• Чувствовать барьер (Sense the Barrier)
Ангелы сфер могут чувствовать толщину невидимого барьера между миром людей и миром духов на территории, равной территории городского квартала. Это дает возможность демонам селиться в тех местах, где такой барьер очень тонок или, наоборот, очень прочен.
Система: Бросается Восприятие + Осведомленность. Если бросок оказывается удачным, демон может указать на те территории, где барьер между мирами слишком тонок или прочен. Как правило, самый прочный барьер находится в тех местах, где меньше всего чувствуется влияние человеческой веры. Следовательно, в научной лаборатории, где холодный интеллект ставится превыше интуиции, барьер будет очень прочным, а на кладбище или церковном погосте – наоборот. Демон может получить информацию о территории, площадь которой в квадратных ярдах в десять раз превышает значение его Веры.
Мука: Демоны с высокой Мукой могут чувствовать только истончившиеся участки барьера, так как они слышат зов духов, находящихся за этим барьером.
•• Шаг за завесу (Step Beyond the Veil)
Это обращение позволяет Убийце пересечь барьер между мирами и попасть в мир духов, в это безжизненное отражение мира людей. В мире теней демон может пресекать огромные пространства со скоростью мысли. Возвращаясь в мир людей, он попадает в соответствующую точку пространства.
Это обращение также дает демону возможность поговорить с духами умерших, которые обитают за завесой.
Система: Бросается Ловкость + Осведомленность. Сложность броска зависит от толщины барьера в том месте, где демон проводит обращение. В местах наименьшего сопротивления (на кладбищах и погостах) сложность обращения равна 6. В старых домах, которые перевидали множество поколений жильцов, сложность обращения равна 7. Уход в мир духов из супермаркета имеет сложность 8. Попав в иной мир, демон может перемещаться над безжизненным ландшафтом со скоростью мысли. Бросается Ловкость + Атлетизм (сложность равна 8). Каждый полученный успешный балл дает демону возможность переместиться на одну милю за ход. Дороги и здания так же реальны для демона в мире теней, как и их аналоги в физическом мире. Убийца преодолевает препятствия и прокладывает маршрут точно так же, как бы он делал это в мире людей. Достигнув нужного ему места, демон может вернуться в мир смертных в соответствующей точке пространства, появившись как бы из ниоткуда. Все остальные действия в мире теней выполняются в соответствии с обычными правилами, но из-за бушующего в этом мире шторма сложность всех действий увеличивается как минимум до 8. Более того, каждый раз, проваливая бросок, персонаж теряет единицу временной Силы воли. Если демон потеряет всю Силу воли, ему придется покинуть тело человека-носителя. Тело возвращается в реальный мир, а душа демона вынуждена бороться с притяжением Бездны и искать себе новое пристанище (См. Главу 9).
Демон не может никого провести с собой в мир теней, как не может никого оттуда вывести.
Общение и взаимодействие с духами в мире теней происходит так же, как и с людьми в реальном мире. У духов есть свои отличительные черты и намерения, они могут быть склонны к общению или же всячески избегать его. Чтобы наверняка вступить в общение, Убийцы могут прибегать к Знанию Душ.
Мука: Демоны с высокой Мукой, проникая в иной мир, создают своего рода шов на барьере между мирами, которые привлекает беспокойных духов и позволяет им проникнуть в мир людей. Так образуются кратковременные, но крупные скопления духов. Шов остается на барьере несколько дней (количество дней равно значению Муки демона).
••• Тропою призраков (Ghostwalk)
Это обращение позволяет демону существовать одновременно в мире живых и мире духов. Он может взаимодействовать и со смертными, и с душами умерших и проходить сквозь предметы в обоих мирах.
Система: Бросается Выносливость + Осведомленность. Сложность броска зависит от толщины барьера в том месте, где демон проводит обращение. В местах наименьшего сопротивления (на кладбищах и погостах) сложность обращения равна 6. В старых домах, которые перевидали множество поколений жильцов, сложность обращения равна 7. Уход в мир духов из супермаркета имеет сложность 8.
Если бросок был удачным, демон переходит в неустойчивую неопределенную форму, которую способны видеть обитатели обоих миров. Он без какого-либо вреда для себя проходит сквозь материальные предметы (не повреждая при этом предметы). При этом он способен взаимодействовать с тем или иным миром в течение одного хода, если ему удалось удачно выполнить бросок на Силу воли (сложность равна 8). Если бросок на Силу воли был удачным, демон может разговаривать с людьми или духами, перемещать предметы, нападать или подвергаться нападению в том мире, в котором он предпочел проявить себя. Длительность эффекта от обращения в ходах равна рейтингу Веры персонажа. Персонаж не может никого увлечь за собой на эту «размытую границу» между мирами.
Мука: Демоны с высокой Мукой, выполняя это обращение, позволяют энергии шторма из мира духов просочиться в мир людей. Это приводит к появлению множества привидений.
•••• Протянуть руку сквозь барьер (Reach Across the Barrier)
Убийца может протянуть руку через барьер, чтобы положить или взять в ином мире какую-нибудь вещь, все равно как человек протягивает руку, чтобы достать что-то со шкафа. Во время Войны Гнева это обращение использовалось очень часто, так как оно позволяло Убийцам надежно спрятать оружие и артефакты от врагов. Многие из спрятанных предметов до сих пор ждут того, кто сможет найти их.
