Конспект урока "Хлеб- наше богатство"5 класс (работа с текстом). Слово о хлебе алексеев


о словах, хлебе - от Задорнова и Алексеева

Я очень горжусь своей дружбой с Сергеем Алексеевым. Ни один учёный-этимолог не может рассказать о русском языке так, как он. Я уже не раз говорил, что главное достоинство нашего языка – его природополезность. Через слово можно раскрыть не только глубинную историю, но суть некоторых процессов. В зависимости от того, как в русском языке называется продукт, можно понять, полезен он или нет, и если полезен, то в какое время. Я тоже люблю просматривать словари и сверять языки стародавних времён, но долгое время не мог определить для себя, откуда взялось самое насущное слово в русском языке «хлеб». Понимал, что «хлебать» и «хлеб» - слова одного слогокорня. Но сегодняшний хлеб и тот, который хлебали ложкой – это еда разная. Сегодняшний хлеб – мёртвый. А тот, который хлебали ложкой – живой. В чём разница? Сергей Алексеев. «Сорок уроков русского».

ХЛЕБУрок четвёртый

Исконный и основной продукт питания славян и технология его получения дали не только имя целому семейству народов – ариям, но и стали символом Матери-сырой-земли. Только поэтому в русском языке есть слово – каравай, то есть, относящийся к плодам земли, к АР (ара), а слогокорень ВА означает течь, бежать, перемещать. Поэтому можно перевести как «плод, рожденный под солнцем и истекающий из земли». Но, казалось бы, как может хлеб, каравай, после русской печи имеющий довольно строгую форму и вид, истекать? И тут мы в очередной раз сталкиваемся с фактом, что в Даре Речи нет ничего случайного, лишнего, необъяснимого, а есть образовательная информация. Дело в том, что изначально хлеб это не всегда круглый печеный каравай из теста, а жидкое хлебово, откуда и появилось слово хлеб. Его буквально хлебали ложками, и хлебом называли всякую пищу, произведенную из зерна и муки, в том числе и кашу. Разумеется, были и караваи, прошедшие через жар печи, поэтому у нас в языке и сохранился отзвук ветхого времени, выраженный в уточнении – печеный хлеб. Но замешивать опарное, сброженное тесто и выпекать его можно было лишь в специальных печах, а жизнь наших пращуров, даже оседлых землепашцев, была связана с долгим отсутствием в пределах своего жительства, отхожим промыслом, ловлей дикого зверя, путешествиями и воинскими походами. А хлеб, который всему голова, требовался каждый день и не один раз, однако печеный долго храниться не мог, поэтому из него сушили сухари – не портится и переносить легко. Сухари потом размачивались или разваривались, часто с добавлением масла, жира, полезных подручных трав, и получалось хлебово, называемое кашей, сухарницей – основной пищей странствующего путника. Кроме того, из пшеницы – полбы, варили знаменитую полбяную кашу, муку крупного помола или толченую в ступе употребляли в виде хлебова-болтушки, разведя ее в теплой воде (толокно), и варили самые разнообразные квасы, считавшиеся жидким хлебом, овсяный кисель, солод, ячменное хмельное пиво.

Ну и, конечно же, ели кулагу. Практически забытое сейчас блюдо из ржаной муки некогда было у славян-землепашцев чуть ли не главным и повседневным сладким продуктом: эдакий жидкий пирог с ягодами, медленно сброженный в теплом месте (чаще в остывающей печи), обладающий высокой пищевой ценностью, полным составом витаминов. И прослывший еще лекарством от многих недугов. Кулагу так же хлебали ложками и соответственно называли хлебом.

Но давайте вдумаемся в само слово – кулага. Перевод его довольно прост: ку лага, то есть, относящееся к лаге. В свою очередь, лага – движение семени, говорящее вроде бы о том, что основная масса продукта это заваренное тесто из зерновой муки и молотого солода (солодкий – сладкий), сброжено. Подобным образом характеризуются все прошедшие брожение (ферментацию) продукты, к примеру, брага. Однако есть потрясающее по своей значимости, но ныне известное, пожалуй, только плотникам, слово – лага. Это основание, заклад, фундамент любого строения, это начало – движение семени, без коего невозможно никакое творение. (Нам более знакомо слово оклад, то есть, зарплата, положенная нам за службу, или лажа, неточность, вранье, сгоревшее, бесплодное семя). То есть, кулага, прямо скажем, фундаментальное хлебное блюдо, способное потягаться с печеным хлебом, калачами и пирогами. Но отчего же наши еще недавние предки ставили его чуть ли не вровень с продуктами более традиционными, вкусными и приятными, нежели чем сладко-кислая, тягучая кулага? Кстати, фамилия Кулагин в России встречается чаще, чем Хлебов или Караваев…

А суть их приверженности сокрыта в способе приготовления этого хлеба, не прошедшего тепловую обработку, процесса печения. Дело в том, что мука – перемолотое зерно, заметно теряет полезные пищевые свойства, витамины и жиры (зерновое масло) под воздействием высоких температур. И тем более, солод – пророщенное, высушенное и грубо молотое (или вовсе толченое в ступе) зерно, в котором жар убивает зародыши семени. То есть, сброженный в тепле да еще насыщенный ягодами хлеб намного сытнее, полезнее, и, несомненно, обладает лечебными качествами, чем печеный белый калач. Так что наши еще бабушки прекрасно знали об этом и готовили кулагу вовсе не от лени или поспешности, дабы поскорее утолить голод. Между прочим, ее приготовление, процесс куда более сложный и длительный, чем замешивание теста и печение хлеба. Однако почему же мы сейчас, по сути, полностью отказались от этого столь здорового и необходимого блюда? И не готовим его даже в лечебных, диетических целях? Утратили технологию, рецепты?

Ничего подобного. Надо отметить, мы вообще утратили культуру изготовления и потребления хлеба. Если даже сейчас и заварить кулагу, то она станет пустым продуктом, коим можно набить желудок, утолить голод, но только и всего. Если еще не возникнет неприятных последствий в виде медвежьей болезни. Впрочем, как и от печеного, самого изысканного, хлеба, купленного в магазине или даже выпеченного в собственной импортной хлебопечке, которые продают во множестве и почти повсюду. Муку-то все равно придется покупать готовую, а зерно из коего она смолота – мертвое. Да и мука уже мертвая, даже если бы ее смололи из свежего, живого зерна, поскольку неизменно в полноценном состоянии она хранится всего-то 72 часа…

Надо сразу отметить, что утратили мы культуру хлебопечения не вчера, и даже не позавчера, а еще в 19 веке, когда наши умные западные соседи изобрели «прогрессивную» стальную вальцовую мельницу, заменив ветхие каменные жернова, на которых мололи зерно всю историю человечества. Разумеется, к прогрессу подтянули и нас…

Но все по порядку. Начнем с того, что зерно мы убиваем еще в период, когда оно зреет на нивах, используя удобрения, химикаты для борьбы с сорняками, вредителями, в общем, пестицидоносные вещества. После жатвы и первичной подготовки зерна к хранению (в основном, сушки и очистки) мы засыпаем его в закрома - огромные элеваторы (силосные башни). И тут, чтобы зерно далее не портилось, не горело от выделяемого тепла и не ели его жучки, мучнистые червецы, охлаждаем с помощью фумигации, проще говоря, химизации ядовитым метилбромидом, который, кстати, убивает не только жизнь хлеба, но успешно разрушает нашу нервную систему, легкие, почки и еще и озоновый слой Земли. Насекомые обычно впадают в спячку при температуре ниже 13 градусов, и пока они спят, охлажденные химией, уже мертвое зерно отгружают на мукомольные предприятия вкупе с жучками и их экскрементами, там перемалывают на тех самых вальцовых жерновах в тонкую пыль, разрушая таким образом остатки полезного, клейковину, например. И окончательно убивают природную силу зерна.

