Миф танталовы муки


Тантал - Мифы Древней Греции

Подробности Категория: Мифы Древней Греции

Тантал (миф древней Греции)

Жил в те времена во Фригии царь Тантал, сын Зевса и земной женщины Плуто. Боги любили Тантала и наградили его всем, что только может пожелать человек: и силой, и богатством, и здоровьем. По его плодородным землям текла златоносная река Пактола, и Тантал мог пригоршнями черпать золото, когда только хотел. Круглый год зрели в его садах сочные сладкие фрукты, многочисленные стада паслись на зеленых лугах.

Но мало этого, сами боги приглашали его к себе, и он пировал с ними на высоком Олимпе. Ел и пил с ними за одним столом. Так бы и жил Тантал в счастье и довольстве всю свою жизнь, если бы не обуяла его гордыня. Начал он хвастаться перед людьми и рассказывать всем, как боги любят его. Угощал своих приятелей божественной пищей – нектаром и амброзией, похищенной на Олимпе, разглашал им все тайны богов, которые он подслушивал во время пиров. Зевс знал об этом, но молчал до поры до времени, все надеялся, что одумается Тантал и станет скромнее.Однажды Зевс спросил Тантала, когда тот опять был в гостях у богов:– Что ты хочешь, сын мой, чтобы я сделал для тебя? Моя любовь к тебе безгранична, и я готов выполнить любое твое желание.Тантал

Сдержаться бы своевольному Танталу да поблагодарить могущественного отца за любовь безмерную. Но гордый Тантал ответил надменно:– Я не нуждаюсь в твоих милостях, и без того я богат и счастлив. И жребий, который выпал на мою долю, прекраснее жребия бессмертных богов.Нахмурился могущественный Зевс, не понравился ему ответ сына. Но сдержался он и ничего ему не сказал. Но дальше – больше. Тантал совсем перестал считаться с богами, обманывал их и даже оскорблял. Однажды случилась и вовсе неприятная история. Была у Зевса любимая золотая собака, та самая, которая охраняла маленького Зевса и его кормилицу, козу Амалфею, на острове Крит. Она так и жила на Крите и теперь охраняла там храм Зевса.Соблазнился золотой собакой царь Эфеса Пандарей и увез ее с Крита. Долго думал он, куда же ее спрятать, и наконец решил привезти к царю Сипила. Взял Тантал золотую собаку и скрыл ее от богов. Зевс, конечно, узнал об этом и послал к Танталу быстроногого Гермеса. В мгновение ока слетел Гермес с высокого Олимпа и предстал перед своенравным Танталом.– Великий громовержец недоволен тобой, – сказал он царю, – и требует, чтобы ты отдал ему золотую собаку, которую ты прячешь. Не думаешь ли ты, что боги слепы и не видят, что творится на земле? Бойся навлечь на себя гнев всесильного громовержца. Верни ему собаку.Но Тантал не послушался Гермеса и высокомерно ответил ему:– Напрасно ты грозишь мне гневом Зевса. Не видел я золотой собаки, нет ее у меня. Клянусь тебе своей жизнью и жизнью всех моих близких, я говорю правду.Ужаснулся Зевс такому кощунству, но и на этот раз простил своего дерзкого сына: он все еще надеялся, что Тантал исправится. Но, как видно, не доводит до добра слепая отцовская любовь. Один раз все сошло с рук дерзкому Танталу, другой… Вот он и решил, что ему все позволено. Захотелось царю испытать богов и проверить, так ли уж они все знают и видят.И вот однажды пригласил Тантал бессмертных богов к себе в гости и устроил для них великолепный пир. А перед этим он убил своего сына Пелопса, приготовил из его тела угощение и подал его гостям на золотом блюде. Боги поняли, чем их угощает Тантал, и никто из них даже не притронулся к этому ужасному блюду. Одна только Деметра, которая еще горевала о своей Персефоне и ничего не замечала вокруг, съела плечо юного Пелопса.Боги собрали все мясо и кости Пелопса, сложили в котел и поставили на жаркий огонь. Бог Гефест оживил юношу, и он опять стал таким же, как прежде. Только одного плеча у него не хватало, того, которое съела Деметра. Гефест изготовил новое плечо из слоновой кости, и с тех пор все потомки Пелопса имеют одну и ту же отметину: у всех у них на правом плече есть ярко-белое пятно.Как ни любил Зевс своего сына, последнее его преступление переполнило чашу терпения великого громовержца. Сбросил он его в царство мертвых, и там до сих пор несет Тантал ужасную кару за свои злодеяния. Он вечно хочет пить – и не может напиться, хочет есть – и не может этого сделать. Стоит Тантал в прозрачной прохладной воде. Она достигает ему до самого подбородка, но стоит ему наклониться, как вода тотчас же исчезает. Свисают над Танталом ветки, полные душистых ароматных плодов, но как только он протягивает руку за ними, порыв ветра отклоняет ветки, и он никогда не может достать ни одного плода. Не только голод и жажда терзают своенравного Тантала, но и вечный страх, потому что там, где он стоит, нависает над его головой огромная скала. Кажется, что она едва держится и вот-вот упадет. Узнали люди, какие мучения испытывает Тантал в царстве Аида, но никто не сочувствует ему, только теперь всем гордым и своенравным людям говорят, что если они не исправятся, то тоже будут испытывать в загробном мире «танталовы муки».

