Урок — педагогическая мастерская по рассказу Е.И. Носова "Трудный хлеб". Трудный хлеб носов


Евгений Носов «Трудный хлеб» - Документ

Евгений Носов «Трудный хлеб»

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.

Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.

А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей – пролётные гости с далёкого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали улетели. Погода не торопила их на юг.

Моё соседство их нисколько не смущало. Видать, мало они имели встреч с человеком. Не то что наша дикая утка .Редко по какой из них не палил из ружья.

И вдруг совсем рядом из кустов: «Бабах!...» Поперёк реки побежали вспененные дробью одна за другой две дорожки.

Крохаль, что был первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему – то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.

В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.

Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлёпал дальше.

- Чанг, назад! – послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил её за крыло и , всё так жевысоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного несло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождём холодных брызг.

- Вот невежа! Перестань!

Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ёжиком седых усов, он одет в короткий стёганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.

-Обрызгал? – сказал он, подбирая птицу.

- Ничего! – вытирая платком лицо, ответил я. – Хорошая добыча! Редкая.

- А я, знаете, не особенно уважаю крохаля, - возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он – в чёрном сюртуке, белой рубашке. Зелено-чёрная голова заканчивалась копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже её.

- Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдаёт,- пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом.- Набегались мы с тобой, Чанг. Давай – ка, дружище посидим отдохнём.

Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

- Новичок, наверно? – кивнул я на собаку – Обучается?

- Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака. – Хозяин ласково провёл ладонью по чёрному шелковистому жилету спаниеля.- Без неё половину добычи потеряешь. Упадёт битая утка в самую топь – как её достанешь? Или взять подранка. В такую глушь забьётся, что днём с огнём не найдёшь. А Чанг быстро своё дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. Да хоть бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где – нибудь в кустах. А Чанг, пожалуйста, слазил и достал.

- А отчего он вначале не хотел брать птицу? – поинтересовался я.

- Хотеть – то он хотел, да со следа сбился. Такое бывает.

- Ну что вы! Какой может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

- Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

- Слепой!.. – Я даже весь повернулся от изумления. – Совершенно слепой? Да не может быть!...

Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга Он лежал, положив голову на мохнатые белые лапы в чёрных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

- Не верите? – усмехнулся хозяин. – Давайте продемонстрирую. – Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживлённо задвигал влажным, точно резиновым ,носом и уставился на хлеб.

- Чанг! Лови! – крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала в шагах пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

- Видели? – спросил охотник, бросая собаке весь ломоть. – Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждёт, когда я брошу.

Этот опыт убедил меня. Но ведь она вела себя совершенно так же , как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.

- Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

- Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

- Нет, это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашёлся.

Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.

- Но как же он ослеп?

- Сам не знаю, - покачал головой хозяин. – Может, таким родился, как узнаешь, что он слепой? Вон вы до сих пор поверить не можете. Ведь он совсем не похож на слепого.

Ни обо что не спотыкается, с собаками, как все, бегает, играет. Убежит от меня далеко – свистну, и он прямёхонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное – глаза такие умные, понимающие. Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, так же бросив ему хлеб. Сначала не поверил, но со временем убедился.

- А не лучше вам завести другую собаку?

- А эту куда? – нахмурился охотник.- Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг! Бывайте здоровы!

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро соскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.

gigabaza.ru

Евгений Носов «Трудный хлеб»

Евгений Носов «Трудный хлеб»

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.

Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.

А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей – пролётные гости с далёкого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали улетели. Погода не торопила их на юг.

Моё соседство их нисколько не смущало. Видать, мало они имели встреч с человеком. Не то что наша дикая утка .Редко по какой из них не палил из ружья.

И вдруг совсем рядом из кустов: «Бабах!...» Поперёк реки побежали вспененные дробью одна за другой две дорожки.

Крохаль, что был первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему – то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.

В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.

Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлёпал дальше.

- Чанг, назад! – послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил её за крыло и , всё так жевысоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного несло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождём холодных брызг.

- Вот невежа! Перестань!

Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ёжиком седых усов, он одет в короткий стёганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.

-Обрызгал? – сказал он, подбирая птицу.

- Ничего! – вытирая платком лицо, ответил я. – Хорошая добыча! Редкая.

