Кто хочет стать миллионером? (Обзор выпуска 2012-02-18). Из какой муки делалась пудра в 19 веке


от свинцовых белил до «блинчика» Max Factor

История косметики. Пудра: от свинцовых белил до «блинчика» Max Factor

С глубокой древности и до наших дней женщины пользуются косметикой. Не мудрено, что многие продукты, наполняющие косметички современных женщин, были изобретены не одно столетие назад. «Апрель» совместно с интернет-магазином оригинальной парфюмерии и косметики AllureParfum.ru разбирается в истории двух популярных косметических средств – пудры и тонального крема.

Расскажи друзьям:

1. Древний Египет

египет.jpg Принято считать, что пудру, как и многие другие косметические средства, изобрели в Древнем Египте. В гробницах египетской знати археологи находят множество глиняных баночек с различными красками для лица.

Наряду с цветными тенями, подводкой для глаз и бровей, в арсенале красавиц из долины Нила также присутствовала рассыпчатая пудра, с помощью которой девушки защищали нежную кожу от палящих солнечных лучей и заодно придавали лицу приятный матовый оттенок.

Согласно самой распространенной версии, основой для египетской пудры служила сухая белая глина или мел. Однако есть все основания предполагать, что кроме подобного рецепта существовало множество других способов приготовления продукта: якобы в косметичке царицы Клеопатры была пудра, сделанная из высушенного крокодильего помета, а также пудра с перламутром (растертыми в порошок раковинами моллюсков).

«Апрель» рекомендует: все ароматы Guerlain в интернет-магазине AllureParfum.ru>>

2. Древняя Греция и Рим

рим и греция.jpg Греки, унаследовавшие косметологические премудрости египтян, использовали в приготовлении пудры белую глину, мел, гипс, разбавляя получившийся порошок небольшим количеством охры, чтобы макияж смотрелся более естественно. Чрезмерно яркий, нарочитый мейкап был у эллинов не в почете.

Римляне, напротив, стремились сделать лица своих женщин как можно более бледными. Они усовершенствовали греко-египетскую рецептуру, добавив к мелу свинцовых белил, получаемых, по свидетельству Плиния Старшего, «действием острейшего уксуса на мельчайшие свинцовые оскребки». Кроме того, в состав римской «основы» входил мед, растительные или животные жиры. Получившийся «тональник» толстым слоем наносили на лицо, шею и даже плечи.

Знаете ли вы основные правила макияжа? - пройти тест>>

Было бы ошибкой считать, что римляне не понимали опасность подобной косметики. Тот же Плиний, например, со страниц своих трудов не раз предупреждал модниц о последствиях злоупотребления свинцом.

К счастью, ядовитая пудра была по карману далеко не каждой римлянке. Девушки «из простых» обходились старыми, проверенными средствами – мелом и мукой.

3. Древний Китай и Япония

япония.jpg Больше других древних о белизне женского лица заботились японцы и китайцы. Азиатские красавицы наносили свой «тональник» таким толстым слоем, что тот мешал работе лицевых мышц. После снятия макияжа девушкам приходилось растирать лицо шелковым лоскутом – для восстановления кровообращения и регенерации кожи.

«Апрель» рекомендует: изысканная женская парфюмерия в интернет-магазине AllureParfum.ru>> Как и в других регионах, в Азии косметику изготовляли из того, что было под рукой. Поэтому долгое время основой для местной пудры служила рисовая мука. Ближе к XVI веку на Востоке появились белила на основе свинца – вероятно, одно из последствий европейской экспансии в Китай и Японию.

япония-1.jpg Причем страдали от последствий отравления тяжелыми металлами в Азии не только женщины: предельно высокий уровень свинца был зафиксирован при анализе костей самураев, гримировавшихся для устрашения врагов.

Читайте также: Как менялся женский эталон красоты в разные эпохи>>

4. Эпоха Возрождения

эпоха возрождения.jpg
С завершением темного Средневековья, наложившего вето на использование декоративной косметики, Европа вернулась к античному восприятию красоты. Ученые мужи принялись восстанавливать древние рецепты красок и мазей, а женщины получили возможность совершенно легально, без опаски за собственную жизнь, пользоваться пудрой, румянами, помадой.

история-косметики.gif Правда, первое время белоснежная пудра и тон не пользовались большой популярностью у европейских красавиц. В моде была естественность, а лица большинства знатных особ в то время сохраняли свою бледность без всяких белил – какой уж тут загар, если круглыми днями сидишь в замке.

5. XVI век

16 век.jpg По-настоящему актуальной белоснежная пудра стала ближе к XVI столетию. Аристократы той эпохи стремились подчеркнуть не только белизну, но и нежность, прозрачность собственной кожи. Говорят, британская королева Елизавета I прорисовывала очертания сосудов поверх слоя белил, а чтобы придать лицу гладкость «лакировала» мейкап яичным белком.

Примерно в это же время, кроме римской свинцовой пудры, на прилавках магазинов появилась новинка – пудра на основе мышьяка. Понадобилось совсем немного времени, чтобы модницы заметили, каким эффектом обладает подобная косметика: некая госпожа Туфания, владелица косметической лавки из Палермо, существенно повысила собственных доход, консультируя несчастных в браке женщин. Она рассказывала клиенткам, какие места следует хорошенько припудрить, чтобы поскорее избавиться от надоевших супругов.

6. XVII – XVIII века

18 век.jpg В XVII столетии, благодаря усилиям отважных путешественников, европейцы узнали рецепт безопасной азиатской пудры на основе рисовой муки. Однако это открытие не заставило знатных дам отказаться от свинцовых белил. Растительную пудру стали использовать для отбеливания пышных париков, которые в те годы как раз начали входить в моду.

Читайте также: Запах женщины – самые легендарные духи в истории>>

По легенде, традиция напудривать парики появилась во Франции в годы правления Людовика XIII. Монарх издал указ, согласно которому парики из дефицитных светлых волос могли носить только члены королевской фамилии. Однако придворные не растерялись и стали маскировать свои темные «локоны» с помощью пудры.

17 век.jpg XVIII столетие стало «золотым веком» в истории пудры. Сливки общества водружали на головы гигантские парики, уложенные в хитроумные прически, и покрывали себя пудрой буквально с макушки до пят.

