Внеклассное мероприятие "хлеб всему голова"4 класс. Викторина хлеб всему голова


Внеклассное мероприятие "Хлеб всему голова"

Внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова»

Хлеб - одно из крупнейших открытий

в истории человечества. Он

настолько нужен человеку, что едва

родившись на свете, мы уже не

можем без него обойтись. И так всю

жизнь.

В. Н. Ремесло

Цель: Привитие любви, уважения и бережного отношения к хлебу.

Оформление: Книжная выставка «Хлеб – всему голова», стол накрытый белой

скатертью, хлеб и соль на рушнике, выпечка, приготовленная руками

учащихся.

Плакаты: «Хлебушек - от земли, Силушка от хлеба»

«Мы не песню поем - хлебу честь воздаём!»

«Хлеб – батюшка, а земля матушка»

«Матушка рожь кормит всех сплошь

Ведущая 1: С давних времен хлебом солью приветствовали радушные хозяева дорогих гостей. Этот обычай русской старины сохранился, до сей поры. Хлеб да соль символизируют мир, тепло домашнего очага.

Ведущая 1: История цивилизации - это история хлеба. Ученые полагают, что впервые хлеб появился свыше 15 тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далёкие времена была нелегкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они – то и обратили внимание на злаковые растения.

Ведущая 2: Древние люди заметили, что брошенное в землю зерно возвращает несколько зерен, что на рыхлой и влажной земле вырастает больше зерна. Долгое время люди употребляли в пищу, зерна в сыром виде, за тем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб.

Ведущая 1: Самый древний хлеб, дошедший до наших дней, лепешки из гробницы фараона Ралуса 3. Хлеб почитался очень высоко, ценился всеми народами. Пекари имели большой авторитет.

Ведущая 1: В Германии преступника, убившего пекаря, наказывали втрое строже, чем за убийство другого человека. Тех, кто пек плохой хлеб, строго наказывали: стригли наголо, привязывали к позорному столбу, отправляли в изгнание. В Риме стоит 13-метровый величественный памятник древности хлебопеку-мастеру Марку Вергелию Эвкисану - в виде хлебной корзины.

Ведущий 2: С хлебом в истории было связанно много любопытных поверий и обычаев. Весной, перед посевом, когда начинали пахать землю, в первую борозду обязательно клали ломоть свежевыпеченного хлеба, что бы угодить и задобрить матушку-землю. В доме держали черствую буханку хлеба, выпеченную в Страстную пятницу, есть её, конечно, не ели, а подвязывали на верёвочке к потолку- целый год будет «отгонять от дома злых духов». Не меньшее значение имело, как держать буханку, когда режешь хлеб.

Чтец: За много лет до нашей эры,

Как это все давным-давно.

Бросает землю первый пахарь

Пшеницы первое зерно.

И зазвенел, налился колос

В ладонях солнечного дня.

И пахаря счастливый голос

Воспрянул, над землей звеня.

Ведущая 1: Казахстан – хлебная страна. Многие годы был в ней голод, хотя миллионы тон вывозили за границу. Пшеница славилась во всем мире, и это заслуга не только нашего трудолюбивого мужика, но и замечательных ученых – агрономов.

Ведущая 1: Хлеб - не только один из главных продуктов питания, не только украшение стола в праздники и будни, но ещё и добрый помощник врачей в их борьбе за здоровье человека. Он рекомендуется при заболевании почек, и сердечно- сосудистой системы, гипертонии, гастрите, язвенной болезни.

Звучит песня о хлебе

Ведущая 2: Был хлеб всегда в почете -

Её просторов главное богатство.

Его ты хочешь цену знать!- спроси,

Тебе ответить могут ленинградцы.

Ведущая 1: Они припомнят город без огней,

Когда враги стояли на пороге,

И долгих девяносто блокадных дней

Снаряды свист… Воздушные тревоги.

Ведущая 2: Мела метель ,колючая мела… .

За нею голод шел в дома по следу

И не было ни хлеба , ни тепла.

Была лишь вера твердая в Победу.

Ведущая 1: Высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но не сдающемуся городу. Что такое блокадный хлеб? 125 граммов на человека . В нём пищевой целлюлозы 10%,жмыха -10, обойной пыли -2, выбоек из мешков-2,хвои-1,муки ржаной обойной-75-процентов. Не будь хлеба – не было бы и Победы!

Ведущая 2: Сейчас всё это в прошлом: голод, война, голодные послевоенные годы. Любви и уважению к хлебу нужно учить с детства прививать эту любовь и в семье и в детском саду, и в школе. Но разве и сегодня не достойно уважения бережное отношение к хлебу? Каждый человек, знающий свою историю любящий свой народ ,не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб – бесценное сокровище.

