Идиоматическое выражение «танталовы муки», или «муки Тантала» – один из таких фразеологизмов, о значении которого невозможно догадаться, не зная истории его происхождения. Слово «муки» дает понять о том, что речь идет о мучениях, а вот слово «танталовы» понятно только тем, кто хорошо знаком с греческой мифологией и с именем царя Тантала, провинившегося перед богами и наказанного на вечные муки.
Миф о Тантале дает довольно ясное представление о том, что такое танталовы муки. Значение фразеологизма выводится из всей истории царя Тантала, пересказанной во многих источниках.
Танталовы муки никак не вяжутся со счастливой жизнью Тантала. Он был сыном Зевса, правил в Лидии, в городе Сипил. Название городу дала гора Сипила, около которой находился этот процветающий город. Образ Тантала во время его правления – воплощение счастья и удачливости. Город, которым правил Тантал, богат; на горе Сипиле находились неистощимые золотые рудники; поля близ города были плодородны; виноградники и сады приносили богатейшие урожаи. Избыток был и в стадах овец и быков, и в табунах быстроногих коней. Все это изобилие посылали Танталу боги, которые настолько любили его, что не только спускались с Олимпа в его владения, чтобы пировать, но и допускали его на Олимп на свои пиршества.
Во дворце своего отца Зевса Тантал чувствовал себя на равных с богами и возгордился своим счастьем, за что в итоге и был наказан богами. Фразеологизм «танталовы муки», значение которого связано с этим наказанием, восходит к мифу о том, как Тантал вызвал гнев своего отца Зевса и обрек себя на мучения.
Возвращаясь с пиров с богами, Тантал позволял брать с собой напиток (нектар) и пищу (амброзию) богов и угощал этим людей. Кроме того, будучи осведомленным о решениях богов относительно жизни людей, он сообщал их смертным. Не боялся Тантал и оглашать тайны своего отца, а однажды сказал ему, что его собственная жизнь счастливее жизни богов. Этим высокомерием и сравнением себя с богами Тантал в первый раз вызвал настоящий гнев Зевса.
Во второй раз Тантал рассердил отца еще большим оскорблением богов. Он прятал у себя золотую собаку, которую украл у Зевса царь Пандарей. Боги узнали об этом и прислали Гермеса за любимой собакой Зевса. Тантал же поклялся страшной клятвой, что у него нет золотой собаки. Однако и в этот раз Зевс не наказал своего любимого сына.
Наказание последовало за третьим оскорблением. Тантал решил проверить, насколько боги действительно всеведущи, и совершил страшное преступление. Он изрубил на куски своего сына Пелопса и приготовил из него блюдо, которым потчевал спустившихся к нему богов. Боги постигли замысел Тантала и ужаснулись его преступлению. К блюду не притронулся никто, кроме Деметры. Она была глубоко опечалена тем, что пропала ее дочь – Персефона, и съела плечо мальчика. Боги оживили Пелопса: он стал еще прекраснее, однако у него не было плеча. Тогда Зевс велел Гефесту изготовить плечо для мальчика из слоновой кости.
За это преступление Тантала боги обрекли его на вечные мучения в царстве Аида. Именно они называются «танталовы муки». Фразеологизм становится понятным после знакомства с тем, чем именно наказали боги Тантала.
Танталовы муки подробно описаны в поэме Гомера «Одиссея». По Гомеру, Тантал вечно стоит в озере, вода которого доходит ему до подбородка. Старик Тантал испытывает сильную жажду, но как только он наклоняет голову, чтобы напиться столь близкой к нему воды, вода исчезает, отступает от него, и он видит черную землю – ее осушает божество.
Стоя по подбородок в воде, Тантал видит над собой наклоняющиеся к нему ветви фруктовых деревьев, тяжелые от сочных спелых плодов. Тантал видит над собой груши, яблоки, гранаты, фиги и ягоды маслин и хочет насытиться ими. Но как только он пытается сорвать один из плодов и поднимает к нему руку, ветер подбрасывает ветви, плод становится недостижимым.
Именно с этим наказанием обычно ассоциируется выражение «танталовы муки». Значение фразеологизма связано с удовольствиями, которые кажутся близкими, но которые никогда невозможно достичь.
