Откуда на Руси традиция встречать гостей с хлебом-солью. Солью хлебом


Лечение хлебом-солью

Лечение хлебом-солью. Это интересно, просто и полезно!

Без хлеба сыт не будешь — это мы слышим с детства. Но, оказывается, хлеб обладает еще и целебными свойствами.

«Гостям предлагают лучшее». Ранее, во времена Киевской Руси, таким лучшим считались хлеб-соль, которые преподносили каждому дорогому гостю, желая при этом «счастья, здоровья и долголетия».

Оказывается, в этой народной традиции заложена глубокая мудрость.

ХЛЕБ

Издавна на Руси хлебом и солью... лечили болезни. Поэтому, если Вы обнаружили у себя «неизлечимую» болячку — не спешите мчаться в ближайшую аптеку за новомодными дорогими препаратами. Воспользуйтесь лекарством, без которого не обходится ни одна трапеза.

ЖЕЛУДОККаждому второму человеку знакомы заболевания желудка.Чтобы избавиться от сих непрошенных «гостей», поджарьте кусочек белого хлеба на одной чайной ложке растопленного сливочного масла. Когда хлеб остынет, поместите его на 30 минут в стакан с питьевой водой. Полученный настой надо пить по 3-4 раза в день.

АНГИНАЕсли замучила ангина — ломтик белого хлеба надо опустить в кипящее молоко, после чего, когда мякиш пропитается и немного остынет, вынуть и съесть. Повторять такую процедуру надо 3 раза в день. Дешево, вкусно, а главное, эффективно!

ПРОСТУДАА вот при простуде здорово поможет соль. Разогрейте ее на сковороде (без масла, конечно) до такой температуры, чтобы больно было прикоснуться, насыпьте в полотняный мешок или обыкновенный чистый хлопчатобумажный носок и приложите к ногам, надев после этого шерстяные носки. А вот с прикладыванием таких мешочков к носу — поостерегитесь. Переборщите с температурой — потом проблем не оберетесь. Можете также полоскать солью горло. При простудах помогает не хуже, чем полоскание содой.

СОЛЬ

ДЕПРЕССИЯ И АСТЕНИЯ

В таких случаях 2 чайных ложки соли разводят в 1 литре воды и обтираются этим раствором по утрам.

ГНОЙНЫЕ РАНЫ (ЗАКРЫТЫЕ)А при гнойных ранах (но только закрытых!)соль и вовсе исключительный продукт. Нагноился палец — поместите его в теплую ванночку с солью. Через некоторое время гнойничок откроется, и Вам станет значительно легче.

ВОСПАЛЕНИЯ НА НОЖЕ— тогда целесообразнее будет воспользоваться пшеничным хлебом. Его надо измельчить, смешать с водой, добавить меда до получения вязкой массы. Накладывайте эту смесь на больные места по нескольку раз в день. Держать по 15-20 минут.

БЕССОННИЦАПшеничный хлеб с добавлением ржаного также хорош и при бессоннице. И тот, и другой нужно мелко накрошить и смешать в равных пропорциях. После этого добавьте несколько ложек огуречного рассола, нарезанную половинку соленого огурца и ложку кислого молока. Не бойтесь: Вам не придется это кушать! Смесь накладывают на лоб утром и вечером на 10-15 минут, после чего смывают водой.

ПРИМЕТЫ И ПОВЕРЬЯ

Кстати, с хлебом связано и множество удивительных примет и поверий.Еще в далекие времена, когда хлеб пекли в каждом доме, считалось, что если у хозяйки хлеб получился на славу, — дом будут обходить болезни и невзгоды. И наоборот, плохо испеченный хлеб сулит несчастья. Времена эти канули в Лету, не забыв, однако, оставить нам на память несколько золотых правил.Первое из них гласит – хлеб нельзя выбрасывать.

Кто свершит сие святотатство – непременно познает голодные времена.

Нельзя без приглашения брать последний кусок хлеба с тарелки, особенно девушкам на выданье.

А вот если Вам предложили — ни в коем случае не отказывайтесь. Остатки — сладки. И этот кусочек обязательно принесет Вам удачу в любви или деньгах. Надо лишь загадать, чего именно Вы хотите, и помнить, что двух зайцев одним выстрелом убить нельзя. Загадывайте что-то одно!

Если, не дай Бог, в Вашем доме кто- то болен,

угостите его первого свежевыпеченным хлебом и проследите, чтобы больной отломал кусок от каравая своими руками. Тогда хлеб передаст свою целебную силу больному человеку, и тот непременно выздоровеет.

А вот класть каравай на стол «вверх ногами» (округлой стороной к низу) ни в коем случае нельзя.

Сделанное случайно — это к ссоре, а намеренно — к болезни кормильца семьи.