Ученые мужи нас уверяют: зерно при контакте с метилбромидом и прочими фумигаторами не впитывает их. Впрямую – да, но вы слышали о гомеопатии? Когда обыкновенный мел, например, насыщается мизерными частицами яда только от одного контакта с ним. А еще есть знаменитый опыт: лаборантка случайно уронила запаянную стеклянную ампулу с ядом в аквариум с водой. На следующий день ею напоили мышей, и те передохли от отравления.

Правда, теперь говорят, метилбромид не используют, вроде даже производство прекратили, начиная с 2005 года. Но элеваторы у нас старые, приспособленные к соответствующим технологиям хранения, а редкие новые используют для хранения зерна, приготовленного на экспорт. Поэтому для внутреннего рынка сейчас наверняка применяют что-либо иное, например, цианид водорода или хлоропикрин, который в Первую мировую войну был просто боевым отравляющим газом. По крайней мере, он щадящий планету, не делает дыр в озоновом слое, все-таки подписаны международные конвенции…

Если вы обо всем этом слышите впервые, значит, ленивы и не любопытны или живете на нашей земле в первый раз. Если нет, то давно уже поняли, отчего батон через два-три дня начинает зеленеть, хуже того, покрываться розовой плесенью, особенно мякиш. Это признак не только химического воздействия; это трупные пятна, мета смерти зерна.

Какая уж тут лечебная кулага? Конечно, можно добавить в нее улучшители вкуса, подсластители, красители, в общем, еще напичкать химией, как труп бальзамом, чтоб хранился вечно…

Ежедневно потребляя хлеб, мы забыли одно важнейшее обстоятельство: любое зерно – семя растений. Это не просто плод, как представляется, не фрукт, не овощ, а уже оплодотворенное семя, естественный концентрат природы, сверхплотность коего приближена к сверхплотности некоторых звезд, из которых потом может родиться новая планетарная система. В обыкновенном, привычном разуму, зерне заложен, законсервирован самой природой целый мир: потрясающая воображение энергия вегетации, генетика будущего растения, полная информация о корне, стебле, виде и форме. И еще запас питательных веществ, чтоб взрастить первый корешок и побег – потом в дело вступят пахарь-аратай, земля и солнце. Семя можно сравнить только с яйцом, которое мы тоже съедаем и особенно-то не задумываемся над содержанием, а там белок – будущая плоть птенца, желток – его кишечник и внутренние органы. Но если яйцо протухло, мы в тот час это обнаружим и выбросим; зерно же так просто не определить, мертвое оно или живое, тем паче, в виде муки.

А что с нами происходит, если мы постоянно вкушаем погибшее семя? В данном случае я говорю о тонких материях, тончайших энергиях, которые руками не пощупать и глазом не увидеть. Какой фундамент, какую лагу мы закладываем в свой организм, напитываясь этой мертвечиной? И потом удивляемся, с чего вдруг возникают болезни «тонкого уровня» - раковые заболевания, инфаркты, диабет, нарушается иммунная система, приходит ранняя старость и сокращается срок жизни? И откуда у детей белокровие?

В существование живой и мертвой воды мы уже почти верим, и ученые этим вопросом вроде бы даже заинтересовались. По крайней мере, убедительно доказали, что вода способна накапливать, хранить и передавать информацию, что ее можно «исправить», например, заморозив, что она, вода, вырабатывает электричество не только на ГЭС, но еще в клетках головного мозга и питает их энергией. Но кто-нибудь проводил хотя бы аналитические исследования о воздействии на человеческую природу живого и мертвого семени? Которое, кстати, несет информацию более значительную и загадочную?

Откуда о ней знали наши пращуры, известно – из Дара Речи.

Нас как-то восторженно шокирует долгожительство, ясность рассудка и жизнелюбие, к примеру, ленинградских блокадников, переживших невероятный стресс, лишения, холод и голод. Кто из нас не видел девяностолетних подвижных женщин с традиционной беломориной в зубах? А не потому ли это происходит, что горький, черный блокадный кусок хлеба был самым чистым и здоровым? Рожь завозили в город, по сути, с полей, смешивали с фуражом для скота, мололи и в тот час отправляли в пекарни. Запас зерна был всего на несколько дней вперед, пайка хлеба у иждивенцев доходила до 125 граммов в сутки…

Но какого живого хлеба!

Мы привыкли восхищаться кавказским долголетием, мудростью и бодростью, а уважаемые аксакалы в горах практически никогда не едали нашего городского хлеба. Эти мудрые старцы сами сеют пшеницу на узких горных уступах, молотят зерно цепами, мелют его на ручных мельницах с каменными жерновами (и столько, сколько нужно на два – три дня) и пекут лаваш. Но едят его тоже совсем немного, чуть больше, чем блокадная норма, однако живут долго.

Еще до сей поры на чердаках, в чуланах, а то и просто на улицах погибших русских деревень валяются каменные жернова, некогда бережно хранимые. Ручная мельница была в каждом доме. На ветряные и водяные мельницы зерно отдавали только большие семьи, но малыми порциями, дабы мука не испортилась, а просушенные на гумне запасы ржи, пшеницы, проса и ячменя хранили в холодных амбарах, засыпая его понемногу в проветриваемые сусеки, ибо зерно от выделяемого тепла может загореться. До наступления морозов раз на дню хозяин или хозяйка заходили в амбар, чтобы пощупать сусеки, как щупают лоб ребенка, проверяя, нет ли жара. И если случался, то перелопачивали зерно или вовсе рассыпали, дабы подсушить и остудить семенную лихорадку…

Нет, я вовсе не призываю немедля отказаться от магазинного, «казенного» хлеба. Предлагаю помыслить об основном продукте потребления, благодаря которому сформировался и многие тысячелетий существовал славянский этнос. Вы же согласны со мной: пища, ее природа и способ добычи определяет вид, так устроен мир на планете Земля. Крокодила не заставишь есть траву, если он привык к кровавой пище, впрочем, как и зайца мясо. Поэтому я ратую за восстановление в нашей жизни двух основополагающих культур – языка и хлеба. Дар Речи, это наш разум, душа; пища – тело, вместилище первого. От его состояния зависит существование всего в целом. Мир сущ по принципу яйца, где есть белок и желток, заключенные в тонкую скорлупу совершенной обтекаемой формы. Если зерноядную курицу лишить привычного корма, давать другой, она не погибнет. Но не получит строительного материала – кальция, и начнет нести яйца в одной пленке, без скорлупы. В пищу их употреблять можно; нельзя произвести потомство, выпарить цыпленка – получится так называемый «болтун». Пчелы способны из однодневной личинки обыкновенной пчелы выкормить матку, по сути, физиологически иное существо. И все потому, что вместе с кормом (маточное молочко) будут давать ей фермент, некогда слизанный с настоящей матки и сохраненный в собственном организме.

Настолько тонким и хрупким оказывается наш мир, и настолько зависим от того, что мы потребляем.

Поверьте, мне подобные мысли и в голову не приходили, пока я вплотную не занялся языком, пока не извлек из него эту простую, но образовательную информацию.

