Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом - никакой растительности, не видно ни единой травки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море шумит и грохочет, ударяясь своими валами о подножие скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины кавказских гор, подернутые легкой дымкой. Постепенно заволакивают даль грозные тучи, скрывая горные вершины. Все выше и выше поднимаются по небу тучи и закрывают солнце. Еще мрачнее становится все кругом. Безотрадная, суровая местность. Никогда еще не ступала здесь нога человека. Сюда-то, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Неодолимые слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Прометея. Громадные тела их словно высечены из гранита. Не знают сердца их жалости, в их глазах никогда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые стоят вокруг. Печальный, низко склонив голову, идет за ними бог Гефест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предстоит ему. Он должен своими руками приковать друга своего Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет он ослушаться своего отца, громовержца Зевса. Он знает, как неумолимо карает Зевс неповиновение.
Сила и Власть возвели Прометея на вершину скалы и торопят Гефеста приниматься за работу. Их жестокие речи заставляют Гефеста еще сильнее страдать за друга. Неохотно берется он за свой громадный молот, только необходимость заставляет его повиноваться. Но торопит его Сила:
- Скорей, скорей бери оковы! Прикуй могучими ударами молота Прометея к скале. Напрасна твоя скорбь о нем, ведь ты скорбишь о враге Зевса.
Сила грозит гневом Зевса Гефесту, если он не прикует Прометея так, чтобы ничто не могло освободить его. Гефест приковывает к скале несокрушимыми цепями руки и ноги Прометея. Как ненавидит он теперь свое искусство - благодаря ему он должен приковать друга на долгие муки. Неумолимые служители Зевса все время следят за его работой.
- Сильней бей молотом! Крепче стягивай оковы! Не смей их ослаблять! Хитер Прометей, искусно умеет он находить выход и из неодолимых препятствий, - говорит Сила. - Крепче прикуй его, пусть здесь узнает он, каково обманывать Зевса.
- О, как подходят жестокие слова ко всему твоему суровому облику! - восклицает Гефест, принимаясь за работу.
Скала содрогается от тяжких ударов молота и от края до края земли разносится грохот могучих ударов. Прикован, наконец, Прометей. Но это еще не все, нужно еще прибить его к скале, пронзив ему грудь стальным, несокрушимым острием. Медлит Гефест.
- О, Прометей! - восклицает он. - Как скорблю я, видя твои муки!
- Опять ты медлишь! - гневно говорит Гефесту Сила. - Ты все скорбишь о враге Зевса! Смотри, как бы не пришлось тебе скорбеть о самом себе!
Наконец все окончено. Все сделано так, как повелел Зевс. Прикован титан, а грудь его пронзило стальное острие. Издеваясь над Прометеем, говорит ему Сила:
- Ну вот, здесь ты можешь быть сколько хочешь надменным; будь горд по-прежнему! Давай теперь смертным дары богов, похищенные тобой! Посмотрим, в силах ли будут помочь тебе твои смертные. Придется тебе самому подумать о том, как освободиться из этих оков.
Но Прометей хранит гордое молчание. За все время, пока приковывал его Гефест к скале, он не проронил ни единого слова, даже тихий стон не вырвался у него, - ничем не выдал он своих страданий.
Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и печальный Гефест. Один остался Прометей; слушать его могли теперь лишь море да мрачные тучи. Только теперь тяжкий стон вырвался из пронзенной груди могучего титана, только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою. Громко воскликнул Прометей. Невыразимым страданием и скорбью звучали его сетования:
- О, божественный эфир и вы, быстронесущиеся ветры, о, источники рек и несмолкающий рокот морских волн, о, земля, всеобщая праматерь, о, всевидящее солнце, обегающее весь круг земли, - всех вас зову я в свидетели! Смотрите, что терплю я! Вы видите, какой позор должен нести я неисчислимые годы! О, горе, горе! Стонать я буду от мук и теперь, и много, много веков! Как найти мне конец моим страданиям? Но что же говорю я! Ведь я же знал все, что будет. Муки эти не постигли меня нежданно. Я знал, что неизбежны веления грозного рока. Я должен нести эти муки! За что же? За то, что я дал великие дары смертным, за это я должен страдать так невыносимо, и не избежать мне этих мук. О, горе, горе!
Но вот послышался тихий шум как бы от взмахов крыльев, словно полет легких тел всколыхнул воздух. С далеких берегов седого Океана, из прохладного грота, с легким дуновением ветерка принеслись на колеснице к скале океаниды. Они слыхали удары молота Гефеста, донеслись до них и стоны Прометея. Слезы заволокли, как пеленой, прекрасные очи океанид, когда увидели они прикованного к скале могучего титана. Родным был он океанидам. Отец его, Япет, был братом отца их, Океана, а жена Прометея, Гесиона, была их сестрой. Окружили скалу океаниды. Глубока их скорбь о Прометее. Но слова его, которыми клянет он Зевса и всех богов-олимпийцев, пугают их. Они боятся, чтобы Зевс не сделал еще более тяжкими страдания титана. За что постигла его такая кара, этого не знают океаниды. Полные сострадания, просят они Прометея поведать им, за что покарал его Зевс, чем прогневал его титан.
Прометей рассказывает им, как помог он Зевсу в борьбе с титанами, как убедил он мать свою Фемиду и великую богиню земли Гею стать на сторону Зевса.
Зевс победил титанов и сверг их, по совету Прометея, в недра ужасного Тартара. Завладел Зевс властью над миром и разделил ее с новыми богами-олимпийцами, а тем титанам, которые помогали ему, не дал громовержец власти в мире. Зевс ненавидит титанов, боится их грозной силы. Не доверял Зевс и Прометею и ненавидел его. Еще сильнее разгорелась ненависть Зевса, когда Прометей стал защищать несчастных смертных людей, которые жили еще в то время, когда правил Крон, и которых Зевс хотел погубить. Но Прометей пожалел необладавших еще разумом людей; он не хотел, чтобы сошли они несчастными в мрачное царство Аида. Он вдохнул им надежду, которой не знали люди, и похитил для них божественный огонь, хотя и знал, какая кара постигнет его за это. Страх ужасной казни не удержал гордого, могучего титана от желания помочь людям. Не удержали его и предостережения его вещей матери, великой Фемиды.
С трепетом слушали океаниды рассказ Прометея. Но вот на быстрокрылой колеснице принесся к скале сам вещий старец Океан. Океан пытается уговорить Прометея покориться власти Зевса: ведь должен же он знать, что бесплодно бороться с победителем ужасного Тифона. Океан жалеет Прометея, он сам страдает, видя те муки, которые терпит Прометей. Вещий старец готов спешить на светлый Олимп, чтобы молить Зевса помиловать титана, хотя бы даже мольбами за него он навлек на самого себя гнев громовержца. Он верит, что мудрое слово защиты часто смягчает гнев. Но напрасны все мольбы Океана, гордо отвечает ему Прометей:
- Нет, старайся спасти самого себя. Боюсь я, чтобы сострадания не принесли вреда тебе. До дна исчерпаю я все зло, которое послала мне судьба. Ты же, Океан, страшись вызвать гнев Зевса мольбою за меня.
- О, вижу я, - грустно отвечает Океан Прометею, - что этими словами заставляешь ты меня вернуться назад, не достигнув ничего. Верь же мне, о, Прометей, что привела меня сюда лишь забота о твоей судьбе и любовь к тебе!
- Нет! Уходи! Скорей, скорей спеши отсюда! Оставь меня! - восклицает Прометей.
С болью в сердце покинул Океан Прометея. Он умчался на своей крылатой колеснице, а Прометей продолжает рассказ свой океанидам о том, что сделал он для людей, как он облагодетельствовал их, нарушив волю Зевса. В горе Мосхе, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил, как в недрах земли добывать их и обрабатывать. Прометей смирил для смертных дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, беззащитны были против них люди, но Прометей открыл им силу лекарств, и ими смирили они болезни, Он научил их всему тому, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее. Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец.
Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа. Знает вещий титан и великую тайну, как избежать Зевсу этой злой судьбы, но не откроет он этой тайны Зевсу. Никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не исторгнут ее из уст гордого Прометея.
Кончил Прометей свою повесть. С изумлением слушали его океаниды. Дивились они великой мудрости и несокрушимой силе духа могучего титана, осмелившегося восстать против громовержца Зевса. Опять овладел ими ужас, когда услыхали они, какой судьбой грозит Зевсу Прометей. Они знали, что если эти угрозы достигнут Олимпа, то ни перед чем не остановится громовержец, лишь бы узнать роковую тайну. Полными слез глазами смотрят на Прометея океаниды, потрясенные мыслью о неизбежности велений сурового рока. Глубокое молчание воцарилось на скале; его прервал лишь неумолкающий шум моря.