Статьи по теме:

radostysnami.ru

Почему на Руси принято встречать гостей хлебом и солью « Ярополч.ру

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.«Без хлеба – смерть, без соли — смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, — обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», — самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» — судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб — это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым», пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем» ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».

Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Источник

Читайте также

comments powered by HyperComments

iaropolch.ru

Соль хлеб | Без колдовства

Откуда берет начало традиция подавать хлеб с солью гостям?Угощать дорогих гостей хлебом-солью — это давняя славянская традиция. Славянский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю у многих народностей было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома распространится по всему свету.

Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда. До наших дней дошли поговорки «Что есть в печи, все на стол мечи», «Хоть не богат, но гостям рад», «Гостю щей не жалей, погуще налей». Если же о предстоящей встрече гостей было известно заранее, то готовиться начинали за несколько дней.

Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник), выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега». А еще соль могла служить оберегом и для хозяев дома, ведь по традициям подношения соль хлеб, гости должны отломить хлеб, обмакнут его в соль и отведать. И вот если гость пришел с плохими мыслями или недобрыми намерениями, то испробовав хозяйский каравай с солью, сам на себя свой негатив и переводил.

Встретить гостя так же «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. В свадебных обрядах хлеб соль,  что означает: "Хлеб - милость", "Соль - любовь". Именно любовь символизирует соль в этом старинном русском обряде. Недаром же говорится, что, чтобы узнать человека (а стало быть, и полюбить его) с ним необходимо пуд соли вместе съесть. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину и желая ему процветания и достатка.«Всякий путешественник был для славян как бы священным: встречали его с лаской, угощали с радостью, провожали с благоговением…», -Н.М. Карамзин.

Традиционная славянская трапеза

Если в доме принимали гостей, трапеза начиналась и шла по определенному сценарию. Стол, который буквально ломился от разнообразных блюд, располагался в «красном углу» рядом с приделанными к стене неподвижными лавками. Существовало поверье, что сидящие на этих лавках пользуются особым покровительством святых.

По традиции в начале трапезы появлялась хозяйка дома, одетая в свой лучший наряд. Она приветствовала гостей земным поклоном. Гости кланялись в ответ и по предложению хозяина подходили поцеловать ее. Согласно укоренившемуся обычаю, каждому гостю вручалась при этом чарка водки. После «целовального обряда» хозяйка направлялась к специальному женскому столу, что и служило сигналом о начале трапезы. Хозяин отрезал каждому гостю ломоть хлеба и посыпал его солью.Отношение к хлебу было особенно трепетным, он считался основой благополучия, был связан в сознании народа с долгим и тяжелым трудом. Соль по тем временам была очень дорогим продуктом, который использовался лишь в особых случаях. Даже в царском доме солонки располагались ближе к самому царю и наиболее важным гостям. К тому же считалось, что соль отгоняет злых духов. Поэтому преподнести хлеб-соль означало поделиться с гостем самым дорогим, выразить свое уважение и одновременно пожелать благополучия и добра.Невозможно представить себе праздничный стол без хлеба и соли: «Без соли, без хлеба худая беседа», «Хлеб на стол, так и стол — престол», «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай», «Без хлеба — смерть, без соли смех».

«Без хлеба — смерть, без соли смех». Эта интересная поговорка берет начало с тех времен, когда принято было в плохие места приносить мешочек соли, ибо считалось, что если бросить соль через плечо, то можно отогнать нечистую силу. А если соли нет, то надо громко смеяться, смех тоже может отогнать нечисть. Обычай бросаться щепотью соли в нечисть или злых духов есть так же и у европейцев , и  у японцев.

Отказавшись разделить с хозяевами дома «хлеб да соль», можно было нанести им несмываемую обиду. Во время трапезы было принято усиленно потчевать гостей. И если гости ели мало, хозяева уговаривали их отведать то или иное блюдо, преклоняя колени.И сегодня «хлеб-солью» встречаем

Наш народ по-прежнему открыт, гостеприимен, радушен. И традиция встречать дорогих гостей не только приветственным словом, но и хлебом-солью сохранилась и в наши дни. К примеру, в день свадьбы мать жениха преподносит молодым свадебный каравай — символ чистых мыслей и добрых намерений. Это означает, что родители принимают в семью молодую жену, с которой теперь предстоит жить рядом и делить все беды и радости.Конечно, в чистом виде церемония чаще используется на официальных встречах или в праздничные, торжественные моменты. Например, праздничным караваем встречают жители города дорогих гостей.

 

bewitchit.com

Откуда на Руси традиция встречать гостей с хлебом-солью

Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

«Без хлеба – смерть, без соли - смех»

Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, - обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», - самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой. Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

«Божий дар»

Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» - судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб - это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

«Без соли и стол кривой»

Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре. Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем" ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»». Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Хлеб-соль. Хлеб означает милость, а что символизирует соль?

