Исследовательская работа "Хлеб всему голова". Про хлеб проект


Исследовательский проект "Интересно о хлебе"

Акмолинская область

Жаксынский район

ГУ «Жаксынская средняя школа №2»

Копеева Асель

6 класс

Проект Интересно о хлебе

Направление: здоровая природная среда

Секция: химия

Руководитель: Кабдуллина Зауре Асылбековна

2016год

Оглавление

1 Аннотация

2 Введение

3 Исследовательская часть

3.1 Историческая справка

3.2 Химический состав хлеба и химические процессы его приготовления

3.3 Основные этапы приготовления хлеба3.4 Выбор хлеба3.5 Изучение качества хлеба

3.6 Социологический опрос

4 Заключение

5 Приложение

6 Список использованной литературы

7 Отзыв

Аннотация

Цель исследования данной работы - собрать и изучить информацию о пути рождения хлеба, ознакомиться с пищевой ценностью, диетическими качествами, лабораторными методами исследования хлеба и хлебобулочных изделий, выпускаемых хлебозаводом ТОО «Урожай», а также донести мысль о необходимости бережного отношения к хлебу, как к величайшему творению человечества.

Я считаю, что работа будет полезной широкому кругу читателей: учащимся, учителям, родителям, т.е. всем, кто покупает и ест хлеб.

Этапы исследования:

1 Введение

2 Историческая справка

3 Химический состав хлеба и химические процессы его приготовления

4 Основные этапы приготовления хлеба5 Выбор хлеба6 Изучение качества хлеба

7 Социологический опрос

8 Заключение

9 Приложение

Актуальность выдвинутой темы исследования обуславливается тем, что мне интересно было изучить историю появления хлеба в рационе человека, изучить его незаменимые свойства, его разнообразие, а также потому, что хлеб – это тот продукт питания, которому нет цены и отношение, к которому должно быть особое. Исследование показало, что пищевая ценность хлеба определяется его химическим составом, строением и структурой мякиша, вкусом и запахом. Несоблюдение режимов брожения отрицательно сказывается на качестве хлеба – он приобретает неприятный кислый вкус. Специалисты в области хлебного производства утверждают, что качество хлеба напрямую зависит от того, каким способом замешивается тесто. После проведения органолептической оценки качества хлеба, выпускаемого хлебозаводом ТОО «Урожай», оказалось, что производители придерживаются общего стандарта приготовления хлебобулочных изделий.

По результатам нашего учебного исследования, делаю следующие выводы:

  • Хлеб один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и значительных, самых надежных видов пищи на земле.

  • Вкусовые качества хлеба зависят от кислотности, пористости, влажности и содержания соли, которые в свою очередь зависят от соблюдения всех технологических требований приготовления хлеба, которые тесно связаны с химическим составом и химическими процессами, протекающими при приготовлении хлеба.

Цель исследования:

1 собрать и изучить информацию о пути рождения хлеба;

2 ознакомиться с пищевой ценностью, диетическими качествами, лабораторными методами исследования хлеба и хлебобулочных изделий;

3 донести мысль о необходимости бережного отношения к хлебу.

Задачи исследования:

1 ознакомиться с кругом литературных источников по данной теме;

2 изучить методику проведения эксперимента по определению органолептических качеств хлеба;

3 провести опрос среди учащихся 8-11 классов; узнать, какой хлеб больше предпочитают; выяснить, знают ли они, что хлеб тесно связан с химией.

Гипотеза исследования: пищевая ценность хлеба определяется его химическим составом, строением и структурой мякиша, вкусом и запахом.

Методы исследования: анализ, опрос, наблюдения, эксперимент, сбор информации из книг, журналов, газет, интернета, интервью.

Предмет исследования: химия хлеба - состав и химические процессы при приготовлении хлеба.

Объект исследования: Хлеб и хлебобулочные изделия, выпускаемые в ТОО «Урожай» села Жаксы.

Актуальность исследования:

С детских лет запомнил навсегда:

Хлеб – земля. Хлеб – воздух. Хлеб – вода.

Солнечное в нём живёт светило,

В нём живёт душа родных полей,

Нежность доброй матери моей.

Жизнь – от хлеба, а от хлеба – сила.

Хлеб.…Один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле. Хлеб рожден нашей прекрасной землей, нашими широкими реками и тихими озёрами, чистым воздухом голубых небес и жарким, животворящим огнём. Хлеб создан тысячелетней человеческой мудростью, мастерством и упорной, тяжелой – « в поте лица своего», самой нужной в мире работой.

Хлеб связывает прошлое, настоящее и будущее. Он повседневен, обиходен, незаменим. И тем велик. Он был, есть и навсегда останется продуктом номер один. Если появится у хлеба конкурент, то это будет тоже хлеб. Новые его сорта и виды. Очень важно быть к хлебу добрым и внимательным. Это нужно не только хлебу, это нужно каждому из нас, потому что рядом с хлебом человек становится лучше. Хлебу и хлебобулочным изделиям принадлежит исключительное место в питании человека. Хлеб никогда не приедается и содержит почти все необходимые компоненты: белки, углеводы, немного жиров, витамины и минеральные вещества. Мы выбрали эту тему потому, что интересно изучить историю появления хлеба в рационе человека, изучить его незаменимые свойства, его разнообразие, а также потому, что хлеб – это тот продукт питания, которому нет цены и отношение, к которому должно быть особое.

Введение

Комковато, ноздревато,

И горбато, и кисло,

И пресно, и легко,

И мягко, и бело,

И всем людям мило!

(хлеб)

Детская загадка.

Хлеб, тот продукт питания, о котором знает каждый. Почти все едят хлеб каждый день - в качестве сандвича, с медом или вареньем на тосте или даже в составе вкусного десерта. Но сколько мы на самом деле знаем о продукте, который едят тысячи лет практически во всех странах мира? Мы решили выяснить, настолько ли он прост, как нам кажется.

С хлебом человек получает свыше 40% необходимых углеводов, 30% белков, такое же количество железа, более 30% балластных веществ, витаминов группы «В» и так далее. Хлеб на 30% обеспечивает человека энергией, при этом недостаток хлеба в рационе питания другими продуктами не восполняется.

Сегодня у нас в продовольственной торговле вряд ли найдешь товар дешевле, чем хлеб. Но, несмотря на это, доля хлебных изделий в товарном обороте велика. В этом нашло отражение и наше признание хлеба, любовь к нему как к продукту питания, наша общая сытость. Исходя из всего этого, в своей работе я хотела исследовать пищевую ценность хлеба, определяется ли она его химическим составом, строением и структурой мякиша, вкусом и запахом.

3 Исследовательская часть

3.1 Историческая справка

Пятнадцать тысяч лет назад человек впервые употребил в пищу зерна диких злаков. Это был человек каменного века – сильный и смелый охотник, делающий самые первые шаги в истории человечества. Он собирал семена диких злаков и ел их в сыром виде. Миновало много веков, прежде чем человек научился растирать зерна между камнями и смешивать их с водой. Тогда же появились грубые каменные терки для муки, первая мука и первый хлеб. Это было самое первое открытие хлеба.

Хлеб наш родился на свет в виде жидкой мучнисто-зерновой каши, которую и сегодня еще употребляют в пищу как хлебную похлебку многие жители Востока и африканских стран.

Стараясь найти какие-нибудь способы, которые облегчили бы обмолот зерен, люди тех далеких эпох совершили еще одно открытие хлеба. Они подметили, что зерна отделяются от колосьев гораздо легче, если их предварительно нагреть. Для этого они вырывали неглубокие ямы, нагревали в них камни и на эти камни клали колосья собранных злаков. Однако второе открытие хлеба заключалось не в этом.

Вообразим себе, что в одной из таких ям небольшую часть колосьев перегрели сильнее, чем это требовалось для обмолачивания. Благодаря этому случаю зерно поджарилось, и человек обнаружил, что это хорошо. Он раздробил такое поджаренное зерно, смешал его с водой и сразу понял, что еда получилась гораздо вкуснее той каши из обычных сырых зерен, которую он ел прежде. Это и было второе открытие хлеба, основанное пока еще на робком использовании великого огня, чуть-чуть заметном его дуновении на хлебные зерна, постепенно преображающиеся в хлеб.

Прошло еще несколько тысячелетий, и человек научился возделывать и культивировать пшеницу, ячмень, просо и другие злаки. Было это примерно восемь тысяч лет назад. Именно в это время у древних вавилонян, египтян, ассирийцев, евреев, персов, этрусков и других, ныне уже забытых народов появляются ступки, ручные мельницы и рождается первый печеный хлеб. Так делается третье великое открытие хлеба. Из густой зерновой каши наши предки пекли пресные лепешки – плотные, подгорелые куски бурой массы, мало напоминающей хлеб наших дней. Но именно с появления этих лепешек, выпекавшихся на горячих камнях, и началась на земле история хлебопечения.

Прошли тысячелетия, и свершилось еще одно гениальное открытие хлеба. Древние египтяне научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов (хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий), о существовании которых они, впрочем, и не подозревали. Так, в Древнем Египте пять-шесть тысяч лет назад была создана, по сути дела, современная технология хлебопекарного производства.

В те далекие времена менялся не только облик хлеба. Менялись способы переработки зерна в муку, менялась и сама мука.