- А я, знаете, не особенно уважаю крохаля, - возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он – в чёрном сюртуке, белой рубашке. Зелено-чёрная голова заканчивалась копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже её.

- Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдаёт,- пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом.- Набегались мы с тобой, Чанг. Давай – ка, дружище посидим отдохнём.

Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

- Новичок, наверно? – кивнул я на собаку – Обучается?

- Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака. – Хозяин ласково провёл ладонью по чёрному шелковистому жилету спаниеля.- Без неё половину добычи потеряешь. Упадёт битая утка в самую топь – как её достанешь? Или взять подранка. В такую глушь забьётся, что днём с огнём не найдёшь. А Чанг быстро своё дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. Да хоть бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где – нибудь в кустах. А Чанг, пожалуйста, слазил и достал.

- А отчего он вначале не хотел брать птицу? – поинтересовался я.

- Хотеть – то он хотел, да со следа сбился. Такое бывает.

- Ну что вы! Какой может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

- Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

- Слепой!.. – Я даже весь повернулся от изумления. – Совершенно слепой? Да не может быть!...

Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга Он лежал, положив голову на мохнатые белые лапы в чёрных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

- Не верите? – усмехнулся хозяин. – Давайте продемонстрирую. – Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживлённо задвигал влажным, точно резиновым ,носом и уставился на хлеб.

- Чанг! Лови! – крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала в шагах пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

- Видели? – спросил охотник, бросая собаке весь ломоть. – Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждёт, когда я брошу.

Этот опыт убедил меня. Но ведь она вела себя совершенно так же , как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.

- Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

- Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

- Нет, это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашёлся.

Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.

- Но как же он ослеп?

- Сам не знаю, - покачал головой хозяин. – Может, таким родился, как узнаешь, что он слепой? Вон вы до сих пор поверить не можете. Ведь он совсем не похож на слепого.

Ни обо что не спотыкается, с собаками, как все, бегает, играет. Убежит от меня далеко – свистну, и он прямёхонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное – глаза такие умные, понимающие. Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, так же бросив ему хлеб. Сначала не поверил, но со временем убедился.

- А не лучше вам завести другую собаку?

- А эту куда? – нахмурился охотник.- Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг! Бывайте здоровы!

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро соскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.

uch.znate.ru

Евгений Носов «Трудный хлеб»

Евгений Носов «Трудный хлеб»

Ходит по лесу осень, развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины, убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах, на тихих, потемневших водах речных заливов.

Уже давно оставила родную рощу звонкоголосая иволга. Вслед за ней улетели ласточки. Их глубокие норы темнеют в опустевшем береговом обрыве.

А вчера на глухой лесной плёс за деревней Гуторово опустилась пара крохалей – пролётные гости с далёкого севера. На другой день, когда я снова пришел на этот плёс, крохали улетели. Погода не торопила их на юг.

Моё соседство их нисколько не смущало. Видать, мало они имели встреч с человеком. Не то что наша дикая утка .Редко по какой из них не палил из ружья.

И вдруг совсем рядом из кустов: «Бабах!...» Поперёк реки побежали вспененные дробью одна за другой две дорожки.

Крохаль, что был первым, сверкнул белой подкладкой крыльев, торопливо снялся и полетел над рекой. Второй даже не вздрогнул. Он только почему – то окунул голову в воду да так и поплыл вниз по течению.

В прибрежном ситнике захлюпала вода. Показалась вислоухая голова спаниеля с белой пролысиной на лбу. Собака на миг остановилась, повела носом и вошла в реку. Она плыла легко и быстро, почти наполовину высунувшись из воды.

Вскоре спаниель был уже на том месте, где только что гуляла пара крохалей. Но он не повернул за сносимой течением птицей, а, не меняя направления, зашлёпал дальше.

- Чанг, назад! – послышался спокойный, даже ласковый голос.

Чанг встряхнул длинными лохматыми ушами, остановился, поводя носом, и круто повернул влево. Догнав птицу, спаниель схватил её за крыло и , всё так жевысоко над водой неся голову, поплыл обратно. Течение немного несло его. Он выбрался на берег рядом с моими удочками, положил птицу на песок и стал отряхиваться, обдав меня дождём холодных брызг.

