«Не хлебом единым». Не хлебом единым библеизм


НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ. Афоризмы. Священное писание

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ

…Не одним хлебом живет человек…

(Втор. 8. 3)

…Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Мф. 4. 4)

О, мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом… (2 Езд. 3. 18–19)

Ибо во многом разуме нуждается пьющий вино, дети мои, и это есть разум винопития: дотоле, пока имеет стыд, пьет. Если же преступить предел, то вторгается в ум его дух заблуждения, и он заставляет пьяного сквернословить, и беззаконничать, и не стыдиться, но похваляться бесчестием и думать, что это хорошо. (Завет. 4. 14)

Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу… (Тов. 4. 8)

Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. (Тов. 4. 15)

Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам. (Тов. 4. 17)

Как мой рот может оценить хорошую пишу, так мой ум может почувствовать истину, когда слушаю ее. (Иов. 12. 11)

Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет… По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. (Пс. 9. 19, 23–24)

Малое у праведника — лучше богатства многих нечестивых… Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек. (Пс. 36. 18, 29)

Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. (Пс. 111. 5–6)

Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. (Пс. 125. 5)

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силах сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. (Притч. 3. 27–28)

Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. (Притч. 10. 4)

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего — благословение. (Притч. 11. 24–26)

Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. (Притч. 13. 4)

Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. (Притч. 13. 7–8)

Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. (Притч. 16. 8)

Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. (Притч. 17. 1)

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. (Притч. 17. 17)

Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. (Притч. 19. 17)

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан. (Притч. 21. 13)

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Богатый и бедный встречаются друг с другом, того и другого создал Господь. (Притч. 22. 1–2)

Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. (Притч. 23. 20–21)

У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. (Притч. 23. 29–34)

Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. (Еккл. 5. 11)

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. (Еккл. 11. 1)

Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. (Еккл. 11. 6)

Во время сытости вспоминай о времени голода, и во дни богатства — о бедности и нужде. (Сир. 18. 25)

Будь доволен малым, как и многим. (Сир. 29. 26)

Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь. (Сир. 30. 14–17)

Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца — жизнь человека, и радость мужа — долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет. Ревность и гнев сокращают дни, а забота — прежде времени приводит старость. Открытое и доброе сердце заботится и о снедях своих. (Сир. 30. 22–27)

Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе — вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души — вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. (Сир. 31. 32–34)

Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? (Мф. 5. 13)

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам… Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?. (Мф. 7. 7–9)

…Жатвы много, а делателей мало… (Мф. 9. 37)

…Трудящийся достоин пропитания. (Мф. 10. 10)

Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. (Мф. 12. 34–35)

…Не то, что? входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека… неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы… (Мф. 15. 11,16–19)

…А если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Мф. 15. 14)

…Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мк. 4. 9)

…У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. (Лк. 3. 11)

И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. (Лк. 12. 48)

…В этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. (Ин. 4. 37–38)

Не бойся плоти — и не люби ее. Если ты боишься ее, она будет господствовать над тобой. Если ты полюбишь ее, она поглотит тебя, она подавит тебя. (Фил. 62)

…Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. (Иак. 3. 5–6)

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. (1 Кор. 8. 8–9)

Или мы не имеем власти есть и пить? (1 Кор. 9. 4)

…Кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? (1 Кор. 9. 10–12)

Если я с благодарением принимаю пищу, для чего порицать меня за то, что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. (1 Кор. 10. 30–31)

…Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… (1 Кор. 11. 29)

…Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. (2 Кор. 9. 6)

…Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. (2 Фес. 3. 10)

Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. (Рим. 14. 6–8)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

НЕ ХЛЕБОМ ЕДИНЫМ | Блог Леонида Падуна

Дорогая церковь, дорогие братья и сестры!

Сердечно приветствую вас! Благодать вам и мир да умножатся!

Пусть Бог укрепит вас, даст мудрости и терпения, благословит и сохранит вас от всякого зла!

Хочу поделиться с вами очередным посланием.