Пять тысяч лет назад зерно в Египте дробили в каменных ступках или стирали на специальных каменных досках. Получаемая такими способами мука была грубой, с большим количеством отрубянистых частиц, которые затем частично отсеивали. Но вот спустя немного времени, египтяне изобретают жернова и сразу делают значительный шаг вперед в истории мукомолья и хлебопечения. На мельничных жерновах дробили зерно и измельчали его центральную часть до состояния тонкой муки. В обмолотах при этом оставалось много отрубей, которые отделяли вручную с помощью сит. Мука тонкого помола уже мало, чем отличалась по качеству от обычной муки наших дней. Так произошло окончательное рождение замечательного продукта, которое мы называем «хлебом».

3.2 Химический состав хлеба и химические процессы его приготовления

Различные виды хлеба содержат от 1 до 5% жиров, 5-9% белка, около 1,5% моно- и полисахаридов, крахмал – до 45%, клетчатку и гемицеллюлозу (балластные вещества) – от 0,4 до 1,3%. Минеральный состав хлебобулочных изделий представлен натрием, калием, железом, кальцием, магнием, фосфором, входящим в состав фитиновых соединений. Хлеб – важный источник витамина В1, рибофлавина, никотиновой кислоты. Органические кислоты представлены большей частью молочной кислотой(73,1% от большего содержания в хлебе из ржаной муки и 75,5% - в хлебе из пшеничной муки).

В хлебе всегда находится небольшое количество других кислот. На долю винной и лимонной кислот приходится 13,8% в ржаном хлебе и 12,0% - в пшеничном хлебе, а доля яблочной и янтарных кислот составляет 13,1% и 12,5% соответственно. Кроме того, в хлебе присутствуют уксусная, муравьиная и пропионовая кислоты. Пищевые кислоты в составе хлеба выполняют различные функции, связанные с его качеством. В составе комплекса вкуса ароматических веществ они участвуют в формировании вкуса и аромата. В случае увеличения содержания кислот хлеб приобретает неприятный резко кислый вкус, а при значительном снижении их содержания хлеб становиться пресным и безвкусным. Уксусная кислота имеет существенное значение по формированию вкуса хлеба. Если процесс брожения формируется неправильно и уксусной кислоты формируется много, то хлеб приобретает неприятный кислый вкус.

Брожение теста – важнейший химический процесс, влияющий на качество хлеба.Особое значение для формирования вкуса хлеба имеет накопление продуктов брожения и гидролиза. В опаре, в заквасках, жидких полуфабрикатах теста идут преимущественно два вида брожения – спиртовое и молочнокислое. Процесс спиртового брожения протекает с образованием ряда промежуточных соединений, конечным продуктом является углекислый газ и этиловый спирт.

Молочнокислые бактерии, присутствующие в тесте, вызывают молочнокислое брожение. Оно заключается в том, что под воздействием бактерий происходит расщепление глюкозы с образованием молочной кислоты.

Пищевые кислоты в составе хлеба выполняют различные функции, связанные с его качеством. В составе комплекса вкусо - ароматических веществ они участвуют в формировании вкуса и аромата, принадлежащих к числу основных показателей качества продукта. Именно вкус, наряду с запахом и внешним видом, оказывает наибольшее влияние на выбор того или иного продукта. Органические кислоты, входящие в состав хлеба, участвуют в процессах пищеварения: активации перистальтики кишечника, стимуляции секреции пищеварительных соков, формировании определённого состава микрофлоры, снижение рН среды, торможение развития гнилостных процессов в толстом кишечнике.

3.3Основные этапы приготовления хлеба

Сырье. Для изготовления хлеба используют основное и дополнительное сырье. К основным продуктам относятся: мука, вода, дрожжи и соль. В качестве дополнительных компонентов используются: жиры, сахар, патока, молочные продукты, солод, яйцо и яичные продукты, отруби или цельно молотое зерно, орехи, изюм, пряности и другое. Муку используют хлебопекарную, пшеничную и ржаную различных сортов.

Приготовление теста заключается в его замесе — смешивании основного и дополнительного сырья, предусмотренного рецептурой, с целью получения однородной массы теста, а также созревание теста. Замес теста является короткой, но весьма важной технологической операцией. Длительность его для пшеничного теста — 7—8 мин, ржаного — 5—7 мин. Чрезмерный замес приводит к разрушению образовавшейся структуры и ухудшению качества хлеба.

Цель брожения (созревания) теста — разрыхление, придание тесту определенных физических свойств, накопление веществ, обусловливающих вкус, аромат и цвет готового продукта. Комплекс процессов, одновременно протекающих на стадии брожения и влияющих друг на друга, объединяют общим понятием «созревание». Созревание включает микробиологические (спиртовое и молочнокислое брожение), коллоидные, физические и биохимические процессы.

Расслойка тестовых заготовок проводится перед посадкой его в печь. В этот период продолжаются брожение теста, разрыхление его углекислым газом, в результате чего улучшаются физические свойства тестовой заготовки, восстанавливаются первоначальный объем и пористость.

Выпечка хлеба. Перед посадкой в печь на поверхности тестовых заготовок делают надрезы или наколы для удаления паров воды и газа. Это предотвращает образование трещин на поверхности изделий.

Хлеб считается готовым, при достижении температуры в центре мякиша 95—97 °С. Обезвоженная корка прогревается до 160—180 °С.

3.4 Выбор хлеба

Сейчас выбор хлеба в наших магазинах довольно большой. В них добавляют различные отруби, добавки и наполнители. Существует много производителей и различных пекарен, и каждый производит его по-разному. Внешний вид хлеба определяют при его осмотре. Обращают внимание на симметричность и правильность формы. Цвет корки может быть бледным, золотисто-желтым, светло-коричневым, коричневый и темно-коричневый. Состояние корки определяется ее поверхностью. Она может быть гладкой, неровной, бугристой, со вздутиями и трещинами или подрывами. Трещинами считают разрывы, проходящие через верхнюю корку, подрывами – отрыв боковой корки от верхней. Мы купили все виды хлеба выпекаемых на хлебозаводе ТОО «Урожай» и провели органолептическую оценку качества хлеба. И оказалось, что производители придерживаются общего стандарта приготовления хлебобулочных изделий.

Органолептическая оценка качества хлеба:

К органолептическим определяемым показателям качества хлеба относят внешний вид, состояние мякиша, вкус и запах (аромат).

Внешний вид хлеба я определяла при его осмотре. Форма булок – правильная, коричневого, светло коричневого цвета (в зависимости от исследуемой партии хлеба). Поверхность корки гладкая. Трещин и подрывов не наблюдалось ни в одной партии хлеба. Состояние мякиша определяла по цвету, эластичности и пористости. Булку хлеба 2 сорта я разрезала на две равные части сверху вниз. Рассмотрела мякиши. Он был серого цвета. Мякиш хлеба 1 сорта белого цвета. Мякиш батона белого цвета. Исследовала эластичность мякиша. Нажимала на мякиш двумя пальцами и быстро их отнимала. Наблюдалась небольшая остаточная деформация у хлеба 2 сорта и у хлеба 1 сорта, у батона остаточной деформации не наблюдалось. Значит у хлеба эластичность средняя, а у батона хорошая.

Пористость хлеба – поры мелкие, стенки пор тонкие. Попробовав хлеб, я установила, что вкус нормальный, с приятным запахом (Таблица 1):

Таблица 1Органолептические качества хлеба, выпускаемого хлебозаводом ТОО «Урожай»

Наименование показателя

Характеристика

Хлеб 2 сорта

(черный)

Хлеб 1 сорта

(белый)

Батон «Нарезной»

Форма

Правильная, выпуклая.

Правильная, выпуклая

Правильная

Поверхность

Гладкая, без трещин и подрывов

Гладкая, без трещин и подрывов

Без подрывов, надрезы правильные, без трещин

Цвет

Корка коричневого, иногда темно - коричневого цвета

Корка светло – коричневого цвета

Корка золотистого цвета.

Состояние мякиша

Мякиш эластичный серого или белого цвета,

поры мелкие, с тонкими стенками.

3.5 Изучение качества хлеба.

Пищевые кислоты в составе хлеба выполняют различные функции, связанные с его качеством. В составе комплекса вкусо - ароматических веществ они учувствуют в формировании вкуса и аромата, принадлежащих к числу основных показателей качества продукта. Именно вкус, наряду с запахом и внешним видом, оказывает наибольшее влияние на выбор потребителей того или иного продукта. Накоплению уксусной кислоты способствует использование недоброкачественных дрожжей и заквасок, а также несоблюдение режимов брожения. Это отрицательно сказывается на качестве хлеба – он приобретает неприятный кислый вкус.

Специалисты в области хлебного производства утверждают, что качество хлеба напрямую зависит от того, каким способом замешивается тесто. Чем однороднее масса, тем лучше условия для брожения дрожжей. В мякише хлеба поры должны быть распределены равномерно.

На хлебозаводе ТОО «Урожай» в 2008году установлено итальянское оборудование, которое позволяет замешивать тесто по особой рецептуре – в 2 раза дольше, чем при обычной технологии. Но самое важное то, что оно мешается в разных режимах. Сначала на относительно небольшой скорости перемешиваются все необходимые ингредиенты. Затем скорость увеличивается, и происходит так называемое «созревание теста», обогащение его кислородом. И только после этого, когда тесто сочтут готовым, его укладывают в формы и отправляют в печи. Хлеб получается пышным и мягким, и долго не черствеет, и меньше крошиться. Кроме того, мы выяснили, что хлеб выпекается из муки ТОО «Урожай», а она обогащена йодом, т.е. йодированная. Есть такой хлеб не только приятно, но и полезно.

