Коррекционный урок по сказке "Колосок". Сравнительный анализ сказок колосок и легкий хлеб


Сказка "Колосок" - для детей и не только!

Существуют сказки, известные нам с самого детства. Обычно малышам их читает мама, бабушка или няня перед сном или во время отдыха. Яркие образы и простые сюжеты запоминаются на всю жизнь, мораль, высказанная в произведениях, подспудно откладывается на подсознательном уровне. Происходит ненавязчивое обучение ребенка основным жизненным законам, определяющим, что такое хорошо, а что – плохо, что можно делать, а чего – нельзя.

Лень и хитрость, жадность и злость в простых образах животных, растений и мифических персонажей противопоставляются в сказках для самых маленьких смелости и добродушию, честности и доброте. Так дети начинают осознавать суть и правила окружающей их действительности. К подобным произведениям, запоминающимся с младых ногтей, слушаемым и читаемым ребятами, относится и народная сказка «Колосок». Ее можно и нужно поставить в ряд к книжкам-малышкам для дошкольного и младшего школьного возраста.

Сказка «Колосок»

Существуют авторские сказки, которые придумывают и сочиняют писатели и поэты (например, сказки в стихах Александра Сергеевича Пушкина). В таких произведениях текст, однажды созданный, не меняется. Он публикуется в авторском исполнении при последующих изданиях.

Украинская сказка «Колосок» относится к народным. Ее авторы – люди, а передавалась она (по крайней мере, ранее) из уст в уста. Конечно же, потом ее записали на бумаге и издали в книжках. И теперь сказка «Колосок» предстает перед нами в таком виде, как мы ее знаем из этих публикаций. Давайте вместе еще раз прочитаем ее.

Герои

Главные герои народного произведения: мышата Круть и Верть и Петушок Голосистое Горлышко. Имена мышат – говорящие. Они – воплощение непоседства и безответственного веселья, нежелания участвовать в общественном труде. Но не следует забывать, что это мышата, а значит, еще не совсем взрослые члены общества. Поэтому в конце сказки их воспитывают и журят. И, кажется, мышата понимают, что сделали что-то не так. По крайней мере, им становится стыдно: они тихо пищат и встают из-за стола.

Петушок, напротив, – олицетворение трудолюбия. А Голосистым Горлышком его прозвали за то, что он еще и будит всех по утрам, а только затем приступает к своей работе.

Краткое содержание

Собственно, вся сказка «Колосок» может уместиться на нескольких небольших листах бумаги. Петушок делает все: находит колосок, молотит его, мелет муку, месит тесто, топит печь и печет пироги. Мышата не делают ничего: только поют, веселятся, играют в чехарду. А как только становится вопрос о том, кто будет трудиться, сразу же пищат: «Не я, не я!».

Когда пироги готовы, мышата тут как тут: тоже готовы пользоваться результатами чужого труда, ничего не отдавая взамен и не участвуя в процессе. Но не тут-то было! Петушок начинает воспитательный процесс: задавая вопросы и получая на них адекватные ответы от мышат, постепенно подводит их к основной идее, высказанной в сказке: для того, чтобы что-то получить, надо трудиться.

Мораль

Сказка «Колосок» - народное произведение морали. Здесь нет никакого завуалированного подтекста и тонких смыслов. В простом сюжете и простых поступках героев (как Петушка, так и мышат) прослеживается мысль о том, что надо больше трудиться и помогать друг другу, меньше бездельничать. Мышата, практически выгнанные Петушком из-за стола, олицетворяют неминуемость наказания за свои поступки (им не дают лакомства, потому что нечего таких лодырей и лентяев угощать пирогами). Но они и сами осознают в конце сказки свое поведение и понимают, за что их наказали. Так что, можно сказать, что сказка «Колосок» не имеет ярко выраженных отрицательных персонажей, ведь осознание проступка - уже шаг к исправлению.

fb.ru

Украинская сказка "Колосок". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Наименование раздела программы: зарубежные сказки.

Количество часов: 1

Тип урока: слушание.

Элементы содержания

  • Развитие читательских навыков.
  • Работа с текстом.

Требования к уровню подготовленности учащихся: Уметь:

  • выделять признаки сказки;
  • правильно называть произведение;
  • составлять схематический план;
  • пересказывать  подробно и  сжато по готовому плану.

Вид контроля: текущий, фронтальный, индивидуальный, инсценировка.

Элементы дополнительного содержания: Сравнение сказок разных народов.

Цели:

  • развивать у учащихся выразительность при чтении вслух, осознанность при чтении молча.
  • учить выделять главное, производить анализ текста, делать выводы.
  • продолжать работу по развитию скорости чтения.
  • расширять кругозор учащихся.
  • развивать мышление и речь.
  • воспитывать бережное отношение к труду.
  • воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.
  • прививать любовь к чтению.

Оборудование: учебное пособие с текстом, таблица слогов и слов для «минутки чтения. ПК. Мультимедийный проектор. Рабочая тетрадь по Литературному чтению.

Ход урока

1. Организация класса. Психологический настрой

Ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня в морозный февральский денек  нам предстоит узнать много нового, познакомиться с новыми героями произведения. Посмотрите на окно.

Что вы мне хотите сказать?

- Ясный. Морозный день. Ярко светит солнце. От лучей солнышка нам тепло, приятно, поднимается настроение.

- Ребята, обратите внимание, у вас на столах тоже есть изображение солнышка.

- Какое солнышко вам больше всего нравится? Почему?

Дети отвечают. (слайд 1, Приложение 1)

- Мне очень нравится, что сегодня у вас хорошее настроение и хороший настрой на работу.

2. «Минутка чтения» (слайд 2)

- Чтение гласных.

- Чтение слога: с + г.

Чтение слога: с +с + г.

п

р

а

с

н

и

с

т

о

м

к

у

 д

в

а

т

р

и

(буквы открываются справа налево)

- Какие из этих слогов являются словом?

- Чтение скороговорки. Работа над скороговоркой. ( слайд 3)

Семь мышат в камышах шуршат.

-Отгадайте загадку. Докажите отгадку.

Хвост с узорами,Сапоги со шпорами.Песни распевает,Время считает.  (петух. Слайд 4)

3 Сообщение темы урока

- Догадались, о ком мы будем сегодня читать?

- Сегодня мы познакомимся с зарубежной (украинской) сказкой «Колосок» (слайд 5)

Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью народов разных стран, их национальными традициями и обрядами, природой. Сказки разных народов часто похожи на русские народные сказки. Но несмотря на сходство, они всегда отличаются своеобразием речи, самобытностью. Самое главное, что сказки рассказывают о трудолюбии народа, о том, как нужны дружба, взаимовыручка; в них осуждается лень, злость, жадность.

