Знаете ли вы, что? Солдатский хлеб дерево


Диета легионеров | Warspot.ru

Чтобы совершать дальние переходы, стоять ночью на страже и сражаться с противником в бою, солдат должен быть накормлен. Если пренебречь этим правилом — война может закончиться, даже не начавшись. Вегеций, крупнейший теоретик римского военного дела, писал: «Чаще войско губит недостаток продовольствия, чем битва, голод страшнее меча». Что же ели римские легионеры в походах и находясь на постое?

Средиземноморская диета

Основой средиземноморской системы питания в античности являлись злаковые сельскохозяйственные культуры, к числу которых относились пшеница-однозернянка, полба, ячмень, овёс, а также просо. В этих культурах содержится 8–14% белка, и его дефицит, как правило, восполнялся зернобобовыми (чечевица, горох, бобы, нут, люпин, вика), в которых доля белка составляет около 25%. Кроме зерновых и зернобобовых культур, заметная роль в питании римлян принадлежала овощам (капуста, свёкла, репа, морковь, тыква) и свежей зелени (лук, чеснок, сельдерей, салат, рута, кориандр). Даже в мелком крестьянском хозяйстве возделывался виноград, из которого давилось дешёвое вино для домашнего употребления. Ещё одной универсально распространённой культурой были маслины, плоды которых сушили, мариновали, а также выжимали из них масло невысокого качества. Из плодовых деревьев древние римляне выращивали яблони, груши, сливы, вишни, смоковницу.

Прекрасная картина утреннего завтрака крестьянина дана в приписываемый Вергилию небольшой поэме «Moretum». Герой её Симилл, пахарь малого поля, встав, размолол зерно и, замесив хлеб, сажает его в печь, «глиняной миской поверх накрывает и жар насыпает». Приправой к хлебу у него оказывается только кружок сыра, поскольку он человек бедный и потому «близ его очага не висели на крючьях для мяса окорока или туша свиньи, прокопчённая с солью». В огороде он набирает к завтраку растущий там чеснок, сельдерей, руту, кориандр и, подлив немного масла, стирает их в каменной ступке в единую плотную массу. Вместе с тёплым хлебом и сыром эта «толчёнка» (moretum) и составляет его завтрак.

Римляне ели дважды в день. С утра готовили завтрак, днём только перекусывали, а ближе к вечеру устраивали обед, когда за столом собиралась вся семья и приглашались гости. Такая пирушка могла затягиваться до глубокого вечера. Пирующие на помпейской фреске I веке н.э., Национальный музей археологии, Неаполь

Катон Старший приводит рецепты различных блюд, взятых им, очевидно, из крестьянского быта. Они включали ячменную и пшеничную крупу, овечий сыр, молоко и мёд. Из зерна варилась жидкая похлёбка наподобие супа, каша, выпекался хлеб или готовились сухари. Мясо, судя по этим рецептам, ели нечасто, однако с ростом благосостояния оно также появляется в рационе.

Военный хлеб (panis militaris)

Основу походного рациона у римлян, как и у греков, составлял хлеб (panis militaris). Он не портился на жаре, как мясо, рыба, овощи или фрукты, и его было легко достать, перевозить и хранить в больших количествах, невзирая на погодные или климатические условия. Во времена Полибия римский пехотинец получал в месяц довольствие в виде 26 кг хлеба. В некоторых случаях это могли быть сухари, особым образом выпеченные и высушенные. В эпоху Поздней империи такие сухари назывались буцеллатум (bucellatum). Однако гораздо чаще солдатам выдавалось зерно, которое они сами должны были молоть на ручных жерновах и выпекать на угольях. Получавшийся в результате хлеб грубого помола был более питательным и легче усваивался организмом в сравнении с дрожжевым белым хлебом.

Суточная норма потребления калорий для человека возрастом между 18 и 30 годами и весом 65 кг колеблется между 2990 и 3530 килокалориями в день в зависимости от уровня его физической активности. Калорийное содержание зерна пшеницы составляет примерно 3340 килокалорий на килограмм, ячменя – 3240 килокалорий на килограмм, проса – 3780 килокалорий на килограмм. Таким образом, для удовлетворения минимальной суточной потребности в калориях воин должен был потреблять примерно 1,2 кг хлеба. Это несколько больше того количества зерна на месяц, о котором писал Полибий, однако следует помнить, что солдаты питались не одним только хлебом. В их рацион входили также бобы, овощи, зелень, сыр, масло и другие продукты, объём которых, впрочем, мог значительно варьироваться в зависимости от времени.

Хлеб оставался основой военного рациона и в армии императорской эпохи. Теми же сухарями, что и его солдаты, питался суровый наместник Британии в 180–184 годах Ульпий Марцелл. Император Каракалла, стремясь заручиться симпатиями своих солдат, часто разделял с ними трудности военного перехода. На привале вместе с ними он также молол зерно и запекал хлеб, как о том рассказывает историк Геродиан:

«У него был простой стол. Случалось, что для еды и питья он пользовался деревянной посудой. Хлеб ему подавали своего изготовления, он собственноручно молол зерно, ровно столько сколько нужно было на него одного, замешивал тесто и, испекши на углях, ел».

Ручные жернова, наподобие тех, которые использовались в римской армии. Современная реконструкция. Такие жернова имелись у каждого контуберния. Они возились вместе с палаткой на вьючном муле

Ели ли римские солдаты мясо?

Рассказ Аппиана о неудачной кампании Луция Лукулла в Центральной Испании зимой 151–150 годов до н.э. породил среди части историков ложное представление о том, что римские солдаты совсем не употребляли в походе мясо:

«Они страдали от необычайности местной пищи: у них не было вина, соли, уксуса, растительного масла; питаясь пшеницей и ячменем, большим количеством мяса оленей и зайцев, печеным без соли, они страдали расстройством желудка, и многие из них от этого умирали».