Вдруг вдали раздался чуть слышный, едва уловимый стон скорби и боли. Вот опять донесся он от скалы. Все ближе, громче этот стон. Гонимая громадным оводом, посланная Герой, вся в крови, покрытая пеной, несется в неистовом, безумном беге обращенная в корову несчастная Ио, дочь речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Истомленная, обессиленная скитаниями, истерзанная жалом овода, остановилась Ио перед прикованным Прометеем. Громко стеная, рассказывает она, что пришлось вынести ей, и молит вещего титана:
- О, Прометей! Здесь, на этом пределе моих скитаний, открой мне, молю тебя, когда же кончатся мои муки, когда же, наконец, найду я покой?
- О, верь мне, Ио! - ответил Прометей, - лучше не знать тебе этого, чем знать. Много еще стран пройдешь ты, много встретишь ужасов на своем пути. Твой тяжкий путь лежит через страну скифов, через высокий снежный Кавказ, через страну амазонок к проливу Босфору, так назовут его в честь тебя, когда ты переплывешь его. Долго будешь ты затем блуждать по Азии. Ты пройдешь мимо страны, где живут несущие смерть Горгоны; на их головах извиваются, шипя, змеи, вместо волос. Остерегайся их! Остерегайся грифов и однооких аримаспов; и их ты встретишь на своем пути. Наконец, достигнешь ты Библинсхих гор, с них низвергает свои благодатные воды Нил. Вот там-то, в стране, которую орошает Нил, у его устья найдешь ты, наконец, покой. Там вернет тебе Зевс твой прежний прекрасный образ, и родится у тебя сын Эпаф. Он будет властвовать над всем Египтом и будет родоначальником славного поколения героев. Из этого рода произойдет и тот смертный, который освободит и меня из оков. Вот что, Ио, поведала мне о судьбе твоей мать моя, вещая Фемида.
Громко воскликнула Ио:
- О, горе, горе! О, сколько страданий сулит мне еще злой рок! Сердце трепещет в груди моей от ужаса! Вновь овладевает мной безумие, снова вонзилось огненное жало в мое истерзанное тело, опять лишаюсь я дара речи! О, горе, горе!
Безумно вращая глазами, в бешеном беге понеслась прочь от скалы Ио. Словно подхваченная вихрем, мчалась она вдаль. С громким жужжанием несся за ней овод, и, как огнем, жгло его жало несчастную Ио. Скрылась она в облаках пыли из глаз Прометея и океанид. Все тише и тише доносились до скалы вопли Ио, и замерли они, наконец, вдали, подобно тихому стону скорби.
Молчали Прометей и океаниды, скорбя о несчастной Ио, но вот воскликнул гневно Прометей:
- Как ни мучь ты меня, громовержец Зевс, но все же настанет день, когда и тебя повергнут в ничтожество. Лишишься ты царства и свергнут будешь во мрак. Исполнятся тогда проклятия отца твоего Крона! Никто из богов не знает, как предотвратить от тебя эту злую судьбу! Лишь я знаю это! Вот сидишь ты теперь, могучий, на светлом Олимпе и мечешь громы и молнии, но они тебе не помогут, они бессильны против неизбежного рока. О, повергнутый во прах, узнаешь ты, какая разница между властью и рабством!
Страх затуманил очи океанид, и ужас согнал краску с их прекрасных ланит. Наконец, простирая к Прометею свои руки, белые, как морская пена, воскликнули они:
- Безумный! Как не страшишься ты грозить так царю богов и людей, Зевсу? О, Прометей, еще более тяжкие муки пошлет он тебе! Подумай о судьбе своей, пожалей себя!
- На все готов я!
- Но ведь склоняется же мудрый пред неумолимым роком!
- О, молите, просите вы пощады! Ползите на коленях к грозному владыке! А мне - что мне громовержец Зевс? Чего бояться мне его? Не суждена мне смерть! Пусть делает, что хочет, Зевс. Недолго ему властвовать над богами!
Едва промолвил эти слова Прометей, как по воздуху быстро, словно падающая звезда, пронесся посланник богов Гермес и, грозный, предстал перед Прометеем. Его послал Зевс потребовать, чтобы титан открыл тайну: кто свергнет Зевса и как избегнуть веления судьбы? Гермес грозит ужасной карой Прометею за неповиновение. Но могучий титан непреклонен, с насмешкой отвечает он Гермесу:
- Мальчишкой был бы ты, и детским был бы ум твой, если бы ты надеялся узнать хоть что-нибудь. Знай, что я не променяю своих скорбей на рабское служение Зевсу. Мне лучше быть здесь прикованным к этой скале, чем стать верным слугой титана Зевса. Нет такой казни, таких мук, которыми мог бы Зевс устрашить меня и вырвать из уст моих хоть единое слово. Нет, не узнает он, как спастись ему от судьбы, никогда не узнает тиран Зевс, кто отнимет у него власть!
- Так слушай же, Прометей, что будет с тобой, если ты откажешься исполнить волю Зевса, - отвечает титану Гермес. - Ударом своей молнии он низвергнет эту скалу с тобою вместе в мрачную бездну. Там, в каменной темнице, много, много веков лишенный света солнца, будешь терзаться ты в глубоком мраке. Пройдут века, и снова подымет тебя Зевс на свет из бездны, но не на радость подымет он тебя. Каждый день будет прилетать орел, которого пошлет Зевс, и острыми когтями и клювом будет он терзать твою печень; вновь и вновь будет вырастать она и все ужасней будут твои страдания. Так будешь ты висеть на скале до той поры, пока другой не согласится добровольно сойти вместо тебя в мрачное царство Аида. Подумай, Прометей, не лучше ль покориться Зевсу! Ведь ты же знаешь, что Зевс никогда не грозит напрасно!
Непреклонным остался гордый титан. Разве могло что-нибудь устрашить его сердце? Вдруг задрожала земля, все кругом потряслось; раздались оглушительные раскаты грома, и сверкнула нестерпимым светом молния. Забушевал неистово черный вихрь. Словно громады гор, поднялись на море пенистые валы. Заколебалась скала. Среди рева бури, среди грома и грохота землетрясения раздался ужасный вопль Прометея:
- О, какой удар направил против меня Зевс, чтобы вызвать ужас в моем сердце! О, высокочтимая мать Фемида, о, эфир, струящий всем свет! Смотрите, как несправедливо карает меня Зевс!
Рухнула со страшным грохотом скала с прикованным к ней Прометеем в неизмеримую бездну, в вековечный мрак.
Протекли века, и снова поднял Зевс на свет из тьмы Прометея. Но страдания его не кончились; еще тяжелее стали они. Опять лежит он, распростертый на высокой скале, пригвожденный к ней, опутанный оковами. Жгут его тело палящие лучи солнца, проносятся над ним бури, его изможденное тело хлещут дожди и град, зимой же хлопьями падает снег на Прометея, и леденящий холод сковывает его члены. И этих мук мало! Каждый день громадный орел прилетает, шумя могучими крыльями, на скалу. Он садится на грудь Прометея и терзает ее острыми, как сталь, когтями. Орел рвет своим клювом печень титана. Потоками льется кровь и обагряет скалу; черными сгустками застывает кровь у подножия скалы; она разлагается на солнце и невыносимым смрадом заражает кругом воздух. Каждое утро прилетает орел и принимается за свою кровавую трапезу. За ночь заживают раны, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки. Истомился могучий титан Прометей, но не сломлен его гордый дух страданиями.
Титаны давно примирились с Зевсом и покорились ему. Они признали его власть, и Зевс освободил их из мрачного Тартара. Теперь они, громадные, могучие, пришли на край земли к скале, где лежал скованный Прометей. Они окружили его скалу и убеждают Прометея покориться Зевсу. Пришла и мать Прометея, Фемида, и молит сына смирить свой гордый дух и не противиться Зевсу. Она молит сына сжалиться над ней - ведь так невыносимо страдает она, видя муки сына. Сам Зевс забыл уже свой прежний гнев. Теперь держава его сильна, ничто не может поколебать ее, ничто не страшно ему. Да и правит он уже не как тиран, он охраняет государства, хранит законы. Он покровительствует людям и правде среди них. Только одно беспокоит еще громовержца - это та тайна, которую знает один Прометей. Зевс готов, если Прометей откроет ему роковую тайну, помиловать могучего титана. Уже близко время, когда кончатся муки Прометея. Уже родился и возмужал великий герой, которому суждено судьбой освободить от оков титана. Непреклонный Прометей по-прежнему хранит тайну, изнывая от мук, но и его начинают покидать силы.