Прежде чем приступить к чтению, вспомним памятку: (слайд 6) «Читай ежедневно вслух и «про себя».

1. Читай внимательно, не отвлекайся на посторонние звуки.

2. Будь внимателен к каждому слову. Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.

3. Значение непонятных слов найди в «словарике».

4. Старайся понять, о чем читаешь.

4. Изучение нового материала

- Словарная работа

- Давайте потренируемся и прочитаем трудные слова.  (слайд 7)

Го-ло-сис-то-е     голосистое

При-ни-мал-ся     принимался

Ис-то-пи-лась        истопилась

Об-мо-ло-тил         обмолотил

По-дож-ди-те          подождите

Про-пи-ща-ли          пропищали

5. Знакомство с содержанием сказки

Разноспособовое чтение.

А) чтение начала сказки учителем.

Б)читают заранее подготовленные дети.

В) чтение сказки по цепочке.

Г) жужжащее чтение (со слов- Все ты. Все ты………..)

6. Первичная проверка понимания

- Понравилась ли вам сказка?

- Назовите главных героев?

- Что именно понравилось? Какой момент сказки привлек ваше внимание?

- Расскажите, что вам запомнилось о жизни петушка?

- Что запомнилось о жизни мышат?

- Как зовут мышат? Как вы думаете, почему их так назвали?

7. Вторичное  чтение сказки. Определение ее основного содержания. Выделение эпизодов для иллюстрирования

А) Чтение первой части сказки.

- Чем занимается петушок?

- Что делают мышата?

*Рисование устной иллюстрации.

*Объяснение незнакомого слова «Чуть свет-………..»  (слайд 8)

Б) Чтение второй части сказки.

- Что делал петушок во дворе?

- Кто нашел колосок?

- Что сделал петушок с колоском?

- Чем занимались мышата?

- Найдите в тексте сказки и прочитайте. В какие игры играли мышата?

*Рисование устных иллюстраций.

- Сколько всего иллюстраций можно нарисовать к этой части? (4)

- К какой части подходит иллюстрация на странице 35?

*Объяснение незнакомых слов (слайд 8)

Молотить-……..

Лапта-………..

Муку молоть-…………

Чехарда-………..

Посадить пироги в печь-…………

В) Чтение третьей части сказки.

- Как вели себя мышата, когда увидели, что петушок накрыл стол?

- Пришлось ли петушку звать их?

- Почему же петушок не угостил их пирогами?

- А почему мышата не захотели помочь петушку?

- Как вы думаете правильно ли  поступил петушок, или нет? Ответ  обоснуйте.

- Как бы вы поступили на его месте?

- Как вы думаете, легко ли было петушку одному выполнять всю работу?

*Рисование устной иллюстрации.

8. Релаксация

Реснички опускаются,Глазки закрываются.Мы спокойно отдыхаем, (2раза)Сном волшебным засыпаем.Дышится легко…ровно… глубоко…Наши руки отдыхают,Ноги тоже отдыхаютОтдыхают, засыпают.  (2раза)Шея не напряженаИ расслаблена.Губы чуть приоткрываются,Все чудесно расслабляется,Дышится легко… ровно… глубоко…(пауза 1-2 минуты)Мы спокойно отдыхали,Сном волшебным засыпали,Но пора уже вставать.Крепче кулачки сжимаем,И повыше поднимаем.Потянуться! Улыбнуться!Всем открыть глаза И красиво сесть.

9.Закрепление изученного материала

- Как можно охарактеризовать мышат и петушка? Какие они? Прочитай предложенные характеристики, найди ненужные слова. (слайд9)

Петушок

Мышата

Трудолюбивый

ленивые

Хозяйственный

совестливые

Жестокий

легкомысленные

Строгий

веселые

Справедливый

послушные

- Чему учит нас сказка?

(Сказка учит быть трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждает лень.) – вывод делает учитель, после выслушанных ответов детей.

-Чтобы испечь пироги, нужно много  потрудиться. Запиши, какую работу выполнил петушок.

Работа в рабочей тетради по литературному чтению с.24, задание 4.

- Много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас был хлеб.

10. Работа с пословицами и загадками (слайд 10)

А) загадки:

- Сто братьев в одну избушку соткнулись ночевать (зерно в колоске).

- Не море, а волнуется (хлебное поле).

Б) пословицы:

- Плох обед, коли  хлеба  нет.

- Нет хлеба ни куска, заберет и в горнице тоска.

- Доплясались, что без хлеба остались.

- Кто не работает, тот не ест.

- Какая из пословиц больше подходит к сказке «Колосок»

Ответы детей.

11. Повторное чтение сказки по ролям

Задача перед детьми: постарайтесь голосом показать, как относитесь к петушку, что в нем нравится; подумайте, как нужно читать слова мышат.

12. Рассказ сказки по плану (слайд 11)

*Название сказки.

*Авторская или народная сказка.

*О чем или о ком эта сказка?

*Как начинается сказка?

*Кто главный герой? Кто ему помогает? Кто мешает?

*Кто из героев нравится? Почему?

*Чему учит эта сказка?

13. Итог урока

- Как называется сказка, которую мы сегодня изучали?

- Сказка и экология: Откуда хлеб приходит к нам?

- Речевая минутка:

- Какое слово лишнее: мышата, петушок, колосок, репка, пироги.

- Пошлем срочную телеграмму мышатам.

- На каких героев из других сказок похож петушок?

- Воспитание добрых чувств: За что вы хотели бы похвалить петушка?

- Развитие мышления и воображения: Ведь плохо, что Круть и Верть остались голодными. Изменим ситуацию и продолжим сказку.

- Нравственный урок: Труд кормит, а лень портит.

14. Задание на дом

Отработать чтение по ролям. Придумать другой конец сказки. Задание 2. Страница 24 в рабочей тетради.

-Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я вам всем говорю спасибо. А теперь вернемся к нашим солнышкам. У вас на столах кисть, вода и краска, переверните каждый свое солнышко и краской закрасьте обратную чистую сторону. Что вы увидели?