Думаю, со мной не станут спорить, что каждый этнос формировался и развивался в определенных условиях, связанных с географическим положением, климатом, растительностью и соответствующим пищевым рационом. Из всего этого рождалась его психология, образ мышления, манера поведения, род занятий, характер и прочие приобретенные в процессе развития, качества. Попробуйте пожить где-нибудь на малазийских островах, употребляя в пищу жучков-червячков, или даже в Японии или Китае, где едят все, что шевелится и не шевелится? Взвоете от жареных тараканов, и так захочется хлеба! Или хотя бы сухаря погрызть. Вот мы, откровенно сказать, часто подхихикиваем над щепетильностью евреев, которые заботятся о своем образе жизни и кошерности пищи, а напрасно. Как младосущий этнос (по их мифологии, от Адама всего около семи с половиной тысяч лет) они сохранили первобытную традицию пищевого рациона, дабы рассеявшись по всему свету, не утрачивать своей этнической идентификации. Кстати, по этой же причине иудеи не изменяли своей идеологии: подстроиться под среду обитания, сменить внешнюю окраску – пожалуйста, во имя житейских выгод даже готовы чужую веру принять, а суббота все равно неприкасаема. (Потому и возникла «черта оседлости»). Военачальник кочевых хазар, Булан, со своим родом был опознан иудеями лишь потому, что праздновал субботу, забыв в бесконечных кочевьях среди тюркских народов, зачем и почему это делает. В последствии вновь принял (вернул) иудаизм и стал великим каганом.

Праславяне еще в доскифский период, в неолите, а это, по крайней мере, 12 тысяч лет назад, уже жили не только с лова, но и с сохи, поэтому в мифологии скифов плуг относится к дару богов. Вот с тех пор наши пращуры и жуют хлебушек во всех его видах, но всегда приготовленный из семени – сверхплотного концентрата физической, химической и… космической информации. Если незримая, неуловимая радиация способна накапливаться в организме в виде законсервированной энергии, то сколько же энергии семени мы получили за эти тысячелетия? А что происходит, когда перестаем получать?

На этих уроках русского я опускаю вопрос о происхождении человека вообще и разумного в частности. Однако уверен, мы и в самом деле созданы по образу и подобию божьему и вопреки теории эволюции не вышли из обезьяньего стада. Скорее напротив, эти животные произошли от нас, ибо путь деградации во много раз короче, чем созидания: падать с горы всегда быстрее и проще (хотя больнее), чем на нее карабкаться, хотя расстояние одно и то же. Но, касаясь Дара Речи, невозможно обойти понятий безвременья, беспамятства человека, неосознанного состояния хаоса в период его «райской» жизни. Такой период несомненно был, подтверждают окаменевшие костные останки, коим более трех миллионов лет. А найденный в 1925 году окаменевший человеческий мозг, кстати, на берегу Москвы-реки, и вовсе насчитывает сотни миллионов, когда еще динозавров не было. Но даже если человек существует всего один миллион лет, к чему склоняются осторожные ученые, то почему не оставил материальных следов своей деятельности, соответствующие этому времени? Ответ один – и не мог оставить, поскольку существовал в природе, как существует рыба в воде, то есть, неосознанно. Отсюда и появился миф о райском существовании, где нет ни хлопот, ни забот, нет обязанностей и, соответственно, памяти. И мозг у райского человека был, как у рыб – желеобразным, жидким, без коры из серого вещества. Однако под воздействием изменившейся среды обитания стал сгущаться и отвердевать до такой степени, что появилась кора и извилины, как трещины при высыхании земли. Произошел процесс кристаллизации, кристалл же, как известно, способен накапливать информацию, а человеческий мозг - приобретать аналитические качества.

Пожалуй, это и стало отправной точкой осознанной, разумной жизни, когда человек, каждый день видевший своего творца, узрел, что он создан по образу и подобию божьему. А создатель разгневался на такое вольномыслие и изгнал из рая. Мол, живите на земле в трудах и поте лица, коли такие умные стали. Но если отбросить аллегорию, то скорее всего ключевую роль в этом переходе сыграл не только изменившийся климат, газовый состав воздуха, магнитное поле Земли, но более всего пища. Не стало, к примеру, райских яблок, но зато вдоволь питательного белкового концентрата – семян растений, содержащих в себе жирные кислоты. Именно они и способствовали сгущению, уплотнению жидкого мозга и появлению памяти, осознанной жизни на земле.

У нас и сейчас на устах есть насмешливое выражение – мозги разжижели, мозги потекли. Обычно от перенапряжения или напротив, райского наслаждения, когда лежа на морском тропическом берегу вкушаешь «баунти»…

Я бы не стал пускаться даже в такой краткий экскурс относительно происхождения homo sapiens, если бы эти полезные, высшие жирные кислоты, находящиеся в злаковых, и сейчас не были источником улучшения свойств памяти. Но именно они, эти кислоты, быстро прогоркают и полностью меняют свои свойства, если даже мука, смолотая из живого семени, пролежала в тепле более чем 72 часа. Известно: зерно может храниться вечно, не теряя своих качеств и даже всхожести, но при определенных условиях, например, в глиняном сосуде, установленном в египетской пирамиде. Мука, даже смолотая каменными жерновами, портится от света, кислорода и влажности, то есть окисляется, отчего испеченный хлеб потом не просто невкусный, а быстро становится розовым: продукты разложения жирных кислот это пища для споровых бактерий, которые тоже, простите, посещают туалет, ну или скажем научно, вырабатывают соответствующие пигменты.

Возвращение культуры хлеба, полноценной традиционной пищи, это возвращение памяти, особенно у девиц, воспитанных на «баунти», но оказавшихся на панели. И у юнцов, вскормленных «сникерсами», знания которых ограничены «стрелялками». Это способ включить «незадействованные» клетки мозга, которые нам кажутся пустыми файлами. Природа не терпит пустоты, тем паче, такого огромного, подавляющего объема в 97 процентов. Иное дело, мы не способны извлечь из них информацию, хуже того, по подсчетам нейрофизиологов мы ежедневно теряем 100 тысяч клеток. Это от изначальных 14 миллиардов, данных нам от рождения. То есть, ниспосланное нам благо для развития мы сжигаем просто так и стремительно тупеем.

Но ведь старцы-постники, жившие на хлебе и воде, с годами только мудрели! Значит, все-таки дело в питании?

Блажь, скажите вы, утопия? Да разве расщепление ядра или разгон тяжелых частиц и их соударение – последний способ познания мира и тонких материй? Наши пращуры не строили коллайдеров, но извлекали информацию из принципов существования материального мира в природе. Зерно, семя, это и есть модель его устройства. А наши прабабушки, зная о тончайших энергиях и свойствах зерна, не солили хлебное тесто, ибо она, соль, являясь символом солнца и важнейшим для организма продуктом, сдерживает брожение, рост дрожжевых бактерий, находящихся в опаре, а при печении, то есть нагревании, меняет структуру и тормозит подъем хлеба. Соль подавали в чистом виде и, кстати, проверяли хлебосольность хозяйки: солонка и каравай выставлялись на стол в первую очередь. И хлеб никогда не резали ножом, ломали руками, ибо он был символом земли.

Но о земле мы поговорим на следующем уроке, а пока домашнее задание - выражение «хлеб насущный»: только ли о сытости здесь идет речь?

Продолжение следует...

Это и другие размышления Сергея Алексеева читайте в его блоге stragasevera.

savadoki.livejournal.com

Слово о хлебе | Знамя труда

 

 

Посвящается 70-летию Дня освобождения Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками

 

«Хлеб – он солдат в дни войны, он искусный пропагандист, политик и дипломат – в дни мира», – пишет известный писатель Михаил Алексеев.