Следует, однако, обратить внимание на исключительное стечение обстоятельств, которое породило такую ситуацию. В схожем положении в 59 году н.э. оказались воины Гнея Домиция Корбулона, которым во время перехода по бесплодной каменистой местности в восточной части Малой Азии при недостатке воды пришлось утолять голод одним только мясом, быстро портившимся в условиях изнуряющей летней жары.

При обычном положении вещей мясо являлось частью повседневного рациона римской армии. Публий Сципион Эмилиан, в 133 году до н.э. наводя порядок в своей армии, разложившейся под стенами Нуманции, запретил, по словам Аппиана, всю посуду, кроме вертела, медного горшка и чашки. Солдаты должны были есть мясо, варёное или жареное. Кроме мяса, по словам Плутарха, солдаты должны были питаться хлебом и похлёбкой. То же самое сделал Квинт Метелл Нумидийский в 109 году до н.э., запретив солдатам употреблять в пищу мясо кроме насухо жаренного или варёного.

Император Адриан, сам сторонник строгой военной дисциплины, подражал своим предшественникам, как о том рассказывает его биограф Элий Лампридий:

«Сам среди их манипул он исполнял обязанности военного начальника, с удовольствием питаясь на глазах у всех обычной лагерной пищей, то есть салом, творогом и поской по примеру Сципиона Эмилиана, Метелла и своего приемного отца Траяна».

Обуглившаяся буханка римского хлеба из Помпей. Хлеб имел вес около 1 фунта и стоил примерно 2 асса за буханку Национальный музей археологии, Неаполь

В римской армии существовал традиционный культ «дисциплины предков», сторонники которой считали своим долгом ограничивать рацион воинов, по крайней мере на время похода. Одним из таких полководцев был Авидий Кассий, который, по словам своего биографа:

«Во время похода запрещал воинам иметь при себе что-нибудь, кроме сала, солдатских сухарей и винного уксуса, а если находил что-либо другое, то подвергал роскошествовашего тяжелым наказаниям».

Похожие истории рассказывали также и о Песценнии Нигре:

«Он приказал, чтобы во время похода никто не пил вина, чтобы все довольствовались винным уксусом. Он запретил во время похода следовать за войском пекарям и велел воинам и всем прочим довольствоваться солдатскими сухарями. За похищение одного петуха он приказал отрубить голову десятерым воинам одного манипула, которые ели вместе этого петуха, похищенного одним, и он привёл бы этот приказ в исполнение, если бы не просьбы всего войска, которое угрожало чуть ли не мятежом. Пощадив осуждённых, он приказал, чтобы те десятеро, которые ели краденого петуха, заплатили за петуха провинциалу в десятикратном размере. Сверх того, он отдал приказ, чтобы в течение всего похода никто из воинов этого манипула не разводил огня, никогда не ел свежесваренной пищи, питался бы одним хлебом и холодной водой и назначил наблюдателей за выполнением этого приказа».

Мозаика II века с изображением продуктов. Музей Бардо, Тунис

На квартирах

Вегеций в руководстве по военному делу даёт читателям подробные инструкции о том, как готовить город к осаде и как должны питаться осаждённые:

«При малейшем подозрении на подобного рода возможность землевладельцы должны старательно свезти в город все запасы продовольствия, чтобы у них самих было изобилие пищи, врагов же недостаток продовольствия принудил бы уйти. Не только свиней, но и всех животных, которых нельзя продержать в заключении, надо зарезать и засолить, чтобы, имея поддержку в мясе, можно было меньше тратить хлеба. Домашняя же птица, которая не требует расходов, кормится в городе и необходима для больных. Особенно нужно запасать фураж для лошадей; чего нельзя увезти, то должно быть сожжено; нужно собрать запасы вина, уксуса и разных плодов и яблок, чтобы ничего из того, что может быть использовано, не оставлять врагу».

В другом месте он даёт схожие наставления:

«Нужно всячески наблюдать, чтобы не было затруднений зимой в дровах и в фураже, летом в воде. Во всякое время не должно существовать недостатка в зерне, винном уксусе, а особенно соли…».

Хорошее представление о запасах продовольствия, которыми римская армия питалась на зимних квартирах, даёт перечень продуктов, который в 39 году до н.э. Ирод потребовал предоставить у самарийских общин: «хлеба, вина, оливкового масла, скота и всего прочего, чтобы его войско не терпело ни малейшего недостатка».

Торговка хлебом, римский рельеф III в. из Галлии

В условиях гарнизонной жизни добавлением к «походному пайку» являлись зелень, овощи, сыр, мясо различных сортов, оливковое масло и хорошее вино. Большинство необходимых продуктов поставлялось местными общинами в качестве взымаемых государством налогов. В случае нехватки припасов, вносимых таким образом, государство могло закупить необходимые продукты на рынке по фиксированным ценам. Наконец, активно использовалась частная благотворительность. Надпись из Македонии II в. рассказывает о человеке, пожертвовавшем на военные нужды 400 медимнов (1 медимн – около 50 литров) хлеба, 100 медимнов ячменя, 60 медимнов бобов и 100 мер вина.

В египетском папирусе, датируемом 199 годом, перечислены съестные припасы, которые местные жители были обязаны поставлять солдатам. Среди них – пшеничный хлеб, чечевица, ветчина, говядина, свинина, козлятина, вино и оливковое масло, необходимое для приготовления пищи, а также ячмень и другие разновидности фуража для лошадей и вьючных животных. Папирус из Оксиринха IV в. позволяет рассчитать рацион питания солдат, который включал 0,35 кг хлеба, 0,9 кг мяса, 1 литр вина и 100 г оливкового масла в день.