Я тоже пробовала хлеб хлебозавода ТОО «Урожай» на вкус:

  • Черный хлеб пахнет кислотой и немного дрожжами. При нарезке на кусочки мало крошится. Имеет приятный темно- коричневый цвет.

  • В белом хлебе первого сорта присутствует легкий запах дрожжей, на вкус не кислый, в меру соленый, приятный. При нарезке на кусочки мало крошится.

3.6 Социологический опрос

Мы провели опрос среди учащихся 9-11 классов на тему «Хлеб». Было предложено ответить на следующие вопросы:Как вы считаете, связана ли химия с хлебом? да / нет. Входит ли в ваш ежедневный рацион хлеб? да / нет / иногда.Какой хлеб вы предпочитаете? черный / белый / без разницы.Можно ли обойтись без этого продукта? да / нет.

Какой хлеб полезнее - белый или черный? черный / белый / без разницы.

Было опрошено 86 человек. Результат опроса оказался таков:

  • 50% учеников считают, что химия связана с хлебом, а другая половина с этим не согласна;

  • в ежедневный рацион 64-х человек входит хлеб,

  • 16 человек употребляют его лишь иногда;

  • 6 человек вообще отказываются от этого продукта;

  • предпочтение между белым и черным хлебом расположилось так: 18% учеников выбрали черный, 49% - белый, а 33% оказалось все равно; также 77% опрошенных считают, что без хлеба обойтись нельзя, а 23% думают, что можно.

Вывод: проведя опрос, я выяснила, что некоторые не знают о том, что производство хлеба тесно связан с химическими процессами. Большинство ежедневно употребляют в пищу этот продукт, и многие предпочитают белый хлеб, и думают, что без него обойтись нельзя.

Заключение

По результатам нашего учебного исследования, делаю следующие выводы:

  • Хлеб один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и значительных, самых надежных видов пищи на земле.

  • Вкусовые качества хлеба зависят от кислотности, пористости, влажности и содержания соли, которые в свою очередь зависят от соблюдения всех технологических требований приготовления хлеба, которые тесно связаны с химическим составом и химическими процессами, протекающими при приготовлении хлеба.

  • Выдвинутая нами гипотеза, о том, что пищевая ценность хлеба определяется его химическим составом, строением и структурой мякиша, вкусом и запахом, подтвердилась.

Приложение.

Интересно о хлебе:

Почему встречают хлебом с солью? Повсеместно, по сей день, почётных гостей встречают хлебом с солью. Сочетание хлеба с солью было всегда очень ёмким символом. То, что хлеб выражает пожелание благополучия и богатства, пожалуй, для всех ожидаемо. Например, нельзя доедать хлеб за другим человеком, потому что тогда заберешь от него всю силу и счастье. По этой же причине нельзя есть хлеб за спиной другого человека.

Знаете ли вы?

  • Мы съедаем более 9000000 буханок хлеба каждый день. Этого достаточно, чтобы сделать 90 миллионов бутербродов.

  • Самый большой в мире хлеб был испечен в пекарне в Акапулько, Мексика. Буханка длиной 9200 метров была испечена в январе 1996 года.

  • Около 50% всего хлеба идет на бутерброды - в Англии самый популярный бутерброд с сыром, а в Америке - с ветчиной.

  • "Сэндвичи" названы в честь Графа Сэндвича - известного картежника. Именно он придумал класть мясо между двумя кусками хлеба, чтобы не испачкать руки за игрой.

  • Хлеб изобрели по ошибке более 7500 лет назад. Первую буханку сделал древний египтянин, который случайно оставил смесь муки и воды в теплой печи на ночь. Когда он вернулся, он обнаружил мягкое тесто, намного более аппетитное, чем твердые лепешки, которые он пытался готовить.

  • Древнее суеверие говорит, что перевернутый коркой вниз хлеб приведет к неудаче. Также нельзя оставлять один кусок недоеденным. Кроме того говорят, что хлеб, испеченный на Рождество, никогда не заплесневеет.

  • В хлебе есть все необходимые для питания человека вещества: белки, крахмалы, жиры.

  • Лавры приготовления самой быстрой булочки принадлежат пекарям из Wheat Montana Farms and Bakery, рекорд которых был занесен в книгу рекордов Гиннеса в 1995 году. Они пожали пшеницу в поле, смололи ее в муку, а потом замесили, сформировали буханку и испекли ее за 8 минут 13 секунд.

  • По закону Мэрфи хлеб всегда будет падать маслом вниз.

  • Скандинавская легенда гласит, что если молодой человек и девушка откусят от одной буханки, они обречены, влюбиться друг в друга.

Список используемой литературы

1 Наш хлеб / В.А. Патт. – М.: Легкая и пищевая промышленность, 19842 Панченко Т.А., Александровна А.В. Отчего так вкусен хлеб./ Левина Л.С. // Химия в школе – 2009.3 Волков В.Н., Солодова Н.И., Волкова Л.А. Определение качества пшеничной муки и хлебобулочных изделий./ Левина Л.С. // Химия в школе – 2009.

4 http://www.znaytovar.ru/new875.html

5 http://www.ratatouille-rest.ru/info/material/090121-13/index.htm

6 http://www.pseudology.org/Kon/Zametki/Xleb.htm

infourok.ru

Проект на тему "Хлеб-всему голова" (4 класс)

Министерство образования и науки РФ Муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 п. Забайкальск

Тема:Хлеб всему голова

Выполнила: ученица 4 А класса Тюкавкина Зоя Руководитель:

Учитель: Чупрова Е.В.

п. Забайкальск 2013-2014год

Оглавление

Введение ………………………………………………………………. стр.3

Глава 1 История …………………………………........………………. стр.5

1.1. История появления хлеба ………………………...……………. стр.5

1.2. Пословицы и поговорки о хлебе ………………………………… стр.5

Глава 2 Поход на пекарню …………………………………………… стр.7

2.1 Что я узнала на хлебопекарне ……………………………………. стр.7

Глава 3 Исследовательская часть…………………………………… стр.8

3.1. Приготовление хлеба ……………………………………………… стр.8

Глава 4 Анкетирование и его результаты…………………….………… стр.9

Заключение …………………….……………………………………… стр.11

Список исследуемой литературы …………………………………… стр.12

Приложение……………………………………………………………… стр.13

Введение

Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,

Вот он теплый, золотистый, словно солнцем налитой.

В нем – здоровье наше, сила, в нем – чудесное тепло.

В нем – земли родимой соки, солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки! Вырастай богатырем!

Хлебушко, хлебушек – так ласково называли наши предки главный продукт на столе – хлеб. Доставался он тяжело, пекли его с любовью, берегли и относились с уважением. И в современное время хлеб по-прежнему является необходимым продуктом питания. Но часто ли мы задумываемся о том, какой хлеб мы едим? Каким на вкус должен быть настоящий хлеб? Как приготовить в домашних условиях хлеб? Чтобы ответить на эти вопросы, я предлагаю вам принять участие в моем проекте.

Я решила реализовать проект под названием “Хлеб – всему голова”.Мною была поставлена цель и задачи, гипотеза, которую необходимо было доказать.В проекте представлены вопросы для социологического опроса, а также их результаты, итоги наблюдения за отношением современных школьников к хлебу. Представлен материал, собранный при работе над проектом, создана презентация, иллюстрирующая все этапы и результат работы.

Цель: узнать о процессе приготовления хлеба. Цель работы обусловила постановку следующих задач:

Задачи:

1) обнаружить интересные факты о хлебе; 2) найти пословицы и поговорки о хлебе; 3) узнать рецепт приготовления белого и черного хлебов; 4) испечь хлеб; 5) создать электронную презентацию.

Методы исследования:

  1. знакомство с литературой по теме проекта;

  2. обращение к сети Интернет;

  3. анкетирование;

  4. анализ полученной информации;

  5. проектный.

Гипотеза исследования: предположим, что цвет хлеба зависит от сорта муки. Экспериментально надо доказать или опровергнуть данное суждение.

База исследования – домашняя кухня.

Глава 1. История появления хлеба

Свыше 15 тысяч лет назад наши предки начали употреблять в пищу пшеницу. Хлеб изобрели египтяне. Изначально, греки стали называть свой хлеб, который они выпекали в горшках «клибанос», однако когда искусство выпекания хлеба перешло к другим народам, название трансформировалось в «хлайфс». А в древнем немецком языке и сегодня присутствует слово «хлайб», созвучное с нашим словом хлеб.

Искусство выпекания хлеба быстро распространялось по разным народам, и уже во II веке до нашей эры в Риме были построены первые пекарни.

Хлеб - лекарство:

Впервые хлеб появился на Руси свыше 15000 лет назад в виде жидкой каши. В давние времена люди лечились хлебом. Если подышать над горячим свежим хлебом, можно вылечить насморк, а чёрствый хлеб помогает при болях в желудке.

Во все времена хлеб очень высоко ценился и стоял в одном ряду с золотом и солнцем.

В России желанных гостей встречают «хлебом – солью». Гости должны поцеловать хлеб. Издавна на Руси существует обычай: на свадьбу мать жениха встречает молодых караваем – символом богатства и благополучия.

Почему человек не может обойтись без хлеба?