 

Да, хлеб – категория политическая. По его запасам определяют жизненный уровень и мощь страны. Хлеб называют важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. Хлеб – наша гордость, начало всех начал, наше главное богатство.

 

Но всем нам, особенно молодому поколению, следовало бы помнить о том, что хлеб – это еще и категория нравственная. Отношение к хлебу – составная часть человеческой морали, важная черта личности. Мы с детства связаны с хлебом. Каждый из нас начинает день с куска хлеба.

Хлебом человек не только кормится, но и воспитывается. К сожалению, в нашей жизни мы встречаемся с черствым, неуважительным отношением к хлебу. И не надо забывать о том, что судьба хлеба – это и судьба страны. Так было…

 

Хлеб революции, хлеб гражданской и Отечественной войн. Сколько подвигов совершили люди во имя хлеба!

 

Один из множества примеров этому – 900 блокадных дней Ленинграда. Это особая страница в истории Великой отечественной войны. 900 дней мук и слез, горестей и смертей, надежд и тревог, труда и борьбы. Сколько человеческого горя встает сразу за этими словами – 900 героических дней.

 

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. Были перерезаны все пути из Ленинграда в страну. В начале декабря люди начали пухнуть и чернеть от голода, падать на улицах, замерзать в постелях, умирать. Январь и февраль 1942 года были самыми черными месяцами ленинградской блокады.

 

В своем новогоднем приказе Гитлер писал, что штурмовать Ленинград он более не намерен, так как в ближайшее время «Ленинград выжрет самого себя» и «как спелое яблоко, упадет к нашим ногам».

 

В кольце блокады Ленинграда оказались 2 миллиона 887 тысяч человек. Хлебный паек на одного рабочего составлял 250 грамм, а неработающим и детям – 125 граммов в сутки. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тысячи человек, а за всю блокаду – 640 тыс. жителей города.

 

Вот один из дней ленинградцев того страшного времени: «Вместо супа – бурда из столярного клея, вместо чая – заварка сосновой хвои».

 

Для ленинградцев блокадный голод был врагом наравне с фашистами. Это был противник, с которым надо было сражаться. Немцы рассчитывали, что ленинградцы перессорятся из-за хлеба, перестанут защищать свой город и сдадут его на милость врага. Но они просчитались. Фашисты не учли одного – силу духа советских людей. Они не просто выжили, а победительно жили: делали могучие танки, писали прекрасную музыку и стихи. В страшном голоде и мучениях ленинградцы, проявив героизм, пережили блокаду с поразительным человеческим достоинством, сохранив в себе самые высокие человеческие черты. И дожили до победного дня – 27 января 1944 года – дня полного разгрома блокады.

 

Весь этот рассказ для того, чтобы напомнить, насколько важно сегодня воспитание живой исторической памятью.

 

Голод и бесхлебье страшат человека. Но не менее опасна и бездумная сытость. Хлеб добывается большим, упорным и кропотливым трудом. Он выстрадан работой от зари до зари, недосыпанием, колоссальным нервным и физическим напряжением механизаторов.

 

В добром куске нашего хлеба, и труд, и наука, и песня, и танцы, и мечты, и счастье людское. Не зря ведь говорится, что «хлеб – всему голова».

 

Вот что писал по этому поводу Т. С. Мальцев, дважды Герой соцтруда, почетный академик ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина): «Хлеб – это имя существительное, без которого не могут вращаться шестеренки станков, плавать корабли и расти города. Будет хлеб – будет мир, будет счастье!»

 

Да, хлеб и педагогика должны идти рядом. Поэтому наша задача – развивать у подрастающего поколения любовь и чувство гордости за профессию хлебороба, воспитывать бережное отношение к хлебу, быть экономным и бережливым в большом и малом, напоминая о том, кто не бережет хлеб, тот никогда не будет экономить во всем и везде.

 

Цена хлеба не поддается обычным измерениям. Истинная цена хлеба – это труд тысяч людей.

 

Каждый раз беря кусочек хлеба в руки за обеденным столом, мы должны проникаться глубоким уважением к труженикам полей. Оказывая уважение к куску хлеба, мы оказываем уважение всему трудовому народу.

 

Мы всегда должны помнить: беречь хлеб – священный долг каждого из нас.

 

Н. А. Ижбулдин.

 

zt74.ru

Алексеев, Михаил Николаевич - Цена ему - жизнь : Слово о хлебе. [Для ст. возраста]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Конспект урока "Хлеб- наше богатство"5 класс (работа с текстом)

Урок развития речи

по русскому языку в 5 классе по смысловому чтению

по теме « Комплексная работа с текстом»

Составитель: Борисова Елена Дмитриевна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №46

Тип урока: урок формирования и первичного закрепления новых знаний

Цель урока:

Формирование навыков самостоятельной работы с текстом.

Задачи:

1.Формирование умения применять на практике знания о структуре текста.

2.Развитие умения выражать свои мысли, воспринимать и усваивать полезную

информацию.

3. Обогащение словарного запаса языка.

4.Развитие чувства языка посредством анализа текста.

5.Развитие учебно-информационных и коммуникативных умений.

6. Развитие умения давать самооценку своей деятельности.

7 Формировать личностно-ценностное отношение к прошлому и настоящему своей Родины.

Оборудование: учебник, компьютер, раздаточный материал

Планируемые результаты: предметные – проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи; знают и соблюдают нормы русского литературного языкм; знают признаки текста, определяют в учебнике, понимают основную мысль текста и находят языковые особенности текста.

Метапредметные:

- Личностные - выражают положительное отношение к процессу познания; оценивают собственную учебную деятельность; принимают и осваивают социальную роль обучающегося

- Познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; находят информацию, используя справочную литературу; осознанно и произвольно строят высказывание в устной форме; структурируют знания; строят рассуждения

- Регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; корректируют деятельность после его завершения на основе оценки и характера ошибок; анализируют свою работу; оценивают уровень владения учебным действием.

- Коммуникативные - умеют координировать различные позиции в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; формировать собственное мнение и позицию.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель:

- Добрый день, ребята!

-На столах у нас по 2 смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

-Как много улыбок! Спасибо! А это мое настроение (показывает свой смайлик)

-Значит с хорошим настроением начнем наш урок. 1 мин.

(Организационный момент позволяет положительно настроить учеников, организовать их внимание. На этом этапе формируется умение внутренне организовать себя, сосредоточиться)

2.Мотивация урока. (Вступительное слово учителя).

Учитель:

Очень часто мы в нашей жизни, к сожалению,сталкиваемся с такими проблемными ситуациями ,как эта?В чём на ваш взгляд проблема? Можно ли так поступать? Почему?

Проблемная ситуация: обучающийся входит в класс с опозданием и пытается выбросить в мусорное ведро недоеденную булочку. Можно ли так поступать? Почему?

Дети останавливают его.

А сейчас садись, пожалуйста ,и послушай информацию, которая возможно будет для тебя полезной.

Учитель:

Слайд 1

Посмотрите не похожа ли ситуация в данной презентации на ту которую вы наблюдали в начале урока в нашем классе?

Учитель:Ребята,как вы думаете,,о чём пойдёт сегодня речь у нас на уроке?Какова тема нашего урока?

Презентация «Хлеб-наше богатство!»:

Слайд 2 «Хлеб- наше богатство»

Давайте поговорим ,почему о хлебе говорит « наше богатство»?

Слайд 3(учитель)

Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые словаЗабывать мы не вправе: "Хлеб всему голова!" - В поле, в доме, в державе!

Учитель:

-Ребята,а какие цель и задачи мы поставим с вами перед собой сегодня на уроке?