Охотники несут добытого ими кабана. Мозаика из Пьяцца Армерина, конец III – начало IV веков

Важным источником пополнения мясной части рациона солдат являлась охота. Вегеций рекомендует набирать в армию охотников на оленей и кабанов. По надписям в составе армии известны охотники (venatores) и хранители зверинца (custos vivari). О военной охоте рассказывает в своём письме солдат какого-то вспомогательного отряда из египетской пустыни между Коптосом и Красным морем:

«Антоний Прокул Валериану. Начиная с месяца Агриппина до настоящего времени мы по приказу префекта охотимся на все виды диких животных и птиц. То, что мы добыли, мы отослали Цереалу, он отослал всё это, а также всё снаряжение, тебе…»

Известна также надпись Минициана, префекта алы из Вирдаля в Британии, который посвятил алтарь лесному богу Сильвану:

«Во исполнение обета за добычу огромного дикого кабана, которого не мог убить никто из ранее пытавшихся».

Наконец, при раскопках римских пограничных укреплений археологи регулярно находят в них в большом количестве и разнообразии кости диких животных, рыбьи кости и раковины моллюсков, а также косточки оливок, слив и винограда, которые привозились торговцами с юга и покупались у них военными.

Рецепты

В 1985 году Маркус Юнкельманн с группой из 11 реконструкторов предпринял 22-дневный переход от Вероны до Аугсбурга протяжённостью около 540 км. По результатам этого похода была написана книга «Легионы Августа. Римский солдат в археологическом эксперименте», в которой автор обобщил полученный им уникальный опыт. В книге предложен ряд рецептов римской походной кухни, взятых большей частью из римского кулинарного сборника Апиция.

Солдатский хлеб

Тесто для 1,5 фунтов хлеба замешивается из 500 г грубой пшеничной муки, 300 г подогретой воды, 20 г соли и 20 г дрожжей. По возможности, в тесто добавляется измельчённый лук, а также мёд. После замешивания тесто оставляется на 20 минут в закрытой посуде рядом с огнём, чтобы оно поднялось, затем оно вновь интенсивно взбивается и запекается в закрытом горшке или на большом плоском камне в зависимости от объёма 30–50 минут.

Принадлежности для приготовления походной пищи: решётка для очага, бронзовый горшок для приготовления похлёбки, бронзовая патера, фляжка для воды или вина. Кроме того, здесь можно видеть масляную лампу и испечённый на углях хлеб. Современная реконструкция

Солдатская похлёбка

Для изготовления похлёбки берётся 2 л воды, 500 г пшеничной муки, 1 столовая ложка соли, половина столовой ложки чёрного перца, 1 луковица, 3 зубца чеснока, 50 г нарезанного кубиками сала, 100 г нарезанной кубиками говядины. Всё это помещается в бронзовый горшок, перемешивается и варится на открытом огне примерно 45 минут.

Праздничный напиток

Наконец, рецепт напитка (conditum paradoxum), который пили во время торжественных застолий. Для его приготовления следует взять 2 л сухого белого вина, по возможности приправленного по-гречески смолой, 500 г мёда, 30 г растёртого чёрного перца, 10 лавровых листьев, 10 г шафрана, 5 размоченных в вине фиников. Пол-литра вина и мёд смешивают в большом горшке и доводят до кипения, снимают пену, добавляют перец, лавр, шафран и очищенные от косточек финики, затем убирают с огня, доливают остальное вино и подают на стол в охлаждённом виде.

Литература:

  1. Ошеров. С. А. Крестьянский быт в поэме Moretum / Быт и история в античности. Под ред. Г. С. Кнабе. – М.: Наука 1988 – c.114 – 124.
  2. Гнабе Г. С. Римский обед. / Избранные труды: теория и история культуры. – М. РОССПЭН, 2006 – с. 517–541.
  3. Уотсон Дж. Римский воин. / Пер. с англ. М.: Центрполиграф, 2010 – 189 с.
  4. Каркопино Ж. Повседневная жизнь древнего Рима. Апогей империи. М.: Молодая гвардия, 2008 – 420 с.
  5. Davies R. W. The Roman Military Diet // Britannia 1971, Vol. 2, p. 122–142
  6. Junkelmann M. Die Legionen des Augustus. Der romische Soldat im archaeologischen Experiment. Mainz am Rhein, 2003. – 342 S.

warspot.ru

Хлебное дерево | НЕ ТОЛЬКО ЕДА

Хлебное дерево родом из Новой Гвинеи. Оно крупное, быстро растет и по внешнему виду похоже на дуб. По урожайности хлебное дерево занимает одно из первых мест в мире. При благоприятных условиях плоды можно собирать целый год. Всего трех месяцев хлебному дереву достаточно для «отдыха», затем оно вновь начинает плодоносить. За год с него можно собрать до 700 штук плодов. И так в течение 70 лет. Наиболее значимые виды хлебных деревьев – хлебное дерево обыкновенное и хлебное дерево индийское.

ИСТОРИЯ

Впервые о существовании необычного дерева в Европе узнали в 17 веке от англичанина Уильяма Дампира. Мореплаватель рассказал о том, что туземцы едят эти плоды вместо хлеба. Поэтому, в к. 18 века, когда на Ямайке возник голод, было принято решение завезти хлебные деревья и культивировать их. Это позволило бы обеспечить рабов доступной и питательной пищей.

С таким намерением к Таити был отправлен известный «Баунти». Но тогда саженцы так и не попали в Вест-Индию. И только 1793 г. в Новом Свете появились первые деревья, привезенные на корабле «Провиденс». С них началось образование плантаций на Ямайке, а затем и других островах. Сегодня хлебные деревья растут в тропиках в различных странах.

Плоды хлебных деревьев напоминают дыню с шишковатой поверхностью. Сначала они зеленые, потом приобретают желтый или желто-коричневый цвет. В диаметре - примерно 30 см, по весу – около 4 кг. У недозрелых плодов сердцевина твердая, волокнистая. У созревших – мягкая и сладковатая на вкус. Во всех частях дерева присутствует липкий латекс. На зрелых плодах он проступает через кожуру.