Система: Тратится единица Веры, бросается Ловкость + Осведомленность. Сложность броска зависит от толщины барьера в том месте, где демон проводит обращение. В местах наименьшего сопротивления (на кладбищах и погостах) сложность обращения равна 6. В старых домах, которые перевидали множество поколений жильцов, сложность обращения равна 7. Уход в мир духов из супермаркета имеет сложность 8.
Если бросок оказался удачным, персонаж может видеть сквозь барьер и может протянуть руку в иной мир – его рука в буквальном смысле слова исчезает с глаз смертных до тех пор, пока демон не вытащит ее из мира духов. Демон может поместить в иной мир или извлечь из него любой предмет, который можно поднять одной или двумя руками. Учтите, что с помощью этого обращения нельзя силой переместить в иной мир людей и других демонов. Убийца также может спрятать предметы из мира духов в реальном мире, скрыв их тем самым от призраков умерших (разумеется, эти предметы могут быть найдены обитателями мира людей).
Мука: Демоны с высокой Мукой, выполняя это обращение, могут впустить в мир живых шторм, бушующий в ином мире, что повлечет за собой странные и пугающие события. Если обращение было проведено успешно, Рассказчик выполняет бросок на Силу воли (сложность равна значению Муки персонажа). Если бросок оказывается неудачным, ветер из иного мира проникает сквозь барьер. Все смертные, оказавшиеся поблизости, выполняют броски на Силу воли (сложность равна 8). Если эти броски оказываются неудачными, люди в ужасе разбегаются. Если такой бросок проваливается, смертные получает временное психическое расстройство.
••••• Пронзить барьер (Pierce the Barrier)
С помощью этого обращения Убийца может создать временный проход между мирами, через который любой другой демон может попасть в мир теней, если, конечно, ему позволит создатель прохода.
Система: Тратится единица Веры, выполняется бросок на Выносливость + Осведомленность. Сложность броска зависит от толщины барьера в том месте, где демон проводит обращение. В местах наименьшего сопротивления (на кладбищах и погостах) сложность обращения равна 6. В старых домах, которые перевидали множество поколений жильцов, сложность обращения равна 7. Уход в мир духов из супермаркета имеет сложность 8.
В случае успешного броска Убийца создает портал, через который любой демон может физически попасть в иной мир, чтобы общаться с духами умерших или странствовать по миру теней. Через портал может пройти столько демонов, сколько успешных баллов выпало при броске. Смертные и слуги не могут воспользоваться этим порталом. Демоны из других Домов более подвержены воздействию Вихря, чем Халаку, поэтому ангелы Седьмого Дома имеют определенные преимущества. Например, демоны из других Домов не могут путешествовать по миру мертвых с той же скоростью, что и Халаку. В ином мире они перемещаются с той же скоростью, что и в мире людей. Запас бросков у них сокращается наполовину (округляется с повышением), они теряют единицу временной Силы воли за каждый день пребывания в ином мире. Потеряв всю Силу воли, эти демоны впадают в кому. После этого их тела теряют единицу Выносливости за каждый день, пока они остаются в мире духов. После того, как Выносливость становится равна нулю, тело носителя умирает, а демон возвращается в Бездну. Проход, создаваемый при помощи этого обращения, существует только одни ход и ведет только в одну сторону. Духи из иного мира не могут воспользоваться им, чтобы проникнуть в мир людей.
Мука: Демоны с высокой Мукой, выполняя это обращение, впускают в мир живых бушующий в ином мире шторм, который воздействует на территорию поблизости от прохода, позволят духам мертвых проникнуть в мир живых и вызывает разнообразные проявления сверхъестественных сил. Этот эффект длится несколько дней (количество дней равно значению Муки демона).
wod.su
Лермонтов начал писать эту поэму в четырнадцатилетием возрасте и возвращался к ней на протяжении всей жизни. Несмотря на многочисленные переделки, первая строка — «Печальный Демон, дух изгнанья» (1829) — сохранилась в неизменности.
Первый набросок 1829 года содержал, как мы помним, всего 92 стиха. К началу 1830 года относится вторая редакция, заключающая уже законченный очерк «Демона». В третьей (1831) и пятой редакциях (1832–1833) Лермонтов постепенно развертывает образы Демона и монахини, расширяет описания, совершенствует стих. По сути дела, все эти три законченные юношеские редакции являются вариантами одной. Однако между переходами от редакции к редакции у Лермонтова возникали иные замыслы, связанные с тем же героем. Незадолго до создания третьей редакции он сделал запись: «Memor: написать длинную сатирическую поэму: приключения демона» (1831).
К 1832 году относится запись сюжета Лермонтовым не осуществленного: «Демон. Сюжет. Во время пленения евреев в Вавилоне (из Библии). Еврейка; отец слепой; он в первый раз видит ее спящую. Потом она поет отцу про старину и про близость ангела; и проч. как прежде. Евреи возвращаются на родину — ее могила остается на чужбине».
В 1834 году были сделаны сокращения в тексте пятой редакции (1833–1834).
Принципиально новым этапом в работе над поэмой стали редакции, созданные после возвращения с Кавказа. Постепенно усиливается объективная манера повествования (изначально центральный образ, Демон, соотносился с лирическим героем: «Как демон мой, я зла избранник»). «Демон» превращается в «восточную повесть». В сюжете также происходят существенные изменения.
