Интегрированное занятие "Откуда хлеб пришел". Составить рассказ откуда хлеб пришел


Конспект "Откуда хлеб пришел" | Социальная сеть работников образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №1 городского округа Власиха

Конспект логопедического занятия

Тема : "ОТКУДА ХЛЕБ ПРИШЕЛ"

Подготовила: учитель-логопед Комарова Е.А.

Цели:

Коррекционно - образовательные: 

закрепление и расширение знаний детей о профессиях и технике по теме;образование существительных во множественном числе Родит.падежа;закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий; подбор прилагательных к существительному; обучение детей пересказу рассказа, составленного по серии сюжетных картин.

Коррекционно - развивающие:

развивать у детей память, внимание, монологическую речь.

Коррекционно - воспитательные:

воспитывать уважение к труду хлеборобов и пекарей, к результатам их труда.

1. Организационный момент.

Логопед вносит поднос со свежим хлебом, накрытым чистым полотенцам.

- Как вы думаете? Что там может лежать? А как вы догадались?

Конечно, такой аромат может идти только от хлеба.

Чтение стихотворения С. Погореловского:

- Вот он - хлебушек душистый.

Вот он - теплый, золотистый,

В нем - здоровье наше, сила,

в  нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,  

охраняло, берегло!

2. Объявление темы занятия.

- Сегодня мы будем говорить о хлебе.

- Какой бывает хлеб? (мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, аппетитный).- Где мы покупаем  хлеб?

 - Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать  хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Сегодня мы узнаем, кто и как выращивает  хлеб.

3. Работа по серии сюжетных картин «Откуда хлеб пришел».

- Рассмотрите картинки; расставьте их по порядку.

- Какое время года изображено на первой картинке? Докажите. Где работает трактор? Какую работу он выполняет?  Как называется профессия человека, который на нем работает? Какое приспособление прицеплено к трактору?

- Что делает  трактор на второй картинке? Зачем это нужно? Как называется это приспособление?

- Как называется техника, которую вы видите на следующей картинке? Какую работу выполняет сеялка? Зачем сеют зерно?

- Что произошло с полем на четвертой картинке? Кто появился на поле? Что делают насекомые – вредители? Какую работу выполняет самолет? Зачем это нужно? Кто летает на самолете?

- Когда зерно созрело? С помощью чего убирают урожай? Как называется профессия человека, который работает на комбайне? Куда сыпется зерно? Кто работает на грузовике? Что дальше нужно будет сделать с зерном, чтобы из него могли испечь хлеб?

- Куда везет зерно грузовик на следующей картинке? Кто работает на мукомольном заводе? Что они делают?

- Наконец мука готова. Куда ее везут дальше? Кто работает в пекарне? Какую работу они выполняют?

- Куда затем везут хлеб? Как называется этот магазин? Кто нам продает хлеб?

4. Игра «Чего много в хлебном магазине?» (с мячом).

- В хлебном магазине много баранок. В хлебном магазине много булок…

Физкультминутка.

(Выполняется стоя на ковре.)

Из пшеничной из муки, Испекли мы пироги, Плюшки, пряники, печенье, Кексы, торты, калачи,Булки, бублики, баранки И достали из печи. Вот румяный каравай Приходите к нам на чай. .

Дети ритмично лепят “куличи”, загиба-ют по одному пальцу, перечисляя то, что испекли из муки.

Медленно произносят текст дети Одновременно протягивают обе рукиСоединяют руки в “каравай”,кланяются с движением руки от груди.

5.

 Составление рассказа по серии сюжетных картин.

Наступила весна. Растаял снег. На поле вышли трактора с плугом. Они вспахали землю. Затем к тракторам прицепили борону, и они взрыхлили землю, чтобы земля стала мягкой и зерна засевались лучше. Потом рабочие засыпали в сеялки зерно и сеялки стали рассеивать зерно по полю. Наконец зерно взошло. На поле появились насекомые вредители, которые стали обгрызать молодые ростки. Тогда в небо поднялся самолет. Летчик рассыпал над полем удобрения и вредные насекомые погибли. В конце лета зерно поспело. Вышли на поле комбайны. Они собрали зерно в грузовики, а грузовики повезли его на мукомольный завод. Там зерно перемололи и получилась мука. Муку в больших мешках отправили в пекарню, где пекари испекли из нее хлеб. Из пекарни хлеб доставили в хлебный магазин. Там его купили люди.