Ведущая 1: А у нас нередко наблюдаешь картину , которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб ,растоптанный в грязи ломоть , булочки в мусоре. Это свидетельство безнравственного поступка. Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Ведущая 2: Каждому человеку нашей страны надо помнить о настоящей цене хлеба .

Не бросайте хлеб, обращайтесь с ним бережно! Если каждый из нас

выбросит в день пол ломтика хлеба, то за год набирается 7 кг или 15

батонов. Такие, казалось бы, незначительные потери в каждой семье

вырастают в громадную цифру. Чтобы восполнить их, необходимо

вырастить примерно два миллиона тонн зерна.

ВИКТОРИНА на тему: «ОТ БУХАНКИ ДО ВАТРУШКИ»

1. Сколько зёрен нужно для выпечки одного батона? ( Из одного зёрнышка получается около 20 мг муки, для выпечки одного батона надо вырастить 10000 зёрен).

2. Почему слова «пшено» и «пшеница» созвучны и в некоторых славянских языках однозначны? Названия связаны со способом очистки зерна: злаки толкли, отделяли от мякины. Оба названия – производные от старославянского «пышено», то есть зерно, очищенное путём толчения, «пыхать» - толочь.

3. Что такое «жито»? ( Рожь от слова «жить», ибо ржаной – жатный хлеб – основная пища русских земледельцев).

4. Какой хлеб называют «ситник»? (Мука тонкого помола, отсеянная от отрубей, называлась сеяной, а хлеб из неё – ситник).

5. Кто знает, почему сорт хлеба «Бородинский» так называется? (В честь бородинского сражения. Вдова генерала Тучкова, погибшего в этом сражении, на месте его гибели воздвигла часовню, а затем монастырь. Монахини его изобрели особый вид ароматного, долго не черствеющего хлеба, названного бородинским. Муку для него заваривают, а верх буханок перед выпечкой смазывают раствором крахмала. Паломники увозили домой хлеб, делили между домочадцами и молитвой поминали героев, отдавших жизнь за Родину.

6. Интересно, а какой хлеб едят космонавты? В космосе крошки хлеба разлетятся и попадут в аппаратуру, поэтому хлеб выпекают для космонавтов в виде крохотных булочек, весом 4,5 г, на « один кус» в формах с ячейками, как соты, по 80 штук. Герметически упакован, он хранится долго свежим. Также для космонавтов выпекают хлебцы разных сортов, коврижки. Космонавт Гречко, отправляясь в полёт, захватил с собой на орбиту, как самый дорогой подарок земли, буханку ржаного хлеба. Сам он сын пекаря и толк в хлебе знает.

7. Не счесть разнообразие пирогов по вкусу и форме, а какие вы знаете? ( Открытые и закрытые; курники, колобки, калитки, пирожки, саечки, лодонки, розанчики, крендельки, ватрушки, шаньги).

8. Все любят бублики. Что это такое? ( Бублик – самый молодой из бараночных изделий, родина – юг России, Одесса. Бублик по-украински – «пузырь»).

9. Сушка, – какая она? (Сухой бублик. Разные виды сушек в 19-20 веке носили название в честь писателей и поэтов: сушка ванильная – «пушкинская», с маком – «чеховская», сушка солёная – «есенинская»).

10. Что такое «варёный хлеб»? ( Галушки, лапша, клёцки).

11. Все помнят «трудовой договор» попа с Балдой из сказки А.С. Пушкина: «Есть же мне давай варёную полбу». Что такое – полба? ( Полба – полбяная пшеница, древний сорт культурной пшеницы. Зерно её при молотьбе не вымолачивается из плёнок, каша, сваренная из таких зёрен, - грубая и дешёвая еда).

12. Какие главные сорта хлеба вы знаете? (Серый, белый, чёрный).

13. В какой день на Руси пекли из хлебного теста «жаворонков»? (22 марта – день весеннего равноденствия).

Ведущий 1: Много пословиц, поговорок сложил народ о хлебе. Какие помните вы?

Пословицы

- Где хозяин ходит – там и хлеб родит.

- Хлеб на стол – и хлеб престол, а хлеба ни куска – и стол доска.

- Хлеб в закромах – счастье в домах.

- Хлеб – всей жизни голова.

- Матушка-рожь кормит всех сплошь, а пшеница – по выбору.

- Без хлеба нет обеда.

- Хлебушко ржаной – батюшка родной.

Ведущий 2: Слава ж тем, кто на рассвете раньше солнца поднимался, подставлял лицо под ветер, чтобы колос наливался и не вылег вдруг от града. И посеять, и взлелеять колосочек каждый надо, и пока дымятся росы, в срок скосить хлеба густые, чтоб не сыпались с колосьев наземь зёрна золотые. О дожде не спросит осень, был он в мае, ил не был? Спросит, убраны ль колосья под июньским знойным небом. Слава тем рукам – что пахнут хлебом!