Слайд 4(цели и задачи)

Цель : узнать о значении хлеба в жизни человека.

Учитель:

Обратимся к домашнему заданию, которое было дано каждой группе на прошлом занятии.

Задачи :

1 Узнать, почему хлеб называют хлебом, изучить историю возникновения хлеба.

(1 группа)

2. Узнать, как хлеб приходит на наш стол.

(2 группа)

3. Понять и оценить роль хлеба в годы Великой Отечественной войны.

(3 группа)

4.Хлеб в устном народном творчестве.Пословицы и поговорки о хлебе.

(4 группа)

5.Выполнить комплексный анализ текста.

Слайд 5(вступительное слово)

Учитель:

Есть в мире понятия, ценность которых ни в чём не измеряется. Это воздух, земля, вода, солнце. К ним можно отнести и хлеб, древний и вечно молодой продукт человеческого труда. «Хлеб – всему голова» - гласит народная мудрость. Без хлеба не обходится ни один скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Вырастая, дети, помнят запах родного очага всю свою жизнь и впоследствии, создавая уже свои семьи…

Слайды 6,7,8,9,10 (отвечает 1 группа)

Слайды 11,12,13,14,15,16,17 ,18 (отвечает 2 группа)

Учитель:

Какую роль сыграл хлеб во время Великой Отечественной войны? О чем заставляет задуматься людей, не испытывающих голода?

Слайды 19,20,21 (отвечает 3 группа)

(Благодаря хлебу народ победил врага. Хлеб был единственным спасением во время голодных военных лет.

Паёк в блокадном Ленинграде был таков: служащему-125г. хлеба, рабочему- 200г. (показать кусочек в 125г) и ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека.

Слайды 22,23,24,25 (отвечает 4 группа)

Учитель:

-Спасибо группы, вы хорошо поработали.

-А мы с вами переходим непосредственно к работе с текстом.

Тема - Обратимся к высказыванию известного лингвиста Е.В.Джанджаковой « ..текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано…»

- Какое ключевое слово поможет вам определить тему нашего урока? Правильно!

- Текст.

_Значит ,мы сегодня будем работать с текстом. Но углубим наше понятие и приступим к реализации нашей основной задачи

« Комплексная работа с текстом»

Слайды 26,27

Давайте вспомним, что такое текст?

Каковы основные признаки текста?

- Какие затруднения могут возникнуть при работе с текстом?

- Что нам необходимо выяснить?

- (ребята говорят: определять главную мысль в тексте, языковые особенности текста, тип текста и т.д.)

- Правильно. т.е будем учиться развивать навыки самостоятельной работы с текстом.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с текстом М. Алексеева «Слово о хлебе».

Ваша задача: осмысленно прочитать текст, выполнить комплексную работу с данным текстом, заполнить таблицу

Выключаю поектор!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Работа с текстом. Ученик читает текст.

Прочитайте выразительно текст.

«Слово о хлебе»

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч слов вмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще одно слово, столь же насущное, чаще других употребляемое, столь многозначное. 4. Разве что слово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды в известном речении поставили их рядом: земля – матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самой жизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать на хлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не один лишь хлеб как таковой, а весь наш жизненный достаток.

8. “Хлеб - всему голова”,- гласит старинная народная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлеба ничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол, а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим и скромным подвигом одновременно. Перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба еще и еще раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб…. 12. А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев) 2 мин.

10. Комментарий учителя: Давайте определим роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, который использовался в древнерусской литературе. Словами назывались в древнерусской литературе поучения и послания.

( Слово “хлеб” в названии показывает глубокое уважение автора к хлебу и человеку его вырастившему)

Работа в группах

Таблица №1. Обоснуйте и впишите

Задание №1

1.Тема текста

2.Главная мысль текста

3.Тип текста

(повествование, описание, рассуждение)

4. Стиль речи текста

(разговорный, научный, художественный)

Задание №2

Определите языковые особенности текста:

Однозначное или многозначное слово «хлеб»?

Сколько лексических значений у слова «хлеб»? Обоснуйте (устно)

Хлеб-это…

Хлеб-это…

Хлеб-это

Хлеб-это…

Найдите в тексте и выпишите синонимы к слову «хлеб» Почему эти слова синонимы?

Таблица №2

Задание №1. Составьте план текста и впишите

1.

2.

3.

4.

Задание №2

Выпишите из текста пословицы, выражения и объясните их(устно). Какой смысл в них? Откуда идёт такое доброе, уважительное отношение к хлебу?

Таблица №3

Задание №1 Составьте вопросы по данному тексту

1.

2.

3.

Задание №2

Назовите произведения литературы, где присутствует слово «хлеб»?(впишите в таблицу)

Сравните отношение к хлебу героев в этих произведениях. Обоснуйте (устно)

Задание №3 

Прочитайте отрывок: «… А заодно будем всегда помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: “Да отсохнет рука бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба”

Задание №4 для всех групп:

Составьте синквейн со словом «ХЛЕБ»

Задание №5для всех групп:

1. Много пословиц и поговорок посвятил народ хлебу. Продолжите пословицу:

- Хлеб да вода… крестьянская ….

- Хлеб да соль, и обед ….

- Хлеб – батюшка, водица – ….

- Палата бела, а…без хлеба в ней ….

- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш ….

- Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол ….

- Без хлеба, без соли худая ….

- Хлеба ни куска, так и в тереме ….

- Покуда есть хлеб да вода..., всё не ...

- Не будет хлеба , … не будет и …

Учитель:

Выводы:

- А сейчас давайте подведём итоги и сделаем выводы ,что нового мы узнали на уроке?

_Скажи,Саша ,какие выводы ты сделал сегодня на уроке?Удалось ли нам убедить тебя бережно относиться к хлебу?

-Чему научились?Достигли ли цели и задач урока?

Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека.

Мы узнали, как долог и труден путь хлеба к нашему столу. Узнали, что хлеб очень полезен, в нем находятся практически все питательные вещества необходимые человеку. Узнали, что благодаря хлебу смогли выжить многие люди в годы Великой Отечественной войны. Мы поняли, почему люди с давних времен свято почитают и ценят хлеб. Проведенное анкетирование доказало, что хлеб был и остается одним из главных продуктов питания человека. А ещё учились понимать текст,работатьс ним.

Выводы:

.Вывод. Завершить урок мне хотелось бы словами поэта Н. Агеева :

Я хлеб люблю, когда он на корню. 1 мин.

Звенит колосьями янтарно…

Я перед ним колени преклоню,

Как землепашец, благодарно.

Хлеб на корню – ещё не хлеб.

Он хлебом будет лишь в сусеке.

И всё ж, каким был в поле хлеб,

Судили в старину о человеке.

- Так с любовью поэты и писатели воспевают хлеб – самое святое в жизни человека.

-Именно поэтому у нас нет права на пренебрежительное и легкомысленное отношение к нему.

Запомним правила:

Слайд 27

1. Берегите хлеб, он дорого достается.

2. Не оставляйте недоеденных кусков.

3. Никогда не бросайте хлеб.

4. Продлите жизнь черствому хлебу.

5. Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд. (Слайд 27)

Рефлексия. (Слайд 28)

-Ребята, оцените свою работу на уроке 

 (Поднимите руки)

«5» - все понял, активно работал, делал выводы

«4» - было сложно, затруднялся делать выводы, но старался работать

«3»- есть вопросы, нужно повторить

Слайд 29

Домашнее задание.

 На выбор учащихся:

1.Сочинить четверостишие о хлебе.

2. Написать сочинение «Как в моей семье относятся к хлебу?»