Так описывал туалет знатной дамы той эпохи автор заметок об истории Петербурга Михаил Пыляев: «Употребляли пудру разных цветов — розовую, палевую, серенькую, а-ля ваниль, а-ля флер де оранж, миль флере... Некоторые имели особые шкафы, внутри пустые, в которых пудрились, барыня влезала в шкаф, затворяла дверцы, и благовонная пыль нежно опускалась на голову...».Какой исторической эпохи вы эталон красоты? – пройти тест>>

Чтобы пудра не осыпалась на одежду, для защиты последней были придуманы специальные чехлы, снимавшиеся только перед приемом или балом.

7. XIX век

вивьен.gif Век париков закончился вместе с Великой французской революцией. XIX столетие, прошедшее под знаком английской королевы Виктории, не было особенно благосклонно ни к пудре, ни к другой декоративной косметике.

Читайте также: Модная философия – fashion со смыслом>>

К счастью, даже в эту пуританскую эпоху оставались женщины, которые по долгу службы не могли отказаться от макияжа. Речь идет, конечно, об актрисах. Именно они были проводниками нововведений в косметической отрасли. Например, звезда французского театра Элиза Рашель создала пудру желтоватого оттенка, подкрасив белый состав жженым сахаром.

элеонора дузе.jpg Активно пропагандировали использование декоративной косметики Элеонора Дузе и Сара Бернар. Актрисы не стеснялись появляться накрашенными даже за пределами сцены, постепенно подводя остальных женщин к идее о том, что мейкап – это не так уж и плохо.

8. XX век

пудрится.jpg На рубеже столетий косметическая промышленность совершила настоящий прорыв. Из рецепта пудры, наконец, исчез ядовитый свинец, на его место пришли безвредные окись цинка и тальк, который первоначально использовался в качестве детской присыпки.

Смотрите также: Как начинались легендарные косметические бренды>>

В 30-е годы XX века, когда под влиянием кинематографа декоративная косметика снова прочно обосновалась в дамских сумочках, была разработана современная пудреница с зеркальцем и спонжем внутри.

макс фактор.jpg А в 1936 году бренд Max Factor, специализирующийся на изготовлении киношного грима, представил публике Pan-Cake – первый современный тональный крем натурального оттенка, запечатанный в круглую плоскую коробочку, напоминающую блинчик.

Подготовила Валентина Гольцберг

Расскажи друзьям:

april-knows.ru

Порошок для невидимок. История пудры.

Привычка пудриться восходит к периоду истории Древнего Египта. Тогда весьма четко шло разделение людей по цвету кожи: на светлокожих и смуглых. На протяжении многих веков молочно-белый цвет кожи почитался как один из первейших атрибутов женственности. Белизна лица подчеркивала социальную принадлежность благородной дамы в отличие от крестьянок и вообще женщин из простонародья с обожженными солнцем лицами.

Распылитель для пудры.

Хотя задолго до этого жители разных уголков мира покрывали свои лица и тела мелом, белой глиной. И не для красоты – ученые утверждают, что это была защита от злых духов. Считалось, что те не станут нападать на людей, похожих на них, – белых, лишенных крови и жизни. Белая краска была особенно необходима во время праздников, когда духи умерших приходили в гости к живым. Издавна существовала пудра двух видов - растительная и минеральная. Первая, более ранняя, готовилась из риса и пшеницы (муки тонкого помола). Древним египтянам и шумерам пудрой служила красная и желтая охра. И сейчас ею пользуются многие племена Африки, Южной Америки и Океании.

Fowle William.London. 1683-1684

В гробницах знатных египетских дам среди прочего арсенала косметических средств – кремов для лица, краски для век из сажи, теней для ресниц из молотого малахита – археологи находили высокие стаканы-пудреницы. Содержимое этих пудрениц было довольно разнообразным. Так, знаменитая египетская царица Клеопатра, написавшая целый трактат «О лекарствах для лица», пудрилась... пометом крокодила. У египтянок попроще обычно в ходу была высушенная и растертая в порошок белая глина.

Baur Tobias. Augsburg. 1695

Завоевавшие Египет римляне позаимствовали местную косметику. Впрочем, римлянки охотно пользовались достижениями и других покоренных народов. В многочисленных римских лавках продавались специальные футляры с красками и инструментами для ухода за лицом – дальние родственники нынешних косметичек. В них были румяна из винных дрожжей, карандаши для ресниц из прессованной сажи, пальмовое масло для кожи.

Rollos Philip (the Elder) (possibly, maker). Museum, London.

Что до пудры, то богатые римлянки пользовались смесью мела с ядовитыми свинцовыми белилами. Это греческое изобретение, которое было в ходу вплоть до самого Возрождения, возможно, и породило изречение «красота требует жертв». К счастью, такая свинцовая смесь была дорога, и большинство римлянок использовали более дешевую пудру – из смеси бобовой или пшеничной муки, которая, как писал поэт Овидий, называлась «диасразмата». Римский лирик Гай Валерий Катулл сравнивал женщину, не напудрившую лицо, с «пищей без соли». Кстати, приблизительно то же говорили и китайские мудрецы: «Любоваться красавицей за утренним туалетом лучше после того, как она напудрит лицо».

Casket. Mentzel Gottlieb. 1732-1733

В раннем средневековье мода на пудру сошла на нет. Дамы в ней не особенно нуждались – жизнь в каменных замках и на узких городских улочках и так делала их лица бледными. Зато ею активно пользовались проститутки, несмотря на то, что во многих городах действовали законы, по которым женщинам легкого поведения запрещалось пользоваться косметикой, дабы товар был «виден лицом». Была и еще одна категория тех, кто активно использовал пудру, – актеры, клоуны, шуты. Они раньше других поняли, что волшебный порошок превращает лицо в чистый лист, на котором легко изобразить любое выражение.

English Regency oval cranberry glass dressing table box with toleware lid inset Twisden Bart by W. Angus after Claude Nattes 1797.

То же самое происходило на другом краю Земли – в Японии актеры создавали свои образы с помощью пудры, на которую затем наносились краски. Красный цвет символизировал мужество, синий – злодейство. Белый цвет – благородство и душевную красоту. Именно поэтому в Японии рисовая пудра была в ходу не только у женщин, но в некоторые периоды и у мужчин. Белиться и пудриться было необходимо по нескольким причинам: чтобы скрыть возраст; чтобы не быть мертвенно-бледным при освещении свечами; чтобы скрыть следы оспы и венерических болезней, обезобразившие лица многих людей тех эпох.