Ведущий : Слово предоставляется ветерану труда Броде И.

Ведущий: танец в исполнении девочек

Ведущий 1: Богата и щедра наша Родина, сторицей она дарит людям все свои богатства, но только взамен на трудолюбие, заботу и внимание к себе. Где хлеб, там и песня, за хлебом-солью всякая шутка хороша, где поётся, там веселье.

Ведущий 2: Каждый из нас должен помнить: Всегда иметь хлеб на столе - большое счастье.

Активные участники награждаются призами. Затем все приглашаются за накрытый белой скатертью стол с самоваром, угощеньем, хлебной сдобной выпечкой – баранками, плюшками, ватрушками.

kopilkaurokov.ru

Внеклассное мероприятие "хлеб всему голова"4 класс

Хлеб – всей жизни голова

(внеклассное мероприятие)

Ведущие:

Мальчик. Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Девочка. Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Мальчик. С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

- Дорогой наш гость и друг!

Принимай хлеб-соль из рук.

Чтецы:

1. Пышный, мягкий, поперченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

2. В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло.

3. В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем,

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

Песня.

Ведущие:

1. Мы знаем, что хлеб имеет очень длинную историю.

2. А как пришел к людям хлеб, поведают нам сами колоски.

Колоски:

1. Было это давным-давно. Как говорят ученые, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди еще не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и дремучим лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть от голода. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных ржи, пшеницы, ячменя и овса.

2. В каменном веке люди ели зерна сырыми, а потом научились растирать их между камнями и смешивать с водой. Археологи точно установили, что прапрабабушкой нашего хлеба была жидкая зерновая каша.

3. Первобытные люди ели такую кашу до тех пор, пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась эпоха хлебопечения.

4. А 4-5 тысяч лет назад тесто для хлеба случайно скисло. Лепешка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб! С тех пор тесто стали заквашивать.

Ведущие:

1. Спасибо вам, колоски! Вот, оказывается, сколько времени прошло, прежде чем люди стали есть хлеб, похожий на современный

2. мы встречаемся с хлебом каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни праздничный стол. Это наш добрый друг, имя которого на всех языках люди произносят с особой теплотой и любовью.

Входит Голод

Голод. Ага, вот где Колоски! Нужно их уничтожить. Пока на столе у людей есть хлеб, я им не страшен. Как же с ними справиться? Позову- кА я на помощь Засуху. Эй, Засуха-сестрица! Прилети! Загуби! Иссуши! Да братьев Ветров-суховеев на подмогу зови!

Засуха. Вот и смерть ваша, Колоски, пришла! Сейчас мы это хлебное поле в пустыню превратим, ничего здесь расти не сможет! Будет Голод править всем миром.

Ведущий. 1.Ребята, спасем колоски! Нужно очень быстро вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

(Злые силы уходят)

Колоски. Спасибо, ребята, спасли от верной гибели.

Колоски:

1. Мы золотые зернышки,

Полны лучистым светом.

2. Мы дружим, неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

3. Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотые.

4. Мы ветерком провеены

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

5. Отдельно каждый – зернышко

Маленькое, скромное,

6. А вместе – хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

Ведущий 2 Не даром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зернышко стало хлебом, надо четыре силы – солнце, дождь, земля и великий честный труд.

Ведущий 1. Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Чтецы:

1. Под луной блестят поля,

спит кормилица-земля.

Белокрылые метели

Колыбельную ей спели,

Приукрыли снеговым

Одеялом пуховым.

2. Спит земля…

А что ей снится?

Снится спелая пшеница.

Ну а людям не до сна:

Приходи скорей, весна!

3. Агроном в халате белом,

Чем ты занят? – Важным делом!

Проверяю семена.

Приходи скорей, весна!

Агроном сказал: «Пора!

Заводите трактора!»

Трактора выходят в степи,

Тянут плуги на прицепе.

Режьте, плуги, как ножом,

Сочный, жирный чернозем!

4. Сеял сеятель старинный

Из лукошка-решета,

Нынче сеялка-машина

Этим делом занята.

Роет борозды проворно,

В них закладывает зерна.

5. Подросла пшеница.

Время ей пришло зреть и колоситься.

Чтецы:

1. Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.

2. Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 килограммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 000 зерен Сколько же надо, чтобы накормить народ?

3. Разве можно найти профессию более нужную, почетную, чем хлебороб.

Глубоко ошибается тот, кто решил, что в нынешние времена, при современной технике, хлеб дается легко. Нет, он добывается в поте лица, и слово «страда» не утратило своего первоначального смысла.