У Пиндара танталовы муки описаны по-другому. Зевс наказал Тантала тем, что над ним навис огромный, как скала, камень, и он вынужден вечно пребывать в ужасе от того, что камень в любой момент может сорваться и обрушиться на него.
Идиома «танталовы муки», значение которой значительно расширяется этой версией мифа, таким образом, может быть понята и как вечные нестерпимые страдания.
Все элементы мифа о Тантале по-своему символичны, однако не все они обычно имеют отношение к фразеологизму «муки Тантала». Чаще всего при употреблении этого выражения не имеется в виду, что кто-то именно наказан мучениями или что-то кто-то мучается из-за своей гордыни.
Этот фразеологизм обычно употребляют тогда, когда хотят выразить мысль о том, что кто-то обречен постоянно ощущать приближение к заветной цели, но не иметь возможности ее достигнуть. Несколько реже под этой идиомой подразумеваются бесконечные страдания, связанные с тревогами и нависшей угрозой.
www.syl.ru
Что же лежит в основе таланта писателя? Это звуковой поиск человека. Такой человек хочет познать мир, выйти за границы изученного и известного. Именно ему интересно открывать законы мироздания, именно он хочет проникнуть в тайны человеческой души.
0 1877 2 Ноября 2017 в 23:49Автор публикации: Ксения Войтковская, врач
Вы чувствуете в себе смутное, неясное желание писать. Ощущение, что вам есть что сказать миру. Что внутри у вас живут бесчисленные сюжеты для романов. Вы хотите писать и не решаетесь. Или уже пробовали, но пока не очень успешно. И даже если вы — уже раскрученный автор, все равно вам сюда!
Системно-векторная психология объясняет природу писательского таланта и дает практические советы, как его раскрыть и отточить.
Можно долго хотеть и ходить вокруг да около, находя тысячи оправданий того, почему вы еще не написали главный труд своей жизни. Но писательство, как любой навык, нарабатывается и тренируется. Поэтому главное — начать! Ведь 90 % успеха — это трудолюбие и верность поставленной цели.
На самом деле умение грамотно излагать свои мысли необходимо каждому человеку. Однако есть и те, у кого есть особый талант к написанию текстов.
Талант развивается из зачатков природных свойств, которые мы получили от рождения. А дальше мы растим и раскрываем его. Талант писателя — это талант анально-звуковой связки векторов. Такой человек может стать выдающимся автором, мысли которого наложат отпечаток на духовный и нравственный поиск целого поколения.
Но не только они занимаются письменным творчеством. Есть, например, мастера короткого жанра — фельетона, сатирических очерков, острых репортажей. Кратко и емко излагать свои мысли таким мастерам письменного слова помогает кожно-звуковая связка, которая дает способность чутко чувствовать ритмику слов. И, наконец, есть в писательских кругах скромные работники Сети — копирайтеры и некоторые блогеры, которым для их труда достаточно анального вектора, который позволяет им скрупулезно день ото дня писать тексты; и пусть в них нет каких-то фантастических открытий, зато есть своя правда жизни и очарование качественно изложенной темы.
Итак, чтобы стать писателем, нужно в определенном смысле им родиться. То есть родиться носителем анально-звуковой связки векторов. Конечно, этого мало. Ведь врожденные свойства нам заданы, но не обеспечены. Необходимо работать над развитием своего таланта, учиться складывать смыслы в слова, упорно, регулярно, изо дня в день, не покладая рук. Тогда результат будет даже при самых минимальных способностях.
Но что же лежит в основе таланта писателя? Это звуковой поиск человека. Такой человек хочет познать мир, выйти за границы изученного и известного. Именно ему интересно открывать законы мироздания, именно он хочет проникнуть в тайны человеческой души, а написание текстов — это лишь способ этого желания достичь.
Именно у звуковика живой абстрактный интеллект — самый мощный тип интеллекта, самый большой объем психики. Именно это позволяет ему мыслить абстрактными категориями, усваивать огромные объемы информации, а при развитой чувственной составляющей — тонко понимать людей вокруг, причины человеческих поступков. Настоящую литературу отличает глубокий психологизм. Сегодня нельзя быть психологом, не зная классическую литературу. Но и, наоборот, совершенно невозможно быть гениальным писателем, не зная тайны человеческой души.