6. Беседа о бережном отношении к хлебу. Закрепление навыков словообразования сельскохозяйственных профессий.

- Разные люди принимали участие в выращивании и производстве хлеба: работает на тракторе  - …тракторист, сеет зерно - …сеятель, выращивает хлеб – …хлебороб, печет хлеб - …пекарь. Все они очень долго и много работали, чтобы на ваших столах появились эти ароматные батоны и буханки.

- Как же нужно относиться к хлебу? Почему? Об уважении к нелегкому труду хлеборобов говорит и это стихотворение Я. Аким:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

Объяснение значения слова «лелеют».

Заучивание стихотворения хором.

Список литературы.

  1. Волосовец Т.В, Сазонова С. Н. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида. Владос, 2004
  2. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. – М., Айрис, 2008

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЗАГАДКИ

Маленькое сдобное колесо съедобное, Колесо съедобное, я одна его не съемРазделю ребятам всем. (Баранка.)

В долг зерно возьмет, каравай вернет. (Хлебное поле.)

Отгадать легко и быстро, мягкий пышный и душистыйОн и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб.)

Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу,Надоела мне квашня посадите в печь меня. (Тесто.)

Без чего хлеба не испечешь? (Мука.)

Весь из золота отлит на соломинке стоит. (Колос.)

Пословицы о хлебе!

– “Хлеб всему голова”.– “Хлеб, дар божий, отец, кормилец”.– “Хлеб-батюшка, отец – матушка”.– “Береги хлеб для еды”.– “Хлеба ни куска, так и в горнице тоска”.– “Худой обед если хлеба нет” и т.д.

Пальчиковая гимнастика “Хлеб”

Муку в тесто замесили, (показываем, как месим тесто)

А из теста мы слепили: (показываем, как лепим пироги)

Пирожки и плюшки, (поочередно сгибаем пальцы)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Все мы испечем в печи. (хлопаем в ладоши)

Очень вкусно! (вытягиваем руки вперед)

nsportal.ru

Откуда хлеб пришел?

ist.na5bal.ru

Тема: «Откуда хлеб пришел»

Родителям рекомендуется:

  

Задание 1. Дидактическая игра «Откуда хлеб пришел». (Взрослый задает вопрос, а ребенок отвечает.)

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука?         Из зерна.

Откуда зерно?         Из колоса пшеницы.

Откуда пшеница? — Выросла в поле.

Кто ее посеял? – Колхозники

Задание 2. Отгадать загадку.

Вырос с поле дом, полон дом зерном.  (Колос)

Задание 3. Объяснить ребенку значение слов:

выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь.

Задание 4. Составить рассказ по плану «Откуда - хлеб пришел».

Задание 5. Подобрать родственные слова к слову хлеб

                     (Хлебница, хлебный, хлебушек.)

Задание 6. Дидактическая игра «Подбери признак»: хлеб (какой?) — ... булка (какая?) — … .

Задание 7. Составить предложение из слов.

                       Хлеб, печь, мука, из.

Задание 8. Изменить слово хлеб в контексте предложения (упражнение в падежном и предложном согласовании).

Я знаю пословицу о ...  . Мама купила пшеничный.. .Дети едят суп  с … .Ваня пошел в магазин за.... Я не люблю есть суп без… .           У меня дома нет … .

Задание 9. На какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?

Хлеб, батон, круглый хлеб, пирог (овал, прямоугольник, круг).

                                    

Задание 10. Выложить из спичек фигурку :

Мельница крыльями машет вдали.

 Будет мука, чтоб пирог испекли.

Задание 11. Отгадать загадки.

  Без рук, без ног, а в гору лезет.  (Тесто)

               Отгадать легко и быстро:

                      Мягкий, пышный и душистый.