- КОНЕЦ -

www.planetaskazok.ru

Тантал PR в Античной мифологии

PR в Античной мифологии

Доброскоченко Ольга

Тантал

 

 

Краткое содержание мифа

 

ТанталВазописец КлеофрадаМенада. Фрагмент росписи амфорыОколо 500 - 490 гг. до н. э.

Тантал (др.-греч. Τάντᾰλος) - герой, сын Зевса и Плуто, царствовавший в области горы Сипила в южной Фригии (Малая Азия) и славившийся своим богатством. По одной из версий мифа, он был женат на дочери бога златоносной реки Пактола. Пользуясь благосклонностью олимпийских богов, он был удостоен чести принимать участие в их пирах, но отплатил им за это неблагодарностью. В греческой мифологии Тантал показан как человек властолюбивый и готовый на всё ради своего тщеславия, даже на вероломство по отношению к богам.

По преданию, в Лидии, у горы Сипила, находился богатый город, называвшийся по имени горы Сипилом. В этом городе правил любимец богов, сын Зевса Тантал. Всем в изобилии наградили его боги. Не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Сипила, Тантала. Неисчислимые богатства давали ему богатейшие золотые рудники на горе Сипиле. Ни у кого не было таких плодородных полей, никому не приносили таких прекрасных плодов сады и виноградники. На лугах Тантала, любимца богов, паслись громадные стада тонкорунных овец, круторогих быков, коров и табуны быстрых, как ветер, коней.

У царя Тантала был избыток во всем. Он мог бы жить в счастье и довольстве до глубокой старости, но погубили его чрезмерная гордость и преступление. Боги смотрели на своего любимца Тантала, как на равного себе. Олимпийцы часто приходили в сияющие золотом чертоги Тантала и весело пировали с ним. Даже на светлый Олимп, куда не всходит ни один смертный, не раз всходил по зову богов Тантал. Там он принимал участие в совете богов и пировал за одним столом с ними во дворце своего отца, громовержца Зевса. От такого великого счастья Тантал возгордился. Он стал считать себя равным даже самому тучегонителю Зевсу. Часто, возвращаясь с Олимпа, Тантал брал с собой пищу богов – амброзию и нектар – и давал их своим смертным друзьям, пируя с ними у себя во дворце. Даже те решения, которые принимали боги, совещаясь на светлом Олимпе о судьбе мира, Тантал сообщал людям; он не хранил тайн, которые поверял ему отец его Зевс. Однажды во время пира на Олимпе великий сын Крона обратился к Танталу и сказал ему:

– Сын мой, я исполню все, что ты пожелаешь, проси у меня все, что хочешь. Из любви к тебе я исполню любую твою просьбу.