В период между ранними и поздними редакциями Лермонтов создал «Маскарад», где демонический герой также пытался вырваться из мира зла через любовь. Убийство Нины было одновременно проявлением злой воли Арбенина и результатом обстоятельств, отражающих несправедливый миропорядок в целом. В этом смысле следует понимать слова Арбенина «не я ее убийца». Смерть Тамары в поздних редакциях происходит также «не по вине» главного героя, но в результате действия неумолимого закона мироздания: соприкосновение с Демоном губительно.
Действие поэмы переносится из условной «Испании» на вполне конкретный Кавказ в шестой редакции, написанной Лермонтовым вскоре после возвращения из первой ссылки. Этот первоначальный вариант шестой редакции — единственный из поздних редакций «Демона» сохранившийся в авторизованной копии с датой 8 сентября 1838 года. Рукопись эта была подарена В. А. Лопухиной и сопровождена посвящением («Я кончил — ив груди невольное сомненье»). Здесь же появились знаменитые стихи «На воздушном океане».
Именно эта, шестая редакция получила известность во множестве списков. Собираясь публиковать поэму, Лермонтов продолжал совершенствовать текст. Появился новый финал, в котором ангел спасает душу Тамары. Двойное поражение Демона усиливало пафос отчаяния. Так возникла седьмая редакция (4 декабря 1838 года).
В начале 1839 года поэма привлекла внимание высших кругов общества, близких к императорскому двору. Ею заинтересовалась сама императрица. Ко двору был представлен исправленный и каллиграфический переписанный текст, в который поэт внес новые поправки и исключил диалог о Боге («Зачем мне знать твои печали?»)
8–9 февраля 1839 года этот текст был прочитан императрице и возвращен автору. Восьмая редакция поэмы, после которой текст уже не переделывался, и легла в основу издания (1856).
Переработка поэмы в 1838–1839 годах представляет собой сложный творческий процесс; его нельзя свести к приспособлению текста к требованиям цензуры. Лермонтов изменял и обогащал характеристики и описания; возникли новые монологи Демона — шедевры русской словесности.
29 октября Лермонтов читает «Демона» — шестую редакцию — в узком кругу друзей у Карамзиных. Об этом чтении Софья Николаевна также рассказывала сестре: «В субботу мы имели большое удовольствие послушать Лермонтова (который обедал у нас), прочитавшего свою поэму «Демон», — избитое заглавие, скажешь ты, но, однако, сюжет новый, полный свежести и прекрасной поэзии. Это блестящая звезда, которая восходит на нашем литературном горизонте, таком тусклом в данный момент».
Чтение «Демона» становится событием и входит в моду; поэму переписывают. Больше всего переписывают шестую редакцию. Не обходилось без курьезов. Как мы помним, творения Лермонтова обычно считались такого рода, что годились лишь для «холостецких альбомов». И нередко случалось, что мужья и братья, увидев у своих дам рукописный экземпляр «Демона», отбирали у них листы, ведь, по их мнению, Лермонтов годился только для мужчин, причем в откровенной компании. Эта репутация переламывалась с большим трудом.
Между тем «Демон» становился все популярнее. Поэму стали читать в салонах великосветских дам и кабинетах сановных меценатов. Вот уже красавица княгиня М. А. Щербатова после чтения поэмы у нее в доме объявила поэту:
— Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака.
А другая светская красавица, М. И. Соломирская, танцуя с Лермонтовым на одном из балов, высказалась так:
— Знаете, Лермонтов, я вашим Демоном увлекаюсь… Его клятвы обаятельны до восторга… Мне кажется, я могла бы полюбить такое могучее, властное и гордое существо, веря от души, что в любви, как в злобе, он был бы действительно неизменен и велик.
Неизвестно, как реагировал Лермонтов на подобные отзывы. С одной стороны, разве не прелестно — иметь успех у таких блестящих дам благодаря поэзии? С другой — какое очаровательное непонимание поэмы!
Может быть, однако, лучше уж такое непонимание, очаровательное, чем другое, куда менее очаровательное и куда более недоброе… Раньше Лермонтов был просто «похабник» и «пошляк», теперь он окончательно сделался еще и «богоборцем». Советская критика это обстоятельство весьма приветствовала, «царская» — и постсоветская — очень и очень осуждала.
П. К. Мартьянов передает такие отзывы: «При дворе «Демон» не сыскал особой благосклонности. По словам А. И. Философова, высокие особы, которые удостоили поэму прочтения, отозвались так: «Поэма — слов нет, хороша, но сюжет ее не особенно приятен. Отчего Лермонтов не пишет в стиле «Бородина» или «Песни про царя Ивана Васильевича»?»
Начальству, как всегда, видней, про что и как должен писать поэт.
Да и не только начальству, заметим в скобках. Памятно, как декабристы (тогда еще — будущие декабристы) расценили «Руслана и Людмилу»: молодец, Пушкин, хорошо умеешь писать, да только не про то — что это за сказочки, красотки, богатыри, колдуны; а напиши что-нибудь свободолюбивое про новгородскую вольность. У каждого, стало быть, есть собственное мнение, что должен делать гений со своим талантом.
Великий князь Михаил Павлович, «отличавшийся, как известно, остроумием», претендуя на некую афористичность, выдал такое суждение:
— Были у нас итальянский Вельзевул, английский Люцифер, немецкий Мефистофель, теперь явился русский Демон, значит, нечистой силы прибыло. Я только никак не пойму, кто кого создал: Лермонтов ли — духа зла или же дух зла — Лермонтова…
Сам Лермонтов не желал обсуждать подобные вопросы и вовсю интриговал вопрошающих. Неизвестно, что отвечал он дамам, желавшим «опуститься на дно морское и полететь за облака»; а князя В. Ф. Одоевского гусар решился немного постращать.