                      Он и черный, он и белый,

                             А бывает подгорелый. (Хлеб)

Задание 12. Выучить стихотворение.

Хлеб ржаной, батоны, булки

не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

сил для хлеба не жалеют.

(Объяснить ребенку выражение «Люди хлеб в полях лелеют»).

Лексическая тема «Откуда хлеб  пришел?» 

  1.  Игра. «Какой? Какая?»
булка  – 

хлеб  - 

пирог -  

  1. Игра «Скажи ласково» : 
булка – булочка

колос –

зерно –

хлеб –

сухарь –

пряник –

3. Нарисовать  (приклеить) картинки с изображением хлебобулочных изделий.                                                                                                     

4.  Игровое упражнение

- квас из хлеба  какой? -  хлебный

- каша из пшеницы какая? –

- хлеб из ржи какой? –

5.  Игра «Один и много» : 

батон-батоны

комбайн –

булка –

крошка-

зерно-

колос-

6. Игра «Есть-нет»: 

батон – нет (чего?) батона

булка-

колос-

зерно-

комбайн-

мельница-

крошка –

7. Закрепить: 

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.Хлеб – всему голова.

(домашнее задание)

  1. Раскрась картинку.
  1. Нарисуй любимое хлебобулочное изделие.

3.Найди начало и конец пословиц, соедини стрелочками.

Нету хлеба ни куска, поешь хлеба в охоту.

Не трудиться — а голодный думает о хлебе.

Плох обед, заберёт и в горнице тоска. 

Пот на спине — половина обеда.

Работай до поту, коли хлеба нет.

Сытый считает звёзды в небе, хлеба не добиться.

У кого хлеб родится, ни во что и труды наши.

Хлеб да вода — а хлебец ржаной — отец наш родной.

Хоть по-старому, хоть по-новому, богатырская еда.

Без соли, без хлеба — везде тоска.

Без хлеба и без каши а голодному — калач.

Без хлеба куска тот всегда веселится.

Больному помогает врач, так и хлеб на столе.

Гречневая каша — матушка наша, а без хлеба ни прожить.

  1. Отгадай загадки:

Поручения:

  • Оформите рецепт своей семейной выпечки с фотографией для книги рецептов в группе.
  • Организуйте выставку хлебобулочных изделий, приготовленных своими руками с последующим чаепитием в группе.
  • Рецепт солёного теста для лепки с детьми:
Нам потребуется 500 г пшеничной муки, лучше, конечно, взять муку высшего сорта, 200 мл холодной воды, и 200 г соли самого мелкого помола.

Тесто, приготовленное по этому рецепту очень удобно тем, что все входящие в тесто компоненты – съедобны. Поэтому, даже если ваш маленький творец решит попробовать свое изделие на вкус – можно не переживать.

А как замесить тесто для лепки?

Не думайте, что если вы теперь знаете состав теста для лепки, то этого достаточно для дальнейшей работы. Необходимо ещё знать, как замесить тесто для лепки. Правильность замеса теста играет также очень важную роль в его качестве.

Сначала, в посуду, в которой вы будете месить тесто, нужно насыпать соль, потом залить ее водой и размешать до полного растворения соли. Только потом, постоянно помешивая, нужно добавить муку. Месить такое тесто нужно до тех пор, пока оно не станет мягким и эластичным. Тесто не должно приставать к рукам.

После замеса теста можно приступать к самому приятному – лепке. Причем из этого материала можно лепить все, что душа пожелает, от простых незамысловатых фигурок, до статуэток и, даже, картин.

После окончания работы, ей нужно дать высохнуть, но лучше, конечно, поместить ее в духовку для обжига. После этой стадии можно приступать к творческому процессу – раскраске работы. Некоторые мастера, правда, предпочитают сразу лепить из разноцветного теста. Для того чтобы придать тесту необходимый цвет можно использовать и пищевые красители, и обычную гуашь, которая добавляется прямо в процессе замешивания теста.