УПОТРЕБЛЕНИЕ

Для жителей океанических островов хлебные деревья – незаменимый элемент питания. Из мякоти спелых плодов готовят особые «блинчики», ее употребляют в сыром, жареном, печеном, вареном, сушеном и засахаренном виде. Вкус жареных плодов больше похож на картофель. Как и бананы, спелые плоды используют в качестве фруктов, а молодые и недозрелые – в качестве овощей. В пищу употребляют и семена хлебного дерева. Их варят либо жарят с солью. Плодами и листьями деревьев кормят скот.

Свежие плоды хранятся недолго, зато сухари из мякоти плодов остаются съедобными годами. Есть и другой способ сделать запасы ценных плодов. Для этого полинезийцы чистят их, разрезают и закапывают в яму, тщательно выстланную листьями. Там плоды не сгнивают, а бродят, образуя своеобразное тесто и сохраняются пригодными в пищу несколько лет. Это тесто потом заворачивают в листья и обжаривают в кокосовом масле. Кстати, такой хлеб богат витаминами гр. В и Е, а потому весьма полезен.

Говорят, если бы хлебные деревья распространились по всему миру, проблема голода была бы полностью решена. Ведь, помимо высокой урожайности, они имеют и другие преимущества. К примеру, плоды крайне питательны, богаты крахмалом, сахаром и жирами. При этом знатоки уверяют, что бывают плоды, вес которых достигает 30 кг.

***

Все статьи сайта в алфавитном порядке можно найти ЗДЕСЬ.

Загляните в мир продуктов, это интересно!

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

netolkoeda.com

Знаете ли вы, что?

***

Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный — согласно практике католической церкви. Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.

***Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

***Хлеб пользуется заслуженным уважением людей с самых древних времен. Во многих странах Азии и Европы, сохранилась традиция, согласно которой хлеб, даже испортившийся, нельзя выбрасывать. Я не зря написал о древности, ведь эпоха неолита (а именно тогда человечество познакомилось с хлебом), началась более 10 000 лет тому назад. Как только люди научились добывать и поддерживать огонь, они стали печь первый, примитивный хлеб.

***Даже в Древнем Риме, население, живущее очень бедно, требовало только «хлеба и зрелищ» (знаменитый лозунг и устойчивый оборот), без всего остального люди могли обойтись. Такой вот интересный факт. Ну а наши предки говорили — «хлеб всему голова».

***В настоящее время различают около 20 основных сортов хлеба и более сотни менее известных. От лаваша и мацы, до каравая и брецеля.

***В старину, славяне делали хлеб не только из злаковых культур (рожь, ячмень, пшеница), но и из самых настоящих желудей. Удивительно, но факт, желуди собирали, размалывали их в муку и пекли лепешки. Насчет вкусовых качеств подобного блюда — сказать не могу, не пробовал. Немного позже, и тоже славянами, в этих же целях использовались и орехи.

***Самую большую булку хлеба испекли в Мексике. Произошло это в 1996 году, в городе Акапулько. Она была более 9 километров в длину. Представляете, сколько труда и ингредиентов потребовалось для установления мирового рекорда?Говорят, что от хлеба и подобных продуктов питания люди неизбежно толстеют. В то же самое время, сейчас есть немало, так называемых «хлебных диет» во время который вес человека заметно снижается.Поначалу, богатые, зажиточные слои средневекового общества предпочитали, есть белый хлеб, считая черный хлеб уделом бедняков. Любопытно, что сейчас ситуация коренным образом изменилась. Теперь богачи покупают черный хлеб, а менее состоятельные люди — белый. На самом деле, ржаной хлеб считается питательнее и полезнее белого. Информация к размышлению.На Руси, основным хлебом был как раз черный. А однажды, во время войны России и Турции, русское наступление захлебнулось из-за потери большого количества ржаной муки. Сначала солдаты пробовали готовить хлеб из местной, пшеничной, но вскоре многие из них стали болеть, так как пшеничный хлеб (опять же) не такой питательный как ржаной.Существует еще и серый хлеб, который пекут в Молдавии (или в Молдове). При этом туда добавляют патоку, тмин и другие ингредиенты. Говорят — необычный, но вкусный.Начиная с 20-х годов прошлого века, В СССР началась невиданная по масштабам инфляция. Деньги обесценивались быстрее, чем государство их печатало. А вот хлеб, в отличие от денег ценился везде, в особенности в тех местах, где был недостаток провизии. Правительство выпустило специальные чеки, которые равнялись по стоимость 1 пуду или 16 килограммам хлеба. Говоря другими словами, хлеб заменил собой деньги, хоть и ненадолго.

***В древней Греции хлебопеки могли занимать самые высокие государственные посты. В Риме до наших дней сохранился надгробный памятник некоему пекарю Эвризаку, жившему 2000 лет назад.

***Любопытно, что по древним германским законам преступник, убивший булочника, наказывался строже, чем за убийство человека другой профессии.

***Началась история хлебопечения почти как в сказке — давным-давно. Кто-то очень жадный до экспериментов, родом из эпохи неолита, догадался запекать на огне смесь из крупы и воды. Исследователи подозревают, что первое изготовление хлеба есть не что иное, как случайность.

***Хлебопекарные дрожжи появились на свет так давно, что никто и не знает, когда именно. Примерно, они — сверстники египетских пирамид. Не известно, как именно египтянам пришло в голову улучшать с помощью дрожжей качество хлеба. Но известно, что после смерти последнего египетского пекаря того времени умерло и умение использовать дрожжи. Возродилась жизнь дрожжей в Европе лишь в 17 веке в годы научного прогресса.

***В 1645 году в Париже кондитер Клавдий Геле решил порадовать своего больного отца необычным хлебом: смешал муку, воду, соль, положил внутрь кусочек масла, раскатал тесто и поставил в печь. Вот так на свет случайно родилось знаменитое слоеное тесто, а вместе с ним круассаны, слойки, язычки и знаменитый торт «Наполеон».