Оказывается, хлеб богат витаминами, необходимыми для жизни и роста человека. Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается. Хлебными растениями были не рожь и пшеница, а рис и дуб.

Для начала надо вспомнить наиболее интересные факты о хлебе. Думаю, что ни для кого не секрет, что по закону Мэрфи хлеб всегда будет падать маслом вниз. Многие, наверное, пробовали поэкспериментировать, и результат всегда получается положительный.

Или вот еще факт о хлебе. Знали ли Вы, что из хлеба можно сделать мозаику. И я не знала. Оказывается, что 27-летняя англичанка Лаура Хендлен стала знаменита на всю страну, благодаря своему необычному увлечению: сотрудница британского музея создала хлебную репродукцию «Джоконда» размером 9 на 11 метров.

1.2 Пословицы и поговорки о хлебе.

Не зря в народе говорят:

Хлеб – всему голова!

Пот на спине – так и хлеб на столе.

Хлеба ни куска и стол доска.

Горька работа, за то сладок хлеб.

Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Глава 2. Поход на хлебопекарню

2.1 Что я узнала на хлебопекарне

Так как я уже давно знаю, что хлеб не растет на булочном дереве, я решила посмотреть процесс его приготовления. Для этого я посетила хлебопекарню в п. Забайкальск Даниловой Марии Георгиевной. На даниловской хлебопекарне я узнала, сколько весит одна булка хлеба, сколько на хлебопекарне цехов, какое количество времени уходит на изготовление одной булки хлеба, сколько работников работают на хлебопекарне, какие виды и сорта хлеба бывают, какие ещё выпекают хлебобулочные изделия на данной пекарне. А также, мне рассказали, какие этапы нужно пройти для изготовления хлеба.

Полученные ответы на вопросы, которые я задавала:

Сколько весит булка хлеба?

Одна булка хлеба весит: 500±10 г.

Сколько цехов на хлебопекарне и какие?

Цехов на хлебопекарне 6: 2 цеха для хранения готовой продукции, 1 холодный цех, который служит для приготовления тортов, 1 цех для хранения и просеивания муки, 1 для приготовления изделий, требующих обжарки в масле, таких как пирожки, чебуреки и т.д.; 1 для приготовления хлеба - это где тесто замешивают, взвешивают и выпекают.

Каков ассортимент продукции?

На изготовление одной партии хлеба уходит: 12 часов.

Работники на хлебопекарне работают в 2 смены: одна смена – 11,12 человек. Всего же задействованы –24 человека разных профессий. Виды и сорта хлеба бывают : 1 сорт – белый хлеб , второй сорт – чёрный хлеб , а также есть ещё бородинский хлеб - с добавлением солода, хлеб с добавлением кураги, чернослива и изюма. Ржаной хлеб. Также в ассортименте есть: булочки, рулеты, торты, печенье, пирожные, сухари, калачи, пирожки, чебуреки, пиццы и многое другое.

Глава 3. Исследовательская часть.

3.1. Приготовление хлеба.

Теперь очередь непосредственно самого эксперимента. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о цвете хлеба потребовались рецепты:

Приготовления белого хлеба

Приготовления черного хлеба

• дрожжи – 2 ст. л.

• вода – 1.5 стакан

• сахар – 1 ст. л.

• соль – 1 ч. л.

• растительное масло – 1/2 стакана

• пшеничная мука – 3 стакана

• дрожжи – 2 ст. л.

• вода – 1.5 стакан

• сахар – 1 ст. л.

• соль – 1 ч. л.

• растительное масло – 1/2 стакана

• ржаная мука – 3 стакана

*отличия минимальны, секрет в муке. Именно мука задает цвет хлебу.

Кухня стала базой для эксперимента. Итак:

1. Приготовили опару: в посуду положили дрожжи, соль, сахар, растительное масло и воду, немного подогрела на плите. 2. Дальше в одну посуду мы добавили пшеничную муку, а во вторую ржаную муку. После чего, тесто оставили подниматься на 2 часа в теплое место.3. Включили духовку на 180 градусов, а пока она нагревалась, подготовили формы для выпечки: смазывали растительным маслом, чтобы готовый хлеб в дальнейшем легко мог выйти из формы. 4. Выложили тесто в формы и оставили еще на 1 час для того, чтобы оно поднялось.5. После того, как тесто поднялось в формах, поставила формы в духовку. 6. По истечении 40 минут достали хлеб из духовки. 7. Подождали, пока он остынет, разрезали его, чтобы убедиться в том, что действительно получилось два разных сорта хлеба.Таким образом, я экспериментально доказала, что цвет хлеба действительно зависит от сорта муки. Я поняла, что приготовление хлеба совсем нелегкий труд. Поэтому, надо ценить каждую крошку хлеба и вот почему наши предки складывали так много пословиц и поговорок.

Глава 4. Анкетирование и его результаты.

Наблюдение

В нашей школе было проведено наблюдение, с целью выявления бережного отношения к хлебу. На обед ученикам начальной школы было предложено по кусочку хлеба.

Из 15 человек:

полностью съели хлеб 10 учеников,

по половинке хлеба – 3 учащихся,

2 ребят не притронулись к хлебу.

Исходя из данного наблюдения, можно сделать следующий вывод, что основная часть ребят бережно относятся к хлебу, съедают его, не оставляя.

Анкетирование «Хлеб в жизни человека».

Я провела анкетирование среди взрослых людей и учеников нашего класса. Всего опрошено 21 человек. Цель анкетирования: проанализировать использование, применение, отношение к хлебу.

Вопросы для анкетирования:

Вопросы

1

Выпекаете ли вы сами хлеб?

2

Какие другие мучные изделия вы делаете?

3

Как вы используете черствый хлеб?

4

По вашему мнению, сколько стоит хлеб?

5

Как вы думаете, от чего зависит цвет хлеба?

6

Какие сорта хлеба вы знаете?

7

Как часто вы употребляете хлеб?

Результаты анкетирования.

Анкетирование показало, что:

Вопросы

результат

1

Выпекаете ли вы сами хлеб?

Да-9ч., нет-12 ч.

2

Какие другие мучные изделия вы делаете?

Пироги, рогалики и т.д. -14 ч., не пекут-7 ч.

3

Как вы используете черствый хлеб?

Сушат сухари-4 ч., покупают столько, чтобы съесть-6 ч., отдают жив.-2 ч., выкидывают-2 ч.

4

По вашему мнению, сколько стоит хлеб?

Выразили в деньгах-20 ч., бесценен-2 ч.

5

Как вы думаете, от чего зависит цвет хлеба?

От муки-4ч., от пшеницы-1 ч., от дрожей-3 ч., от выпекания-2 ч., не знают-7 ч., от теста-1 ч.

6

Какие сорта хлеба вы знаете?

Белый-14 ч., черный-13 ч., бород.-6 ч., горчичный-3 ч., зерновой-2ч., не знают-2 ч.

7

Как часто вы употребляете хлеб?

В небольшом количестве-2 ч., ежедневно-5 ч., несколько раз в день-7 ч., редко-4 ч., не едят 2 ч.

Результаты проведенного анкетирования показали, что ребята не знают процесс приготовления хлеба, различают сорта хлеба, рационально используют хлеб, но о бесценности хлеба указали только взрослые, ребята указали стоимость в деньгах.

Заключение

При разработке проекта и его реализации, я экспериментально доказала, что цвет хлеба действительно зависит от сорта муки. Презентация проектной деятельности включала в себя: продукт совместной деятельности. В процессе данной работы, я узнала, откуда пришел хлеб, какое значение имеет в жизни человека. Через чтение художественной литературы, можно воспитывать бережное и уважительное отношение к хлебу. Как показали результаты исследования, поставленную задачу я выполнила. Я считаю, что собранный мною материал будет полезен многим ребятам. Какой громадный труд проделали многие поколения в течение веков, чтобы получить такой хлеб, какой мы едим ежедневно! Хлеб – полезный продукт, недаром его ставят в центре стола. Нужно не забывать относиться к хлебу бережно, с большим уважением!

Список литературы.

1.Бертине Ришар. Свой хлеб. Удивительное искусство и простое удовольствие. - Издательство: Астрель, 2011 г.

2. Русские народные загадки, пословицы. Поговорки. - Москва: Просвещение, 2011.

3. Технология по приготовлению хлеба.

4. Круглов Н.А. Педагогический журнал. Внеклассная работа в школе. - Москва, 2006.

Интернет источники.

http://storyof.ru/eda-i-napitki/istoriya-poyavleniya-xleba/

Приложение «Вопросы для анкетирования»

Вопросы

результат

примечание

1

Выпекаете ли вы сами хлеб?

2

Какие другие мучные изделия вы делаете?

3

Как вы используете черствый хлеб?

4

По вашему мнению сколько стоит хлеб?

5

Как вы думаете от чего зависит цвет хлеба?

6

Какие сорта хлеба вы знаете?

7

Как часто вы употребляете хлеб?

Отчёт о работе над проектом (для учащихся начальной школы)

  1. Автор проекта Тюкавкина Зоя

  2. Название проекта: Хлеб всему голова

  3. Учебная дисциплина, близкая к теме проекта. Окружающий мир

  4. Почему я начала работу над проектом? Мне стало интересно: от чего зависит цвет хлеба?

  5. Для чего я начала работу над проектом? Я начала работу над проектом, для того, чтобы на практике подтвердить или опровергнуть суждение, о том, что сорт муки влияет на цвет хлеба.