Немного истории

Ученые утверждают, что возраст хлеба — больше 15 тысяч лет. Кто и где впервые выпек его, неизвестно. Но в одном из музеев Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка, которую вынули из печи… 6 тысяч лет назад! Тысячелетием позже на стене усыпальницы египетского фараона художник нарисовал весь процесс изготовления хлеба, начиная со сбора зерна и его помола.

От египтян искусство приготовления «кислого» хлеба из дрожжевого теста перешло к грекам и римлянам. В античных государствах уже появились довольно большие пекарни, в которых выпекался хлеб нескольких сортов. В Риме до наших дней сохранился 13-метровый монумент в честь одного из тогдашних мастеров хлебопечения Марка Вергилия Эврисака, чьи пекарни снабжали хлебом едва ли не весь Вечный город. Знатным римлянам хлеб по утрам доставлялся прямо на дом, а простолюдины к определенному часу сами приходили в лавки. Интересно, что у древних римлян не существовало понятие «вчерашний хлеб»: все, что не реализовалось в течение дня, вечером отдавалось рабам и животным.

Кстати, во времена античности родился и любопытный обычай под названием «менса гратуите» — «даровые хлеба», которые бесплатно раздавались бедноте из государственных пекарен. В средние века так стали поступать и в некоторых европейских государствах, но не каждый день, а в случае стихийных бедствий или больших празднеств и торжеств.

В России к «менса гратуите» пришлось прибегнуть Борису Годунову во время великого голода в 1601 году. Через пять лет бесплатную раздачу хлеба устроил Лжедмитрий I в связи со своей коронацией в Москве. Спустя сто лет Петр I ввел «менса гратуите» для рабочих, строивших Петербург: ежедневно в 4 часа утра они получали полтора фунта (613 г) хлеба на человека. Это воспринималось как щедрая царская милость.

На Руси отношение к хлебу всегда было очень уважительное. Если кусок хлеба случайно роняли наземь, его тут же поднимали и просили прощения — целовали. Бытовало поверье, будто краюха, выпеченная в Страстную пятницу, отгоняет злых духов. Для этого ее подвешивали на веревке к потолку избы. Кроме того, считалось, что она излечивает от многих болезней, если ее искрошить в чашку со святой водой и съесть.

Это отношение к хлебу отразилось и во многих старинных пословицах. Например: «Хлеб — батюшка-кормилец», «Хлеб на столе — и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска», «Без хлеба и у воды худо жить».  О бездельнике же говорили, что он «бьет баклуши и даже на хлеб себе заработать не может» и что «мужик без хлеба не крестьянин».

Поскольку в старину хлеб был не просто важнейшим продуктом повседневного рациона, а, по сути дела, основой жизни, власти строго следили за его качеством. В городах Московского княжества на рынках и торжках дежурили специальные хлебные приставы, в обязанность которым вменялся контроль за правильностью веса, соблюдением цен, а«наипаче должны они были… крепко смотреть, чтобы хлеба ситные и решетчатые, калачи тертые и коврижечные были пропеченными и в них гущи и подмесу никакого не было отнюдь». Виновные в нарушениях тогдашнего ГОСТа и правил торговли подвергались наказаниям, в том числе телесным, на глазах пострадавших покупателей.

Столь суровые меры способствовали поддержанию высокого качества русского хлеба на протяжении веков. Даже «походные» караваи из ржаной муки, выпекавшиеся для солдат действующей армии, всегда отличались отменным вкусом, хотя порой бывали гигантских размеров — с телегу. Они не черствели в течение нескольких дней, пока их везли вслед за войсками. Для этого хлеб клали в душистое свежее сено и «пеленали» в холсты. Иностранцы, которым доводилось пробовать солдатские караваи, удивлялись тому, что мякиш у них всегда был хорошо пропеченным, независимо от размеров.

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Коммуникация» для детей старшей группы детского сада по теме "Откуда хлеб пришел?"

Конспект организованной образовательной деятельности в области «Коммуникация» для детей старшей группы детского сада

Составила: воспитатель старшей группы Бодрова М.Ф., МБДОУ детский сад комбинированного вида г. Ачинск

Тема: Откуда хлеб пришел?