3. Написать мини-сочинение по просмотренному документальному фильму.

Слайд 30

-Спасибо за урок, ребята!

multiurok.ru

"ОТ ЗЕРНЫШКА ДО КАРАВАЯ"

bibliogalina.ucoz.ru

"От зёрнышка до каравая"

Вы видели, щиток приоткрывая,

В задумчивой и душной глубинеПрищуренные глазки каравая,Когда он сам с собой наедине?Когда проснуться не хватает мочи,Когда румяный бок, как край зари...О чём он думает? О чём бормочет?Ленивые глотая пузыри?А в нём живут сгоревшие поленья,Старанья мастериц и мастеров.Он, как последнее стихотворенье,И добр, и откровенен, и суров.И задыхается на белом блюдеОт радости рожденья своего...И кланяются караваю люди,И ломтики уносят от него.Булат Окуджава

Список литературы

  1. Ивин  М. Хлеб сегодня, хлеб завтра.  М.: Детская литература, 1980.
  2. Федоров М. Юному хлеборобу. - М.:"Россельхозиздат”, 1984.
  3. Кондратьев Р.  Семенное зерно Сибири. -  М.: Росагропромиздат, 1998.
  4. Юрмин Г.,  Кошурникова Р.  Почемучка. – М.: Педагогика, 1990.
  5. Кузьмин Л. Заветное дело. Быль.- М.: Малыш, 1984.- 32с.
  6. Елизаветин Г. Всему голова. – М.:  Детская литература, 1967. -143 с.
  7. Полюшко – поле. Рассказы. – М.: Детская литература, 1987. – 49 с.
  8. Митяев А. Ржаной хлебушко – калачу дедушка. Рассказы.- М.: Детская литература, 1990. – 95 с.
  9. Патт В. А. Наш хлеб. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984. – 57 с.
  10. Зайцев В. И. Хлеб – богатство народное. – М.:  Экономика, 1979. – 55 с.
  11. Ольгин О. Приглашение к столу. – М.: Детская литература, 1989. – 158 с.
  12. Кармазин В. Наш хлеб. Документальная повесть о хлебе. – М.: Издательство «Правда», 1986. – 445 с.
  13.  Алексеев М. Цена ему – жизнь. Слово о хлебе.  – М.: Детская литература, 1982. – 110 с.
  14. Хлеб остаётся хлебом. – Калининград: Калининградское книжное издательство, 1982. – 222 с.
  15. Алмазов Б. А. Хлеб наш насущный. – Л.: Лениздат, 1991. – 224 с.
  16. Хлебные истории, или хлеб от А до Я. – Детская энциклопедия, № 2 – 2012. – 64 с.

 Алексеев М. Цена ему – жизнь. Слово о хлебе.  – М.: Детская литература, 1982. – 110 с.

Хлеб, он – не волшебник, но всё может. Мы ещё спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано слово «хлеб», развозят его по магазинам.В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И всё это зависит, прежде всего, от хлебороба. Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно;  перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё и ещё раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших нам его на стол.А заодно будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубин веков, рожденное опытом: «Да отсохнет рука, бросившая под ноги хотя бы крошку хлеба».

 Хлебные истории, или хлеб от А до Я. – Детская энциклопедия, № 2 – 2012. – 64 с.Читая этот  выпуск «Детской энциклопедии», узнаете, как появился хлеб и как во все времена люди разных национальностей  бережно и трепетно к нему относились. Рассказывается в ней и о хлебном великолепии и разнообразии хлебобулочных изделий. Прочтёте любопытные истории, связанные с тем или иным видом хлеба. Упоминается на страницах книги  о хлебных традициях и праздниках и многом другом.

Патт В. А. Наш хлеб. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984. – 57 с.Главный герой этой книги – хлеб. Вы познакомитесь  с его родословной, с первыми мастерами хлебопечения. Посетите  древнерусские пекарни и современные хлебозаводы. В ней  пойдёт разговор о хлебе наших дней, о любимых хлебных изделиях, о пищевой ценности и значимости этого удивительного продукта.Полюшко – поле. Рассказы. – М.: Детская литература, 1987. – 49 с.Книга для учащихся младшего возраста. В сборник вошли рассказы известных писателей о деревне, о труде землепашца, хлебороба. Авторы рассказов В. Астафьев, В. Белов, Ю. Куранов.  и др.Митяев А. Ржаной хлебушко – калачу дедушка. Рассказы.- М.: Детская литература, 1990. – 95 с.0днажды я подумал о хлебе как о живом друге…Друг бескорыстный, бессловесный. Ничего от меня не требует, ни в чём не упрекает. Только кормит, помогает мне жить – дышать, ходить, работать. И вот, когда представился мне хлеб другом, совести моей стало неспокойно. Ведь я обижал его, пренебрежением к корочке, к кусочку и равнодушием к полю, в котором он родился…Всё, что вспомнил я о хлебе, что узнал о его житье – бытье, теперь рассказываю и пересказываю тебе, читатель. Он, хлеб, друг каждому!

Комплексный анализ текста М.Алексеева Хлеб

  • Донченко Ирина Владиславовна, учитель русского языка и литературы

Презентация к уроку

НазадВперёд

Загрузить презентацию (950,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: Развить навыки самостоятельнойработы с текстом. Выработать умениеформулировать проблему, выделять авторскуюпозицию, создавать собственный комментарий ктексту.

Задачи:

Развитие лингвистических интересов исклонностей, познавательных способностей итворческих возможностей учащихся; формированиекомпетентности в сфере самостоятельнойдеятельности, навыков работы с информацией,умений увидеть проблему и пути ее решения.

Ход урока

1. Орфоэпическая разминка.

Расставьте ударения в словах: одноврЕменно,кренИться, освЕдомиться, обеспЕченье, нарОст,слИвовый, приручЁнный, щемИт, занятА, зАнятый,обзвонИт, понЯвший.

2. Лексикографический илингвокультурологический портрет слова«Хлеб».

Выступление учащихся по итогам проектнойработы с использованием мультимедийнойпрезентации.

3. Комплексный анализ текста.

Прочитайте выразительно текст.

Слово о хлебе

1. Хлеб… 2. Богат наш язык, сотни тысяч словвмещает. 3. Но попробуйте отыскать в нем еще однослово, столь же насущное, чаще другихупотребляемое, столь многозначное. 4. Разве чтослово “земля”. 5. И недаром наши деды и прадеды визвестном речении поставили их рядом: земля –матушка и хлеб- батюшка…

6. Века и века хлеб был как бы синонимом самойжизни. 7. Мы и по сей день говорим: “заработать нахлеб”, но подразумеваем под этим вовсе не одинлишь хлеб как таковой, а весь наш жизненныйдостаток.

8. “Хлеб — всему голова”,- гласит стариннаянародная мудрость. 9. Сколь ни думай, лучше хлебаничего не придумаешь. 10. “Хлеб на стол – престол,а хлеба ни куска и стол – доска”.

11. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, ибудем честны и совестливы перед его великим искромным подвигом одновременно; перед тем каквыйти из булочной с батоном или кирпичикомтеплого хлеба, еще и еще раз вспомним сблагоговейным сердечным участием о руках,посеявших, вырастивших, этот хлеб…. 12. А заоднобудем всегда помнить мудрое изречение, пришедшеек нам из глубины веков, рожденное народнымопытом: “Да отсохнет рука бросившего под ногихотя бы крошку хлеба”. (М. Алексеев)

Определите роль заглавия в тексте.

(В названии есть определение жанра, в которомнаписан текст. Это жанр слова, который частоиспользовался в древнерусской литературе, атакже часто встречался в названиях сочинений. Словами называлисьв древнерусской литературе как поучения ипослания церковного характера, так равно исочинения светского характера (например, “Словоо Полку Игореве”, “Слова на поучение ко всемкрестьянам”, “Слово о буквах сиречь о словах”,“Слово в неделю всех святых”) Словопроизносилось во время проповеди, где позицияавтора была ярко выражена. Поэтому данный жанрможно отнести к публицистике.

Слово “хлеб” в названии показывает глубокоеуважение автора к хлебу и человеку еговырастившему. Эта авторское отношениепрослеживается и в самом тексте — предложения (8, 9,12).

Таким образом, определив роль названия, мывыявили проблему и авторскую позицию в тексте.

Дополнительное задание: назовитепроизведения литературы, в названиях которыхприсутствует слово “хлеб”.

Ответ: К.Г. Паустовский “Теплый хлеб”, С.А.Есенин “Песнь о хлебе”, В.Тендряков “Хлеб длясобаки”, М. Алексеев “Хлеб — имясуществительное”.

Слово “хлеб” — многозначное, пользуясьсловарной статьей из токового словаря подредакцией Ожегова назовите значения этого слова.Какие значения слова “хлеб” использует автор вданном тексте”? (Хлеб — основа жизни, достаток)

Задание: Найдите в предложениях №11, 12синонимы к слову “хлеб”.

Ответ: батон и кирпичик. (Дополнительныйкомментарий: суффикс -ик- в слове кирпичиквыражает субъективную оценку говорящего. Этоморфологическое средство выразительности)

Вопрос: Какую проблему ставит перед собойавтор данного текста?

— Проблему воспитания уважительного отношенияк хлебу и человеку, его вырастившему.

Задание.

Прочитайте фрагмент рецензии, гдеанализируются языковые особенности текста.Вставьте на месте пропусков цифры,соответствующие номеру из списка.Последовательность цифр запишите.

“Автор данного текста, говоря о значении хлебав жизни человека, опирается на многовековой опытпошлых поколений, поэтому использует такиелексические средства, как_____3___( 5, 7),атакже_______6_______ (8, 10, ) и ___8___(7). Когда автор говорит очеловеке, вырастившем хлеб его речь особенноэмоциональна, поэтому в предложении 11 стоитотметить такое лексическое средствовыразительности, как__5_ .

Читая текст, мы словно слышим взволнованныйголос автора, поэтому используется такоесинтаксическое средство выразительности,как___9____(6)”.

Список терминов:

  1. гипербола;
  2. лексический повтор;
  3. книжная лексика;
  4. метафора;
  5. оксюморон;
  6. пословицы;
  7. сравнительные обороты;
  8. фразеологизмы;
  9. экспрессивный повтор;
  10. инверсия.

Ответ: 3, 6, 8, 5, 9.

Выполните следующие задания к тексту:

1. В предложении 9 найдите слово, образованноесуффиксальным способом. (Ответ: лучше.)

2. Выпишите из предложений 1- 5 частицы. (Ответ: же,разве, что, и)

3. Из предложения 4 выпишите словосочетание сосвязью управление. (Ответ: поставили их)

4. Из предложений 8- 10 найдите односоставноеопределенно — личное. (Ответ: 9)

5. Найдите в тексте предложение (-ия) собособленным (-ыми) определением (- ями), запишитеномер (- а). (Ответ: 3, 11, 12)

6. Среди предложений 6-12 найдите сложноепредложение, части которого связаны между собойбессоюзной и подчинительной связью. (Ответ: 11)

7. Какое из предложений 1-8 связано с предыдущимпри помощи повтора и однокоренного слова. (Ответ:7)

Сегодня мы рассматривали с вами текст, гдеавтор стремиться привить своим читателямуважительное отношение к хлебу. В начале урока мыназвали авторов произведений, в названияхкоторых присутствует слово “хлеб”. Как в этихпроизведениях решается проблема воспитанияуважительного отношения к хлебу?

1. В устном творчестве русского народа,упоминание хлеба встречается часто. Этонеудивительно, с давних пор он употреблялся впищу, от того, насколько богат был урожай,зависела судьба людей до следующей жатвы.Поэтому хлеб, благосостояние, моральные качествалюдей издавна связаны. В следующих пословицахможно увидеть, как люди относились хлебу, какоценивали его значимость для себя.

Например:

о богатстве и деньгах: “ Не удобришь рожь,соберешь хлеба на грош”;

о добрососедстве: “ Добрый сосед, как хлебасусек”;

о гостеприимстве: “Хлеб-соль кушай, а добрыхлюдей (хозяина) слушай”;

о дружбе: “С кем хлеб-соль водишь, на того ипоходишь”;

о веселье: “Будет хлеб — будет и песня”;

о труде: “Работай до поту, поешь хлеба в охоту”.

Эти короткие фразы передавали из уст в уста,обучая некоторым премудростям новое поколение.

Фразеологизмом “хлеб да соль” встречалидорогих гостей, наказывая за проступок сажалина хлеб и воду, а, желая подчеркнуть огромноежелание, говорили: “Его хлебом не корми”.

2. А. Кольцов.

Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб всему голова!» — В поле, в доме, в державе!

С. Я. Маршак. Руки человека (отрывок изстихотворения)

Склонила тяжелую голову рожь.“Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!Спасибо земле,Что была моим домом,И сильным рукам,Моим старым знакомым.

3. М. Алексеев в повести “Хлеб – имясуществительное” приводит эпизод, когда дедКапля в беседе с Самонькой, бывшимодносельчанином , живущем теперь в Москве,говорил, доказывая первостепенную важностькрестьянского труда:

— Ну, ну, сейчас, знать, нельзя. Работа у нас свами разная. Вот будет поболе машин, тогда… Нежелаешь, значит, в родном селе оставаться? Плохо.А то оставайся, передам тебе свою орудью, –хозяин показал на стену, где висело егостаренькое ружье, – а сам на покой. Опыт у тебяесть. Важный объект в Москве охраняешь. А мойобъект наиважнейший. Хлеб! Что могет быть важнеехлеба?! Хлеб – имя существительное! – ДедКапля вымолвил эти слова особенно торжественно ипо-ораторски воздел руку кверху, приподнял застолом и стал вдруг как будто выше ростом. –Потому как все мы существуем, поскольку едим хлебнасущный! – От первой выпитой чарки лицо его,красное с мороза, покраснело еще больше, ликующиеглазки сияли победоносно, и он повторил схрипотцой в голосе: – Хлеб – имясуществительное, а весь остальной пропродукт –прилагательное. Так-то, товарищ командир!

Таким образом, приведенные примеры убеждаютнас в том, что проблема воспитания уважительногоотношения к хлебу была и остается важной,актуальной до тех пор, пока существует человек.

Домашнее задание: Написать сочинение поданному тексту в формате ЕГЭ.

Приложение

Внимание, только СЕГОДНЯ!

albom-pobedi.ru

Читать онлайн "Хлеб - имя существительное" автора Алексеев Михаил Николаевич - RuLit

Потом он сделал рамку для семейных фотографий, несколько новых оконных рам для школы, потом пахтанку для жены, потом бочонок и, наконец, по заказу Журавушки стул, настоящий венский стул с кокетливо изогнутой спинкой, не преминув спросить у нее:

– Кого сажать-то собралась на такой стул?

– А хотя б тебя! – немедленно ответила Журавушка, так что Зуле ничего не оставалось, как опустить очи долу и поскорее уйти от озорной и гордой бабы.

Венский стул, над которым однорукий мастер трудился с особым тщанием, явился причиной того, что Зулина жена резко усилила семейную бдительность. С той поры она неукоснительно провожала мужа до колхозной мастерской, а к полудню, в положенный час, шла встречать и конвоировала вплоть до самого своего двора.

Доведенный до крайности неожиданно обрушившейся на него жениной ревностью, Зуля всерьез подумывал, не взять ли венский стул обратно, но в решительную минуту вспомнил, что выпил у Журавушки добрую чарку при получении заказа и еще большую при его исполнении...

Усиливая свою бдительность, Зулина супруга, по всей вероятности, приметила то, чего не мог приметить сам Зуля. Если бы он, коротконогий, носатый, однорукий, то есть некрасивый по всем статьям, в тот момент, когда к нему вернулся мастер, хотя бы на малое время мог заняться собою, а не своим ремеслом, он, очевидно, сделал бы для себя одно совершенно неожиданное и удивительное открытие – он обнаружил бы, что вновь, как в прошлые довоенные времена, стал нравиться женщинам. Приходя к Зуле со своими заказами, многие из них задерживали на нем украдкой тоскующий взгляд.

Не примечая всего этого и рискуя, таким образом, навлечь на себя гнев жены и всяческие наветы сельских сплетниц, Зуля брал заказы в основном у солдатских вдов. Одной починит кадушку, другой свяжет оконную раму, третьей поправит судную лавку, четвертой набьет обруч на квашню либо переберет пол в старой избе – и все это безвозмездно, разве что за стакан самогону.

С годами единственная рука Зули, не выдержав двойной нагрузки, начала сдавать, не могла держать топор более трех минут. Зуля всячески пытался скрыть это от бригадира, от своих товарищей по мастерской, закуривал все чаще и чаще, растягивая перекур елико возможно дольше.

Бригадир и плотники догадывались обо всем, но виду не подавали – жалко было мастера: придет, мол, срок, сам объявит, что с ним и как. И срок такой пришел.

– Не могу больше, Пашка, – сказал Зуля бригадиру. – Отмахался я. Будя. В пору кусок до рта донесть... Вот только кто мне его теперя заработает, тот кусок...

Положил на согнутую руку топор и, мрачный, вышел из мастерской.

Три дня кряду жестоко пил, мстя собственной немощи и заглушая душевную боль. На четвертый пошел в правление.

– Что мне делать?

– Почтальоном хотим тебя, Зуля, определить.

– Что?

– Почтальоном.

– Меня?

– Ну да.

– А другого вы ничего не придумали?..

На помощь председателю поспешил случившийся тут же дед Капля:

– А ты, Зуля, охолонь маленько. Знаешь, как в старину почтальона величали? Почтмейстер! А знаешь, что это означает по-нашему, по-русскому? Почтовых дел мастер. Во! Ране ты был мастер по столярному да плотницкому делу, а теперь по этому... самому...

– Пошел ты, Капля! – задохнулся от ярости и обиды Зуля, резко повернулся, свирепо хлопнул дверью, вернулся домой и пил еще три дня. Протрезвившись, пошел – на этот раз прямо на почту.

– Давайте вашу сумку.

Первые дни тяготился новой должностью, стыдился ее. Письма и газеты разносил, когда стемнеет, шумно воевал чуть ли не в каждом подворье с собаками, пока те не привыкли к новому почтальону.

Потом притерпелся, не заметил даже, как втянулся в службу; потом она пришлась ему по сердцу: плохо ли чувствовать на себе отражение чужой радости, когда принесешь в какой-либо дом добрую весть от сына, от дочери ли, выпорхнувших из родимого гнезда и теперь живущих Бог знает где: в Сибири, на Дальнем Востоке, на Урале? А когда случится принести в иную избу и худую весть, опять же неплохо поддержать людей в их горе добрым, заранее припасенным сочувственным словом.

Зуля наперед знал, какую – добрую, худую ли – новость несет он в своей старенькой брезентовой сумке, знал, поскольку все письма предварительно прочитывал самолично и этим действительно ничем не отличался от почтмейстера из гоголевского «Ревизора». Только гоголевский почтмейстер-прохвост делал это из чувства самосохранения да поганенького любопытства. Зуля же руководствовался соображениями исключительно гуманного свойства.

Зуля полагал себя как бы связным между человеческими сердцами, и какой же был бы из него связной, ежели б он был плохо осведомлен относительно того, что именно несет в тот или иной дом? Ведь худая весть может застать человека врасплох и, чего доброго, убить его. Зуля же, зная о ней заранее, мог смягчить ее удары. Люди вообще, не дай им хорошего совета вовремя, могут наделать немало глупостей, а то и натворить бед. К примеру сказать, недавно с позором бежавший из села Самонька, едва вернувшись к себе в Москву, обрушил на Журавушку бешеный поток писем, в которых клянется-божится, что полюбил ее с первого взгляда, что ее пощечина научила его многому, что жить без нее, Журавушки то есть, не может, что как-нибудь застрелится при охране своего важного объекта, если она не ответит ему взаимностью, что сердце его раскалывается в щепки от этой самой великой любви. А ведь врет, мерзавец! Получил отпор, вот в нем и взыграла жеребячья гордость – решил во что бы то ни стало сокрушить, сломить молодую вдову, чтоб окрутить ее в следующий свой приезд.

Ясно, что Зуля не мог быть безучастным во всей этой истории.

Когда в ответных письмах Журавушки, также ревниво прочитываемых Зулей, появились тревожные теплые нотки, почтмейстер решил действовать. Он не делал ничего такого особенного, лишь при каждом послании Самоньки добавлял в отношении последнего определенную толику хулы и, таким образом, добился, чего хотел: поссорил их вдрызг. Переписка прекратилась, к великой радости Зули.

– Так-то оно лучше, – доверительно сообщил он председателю колхоза, который в этой переписке видел определенную угрозу: если б Самоньке удалось переманить Журавушку в город, артель лишилась бы лучшей доярки. Были у председателя и другие соображения, но о них – потом. Сейчас скажем лишь, что действия почтальона председатель нашел в высшей степени благоразумными. Вдохновленный такой авторитетной поддержкой, Зуля не без бахвальства закончил: – А то увиваются возле бедной вдовы разные там хлыщи. Насмеются, а ей – слезы.

В Выселках все знали об этом грешке Зули – вскрывать чужую корреспонденцию, но не гневались на него: решили, что беды тут большой нету, а мастер на то и мастер, чтобы в каждое дело вносить всяческие усовершенствования.

Правда, Зуле могли бы сказать, что его действия противозаконны, но он не понял бы сказавшего эти слова, потому как всегда считал противозаконным лишь то, что приносит людям вред. Его же образ действий приносит только пользу, и потому он самый что ни на есть законный.

Так-то!

Приезжая время от времени в Выселки, я чаще всего слышал имена двух женщин. Одну все зовут Журавушка, а другую – Анна Петровна.

То эта Анна Петровна выступит на общем колхозном собрании и выведет на чистую воду жуликов да лентяев, а заодно и тех, кто их прикрывает; то напишет сердитую статью в районную газету о неполадках в школе; то вдруг в разгар танцев объявится в клубе, приостановит эти танцы и примется чуть ли не до самого утра читать парням и девчатам новую книгу; а то совершенно неожиданно вырвет из школьной тетрадки по листку бумаги и заставит писать диктант.

Вероятно, Анну Петровну на селе считали чудачкой аль более того, потому что все потихоньку, снисходительно посмеивались над нею: что возьмешь с пенсионерки, чем бы, мол, дитя ни тешилось...

www.rulit.me


Смотрите также