  6. Какой продукт я хотела получить? _Хлеб 1 – го и 2-го сорта

  7. Как я работала над проектом:

Дата

Что делала

Затрачено времени

Вопрос, затруднение

Консультант

Помощь

17.10.2013

Выбор темы

10 дней

Какую тему выбрать?

мама

Мама, папа

17.10.2013-30.10.2013

Определение цели и задач

2 недели

Определить цель и задачи

мама

Мама, папа

31.10.2013

Выдвижение гипотезы

1 день

сформулировать гипотезу.

Елена Викторовна

Мама, папа

10.2013-11.2013

Сбор материала (информации)

3 недели

-

Мама, папа, бабушка

Мама, папа

11.2013-12.2013

Изучение материала и обобщение сведений:

-чтение книг;

-просмотр документальных фильмов ;

-поиск информации в интернете.

20 дней

Большой объем исследуемой литературы

Елена Викторовна, мама

Мама, папа

20.02.2014-21.02.2014

Экскурсия в пекарню

2 дня

-

Пекари, технологи

мама

22.02.2014-

07.03.2014

Разработка опроса

14 дней

25.03.2014

Практическая часть: по рецептам замесить тесто, выпечь хлеб

1 день

-

мама

мама

26.03.2014

Получение результатов эксперимента и их анализ.

1 день

-

-

мама

27.03.2014.

Выводы по результатам эксперимента

1 день

-

-

-

20.03.2014-28.03.2014

Оформление презентации. Выводы по презентации.

9 дней

-

-

15.03.2014-28.03.2014

Оформление проекта.

14 дней

-

-

мама

01.04.2014-05.04.2014

Анкетирование, обработка данных

5 дней

Мама, учащиеся, учителя

17.10.2013-20.04.2014

Составление отчета о проделанной работе

-

28.03.2014-02.04.2014

Корректировка работы

Подготовка к выступлению.

Презентация проекта.

  1. Что нового я узнала, чему научилась?

При изучении материала для составления проекта и в ходе разработки проекта я узнала, как нелегко испечь хлеб, что это продукт труда многих людей. В ходе практической части работы и при посещении пекарни И.П. Даниловой Марии Георгиевны я узнала, сколько весит одна булка хлеба, чем отличается хлеб разных сортов, какое тесто называется сдобным и чем отличается от кислого.

  1. Мои впечатления от работы над проектом:

Мне было очень интересно узнать о приготовлении хлеба. Изучив материалы и немало литературы о происхождении хлеба, я задумалась, о том, что иногда мы недооцениваем важность и значимость хлеба. Увидев своими глазами, как получают данный продукт, я теперь точно не когда не буду оставлять недоеденный кусок хлеба, и буду брать столько, сколько действительно мне необходимо.

  1. Вид проекта: исследовательский

infourok.ru

Исследовательская работа "Хлеб всему голова"

«Хлеб – всему голова».

Все как у взрослых проектов, нами была поставлена цель и задачи, гипотеза, которую необходимо было доказать.

Цель: узнать о процессе приготовления хлеба

Задачи:

 1) обнаружить интересные факты о хлебе;

 2) найти пословицы и поговорки о хлебе;

 3) узнать рецепт приготовления белого и черного хлебов;

 4) испечь хлеб.

Гипотеза исследования: цвет хлеба зависит от сорта муки. Экспериментально надо было доказать или опровергнуть данное суждение.

База исследования - бабушкина кухня.

Для начала решили вспомнить наиболее интересные факты о хлебе. Думаю, что ни для кого не секрет, что по закону Мэрфи хлеб всегда будет падать маслом вниз. Многие, наверное, пробовали экспериментально опровергнуть сей факт, но как это не парадоксально, он действительно всегда падает маслом вниз.

 Или вот еще факт о хлебе. Знали ли Вы, что из хлеба можно сделать мозайку. И мы не знали. Оказывается, что 27-летняя англичанка Лаура Хендлен стала знаменита на всю страну благодаря своему необычному увлечению: сотрудница британского музея создала хлебную репродукцию «Джоконда» размером 9 на 11 метров.

Факты фактами, а дальше надо было найти русские пословицы и поговорки о хлебе. Сразу же на ум пришли такие пословицы как –

 Каков у хлеба, таков и у дела.

 Пот на спине – так и хлеб на столе.

 Доплясались, что без хлеба остались.

 Где хлеб, тут и мыши.

 Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.

 Без соли, без хлеба – половина обеда.

Дальше что-то ничего не вспоминалось, решили воспользоваться помощью друга – Гугл, помощник во всех вопросах. Немного поГуглив нашли очень много интересных пословиц и поговорок.

Теперь очередь непосредственно самого эксперимента. Для того, чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу о цвете хлеба потребовались рецепты.Рецепт 1.

 Приготовления белого хлеба

 • дрожжи – 2 ст. л.

 • вода – 1.5 стакан

 • сахар – 1 ст. л.

 • соль – 1 ч. л.

 • растительное масло – 1/2 стакана

 • пшеничная мука – 3 стакана         Рецепт 2.

 Приготовления черного хлеба

 • дрожжи – 2 ст. л.

 • вода – 1.5 стакан

 • сахар – 1 ст. л.

 • соль – 1 ч. л.

 • растительное масло – 1/2 стакана

 • ржаная мука – 3 стакана

Собственно отличия минимальны, секрет в муке. Именно мука задает цвет хлебу.

Бабушкина кухня стала экспериментальной площадкой. Итак, начнем.

1. После того, как были найдены рецепты и были приобретены продукты, мы начали готовить хлеб.

2. В посуду положили дрожжи, соль, сахар, растительное масло и воду, немного подогрела на плите.

3. Дальше в одну посуду мы добавили пшеничную муку, а во вторую ржаную муку. После чего тесто оставили подниматься на 2 часа в теплое место.

4. Включили духовку на 180 градусов, а пока она нагревалась, подготовили формы для выпечки: смазывали растительным маслом, чтобы готовый хлеб в дальнейшем легко мог выйти из формы.

5. Выложили тесто в формы и оставили еще ненадолго для того, чтобы оно поднялось.

6. После того, как тесто поднялось в формах, поставила формы в духовку.

7. По истечении 40 минут достали хлеб из духовки.

8. Подождали пока он немного остынет, разрезали его, чтобы убедиться в том, что действительно получилось два разных сорта хлеба.

Таким образом, мы экспериментально доказали, что цвет хлеба действительно зависит от сорта муки. Ребенок понял, что приготовление хлеба совсем нелегкий труд. Поэтому надо ценить каждую крошку хлеба и вот почему наши предки складывали так много пословиц и поговорок о хлебе.

UPD. Да и еще. Хлеба к вечеру уже не осталось

Хлеб - всему голова

 Визитка

Краткая аннотация проекта

Не напрасно народ

С давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет

Самой первой святыней.

Золотые слова

Забывать мы не вправе:

"Хлеб всему голова!" -

В поле, в доме, в державе!

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. В нашей стране относились к хлебу всегда по-особенному. Если человек в чем-то не очень разбирается, о нем говорят: думает, что булки на деревьях растут. Вместе с ребятами старшей группы мы решили выяснить, где же действительно «растут» булки, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос:

Что во главе стола стоит?

Проблемный вопрос учебной темы:

Откуда хлеб пришёл?

Учебные вопросы:

Какие разновидности хлебобулочных изделий ты знаешь?

Как называют хлеб в других странах?

Как растёт хлеб?

Какие зерновые произрастают на полях?

Как приготавливают хлебобулочные изделия?

Знаешь ли ты пословицы, загадки, сказки и стихи о хлебе?

Какие блюда можно приготовить из чёрствого хлеба?

План проекта

Подготовительный этап:

• Подготовка публикации учителя для родителей.

• Подготовка презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся.

• Подбор информационных ресурсов по теме проекта: энциклопедии, справочники, список научно-популярной и художественной литературы, Интернет-ресурсы.

• Подготовка шаблонов Вики- страницы.

• Получение согласия родителей на участие их детей в проекте.

1 этап – Погружение в проект:

• Выпуск буклета для родителей.

• Представление вводной презентация учителя.

• Выбор темы исследования каждым учеником.

• Выявление предварительных представлений по учебным вопросам.

• Объявление детско-родительского конкурса выпечки.

2 этап – Организация деятельности:

• Изучение учениками критериев оценки работ (светофорчик).

• Совместное планирование исследования и оформления результатов. Выбор формы представления работы.

• Анализ проблемных вопросов по темам исследований, выдвижение гипотез, определение целей исследования.

3 этап – Осуществление деятельности:

• Групповая работа по темам исследований: поиск, обсуждение полученной информации.

• Представление промежуточных результатов перед группой, работа в группах с экспертными листами.

• Оформление результатов исследования в виде фотоальбомов, рисунков, презентаций, виртуальной экскурсии.

• Фотографирование детей за работой.

4 этап – Презентация:

• Презентация итоговых работ перед родителями, воспитателями.

• Формулирование ответов на ОПВ и проблемные вопросы проекта.

• Детско-родительский конкурс выпечки.

• Награждение победителей и участников конкурса.

• Размещение информации о проекте и его результатах на Вики-странице.

• Выпуск "Кулинарной книги полезных рецептов".

• Работа мини-музея.

Заключительный этап:

• Подведение итогов работы над проектом, рефлексия своей деятельности.