- ОТЛИЧНО (заранее было написано парафиновой свечкой)

-З а отличную работу я вам дарю фигурки петушков и мышат. Дома вы их раскрасьте, и мы организуем театральное представление на следующем уроке.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока на тему «Колосок. Украинская сказка в обработке С.Могилевской»

Владимирская областьСеливановский районМОУ «Малышевская средняя общеобразовательная школа»

Учебный предмет:ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Раздел программы:

«Сказки о животных»

Тема урока:

«Украинская сказка«Колосок»

в обработке С. Могилевской

2 класс

Галактионова Елена АлексеевнаМОУ «Малышевская средняяобщеобразовательная школа»,учитель начальных классов

Тема урока: «Колосок. Украинская сказка в обработке С.Могилевской»

Цели урока:

  1. развивающий аспект:

- развитие речи учащихся;

- развитие умения анализировать текст, выделяя главное и существенное,

сравнивать, делать обобщения;

- формирование действий контроля и оценки.

  1. воспитательный аспект:

- воспитание трудолюбия, бережного отношения к труду людей;

- воспитание умения работать в микрогруппах;

- воспитание чувства взаимопомощи и взаимовыручки.

  1. познавательный аспект:

- формирование общеучебного умения осознанного, правильного,

выразительного чтения;

- формирование умения понимать замысел произведения, раскрывать и

формулировать тему и идею художественного произведения.

Оборудование: картинки с главными персонажами, задания для работы в центрах, тесты

Ход урока.

I Оргмомент

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

II Изучение нового материала.

- Посмотрите на рисунок и скажите, что на нем изображено?

(колос. Колос – соцветие злакового растения, в котором

сидящие цветки расположены вдоль конца стебля)

- Что можно сделать с колоском? (обмолотить, зерна смолоть, из муки испечь пирог)

(на доске)

Зерно отвезут на мукомольный завод, где его перемелют.

Муку везут на хлебозавод, там из муки пекут хлеб.

Свежий хлеб поступает в магазины.

- Как вы думаете, что предшествовало появлению колоска?

Трактористы пашут землю.

Сеют семена пшеницы и ржи.

Агрономы следят, как появляются всходы, как созревает в колосьях зерно.

Комбайнеры собирают зерно.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с одноименным произведением «Колосок». Найдите его в учебнике. Как будем искать? (обратимся к оглавлению)

- Что вы можете сказать об этом произведении? (украинская сказка)

- Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью народов разных стран, их национальными традициями и обрядами, природой. Сказки разных народов часто похожи на русские народные сказки.

- Как вы думаете, о чем эта сказка? (ответы детей)

- Исходя из темы урока, определим задачи урока.

- На доске записаны различные задачи урока. Выберите только те, которые относятся к нашему уроку.

  • Будем думать и рассуждать

  • Будем правильно, выразительно читать

  • Будем играть и бегать

  • Будем анализировать

  • Будем открывать новое

  • Выкрикивать

  • Работать в группе и парах

  • Будем вежливыми и внимательными

III Первичное знакомство с произведением.

- Понравилась сказка?

- Кто главные герои? (петушок Голосистое горлышко, два мышонка Круть и Верть)

- Почему их так назвали? (Петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а потом принимался за работу. Мышата крутились и вертелись)

IV Вторичное знакомство с произведением и анализ произведения. (Работа в центрах)

- Ребята, сейчас вы разойдетесь по центрам, где продолжите работу с произведением.

- Вы перечитаете произведение и выполните задание, написанное на карточке.

- Кто раньше выполнит свое задание, может приступить к выполнению задания в рабочей тетради на стр. 23-24

  1. Центр чтения

Задание: чтение сказки по ролям.

  1. Центр науки

Задание: объясните значение слов чехарда, лапта

  1. Центр технологии

Задание: используя записи, восстанови последовательность действий петушка и мышат

  1. Центр находки

Задание: подготовить пересказ сказки от имени петушка

  1. Центр математики

Задание: соотнести высказывание с текстом

  1. Центр характеристик

Задание: Дайте характеристику, используя данные слова, героям сказки.

  1. Центр рисования

Задание: составьте модель обложки произведения

- Кто нашел колосок? (петушок Голосистое горлышко)

- Что с ним сделал? (центр технологии)

- А мышата?

- Почему мышата не захотели помочь петушку? (центр характеристик), (центр науки)

- Угостил петушок мышат? (Нет)

- Почему? (мышата не трудились)

- Как вы оцениваете такой поступок петушка? (варианты ответов детей)

- Как бы вы поступили в этой ситуации? (варианты ответов детей)

- Чтобы мы каждый день кушали свежий хлеб, много разных людей трудится на производстве, не жалея сил.

- Так легко ли было петушку одному выполнить свою работу? (одному выполнять всегда труднее, чем вместе) (центр находок)

- Чему учит сказка? (быть трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждать лень)

V Обобщение изученного материала.

  1. Чтение по ролям (центр чтения)

  2. Работа с пословицами.

- Какую пословицу вы бы взяли для основной мысли сказки? Почему?

Какие труды, такие плоды.

Доплясались, что без хлеба остались.

Делу - время, потехе – час.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

  1. Самостоятельная работа (тест)

VI Итог урока

- С каким произведением познакомились? (центр рисования)

- Понравился урок? Оцените свою работу на уроке.

Используемая литература:

Л.А. Ефросинина «Литературное чтение 2 класс 2 часть» - Москва, «Вентана-Граф», 2010

http://office.microsoft.com/ru-ru/?DPC=%7B91110419-6000-11D3-8CFE-0050048383C9%7D&DCC=%7B8E46FEFA-D973-6294-B305-E968CEDFFCB9%7D&AppName=Microsoft%20Word&CLCID=1049&HelpLCID=1049

Экспресс – опрос.

Задание: соотнести высказывание с текстом. Если согласен, то поставь +;

если не согласен, поставь -

- Колосок нашли мышата.

- Мышат было двое.

- Мышата работали, а петушок играл.

- Мышата обмолотили колосок.

- Петушок отнёс колосок на мельницу.

- Мышата играли в чехарду.

- Петушок играл в лапту.

- Мышата натаскали дров.

- Петушок испёк торт.

- Петушок угостил мышат.

Тест.

  1. Какого народа сказка «Колосок»?

белорусская

украинская

грузинская

  1. С кем жил петушок?

с собакой

с кошками

с мышами

  1. Как звали мышей?

Круть и Верть

Курт и Вурт

Карт и Варт

  1. Что нашел петушок?

зерно

деньги

мышку

  1. Кто из героев молотил зерно?

петушок

мыши

кошки

  1. В чем петушок принёс муку?

в мешке

в сумке

в рюкзаке

  1. Кто месил тесто?