French 1890.

Мода на пудру вернулась в высшие круги Европы в XIV веке. Роясь в античных манускриптах, ученые Возрождения вычитали там рецепты античной косметики, которые были с восторгом подхвачены тогдашними модницами. Пудра упоминается в «Декамероне» Боккаччо – итальянские дамы постоянно носили при себе миниатюрные пудреницы. Английская королева Елизавета, недовольная цветом своего лица, пудрилась так густо, что для естественности ей приходилось прорисовывать на слое пудры чуть заметные кровеносные сосуды.

При французском дворе пудрили не только лицо, но и волосы, искусно добавляя в порошок золотые, серебряные и фиолетовые «искры». А в Испании изобрели знакомую нам компактную пудру: на листы пергамента, покрытые клеем, наносили пудру разных оттенков. Оторвав кусочек листа, им можно было быстро натереть лицо. В то время умельцы уже научились окрашивать пудру в разные цвета: белой покрывали лоб, розовой – щеки, голубую наносили под глазами.

Усовершенствовать пудру пыталась даже жившая в XVII веке в Неаполе знаменитая отравительница Теофания ди Адамо, известная больше как «госпожа Тофана». При помощи ее «неаполитанской воды» на основе мышьяка более шестисот итальянок избавились от надоевших мужей. Тот же мышьяк «госпожа Тофана» придумала добавлять и в пудру, которая в считанные дни отбеливала лицо. К счастью, этот рецепт не получил распространения – отравительницу казнили.

Viennese Enamel on Sterling Silver Box, Casket or Snuff.

В XVII веке в Европу завезли рис, а с ним и рецепт изготовления рисовой пудры, которую использовали главным образом для того, чтобы в буквальном смысле запудривать головы – в моду вошли пудреные парики.Считается, что изобретателем новинки стал в 1620 году французский аббат Рибера.

Людовик XIII, отодвинутый от власти кардиналом Ришелье, развлекался созданием новых фасонов париков. Поначалу их делали из чего попало – из овечьей шерсти, морской травы, льна, но вскоре при дворе утвердились парики из женских волос. Особенно популярны были не темные волосы француженок, а белокурые локоны, завезенные из Фландрии. Но на всех их не хватало, и Людовик особым указом разрешил носить светлые парики только членам королевского дома. Аристократы быстро нашли выход из положения – они начали запудривать свои темные парики до белизны.

Portrait of Marie Antoinette; 1787

«Золотой век» пудры наступил в правление Людовика XV. С легкой руки его фаворитки, маркизы Помпадур, дамы водружали на голову гигантские парики, на которых изображались целые картины – например, морской бой или пасторальный пейзаж. На все это уходили целые килограммы пудры: ведь, помимо волос, щеголихи густо покрывали пудрой лицо и шею. Для экономии ее не смывали неделями – о гигиене тогдашние парижанки явно думали меньше, чем о красоте.

На белом фоне красиво выделялись бархатные «мушки» – сначала ими прикрывали оспины и прыщики, а потом наловчились выражать чувства, незаметные на лице под броней пудры. Мушка, приклеенная в соответствующем месте, говорила о настроении своей владелицы или даже сообщала кавалеру время назначенного свидания. Вольтер ядовито насмехался над девицами, которым «пудра позволяет исправить все недостатки, кроме одного – отсутствия ума». А сенат немецкого Франкфурта-на-Майне издал указ, по которому брак с женщиной, скрывшей при помощи косметики дефекты внешности, мог быть расторгнут.

В Россию пудра проникла при Петре I вместе с париками, которые царь велел носить в подражание Западу. Красавицы допетровской Руси пудры не знали, а чтобы выглядеть белолицыми, мазали лицо белилами, потом шли в баню и намертво «впаривали» их в кожу. В XVIII веке красота стала делом более хлопотным. Дамы и кавалеры пользовались рисовой и пшеничной пудрой, которую ароматизировали, подкрашивали. Известный бытописатель Михаил Пыляев так описывал туалет щеголих: «Употребляли пудру разных цветов – розовую, палевую, серенькую, а-ля ваниль, а-ля флер де оранж, миль флере... Некоторые имели особые шкафы, внутри пустые, в которых пудрились, барыня влезала в шкаф, затворяла дверцы и благовонная пыль нежно опускалась на голову...»

Пудра покрывала голову так обильно, что для защиты одежды на парики надевали особый чехол, который снимался только перед балом или званым обедом. Дама надевала льняной пеньюар «пудер-мантель», чтобы не испортить платье и грим, и держала длинную маску с пластинками слюды против глаз, парикмахер обильно пудрил ее. Парикмахеров той поры нередко называли «мерлан», что означало рыба, обваленная в муке. Расход пудры был громадным: например, 9 миллионов жителей Пруссии в конце XVIII века за год расходовали 90 миллионов фунтов пудры. Напудренные парики носили не только аристократы, но и тянувшиеся за ними «мещане во дворянстве» – иначе их просто не пустили бы в приличное место лакеи, на голове которых тоже со временем стал красоваться напудренный парик.

Да что там лакеи – солдат в армии тоже заставляли пудрить волосы. Этим был весьма недоволен Суворов, ворчавший: «Пудра – не порох, коса – не тесак, а я не немец, а природный русак!» К радости великого полководца, пудра скоро подверглась опале. Французские вольнодумцы давно отмечали, что на ее производство тратится громадное количество рисовой и пшеничной муки, в то время как народ голодает. Поэтому после свержения французского монарха в 1792 году пышные парики ушли в небытие, а производство пудры было запрещено.

После этого пудра окончательно стала достоянием женщин, причем и они на время утратили к ней интерес. В викторианской Англии к косметике относились с презрением. В моде был здоровый цвет лица, который достигался применением масок из овсянки, меда и яичных желтков. В крайнем случае позволялось присыпать кожу мукой.

Но скоро пудра снова вошла в моду – и опять по милости актеров. Великие Сара Бернар и Элеонора Дузе, чтобы скрыть дефекты кожи, хорошо заметные при ярком свете рампы, густо посыпали лицо пудрой, а Рашель сама изобрела пудру оливкового оттенка, подкрасив ее смесью жженого сахара со спиртом – с тех пор этот вид пудры зовется ее именем. Понятно, что зрительницы изо всех сил старались подражать своим кумирам.