Эти тайны порой раскрываются писателю внезапно, как озарение. На самом деле это следствие длительной внутренней работы, которая не видна окружающим и часто скрыта от самого автора до тех пор, пока эта работа не даст результат. И эта работа — сосредоточение на других. Он вдруг что-то понял о себе или о близких, увидел незначительную, казалось бы, ситуацию, в которой для него раскрылось нечто большее, что натолкнуло его на определенный сюжет, привело к рождению нового образа, мыслеформы. Этот поиск новых идей происходит у звуковика постоянно — это его внутренняя работа, это часть того, зачем он пришел в этот мир.
В то же время именно анальный вектор помогает довести однажды начатое до конца, претворить идею в жизнь. Именно анальный вектор дает человеку усидчивость, скрупулезность, умение анализировать информацию, запоминать ее во всех деталях, которые потом с четкостью изображения цифровой камеры предстанут на страницах его произведения.
Творческий процесс — это тончайшая работа по созданию образов и по претворению на бумаге авторского замысла, выстраивания хитросплетения сюжетных линий и теоретических концептов.
Проникнем в святая святых — работу автора — и приведем практические советы, которые дает тренинг «Системно-векторная психология», как сделать эту работу эффективной и приносящей автору радость, а не только муки творчества.
В ходе подготовки к работе важно уделить внимание как внешней стороне дела, так и внутренней составляющей. Подготовить свое рабочее место, чтобы ничто не отвлекало от мыслей, — особенно важно для человека с анальным вектором, для которого большое значение имеют его привычки. Так, у каждого автора со временем появляются свои решения, как организовать рабочее место, и свои требования — то, что нужно именно ему.
Но есть и общая рекомендация: на рабочем месте должна быть чистота и порядок. Пусть там будет только самое важное — аккуратно сложенные книги, которыми вы пользуетесь, запас бумаги, ручки и карандаши. Или ноутбук. И, чтобы вас ничего не отвлекало, на время написания текстов отключайте социальные сети, скайп и другие средства связи. Ведь вы, наверное, и сами замечали, какое раздражение вызывает несвоевременный звонок, когда вы в процессе творчества. Но даже если собеседник приятный и вы получили удовольствие от разговора, есть вероятность, что пока вы беседовали, та важная мысль, которую вы хотели отразить в тексте, куда-то ушла. Поэтому лучше отключать средства связи, тогда никто и ничто не будет вас отвлекать. Создайте себе удобные условия и начинайте работать.
Чтобы начать писать, нужен всего лишь чистый лист. Однако работа над текстом начинается задолго до того, как вы к нему притронетесь. Для анального звуковика огромное значение имеет тщательный сбор и анализ фактологического материала. Необходимо сначала глубоко изучить вопрос — ту тему, о которой вы пишете. Узнать ее изнутри, попробовать ее на вкус. Побывать в такой ситуации, которую вы будете описывать, или увидеть ее близко перед собой. Это важнейший этап. Можно выдумать художественную реальность, но нельзя переврать человеческие чувства.
Ведь писатель — это тот, кто показывает тончайшие оттенки переживаний, едва уловимые грани человеческой души. Эти переживания должны быть подлинными, только тогда читатель поверит. Только тогда текст автора сможет вызвать у читателя сопереживание и встречные сильные чувства — те, которые будут расширять чувственное восприятие читателя.
Вдохновение рождается из увлеченности темой. Когда вы буквально горите той мыслью, тем творческим замыслом, который хотите донести до читателя. Тогда текст рождается как будто сам, и хочется прилагать усилия. Происходит то волшебство, когда концентрация мысли, сосредоточение на конкретной задаче рождает идеально точные мыслеформы, которые облекаются словом.
А бывает, что хочется о чем-то написать и в работе есть тема, но вдохновения нет. А есть какая-то внутренняя тяжесть и отсутствие нужных мыслей, тех мыслей, которые могли бы помочь в раскрытии темы. И здесь важно начать работу с материалом, вовлекающим в выбранную тему, — это даст возможность достичь нужного состояния концентрации.
На самом деле вдохновения можно так и не дождаться, если вы не начнете писать. Аппетит приходит во время еды. Это в полной мере относится к творчеству. Просто начните. Название, план или просто несколько предложений для начала абзаца.
В суете современной жизни бывает сложно выделить время на работу с углублением, и тогда мы откладываем. Особенно эта проблема актуальна для человека с анальным вектором. За внешней формой откладывания может стоять неуверенность в собственных силах, тот самый страх чистого листа. Ведь человек с анальным вектором хочет сделать все идеально и боится не справиться, боится совершить ошибку.