мыши

петушок

никто

  1. Что испёк петушок?

пироги

ватрушки

булочки

  1. Как петушок поступил с пирогами?

угостил мышей

прогнал мышей

не угостил мышей

doc4web.ru

"Колосок" украинская сказка - начальные классы, уроки

Урок чтения в 3 классе

Тема: «Колосок» украинская сказка           3 четверть

Цели:

  1. Ввести в круг чтения новое произведение «Колосок», учить определять главную мысль, анализировать прочитанный текст, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.
  2. Коррекция мышления на основе упражнений в выделении главного в прочитанном отрывке, коррекция памяти на основе упражнений в построении последовательной цепочки событий, коррекция устной речи в ходе упражнений на уточнение лексического значения слов, выработка правильного, беглого чтения целыми словами.
  3.  Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, трудолюбие, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: учебник, карточки, тест, презентации.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Давайте настроимся на работу. Улыбнемся друг другу.

Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь.

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе. Проговорим чистоговорку.

Чу – чу – чу – я  зерно молочу.

Чу – чу – чу – жернова кручу.

Чу – чу – чу – муку получу.

Ач – ач – ач – испеку калач.

Чо – чо – чо – в печке горячо.

Ачики – ачики – вкусные калачики.

- Язык и губы подготовили.

3. Проверка д/з.

- Что вам было задано на дом?

- Читаем по цепочке.

-Перечислите, что мог делать Ниссе? (пахать, жать, сажать, печь, тачать, качать, выследить, жарить, шить, строить)

- Почему с Ниссе «легко на свете жить»?

- Да потому что он многому учился и многое умеет. А если человек не учится, ничего не хочет делать, с ним будет легко? Почему?

- А что умеете делать вы?

- Чему вы хотите научиться?

- Ваша задача на уроке не лениться, а трудиться.

- Итак, друзья, продолжим урок!

Я знаю, вы любите поговорки, скороговорки, песни и загадки. Но нет ничего интереснее, чем наши любимые сказки. Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. А вот о чём она вы узнаете отгадав загадку.

4. Введение в тему.

Он на солнышке стоит

И усами шевелит,

Разомнёшь его в ладони

Золотым зерном набит.

- На экране небольшая подсказка к нашей загадке. (К*л*с*к)

- Какая буква убежала?

- Сегодня мы познакомимся с украинской сказкой «Колосок»

- Скажите, в какой раздел входит сказка?

- Наш раздел «Трудолюбие – это клад». Вот вы и скажите, после прочтения сказки, кто в сказке трудолюбивый?

- В сказке встречается, очень много, сложных слов. Давайте попробуем объяснить эти слова.

Молотить

Лапта

Чехарда

«Посадил пироги…»

«Чуть свет…»

  1. Первичное восприятие текста. Презентация «Колосок».

- Какой вопрос был задан перед чтением сказки?

- Кто в сказке трудолюбивый?

6. Физкультминутка.

 

По весне поле вспахали,

Зерном поле засевали.

Солнце припекает,

Землю согревает.

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

Ветер налетает,

Колоски качает.

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

А как дождичек идёт,

Рожь водицу пьёт и пьёт.

  1. Чтение по цепочке.
  2. Вопросы по тексту.

- Как звали мышат?

- Какими они были?

- Как звали петушка?

- Каким он был?

- Почему мышата не хотели помогать петушку?

- Чем они занимались?

- Как вы думаете, легко ли было петушку выполнять всю работу?

- У вас на парте лежат листочки, где необходимо выбрать действия.

1 ряд  и 3 ряд – подчеркнуть действия петушка

2 ряд – подчеркнуть действия мышат.

Петушок – обмолотил колосок, намолол муку, замесил тесто,  затопил печь, испёк пироги.

Мышата – играли в лапту, затеяли чехарду, пели песни, плясали, веселились.

  1. Работа с пословицами.

- Перед вами пословицы, давайте прочитаем их.

 

Плох обед, коли, хлеба нет.

Доплясались, что без хлеба остались.

Разговором сыт не будешь.

Кто не работает, тот не ест.

- Какая из пословиц больше подходит к нашей сказке?

9. Тест.

- А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы усвоили новый материал.

 

1.Какого народа сказка?

А) белорусская

Б) украинская

В) русская

2. С кем жил петушок?

А) с собаками

Б) с кошками

В) с мышами

3.Сколько мышей жило вместе с петушком?

А) 2 мышки

Б) 3 мышки

В) 4 мышки

4. Как звали мышей?

А) Круть и Верть

Б) Курт и Вурт

В) Карт и Варт

5. Что нашёл петушок?

А) деньги

Б) колосок

В) мышку

10. Дополнительный материал.

- Анализируя  сказку, мы проследили, как раньше  хлеб попадал на стол. А теперь расскажите, как это происходит сейчас?  

- Почему нужно бережно относиться к хлебу?

11. Итог урока.

- С какой сказкой мы познакомились на уроке?

- Какова главная мысль сказки?

- Какой вывод вы сделали для себя?

12. Домашнее задание.

- с родителями читать сказку «Колосок» по ролям.

 

Просмотр содержимого документа «"Колосок" украинская сказка »

Урок чтения в 3 классе

Тема: «Колосок» украинская сказка 3 четверть

Цели:

  1. Ввести в круг чтения новое произведение «Колосок», учить определять главную мысль, анализировать прочитанный текст, выделять главное, сопоставлять факты, делать выводы.

  2. Коррекция мышления на основе упражнений в выделении главного в прочитанном отрывке, коррекция памяти на основе упражнений в построении последовательной цепочки событий, коррекция устной речи в ходе упражнений на уточнение лексического значения слов, выработка правильного, беглого чтения целыми словами.

  3. Воспитывать нравственные качества: доброту, взаимовыручку, трудолюбие, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: учебник, карточки, тест, презентации.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Давайте настроимся на работу. Улыбнемся друг другу.

Чтоб урок наш стал светлее, Мы поделимся добром. Вы ладони протяните, В них любовь свою вложите, Ей с друзьями поделитесь, И друг другу улыбнитесь.

Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!”

  1. Артикуляционная гимнастика.

- Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе. Проговорим чистоговорку.

Чу – чу – чу – я зерно молочу.

Чу – чу – чу – жернова кручу.

Чу – чу – чу – муку получу.

Ач – ач – ач – испеку калач.

Чо – чо – чо – в печке горячо.

Ачики – ачики – вкусные калачики.

- Язык и губы подготовили.

3. Проверка д/з.

- Что вам было задано на дом?