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание» (формирование целостной картины мира), «Чтение художественной литературы», «Здоровье»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы.

Цели деятельности педагога: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии; развивать умение составлять рассказ с помощью серии картинок; формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.), бережное отношение к хлебу.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворения Я. Дегутите, владеет навыками самообслуживания, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач.

Материалы и оборудование: демонстрационный – картинки с хлебобулочными изделиями, серия картинок «Откуда хлеб пришел?», кусок черного хлеба, батон, зерна, колосья ржи, пшеницы, 

Содержание непосредственно организованной деятельности детей

1.Организационный момент

(Дети стоят в кругу)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам в группу приходил почтальон и принес посылку. Для того чтобы узнать, что находится в посылке. Необходимо отгадать загадку:

Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (Хлеб.)

Воспитатель: А вы хотите узнать, как хлеб попадает к нам на стол?

-Может он на грядке вырос?

-Может на дереве? (Варианты ответов детей.)

2.Основная часть

Воспитатель: Дети, вы любите кушать хлеб? (ответы). Какой хлеб бывает? (Белый, черный). Как вы думаете, как получается такой разный по вкусу и виду хлеб? Правильно его выпекают из разной муки. Белый хлеб - из пшеничной муки, черный – из ржаной. Чтобы на нашем столе был свежий хлеб, для этого трудятся люди. (Агроном, тракторист, комбайнер, шофер, грузчик, мукомол, пекарь и т.д.) Хлеб нужен каждому человеку. Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова» (дети повторяют). Как вы думаете как, как можно понять эту пословицу? (Ответы). А вот чтобы лучше узнать, кто же выращивает хлеб для всех, мы сейчас отправимся в путешествие по картинкам. Итак, отправляемся.

Рассказ детей по схеме «Откуда хлеб пришел?». (Дети сидят за столами).

Воспитатель предлагает рассмотреть схему: «Откуда хлеб пришел?»: сеют зерно, выращенное зерно убирают комбайном, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия. Дети составляют рассказ. По ходу рассказа воспитатель задает детям уточняющие и проблемные вопросы:

-Кто сеет хлеб?

-Как получают муку?

-Люди, какой профессии работают на комбайнах? и др.

Физкультминутка.

(Выполняется стоя на ковре.)

Из пшеничной из муки, Испекли мы пироги, Плюшки, пряники, печенье,

Кексы, торты, калачи,Булки, бублики, баранки И достали из печи. Вот румяный каравай Приходите к нам на чай.

Дети ритмично лепят “куличи”, загиба-ют по одному пальцу, перечисляя то, что испекли из муки.

Медленно произносят текст дети 

Одновременно протягивают обе рукиСоединяют руки в “каравай”,кланяются с движением руки от груди.

Чтение стихотворения Я. Дегутите:

Не гром грохочет, не пальба - Гремит- грохочет молотьба. Гора зерна растет до неба… Ты видишь, сколько будет хлеба

Шумят, гудят грузовики,

Стучат на мельнице валки,

Гора муки растет до неба…

Ты видишь, сколько будет хлеба?

Мне говорят, что спать пора,Но не усну я до утра:Мне поглядеть бы хоть немножко,Как мама будет печь лепешки. 

Игра «Кто больше назовет?».

Дети по кругу называют хлебобулочные изделия; кто не назвал выбывает из игры.

Анализ ситуаций «Как обращаться с хлебом».

Воспитатель описывает детям ситуации различного обращения с хлебом. Дети предлагают варианты их решения и приходят к выводу, хорошо или плохо поступил тот или иной человек.

Игра «Пшеница и хлебород»

Воспитатель: Давайте, дети поиграем в игру, которая называется «Пшеница и хлебороб».

Дети – «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо – влево, вперёд – назад. Входящий – «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идёт между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). То, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

 Экспериментальная деятельность.

Воспитатель: Представьте, что мы с вами находимся в научной лаборатории, вы учёные. Садитесь за столы и отгадайте, что вы сейчас будете исследовать.

С неба солнце золотое

Золотые льёт лучи.

В поле дружною стеною

Золотые усачи.