Маковский Константин. Кокетка.

В манерный, изысканный период модерна пудриться снова стали не только женщины, но и мужчины, но среди них эта мода продержалась недолго. Тогда же совершилась настоящая косметическая революция – в Германии стали использовать в качестве детской присыпки мягкий минерал тальк. Французы, привыкшие ставить любое изобретение на службу красоте, начали делать из талька пудру, которая не слипалась в корку, не вызывала раздражения кожи, легко смешивалась с разными красителями и ароматами.

Georges Croegaert. La Toilette.

В довершение всего из пудры окончательно изгнали свинец и прочие вредные вещества, заменив их безопасной для организма окисью цинка. До сегодняшнего дня тальк остается основой большинства видов пудры, хотя часто к нему примешивают растительную муку, белую и красную глину, гидроксид кальция, цветочные масла и ароматизаторы.

Но настоящим переворотом в истории пудры стало появление в 1930-е годы современной пудреницы – небольшой коробочки с зеркальцем и губкой-спонжем. После этого пудра стала обязательным предметом в каждой женской сумочке. И хотя современные женщины отнюдь не стремятся выглядеть бледными, по данным статистики, ежегодное потребление пудры в мире достигает 700 тысяч тонн.

В наш век высоких технологий она выполняет те же функции, что и тысячелетия назад – ничто не может лучше ее сгладить предательские морщинки, скрыть тени под глазами, придать коже здоровый оттенок – проще говоря, сделать человека невидимым для старости, которой многие наши современницы боятся больше, чем самых мстительных духов.liveinternet.ru/users/lviza_neo/post125673676/#

banallex.livejournal.com

женщины с макияжем на картинах Рокотова, Левицкого, Боровиковского.

В XVIII веке макияж — и женский, и мужской — превратился в целое искусство. Дамы пользовались белилами и румянами, нередко сурьмили брови, пудрили лица и парики. Мужчины не пренебрегали тональными средствами и тоже посыпали парики пудрой. Вместе с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся макияж с допетровских времен до начала XIX века.

макияж1

Неизвестный автор. Портрет Натальи Нарышкиной. Конец 17 в. Ярославский художественный музей

макияж1

Дмитрий Левицкий. Портрет Александра Голицына. 1772. Государственная Третьяковская галерея, Москва

макияж1

Федор Рокотов. Портрет Екатерины II. 1763. Государственная Третьяковская галерея, Москва

О том, что женщины в России пользовались косметикой еще в допетровские времена, осталось немного свидетельств. Сохранились некоторые парсуны — например, портрет Натальи Нарышкиной, матери Петра I, — и письменные источники. В «Путешествии в Московию» 1661 года австрийский дипломат Августин Мейерберг писал о русских женщинах так: «Все они натирают всё лицо с шеей белилами, а для подкраски щек и губ прибавляют еще румян». Так что с реформами царя Петра в России стали новинками европейские платья, но никак не белила и румяна. Ими пользовались и бабушки, и прапрабабушки модниц XVIII века. Хотя, конечно, со временем изменялись и сами средства, и их ассортимент.

В 1753 году обер-церемониймейстер императрицы Елизаветы привез из Италии очень дорогие и качественные жемчужные белила. Дамы, которым не хватило заграничной новинки, обращались к юной Анастасии Голицыной: ее старший брат, Александр Голицын, в ту пору находился в Гааге и мог выслать косметическую диковинку в Петербург. Голицына написала брату трогательное письмо, в котором извинялась за то, что отвлекала его от государственной службы, и умоляла купить и прислать «памаду, катороя называетца жемчужной» и «делает великую белизну». Судя по ранним портретам Александра Голицына, где тот изображен с легким, но заметным румянцем, он тоже мог пользоваться косметикой. Щеголи в ту эпоху нередко прибегали к макияжу — белилам, румянам — и обязательно пудрили парики.

макияж2

Давид Людерс. Портрет Анны Яньковой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

макияж2

Дмитрий Левицкий. Портрет графини Урсулы Мнишек.1882. Государственная Третьяковская галерея, Москва

макияж2

Алексей Антропов. Портрет княгини Татьяны Трубецкой. 1761. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Федор Рокотов написал портрет Екатерины II в 1762 году — через год после того, как она взошла на российский престол. В день, когда Екатерина выходила замуж, императрица Елизавета Петровна посоветовала ей не злоупотреблять косметикой, чтобы подчеркнуть юную красоту. Однако будущую жену Петра III все-таки немного нарумянили: на портрете кисти Рокотова искусственный румянец хорошо заметен. В ту эпоху обходиться без белил, пудры и румян, особенно дамам с высоким положением в обществе, было нельзя. С одной стороны, косметика помогала скрыть дефекты и добиться эффекта гладкой, ровной, сияющей белой кожи с ярким или нежным румянцем. С другой — это был своеобразный культурный код, который указывал на статус женщины.

Дворянка Елизавета Янькова — ее воспоминания записал и издал внук Дмитрий Благово — описывала времена своей молодости, которые пришлись на последнюю четверть XVIII века: «…пудра очень всех красила, а женщины и девицы вдобавок еще румянились, стало быть, зеленых и желтых лиц и не бывало. С утра мы румянились слегка, не то что скрывали, а для того, чтобы не слишком было красно лицо; но вечером, пред балом в особенности, нужно было побольше нарумяниться. Некоторые девицы сурьмили себе брови и белились, но это не было одобряемо в порядочном обществе, а обтирать себе лицо и шею пудрой считалось необходимым».

Белила тех лет были губительны для здоровья: в них добавляли свинец. И тем не менее подобный «макияж» продолжали использовать. Были и менее вредные средства: на основе висмута, мела или крахмала, — но они не так хорошо маскировали недостатки. Понимая, что краски в любом случае не улучшают кожу, современники составляли руководства по уходу за лицом. В них советовали перед нанесением макияжа использовать специальные притирания и лосьоны, а перед сном белила и румяна стирать. Если оказывалось, что слой «тонального крема» получился слишком толстым, можно было воспользоваться специальным ножом, чтобы соскрести излишки, — так художник соскребает с холста лишнюю краску.

