Глава 3 Хождение по мукам. Бессонов хождение по мукам


"Хождение по мукам". Гламурная клевета

Как я и писал когда-то http://movie-rippers.livejournal.com/344139.html кривые ручонки римейкеров таки оправдали самые плохие надежды зрителей. Итак

Гламурная клеветаЧто такое пошлость? Это когда возвышенное низводится до низменного, когда никчёмное объявляется значительным, когда главное подменяется неглавным, когда обывательское представление о жизни занимает место мудрости, а сентиментальность – место чувств и раздумий. Пошлость – это когда из серьёзной книги о сломе эпох, об умирании старого мира и мучительном рождении нового, об исторической смуте, где люди не могут понять себя и совершающееся вокруг, делают гламурный боевичок с элементами семейной саги и мелодрамы. А потом представляют на одном из центральных телеканалов как «Проект года», а провалившую главную роль актрису награждают премией «Событие года» за достижения в области кино и телевидения.

Гламура в сериале по роману А.Н. Толстого «Хождение по мукам» так много, что получилась пошлость в квадрате. Чего стоит приглашение от поэта Бессонова «на презентацию книги». А винтовка Мосина, стреляющая автоматной очередью, а лопаты, как будто вчера купленные в «Леруа Мерлен», а беженка, хоронящая своего младенца в аккуратненьком гробике…Впрочем, чтобы понять происходящее в современном мире, нужно уяснить, на что происходящее нацелено. Рассуждения, например, на тему «Что было бы, если бы не большевики…», кажутся лишёнными всякого смысла до тех пор, пока мы думаем, что цель этих рассуждений – разобраться в событиях столетней давности. Как только мы допускаем, что рассуждающие преследуют другую цель – например, манипуляции – всё сразу встаёт на свои места и больше не кажется бессмысленным. То же самое и в отношении современного российского искусства – литературы или кино. С точки зрения искусства, трудно понять, зачем нужно тиражировать косноязыкие, лишённые смысла книги и прочую творческую беспомощность. Но если допустить, что всё это делается с целью воспитания «квалифицированного потребителя», лишённого как вкуса, так и навыка рассуждать и воспринимать прекрасное; воспитания человека примитивного, не имеющего ни высоких запросов, ни привычки допытываться до сути вещей, тогда опять же всё встаёт на свои места.В эссе «О духовной жизни современной Америки» европеец К. Гамсун обозрел религию и литературу, театр и журналистику, философию и живопись Североамериканских Штатов и нашёл их до смешного убогими. Не прошло и ста дет, как всё это коснулось и самой Европы, а чуть позже пришло в Россию. Случайно ли это? Или Америка в очередной раз удачно экспортировала свой опыт, теперь по воспитанию «квалифицированного потребителя»?

Эти вопросы навеяны новым российским «киношедевром». В качестве потерпевшего оказался А.Н. Толстой, 135-летний юбилей которого отмечается в самом начале 2018 г. Так что время для показа «Хождения по мукам» было выбрано не случайно – аккурат между столетием революции, началом Гражданской войны и юбилеем автора, посвятившего тем событиям роман-трилогию.Сериал вызвал много нареканий. И действительно, с точки зрения искусства кино – сериал получился плохим. А главные роли в фильме откровенно провальными. У Толстого героини описаны ярко и недвусмысленно. Перед нами две красавицы. Мягкая, податливая, простодушная Катя и вспыльчивая, задумчивая, порой чрезмерно строгая к себе и окружающим Даша. Именно так и воспринимаются героини предыдущих экранизаций – Г. Рошаля (1957-1959) и В. Ордынского (1974-1977) – в исполнении Руфины Нифонтовой и Нины Веселовской, Светланы Пенкиной и Ирины Алфёровой соответственно. Новый сериал решил, очевидно, сломать шаблоны красоты. Конечно, кто-то скажет, что красота – понятие субъективное. Пусть так. Но в отношении грации, манер, пластики, изящества двух мнений быть не может. И если актриса, играющая красавицу, ходит в кадре семимильными шагами, не держит спину и голову, растопыривает локти, то эстетическое чувство зрителя может и пострадать. В фильмах о современности Ю. Снигирь и А. Чиповская смотрелись бы и, вероятно, смотрятся вполне неплохо. Но красота начала XXI века – совсем не то, что красота начала века XX. Это же относится и к мужскому составу фильма. Например, поэт Бессонов описан у Толстого как человек «отталкивающе красивый». Такое впечатление могли передать и В. Давыдов в 1957 г., и М. Казаков в 1974 г. Но в 2017 уже не получилось…