Дети: Колосья.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на колоски пшеницы и ржи. Чем они отличаются?

Дети: Зерном, усиками.

Воспитатель: Посмотрите, сколько зерна в одном колоске. Возьмите по одному зерну с тарелочек. Рассмотрите внимательно зёрнышки через лупы. Определите где пшеничное зерно, а где ржаное? Чем отличается зерно пшеницы и ржи?

Дети: Размером и формой - ржаное зерно более длинное и тонкое. Цветом - пшеничное зерно светлое, а ржаное тёмное.

Воспитатель: Теперь сравните зерно и муку.

Дети: Зерно - крупное и твёрдое, а мука - мелкая и мягкая.

3.Рефлексия

Воспитатель: Что вы узнали на занятии? Что вам больше всего понравилось? Какие виды хлеба вы знаете? Кто выращивает хлеб? Вы теперь многое знаете о хлебе, о людях, которые его вырастили. Давайте сейчас попробуем хлеб, почувствуем его запах, вкус! (угощение детей хлебом).

kopilkaurokov.ru

Интегрированное занятие "Откуда хлеб пришел"

Тема: «Откуда хлеб пришел»

Программное содержание: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом.  Рассказать откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт. При помощи исследовательской деятельности рассмотреть муку и определить её свойства. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Оборудование: Иллюстрации этапов выращивания хлеба, тарелки с мукой, колоски и зёрна пшеницы.

Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный.

Ход занятия

        Воспитатель: Здравствуйте ребята,  что вы сегодня ели на завтрак?

Ответы детей

Воспитатель: А вчера?

Ответы детей

Воспитатель: А что было на обед?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

Воспитатель: Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб.

Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?

Ответы детей

Воспитатель: Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб?

Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный.

Воспитатель: Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл?

Ответы детей

Воспитатель: А, как он в  магазин попал, хотите, расскажу? (Рассказ воспитателя сопровождается иллюстрациями) Весной, когда снег растает на поля выходят трактора, которые пашут землю, чтобы она стала рыхлая, мягкая. Затем зёрнышки хлеба сажают в землю. Посмотрите, какие они маленькие, жёлтые, пузатые. Специальными машинами, сеялками зерно сеют по полю. Потом при тёплом солнышке, летних дождях вырастают вот такие колоски. В колосках зерно, не одно, а много. Зёрна собирают машины и отвозят на мельницу. Там зёрна перемелют в муку. Сейчас мы с вами рассмотрим её. Я предлагаю вам взять свои стульчики и пройти к столам, на которых находятся тарелочки с мукой.

Дети занимают места за столами

Воспитатель:  Посмотрите, перед вами мука. Скажите мне какая она по цвету?

Ответы детей: Белая.

Воспитатель: Потрогайте её руками. Какая она на ощупь?

Ответы детей: Мягка, пушистая.

Воспитатель: Пересыпьте её из одной ладони в другую. Легко мука пересыпается?

Ответы детей

Воспитатель:  Мука сухая, рассыпчатая. Разровняйте её пальчиками, а теперь сделайте из неё горку. Теперь аккуратно очистите ваши руки от муки, затем вытрите их влажными салфетками.  Повторим - мука белая по цвету, на ощупь мягкая, легко пересыпается – она рассыпчатая, мука сухая, лёгкая. Из этой муки ребята, на пекарне, пекут хлеб, булки. Ребята, а кто из вас видел дома, как мама делает тесто?

Воспитатель:  Посмотрите, вот, что нужно для приготовления теста, давайте всё назовём вместе. Мука, вода, соль, дрожжи, немного сахара, яйца. (на отдельном столике)

(Воспитатель приглашает детей сделать пальчиковую гимнастику, стоя возле стульчиков)

Пальчиковая гимнастика «Тесто».

Тесто замесили мы,                              Сжимаем, разжимаем кулачки

Сахар не забыли мы,                                            Имитация посыпания

Пироги пшеничные                                    Соединили ладошки вместе

В печку посадили мы.                               Руки вперед, вверх ладонями

Мы печем пшеничные                           Имитация стряпни пирожков

Пироги отличные.        