Правда в том, что никто не застрахован от ошибок. Более того, каждому автору просто необходимо пройти период обучения и наработки личного опыта, когда он начинает понимать сам, как писать надо, а как не надо, в ходе чего у него вырабатывается внутреннее ощущение от работы с текстом. И это внутреннее ощущение будет потом подсказывать, как лучше сформулировать свою мысль и какими приемами воспользоваться, чтобы эта мысль попадала точно в цель — в сердце читателя.
Иметь талант — это лишь 10 % успеха, раскрыть талант — вот что важно сделать. А для того, чтобы его раскрыть, нужно все время тренироваться, развивать в себе те качества, которые необходимы писателю, — сосредоточение на людях и на смыслах, умение видеть в любой детали, в каждом незначительном нюансе в отношениях отпечаток личности человека.
Это значит — учиться быть проницательным, чутким к человеческим переживаниям и чувствам. Это значит — тренировать свое воображение, активно пополнять свой словарный запас, учиться формулировать свои мысли.
Эти задачи отчасти помогает решать чтение классической литературы — величайших образцов художественного слова, которые воспитывают в нас чувственную составляющую и помогают перенять какие-то приемы построения текста. Но читать других — этого еще недостаточно.
Научиться излагать мысли самому — вот что важно. И это умение, как любой навык, тренируется практикой. Чтобы начать писать хорошие тексты, нужно писать регулярно. Тогда удается поймать такое состояние, когда буквы сами собой начинают складываться в слова, а слова — в предложения. Тогда мы самостоятельно нарабатываем какие-то приемы работы с текстом, которые помогают держать сосредоточение, помогают донести свою мысль до читателя без искажения. Трудно бывает совершить усилие и сделать первый шаг, но потом становится проще.
Мы начинаем раскрывать удовольствие от творчества, раскрывать вкус писательской работы. И тогда нас уже невозможно остановить, ведь желание всегда идет на удвоение. Как, например, увлеченный своей идеей Жорж Сименон работал до тех пор, пока не был написан очередной его роман.
Писателя делает писателем его трудолюбие. И если бы писатель не был так трудолюбив, ни одно крупное произведение не увидело бы свет. Подумайте об этом, когда в очередной раз начнете откладывать написание статьи.
Мы пришли в этот мир не просто так. Каждый из нас несет в себе частичку общей Души. А эта Душа желает быть раскрыта. И нет большего удовольствия для звуковика, чем раскрывать Душу человека — открывать для себя наше общее бессознательное, скрытую от нас психику Вида. Именно эта работа позволяет звуковику выйти за рамки своего отдельного «Я», а это значит — преодолевать свой врожденный эгоцентризм, уходить от сосредоточения на себе, которое иногда выступает помехой для понимания других и построения отношений. Вынося точные, выверенные смыслы на бумагу, звуковик выполняет свое предназначение на земле. Этим он вносит такой же вклад в общество, как шахтер, который спускается в шахту, чтобы добыть уголь, как ученый, который изобретает вакцину от неизлечимого заболевания. А выполнение своей общественной роли дает нам ощущение осмысленности жизни и хорошее сбалансированное внутреннее состояние.
Работа над текстом спасает звуковиков от депрессии, от ощущения бессмысленности жизни, тоски по чему-то такому, что ты как будто всегда знал, но забыл и терзаешь себя, чтобы вспомнить, вспомнить самое важное — зачем ты пришел в этот мир — и ощутить единство людей, единство психики, нашего Вида.
Работая над текстом статьи или художественного романа, писатель неизменно узнает что-то новое о себе и о людях, которые рядом. Он вносит в текст частичку собственного «Я», маленькую искорку общей человеческой Души — раскрывая ее для других, помогая другим осознать то, что понял он сам. Поэтому нельзя писать в стол — надо писать для конкретного читателя, которому будет предназначен этот текст.
В начале творческого пути автор неизбежно начинает задаваться вопросом: как сделать так, чтобы меня читали? Как быть интересным для читателя? Об этом мечтает каждый автор. Секрет в том, чтобы писать о чувствах и проблемах, которые волнуют читателя, чтобы он узнавал себя между строк, узнавал свои сокровенные мысли, чаяния, ожидания, свои надежды, свои страхи, свои сомнения. А для этого нужно понимать душу людей, нашу общую психику. Именно эти знания и дает тренинг «Системно-векторная психология».