Но Тантал, забыв, что он только смертный, гордо ответил отцу своему, эгидодержавному Зевсу:

– Я не нуждаюсь в твоих милостях. Мне ничего не нужно. Жребий, выпавший мне на долю, прекрасней жребия бессмертных богов.

Громовержец ничего не ответил сыну. Он нахмурил грозно брови, но сдержал свой гнев. Он еще любил своего сына, несмотря на его высокомерие. Вскоре Тантал дважды жестоко оскорбил бессмертных богов. Только тогда Зевс наказал высокомерного. На Крите, родине громовержца, была золотая собака. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и питавшую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Царь Эфеса Пандарей, прельщенный красотой и силой этой собаки, тайно приехал на Крит и увез ее на своем корабле с Крита. Но где же скрыть чудесное животное? Долго думал об этом Пандарей во время пути по морю и, наконец, решил отдать золотую собаку на хранение Танталу. Царь Сипила скрыл от богов чудесное животное. Разгневался Зевс. Призвал он сына своего, вестника богов Гермеса, и послал его к Танталу потребовать у него возвращения золотой собаки. В мгновение ока примчался с Олимпа в Сипил быстрый Гермес, предстал перед Танталом и сказал ему:

– Царь Эфеса, Пандарей, похитил на Крите из святилища Зевса золотую собаку и отдал ее на сохранение тебе. Все знают боги Олимпа, ничего не могут скрыть от них смертные! Верни собаку Зевсу. Остерегайся навлечь на себя гнев громовержца!

Тантал же так ответил вестнику богов:

– Напрасно грозишь ты мне гневом Зевса. Не видал я золотой собаки. Боги ошибаются, нет ее у меня.

Страшной клятвой поклялся Тантал в том, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было первое оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и теперь не наказал его громовержец.

Кару богов навлек на себя Тантал следующим, вторым оскорблением богов и страшным злодеянием. Когда олимпийцы собрались на пир во дворце Тантала, то он задумал испытать их всеведение. Царь Сипила не верил во всеведение олимпийцев. Тантал приготовил богам ужасную трапезу. Он убил своего сына Пелопса и его мясо под видом прекрасного блюда подал богам во время пира. Боги тотчас постигли злой умысел Тантала, никто из них не коснулся ужасного блюда. Лишь богиня Деметра, полная скорби по похищенной у нее дочери Персефоне, думая только о ней и в своем горе ничего не замечая вокруг, съела плечо юного Пелопса. Боги взяли ужасное блюдо, положили все мясо и кости Пелопса в котел и поставили его на ярко пылавший огонь. Гермес же своими чарами опять оживил мальчика. Предстал он перед богами еще прекраснее, чем был раньше, не хватало лишь у него того плеча, которое съела Деметра. По повелению Зевса великий Гефест тотчас изготовил Пелопсу плечо из блестящей слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Преступление же Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей, Зевса. Громовержец низверг Тантала в мрачное царство брата своего Аида; там он и несет ужасное наказание. Мучимый жаждой и голодом, стоит он в прозрачной воде. Она доходит ему до самого подбородка. Ему лишь стоит наклониться, чтобы утолить свою мучительную жажду. Но едва наклоняется Тантал, как исчезает вода, и под ногами его лишь сухая черная земля. Над головой Тантала склоняются ветви плодородных деревьев: сочные фиги, румяные яблоки, гранаты, груши и оливы висят низко над его головой; почти касаются его волос тяжелые, спелые грозди винограда. Изнуренный голодом, Тантал протягивает руки за прекрасными плодами, но налетает порыв бурного ветра и уносит плодоносные ветки. Не только голод и жажда терзают Тантала, вечный страх сжимает его сердце. Над его головой нависла скала, едва держится она, грозит ежеминутно упасть и раздавить своей тяжестью Тантала. Так мучается царь Сипила, сын Зевса Тантал в царстве ужасного Аида вечным страхом, голодом и жаждой.