Библия говорит: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих” (Матф.4:4). Первое, что понятно из слов Иисуса Христа — каждый человек нуждается в хлебе. Хлеб, т.е. пища, жизненно необходима для поддержания наших сил, выполнения необходимой работы, требующей наших усилий, и без своевременного пополнения этих сил, человек просто не сможет выжить.

Но дальше Иисус Христос говорит не менее важную мысль: человек живёт не только физической пищей. Для нормальной жизни нам необходимо слово, исходящее из уст Божьих. Как физическая пища жизненно необходима для нашего физического человека, так слово Божье необходимо для нашего внутреннего человека, для нашей души.

Слово Божье, записанное в Библии — это всего лишь текст, состоящий из букв и слов, который «оживает» для тех, которые общаются с Автором Библии и знают Его лично. Можно получить письмо от неизвестного человека и оно особенно не обрадует, о чем бы там не говорилось. Когда же мы получаем письмо от родного или близкого, реагируем совсем по-другому. Но гораздо лучше общаться с этим человеком лично. Поэтому, Бог хочет, чтобы мы не просто читали Библию, как книгу, но общались с Ним «устами к устам», «лицом к лицу», получая живое слово от живого Бога через Писания.

“Когда же вошел Иисус в Капернаум, к Нему подошел сотник и просил Его: Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой” (Матф.8:5-8). Сотник получил конкретное, живое слово от Бога в свою ситуацию, и слуга его был исцелен! Таким словом и будет жив человек! Мы все нуждаемся именно в таком слове, которое наполняет нас внутренней силой!

Без внутренней силы от Бога мы не сможем сделать в жизни ничего хорошего. Физически слабый человек, который не ел несколько дней, может понимать, что ему нужно делать, но у него просто не будет сил для этого. В жизни многих христиан происходит то же самое: своим умом они понимают, как жить и поступать правильно, но у них не получается это по одной причине — нет внутренней силы.

Апостол Петр говорит о верующих, как о тех, кто “силою Божиею через веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время” (1 Петра 1:5). “Соблюдаемых” означает “сохраняемых”. Спастись, прийти на небо мы не можем своими силами – энтузиазма не хватит. Это возможно только силою Божьей! Каким образом мы получаем эту силу? “Силою Божиею через веру”, которая приходит «от слышания, а слышание от слова Божия” (Рим.10:17).

Слово Божье является решающим фактором в нашей жизни. Без слова, пребывающего в нас, проблемы неизбежны. Иисус Христос обращается к людям, полным проблем: “И не имеете слова Его пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал” (Иоанна 5:38).

О чем первом мы думаем, когда только просыпаемся и начинаем наш день? О срочных звонках, неотложных делах и окружающих нас проблемах? Что первое для нас, то и является нашим богом. Почему в Ветхом Завете Бог говорил о первенцах, первых плодах, первых снопах? Неужели Он хотел что-то отнять у людей? Нет, не отнять, но показать людям, кто на самом деле их бог.

Бог хочет быть нашим Богом. И Бог открывает Своё слово и говорит с теми, для кого Он является Богом, с теми, для кого Он — на первом месте.

Если просыпаясь, мы отделяем своё первое время для того, чтобы провести его с Богом, остаток дня пройдет в Божьем благословении и устройстве. Для многих людей это кажется невозможным. Но это время стоит того, чтобы отделить себя и пребывать в Царстве Божьем, которое “не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе”.

Нормальная христианская жизнь – это когда наше сердце наполняет не страх и суета, не чувство вины и осуждения, но праведность, мир и радость! Иисус Христос пришел, чтобы дать нам жизнь с избытком, но как это происходит практически? Когда при всей своей занятости первое время мы отдаем Богу. Не сделав этого, всё равно мы все свои силы потратим на решение проблем в течение дня, и большую часть – на совершенно ненужные вещи, суету, заботы, переживания. Так не лучше ли эти силы потратить на то, чтобы в начале дня пребывать в общении с Богом?

