На каком хлебе совершил Евхаристию Спаситель? В церкви хлеб


На каком хлебе совершил Евхаристию Спаситель?

Четверг Страстной седмицы посвящен воспоминанию Тайной вечери, предшествовавшей взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию. Во время нее Спаситель установил таинство Причащения и омыл ноги учеников. Воспоминания установления таинства Евхаристии, а также Гефсиманского моления и предательства Иуды составляют основное содержание богослужения Великого Четверга.

Таинство Евхаристии, безусловно, занимает центральное место в жизни Церкви. Именно благодаря ему созиждется Церковь как единое Тело Христово, и верный христианин, участвуя в евхаристической Жертве, принимает оставление грехов, залог вечной жизни и сущностное соединение с Богом - соединение, недоступное более ни в каком церковном таинстве, без которого невозможно спасение в будущем веке.

На всем протяжении церковной истории богословие Евхаристии всегда было своеобразной лакмусовой бумагой в отношении истинности тех или иных воззрений и доктрин, прежде всего - в христологии (учение об Иисусе Христе) и триадологии (учение о Святой Троице). Неправославные, ошибочные учения почти всегда имели своим следствием еретические воззрения и на таинство Евхаристии.

Поэтому неудивительно, что именно вопрос, связанный с богословием и практикой совершения этого таинства, имел принципиальное значение в истории конфликта между Константинопольской и Римской Церквами, приведшего к расколу (схизме) 1054 года. В начале XII века Патриарх Антиохийский Иоанн IV Оксит писал: "Вопрос об опресноках - самая главная причина разделения между нами и ними... [Вопрос] об опресноках содержит в себе сумму благочестия".

Напомним, что Православная Церковь совершает таинство Евхаристии на квасном хлебе, выпеченном из теста с закваской, а Римско-Католическая - на опресноках, то есть на пресном хлебе, приготовленном без добавления разрыхлителей теста. На пресном хлебе таинство совершается также и в Армянской апостольской Церкви.

Вопрос о практике совершения католиками Евхаристии на пресном хлебе оставался в греческой богословской литературе одним из главных пунктов антилатинской полемики вплоть до XVIII века. Вопрос же об исхождении Святого Духа, Filioque, хотя и был поднят в споре XI века латинской стороной, однако не являлся основным вплоть до XII века.

Аргументация византийской стороны в полемике против римской богослужебной практики [1] тематически может быть разделена на четыре пункта:

  1. Восприятие иудейских обрядов. Большая часть сочинений против опресноков отождествляет хлеб латинской Евхаристии с иудейскими опресноками.
  2. Этимологический аргумент опирается на этимологию греческого слова ἄρτος (хлеб), употребленного в Евангелии при рассказе об установлении таинства Евхаристии. По мнению греческих полемистов, это слово происходит от глагола αἴρω (поднимать) или прилагательного ἄρτιος (совершенный). Оба слова характеризуют тесто, из которого изготавливается квасной хлеб, поэтому только квасной хлеб может обозначаться как ἄρτος. Никита Стифат, ученик прп. Симеона Нового Богослова и главный оппонент римского кардинала Гумберта в споре 1054 года, писал: "Господь взял не опреснок и, благодарив, преломил и дал ученикам, но хлеб (ἄρτον), как свидетельствуют четыре евангелиста и божественный апостол Павел".
  3. Символический аргумент. Одушевленной и обоженной Плоти Спасителя, которой причащаются верные, может символически соответствовать только квасной хлеб. В наиболее полном виде символическая аргументация представлена у монаха Никиты Стифата, который разработал ее первоначально против армянской евхаристической практики: закваска живит и согревает тесто посредством "живой силы", так что хлеб, приготовленный с ее помощью, - одушевлен. "Опреснок, очевидно, бездушен, как этому ясно научает и сама природа вещей (...) в опресноках нет никакой живой силы, поэтому они мертвы", - отмечает монах. Таким образом, только "одушевленный" квасной хлеб может символически соответствовать одушевленному Телу Христа (быть его "вместообразом").
  4. Историко-экзегетический аргумент, связанный с установлением таинства Евхаристии Господом.

В настоящей заметке мы остановимся подробнее на историко-экзегетической аргументации, ставшей основной в антилатинской полемике против опресноков на протяжении последующих восьми столетий. Православная сторона стремилась доказать, что Господь Иисус Христос установил таинство Евхаристии во время Тайной вечери именно на квасном хлебе, так что на нем оно и должно совершаться в Церкви.