 

Образы и символы мифа

 

Миф о Тантале создает образ жестокого и тщеславного героя, который своей гордыней и желанием быть на одном уровне с богами Олимпа погубил не только свою судьбу, но и судьбу своего сына. Чтобы испытать всеведение богов, Тантал пригласил их к себе и в качестве угощения подал им мясо своего убитого сына Пелопа.

Высокомерие Тантала, не раз испытывало терпение его отца Зевса. Неоднократно  своими поступками Тантал навлекал на себя гнев громовержца, но любящий отец прощал своего глупого сына.

Наказание ТанталаГравюра 18 в.

Сам миф пронизан многими примерами неблагодарности и неуступчивости Тантала. Символичность поведения сына Зевса заключается в первую очередь в том, что не было на земле никого, кто был бы богаче и счастливее царя Тантала, но, несмотря на все  привилегии дарованные богами Олимпа,  глупец Тантал возгордился и не оценил по достоинству доброту небожителей, за что был жестоко наказан.

Образ Тантала выступает в роле глупца, который  необдуманно играет с огнем, каждый раз проверяя терпение богов  своими провокационными  проступками, характер которых носит всё более и более изощренную форму.

Миф о Тантале гласит о том, что не стоит испытывать судьбу, иначе она жестоко накажет. Каждый негативный поступок против богов, изобличает какой-либо человеческий порок. Например, когда Тантал не хранил тайны, которые поверял ему отец его Зевс, говорит о болтливости и злословии рода человеческого. Из лучших побуждений, Зевс, предложил своему сыну исполнить любое его желание, но горделивый Тантал отверг его предложение, демонстрируя, каким может быть высокомерным и тщеславным человек. Сокрытие преступления, кражи золотой собаки, характеризует Тантала как предателя и обманщика, по отношению к своему родному отцу.

 За свою гордыню Тантала постигла злая участь, наказание богов носит символический характер. За свою жизнь Тантал испытывал жажду власти и превосходства над богами, а в царстве Аида он испытывал постоянную физическую жажду и, как и в жизни у нет возможности утолить её. Его загробная жизнь обречена на вечный голод и щемящий сердце страх, т.к. при жизни земной Тантал не страшился провоцировать небожителей. Он был жестоко наказан за свою попытку проверки всеведения богов и страдал вечно.

Образ и символ мифа о Тантале несет изобличающий смысл о том, что злодеяние и преступления против добродетелей будут жестоко наказаны, если не физическими муками, то моральными. 

 

Коммуникативные средства создания образов и символов

 

Сисиф, Иксион и Тантал в подземном царствеФрагмент рельефа римского саркофагаОк. 170 г. н. э. Рим, музеи Ватикана

Миф о высокомерном Тантале, сыне Зевса, – интересная и одновременно страшная история. За свои злодеяния Тантал был наказан в подземном царстве вечными мучениями.

Жизнь его и поступки не были забыты и нашли своё отражение в различных литературных произведениях древности. Миф о Тантале был обработан Софоклом, но, к сожалению, его трагедия "Тантал" до наших дней не сохранилась, осталось лишь упоминание.  Платон неоднократно писал и рассказывал о герое мифа, а также позднее его вспоминали греческие и римские мифографы.

Своенравный сипилский царь стал действующим лицом трагедий Фриниха и Пратина «Тантал». Его поучительная судьба вдохновила Аристия и Аристарха Тегейского на создания произведения «Тантал» и даже у Сенеки в его трагедии «Фиест» появляется тень Тантала.

Пелоп на колеснице, рисунок на вазе

Миф о Тантале не оставил равнодушными и художников. Первым его изображение было выполнено греческим художником Полигнотом, который изобразил героя страдающим в Аиде. Позднее сына Зевса стали изображать на вазах: вазописец Клеофрада (около 500 - 490 гг. до н. э.), а также  убиенного Пелопа, сына Тантала.

Имя героя греческого мифа не оставило равнодушными не только людей искусства, но и представителей науки.