***На Руси хлеб появился даже раньше, чем водка. Где-то на полтысячи лет. Тогда, в 9-ом веке, кто-то записал в кулинарной книге рецепт кислого ржаного хлеба на квасной закваске. Богатые использовали такой хлеб как посуду — подавали в нем похлебки, а после обеда раздавали эти хлебные тарелки нищим.***Славяне широко использовали хлеб в качестве оберега. С хлебом навещали роженицу и клали в колыбель новорожденному; брали с собой в дальнюю дорогу, чтобы охранял в пути; выносили на улицу при приближении грозы; бросали хлеб в огонь, чтобы остановить пожар.

***Народная мудрость гласит: «Ешь хлеб ржаной — не уснешь рядом с женой». Современные научные исследования подтверждают благотворное влияние ржаного хлеба на репродуктивную функцию человека. Недаром издавна на Руси молодоженам советовали «налегать» именно на чёрный хлеб, чтобы в доме детский смех не смолкал.

***В зерне ржи заложены свойства выносливости, способность к выживанию, огромный энергетический потенциал. Растения ржи за целый год своего произрастания обогащается больше других зерновых культур солнечной энергией, весной вбирает в себя мощь талой воды, а в зимний период — выдерживает комплекс невзгод (мороз, ледяную корку, выпревание, болезни).***Человек получает из зерна ржи треть суточной нормы калорий, четвертую часть белка, половину углеводов, витамины группы В и Е, а также многие минеральные вещества вместе с клетчаткой.

***Хлеб спасает от похмелья, т.к. является отличным сорбентом, поэтому наркологи советуют потреблять его в качестве главной закуски к некоторым видам алкоголя. С хлебом и не хмелеешь дольше, и похмелье сводится на нет.

***Одно из самых любопытных растений на земле — хлебное дерево. Родиной его считают Новую Гвинею. В современном мире хлебное дерево растет в тропиках. Плоды чуда-дерева весом в среднем 3,5 кг. — калорийны и питательны. По вкусу они напоминают свежий хлеб. Мякоть хлебного дерева сушат, засахаривают, пекут, варят, жарят, едят сырой, делают из нее тесто для подобия блинчиков.

www.promagroinvest.ru

Сборник материалов о хлебе: Хлеб всему голова!

скачать Приложение 3.

Сборник материалов о хлебе: Хлеб – всему голова! Рубрика: Это интересно

Хлебное дерево. Крестьянские дети в былые времена говорили о белоручках-барчуках: «Они думают, что булки на деревьях растут». Да, у нас хлеб – плод большого труда. А вот в тропических странах почти готовый хлеб действительно растет на деревьях. Хлебное дерево и джекфрут – два растения из семейства тутовых, рода артокарпус образуют прямо на стволах огромные круглые плоды до 20 кг весом. Внутри плодов – клейкая масса, содержащая жиры, белки, углеводы и массу витаминов. «Хлебные» плоды в тропических странах используют в пищу, и эти деревья специально выращивают на плантациях. Собирают урожай так: вокруг ствола роют яму, обкладывают ее банановыми листьями и палками сбивают туда плоды. Упавшие плоды протыкают палкой, чтобы они начинали бродить. Потом с плодов снимают кожуру, сваливают их обратно в яму, накрывают листьями и придавливают камнями. Там эта тестоподобная масса бродит. Через некоторое время добавляют воду и кокосовое молоко по вкусу и месят тесто. Каждую порцию, завернутую все в те же банановые листья, выпекают в печи. Хлеб готов.

Музеи хлеба Во многих странах есть музеи хлеба. Всего их тринадцать и один из них находится в нашей стране в городе Санкт-Петербурге. Подобные музеи существуют в Германии, Голландии, Франции. В Санкт-Петербургском музее показана история хлебопекарного дела в Петербурге. Представлена небольшая городская пекарня со всем оборудованием, обслуживающим обычно бедное население столицы. Особое место в экспозиции занимают материалы, отражающие трагические события истории Петрограда – Ленинграда. В разделе, посвященном Великой Отечественной войне и блокаде, можно увидеть 125 грамм хлеба, который выпечен на хлебозаводе в наше время по той, блокадной рецептуре из жмыхов, овсяной муки, мучной пыли и гидроцеллюлозы.

В Цюрихском музее выставлен хлеб, возраст которого – 6000 лет. Ученые нашли его на дне озера. Он когда-то, очень давно, попал в густой ил и сохранился там до наших дней: окаменел – и сохранился.

В городском музее Нью-Йорка экспонируется калач, выпеченный 3400 лет назад.

Уже сам факт сохранения столь древнего изделия рук человеческих как священной реликвии символичен. Это свидетельство благодарной памяти человека, нравственной ценности Хлеба.

Казалось бы, такая обыденная вещь, как хлеб, богата не только историей, но и легендами, сказками. Рубрика:

Хлебная поэзия

Стихи о хлебе. * * *

Не напрасно народ

С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе! * * * В каждом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И расти под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина бессмертный, Хлебный колосок. В. Орлов

Пшеница

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся Дождь- зерно орошено. Крутая Борозда и мягкий Снег Зерно укроют на зиму от всех. Весною Солнце выплывет в зенит И новый колосок позолотит. Колосьев много в урожайный год, И человек их с поля уберёт. И золотые руки Пекарей Румяный хлеб замесят поскорей. А женщина на краешке доски Готовый хлеб разрежет на куски. Всем, кто лелеял хлебный колосок, На совести достанется кусок. Я. Аким

* * *

Зёрна наших дней, светитесь

Позолотою резной! Говорим мы: «Берегите. Берегите Хлеб родной... Не мечтали мы о чуде. К нам с полей живая речь: «Берегите хлеб, вы – люди! Научитесь хлеб беречь». Н. Тихонов Пахнет хлебом На пустых полях стерня Жухнет и сереет. Солнце только среди дня Светит, но не греет.

По утрам седой туман

Бродит по болотам, То ли что-то прячет там, Толи ищет что-то. После сумрачных ночей Выцветает небо.....