Кто придет  к нам пробовать                  Поднимание,  опускание плеч

Пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра,            Показать  ладонь, загибать  пальцы             

Пес  лохматый со двора

И другие, все кто  может,

Пусть приходят с ними тоже.

Наша мама говорит:

- Крошки, что останутся воробьям достанутся.

Воспитатель:  Когда тесто замешано его кладут в форму и ставят в печь. Когда хлеб готов, его грузят в машины и везут в магазин. Ребята, а что ещё пекут из муки?

Ответы детей

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали, сколько людей выращивают хлеб и  заботятся о том, чтобы у нас с вами каждый день на столе был свежий хлеб.  Хлеб – самое главное богатство нашей Родины. Недаром в народе говорят: «Хлеб  всему голова».

infourok.ru

«Откуда хлеб пришел?»

Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Республики Алтай для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида Республики Алтай»

Внеклассное занятие

по развитию речи

во 2 классе

по теме «Откуда хлеб пришел?»

Составила:

Загороднева Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов

г. Горно-Алтайск

2013г.

^ Цели: 1). Формировать представления учащихся об этапах возникновения хлеба,

профессиях людей, участвующих в выращивании и изготовлении хлеба.

2). Развивать речь, внимание, слух, память, кругозор.

3). Воспитывать бережное отношение к хлебу.Оборудование: Мучные изделия, круглый хлеб, полотенце, костюм Колоска, костюм Любушки-голубушки, иллюстрации с пословицами, слова с названиями профессий, палочки, таблица «Откуда хлеб пришел?», портрет Колоска, скатерть, булочки на подносе, чашка с мукой, фонограммы: «Выход Любушки», «Танец Колоска», кроссворд, макет печи.^ I. Основная 1). Вступительная беседа

часть (Звучит фонограмма. В класс входит девочка в русском костюме, на полотенце у

которой лежит круглая булка).Любушка:- Здравствуйте гости дорогие! Милости просим нас послушать и хлебушка откушать.«Круглобок и маслян он,

В меру крут, посолен-

Пахнет солнечным теплом,

Пахнет знойным полем.»

^

- Спасибо тебе Любушка-голубушка за хлеб, за соль, за гостеприимство. Хлеб мы поставим на стол, на почетное место. Потому что мы будем говорить только о нем.

«Чтобы в добрый,

В светлый час

Хлеб на стол явился,

Кто-то встал чуть раньше нас

И крепко потрудился!»

-Кто и когда испек первый каравай, мы не знаем. Ученые считают: давно, очень давно. Возможно, было это так. Размолол человек зерна пшеницы. Получилась мука. В это время его окликнули, и он пошел к людям, а муку оставил. У тут хлынул дождь. Мука превратилась в тесто. Когда дождь кончился, человек вернулся за мукой, но нашел что-то липкое, тягучее. Дай, думает, подсушу на солнце. А солнце, горячее, жаркое… Вот хлеб и испекся. Может так, может, не так был испечен первый хлеб. Никто не знает.

^

-А как вы думаете, откуда хлеб пришел? (из магазина)

-А в магазин как попал? ( из пекарни)

-Что делают в пекарне? (пекут хлеб)

-Из чего? (из муки)

-Из чего мука? (из зерна)

-Откуда зерно? (из колоса пшеницы)

-Откуда пшеница? (выросла в поле)

-Кто ее посеял? (колхозники, фермеры)

^

-Прочитайте пословицу

Хлеб - всему голова.

-Как вы понимаете эту пословицу?

(Хлеб –это самое главное на столе. Без хлеба мы не обходимся ни дня. Если есть хлеб, значит есть пища).-Прочитайте другие пословицы о хлебе.

-Как вы их понимаете?

«Обед не в обед, коли хлеба нет»

(Хлеб сытный. Без хлеба покушаешь, останешься голодным)

«Вода вымоет, хлеб накормит»

(Человек не проживет без воды и без хлеба)«Не трудиться, так и хлеба не добиться»

(Чтобы хлеб вырастить, надо много вложить труда)^

-Скажите, какие люди разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб?