Учитель. Есть хлеб – будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. Ив наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни.

Издавна Россия – это не только милые душе березки, это поля с золотыми колосьями ржи и пшеницы.

Песня.

Чтецы:

1. Крошил я горбушку,

И мама, вздыхая,

Сказала,

Что это привычка плохая.

Тогда из фанеры

Я сделал кормушку,

В нее докрошил я

Ржаную горбушку.

И стала хорошей

Плохая привычка.

Приятного вам аппетита, синички!

Ведущие:

1 Можно подсчитать: если каждый учащийся школы за один день не доест 50 граммов хлеба и выбросит, это составит по школе 36 килограммов. А в районе? В стране?

2. Хлеб – драгоценность! Им не сори!

Хлеба к обеду в меру бери!

2. Нужны нам и мясо, и фрукты,

Однако, коль строго судить,

Жить можно без многих продуктов-

Без хлеба вовек не прожить.

Всему голова и основа,

В нем труд хлеборобов, их пот.

И хлебушком – ласковым словом-

Зовет его часто народ.

Ведущий:

1. Помните! Хлеб – не просто еда.

3. Мальчик, ногою пинающий хлеб,

Мальчик, голодных не знающих лет,

Помни, что были лихие года,

Хлеб – это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Коли ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал».

Ведушие:

1. Да, к хлебу нужно относиться с большим уважением.

2. Мы сейчас расскажем вам сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Сценка.

1. Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но очень жестокая. Еше совсем маленькая, она отрывала крылышки у мух и жуков, потому что ее забавляло то, что они становились совсем беспомощными и жалкими.

2. Однажды мать Инге испекла большой хлеб и попросила Инге отнести его бабушке. Инге надела свое лучшее платье, нарядные туфельки и отправилась в путь.

3. Дорога шла через болото. Инге стало жаль пачкать свои нарядные башмачки. Недолго думая, она бросила хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через болото.

4. Но едва она наступила на хлеб, как хлеб вместе с ней стал быстро погружаться в болото. Только черные пузырьки пошли по воде.

5. И Инге оказалась в зловонном жилище старухи болотницы, которая решила, что из Инге выйдет отличный истукан для ее прихожей.

6. И Инге стала истуканом. Руки и ноги у нее окаменели, жирные противные пауки оплели их своей паутиной, а по лицу ползали мухи с оторванными крыльями.

7. Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб.

8. Однажды Инге почувствовала, что на голову ей упала горячая слеза. Это плакала мать инге, говоря, что спесь сгубила ее дочь.

9. «Какой толк, что мать теперь хнычет обо мне»,- думала инге, и душа ее все больше грубела и ожесточалась.

10. Но однажды эту историю услышала однка маленькая девочка. «Бедная Инге! Как бы я хотела, чтобы она попросила прощения и ей позволили вернуться на землю!» - плакала девочка.

11. Слова эти дошли до сердца Инге Впервые она оглянулась на свою короткую жизнь и залилась слезами раскаяния. И втот же миг луч света проник в жилище Болотницы, и инге маленькой птичкой вылетела на волю. И не было в этот день человека счастливее матери инге.

Ведущие:

1. Эта сказка о том, что нет ничего на свете дороже хлеба. Хлеб надо беречь и относиться к нему с уважением.

2. Да, хлеб у всех народов - это вечный символ жизни, символ благополучия.

Учитель.

Действительно, хлеб – величайшая святыня для каждого народа. У нас разные традиции и обычаи, но мы одинаково любим свою родную землю, свои семьи, мы все не мыслим жизни без душистого ломтика хлеба, хотя и называем его по-разному. Замечательный французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Хлеб стал для нас средством единения людей, потому что люди преломляют его за общей трапезой. Хлеб стал для нас символом величия труда, потому что добывается он в поте лица. Хлеб стал для нас непременным спутником сострадания, потому что его раздают в годину бедствий. Вкус разделенного хлеба не сравним ни с чем.

Ведущие:

1. Действительно, есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – «жизнь».

2. В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит победа!

Учитель:

Казалось, что конец Земли,

Но сквозь остывшую планету

На Ленинград машины шли:

Он жив еще, он рядом где-то-

На Ленинград! На Ленинград!

Там на два дня осталось хлеба,

Там матери под темным небом

Толпой у булочных стоят.

И было так: на всем ходу

Машина задняя осела.

Шофер вскочил, шофер на льду,

Так и есть, мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза,

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогреешь – опять сведет.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасет

Шестнадцать тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджег их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофера.

Вперед! Как ноют волдыри,

Примерзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь.