Без общения с Богом наша жизнь становится, как не заправленный автомобиль: мы пытается куда-то ехать, чего-то достичь, но ничего не работает, мы стоим на месте. Пытаемся навести порядок, но получается еще больший беспорядок. Мы без конца “улаживаем свои дела”, но рано или поздно всё приходит в упадок.

Дорогие братья и сестры! Наша жизнь может измениться и стать другой, если только мы решим каждый день, с постоянством начинать свой день с молитвы и Слова Божьего. Проблемы будут решаться уже не только нашими силами или расчетами, но Бог Сам будет помогать нам и устраивать всё удивительным образом, располагая сердца людей, давая нам всю необходимую мудрость и понимание во всех наших делах. Когда слово от Бога внутри нас, мы будем полны жизненной силы, потому что “не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих”.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святого Духа со всеми вами. Аминь.

С любовью во Христе,ваш брат и пастырь Леонид Падун

Метки: Библия, Слово Божье, хлеб

This entry was posted on Август 1, 2015 at 21:17 and is filed under СТАТЬИ. You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

leonidpadun.org

Не хлебом единым. Библейские изречения. Носков В. Г.

Не хлебом единым

…не одним хлебом живет человек…

(Втор. 8. 3)

…написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих. (Мф. 4. 4)

О, мужи! Как сильно вино! Оно приводит в омрачение ум всех людей, пьющих его; оно делает ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, одним умом… (2 Езд. 3. 18–19)

Ибо во многом разуме нуждается пьющий вино, дети мои, и это есть разум винопития: дотоле, пока имеет стыд, пьет. Если же преступить предел, то вторгается в ум его дух заблуждения, и он заставляет пьяного сквернословить, и беззаконничать, и не стыдиться, но похваляться бесчестием и думать, что это хорошо. (Завет. 4. 14)

Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу… (Тов. 4. 8)

Что ненавистно тебе самому, того не делай никому. (Тов. 4. 15)

Раздавай хлебы твои при гробе праведных, но не давай грешникам. (Тов. 4. 17)

Как мой рот может оценить хорошую пищу, так мой ум может почувствовать истину, когда слушаю ее. (Иов. 12. 11)

Ибо не навсегда забыт будет нищий, и надежда бедных не до конца погибнет… По гордости своей нечестивый преследует бедного: да уловятся они ухищрениями, которые сами вымышляют. Ибо нечестивый хвалится похотью души своей; корыстолюбец ублажает себя. (Пс. 9. 19, 23-24)

Малое у праведника – лучше богатства многих нечестивых… Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек. (Пс. 36. 18, 29)

Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник. (Пс. 111. 5-6)

Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. (Пс. 125. 5)

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силах сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе. (Притч. 3. 27-28)

Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает. (Притч. 10. 4)

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет. Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет. Кто удерживает у себя хлеб, того клянет народ; а на голове продающего – благословение. (Притч. 11. 24-26)

Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится. (Притч. 13. 4)

Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много. Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит. (Притч. 13. 7-8)

Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою. (Притч. 16. 8)

Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором. (Притч. 17. 1)

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья. (Притч. 17. 17)

Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его. (Притч. 19. 17)

Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан. (Притч. 21. 13)

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота. Богатый и бедный встречаются друг с другом, того и другого создал Господь. (Притч. 22. 1-2)

Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище. (Притч. 23. 20-21)

У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. (Притч. 23. 29-34)

Сладок сон трудящегося, мало ли, много ли он съест; но пресыщение богатого не дает ему уснуть. (Еккл. 5. 11)

Отпускай хлеб твой по водам, потому что по прошествии многих дней опять найдешь его. (Еккл. 11. 1)

Утром сей семя твое, и вечером не давай отдыха руке твоей, потому что ты не знаешь, то или другое будет удачнее, или то и другое равно хорошо будет. (Еккл. 11. 6)

Во время сытости вспоминай о времени голода, и во дни богатства – о бедности и нужде. (Сир. 18. 25)