- Читаем по цепочке.

-Перечислите, что мог делать Ниссе? (пахать, жать, сажать, печь, тачать, качать, выследить, жарить, шить, строить)

- Почему с Ниссе «легко на свете жить»?

- Да потому что он многому учился и многое умеет. А если человек не учится, ничего не хочет делать, с ним будет легко? Почему?

- А что умеете делать вы?

- Чему вы хотите научиться?

- Ваша задача на уроке не лениться, а трудиться.

- Итак, друзья, продолжим урок!

Я знаю, вы любите поговорки, скороговорки, песни и загадки. Но нет ничего интереснее, чем наши любимые сказки. Сегодня мы с вами познакомимся с новой сказкой. А вот о чём она вы узнаете отгадав загадку.

4. Введение в тему.

Он на солнышке стоит

И усами шевелит,

Разомнёшь его в ладони

Золотым зерном набит.

- На экране небольшая подсказка к нашей загадке. (К*л*с*к)

- Какая буква убежала?

- Сегодня мы познакомимся с украинской сказкой «Колосок»

- Скажите, в какой раздел входит сказка?

- Наш раздел «Трудолюбие – это клад». Вот вы и скажите, после прочтения сказки, кто в сказке трудолюбивый?

- В сказке встречается, очень много, сложных слов. Давайте попробуем объяснить эти слова.

Молотить

Лапта

Чехарда

«Посадил пироги…»

«Чуть свет…»

  1. Первичное восприятие текста. Презентация «Колосок».

- Какой вопрос был задан перед чтением сказки?

- Кто в сказке трудолюбивый?

6. Физкультминутка.

По весне поле вспахали,

Зерном поле засевали.

Солнце припекает,

Землю согревает.

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

Ветер налетает,

Колоски качает.

Вправо пригнулись,

Влево качнулись.

А как дождичек идёт,

Рожь водицу пьёт и пьёт.

  1. Чтение по цепочке.

  2. Вопросы по тексту.

- Как звали мышат?

- Какими они были?

- Как звали петушка?

- Каким он был?

- Почему мышата не хотели помогать петушку?

- Чем они занимались?

- Как вы думаете, легко ли было петушку выполнять всю работу?

- У вас на парте лежат листочки, где необходимо выбрать действия.

1 ряд и 3 ряд – подчеркнуть действия петушка

2 ряд – подчеркнуть действия мышат.

Петушок – обмолотил колосок, намолол муку, замесил тесто, затопил печь, испёк пироги.

Мышата – играли в лапту, затеяли чехарду, пели песни, плясали, веселились.

  1. Работа с пословицами.

- Перед вами пословицы, давайте прочитаем их.

Плох обед, коли, хлеба нет.

Доплясались, что без хлеба остались.

Разговором сыт не будешь.

Кто не работает, тот не ест.

- Какая из пословиц больше подходит к нашей сказке?

9. Тест.

- А сейчас мы посмотрим, как хорошо вы усвоили новый материал.

1.Какого народа сказка?

А) белорусская

Б) украинская

В) русская

2. С кем жил петушок?

А) с собаками

Б) с кошками

В) с мышами

3.Сколько мышей жило вместе с петушком?

А) 2 мышки

Б) 3 мышки

В) 4 мышки

4. Как звали мышей?

А) Круть и Верть

Б) Курт и Вурт

В) Карт и Варт

5. Что нашёл петушок?

А) деньги

Б) колосок

В) мышку

10. Дополнительный материал.

- Анализируя  сказку, мы проследили, как раньше  хлеб попадал на стол. А теперь расскажите, как это происходит сейчас?  

- Почему нужно бережно относиться к хлебу?

11. Итог урока.

- С какой сказкой мы познакомились на уроке?

- Какова главная мысль сказки?

- Какой вывод вы сделали для себя?

12. Домашнее задание.

- с родителями читать сказку «Колосок» по ролям.

kopilkaurokov.ru

Коррекционный урок по сказке "Колосок"

Разделы: Коррекционная педагогика

Цель урока: познакомить детей с украинской сказкой “Колосок”, учить анализировать и правильно оценивать поступки главных героев, положительные и отрицательные стороны их поведения.

Образовательные задачи:

  • учить раскрывать и формулировать тему и идею произведения;
  • формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героям сказки, эмоционально окрашивать речь.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и определении;
  • коррекция мелкой моторики рук, пальцев.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;
  • воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • мульфильм по сказке “Колосок”,
  • цветные карандаши, простой карандаш,
  • карточки на каждого ребёнка,
  • образцы для учителя,
  • тест.

Используемый материал:

  1. Волкова И.Н., Цыпина Н.А. "Почитаем-поиграем" /ознакомление с художественной в сочетании с творческой продуктивной и игровой деятельностью/.
  2. Урок литературного чтения во 2 классе. Автор учитель начальных классов Татарникова В.Н.
  3. Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок": Статьи Фестиваля “Открытый урок”
  4. http://festival.1september.ru Внеклассное чтение "Украинская сказка "Колосок": Статьи Фестиваля “Открытый урок”
  5. http://festival.1september.ru Коррекционное занятие "Сказка зимнего леса": Статьи Фестиваля “Открытый урок”

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь!

- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь! Улыбнитесь нашим гостям.

II. Ведение в тему.

- Сегодня у нас с вами необычный урок коррекции. Мы вновь отправляемся с вами в путешествие по сказке. А в какую сказку вы должны будете догадаться сами.

- Рассмотрите нарисованные колоски, они у вас на жёлтом листочке. Как у меня. /Вывешиваю образцы рисунков на доске/.

- Один колос пшеницы, другой – ржи. Они одинаковые? /Учащиеся называют отличия/.

- Из пшеницы делают, какую муку и для чего? Не забываем, что мы не кричим, поднимаем руку и даём полные ответы. /Ответы детей/.

- Правильно. Из пшеницы делают белую пшеничную муку для булок, батонов, бубликов, пирогов, печенья; из ржи – ржаной хлеб.

- Ребята, может ли кто-нибудь сказать, в какую же сказку мы совершим путешествие? Молодцы! Сказка называется “Колосок”, это украинская народная сказка. /Открываю на доске тему “Сказка “Колосок”/.

III. Основная часть

- Итак, начинаем. Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко… А впрочем, я хочу чтобы вы посмотрели мультфильм. В мультфильме вы услышите незнакомые слова.

Словарная работа – обмолотить, чехарда, горилки, лапта. Разбор слов.

Просмотр мультфильма.