Хлеб-соль. Хлеб означает милость, а что символизирует соль?

  • По моему заслуживает внимание объяснение писателя Сергея Алексеева. Он утверждает, что хлеб символ земли, а соль символ солнца. Основывается на представлениях древних славян, потомках ариев. Я не встречал аналогичный жест у других народов. А так как мы потомки именно древних славян (которые тогда имели собственную религию), учитывая, что библии ещ не было как и крестьянства, то такое утверждение имеет место быть.

  • По русскому обычаю гостей встречали хлебом- солью. Соль- символизирует ЛЮБОВЬ. Ритуальное использование хлеба-соли характерно было для приема гостей, свадьбы, новоселья. Потому и гостеприимный дом называли хлебосольным. Хлеб- соль - это МИЛОСТЬ И ЛЮБОВЬ.

  • По старинному русскому обычаю на Руси всегда гостей хлебом и солью встречали, показывая караваем хлеба свою милость, а солью свою любовь.

    Именно любовь символизирует соль в этом старинном русском обряде. Недаром же говорится, что, чтобы узнать человека (а стало быть, и полюбить его) с ним необходимо пуд соли вместе съесть.

    Таким образом, правильным ответом на этот интересный вопрос будет слово любовь (и никак иначе).

  • На Руси было принято встречать гостей с хлебом и солью, так всегда встречали и молодых в день свадьбы, этот прекрасный обычай дожил до наших дней. Если хлеб вынесенный к гостям означал милость, то соль символизировала - Любовь. Любовь- ответ к вопросу.

  • Когда-то соль была, образно говоря, дороже денег. Это сегодня она добывается в промышленных масштабах и стоит копейки. А в давние времена вс было не так. Где-то ее вручную добывали в подземных шахтах, где-то выпаривали из морской воды, а где-то ее заменяла зола растений.

    Благодаря своим природным антисептическим и консервирующим свойствам, соль приобрела магическое и священное значение. Соль не только употребляли в пищу, на ней приносили клятву. Существовало даже понятие quot;договор солиquot;, то есть договор верности. В верованиях разных народов, не только русских, соль стала символом дружбы, верности и, конечно же, достатка.

    Почитайте здесь размышления о символизме соли.

  • Это очень древний обычай в славянских государствах, подносить красиво испеченный каравай, на котором подают и солонку с солью.

    Гость отламывает кусочек каравая, обмакивает соль и пробует, таким образом показывает, что принимает дары хозяина:

    quot;Хлеб - милостьquot;, quot;Соль - любовьquot;.

    Правильный ответ: quot;Любовьquot;.

  • Верный ответ - ЛЮБОВЬ

    Мы часто видим традицию, которая пришла издревле, на свадьбе невесту и жениха родители жениха встречают Хлебом и Солью. Это пошло как раз из традиции встречать дорогих почетных гостей. В данном случае хлеб - это милость гостю, а соль - означает любовь.

  • Соль символизирует quot;ЛЮБОВЬquot; в данном случае. Гостей встречали с хлебом и солью, чтобы показать, что им здесь рады. Сейчас этот обычай у нас активно используется на свадьбах. Не припомню ни одну свадьбу, где бы не встречали молодожен без хлеба с солью

  • Хлеб да соль выносятся на свадьбе, когда встречаются родители с молодоженами. И действительно, они тоже имеют значение. Хлеб - это символ милости, ну а соль, как не странно, любви. Запомните это, в жизни пригодится.

  • В справочных материалах нигде не разделяется эти два подношения. Но трактовать смысл можно в зависимости от события , на котором происходит это подношение , и под определение ответа могут подходить слова : обилие , доброта , достаток , благополучие. Уточняю , это зависит кому подносятся хлеб - соль , и в связи с каким событием.

  • На мой взгляд, соль символизирует полезность и доброту.

    Почему я так думаю?

    В Библии написано: Если же соль потеряет силу, то она уже ни к чему не годна.

    Соль - это то, что мы используем в нашей повседневной жизни. Это необходимость.

  • info-4all.ru

    Хлеб да соль: почему русские так встречали гостей

    Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

    «Без хлеба – смерть, без соли - смех»

    Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, - обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

    Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

    Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», - самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

    Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

    Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

    «Божий дар»

    Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» - судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб - это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

    В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

    В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

    «Без соли и стол кривой»

    Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

    Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

    Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

    В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем" ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».

    Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

    Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

    Читайте также:

    cyrillitsa.ru

    Почему на Руси гостей встречали хлебом и солью

    Хлебом-солью на Руси встречали, чествовали. Хлебом-солью величали. Хлебом-солью начинали новую жизнь в новом доме, благословляли молодых на свадьбе. Хлебом-солью отгоняли нечистую силу.