Публикация учителя

Публикация для родителей

Внешняя сторона буклета         

Внутренняя сторона буклета

Публикация для родителей

Внешняя сторона буклета         

Внутренняя сторона буклета

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Хлеб - всему голова

Пример ученической работы

Детские рисунки

Батон         

Ватрушка         

Кулич         

Лаваш

Детская презентация "Хлеба разных народов"

Детская презентация "Приготовление хлеба"

Детская презентация "Как колоски растут"

Виртуальная экскурсия "Хлеб растёт"

Детская презентация "Как использовать чёрствый хлеб"

Детская презентация "Хлеб в литературе, народной мудрости, искусстве"

Описание процедур оценивания

До работы над проектом:

Анкета для родителей

«Мозговой штурм».

 Карта З-И-У

Ученики работают над проектом и выполняют задания:

Дидактический материал: карты причин, установление последовательностей, задания, кроссворд, тест.

Карта настроения.

Контрольные листы.

Структурированное интервью для проверки понимания учебного материала

 Проверочный лист наблюдений за навыками мышления

 Карта продвижения групп по проекту. Текущее оценивание

 Карта самооценки успешности ребёнка в коллективной работе группы

 Критерии оценивания детской презентации

 Критерии оценивания исследования

 Карта З-И-У

После завершения работы над проектом:

Тест.

 Карта З-И-У

Анализ изменений в начальном и итоговом вариантов детских рисунков.

Описание методов оценивания:

«Мозговой штурм» позволяет определить уровень первоначальных представлений, позиций и заблуждений по теме проекта.

Посредством  Карты З-И-У выявляется заинтересованность детей по учебным вопросам, устанавливаются личные связи с изучаемым материалом до начала работы, а также для выявления их ожиданий от проекта.

Вводная презентация и буклет для родителей способствуют погружению в проект детей и ознакомлению родителей с планируемой деятельностью.

Тест используется в проекте как средство в формировании метапознания, а также для создания необходимой межпредметной связи. Информация по итогам теста помогает руководителю команды оценить понимание учащихся и скорректировать план своих мероприятий, которые будут удовлетворять потребности учащихся.

Контрольные листы помогают удерживать внимание на ожидаемом поведении, записи наблюдений поддерживают корректировку обучения и основания для заключительного оценивания. Используются в ходе всей работы над проектом.

План проекта помогает детям чувствовать ответственность за свое обучение. Ученики определяют цели, вырабатывают стратегии для их достижения, создают временной график работы, определяют критерии оценивания.

Карта настроения: самооценивание и рефлексия дают ученикам возможность оценить собственный прогресс, свои мысли и учебу, и методы их улучшения.

Структурированное интервью - интервью с отдельными учениками или группами учеников планируются для проверки их понимания учебного материала. В ход интервью ставятся вопросы, отвечая на которые, ученики объясняют и приводят основания своего понимания.

После завершения работы над проектом дети представляют подготовленные презентации по исследуемому вопросу. Эксперты заполняют таблицы оценивания самого исследования и представленной презентации.

 Дидактические материалы

Загадки с сюрпризом

Дидактическое задание «Найди лишнее»

 Кроссворд в загадках

Кроссворд в картинках

Задание на установление последовательности «Как каравай к нам на стол пришёл?»

Задание на установление последовательности «Техника в поле»

Тест «Что ты знаешь о хлебе?»

 Тест с усложнениями «Что ты знаешь о хлебе?»

Печатный материал:  загадки,  пословицы,  приметы,  стихи.

Анкета для родителей

 Другие документы

 Наш мини-музей

Информационные ресурсы:

1. Алмазов Б.А. Наш хлеб [Текст]: Научно-художественная книга / Рис. и оформл. Д. Плаксина. – Л.: Дет. лит., 1985. – 207 с., ил.

2. Горькова Л.Г., А.В. Кочергина А.В, Л.А. Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников [Текст].- Москва: Вако, 2005.-90с.

3. Давыдова М.А. Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников [Текст].-Москва: Вако, 2007.-64с.

4. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду/В.И.Логинова, Т.И.Баранова, Н.А.Ноткина;-СПб: Детство - пресс, 2001.

5. Ежикова Т.А., Кляйн Т.Я. В гости праздник к нам пришёл [Текст].- Волгоград: Учитель, 2001.-46с.

6. Журнал.Ребенок в детском саду, №5/2008, №2/2008

7. Журнал. Добрые советы сентябрь, 2006, с.72.

8. Подшибякина С.Ю..Хоровод круглый год [Текст].- Волгоград: Учитель, 2004.-48с.

9. Смирнова Н.С., Тихонова М.В. Красна изба … [Текст].- Санкт-Петербург: Детство-пресс, 2000.-48с.

10. http://dolyna.kiev.ua/node/78/votesupdown

11. http://hlebosol.info/

12. http://www.kedem.ru/history/20090114-bread/

13. http://www.little-cook.ru/

14. http://www.diet-diet.ru/kulinar/xleb0.htm

15. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post115382724/

16. http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post115377062/

17. http://www.koolinar.ru/recipe/view/49072

Проект \"Хлеб - всему голова\".

Presentation Transcript

1. Творческий проект: «Хлеб- всему голова» Автор проекта – учитель высшей квалификационной категории Луховицкой средней школы №1 – Головачева Валентина Анатольевна

2. Предметные области: Окружающий мир, Литература, Русский язык, Изобразительное искусство, Трудовое обучение.

3. 1. Проведение учебно-исследовательской деятельности младших школьников по выращиванию злаковых культур, наблюдение за их ростом и развитием. 2. Развитие познавательной активности учащихся в изучении и бережном отношении к труду людей, выращивающих рожь, пшеницу, овес, ячмень на полях Луховицкого района. 3. Проследить путь преобразования от зерна до технологии приготовления хлеба. 4. Посетить перерабатывающие предприятия города: мукомольный завод, хлебопекарню. 5. Воспитание бережного отношения к хлебу, формирование нравственных жизненных принципов младших школьников во взаимодействии с природой и окружающей средой. Цели проекта:

4. Методические задачи: Научить учащихся производить посадку растений в грунт; Вести наблюдения, измерения, уход за появившимися всходами; Регистрировать результаты наблюдений; Находить материал по теме в научно-популярных статьях, художественной литературе, поэзии, творчестве художников; Развивать творчество детей через написание сочинений, стихов, рисунков, поделок из соломы, фотосъемок; Развивать устную и письменную речь школьников начального звена.

5. 1 этап проекта: Выпуск маршрутного листа проекта «Хлеб – всему голова»

6. Маршрутный лист: Загадки Стихи и песни Сказки Репродукции картин Участие в эксперименте Посещение заводов и фабрик Сочинение «Хлеб всему голова» Ребусы Пословицы и поговорки

7. Посадили весной в землю маленькое зернышко. Сначала появился росточек, потом он превратился в колосок. Все лето колосок рос, набирался сил. В колоске стало много зернышек. 2 этап проекта: исследовательская работа.

8. Участие детей в эксперименте Развитие растений 22 апреля 2008 г Рожь - 20 см Пшеница - 25 см Ячмень - 18 см Овес – 19 см Первые всходы зерновых и уход за ними 14 апреля 2008 г Рожь - 8 см Пшеница - 6 см Ячмень - 5 см Овес – 2 см Посадка семян в грунт 10 апреля 2008г Рожь Пшеница Ячмень Овес

9. 3 этап проекта: Информационный сбор материалов о злаковых культурах с использованием энциклопедической и художественной литературы, Интернета, репродукций художников, поисковых систем.

10. Сказки о хлебе, которые нашли дети: Колобок Золотой хлеб Хлебные крошки на столе Легкий хлеб Петушок и жерновцы Лисичкин хлеб

11. Загадки: Я загадку загадаю, В огороде закопаю; Как год пройдет; Калач взойдет. В поле метелкой, В мешке жемчугом. Золотист он и усат, В ста карманах- сто ребят Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом Нарезают ножом В поле тычинка- Золотая вершинка

12. Стихи и песни Стихи собственного сочинения детей: Солнышко свети, Хлебушек расти, Дождик поливай, Дай мне урожай . Лиходкин Вадим 2 А класс

13. О хлебе в фольклоре: Поэты и композиторы о хлебе: М.Праскунин «Ржаное поле», «Жницы», «В поле», «Сеятель» И.Гофф, Я.Френкель. «Русское поле» (из кф «Новые приключения неуловимых») С.Гребенников, А.Пахмутова «Шумят хлеба» А.Прокофьев,О.Иванова «Песня о хлебе» М.Савельев,С. Бодренкова «Песня о хлебе»

14. Пословицы и поговорки Хлеба край, так и под елью рай. Худ обед, когда хлеба нет. Что посеешь, то и пожнешь. Одно зерно горсть дает. Зернышко к зернышку- будет мешок. Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.

15. Ребусы:

16. Репродукции картин:

17. Т. Яблонская «На колхозном току»

18. А.Венецианов «В поле. Весна»

19. 4 этап: Посещение хлебо-заводов и фабрик Посещение мукомольного завода

20. Посещение хлебопекарни. Технология приготовления хлеба.