IV. Физкультминутка

Давайте оставим на немного наших героев и отдохнём. Встаньте, пожалуйста, поставьте ноги на ширине плеч, руки внизу. Я буду говорить слова, и показывать движения, а внимательно смотрите и повторяйте за мной. /Выполнение движений/.

- Продолжаем наш урок.

V. Продолжение основной части /выполнение заданий/.

- О ком говорится в этой сказке, кто в ней действующие лица? Правильно, Петушок и два мышонка. /Выставляю картинки главных героев/. Как звали мышат? Почему их так звали? /Ответы детей/.

- Какое имя было у петушка? Почему его можно назвать трудолюбивым? Повторите слово: трудолюбивый.

- Расскажите, чем занимались мышата? В какие игры они играли? Какие они были?

- Согласны ли вы, что таких лодырей и лентяев не за что пирогами угощать? Почему?

Выполнение задания “Сравни картинки”.

- Рассмотрите две картинки, найдите в них 4 различия. /Дети выполняют задание/.

- Какие отличия вы нашли? /На доске вывешиваются образцы/.

Выполнение задания “Узнай на ощупь”.

/На разные блюдечки насыпано понемногу соли, чая, песка, вермишели, муки, крупы/. Предлагаю учащимся рассмотреть и ощупать каждую кучку.

- А теперь я буду завязывать вам глаза, подвигать к вам одно из блюдечек. Вы должны будите на ощупь узнать, какую кучку к тебе я придвинула, и рассказать, что из этого можно приготовить.

Выполнение задания “Объедини рисунки”.

- Возьмите карточку розового цвета. Вот такую, как у меня. /Вешаю образцы на доску/. На ней изображены предметы. Соедините их линиями по парам. У Миши, Раи и Димы карточки отличаются количеством изображённых предметов.

- Объединили? Объясните, почему ты их объединил. /Ответы детей/.

- Замечательно. Если остаётся время, предложить соединить рисунки по пунктиру.

V. Домашнее задание.

Раскрасить рисунки.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону экспресс тест.

Тест экспресс-опрос

1. Какого народа сказка “Колосок”?

а) белорусская

б) украинская

в) грузинская

2. С кем жил петушок?

а) с собакой

б) с кошками

в) с мышами

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

а) 2 мыши

б) 3 мыши

в) 4 мыши

4. Как звали мышей?

а) Круть и Верть

б) Курт и Вурт

в) Карт и Варт

5. Что нашёл петушок?

а) зерно

б) деньги

в) мышку

6. Кто молотил зерно?

а) петушок

б) мыши

в) кошки

7. В чём петушок принёс муку?

а) в мешке

б) в сумке

в) в рюкзаке

8. Кто месил тесто?

а) мыши

б) петушок

в) никто

9. Что испёк петушок?

а) пироги

б) ватрушки

в) булочки

10. Как петушок поступил с пирогами?

а) угостил мышей

б) прогнал мышей

в) не угостил мышей

VII. Подведение итога. Рефлексия.

- Ребята, чем же мы занимались на уроке? /Ответы детей/.

- Мы познакомились со сказкой, узнали значение новых слов, выполнили задания.

- Как вы думаете, почему в конце сказки Круть и Верть отвечали петушку всё тише и тише? Как вы думаете, если петушок найдёт колосок ещё раз, как будут вести себя мышата? /Ответы детей/.

- Чему же учит эта сказка? /Высказывания детей/.

- Благодарю вас за урок. Вы – молодцы.

Приложение 1

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Коррекционный урок по сказке "Колосок"

Цель урока: познакомить детей с украинской сказкой «Колосок», учить анализировать и правильно оценивать поступки главных героев, положительные и отрицательные стороны их поведения.

Образовательные задачи:

учить раскрывать и формулировать тему и идею произведения;

формировать умение в речи передавать свои впечатления, свое отношение к героям сказки, эмоционально окрашивать речь.

Коррекционно-развивающие задачи:

коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и определении;

коррекция мелкой моторики рук, пальцев.

Воспитательные задачи:

воспитывать интерес к учебе, предмету;

воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование:

-компьютер,

- проектор,

- мульфильм по сказке «Колосок»,

- цветные карандаши, простой карандаш,

- карточки на каждого ребёнка,

- образцы для учителя,

- тест.

Ход урока:

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь!

- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь! Улыбнитесь нашим гостям.

II. Ведение в тему.

- Сегодня у нас с вами необычный урок коррекции. Мы вновь отправляемся с вами в путешествие по сказке. А в какую сказку вы должны будете догадаться сами.

-Рассмотрите нарисованные колоски, они у вас на жёлтом листочке. Как у меня. /Вывешиваю образцы рисунков на доске/.

- Один колос пшеницы, другой – ржи. Они одинаковые? /Учащиеся называют отличия/.

- Из пшеницы делают, какую муку и для чего? Не забываем, что мы не кричим, поднимаем руку и даём полные ответы. /Ответы детей/.

-Правильно. Из пшеницы делают белую пшеничную муку для булок, батонов, бубликов, пирогов, печенья; из ржи – ржаной хлеб.

- Ребята, может ли кто-нибудь сказать, в какую же сказку мы совершим путешествие? Молодцы! Сказка называется «Колосок», это украинская народная сказка. /Открываю на доске тему «Сказка «Колосок»/.

III. Основная часть

- Итак, начинаем. Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да петушок Голосистое горлышко… А впрочем, я хочу чтобы вы посмотрели мультфильм. В мультфильме вы услышите незнакомые слова.

Словарная работа – обмолотить, чехарда, горилки, лапта. Разбор слов.

Просмотр мультфильма.

IV. Физкультминутка

Давайте оставим на немного наших героев и отдохнём. Встаньте, пожалуйста, поставьте ноги на ширине плеч, руки внизу. Я буду говорить слова, и показывать движения, а внимательно смотрите и повторяйте за мной. /Выполнение движений/.

- Продолжаем наш урок.

V. Продолжение основной части /выполнение заданий/.

- О ком говорится в этой сказке, кто в ней действующие лица? Правильно, Петушок и два мышонка. /Выставляю картинки главных героев/. Как звали мышат? Почему их так звали? /Ответы детей/.

- Какое имя было у петушка? Почему его можно назвать трудолюбивым? Повторите слово: трудолюбивый.

- Расскажите, чем занимались мышата? В какие игры они играли? Какие они были?

- Согласны ли вы, что таких лодырей и лентяев не за что пирогами угощать? Почему?

Выполнение задания «Сравни картинки».