Основной проблемой здесь было то, что Тайная вечеря, согласно евангелистам Матфею, Марку и Луке, была ветхозаветной пасхальной трапезой, а Ветхий Завет предписывал совершать ее только на опресноках, заранее удалив из дома всякий квасной хлеб. На этот факт указывали латинские авторы, для которых исторический аргумент был также одним из главных в полемике. В свою очередь греческие богословы доказывали, что Тайная вечеря была либо полностью совершена на квасном хлебе, либо установленная во время нее Евхаристия, принципиально новое таинство, требовала для себя использования нового продукта, не связанного с ветхой Пасхой. И даже если Господь совершил ветхозаветную Пасху на опресноках, таинство Евхаристии Он установил именно на квасном хлебе.

Православные авторы предлагали несколько вариантов толкования евангельского повествования, чтобы обосновать эту точку зрения. Архиепископ Лев Охридский, автор первого известного документа греческой полемики против опресноков (XI), Никита Никеец (I половина XII века), Патриарх Константинопольский Геннадий II Схоларий (XV), Патриарх Александрийский Митрофан (Критопул) (XVII) полагали, что в установленный день - 14-го числа еврейского месяца нисана - Христос совершил ветхозаветную Пасху, по предписанию Закона, с пресным хлебом, а затем установил новую Пасху (Евхаристию) на квасном хлебе.

Согласно другому мнению, Христос совершил ветхозаветную Пасху не 14 нисана, а днем ранее. При этом полемисты интерпретировали слова Евангелий от Матфея и от Марка "в первый день опресноков" (Мф 26.17; Мк 14.12) как "в день перед опресноками", то есть в 13-й день месяца нисана, под вечер. Таким образом, вне зависимости от того, была ли совершена Пасха на опресноках или на квасном хлебе, наличие последнего в доме в тот день не запрещалось Законом, так что он и был использован для установления таинства. Такому мнению, призванному согласовать сообщения евангелистов и снять противоречие с ветхозаветными предписаниями, следовали следующие авторы: Евфимий Зигабен (конец XI - начало XII века), Патриарх Антиохийский Иоанн IV/V Оксита, Михаил Глика (XII), митрополит Анкирский Макарий (XIV - начало XV века), свт. Симеон Солунский, Иоанн Евгеник, брат свт. Марка Эфесского (XV).

После XVII века это мнение получило распространение в русском и греческом догматическом богословии, что нашло отражение в соответствующих разделах основных догматических учебников нашей Церкви - "Православно-догматического богословия" митрополита Макария (Булгакова) и "Православного догматического богословия" архиепископа Филарета (Гумилевского).

Некоторые авторы, соглашаясь с предыдущим мнением о том, что Тайная вечеря состоялась 13 нисана, тем не менее полагали, что Спаситель вообще не совершал ветхозаветную Пасху, но лишь установил Евхаристию на квасном хлебе. Защитниками этого мнения были: Никита Стифат, Никита Сеид (XII), Патриарх Иерусалимский Симеон II (конец XI века), Патриарх Иерусалимский Иоанн VIII (I половина XII века), Матфей Ангел Панарет (XIV) и Евстратий Аргентис (XVIII).

Особняком среди православных полемистов стоит блаженный Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский (II половина XI - начало XII века). Согласно блаженному Феофилакту, Господь в установленный день совершил ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии, воспользовавшись в обоих случаях опресноками. Апостолы же начали совершать Евхаристию на квасном хлебе, использовав для таинства тот же хлеб, что и для обычной трапезы, в то время как опреснок, бесквасный хлеб, употреблялся лишь в определенные дни.

Блаженный Феофилакт подчеркивал, что, несмотря на то, что Господь совершил первую Евхаристию на пресном хлебе, употребление квасного хлеба предпочтительнее, поскольку именно такая практика стала общей для всех Поместных Церквей, а также поскольку мы совершаем Евхаристию не буквально воспроизводя действия Спасителя во время Тайной вечери, но так, как того требуют благоговение и вера.

Таким образом, мнение блаженного Феофилакта является в своем роде компромиссом, позволяющим не прибегать к сложным интерпретациям новозаветного текста и делающим акцент на дополнительном экклезиологическом аргументе - а именно, что в традиции всех православных восточных Церквей Евхаристия совершалась на квасном хлебе. Так, в приписываемом Никите Никейцу трактате "Слово в опровержение римского догмата [о том], что приношение должно совершаться на опресноках" сказано: "Итак, все говорящие на чужих языках племена и царства на востоке, западе, севере и юге и четыре Патриарха служат, используя закваску, за исключением Папы Римского и тех, кто у него в подчинении. Посему свидетельство многих есть более истинное и надежное, чем свидетельство одного".

Кроме того, общая распространенность практики использования квасного хлеба, по мнению полемистов, доказывает, что и сами апостолы предписали совершать Евхаристию на нем. В заключение отметим, что для исторической науки до сих пор остается открытым вопрос о том, когда именно в I тысячелетии [2] Римская Церковь отказалась от использования за богослужением квасного хлеба и перешла на использование пресного, что стало в итоге одним из поводов к разделению Церквей.

__________________

[1] Полемика об опресноках, приведшая в 1054 году к взаимным анафемам между римскими легатами и Константинопольским Патриархом, возникла на фоне сложных политических событий, которых мы здесь не касаемся. Подробнее об истории спора см.: Бармин А.В. Полемика и схизма. М., 2006; Бернацкий М.М. Спор об опресноках/Евхаристия (коллективная статья) // Православная энциклопедия. 2008. Т. 17. С. 619–625.

[2] Во всяком случае, к XI веку употребление опресноков в самой латинской традиции воспринималось как древний обычай.

tsargrad.tv

как называется хлеб который дают в церкви



В разделе Религия, Вера на вопрос Была в церкви на причастии. После дали такую маленькую съедобную штуку, круглую, ее надо крестом рарезать и съесть. Как она заданный автором Марианна Вервольф лучший ответ это Просфора (по уличному, просвирка) .Хлеб в Церкви - символ Христа. Об этом сказал Он Сам: «Я есть Хлеб жизни» (Ин. 6:48). Если земной хлеб питает человеческую жизнь, то Христос, Хлеб небесный, приобщает человеческую жизнь к полноте Божественной жизни в вечности.И ещё хлеб - символ самой Церкви. Вот как об этом говориться в древней евхаристической молитве: «Как этот хлеб был рассеян по холмам и, будучи собран, стал единым, так будет собрана Церковь Твоя от концов земли в Твое Царствие» (Дидахе, гл. 9).Просфора своим происхождением уходит в древние времена. В первые века христианства верующие сами приносили с собой хлеб, вино, елей (то есть оливковое масло) , воск для свечей — все, что нужно для совершения богослужения. Это приношение (по-гречески просфора) , или пожертвование, принимали диаконы; имена принесших вносили в особый список, который с молитвой провозглашали во время освящения даров. Из этих добровольных приношений (просфор) отделялась часть хлеба и вина для преложения в Тело и Кровь Христову, из воска изготовлялись свечи, а прочие дары, над которыми также произносились молитвы, раздавались верующим. Впоследствии просфорой стали называть только хлеб, употребляемый для совершения литургии. Со временем стали вместо обыкновенного хлеба специально выпекать просфоры в церкви, принимая в качестве пожертвования кроме обычных приношений и деньги.Просфору можно получить за свечным ящиком после литургии, подав до начала богослужения записку «О здравии» или «О упокоении». Имена, указанные в записках, прочитываются в алтаре, и за каждое имя из просфоры вынимается частица, почему просфора такая называется еще «вынутая» .В конце литургии молящимся раздается антидор — маленькие части просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец. Греческое слово антидор происходит от слов анти — вместо и ди орон — дар, то есть точный перевод этого слова — вместодарие.«Антидор, — говорит святой Симеон Солунский, — есть священный хлеб, который был принесен в предложение и которого середина была вынута и употреблена для священнодействия; этот хлеб как запечатленный копием и принявший Божественные слова преподается вместо Страшных Даров, то есть Таин, тем, которые не причащались их» .Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос Воскресе! »

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Была в церкви на причастии. После дали такую маленькую съедобную штуку, круглую, ее надо крестом рарезать и съесть. Как она

Ответ от Елена Бондаренко[новичек]была сегодня в Церкви, сейчас пост, после службы всем дали в стаканчике очень вкусную еду.. я из того что села поняла, что там пшеница. корица и ещё что то белое, подскажите что за вкусняшку нам дали??

Ответ от Галина Петехова[новичек]какой же ты просветленный????

Ответ от Клинское клинское[новичек]я называю их печеньками.

Ответ от К К[гуру]Ааа, эта пресная дрянь такая -- кагорчик закусывать? Вам верно ответили -- просвирка или просфорка. Это у мракобесов типа "тела господня"... Хорош господь.. . Любые птицы расклюют :))

Ответ от Мастер Ди[гуру]Просвирка

Ответ от Николаевич[активный]Святая Просфорочка - Тело Бога Живого.🙂

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

2oa.ru

Просфора - что это и для чего. Как кушать, хранить, что с ней делать, вкус и внешний вид

Здравствуйте, дорогие читатели. Многие люди каждое воскресенье отправляются в церковь для того, чтобы поставить свечи и помолиться за своих родных. Но далеко не все настолько часто бывают в храме Божьем, поэтому многие вещи так и остаются для них загадкой. Если вы были в церкви на Пасху, то наверняка пробовали такое церковное угощение, как просфора. Конечно, далеко не все слышали о таком названии, называя его просто «церковным хлебцем». Но если вы все-таки посещаете церковь, то вам необходимо знать, как и когда кушают просфору. Такая информация ни для кого не будет лишней. Но прежде всего, следует разобраться, что такое просфора, и почему она так важна для церкви. Как известно, готовится она на пшеничной муке и святой воде, что как раз и делает эти хлебцы такими особенными.

Именно с помощью них человек может не только очиститься от грехов, но и приблизиться к Богу.

Для того, чтобы, находясь в церкви, не попасть в неудобную ситуацию, необходимо более подробно ознакомиться с таким церковным угощением, как просфора – что это и для чего, когда кушать.

Получив ответ на эти вопросы, вы поймете, насколько важным является этот процесс для верующих людей, ведь существует немало правил, которых нужно придерживаться в процессе употребления просфоры.

Что же такое просфора?

Значение слова «просфора» в переводе с греческого означает «приношение». В первые века нашей эры люди приносили этот хлеб в церковь, собственно, именно поэтому он и получил такое название.

Готовится этот хлеб из самых простых продуктов, которые мы обычно используем для приготовления обычного хлеба. То есть, используется пшеничная мука, дрожжи, соль и вода. Но главное различие в том, что просфора готовится на основе именно святой воды, что и наделяет этот хлеб особенными свойствами.

Использование простой муки и святой воды является символом соединения человеческой и божественной сущности в Иисусе. Просфора употребляется не только во время больших церковных праздников, но и при еженедельном посещении церкви.

Сам хлеб состоит из двух частей, которые сначала лепятся по отдельности, но потом соединяются вместе. Именно поэтому получается такая необычная форма. Как вы успели заметить, на верхней части ставится специальная печать.

Нижняя часть просфоры символизирует плоть человека, а верхняя часть говорит о его духовном начале.

То есть, такое разделение хлеба на две части означает разделение человека на душу и тело, которые являются составляющими одного целого — человека. В хлебе соединяется мука и вода, что также составляет единый хлеб.

Внешний вид и виды просфор 

Мало кто знает, что просфора также символизирует хлеб, который Иисус разделил со своими учениками на Тайной Вечере. Именно поэтому употреблению этого хлеба уделяется такое большое внимание.

Внешне такое мучное изделие мало напоминает хлеб, так как оно имеет круглую форму, что делает его похожим на печенье. Верхушка изделия украшена определенным рисунком, который был получен благодаря специальной печати.

На изображении мы можем увидеть равносторонний крест, который со всех сторон окружен церковными обозначениями в виде буков.

По сути, просфора отличается от обычного хлеба тем, что в процессе ее приготовления используется святая вода. А на ее верхушке мы можем увидеть штамп с определенным рисунком и надписью, которые также делают это угощение особенным.

Считается, что такой продукт не может испортиться или заплесневеть, ведь он является священным. Но, конечно, случается и так, что даже такой хлеб покрывается плесенью или черствеет. Возможно, все дело в неправильном процессе приготовления.

Виды

Наверняка, вы думали, что существует всего одна просфора, которая употребляется по любому случаю. Но это не совсем так, ведь всего выделяют пять разновидностей просфоры, каждая из которых имеет свои отличия не только по назначению, но и по своему внешнему виду.

1. Богородичная

Такой хлеб выпекается в форме треугольника, поэтому его достаточно просто отличить от остальных видов. На верхушке мы можем увидеть надпись «Святая Богородица». Изделие выкладывается на специальное блюдо, с которым оно и подается. Обычно такой вид просфоры употребляется именно на церковные праздники.

2. Агничная

Данное изделие изготавливается в форме куб. Считается, что во время песнопений такой хлеб становится телом Иисуса Христа. На самом хлебе также изображен крест, но кроме этого, еще и вырезается агнец. То есть, изначально хлеб выпекается такой же круглой формы, но из готового продукта вырезается только куб. Оставшаяся часть хлеба просто раздается прихожанам.

3. Девятичинная

Из середины хлебца достаются девять равных частей, которые посвящаются всем святым. То есть употребляется такой хлеб за пророков, апостолов и святителей.

4. Заздравная

Такой хлеб делится на две равные части, в после проведения службы разделяется между всеми присутствующими.

5. Заупокойная

В данном случае используется лишь небольшая часть верхушки хлеба. Употребляется за всех умерших, но делать это можно только в стенах церкви. А вот кушать хлеб, а что еще хуже, крошить его на могиле умершего, категорически запрещается.

Артос и Антидор

Как вы уже поняли, все виды просфор выпекаются из одинаковых продуктов и имеют общую круглую форму. Различия могут быть разве что в изображении, размещенном на верхушке изделия. Так вот, готовую просфору разделяют на несколько частей, которые могут быть разной формы. Это зависит от назначения той или иной просфоры.

Артос, в переводе с греческого, означает «квасной хлеб». Именно такое название получил цельный хлебец, который имеет цилиндрическую форму.

Ставится просфора перед алтарем еще задолго до Пасхи, а вот освящают ее только на Воскресение Иисуса Христа, то есть, на Пасху. После этого уже освященный хлеб раздается верующим.

Но обратите внимание, что хлеб не съедается в тот же день. Люди относят освященный хлеб к себе домой, где он и хранится определенное время. Употребляют просфору только тогда, когда человек заболевает, и ему нужна помощь Господа.

По сути, такой хлебец помогает справиться с хворью, поразившей человека. То есть, в идеале, такое мучное изделие может храниться неограниченное количество времени.

А вот Антидор с греческого переводится, как «время причастия». Именно такое название получила не используемая часть хлеба, которая остается после извлечения внутренней части изделия. В зависимости от назначения хлеба, форма извлеченной части будет меняться. Она может быть как треугольной, так и кубической.

Данная часть изделия раздается людям после завершения литургии. Считается, что эта часть символизирует память о страданиях Христа. Следует обратить внимание, что эту часть хлеба могут кушать только крещеные люди.

Как хранится и употребляется просфора

Такой хлеб является священным, а значит, его можно кушать только в особенных случаях. Просфора не должна употребляться каждый день, ведь таким образом, ее прямое назначение будет утрачено.

Обычно такой хлеб должен храниться у алтаря, но если он был роздан прихожанам, то дома он будет храниться только возле икон. В противном случае, хлеб начнет портиться, что будет означать утрату его свойств.

Употребление хлеба также подразумевает соблюдение определенных правил. Поэтому кушать изделие следует медленно, пережевывая каждый кусочек. Если после съеденного хлеба остались крошки, то их также следует съесть.

Выбрасывать такой священный хлеб категорически запрещается, а значит, и крошки придется съесть. Но кроме этого, существуют и другие правила, которых обязательно нужно придерживаться.

1. Употреблять этот священный продукт нужно в полной тишине. При этом, процесс должен производиться медленно. Сквернословить в это время категорически запрещается, даже если хлеб просто лежит на столе.

2. Не следует оставлять недоеденный хлеб на столе. Оставшиеся части нужно осторожно сложить в специальный мешок, который кладется возле святых икон.

3. Просфору могут употреблять лишь те люди, которые приняли православную веру. Кроме того, во время церковной службы кушать хлеб запрещается.

4. Если вы принесли просфору домой, то кушать ее можно тоже далеко не сразу. Прежде чем приступить к этому процессу, необходимо прочесть молитву. Обратите внимание, что употребляется такой хлеб только натощак.

Как правило, такая трапеза помогает человеку встать на путь истинный. По сути, у него появляется возможность начать жизнь заново, так как его мышление очищается, а значит, он готов творить добрые дела. Человек чувствует легкость, которую не испытывал ранее.

Просфора – что это. Что с ней делать, для чего, когда кушать

Тесто для такого хлеба замешивается на святой воде, а значит, и весь хлеб становится священным. Таким образом, человек, употребляя такой хлеб, и сам освящается.

Просфора должна храниться в отдельной форме, но если в домашних условиях это невозможно, то существуют специальные мешочки для хранения такого хлеба. Неважно, где будет храниться хлеб, в церкви или дома, главное — разместить его рядом с иконами.

Как мы уже выяснили, такой хлеб необходимо употреблять только на голодный желудок. Следует обратить внимание, что женщинам в период месячных запрещается не только появляться в церкви, но и кушать священный хлеб.

Считается, что в храме всякое пролитие крови является недопустимым. Даже если у человека какое-либо кровоточащее ранение, то ему также запрещена дорога в церковь.

На Страстную пятницу также нельзя употреблять священный хлеб.

Кроме всего вышеперечисленного, существуют и другие правила употребления такого продукта:

✔  Не смешивайте просфору с другими продукта. Речь идет о том, что нельзя одновременно с таким хлебом употреблять другие блюда, пусть даже постные. Хлеб должен употребляться отдельно, к тому же, только натощак.

✔  Перед употреблением необходимо прочитать молитву. Только после этого можно начать кушать священный хлеб.

✔  После того, как вы принесли из церкви хлеб, нужно постелить на столе чистую скатерть, на которую нужно положить просфору. В процессе употребления можно записать хлеб водой, но эта вода должны быть освященной;

✔  Следует осторожно кушать хлеб, чтобы ни одна крошка не упала на пол.

Если хлеб употребляется после службы, а запивается обычно теплотой — теплая вода, разбавленная с небольшим количеством вина. Заменить вино можно вареньем, которое сделает напиток более сладким.

После службы людям раздается по ломтику просфоры, которая необходимо запить теплотой. Здесь важно, чтобы священная пища никоим образом не была извергнута в результате неожиданного кашля или плюновения.

То есть, если вы приехали в церковь на автомобиле, то от употребления вина вам лучше воздержаться. В таком случае, вы просто можете попросить у служителей церкви простую освященную воду. Но, ни в коем случае нельзя выплевывать вино, которое вы должны были выпить.

Если просфора испортилась, что с ней делать?

Как правило, просфора не может заплесневеть, так как она приготовлена на святой воде. Но иногда случается и так, что хлеб может попросту зачерстветь. Этот процесс не поможет предотвратить никакая святая вода.

Конечно, употреблять хлеб в таком виде нельзя, да и вряд ли у вас это получится. Но обратите внимание, что выбрасывать церковный хлеб строго запрещается.

Поэтому, если уже так произошло, что хлеб каким-то образом испортился, то необходимо утилизировать его следующим образом:

✔  Сожгите оставшийся пропавший хлеб.

✔  Закопайте остатки хлеба в сырую землю.

✔  Отправьте в проточную воду.

Оставшийся хлеб ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусор, помните об этом. Кроме перечисленных вариантов, можно еще отнести хлеб в церковь. Отдайте хлеб служителям церкви, ведь только они знают, что делать с тем хлебом, который уже пришел в негодность.

Наверное, последний вариант является наиболее простым, так как вам не придется проводить странные обряды сожжения или закапывания церковного хлеба. Оставлять испорченный хлеб в своем доме также не рекомендуется.

Далеко не все ходят в церковь каждую неделю, а некоторые и на праздники ее не всегда посещают. Поэтому далеко не каждый знает о том, что такое просфора, и как она правильно употребляется.

Но независимо от того, ходите вы в церковь регулярно, или посещаете ее только на праздники, вы должны знать о том, как, и когда употребляется просфора. Кроме того, если вам представится такая возможно, съесть ломтик этого священного хлеба, то вы должны знать правила его употребления.

Кроме того, вы должны понимать, что выбрасывать священный хлеб строго запрещается, даже если он каким-то образом испортился. Если вы от незнания избавились от хлеба, просто выбросив его в мусорное ведро, то такое действие приравнивается к греху.

narodnayamedicina.com


Смотрите также