Будь доволен малым, как и многим. (Сир. 29. 26)

Лучше бедняк здоровый и крепкий силами, нежели богач с изможденным телом; здоровье и благосостояние тела дороже всякого золота, и крепкое тело лучше несметного богатства; нет богатства лучше телесного здоровья, и нет радости выше радости сердечной; лучше смерть, нежели горестная жизнь или постоянно продолжающаяся болезнь. (Сир. 30. 14-17)

Не предавайся печали душею твоею и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца – жизнь человека, и радость мужа – долгоденствие; люби душу твою и утешай сердце твое и удаляй от себя печаль, ибо печаль многих убила, а пользы в ней нет. Ревность и гнев сокращают дни, а забота – прежде времени приводит старость. Открытое и доброе сердце заботится и о снедях своих. (Сир. 30. 22-27)

Что за жизнь без вина? оно сотворено на веселие людям. Отрада сердцу и утешение душе – вино, умеренно употребляемое вовремя; горесть для души – вино, когда пьют его много, при раздражении и ссоре. (Сир. 31. 32-34)

Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? (Мф. 5. 13)

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам… Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?.. (Мф. 7. 7-9)

… жатвы много, а делателей мало… (Мф. 9. 37)

…трудящийся достоин пропитания. (Мф. 10. 10)

Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. (Мф. 12. 34-35)

… не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека… неужели и вы еще не разумеете? еще ли не понимаете, что все, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? а исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы… (Мф. 15. 11, 16-19)

… а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. (Мф. 15. 14)

… кто имеет уши слышать, да слышит! (Мк. 4. 9)

…у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. (Лк. 3. 11)

И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут. (Лк. 12. 48)

… в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их. (Ин. 4. 37-38)

Не бойся плоти – и не люби ее. Если ты боишься ее, она будет господствовать над тобой. Если ты полюбишь ее, она поглотит тебя, она подавит тебя. (Фил. 62)

…язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. (Иак. 3. 5-6)

Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь, однако, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. (1 Кор. 8. 8-9)

Или мы не имеем власти есть и пить? (1 Кор. 9. 4)

… кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, должен молотить с надеждою получить ожидаемое. Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? (1 Кор. 9. 10-12)

Если я с благодарением принимаю пищу, для чего порицать меня за то, что я благодарю? Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию. (1 Кор. 10. 30-31)

… кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе… (1 Кор. 11. 29)

…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. (2 Кор. 9. 6)

… если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

(2 Фес. 3. 10)

Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем; умираем ли – для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, – всегда Господни.

(Рим. 14. 6–8)

librolife.ru

«Не хлебом единым» | Свято-Троицкий собор

Это известное «крылатое» выражение широко используется в речи людей, порой даже не подозревающих о его библейском происхождении. Соответствующий библейский текст гласит: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4), свидетельствуя о важности духовной составляющей в жизни человека.

Из жития. Старец спросил ученика, читал ли тот в нынешний день Евангелие. Ученик ответил: «Нет, отче, сегодня не читал. Я закончил читать его вчера». «А ты ел вчера?» – «Да, отче, ел». – «А сегодня снова ел?» – «Да, ел и сегодня». – «Так почему же ты сегодня, напитав тело, душу оставил голодной?»

Книга книг

«Слово Божие – питание души» (св. Иоанн Златоуст).

Христианство – религия богооткровенная. Человеку недостаточно собственных сил, чтобы обрести правильные понятия о Боге, человеке, судьбе мира и других истинах нашей веры. И Бог, хотящий, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим. 2, 4), не оставил человека в неведении, открыв ему знание этих важных вещей в Божественном Откровении – Слове Божием. Одним из способов донесения этого Слова до людей является Священное Писание. По определению катехизиса свт. Филарета, Священным Писанием называются книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей – пророков и апостолов. Собрание этих книг именуется «Библией». Слово «Библия» означает «книга», и не просто книга, а «книга по преимуществу», т.е. превосходящая благодаря своему божественному происхождению все прочие книги. Как повествующую об основах нашей жизни и веры, ее называют «Книгой книг».