макияж3

Иван Вишняков. Портрет Степаниды Яковлевой. 1756. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

макияж3

Фёдор Рокотов. Портрет неизвестной. 1770. Государственная Третьяковская галерея. Москва

Дамам пудра тоже была необходима: ее использовали и для лица, и для волос. Графиня Урсула Мнишек на портрете кисти Дмитрия Левицкого красуется с высокой и пышной прической в стиле начала 1780-х. На такую могло уйти полкилограмма пудры и даже больше — правда, значительная часть при этом просыпалась на пол. Чтобы напудрить волосы, прибегали не только к пуховкам, но и к воздуходувкам, а чтобы не обсыпаться при этом с головы до ног, надевали специальное неглиже и даже маски. А если косметического средства оказывалось больше необходимого, его счищали неострым ножом и специальной кисточкой. Пудру — белую и различных оттенков — обычно делали из пшеничной муки. На портрете графини она светло-серая, так что волосы кажутся седыми — тогда считалось, что такой цвет подчеркивает свежий цвет лица.

Высокие прически в XVIII веке женщины носили не так и долго — только в 1770–80-х годах. В остальное время в моде были аккуратные укладки, как на портрете княгини Трубецкой. Еще больше на картине привлекают внимание не белые напудренные волосы, а алеющие щеки: румяна стали самым ярким во всех смыслах косметическим средством той поры. По воспоминаниям Яньковой, «не нарумянившись, куда-нибудь приехать значило бы сделать невежество». На изготовление румян шла киноварь — более дешевый и вредный вариант, — или более дорогой кармин. Позже начали использовать шафран: это не вредило коже и давало возможность создавать разные оттенки, от ярко-красных до бледно-розовых.

макияж4

Алексей Антропов. Портрет Анастасии Измайловой. 1759. Государственная Третьяковская галерея, Москва

макияж4

Николай Аргунов. Портрет Варвары Ушаковой. 1810-е. Частное собрание

Красились не только знатные дамы. Женщины из купеческих семей и крестьянки использовали самые примитивные и недорогие румяна, известные еще со Средних веков — свеклу. На портрете Степаниды Яковлевой работы Ивана Вишнякова молодая женщина из купеческой семьи изображена при полном параде. Цвет ее лица отличается от цвета рук и, скорее всего, она набелена, а щеки — щедро нарумянены. Политический деятель из Венесуэлы Франсиско де Миранда, который побывал в России 1786–1787 годах, так описывал женщин из купеческих семей: «Лица у всех искусно накрашены, хотя, сказать по правде, они в этом нимало не нуждаются, ибо природа наделила их весьма привлекательной внешностью».

Щеки неизвестной дамы на портрете Федора Рокотова гармонируют с ее розовым платьем. Однако румяна наносили не только на щеки, но и под глаза, чтобы те казались ярче, и на виски, и возле губ. Этот цветовой акцент был завершающим штрихом в сложном процессе дамского туалета. В разное время дня использовались разные оттенки. Обычно дамы не стеснялись поправлять макияж публично. Де Миранда писал: «Есть тут туалетные комнаты, где дамы то и дело обновляют краску на лице… Одна девушка усердно предавалась своему занятию на глазах у всех».

В использовании румян этикет не налагал «ограничений по возрасту». Их применяли и юные девицы, и пожилые дамы. При полном макияже художник Алексей Антропов изобразил статс-даму императрицы Елизаветы — Анастасию Нарышкину. Изготовляли румяна, как и сегодня, в разной форме — в виде порошка, который наносили кисточкой, в виде густой помады, или же это могли быть небольшие окрашенные кусочки ткани или бумаги, которыми терли лицо.

Ближе к концу XVIII века в моду входила натуральность. Белила и румяна уступили место естественности. И даже если дама пользовалась косметикой, она стремилась к тому, чтобы это не бросалось в глаза.

Владимир Боровиковский. Портрет Елизаветы Алексеевны. 1795. Дворец-музей Павловск

Однако многие дамы не отказались от румян и в XIX веке, когда яркие краски уже вышли из моды. Варвара Ушакова, жена тверского губернатора, позировала Николаю Аргунову в 1810-х, уже будучи в летах, но цвет лица у нее свежий и здоровый. Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» описал немало дам, на щеках которых «играл румянец, правда, искусственный, по моде прежнего времени».

Автор: Марьяна Скуратовская

www.culture.ru

История пудры | История вещей

← История фена Пульт дистанционного управления →

История пудры

Пудру сегодня можно найти в косметичке любой женщины, даже если та не увлекается декоративной косметикой. Просто воспользовавшись этим средством, можно быстро замаскировать все дефекты кожи. История пудры начинается еще с древних времен. Почему-то считается, что первыми, кто стал использовать пудру, были древние египтяне. Хотя, на самом деле, народы разных уголков мира использовали ее для отпугивания злых духов.

История пудры

К пудре прибегали, чтобы скрыть или, наоборот, показать свое социальное положение. Ее использование считалась признаком принадлежности к высшему классу. Ведь символом аристократического сословия была именно бледная кожа. И доказательства этому – высокие стаканы-пудреницы, найденные археологами во время раскопок.

История пудры

История пудры

Египтянки делали пудру из белой глины, которую они вначале сушили, а затем растирали в порошок. Клеопатре же это средство заменяли экскременты крокодила. Женщины Рима пудру изготавливали из смеси мела и свинцовых белил. Более дорогим удовольствием была смесь из пшеничной или бобовой муки. А более дешевый и доступный вариант пудры – это маски, в составе которых были ячменное тесто и яйцо. Из моды пудра вышла в Средневековье, тогда ею пользовались лишь актеры и проститутки.

История пудры

Новый этап популярности в истории пудры начинается с XVII века. Женщины стали пользоваться ею, чтобы скрыть свой возраст. Но пик популярности к пудре приходит, когда у власти находится Людовик XV. В то время пудрили даже огромные парики, введенные в моду маркизой де Помпадур.

История пудры

В целях экономии пудры, ее не смывали неделями. В те времена красота была важнее гигиены. Ориентируясь на западные веяния, Петр I способствовал появлению пудры на Руси. Но вновь вернувшаяся в моду естественность, заставила пудру сдать свои позиции.