Наконец, и великий герой, которому суждено освободить Прометея, во время своих странствований приходит сюда, на край земли. Герой этот - Геракл, сильнейший из людей, могучий, как бог. С ужасом смотрит он на мучения Прометея, и сострадание овладевает им. Титан рассказывает Гераклу о злой судьбе своей и пророчествует ему, какие еще великие подвиги предстоит ему совершить. Полный внимания, слушает титана Геракл. Но еще не весь ужас страданий Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев - это летит орел на свой кровавый пир. Он кружится высоко в небе над Прометеем, готовый спуститься к нему на грудь. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он схватил свой лук, вынул из колчана смертоносную стрелу, призвал стреловержца Аполлона, чтобы верней направил он полет стрелы, и пустил ее. Громко зазвенела тетива лука, взвилась стрела, и пронзенный орел упал в бурное море у самого подножья скалы. Миг освобождения настал. Принесся с высокого Олимпа быстрый Гермес. С ласковой речью обратился он к могучему Прометею и обещал ему немедленно освобождение, если откроет он тайну, как избежать Зевсу злой судьбы. Согласился, наконец, могучий Прометей открыть Зевсу тайну и сказал:
- Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции.
Прометей открыл великую тайну, Геракл разбил своей тяжкой палицей его оковы и вырвал из груди его несокрушимое стальное острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось его предсказание, что смертный освободит его. Громкими, радостными кликами приветствовали титаны освобождение Прометея.
С тех пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки.
Вместо же Прометея в подземное царство душ умерших согласился сойти мудрый кентавр Хирон. Этим избавился он от страданий, которые причиняла ему неисцелимая рана, нанесенная ему нечаянно Гераклом.
vseskazki.su
Древнегреческая мифология содержит мало упоминаний о противниках владыки Олимпа. Греки верили, что Зевс непобедим. Единственный, кто посмел противоречить вседержителю — титан Прометей. Решительный стратег и умелый манипулятор сумел обмануть Громовержца. Правда, расплата за обман оказалась жестокой и утомительной.
Описание самого титана и его подвигов дает исследователям повод утверждать, что Прометей — симбиоз верований балканских народов и минойской цивилизации. Образ титана включает в себя черты догреческого покровителя простого народа, но при этом тот наделен родством с олимпийскими богами.
ПрометейВ биографии Прометея четко прослеживается трансформация божества. Герой отчуждается от родственников и примыкает к новым божествам, при этом жалея и успокаивая проигравшую (то есть фактически собственную) сторону. Прометей сохраняет в новой системе положительные качества: мудрость, хитрость и великодушие. Но олимпийская мифология не может иметь сразу двух лидеров, поэтому со временем Прометея противопоставляют Зевсу.
Казалось бы, мученика, которым представлен титан в мифах, греки должны почитать не меньше Громовержца. Но культ Прометея не получил большого распространения. Алтарь великому герою установлен в Афинах и роще Академа. Не менее известна статуя титана в городе Панопеи, а вот праздников и фестивалей в честь бессмертного не проводили.
Прометей с огнемОбъяснение феномену простое — помимо огня, Прометей подарил людям способность мошенничать и обманывать. Древние греки не считали, что подобные способности нуждаются в прославлении.
Прометей — представитель второго поколения титанов. Родители смелого мужчины — Иапет и Климена (по другим источникам – Фемида). Прометей не единственный сын известной пары, у титана есть братья: Атлант, Менетий, Эпиметей.
С рождения могущественный бог наделен даром предвидеть будущее, поэтому во время войны Зевса (собственного двоюродного брата) и титанов (родных братьев мужчины) перешел на сторону Громовержца.
Бог ЗевсБлагодаря тактическим умениям и знаниям Прометея, новый владыка Олимпа выиграл многовековую битву. Но долгожданное событие только ухудшило отношение Громовержца и преданного титана. С этой минуты главный бог перестал доверять собственному союзнику.
Придя к власти, Зевс решил восстановить выжженные земли и заселить планету живыми существами. Ответственную миссию Громовержец доверил Прометею и Афине. Титан создал людей из воды и грязи, а богиня вселила в получившихся существ жизнь. После завершения работы перед глазами героя открылось плачевное зрелище. Люди не умели строить дома, не выращивали злаки и не пользовались посудой.
Желая помочь слабым и немощным, Прометей научил жителей Греции ремеслам и принес человечеству подарок – огонь, который мужчина позаимствовал из кузницы Гефеста. Новый покровитель научил древнейших людей добывать золото, собирать лекарственные травы и подарил надежду на светлое будущее.
Богиня АфинаПодобные действия разозлили и заинтересовали богов. Если раньше люди не представляли особой ценности, то с этого момента жители Олимпа получали от человечества подношения и подарки.
Чтобы мирно сосуществовать на планете, боги собрали совет – необходимо определить права и обязанности людей. На собрание пришел и Прометей, подозревающий, что Зевс замышляет уничтожить человеческий род.
Статуя ПрометеяОдин из вопросов, который подняли боги на совете, – жертвоприношения. Желая помочь людям, Прометей лично убил быка и разделал тушу на две кучи. В одну сложил мясо и прикрыл куски шкурой, в другую положил кости и блестящий, вкусно пахнущий жир. Расставив подношения перед Зевсом, титан предложил правителю выбрать что люди будут дарить богам.
Миф утверждает, что Зевс понял хитрый трюк Прометея, но, желая осадить и наказать непослушного титана, выбрал кости. За обман Громовержец лишил подопечных мужчины огня и отправил на землю Пандору. Ответным действием бессмертного стала новое похищение искры жизни. За столь дерзкий проступок Прометея приковали цепями к Кавказским горам, чтобы титан наблюдал, как страдает человечество, наказанное из-за заступничества упрямого мужчины.
Прометей прикован к скалеВосставший против Зевса бессмертный не стал просить Зевса о помиловании. Предвидящий будущее Прометей громогласно заявил, что правление владыки Олимпа скоро закончится. Наглые пророчества разозлили Громовержца, и тот послал могучего орла к титану. В обязанности птицы входило мучить прикованного к скале – каждый день выклевывать печень мужчины. За ночь орган вырастал вновь, поэтому мучения продолжались вечно.
Спас титана от непрекращающейся пытки Геракл. Смелый герой убил птицу и уничтожил цепи, за что Прометей указал мужчине дорогу в сад Гесперид. Правда, убийство орла все же было согласовано с Зевсом, который устал от постоянной вражды и желал узнать собственное будущее.
Геракл и ПрометейОсвобожденный Прометей, прославившийся мудростью и рациональностью, пошел на примирение с двоюродным братом. Вскоре титан женился на океаниде Гесионе. С тех пор громких споров между родственниками не наблюдалось, да и Зевс относился к людям гуманнее.
Поговаривают, что спустя время Прометей оставил Олимп и спустился на Землю, где потерял собственное бессмертие. Великодушного и непримиримого героя похоронили в городе Аргос (по другим источникам – в Опоусе).
24smi.org
ПРОМЕТЕЙ - это герой древнегреческих мифов.
Это один и титанов, двоюродный брат главного бога Зевса. Прометей помогал людям и защищал их от своеволия богов.
Само имя quot;Прометейquot; означает quot;предвидящийquot;, quot;думающий передquot;.
По мифологии, именно Прометей вылепил людей из глины, а богиня Афина вдохнула в них жизнь.
Прометей известен как похититель огня с Олимпа у бога Гефеста. Добытый огонь он подарил людям, рассказал как его сохранять.
За похищение огня Зевс приказал заточить Прометея в тяжелые цепи на скале. Каждый день прилетал орел и выклевывал печень у Прометея, обрекая того на адские муки. Но у бессмертного Прометея печень снова вырастала.
Целый век длились муки Прометея, пока он не был освобожден из заточения другим героем - Гераклом.
Геракл же и убил из лука стрелой орла.
Прометей это один из героев древнегреческих мифов. Считался одним из титанов и двоюродным братом самого верховного бога Зевса. Считался героем, тем, кто похитил у богов с Олимпа огонь и дал его людям. За это понес страшное наказание, его приковали к скале на веки вечные где то на Кавказе:
Прометей- это один из титанов в древнегреческой мифологии. он защищал людей от произвола богов. Именно он похитил из Олимпа огонь у Гефеста и отдал его людям. За это его приковал к Кавказским горам Зевс и каждый день орл выклвывал его печень,которая каждый день снова вырастала.