-Разместите по порядку слова:

-Кто пашет на поле? (тракторист)

- Кто следит за хлебными колосьями (агроном)

- Кто убирает зерно? (комбайнер)

- Кто перевозит зерно, муку, хлеб? (шофер)

- Кто печет хлеб? (пекарь)

- Кто нам продает хлеб? (продавец)

-Любая профессия трудная. Она требует много терпения, внимания. И поэтому хлеб нужно беречь.6). Беседа о бережном отношении к хлебу

«Режь, да ешь от всей души,

Хлеба набирайся,

Лишь напрасно не кроши,

Хлебом не швыряйся».- Сейчас я прочитаю отрывок из рассказа «Что всего дороже». А вы его послушайте и скажите: «Почему плакал Алеша?»

(Учитель читает рассказ)

-Почему плакал Алеша? (Ему было стыдно)

-А почему вы считаете, что хлеб всего дороже? (Без хлеба долго не проживешь).

-Особенно дорожили хлебом, почитали его на Руси. Трудно найти сказку, в которой бы герои не несли с собой хлеб или сухари. Сразу вспоминаются слова- «сухарей в дорогу насушила» или «дала ему мать ковригу хлеба». Так было в народных сказках: есть хлеб- и сыт человек. Посыплет он краюху солью, съест, запьет водой из родника и идет, сильный и смелый, на свои геройские дела. А встретит в пути голодного, нищего- чем первым поделиться? Хлебом. В нем, в хлебе, богатство, сила и доброта русского человека. Да разве только в сказках такое бывает.

^

-А теперь закроем глаза и представим большое вспаханное поле. И вы сеете пшеницу.

(Фонограмма «Танец Колоска»)-Откройте глаза.

(«Колосок» танцует).- Колосок – Здравствуйте, ребята

-Кто же я? (Колосок)

-Я один пришел с поля. Но не с пустыми руками, а с заданием. Составьте мой портрет из палочек.

(Показывает на рисунок, затем оценивает труд учащихся).

-Тебе понравилось, Колосок, как поработали наши дети над твоим портретом?- Колосок – Понравилось, спасибо.-Садись, Колосок, поработай с нами.

^

-Колосок мы вырастили, теперь зерно нужно перемолоть на мельнице. Давайте поработаем.«Мельница крыльями машет вдали,

Мельница крыльями машет вдали.

Будет мука, чтоб пирог испекли.»

(Учитель пересыпает муку в чашку)-Получилась у нас мука?^

-А теперь давайте заведем тесто и состряпаем пирожки.

(Дети иммитируют)«По амбару пометем, пометем, пометем.

По сусекам поскребем, поскребем, поскребем.

Тесто мы заведем,

Пирожки мы напечем.

Ах! Какие вкусные!»^

-А пока пироги пекутся, давайте узнаем что баба испекла деду?

(Дети разгадывают кроссворд)

-Какое слово получилось? (колобок)

-Баба тоже по амбару помела, по сусекам поскребла, замесила тесто и испекла колобок.^

- Составьте предложение из слов.

Пирог, печь, мука,из.

-Что еще пекут из муки?

(Батон,печенье, сушки, булочки, лаваш,блины, пряники,торты, пироги).

^

-Подберите признак к слову хлеб.

-Хлеб какой?

(Теплый, вкусный, ржаной, белый, мягкий, свежий, сухой, подгорелый).

-Булочка какая?

(Свежая, пышная, душистая, вкусная, сладкая).

^

Я знаю пословицу о … . Мама купила пшеничный … . Дети едят суп с … . Ваня пошел в магазин за … . Я не люблю есть суп без … . У меня дома нет … .14). Составить рассказ по плану-рисунку «Откуда хлеб пришел?»

(Вырос в поле колосок. Из зернышек колоска на мельнице намололи муку. Из муки испекли хлеб.)II. Итог занятия

-А вот и пироги испеклись. Горяченькие, прямо из печи. Ну, Любушка-голубушка, угощай гостей пирогами. А хлебушек мы за обедом съедим.

shkolnie.ru


Смотрите также