- Вот невежа! Перестань!

Из кустов вышел хозяин собаки, грузный, круглолицый, с ёжиком седых усов, он одет в короткий стёганый ватник, на ногах высокие болотные сапоги.

-Обрызгал? – сказал он, подбирая птицу.

- Ничего! – вытирая платком лицо, ответил я. – Хорошая добыча! Редкая.

- А я, знаете, не особенно уважаю крохаля, - возразил охотник. Он приподнял за шею птицу, разглядывая рану на голове.

Я воспользовался случаем, чтобы рассмотреть крохаля. Он – в чёрном сюртуке, белой рубашке. Зелено-чёрная голова заканчивалась копьеобразным клювом. Величиной он был с хорошую крякву, только длиннее и уже её.

- Птица с виду ладная. Но мясо невкусное, рыбой отдаёт,- пояснил охотник, присаживаясь и устало кряхтя. Собака легла рядом.- Набегались мы с тобой, Чанг. Давай – ка, дружище посидим отдохнём.

Чанг одобрительно замахал обрубком хвоста.

- Новичок, наверно? – кивнул я на собаку – Обучается?

- Уже, можно сказать, старик. Пятый год. Золотая собака. – Хозяин ласково провёл ладонью по чёрному шелковистому жилету спаниеля.- Без неё половину добычи потеряешь. Упадёт битая утка в самую топь – как её достанешь? Или взять подранка. В такую глушь забьётся, что днём с огнём не найдёшь. А Чанг быстро своё дело сработает: и подранка схватит, и битую из топи вынесет. Да хоть бы сегодняшний случай взять. Унесло бы крохаля течением, застрял бы где – нибудь в кустах. А Чанг, пожалуйста, слазил и достал.

- А отчего он вначале не хотел брать птицу? – поинтересовался я.

- Хотеть – то он хотел, да со следа сбился. Такое бывает.

- Ну что вы! Какой может быть след на воде? Да и зачем след, когда птицу и так видать?

- Э, батенька! Да ведь если бы у Чанга глаза были. Он у меня слепой.

- Слепой!.. – Я даже весь повернулся от изумления. – Совершенно слепой? Да не может быть!...

Я пристально и недоверчиво посмотрел на Чанга Он лежал, положив голову на мохнатые белые лапы в чёрных пестринках. В его глазах не было ничего странного. Светло-карие, внимательные, умные глаза опытной охотничьей собаки.

- Не верите? – усмехнулся хозяин. – Давайте продемонстрирую. – Он достал из ягдташа ломоть хлеба, отщипнул от него кусочек. Спаниель насторожился, оживлённо задвигал влажным, точно резиновым ,носом и уставился на хлеб.

- Чанг! Лови! – крикнул хозяин и подбросил высоко вверх корочку хлеба.

Но Чанг не встрепенулся, не запрыгал, как это обычно делают собаки при виде летящей подачки, он спокойно стоял, вопрошающе глядя на хозяина. И только когда корочка упала в шагах пяти от него, он тряхнул своими мохнатыми ушами и побежал на звук упавшего хлеба.

- Видели? – спросил охотник, бросая собаке весь ломоть. – Хлеб уже летит, а он об этом не подозревает, ждёт, когда я брошу.

Этот опыт убедил меня. Но ведь она вела себя совершенно так же , как обыкновенная, зрячая, ничем не выказывая свою слепоту.

- Вы давеча заметили, что Чанг было промахнулся, плывя за убитой птицей?

- Да, заметил. Только принял это за баловство новичка.

- Нет, это он со следа сбился. На минутку порвалась ниточка птичьего запаха, которая вела Чанга к добыче. Но Чанг молодчина! Быстро нашёлся.

Спаниель благодарно чиркнул по песку обрубком хвоста, понял, что его похвалили. А может, в добром голосе хозяина почуял к себе ласку. Я с уважением посмотрел на Чанга.

- Но как же он ослеп?

- Сам не знаю, - покачал головой хозяин. – Может, таким родился, как узнаешь, что он слепой? Вон вы до сих пор поверить не можете. Ведь он совсем не похож на слепого.

Ни обо что не спотыкается, с собаками, как все, бегает, играет. Убежит от меня далеко – свистну, и он прямёхонько мчит обратно. И по дичи промаху не делает. Ни одной утки не потерял. А главное – глаза такие умные, понимающие. Разве подумаешь, что эти глаза совершенно ничего не видят? Я-то и сам узнал о его слепоте случайно, так же бросив ему хлеб. Сначала не поверил, но со временем убедился.

- А не лучше вам завести другую собаку?

- А эту куда? – нахмурился охотник.- Пристрелить? Сдать на воротник? Да я, батенька, за него двух зрячих не возьму. Как-никак пять лет вместе. Он свой хлеб честно зарабатывает. Трудный хлеб, но честный. Пойдем, Чанг! Бывайте здоровы!

Охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. Чанг бодро соскочил и побежал за хозяином. Он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения.

Я долго глядел ему вслед и теперь уже не жалел убитую птицу.

kak.znate.ru

Урок — педагогическая мастерская по рассказу Е.И. Носова "Трудный хлеб"

Разделы: Литература

Тема: Жалость или помощь? (По рассказу Е.И.Носова «Трудный хлеб»)

Цели:

  • познакомить с краткими сведениями из биографии Е.И.Носова;
  • развивать внимание, логическое мышление, речь школьников;
  • формировать интерес к творческой работе;
  • формировать коммуникативные качества личности и умение работать в коллективе;
  • формировать умение сопоставлять близкие по теме произведения в соответствии с поставленной проблемой.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя о писателе Е.И.Носове (работа со стендом «Писатели курского края»)

       Мы не раз говорили с вами о том, что писатели, поэты часто обращают наше внимание на то, чему мы просто не придаём значение в повседневной жизни. Им, как никому другому, дан особый дар – умение всматриваться, вслушиваться в тайные причины поступков. Сегодня нам предстоит познакомиться с рассказом одного такого писателя. Это Е.И. Носов. (Рассказ о писателе) Мы будем читать рассказ «Трудный хлеб».

III. Индуктор (наведение).

Прежде чем начнём читать, я хочу познакомить вас с отрывком из одной газетной статьи.

1. Чтение статьи.

«В собачьей практике тоже бывает полное служебное несоответствие. Случается это реже, чем у людей, собаки более ответственны… Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень радушно и гостеприимно. Хозяйка дома, где остановились гости, метала из печи на стол разные охотничьи яства, одновременно рассказывая про свой дом, быт и житьё. – Вот этот пушистый коврик… мы его очень любим. Правда, красивый?.. Это у нас была собака-лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности, право, как пуделёк. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу её пристрелить. – А что делать? – посетовал охотник. – Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа, мне помощник нужен.» «Известия», 08. 09. 1995.

2. Обсуждение.

– Мне хотелось бы узнать ваше отношение к поступку охотника.

IV. Самоконструкция

Чтение рассказа Е. Носова «Трудный хлеб».

Перед чтением задать вопрос:

– Что объединяет этот рассказ с тем фрагментом из газеты, который обсуждали в начале урока?

V. Социолизация

1. Обсуждение вопроса на сравнение двух текстов.

2. Беседа по рассказу Е. Носова.

  • Оба охотника вынуждены были решить для себя проблему: что делать с собакой, от которой на охоте мало проку. Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?
  • Ощущалось ли со стороны, что собака была слепа?
  • Давал ли охотник почувствовать собаке, что она теперь – неполноценный помощник для своего хозяина?
  • Как могла сложиться судьба Чанга, окажись он у иного хозяина?
  • Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома?

На одном из уроков возникли предположения:

– Должна быть от собаки хоть какая-то польза! – Собака тосковала бы дома без хозяина. – Хозяину с собакой в лесу не так скучно. – Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пёс чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.

3. Работа в группах.

1 группа. Кому из отвечавших тебе хотелось возразить? Приведи доводы в защиту твоей позиции.2 группа. С кем ты мог бы согласиться? Приведи доводы в защиту твоей позиции.

  • Как вы думаете, почему рассказчик «уже не жалел убитую птицу» после того, как узнал историю Чангу?
  • Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
  • Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или лёгкий, не требующий от вас никакой отдачи?
  • Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа?
    • Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. (У. Мизнер)
    • Не богатство – друг, а друг – богатство. (И. Стобей)

4. Работа в парах.

Вывод. Помощь бывает разной. Одно дело помочь в чём-то повседневном, привычном. Другое – оказать помощь тому, кто остро в ней нуждается. И в такой ситуации важно подумать, не унижает ли его такая помощь.

VI    Рефлексия

Работа в группах.

На что похоже слово жалость? (1 группа) На что похоже слово дружба? (2 группа)

VII. Домашнее задание

Написать письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале урока. Прежде чем писать, решите для себя: Кому оно будет адресовано? – Хозяину убитой собаки. – Коллективу редакции газеты. – Автору статьи. – Детям охотника. Чего ты хочешь добиться своим письмом? Какие мысли, возникшие по ходу чтения и обсуждения рассказа Е. Носова, можно было бы использовать при написании такого письма?

Поделиться страницей:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Краткое содержание Трудный хлеб Носов для читательского дневника

В начале рассказа Е. Носова "Трудный хлеб" представлено удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: листья поменяли цвет на золотой, птицы покинули родной край.

Недалеко от деревни на плесе рассказчиком были замечены две перелетные птицы. Мужчина был удивлен их суточной задержкой на воде. Однако спокойствие крохалей было нарушено внезапным скольжением дроби по поверхности.

Одна из птиц смекнула, что опасность рядом, и была такова. Ее напарниц, будто не обращая внимания, продолжала движение, лишь окунув голову в воду. Перемещение крохаля, оставшегося на пруду, сопровождала собака, появившаяся из кустов. Она выбрала верное направление, благодаря острому нюху.

На некоторое время показалось, что животное потеряло из виду птицу. Команда хозяина направила его в нужную сторону. Когда пес достиг цели, то с добычей в зубах, не спеша вернулся к берегу. За то, что Чанг отряхиваясь обрызгал рассказчика, охотник вынужден был перед ним извиниться.

Высказывая по очереди мнение о пойманной птице, мужчины познакомились. Рыбак с огромным удивлением услышал от нового знакомого, что его собака слепая. Глядя на морду, поначалу он верил в это. И только после отсутствия реакции Чанга на подкинутый хозяином кусок хлеба рыбак удостоверился в его словах.

Причина слепоты пса была неизвестной. На вопрос рассказчика об вероятности избавления от слепой собаки охотник с гордостью встал на защиту животного, заявив, что его хлеб "трудный, но честный".

Рассказ учит преданности, доброте и ответственности, несмотря на состояние друзей.

Читать краткое содержание Трудный хлеб. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Оцените: Голосов: 2

Носов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Трудный хлеб

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Остров погибших кораблей Беляева

    Большой трансатлантический лайнер «Бенджамен Франклин» отплыл из Генуи в город Нью-Йорк. На борту лайнера есть детектив Джим Симпкинс, сопровождающий в Америку Реджинальда Гатлина, которого подозревают в убийстве.

  • Краткое содержание Цвейг Нетерпение сердца

    Антон Гофмиллер родился в бедной семье чиновника, в городке близ Венгерской границы. Его отдали учиться в военное училище, а благодаря связям своей тетки, Антону удалось попасть в кавалерию.

  • Краткое содержание Выскочка Пришвина

    Собака Вьюшка — главная героиня рассказа "Выскочка", созданного советским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Она отлично сторожила дом своих хозяев. Внешний вид имела привлекательный: ушки похожие на рожки, хвостик свернут колечком

  • Краткое содержание Детство Максима Горького (кратко и по главам)

    Алексей рано потерял отца, мать практически сразу после похорон мужа пропала, и мальчик воспитывался дедом и бабушкой. Физические наказания, скандалы и драки в семье, жестокость и жадность дедушки

  • Краткое содержание Казаков Арктур - гончий пёс

    Летом я жил на берегу реки в доме доктора. Однажды доктор возвращался домой с работы и подобрал слепого пса. Он помыл его, накормил, дал прозвище Арктур и оставил у себя жить. Пес любил гулять со мной по берегу реки.

chitatelskij-dnevnik.ru

Конспект урока внеклассного чтения по произведению Е. И. Носова ,,Трудный хлеб''

Тема: Е.И. Носов «Трудный хлеб»

Цель: обратить внимание на проблему: важно оказывать помощь таким образом, чтобы тот, кому помогают, смог, несмотря на свои физические недостатки, сохранить чувство собственного достоинства и реализовать себя.