    «Без хлеба – смерть, без соли - смех»

    Повседневная трапеза, подобно жертвоприношению, - обращение к Всевышнему, беседа с Богом. Отсюда не только почтительное и трепетное отношение к пище, но и ее сакрализация. Для охотника священна туша убитого зверя, для скотовода – мясо домашнего скота, для земледельца – основные сельскохозяйственные продукты. Так для славян двумя сакральными продуктами были хлеб и соль. Слившееся воедино хлеб-соль стало олицетворением обильного угощения, гостеприимства, радушия.

    Нарушить обычай, не усадить пришедшего в дом за стол, где всегда наготове хлеб и соль, считалось непозволительным, точно так же, как и отказаться от приглашения. «От хлеба и соли сам царь не отказывается». Проявление гостеприимства и его приятие были залогом дружбы, доверия для участников обряда.

    Вкусивший хлеб-соль не мог причинить вреда тому, кто его преподнес. «Ты забыл мой хлеб да соль», - самый больший упрек, какой только можно было нанести неблагодарному.

    Какое застолье без хлеба-соли! А какая свадьба без них! Свадебный каравай с солонкой – пожелание благополучия, богатства и полноты, а также защита от враждебных сил и влияний, которым столь подвержены жених и невеста во время перехода из одного статуса в другой.

    Без хлеба и соли не обойтись во время строительного обряда дома и новоселья. Какой дом без хлеба-соли, без достатка, без оберега от нечисти. Считалось, что одним только упоминанием хлеба-соли можно отогнать злых духов: священные слова «Хлеб да соль» непременно произносили, если кого-то заставали за едой, ими же заканчивали прием пищи.

    «Божий дар»

    Хлеб – сам Бог, тело Господне согласно христианской символике эвхаристии. И одновременно хлеб – Божий дар: Бог наделяет человека хлебом, вкушая кусок – «долю», человек получает свою «долю» - судьбу, счастье. Однако, возвеличивая разумное над традиционным, уничижая то, что некогда было святыней, продолжая покорять внешний мир, мы, сами того не замечая, мельчаем, теряем связь с прошлым, переворачиваем миропорядок с ног на голову. Упадет крошка хлеба – и пусть! Остался недоеденным кусок – а ну его! Сегодня хлеб - это хлеб, еда, посредством которой нам не дано возвыситься, снискать благодать.

    В традиционной культуре, из которой мы проистекаем, которую мы так вяло и неуверенно продолжаем, хлеб как благословение, как клятва, был во главе всего: не будешь хлеб со стола сносить и крошки сметать – будет твоему дому достаток и полнота.

    В XVII в. крупные монастыри присылали к царскому застолью черный ржаной хлеб, часть от хлеба отцов духовных, тем самым благословляя самодержца. Этот хлеб – первое, что клали на стол за трапезой царя. Также в начале угощения стольники подносили царю большие продолговатые хлебцы, которые раздавались всем присутствующим от старшего к младшему по званию. Всякий, кто принимал хлеб, и впоследствии осмеливался предать царя, считался оставленным Богом, проклятым.

    «Без соли и стол кривой»

    Действиям, совершаемым с солью, оказывалось не менее пристальное внимание. Рассыпется соль – к беде, ссоре, ведь соль – символ верности, дружбы, постоянства. А если передавали соль другому через стол, необходимо было громко рассмеяться, чтобы опять-таки не быть ссоре.

    Смех при этом оберег от нечисти: смех как признак живого человека, не просто живого, а веселого, полного сил, энергии, значит не место здесь злым духам! Также, чтобы избежать раздора, бросали соль и сплевывали через левое плечо. Точно такими же действиями и словами: «Это „левым", пущай они подерутся, а с нами Христос!» отгоняли враждебные силы.

    Соль подобно магическому талисману защищала от «дурного глаза», отвращала потустороннее, «чужое» влияние, с которым человек сталкивался как в обыденной жизни, так и в значимых для него и всего общества обрядовых ситуациях.

    В прошлом хозяин дома, как правило, сам солил общую еду, при этом можно было отсыпать немного соли на скатерть. Однако ни в коем случае нельзя было обмакивать хлеб в солонку, потому что «только Июда в солоницу хлеб макал». Запрет брать соль из солонки руками также связывался с образом Иуды: «Кто берет соль из солонки пальцами, а не ножом или „цавьем" ложки, того смело можно считать тайным врагом дома, «юдашом околелым»».

    Согласно легенде, от Пасхи до Вознесения Иисус Христос ходит по земле и заходит только в те дома, где соль отсыпают на стол, потому что Иисус яко бы никогда не обмакивал хлеб в солонку.

    Так, хлеб-соль не только ели, но ими оберегали, приближали благополучие, проявляли дружеские чувства, доверие, их почитали и возвеличивали, не смея пренебречь ни крошкой, ни крупинкой.

    Читайте также:

    cyrillitsa.ru


    Смотрите также