Кроме того, задача актёра – создать на экране образ, чтобы зритель понимал, кто перед ним. И попадание в образ, то есть точная передача задумки экранизируемого автора, связано с мастерством и дарованием как актёра, так и режиссёра. В предыдущих экранизациях, решённых совершенно по-разному, ни в чём друг на друга не похожих, актёры прекрасно справлялись с поставленными задачами. Зритель не просто понимал характеры героев, но и наблюдал происходящую в каждом внутреннюю борьбу, бросавшую мучившихся непониманием людей из огня да в полымя. В новом фильме всё совершенно иначе. Старшая сестра Катя в исполнении Ю. Снигирь – это отнюдь не томная, нежная красавица, никогда не повышающая голоса. Это – офисный работник, руководитель отдела продаж, замученная клиентами, нервной работой и порядком уставшая от мужчин и беспорядочных связей. Младшая сестра Даша в исполнении А. Чиповской – рядовая сотрудница той же фирмы, очень гордая тем, что получила ответственное задание от начальницы, но вообще-то слабо понимающая, что происходит вокруг и, как инфузория, реагирующая только на уколы.

Все драматические сцены сыграны непременно с надрывом – с каким-то вымученным, болезненным, преувеличенным, порой неуместным и неестественным страданием. Актёрским мастерством даже не пахнет. Чуть что – и все истошно орут с интонациями рыночных торговок, многие сцены похожи на выяснение отношений обитателей Черкизона или братвы из 90-х. А встреча героев А. Мерзликина и Д. Дюжева – это вообще смычка «Бумера» с «Бригадой». Впору задуматься вот о чём: искусство, как известно, отражает свою эпоху. И российское кино в этом смысле – не исключение. В 90-е у нас снимали фильмы о бандитах и проститутках. В 2000-е темы изменились, а вот манера игры – нисколько. Не оттого ли, что и сами мы нисколько не изменились внутренне? Не оттого ли, что кругом не меньше бандитов и проституток? Пусть даже и закамуфлированных под приличных людей.Новый сериал не стал чем-то особенным. Поверхностная игра, поверхностное прочтение книги… Акцент всегда делается на внешний эффект, переживания героев тоже поверхностны и даже примитивны. В романе Даша прогоняет Телегина вовсе не потому что он якобы виновен в гибели ребёнка. Её чувства гораздо сложнее и глубже. Даша чувствует, что и сама как будто умерла вместе с маленьким сыном, и такая, мёртвая, ненавистна самой себе, да ещё мешает жить мужу. Но в сериале события подаются с гламурной простотой: муж не встретил, а значит виноват. Вердикт: не нужен! С таким подходом не только трактуются сцены романа, но и дописываются новые линии. Многое в романе упущено, зато ещё больше навыдумывано отсебятины. Причём граница между авторским сюжетом и отсебятиной видна невооружённым глазом. Чего стоит хотя бы поэт Бессонов, отправленный Толстым в мир иной ещё во время мировой войны. Но в фильме Бессонов прямо посреди театра военных действий живёт, как Робинзон Крузо, в каком-то шалаше, потом милуется с гуцулкой, а потом, когда внезапно объявляется муж гуцулки и её убивает, Бессонов убивает этого самого мужа. При этом лицо его покрывают кровавые брызги, но не стирая крови с лица, он хоронит гуцулку с мужем в одной могиле глубиной до колена. А. Шагин, играющий Бессонова, загадочно щурится, криво ухмыляется – словом, вовсю изображает демоническую личность, вызывая у зрителя чувство какой-то неловкости.

