Как наши предки выращивали хлеб. Уборка хлеба


Жатва, уборка урожая — Викизнание... Это Вам НЕ Википедия!

Жатва, уборка урожая

Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц. Быть целый день на солнцепеке в такую пору от зари до зари - работа в высшей степени тяжелая, особенно при снимании хлеба серпом. Поэтому время Ж. давно прозвано народом не просто рабочей порой, как говорят о навозице, сенокосе и т. п., а страдой. Но для хозяина время Ж. - самая желанная пора. В ней он видит результат своих трудов за целый год, близкий конец непрерывных трат на хозяйство и приближение времени возврата издержек с каким-нибудь за свои труды излишком. Поэтому ко времени Ж. запасают рабочих, поправляют полевые дороги, чтобы не было остановки к перевозке хлеба, чистят гуменники, где существуют овины или риги, исправляют тока, на которых производится молотьба. Но дожди могут остановить своевременную Ж., а это может отозваться большим уроном зерна; они же могут наделать много вреда и сжатому, но не успевшему выстояться в поле хлебу. Случается, что не только крестьяне, частью от неуправки с другими работами, предшествующими Ж., а частью от не вполне сознаваемого ими вреда поздней уборки, часто запаздывают с Ж., но и более крупные хозяева нередко грешат в определении времени, когда следует приступать к Ж. Поэтому самый важный вопрос относительно Ж., это - определение времени, когда следует приступать к уборке хлеба.

Всякий хозяин желает иметь зерно спелое, всхожее, возможно полное (не щуплое), ровное и с естественной окраской. По этим внешним признакам обыкновенно судят о доброкачественности хлебных зерен. А так как такие зерна получаются от растений, достигших полной зрелости, то казалось бы, что вопрос о времени уборки решается просто: убирать всякий хлеб следует тогда, когда органическое развитие зерна закончилось, т. е. питание его материнским растением прекратилось. Но на практике соблюдение этого правила представляет немало затруднений: 1) не все колосья созревают одновременно: более крупные - скорее, более мелкие - медленнее; 2) на одном и том же колосе зерна созревают также не одновременно: на вершине колоса ранее, нижележащие - позже; 3) когда зерно закончило свое развитие, оно содержит много влаги, которая сильно испаряется, что обыкновенно сопровождается уничтожением связи зерна с растением, отчего хлеб осыпается (течет). Такая утечка зерна ускоряется особенно в жаркую погоду, а еще более, когда после дождя наступают жары; 4) при больших посевах Ж. может затянуться, а потому или придется нести большие потери, если ждать полной зрелости на всех участках, или начинать Ж. возможно заблаговременно; наконец, 5) понятия о разных степенях зрелости зерен довольно субъективны. Поэтому, как у агрономов-писателей, так и у практиков представления о поре Ж. очень разноречивы.

Все вышесказанное требовало строго научной разработки вопроса, но она явилась сравнительно недавно. Такая работа впервые произведена была в сельскохозяйственном институте при университете в Галле, по инициативе и под руководством директора института, профессора Кюна, доктором Антоном Новацким и носит следующее заглавие: "Исследования о созревании хлеба с замечаниями о лучшей поре Ж." ("Untersuchungen über das Reifen des Getreides nebst Bemerkungen über den zweckmässigsten Zeitpunct zur Ernte" von D-r Anton Nowacki, Галле, 1870). Хотя автор работал с одним только хлебным растением, а именно с пшеницей, тем не менее все его выводы могут относиться и ко всем другим хлебам и даже отчасти и не к хлебным растениям. В процессе созревания хлебных зерен Новацкий и другие различают несколько стадий зрелости, а именно:

1) Зрелость молочная, которая отчасти различается и у наших хозяев; так, они говорят: зерно в молочке. Поле в этот период вызревания зерен зелено, но стебли внизу начинают уже желтеть; нижние листья отмерли, а верхние еще зелены, но с наклонностью к желтению; узлы на стеблях еще зелены и сочны; цвет зерна зеленоватый, но облекающие его пленки показывают наклонность к желтизне; содержимое зерен напоминает молочную тягучую кашицу. Объем зерен в этом состоянии наибольший, но при сушении они сильно сморщиваются.

2) Зрелость желтая. Все поле получает желтый вид, стебель и листья пожелтели. В зернах совершенно исчезла зеленая окраска; молочной консистенции тоже более нет. Мучнистая середина зерна еще мягка, но сравнительно уже довольно окрепла. Зерно можно мять, как воск, или скатывать в шарик, но в то же время от ногтя оно ломается. Последний признак Новацкий считает самым характерным для желтой спелости. Ему удалось довольно точно определить тот момент, когда питание зерна прекращается. В это время зерно легко разламывается ногтем, и этот момент наступает тогда, когда крахмальные зерна и протоплазма уже высохли, но стенки клеточек еще мягки и водянисты.

3) Зрелость полная. Стебли совершенно сухие. Зерно окончательно стало мучнисто или стекловидно и получило свою природную окраску; от ногтя больше уже не разламывается так легко, как во время желтой зрелости, но настолько еще упруго, что легко сгибается и так же легко выделяется из пленок.

4) Зрелость мертвая. Зерно твердо и хрупко, хотя и разламывается, но с трудом и притом на твердые куски. Солома темно-красная, а больше желто-грязная и хрупкая.

Такие градации в процессе созревания хлебных зерен установил Новацкий на основании самых точных микроскопических наблюдений над развитием пшеничного зерна, начиная с момента оплодотворения его зародышевой клетки, что и дало ему возможность подметить все изменения, которые совершаются в зерне по мере его образования, в зависимости от питания материнским растением. Произведенные затем физические и химические исследования зерен, достигших той или другой степени зрелости, дали исследователю возможность установить различие в строении зерен и в количестве их главнейших составных частей. Наконец, сравнительные опыты над прорастанием семян различной зрелости и дальнейшим развитием образовавшихся из них растений позволяют судить до некоторой степени о большей или меньшей всхожести и надежности зерен для обеспечения урожайности высеваемых семян в различные периоды их зрелости. Из множества таблиц, помещенных в названном труде г-на Новацкого, приведем для наглядного представления содержания в зернах воды, изменения объема и т. п. в различные периоды их зрелости следующую таблицу:

 

Состояние зрелости День жатвы Содержание воды в % от общего веса Относительный вес Объем 100 зерен, в куб. см Вес сухого вещества в 100 зернах, в граммах
Зерна свежие Зерна дозрел. Зерна свежие Зерна дозрел. Зерна свежие Зерна дозрел. Зерна свежие Зерна дозрел.
Молочная зрелость а. 9 июля 51,47 11,82 1,2004 1,4019 5,3072 2,4054 2,8656 2,9735
Молочная зрелость б. 13 июля 47,69 11,67 1,2295 1,3997 5,1657 2,9983 3,5813 3,7070
Желтая зрелость 20 июля 25,73
11,61
l,3363 1,3967 4,2829 3,4285 4,1862 4,2201
Полная зрелость 23 июля 12,97 11,57 1,3913 1,3862 3,5193 3,4252 4,2180 4,1935

Чтобы яснее представить разницу в зернах различной зрелости относительно содержания воды, сухого вещества, объема и удельного веса, были исследованы зерна сейчас же после вынимания из колосьев и затем, когда они выстояли в поле. Первые названы свежими, а последние - дозрелыми. Хлеб, снятый и незрелым (в прозелень), по убеждению хозяев, от лежания в поле дозревает, почему и принято не сейчас увозить сжатый или подкошенный хлеб, а дав ему несколько дней, смотря по погоде, выстояться (дойти) в бабках, копнах и т. п. Но это дозревание, в сущности, состоит в потере зернами излишней воды, вследствие ее испарения, почему зерна, снятые в молочной зрелости после дозревания, как это видно из таблицы, сильно уменьшаются в объеме и весе. Между тем зерна, снятые в период желтой зрелости, не теряют ничего после дозревания ни в сухом веществе, ни в объеме. Отсюда выходит, что желтая зрелость есть такое состояние зерна, в котором ни количество, ни состав сухого вещества более не изменяются и всякий обмен веществ уже закончился; встречается только некоторый излишек влаги: но это происходит все равно, останется ли хлеб на корню или он будет сжат и оставлен в поле. Не эти только обстоятельства заставляют предпочитать жатву хлеба в желтой спелости уборке вполне спелого, но и другие чисто практические соображения. Чем раньше приступают к жатве, тем меньше риска, что хлеб на корню пострадает от погоды, попадет, например, под град, который может обить не только колосья, но и перебить солому, между тем, когда хлеб в снопах и хорошо сложен в копны, град почти не может повредить его. Да и в случае дождя хорошо сложенный хлеб лучше бывает защищен, нежели когда он стоит на корню. От дождя такой хлеб может полечь или перепутаться, и тогда трудно бывает его убирать, а если замедлить с уборкой, зерна в колосьях могут прорасти. В сильные же жары перестоялый хлеб сильно осыпается от ветра и еще больше от сотрясения при уборке серпом или жатвенной машиной. Правда, вполне вызревший хлеб легко вымолачивается, но зато сколько осыпается такого хлеба во время свозки с поля снопов, складывания в скирды и даже при подвозке прямо к молотилке, когда молотят в поле, как это бывает у нас в южных губерниях [Как велика бывает потеря зерен при уборке хлеба, это видно, между прочим, из исследований, произведенных над рожью в 1884 г. при цепной молотьбе и веянии лопатой на ветру П. И. Карамзиным ("Материалы по изучению русских почв", издаваемые А. Советовым и Докучаевым. Вып. 1, 1885 г., стр. 72). Из этих исследований выходит, что на казенную десятину потеря составляет в процентах: полный сбор - 100; потеря от приемов уборки до молотьбы - 14,1080; потеря от молотьбы и веяния - 16,9006; общая потеря - 31,0086.]. Одно можно возразить против ранней жатвы: чем раньше произведена жатва, тем дольше придется оставаться хлебу в копнах, чтобы зерна дозрели и затвердели. Но и снятый в полной зрелости хлеб все-таки нельзя сейчас возить и складывать в скирды, так как между хлебами всегда растут разные травы, которые, во время жатвы хлеба, бывают еще зелены. Если не дать им завянуть и высохнуть, они могут перепортить в скирдах весь хлеб, а поэтому все равно, будет ли жатва ранняя или поздняя, во всяком случае приходится давать сжатому хлебу предварительно выстаиваться (дозревать) в поле.