— Скажите, Михаил Юрьевич, — спросил Одоевский, — с кого вы списали вашего Демона?
— С самого себя князь! Неужели вы не узнали?
Князь, очевидно, не представлявший себе литературного персонажа без конкретного прототипа, послушно испугался и даже как будто не поверил:
— Но вы не похожи на такого страшного протестанта и мрачного соблазнителя.
Лермонтов, по обыкновению, расхохотался:
— Поверьте, князь, я еще хуже моего Демона.
Мартьянов прибавляет, передавая этот диалог: «Таким ответом (Лермонтов) поставил князя в недоумение: верить ли его словам или же смеяться его ироническому ответу. Шутка эта кончилась, однако, всеобщим смехом. Но она дала повод говорить впоследствии, что поэма «Демон» имеет автобиографический характер».
Интересно излагает тему М. М. Дунаев в своей книге «Вера в горниле сомнений» (глава о Лермонтове): «Образ демона, мука души поэта, и открыто, и в непроявленном виде всегда присутствует в наследии Лермонтова. В поэме автор ставит своего демона в ситуацию, изначально парадоксальную, непривычную: «зло наскучило ему». Созерцание прекрасной Тамары совершает в демоне внутренний переворот: он возжелал вернуться к добру и свету. По учению Святых Отцов, сатана и его присные настолько укоренены во зле, что примирение с Творцом для них невозможно. Лермонтовская «демонология» — иного рода. Его персонаж готов встать на путь добра…»
Стоп. Прервем на миг нить рассуждений уважаемого профессора. Демон Лермонтова действительно готов стать на путь добра? Или же он только говорит Тамаре: «Хочу я с небом помириться, хочу любить, хочу молиться, хочу я веровать добру» и т. п.? Мы что, всерьез решили верить Демону на слово? Помилуйте, даже гусару-обольстителю, когда он говорит даме о своем «разбитом сердце», не рекомендуется верить на слово, а тут — целый «дух зла»!
Не происходит ли в рассуждениях профессора некая подтасовка фактов? Так в спорах о судьбе генерала Власова, повешенного советской властью за измену Родине, новые «власовцы» приводят в качестве аргументов цитаты из гитлеровской пропаганды. Но кто же, кроме идиотов, верит пропаганде? И кто верит речам персонажа как абсолютной истине? Тем более — кто верит соблазнителю?
Спустя короткое время Лермонтову начнут приписывать и все те многозначительные фразы, которые, допекая Грушницкого или интригуя княжну Мери, будет ронять Печорин. И это — наши преподаватели литературы! Уж им ли не знать, что автор «не равно» персонаж — в институте же этому, кажется, учат…
Продолжим цитировать М. М. Дунаева:
«Пытаясь противиться соблазну, Тамара просит отца отдать ее в монастырь, но и там «преступная дума» и томление не оставляют ее. Демон тем временем вполне готов к внутреннему перерождению. Однако все нарушил «посланник рая, херувим», не понявший того, что совершается с демоном, и оттого «вместо сладостного привета» обрушивший на него «тягостный укор». Его речи вновь возрождают в демоне «старинной ненависти яд»…»
Нелюбовь к автору поэмы замечательным образом застилает глаза автору критического разбора. В том-то и дело, что посланник неба прекрасно понял все, что творится с Демоном. На всякий случай напомним, что, помимо текста, существует подтекст, а заодно и контекст. Херувим знает, что Демон покаяться не в состоянии. Поэтому все рассуждения Демона о том, что любовь его исцелила, — обыкновенная ложь. И именно поэтому вместо «сладостного привета» херувим обрушил на Демона «тягостный укор».
Если бы Демон действительно обратился к добру, то на слова упрека он отозвался бы кротко: мол, ошибаешься, брат, и я тебе это докажу своим послушанием. Но в том-то и дело, что Демон остался Демоном, поэтому первое же горькое слово вызвало у него целую бурю ненависти. Он мгновенно перестал — не смог больше — притворяться и явил свое истинное лицо.
И Лермонтов, в полном соответствии с пониманием демонической природы — так, как понимали ее Святые Отцы (на коих ссылается Дунаев), — это показывает. Странно, что Дунаев столь старательно не замечает лермонтовской точности «в данном вопросе».
«Но и восторжествовать демону так и не пришлось, — заключает Дунаев. — Тамара оказывается спасенной. Вот тут мы и сталкиваемся с важнейшей проблемой поэмы: в чем залог спасения? В поэме Лермонтова об этом говорит уносящий душу Тамары ангел».
Вспомним подробно, что же именно говорил ангел.
Он уносил в объятиях душу Тамары, и вот из бездны взвился «адский дух» с дерзким: «Она моя!»
Исчезни, мрачный дух сомненья! —
Посланник неба отвечал: —
Довольно ты торжествовал;
Но час суда теперь настал —
И благо Божие решенье!
Дни испытания прошли;
С одеждой бренною земли
Оковы зла с нее ниспали.
Узнай! давно ее мы ждали!
Ее душа была из тех,
Которых жизнь — одно мгновенье
Невыносимого мученья,
Недосягаемых утех;
Творец из лучшего эфира
Соткал живые струны их,
Они не созданы для мира,
И мир был создан не для них!
Ценой жестокой искупила
Она сомнения свои…
Она страдала и любила —
И рай открылся для любви!