Библейские книги Ветхого Завета написаны пророками, относятся ко временам до Р. Х. и пророчествуют о грядущем пришествии на землю Христа Спасителя; Новый Завет написан апостолами и благовествует об исполнении пророчеств: о жизни Христа, Его учении, Церкви, нравственных нормах христианской жизни… Св. Афанасий Великий называет книги Нового Завета «якорями» и «столпами» нашей веры, «потому что они написаны и переданы самими апостолами Христа Спасителя, которые с Ним были и Им научены были». Из всех книг Библии безусловное предпочтение отдается Евангелию.

Священное Писание – как Слово Божие – содержит критерий «правильности» жизни человека; однако при этом книги его не столь просты для понимания и требуют специального толкования. Истинное, непогрешительное толкование Писания дается только в Христовой Церкви. Произвольное толкование Слова Божия порождает ереси.

Книга Церкви

«Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания, – пишет св. Игнатий Брянчанинов. – Святой Дух, произнесший через пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его через св. отцов. И Слово Божие, и толкование его – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает Святая Православная Церковь».

Печален опыт протестантов, отвергших Предание Церкви и открывших широкий простор для произвольных толкований. Св. Амвросию Оптинскому (†1891) задали вопрос: «Отчего вероучение Православной Церкви, насажденное разными апостолами в различных местах и народах, пребывает одинаковым и неизменным в продолжение восемнадцати столетий с половиной; лютеранское же учение, преподанное одним человеком, разделилось в продолжение трех столетий более нежели на семьдесят разномыслящих партий?» Преподобный ответил: «Оттого, что Соборная Православная и Апостольская Церковь заповедует чадам своим понимать Священное Писание так, как объясняли и объясняют его избранные Божии мужи, очищенные от страстей, богоносные и духоносные, и признаваемые за таковых от всей Соборной Церкви Христовой; Лютер же позволил каждому своему последователю толковать Священное Писание по своему усмотрению».

Православие отвергает те толкования, которые не основаны на опыте Церкви, противоречат этому опыту или являются плодом деятельности автономного человеческого разума.

Сщмч. Иларион Троицкий (1886–1929) о Церкви и Священном Писании:

«Христос создал Церковь. Церковь существовала и тогда, когда Священного Писания еще не было… Книги Нового Завета появлялись в течение более полустолетия от начала исторического бытия Церкви. Писаны были эти книги св. апостолами для наставления  членов Церкви уже существующей… По воле Святого Духа Святое Писание это написано и дано Церкви. Оно – драгоценное имущество, но имущество именно церковное. А потому Священное Писание нельзя отделять от Церкви… Идея Церкви… основной руководящий принцип для православного человека при суждении о Писании и при его употреблении на действительную пользу своей души».

Далее приведены пояснения некоторых текстов Священного Писания, сделанные архимандритом Рафаилом (Карелиным) в русле святоотеческой традиции.

Из Слова Божия. На вопросы отвечает архимандрит Рафаил (Карелин)

Что значат слова из Евангелия от Иоанна: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин.15, 16)? Как узнать, кто входит в число «избранных»?

В число избранных входят те, кто отозвался на призыв благодати Божией и принял Христа как Сына Божия и Спасителя мира; в избранничестве участвуют любовь Божия и воля человека.

Что означают слова Спасителя: «ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7, 7)?

Слова Спасителя: ищите, и найдете – означают: ищите истину, как жаждущий ищет воду, и обретете истину в вере. Стучите, и отворят вам – значит: стучите непрестанной молитвой в двери милосердия Божия, и они откроются вам.

Как понять следующее: «истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Ин. 16, 23)?