История пудры

История пудры

Только благодаря актерам пудра вновь становится модной уже в XX веке. Революционные изменения произошли в косметической индустрии за несколько декад. Английской фирмой «Laughton & Sons» в 1923 году было начато производство пудры со спонжем в компактной упаковке. Макс Фактор – голливудский визажист наладил производство пудры с тональной основой, которую можно было использовать повседневно. Продукт получил название «Пэн Кейк». Самую дешевую пудру изобрела Хэлена Рубинштейн. А в начале 40-х годов Элизабет Арден наладила производство пудры и других продуктов макияжа.

xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai

румяна в 19 веке - Маскарадная зала

24 February 2011 @ 04:39 pm

румяна в 19 веке  

В 1806 году «Дамской журнал» опубликовал заметку «О румянах», составленную в форме диалога некой французской дамы и английского милорда. Дама защищала румяна, а ее собеседник всячески противился их употреблению. Договорились до того, что сравнили негодование женщин, которое могло быть вызвано запретом румян, с негодованием, вызванным в свое время распоряжением о бритье бород. «Возьмем, к примеру, Петра Великого. Когда он уничтожал стрельцов, никто ему не препятствовал; но лишь выдумал обрить русским бороды, недовольные тотчас возмутились... Со своей стороны, не ручаюсь за безопасность того, кто осмелился бы запретить модницам румяниться!» — заключила Нинона.Немолодая женщина, увы, не может похвастаться красотой кожи: «... не век останешься в пятнадцатилетнем возрасте... Мужчины приневоливают нас всегда казаться милыми, для того потребно помощью искусства разцвечать увядшие прелести...»Умело наложенные румяна возвращают лицу и привлекательность, и живость. К тому же Нинона пользуется качественной косметикой: «Взгляните на мой туалет: он не для щегольства, а для сбережения здоровья. Белил совсем не употребляю; пудру держу без всякой примеси; моюсь свежею водою из реки, а не колоневою. Что касается до моих румян, так это, по уверению моего парфюмера, настоящая квинтэссенция растений».Англичанин будто только и ждал этого суждения о компонентах и тут же обрушил все свое красноречие на эти самые составляющие: «Тебя обманывают, Нинона. Невозможно, по химии, разрушать растения на первые начала так, чтобы выходили из них румяна. Этот порошок всегда составляется из ядовитой мази, особливо когда продавцы, под видом улучшения, подпускают в него часть белил, сурика и других металлических приготовлений, как то висмут, свинцовую известь и прочее...»Подобные доводы не убедили собеседницу отказаться от своих привычек, более того, она согласна рисковать здоровьем, лишь бы не выглядеть так жалко, как выглядят англичанки с их бледностью и болезненной изможденностью.«Мне часто случалось видеть в спектаклях англичанок, у которых цвет лица томный и, так сказать мертвый...»Честерфильд, так зовут ее приятеля, тут же обвинил во всем искусственное освещение, при дневном свете, уверял он, кожа на лицах его соотечественниц обладает всеми утонченными оттенками натуральных цветов. Нинона не стала спорить, она осталась при своем мнении. Закончило их спор заявление Честерфильда о том, что румяна были изобретены женщинами легкого поведения. Хитрая подруга лукаво заметила, что после подобного замечания она не будет пользоваться румянами, но и ему придется довольствоваться лишь ее дружбой, а не любовью.Румяна, споры о которых растянулись на десятилетия, давали возможность некоторым сплетницам злословить в адрес друг друга, на страницах альманаха «Кабинет Аспазии» за 1815 год некая дама с иронией говорила о знакомой:«... госпожа С... всех пленяет красотой (ведь румяна здесь не дороги)...»Постепенно мода на «все античное» ослабила свои позиции, пришло увлечение историческими костюмами, будь то французские моды XVIII века или костюмы более ранних эпох.Разнообразие одежд и причесок невольно влекло за собой разную манеру наносить макияж, и в конце концов румяна вновь прочно обосновались на туалетных столиках наших модниц. В лавке плутоватого француза в 20-е годы продавались помада «Тубероза», духи «Резеда», притирание «Молоко девушки» и, конечно, румяна «Роза».Журнал «Мода» в 1857 году (№5 и №23) писал о том, что мода «раскрашивать лицо приняла в Париже баснословные размеры... Румяна в моде, но белила имеют преимущество; к ним неразлучно употребляется и синяя краска, которую проводится вокруг глаз полоса, придающая лицу вид страдальческий, утомленный, болезненный, интересный: это считается хорошим тоном».Правда, сам корреспондент не видел в этом ничего хорошего, рисовая пудра так густо покрывала женские лица, а глаза так сильно замазывались черной краской, что, по его мнению, такая красавица глазами походила на угольщика, а белизной неживой кожи на Пьеро.Авторы многочисленных статей о косметике призывали русских женщин вооружиться здравым смыслом и быть разборчивее в ее выборе. Журналы уже не пытались бороться с пристрастием к косметическим товарам, но теперь чаще чем когда-либо, рассказывали о работе ученых и промышленников над улучшением качества. Румяна пытались делать более стойкими, чтобы они не осыпались в течение дня, искали новые составляющие для белил, от которых бы кожа не только не портилась, но и, напротив, становилась свежей и упругой.На страницах журнала «Воскресный досуг» (1864, № 67) автор заметки «Хорошо ли румяниться и белиться?», рассказывая о вреде цинковых белил, рекомендовал пользоваться такими, как «Blanc francais», созданных на основе талька, или «Eau de perles», состоящих из смеси крахмала, талька и извести.Румяна продавались в виде порошков и помад. «Rouge en poudre» наносили на щеки при помощи маленького узелка из батиста или кисеи. Правда, они очень быстро осыпались с лица. А вот румяна «Rouge en pommade», изготовленные в виде крема или помады, оказывались самыми практичными. На кожу их наносили пальцем, они не осыпались и даже не размазывались от слез.Продавали так называемые «листовые румяна». Их делали так: красящееся вещество наносили на бумагу и давали ему высохнуть. Кусочек шерстяной материи смачивали в воде, терли ею бумажку с краской и, после того как тряпочка покрывалась красной краской, наносили ее на щеки.Румяна «Rouge en crepons» получили свое название от слова «крепоны» — куски шелкового или крепового газа, свернутые в виде узелка. На такие узелки накладывали румяна и с их помощью красились «Крепоны» довольно долго удерживали краску, и ими пользовались продолжительное время.Лучшими румянами считались кремообразные «Rouge au carmin en pots», они состояли из кармина и талька, а продавали их в фарфоровых горшочках.В Париже работала фабрика «Monin», выпускавшая разнообразные румяна, заполнившие и наш российский рынок.Господин Буржуа изобрел первые в мире компактные румяна тем самым, предоставив женщинам возможность ежедневно пользоваться косметикой.