Любопытно трактует этот монолог Дунаев:
«Спасение, если быть внимательным к словам ангела, определяется не любовью и страданием, но изначальной, предвечной, онтологической избранностью души, деяния которой не имеют совершительной силы и влияния на конечную судьбу ее. Такая душа, оказывается, имеет вообще особую природу: она соткана из лучшего эфира — и тем как бы возносится над всеми прочими… На становление богоборческого романтизма решающее влияние оказали сотериологические идеи предопределения конечных судеб людских. Нетрудно заметить, что «лермонтовская сотериология» (если можно так назвать его представление о спасении, отраженное в поэме) имеет точки соприкосновения именно с представлением о предопределении, хотя вряд ли сам поэт это сознавал: скорее, здесь стихийно и бессознательно сказалось увлечение эстетическими плодами одного из религиозных заблуждений — урок для желающих осмыслить духовно творческий опыт великого поэта…
Поэтому можно принять идею Вл. Соловьёва, указавшего на то, что Лермонтов как мыслитель оказался предшественником, не для всех явным, ницшеанских идей о сверхчеловеке… на уровне низшем, уровне обыденного сознания, все подобные идеи оборачиваются простым выводом: избранным людям все позволено, в их действиях все оправдано, их нельзя оценивать по общим критериям, Бог оправдает их независимо ни от чего».
Давайте для начала приглядимся к теме редких душ, сотканных из тончайших струн эфира и как бы изначально предназначенных для спасения. Такая душа у Тамары. Но разве не встречаются в житиях святых точно такие же определения? Разве мы не читаем о людях, которые с детства обладали ищущей Бога душой, всегда жаждали молитвы, богообщения и вообще очень выделялись среди сверстников — были как бы изначально предназначены для монастыря? Что, это тоже такие ницшеанцы, которым «все позволено», которые будут спасены в любом случае?
Нет, тут ведь совсем в другом дело. Душа Тамары была изначально хороша и драгоценна, но важно и то, что Тамара сделала со своей душой, как она оберегала ее, как пыталась противостоять сильнейшим демонским нападениям («прилогам»). В тех же житиях мы можем читать о попытках падшего духа соблазнить какого-нибудь отшельника. Что, этот отшельник нарочно звал злого духа, желал вступать с ним в общение? Нет ведь, напротив, отшельник мужественно противостоял искушениям.
Разве с Тамарой не происходило ровно того же самого? Если бы Тамара пала — поддалась Демону — она не могла бы быть спасена. Слово «любила» не относится к Демону. Тамара была любящей душой — ангел говорит об этом.
Эту тему подробно разбирает иеромонах Нестор (Кумыш) в книжке «Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон» в контексте христианского миропонимания».
«Тамара в своем противостоянии Демону имеет тайных покровителей, — пишет отец Нестор, — незримо оберегающих ее и помогающих ей в борьбе с духом зла… «Злой дух» должен не только опутывать Тамару сетью искусно сплетенной лжи, но в то же время преодолевать противодействие ее тайных покровителей, сочувствующих красоте ее души и как будто уверенных в положительном для Тамары исходе завязавшейся драмы. Ибо явившийся херувим… приосеняет Тамару своим крылом «с улыбкой ясной»…
Как будто он, невзирая на экспансию со стороны Демона, нисколько не сомневается в божественном покровительстве, распростертом над героиней. Эта ясная уверенность происходит в посланнике неба от ощущения его родственной близости с душой Тамары. «К моей святыне, — говорит он Демону, — не прилагай преступный след!»… Из слов херувима можно заключить, что Тамара даже при непрестанном демоническом воздействии продолжает оставаться той носительницей идеалов добра и света, какой была в доме своего отца Гудала… Несмотря на духовную экспансию Демона, во внутреннем устроении героини не происходит существенных перемен. Невзирая на непрестанные приражения Демона и вопреки его ожиданиям, Тамара не может… ни забыть земное, ни погрузиться в «сны золотые»… Во второй части поэмы читатель застает Тамару нашедшей безошибочные слова для определения сути того, что с ней происходит: «Я вяну, жертва злой отравы! Меня терзает дух лукавый неотразимою мечтой»… «Нечистый дух» в состоянии распространить свою власть над душой в том случае, если личность соблазнится его внушениями… Демонический зов не увлекает Тамару за собой. «Кто звал тебя?» — вопрошает херувим, намекая герою, что его появление в келье Тамары с духовной точки зрения ничем не обосновано. Ведь героиня нигде не выражала своего согласия быть с демоном… Херувим встает на защиту Тамары по той причине, что ее душа осталась чуждой наветам падшего духа».
Этот смысл и заключен в слове «любила» («Она страдала и любила, и рай открылся для любви»).
Где здесь «предопределенность» спасения? Любой человек имеет полное право обратиться за помощью к ангелу-хранителю и любой вправе рассчитывать, что эта помощь будет ему немедленно оказана. При чем тут какая-то особая «избранность» Тамары или пресловутое «все позволено»? В понимании поэмы профессор Дунаев ушел не дальше, чем светская красавица, которая мечтала вместе с Демоном «полететь под небеса».
* * *
Пока суд да дело, издатель Краевский (у которого Лермонтов читал поэму сам) захотел печатать отрывки из «Демона»; но это не получилось. Краевский с досадой писал Панаеву (10 октября 1839 года): «Лермонтов отдал бабам читать своего «Демона», из которого хотел напечатать отрывки, а бабы черт знает куда дели его; а у него уж разумеется нет чернового; таков мальчик уродился!»