А в деревне из печей

Тянет свежим хлебом.... Пахнет домом хлеб ржаной, Маминым буфетом, Ветерком земли родной, Солнышком и летом.

Нож поточен о брусочек.

-Папа, дай кусочек! ( Перевод И. Токмаковой)

* * *

Вновь взращено и обмолочено, Вновь в закрома течёт оно. Ладонь натруженную дочерна Врачует, падая, зерно.

Мы им во сне коротком бредили.

И вот он, труд наш, на виду. Забыто всё, что недоедено И что не доспано в страду. В. Буданов

Хлеб Как поспеет хлеб в полях –

Обмолотят на токах,

Жерновами перетрут,

В жарких печках испекут

И, готовый, на лоточках,

Продают в торговых точках.

А потом буханки, булки

Мы несем к обеду в сумке!

С. Крупина

Песнь о хлебе

Вот она, суровая жестокость,

Где весь смысл — страдания людей! Режет серп тяжелые колосья, Как под горло режут лебедей.

Наше поле издавна знакомо

С августовской дрожью поутру. Перевязана в снопы солома, Каждый сноп лежит, как желтый труп.

На телегах, как на катафалках,

Их везут в могильный склеп — овин. Словно дьякон, на кобылу гаркнув, Чтит возница погребальный чин.

А потом их бережно, без злости,

Головами стелют по земле И цепами маленькие кости Выбивают из худых телес.

Никому и в голову не встанет,

Что солома — это тоже плоть!.. Людоедке-мельнице — зубами В рот суют те кости обмолоть.

И, из мелева заквашивая тесто,

Выпекают груды вкусных яств... Вот тогда-то входит яд белесый В жбан желудка яйца злобы класть.

Все побои ржи в припек одрасив,

Грубость жнущих сжав в духмяный сок,

Он вкушающим соломенное мясо

Отравляет жернова кишок.

И свистят по всей стране, как осень,

Шарлатан, убийца и злодей... Оттого что режет серп колосья, Как под горло режут лебедей. С. Есенин Рубрика:

Хлеб как народный символ

Хлеб – это не просто продукт питания, это настоящий народный символ. В честь хлеба слагали гимны, песни, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом солью встречали жениха и невесту, привет-ствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.

В честь хлеба сложено много пословиц, поговорок, считалок, чистоговорок, потешек. Пословицы и поговорки. Как хлеб на стол, так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска. Как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска. Каков ни есть урод, а хлеб несет в рот. Каков у хлеба, таков и у дела. Какова земля, таков и хлеб. Калач скоро приестся, а хлеб никогда. Слово к ответу, а хлеб к обеду. Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат. Не трудиться, так и хлеба не добиться. Кто пахать ленится, у того хлеб не родится. Голодной куме только хлебушек на уме. Кинь хлеб-соль назад, очутится впереди. Лежа хлеба не добудешь. Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Ржаной хлебушко пшеничному калачу дедушка. Хлеб всему голова.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб везде хорош – и у нас и за морем.

Хлеб да вода – богатырская еда.

Хлеб да живот и без денег живет.

Хлеб да капуста лихого не попустят.

Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.

Хлеба ни куска – и в горле тоска.

Хлебу – мера, деньгам – счет.

Бог на стене, хлеб на столе.

Без хлеба смерть, без соли смех.

Без печки холодно, без хлеба голодно. Едешь на день, а хлеба бери на неделю.

Хлеб — дар божий, отец, кормилец.

Хлеб батюшка, водица матушка.

Хлеб в пути не тягость.

Хлеб везде хорош, и у нас и за морем.

Хлеб возит, а мякиной кормят (то есть лошадь).

Хлеб да вода — крестьянская еда.

Хлеб да живот — и без денег живёт.

Хлеб да крупы на здоровье лупи.

Хлеб да соль! — Ем, да свой. — Хлеба есть! — Да негде сесть.

Хлеб да соль, и обед пошёл.

Хлеб за брюхом не ходит (а брюхо за хлебом).

Хлеб на ноги ставит, а вино валит.

Хлеб с солью не бранится.

Хлеб сердце человеку укрепит.

Хлеб спит в человеке (сытость сон даёт).

Хлеб хлебу брат (о хлебосольстве).

Хлеба край — и под елью рай, хлеба ни куска и в полатях возьмёт тоска.

Хлеба нет — и друзей не бывало.

Хлеба ни куска — и в горнице тоска.

Хлеба ни куска, так и в горле тоска.

Хлебом сыты, хлебом (то есть вином) и пьяны.

Хлеб-соль в воротах, так, не своротишь.

Хлеб-соль вместе, а рыбка — в дель.

Хлеб-соль ешь, а правду режь.

Хлеб-соль и разбойника убивает (смиряет).

Хлеб-соль кушал, а нас не послушал.

Хлеб-соль не бранит.

Хлеб-соль со стола не сходит.

Хлебушка калачу дедушка (ржаной пшеничному).

Ходить Феодосия и дивится на колосия.

Холод хлеб растит, тепло колос наливает.

Хорошее замужество — прянишна коврижка, худое замужество — гробова покрышка.

Хорошо в дорожке пирожок с горошком.

Хоть возьми на калачи, только делом не волочи.

Хоть рожа и худа, да душа хороша.

Хоть хлеба краюшка да пшена четвертушка от ласкова хозяина и то угощенье.

Хотя продай ржи, а долгу на себе не держи.

Хотя хлеба крома, да воля своя.

Хотя хлеба ни куска, да детина без уска.

Кто рано посеет, рано и пожнет.

Худ обед, коли хлеба нет.

Худые года, что во ржи лебеда.

Считалки.

"Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки".

"Катилася торба с высокого горба. В этой торбе хлеб, соль, пшеница.

С кем ты хочешь поделиться?"

Чистоговорки

Жок-жок-жок - это пирожок.

Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.