Химический элемент

В 1802 г. был открыт химический элемент Тантал  шведским химиком А.Г. Экебергом в двух минералах, найденных в Финляндии и Швеции. Данный элемент был назван в честь героя древнегреческой мифологии не просто так, а из-за трудностей его получения в чистом виде. Должно быть, не раз шведскому химику Экебергу пришлось вспомнить о танталовых муках, когда он безуспешно пытался растворить в кислотах «землю», открытую им в 1802 г., и выделить из нее новый элемент. Сколько раз, казалось, ученый был близок к цели, но выделить новый металл в чистом виде ему так и не удалось. Отсюда – «мученическое» название элемента №73.

Поучительная судьба неуступчивого Тантала еще неоднократно будет будоражить умы талантливых людей, готовых написать, изваять или как-то по-своему изобразить ошибки и последствия гордыни характера и тщеславия души древнегреческого героя.

 

Социальное значение мифа

 

ТанталДжозеф Хейнц, 1535

В древнегреческой мифологии есть много героев, которые творили благие дела, прославляя своими деяниями богов олимпийцев и самих себя. Но, как правило, всему хорошему есть свои противоположности. Ярким доказательству тому является жизненный путь древнегреческого героя Тантала. Все его поступки имели только одно значение - доказать свое равенство с богами, а может даже и превзойти их.

Миф о Тантале породил известные крылатые выражения, которые ярко отразили итог его жизненного пути и прочно влились в повседневную речь людей.

Танталовы муки (муки Тантала)  - мучения, вызываемые близостью, кажущейся достижимостью желаемого и невозможностью осуществления, нестерпимые мученья от сознания близости желанной цели и невозможности ее достигнуть. Следствием негативного поведения Тантала по отношению к богам Олимпа, стало его нескончаемое мучение в Аиде, которое породило это выражение. Но необходимо отметить, что до этого устойчивого словосочетания, было еще одно. А именно «чаша терпения переполнена» - эта фраза отражает состояние человека на пике эмоциональной напряженности и гнева.  По греческой теории, данное выражение стало крылатым после того, как Зевс громовержец долго терпел высокомерие своего сына Тантала. Но его всепрощению настал конец, после жестокого преступления Тантала -  убийства своего сына Пелопа.

Миф о Тантале преподает урок и гласит о том что нужно бороться с гордыней и тщеславием в своей душе, быть благодарными и ценить всё хорошее, что нас окружает, стараться не испытывать судьбу и не пытаться её обмануть.

mifologia.osipova-pr.com

Танталовы муки - Сто великих легенд и мифов мира - Михаил Кубеев - rutlib2.com

Танталовы муки

Сын Зевса, герой Тантал, был баснословно богат. Он жил в городе Лидии у подножия горы Сипила и считался любимцем всех богов-олимпийцев. Его, единственного земного, боги приглашали на Олимп на свои советы, на участие в своих пирах. Тантал слушал их рассказы, знал многие их тайны. Но он был чрезмерно честолюбив, горд, его распирало желание рассказать людям, какой он великий, равный богам, пирует вместе с ними, знает их тайны. Он так возгордился, что стал рассказывать людям тайны богов Олимпа. Это была неслыханная дерзость.

 

Тантал мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости. У него имелось все, о чем мог мечтать земной человек. И даже боги были его друзьями. Только не понял он одного, что нельзя разменивать доверие и дружбу на удовлетворение эгоистических желаний.

Тантал часто бывал на Олимпе, сидел за одним столом с богами. Домой он возвращался в хорошем настроении. Но однажды он захватил с собой пищу богов — амброзию и нектар. Возможно, никто не обратил бы на это внимание, но Тантал, обуреваемый жаждой похвастать, стал угощать земных людей пищей богов!

Боги узнали о проступке их любимца. Возможно, Зевс простил бы ему совершенное злодеяние, так как очень любил своего сына, но Тантал на этом не остановился. Как-то он получил на сохранение золотую собаку, которая принадлежала его отцу Зевсу. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и кормившую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Эту собаку похитил царь Эфеса Пандарей, тайком вывез и предложил Танталу спрятать у него. Тантал взял золотую собаку, хотя знал, чья она.