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
biography.wikireading.ru
«Ты можешь любить меня или ненавидеть, но живи, живи сейчас и до самого последнего вдоха.Когда-нибудь мы снова встретимся».
Последний из Домов Небожителей, Дом Ангелов Смерти, получил печальное задание уничтожать все те чудеса, что были созданы их собратьями, обрывать жизни и стирать с лица земли создания мастерства, чтобы что-то новое могло прийти на их место. Это была печальная обязанность на сияющем празднике жизни, но жнецы, как и все ангелы, с честью выполняли ее. Так было до рождения людей.
Как и все Небожители, Жнецы любили людей и самоотверженно поддерживали ритм жизни Эдема, но люди смотрели на смерть животных и растений со страхом и грустью. Их реакция ранила и потрясла Жнецов, которые жаждали развеять страхи и сомнения человечества, но не могли сделать этого, подчиняясь приказу Господа. Когда Люцифер поднял знамя мятежа, многие Жнецы присоединились к восстанию просто потому, что надеялись получить любовь вместо постоянного страха.
Затем Небеса нанесли ответный удар. Наказание за неподчинение стало настоящим проклятием для человечества. Теперь Убийцы были вынуждены забирать жизни тех, кого они любили, и терзавшая их постоянная боль еще сильнее отдалила их от смертных и остальных падших. Хотя многие из них сражались в Войне Гнева и заработали пугающую репутацию, в целом Убийцы предпочитали держаться подальше от конфликта, направляя все свои силы на то, чтобы облегчить людям смерть, научиться воспринимать ее как неизбежную часть жизни, а не как убийство.
Сейчас, после столь неожиданного освобождения, Убийцы обнаружили, что миру не хватает тех, кто мог бы управлять процессами старения и смерти. Современное состояние мира и человечества убедило многих Убийц в том, что единственный выход сейчас – призвать вечную ночь и даровать мирозданию легкую смерть. Более спокойные из них верят, что все еще можно исправить, если удастся достигнуть равновесия, и тогда Убийцы заслужат те уважение и любовь, о которых они так долго мечтали.
Группировки: Очень мало Убийц присоединяется к Люциферианам, потому что они с самого начала не были до мозга костей преданны Деннице. Он был в центре восстания, а они – на периферии, больше внимания уделяя сохранению человеческих жизней и разгадыванию планов врага, чем открытым сражениям.
Некоторые Убийцы становятся Фаустианцами, но большая часть этого Дома, верящего в потенциал человечества, присоединяются к Миротворцам, обращая все свои силы на поиск Бога и на воссоздание мира таким, каким он был до потери бессмертия. Они не полагаются на помощь человечества, потому что считают, что только Бог способен даровать защиту от смерти. Иначе система получается закрытой, и для ее изменения будет недостаточно доверия, переосмысления реальности и очищения. Скрытные привлекают немало Убийц, потому что их склонность к абстракциям и расследованиям соответствует природе Дома. Многие Убийцы становятся Жаждущими. Причины при этом они могут называть самые разные: они выполняют возложенную на них Господом обязанность; они собирают силы, чтобы возобновить войну с Небом; теперь, когда Бога нет, они стали судьями человечества. Но на самом деле к разрушению их приводит сильнейшая зависть к живым.
Введение: Убийц привлекают люди, мало беспокоящиеся о своей жизни – члены этого Дома выбирают самоубийц в качестве носителей гораздо чаще, чем все остальные демоны. Привлекательны для них и люди, ежедневно сталкивающиеся с преступлениями и насилием, - полицейские, солдаты или, например, наркоманы. С каждым ударом, направленным на себя или на окружающих, такие люди все сильнее разрушают свои души. Носителями могут стать беженцы или люди, пострадавшие от маньяков и насильников. Демон может выбрать и того, чья душа истерлась от постоянного соприкосновения с банальностью или непониманием, того, кто проводит лезвием по коже только затем, чтобы хоть что-то почувствовать.
Впрочем, для того, чтобы потерять душу, не обязательно отчаяться. Убийцу может привлечь человек, который всю жизнь помогал другим, не надеясь ничего получить взамен. Религиозные или философски настроенные люди, которые все свои помыслы направляют на следующую жизнь в ущерб настоящей, которые считают, что все их нынешнее существование – лишь иллюзия, прекрасно подходят демонам.
Вера: Может показаться, что у этого Дома возникают большие затруднения при поиске последователей и собирании урожая Веры. Люди не должны бил умирать, поэтому Убийцы, стремящиеся восстановить Рай (в основном – Миротворцы и Скрытные), должны каким-то образом подтолкнуть людей к переосмыслению смерти – а также того факта, что в их жизни появился демон. Для тех, кто горячо поддерживал восстание против Бога, смерть является постоянным напоминанием о поражении.
Некоторые Убийцы стараются обойти эти вопросы. Они собирают веру не как ангелы смерти, а как просто ангелы. Самый простой способ сделать это – притвориться членом другого Дома, чаще всего Дьяволом (тут поможет гордость) или Извергом (приоткрывая некоторые секреты). Хорошим решением может стать создание Церкви Всех Ангелов, Единого Бога или Предков Человечества. Кое-кто из Убийц строит свои отношения со слугами на основе смерти. Легче всего это сделать Жаждущим – они могут создать секту убийц и на этом успокоиться. У Убийц с высокой Мукой может просто не быть выбора.