Ведущие:

1. Живи так, чтобы хлеб твой был всегда честным. Запомни и скажи всем, кого знаешь, с кем дружишь: в хлебе – душа народа, твоей родной земли; судьбы многих людей, их неустанный труд.

2. И еще помни: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, - трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Чтецы:

1. Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего сильнее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке –

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

2. В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Словно родины бессмертный,

Хлебный колосок

3. Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: «Берегите,

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Славной родины своей!»

4. Не хотим мы видеть черных

Зерен, выжженных войной,

Пусть сияет нам узорных

Золотистых волн прибой.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

«Берегите хлеб, вы, люди,

научитесь хлеб беречь!»

Песня.

Учитель. Спасибо вам, ребята. Вы рассказали нам так много интересного. Вместе с вами мы увидели, как пришел на наш стол хлеб, сколько времени и труда для этого потребовалось. Мы будем очень стараться беречь хлеб, помогать тем, у кого не каждый день есть на столе кусок хлеба. Есть в мире слова, которые не могут потерять своей ценности. Эти слова – хлеб, мир, дружба. Будем же всегда об этом помнить!

infourok.ru

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова" (4 класс)

Внеклассное мероприятие в 4 классе.

Учитель первой квалификационной категории МОБУ «СОШ №54»

г. Оренбурга Ковалева Галина Борисовна

Тема: Хлеб – всему голова

Цель:-показать детям значимость труда людей, благодаря которым мы обеспечены самым важным продуктом питания – хлебом; -рассказать историю происхождения хлеба;-раскрыть его значение для нашего народа;-воспитывать патриотизм, бережливость, уважение к чужому труду;-расширить кругозор учащихся.

Задачи:1. Сформировать у детей представления о том, откуда на столах у людей появляется хлеб.

2. Научить бережному отношению к хлебу.3. Воспитывать ценностное отношение к человеческому труду и его результатам.4. Рассказать о значении хлеба в жизни человека в мирное и военное время; 5. Углубить и расширить знание детей о хлебе.6. Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу.Оборудование:Зал празднично украшен. На боковой стене плакаты, изображающие сбор урожая. На столе, накрытом вышитым полотенцем, - хлеб, соль, блюда из хлеба. В вазе стоят колосья.

Плакаты - высказывания о хлебе:1. Худ обед, коль хлеба нет.2. Не надо хвалиться, коли не знаешь, как хлеб родится.3. Радуйся хлебу не на корню, а в амбаре.4. Всходы – еще не хлеб.5. Ржаной хлебушко – калачу дедушка.6. Хлеб – от земли, сила – от хлеба.7. У кого хлебушко, у того и счастье.8. У безграмотного – колос, а у грамотного – пять.9. Не тот хлеб, что на полях, а тот, что в закромах.10. Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Звучит запись песни “Хлеб всему голова”, слова В. Балачан, музыка Николая Кудрина

- Ребята, сегодня мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человека – о хлебе.

Как пришёл ты к людям хлеб?

Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово.

В самом деле – вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения (пшеницу, рожь, ячмень), зерно, изделия из муки.

- Что же такое хлеб? Расскажите, Колоски.

Танец колосков.

Выступают дети с колосками в руках.

1. Только снег сошёл в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

2. Золотой простор бескрайний.

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

3. Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

4. Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

5. Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Учитель: Издавна кормит людей матушка-земля. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля сама для них припасла: ягоды, орехи, грибы, съедобные корешки. Но часто случалось так, что вместе с грибами и съедобными травами человек невзначай приносил спрятавшиеся в корзинке несколько зернышек. Случайно упадут они на землю возле дома – глядь, на этом самом месте вскоре вырастут несколько колосков. Каша из этих зёрен получилась вкусная, лепёшки и того лучше. Тогда люди смекнули, что можно не случайно, а специально приносить с собой зёрна и сажать их возле жилья. Вот и появились первые колоски.

Ученик: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым, пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

Учитель:

-А сейчас, ребята, отгадайте загадки.

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.

(Колос)

Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю тёплую уйду,

К солнцу колоском взойду.

В нём тогда таких, как я,

Будет целая семья.

(Зернышко).

Маленькое, сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребяткам всем.

(Бублик).

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня.

(Тесто).

Он бывает с толокном,

С рисом, мясом и пшеном,

С вишней сладкою бывает.

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят.

(Пирог).

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (Блины).

Вырос в поле колосок,

На столе лежу куском. (Хлеб).

За трактором по полю ходит она.

Отборного ей насыпают зерна.

А где её след чуть заметней ложится,

Там буйно потом урожай колосится. (Сеялка).

Недаром в народе говорят, что для того, чтобы маленькое зёрнышко стало хлебом, надо три силы: СОЛНЦЕ, ЗЕМЛЯ, ТРУД.