- Рассмотрите две картинки, найдите в них 4 различия. /Дети выполняют задание/.

- Какие отличия вы нашли? /На доске вывешиваются образцы/.

Выполнение задания «Узнай на ощупь».

/На разные блюдечки насыпано понемногу соли, чая, песка, вермишели, муки, крупы/. Предлагаю учащимся рассмотреть и ощупать каждую кучку.

- А теперь я буду завязывать вам глаза, подвигать к вам одно из блюдечек. Вы должны будите на ощупь узнать, какую кучку к тебе я придвинула, и рассказать, что из этого можно приготовить.

Выполнение задания «Объедини рисунки».

- Возьмите карточку розового цвета. Вот такую, как у меня. /Вешаю образцы на доску/. На ней изображены предметы. Соедините их линиями по парам. У Миши, Раи и Димы карточки отличаются количеством изображённых предметов.

- Объединили? Объясните, почему ты их объединил. /Ответы детей/.

- Замечательно. Если остаётся время, предложить соединить рисунки по пунктиру.

V. Домашнее задание.

Раскрасить рисунки.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону экспресс тест.

Тест экспресс - опрос

1. Какого народа сказка «Колосок»?

а) белорусская б) украинская в) грузинская

2. С кем жил петушок?

а) с собакой б) с кошками в) с мышами

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

а) 2 мыши б) 3 мыши в) 4 мыши

4. Как звали мышей?

а) Круть и Верть б) Курт и Вурт в) Карт и Варт

5. Что нашёл петушок?

а) зерно б) деньги в) мышку

6. Кто молотил зерно?

а) петушок б) мыши в) кошки

7. В чём петушок принёс муку?

а) в мешке б) в сумке в) в рюкзаке

8. Кто месил тесто?

а) мыши б) петушок в) никто

9. Что испёк петушок?

а) пироги б) ватрушки в) булочки

10. Как петушок поступил с пирогами?

а) угостил мышей б) прогнал мышей в) не угостил мышей

VII. Подведение итога. Рефлексия.

- Ребята, чем же мы занимались на уроке? /Ответы детей/.

- Мы познакомились со сказкой, узнали значение новых слов, выполнили задания.

- Как вы думаете, почему в конце сказки Круть и Верть отвечали петушку всё тише и тише? Как вы думаете, если петушок найдёт колосок ещё раз, как будут вести себя мышата? /Ответы детей/.

- Чему же учит эта сказка? /Высказывания детей/.

- Благодарю вас за урок. Вы – молодцы. Давайте, скажем: “Мы – молодцы, мы думали, мы старались”.

Используемый материал:

Волкова И.Н., Цыпина Н.А. "Почитаем-поиграем" /ознакомление с художественной в сочетании с творческой продуктивной и игровой деятельностью/.

Урок литературного чтения во 2 классе. Автор учитель начальных классов Татарникова В.Н.

Сказки о животных. Украинская народная сказка "Колосок": Статьи Фестиваля «Открытый урок»

http://festival.1september.ru

Внеклассное чтение "Украинская сказка "Колосок": Статьи Фестиваля «Открытый урок»

http://festival.1september.ru

Коррекционное занятие "Сказка зимнего леса": Статьи Фестиваля «Открытый урок»

multiurok.ru

Урок по литературному чтению" Колосок"

Урок чтения во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Л.А.Ефросинина "Литературное чтение" М.: Вентана-Граф, 2011 от 30.01.2015года

 (учитель начальных классов первой квалификационной категории  МБОУ «Петелинская СОШ»

 П.Петелино, Ленинского района, Тульской области- Хохлова Нина Яковлевна)

 Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе -14

Используемые ЦОР: 

презентация

Краткое описание: 

Представленный урок соответствует современным требованиям. Для достижения его целей используется технология природосообразного обучения чтению Алексея Михайловича Кушнира. Разнообразить и активизировать познавательную деятельность обучающихся помогают информационные, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные технологии.

Тема: Украинская народная сказка «Колосок».

Формируемые УУД

познавательные:

- осуществлять смысловое чтение

- проводить поиск и выделение необходимой информации из различных источников

регулятивные:

- выполнять учебные действия в соответствии с алгоритмом

- выполнять взаимопроверку

- оценивать свою деятельность и деятельность работы группы

коммуникативные

- вести устный диалог, слушать собеседника

- формировать умения взаимодействия в группе

личностные:

- формировать положительное отношение к учёбе

Оборудование: интерактивная доска, предметные картинки, слова – признаки, сигналы обратной информации, толковые словари, аудиозапись сказки и песен,  пословицы.

Ход урока:

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

 

 

 

 

 

 

II.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационный момент.

Итак, друзья, начнем урок! Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для Вас.

Я знаю вы любите игры, Поговорки, загадки и пляски, Но нет ничего интереснее, Чем наши и зарубежные сказки!

 

Актуализация знаний.

1.Проверка домашнего задания. Класс заранее разделен на группы, каждая из которых получила своё задание и оформлена выставка рисунков.

 

 

 

- Молодцы! Я вижу, вы все любите сказки, а скажите, на какие 3 группы их можно разделить? Слайд 1

Сказки

о животных

волшебные

бытовые

Изучение нового материала.

1. Сказки читают и любят все дети Земли. Во всех странах есть свои народные и литературные сказки. Тебе знакомы сказки братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Ш. Перро и других зарубежных писателей. Сегодня познакомимся с новой зарубежной сказкой о животных, а как она называется, вы узнаете, если угадаете мой магический квадрат. Слайд 2

 

1

3

5

2

7

4

6

 

К

Л

 

С

О

К

О

 

О

 

- Правильно, это украинская народная сказка «Колосок». Слайд 3

- Что такое колосок, кто знает?

- Это соцветие злакового растения, в котором сидящие цветки или колоски расположены вдоль конца стебля.

Отгадайте загадки:

Разноцветный, голосистый,Яркий, красочный, пятнистый, Я, как встану поутру,Запою: «Кукареку!»

Серая шубка, острые зубкиМаленький рост, длинный хвост,

2. Словарная работа.

 - Перед чтением хочу обратить ваше внимание на такие слова, как лапта, чехарда.

- Кто знает значение этих слов? Слайд 4

Лапта – это русская игра, в которой игроки, разделившись на две команды, перебрасывают небольшой мяч битой (битой ударяют по мячу). Слайд 5

Чехарда  – это игра, в которой один из игроков, разбежавшись, перепрыгивает через другого игрока, подставляющего ему для упора согнутую спину.