Задачи: формировать умения сопоставлять близкие по теме произведения .

Эпиграф: ,,Лучший способ сохранить своих друзей –не предавать их ‘’

У. Минзер.

Ход урока.

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и целей урока.

Слово учителя: - Ребята, мы не раз говорили с вами о том, что Курская земля всегда славилась своими талантами –замечательными людьми-писателями и поэтами .

Сегодня мы будем говорить о рассказе одного из таких писателей, будем учиться понимать основную мысль рассказа, выявим отношение к происходящему, к героям.

Основной вопрос урока:

Как вы понимаете смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?

-Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

(Записано на доске)

- Ребята, в одной газетной статье я прочитала следующее:

«Небольшую экспедицию из Москвы на Алтай в охотничьем хозяйстве приняли очень гостеприимно. Радушная хозяйка ставила на стол охотничьи яства, рассказывая про свой дом, быт, житье.

- Вот этот пушистый коврик … мы его очень любим. Правда, красивый? это у нас была собака – лайка Ролик, очень тоже любимая, это в память о ней. Ласковая была до невозможности. Представляете, на лося не пошла, пожалела. Пришлось мужу ее пристрелить.

– А что делать? – посетовал охотник, - Я не могу содержать тунеядца, хоть он и ласковый. У меня работа мне помощник нужен».

3. Дискуссия

- Как вы относитесь к поступку охотника?

(Ученики высказывают свою точку зрения, учатся приводить факты, доказательства).

4. Работа по усвоению рассказа «Трудный хлеб» Е.И. Носова.

1) Сжатый пересказ, сопровождаемый чтением отдельных эпизодов, понравившихся ученикам.

2) Сопоставление рассказа и газетной статьи:

- Что объединяет этот рассказ с фрагментом из газеты.

Ответы:

- И в рассказе, и в статье речь идет об охотниках и их собаках.

- Охотники должны были решить: что делать с собакой, от которой мало проку…

3) Исследование текста:

- Как хозяин Чанга обращался с ним во время охоты?

Свой ответ подтвердите цитатой из рассказа.

/ Он давал собаке команды спокойным и ласковым голосом; «ласково провел ладонью по черному шелковистому жилету спаниеля»/

- Ощущалось ли со стороны, что собака слепа?

/ «Нет, она только на первый взгляд казалась новичком на охоте»/

- Давал ли охотник почувствовать собаке ,что она – неполноценный помошник своего хозяина ? (Нет ,хозяин спокойно давал уточняющие команды , подбадривал собаку похвалой )

-Как могла сложиться судьба Чанга ,окажись он у иного хозяина ?

-Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту ?

-Как вы думаете , почему рассказчик ,,уже не жалел убитую птицу ‘’( узнал историю Чанга )

5 ) Презентация рисунков к рассказу – самостоятельная работа дома в читательских дневниках. (Индивидуальная работа)

6) Прочитайте эпиграф урока. Как вы его понимаете?

7) Словарная работа.(Заранее подготовленные учащиеся отыскали в тексте значения новых слов по толковым словарям русского языка. Результат их работы-небольшой словарь незнакомых слов.

8. Итог урока.

– Как вы понимаете смысл названия рассказа « Трудный хлеб»?

Важно ли, какой «Хлеб» есть: трудный, честно заработанный, или легкий, не требующий от вас никакой отдачи?

Е.И. Носов показывает , что Чанг свой хлеб честно зарабатывал, помогая, как возможно, на охоте хозяину. А ещё ведь собака у названного хозяина достойно смогла себя реализовать себя .В этом он ей помог.

9. Заключительное слово учителя.

- Мы живем в современном мире. Но мы должны знать и помнить, что главное - это земля, люди.

Любите природу, человека, животных, наблюдайте за происходящим, не проходите мимо тех, кому нужна ваша помощь.

В любой ситуации оставайтесь людьми.

10. Домашнее задание: Напишите письмо-отклик на газетную статью, которую обсуждали в начале нашего разговора о рассказе Е. Носова

infourok.ru


Смотрите также