Если немного поинтересоваться древнегреческой мифологией станет известно, что Прометей - это древнегреческий бог/титан. Он являлся двоюродным братом Зевса (главный бог). Среди остальных богов отличался своей беспричастностью к quot;высшим деламquot;, он не воевал за трон, ему это было не интересно. В мифах рассказывается, что не Зевс, а именно Прометей создал человека из глины и воды. С этого момента он считается покровителем людей. Учит их ремеслам, дат им знания, а потом крадт quot;божественный огоньquot; у Гефеста и дает его людям. За это Зевс приковал его цепями к скале, а орл каждый день клевал его печень. А так как Прометей был бессмертным, печень вырастала новая каждый день. От мук спас Прометея Геракл спустя век.
Прометей известен тем, и это сделало его легендарной личностью, что он похитил огонь у богов. Боги, естественно, не могли это оставить без внимания и за это, конечно, наказали героя, приковав к скале. А Прометей украл этот огонь не для себя, он принес его для людей и с тех пор люди получили огонь.
Однако известен Прометей не только тем, что дал огонь, но и тем, что создал и самих людей, использовав для этой цели глину.
К выше ответившим можно добавить что есть довольно не плохой фильм под названием Прометей.
Это приквел очень популярного фильма Чужой/Чужие ,в фильме рассказывается откуда появились чужие.
Прометей это космический корабль на котором летят герои фильма.
Назван корабль в честь персонажа из древнегреческой мифологии - титана ,который противостоял олимпийским богам и украл у них огонь.
Прометей - это один из героев древнегреческой мифологии, так называемый титан (громадный великан с огромной силой). Имя переводится дословно, как quot;прогнозирующий события заранееquot;. Именно Прометей, согласно мифам, создал людей. Он же выкрал у богов Олимпа огонь и передал его людям. В качестве наказания Прометея боги приковали к скале. Каждый день прилетал орл, который выклвывал его печень (у бессмертного титана она быстро восстанавливалась). По разным мифам пытки продолжались от нескольких столетий до тридцати тысяч лет.
В древнегреческой культуре образ Прометея использовался как символ приносящего культуру и цивилизацию. Вновь прометеевский сюжет стал популярен по окончании средневековья.
Прометей один из греческих титанов, двоюродный брат Зевса и сын титана Иапета.Его имя означает quot;мыслящий преждеquot;,quot;предвидящийquot;.В прометеи прослеживаются черты доолимпийских богов,покровителя местных племен.
Прометей хоть и титан но с Олимпийскими богами не воевал(титанхомания) и отговаривал остальных возможно предвидел их падение.Благодаря этому он становится не зависим от новых богов.
Прометей является покровителем людского рода,яко бы им и созданного(вылепил первых людей из земли и воды).Согласно мифам от Прометя люди узнали ремесла,научились строить дома и т.п.,а дал он людям все эти знания с огнем украденным из кузни Гефеста.За что и был наказан Зевсом:прикован к скале и каждый день прилетает орел и терзает его печень.А так как Прометей является тиитаном,а значит бессмертным,то к новому дню печень востанавливается и терзания начинаются сначала.
Есть в мифах и другие версии,за что был наказан Прометей:Прометей влюбился в Афину;Прометей был сыном супруги Зевса Геры и титана Эвримедонта.
Культ прометея был полностью вытеснен Зевсом и богами олимпийцами и уже Зевс изображался как создатель людей.
info-4all.ru
Прометей – герой древнегреческого эпоса, титан, хтоническое существо. Является сыном Титана Иапета и океаниды Климены.
Известен тем, что подарил людям огонь знаний и ремесел, превратив их из зверей в разумных существ и запустив технический прогресс. Причем, совершивший это деяние против воли богов, за что и поплатился.
Вариантов легенды о Прометее несколько, но основные факты и события остаются неизменными.
Началось все в далекие времена, которые помнят лишь боги и титаны.
Легенда гласит о тех давних-предавних временах, когда люди еще были практически животными, ютились в пещерах, гибли сотнями, не знали огня, и не умели постоять за себя.
А боги жили на вершине Олимпа, были сильны и прекрасны. Обладали несокрушимой властью над миром и над людьми. Если почитать Мифы Древней Греции и немного подумать, сделав необходимые выводы, о людях мало кто из них заботился, большей частью боги предавались разгулу, пирушкам, борьбой за власть и развлечением над людьми. Например, Зевс – вроде как главное божество, очень любил в свободное время превратиться, скажем, в быка, совратить невинную девушку и наплодить зверо-подобного потомства. Ничего так развлечения?
Но существовали и более древние существа – Титаны – порождения Земли и Неба, существа, называемые хтоническими, то есть ведущими свое происхождение от первозданного Хаоса. Титаны в то время еще не были поверженными, а проводником между Титанами и богами Олимпа был Прометей – двоюродный брат Зевса.
Титаны, по всей видимости, огня не знали, да им он и без надобности, а вот на Олимпе он уже был у бога-кузнеца Гефеста и Афины, его супруги.
И вот увидел Прометей, что боги на Олимпе лишь развлекаются, а внизу, на Земле люди страдают от холода и голода. И решает Прометей помочь людям. Именно ради людей он идет наперекор и против воли богов, а впоследствии и отправится на длительную казнь.
Прометей каждый раз приходил на Олимп с жезлом, и вот однажды он принес с собой вместо жезла полый стебель тростника. Придя в кузницу своего друга Гефеста, Прометей незаметно, отвлекая хозяев разговором, взял уголек из огня кузницы, и положил его в свой полый своеобразный посох.
Никто ничего не заподозрил, и Прометею удалось незаметно отнести огонь на землю и передать его людям.
Огонь, переданный людям – лишь символ, вещественное воплощение божественных умений, украденных на Олимпе и переданных людям – знания, умения, понимание, умение различать злое и доброе – технический прогресс.
И все бы ничего, но однажды Зевс взглянул на Землю и увидел, что люди уже не те люди в шкурах, злобные, почти звери, что они уже умеют обогревать свои жилища, готовить еду, делать орудия труда и охоты, отделывать шкуры, в общем, получили знания и начали путь эволюции.
Разгневался Зевс, так как понял, что со временем люди могут стать соперниками ему, а также, что кто-то ослушался его. Конечно, обман вскрылся, и о Прометее узнали.И был он за свой поступок свергнут с Олимпа и прикован на веки вечные к скале на Земле, обреченный на страдания. Причем, приковать его Зевс приказал его другу Гефесту, вонзив стальной кол ему в грудь, и как бы больно ему не было, пришлось выполнить приказ.
И было предсказано Прометею, что страдать ему до тех пор, пока не освободит его один из смертных.
Прометей стиснул зубы, и ни один стон не вырвался из его уст. Лишь, когда Гефест ушел, он позволил себе закричать от боли. Но не жалел он о своем поступке, так как видел, что сумел помочь людям. На этом его страдания не кончились. Зевс, пылая гневом, послал к нему своего орла, и каждый день прилетал этот орел и клеван печень Прометея. Человек бы мог избежать страданий, уйдя в смерть, но Прометей был бессмертным Титаном. И каждую ночь раны его зарастали, а на следующий день все начиналось снова.
К счастью, не вечно длились страдания Прометея. Геракл, известный греческий герой, освободил его. Во время странствия своего наткнулся Геракл на прикованного к скале Прометея и захотел узнать, за что же обречен он на такие муки. И рассказ ему Прометей, как принес он огонь знаний людям, украв его у богов, за что Зевс и обрек его на такие муки. Ужаснулся Геракл, но казалось, что не все еще он видел. Во время разговора прилетел Орел Зевса и нацелился на Прометея, но Геракл не позволил ему терзать плоть титана, сразив его стрелой. Орел упал в море, а с Олимпа явился воздушный Гермес, узнать. Что произошло. Геракл, очередной сын Зевса, начал просить у Гермеса поговорить с отцом за Прометея.Зевс к этому времени уже успел сменить гнев на милость, поняв, что люди ему не соперники. Да и сам начал благоволить к ним, иногда снисходя до судеб отдельных людей. Бог-самодержец дает добро, и Геракл вырывает из груди титана штырь, который держал его.
Так сбылось предсказание и том, что освободит страдающего титана смертный.
Изучая легенду о Прометее, заметил ряд интересных особенностей. Прочитайте и подумайте, ничего не поминает?1. Прометей – существо из Хаоса, родственник Зевса.2. Впоследствии стал противником Зевса, пойдя против его воли.3. Принес людям огонь знаний, и стали они «знать добро и зло»4. За что и был свергнут с небес Олимпа вниз.5. И обречен на вечные страдания.6. По некоторым версиям легенды Зевс, разгневанный на людей, насылает на землю мировой потоп, и выживают только два человека.7. Причем один из них – сын Прометея. И все люди, что жили после – его потомки.