21. Сочинения детей на тему «Хлеб всему голова» «Агроном в моем доме» … Мне дали зернышки и я поставила их в воду, через два дня взрыхлила почву и посадила их. Спустя несколько дней зернышки проклюнулись. Прошла еще неделя- появились дружные всходы. Солнышко стало пригревать их и они стали дружно тянуться к теплу. Когда земля была сухая, я ее поливала. Через месяц заколосился участочек. Пожелтевшие колосья я срезала, а лучшие отобрала на гербарий, приготовила солому для поделок. Остальное зерно скушали бабушкины курочки. Дворникова Юлия

22. «Хлеб- всему голова» Как-то раз дала нам наша учительница зернышки и объяснила, что из этого зернышка вырастет пшеница, из этого- рожь, а вот из этого- овес. Зажал я их в ладошки и бережно понес домой. Боялся потерять. Решил, что буду хлеб выращивать. Прибежал домой и попросил маму, чтобы она мне на огороде кусочек земли отвела для посадки семян. Я каждый день следил, чтобы мама не выполола мои побеги. … Спустя некоторое время я пришел на огород и увидел свои насаждения и закричал : «Мама, смотри- пшеница, рожь заколосилась!!!». Я никому не велел срывать колоски, потому что на следующий год надо снова сажать мой огород….не зря говорят: «Хлеб- всему голова. Хлеб- дар Божий, батюшка-кормилец.»…. Лиходкин Вадим

23. Выход проекта: Выставка сочинений, рисунков, работ из соломы; Оформление папки проекта; Праздник «Хлеб – всему голова»; Презентация «Хлеб – всему голова» на параллель; Вручение дипломы лучшим участникам; Публикация проекта в районной газете «Луховицкие вести» и на сайте http://perwayaskola.blogspot.com/

nsportal.ru

Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство» 4 Класс

МБОУ «СОШ №6 с углублённым изучением отдельных предметов» г. Реутов МО

Учитель Джурабаева Галина Алексеевна

Проектно – исследовательская работа по теме «Хлеб – наше богатство»

Донести до учеников нашей школы важность проблемы сбережения хлеба.

-узнать историю возникновения хлеба, как важнейшего продукта питания;

-показать ценность хлеба, как важной составляющей в жизни каждого человека в отдельности и в истории всего человечества;

-привить уважение к продукту и к людям, его производящим;

-воспитать активную гражданскую позицию у детей

Методы исследования:

- анкетирование учащихся школы;

- изучение и анализ статей и публикаций в периодической печати

- проведение профильных экскурсий и наблюдений

План исследования:

1. Актуальность проблемы, определение возможности участия детей в её решении.

2. Ценность хлеба, как продукта

3. Происхождение хлеба

4. Истории названия хлеба

5. Хлеб в истории человечества

6. Рецепты разных народов

7. Вывод

Наш класс для исследования взял тему «Хлеб – всему голова». Дело в том, что, ежедневно посещая школьную столовую, мы наблюдали одинаковую картину. Дежурные по столовой собирали после обеда каждого класса несколько кусков хлеба, который шёл в отходы. Оставался он и после нашего класса. Мы решили посчитать количество хлеба, который шёл на выброс. Ведь мы знали, что хлеб достаётся человеку дорогой ценой. Об этом нам говорили и дома, и в школе. Но мы не задумывались, насколько это серьёзная и важная проблема. И вот мы решили узнать о хлебе как можно больше, а потом рассказать о нём и другим ученикам нашей школы. Начали мы с подсчёта количества хлеба, который теряется в нашем классе. Оказалось – это от 3 до 7 кусков в день. В среднем это 5 кусков.

За 5 дней мы выбрасывали 25 кусков, а это почти целая буханка.

В месяц на выброс шло 3 - 4 буханки хлеба, и это только от нашего класса, а ведь классов, питающихся в столовой, у нас в школе много. От подсчётов нам стало не по себе. Что же мы делаем? А ещё мы спросили нашего повара о ежедневных потерях школы. Оказывается – это в среднем 3 буханки хлеба в день.

Итак, в месяц потеря школы составляет 15 – 16 буханок, 108 буханок в течение учебного года. А ведь это очень много. Тема хлеба нас так заинтересовала, что мы решили узнать о нём, как можно больше. И вот, что мы узнали.

Слово “хлеб” имеет древнегреческое происхождение. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, которые назывались “клибанос”. Отсюда произошло готское слово “хлайфс”, которое затем переняли древние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово “хлайб”, очень напоминающее наш “хлеб”, или эстонское “лейб”.

Также мы узнали о составе хлеба и его пользе для -человеческого организма. В основном хлеб состоит из углеводов. В ржаном хлебе их 40-43%, в пшеничном – 42-52%. Кроме того, хлеб является источником растительного белка и незаменимых аминокислот. С хлебом мы получаем и необходимые организму минеральные вещества - калий, магний, кальций, фосфор, железо, витамины группы А и растительную клетчатку. Хрустящая корочка черного хлеба - один из важнейших источников пополнения нашего организма витамином В1.

Особенно полезным считается ржаной хлеб из муки грубого помола и цельнозерновой хлеб с добавлением пророщенных зёрен. Четыре кусочка такого хлеба на 25% покрывают дневную норму железа для женщин и на 40% для мужчин.

Ученые получили убедительные доказательства, что, питаясь продуктами из цельного зерна, можно продлить жизнь. Согласно новым рекомендациям, люди должны есть не менее 100 граммов продуктов, содержащих цельное зерно в день.

Когда же появился первый хлеб?

Мы нашли ответ и на этот вопрос. Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Главной заботой наших предков была забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Эти злаки являются предками нынешних пшеницы, ржи, овса, ячменя. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить ее. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Ее в наше время еще употребляют в виде хлебной похлебки в некоторых странах Африки и Азии. Примерно шесть с половиной - пять тысяч лет назад изобрели ручные мельницы, ступки, родился первый печеный хлеб.

Наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Они овладели искусством разрыхлять тесто с помощью брожения, которое вызывается мельчайшими организмами - дрожжевыми грибками и молочнокислыми бактериями. Так, 5-6 тысяч лет назад в Древнем Египте было положено начало развитию хлебопекарного производства. На разрезе хлеба, приготовленного из сброженного теста, видно множество мелких пор. Это результат жизнедеятельности дрожжевых грибков. Хлеб из сброженного теста не только вкуснее, он дольше сохраняется свежим и лучше усваивается организмом. Древнеегипетские хлебопеки готовили разнообразные виды хлеба: продолговатый, пирамидальный, круглый, в форме плетенок, рыб,

сфинксов. На хлебе ставили знаки в виде розы, крестика, знака семьи или рода, на изделиях для детей - в виде петуха, котенка, индюка и др. Выпекали сладкие хлебцы, в состав которых входили мед, жир, молоко, ценились они дороже, чем обычный хлеб. Во все времена хлеб высоко ценился и почитался человеком. Он был поставлен в один ряд с золотом и солнцем. В принятой в Древнем Египте скорописи солнце, золото и хлеб обозначались одинаково - кружочком с точкой посредине. В честь хлеба слагались гимны.

Искусство приготовления разрыхленного хлеба из сброженного теста от древних египтян перешло в Грецию и Рим. Такой хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб - плотный и грубый. Специально выпекали хлеб для спортсменов, которым предстояло участвовать в Олимпийских играх.

В Древней Греции хлеб считали совершенно самостоятельным блюдом. Чем богаче дом и чем знатнее хозяин, тем обильнее и щедрее угощал он своих гостей белым хлебом. К хлебу относились и с суеверным почтением. Считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами. На Востоке к хлебу было тоже особое отношение. Например, в Индии преступникам в зависимости от тяжести преступления не давали хлеба определенное время. Неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. У многих народов хлеб считался целебным средством от многих заболеваний. Так же, как к хлебу, народ с давних времен с уважением относился к труду тех, кто его пек. В древних государствах пекари были в большом почете и занимали самые высокие посты. Тех, кто готовил хлеб низкого качества, наказывали: могли остричь наголо, выпороть, привязать к позорному столбу или даже отправить в изгнание. Мастера-пекари рецепты хлеба держали в строжайшей тайне и передавали их из поколения в поколение.

На Руси издавна выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо. Выпечка хлеба всегда считалась делом почетным и ответственным.

Качество хлебных изделий строго контролировалось. Назначались хлебные приставы, которые ходили по рынкам и торжкам, проверяли и взвешивали хлеб и хлебные изделия. Если они обнаруживали нарушения, виновных штрафовали. Кроме маленьких пекарен, так называемых хлебных изб, были и хлебные дворцы, которые выпекали хлеб в большом количестве. Приготовление хлеба было тяжелым изнурительным ручным трудом и оставалось таким до середины XIX века. Лишь во второй половине XIX века появились в России механизированные тестомесильные машины, тестоделители, конвейерные печи. Но за всю историю человечество не могло обеспечить себя хлебом в достаточном количестве, люди никогда не ели его вдоволь и хлеб ничто не может заменить.

Изучая историю человечества, можно привести примеры, когда вопрос с хлебом был вопросом жизни и смерти. Например, в 1932-1933 годах прошлого столетия страшный голод охватил многие территории России и Украины. Во многих колхозах был забран весь хлеб. Не оставлено даже посевного материала. В городах начали закрываться пекарни. Всё это привело к массовой гибели людей от голодной смерти. Только в Украине от голода умерли миллионы людей, среди них значительная часть детей. Чтобы спасти человека от голодной смерти, иногда достаточно было куска хлеба, от которого всегда становится теплее и надёжнее.

А какую высокую цену заплатили защитники блокадного Ленинграда, когда доставляли хлеб через Ладогу осажденному, умирающему, но несдающемуся городу.