Хотите раскрыть в себе потенциал автора, узнать секреты мастерства и научиться писать гениальные тексты, которые будут интересны читателю? Хотите понять, что волнует людей вокруг, чтобы писать на злобу дня и в их нехватку?
Приходите на бесплатный онлайн-тренинг «Системно-векторная психология» и вы узнаете о творчестве все.
Встреча автора и читателя происходит на Портале Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Автор публикации: Ксения Войтковская, врач
Статья написана по материалам тренинга Системно-векторной психологииwww.yburlan.ru
" Танталовы муки", фразеологизм из греческого мифотворчества.Испытовать танталовы муки, означает,нынче претерпевать жесточайшие мучения,нестерпимую боль и т. д. Однако история страдальца Тантала, заслуживает на мой взгляд,мескольких минут внимания.Потому, что это используя это устоявшееся выражение, мы.как это зачастую бывает,забываем ,а кем,собственно был этот "несчастный." Итак,знакомтесь -Тантал.Существует несколько версий его родословной,но наиболее распространеная гласит,что он был сыном нимфы Плуто и самого Зевса.Естественно, такие родители не могли не позаботится о своем чадо,и устроили парнишку царем в Сипилу (нынешияя Маниса, в курортной турецкой Анатолии).Видимо,занятость, на ниве дел божественных, отвлекала родителей от воспитания отпрыска. Поэтому Тантал,вырос типичным древнегреческим оболтусом и мажором. В силу родственных связей, он регулярно посещал и чинные воскресные семейные обеды, и лихие корпоративы на Олимпе(21+), коими так славился античный божественный истеблишмент. А потом, хвастаясь своим земным друзьям, выбалтовал в деталях ,что там да как. И тем самым подрывал светлый (ну или же темный)авторитет своих сводных братьев и сестер, кузенов и кузин,не говоря уже об более дальней небесной родне ,который те,между прочим,веками нарабатывали. Ну представте.на минуту, вы,древний грек, и служите в армии. И очень уважаете бога воинов Ареса. Потому что ,тот такой сильный, смелый и справедливый, и строгий.Настоящий Батяня-комбат. И даже слегка его побаиваетесь. И тут ,вы узнаете,что ваш кумир,в свободное от боев и походов время,любит вязать крючком, или там вышивать крестиком. а дома,скинув боевые сандали ,чапает по комнатам в смешных мохнатых тапках, с мордочками мультяшных пушистиков на носках.Наверняка вера ваша серьезно бы пошатнулась,боевой дух подпортился и настроение бы упало. А вам завтра на работу, Фивы завоевывать...)) Потом Тантал был замечен и уличен в мелком воровстве с божественного стола эксклюзивных продуктов питания (нектар и амброзия),якобы для друзей.чем очень огорчил папу. И не то, что бы Зевс был жмотом. Нет. Скорее даже наоборот. Но тут, вот в чем дело.Нектар и амброзия даровали людям бессмертие.А Зевс,в отличие от множества современный родителей, прекрасно знал с кем якшается его сынуля,ведь он-то все ж таки бог.)Правильно,с такими же мажорами, только из семей статусом пониже, так сказать местного уровня.И Зевс прекрасно понимал,какой бардак может приключится на ввереной ему Земле, если эта компашка будет еще и бессмертна.А ему и без того головной боли было достаточно.Вот он и пригрозил сынуле, что если тот не прекратит исполнять,то будет отправлен к дяде Гадесу на перевоспитание. Но папино,а равно и прочей родни,терпенье, всеж таки лопнуло,когда Тантал,видимо, обдолбавшись до немогу,решил устроить всем высокопоставленным родственникам пикничек,а на шашлычек зарезал собственного сына.Племянника боги любили. Особенно, Посейдон.Поэтому мальченку быстренько воскресили.А его гадского папу Тантала,после всеобщего физического порицания за все хорошее,Дядя Гадес,таки забрал к себе на тот свет . И в качестве наказания . стоит теперь Тантал по горло в кристальной воде но попить не может .А над ним висят и дразнятся спелые яблоки-груши. Но стоит протянуть руку и ветки прднимают еду вверх...
otvet.expert
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»