Зевсу тотчас донесли об этой истории. Он страшно рассердился и отослал к своему сыну Гермеса с требованием вернуть золотую собаку. Тантал заявил, что нет у него никакой собаки, и поклялся, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было очередное оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и после этого не наказал его громовержец.

Дальше хуже. Задумал Тантал проверить способность богов распознавать суть вещей. Он пригласил их к себе на пир, а в качестве угощения приготовил человеческое мясо. Для этого он убил своего сына красавца Пелопса. Но боги не дотронулись до блюд, они сразу постигли злой умысел Тантала. Одна богиня Деметра, удрученная скорбью о пропаже своей дочери Персефоны, ничего не заметила и съела кусок мяса, которое было плечом юного Пелопса.

Боги решили показать злодею Танталу, что разгадали его обман. Они велели собрать все блюда с телом Пелопса, бросить их в котел и поставить его на огонь. Когда вода закипела, Гермес своими чарами оживил мальчика. Пелопс предстал перед богами прекрасным, как и прежде, но без одного плеча. Тогда Гефест изготовил для него плечо из слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Это преступление Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей Зевса. Он низверг его в подземное царство Аида. Там Тантал попал в озеро, вода в котором доходила ему до подбородка. Над его головой свисали прекрасные яблоки, финики и виноград. Тантал мучился жаждой, но едва он опускал голову, чтобы напиться, как вода тотчас исчезала, и он оказывался стоящим на сухой земле. Когда он вытягивал руки кверху, чтобы сорвать плоды, налетавший ветер поднимал ветви, и он не мог до них дотянуться. Но и этого мучения показалось Зевсу мало, он воздвиг над Танталом утес, который мог в любой момент обрушиться и раздавить его.

Так боги заставили Тантала вечно мучиться от жажды, голода и страха.

Отправить

Марианна

Мне понравился рассказ , но очень мелко напечатано. Я бы увеличила шрифт. В целом хороший сайт и хороший рассказ.

...... М.....

Отвратительно, скучно и мелко написано

.........Anonim...........

Ничего так...... Только шрифт мелкий

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib2.com

Тантал, сын Зевса, наказанный богами за гордыню, надменность и дерзость Танталовы муки

27 февраля 2014 • 4 553 смотр.

tantalus

Тантал, греч. — сын Зевса и океаниды Плуты (или царицы Омфалы), царь города Сипила.

Тантал был осыпан всеми дарами счастья. Отец любил его больше всех своих земных сыновей, окружил его богатством, отвратил от него все заботы, беды и страдания, лично посещал его вместе с другими богами и приглашал на Олимп, на пиры и собрания богов. Благоволение царя богов вскружило ТАНТАЛУ голову, и он стал считать себя не только сверхчеловеком, но и богом, равным самому Зевсу. Отец прощал ему многое: и то, что ТАНТАЛ уносил со стола богов пищу, дарующую им вечную жизнь и вечную свежесть, а потом раздавал ее своим приятелям; и то, что ТАНТАЛ разглашал тайны, услышанные на совете богов; и даже тогда не наказал его Зевс, когда в ответ на предложение выполнить любую его просьбу ТАНТАЛ надменно заявил: «Чего мне желать от богов? Удел, предначертанный мне судьбой, лучше удела богов!»

Но всему есть предел: как только ТАНТАЛ переступил его и начал обманывать богов, терпение Зевса истощилось. На первый раз, когда ТАНТАЛ спрятал у себя золотую собаку, украденную Пандареем, и поклялся Гермесу, что знать о ней не знает, Зевс ограничился серьезным предупреждением. Во второй раз он его не простил.