Между зернами одного н того же вида часто бывает существенная разница как во внешних признаках, так отчасти и в химическом составе, что особенно относится к пшенице. У одних ее сортов зерна короткие, почти круглые, имеют окраску красноватую или белесоватую и кажутся совершенно матовыми; у других, напротив, зерна продолговатые, с поверхностью просвечивающей, как бы янтарной. У первых излом рыхлый, обнаруживает большую мучнистость, у вторых излом раковистый, а содержимое зерна не расплющивается, а разбивается от удара на кусочки желтовато-бурого цвета. Последние сорта пшеницы немцы прозвали стекловидными (glasig). Но так как иногда те и другие признаки бывают у одного и того же сорта, то у хозяев и составилось почему-то убеждение, что при более ранней уборке получаются сорта мучнистые, а при более поздней, наоборот, стекловидные. Это мнение теперь опровергнуто. Новацкий нашел на каждые 1000 зерен собранных:

 

  Мучнистых Стекловидных
20 июня в желтой зрелости 401 599
23 июля в полной зрелости 476 624
28 июля в перезрелости 414 586
2 августа 431 669

Стекловидность или мучнистость хлеба зависят от разных причин: от сорта, от климата и почвы, от содержания азота в почве и проч. Всего же больше влияет здесь климат. Приморский климат надолго делает всякую пшеницу мучнистой: английские сорта пшеницы всегда мучнисты; наоборот, климат континентальный производит пшеницы твердые и стекловидные, каковы, например, наши степные: белотурка, арнаутка, кубанка и т. п.; таковы же и венгерские пшеницы. Северные же местности России, где только сеется пшеница, дают сорта мягкие, каковы: гика, сандомирка и многие др. Поэтому и в торговле у нас различают собственно два главных сорта: пшеницы твердые и мягкие. Из всего вышесказанного выходит, что самая надежная пора Ж. - это когда большая часть колосьев переходит в период желтой зрелости. Тогда собирается хлеб и в большем количестве, и лучшего качества. Если начинать Ж. раньше, когда зерно находится в молочной зрелости, то получится зерно недоразвившееся, морщинистое; следовательно, будет большая потеря и в качестве, и количестве урожая. Также велика может быть потеря, если выждать с Ж. до полной зрелости и перезрелости, особенно при дурной погоде, когда дуют сильные ветра и вёдро сменяется дождем, и наоборот. Тогда зерна теряют блеск и свою светлую наружность, причем много зерен, и притом самых лучших, осыпается, а часть их может и прорасти, да и самая солома много теряет в ценности, твердеет, становится хрупка, а иногда грязнится, поражается грибками и т. п.

Жатва. Фреска церкви Ильи-пророка. Ярославль, 1680-1681 гг. Фрагмент (Брюсова В. Г. Фрески Ярославля XV - начала XVIII в. М., 1969, с. 97).

Те же основания, которыми определяется время Ж. растений хлебных, должны руководить хозяина при уборке и других культурных растений. Особенно опасно ожидать полной зрелости и темной окраски зерен масличных растений. Здесь потеря может быть очень большая; стручья, в которых заключены зерна, быстро растрескиваются. Рапс и сурепицу надобно убирать, когда семена еще зелены, но начинают уже темнеть. В этом состоянии зерно, если его сдавливать ногтем, не дает водянистого сока, но сильно пристает к ногтю. У гороха и бобов не следует ожидать, когда зерна затвердеют; но если шелуха плодов начинает морщиниться, и зерна настолько отвердели, что ногтем трудно их раздавить, то это - настоящая пора уборки этих растений. При уборке семенного клевера, а равно и люцерны, следует ожидать, пока большая часть зерен примет свою нормальную окраску и лузга более не зеленая. Кормовые травы из семейства злаков, если хотят иметь всхожие от них семена, должны быть оставляемы на корню до полной зрелости; неравномерность созревания зерен у этих растений очень затрудняет их уборку. Здесь приходится избегать скашивания всего участка, а выбирать места, где метелки и колосья успели дойти до зрелости, и так продолжать, пока не будет снят весь участок.

А. Советов.

www.wikiznanie.ru

УБОРКА ХЛЕБА - Синонимы русского языка - Русский язык

Смотрите еще толкования, синонимы и значения слова УБОРКА ХЛЕБА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • УБОРКА ХЛЕБА в Тезаурусе русской деловой лексики:Syn: жатва Ant: сев, …
  • УБОРКА ХЛЕБА в Тезаурусе русского языка:Syn: жатва Ant: сев, …
  • УБОРКА в Словаре воровского жаргона:- …
  • УБОРКА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:Если женщина во сне убирает квартиру или подметает пол - значит, отношение к ней мужа станет в скором времени лучше, …
  • УБОРКА в Справочнике Населённых пунктов и почтовых индексов России:692610, Приморского, …
  • УБОРКА в Энциклопедическом словаре:, УБОРОЧНЫЙ см. убрать, …
  • ХЛЕБА в Большом российском энциклопедическом словаре:"ХЛ́ЕБА И ЗРЕЛИЩ" (лат. "Раnem еt сircenses"), крылатые слова рим. сатирика Ювенала (1-2 вв.), выразившие суть политики рим. гос. деятелей, …
  • УБОРКА в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:убо'рка, убо'рки, убо'рки, убо'рок, убо'рке, убо'ркам, убо'рку, убо'рки, убо'ркой, убо'ркою, убо'рками, убо'рке, …
  • УБОРКА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:Вид сельхозработ, …
  • ХЛЕБА в Словаре синонимов Абрамова:см. питание, пища, …
  • УБОРКА в словаре Синонимов русского языка:грабление, жатва, льноуборка, помещение, приборка, пылеуборка, свеклоуборка, сенокос, сеноуборка, снегоуборка, снятие, убирание, увоз, удаление, хлебоуборка, хлопкоуборка, чистка, шлакоуборка, …
  • УБОРКА в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:1. ж. Действие по знач. глаг.: убирать (1*3,4). 2. ж. 1) Действие по знач. глаг.: убирать (2*). 2) Внешнее оформление: …
  • УБОРКА в Полном орфографическом словаре русского языка:уборка, -и, р. мн. …
  • УБОРКА в Орфографическом словаре:уб`орка, -и, р. мн. …
  • УБОРКА в Словаре русского языка Ожегова:<= убрать, …
  • УБОРКА в Толковом словаре русского языка Ушакова:уборки, ж. 1. только ед. Действие по глаг. убрать в 1, 3, 4, 5 и 6 знач. – убирать. Хлебная …
  • УБОРКА в Толковом словаре Ефремовой:уборка 1. ж. Действие по знач. глаг.: убирать (1*3,4). 2. ж. 1) Действие по знач. глаг.: убирать (2*). 2) Внешнее …
  • УБОРКА в Новом словаре русского языка Ефремовой:I ж. действие по гл. убирать I 3., 4. II ж. 1. действие по гл. убирать II 2. Внешнее оформление: …
  • УБОРКА в Большом современном толковом словаре русского языка:I ж. 1. процесс действия по гл. убирать II, убираться II 2. Результат такого действия; нарядный вид, украшение, внешнее оформление: …
  • ЖАТВА, УБОРКА в Соннике Миллера, соннике и толкованиях сновидений:Наблюдать во сне за уборкой урожая - это предвестье процветания и удовольствия. Если урожай богатый - это хороший знак для …
  • ХЛЕБ в Цитатнике Wiki:Data: 2009-08-06 Time: 11:23:49 = Б = * Барам косим, а себе хлеба просим. * Баснями закрома не наполнишь. * …
  • РУССКИЕ ПОСЛОВИЦЫ в Цитатнике Wiki.
  • ДОМАШНИЙ ТРУД в Словаре Терминов гендерных исследований.:- форма трудовой деятельности, связанная с уходом за детьми, домом и приусадебным участком; отличается по объему и содержанию для домохозяйств, …
  • ЕВХАРИСТИЧЕСКОЕ ПРЕЛОЖЕНИЕ в Православной энциклопедии Древо:Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Когда я слышу упоминание о Теле Христовом, я понимаю сказанное в одном смысле, а неверующий - …
  • 3 ЦАР 13 в Православной энциклопедии Древо:Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия . Ветхий Завет . Третья книга Царств . Глава 13 Главы: 1 2 3 4 …
  • ХЛЕБОПЕКАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:производство, технологический процесс изготовления хлебных изделий из теста . Основным сырьём в Х. п. служат пшеничная и ржаная мука различных …
  • ХЛЕБНЫЕ ПИЛИЛЬЩИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:пилильщики, стеблевые пилильщики (Cephidae), семейства перепончатокрылых насекомых; вредители злаковых растений (см. Пилильщики ). Наиболее часто вредят 2 вида: обыкновенный Х. …
  • СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:хозяйство, одна из важнейших отраслей материального производства: возделывание с.-х. культур и разведение с.-х. животных для получения земледельческой и животноводческой продукции. …
  • ОЧИСТКА НАСЕЛЁННЫХ МЕСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:населённых мест, комплекс организационных и технических мероприятий по сбору, транспортировке и обезвреживанию отбросов, образующихся на территории населённых мест. Включает также …
  • ХЛЕБОПЕЧЕНИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:(техн.)имеет целью получение хлеба — продукта, составляющего насущную пищу всего человеческого рода. Вопрос о X. или хлебопекарном производстве до настоящего …
  • ХЛЕБОПЕКАРНЫЕ ПЕЧИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ХЛЕБНЫЕ ПОШЛИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Развившийся с постройкой железных дорог и удешевлением морских фрахтов во второй половине ?I? стол. экспорт хлебов из Восточной Европы и …
  • ХЛЕБНЫЕ ЗАПАСНЫЕ МАГАЗИНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:склады хлеба, устраиваемые правительством или местными общественными учреждениями на случай голода или дороговизны, для ссуды или продажи по дешевой цене …
  • ХЛЕБНАЯ ТОРГОВЛЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:охватила в настоящее время весь земной шар. Земли восточной Европы, Азии, Америки, Австралии и Африки по грунтовым и железным дорогам, …
  • ФРУМЕНТАЦИИ И ФРУМЕНТАРНЫЕ ЗАКОНЫ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Под именем Ф. понимались в Риме те государственные акты, которые имели целью доставление населению города Рима нужного для его пропитания …
  • РАБОЧИЕ СЕЛЬСКИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Р. сельскими в собственном смысле называются те лица, которые принимают непосредственное участие в сельском хозяйстве своим трудом путем отдачи своей …
  • РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:(полит. экон.) — см. День рабочий и Р. день. Рабочее время (в сельском хозяйстве). — Под термином рабочее время в …
  • ПРОДОВОЛЬСТВИЕ НАРОДНОЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Обеспечение населения продовольственными средствами в случае их недостатка составляет одну из важнейших отраслей государственного управления России. Самым древним общественным вопросом, …
  • ОРУДИЯ И МАШИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:наравне со всеми остальными машинами — служат для замены физического труда человека (см. Машины в экономическом отношении). Производительность работы зависит …
  • МОЛОТИЛКА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ЛЕБЕДА, ЛЕБЕДНЫЙ ХЛЕБ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона.
  • ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ РАБОЧИЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Падение крепостного права существенно изменило отношения работодателей-землевладельцев к рабочей массе в сельскохозяйственном промысле. До эмансипации владелец крепостных людей был обеспечен …
  • ЖАТВЕННЫЕ МАШИНЫ, ЖАТКИ, ЖНЕИ, ЖНЕЙКИ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:Так называются механизмы, служащие для уборки с поля трав: клевера, тимофеевки и т. п., хлебов, как рожь, пшеница, овес и …
  • ЭКСПОРТ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? определенная весом или стоимостью совокупность товаров, вывезенных в известный период времени из данной страны за границу, и противополагаемый ему …
  • ЦЕНА в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:(Preis, prix, рriсе) ? меновая ценность, выраженная в деньгах. Предметом оценки может быть всякое подлежащее обмену "хозяйственное благо" (см. соотв. …
  • ХЛЕБОПЕЧЕНИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:(техн.) ? имеет целью получение хлеба ? продукта, составляющего насущную пищу всего человеческого рода. Вопрос о X. или хлебопекарном производстве …
  • ХЛЕБОПЕКАРНЫЕ ПЕЧИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ХЛЕБНЫЕ ПОШЛИНЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? Развившийся с постройкой железных дорог и удешевлением морских фрахтов во второй половине ? I ? стол. экспорт хлебов из …
  • ХЛЕБНЫЕ ЗАПАСНЫЕ МАГАЗИНЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? склады хлеба, устраиваемые правительством или местными общественными учреждениями на случай голода или дороговизны, для ссуды или продажи по дешевой …
  • ХЛЕБНАЯ ТОРГОВЛЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? охватила в настоящее время весь земной шар. Земли восточной Европы, Азии, Америки, Австралии и Африки по грунтовым и железным …
  • ФРУМЕНТАЦИИ И ФРУМЕНТАРНЫЕ ЗАКОНЫ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? Под именем Ф. понимались в Риме те государственные акты, которые имели целью доставление населению города Рима нужного для его …
  • ТОРГОВЛЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:(теория). ? Под Т. разумеют промысловую деятельность, имеющую целью преодолевать препятствия, разделяющие производителей и потребителей во времени и пространстве. Это …
  • СТАТИСТИКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? имеет своей задачею изображение в цифрах факторов, методов ведения и результатов сельскохозяйственной промышленности и исследование этого цифрового материала. На …
  • СИБИРЬ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • СВЕКЛОВИЦА САХАРНАЯ* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • РАБОЧИЕ СЕЛЬСКИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? Р. сельскими в собственном смысле называются те лица, которые принимают непосредственное участие в сельском хозяйстве своим трудом путем отдачи …
  • РАБОЧЕЕ ВРЕМЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:( полит. экон. ) ? см. День рабочий и Рабочий день. Рабочее время (в сельском хозяйстве). ? Под термином рабочее …
  • ПРОДОВОЛЬСТВИЕ НАРОДНОЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? Обеспечение населения продовольственными средствами в случае их недостатка составляет одну из важнейших отраслей государственного управления России. Самым древним общественным …
  • ПРОДОВОЛЬСТВИЕ НАРОДНОЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? Обеспечение населения продовольственными средствами в случае их недостатка составляет одну из важнейших отраслей государственного управления России. Самым древним общественным …
  • ОРУДИЯ И МАШИНЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? наравне со всеми остальными машинами ? служат для замены физического труда человека (см. Машины в экономическом отношении). Производительность работы …
  • МОЛОТИЛКА* в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЛЕБЕДА, ЛЕБЕДНЫЙ ХЛЕБ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
  • ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЕ РАБОЧИЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:? Падение крепостного права существенно изменило отношения работодателей-землевладельцев к рабочей массе в сельскохозяйственном промысле. До эмансипации владелец крепостных людей был …
  • ЖАТВЕННЫЕ МАШИНЫ, ЖАТКИ, ЖНЕИ, ЖНЕЙКИ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:- Так называются механизмы, служащие для уборки с поля трав: клевера, тимофеевки и т. п., хлебов, как рожь, пшеница, овес …

slovar.cc

Жатва уборка урожая - это... Что такое Жатва уборка урожая?

— Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц. Быть целый день на солнцепеке в такую пору от зари до зари — работа в высшей степени тяжелая, особенно при снимании хлеба серпом. Поэтому время Ж. давно прозвано народом не просто рабочей порой, как говорят о навозице, сенокосе и т. п., а страдой. Но для хозяина время Ж. — самая желанная пора. В ней он видит результат своих трудов за целый год, близкий конец непрерывных трат на хозяйство и приближение времени возврата издержек с каким-нибудь за свои труды излишком. Поэтому ко времени Ж. запасают рабочих, поправляют полевые дороги, чтобы не было остановки к перевозке хлеба, чистят гуменники, где существуют овины или риги, исправляют тока, на которых производится молотьба. Но дожди могут остановить своевременную Ж., а это может отозваться большим уроном зерна; они же могут наделать много вреда и сжатому, но не успевшему выстояться в поле хлебу. Случается, что не только крестьяне, частью от неуправки с другими работами, предшествующими Ж., а частью от не вполне сознаваемого ими вреда поздней уборки, часто запаздывают с Ж., но и более крупные хозяева нередко грешат в определении времени, когда следует приступать к Ж. Поэтому самый важный вопрос относительно Ж., это — определение времени, когда следует приступать к уборке хлеба.

Всякий хозяин желает иметь зерно спелое, всхожее, возможно полное (не щуплое), ровное и с естественной окраской. По этим внешним признакам обыкновенно судят о доброкачественности хлебных зерен. А так как такие зерна получаются от растений, достигших полной зрелости, то казалось бы, что вопрос о времени уборки решается просто: убирать всякий хлеб следует тогда, когда органическое развитие зерна закончилось, т. е. питание его материнским растением прекратилось. Но на практике соблюдение этого правила представляет немало затруднений: 1) не все колосья созревают одновременно: более крупные — скорее, более мелкие — медленнее; 2) на одном и том же колосе зерна созревают также не одновременно: на вершине колоса ранее, нижележащие — позже; 3) когда зерно закончило свое развитие, оно содержит много влаги, которая сильно испаряется, что обыкновенно сопровождается уничтожением связи зерна с растением, отчего хлеб осыпается (течет). Такая утечка зерна ускоряется особенно в жаркую погоду, а еще более, когда после дождя наступают жары; 4) при больших посевах Ж. может затянуться, а потому или придется нести большие потери, если ждать полной зрелости на всех участках, или начинать Ж. возможно заблаговременно; наконец, 5) понятия о разных степенях зрелости зерен довольно субъективны. Поэтому, как у агрономов-писателей, так и у практиков представления о поре Ж. очень разноречивы.

Все вышесказанное требовало строго научной разработки вопроса, но она явилась сравнительно недавно. Такая работа впервые произведена была в сельскохозяйственном институте при университете в Галле, по инициативе и под руководством директора института, профессора Кюна, доктором Антоном Новацким и носит следующее заглавие: "Исследования о созревании хлеба с замечаниями о лучшей поре Ж." ("Untersuchungen über das Reifen des Getreides nebst Bemerkungen über den zweckmässigsten Zeitpunct zur Ernte" von D-r Anton Nowacki, Галле, 1870). Хотя автор работал с одним только хлебным растением, а именно с пшеницей, тем не менее все его выводы могут относиться и ко всем другим хлебам и даже отчасти и не к хлебным растениям. В процессе созревания хлебных зерен Новацкий и другие различают несколько стадий зрелости, а именно:

1) Зрелость молочная, которая отчасти различается и у наших хозяев; так, они говорят: зерно в молочке. Поле в этот период вызревания зерен зелено, но стебли внизу начинают уже желтеть; нижние листья отмерли, а верхние еще зелены, но с наклонностью к желтению; узлы на стеблях еще зелены и сочны; цвет зерна зеленоватый, но облекающие его пленки показывают наклонность к желтизне; содержимое зерен напоминает молочную тягучую кашицу. Объем зерен в этом состоянии наибольший, но при сушении они сильно сморщиваются.

2) Зрелость желтая. Все поле получает желтый вид, стебель и листья пожелтели. В зернах совершенно исчезла зеленая окраска; молочной консистенции тоже более нет. Мучнистая середина зерна еще мягка, но сравнительно уже довольно окрепла. Зерно можно мять, как воск, или скатывать в шарик, но в то же время от ногтя оно ломается. Последний признак Новацкий считает самым характерным для желтой спелости. Ему удалось довольно точно определить тот момент, когда питание зерна прекращается. В это время зерно легко разламывается ногтем, и этот момент наступает тогда, когда крахмальные зерна и протоплазма уже высохли, но стенки клеточек еще мягки и водянисты.

3) Зрелость полная. Стебли совершенно сухие. Зерно окончательно стало мучнисто или стекловидно и получило свою природную окраску; от ногтя больше уже не разламывается так легко, как во время желтой зрелости, но настолько еще упруго, что легко сгибается и так же легко выделяется из пленок.

4) Зрелость мертвая. Зерно твердо и хрупко, хотя и разламывается, но с трудом и притом на твердые куски. Солома темно-красная, а больше желто-грязная и хрупкая.

Такие градации в процессе созревания хлебных зерен установил Новацкий на основании самых точных микроскопических наблюдений над развитием пшеничного зерна, начиная с момента оплодотворения его зародышевой клетки, что и дало ему возможность подметить все изменения, которые совершаются в зерне по мере его образования, в зависимости от питания материнским растением. Произведенные затем физические и химические исследования зерен, достигших той или другой степени зрелости, дали исследователю возможность установить различие в строении зерен и в количестве их главнейших составных частей. Наконец, сравнительные опыты над прорастанием семян различной зрелости и дальнейшим развитием образовавшихся из них растений позволяют судить до некоторой степени о большей или меньшей всхожести и надежности зерен для обеспечения урожайности высеваемых семян в различные периоды их зрелости. Из множества таблиц, помещенных в названном труде г-на Новацкого, приведем для наглядного представления содержания в зернах воды, изменения объема и т. п. в различные периоды их зрелости следующую таблицу:

Состояние зрелости

День жатвы

Содержание воды в % от общего веса

Относительный вес

Объем 100 зерен, в куб. см

Вес сухого вещества в 100 зернах, в граммах

Зерна свежие

Зерна дозрел.

Зерна свежие

Зерна дозрел.

Зерна свежие

Зерна дозрел.

Зерна свежие

Зерна дозрел. Молочная зрелость а. 9 июля

51,47

11,82

1,2004

1,4019

5,3072

2,4054

2,8656

2,9735 Молочная зрелость б. 13 июля

47,69

11,67

1,2295

1,3997

5,1657

2,9983

3,5813

3,7070 Желтая зрелость 20 июля

25,73

11,61

l,3363

1,3967

4,2829

3,4285

4,1862

4,2201 Полная зрелость 23 июля

12,97

11,57

1,3913

1,3862

3,5193

3,4252

4,2180

4,1935

Чтобы яснее представить разницу в зернах различной зрелости относительно содержания воды, сухого вещества, объема и удельного веса, были исследованы зерна сейчас же после вынимания из колосьев и затем, когда они выстояли в поле. Первые названы свежими, а последние — дозрелыми. Хлеб, снятый и незрелым (в прозелень), по убеждению хозяев, от лежания в поле дозревает, почему и принято не сейчас увозить сжатый или подкошенный хлеб, а дав ему несколько дней, смотря по погоде, выстояться (дойти) в бабках, копнах и т. п. Но это дозревание, в сущности, состоит в потере зернами излишней воды, вследствие ее испарения, почему зерна, снятые в молочной зрелости после дозревания, как это видно из таблицы, сильно уменьшаются в объеме и весе. Между тем зерна, снятые в период желтой зрелости, не теряют ничего после дозревания ни в сухом веществе, ни в объеме. Отсюда выходит, что желтая зрелость есть такое состояние зерна, в котором ни количество, ни состав сухого вещества более не изменяются и всякий обмен веществ уже закончился; встречается только некоторый излишек влаги: но это происходит все равно, останется ли хлеб на корню или он будет сжат и оставлен в поле. Не эти только обстоятельства заставляют предпочитать жатву хлеба в желтой спелости уборке вполне спелого, но и другие чисто практические соображения. Чем раньше приступают к жатве, тем меньше риска, что хлеб на корню пострадает от погоды, попадет, например, под град, который может обить не только колосья, но и перебить солому, между тем, когда хлеб в снопах и хорошо сложен в копны, град почти не может повредить его. Да и в случае дождя хорошо сложенный хлеб лучше бывает защищен, нежели когда он стоит на корню. От дождя такой хлеб может полечь или перепутаться, и тогда трудно бывает его убирать, а если замедлить с уборкой, зерна в колосьях могут прорасти. В сильные же жары перестоялый хлеб сильно осыпается от ветра и еще больше от сотрясения при уборке серпом или жатвенной машиной. Правда, вполне вызревший хлеб легко вымолачивается, но зато сколько осыпается такого хлеба во время свозки с поля снопов, складывания в скирды и даже при подвозке прямо к молотилке, когда молотят в поле, как это бывает у нас в южных губерниях [Как велика бывает потеря зерен при уборке хлеба, это видно, между прочим, из исследований, произведенных над рожью в 1884 г. при цепной молотьбе и веянии лопатой на ветру П. И. Карамзиным ("Материалы по изучению русских почв", издаваемые А. Советовым и Докучаевым. Вып. 1, 1885 г., стр. 72). Из этих исследований выходит, что на казенную десятину потеря составляет в процентах: полный сбор — 100; потеря от приемов уборки до молотьбы — 14,1080; потеря от молотьбы и веяния — 16,9006; общая потеря — 31,0086.]. Одно можно возразить против ранней жатвы: чем раньше произведена жатва, тем дольше придется оставаться хлебу в копнах, чтобы зерна дозрели и затвердели. Но и снятый в полной зрелости хлеб все-таки нельзя сейчас возить и складывать в скирды, так как между хлебами всегда растут разные травы, которые, во время жатвы хлеба, бывают еще зелены. Если не дать им завянуть и высохнуть, они могут перепортить в скирдах весь хлеб, а поэтому все равно, будет ли жатва ранняя или поздняя, во всяком случае приходится давать сжатому хлебу предварительно выстаиваться (дозревать) в поле.

Между зернами одного н того же вида часто бывает существенная разница как во внешних признаках, так отчасти и в химическом составе, что особенно относится к пшенице. У одних ее сортов зерна короткие, почти круглые, имеют окраску красноватую или белесоватую и кажутся совершенно матовыми; у других, напротив, зерна продолговатые, с поверхностью просвечивающей, как бы янтарной. У первых излом рыхлый, обнаруживает большую мучнистость, у вторых излом раковистый, а содержимое зерна не расплющивается, а разбивается от удара на кусочки желтовато-бурого цвета. Последние сорта пшеницы немцы прозвали стекловидными (glasig). Но так как иногда те и другие признаки бывают у одного и того же сорта, то у хозяев и составилось почему-то убеждение, что при более ранней уборке получаются сорта мучнистые, а при более поздней, наоборот, стекловидные. Это мнение теперь опровергнуто. Новацкий нашел на каждые 1000 зерен собранных:

Мучнистых Стекловидных 20 июня в желтой зрелости

401

599 23 июля в полной зрелости

476

624 28 июля в перезрелости

414

586 2 августа

431

669

Стекловидность или мучнистость хлеба зависят от разных причин: от сорта, от климата и почвы, от содержания азота в почве и проч. Всего же больше влияет здесь климат. Приморский климат надолго делает всякую пшеницу мучнистой: английские сорта пшеницы всегда мучнисты; наоборот, климат континентальный производит пшеницы твердые и стекловидные, каковы, например, наши степные: белотурка, арнаутка, кубанка и т. п.; таковы же и венгерские пшеницы. Северные же местности России, где только сеется пшеница, дают сорта мягкие, каковы: гика, сандомирка и многие др. Поэтому и в торговле у нас различают собственно два главных сорта: пшеницы твердые и мягкие. Из всего вышесказанного выходит, что самая надежная пора Ж. — это когда большая часть колосьев переходит в период желтой зрелости. Тогда собирается хлеб и в большем количестве, и лучшего качества. Если начинать Ж. раньше, когда зерно находится в молочной зрелости, то получится зерно недоразвившееся, морщинистое; следовательно, будет большая потеря и в качестве, и количестве урожая. Также велика может быть потеря, если выждать с Ж. до полной зрелости и перезрелости, особенно при дурной погоде, когда дуют сильные ветра и вёдро сменяется дождем, и наоборот. Тогда зерна теряют блеск и свою светлую наружность, причем много зерен, и притом самых лучших, осыпается, а часть их может и прорасти, да и самая солома много теряет в ценности, твердеет, становится хрупка, а иногда грязнится, поражается грибками и т. п.

Те же основания, которыми определяется время Ж. растений хлебных, должны руководить хозяина при уборке и других культурных растений. Особенно опасно ожидать полной зрелости и темной окраски зерен масличных растений. Здесь потеря может быть очень большая; стручья, в которых заключены зерна, быстро растрескиваются. Рапс и сурепицу надобно убирать, когда семена еще зелены, но начинают уже темнеть. В этом состоянии зерно, если его сдавливать ногтем, не дает водянистого сока, но сильно пристает к ногтю. У гороха и бобов не следует ожидать, когда зерна затвердеют; но если шелуха плодов начинает морщиниться, и зерна настолько отвердели, что ногтем трудно их раздавить, то это — настоящая пора уборки этих растений. При уборке семенного клевера, а равно и люцерны, следует ожидать, пока большая часть зерен примет свою нормальную окраску и лузга более не зеленая. Кормовые травы из семейства злаков, если хотят иметь всхожие от них семена, должны быть оставляемы на корню до полной зрелости; неравномерность созревания зерен у этих растений очень затрудняет их уборку. Здесь приходится избегать скашивания всего участка, а выбирать места, где метелки и колосья успели дойти до зрелости, и так продолжать, пока не будет снят весь участок.

А. Советов.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

dic.academic.ru

уборка хлебов - это... Что такое уборка хлебов?

 уборка хлебов n

econ. Kornernte

Универсальный русско-немецкий словарь. Академик.ру. 2011.

  • уборка хлеба
  • уборка хлопка

Смотреть что такое "уборка хлебов" в других словарях:

  • уборка — УБОРКА, и, ж Процесс жатвы, косьбы, сбора, отправки на хранение сельскохозяйственных культур. А в это время в тылу, по станицам и хуторам, шла уборка хлебов (Шол.) …   Толковый словарь русских существительных

  • УБОРКА — с. х. растений, завершающая стадия полеводческих работ, имеющая огромное народнохозяйственное и политическое значение. От умения возглавить активность колхозников и рабочих совхозов и МТС и обеспечить повседневное конкретное руководство всем… …   Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • УБОРКА УРОЖАЯ — Зерновые культуры убирают однофазным и двухфазным способами. При однофазной У. у. (прямое комбайнирование) зерно выделяют за 1 этап: скашивают растения зерноуборочными комбайнами в фазу полной спелости и обмолачивают их. Применяют для низкорослых …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • уборка — и; ж. 1. Сбор урожая. У. хлебов. У. зерновых. У. картофеля. Совсем немного времени осталось до уборки. Техника, машины для уборки. Началась у. урожая. У. хлопка тяжёлый труд. 2. Наведение чистоты, порядка. У. квартиры, дома. У. постели. Влажная у …   Энциклопедический словарь

  • уборка — I см. убрать II и; ж. см. тж. уборочный, уборочная 1) Сбор урожая. Убо/рка хлебов. Убо/рка зерновых …   Словарь многих выражений

  • Жатва уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Жатва, уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОЛЕГАНИЕ ХЛЕБОВ — явление, наблюдающееся во влажные годы преим. в сев. и средней полосах СССР при очень густом стоянии хлебов. Вызывается недостатком солнечного света, вследствие чего клеточные стенки раст. плохо развиваются, остаются слабыми и раст. полегают, не… …   Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • РАЗДЕЛЬНАЯ УБОРКА — двухфазная уборка, метод уборки с. х. культур, состоящий из двух самостоят., но связанных между собой фаз скашиваиие хлебной массы с укладкой её в валки для сушки и дозревания зерна, подбор валков и обмолот массы зерноуборочными комбайнами. Р. у …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • раздельная уборка — раздельная уборка, двухфазная уборка, метод уборки сельскохозяйственных культур, состоящий из двух самостоятельных, но связанных между собой фаз — скашивание хлебной массы с укладкой её в валки для сушки и дозревания зерна, подбор валков и… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • жатва — ▲ уборка урожая ↑ полевые культуры жатва уборка урожая с полей (# хлебов). жать (# рожь). жнец. жница. жнея. уборка хлебов. молотьба. молотить. обмолот. обмолотить. сторновать. триеровать. сноп. стог. солома. омет. сенокос. косовица. покос.… …   Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Эх, Антон!, Александр Богданов. «Хорошо в августовские дни среди полей впивать ароматную сытость созревших хлебов. Золотыми шатрами грудятся скирды вдоль дороги. Поблескивают посевы подсолнечников в зыбком мареве погожего… Подробнее  Купить за руб электронная книга

universal_ru_de.academic.ru

уборка хлебов - это... Что такое уборка хлебов?

 уборка хлебов

Makarov: reaping

Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

  • уборка хлеба
  • уборка хлопка

Смотреть что такое "уборка хлебов" в других словарях:

  • уборка — УБОРКА, и, ж Процесс жатвы, косьбы, сбора, отправки на хранение сельскохозяйственных культур. А в это время в тылу, по станицам и хуторам, шла уборка хлебов (Шол.) …   Толковый словарь русских существительных

  • УБОРКА — с. х. растений, завершающая стадия полеводческих работ, имеющая огромное народнохозяйственное и политическое значение. От умения возглавить активность колхозников и рабочих совхозов и МТС и обеспечить повседневное конкретное руководство всем… …   Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • УБОРКА УРОЖАЯ — Зерновые культуры убирают однофазным и двухфазным способами. При однофазной У. у. (прямое комбайнирование) зерно выделяют за 1 этап: скашивают растения зерноуборочными комбайнами в фазу полной спелости и обмолачивают их. Применяют для низкорослых …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • уборка — и; ж. 1. Сбор урожая. У. хлебов. У. зерновых. У. картофеля. Совсем немного времени осталось до уборки. Техника, машины для уборки. Началась у. урожая. У. хлопка тяжёлый труд. 2. Наведение чистоты, порядка. У. квартиры, дома. У. постели. Влажная у …   Энциклопедический словарь

  • уборка — I см. убрать II и; ж. см. тж. уборочный, уборочная 1) Сбор урожая. Убо/рка хлебов. Убо/рка зерновых …   Словарь многих выражений

  • Жатва уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Жатва, уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОЛЕГАНИЕ ХЛЕБОВ — явление, наблюдающееся во влажные годы преим. в сев. и средней полосах СССР при очень густом стоянии хлебов. Вызывается недостатком солнечного света, вследствие чего клеточные стенки раст. плохо развиваются, остаются слабыми и раст. полегают, не… …   Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • РАЗДЕЛЬНАЯ УБОРКА — двухфазная уборка, метод уборки с. х. культур, состоящий из двух самостоят., но связанных между собой фаз скашиваиие хлебной массы с укладкой её в валки для сушки и дозревания зерна, подбор валков и обмолот массы зерноуборочными комбайнами. Р. у …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • раздельная уборка — раздельная уборка, двухфазная уборка, метод уборки сельскохозяйственных культур, состоящий из двух самостоятельных, но связанных между собой фаз — скашивание хлебной массы с укладкой её в валки для сушки и дозревания зерна, подбор валков и… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • жатва — ▲ уборка урожая ↑ полевые культуры жатва уборка урожая с полей (# хлебов). жать (# рожь). жнец. жница. жнея. уборка хлебов. молотьба. молотить. обмолот. обмолотить. сторновать. триеровать. сноп. стог. солома. омет. сенокос. косовица. покос.… …   Идеографический словарь русского языка

Книги

  • Эх, Антон!, Александр Богданов. «Хорошо в августовские дни среди полей впивать ароматную сытость созревших хлебов. Золотыми шатрами грудятся скирды вдоль дороги. Поблескивают посевы подсолнечников в зыбком мареве погожего… Подробнее  Купить за руб электронная книга

universal_ru_en.academic.ru

уборка хлебов

 уборка хлебов

 elonkorjuu

Русско-финский словарь. 2015.

  • уборка хлеба
  • уборка хлопка

Look at other dictionaries:

  • уборка — УБОРКА, и, ж Процесс жатвы, косьбы, сбора, отправки на хранение сельскохозяйственных культур. А в это время в тылу, по станицам и хуторам, шла уборка хлебов (Шол.) …   Толковый словарь русских существительных

  • УБОРКА — с. х. растений, завершающая стадия полеводческих работ, имеющая огромное народнохозяйственное и политическое значение. От умения возглавить активность колхозников и рабочих совхозов и МТС и обеспечить повседневное конкретное руководство всем… …   Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • УБОРКА УРОЖАЯ — Зерновые культуры убирают однофазным и двухфазным способами. При однофазной У. у. (прямое комбайнирование) зерно выделяют за 1 этап: скашивают растения зерноуборочными комбайнами в фазу полной спелости и обмолачивают их. Применяют для низкорослых …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • уборка — и; ж. 1. Сбор урожая. У. хлебов. У. зерновых. У. картофеля. Совсем немного времени осталось до уборки. Техника, машины для уборки. Началась у. урожая. У. хлопка тяжёлый труд. 2. Наведение чистоты, порядка. У. квартиры, дома. У. постели. Влажная у …   Энциклопедический словарь

  • уборка — I см. убрать II и; ж. см. тж. уборочный, уборочная 1) Сбор урожая. Убо/рка хлебов. Убо/рка зерновых …   Словарь многих выражений

  • Жатва уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Жатва, уборка урожая — Так называется время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Крестьяне чаще называют время уборки хлебов жнитвом. Время Ж. или жнитва озимых хлебов приходится на июль, самый жаркий обыкновенно в году месяц.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПОЛЕГАНИЕ ХЛЕБОВ — явление, наблюдающееся во влажные годы преим. в сев. и средней полосах СССР при очень густом стоянии хлебов. Вызывается недостатком солнечного света, вследствие чего клеточные стенки раст. плохо развиваются, остаются слабыми и раст. полегают, не… …   Сельскохозяйственный словарь-справочник

  • РАЗДЕЛЬНАЯ УБОРКА — двухфазная уборка, метод уборки с. х. культур, состоящий из двух самостоят., но связанных между собой фаз скашиваиие хлебной массы с укладкой её в валки для сушки и дозревания зерна, подбор валков и обмолот массы зерноуборочными комбайнами. Р. у …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • раздельная уборка — раздельная уборка, двухфазная уборка, метод уборки сельскохозяйственных культур, состоящий из двух самостоятельных, но связанных между собой фаз — скашивание хлебной массы с укладкой её в валки для сушки и дозревания зерна, подбор валков и… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • жатва — ▲ уборка урожая ↑ полевые культуры жатва уборка урожая с полей (# хлебов). жать (# рожь). жнец. жница. жнея. уборка хлебов. молотьба. молотить. обмолот. обмолотить. сторновать. триеровать. сноп. стог. солома. омет. сенокос. косовица. покос.… …   Идеографический словарь русского языка

rus_fin.academic.ru

Как наши предки выращивали хлеб — Славянская культура

Представить жизнь современного человека, который может приготовить себе множество различных блюд, без хлеба невозможно. Хлеб – всему голова. А как же обходились без хлеба наши предки? И когда они научились его печь?

Воспоминанья о былом Мы ворошим теперь все реже  И за обеденным столом  Не делим хлеб, а просто режем,  Притом, забыв про нож неострый,  Ворчим, что хлеб немного черствый,  А сами, может, в этот час  Черствей его во много раз. 

Уже в каменном веке люди подметили, что зерна некоторых растений очень сытные, к тому же они в отличие от плодов и грибов долго не портятся. Эти растения – дикие злаки: рожь, пшеница, ячмень.

Племена первобытных собирателей селились неподалеку от полей диких злаков. Каменными серпами они срезали зрелые колосья. Постепенно люди изобретали различные инструменты, с помощью которых обрабатывали землю, убирали зерно, мололи муку.

Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто.

«Земля слежалась: никогда не ворочанная, она мертва, потому что в нее нет доступа воздуху, а без воздуха не могут жить растения… всем воздух нужен для дыхания. Чтобы дать земле жизнь, надо ее выворотить наружу, надо открыть в нее доступ воздуху, то есть разбить, размельчить» (С. В. Максимов). Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам.

Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи вот какого орудия: «Сито вито о четыре угла, пять пятков, пятьдесят прутков, двадцать пять стрел». Это борона. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

При бороновании все комья разбивались, а камушки удалялись. Земля становилась рыхлой, готовой для сева. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

Баба-яга, вилами нога: весь мир кормит, сама голодна. (Соха) Ходит в поле из края в край, режет черный каравай. (Плуг)

* * * • Посеешь в пору – соберешь зерна гору.  • Лучше голодай, а добрым семенем засевай.  • Клади навоз густо, в амбаре не будет пусто.  • Не тот хозяин земли, кто по ней бродит, а тот, кто с сохой ходит.  • Некогда лежать, когда пришла пора жать.  • Ломота в спине, да зато хлеб на столе. 

2. СЕВ

На Руси год начинался весной. От сева во многом зависела жизнь крестьянина. Урожайный год – это безбедная, сытая жизнь. В неурожайные годы приходилось голодать.

Крестьяне бережно хранили семена для будущего сева в сухом прохладном месте, чтобы они не проросли раньше времени. Не раз проверяли, хороши ли семена. Зернышки клали в воду – если они не всплывали, а опускались на дно, значит, хорошие. Зерна должны быть также не лежалыми, то есть храниться не больше одной зимы, чтобы им хватило сил справиться с сорняками.

В те времена не было никаких прогнозов погоды, поэтому крестьяне полагались на себя и народные приметы. Наблюдали за природными явлениями, чтобы вовремя начать сев.

Утверждали, что если повнимательнее прислушаться, то можно услышать, как лягушка будто выговаривает: пора сеять. Если первая вода во время речных разливов велика – яровой посев ранний, а нет – поздний.

День сева – один из самых ответственных, но и самых торжественных дней в земледельческом году. Потому и выходил первый сеятель босым (ногам должно уже было быть тепло) в поле в белой или красной (праздничной) рубашке, на груди у него висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, с «тайной неслышной молитвой». После сева зерна нужно было заборонить.

В давние времена крестьяне отдавали предпочтение ржи: она надежнее, устойчива к холодам и перемене погоды. Пшеничный хлеб вкуснее, но хлопот с этим злаком больше. Пшеница капризна, теплолюбива, может не уродиться. Да и от земли пшеница все «силы» забирает. Два года подряд пшеницей одно и то же поле засеивать нельзя.

Крестьяне сажали зерновые культуры не только весной, но и осенью. До наступления сильных холодов сеяли озимые зерновые. Эти растения успевали до зимы дать росток и появиться на поверхности. А когда вокруг желтела листва, то и озимые ростки начинали блекнуть и опадать. Если же долго стояли теплые осенние деньки, то крестьяне специально выпускали на озимое поле скот. Животные съедали ростки, и тогда растение более активно укоренялось. Теперь крестьяне надеялись на снежную зиму. Снег – это шуба для растений. На поля клали ветви деревьев, различные предметы, чтобы снег «цеплялся» за них и оставался на полях.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ

Две недели зеленится,  Две недели колосится,  Две недели отцветает,  Две недели наливает,  Две недели подсыхает. (Рожь)  * * * В поле едет на спине,  По полю – на ногах. (Борона)  * * *

• Хлеб – батюшка, водица – матушка. • Хлеб на столе, так и стол – престол; а хлеба ни куска – и престол доска.  • Появились комары – пришла пора сеять рожь.  • Лягушка квачет – овес скачет. 

3. ХЛЕБ РАСТЕТ

С того момента как зернышко попало в землю, оно стремится выбраться наружу.

«Земля озимь кормит, небо дождем поит, солнышко теплом греет, а лето – знай, хлеб растит». Солнышко светит, согревает землю и дает зернышку тепло. В тепле зернышко начинает прорастать. Но не только тепло нужно зернышку, ему еще необходимо «попить и поесть». Накормить зернышко может мать-сыра-земля. В ней находятся все необходимые питательные элементы для роста зерновых. Чтобы зерна росли быстрее, урожай был больше, землю удобряли. Удобрения в те времена были натуральные. Землю удобряли навозом, который скапливался за год от содержания скота.

Мочи, мочи, дождь, На нашу рожь;  На бабушкину пшеницу,  На дедушкин ячмень  Поливай весь день. 

Так закликали дождик. Без дождя хлеб никак не вырастет. Но и дождика должно быть в меру. Если дождь шел слишком часто и мешал созреванию урожая, то дети произносили другую закличку:

Радуга-дуга, Перебей дождя,  Подай солнышка.

Солнышко дает растениям не только тепло, но и свет. Первые листочки прорастают вертикально вверх, а вот последующие растут в противоположном направлении и потом дают корешки, и из одного зернышка получается целый кустик.

В старину июнь еще называли хлеборост. Крестьяне даже сосчитали, сколько нужно теплых, светлых дней, чтобы злаки поспели: «Затем в 137 теплых дней поспевает озимая рожь и на стольких же градусах тепла вызревает озимая пшеница, но дозревает медленнее, не раньше 149 дней».

«Синец да звонец, и хлебу конец». Кто же это такие – злобные «синец да звонец» и чем вооружены, как они могут погубить хлеб? Это растения, которые появляются на хлебном поле самостоятельно, хотя их никто там и не сажал и начинают отбирать у зерновых питательные вещества – сорняки.

Без помощи крестьян зерновым не обойтись. Крестьяне «вооружались» различными приспособлениями и боролись с сорняками – «осокой, разными мятами, метлами или метелками и травой костра». Трудиться приходилось много, но победить сорняки не всегда удавалось. Например, если пырей появляется в поле, то вывести его уже очень трудно. Нужно собрать все кусочки корней пырея, иначе из небольшой частички может вырасти новый пырей.

Большой вред зерновым полям наносили мыши-полевки, устраивали во ржи зерна, подъедали корни. Настоящее бедствие для злаков представляла саранча, стаи которой могли совсем ничего не оставить от растений. С насекомыми крестьянам помогали сражаться птички – воробьи и особенно коростели.

ЗАГАДКА

Один льет, Другой пьет,  Третий зеленеет  Да растет. (Дождь, земля, хлеб) 

4. ЖАТВА

Жатва – пора ответственная. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

День начала жатвы назывался Зажинки. Ученый-этнограф А. Терещенко в книге «Быт русского народа» так описывает Зажинки: «Когда поспевает жатва, зажиточный хозяин дает пир своим соседям: угощает водкою и пирогами и просит их помочь ему в собирании хлеба. Многие служат молебны и потом окропляют поля и жнецов святою водой. Хозяин или священник берет серп и делает начаток; первые снятые колосья называются зажинками. Их хранят до будущего года».

«Рожь поспела – берись за дело». За дело брались все вместе, всей семьей выходили в поле. А если понимали, что не управятся с урожаем сами, то звали на подмогу.

Работа была очень трудная. Приходилось вставать до рассвета и отправляться в поле. «Некогда лежать, когда пора жать. А урожай соберем, хоровод заведем».

Самое главное было вовремя собрать урожай. Все забывали о своих болезнях и горестях. Что соберешь, тем и весь год живешь. Уборка урожая – труд, хоть и тяжкий, но приносящий радость. «Собирание хлеба сопровождается пением, исполненным душевной радости. По полям раздаются безотчетно игривые песни; сама природа, кажется, веселится с жнецами: все им благоухает и все живет упоительной веселостию», – писал А. Терещенко о деревенской жатве.

Убирали зерновые косами и серпами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали использовать серп, а низкую и редкую ниву косили косой. Скошенные растения увязывали в снопы.

СТИХИ, ЗАГАДКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

А между тем досужий селянин  Плод годовых трудов сбирает;  Сметав в стога скошенный злак долин,  С серпом он в поле поспешает.  Гуляет серп. На сжатых бороздах  Снопы стоят в копнах блестящих… Е. Баратынский  * * * Говорило ядреное жито:  Не могу я в поле стояти,  Колосочки держати.  Надо житу стояти  В поле копнами,  В гумне стогами  В клети коробами,  А на стол пирогами!  * * * • Щука ныряет, весь лес валяет, горы подымает. (Коса)  • Не море, а волнуется. (Поле)  • Сутул, горбат, все поле перешел, все суслоны перечел. (Серп)  • Маленький, горбатенький, все поле обскакал. (Серп)  • Осенью черно, зимой бело, весной зелено, летом желто. (Нива)  • Тысяча братьев одним поясом подпоясаны, на мать поставлены. (Снопы на земле)  • Рыбина белужина хвостом вильнула: лесы спали, горы стали. (Коса)  • Белая белянка по полю ходила, домой пришла, под сарай легла. (Коса)  * * * • Зимой на деревьях много инея – хлеб уродится.  • Зимой снег задувается в сугробы, хорошо уродится рожь.  • Зимой снег рыхлый – урожай обильный.  • Кто рано сеет, семян не теряет. Весной часом опоздаешь – в год не наверстаешь.  • Пахать да боронить – часочка не обронить.  • Пар спешат поднять, пока не созрели семена сорняков. Говорят: «Ранний пар родит пшеничку, а поздний – метличку». 

5. ОБМОЛОТ ЗЕРНА

Крестьяне скрупулезно рассчитывали сроки жатвы, и если погода не позволяла дождаться, пока зерно поспеет, то его убирали недозрелым. Зеленые колосья срезали и в северных регионах, где они просто не успевали созревать.

Обычно жатву заканчивали ко дню Успения Пресвятой Богородицы – 28 августа (15 августа по старому стилю). Народное название этого праздника – Спожинки.

Снопы сначала везли на овин или ригу. Овин – хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Рига – постройка с печью для сушки снопового хлеба и льна. Рига была больше овина. В ней сушили до 5 тыс. снопов, тогда как в овине – не более 500.

Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. Люди побогаче старались пригласить кого-нибудь помочь выполнить эту работу.

А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Для получения лучших семян и небитой соломы применяли околот снопа о бочку. Позднее эти способы стали заменяться обмолотом с помощью молотилок, которые работали на конной или паровой тяге. Создавался особый промысел молотильщиков, которые работали на своих машинах по найму.

Обмолот хлеба происходил не всегда сразу, иногда этот процесс затягивался, молотили и осенью, и в начале зимы. После обмолота зерно веяли – обычно стоя на ветру с помощью лопаты.

ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ 

• Стоит Фрол, и рот пол. (Овин) • Стоит Андрюха, набитое брюхо. (Овин)  • Стоит волк, вырван бок/клок. (Овин)

* * * • Не гляди в небо, там нет хлеба, а к земле ниже – к хлебу ближе.  • Ждут летней порою, а жуют холодной зимою.  • Не шуба греет, а хлеб.  • Береза распускается – сей овес. Лягушка с голосом – сей овес. Пересушил почву – овес поздно сеять.  • Не сей пшеницу прежде дубового листа. Пшеницу сей, когда зацветает черемуха.  • Ростки пшеницы не любят клеклую землю. Поэтому говорят: «Пшеницу сей в ведро», «Рожь любит хоть на часок, но в песок (в сухую землю)».  • Рожь сеять при северном ветре – лучше урожай.  • Дубовый лист с пятак – сей яровое. Зацвела акация – сажай огурцы.  * * * Лады, лады-ладушки,  Рада нам хозяюшка,  Мы о хлебушке поем,  Разговор ведем о том.  Убран хлеб, и тише стало,  Жарко дышат закрома,  Поле спит, оно устало,  Приближается зима.  Над селом дымки плывут,  Люди хлеб в домах пекут.  Заходите, не стесняйтесь,  Хлебом нашим угощайтесь. 

6. НА МЕЛЬНИЦЕ

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть.

Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался.

Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Ее основа – жернова – две тяжелые плиты, между которыми растиралось зерно. Нижний жернов устанавливали неподвижно. Зерно засыпалось через специальное отверстие в верхнем жернове, который приводился в движение мускульной силой человека или животных. Большие тяжелые жернова вращали лошади или быки.

Молоть зерно стало легче, но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. В равнинных местностях скорость течения рек мала для того, чтобы вращать колесо силой водяной струи. Для создания нужного напора реки запруживали, искусственно поднимали уровень воды и направляли струю по желобу на лопатки колеса.

С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. В некоторых местностях жернова приводили в движение животные – лошади, быки, ослы. СТИХИ, ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ, ПОГОВОРКИ, НАРОДНЫЕ ПРИМЕТЫ

Гнули колос злые ветры, и дожди на колос шли, Но сломить его за лето так они и не смогли.  «Вот какой я, – он хвалился, – с ветром справился, с водой!»  До того он загордился, вырос кверху бородой. С. Погореловский  * * * • Сем хлеб, не спи, будешь жать, не станешь дремать.  • Не жди урожая, сей жито, хлеб будет.  • Не земля хлеб родит, а небо.  • Пересев хуже недосева.  • Хата была, да без хлеба беда.  • Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь.  • Без печки холодно, без хлеба голодно.  • Не уродится рожь – по миру пойдешь.  • Калач приестся, а хлеб никогда.  • Каждое семя знает свое время.  • До поры до времени не сеют семени.  • Сей в пору – соберешь хлеба с гору.  • Сей хоть в песок, да в свой часок.  • Посеешь в погоду – больше приплоду.  * * * • Гречиха любит сухую теплую землю.  • За бороною пыль – будет и блин.  • Днем раньше посеешь – неделей раньше пожнешь.  * * * Весь мир кормит, сама не ест.  Всю жизнь крыльями машет,  А улететь не может. (Мельница)  * * * У лепешки, каравая,  Сушки, плюшки, пирожка  От рождения седая  Мать по имени… (мука). 

7. ВЫПЕЧКА ХЛЕБА

В давние времена хозяйки пекли хлеб практически ежедневно. Обычно тесто начинали замешивать еще на рассвете. Надевали чистую одежду, молились и приступали к работе.

Рецепты теста были разные, но основными компонентами оставались мука и вода. Если муки не хватало, то покупали на базаре. Для проверки качества муку пробовали «на зубок». Брали щепотку муки и разжевывали, если получившееся «тесто» хорошо тянулось и не очень липло к рукам, значит, мука хорошая.

Перед замесом теста муку просеивали через сито. Мука в процессе просеивания должна была «надышаться».

На Руси пекли черный «кислый» хлеб. Черным он назывался потому, что для его приготовления использовалась ржаная мука, а она имеет более темный цвет, чем пшеничная. «Кислый» – потому что использовалась кислая закваска. Замесив в квашне – деревянной кадушке – тесто и сформовав округлые хлеба, хозяюшка собирала остатки теста со стенок в комочек, присыпала мукой и оставляла для закваски до следующего раза.

Готовое тесто отправляли в печь. Печи на Руси были особенные. Они обогревали помещение, на них пекли хлеб, готовили пищу, спали, иногда даже мылись и лечились.

Ставили хлеба в печь с молитвой. Ни в коем случае, пока хлеб в печи, нельзя было ругаться или ссориться с кем-нибудь. Хлеб тогда не получится.

Необходимо было соблюдать правила выпечки хлеба. Пекли хлеб строго при определенной температуре. Как измерить температуру, если нет термометра? Хозяйки дожидались, пока в горниле оставались одни угли. Подметали под – так называлась поверхность, на которую клали тесто. Потом бросали на под щепотку муки: если мука становилась черной, то жар в печи слишком сильный и надо подождать. Спустя время под смачивали водой и пробовали еще раз. Если мука становилась коричневой, значит, пора сажать хлеба. Делали это с помощью хлебной лопаты. ЗАГАДКИ

Слушаю, послушаю — Вздох за вздохом, а в избе ни души. (Квашня с тестом)  * * * Полон хлев бесхвостых овец;  Одна была с хвостом, и та ушла. (Хлеб и лопата)  * * * Велика звезда на печи взошла.  Без рук, без ног – на гору ползет.  Без рук, без ног – на липу лезет. (Квашня)  * * * Стоит изба из кирпича,  То холодна, то горяча. (Печь)  * * * Купили новенькое, такое кругленькое,  Качают в руках, а оно все в дырках. (Сито)  * * * Из-под липова куста  Бьет метелица густа.  Заяц бежит, следы засыпает. (Муку сеют)  * * * Черная гора, а всем мила. (Черный хлеб)  * * * Мешено, квашено, валяно, в печь поставлено. (Тесто) 

8. ХЛЕБ НА СТОЛЕ

Хлеб был кормильцем русского народа, главным лакомством на столе.

В деревнях крестьяне сами пекли хлеб. В городах строили пекарни, которые назывались хлебными избами. С XVI века пекари на Руси подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников, ситников.

При царском дворе была своя хлебная изба, вернее дворец. Государев хлебный дворец находился в Кремле на месте, где сейчас расположена Оружейная палата. Там изготовлялся хлеб для царского стола, именуемый басманом. На этот хлеб особым образом наносился узор «басма».

Большие пекарни работали также в русских монастырях. Там выпекали ржаной хлеб, просфоры. Пекли в те времена сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XIII веков упоминаются «хлебы с медом, маком, творогом», ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью русского праздничного стола. Изделиями из выпечки было принято украшать праздничные столы. В особо торжественных случаях, например на свадьбы, пекли каравай. Он считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике – расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче будут жить молодожены. 

В знаменитой энциклопедии домашнего хозяйства «Домострой» сохранились рецепты русского православного стола: пирожки в ореховом масле, жаренные с горошком; оладьи квашеные; пироги подовые, квашенные с горошком; пироги маковые большие, жаренные в конопляном масле с горошком; большие пироги с маковым соком да сочнями; пироги с вязигой, сигом, сомом, сельдью.

Поскольку хлеб был основным продуктом питания, а хлеборобство – основным занятием славян, то с хлебом связано много традиций и обычаев, а уж стихов, песен, пословиц и поговорок не счесть.

Встретить гостя с хлебом-солью означало проявить уважение и почет гостю. Разделить хлеб – признать человека другом.

СТИХИ И ЗАГАДКИ 

Угодило зернышко промеж двух жерновов. Один говорит – побежим, другой говорит – полежим, третий говорит – покачаемся. (Вода, жернов, колесо) Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, людям добром плачу. (Хлеб) * * * Радо солнцу небушко, полюшко – подсолнушку.  Рада скатерть хлебушку: он на ней как солнышко. Г. Виеру  * * * Вот он хлебушек душистый, вот он теплый, золотистый.  В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел.  В нем здоровье наше, сила, в нем чудесное тепло.  Сколько рук его растило, охраняло, берегло.  В нем – земли родимой соки,  Солнца свет веселый в нем…  Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем! С. Погореловский  * * * В печь сперва его сажают,  А как выйдет он оттуда,  То кладут его на блюдо.  Ну, теперь зови ребят!  По кусочку все съедят. (Пирог)  * * * Он на блюде расписном,  С белоснежным рушником.  С караваем соль подносим,  Поклонясь, отведать просим:  Дорогой наш гость и друг,  Принимай хлеб-соль из рук! 

В. Бакалдин

Э. Л. Емельянова

Похожие статьи:

Кухня → Хлеб сдобный

Традиции → Славянские обычаи трапезы

Кухня → Русский хлеб

Кухня → Русский хлеб

Кухня → Бездрожжевой хлеб

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru


Смотрите также