Ещё хуже был рецепт хлеба в самые голодные месяцы. А.Н. Юхневич - старейшая работница ленинградского хлебозавода - рассказала о составе блокадных буханок: 10-12% — это мука ржаная обойная, остальное - жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

«Хлеб» фашистских концлагерей отдельная история.

Гитлеровцы выпекали для русских военнопленных особый хлеб по особому рецепту.

Назывался он «остен-брот» - «только для русских».

Вот его рецепт:

отжимки сахарной свеклы - 40%,

отруби - 30%,

древесные опилки - 20%,

целлюлозная мука из листьев или соломы - 10%.

Во многих концентрационных лагерях военнопленным не давали и такого «хлеба».

Хорошо, что этого сейчас нет, что это уже история.

Изучая материалы о хлебе, мы узнали национальные рецепты разных народов. У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.

На территории России издавна большим спросом пользуются калачи - уральский, саратовский и другие, хлеб московский, ленинградский, орловский, ставропольский из ржаной, ржано-пшеничной и пшеничной муки. Оказывается, в центральной части и северо-западных районах нашей страны предпочитают ржаной и пшеничных хлеб, в восточных, южных и юго-западных - в основном пшеничный.

Также мы узнали разные сорта Украинского, Белорусского, Молдавского, Прибалтийского хлеба, продукцию Средней Азии и Кавказа.

Сколько существует народов в мире! И ни один народ не обошёл своим вниманием хлеб. Существует огромнейшее разнообразие сортов хлеба. Вот некоторые из них.

Багель - хлеб Восточной Европы и Израиля в виде бублика. Посыпается тмином или маком, либо выпекается с добавлением репчатого лука.

Бриошь - легкий бублик или батон на дрожжевой опаре. Сдабривается маслом и яйцами.

Круассан - слоеный хлеб в форме полумесяца.

Иногда выпекается с начинкой.

Пышка - круглый дрожжевой хлеб, соленый на вкус.

Фокача - итальянский хлеб из дрожжевого теста, по форме напоминающий пиццу. Выпекается с травами и чесноком.

Маца - традиционный еврейский хлеб из белой муки, который выпекают из пресного теста.

Пита - плоский хлеб Ближнего Востока, выпекается из белой и непросеянной муки. Иногда имеет форму кармана, куда кладут начинку.

Наан - индийский хлеб на дрожжевой опаре в форме слезы. Выпекается на стенке горячей духовки.

Горячая сдоба - английская дрожжевая булочка с кисловатым вкусом. Выпекается из белой непросеянной муки с добавлением сыра, шоколада и фруктов.

Фруктовые хлебцы - изделия из солодового или белого теста с добавлением изюма, сухофруктов и цукатов.

У каждой страны свои обычаи, свои пристрастия, но есть страны со своим ярким национальным колоритом. Такой является Болгария.

«Хлеб наш насущный» - нет другой страны, где эти слова звучали бы так глубоко и правильно, как в Болгарии. И по сей день в народе сохранилось выражение - „Я с ним хлеб ел”.

Можно смело сказать, что в Болгарии существует культ хлеба. Хлеб является важной частью множества ритуалов и обрядов, хлебом и солью встречают гостей. Когда крестный отец приносит из церкви только что крещенного младенца, то символически меняет его на хлеб. В первый день нового года, в день святого Василия, пекут один большой плоский пресный хлеб и много маленьких в форме птичек, чтобы угостить детей, которые придут поздравить хозяев с Новым годом.

Хлебом в былые времена даже лечили. Горячий хлеб, вымоченный в теплом вине, считался лучшим средством от сильных ушибов. Только что испеченный хлеб прикладывали к спине простуженного. Есть много других подобных рецептов от отравления, от ветрянки и даже от сглаза.

Сохранились обычаи, сопровождающие само потребление хлеба за столом. Разломить хлеб может только самый старший мужчина в доме и пока сам он не приступил к еде, никто не начинает есть. Разговаривать за столом во время основной еды не принято, поскольку считается, что не может быть ничего важнее хлеба. Пока хлеб на столе, не разрешается смеяться - это неуважительное отношение к хлебу. Выбросить или украсть хлеб - страшный грех. Вот такие интересные факты мы узнали о Болгарии.

А как же производили хлеб в последнее столетие в нашей стране?

До 30-ых годов хлеб в нашей стране пекли часто вручную, используя достаточно простые аппараты для выпекания, и только

в 30-х годах вступили в строй первые хлебозаводы-автоматы системы инженера Г. П. Марсакова.

Эти своеобразные по своей конструкции заводы напоминают гигантские карусели, где мука, а затем тесто движутся с этажа на этаж, пока не превратятся в румяные батоны или пышащие жаром хлебные караваи. Заводы системы Марсакова и по сей день остаются технически совершенными предприятиями. Весь процесс выпечки хлеба на заводах механизирован и частично автоматизирован, что позволяет с момента поступления на завод муки и до выхода из печи готового хлеба не прикасаться к нему руками. Хлебом фабричной выпечки кормится более 2/3 населения страны.

Мы побывали на таком хлебозаводе в Москве и своими глазами увидели весь процесс рождения румяного ароматного хлеба.

А ещё от экскурсовода мы узнали, почему так называется тот или иной хлеб.

Батон. Думали ли вы о том, что, нарезая батон, вы держите в руке... палку. Именно так, ведь французское слово baton значит палка, жезл. Видимо, по внешнему виду и дали длинной булке, похожей на палку, французское название "батон".

Булка. А вот у булки другая история; она находится в близком родстве с... папской буллой.

История этого родства такова. Слово “булка” заимствовано из польского языка. По-польски bulka (булка) - это уменьшительная форма от слова bula (була) - большой круглый хлеб. Латинское bulla (булла) - шар, круглая печать. По этой же причине папские грамоты, скрепленные большой круглой печатью, называли буллами.

Калач. Хотя слово это славянского происхождения, но и оно связано с круглой формой хлеба. Оно возникло от корня “коло" (колесо) с помощью суффикса “ачь”. Со временем в результате развития в нашей речи аканья слово “колачь” постепенно превратилось в “калач”.

Сайка. Это слово заимствовано из эстонского языка. С помощью суффикса “ка” эстонское слово „sai” (белый хлеб) превратилось в “сайку”, которым у нас обозначают булку из специального теста. Курьезная история связана с появлением саек с изюмом. Историю эту рассказал известный русский журналист Вл. Гиляровский в своей книге “Москва и москвичи”. До революции в Москве большой популярностью пользовались изделия булочника Филиппова. Однажды Филиппов был вызван к московскому генерал-губернатору Закревскому. Дело в том, что в сайке, которую подали на завтрак “его превосходительству”, оказался запеченный таракан. Филиппов не растерялся и в ответ на грозный окрик губернатора заявил, что это вовсе не таракан, а изюминка и тут же съел кусок сайки с тараканом. Вернувшись в пекарню, он бросил целое решето изюма в подготовленное тесто, и через час хитроумный булочник угощал генерал-губернатора свежими сайками с настоящим изюмом.

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.

С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай.

Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать. Как же научить уважать хлеб? О хлебе, об отношении к нему следует говорить, писать, чтобы дети не росли невеждами, чтобы для них, как и для отцов и матерей, со словами Родина, Дружба, Мир, Отец, Мать рядом стояло слово Хлеб. Следует всегда помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелегкому труду людей 120 профессий.

Мы, ученики 4-го класса школы №6 г. Реутова, считаем, что привлекать к теме «Хлеб» детей нужно постоянно. В нашей школе мы решили провести акцию, создать стенд в столовой, который заставляет ребят задуматься над этой темой. Кроме интересного материала, мы на стенде разместили рецепты, что можно приготовить из подсохшего хлеба.

Также мы решили сделать кормушки для птиц и оставшийся хлеб крошить птицам.

Наш класс подготовил и провёл беседу о хлебе для младших ребят. А ещё мы предлагаем внести некоторые коррективы для дежурных по столовой, а именно: не раскладывать хлеб каждому человеку на порционную тарелку, а ставить на столы специальную тарелку для хлеба. Запланировано создание блокнотов с рецептами из подсохшего хлеба для каждой семьи нашего класса.

А также в процессе работы по данной теме мы провели опрос учащихся 3-их и 4-ых классов об их отношении к хлебу дома и в школе. Оказалось, что семьи большинства ребят берегут хлеб, лишнее не покупают и используют подсохший хлеб в дело (в основном это приготовление гренок и корм для птиц), а когда мы показали ещё и найденный нами материал, ребята тоже заинтересовались этой проблемой, и для многих история хлеба была большим открытием. Они сказали, что теперь к этому продукту будут относиться совсем иначе, с большим уважением, а также решили поделиться полученными знаниями и дома.

Мы надеемся, что наша инициатива будет интересна ребятам и других классов, и они нас поддержат.

Вывод

Каждый человек, знающий свою историю, любящий свой народ, не может небрежно отнестись к хлебу. Беречь его должны не только те, кто сеет, убирает, хранит зерно в закромах, выпекает из него хлеб, а каждый из нас ежедневно обязан помнить, что хлеб - бесценное сокровище. Бережливость, уважение к хлебу не от скупости, не от бедности. Мы знаем, что в хлебе заложен не только труд наших современников - земледельцев, в нем пот и кровь предков. Хлеб - общее богатство, мы должны воспитывать к нему уважение будущих поколений.

doc4web.ru


Смотрите также