Во-первых, ТАНТАЛ затронул очень щекотливую для богов проблему: он усомнился во всеведении богов и решил подвергнуть их испытанию. Во-вторых, ТАНТАЛ сделал это самым несуразным образом, чтобы не сказать хуже: он убил своего сына Пелопа, разрезал его на куски, зажарил, украсил аппетитным гарниром и подал на стол богам. Продолжение этой неаппетитной истории — в статье «Пелоп», здесь же мы напомним лишь о приговоре, вынесенном Зевсом на месте преступления; он обрек ТАНТАЛА на вечные мучения в мрачном царстве Аида: ТАНТАЛ стоит по горло в прозрачной воде, но не может утолить жажду — стоит ему нагнуться, как вода отступает. Над его головой нависают ветви с сочными плодами — апельсинами, смоквами (инжиром), грушами, яблоками, виноградом, — но как только ТАНТАЛ протягивает к ним руку, ветер приподнимает ветви. Кроме вечной жажды и голода («Танталовы муки»), его мучит вечный страх, так как над ним нависает огромная скала, готовая обрушиться на него в любую секунду.

Древнейшее упоминание о ТАНТАЛЕ — в «Одиссее» Гомера, но там говорится только о его наказании, причем скала над его головой отсутствует. О краже амброзии и нектара со стола богов сообщает Пиндар. Еврипид считает, что Зевс наказал ТАНТАЛА за гордыню и разглашение тайн, которые должны были оставаться для людей сокровенными. По поводу мотивов убийства Пелопа среди античных авторов нет единства. Кое-кто считает даже, что это произошло по желанию богов (по аналогии с библейским Авраамом, которому Бог велел убить сына Исаака). Другие видели в этом своеобразный протест ТАНТАЛА против человеческих жертвоприношений, которых требовали древнейшие боги. Что же касается скалы над головой ТАНТАЛА (на фоне общей картины она выглядит довольно нелогично), то преобладает мнение, что скала — след первоначальной, упрощенной версии мифа о ТАНТАЛЕ. В реконструированном виде эта версия напоминает «Дамоклов меч»: ТАНТАЛ просит у Зевса блаженной жизни, которой наслаждаются боги. Зевс выполнил его просьбу, но в то же время повесил над его головой огромную каменную глыбу, в любую минуту готовую рухнуть. Смысл этой притчи в том, что человек никогда не может быть абсолютно счастлив, так как любое счастье в любую минуту может превратиться в свою противоположность. Так или иначе, миф о ТАНТАЛ Есчитается одним из древнейших и лучших примеров наказания человеческой гордыни, надменности и дерзости — короче, того, что у греков называется «гибрис».

В греческой мифологии нет единства по поводу жены ТАНТАЛА: чаще всего называют Эврианассу, дочь речного бога Пактола, но также и Эврифемисту, дочь речного бога Ксанфа, или плеяду Диону, а из числа смертных женщин — Клитию, дочь царя Амфидаманта. Зато известны еще два ТАНТАЛА: сын Ниобы (дочери сипильского Тантала), убитый Аполлоном в наказание за гордыню матери, и сын микенского царя Фиеста. ТАНТАЛА, сына Фиеста, ждала та же судьба, что и Пелопа, с той лишь разницей, что его никто не воскресил.

До нас дошло несколько изображений ТАНТАЛА на вазах и на рельефах римских саркофагов. Знаменитая картина Тициана «Муки Тантала» (1549—1550) в конце 17 в. пропала при загадочных обстоятельствах.

Современные исследователи не раз пытались найти родной город Тантала Сипил, хотя, судя по рассказам античных авторов, он исчез без следа (а может, и вообще не существовал). В основном его искали в районе горного массива Сипулидаг в Турции, к северо-востоку от Измира (Смирны). Все поиски были безуспешны, а «Танталова гробница», которую в 1836 г. открыл Тексье у подножия горы Тмол традиционное название одной из древних лидийских гробниц. Зато в античных текстах мы иногда встречаемся с «Танталовыми садами» — это выражение означало нечто призрачное, несуществующее.

drevniebogi.ru

Танталовы муки - Сто великих легенд и мифов мира - Михаил Кубеев - rutlib4.com

Танталовы муки

Сын Зевса, герой Тантал, был баснословно богат. Он жил в городе Лидии у подножия горы Сипила и считался любимцем всех богов-олимпийцев. Его, единственного земного, боги приглашали на Олимп на свои советы, на участие в своих пирах. Тантал слушал их рассказы, знал многие их тайны. Но он был чрезмерно честолюбив, горд, его распирало желание рассказать людям, какой он великий, равный богам, пирует вместе с ними, знает их тайны. Он так возгордился, что стал рассказывать людям тайны богов Олимпа. Это была неслыханная дерзость.