А Жадов – однорукий бандит? Учитывая, что Жадов действует в компании супруги, получилось нечто среднее между Одноруким бандитом и Бонни с Клайдом. Видимо, создателям фильма понравились эти образы – такие понятные современному зрителю – и они решили развить линию. Так что нападения и ограбления продолжаются вплоть до последних кадров. Доходит до абсурда – ну зачем, к примеру, опытным налётчикам, привыкшим грабить ювелирные магазины, нападать средь бела дня на Пролеткульт? Что можно взять в этом заведении? Хлебные карточки? Реквизит? Если уж создатели картины не могли обойтись без Однорукого бандита или русских Бонни и Клайда, то стоило бы ввести в сюжет Человека-паука, Женщину-кошку или, на худой конец, Железную маску – чтобы современному зрителю было понятнее и занимательнее.А Савинков, лично отправивший Дашу убивать Ленина? Дашу, которая не умеет стрелять и которую приходится учить этому полезному навыку. Что, в «Союзе защиты родины и свободы» некому выстрелить? И вот эта дамочка – в шляпке, перчатках и с ридикюлем является, почему-то не привлекая к себе внимания, на завод, где выступает Ленин. Потом на фоне какого-то мартена ручками в нитяных перчатках тащит из сумочки пистолет. Стрелять в вязанных перчатках – это всё равно что носить воду в решете. Из вязанных перчаток норовят выскользнуть даже лёгкие предметы. А у нашей героини не выскальзывает тяжёлый, гладкий пистолет. Вокруг же никто ничего не замечает, как будто рабочие завода привыкли к посещению дамочек в шляпках. И если бы не развязавшийся шнурок на ботинке Ленина (какой психологизм!), быть бы Ленину убиту.А разные мелочи вроде банды «попрыгунчиков», сигающих через здоровенные заборы, или поголовно краснокосыночные работницы с вязанием на поэтическом вечере Пролеткульта…

После фильма говорили о том, что актёры не виноваты в плохой игре, виноват режиссёр. Может, и так. Но уж очень много появилось у нас виноватых режиссёров. А между тем актёров российского кино можно разбить на три условные группы. 1. Те, кто ещё способен на создание яркого, правдоподобного образа. 2. Те, кто не создаёт образ, но чья игра при этом не вызывает у зрителя чувства неловкости. 3. Те, кто играет, вызывая чувство неловкости. Актрисы, исполнившие в «Хождении по мукам» главные роли, могут быть смело отнесены к третьей группе. К первой можно причислить, пожалуй, А. Колгана (роль Н.И. Смоковникова) и С. Колтакова (роль Д.С. Булавина).

Вопросов после просмотра осталось много. Но вот о чём особенно хотелось бы спросить у создателей фильма: а почему место Крыма, где происходят важные встречи героев, за что полуостров назван в романе «Ноевым ковчегом», в сериале занял Ревель? Побоялись, что на Украину не пустят? Как же так! Такие фильмы снимаете, про такое время отчаянное, а бандеровцев испугались?..

Но все ожидания превзошёл финальный аккорд. Вдруг появились титры, оповестившие о дальнейшей судьбе героев: тот расстрелян, эта умерла в ссылке и т.д. Но последний кадр напомнил стихи Исаковского «Вдоль деревни»:…Загудели, заиграли провода, –Мы такого не видали никогда…