Есть еще несколько мелких признаков того, откуда были списаны некоторые христианские легенды, но я думаю, уже понятно, почему так часто проводят параллель между Люцифером и Прометеем. И к слову о том, чьи мы потомки на самом деле.
От этой легенды берет свое начало Олимпийский огонь. Его зажигают в Олимпии и несут через города и страны к месту прохождения Олимпиады.
salamand.ru
Прометей – образ древнегреческой мифологии. Он олицетворяет стойкость, выносливость и самоотверженность. Также Прометей является символом просвещения, так как именно он, согласно легенде, передал людям умение обращаться с огнём, за что и был жестоко наказан всесильным Зевсом.
Прометей – образ, который стал частью творчества многих авторов. Легенда о нём служила источником вдохновения драматургов, поэтов и писателей. Чем интересен этот мифологический персонаж? Прежде всего, следует изложить вкратце легенду о Прометее.
Этот сказочный герой является одним из титанов, богов второго поколения. Однажды, Прометей ослушался Зевса, дав людям огонь. Но прежде ему пришлось украсть пламя со священного Олимпа. Люди жили в неведении, их быт был непрост. Таким образом, Прометей не только улучшил жизнь человека, но и открыл ему путь к просвещению. За этот благородный поступок он понёс жестокое наказание.
Прометей – образ в мифологии, символизирующий предвидение. Само его имя в переводе означает «мыслящий». А наказание главный бог Олимпа придумал для него поистине мучительное: он приказал непокорного титана приковать в скале, а кровожадный ворон, прилетавший каждодневно к мученику, клевал его печень. Прометея могло спасти лишь одно: Зевс требовал, чтоб он назвал имя той, которая родит ему сына, способного в будущем свергнуть отца. Но прикованный к скале предпочёл молчание и невероятные муки.
Образ Прометея в литературе и искусстве занимает особое место. Ведь он не теряет актуальности. Символ мученичества во имя спасения человечества используется и современными авторами.
Прометей – образ, который, прежде всего вдохновлял античных авторов. В основе трагедии Эсхила «Прометей прикованный» лежит мифологический сюжет. Главный персонаж – титан, который смог научить людей пользоваться огнём. Также, благодаря именно Прометею, люди приучили животных, научились основам кораблестроения. Зевсу эти действия титана не нравились: он предвидел, что независимость человека может привести к ослаблению его власти. Но Прометей идёт наперекор главному богу Олимпа, понимая, что его жестоко покарают, вряд ли он заслужит благодарности. Несмотря на это, он совершает то, что считает своим долгом.
«Прометей прикованный» – трагедия, которая вошла в трилогию. Однако остальные её части, к сожалению, не сохранились. Впервые произведение античного драматурга было поставлено на театральной сцене приблизительно в 444-443 года до н. э.
Мифологическому персонажу посвятил своё знаменитое стихотворение один из великих мыслителей XVIII века. Иоганн Вольфганг фон Гёте на основе легенды о Прометее создал стихотворение, в котором главный герой-титан обращается к самому Зевсу, называя богов ничтожными, а их величие убогим. Немецкий поэт в своём произведении смог передать непокорность легендарного узника, стойкость, бесстрашие и стремление идти к своей цели наперекор всему.
Образ Прометея в мировой литературе использовался множество раз. Ниже перечислим самые известные произведения, в основу которых лёг извечный сюжет о самом стойком и жертвенном персонаже древнегреческих легенд.
Английский поэт-романтик в своём творчестве тоже обращался к легендарному образу. В стихотворении «Прометей» автор восхваляет самоотверженный поступок мученика. Байрон подчёркивает, что награды за свои отважные действия герой не получил, но поступок его стал образцом подражания для всего человеческого рода.
Заимствуя знаменитый мифологический сюжет, английский поэт XIX века создал трагедию под названием «Освобождённый Прометей». Действие начинается в горах, где прикованный титан извергает страшные упрёки в адрес верховного бога. С сочувствием героя слушают океаниды, которые находятся здесь же, у ног мучника. Зевс не только наказал того, кто осмелился ослушаться его, но и низверг на весь человеческий род всяческие беды. Но герой не сдаётся и верит в своё высокое предназначение. Произведение Шелли заканчивается низвержением мучителя. Прометей освобождён: на Земле теперь господствуют Мудрость, Доброта и Терпение.
Образ Прометея в литературе, в музыке, в живописи был не раз пересмотрен. Каждый из авторов видел его по-своему. Но всегда этот персонаж олицетворял стойкость и необыкновенную смелость. Музыкальную поэму в честь него создал и Александр Скрябин. Одновременно Ференц Лист посвятил мифологическому герою симфонию.
Прометей стал одним из вечных литературных образов, потому как он способен вдохновлять на мужественные поступки. В истории немало случаев, когда люди совершали предательство лишь для того, чтобы обрести материальные блага. Но были и те, кто шёл на верную гибель, не отступал с намеченного пути. Писатели и поэты, описывающие подобные ситуации в своём творчестве, нередко прибегали к аллюзии на мифологическую историю о самоотверженном титане.
fb.ru
Образ Прометея, рожденный творческой энергией древнего народа, сохранился в веках, поднимаясь с одного уровня культуры на другой, и дожил до наших дней, обретая новую силу в художественных произведениях последующих эпох. К нему обращались Вольтер и Гёте, Байрон и Брюсов, Леопарди и Альфред де Мюссе, Лонгфелло и Шелли, Шевченко и Леся Украинка, Огарев и Кюхельбекер, композиторы: Ф. Лист, А. Скрябин, живописец Тициан и другие деятели искусства.
Образ Прометея вошёл во всемирную культуру, оказав огромное влияние на сознание тех, кто жил до нас, и на наших современников. В недалекие времена он даже служил опорой для творцов официальной версии, представляющих Прометея своим единомышленником, прямым предшественником тех, кто боролся за светлое будущее человечества.
Существуют различные варианты мифов, связанных с фигурой Прометея. Первый из них донёс до нас Гесиод, поэт Х111 –Х11 веков до нашей эры. В своей поэме «Теогония» он сообщает о тяжбе олимпийцев с людьми, рассказывает о том, как отнял Зевс у людей огонь и как его похитил для них Прометей, прикованный за это к скале, об орле, клевавшем его печень, и об освобождении Прометея Гераклом. В другой его поэме «Труды и дни» одним из эпизодов вновь является миф о Прометее. Но этот Прометей не имеет ничего общего с предыдущим. Здесь он изображен умным и коварным обманщиком, заслуженно наказанным Зевсом, и Гесиод явно его осуждает, давая своему герою отрицательную оценку.
Древнеримский поэт Гораций считал, что, совершив злой обман, Прометей содействовал развитию губительных последствий. Создав человека (в некоторых мифах он сам вылепил людей и наделил их разумом, научил строить дома, корабли, заниматься ремеслами, носить одежду, различать времена года, приносить жертвы богам и гадать), он вложил в него «злобу» и «безумие льва», заботясь только о его теле, а не о душе, отсюда – все беды жизни и вражда среди людей. А Гораций хотел мира и спокойствия, поэтому тоже осуждает Прометея.
У Эсхила другое трактование мифа, который он положил в основу своей трагедии «Прикованный Прометей». Трагедия входила в трилогию, так как имеются отрывки из «Освобожденного Прометея» и «Прометея – носителя огня». Действие трагедии происходит на краю земли, в дикой стране скифов. В прологе Власть и Сила, грубые прислужники Зевса, приводят скованного титана Прометея, который является то ли его двоюродным братом, то ли дядей, и Гефест нехотя приковывает героя к скале за то, что он выступил в защиту людей. Прометей горд и непреклонен, не издает ни единого звука во время этой сцены и только после того, как его палачи уходят, жалуется всей природе на несправедливость Зевса.
Трагедия состоит из сцен, изображающих посещение Прометея сначала дочерьми Океана, Океанидами, прилетевшими на крылатой колеснице, чтобы утешить страдальца, потом самим Океаном, предлагающим примириться с Зевсом. Прометей гордо отказывается, не признавая за собой никакой вины. Далее следуют длинные речи Прометея о своих благодеяниях людям. Желая им счастья, он скрыл от них тайны будущего, подарил надежду и, наконец, принес огонь. Он сделал это, твёрдо зная, что, «смертным помогая, готовил казнь для самого себя».
В сцене с Ио, возлюбленной Зевса, превращенной Герой в белоснежную корову и преследуемой остро жалящем её оводом (у Н.А. Куна Ио превращена в корову самим Зевсом, дабы ревнивая Гера не узнала её), Прометей мягок, сострадателен и человечен. Он утешает несчастную и предсказывает ей близкий конец мучений и славу. В заключении он грозит гибелью их общему мучителю – Зевсу, тайна судьбы которого известна ему одному. Слова Прометея доходят до слуха Зевса, и напуганный громовержец отправляет к Прометею Гермеса, чтобы выведать тайну. Но бессильный распятый титан отказывается ее открыть. И хотя Гермес сулит ему неслыханные муки, Прометей бранит его за предательство, за то, что тот променял свою свободу на служение Зевсу. За этот вызов его постигает новая кара: среди грома и молний, бури, смерчей и землетрясения Прометей вместе со своей скалой низвергается в подземный мир. Таков сюжет «Скованного Прометея».
Эсхил рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания. Дух человека нельзя ничем сломить, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идеей и железной волей. Сам Прометей – сверхчеловек, непреклонная личность, стоящая выше всяких колебаний и противоречий, не идущая ни на какое соглашательство и примиренчество.
Разговоры с Океаном и Гермесом выразительно рисуют стойкость и силу воли Прометея; сцена с Ио говорит о нём как о мудреце и провидце, знающем тайны жизни и бытия; благодаря ему люди научились приручать диких животных и плавать по морям, он открыл им тайны врачевания, научил «науке числ и грамоте», извлек для них богатства земных недр – «железо, и серебро, и золото, и медь». Титан Прометей становится в трагедии Эсхила активным борцом за справедливость, противником зла и насилия. У Прометея немало заслуг не только перед людьми, но и перед богами. Он помог обитателям Олимпа утвердить свое могущество в борьбе с Кроном и титанами, правившими с опорой на грубую силу, а не на разум и справедливость.
Трагедия Эсхила отличается от прочих его трагедий другим отношением к Зевсу, который изображен тираном, деспотом, не сведущим и не всемогущим, хитрецом и трусом. Но так ли уж Зевс несправедлив? Он установил гармонию, порядок, законы. Нарушающие их должны нести ответственность. Иначе зачем тогда законы? На чем будет держаться мир? Оказывается, у Прометея есть своя правда, а у Зевса – своя. Что же побудило Эсхила осудить Зевса? Может быть, жестокость громовержца?
У Прометея (кстати, в переводе это имя означает «провидящий») есть оружие в борьбе против верховного божества: ему известно имя женщины, с которой Зевсу нельзя вступать в связь, потому что у нее родится сын, и он будет сильнее отца. Имя этой женщины будет названо (Фетида), но в третьей трагедии Эсхила – «Прометей освобождённый». Как видно из названия, благородный герой и злой Зевс найдут общий язык. Геракл освободит Прометея, а тот, не уронив своего достоинства и гордой готовности страдать за людей, откроет тайну царю богов. Зевс докажет свою силу и могущество, способность защищать установленный им порядок. И в то же время две противоборствующие силы примирятся. Мир преобразится к лучшему, вражда уступит место согласию.
Напрасен ли бунт Прометея? Нет. До него было одно состояние мира, по-своему гармоничное. После него последовало нарушение старой гармонии, которая вечно длиться не может, вот и устанавливается новая гармония. Напрасны ли страдания титана? Нет. В прежней гармонии не было места людям, в новой – есть. Мир преобразился к лучшему. В этом мудрость преобразования жизни.
Байрон восторженно замечает, что Прометей проявил собственную волю, презрев указания богов, за что был обречен на муки. Зевс-громовержец у Байрона – слепая и разгневанная сила, способная задушить всё свободное и живое. Пускай Прометей наказан тяжкими мучениями, но человечество не забывает о том, кто подарил им огонь, научил письму и ремеслам. По Байрону, каждый сознательный человек должен следовать примеру, который подал Прометей, «гордый дух» и непокорность которого не сломало зло.
Совсем другой Прометей у Гёте. Герой отказывается признать безграничность силы и власти богов, ибо он знает, что и они зависят от власти рока и времени. Он отказывается стать соучастником власти Олимпа, предпочитая ей свой безграничный творческий труд. Он — ваятель, в своих творческих созданиях он находит свой «всецельный мир». Творческая мысль, творческий труд — вот где источник бесконечного счастья, бесконечной силы человека. Но само утверждение творчества лежит через великую скорбь. Однако это сознание не ввергает Прометея в пессимизм, а, наоборот, наполняет его верой в свои силы.
Прометей Гёте остался незаконченным. Гёте писал «Прометея» в молодые годы, в годы расцвета «Бури и натиска». Надо думать, что в те годы Гёте никак не завершил бы «Прометея» примирением с Зевсом. Да и слишком чуждо примирение тому образу Прометея, который Гёте дал в осуществленной им части трагедии.
В отличие от многих своих предшественников, П. Шелли в лирической драме «Освобожденный Прометей» окружает героя теми, кто стремится к добру и справедливости. Его Прометей знаменует собой завершенную волю к победе добра, муки титана приводят к торжеству гармонии добра и красоты. Даже враги Прометея осознают его великую правду и справедливость. Все века внимают его торжеству. Освобождение Прометея — в совершенном уничтожении самого противоречия взаимно исключающих друг друга начал, добра и зла, света и тьмы. Его освобождение — в торжестве мировой гармонии, в вечном торжестве добра и света.
Народный поэт Башкирии Мустай Карим тоже обратился образу к мифологического героя. Он написал поэтическую трагедию «Не бросай огонь, Прометей!». Ситуация и сюжет трагедии М. Карима отличаются от мифа о Прометее, по-новому объясняют мотивы, которые руководили героем. В трагедии Карима Прометей любит земную девушку Агазию и хочет сделать ее соплеменников столь же прекрасными, как она. Гермес и богиня раздора Эрида пытаются обмануть людей, уверяя их, что огонь, похищенный Прометеем у богов, принесёт им, смертным, гибель. В этой ситуации Прометей оказывается перед выбором: спасти любимую или облагородить род человеческий.
www.microarticles.ru
Легенда Прометея
Когда Зевс отобрал у людей огонь, тот самый огонь, который Прометей вынес из глубин земли и подарил людям как самую большую драгоценность. Его сердце сжалось от боли. Знал он, что значит лишиться огня. И так как безмерно любил людей, решил помочь им, понимая, что навлечет на себя гнев властителя богов.
Он изготовил себе удобный прочный посох, подходящий по размерам для такого великана, но необычайно легкий. Затем искусно выдолбил его сердцевину, так что внутри посох стал пустым и прихватил с собой этот посох в обитель богов. Там горел вечный огонь. Прометей незаметно спрятал в посох тлеющие угли и живые искры, зародыш нового огня, и быстро покинул Олимп. Возвратившись на свою высокую гору он извлек содержимое своего посоха. Тысячи искр разлетелись, разгорелись и пали на землю в виде маленьких языков пламени. Люди с восторгом подбирали их и несли в дома.
Когда Зевс обнаружил, что у людей снова есть огонь, его охватил безудержный гнев, а с ним и других богов. Он приказал приковать Прометея к скале.
Миф о том, как Прометей был прикован по повелению Зевса к скале, изложен по трагедии Эсхила "Прикованный Прометей". Прометей (в переводе с греческого - "провидец") - титан, богоборец, защитник людей, добывший для них огонь с неба и научивший их различным ремеслам и искусствам. Зевс жестоко наказал Прометея за его противодействие .
Пустынная, дикая местность на самом краю земли, в стране скифов. Суровые скалы уходят за облака своими остроконечными вершинами. Кругом - никакой растительности, не видно ни единой травинки, все голо и мрачно. Всюду высятся темные громады камней, оторвавшихся от скал. Море изумит и грохочет у подножия скал, и высоко взлетают соленые брызги. Морской пеной покрыты прибрежные камни. Далеко за скалами виднеются снежные вершины кавказских гор, подернутые легкой дымкой. Постепенно заволакивают даль грозные тучи, скрывая горные вершины. Все больше закрывают тучи небо. Еще мрачнее становится кругом. Безотрадная, суровая местность. Никогда не ступала здесь нога человека. Сюда, на край земли, привели слуги Зевса скованного титана Прометея, чтобы приковать его несокрушимыми цепями к вершине скалы. Слуги громовержца, Сила и Власть, ведут Прометея. Громадные тела их словно высечены из гранита. Не знают сердца их жалости, в их глазах никогда не светится сострадание, их лица суровы, как скалы, которые стоят вокруг. Печальный, низко склонив голову, идет за ними бог Гефест со своим тяжелым молотом. Ужасное дело предстоит ему. Он должен своими руками приковать друга своего Прометея. Глубокая скорбь за участь друга гнетет Гефеста, но не смеет
Прометей хранит гордое молчание. За все время, пока приковывал его Гефест к скале, он не проронил ни единого слова, даже тихий стон не вырвался у него ничем не выдал он своих страданий.
Ушли слуги Зевса, Сила и Власть, а с ними ушел и печальный Гефест. Один остался Прометей, слышать его могли теперь лишь море да мрачные тучи. Только теперь тяжкий стон вырвался из пронзенной груди могучего титана, только теперь стал он сетовать на злую судьбу свою. Невыразимым страданием и скорбью звучали его сетования:
- О божественный эфир и вы, быстронесущиеся ветры, о источники рек и несмолкающий рокот морских волн, о земля, всеобщая праматерь, о всевидящее солнце, обегающее весь круг земли, всех вас зову я в свидетели! Смотрите, что терплю я! Вы видите, какой позор должен нести я неисчислимые годы! О горе, горе! Стонать я буду от мук и теперь, и много, много веков! Как найти мне конец моим страданиям? Но что же говорю я! Ведь я же знал, что так будет. Муки эти не постигли меня нежданно. Я знал, что неизбежны веления грозного рока. Я должен нести эти муки! За что же? За то, что я дал великие дары смертным, за это я должен страдать так невыносимо, и не избежать мне этих мук. О горе, горе!
Но вот послышался тихий шум как бы от взмахов крыльев, словно полет легких тел всколыхнул воздух. С далеких берегов седого Океана, из прохладного грота с легким дуновением ветерка примчались на колеснице к скале океаниды. Они услышали удары молота Гефеста, донеслись до них и стоны Прометея. Слезы заволокли прекрасные очи океанид, когда увидели они прикованного к скале могучего титана. Родным был он океанидам. Отец его, Япет, был братом отца их, Океана, а жена Прометея, Гесиона, была их сестрой. Окружили скалу океаниды. Глубока их скорбь о Прометее. Но слова его, проклинающие Зевса и всех богов олимпийцев, пугают океанид. Они боятся, что Зевс сделает еще более тяжкими страдания титана. За что постигла его такая кара, океаниды не знают. Полные сострадания, просят они Прометея поведать им, за что покарал его Зевс, чем прогневал его титан.
Прометей рассказывает им, как помог он Зевсу в борьбе с титанами, как убедил мать свою Фемиду и богиню земли Гею встать на сторону Зевса. Зевс победил титанов и сверг их по совету Прометея в недра ужасного Тартара. Завладел Зевс властью над миром и разделил ее с новыми богами олимпийцами, а тем титанам, которые помогали ему, не дал громовержец власти в мире. Зевс ненавидит титанов, боится их грозной силы. Не доверял Зевс и Прометею и ненавидел его. Еще сильнее разгорелась ненависть Зевса, когда Прометей стал защищать несчастных смертных людей, которые жили еще в то время, когда правил Крон, и которых Зевс хотел погубить. Но Прометей пожалел не обладавших еще разумом людей; он не хотел, чтобы сошли они несчастными в мрачное царство Аида. Он вдохнул в них надежду, которой не знали люди, и похитил для них божественный огонь, хотя и знал, какая кара постигнет его за это. Страх ужасной казни не удержал гордого, могучего титана от желания помочь людям. Не удержали его и предостережения его вещей матери, Фемиды.
С трепетом слушали океаниды рассказ Прометея. Но вот на быстрокрылой колеснице принесся к скале сам вещий старец Океан . Океан пытается уговорить Прометея покориться власти Зевса: ведь должен же он знать, что бесплодно бороться с победителем ужасного Тифона. Океан жалеет Прометея, он сам страдает, видя, какие муки терпит Прометей. Вещий старец готов поспешить на Олимп, чтобы молить Зевса помиловать титана, хотя этими мольбами может он навлечь на себя гнев громовержца. Он верит, что мудрое слово защиты часто смягчает гнев. Но напрасны мольбы Океана, гордо отвечает ему Прометей:
- Нет, старайся спасти самого себя. Боюсь я, что сострадание принесет вред тебе. До дна исчерпаю я все зло, которое послала мне судьба. Ты же, Океан, страшись вызвать гнев Зевса мольбою за меня.
- О, вижу я, грустно отвечает Океан Прометею, что этими словами заставляешь ты меня вернуться назад, не достигнув ничего. Верь же мне, о Прометен, что привели меня сюда лишь забота о твоей судьбе и любовь к тебе!
- Нет! Уходи! Скорей, скорей спеши отсюда! Оставь меня! - восклицает Прометей.
С болью в сердце покинул Океан Прометея. Он умчался на своей крылатой колеснице, а Прометей продолжил рассказ о том, что сделал он для людей, нарушив волю Зевса. С горы Мосхи, на Лемносе, из горна своего друга Гефеста похитил Прометей огонь для людей. Он научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму. Он познакомил их с металлами, научил добывать их в недрах земли и обрабатывать. Прометей смирил дикого быка и надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля. Прометей впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку. Мудрый титан построил первый корабль, оснастил его и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека корабль по безбрежному морю. Раньше люди не знали лекарств, не умели лечить болезни, но Прометей открыл им силу лекарств. Он научил их всему, что облегчает горести жизни и делает ее счастливее и радостнее. Этим и прогневал он Зевса, за это и покарал его громовержец.
Но не вечно будет страдать Прометей. Он знает, что злой рок постигнет и могучего громовержца. Не избегнет он своей судьбы! Прометей знает, что царство Зевса не вечно: будет он свергнут с высокого царственного Олимпа. Знает вещий титан и великую тайну, как избежать Зевсу злой судьбы, но не откроет он этой тайны Зевсу. Никакая сила, никакие угрозы, никакие муки не исторгнут ее из уст гордого Прометея.
Кончил Прометей свой рассказ. С изумлением слушали его океаниды. Дивились они великой мудрости и несокрушимой силе духа могучего титана, осмелившегося восстать против громовержца Зевса. Опять овладел ими ужас, когда услышали они, какой судьбой грозит Зевсу Прометей. Они знали, что если эти угрозы достигнут Олимпа, то ни перед чем не остановится громовержец, лишь бы узнать роковую тайну. Полными слез глазами смотрят на Прометея океаниды, потрясенные мыслью о неизбежности велений сурового рока. Глубокое молчание воцарилось на скале, его прерывал лишь неумолкающий шум моря.
Вдруг вдали раздался чуть слышный, едва уловимый стон скорби и боли. Вот опять донесся он до скалы. Все ближе, громче этот стон. Гонимая огромным оводом, посланным Герой, вся в крови, покрытая пеной, несется в неистовом, безумном беге обращенная в корову несчастная Ио, дочь речного бога Инаха, первого царя Арголиды. Истомленная, обессиленная скитаниями, истерзанная жалом овода, остановилась Ио перед прикованным Прометеем. Громко стеная, рассказывает она, что пришлось вынести ей, и молит вещего титана:
- О Прометей! Здесь, на этом пределе моих скитаний, открой мне, молю тебя, когда же кончатся мои муки, когда же наконец найду я покой?
- О, верь мне, Ио! - ответил Прометей .- Лучше не знать тебе этого, чем знать. Много еще стран пройдешь ты, много встретишь ужасов на своем пути. Твой тяжкий путь лежит через страну скифов, через высокий снежный Кавказ, через страну амазонок к проливу Босфор - так назовут его в честь тебя, когда ты переплывешь его. Долго будешь ты затем блуждать по Азии. Ты пройдешь мимо страны, где живут несущие смерть горгоны; на их головах извиваются, шипя, змеи вместо волос. Остерегайся их! Остерегайся грифов и однооких аримаспов, и их ты встретишь на своем пути. Наконец достигнешь ты Библинских гор, с них низвергает свои благодатные воды Нил. Вот там-то, в стране, которую орошает Нил, у его устья, найдешь ты наконец покой. Там вернет тебе Зевс твой прежний прекрасный образ, и родится у тебя сын Эпаф. Он будет властвовать над всем Египтом и будет родоначальником славного поколения героев. Из этого рода произойдет и тот смертный, который освободит меня из оков. Вот что, Ио, поведала мне о судьбе твоей мать моя, вещая Фемида.
Громко воскликнула Ио:
- О горе, горе! О, сколько страданий сулит мне еще злой рок! Сердце трепещет в груди моей от ужаса! Вновь овладевает мной безумие, снова вонзилось огненное жало в мое истерзанное тело, опять лишаюсь я дара речи! О горе, горе!
Безумно вращая глазами, в бешеном беге понеслась прочь от скалы Ио. Словно подхваченная вихрем, умчалась она вдаль. С громким жужжанием несся за ней овод, и огнем жгло его жало несчастную Ио. Скрылась она в облаках пыли из глаз Прометея и океанид. Все тише, тише доносились до скалы вопли Ио, замерли они наконец вдали, подобно тихому стону скорби.
Молчали Прометей и океаниды, скорбя о несчастной Ио, но вот воскликнул гневно Прометей:
- Как ни мучь ты меня, громовержец Зевс, но все же настанет день, когда и тебя повергнут в ничтожество. Лишишься ты царства и свергнут будешь во мрак. Исполнятся тогда проклятия отца твоего Крона! Никто из богов не знает, как предотвратить от тебя эту злую судьбу! Лишь я знаю! Вот сидишь ты теперь, могучий, на светлом Олимпе и мечешь громы и молнии, но они тебе не помогут, они бессильны против неизбежного рока. О, повергнутый во прах, узнаешь ты, какая разница между властью и рабством!
Страх затуманил очи океанид, и ужас согнал краску с их прекрасных ланит. Простирая к Прометею свои руки, белью, как морская пена, воскликнули они:
- Безумный! Как не страшишься ты грозить царю богов и людей, Зевсу? О Прометей, еще более тяжкие муки пошлет он тебе! Подумай о судьбе своей, пожалей себя!
- На все готов я!
- Но ведь склоняется же мудрый пред неумолимым роком!
- О, молите, просите вы пощады! Ползите на коленях к грозному владыке! А мне - что мне громовержец Зевс? Что бояться мне его? Не суждена мне смерть! Пусть делает, что хочет Зевс. Недолго ему властвовать над богами!
Едва промолвил эти слова Прометей, как по воздуху быстро, словно падающая звезда, пронесся Гермес и, грозный, предстал перед Прометеем. Его послал Зевс потребовать, чтобы титан открыл тайну: кто свергнет Зевса и как избегнуть веления судьбы? Гермес грозит ужасной карой Прометею за неповиновение. Но могучий титан непреклонен, с насмешкой отвечает он Гермесу:
- Мальчишкой был бы ты и детским был бы ум твой, если бы ты надеялся узнать хоть что-нибудь. Знай, что я не променяю с воих скорбей на рабское служение Зевсу. Мне лучше быть прикованным к этой скале, чем стать верным слугой тирана Зевса. Нет такой казни, таких мук, которыми мог бы Зевс устрашить меня и вырвать из уст моих хоть единое слово. Нет, не узнает он, к ак спастись ему от судьбы, никогда не узнает тиран Зевс, кто отнимет у него власть!
- Так слушай же, Прометей, что будет с тобой, если ты откажешься исполнить волю Зевса, отвечает титану Гермес. Ударом своей молнии он низвергнет эту скалу с тобой вместе в мрачную бездну. Там, в каменной темнице, много-много веков, лишенный света солнца, будешь терзаться ты в глубоком мраке. Пройдут века, и снова поднимет тебя Зевс на свет из бездны, но не на радость поднимет он тебя. Каждый день будет прилетать орел, которого пошлет Зевс, и острыми когтями и клювом будет он терзать твою печень; вновь и вновь будет вырастать она, и все ужасней будут твои страдания. Так будешь ты висеть на скале до той поры, пока другой не согласится добровольно сойти вместо тебя в мрачное царство Аида. Подумай, Прометей, не лучше ль покориться Зевсу! Ведь ты же знаешь, что Зевс никогда не грозит напрасно!
Непреклонным остался гордый титан. Разве могло что-нибудь устрашить его сердце? Вдруг задрожала земля, все кругом сотряслось, раздались оглушительные раскаты грома, и сверкнула нестерпимым светом молния. Забушевал неистово черный вихрь . Словно громады гор поднялись на морские пенистые валы. Заколебалась скала. Среди рева бури, грома и грохота землетрясения раздался ужасный вопль Прометея:
- О, какой удар направил против меня Зевс, чтобы вызвать ужас в моем сердце! О высокочтимая мать Фемида, о эфир, струящий всем свет! Смотрите, как несправедливо карает меня Зевс! Рухнула со страшным грохотом скала с прикованным к ней Прометеем в неизмеримую бездну, в вековечный мрак.
Прошли века, и поднял Зевс на свет из тьмы Прометея. Но страдания его не кончились, еще тяжелее стали они. Опять лежит он, распростертый на высокой скале, пригвожденный к ней, опутанный оковами. Жгут его тело палящие лучи солнца, проносятся над ним бури, по его изможденному телу хлещут дожди и град, зимой же хлопьями падает снег на Прометея, и леденящий холод сковывает его. И этих мук мало! Каждый день огромный орел прилетает, шумя могучими крыльями, на скалу. Он садится на грудь Прометея и терзает ее острыми когтями. Орел рвет своим клювом печень титана. Потоками льется кровь, черными сгустками застывает она у подножия скал, разлагается на солнце и невыносимым смрадом заражает воздух. Каждое утро прилетает орел и вновь принимается за свою кровавую трапезу. За ночь заживают раны, и вновь вырастает печень, чтобы днем дать новую пищу орлу. Годы, века длятся эти муки. Истомился могучий титан Прометей, но не сломлен его гордый дух страданьями.
Титаны давно примирились с Зевсом и покорились ему. Они признали его власть, и Зевс освободил их из мрачного Тартара. Теперь они, громадные, могучие, пришли на край земли к скале, где Прометей. Они окружили скалу. Покориться Зевсу пришла и Фемида, и молит сына смирить свой гордый дух и не противиться Зевсу. Она молит сына. Ведь так невыносимо страдает Прометей. Сам Зевс забыл уже свой гнев и теперь держава его сильна, никто не может завоевать ее, ничто не страшно ему. Да и уже не как тиран, он охраняет государственные законы. Он покровительствует людям среди них. Только одно беспокоит еще его - это тайна, которую знает один Прометей. Зевс готов, если Прометей откроет ему эту тайну, помиловать могучего титана. Уже во время, когда кончатся муки Прометея, родился и возмужал великий герой, которому суждено судьбой освободить от оков титана. Непреклонный Прометей по-прежнему хранит тайну, изнывая от мук, но и его начинают покидать силы. Наконец и великий герой, которому суждено освободить Прометея, во время своих странствований приходит сюда, на край земли. Герой этот Геракл сильнейший из людей, могучий, как бог с ужасом смотрит он на мученья Прометея, и сострадание овладевает им. Титан рассказывает ему о злой судьбе своей и о том, какие великие подвиги предстоит Гераклу совершить. Полный внимания, слушает титана Геракл. Но еще не весь ужас страданий Прометея видел Геракл. Вдали слышится шум могучих крыльев - это летит орел на свой кровавый пир. Он кружится высоко в небе над Прометеем, готовый спуститься к нему на грудь. Геракл не дал ему терзать Прометея. Он схватил лук, вынул из колчана смертоносную стрелу, призвал стреловержца Аполлона, чтобы верней направил он полет стрелы, и пустил ее. Громко зазвенела тетива лука, взвилась стрела, и пронзенный орел пал в бурное море у самого подножия скалы. Миг возрождения настал. Принесся с высокого Олимпа бог Гермес. С ласковой речью обратился он к Прометею и обещал ему немедленное освобождение, если откроет он тайну, как избежать Зевсу злую судьбу. Согласился наконец могучий Прометей открыть Зевсу тайну и сказал:
- Пусть не вступает громовержец в брак с морской богиней Фетидой, так как богини судьбы, вещие Мойры, вынули такой жребий Фетиде: кто бы ни был ее мужем, от него родится у нее сын, который будет могущественней отца. Пусть боги отдадут Фетиду в жены герою Пелею, и будет сын Фетиды и Пелея величайшим из смертных героев Греции.
Прометей открыл великую тайну. Геракл разбил своей тяжелой палицей его оковы и вырвал из груди его острие, которым пригвожден был титан к скале. Встал титан, теперь он был свободен. Кончились его муки. Так исполнилось предсказание, что смертный освободит его. Громкими, радостными криками приветствовали титаны освобождение Прометея.
С тех пор носит Прометей на руке железное кольцо, в которое вставлен камень от той скалы, где терпел он столько веков невыразимые муки.
Вместо же Прометея в подземное царство душ умерших согласился сойти мудрый кентавр Хирон. Этим избавился он от страданий, которые причиняла ему неисцелимая рана, нанесенная нечаянно Гераклом.
Геракл убивает стрелой из лука орла, терзающего грудь Прометея. Налево от Геракла - богиня Афина и бог Гермес, направо от орла - богиня Деметра и бог Посейдон. (Древняя живопись на вазе.)
v-a-melnik.narod.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»