Е.Суслина "Повседневная жизнь русских щеголей и модниц"

Во второй половине XIX века изобрели жидкую пудру. Она прекрасно скрывала все пятна, прыщи и царапины и, застывая, создавала эффект каменного лица. В сочетании с умеренным количеством румян и помады, чёрной туши оно становилось похожим на лицо жрицы. Мужчины боготворили такую неприступную, загадочную красоту.

 

 

Current Mood: кокетливое

 

elsa555.livejournal.com

История пудры. | Любопытные подробности обо всем на свете!

Неотъемлемый атрибут каждой женский сумочки – пудра. Мягкий, нежный, необыкновенно приятно пахнущий порошок для придания ровного цвета лица. Именно это чудо-средство позволяет скрыть недостатки кожи, выровнять цвет лица и придать ему необходимую матовость. Более того, современные технологии изготовления пудры позволяют использовать ее не только как декоративное, но и как лечебное средство. А история пудры достаточно древняя, хотя далеко не всегда ее применяли с той же целью, как в настоящее время.pudra-1

 

Например, тысячелетия назад в некоторых племенах люди использовали подобие пудры для того, чтобы скрыть себя от злых духов. По древним поверьям, защититься от злых духов можно было только придав себе облик того самого существа из потустороннего мира. Для этих целей люди обильно намазывали свое тело белой глиной или мелом, что придавало им вид умершего, болезненного существа, так похожего на злого духа. Особенно это было популярно в определенные праздничные дни, когда души умерших были наиболее активны.pudra-3

Но это было очень давно. Много позже белый цвет стали считать благородным, обладать изнеженной белой кожей могли только люди знатного происхождения. Светлый оттенок кожи показывал положение человека на социальной лестнице. Работающие люди выделялись загорелой кожей, обожжённой на солнце из-за тяжелого труда, а вот те, кто мог себе позволить не гнуть спину с утра до ночи, зарабатывая тяжелым трудом на хлеб, наоборот, стремились подчеркнуть свое положение и отличие от низшего сословия, обильно напудрив лицо белым цветом. В то время пудра начала использоваться как декоративная косметика.

Авторство столь популярного косметического средства приписывают египтянам, именно они стали использовать белый порошок для придания своему лицу благородного белого цвета. Любопытно, что царица Клеопатра адаптировала для себя столь популярное средство, добавив важный, с ее точки зрения, ингредиент, а конкретно,  частички помета крокодила!pudra-2

Начинания египтян по созданию декоративной косметики для лица получили свое распространение по всему миру, начиная с ближайших  территорий Рима. Напудренная женщина считалась эталоном красоты, без этого чудо-порошка выходить в общество знатной даме было немыслимо. Тогда пудра состояла из мела и свинцовых белил, что наносило здоровью колоссальный вред. Но этому не придавалось особого значения, ведь красота была превыше всего!

Со временем возросшая популярность пудры резко упала. Средневековые каноны красоты приписывали женщинам естественную бледность, которую получить было довольно легко – мрачные каменные замки в готическом стиле, узкие улицы совершенно не добавляли румянца женскому лицу, а лишь усиливали бледность и болезненность. Но унылость эпохи разбавляли актеры, клоуны и женщины легкого поведения, которые использовали пудру для того, чтобы подготовить лицо к нанесению яркого грима, способствующего привлечению внимания и появлению положительных эмоций, так нехарактерных для Средневековья.

Но в XIV веке волна популярности вновь вернула это чудо-средство в искусные ридикюли своих прекрасных владелиц. Недовольные своим цветом лица могли с легкостью преобразить его, достаточно было выбрать нужный оттенок пудры. К тому времени нашлось решение проблемы единственного белого цвета, и, путем добавления дополнительных ингредиентов, позволили пудре приобретать различные оттенки.

Первой компактной пудрой могли похвастаться испанки, именно в этой стране была изобретена небольшая книжечка с покрытыми слоем пудры листами пергамента, вырвав который можно было обтереть им лицо, создав нужное покрытие. Причем пудра использовалась еще и в качестве консиллера и румян, достаточно использовать требуемый цвет пудры.pudra-5

Позднее сфера применения пудры несколько расширилась – порошок стали использовать для декорирования прически, обильно обсыпав сооружение на голове. В то время одним из модных трендов считался напудренный парик, который делали из шерсти и льна. Позже производители париков начали использовать в качестве сырья женские волосы. Одним из приоритетных цветов того времени был белокурый, который стремились использовать в своих прическах не только женщины, но и мужчины. Но далеко не каждая дама, чьи волосы использовались для изготовления модного парика, была блондинкой. Тогда на помощь приходила пудра, которой добела запудривали готовые изделия, придавая им нежный белый цвет.pudra-4

В некоторые промежутки времени популярность пудры ослабевала, но для того, чтобы с новой силой вспыхнуть вновь. С тех пор пудра стала неотъемлемым средством красоты для каждой представительницы прекрасного пола. В более поздние времена актрисы кинематографа не на шутку увлеклись пудрой и использовали ее не только для съемок, но и в повседневной жизни. Эту тенденцию быстро подхватили поклонницы кинодив и активно распространили по миру.  Состав этого декоративного средства постоянно совершенствуется. И до сих пор изготовители постоянно радуют нас новыми находками  в изготовлении пудры.

Загрузка...

lubopitnie.ru

Кто хочет стать миллионером? (Обзор выпуска 2012-02-18) — GameSHOWS.ru

Двадцать первый выпуск сезона 2011-2012. В игре принимали участие телеведущие Александр Цекало и Игорь Жижикин, а также актёры Олег Масленников-Войтов и Дарья Повереннова.

Александр Цекало и Игорь Жижикин

Игорь и Александр готовы ответить на коварные вопросы Игроки выбрали рисковый вариант игры

Выбранная несгораемая сумма: 100 000 руб.

Вопрос 1 (500 руб.)

Как называется любимое многим сладкое лакомство?A: МарляB: БинтC: ПластырьD: Вата Правильный ответ — D

Вопрос 2 (1 000 руб.)

Как называется фильм Эльдара Рязанова?A: «Старики-разбойники»B: «Пенсионеры-бандиты»C: «Деды-воры»D: «Аксакалы-абреки»Правильный ответ — A

Новый вопрос вот-вот прозвучит

Вопрос 3 (2 000 руб.)