 

3.Знакомство с произведением.

Сказки читают и любят все дети Земли. Во всех странах есть свои народные и литературные сказки. Тебе знакомы сказки братьев Гримм, Х.К. Андерсена, Ш. Перро и других зарубежных писателей. Сегодня познакомимся с новой зарубежной сказкой «Колосок». Откройте учебник, следите за чтением

(Учитель читает – запись на аудиокассете, ходит по рядам и контролирует, чтобы дети следили правильно).

- Понравилась ли вам сказка?

- Кто главный герой? (На доске появились рисунки с изображением петушка и мышат)

  Петух и мышка в реальной жизни практически не встречаются. Но в народном творчестве и в литературе есть жанр, в котором возможно все, самые невероятные вещи.

4. Экспресс-опрос Слайд 6

- Колосок нашли мышата.

- Мышат было двое.

- Мышата работали, а петушок играл.

- Мышата обмолотили колосок.

- Петушок отнёс колосок на мельницу.

- Мышата играли в чехарду.

- Петушок играл в лапту.

- Мышата натаскали дров.

- Петушок испёк торт.

- Петушок угостил мышат.

 

- Покажите сигналом свой результат.

 

- У кого одна ошибка, две?

 

5. Электронная физкультминутка для глаз. Слайд 7

 

6. Повторное чтение.

- Вслух читает тот, кого я коснусь рукой. Читать надо громко и выразительно.

 

Работа над содержанием.

- Что делали герои сказки?

- Угостил петушок мышат?

- Как вы считаете, правильно поступил петушок?

- А как бы вы поступили на его месте?

 

Чтобы каждый день мы с вами кушали свежий душистый хлеб, много разных людей трудятся.

Исследовательская группа нам сейчас об этом и расскажет, как до нас доходит хлеб.

Пахарь – земледелец, который пашет землю, взрыхляет почву.

Слайд 8               

Агроном – специалист, ухаживающий за      сельскохозяйственными культурами.

Слайд 9            

Комбайнер – водитель комбайна, на которого убирают урожай, чтобы отвезти его в  зернохранилище или на мельницу.

Слайд 10

Мельник – работник мельницы, где размалывают зерно в муку.

Слайд 11                  

Пекарь – специалист по выпечке хлеба. Слайд 12 

- Спасибо - Чтобы испечь пироги, нужно много потрудиться!

- Как нужно относиться к хлебу?

- Легко ли было петушку одному?

- Чему учит нас эта сказка?

 

Физкультминутка.

Выполнили задания мы все по порядку.

Теперь приглашаю я вас на зарядку. 

 

Повторение – закрепление.

1.Повторное чтение.

После чтения сказки, на доске появляются слова:

трудолюбивый

заботливый

умный

ленивый

неразумный

справедливый

беззаботный

хозяйственный

 

2.Игра «Распредели слова».

 

- Какие слова – признаки подходят нашим героям? 

трудолюбивый                          ленивый

заботливый                                неразумный

умный                                         беззаботный

справедливый

хозяйственный

 

- Что заметили в словах 2 столбика?

Что не так?

 

3. Тестирование. Его результаты сообщаются на следующем уроке. Приложение 1.

Работа  с пословицами – собери пословицы. Слайд 13

Друзья познаются                     рыбку из пруда.

Делу - время,                               в беде.

тот не ест)

Без труда не вытащишь           потехе час.

Кто не работает,

 - Какая пословица подходит к этой сказке?

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Я желаю вам быть добрыми, трудолюбивыми. 

     

Домашнее задание - на выбор. Слайд 14

* подготовить краткий пересказ сказки «Колосок»

* придумать свою концовку к сказке;

* сопоставить героя украинской народной сказки «Колосок» с героем русской народной сказкой «Кот и петух».

 

Подведение итога.

- Чему сказка вас научила?

- Что бы вы посоветовали мышатам?

Если у вас все получилось отлично, нарисуйте прямоугольник красного цвета.

Если все получилось хорошо, нарисуйте прямоугольник жёлтого цвета

Если не все получилось, как хотелось – синего цвета

Если только часть урока получилась – зелёного цвета

 Спасибо за урок!

Учитель оценивает учащихся на уроке.

    

 

 

Приложение 1.

Тест  экспресс - опрос

1. Какого народа сказка «Колосок»?

     а) белорусская     б) украинская      в) грузинская

 

2. С кем жил петушок?

     а) с собакой     б) с кошками            в) с мышами

 

3. Сколько мышей жило вместе с петушком?

    а) 2 мыши         б) 3 мыши                 в) 4 мыши

 

4. Как звали мышей?

    а) Круть и Верть       б) Курт и Вурт         в) Карт и Варт

 

5. Что нашёл петушок?

    а) зерно            б) деньги             в) мышку

 

6. Кто молотил зерно?

     а) петушок      б) мыши              в) кошки

 

7. В чём петушок принёс муку?

     а) в мешке         б) в сумке          в) в рюкзаке

 

8. Кто месил тесто?

     а) мыши            б) петушок         в) никто

 

9. Что испёк петушок?

     а) пироги          б) ватрушки        в) булочки

 

10. Как петушок поступил с пирогами?

      а) угостил мышей             б) прогнал мышей

      в) не угостил мышей

 

 

 

 

 

 

 

 

  

1-ая группа зачитывает  три отрывка из прочитанных сказок, а  класс определяет их название.

2-ая группа выступает с минутным сообщением о понравившейся сказке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение логической задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступление 3-ей  исследовательской  группы.

 

Дети читают «про себя», учитель оказывает помощь отстающим.

 

 

 

 

Ученики фиксируют истинность или ложность высказываний с помощью цифр «1» и «0» 

 

Взаимопроверка 0100110000

Обратная информация: сигналы (красный кружок, если есть ошибки и зелёный, если всё верно)

 

 

 

Индивидуальное чтение.

 

 

Фронтальный опрос.

  

 

Выступление исследовательской группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Танцевальные упражнения под музыку «Если добрый ты» из м/ф «Кот Леопольд»

Чтение по ролям.

Слова 2 столбика надо поставить в форме множественного числа, т.е. изменить окончание слов

Ученики самостоятельно работают на листочках.

Хоровое чтение слов каждого столбика.

Дети по одному выходят к доске и передвигают слова в два столбика к героям 

 

 

 

Дети составляют пословицы из частей, работая в парах. По окончанию работы пара показывает « домик» держась за руки.

Хоровое чтение пословиц с доски.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

infourok.ru


Смотрите также