В самом деле, мы никогда не видали, чтобы фильм заканчивался белым экраном, на котором чёрными буквами написано: «Жива память о страшных страницах нашей истории». Спасибо, что напомнили, конечно. Только вот интересно: это вы под каждым фильмом, что ли, намереваетесь писать разные напоминания?Вероятно, тут постмодернистская игра – смешение жанров и видов искусства, в данном случае, кино и плаката. По-своему, неплохая задумка: можно любой фильм начинать с призыва и призывом заканчивать. Например, «Улицы разбитых фонарей» вполне можно предварить словами: «Работник полиции, будь бдителен!», а после «Дня рождения Буржуя» написать на экране: «Культурно торговать – почётный труд!» И ведь сразу двух зайцев можно убить: тут тебе и кино, и социальная реклама. А если серьёзно, то закончить фильм такой пошлостью – это надо уметь. Писать прописные истины с пафосом, прикрывать высокопарностью то, что не смогли передать средствами кино – не проще ли было показать на экране текст романа?Ещё до показа, благодаря рекламе, фильм успел вызвать раздражение. Мелькание эффектных, с точки зрения телевизионщиков, кадров, обещания невиданного зрелища и неизгладимых впечатлений – всё это нисколько не привлекало, а, пожалуй, даже отталкивало. Но крику-то было, шуму! А что в результате?.. Раздражением и недоумением сопровождался просмотр фильма вплоть до самого финала. Как отметил в интернете некий зритель: «это не художественный фильм, это издевательство над трагическими историческими событиями нашей страны». А ещё это клевета на А.Н. Толстого, никогда ничего подобного не писавшего.Если создатели фильма не считают зрителей придурковатыми простаками, которым можно скормить всё, что угодно, то значит, именно над этим они и работают, ради этого и снимают свои странные фильмы. И с этой точки зрения всё вполне объяснимо. «Сейчас наша задача заключается в том, чтобы вырастить квалифицированного потребителя», – сказал в своё время министр образования А. Фурсенко. Вот и выращивают всеми доступными способами.

Осталось только, следуя новой моде, добавить: «Больше читай! Не позволяй буржуазному кино засорять мозги!»

http://zamlelova.ru/kultura/all/article_558/

movie-rippers.livejournal.com

Новое «Хождение по мукам»: Вместо Алферовой - Чиповская, а за Лазарева

Экранизировать роман «Хождение по мукам» к юбилеям революции в некотором смысле традиция. Первым стал режиссер Григорий Рошаль - в 1957 году, к 40-летию выстрела «Авроры», он выпустил экранизацию первого тома, а затем и фильмы по двум оставшимся книгам.

Но в памяти народной живее, конечно, 13-серийный телефильм Василия Ордынского 1977 года. Революции - 60, а в главных ролях - молодые актеры, в скором времени составившие цвет советского кино: Алферова, Соломин, Лазарев… Это был классический сериал в нашем сегодняшнем понимании - зрителей манила отнюдь не идеологическая составляющая, а мелодраматическая канва сюжета.

Новое прочтение знаменитого романа снимают к 100-летию Великой Октябрьской революции и покажут соответственно в будущем году на канале НТВ. Съемки пройдут в Санкт-Петербурге, Москве, Пятигорске и Риге. Мы сравнили героев советского и российского сериалов.

АРКАДИЙ ЖАДОВ

Война - родная стихия для поручика. Он не задумывается, зачем она и какие будут последствия. Он просто воюет и делает это с упоением. Людей, испытывающих органическую жажду убивать, он считает стоящими «на высшей ступени современного сознания»

1977: Александр Лазарев

Его Жадов - жгучий брюнет с безуминкой в глазах.

2017: Андрей Мерзликин

Андрей Мерзликин не раз играл людей в форме. Вот и сейчас сразу видно: оружие ему к лицу.

ЛИЗА РАСТОРГУЕВА

Толстой пишет о ней так: «красивая, рослая и румяная девушка, с близорукими, точно нарисованными глазами, и одевавшаяся с таким безвкусием, что ее ругали за это даже телегинские жильцы».

1977: Инна Гулая

Роль была маленькая и не оставила заметного следа в биографии этой замечательной и трагически ушедшей актрисы.

2017: Светлана Ходченкова

Как по-разному понимали безвкусный облик в семидесятые и понимают сейчас! Челка Ходченковой уже наделала шуму: мол, Светлана стала неузнаваемой.

АЛЕКСЕЙ БЕССОНОВ

Поэт-декадент, звезда тусовки футуристов. В мрачных стихах предрекает конец России. Сам гибнет от рук душевнобольного солдата, олицетворяя собой ненужную часть русской интеллигенции.