Убийцы увлечены всеми проявлениями жизни, поэтому часто набирают очень сильно отличающихся друг от друга последователей. Они склонны к случайному выбору, могут ухватиться за первую представившуюся возможность или собрать вокруг себя всех тех, кто сам искал демона. Некоторые Убийцы могут просто выхватить какое-то лицо из толпы и приложить все свои усилия к привлечению именно этого человека, к посвящению именно этой души в тайны мироздания.
Создание персонажа: Убийцы не выделяют какую-то одну группу Атрибутов, хотя чаще всего у них развиты ментальные свойства (в особенности – Восприятие). Сила и Обаяние обычно снижены до обычного уровня носителя, при этом может быть увеличена Выносливость. Демоны могут обладать высокими значениями Манипулирования, но для применения этого умения требуется немалая самоуверенность.
Осведомленность, Интуиция и Маскировка являются самыми распространенными Способностями. Запугивание и Расследование тоже могут принести демону немалую пользу, ведь члены Седьмого Дома очень быстро познают окружающий их мир, и такие способности им нужны. Такие Способности, как Лидерство или Эмпатия, встречаются нечасто, но мало ли что могло произойти во время войны?
Начальное значение Муки: 4.
Знания Дома: Знание Смерти, Знание Сфер, Знание Душ.
Слабости: До войны ангелы часто сторонились Жнецов, относясь к ним с некоторой настороженностью, за которой скрывалось любопытство живого мира. Воспоминания носителей менее понятны Убийцам, чем всем остальным демонам. Они могут быть мастерами сложных, запутанных интриг, и при этом совершенно теряться перед более простыми загадками, например, перед мотивами человеческих поступков. Хотя они сохранили открытость и любознательность, им очень трудно отказываться от один раз принятого решения. Чем выше становится их Мука, тем четче они воспринимают этот мир и одновременно все больше отдаляются от него. Чаще всего вред, причиняемый Убийцей с высокой Мукой, связан с навязчивым желанием оставить на ускользающей реальности хоть какой-то след.
Дьяволы: Часто кажется, что Убийцы жалеют Дьяволов, как бы странно это ни выглядело. Их постоянное вранье и амбиции встречаются с понимающей и покровительственной улыбкой.
Кнуты: Во время войны эти два Дома часто враждовали. Сейчас Убийцы считают Кнутов своими ближайшими соратниками и стараются позабыть прежнюю вражду.
Преступники: Убийцы заявляют, что все артефакты – как и все материальные объекты – всего лишь игрушки, отвлекающие от настоящих проблем этого мира. Тем не менее, они могут успешно сотрудничать с Преступниками и всегда рады их обществу.
Изверги: Некоторые Убийцы говорят, что теперь, когда Бога нет, смерть правит снами и формирует узоры звезд. Тем не менее, Изверги – это еще один Дом, с которым Убийцы поддерживают тесную дружбу.
Осквернители: Осквернителям удалось перешагнуть через пропасть, отделяющую их от человечества, а эта пропасть была не меньше, чем та, что останавливает Убийц. Но, по мнению Убийц, они не смогли воспользоваться своими новыми возможностями и превратились в избалованных неумех.
Пожиратели: Убийцам не нравится ненужная ярость и пустое растрачивание жизни, свойственное Пожирателям. Тем не менее, они с удовольствием общаются с этим Домом и часто советуются с ним по разным вопросам. Некоторые считают, что это похоже на простое использование Пожирателей в качестве телохранителей, но сами Убийцы с такой точкой зрения не согласны.
Перевод — khe12 HTML-верстка — Asher Источник: Demon: The Fallen Проект — wod.suwod.su
• Узнать судьбу (Read Fate)
Это обращение позволяет демону узнать, как человек умер, посмотрев в глаза трупа.
Система: Бросается Восприятие + Осведомленность. Количество успешных баллов определяет, насколько подробную информацию о смерти человека может получить демон. Один успешный балл позволяет увидеть сам момент смерти. Каждый последующий успешный балл позволят увидеть, что, происходило в разное время до смерти (два балла – за несколько минут, три балла – за несколько часов, четыре балла – дней). Это обращение также позволят лучше понять обстоятельства, повлекшие за собою смерть персонажа.
Мука: Демоны с высокой Мукой могут считывать судьбу только тех людей, которые погибли в результате насилия, намеренного или случайного.
•• Разложение (Decay)
Это обращение, воплощающее в себе одно из основных умений Убийц, ускоряет процессы разложения. Живая и неживая материя распадается на составные элементы.
Система: Для выполнения этого обращения демон должен прикоснуться к предполагаемой жертве. Бросается Выносливость + Медицина. Каждый успешный балл наносит один уровень усиливающихся повреждений (летальных повреждений для смертных). Если обращение направлено на мертвое тело, каждый успешный балл уменьшает Выносливость тела на единицу. После того, как Выносливость становится равной нулю, тело обращается в прах. Этот процесс в равной степени распространяется и на неодушевленные объекты, при этом сложность обращения зависит от материала, из которого состоит объект. Например, разложение предмета из древесины или ткани имеет сложность 7, разложение пластика – сложность 8, металла – 9, а камня – 10. Каждый успешный балл позволяет разложить на составные элементы один кубический фут вещества.
Мука: Это обращение, выполненное демонами с высокой Мукой, поражает не отдельные цели, а целые территории. Все объекты на территории, радиус которой в ярдах равен значению Муки демона, попадают под воздействие обращения.