Просить во имя Христа – это значит жить по учению Христа, иначе Его имя будет не содержанием сердца, а звуками голоса и движением губ. Только тот, кто живет во имя Христа, познает глубину Его имени и может просить у Небесного Отца во имя Сына. Но такой человек просит то, что угодно Богу, и предает себя и ближних в волю Божию.

Как соотнести слова ап. Иакова: «Сам (Бог) не искушает никого» (Иак. 1, 13) – со словами молитвы: «Не введи нас во искушение»?

Нас искушает не Бог, а наши страсти и демон; но Бог попускает нам в падать в искушения, особенно когда мы по нашим грехам теряем благодать. Конец искушения – или победа, или поражение. Слова: «И не введи нас во искушение» – означают: «Не оставь нас в искушении», – то есть мы смиренно признаем свое бессилие бороться с искушением собственными силами без помощи Божией.

Пожалуйста, объясните это место из Евангелия: «и увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плодов вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21, 19).

Притча имеет несколько значений, остановлюсь на самом важном для нас. Смоковница – образ фарисейства, где под внешним благочестием скрывалась внутренняя пустота. Фарисеи – «актеры» религии, для которых религия стала источником дохода и власти. Господь на Страшном Суде покажет перед миром, что фарисеи – это пустоцветы, которые прожили жизнь, не стяжав плодов любви и веры. Здесь Господь обличает религиозное лицемерие, которое немногим лучше явного безбожия.

Поясните, пожалуйста, слова: «кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает» (Рим. 9, 18).

Бог – вне времени и пространства; Он видит будущее как настоящее, и Его Промысл, выраженный у апостола словами: милует и ожесточает (см.: Рим. 9, 18) – основан на Божественном предвидении: куда человек направит свою свободную волю. Если Господь видит, что человек воспользуется благодатью для своего спасения, то Он милует его, то есть дает спасительную благодать; если же Бог знает, что человек при всех  ситуациях отвергнет Его волю, то оставляет без благодати, то есть ожесточает его. Если бы грешник получил благодать и потерял ее, то также ожесточился бы и был бы еще более виновен. Самое страшное, когда человек знает волю Божию, но грешит, имеет, но теряет, поэтому для некоторых людей… лучше не знать Бога, чем, зная, отвергнуть Его. Во всех случаях Господь поступает по Своему милосердию.

Благодарю, о. Рафаил, за ответ. Вот по части того, что «для некоторых… лучше не знать Бога», скажите, зачем тогда этим несчастным вообще попускается плодиться и размножаться (см.: Быт. 1, 28) для заведомой погибели (ибо вне Иисуса Христа есть ли спасение)?

Господь дал человеку свободную волю, чтобы он мог делать добровольный выбор между добром и злом. А если Господь будет умерщвлять тех, кто делает неправильный выбор, ведущий к гибели, то сама свободная воля человека станет фикцией… В свободной воле человека – опасность погибели, но и возможность спасения. Если бы Господь казнил младенцев за еще не  совершенный  ими грех, то это было бы отнятием дара свободы, без которого человек остался бы навсегда лишь разумным животным.

Как понять следующие слова из Послания ап. Павла к Римлянам: «ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим. 11, 32)?

Всё человечество заключалось в Адаме – как в своем источнике, поэтому грех Адама распространился на всё человечество. Сын Божий, приняв человеческую плоть, стал новым Адамом – представителем человечества. В Его Голгофской Жертве искуплено, т.е. помиловано всё человечество, но не механически, а потенциально: человек должен через веру в Искупителя, жизнь по Евангелию и Таинства Церкви усвоить плоды Голгофской Жертвы. Одним человеком в мир вошел грех; одним Человеком – спасение и помилование.

Господь сказал: «берегитесь закваски фарисейской» (Мф. 16, 6). Вопрос: разве мир не заквашен на этой заразе?

Человек, находясь в этом мире, в то же время, как личность, стоит над миром и может сопротивляться греху, как бы этот грех ни был широко распространен.

Подготовила Людмила Кузнецова

trsobor.ru


Смотрите также