1977: Михаил Козаков

Его Бессонов высокомерен и малосимпатичен - такой и должна быть много возомнившая о себе интеллигенция.

2017: Антон Шагин

На первый взгляд Шагин («Стиляги», «Бесы») кажется куда более трагичным, чем Козаков. Кроме того, он откровенно смахивает на Александра Блока, а ведь Толстого всегда подозревали в том, что в образе Бессонова он вывел этого поэта.

Антон Шагин. Фото: Канал НТВ

Антон Шагин. Фото: Канал НТВ

ИВАН ТЕЛЕГИН

Инженер Балтийского завода. «У него было загорелое лицо, бритое и простоватое, и добрые синие глаза, должно быть, умные и твердые, когда нужно». Ключевой персонаж: он олицетворяет пробуждающуюся Россию.

1977: Юрий Соломин

До сих пор эту роль называют в числе главнейших в творческой биографии актера и режиссера. На момент окончания работы над картиной Соломину было 42 года.

2017: Леонид Бичевин

Актеру 31 год, и по возрасту он ближе к романному герою.

Бичевин - актер Театра им. Вахтангова, засветился в фильмах и сериалах «Груз 200», «Морфий», «Куприн».

Леонид Бичевин. Фото: Канал НТВ

Леонид Бичевин. Фото: Канал НТВ

ДАРЬЯ БУЛАВИНА

Романтичная натура. Влюбляется в инженера Балтийского завода Ивана Телегина, который впоследствии вступает в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии.

1977: Ирина Алферова

Первую свою настоящую роль Алферова получила, будучи студенткой выпускного курса ГИТИСа. Серьезного актерского опыта не было, всему училась прямо на съемочной площадке. 13 серий снимали 7 лет! А потом актриса проснулась знаменитой: не влюбиться в ее огромные глаза было невозможно.

2017: Анна Чиповская

За плечами Ани три десятка картин, одна из которых сделала ее знаменитой, - речь, конечно, об «Оттепели». Не помешает ли Ане профессионализм изобразить очаровательную Дашину наивность?

Анна Чиповская. Фото: Канал НТВ

Анна Чиповская. Фото: Канал НТВ

ЕКАТЕРИНА БУЛАВИНА

Будучи замужем за адвокатом, изменяет ему с поэтом-декадентом Бессоновым. А потом влюбляется в царского офицера Вадима Рощина.

1977: Светлана Пенкина

Роль стала дипломной работой актрисы из Беларуси и прославила ее, как и Алферову, на весь Советский Союз. Снявшись еще в нескольких фильмах, Светлана вышла замуж за руководителя «Песняров» Владимира Мулявина и ушла из кино. Актрисы не стало буквально на днях, когда в Питере только-только начали снимать новый сериал по «Хождению по мукам». Ей было всего 65 лет.

2017: Юлия Снигирь

Звезда сериалов и кино ощутила вкус славы сполна. И царицу сыграла - Екатерину Великую, и даже в очередном «Крепком орешке» у самого Брюса Уиллиса эпизод.

Юлия Снигирь. Фото: Канал НТВ

Юлия Снигирь. Фото: Канал НТВ

ВАДИМ РОЩИН

Царский, а затем белогвардейский офицер. Образован и умен, влюблен в Катю. Горячий патриот, он возвращается с Первой мировой в состоянии глубокой растерянности: «Родины у нас уже нет. Великая Россия - теперь навоз под пашню». Изначально антипод Телегина, но затем принимает революцию.

1977: Михаил Ножкин

К моменту съемок актер уже был чрезвычайно знаменит (после «Ошибки резидента» и «Судьбы резидента» в первую очередь). Рефлексию Рощина Ножкин трактует как «вопрос смысла жизни»: «Важно защищать свои принципы. Ошибся - найти силы изменить их».

2017: Павел Трубинер

Его персонаж будет ухаживать за героиней Юлии Снигирь, что забавно: они уже работали в тандеме в сериале «Великая» (актриса играла Екатерину II, а Павел - Григория Орлова).

Павел Трубинер. Фото: Канал НТВ

Павел Трубинер. Фото: Канал НТВ

ДОСЛОВНО

Режиссер Константин Худяков:

- Наш фильм - это не сокращенное изложение известного произведения, это история по мотивам книги. Я рад, что могу дотронуться до такого мощного произведения. Мне кажется, оно рифмуется с нашим временем. Проблемы выбора, которые стоят перед героями этого романа, - проблемы вечные.

3 НАИВНЫХ ВОПРОСА

1. О чем роман?

«Хождение по мукам» - это трилогия, у каждого из романов есть собственное название: «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро». Это эпопея о судьбах русских интеллигентов до революции, во время нее и после. В центре повествования, в частности, сестры Даша и Катя Булавины. В дальнейшем одна из них влюбляется в белого офицера, а другая - в красноармейца. Члены одной семьи разделены идеологическими противоречиями.

2. Кто написал?

Алексей Николаевич Толстой - автор «Приключений Буратино», «Аэлиты», «Гиперболоида инженера Гарина», романа «Петр Первый». Отчество мы указали, чтобы вы не путали писателя с Алексеем Константиновичем Толстым («Упырь», «Смерть вурдалака»). За трилогию в 1943 году Толстой был награжден Сталинской премией в размере 100 тыс. руб. (около 15 млн. руб. на сегодняшние деньги) и немедленно перевел их на строительство танка «Грозный».

3. Чем все кончилось?

Как ни странно, хеппи-эндом! Четверо главных героев (в новом сериале их играют Снигирь, Чиповская, Бичевин и Трубинер) выжили, полюбили новый строй всем сердцем и в феврале 1920 года воодушевленно слушают в холодном Большом театре доклад Глеба Кржижановского о плане ГОЭЛРО (по развитию народного хозяйства за счет электрофикации всей страны).

www.bryansk.kp.ru

Глава 3 Хождение по мукам

Глава 3 Хождение по мукам

Я плыла к закату; трудный путь был долог;

Думала, что нет ему конца;

Но незримый поднял мне закатный полог

И послал навстречу светлого гонца.

Я к нему в обитель тихо постучала;

Он открыл мой звездный, мой последний путь.

И настал конец, и близилось начало;

И сдавила радость мне тисками грудь.

Е. Кузьмина-Караваева

Летом 1925 года в Ленинграде появился роман Алексея Толстого «Хождение по мукам»; точнее, первая его часть – «Сестры». Замечательная эпопея о духовных исканиях русской интеллигенции сразу же захватила внимание читающей публики.

В «Сестрах» выписан довольно несимпатичный образ поэта-декадента Алексея Алексеевича Бессонова, в котором читатели без труда разглядели шаржированные черты Александра Блока. Автор путано объяснял впоследствии, что он имел в виду не самого Александра Александровича, а его многочисленных подражателей. Впрочем, подобным объяснениям мало кто верил. Было прежде всего непонятно, почему же эпигоны Блока высмеивались в физическом облике поэта и носили его автобиографические черты. Ведь даже инициалы поэта полностью совпадали с инициалами Бессонова: А. А. Б.

Легко узнавали Блока в этом образе и его современники, прекрасно знавшие поэта и хорошо осведомленные о его личной жизни. По свидетельству одного из мемуаристов, «Хождение по мукам» Анна Ахматова отрицала не читая. Причина, судя по всему, содержалась в следующем. «Однажды она собралась с силами и прочла, и теперь у нее есть доказательства ничтожества этой книги, – пересказывал беседу с Анной Андреевной мемуарист. – Образ Бессонова – недопустимое оскорбление Блока».

В начале трилогии одна из любимых героинь Толстого, Даша, влюблена в известного поэта Алексея Бессонова – высокомерного красавца с холодным и бледным лицом. Она решает признаться ему в своем чувстве: «И жизни мне нет, покуда не пойду к нему, не услышу его голоса, не почувствую его всего. А остальное – ложь. Просто – нужно быть честной».

Через несколько дней девушка буквально врывается в квартиру скучающего поэта и признается ему в любви:

– Вы вошли в меня, как болезнь. Я постоянно ловлю себя на том, что думаю о вас. Это, наконец, выше моих сил. Лучше было прийти и прямо сказать. Сегодня – решилась… Но я ничего не хочу и не прошу от вас. Мне нужно было только сказать, что я вас люблю мучительно и очень сильно… Я разрушилась вся от этого чувства… У меня даже гордости не осталось…

Отношения этих героев так и не сложились. Отчасти из-за того, что в разговоре с Бессоновым Даша поняла: именно он был любовником ее обожаемой Кати, с которым сестра изменяла мужу. По сюжету в спутники самой Даше предназначался совсем другой человек – мужественный, честный и мягкий Иван Ильич Телегин.

Близкие знакомые Елизаветы Кузьминой-Караваевой в этом эпизоде узнали ее в образе Даши. Всю жизнь Елизавета Юрьевна не скрывала перед друзьями ни любви к Блоку, ни истории их первой встречи. А то, что открыто друзьям в откровенной беседе, порой становится известным всему свету. Именно так получилось у нее с Алексеем Толстым, с которым Елизавета Юрьевна поддерживала дружеские отношения и в юности, и в более поздние годы.

Но в толстовском романе фигурирует еще одна, не менее интересная для нас героиня. Зовут ее необычно и несколько странно: Елизавета Киевна Расторгуева. Склонная к полноте молодая женщина, она грезит о большом чувстве и тоже влюбляется в Алексея Бессонова. Это она «купила книгу Бессонова, разрезала ее щипцами для волос, прочла несколько раз подряд, залила кофеем, смяла в постели и, наконец, за обедом объявила, что он гений…».

Елизавета Киевна пишет Бессонову «восторженное, нелепое письмо с требованием свидания». И это свидание состоялось поначалу в ресторане «Вена» – как раз между решением Даши отправиться к поэту-декаденту и ее визитом к нему.

Диалог этих двух персонажей очень напоминает первую встречу Лизы Пиленко с Блоком, с которой мы начали нашу книгу. Неужели и Елизавета Киевна каким-то образом «списана» с Елизаветы Юрьевны? Может быть, странное отчество «Киевна» – намек на украинское звучание фамилии Пиленко?…

Подтверждение нашей догадки находим опять же у современников. За образ Елизаветы Киевны в «Хождении по мукам», подчеркивают они, у Кузьминой-Караваевой были все основания дать Толстому пощечину (а заодно и за Блока, которого она боготворила), но та простила.

Думается, это лишь предположение: сведений о том, что Елизавета Юрьевна читала роман Толстого, нет. В 1925 году, когда первая книга трилогии вышла в свет, ей было явно не до этого – семья Кузьминой-Караваевой еле выживала за границей, в трудах и заботах проходил каждый день… Да и узнала ли себя в Расторгуевой Елизавета Юрьевна, если бы прочитала книгу, вот вопрос! Особенно если отношения в ней героев, нас интересующих, – чистейший художественный вымысел… Да и сама Кузьмина-Караваева – полная противоположность не очень умной, экстравагантной Елизавете Расторгуевой!

В «Хождении по мукам», утверждала в беседе с мемуаристом Анна Ахматова, «клеветнический образ Елизаветы Киевны – это Елизавета Кузьмина-Караваева, человек необычайных душевных достоинств (католическая святая). О Бессонове лучше не говорить, его приключения… – это, может быть, приключения Толстого, но не Блока».

По-видимому, Ахматова хранила в душе идеализированный образ поэта, мало что зная об особенностях его семейной и личной жизни. Известно, что Блок не чурался случайных связей; если доверять его собственным подсчетам, в его объятиях побывало более трех сотен женщин, многие из которых – дешевые проститутки. Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок, касаясь этой деликатной темы, довольно категорично утверждала:

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru


Смотрите также

 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *