Аз есмь хлеб животный
См. Толкование на Ин. 6:44
Ст. 48-51 Я есмь хлеб жизни; отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек: хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира
Подаваемую им пищу сравнивает с манною. Я, говорит, есмь хлеб жизни, а евшие манну умерли. Не просто прибавил слово: «в пустыне», но с целью показать, что манны не надолго стало отцам, в пустыне только, а в землю обетованную она не вошла с ними. Сей же хлеб не таков, но пребывает вовек, так что они, если захотят, получат блага гораздо большие, чем отцы их. Как не больше то, что даруется Христом? Ибо хотя всякий вкусит смерть, однако же он жив по надежде воскресения. - Ясно говорит Он здесь о таинственном причастии Его тела. «Хлеб, - говорит, - который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Показывая Свою власть, что Он распят не как раб и меньший Отца, но по Своей воле, говорит, что «Я отдам» плоть Мою за жизнь мира. Хотя говорится, что Он отдан Отцом (Ин. 3, 16), но Он отдал и Сам Себя: первое, чтобы мы познали единомыслие с Отцом, а второе, чтобы познали самовластие Сына. Заметь, что хлеб, вкушаемый нами в Таинстве, не есть образ тела Господня, но есть самая Плоть Господа. Ибо не сказал Он, что хлеб, который Я дам, есть образ плоти Моей, но: «есть плоть Моя». Ибо хлеб сей неизреченными словами, чрез таинственное благословение и наитие Святаго Духа, претворяется в плоть Господа. Никто да не страшится веровать, что хлеб становится Плотию. Ибо когда Господь ходил во плоти и принимал пищу из хлеба, то хлеб сей, вкушаемый, применялся в Его тело и уподоблялся святой Его плоти, и, по обычаю естества человеческого, служил к возрастанию и укреплению. И ныне хлеб сей применяется в плоть Господа. Как же, скажут нам, является не плоть, а хлеб? Это для того, чтобы у нас не было отвращения к яству. Ибо если бы нам показывалась плоть, мы неприятно располагались бы к Причастию; а теперь, когда Господь снисходит нашей слабости, таинственная Пища нам является такою, какая у нас бывает обыкновенно. - Он отдал плоть Свою на смерть за жизнь мира, ибо смертью Своею разрушил смерть. Разумей, пожалуй, под жизнью мира и воскресение. Ибо смерть Господа произвела всеобщее воскресение для всего рода человеческого. Может быть, жизнью мира Он именует и жизнь в святости и блаженстве. Ибо хотя не все приняли освещение и жизнь в Духе, но Господь отдал Самого Себя за мир, и что касается до Него, то мир спасен и все естество освящено, поколику получило силу побеждать грех, и грех бежал чрез одного Человека, Господа нашего Иисуса Христа, как и чрез одного Адама человечество впало в грех.
bible.optina.ru
Из Геннисарета, уже по берегу Галилейского озера, Христос направляется в родной Ему город Капернаум на северном берегу того же озера. Здесь Он произносит исполненную особенного значения проповедь о хлебе жизни.
«На другой день… найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божий? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день…
Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою? Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме» (Ин. 6:22, 25-44, 47-59).
Поистине удивительное повествование. Не только древние иудеи, но и современные люди, обладающие значительными познаниями, не всегда способны понять и вместить смысл этого текста. В первую очередь обращает на себя внимание какое-то окаменелое нечувствие народа. В самом деле, люди, которых Господь накануне сверхъестественным образом насытил, чудесно умножив на их глазах пять хлебов, ныне вновь требуют от Него знамения, чтобы уверовать. Но удивительная невосприимчивость людей, сама по себе весьма многозначительная и поучительная, конечно, не составляет главного содержания этого чрезвычайно важного текста.
«Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» (Ин. 6:28) — вот вопрос, который на протяжении многих веков задают люди в стремлении уяснить назначение и смысл собственной жизни. И Спаситель в Евангелии дает точный ответ: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Ин. 6:29).
Таким образом, вера в Иисуса Христа есть непременное условие исполнения того, чего желает и что задумал в отношении нас Бог. Ибо Господь желает привести всех людей к полноте жизни и к истинному счастью, не ограничивая нас рамками земного бытия, но соделывая причастниками жизни вечной. Господь учит, что без веры полнота жизни невозможна, ибо вера есть непременное условие спасения: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6:47). И наоборот: человек, не верящий в Иисуса Христа как Сына Божия и Спасителя мира, не имеет полноты жизни и вечного спасения.
Мы уже говорили о том, что религиозная вера своим непременным условием имеет свободное самоопределение личности, усилие человеческой воли, его сердца. Однако, опираясь исключительно на собственные силы, человек не способен обрести полноту жизни. Ему нужны помощь свыше, Божие содействие, ибо именно Бог есть источник и энергия этой вечной жизни, к которой с верой стремится душа человека. И если человек желает войти в полноту жизни и спастись, то свою веру он должен сочетать с силой Божественной энергии.
«Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6:48). Эти слова свидетельствуют о том, что энергию жизни Христос содержит в Самом Себе, таинственным образом сообщая ее спасительную силу тому, кто верует в Него как в Сына Божия. Понятие хлеба в словах Господа выступает не как образ или метафора, но как сущностная реальность, связанная с Пречистым Телом Самого Спасителя. Иисус свидетельствует: «Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51).
Приоткрывая тайну Своей смерти, Спаситель говорит, что жертва Его будет принесена во имя жизни мира. Это означает, что без Креста Господня продолжение жизни мира было бы невозможно, а Плоть и Кровь Спасителя даются нам как реальность Божественного присутствия до конца времен, принятие которой есть наше приобщение к животворящей энергии и источнику бытия. Причем сила этой энергии такова, что она обеспечивает не только полноту бытия в этом нашем физическом мире, но и наследование жизни вечной после смерти:
«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день… Ядущий хлеб сей жить будет вовек» (Ин. 6:54-58).
Сама мысль о вкушении плоти и крови была шокирующей для слушателей Иисуса. Евангелист Иоанн Богослов отмечает: «Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин. 6:52).
Действительно, для иудейского религиозного мышления это представлялось непостижимым, кощунственным и страшным; впрочем, аналогичная реакция возможна и в случае современного невоцерковленного сознания. Каким же образом происходит это сочетание человека со Христом через вкушение Его Тела и Его Крови, как совершается это таинственное мистическое соединение верующего, устремленного навстречу полноте жизни, с Богом, Который есть источник и энергия этой жизни?
Иисус до времени не открывает Своей великой тайны, но определенно говорит о необходимости причащения Его Плоти и Крови для обретения человеком жизни вечной. Эту тайну Он откроет в канун Своих Крестных страданий, во время вечери с ближайшими учениками и апостолами, которые, конечно, вспомнят сказанное о «хлебе жизни» и более уже не будут удивляться. До осуждения, смерти и Воскресения Спасителя пройдет еще целый год.
А покуда продолжалось Его жертвенное служение. Он неутомимо вершил Свой путь по дорогам Галилеи, восходя на холмы и спускаясь в долины, переправляясь на лодке через море Галилейское и вновь уча в городах и селениях. Повсюду и перед всеми Он проповедовал о жизни вечной и спасении, возгревая совершением многих и славных чудес веру внимавших Ему людей, открывая им возможность увидеть, узнать, а через это и исповедать Его как Сына Божия, Спасителя мира.
hram-rozhdestva.prihod.ru
28-29: Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
Иисус дал учение об угождении Богу верой в нескольких словах. На этом можно было поставить точку. Но только не иудеям. Они потребовали доказательств. Точнее, доказательств требовали их урчащие желудки.
Где доказательство?
30-33: На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? Что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру.
Но они все еще не поняли!
34: На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб.
Они все еще пытались наладить поставки.
Тогда Иисусу пришлось ответить им прямо:
35: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда.
Иудеи хотели то, что знали — манну с неба.
Иисус пришел, чтобы дать хлеб жизни.
Иисус дважды повторяет, что евшие манну предки умерли.
И трижды повторяет, что ядущий хлеб жизни будет жить вечно.
Те, кто ел манну, умерли
Ядущий хлеб жизни будет жить вечно
35,40: Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда... Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
48,50: Я есмь хлеб жизни... Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
58: Сей-то есть хлеб, сшедший с небес; не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
Что же это за хлеб?
51: ...хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
Евангелие:
- Бог свят
- Наказание за грех — смерть
- Иисус умер вместо нас
- Веруя в Него, мы имеем вечную жизнь
40: Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день.
Как Я, так и Вы
И снова принцип в стихе 57:
Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем,
так и ядущий Меня жить будет Мною...
Гал. 2:20 - И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Кол.3:3-4 - Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге; когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь [будете явлены] с Ним во славе.
Жизнь наша сокрыта со Христом в Боге
stolpist.ru
На иврите слово «хлеб» звучит как «лэхем» (לָ֫חֶם). Его можно встретить 296 раз в ТаНаХе (Ветхом Завете). И, несмотря на то, что это не самое часто встречающееся слово на отрезке между книгами Бытие и Малахия, оно занимает далеко не последнее место по популярности и упоминается в 30 из 39 книг ТаНаХа.
Почему слово «хлеб» так распространено? Возможно, потому, что хлеб был такой распространённой пищей. На протяжении веков хлеб был основным продуктом питания практически всех народов. Даже сегодня во многих ресторанах хлеб подаётся в самых разных видах: без глютена, без дрожжей, для веганов, кукурузный, рисовый, бобовый хлеб и так далее.
Первое упоминание слова «хлеб» или «лэхем» в Библии находится в книге Бытие 3:19, когда Господь объясняет последствия «падения» Адаму. Он говорит:
«в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
Бог даёт человеку понять, что тот будет жить хлебом до своей смерти. Но это будет для него только временным источником жизни. По сути, он ест хлеб только для того, чтобы в конце умереть. Но, слава Богу, история на этом не заканчивается, а развивается на протяжении всего ТаНаХа и продолжается в книге Второзакония 8:3. Здесь мы узнаем, что не хлебом одним будет жить человек, и нам открывается «оставшаяся часть истории», которую Бог поведал Адаму в третьей главе книги Бытие.
Моисей писал, что: «не одним хлебом живет человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живет человек»
Человек должен жить двумя вещами. Хлебом («лэхем») И Словом Бога. Первое достаточно легко для понимания, но что это за «слово», которым также должен жить человек?
Мессия.
Первая глава послания Иоанна углубляется в мидраш1 на отдельные стихи, повествуя о том, как «в начале» «слово» было у Бога и «слово» было Бог. Кульминацией является 14 стих, где автор заявляет:
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Иоанн понимает, что Слово, о котором идёт речь в восьмой главе Второзакония и которым должен жить человек и есть Иешуа, или Мессия. Он и есть Слово Бога и именно Он стал плотью. Понятия «слово, плоть и хлеб» сливаются воедино в свидетельство Иешуа о себе самом в Иоанна 6:48-51. Он сказал:
«Я есмь хлеб жизни… Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Иешуа — это Слово Бога. Он есть Слово, ставшее плотью. Он — Мессия, в ком мы «живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28). Наш ответ на это построен в по-настоящему еврейском стиле с такой свойственной ему поэтической игрой слов: какими двумя вещами живут люди? «Хлебом» и «хлебом». Наше тело ест хлеб земли только, чтобы умереть, но пища нашего духа для жизни вечной – Иешуа, Слово Бога и Хлеб Жизни.
1 «Мидраш» – древний комментарий на часть еврейских Писаний, сопровождающий библейский текст.
Автор — Дастин Геррон / firm.org.ilПеревод — Катерина Пресман для ieshua.org
Последнее пожертвование: 8.11 (Эстония)
Теги: БогДастин ГерронжизньИешуаКатерина ПресманМессиясловоСлово Божьесмерть
651
ieshua.org
Я есмь хлеб жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
Иисус Христос
ЕВАНГЕЛИЕ
Иисус Христос (Спаситель)
Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек, хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира (Ин.6:50,51).
Апостол Иоанн Богослов
На другой день народ, стоявший по ту сторону моря, видел, что там, кроме одной лодки, в которую вошли ученики Его, иной не было, и что Иисус не входил в лодку с учениками Своими, а отплыли одни ученики Его. Между тем пришли из Тивериады другие лодки близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем. Итак, когда народ увидел, что тут нет Иисуса, ни учеников Его, то вошли в лодки и приплыли в Капернаум, ища Иисуса. И, найдя Его на той стороне моря, сказали Ему: Равви! когда Ты сюда пришел? Иисус сказал им в ответ: истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог. Итак, сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал. На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что Ты делаешь? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали Ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день. Воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня и Я воскрешу его в последний день. У пророков написано: и будут все научены Богом. Всякий, слышавший от Отца и научившийся, приходит ко Мне. Это не то, чтобы кто видел Отца, кроме Того, Кто есть от Бога; Он видел Отца. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Ин.6:22-47).
Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. И сказал: для того‑то и говорил Я вам, что никто не может придти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним (Ин.6:60-66).
Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин.6:67-69).
Святой Макарий Великий
Как в теле жизнь не от него самого, но от того, что вне его, то есть, от земли и без существующего вне его невозможно ему жить: так и душа, если еще ныне не возродится в оную землю живых и не будет там духовно питаться и духовно возрастать, преспевая пред Господом, и не облечет ее Божество в неизреченные ризы небесной лепоты, то без оной пищи невозможно ей самой собою жить в услаждении и упокоении. Ибо естество Божие имеет и хлеб жизни, — Того, Кто сказал: «Аз есмь хлеб животный» (Ин. 6:35), и «воду живу» (Ин. 4:10), и «вино, веселящее сердце человека» (Пс. 103:15), и «елей радости» (Пс. 44:8), и многообразную пищу небесного Духа, и светоносные небесные одежды, даруемые Богом. В этом и состоит небесная жизнь души. Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей природе, и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом, потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни. Как отчаиваются в больных, когда тело их не может уже принимать пищи, и плачут о них все близкие, друзья, родные и любимые ими: так Бог и святые Ангелы достойными слез признают те души, которые не вкушают небесной пищи Духа и не живут в нетлении. И это, повторяю еще, не просто произносимые слова, но самое дело духовной жизни, дело истины, совершаемое в душе достойной и верной.
Итак, если соделался ты Божиим престолом, и воссел в тебе небесный Браздодержец, и душа твоя стала вся духовным оком, и вся светом; если напитан ты оною небесною пищею Духа, и напоен живою водою; если облекся в одежды неизреченного света; если внутренний человек твой опытно и несомненно изведал все сие: то вот живешь ты подлинно вечною жизнию, и душа твоя даже ныне упокоевается с Господом; вот действительно приобрел и приял ты сие от Господа, чтобы жить тебе истинною жизнию. Если же не сознаешь в себе ничего такого: то плачь, скорби и сетуй, потому что доныне не приобрел еще ты вечного и духовного богатства, доныне не приял еще истинной жизни. Поэтому, сокрушайся о нищете своей, день и ночь умоляя Господа, потому что находишься в страшном греховном обнищании. И о если бы приобрел кто, хотя скорбь сию о нищете своей! О если бы не проводили мы времени в беззаботности, как пресыщенные! Кто скорбит, и ищет, и неотступно просит Господа, тот скорее получит избавление и небесное богатство, как сказал Господь, заключая слово о неправедном судии и о вдовице: кольми паче Бог сотворит «отмщение вопиющих к Нему день и нощь? Ей, глаголю: сотворит отмщение их вскоре» (Лк. 16:7,8). Ему слава и держава во веки! Аминь.
Преподобный Исаак Сирин
Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами, - где блаженный Павел напитался преестественною пищею и, как скоро вкусил там от древа жизни, воскликнул, сказав: «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9). От древа сего был отстранен Адам советом диавольским. Древо жизни есть любовь Божия, от которой отпал Адам, и с тех пор не встречала уже его радость, но работал и трудился он на земле терний. Лишенные любви Божией, если и по правоте ходят, едят тот хлеб пота в делах своих, какой повелено было есть первозданному по отпадении от любви Божией его. Пока не обретем любви, делание наше - на земле терний, и хотя сеяние наше бывает сеянием правды, однако и сеем и пожинаем мы среди терний и ежечасно уязвляемся ими и, что бы ни делали к своему оправданию (сколько бы ни совершили дел правды), живем в поте лица. А когда обретем любовь, тогда станем питаться хлебом небесным и укрепляться в силах без работы и труда. Небесный хлеб есть Христос, сшедший «с небесе и даяй живот миру» (Иоан. 6:33), и это есть пища ангельская.
Кто обрел любовь, тот каждый день и час вкушает Христа и делается от сего бессмертным, ибо сказано: «кто снесть от хлеба сего, егоже Аз дам» ему, смерти не узрит во веки (Иоан. 6:51:58). Блажен, кто вкушает от хлеба любви, который есть Иисус. А что вкушающий любви вкушает Христа, сущего над всеми Бога, о сем свидетельствует Иоанн, говоря: «Бог любы есть» (1 Иоан. 4:8,16). Итак, живущий в любви пожинает жизнь от Бога и в этом еще мире, в ощущаемой здесь, обоняет оный воздух воскресения. Сим воздухом насладятся праведные по воскресении. Любовь есть царство, о ней Господь таинственно обетовал Апостолам, что вкусят ее в царстве Его. Ибо сказанное: «да ясте и пиете на трапезе царствия Моего» (Лук. 22:30), что иное означает, как не любовь? Любви достаточно для того, чтобы напитать человека вместо пищи и пития. Вот вино, веселящее сердце человека (Пс. 103:15). Блажен, кто испиет вина сего! Испили его невоздержные, и устыдились; испили грешники, и забыли пути преткновений; испили пияницы, и стали постниками; испили богатые, и возжелали нищеты; испили убогие, и обогатились надеждою; испили недужные, и стали сильны; испили невежды, и умудрились.
Как невозможно переплыть большое море без корабля и ладии, так никто не может без страха достигнуть любви. Смрадное море между нами и духовным раем можем переплыть только на ладии покаяния, на которой есть гребцы страха. Но если эти гребцы страха не правят кораблем покаяния, на котором по морю мира сего преходим к Богу, то утопаем в этом смрадном море. Покаяние есть корабль, а страх - его кормчий, любовь же - Божественная пристань. Поэтому страх вводит нас на корабль покаяния, переправляет по смрадному морю жизни и путеводит к Божественной пристани, которая есть любовь. В сию пристань приходят все труждающиеся и обремененные покаянием. И когда достигнем любви, тогда достигли мы Бога, и путь наш свершен, и пришли мы к острову тамошнего мира, где Отец, Сын и Дух Святый.
Неизвестный Афонский Исихаст
ТРЕЗВЕННОЕ СОЗЕРЦАНИЕ
Слово четвертое
О том, что тот, кто желает удостоиться дара умной молитвы, должен просить его у Бога с сердечной теплотой, проводя жительство высокое, чистое, безукоризненное и претрудное, упорствуя в молитве к Богу, доколе не сподобится вкусить этого дара свыше, от Отца светов. Ибо часто Бог не сразу дает просимое, чтобы было явлено терпение до конца и человек стал более теплым в молитве, нежели прежде.
Благослови, отче
Господь сказал: «Узок и прискорбен путь, ведущий в Царство Небесное». Этот узкий и прискорбный путь есть именно деятельная и претрудная жизнь по Богу, которая ради Царства Небесного проводится добровольно в этом мире. Ибо эта деятельная и претрудная жизнь рождает в человеке умерщвление страстей, умерщвление же страстей рождает отчуждение помысла от мирских вещей и неприязнь к диаволу. Потому что когда умертвит кто-либо свои страсти провождением аскетической жизни, тогда воссияет в его душе некий божественный луч, который отчуждает помысл от мира и поднимает его на войну с диаволом. А отчуждение помысла от мира и вражда и ненависть по отношению к диаволу порождают надежду на Бога и уверенность. И с того часа человек просит у Бога помощи, чтобы победить диавола. Он ищет у Бога всегдашней помощи. Ибо, как диавол не перестает бороться с человеком до самого часа его смерти, так и человек просит Бога о такой силе и помощи, чтобы смочь противостоять всем нападениям диавола и сохраниться невредимым от его приснодвижимых, тайных, страшных и разжженных стрел.
Потому Бог подает ему всегдашнюю помощь, согласно с его просьбой, ибо сказано: Просите, и дано будет вам. А всегдашняя помощь, которую человек просит у Бога, чтобы во всякое время побеждать неусыпного диавола, это не что иное, как всегдашнее поучение в умной и сердечной молитве. Если оно будет дано человеку от Вседержителя Господа, то укоренится в его чистом сердце, как укореняется семя, упавшее на хорошо удобренную землю. Это семя умной молитвы услаждает ум, согревает сердце и утешает душу божественной благодатью. Потому душа начинает приносить плоды умной молитвы, сначала в тридцать, потом в шестьдесят и наконец во сто крат.
Это происходит так потому, что умная молитва не дается человеку сразу в совершенстве. Ведь и святым апостолам благодать Святого Духа была дана не сразу. Сначала Христос даровал ее в малой мере, когда прежде Своих страстей и распятия сказал им: Се, даю вам власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Во второй раз им дана была большая благодать, когда после Своего воскресения Он дунул на них и сказал: Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся. А в третий раз они получили благодать Святого Духа в совершенстве, когда Сам Святой Дух сущностно опустился с неба на головы святых апостолов в виде огненных языков в день Пятидесятницы.
Бог и сейчас подобным образом дает человеку благодать умной молитвы. Ибо сначала малым подаянием предобучается и приуготовляется человек для большего дара умной молитвы. И снова, бoльшим подаянием и силой умной молитвы человек предобучается и приуготовляется для дара совершенного. Потому что когда человек достигнет меры исполнения Евангелия Иисуса Христа и станет способным принести Богу достойный этого божественного дара плод, как сказано: еже плод свой даст во время свое,– тогда, говорю, Бог дает ему совершенное подаяние и совершенный дар умной молитвы.
Но поскольку этот совершенный дар, сходящий от Отца светов, высок и честен, то требует и жительства высокого и честного, потому что подобное любит подобное. Для большей убедительности приведем в пример одного святого.
Святой Максим Кавсокаливит вожделел научиться умной молитве и всегда просил Божию Матерь об этом даре. И вот даровал ему Бог по сердцу его и исполнил желание его по намерению его, как написано: Даст ти Господь по сердцу твоему и весь совет твой исполнит. Явилась ему Госпожа Богородица и сказала: «Поднимись, Максим, на вершину Афона, чтобы получить дар умной молитвы».
Посему святой поднялся на вершину Афона и получил желаемое. Он поднялся – но как он поднялся? Он поднялся, будучи алчущим, жаждущим, удрученным телом, поднялся после ночного бдения, поднялся босой, поднялся с теплейшей верой, поднялся с чрезвычайным смирением и огромным благоговением, поднялся с чистым сердцем и очищенным умом. Он поднялся с живой надеждой и расположением сердца. Он поднялся на вершину и оросил пол храма теплейшими и обильнейшими слезами. Он поднялся, но не сразу получил желаемое. Поэтому он спустился вниз к божественному храму Богородицы, огорченный, но не отчаявшийся, ибо снова поднялся с большей верой, с большим благоговением, с большим смирением, с большей молитвой, с большей теплотой, с большим алканием и двойной жаждой души вместе и тела и с большими и теплейшими слезами. И он решил в себе: если не удостоится желаемого, не уходить с вершины Афона, ничего не есть, не пить, не давать очам своим сна и векам – дремания, как сказано: «Преподобне отче, не дал еси сна очима твоима, ни веждома твоима дремания, дондеже душу и тело от страстей свободил еси; прииде бо Христос со Отцем, обитель у тебе сотвори».
И это были видимые подвиги преподобного, но об умопостигаемых подвигах, которые он подъял для борьбы с невидимыми демонами, кто расскажет? Потому что демоны, как только поняли, что святому предстоит получить дар умной молитвы, тут же собрали свои полчища чуть не со всей вселенной, чтобы испугать и устрашить святого, дабы он от страха вернулся ни с чем. Они изображали, будто набрасываются на него в великом множестве, создавая сильный шум и грохот.
И другие мириады различных устрашений они представляли преподобному в уме, чтобы убежал он от страха. Но он остался непреклонным, как неподвижный столп, доколе не получил желаемого следующим образом.
На вершину Афона спустилась Госпожа Богородица, держа на святой Своей руке прекрасного Младенца Иисуса. Ее сопровождала стража бесчисленных Ангелов. Вершина же Афона показалась преподобному просторнее неба – и справедливо, потому что туда сошла Ширшая Небес вместе с невмещаемым небесами Своим Сыном и Богом. А святой, увидев въяве Госпожу Богородицу, упал тут же и поклонился Ей трижды, на каждое поклонение говоря: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословена Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших».
И тогда Матерь Эммануилова пречистой Своей рукой дала Максиму хлеб, который, приняв с великим благоговением, святой тут же съел. Тогда Госпожа Богородица стала невидима, а Максим сразу почувствовал в своем сердце бурное кипение умной молитвы.
И с того часа, бодрствовал ли преподобный или спал, молитва бурлила в его сердце, согревая его, услаждая душу и просвещая умные его очи. Потому, просветившись, он своими просветленными очами видел в облачное и темное ночное время так хорошо, как будто сияло яркое солнце. И, подобно крылатому орлу, он часто летал телом по воздуху. Но все это произошло со святым Максимом Кавсокаливитом, а мы вернемся к своему слову.
Это слово свидетельствует о том, что дар умной молитвы дается тому, кто поднимается на вершину Афона. То есть получает от Бога совершенный дар умной молитвы тот, кто проводит житие высокое, житие непорочное и чистое, кто проводит для тела житие претрудное и безутешное, а для души усладительное и утешительное, возвышающее ум к небу подобно вершине Афона, уходящей в облака.
Потому что этого высокого и небесного жительства желают не только чистые Ангелы и Покровительница чистоты, их Владычица, Матерь Христова, но такового жительства желает и Сам небесный и непостижимый Отец Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому Он насаждает в сердце человека росток умной молитвы, который, напояемый присными токами слез, вырастет и расширится подобно кедрам ливанским, и охладит прохладным ветерком божественных словес всех опаленных зноем греха, и накормит прекрасным и сладким плодом тех, кто умирает от недостатка деятельности по Богу. Труды, сказано, плодов твоих снеси: блажен еси, и добро тебе будет. То есть, трудами, стараниями, тяготами и другими подвигами, которыми ты испытываешь себя, день и ночь борясь со своими страстями, доколе не выкорчуешь их из своего сердца, чтобы свыше было насаждено в твоем сердце растение умной молитвы, умного поучения, умного и божественного созерцания, – всем этим, говорю, в твоей душе приуготовляется плод небесный, плод нетленный, плод умопостигаемый, плод вечный и плод духовный, который слаще меда и многочисленней песка морского. Вкушающий от этого плода поистине блажен и счастлив, потому что не взалчет во век, живя во Христе, и Христос будет жить в нем. Ему же слава и держава всегда. Аминь.
Преподобный Максим Исповедник
Молящийся получить насущный хлеб, конечно, не весь приемлет его, как он есть сам в себе хлеб, но как может приять приемлющий. Всем просящим дает Себя Хлеб – животный (жизни) – (Ин.6:35), как человеколюбивый, не всем, однако же, поровну, но сделавшим великие дела правды больше, а тем, кои скудны такими делами, меньше: каждому, сколько может приять достоинство (или благонастроение) его ума.
Преподобный Иоанн Кронштадский
Хлеб жизни есть Христос, прочее убо о хлебе отложим попечениеГосподь, дающий нам в пищу и питие и Плоть и Кровь Сына Своего, тем более подаст хлеб естественный, одеющий душу нашу во Христа, тем более пошлет нам одежду вещественную, соизволяющий Сам обитать в нас не лишит нас жилища тленного.
Он даровал всему бытие и жизнь, Он есть Сущий и Вседержитель, ибо от Него все и Им все поддерживается, Его единого Сущего и да знаем. Диавол есть смерть, потому что произвольно уклонился от Живота-Бога, и как Бог есть Сущий, так он, диавол, по причине совершенного отпадения от Сущего, есть виновник не сущего, виновник мечтания, прелести, ибо истинно не может ничего привести в бытие словом, он есть ложь, как Бог есть истина.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Насущный хлеб христиан — Христос. Ненасытное насыщение этим хлебом — вот пресыщение и наслаждение спасительное, к которому приглашаются все христиане. Ненасытно насыщайся Словом Божиим, ненасытно насыщайся исполнением заповедей Христовых, ненасытно насыщайся трапезою, уготованною сопротив стужающих тебе, и упивайся чашею державною (Пс. 22:5).
www.azbukaspaseniya.com
_____________________________________________________________________________ Архимандрит Илья (Мастрояннопулос). Перевод с новогреческого. «ЧАША БЕССМЕРТИЯ». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. _____________________________________________________________________________ Господь наш Иисус Христос, будучи на земле, неоднократно говорил о Таинстве Божественного Причащения. Задолго до установления этого Таинства на Тайной вечери оно было прообразовано в чудесах и притчах. И в первую очередь Господь приготовил мир к пониманию этой таинственной пищи, данной им позже, двумя притчами. В одной из них, в притче о винограднике, Небесный Царь призывает людей на вечерю и предлагает им бессмертную пищу. Однако особое значение имеет наставление Спасителя, последовавшее на следующий день после великого чуда умножения хлебов, описанного в 6-й главе Евангелия от Иоанна. Иудеи вопрошали Христа: — Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы уви¬дели и поверили Тебе? Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Отвечая на этот вопрос, Господь раскрыл людям великую истину: — Истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Истинный Небесный Хлеб — это не манна, сошедшая через Моисея вашим предкам, но Сходящий от Отца Моего, Который с этого дня и навеки будет всегда подавать вам истинный Небесный Хлеб. Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с Небес и дает жизнь миру. Вскоре после этих слов о Небесном Хлебе, удививших иудеев, они сказали Ему: — Господи, подавай нам всегда такой хлеб, как когда-то давалась ежедневно манна отцам нашим. Тогда Господь открыл им: — Я есть хлеб жизни; приходящий ко Мне с покаянием и верою не будет алкать духовно, и верующий в Меня не будет жаждать духовно никогда (Ин. 6, 35). И завершил еще более откровенно: — Я есмь хлеб. Отцы ваши ели манну в пустыне, но, несмотря на то, что манна была дана им чудесным образом, она не могла избавить людей от физической смерти, и они умерли. Истинно Божественная и Небесная Пища, сходящая действительно с небес, — это хлеб, дающий такую силу и жизнь, что ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам в жертву за жизнь мира (Ин. 6,51). И тогда начался спор между иудеями, которые говорили: — Как Он может дать нам есть Плоть Свою? Этот вопрос побудил Господа открыть еще одну важную истину: — Если не уверуете в свое спасение через жертву, которую Я принесу, и если с этой верой не будете через Таинство Божественной Евхаристии есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь становится общником жизни Моей и Жертвы Моей, имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Он приобщается Жизни Вечной, поскольку Плоть Моя истинно есть пища и Кровь Моя истинно есть питие, насыщающие на века. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь соединяется со Мной в едином теле и поэтому пребывает во Мне и Я в нем (Ин. 6,53-56). Каждый истинный христианин, сравнивая эти слова с тем, что было сказано на Тайной вечери, твердо уверен, что Тело и Кровь Христовы, преподносимые нам на Божественной литургии, есть истинные Божественные Пища и Питие. И это приобщение соединяет нас с нашим Спасителем Богочеловеком, дарует Жизнь Вечную. Итак, блажен тот, кто причащается на этой Божественной вечери. В святой Евхаристии утоляются голод и жажда души, губящие человека, христианин становится небесным гражданином, имеет жизнь истинную и небесную, а не плотскую и временную. Тщетны попытки и усилия людей, стремящихся другими путями и средствами напитать свою душу. Глубинные стремления души останутся неудовлетворенными до тех пор, пока христианин не приступит с верой и любовью к Чаше Жизни. Достаточно ли только лишь ходить в церковь и с вниманием следить за совершением Таинства? Мо¬жет быть, необходимо и нечто другое? Литургия — это не просто поучение, некое прекрасное псалмопение, Божественная драма, за которой мы лишь наблюдаем. Она является присной вечерей, в которой мы призываемся стать общниками и соучастниками Таинства. Она потому и называется Божественным Приобщением, что цель ее — в причащении верующих Тела и Крови пожертвовавшего Собой Спасителя. Итак, Божественная литургия является действительно Приобщением и причащением, то есть через нее происходит наше соучастие в вечери великой Жертвы. Если каждый из нас не станет общником этой Жертвы, на что он может рассчитывать? Как мы знаем, Господь ясно сказал, что Плоть Его истинно есть брашно. Христос Сам поучал, что Он есть хлеб жизни, что лишь ядый Плоть Его может наследовать жизнь истинную (Ин. 6, 55—56). И великий Апостол Христов напоминает христианам слова Господа, сказанные в тот момент, когда Он давал ученикам хлеб и чашу: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое» (I Кор. 11, 24). Так почему же мы столь часто забываем об этом? Ученики Апостолов, их святые наследники, которых мы называем апостольскими мужами, в своих творениях утверждали, что Божественное Причащение есть истинная пища. В древнейшем писании, называемом «Учение двенадцати Апостолов», есть молитва, подтверждающая крепость веры христиан первых веков в то, что Божественное Причащение является пищей для христианина: «Нас же благословил духовною пищею и питием и Жизнью Вечной через Твоего Отрока». Ту же великую истину провозглашал и святой мученик Иустин Философ. «Тело и Кровь Христовы, — отмечает он в своей «Апологии» к язычникам, — есть истинная пища. Мы принимаем их не как простой хлеб и обычное питие, но как Плоть и Кровь вочеловечившегося Иисуса, поскольку Иисус Христос, Спаситель наш, принял плоть и кровь для нашего спасения». Прислушаемся и к таким словам святого мученика Иустина (166 г.): «Ибо мы принимаем это не так, как обыкновенный хлеб или обыкновенное питие, но как Христос, Спаситель наш, словом Божиим воплотился и имел Плоть и Кровь для спасения нашего, таким же образом преобразуется пища эта, над которой совершено благодарение через молитву слова Его»1. Обратимся и к другому церковному писателю, к святителю Клименту Александрийскому (нач. III в.). В своем творении «Кто спасенный богач?» он представляет Господа говорящим человеку: «Я питаю тебя Своим хлебом, вкушая который никто не умрет, и Кровью Моею, пия которую ежедневно, получишь бессмертие». Эта убежденность в том, что Тело и Кровь Христовы — необходимая пища для человека, вдохновляла христиан всех веков, придавала силы святым любой страны в любую эпоху. Божественное Причащение являлось вечным и единственным лекарством и Пищей Церкви воинствующей, Хлебом укрепляющим. Потому каждая душа, принимающая его, должна вспоминать слова святого праведного отца Иоанна то, чтобы мы не забыли Его Жертвы и не остались неблагодарными, поскольку облагодетельствованные должны помнить своих благодетелей и их благодеяния. В ветхозаветные времена воспоминание благодеяний Божиих по закону нужно было совершать, принося в жертву тельцов, ягнят и козлят, сейчас же Господь заповедал совершать Таинство с Его собственным Телом «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19). Итак, совершение Божественной Евхаристии есть воспоминание, прошение и благодарение. Каким же образом мы можем возблагодарить нашего великого Благодетеля? По большому счету, мы, конечно, не способны достойно воспеть все величие. Его благодеяний. И только в Божественной Евхаристии мы получаем возможность вознести Ему достойное благодарение. _____________________________________________________________________________ 1 Св. Иустин Философ. Апология I. Гл. 66 // Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988. С. 337—338. |
prichastie777.narod.ru
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 6, с 48 по 54 стих.
48 Я есмь хлеб жизни.
49 Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли;
50 хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет.
51 Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.
52 Тогда Иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?
53 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.
54 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.
(Ин. 6, 48-54)
Эти слова поразили умы иудейского народа. Для них то, что предложил Христос, было не просто непонятно, но вопиюще, безумно, противоречило всем их представлениям о жизни и воле Божией. Во-первых, Господь снова говорит о Себе: «Я есть хлеб жизни. Я есть та пища, которая ведет человека в вечность. Только в единении со Мной человек наследует жизнь вечную. Воля Бога Отца есть та, чтобы веровать в Меня и выполнять волю Мою». Такие слова буквально сбивали с ног иудеев. Они привыкли считать, что Бог где-то далеко. Он общается с людьми через пророков, посланников, но мы – что-то отдельное, и Бог – отдельно. Самое главное – заключить с Богом особые отношения, выполнять Его волю и надеяться, что Он будет оберегать, содержать, устраивать нашу жизнь. И когда-то, в отдаленном светлом будущем, Он даст жизнь вечную – совсем замечательное существование. Особо нам Бог не нужен. Пусть Он будет, но мы сами по себе. По большому счету у большинства людей такое мировоззрение. Человек привык думать о себе, как о чем-то отдельном. На пике своей горделивой наглости он рассматривает Бога, как Того, Кто обязан человека защищать, снабжать, кормить, поить, выполнять желания и т.д. А я, со своей стороны, когда у меня будет свободное время, может быть что-нибудь Него и сделаю.
Христос же говорит конкретно – о хлебе. Хлеб - это то, что необходимо для жизни человеческой. Но здесь речь идет не о земной жизни, а о вечной. Спаситель сказал: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб, исходящий с небес такой, что ядущий его не умрет». О смерти здесь нужно рассуждать в том смысле, что не умерли смертью духовной. Человек, насыщающийся обычной пищей, насыщает лишь свое тело. Это не меняет его душу, не может сделать его лучше, способным к богообщению, пребыванию в благодати Божией, вывести на новый уровень существования, сделав человеком естественным. Здесь уместно вспомнить слова святителя Игнатия Брянчанинова, который, повторяя слова многих отцов, говорил, что человек после грехопадения впал в состояние нижеестественное. Человеку надо хотя бы вернуться в состояние Адама до грехопадения.
Господь говорит: «Манну, которую ели отцы ваши в пустыне, вы так любите вспоминать потому, что для вас это было совершение всех желаний, и вам хочется, чтобы это вновь повторилось. Но, как умирали они духовно, грешили, так и продолжали грешить. Та манна не сделала их святыми, не привела к Богу».
Вспомним состояние иудейского народа, когда Господь вывел его из Египта. Сколько было ропота, недовольства, предательства по отношению к Богу. Он был вынужден сорок лет водить по пустыне народ иудейский, чтобы умерло то поколение, которое еще помнило состояние своего рабства, и чтобы родились новые люди, желающие новой, свободной жизни.
«Хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет». Господь здесь говорит о самом Себе, как о хлебе. Всякий человек, соединяющийся со Христом, действительно уже сейчас наследует жизнь вечную. Мы не говорим о состоянии тела. Воля Божия такова, что всякий человек телесно должен вкусить смерть. Все святые умирали, Пресвятая Богородица вкусила смерть, Сам Господь наш Иисус Христос пришел для того, чтобы умереть ради нас. Кто-то может вспомнить пророка Илию, ветхозаветного праведника Еноха, но и они вкусят смерть во времена Антихриста. Такова воля Божия. Речь идет не о земной смерти – это сон, от которого Господь пробудит в последний день. Гораздо важнее, что происходит внутри человеческого сердца, состояние его духа – есть ли там жизнь. Жива ли наша душа, или она настолько загажена, что жить не может. Всякий, кто вместе со Христом, тот может не умирать, а быть живым.
«Я – хлеб живой, - говорит Господь, - хлеб живой, сшедший с Небес, ядущий хлеб сей будет жить вовек». Дальше Христос произносит страшные для иудеев слова: «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». Христос указывает на Свое Тело, таинственно говорит о будущем Таинстве святого Причащения. Насколько тверды Его слова, в них нет компромиссов, других вариантов понимания. Именно причащение Его Тела и Крови является основой для жизни вечной, богообщения.
«Плоть Моя, которую отдам за жизнь мира». Иудеи стали спорить, как Он может говорить такое, как может дать есть Свою Плоть – отрежет руку, ногу и даст нам их есть? Что это за людоедство? Иисус же сказал им: «Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Вновь Он подчеркивает, что Плоть и Кровь Его - это то, через что мы приобщаемся к Его Божественной жизни.
Для нас открывается еще одна важная истина – необходимость существования Церкви. Мы живем в такое время, когда многие люди пытаются оправдать злую, богоборческую идею, что вроде бы можно веровать в Бога, во Христа, но Церковь при этом не нужна, это человеческая организация, без которой можно обойтись. Христос на это заблуждение отвечает Своими словами: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Никакая вера, никакие добрые дела не изменят человека, не помогут ему спастись, если он не будет причащаться. Ничто тебе не поможет и никто из людей: ни старый, ни молодой, ни во власти, ни последний нищий - никто тебя не спасет от вечной смерти. Никто не исправит душу твою, кроме Христа, с Которым ты соединяешься во святом причащении. А причащаться ты можешь только в Церкви Христовой. Святые отцы говорят, что Церковь по природе своей евхаристична. Вспомним слова апостола Павла «Церковь есть Тело Христово». Если не принимать этого, то все остальные рассуждения – выдумка, фантазия больного воображения.
«Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день», - говорит Господь. Христос воскресит! Ни Аллах, ни Будда, никто другой этого не сделает. Соединяясь со Христом в Причастии, мы имеем в себе жизнь вечную.
Священник Анатолий Куликов
Расшифровка: Людмила Кедысь
tv-soyuz.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»