••• Образ Смерти (Vision of Mortality)
Это обращение Убийцы часто использовали во время Войны Гнева. Оно позволяет заполнить умы врагов видениями неизбежной смерти. Даже закаленные в битвах ангелы теряли мужество от этих устрашающих видений, в бессилии опуская руки и убегая от безжалостного наступления Халаку.
Система: Бросается Манипулирование + Интуиция. Жертва выполняет бросок на Силу воли со сложностью, равной значению Веры Убийцы. Если результат броска Халаку оказывается выше, жертва прекращает все действия и сбегает от демона. Если бросок жертвы на Силу воли проваливается, она получает временное психическое расстройство. Жертва должна находиться в пределах нескольких ярдов от демона (количество ярдов определяется значением Веры демона). Если жертве удалось преодолеть обращение (бросок на Силу воли оказался успешным), на нее нельзя воздействовать этим же обращением до конца эпизода.
Мука: Демоны с высокой Мукой воздействуют не на отдельную цель, а на всех, кто находится на определенной территории (радиус территории равен значению Веры демона). Для каждой потенциальной жертвы выполняется бросок на Силу воли.
•••• Забрать жизнь (Extinguish Life)
Прикосновение Убийцы означает смерть. Демон может возложить на тело живого существа руку и силой воли вырвать их этого тела душу, тем самым убив жертву. Это обращение может применяться и к демонам, но в этом случае оно не приводит к смерти, а вызывает сильнейший озноб, который поглощает жизненные силы демона.
Система: Для выполнения этого обращения Убийца должен прикоснуться к предполагаемой жертве. Тратится единица Веры, бросается Сила + Осведомленность. Количество успешных баллов сравнивается со значением Выносливости жертвы. Если количество успешных баллов выше значения Выносливости, жертва немедленно погибает. Если ниже, каждый успешный балл наносит жертве один уровень поверхностного повреждения, так как леденящее прикосновение Убийцы вытягивает силы из тела смертного. Если обращение направлено на другого демона и количество успешных баллов выше, чем значение Выносливости жертвы, каждый успешный балл означает уровень усиливающихся повреждений. Если количество успешных баллов ниже, каждый успешный балл наносит один уровень поверхностных повреждений.
Мука: Демонам с высокой Мукой нет необходимости прикасаться к своей жертве, чтобы выполнить это обращение. Леденящая ненависть распространятся от них во все стороны, останавливая сердца живых существ. Это обращение поражает всех на территории, радиус которой в ярдах равен значению Веры демона.
••••• Нежить (Unlife)
Это могущественное обращение заставляет функционировать тело, лишенное души и дыхания жизни. Создается своего рода зомби, полностью подчиняющийся Убийце.
Система: Тратится единица Веры, бросается Выносливость + Медицина. Все Физические характеристики ходячего трупа сразу после создания равны единице, дополнительные успешные баллы могут быть потрачены на увеличение этих характеристик. Эти создания не получают никаких штрафов к ранению в бою и постоянно используют свой полный запас бросков. Чтобы их уничтожить, нужно причинить им как минимум 10 уровней повреждений. Созданные таким образом зомби – безмозглые автоматы, полностью подчиняющиеся воле демона. Каждый раз, когда демон хочет, чтобы его зомби выполнил то или иное действие, выполняется бросок на Силу воли (сложность равна 7). Если персонаж контролирует более одного зомби, каждый ход его значение Силы воли делится между подчиненными созданиями. Если бросок оказывается неудачным, зомби продолжает выполнять то действие, которое выполнял ранее.
Демон может заложить в зомби определенный набор действий: одно действие на единицу Сообразительности демона. При этом тратится единица временной Силы воли. Так как такие инструкции буквально впечатываются в мозг зомби, в них можно включить сложные маршруты передвижений или подробные описания внешности. Однажды запрограммированный зомби не воспринимает других команд. Если демон усилием воли заставляет зомби выполнить действие, не предусмотренное программой, программа стирается из мозга зомби.
Количеств зомби, которое демон может поднять и контролировать одновременно, определяется его рейтингом Веры. Тела должны находиться в переделах нескольких ярдов от демона (количество ярдов равно значению Веры). Эффект от обращения длится до конца эпизода. Если демон захочет, он может сделать эффект от обращения постоянным, истратив единицу временной Силы воли на одно тело. Постоянный зомби функционирует до тех пор, пока не будет уничтожен, после чего его уже нельзя поднять.
Лишенные тел падшие могут завладеть оживленными телами с разрешения Убийцы или же попытаться подчинить себе запрограммированных зомби (для этого выполняется бросок на Силу воли). Новое вместилище демона сохраняет все признаки мертвого тела – веет, запах и физические свойства, если только на него не было направлено какое-либо обращение другого Знания.
Мука: Демоны с высокой Мукой наделяют своих созданий склонностью к насилию, создавая вечно голодных тварей, которых надо постоянно держать под контролем, иначе они начинают нападать на всех находящихся поблизости живых существ, в том числе и на самого Убийцу. Если не заложить в зомби определенную программу, он начинает впадать в бешенство всякий раз, когда демону не удается выполнить удачный бросок на Силу воли (сложность равна 8, бросок выполняется раз за ход). Этот бросок выполняется в дополнение к броскам, определяющим выполнение текущих приказов.
Перевод — khe12 HTML-верстка — Asher Источник: Demon: The Fallen Проект — wod.suwod.su
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»