, для того, чтобы рассказать о нас с вами, об этом человеке, которого я играю, о нашей Родине, и о чуде любви и материнства».
Руфина Нифонтова много работала на радио, принимала участие в многочисленных радиопостановках с Ростиславом Пляттом, Николаем Плотниковым, Георгием Менглетом, Татьяной Пельтцер, Олегом Стриженовым и Евгением Матвеевым. О своей профессии актрисы Руфина Нифонтова в интервью рассказывала: «Передача традиций настоящего русского драматического искусства, в котором бы сочетались высокая нравственность, гражданственность и художественный реализм, — это нить, тянущаяся от М.С.Щепкина к нашему поколению актеров. Старшее поколение заложило в нас святое отношение к сцене. Теперь ситуация изменилась. В театре много откровенной халтуры, безответственности, бездарности. Держать марку театра может и, главное, хочет отнюдь не каждый, и мне становится грустно от этого равнодушия вокруг. Время Щепкиных прошло, из старшего поколения остались в Малом только Е.Н.Гоголева и Н.А.Анненков. На них, прекрасных старых мастеров, в свои 90 лет выкладывающихся фантастически, и стремится публика. Поэтому, когда я слышу, что другие театры приглашают на постановки интересных режиссеров, когда я вижу их работы, мне обидно за себя, за свой театр. Уходит время, уходят наши актерские годы, а мы ничего не успеваем сделать. Ведь если есть Королевский шекспировский театр в Англии, почему Малый не может быть театром Русским национальным, представляющим классическую драматургию? Складывающаяся в стране духовная атмосфера отражается на искусстве сцены, на его взаимоотношениях с публикой. Исчез окружавший театр ореол, зрители идут в него не на встречу с прекрасным, а для того, чтобы забыть об окружающих их в жизни проблемах. Изменяются и люди театра: молодые актеры стали рациональней, они проще относятся к профессии. Такова цена нашего унизительного быта, глупостей, совершавшихся с благословения чиновников от культуры. »
В начале 1990 годов умер из—за проблем с сердцем брат Руфины Нифонтовой Вячеслав. Вскоре после смерти брата погибла дочь Вячеслава, занимавшаяся коммерцией. Ее ограбили, увезли в лес и убили. Нифонтова болезненно переживала эти трагические утраты. К этим переживаниям добавились проблемы с дочерью. Ольга вышла замуж против воли родителей, так как будущий зять категорически не понравился ни Руфине, ни ее супругу. Но Ольга родила сына Мишу, и ее родителям пришлось смириться с замужеством дочери, хотя их конфликты с зятем не прекращались. После одного из скандалов, случившегося на даче, разозлившийся Глеб Нифонтов сел в машину и уехал в Москву. Но в дороге у него случились проблемы с сердцем, и его автомобиль врезался в грузовой МАЗ. Глеб погиб на месте. Последние годы жизни Руфина Нифонтова жила одна. Ее дочь с семьей жили отдельно. Несмотря на то, что у Нифонтовой самой проявились проблемы с сердцем, актриса продолжала играть в спектаклях и репетировала новые роли.
27 ноября 1994 года Руфина Нифонтова приехала с дачи, сильно продрогла и хотела погреться в ванной, чтобы позже лечь спать. Вода показалась актрисе прохладной: она включила горячую воду, но через несколько минут потеряла сознание. Заметив потеки на потолке, соседи с нижнего этажа начали стучать в дверь, а потом позвонили дочери Нифонтовой. Когда Ольга с мужем приехали и открыли квартиру, на лестничную площадку хлынул кипяток. Помочь Руфине Нифонтовой было уже невозможно.
Актриса была похоронена на Ваганьковском кладбище.
Леонид Филатов подготовил о Руфине Нифонтовой передачу из цикла «Чтобы помнили».
Текст подготовил Андрей Гончаров
Использованные материалы:
Материалы сайта www.rusakters.ruМатериалы сайта www.tvkultura.ruМатериалы сайта www.peoples.ruМатериалы сайта www.kinozone.orgМатериалы сайта www.maly.ru
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
lera-komor.livejournal.com
Говорят, когда ее мать была на сносях, соседка — из цыганок — предсказала: «Тот, кого ты ждешь, сполна получит славы».В семье уже было двое сыновей. Ждали третьего. Родился мальчик… А несколькими минутами позже родилась незапланированная и никем не жданная девочка. Родители, оглушенные двойным счастьем, дали сыну «предсказанное» имя — Слава. Дочери же, которая при рождении была гораздо меньше и слабее брата-близнеца, досталось имя Руфина — в честь подруги матери. Тогда еще никто не догадывался, что Славой стоило назвать именно ее.
Руфина Нифонтова
В раннем детстве Руфа Питаде (девичья фамилия Нифонтовой) была тенью брата — худенькая, слабая, бледная. Все изменила война. В первые боевые дни без вести пропал старший брат, Александр. Потом пришла похоронка на среднего, Бориса. Мать, потерявшая двух сыновей, принялась отчаянно опекать младших детей, особенно последнего сына. И Слава из яркого озорного мальчишки постепенно превратился в застенчивого домашнего подростка. Зато Руфина, напротив, окрепла и стала уверенной.«В детстве я знала, что у меня есть братья, которые всегда защитят. Но война многое у меня отняла. И тогда я поняла, что женщина тоже должна быть сильной. Сжала кулаки — и стала такой», — так вспоминала актриса свое преображение.
Эта потрясающая актриса всегда поражала своей неповторимой красотой. Сейчас уже ни о чем не скажут названия фильмов, в которых она снималась, но ее лицо еще долго останется в памяти зрителей. Вот только мало кто мог подумать, что она так ужасно закончит свою жизнь. Вообще, у Нифонтовой было два минуса – это ее вздорный характер и постоянное ощущение, что случится какая-то беда…В юности редкое имя Руфина дополняла фамилия Питаде, которую она сменила при замужестве. Еще со школьного возраста эта рыжеволосая девочка выделялась среди всех своим характером. Он у нее был мальчишеский. И в округе она славилась как самая настоящая хулиганка, не раз исключавшаяся из школы и имевшая приводы в милицию. В школе же ее каждый раз восстанавливали за актерский талант.Девочка из поселка железнодорожников, что на Соколиной горе в Москве, как и вся ее рабочая семья, увлекалась самодеятельностью.
Она была первой звездой в школьном драмкружке. Правда, и там с ней ухо нужно было держать востро. Однажды она играла Ромео и в порыве «страсти» чуть не задавила девочку, игравшую Джульетту. Хватка у нее была крепкая. Все эти детские забавы оборвала война, на которую ушли братья. Один из них пропал без вести, другой погиб. Только третьего, брата-близнеца Славу, в силу возраста война пощадила. У Руфины были с ним всегда очень близкие отношения, крепкая кармическая связь, они чувствовали друг друга на расстоянии…
Руфина Нифонтова
Одноклассники вспоминали о ней так: огненно-рыжая, глазастая, темпераментная. В школе были уверены, что Руфа обязательно станет актрисой. Но… Девушку не взяли ни в одно из театральных училищ Москвы.В Щепкинском училище за нее проголосовала вся приемная комиссия, но председатель — актриса Вера Пашенная — категорически заявила: «Эта рыжая и тощая будет учиться в Щепке только через мой труп. Она ж все время басом читает! Кого она у нас играть будет? Мужчин? Так давайте лучше мальчиков талантливых наберем!» «Но девочка еще изменится!» — попытался убедить председателя один из членов комиссии. «Вот когда изменится, тогда пусть и приходит!» — отрубила Пашенная.
Спустя много лет Вера и Руфина Нифонтова встретились на сцене Малого театра. И даже стали подругами. Но тогда, после школы, получив отказ, Руфа была готова прыгнуть под электричку.
Руфина Нифонтова в фильме «Хождение по мукам»
«Мама не отходила от меня ни на шаг— боялась, что я с собой что-нибудь сделаю, — вспоминала актриса. — А потом буквально за руку отвела меня во ВГИК. Правда, там меня тоже не хотели брать… Помню, выбежала в коридор, завернулась в портьеру — и давай рыдать. Рядом проходил профессор Борис Бибиков, услышал меня и сказал: «Ты станешь актрисой!»– Руфина всегда хотела быть актрисой, но поступила во ВГИК благодаря жалости одного преподавателя, – вспоминала ее подруга Римма Сулоева. – Провалившись на экзаменах, она плакала в коридоре, он подошел к ней и выслушал ее беду. Кстати, это был Борис Бибиков, который в фильме «Приходите завтра» точно так же пожалел Фросю Бурлакову, опоздавшую на экзамены…
Руфина Нифонтова
С курсом Руфине Нефонтовой повезло: с ней учились Изольда Извицкая, Надежда Румянцева, Майя Булгакова. Руфа в этом цветнике не терялась: яркую студентку ВГИКа почти сразу начали приглашать сниматься, за ней ухаживали, ею восхищались. .. «У Руфины было много романов, и каждый из них напоминал яркий спектакль», — вспоминали однокурсники. Однако подробностей не рассказывали ни они, ни сама актриса.Уже в институте про Руфину ходили чудовищные слухи. Например, что она приверженец однополой любви. Правда, ее подруга утверждает, что она просто дружила тоже со страстью и это не все понимали…
Как бы то ни было, на втором курсе института Руфина вышла замуж за режиссера Глеба Нифонтова, который был на десять лет ее старше. Он стал ее первым и единственным мужем. Правда, по утверждению коллег, этот брак держался на понимании с его стороны. Актриса всегда была в кого-то влюблена, и у нее были романы. Но все они быстро заканчивались, и она продолжала жить в семье.
Руфина Нифонтова
После окончания института Руфину приняли работать в Малый театр. Там она пришлась ко двору и ей как-то сразу дали много значимых ролей. Вот только характер…– Взяла, например, и обсыпала дустом костюм администратора! – вспоминают коллеги по театру. – Устроили товарищеский суд. Мол, почему это сделала? А она говорит: «Вы что, не знаете, для чего дуст? Для уничтожения паразитов…» Так она наживала себе врагов.
Руфина Нифонтова
Все знали, что Нифонтовой ничего не стоит рубануть правду-матку в лицо зарвавшейся коллеге или обозвать режиссера нецензурным словом. Она могла и до рукоприкладства дойти. Кто-то эту непосредственность понимал, а кто-то строил козни, чтобы выжить ее из театра. И в конце концов это удалось. Главного режиссера Малого убедили, что с этой сумасшедшей уважающий себя театр работать не может. И Нифонтова отошла на малозначительные роли…Так и начался плохой период в ее жизни, который уже никогда не закончился… Близкие, честно говоря, ее не поддерживали. Муж уже настолько привык к перепадам настроения супруги, что ничего не воспринимал всерьез. Дочь Ольга окончила ВГИК, пошла по стопам отца. Но вот на роль мужа выбрала недостойного человека – он выпивал и крайне грубо обращался с женой.
Родители сначала прервали отношения с дочерью, потом же, когда родился внук Миша, вынуждены были принять такого зятя в семью… Затем Руфина Дмитриевна потеряла сразу двух близких людей. Сначала ее племянница (дочка брата-близнеца) была зверски убита, и Руфина боялась, что и с самим Славой случится что-то, сердце не выдержит. Так и получилось. Он умер в ванной – прихватило сердце. Только через два дня его хватились, взломали дверь… Увидев ужасную картину, Руфина обреченно сказала: «Я тоже умру в ванной…»
Руфина Нифонтова
После смерти любимого брата ее жизнь пошла наперекосяк. Вскоре погибла Славина дочь, племянница Руфины. Женщина занималась коммерцией, была успешной бизнесвумен… Ее увезли в лес, ограбили и убили. Нифонтова болезненно переживала эту трагедию. А потом страданий ей добавила и собственная дочь.Ольга окончила ВГИК, стала, как и отец, заниматься научно-популярным кино, на студии познакомилась с будущим мужем. Зять категорически не понравился ни Руфине, ни Глебу. Но Ольга пошла против воли родителей: вышла замуж, родила сына Мишу. Нифонтовым пришлось смириться. Однако конфликты с зятем продолжались.
Руфина Нифонтова
После одного из очередных скандалов, случившегося на даче, взбешенный Глеб сел в машину и помчал в Москву. На полпути отказало сердце: автомобиль Нифонтова врезался в МАЗ. Глеб погиб на месте…– Она всегда предчувствовала свою трагическую судьбу, – говорит ее подруга. – И это знание, что конец будет плохим, отравляло ее жизнь долгие годы.
Уже после смерти брата, с которым ушла какая-то частица ее души, Нифонтова начала пить. И это притом что у нее была фактически непереносимость алкоголя. Актрисе уже после ста грамм «сносило крышу», и она не понимала, что делает.
Тем не менее она выпивала снова и снова, чтобы заглушить боль… Как во сне, пережила смерть мужа, погибшего в автокатастрофе. Он возвращался от дочери, где крупно поскандалил с зятем. Тот ударился в очередной запой и нахамил тестю. В дороге у Глеба Ивановича стало плохо с сердцем, и он вырулил под колеса МАЗа. Через несколько дней после похорон актриса упала дома, ударилась виском, пришлось вызывать скорую.
– Я все равно скоро умру, бесполезно что-то делать, – обреченно говорила она врачам в присутствии подруги.
И действительно, той же осенью, в ноябре 1994 года, актриса погибла. Приехав с дачи в городскую квартиру, она почувствовала, что продрогла до костей. Открыла горячую воду в ванной, а из крана лился кипяток… Чувствуя слабость, пока наливается ванна, актриса прилегла на кровать и… потеряла сознание. Прошло несколько часов, прежде чем кипяток залил ванную, коридор, а затем и спальню, вода поднялась… Кто знает, пришла ли в себя актриса в последний момент? Как бы то ни было, она, как и предчувствовала, погибла от воды.
Только, в отличие от брата, смерть была еще более ужасной – она буквально сварилась в кипятке! Прошли сутки, а вода все лилась и лилась… С потолка у соседей стал капать кипяток. Когда взломали дверь, людей обварило – кипяток мощным потоком хлынул на лестничную клетку… Хоронили актрису в открытом гробу, но на лицо набросили кружево – то самое, в котором она когда-то играла главную роль в спектакле «Дачники».
Разместить заметку:
1001material.ru
Руфина Нифонтова Фото: из архива Н. Соловьевой
Сердце ухнуло вниз. Все время думала о последних Руфиных минутах: неужели ей стало так плохо, что не смогла выползти из крошечной ванной? А вдруг она была еще жива, когда вошел Гена? Она могла умереть от одной ненависти к нему, ведь считала, что он изничтожил, размазал по стенке ее семью.
Прощание с моей подругой Руфиной проходило в Малом театре. Она умерла такой смертью, что представить страшно: буквально сварилась заживо в собственной ванной в горячей воде, хлеставшей из крана. Гроб выставили на сцене, прикрыв обезображенное лицо кисеей. Ослепленная софитами, я никак не могла понять, куда класть цветы — где голова, где руки. Тут же на сцене сидели ближайшие родственники Нифонтовой — дочь Оля, которую я знала еще девочкой, и ее обожаемый внук Миша. Я была в жутком состоянии, перед глазами все плыло, но присела рядом, чтобы выразить соболезнования. Вдруг кто-то сзади хлопнул по плечу. Оборачиваюсь — зять Руфины Геннадий, которого она ненавидела, считала виновным в разрушении своей семьи. Он грубо приказал: “Встань! Здесь место для родни”. Я любила Руфу до самоотречения, но, конечно, тут же ушла из зала.
Простилась с ней в грим-уборной, где на дверной табличке столбиком было выбито: “н.а. РСФСР Ермолова М.Н., н.а. СССР Пашенная В.Н., н.а. СССР Нифонтова Р.Д.”. Впервые решилась опуститься в ее кресло. Давясь слезами, поблагодарила за многолетнюю дружбу, повинилась за невольные обиды.
Я была рядом тридцать с лишним лет. Отошла от Нифонтовой только в последний год, когда ее жизнь уже неслась под откос и сбитые камни все чаще попадали в самых близких людей. Однажды я спросила:
— Что ты такая дерганая?
— Душу отпустить надо.
Сначала думала, это значит — выпить. А потом поняла: нет, это горит у нее внутри. Негатив, накопленный за жизнь, разрушал, как раковая опухоль, ткань души. Руфе было всего шестьдесят три года, но ей просто стало не для чего жить. Нифонтова знала, что умрет от воды, не раз делилась со мной этим предчувствием. Но обо всем по порядку.
…Мы познакомились в 1962 году. Я только окончила школу и работала декоратором во МХАТе. По понедельникам на его сцене играл Малый театр. Как-то дежурила, почитывая книжку, тогда надо мной и раздался бесподобный голос: “Простите, у вас не найдется вазочки?” Незнакомка достала из роскошной шубы маленький букетик то ли фиалок, то ли незабудок. Представилась: “Зовут меня Руфина Дмитриевна, прошу любить и жаловать”. Я понятия не имела о существовании такой актрисы и ее сумасшедшей славе после трилогии “Хождение по мукам”. Но стало интересно, захотелось увидеть на сцене. Игра Нифонтовой меня заворожила, стояла в кулисе боясь шевельнуться. После у служебного входа собралась толпа восторженных зрителей. Я сгребла у них цветы и коробки конфет для Нифонтовой и отнесла в ее гримерную. Руфа пригласила попить чайку…
Источник: 7days.ru
zarubezhom.info
Народная артистка СССР (1978)Приз за лучшую женскую роль на МКФ в Карловых Варах за роль в х/ф «Вольница» (1956)Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первые премии для актеров» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Сестры» (1958)Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Первый приз за женскую роль» за роль в х/ф «Хождение по мукам. Восемнадцатый год» (1960)
Руфина Нифонтова родилась 15 сентября 1931 года в Москве.
Ее отец Дмитрий Питаде был помощником начальника станции «Москва—Сортировочная», а мама Дарья Семёновна работала на ткацкой фабрике. Двое братьев Руфины - Александр и Борис - погибли во время Великой Отечественной войны, а третий брат, Вячеслав, остался жив. Позже Руфина Нифонтова рассказывала: «В детстве я знала, что у меня есть братья, которые всегда защитят. Но война многое у меня отняла. И тогда я поняла, что женщина тоже должна быть сильной. Сжала кулаки — и стала такой».
Во время учебы в школе Руфина занималась актерским мастерством в драматическом кружке школы. Позже она рассказывала: «Я никогда и не думала о кино. Мечтала о театре. Я родилась в семье железнодорожника. У нас все любили искусство: отец пел в самодеятельности, мать участвовала в драматических кружках, братья играли в самодеятельном оркестре. После седьмого класса я стала участницей драматического кружка. Первая роль — горничная Аннушка в пьесе Островского».
После окончания школы Нифонтова подала заявление в театральное училище, но ее туда не приняли. В Щепкинском училище за ее поступление проголосовала вся приемная комиссия, но председатель, актриса Вера Пашенная, сказала: «Эта рыжая и тощая будет учиться в Щепке только через мой труп. Она же все время басом читает! Кого она у нас играть будет? Мужчин? Так давайте лучше мальчиков талантливых наберем!» «Но девочка еще изменится!» — попытался убедить председателя один из членов комиссии. «Вот когда изменится, тогда пусть и приходит!» — ответила Пашенная. Тогда расстроенная Нифонтова попробовала поступить во ВГИК, но туда ее также не приняли. Заплаканную девушку заметил в коридоре ВГИКа профессор Борис Бибиков и взял её на свой курс, где она училась в одной группе с Изольдой Извицкой, Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой и Майей Булгаковой. Нифонтова позже рассказывала: «Мама не отходила от меня ни на шаг — боялась, что я с собой что—нибудь сделаю. А потом буквально за руку отвела меня во ВГИК. Правда, там меня тоже не хотели брать… Помню, выбежала в коридор, завернулась в портьеру и давай рыдать. Рядом проходил профессор Борис Бибиков, услышал меня и сказал: «Ты станешь актрисой!»
На втором курсе Руфина вышла замуж за Глеба Нифонтова, который учился на режиссерском факультете и был старше ее на 10 лет. Позже он начал снимать научно—популярное кино. В браке с Глебом Нифонтовым у Руфины Дмитриевны родилась дочь Ольга, позже окончившая ВГИК, и так же, как ее отец, ставшая режиссером научно—популярного кино.
В 1955 году Руфина Нифонтова окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии и была принята в Театр—студию киноактера. Юрий Соломин рассказывал: «Она была очень хорошей трагической актрисой, глубокой. У нее было очень красивое лицо, потрясающие глаза. Впервые, когда я увидел фильм «Вольница», меня поразили именно глаза этой актрисы. Она, по—моему, тогда еще была студенткой ВГИКа. Поразили ее глаза, какие—то необыкновенные, глубокие, а потом оказалось, что глубина глаз зависит от глубины чувств. Я узнал о ней, когда учился на 4 курсе, а она репетировала уже в Малом театре главную роль вместе с Верой Николаевной Пашенной в «Каменном гнезде». Вера Николаевна, когда приходила к нам в училище на курс, всегда рассказывала о молодой актрисе, которую она как—то не приняла, потому что Руфина была своеобразным человеком в жизни. Потом она очень нежно к ней относилась. Вера Николаевна очень долго принимала людей. У Руфины был характер жесткий. Она никому не поддавалась, у нее было свое личное мнение. Мне не так много с ней пришлось играть, но 3—4 спектакля мы играли вместе. Хотя бы «Любовь Яровую», где она играла Любовь Яровую, а я — Ярового, «Нас где—то ждут», «Палата». Она не боялась в искусстве некрасивости. Она могла играть в спектакле Друце старуху. По—моему, ей было лет 40, когда она играла старуху, замечательная эта работа была — «Птица нашей молодости».
Одновременно с поступлением в Театр—студию киноактера начала складываться карьера Нифонтовой в кино. В 1955 году она снялась в главной роли в фильме «Вольница», и вскоре новые предложения сниматься стали следовать от режиссеров одно за другим. В 1957 году Руфину Нифонтову пригласили в труппу Академического Малого театра, куда она пришла, будучи известной актрисой после съемок в трилогии «Хождение по мукам».
Руфина Нифонтова рассказывала: «Когда на «Мосфильме» шли съемки «Хождения по мукам», там же снимали спектакль Малого театра «Пигмалион». Однажды в коридоре ко мне подошел Михаил Иванович Царев и приветливо так спросил: «А не хотели бы вы, девушка, поиграть в Малом театре?» Но я, помня свою обиду, с вызовом спросила: «А что вы там ставите? И кто у вас там занят?» Михаил Иванович был человеком воспитанным и, на мое счастье, сделал вид, что не заметил вызывающего тона. Спокойно объяснил, что Малый театр ставит «Каменное гнездо». А моей основной партнершей будет... Вера Николаевна Пашенная. Так в 1957 году я пришла в Малый театр».
Актриса Нина Веселовская, сыгравшая роль Даши в фильме «Хождение по мукам», рассказывала: «Когда мы приступили к съемкам, Руфина уже была опытной киноактрисой. А я, в отличие от нее, полный новичок в кино. Камера, свет — все пугало, было непонятно, как себя держать на площадке. Нифонтова оказалась внимательным, чутким партнером. Знаете, далеко не все актеры любят раскрывать секреты мастерства, а Руфина мне очень помогла на первых порах своими профессиональными подсказками. Это дорогого стоит». Всего Руфина Нифонтова сыграла более 20—ти ролей в фильмах и более 10—ти ролей в телеспектаклях.
Благодаря своему таланту и твёрдости характера Нифонтова смогла создать много интересных театральных образов на сцене Малого театра: Катерина в «Грозе» и Комиссар в «Оптимистической трагедии», Варвара Михайловна в «Дачниках» и тетушка Руца в «Птицах нашей молодости», Любовь Яровая в одноименной постановке и Царица Ирина в спектакле «Царь Федор Иоаннович» — разные характеры, эпохи, женские судьбы. Актер Василий Бочкарёв говорил о совместной работе с Руфиной Нифонтовой: «Я ее воспринимал, прежде всего, как очень красивую женщину. Когда я был мальчишкой, я увидел ее в «Хождении по мукам». Это было для меня какое—то откровение, и правда, я по—мальчишески влюбился в нее. Потом, будучи студентом Щепкинского училища, я очень любил спектакль «Каменное гнездо» и замечательный спектакль «Браконьеры». Потом я узнал историю этого спектакля, в котором главную роль играл Борис Бабочкин. Очень много для этого сделала Руфина Дмитриевна. Её инициатива, ее правда в той ситуации позволили ей пойти в руководство и попросить, чтобы играл именно Бабочкин. В 1981 году мы встретились с ней в работе над спектаклем «Фома Гордеев». Я только пришел в театр, сыграл роль Бальзаминова и сразу попал в работу над спектаклем «Фома Гордеев». Встретился с ней. Партнер для артиста, наверное, — это самое главное. Как происходит взаимное погружение друг в друга, рассказать может только артист. Нифонтова удивительно работала над этой ролью, искала какой—то жестокой свободы и раскрепощения. Она как—то была на концерте на заводе «Серп и молот», с которым в свое время Малый театр очень дружил, и ей задали вопрос: «Зачем вы пришли в театр?». Она приблизительно так сказала: «Я пришла в театр для того, чтобы раскрепоститься, освободиться от всего того, что меня сдерживает, ограничивает, для того, чтобы воплотиться в десятках, в сотнях людей, для того, чтобы рассказать о нас с вами, об этом человеке, которого я играю, о нашей Родине, и о чуде любви и материнства».
Руфина Нифонтова много работала на радио, принимала участие в многочисленных радиопостановках с Ростиславом Пляттом, Николаем Плотниковым, Георгием Менглетом, Татьяной Пельтцер, Олегом Стриженовым и Евгением Матвеевым. О своей профессии актрисы Руфина Нифонтова в интервью рассказывала: «Передача традиций настоящего русского драматического искусства, в котором бы сочетались высокая нравственность, гражданственность и художественный реализм, — это нить, тянущаяся от М.С.Щепкина к нашему поколению актеров. Старшее поколение заложило в нас святое отношение к сцене. Теперь ситуация изменилась. В театре много откровенной халтуры, безответственности, бездарности. Держать марку театра может и, главное, хочет отнюдь не каждый, и мне становится грустно от этого равнодушия вокруг. Время Щепкиных прошло, из старшего поколения остались в Малом только Е.Н.Гоголева и Н.А.Анненков. На них, прекрасных старых мастеров, в свои 90 лет выкладывающихся фантастически, и стремится публика. К сожалению, в нашем театре не очень ценят хороших режиссеров: так, мы потеряли Б.А.Львова—Анохина, который поставил у нас много прекрасных, интеллигентных спектаклей — «Рядовых», «Утреннюю фею», «Фому Гордеева», «Холопов». В результате мы не имеем ни его последней работы (не понятых театром «Сказок Голливуда»), ни самого режиссера. Зато в недавнем прошлом мы легко допускали, что бывший главный режиссер театра В.Андреев мог взять «на свою ответственность» сырую, недоделанную премьеру — «Гостей» Л.Зорина. Мы не возражали против очевидных творческих неудач. Поэтому, когда я слышу, что другие театры приглашают на постановки интересных режиссеров, когда я вижу их работы, мне обидно за себя, за свой театр. Уходит время, уходят наши актерские годы, а мы ничего не успеваем сделать. Ведь если есть Королевский шекспировский театр в Англии, почему Малый не может быть театром Русским национальным, представляющим классическую драматургию? Складывающаяся в стране духовная атмосфера отражается на искусстве сцены, на его взаимоотношениях с публикой. Исчез окружавший театр ореол, зрители идут в него не на встречу с прекрасным, а для того, чтобы забыть об окружающих их в жизни проблемах. Изменяются и люди театра: молодые актеры стали рациональней, они проще относятся к профессии. Такова цена нашего унизительного быта, глупостей, совершавшихся с благословения чиновников от культуры. Актеру в нашей нищей, пропитанной традициями казарменного социализма стране непросто сохранить в себе художника. Есть горькая ирония в том, что советские актеры — академических ли, студийных ли театров, — возвращаясь с зарубежных гастролей, ощущают себя как—то по—другому. И для них уже невозможно писать в графе анкеты «род занятий» — «служащий». Он — не «служащий», он артист!»
В начале 1990 годов умер из—за проблем с сердцем брат Руфины Нифонтовой Вячеслав. Вскоре после смерти брата погибла дочь Вячеслава, занимавшаяся коммерцией. Ее ограбили, увезли в лес и убили. Нифонтова болезненно переживала эти трагические утраты. К этим переживаниям добавились проблемы с дочерью. Ольга вышла замуж против воли родителей, так как будущий зять категорически не понравился ни Руфине, ни ее супругу. Но Ольга родила сына Мишу, и ее родителям пришлось смириться с замужеством дочери, хотя их конфликты с зятем не прекращались. После одного из скандалов, случившегося на даче, разозлившийся Глеб Нифонтов сел в машину и уехал в Москву. Но в дороге у него случились проблемы с сердцем, и его автомобиль врезался в грузовой МАЗ. Глеб погиб на месте. Последние годы жизни Руфина Нифонтова жила одна. Ее дочь с семьей жили отдельно. Несмотря на то, что у Нифонтовой самой проявились проблемы с сердцем, актриса продолжала играть в спектаклях и репетировала новые роли.
27 ноября 1994 года Руфина Нифонтова приехала с дачи, сильно продрогла и хотела погреться в ванной, чтобы позже лечь спать. Вода показалась актрисе прохладной: она включила горячую воду, но через несколько минут потеряла сознание. Заметив потеки на потолке, соседи с нижнего этажа начали стучать в дверь, а потом позвонили дочери Нифонтовой. Когда Ольга с мужем приехали и открыли квартиру, на лестничную площадку хлынул кипяток. Помочь Руфине Нифонтовой было уже невозможно.
Актриса была похоронена на Ваганьковском кладбище.
Леонид Филатов подготовил о Руфине Нифонтовой передачу из цикла «Чтобы помнили».
Your browser does not support the video/audio tag.
Текст подготовил Андрей Гончаров
Использованные материалы:
Материалы сайта www.rusakters.ruМатериалы сайта www.tvkultura.ruМатериалы сайта www.peoples.ruМатериалы сайта www.kinozone.orgМатериалы сайта www.maly.ru
Театральные работы:
Малый театр:
1957 «Каменное гнездо» Х.Вуолийоки - Илона1961 «Взрыв» И.Дворецкого1961 «Браконьеры» Э.Раннета - Мела1962 «Гроза» А.Островского (реж. Вера Пашенная, М. Гладков) - Катерина1962 «Палата» С.Алешина - Ксения Ивановна1964 «Дачники» М.Горького - Варвара Михайловна1965 «Страницы дневника» А.Корнейчука - Жена Края1967 «Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского - Комиссар1968 «Отцы и дети» И.Тургенева - Одинцова1972 «Птицы нашей молодости» И.Друце - Тетушка Руца1972 «Фальшивая монета» М.Горького - Полина1974 «Летние прогулки» А.Салынского - Варвара1975 «Вечерний свет» А.Арбузова - Тамара Николаевна1977 «Любовь Яровая» К.Тренева - Яровая1979 «Агония» М.Крлежа - Лаура1981 «Фома Гордеев» М.Горького - Саша1984 «Утренняя фея» А.Касоны - Мать1985 «Федра» Ж.Расина - Федра1986 «Иван» А.Кудрявцева - Марья1987 «Холопы» П.Гнедича - Глафира1989 «Царь Федор Иоаннович» А.Толстого - Царица Ирина; Василиса Волохова1992 «Обрыв» И.Тургенева - Бережкова
Радиоспектакли:
«Гроза» А.Островского — Катерина«Каменное гнездо» Х.Вуолийоки — Алгрен«Оптимистическая трагедия» Вс.Вишневского — Комиссар«Страницы дневника» А.Корнейчука — Вероника«Иван» А.Кудрявцева — Марья«Федра» Ж.Расина — Федра«Любовь Яровая» К.Тренева — Любовь Яровая«Победительница» А.Арбузова — Алейникова«Страницы жизни Эдит Пиаф» Л.Зельмановой — Эдит Пиаф«Любовь в Старокороткино» В.Липатова (по мотивам произведений) — Любка Ненашева«Глубокий тыл» Б.Полевого — Женя Мюллер«Нахлебник» И.Тургенева — Елецкая
Фильмография:
1955 «Вольница», главная роль: Настя1956 «Полюшко—поле», главная роль: Валя Чернышева 1956 «Одна ночь»1957 «Хождение по мукам. Сестры», главная роль: Катя Булавина1958 «Хождение по мукам. Восемнадцатый год», главная роль: Катя 1959 «Хождение по мукам. Хмурое утро», главная роль: Катя1961 «День, когда исполняется 30 лет», главная роль: Светлана1963 «Русский лес», роль: Елена Ивановна, мать Поли1964 «Перестань, Мадлен!» (телеспектакль), главная роль1964 «Палата», роль: Ксения Ивановна, подруга Новикова1965 «Первый посетитель», роль: Александра Коллонтай1966 «Неизвестная...», главная роль: Рута Янсон 1966 «Дачники», роль: Басова Варвара Михайловна1966 «Год как жизнь», роль: Женни Маркс1967 «Они живут рядом», роль: Калитина Надежда Павловна, мать Игоря1967 «Интервенция», роль: Токарчук1968 «Ошибка Оноре де Бальзака», главная роль: графиня Эвелина Ганская1970 «Семья Коцюбинских»1970 «Расплата», роль: мать Кати1970 «Любовь Яровая», главная роль: Павла Петровна Панова1971 «Двадцать лет спустя» (телеспектакль), роль: герцогиня де Шеврез1972 «Светит, да не греет» (телеспектакль)1972 «Опасный поворот», роль: Мод Мокридж1974 «Птицы нашей молодости» (телеспектакль), главная роль: тётушка Руца1974 «Отцы и дети» (телеспектакль)1974 «Дом Островского» (телеспектакль)1975 «Фальшивая монета» (телеспектакль), роль: Полина1976 «Вишневый сад» (телеспектакль), главная роль: Раневская1977 «Риск — благородное дело», роль: актриса1977 «Оптимистическая трагедия» (телеспектакль), главная роль: Комиссар 1979 «С любимыми не расставайтесь», роль: народный судья по бракоразводным процессам1980 «Жиголо и Жиголетта» (короткометражный), роль: Ева Баррет, великосветская дама1980 «Вам и не снилось», роль: мать Татьяны Николаевны, доктор медицинских наук1981 «Товарищ Иннокентий», роль: Серебрякова1981 «Снег на зеленом поле», роль: Клавдия Ивановна Лукьянова, завуч1981 «Контрольная по специальности», роль: Любовь Савельевна Орешко1982 «Год активного солнца», роль: Вера Сергеевна Колосова1983 «Фома Гордеев» (телеспектакль), роль: Саша1984 «Время и семья Конвей», главная роль: миссис Конвей1984 «Берег его жизни», роль: Екатерина Семёновна, мать Миклухо—Маклая1988 «Холопы» (телеспектакль), роль: Глафира1988 «Иван» (телеспектакль), роль: Марья1992 «Сумасшедшая любовь»
15 сентября 1931 года – 27 ноября 1994 года
Похожие статьи и материалы:
Нифонтова Руфина (Цикл передач «Чтобы помнили»)Нифонтова Руфина (Цикл передач «Мой серебряный шар»)
ИнформацияПосетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
chtoby-pomnili.net
Руфина Нифонтова — Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Хождение по мукам (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хождение по мукам. Хождение по мукам … Википедия
Нифонтова, Руфина Дмитриевна — Руфина Дмитриевна Нифонтова. НИФОНТОВА Руфина Дмитриевна (1931 1994), актриса. На сцене с 1955. С 1957 в Малом театре. Исполняла в основном лирико драматические и трагические роли. Игру отличает искренность переживания при внешней сдержанности,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Нифонтова, Руфина — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Нифонтова Руфина Дмитриевна — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Руфина Дмитриевна Нифонтова — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Нифонтова Р. — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Нифонтова Р. Д. — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Нифонтова Руфина Дмитриевна — (р. 15.9.1931, Москва), русская советская актриса, народный артист РСФСР (1966). В 1955 окончила актёрский факультет ВГИКа. С 1958 работает в Малом театре. Получила известность, дебютировав в роли Насти в фильме «Вольница» (1956, премия 9 го… … Большая советская энциклопедия
НИФОНТОВА Руфина Дмитриевна — (15 сентября 1931, Москва 27 ноября 1994, там же), российская актриса; народная артистка СССР (1978). Окончила актерский факультет ВГИКа (1955, мастерская Б.Бибикова (см. БИБИКОВ Борис Владимирович) и О.Пыжовой (см. ПЫЖОВА Ольга Ивановна)).В 1955 … Энциклопедия кино
НИФОНТОВА Руфина Дмитриевна — (1931 94) российская актриса, народная артистка СССР (1978). С 1958 в Малом театре (тетушка Руца в Птицах нашей молодости И. Друцэ, царица Ирина в Царе Федоре Иоановиче А. К. Толстого и др.). Снималась в кинотрилогии Хождение по мукам и др … Большой Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Руфина Нифонтова — Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Хождение по мукам (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хождение по мукам. Хождение по мукам … Википедия
Нифонтова, Руфина Дмитриевна — Руфина Дмитриевна Нифонтова. НИФОНТОВА Руфина Дмитриевна (1931 1994), актриса. На сцене с 1955. С 1957 в Малом театре. Исполняла в основном лирико драматические и трагические роли. Игру отличает искренность переживания при внешней сдержанности,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Нифонтова, Руфина — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Нифонтова Руфина Дмитриевна — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Руфина Дмитриевна Нифонтова — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Нифонтова Р. — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Нифонтова Р. Д. — Руфина Нифонтова Имя при рождении: Руфина Дмитриевна Нифонтова Дата рождения: 15 сентября 1931 Место рождения: Москва, СССР Дата смерти: 27 ноября 1994 Место смерти: Мос … Википедия
Нифонтова Руфина Дмитриевна — (р. 15.9.1931, Москва), русская советская актриса, народный артист РСФСР (1966). В 1955 окончила актёрский факультет ВГИКа. С 1958 работает в Малом театре. Получила известность, дебютировав в роли Насти в фильме «Вольница» (1956, премия 9 го… … Большая советская энциклопедия
НИФОНТОВА Руфина Дмитриевна — (15 сентября 1931, Москва 27 ноября 1994, там же), российская актриса; народная артистка СССР (1978). Окончила актерский факультет ВГИКа (1955, мастерская Б.Бибикова (см. БИБИКОВ Борис Владимирович) и О.Пыжовой (см. ПЫЖОВА Ольга Ивановна)).В 1955 … Энциклопедия кино
НИФОНТОВА Руфина Дмитриевна — (1931 94) российская актриса, народная артистка СССР (1978). С 1958 в Малом театре (тетушка Руца в Птицах нашей молодости И. Друцэ, царица Ирина в Царе Федоре Иоановиче А. К. Толстого и др.). Снималась в кинотрилогии Хождение по мукам и др … Большой Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»