 

Тантал мог жить в счастье и довольстве до глубокой старости. У него имелось все, о чем мог мечтать земной человек. И даже боги были его друзьями. Только не понял он одного, что нельзя разменивать доверие и дружбу на удовлетворение эгоистических желаний.

Тантал часто бывал на Олимпе, сидел за одним столом с богами. Домой он возвращался в хорошем настроении. Но однажды он захватил с собой пищу богов — амброзию и нектар. Возможно, никто не обратил бы на это внимание, но Тантал, обуреваемый жаждой похвастать, стал угощать земных людей пищей богов!

Боги узнали о проступке их любимца. Возможно, Зевс простил бы ему совершенное злодеяние, так как очень любил своего сына, но Тантал на этом не остановился. Как-то он получил на сохранение золотую собаку, которая принадлежала его отцу Зевсу. Некогда она охраняла новорожденного Зевса и кормившую его чудесную козу Амалфею. Когда же Зевс вырос и отнял у Крона власть над миром, он оставил эту собаку на Крите охранять свое святилище. Эту собаку похитил царь Эфеса Пандарей, тайком вывез и предложил Танталу спрятать у него. Тантал взял золотую собаку, хотя знал, чья она.

Зевсу тотчас донесли об этой истории. Он страшно рассердился и отослал к своему сыну Гермеса с требованием вернуть золотую собаку. Тантал заявил, что нет у него никакой собаки, и поклялся, что говорит правду. Этой клятвой еще больше разгневал он Зевса. Таково было очередное оскорбление, нанесенное Танталом богам. Но и после этого не наказал его громовержец.

Дальше хуже. Задумал Тантал проверить способность богов распознавать суть вещей. Он пригласил их к себе на пир, а в качестве угощения приготовил человеческое мясо. Для этого он убил своего сына красавца Пелопса. Но боги не дотронулись до блюд, они сразу постигли злой умысел Тантала. Одна богиня Деметра, удрученная скорбью о пропаже своей дочери Персефоны, ничего не заметила и съела кусок мяса, которое было плечом юного Пелопса.

Боги решили показать злодею Танталу, что разгадали его обман. Они велели собрать все блюда с телом Пелопса, бросить их в котел и поставить его на огонь. Когда вода закипела, Гермес своими чарами оживил мальчика. Пелопс предстал перед богами прекрасным, как и прежде, но без одного плеча. Тогда Гефест изготовил для него плечо из слоновой кости. С тех пор у всех потомков Пелопса ярко-белое пятно на правом плече.

Это преступление Тантала переполнило чашу терпения великого царя богов и людей Зевса. Он низверг его в подземное царство Аида. Там Тантал попал в озеро, вода в котором доходила ему до подбородка. Над его головой свисали прекрасные яблоки, финики и виноград. Тантал мучился жаждой, но едва он опускал голову, чтобы напиться, как вода тотчас исчезала, и он оказывался стоящим на сухой земле. Когда он вытягивал руки кверху, чтобы сорвать плоды, налетавший ветер поднимал ветви, и он не мог до них дотянуться. Но и этого мучения показалось Зевсу мало, он воздвиг над Танталом утес, который мог в любой момент обрушиться и раздавить его.

Так боги заставили Тантала вечно мучиться от жажды, голода и страха.

Отправить

Марианна

Мне понравился рассказ , но очень мелко напечатано. Я бы увеличила шрифт. В целом хороший сайт и хороший рассказ.

...... М.....

Отвратительно, скучно и мелко написано

.........Anonim...........

Ничего так...... Только шрифт мелкий

© RuTLib.com 2015-2016

rutlib4.com


Смотрите также