Шки-шки-шки - мы любим пирожки.

Жок-жок-жок - кушай Женя пирожок.

Ач-ач-ач - вот калач.

Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.

Чи-чи-чи - мы любим калачи.

Чи-чи-чи - на праздник будут калачи.

Потешки о хлебе

В лесочке, в лесочке избушка на кочке.

Блинами обита, оладьями покрыта,

Ограда кругом - пироги с творогом.

Сидит кошка у окошка, ежик Антошка

Пряники жует, песенки поет.

Пекла кошка колобок, подрумянился уж бок.

Лист из печки вынула - на пол опрокинула.

Покатился колобок прямо к мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья:

- Катись, колобок, на мышиный зубок!

Мышка - то рада, а кошке досада.

Кот на печку пошел - горшок каши нашел.

На печи калачи, как огонь горячи.

Пряники пекутся, коту в лапы не даются. Рубрика:

«Мягкий,

пышный

и душистый…»

Загадки о хлебе

Мягкий, пышный и душистый, он и черный, он и белый, а бывает подгорелый. (Хлеб).

Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Зерно)

Корабль-великан не по морю плывет. Корабль-великан по земле идет. Поле пройдет - урожай соберет. (Комбайн)

Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Птица Юрица на ветер глядит, крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)

Всем нужен, а не всякий сделает. (Хлеб)

Ясный месячек ночью в небушке висит, днем во полюшке блестит. (Серп)

На соломинке - дом сто ребяток в нем. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)

Рубрика: Народные

приметы

     Каким родится хлеб, судили по весу первого яйца, которое курица по весне несет. Обращали внимание на речной ледоход: лед на реке становится грудами, так и хлеба будут груды, а тонет лед – к бесхлебью. Бросали на крышу избы полотенце: если не скатится, то жди хлебород.
     Ко дню первого выхода в поле выпекали особый каравай. Выедет пахарь на свою ниву, сделает первую борозду, а потом передохнет, отведает праздничного хлебца и лишь тогда снова примется за работу. Хлеб часто использовали как оберег – волшебный предмет, способный охранять и оберегать человека от злых духов.
     По давнему узбекскому обычаю мать, провожая сына на битву, разламывала лепешку надвое. Одну оставляла себе, другую отдавала сыну: «Ты идешь защищать свой дом, где тебя ждут! У прибалтийских народов в доме каждого моряка висел на стене хлебец, сделанный в виде кораблика. По его сохранности гадали о судьбе моряка. И пока он был цел, никакая беда не грозила ушедшим в плавание. Когда же моряк возвращался домой, первой его пищей были кусочки разломленного хлебца.
Рубрика: Волшебная страна сказок

Лисичкин хлеб. Однажды я проходил в лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол.

- Это что за птица? – спросила Зиночка.

- Терентий, - ответил я.

И рассказал ей про тетерева: как он живет в лесу, как бормочет весной, как березовые почки клюет, ягодки осенью в болотах собирает, зимой греется от ветра под снегом. Рассказал ей тоже про рябчика, показал ей – что серенький, с хохолком, и посвистел в дудочку по-рябчиному и ей дал посвистеть. Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных.

Еще у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Еще я принес с собой ароматный

комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

- Кто же их там лечит? – спросила Зиночка.

- Сами лечатся, - ответил я. – Придёт, бывает, охотник, захочется ему отдохнуть, он и воткнёт топор в дерево и на топор сумку повесит, а сам ляжет под деревом. Поспит, отдохнёт. Вынет из дерева топор, сумку наденет, уйдёт. А из ранки от топора из дерева побежит эта ароматная смолка, и ранку затянет.

Тоже, нарочно для Зиночки, принёс я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слёзки, валерьяна, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок чёрного хлеба: со мной это постоянно бывает, что когда не возьму хлеба в лес – голодно, а возьму – забуду съесть и назад принесу. А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой чёрный хлеб, так и обомлела:

- Откуда же это в лесу взялся хлеб?

- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!

- Заячья…

- А хлеб – лисичкин. Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

- Хороший лисичкин хлеб!

И съела весь мой чёрный хлеб дочиста. Так и пошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берёт, а как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съест всегда его весь и похвалит:

- Лисичкин хлеб куда лучше нашего! М. Пришвин. Лёгкий хлеб. Косил мужик траву на лугу. Уморился и сел под кустом отдохнуть. Достал узелок, развязал и принялся за еду. Выходит из лесу голодный волк. Видит – мужик под кустом сидит и что-то ест. Подошёл к нему волк, спрашивает:

- Ты что ешь?

- Хлеб, - ответил мужик.

- А вкусный он?

- Страсть какой вкусный!

- Дай мне попробовать.

- Милости прошу!

Отломил мужик кусок хлеба и дал волку. Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день есть хлеб, только где его доставать? Посоветуй!

- Ладно, - говорит мужик, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он учить волка:

- Перво-наперво надо землю вспахать…

- Тогда и хлеб будет?

- Нет, брат, погоди. Потом надо землю забороновать…

- И можно хлеб есть? – обрадовался волк и хвостом замахал.

- Ишь ты, какой скорый! Сначала надо рожь посеять.

- Тогда будет хлеб? – облизнулся волк.

- Нет ещё! Дождись, покуда рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом заколосится, потом начнёт зерно наливаться, потом зреть…

- Ох, - вздохнул волк, - уж больно долго ждать надо! Ну а когда созреет зерно, тогда-то я наемся хлеба вволю?

- Где там наешься! – говорит мужик. – Раненько ещё! Сначала спелую рожь надо сжать, потом в снопы связать, а уж снопы в крестцы поставить. Ветер их провеет, а солнышко просушит, вот тогда вези на ток.

- И есть хлеб буду?

- Какой нетерпеливый! Первым делом надо снопы обмолотить, зерно в мешки собрать, мешки на мельницу отвезти да муки намолоть…

- И всё?

- Нет, не всё. Из муки надо тесто замесить и ждать, покудо тесто взойдёт. Тогда в горячую печь сажать.

- И хлеб испечётся?

- Ага, спечётся. Вот тогда и наешься вволю, - закончил мужик.

Задумался волк, почесал затылок и говорит:

- Нет! Эта работа не по мне – и долго, и хлопотно, и трудно. Ты лучше посоветуй, как лёгкий хлеб добывать.

- Ну что ж, - говорит мужик, - если не хочешь трудный хлеб есть, ешь лёгкий. Иди на выгон, там конь пасётся.

Пошёл волк на выгон. Увидел коня:

- Конь, конь, я тебя съем!

- Что же, - говорит конь, - ешь. Только сначала сдери с моих ног подковы, чтоб не поломать об них зубы.

- И то правда, - согласился волк.

Пригнулся он подковы сдирать, а конь как лягнёт его копытом!

Перекувыркнулся волк – да ходу.

Прибежал к реке. Видит – гуси на берегу пасутся. «Не съесть ли мне их?» - думает волк. Потом говорит:

- Гуси, гуси, я вас съем!

- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Только сначала окажи нам услугу.

- Какую? – спрашивает волк.

- Спой нам песню, а мы послушаем.

- Это можно! Песни петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и начал выть. А гуси – порх-порх крыльями, - с места снялись и улетели.

Слез волк с кочки, поглядел им вслед и пошёл дальше ни с чем.

Идёт, ругает себя: «Ну не дурень ли я, а? И зачем только я взялся петь гусям! Ну, уж теперь кого ни встречу – съем!»

Только он так подумал, смотрит – бредёт по дороге старый дед. Волк – к нему:

- Дед, дед, я тебя съем!

- Куда торопиться? – говорит дед. – Давай сначала табачку понюхаем.

- А вкусный он?

- Попробуй, так будешь знать.

- Давай!

Вынул дед из кармана табакерку – сам понюхал и волку дал.

Потянул волк носом изо всех сил – да весь табак и вдохнул в себя. А потом давай чихать на весь лес… ничего от слёз не видит, всё чихает. Больше часу чихал, покуда прочихался. Оглянулся – а уж деда и след простыл.

Пошёл волк дальше.

Шёл он, шёл, смотрит – овцы на лугу пасутся, а пастух спит. Высмотрел волк самого крупного барашка, схватил его и говорит:

- Баран, баран, я тебя съем!

- Что ж, - говорит баран, - видно, такая моя доля. Становись-ка в ту лощину да разинь пасть пошире. А я взбегу на пригорок, разгонюсь и сам вскочу тебе в рот.

- Спасибо за совет, - сказал волк, - так и сделаем.

Стал он в лощинку, разинул пасть, ждёт. А баран взбежал на пригорок, разогнался да трах волка рогами! У того аж искры из глаз посыпались.

Очухался волк, покрутил головой и говорит:

- Не пойму: съел я его или не съел?

А в это время тот самый мужичок с косьбы домой возвращался.

Услышал он волковы слова и говорит:

- Съесть ты его не съел, а лёгкого хлеба отведал. Белорусская сказка

(Пересказ Е.Благининой).

Теплый хлеб Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался у околицы и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненного коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, - ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди – помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой о калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или , случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее – общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшые патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, - хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое. В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» - крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закину хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

- На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это, или ничего такого не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя!» - и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замерзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» - кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

- Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила бабка. – Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.

- Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька.

- От злобы людской, - ответила бабка. – Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» - «Мне хлеб с полу поднять невозможно, - говорит солдат. – У меня вместо ноги деревяш-ка». – «А ногу куда девал?» - спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», - отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный – подымешь, - засмеялся мужик. – Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

- Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.

- От охлаждения сердца, - ответила бабка, помолчала и добавила: - Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

- Чего ж теперь делать, бабка? – спросил Филька из-под тулупа. – Неужто помирать?

- Зачем помирать? Надеяться надо.

- На что?

- На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

- А как его исправить? – спросил, всхлипывая, Филька.

- А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

- Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

- Садись к печке, - сказал он. – Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

- Да-а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирая рукавом глаза.

- Ты брось реветь! – строго сказал Панкрат. – Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил – сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать – неизвестно.

- Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? – спросил Филька.

- Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

- Понятно, - ответил упавшим голосом Филька.

- Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте – подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом, и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую ночь подалась сорока?

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

- Ну, - сказал, наконец, Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, - время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

- Я, дедушка Панкрат, - сказал Филька, - как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Провернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

- Ишь ты шустрый какой! – сказал мельник. – Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

- Да ну его! – сказал Филька. – Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

- А ежели замёрзнете?

- Костры будем жечь.

- А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну тебя! Сам виноват – пусть сам лёд и скалывает»?

- Согласятся! Я их умолю. Наши ребята – хорошие.

- Ну, валяй, собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

В морозные дни солнце входит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками, и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понесся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили, покаркали только между собой, что вот, мол, опять завралась старая.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали – и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.

Старое колесо скрипнуло – с него посыпа-лись сосульки – и медленно повернулось. За-скрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, ещё быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном, и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах – ребята, кошки, даже мыши, - всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной корочкой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку, то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

- Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

- Да нет! – закричали ребята. – Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

- Ну что ж, - сказал Панкрат.- Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

- Не пужайся, Мальчик! Филька – не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял, наконец, хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.

К. Паустовский. Рубрика:

Хлеб и живопись

З.Е. Серебрякова (1884-1967) «Жатва». 1915 г.

З.Е. Серебрякова (1884-1967). «Крестьяне. Обед». 1914 г.

З.Е. Серебрякова (1884-1967). «Уборка хлеба». Начало 1910-х г.г.

Т.Н. Яблонская (1917-). «Хлеб». 1949г. Холст, масло.

И.И. Шишкин «Рожь». 1878г.

скачать

nenuda.ru


Смотрите также