Выступают дети в костюмах: Земля, Солнце

Я – Земля

Хлебные зёрнышки

Сказочным кладом

Спрячутся в землю

И дружно взойдут.

Я – Солнце

Зёрнышки я согреваю лучами,

В добрых и тёплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает

Работы, чтобы звенели

хлеба веселей.

Но главная сила не в нас, а в труде.

Учитель: Свежий, ещё тёплый каравай хлеба из нового урожая на столе не просто дар родной земли, родного неба, неотлучных дум, неусыпных забот многих людей.

1 ученик: Из колхозного двора

Вышли в поле трактора.

Далеко в просторе чистом

Слышен говор тракторов.

За лесами, за лугами

Раздается в поле гром.

Это тракторы плугами

Пашут мягкий чернозем.

2 ученик: На широкие долины

Вышли новые машины.

Глянь в раскрытое окно –

Сеют сеялки зерно.

3 ученик: Золотое солнце с неба

На посевы пролилось,

Чтобы больше было хлеба,

Чтобы весело жилось.

4 ученик: Перед этой пашнею

Шапку скинь, дружок,

Видишь: пробивается

Хлебный стебелёк.

Сколько в это зёрнышко

Вложено труда,

Знает только солнышко,

Ветер да вода.

5 ученик: На заре цветут равнины,

Тихо шепчут тополя.

Председатель на машине

Приезжает на поля.

Хороша пшеница!

Подрастает, что ни час,

Крепнет, колосится…

Четвертый Колосок. Да, это так. Поле не терпит бездельников. Я расскажу вам басню, а вы попробуйте придумать для неё название.

Инсценирование басни «Два плуга»

На пахоте два Плуга

Остановились друг напротив плуга.

Один – старообразный, ржавый,

Другой – сияющий и моложавый.

Плуг старый молодому говорит:

- Смотрю я, одного мы года

И одного завода,

Но у тебя блестящий вид,

А я, хоть и берёг себя везде, -

Бывало, камешек на борозде,

И тот минуя стороною, -

Совсем, совсем больной,

Едва скриплю, от немощи дрожа

Нутро изъела ржа!

В тебе ж не видно изменения,

Как пух ворочаясь каменья!

В чём тут секрет?

Плуг моложавый произнёс в ответ:

«Я камни обходить не знал заботы,

А блеск мой это от работы!»

Д.Ушаков.

Рассказ учителя о целине.

Адамовский, Новоорский, Кваркенский, Акбулакский районы.

2 тыс. оренбуржцев.

Вспахано и засеяно 1 млн. га целинных земель. Организовано 11 совхозов.

За 3 года собран урожай в 3 раза больше, чем за 13 лет.

1956г. – 6 тыс.комбайнов, 4т машин, 1т тракторов, 11 тыс.рабочих, 153 млн.пудов – Оренбургская область награждена орденом Ленина.

18 героев Социалистического Труда, 6 тыс. награждены орденами и медалями.

5 колосок: Вот хлеб – высок, румян и свеж.

Его ты ежедневно ешь:

Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?

Их много – всяческих преград –

Преодолеть нам суждено,

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

«Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, ни слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

В руках у детей зерна пшеницы.

РАСТИ, КОЛОСОК

Слова П.Синявского. Музыка Ю.Чичикова.

Ржаной росток зелёный

Оглядывает поле,

Смешной и удивлённый,

Как первоклашка в школе.

Припев:

Зелёный росток,

Весёлый росток,

Ты только пробился из зёрнышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок, до солнышка!

Его расти научит

Любой весенний дождик,

И каждый внешний лучик

Раскрасит, как художник.

Припев.

Он вместе с близнецами

Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Припев.

Ведущие: Но не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десяток рук.

1 ученик: Посеяли хлеб хлеборобы весною,

Созрел он и встал золотою стеною.

И слышит страна –

- За уборку пора!

Для хлеба комбайны нужны, трактора.

Все: Дадим.

2 ученик: Отвечают в цехах металлисты:

- Для хлеба машины мы сделаем быстро.

Но только нам нужен металл непременно.

Все: Дадим.

3 ученик: Отвечают немедля мартены:

- Нам только руду подавай сюда.

4 ученик: Для хлеба с рудою спешат поезда,

Для хлеба проложены рельсы дорог,

Для хлеба идёт на - гора уголёк,

Для хлеба нефтяники нефть достают.

Для хлеба плотины на реках встают,

И краны, и вышки до самого неба.

Все: Для хлеба, для хлеба, для хлеба, для хлеба.

5 ученик: Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создаёт.

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтёр, машинист, металлурги – народ.

Все: Славится он первым на земле!

Славится он первым на столе!

Учитель.

Эй, девчушки-хохотушки,

Начинайте петь частушки,

Начинайте веселей,

Чтоб порадовать гостей.

Ученицы.

Мы в посёлке живём,

Сушки, пряники жуём.

Мы частушек много знаем

И сейчас для вас споём.

Прянички печатные,

До того нарядные!

Мы не сразу их съедим,

А сначала поглядим.

Дождик, дождик, поливай –

Будет славный урожай:

Будет белая пшеница,

Будет рожь и чечевица.

Лейся, лейся дождик пуще.

Пусть растёт пшеница гуще!

Лейся, лейся как река!

Будет белая мука!

Ведущий. Вот какое коротенькое, но ёмкое слово – «хлеб». А теперь, друзья, давайте вместе с вами попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?

Появляется девочка в костюме конфетки. Напевает приплясывая.

Сластёна. Я – Сластёна,

Я – сластена,

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макаронов,

Хлеба тоже не хочу!

Останавливается. Капризно надув губы, топает ногой.

Да, да, да! Хлеба – не хочу!

Хочу халвы! Хочу пирожных! Хочу мороженого!

Хочу конфет!

(После каждого «хочу» топает ногой. Опять начинает напевать и пританцовывать).

Я – Сластёна,

Я – сластена,

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и макарон,

Хлеба тоже не хочу!

Хочу бананов! Хочу ананасов! Хочу апельсинов!

Хочу! Хочу! Хочу!

Подумаешь – хлеб!

Появляется Робинзон Крузо.

Робинзон Крузо. Ах, девочка! Как ты ошибаешься. Сразу видно, что ты ещё не читала книгу «Робинзон Крузо». Эта книга обо мне. Мой корабль потерпел кораблекрушение, и я оказался на необитаемом острове. Там было вдоволь дичи и тех самых бананов и апельсинов, о которых ты мечтаешь. Но как я тосковал по хлебу! И как же я обрадовался, когда увидел, что из случайно брошенных мною зёрен взошло несколько росточков ячменя.

Сластёна. Почему?

Робинзон Крузо. Я и сам не знаю, почему люди не могут обходиться без хлеба.

Сластёна. А вот я бы смогла.

Третий Колосок. Может быть, кто-нибудь из сидящих в зале так же, как сластёна, думает: «Ну подумаешь – хлеб! Да хоть бы мне его совсем не давали! Вот шоколад, мороженое – Это другое дело!» Так? Так, да не так! Если бы провести такой опыт: кормить целый день человека одними сладостями. День – два он съедал бы много сладкого да еще посмеивался бы: «Вот как мне повезло!» Через три-четыре дня аппетит его поубавится, а через пять-шесть дней он и смотреть не может на лакомства.

Хлеб же люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Почему? Долго люди не могли дать ответ на этот вопрос.

Ведущий. Сегодня мы знаем, что в других продуктах содержится какое-нибудь главное вещество (показывает таблички с надписями): белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. А в хлебе есть они все! (Подходит к группе Колосков, сидящих на сцене, и передает все таблички им).

Все: Хлеб! Наскучит ли он?

Никогда!

Без него обойтись и не пробуй!

Без него человеку беда!

Ведущий: В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь». И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба.

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба, величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было жить, работать, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Суровая правда тех блокадных дней, запечатлённая в дневнике ленинградской школьницы Тани Савичевой, потрясла весь мир. Прочтём их и мы.

(Зачитываются строки из дневника).

В годы войны в Ленинграде хранилась коллекция основного семенного фонда страны. Голод, а люди берегли лучшие сорта зёрен. Потому что эта коллекция была нужна для науки о хлебе. Она и теперь, эта коллекция, бережно хранится, только сейчас на Кубани, в исследовательском центре.

Ленинградский блокадный хлеб...

Как он мал, 125-граммовый кусочек хлеба, в котором было только 7% настоящей муки. Но ленинградцы продолжали трудиться и воевать в голодном и осажденном городе. В то тяжёлое для страны время дети были помощниками старших. Они умели ценить каждую крошку хлеба.

На свете я видел хлеба немало,

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом,

И он отдыхал, накрытый холстом.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка –

Ни крошки, ни корки, ломоть – до конца !

На свете я видела хлеба немного.

Его отмеряли так скудно, так строго,

Его заливали крутым кипятком,

Его называли не хлебом – пайком.

С соломой, с мякиной, с трухой, со жмыхом

Он всё же казался желанней всего.

И матери тайно и тяжко вздыхали,

Когда на частицы делили его.

На свете я видела хлеба разливы,

Мешки, бункера, элеваторы, нивы…

Он золотом лился, волною бежал,

Горой на токах деревенских лежал.

И если примечу кусочек в небреженье -

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердце движенье –

Поднять и спасти это чудо Земли.

Задача:

50 г брошенного хлеба

50 х 600 уч. = 30 000 (г) = 30 кг

1 булка весит 600 г

30 кг : 600 г = 50 булок хлеба.

Показался вдалеке

Пекарь в белом колпаке.

Пекарь, хоть и молодой,

От муки совсем седой.

Он шагнул через порог:

«Это я вам хлеб испек!»

Быстро тесто замесили

Нам машины без усилий.

Наступило время печь.

Тесто – в формы,

Формы – в печь!

Хлеб на ленте под кулон

Сам бежит проворно,

В печь заходит белым он,

А выходит – чёрным.

Вот он, хлебушко, душистый,

С хрусткой корочкой витой.

Вот он –

Теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Угощайтесь, не стесняйтесь, здоровья, силы набирайтесь!

Дети угощают гостей блюдами из хлеба.

1.Гренки с помидорами.

Кусочки хлеба обжарить на масле. Накрыть гренки кружочками помидоров, посыпать тертым сыром и подрумянить в духовке.

2.Гренки с яйцами и луком.

Ломтики хлеба обжарить на масле с одной стороны. Перевернуть на поджаренную сторону, выпустить по 1 яйцу, посолить и жарить пока не свернется белок. Потом посыпать зеленым луком.

3.Яичный каравай

Черствый белый хлеб натереть на терке, залить горячим молоком и дать постоять 50-60 мин. Затем добавить масло, сахар, яйца. Перемешать, выложить в смазанную маслом форму и выпекать 30-40 мин. Готовый каравай можно посыпать сахарной пудрой.

На 400 г хлеба: 1,5 стакана молока, 4 яйца, 50г.слив.масла.

4.Шарлотка из ржаного хлеба с яблоками.

Натереть на терке хлеб. Очистить яблоки, мелко нарезать, пересыпать сахаром. Намазать форму маслом, положить слой тертого хлеба, слой яблок, посыпать слоем тертого хлеба, полить маслом и запечь.

5.Гренки «Бедный рыцарь».

Кусочки хлеба обмакивают в болтушку из молока и яиц и обжаривают на масле до румяной корочки. Посыпают сахаром. Подают в горячем виде.

Инсценировка «Хлеб».

Хлеб мой вкусный, хлеб красивый,

Говорю тебе: «Спасибо!»

Лучше б ты не поленился,

Доброй пашне поклонился.

Кланяюсь тебе я, пашня,

За горячий хлеб домашний!

Лучше б ты не поленился,

Солнцу в небе поклонился.

Солнце, солнце в небе синем,

За горячий хлеб спасибо!

Ты б, сынок, не поленился,

Дождику бы поклонился!

Вот спасибо, дождик в небе,

Что заботишься о хлебе!

Лучше б ты не поленился,

Папе с мамой поклонился!

Вам спасибо, папа с мамой,

Хлеб даёте вкусный самый!

И тебе спасибо тоже,

Ты у нас такой хороший!

Выступление детей по звеньям: знаете ли вы, что…

  1. Из всех хлебных растений рожь лучше всех переносит морозы и быстрее всех созревает. У ржи высокий стебель, выше человеческого роста. Из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы. Кроме муки, из ржи получают отруби, солому и мякину, которыми кормят домашних животных. В Англии ржаной хлеб очень дорогой, он считается хлебом для богатых. Ржаной хлеб питательнее, полезнее белого.

  2. Оренбужье – один из важнейших зерновых районов России. На каждого жителя области собирается 2-2,5 зерна в год. По своим качествам оренбургская пшеница – лучшая в мире.

  3. Оренбургский хлебозавод выпекает до 10т в сутки ( 1500-1700 штук).

  4. …. В Индии, Индонезии и на некоторых тропических островах растёт хлебное дерево. Конечно, на нём не растут булочки. Но из плодов хлебного дерева местные жители пекут лепешки, которые по вкусу напоминают настоящий хлеб.

  5. Ученые полагают, что первый хлеб был испечён не менее 15 тыс. лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испечённая 6 тыс. лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.

Игра с залом: собери пословицу.

Пословицы о хлебе.

У народа есть слова: хлеб всей жизни голова.

В народе говорят: не гляди в небо – там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.

Хлеб – на стол, и стол – престол.

Красна изба не углами, а пирогами.

Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.

Хлеб – батюшка, вода – матушка.

Хлеб ногами топтать, народу голодать.

Ведущий:

Слава миру на земле,

Слава хлебу на столе

Слава тем, кто любит землю!

Тем, кто трудится на ней!

infourok.ru


Смотрите также