Что, согласно детской песенке, получится, если к словечку прибавить словечко?A: СловарьB: КроссвордC: ПесенкаD: ДракаПравильный ответ — C

Вопрос 4 (3 000 руб.)

Что, как говорят, проглотил человек, который держится неестественно прямо?A: ЛокотьB: СаженьC: АршинD: РулеткуПравильный ответ — C

Пять вопросов пройдено!

Вопрос 5 (5 000 руб.)

Какой формы пчелиные соты?A: ТреугольныеB: ЧетырёхугольныеC: ПятиугольныеD: ШестиугольныеПравильный ответ — D

Голосование зрителей

Вопрос 6 (10 000 руб.)

Как называются слова, составленные из одного набора букв, например, «апельсин» и «спаниель»?A: ОмонимыB: ПалиндромыC: АкростихиD: АнаграммыАлександр и Игорь просят Помощь зала: A — 28 %, B — 4 %, C — 4 %, D — 64 %.Правильный ответ — D

Вопрос 7 (15 000 руб.)

В какой стране Гулливер носил прозвище, на местном наречии означавшее «человечек»?A: Страна лилипутовB: Страна великановC: ЛапутаD: Страна говорящих лошадейПравильный ответ — B

Игорь уже готов уйти

Вопрос 8 (25 000 руб.)

Где находится знаменитый телескоп «Хаббл»?A: в Пулковской обсерваторииB: в ГринвичеC: в горах ЧилиD: в космосеИгрок берёт подсказку 50:50 — остаются варианты A и D.Правильный ответ — D

Александр предлагает применить особую тактику

Вопрос 9 (50 000 руб.)

Из какой муки делалась пудра, которую накладывали на лицо русские дамы 19 века?A: Из рисовойB: Из пшеничнойC: Из картофельнойD: Из овсянойКолеблясь между вариантами A и B, участники используют Право на ошибку: первый ответ — A.Правильный ответ — A

Увы, но ответ неверный и игроки покидают игру ни с чем

Вопрос 10 (100 000 руб.)

Кто такой Риголетто, герой одноимённой оперы Верди?A: КорольB: ГерцогC: ПринцD: ШутОтвет игроков — BПравильный ответ — D

Выигрыш: 0 руб.

Дарья Повереннова и Олег Масленников-Войтов

Места у игрового стола занимают Дарья Повереннова и Олег Масленников-Войтов

Выбранная несгораемая сумма: 100 000 руб.

Вопрос 1 (500 руб.)

Как народное выражение говорит о нелёгком, нешуточном деле?A: Не фунт изюмуB: Не кило инжираC: Не пуд курагиD: Не тонна урюкаПравильный ответ — A

Дмитрий зачитывает вопрос

Вопрос 2 (1 000 руб.)

Какой дождь идёт при светящем солнце?A: ЯгодныйB: ГрибнойC: ОреховыйD: РыбныйПравильный ответ — B

Вспоминаем песенку

Вопрос 3 (2 000 руб.)

На какой срок собирался уехать в Комарово герой известной песни?A: ДенёкB: НеделькаC: МесячишкоD: ГодикПравильный ответ — B

Прикладное домоводство в действии

Вопрос 4 (3 000 руб.)

Чем надо посыпать свежее пятно на скатерти, чтобы оно лучше отстиралось?A: ПерцемB: СахаромC: СольюD: КорицейПравильный ответ — C

Первый этап пройден

Вопрос 5 (5 000 руб.)

В каком фильме вы не увидите Леонида Куравлёва?A: «Мимино»B: «Иван Васильевич меняет профессию»C: «Бриллиантовая рука»D: «Афоня»Правильный ответ — C

Смотрим на результаты зрительского голосования

Вопрос 6 (10 000 руб.)

Какой цвет не входит в цветовую модель RGB телевизоров?A: КрасныйB: СинийC: ЖёлтыйD: ЗелёныйДарья и Олег решают взять Помощь зала: A — 32 %, B — 5 %, C — 62 %, D — 1 %.Правильный ответ — C

На связи с игроками Михаил Мишин

Вопрос 7 (15 000 руб.)

Какое из этих деревьев не хвойное?A: КедрB: ТуяC: ЛиственницаD: ПадубИгрок берёт подсказку Звонок другу: друг дал ответ D.Правильный ответ — D

Актёры пытаются посчитать места

Вопрос 8 (25 000 руб.)

Какой полосы нет на флаге Бельгии?A: ЧёрнойB: ЖёлтойC: БелойD: КраснойПравильный ответ — С

Вопрос 9 (50 000 руб.)

Сколько мест в стандартном российском плацкартном вагоне?A: 48B: 52C: 54D: 56Правильный ответ — С

Несгораемая сумма выиграна

Вопрос 10 (100 000 руб.)

Как называется не только корабль, но и птица?A: БригB: ШхунаC: ФрегатD: КрейсерПравильный ответ — С

Компьютер убрал два неверных ответа

Вопрос 11 (200 000 руб.)

Какой инвентарь используют на Олимпийских играх спортсмены, соревнующиеся в хаф-пайпе?A: ЛыжиB: СноубордC: КонькиD: СаниИгроки берут подсказку 50:50 — остаются варианты В и D.Правильный ответ — В

Дмитрий снова демонстрирует деньги

Вопрос 12 (400 000 руб.)

В какую страну Карл XII сбежал после Полтавской битвы?A: ШвецияB: ДанияC: ФранцияD: ТурцияКолеблясь между вариантами B и D, участники используют Право на ошибку: первый ответ — D.Правильный ответ — D

Вопрос 13 (800 000 руб.)

Что такое ложок, тычок, постель?A: Виды церковных кровельB: Разновидности рубанкаC: Стороны кирпичаD: Способы крепления подковПравильный ответ — С

Игроки решили забрать деньги

Вопрос 14 (1 500 000 руб.)

Чьё произведение стало основой современного гимна Австрии?A: ШтраусB: ШубертC: ШуманD: МоцартИгроки забирают деньги.Правильный ответ — D

Выигрыш: 800 000 руб.

Вопрос для телезрителей (10 000 руб.)

Какие фрукты, по легенде, помогли одесситам получить от Павла I деньги на строительство порта?A: БананыB: АбрикосыC: АпельсиныD: ПерсикиПравильный ответ — С

См. также

gameshows.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *