Жили-были на дальнем хуторе дед Иван и его внук Федор. Случилось так, что на всем белом свете родных у них не было, поэтому был дед Иван для мальчика и мать и отец.
Дед Иван был годами велик, но сила в его руках еще была. Мог он дом срубить, печь сложить, колодец поставить, на гончарном круге посуду изготовить, и еще много чего. Недаром люди его руки золотыми называли. Не только руки у деда Ивана были золотые, но и сердце. Всех он любил, всем помогал, никого не осуждал. «Не суди, и не судим будешь», — внуку наказывал.
Еще дед Иван сам хлеб растил. Сначала сеял с молитвой, потом с молитвой урожай собирал, потом снопы вязал, молотил, зерна в муку молол и хлеб выпекал. С большим уважением дед Иван к хлебу относился. И за все Бога благодарил.
Хозяйство на хуторе было небольшое – лошадь да коза, хрюшка с хряком, куры да гуси.
Гуси — птицы важные, гуляют, где хотят, никто им не страшен, кроме лисиц и волков. Но Федя на их важность внимания не обращал. Нравилось ему гусей дразнить. Выскочит, бывало, перед ними из высокой травы и залает по-собачьи. Птицы от страха гогочут, разбегаются, а потом яйца не несут. Дед только диву дается, что с гусями случилось? Невдомек ему, что это любимый внучок балуется.
Долго терпели птицы Федины выходки, но однажды, когда тот начал по ним камешками из рогатки стрелять, не выдержали. Шеи вытянули, крылья раскрыли, зашипели и пошли на него стеной. Мальчик сразу наутек бросился, но вожак его догнал и за ногу ущипнул. С тех пор Федор гусей не дразнил.
Когда дед с хутора отлучался, за мальчиком присматривали кошка Мурка и пес Шарик. Были они друзья – не разлей вода, ни минуты друг без друга прожить не могли. Идет Мурка на мышей охотиться, и Шарик с ней. Отправится пес в лес белок гонять, и кошка за ним. Все они понимали, все замечали, только что по-человечески не говорили.
Однажды слепил Федя из хлебного мякиша фигурки лисы и медведя.
— Ах, молодец, как у тебя хорошо получается, — обрадовался дед, увидев их, — глядишь, со временем и из глины начнешь лепить, а потом я тебя и за гончарный круг посажу, посуду делать научить.
— Не, деда, — отвечал Федя, — я твой тяжелый круг крутить не хочу, мне больше из хлеба лепить нравится.
— Ну, лепи, лепи, — согласился дед Иван, — только потом хлебушек съесть не забудь. Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
— Съем, съем, — кивал Федя головой, а сам фигурки за окошко выкидывал. Мол, птицы подберут.
Однажды попались хлебные зверята на глаза Мурке. Она сразу смекнула, что это Феденька хлебом балуется. Знала кошка, как тяжело хлеб деду достается. Побежала она к Шарику рассказать, что мальчик хлеб на землю бросает, деда обманывает.
— Избаловал Иваныч мальчика, — вздохнул пес, выслушав подругу, — родители дитя балуют, а жизнь его не жалует. Нахлебается еще наш Федюня горькой водицы.
Когда мальчик подрос, дед Иван его грамоте научил. Съездил в город, продал на базаре овощей-фруктов и на вырученные деньги азбуку купил и сказок разных.
Больше всего Федору понравилась сказка про волшебную щуку, которая могла исполнять все желания. «Вот бы мне такую рыбу поймать, — принялся он мечтать, — была бы у меня и печь, которая сама ездит, и скатерть-самобранка, и сапоги-скороходы». Чтобы рыбу поймать — надо рыбачить научиться. Попросил мальчик деда смастерить ему удочку по размеру и начал пропадать на речке день-деньской, но кроме карасиков и плотвы ничего ему не попадалось.
— Ну что, поймал свою волшебную щуку? – ласково смеялся дед, встречая внука с рыбалки.
— Нет, — вздыхал Федор, — не поймал.
— Ну, ничего, не переживай. Я из твоей мелочи вкуснющую уху сварю. Мы ее с хлебушком и навернем.
— А я твои пироги больше хлеба люблю есть, — отвечал Федюша.
— Ишь, пироги он любит! А знаешь, что народ-то говорит?
— Что?
— Без хлеба куска везде тоска. Хлеб всему голова. Думай — не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. Вот подрастешь, буду тебя с собой на поле брать, сначала научу зерно сеять, а потом и остальную хлебную премудрость освоишь.
— Не, деда, я на поле с тобой ходить не хочу. Жарко там, и колоски колются. У меня после них все лицо чешется. Я лучше козу пасти буду. Ты мне только дудочку вырежи.
— Вырежу, вырежу — улыбался Иван Иванович, целуя внука в курносый нос. Очень он Федюшу любил и жалел – сирота все-таки.
Вскоре мальчик рыбачить перестал. Решил, что волшебная щука в другой реке плавает. Взамен рыбалки пристрастился он на дудочке играть. Целыми днями мог в нее разные песенки выдувать.
Солнце встало – солнце село, быстро время на хуторе летело. Круглый год трудился дед Иван от зари до зари. А Федор летом козу пас, зимой дома сидел, на дудочке играл, или на санках с горки катался. Как дед ни пытался внука к труду приучить, ничего у него не вышло. «Ладно, — думал дед Иван, — силушка у меня еще есть. Если Бог управит, то я еще Федю потяну, а там, глядишь, надоест парню баклуши бить, сам к работе потянется». Но не случилось ему дожить до этого. В праздничный пасхальный день остановилось любящее сердце деда Ивана. Было тогда Федору семнадцать лет.
Похоронил он деда, поплакал, повздыхал, и стал дальше жить, как привык. Чай с баранками пил, картошку ел с соленьями. Дед Иван их столько запасал, что до нового урожая хватало. Про козу и птицу Федор вспоминал, когда ему яйца были нужны и молоко. Пришлось Мурке за птицей и хрюшками ухаживать, а Шарику лошадь и козу пасти. Так до осени Федор и прожил, ни о чем не заботясь.
Но однажды сунул он руку в мешок с баранками, а там пусто. Полез в подпол за картошкой – и та закончилась. Хлебных сухарей тоже не осталось. Что делать?
Сел парень на крыльцо, пригорюнился, думает, и что я у деда не учился, пока тот жив был? Подошли к нему Шарик и Мурка, встали рядом.
— Правильно думаешь, не лениться надо было, а работе учиться, — вдруг человеческим голосом заговорил Шарик. — Счастье и труд рядом идут.
— Вот-вот, для кого труд — радость, для того жизнь – счастье, — откликнулась Мурка.
— Вы что, умеете по-людски разговаривать? – оторопел Федор. – Что же вы раньше молчали?
— А о чем говорить? Не до разговоров нам было, мы делами занимались, — отозвался Шарик. – Работали до поту и ели в охоту.
— Да, поесть бы я сейчас не отказался, — вздохнул Федор. – Только запасы дедовы закончились. Как теперь жить, ума не приложу.
— Надо было грядки копать, семена сеять, огород сажать. Слышал, как дед Иван говорил: «Человек трудится — земля не ленится; человек ленится — земля не трудится», — сказал Шарик.
— Да слышал я все, — махнул рукой Федор, — неохота мне было с грядками возиться, еще мозоли бы лопатой натер. Я лучше в город поеду, хряка с хрюшкой продам, еды куплю.
Сказано — сделано. Продал Федор свиней, наелся в харчевне до отвала, ночь в телеге переночевал, утром по базару прошелся, всего, что глаза захотели купил и на хутор отправился. Вернулся домой довольный, на ходу пирог с капустой жует, квасом запивает.
Шарик с Муркой встретили его у крыльца, чуть не плачут.
— Что это вы такие поникшие, — спрашивает Федор, слезая с телеги, — что случилось?
— Пришли ночью лисы и всех кур и гусей утащили. Прости, хозяин, не доглядели, — сказал пес.
— Эка беда, — махнул рукой Федор, — от этих птиц были одни хлопоты. Я столько вкусной еды привез, что надолго хватит, и без яиц проживу.
Начал он дальше жить-поживать, на дудке играть, песни петь. А Шарик с Муркой за козой и лошадью смотрели.
Ел Федор так, что за ушами трещало, ни в чем себе не отказывал. Поэтому его запасы к началу весны закончилась. Как-то пошел парень на ледник, балыка и ветчины отрезать, а там лишь хвостики от них на веревочках болтаются. Бросился он к мешку с баранками, а там снова пусто. И горох, и греча, и варенье с печеньями – все закончилось. Что делать?
Сел Федор на крыльцо, голову руками обхватил. «Думай, голова», — свою голову уговаривает.
— Что, хозяин, пригорюнился? Снова есть нечего? – подошли к нему пес и кошка.
— Нечего, — вздохнул Федор.
— Так теперь самое время и картошку, и хлеб, и гречу сажать. Помнишь, как дед Иван говорил: «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – нам отец родной».
— Да помню я все, — махнул рукой Федор. – Неохота мне в поле идти, ногами грязь после дождя месить. Я лучше в город поеду, козу продам, а на вырученные деньги еды куплю.
Сказано – сделано. Продал Федор козу, купил сапоги со скрипом, кафтан нарядный, поел в трактире, вышел на улицу, а там ливень хлещет. Как быть? Тут один добрый человек его надоумил в гостиницу пойти ночевать. Мол, там и чисто, и тепло, и дождь не промочит. Федор согласился, а когда утром на улицу вышел, не нашел ни лошадь, ни телегу. «Цыган увел, — объяснил ему хозяин гостиницы, — недаром он вчера здесь вертелся». Понял Федор, какой добрый человек ему насоветовал в городе переночевать, да поздно было. Хорошо хоть оставшиеся деньги в кармане лежали.
«Хлеба побольше куплю и картошки, — решил парень, пересчитав монеты. — С хлебом я в беду не попаду, вроде, так дед Иван говорил».
Зашел Федор в пекарню, а там такой аромат от сдобы, что сил нет терпеть. Не выдержал он и на все деньги вместо хлеба булок да пирогов накупил. Закружилась его голова от сладких запахов, да не только от них, а еще и от красоты девичьей. Увидел Федор дочку пекаря, красавицу Аленушку и влюбился в нее безоглядно. Минуты ему хватило, чтобы понять, что хочет он ее в жены взять и всю жизнь с ней прожить.
Федор был парень видный. Аленушке он тоже приглянулся. Улыбнулась ему девица, кренделем свежим угостила. Федор, недолго думая, бросился к ее отцу руки дочери просить.
Выслушал пекарь Федора и говорит:
— А где же твои сваты? Порядочный жених сватов засылает, да с подарками.
— Нет у меня никого, один я на всем белом свете.
— А сам-то ты откуда, прыткий такой? – прищурился пекарь.
— С дальнего хутора.
— Так ты деда Ивана внук! – обрадовался Аленушкин отец, — Знал я его, слава о его доброте и золотых руках по всей округе шла. Ну, если ты в деда пошел, то отдам я за тебя Аленку. За мужем добрым, работящим будет она, как за каменной стеной. У тебя, небось, хозяйство большое?
— Нет у меня ничего, только кошка да собака, — опустил голову Федор.
— Как же так? – поразился пекарь. – Ведь у деда Ивана все было. Куда делось-то?
Пришлось парню рассказать, как он дедово наследство растерял. Выслушал его пекарь, и говорит:
— Знаешь что… Ты сначала работать научись, хозяйством обзаведись, а потом уже о свадьбе думай. Не отдам я свою любимую дочь за лентяя и бездельника.
Федор от огорчения чуть не заплакал. Вышел из пекарни, оглянулся, а в окошке Аленушка одной рукой слезки вытирает, другой — ему машет. Прощается навек.
Завалялись у Федора в кармане две монетки, только на маленький мешочек картофеля и хватило. Закинул он поклажу за плечо и домой отправился. Пока до дому дошел не заметил, как все булки и пироги стрескал. Только три баранки на дне мешка и остались.
А когда догрыз он последнюю баранку, то сел на крыльце, лицо в ладони уронил и заплакал:
— Как жить мне теперь? Что делать?
Подошли к нему Мурка и Шарик, сели рядом.
— Не плачь, хозяин, — говорит пес, — еще не поздно яровые посеять, огород вскопать, картошку посадить. У тебя же картошка в мешке лежит, забыл?
— Точно, забыл! – подскочил Федор.
Бросился он в сарай, куда мешочек с картошкой забросил, пересчитал картофелины, если каждую на четыре части разрезать, может, на посадку и хватит.
— А как я хлеб растить буду, если ничего не знаю и не умею, — вздохнул он.
— А мы тебе подскажем, — вскочила Мурка от радости. – Мы часто с дедом на поле ходили, все видели, все помним, и где семена для посева лежат, знаем.
— А что я есть буду, пока урожай не получу? – всхлипнул Федор. Ох, и жалел он себя, несчастного.
– Ты, когда картошку сажать будешь, землю лучше копай, комочки разбивай, может и найдешь там чего, — подсказал Шарик.
«Неужели дед Иван клад закопал?», — екнуло у парня в сердце.
В поисках дедовых сокровищ Федор так землю рыхлил, что она в пух превратилась. Но кроме кровавых мозолей ничем не разжился.
— Золото познается в огне, а человек в труде, — помнишь, дед Иван говорил, — шепнул Шарик Мурке, видя, как Федор лопатой машет. – Будет из нашего хозяина толк!
На следующий день замотал Федор мозоли чистыми тряпицами и отправился поле под рожь готовить. Шарик и Мурка с ним пошли.
— Помолиться надо перед работой, — напомнил пахарю Шарик.
— Да ладно, — махнул тот рукой, — я и без молитвы управлюсь.
— Без молитвы будет тебе поле для битвы, — вздохнула Мурка.
Походил Федор вокруг плуга, повздыхал, оглянулся на друзей. Те ему говорят: «Ты в плуг впрягайся, а мы им управлять будем». Так и сделали. К полудню пахарь от усталости шагу не мог ступить. Упал в свежую борозду, не шевелится. И вдруг услышал Федор, что земля дышит! «Не может быть!» Приник ухом к чернозему – «точно, дышит!». Стало ему понятно, почему дед Иван землю живой называл, матушкой величал.
Отдышался парень, напился воды, и снова за работу. Вернулся на хутор затемно. Так устал, что о еде и не вспомнил. Камнем на кровать упал и уснул.
Вышел на следующее утро Федор на двор, постучал руками по пустому животу, как по барабану ударил. Вдруг смотрит – во двор телега заезжает. Из нее мужичок выскочил и к Федору бросился.
— Ты Федор, деда Ивана внук? – спрашивает?
— Я, — пробасил парень. – Только умер дед Иван на прошлую Пасху.
— Царствие ему небесное, — перекрестился мужичок. Золотое у него было сердце. Он однажды меня с семьей от голодной смерти спас, теперь я приехал долг отдать. Держи-ка!
И начал мужичок с телеги припасы сгружать. А там и гречка, и пшено, и мука, и рыба соленая и еще много чего. Выгрузил все и уехал.
Вспомнил Федор деда добрым словом, и призадумался.
Всю неделю вставал он ни свет ни заря, тряпицы на руках менял и в поле шел. Вскоре ладлни у него зажили, мозоли огрубели. Но, как ни старался наш пахарь, только одну половину дедова поля осилил. Вторая так и осталась невспаханная.
Подошло время зерно сеять. «Это работа легкая. Я с ней мигом справлюсь», — подумал Федор. Принес на поле дедовы запасы ржи, раскидал зерно, только собрался домой идти, как видит – летит к полю, гомоня на все небо, черная туча воронья. «Они же все зерно склюют! Что делать?!», — схватился за голову сеятель.
— За ружьем беги, да стреляй в воздух, — подсказал ему Шарик.
Пока Федор на хутор бегал, пока ружье зарядил, пока обратно вернулся – птицы половину зерна склевали. Пальнул он пару раз в небо, прогнал ворон.
С посевом парень управился, огородом и садом занялся. Там тоже потрудиться пришлось – то посадка, то прополка, то поливка, то тля нападет, то колорадский жук налетит. В общем, забыл Федор и про дудку свою и про реку. Отдышался лишь к осени, когда первый в своей жизни хлебный каравай из печи достал. Поставил его не стол – не налюбуется. «Хоть и кривенький и подгоревший, зато мой, — радовался Федор, лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. Хоть я четверть урожая собрал от того, что дед Иван имел, да она вся моя.
На следующий год он все поле осилил. Взошла рожь колосок к колоску – загляденье! «Знатный урожай соберу, — потирал руки Федор, — часть зерна продам, лошадь куплю, пару коров, бычка, а может, и на гусей с курами денег останется. Тогда и к Аленушке свататься можно». Да только не сбылись его надежды, засуха началась, какой давно не было.
— Что же делать? Сгорит ведь урожай, — чуть не плакал парень.
— А ты Илье пророку помолись, чтобы он дождь послал. Дед Иван так всегда делал, — подсказала ему Мурка.
— Да не буду я молиться! – отмахнулся Федор. – Я лучше сам буду поле поливать.
Сказано — сделано. Начал он с утра до ночи воду на поле таскать, рожь поливать. Неделю поливал, а потом и дожди начались. Видно, пожалел его Господь.
На этот раз собрал Федор половину урожая от дедова, так что смог купить козу, да пару кур с петухом. «Ничего, — думал он, — на следующий год я все осилю».
Чтобы зимними вечерами не скучать, начал Федор из глины фигурки лепить, а потом и за гончарный круг сел. Мурка с Шариком, глядя на хозяина, не нарадуются. Горшки да кувшины у него, не хуже, чем у деда выходят, а то и лучше.
Весной продал Федор на базаре целый воз посуды и лошадь купил. Да не просто лошадь, а вороного коня в белых яблоках. Оседлал его и к дому пекаря поскакал. Хотел на Аленушку посмотреть, себя показать. Увидела его девица, выбежала на крыльцо и говорит:
— Если ты через год хозяйство не поднимешь, отец меня замуж за купеческого сына отдаст. Он в этом году хотел, да я уговорила еще подождать!
Приехал Федор на хутор. Сел на крыльцо, задумался. Подошли к нему Шарик с Муркой. Сели рядышком. Спрашивают:
— О чем хозяин грустишь?
— Думаю, что как я не стараюсь на ноги встать, почему-то у меня не получается. То птицы налетят, то засуха, то жуки на огород нападут, то тля на деревья. Почему дед Иван полные закрома собирал, а я и половину с трудом заполняю?
Переглянулись друзья, мол, говорить или нет? Все-таки решились.
— Потому что дед твой все дела с молитвы начинал. А когда заканчивал их, то всегда Бога благодарил. Поэтому его поле и птицы облетали, и мыши кругом обходили.
— А еще он всегда бедным помогал, в первую очередь о других думал, в последнюю о себе.
— Это я знаю, — вздохнул Федор, — золотое у него сердце было. За всех дед переживал, а особенно за меня, за сироту. А я ведь совсем ему не помогал, только об удовольствиях и думал. Ни спасибо, ни пожалуйста ему не говорил, — горько вздохнул Федор. – Эх, теперь бы я все по-другому делал, да поздно слезы лить. И с чего я решил, что умнее деда? Буду жить, как дед Иван жил!
На этот раз начал Федор посевную с молитвы, молитвой и закончил. Слава Богу, собрал он урожай небывалый – зерна столько, что в закрома не вместить, а овощей — в подпол. Продал он излишки и восстановил прежнее хозяйство, дом подновил, приоделся и сватов с дарами к Аленушке заслал.
На этот раз пекарь ему не отказал, но сначала на хутор к жениху съездил, убедился, что дочь в трудовые руки отдает. А на Покров молодые свадьбу сыграли. Для Шарика и Мурки напекла Аленушка их любимых пирогов с рыбой. А Федор для гостей хлебный каравай испек — ровный, румяный, с хрустящей корочкой. Поставил его посреди стола и сказал:
— Хлеб всему голова!
И все с ним согласились!
Читать другие рассказы и сказки Рогалевой1-3.su
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«Хлеб – всему голова»
Цели: показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека; формировать у детей бережное отношение к хлебу, уважение к тяжёлому труду хлеборобов и пекарей; углубление знаний учащихся о том, как выращивают и производят хлеб; обобщить знания о хлебе, Родине; помочь детям почувствовать атмосферу военных лет.
Планируемые результаты:
Личностные: формировать чувство гордости за свою Родину, народ и историю, осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках; осознание ответственности человека за общее благополучие.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Познавательные: познакомить детей с тем, как в старину выращивали хлеб, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
Коммуникативные: учить использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание и владеть диалогической формой речи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Предварительная работа: разучивание песен, стихотворений, текстов; подбор обучающимися пословиц, поговорок о хлебе, составление презентации к мероприятию «Хлеб всей жизни голова», вырезание детьми из бумаги колосьев пшеницы.
Оформление: на доске висят плакаты с изображением пшеничного поля и хлебобулочных изделий. На листах А4 - пословицы о хлебе, подобранные детьми; стихотворение Оболенского К. о случае, произошедшем в школьной столовой. В центре - высказывание «Хлеб – наше богатство». Класс украшен вырезанными из бумаги колосьями пшеницы. На столе тарелки: с горстью земли на красивом носовом платочке и кусочком ржаного хлеба, по размерам приближённого к блокадному хлебу. На подносе на расшитом полотенце лежит каравай.
Оборудование: плакаты с изображением пшеничного поля и хлебобулочных изделий; на листах А4 - пословицы о хлебе; стихотворение Оболенского К.; высказывание «Хлеб – наше богатство»; вырезанные из бумаги колосья пшеницы; 2 тарелки; горсть земли; красивый носовой платочек; кусочек ржаного хлеба, по размерам приближённый к блокадному хлебу; поднос; расшитый полотенце; каравай; презентация «Хлеб всей жизни голова»; компьютер; мультимедийный проектор.
Аудиозаписи: минусовки песен «Расти колосок», «Ой, ты рожь», «Песня о хлебе» в исполнении Л. Зыкиной (плюс), запись звука метронома, «Реквием» В. А. Моцарта.
Ход мероприятия
Под звуки песни « Русское поле »
Выходит богатырь-землепашец в старинном крестьянском костюме. На плечах у него макет «сошки кленовой».
Ведущий Ай же ты, оратай-оратаюшка!Как-то тебя да именем зовут,Как величают по отчеству?
Землепашец Ржи накошу, в скирду складу,В скирды складу, да домой выволочу,Домой выволочу, дома вымолочуДрани надеру, да пива наварю,Пива наварю, мужичков напою,Станут мужички меня покликивати:
Ведущий Ай ты молодой Микулушка Селянинович!На коне выезжает древнерусский богатырь.
Ведущий его спрашивает:Ты чей такой дородный добрый молодец,Тебя как-то молодца зовут по имени,Величают удалого по отчеству?
Отвечает ему добрый молодец:Есть с славного из города из Мурома,Из того села, да с Карачарова,Ай по имени зовут меня да Илья Муромец,По отцу-то величают сын Иванович.Двор мне княжеский не нужен,Не пиров держусь,Я мужик неприхотливый,Был бы хлеба кусок…
Ведущий: Дорогие гости, дорогие ребята! Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о чуде - земли, чуде труда человека – хлебе.
Все: Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
1 Слыша добрые вести,
Видя силу страны,
Хлебу мы честь по чести
Поклониться должны.
2 Нужны нам и мясо, и фрукты.
Однако, коль строго судить.
Жить можно без многих продуктов…
Без хлеба вовек не прожить.
3 Всему голова и основа,
В нем труд хлебороба, их пот.
И хлебушком – ласковым словом –
Зовет его часто народ.
Какое без хлеба застолье?
Еще с незапамятных дней
Не зря на Руси хлебом – солью
Встречают желанных гостей.
4 Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
Ведущий: Как пришел ты к людям, хлеб?
1-й колосок: Вот послушайте сказку.
Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Случилось так, что всех животных они истребили, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зернышками, и есть их. Эти зерна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зерна и пошел искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чуде – колоске. С тех пор люди стали употреблять в пищу чудо – колоски. Позднее они начали зерна размельчать, подсушивать на камнях и питаться этим.
Входит второй колосок.
2-й колосок: А я хочу подарить вам сказку. Но сказка эта не простая! Хотите послушать и увидеть ее?
Жили-были на свете Солнце, Земля и Труд. Земля питала каждую травинку, Солнышко ласкало, а Труд оберегал. Но откуда не возьмись…
Входит Безделица.
Безделица: Ох, люблю бездельничать! Ох, люблю! Недаром зовусь Безделицей. Больше всего не люблю труд. Вы его, ребята, не видели?
Появляется Труд, в руках он несет зерно.
Труд (смотрит на зерно): Какое ты маленькое, а сколько в тебе добра!
Безделица набрасывается сзади на него и пытается отнять зернышко.
Безделица: Все равно я стану владычицей Земли!
Труд: Владыкой мира будет труд!
Безделица: Ха! Давай позовем человека. Пусть он решит, то ли ему обливаться потом, то ли ничего не делать, полеживая в тени…
Труд: Будь, по-твоему. (Появляется человек). Вот тебе горсть зерна. Сумеешь вырастить хороший урожай – принесешь всем радость.
Безделица: А уж коли не вырастишь, коли захочется тебе (зевает) подремать да понежиться ( потягивается ), уж тогда мы с тобой друзьями станем.
Человек( кланяется Труду) : Спасибо тебе, батюшка Труд! Я тебя не подведу.
Звучит русская народная мелодия. Человек под музыку сеет зерна. На каждый взмах руки выбегают всходы и водят хороводы.
Танец КОЛОСКОВ.
Безделица: Ну, надо же! Труд верх берет! Эх, была, не была! Позову-ка я Мороза, пусть заморозит всходы. Эй вы, Морозы лютые! Сюда! Сюда!
Влетают Морозы ( «Красный нос» и «Синий нос» ) и бегают по залу.
Труд: Ребята! Беда может случиться! Скорее в круг! Не дадим Морозам погубить зеленые всходы хлеба!
Дети окружают всходы.
Морозы: Я Мороз – Красный нос! Я Мороз – Синий нос! Померяемся силой! Если мы перетянем канат, - наши всходы.
Игра «Перетягивание каната». Дети побеждают, Морозы убегают.
Безделица: Ох, и бездельники эти Морозы! Ну да у меня еще ветры-суховеи про запас есть! Ветры! Ветры-суховеи! Отзовитесь! Появитесь!
Вбегают ветры.
Ну, суши! Ну, губи!
Человек: Нашим всходам нужна влага! В воде их спасение. Там вдали озеро. Необходимо сюда доставить как можно больше влаги! Но ветры-суховеи постараются овладеть водой, поэтому мне нужна ваша помощь.
Игра «Не пролей воду». На середине зала миска с водой. Это-озеро. Надо ложкой зачерпнуть воду и быстро перенести ее в стакан, который стоит у всходов, то же делают суховеи, только они носят воду в обратную сторону. В чьем стакане окажется больше воды?
Всходы: Спасибо, ребята, напоили нас!
Безделица: Горе мне, горе! Ухожу я от вас! Фу! Какая противная ваша сказка! И здесь мне не удалось поселиться…
Появляется третий Колосок.
3-й колосок: Хороша твоя сказка, братец Колосок!
Но не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Ведущий: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:
«Земля – матушка, а хлеб – батюшка», «Хлеб – это жизнь», «Без золота проживёшь, а без хлеба – нет», «Хлеб – кормилец».
Изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно не дорогие булки, Буханки вобрали в себя великий труд не одного человека. Труд многих людей. Тысяча людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
Ученые полагают, что первый хлеб был выпечен не менее 15 тыс. лет назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, выпеченная 6 тыс. лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь, который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень дорогим. Его могли себе позволить купить только очень богатые люди.
На выпечку лишь одного батона уходит 1200 зерен.
Ежедневно в стране выпекается 82 тыс. хлеба.
В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле!
Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других.
Святое дело - вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен! Сколько же надо, чтобы прокормить народ?
Ведущий Сегодня у нас в гостях люди, которые растят хлеб: Иванов Сергей Васильевич, его работники (Пересыпкин Николай, Сидоров Александр). Мы предоставляем им слово.
Выступления гостей.
1-й ученик: Каравай земли и неба
На твоем столе –
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
2-й ученик: В каждом маленьком кусочке
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
3-й ученик: В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
4-й ученик: И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно родина бессмертный
Хлебный колосок.
5-й ученик: Чтоб колосья подняться смогли,
Нужно людям над пашней сгибаться.
В хлебе чувствуем запах земли
И упорство труда землепашца.
Ведущий: Да, взрослые, вспоминая те трудности, которые им пришлось испытать на полях, говорят:
Перед этой пашнею шапку скинь, сынок,
Видишь, пробивается хлебный стебелек,
Сколько в это зернышко вложено труда,
Знают только солнышко, ветер да вода…
Песня «Русское поле»
Игра «Помогаем собрать урожай»
Ведущий: Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово! Славится он первым на земле ( на столе ). «Священный дар» - так называли хлеб в блокадном Ленинграде во время Великой Отечественной войны.
1-й ученик: Был хлеб всегда в почете на Руси –
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать? –
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
2-й ученик: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба, блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
3-й ученик: Во время блокады Ленинграда пришлось резко снизить нормы выдачи хлеба жителям города. Рабочие получали в день 250 грамм, а остальные жители – 125 грамм. Этот хлеб состоял из небольшого количества муки, древесной целлюлозы, жмыха, отрубей и других примесей. И все-таки он помог ленинградцам выстоять.
4-й ученик: 641803 ленинградца умерли во время блокады от голода. На Пискаревском кладбище – тысячи могил. Около одной всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом записка: «Доченька, если б я могла дать его тебе тогда…»
Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.
Ведущий: Многим известна печальная история 11 - летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. В музее истории Санкт - Петербурга хранится ее дневник. В нем есть короткие трагические записи:
«Женя умерла 28 декабря в 12 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 января в 3ч. дня 1942 г.
Леня умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 г.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша умер 10 ма в 4ч. дня 1942 г.
Мама - 13 мая в 7 час.30 мин. утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».
Умирающую Таню удалось вывезти с детским домом в поселок Шатки Горьковской области. Но истощенная голодом, девочка умерла.
Звучит «Реквием» В.-А. Моцарта.
4-й ученик: В Ленинграде – это было в пятидесятые годы – на Невском проспекте, около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи (тогда они еще ходили на Невском), засигналили машины, засвистели милиционеры, и как-то резко остановилось все движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Ругались водители, что-то кричал вагоновожатый, шумела толпа, но женщина шла вперед, преграждая путь транспорту. Потом она что-то подняла и, прижав к груди, пошла обратно… Подойдя к шумевшей толпе, протянула руку, и все увидели кусок изуродованного хлеба, вернее, остатки того, что было хлебом. Как он попал на проезжую часть дороги – объяснить трудно. Видимо, кто-то слишком сытый, не переживший блокаду, бросил этот кусок хлеба.
5-й ученик: А потом у поэта Р. Рождественского родились такие строки:
На Невском замерло движение…
Не ночью, нет – средь бела дня.
На мостовой, как изваянье.
Фигура женщины видна.
Там, на дороге, как во сне,
Седая женщина стояла –
В ее протянутых руках
Горбушка черная лежала.
Нет , не горбушка, а кусок,
Обезображенный бездушьем,
Размятый множеством машин
И все забывшим равнодушьем…
А женщина держала хлеб
И с дрожью в голосе шептала:
- Кусочек этот бы тогда –
И сына б я не потеряла.
- Кусочек этот бы тогда…
Кусочек этот бы тогда…
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года…
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил…
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Лежащий здесь – у ваших ног.
Кусок, не подаривший жизнь…
Кто бросил хлеб – тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Песня «Корочка хлеба»
6-й ученик: Ты и каждый, кто ел сегодня хлеб, кто купил его, принес его домой, - взгляните на хлеб. Друг! Ты держишь в руках сокровище.
Все: Хлеб надо беречь!
7-й ученик: Не бросай хлеб, не топчи его!
Не хвастай, что ты сыт!
Ведущий То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб, - не личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на земле, кто живет сейчас.
Помните, что хлеб и через 2-3 дня не утрачивает своих вкусовых качеств. Не покупайте лишнего хлеба, а купленный старайтесь съест. Если же останется немного хлеба, нарежьте его тонкими ломтиками и подсушите в духовке. Вкусен чай с такими сухариками. Их также можно есть с супом. Если пропустить оставшиеся засохшие куски хлеба через мясорубку, получатся панировочные сухари.
Ведущий: Помните: если каждый из нас выбросит в день пол-ломтика хлеба, то за год наберется 7 кг, или 15 батонов. Если их умножить на число людей, живущих в нашей стране, то получится, что все вместе мы выбросим хлеб, который выращивали свыше 350 колхозов и совхозов, 3,5 млн.человек участвовало в производстве выброшенного нами хлеба. Государство из-за нашего небрежного отношения к хлебу понесло убыток более 97 млн. рублей. Вдумайтесь в эти цифры.
Если буханка, батон зачерствели и их выбросили, значит, зря трудились хлебороб, мукомол, напрасно стоял у жаркой печи пекарь…
( Каждому классу вручается на подносе с расшитым полотенцем КАРАВАЙ )
Ведущий :Будем помнить народную мудрость: « Хлеб – всей жизни голова».
И всегда будем помнить о людях, которые растят хлеб.
ВСЕ: Слава хлебу и рукам, что его растили!
Слава! Слава! Слава!
Ведущий Предлагаю вам небольшую викторину (за правильный ответ - сушка)
Игра «Откуда берётся хлеб»
Детям показывают рисунки, на которых изображены пашня, мельница, сбор урожая, сев, магазин, пекарня. Их нужно расставить в правильном порядке.
За верную последовательность ребёнок награждается сушкой.
ПОСЛОВИЦЫ.
Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Хлеб да вода – молодецкая еда.
Хлеб ногами топтать – народу голодать.
Горька работа, зато сладок хлеб.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
Пекарь: Молодцы, ребята!!! Ох, много у нас на хлебозаводе работы. Сначала машины привозят муку и она хранится у нас в подвалах. Потом ее просеивают, добавляют соль, сахар, дрожжи, воду и месят тесто. А из теста что только не выпекают — его режут на кусочки, квадратики, катают «колбаски», плетут косички — настоящие умельцы работают!!! А ведь начинается все с м-а-а-аленького зернышка, посаженного в землю. Да, труд большой! Вы это уже поняли!!! А загадки отгадаете на «хлебную» тему?
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Птица Юрица на ветер глядит,
Крыльями машет, сама ни с места. (Ветряная мельница)
У лепешки, каравая, сушки, плюшки, пирожка
От рождения седая мать по имени... (Мука)
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет — урожай соберет. (Комбайн)
Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены. (Зерно)
Ведущий Мы, дети должны знать и помнить всегда о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им. Ученик: Почёт и честь вам, хлеборобы! За ваш прекрасный урожай, За то, что Родине вы дали Душистый хлеба каравай!
(В руках у него каравай хлеба на рушнике, он идёт в зал, где сидят почётные гости, и благодарит этим караваем). Завершается праздник песней «Русское поле» слова П. Синявского)
nsportal.ru
Хлеб всему голова!
Второй год подряд в рамках инновационной деятельности в детском саду №18 «Сказка» на базе группы № 6 действует «Школа молодых родителей». Дважды в месяц двери группы «Красная шапочка» открыты для самых талантливых, и неравнодушных мам и пап.
Заботливые родители, бабушки, дедушки, дяди и тёти, воспитатели и, конечно, дети собрались в торжественном и нарядном зале, чтобы вспомнить очень важную, немного позабытую, но вечную, истину «Хлеб всему голова!» Два месяца кропотливого труда взрослых и детей поразили всех. Ребята удивляли гостей песнями, танцами, стихами, знаниями пословиц и поговорок о хлебе.
В ходе праздника дети показали свои знания о различии колосьев пшеницы и ржи, умение выбрать продукты для хлебного теста.
Никого не оставил равнодушным просмотр мультфильма «Девочка наступившая на хлеб», педагогическая ценность которого актуальна всегда.
Но самой невероятной звучала в устах детей пяти лет тема военного хлеба. В зале чувствовалось такое родство душ детей и взрослых, что невольно многие смахивали слёзы.
А когда ребята представили всей группой вниманию родителей танец «Баллада о спасённом хлебе» зал взорвался аплодисментами.
Ещё долго в душах всех присутствующих останутся финальные слова праздника: «Вся сила земли русской в хлебе! И покуда полны наши амбары зерном, нам не страшен никакой враг!».
После такого важного и незабываемого мероприятия все дружно спустились в группу пить чай с невиданной красоты караваем (огромное спасибо искусным кулинарам столовой №10 – такого мы ещё не видели!).
Прощаясь, родители говорили много хороших слов в адрес педагогов. Никому не хотелось расходиться.
Праздник подошел к концу, а творческие идеи воспитателей В.П. Назаренко и В.В. Готовцевой продолжают воплощаться в жизнь и набирать свою силу.
xn--18-6kca8aqc6c.xn--p1ai
Жили-были на дальнем хуторе дед Иван и его внук Федор. Случилось так, что на всем белом свете родных у них не было, поэтому был дед Иван для мальчика и мать и отец.
Дед Иван был годами велик, но сила в его руках еще была. Мог он дом срубить, печь сложить, колодец поставить, на гончарном круге посуду изготовить, и еще много чего. Недаром люди его руки золотыми называли. Не только руки у деда Ивана были золотые, но и сердце. Всех он любил, всем помогал, никого не осуждал. «Не суди, и не судим будешь», — внуку наказывал.
Еще дед Иван сам хлеб растил. Сначала сеял с молитвой, потом с молитвой урожай собирал, потом снопы вязал, молотил, зерна в муку молол и хлеб выпекал. С большим уважением дед Иван к хлебу относился. И за все Бога благодарил.
Хозяйство на хуторе было небольшое – лошадь да коза, хрюшка с хряком, куры да гуси.
Гуси — птицы важные, гуляют, где хотят, никто им не страшен, кроме лисиц и волков. Но Федя на их важность внимания не обращал. Нравилось ему гусей дразнить. Выскочит, бывало, перед ними из высокой травы и залает по-собачьи. Птицы от страха гогочут, разбегаются, а потом яйца не несут. Дед только диву дается, что с гусями случилось? Невдомек ему, что это любимый внучок балуется.
Долго терпели птицы Федины выходки, но однажды, когда тот начал по ним камешками из рогатки стрелять, не выдержали. Шеи вытянули, крылья раскрыли, зашипели и пошли на него стеной. Мальчик сразу наутек бросился, но вожак его догнал и за ногу ущипнул. С тех пор Федор гусей не дразнил.
Когда дед с хутора отлучался, за мальчиком присматривали кошка Мурка и пес Шарик. Были они друзья – не разлей вода, ни минуты друг без друга прожить не могли. Идет Мурка на мышей охотиться, и Шарик с ней. Отправится пес в лес белок гонять, и кошка за ним. Все они понимали, все замечали, только что по-человечески не говорили.
Однажды слепил Федя из хлебного мякиша фигурки лисы и медведя.
— Ах, молодец, как у тебя хорошо получается, — обрадовался дед, увидев их, — глядишь, со временем и из глины начнешь лепить, а потом я тебя и за гончарный круг посажу, посуду делать научить.
— Не, деда, — отвечал Федя, — я твой тяжелый круг крутить не хочу, мне больше из хлеба лепить нравится.
— Ну, лепи, лепи, — согласился дед Иван, — только потом хлебушек съесть не забудь. Не всяк пашню пашет, а всяк хлеб ест.
— Съем, съем, — кивал Федя головой, а сам фигурки за окошко выкидывал. Мол, птицы подберут.
Однажды попались хлебные зверята на глаза Мурке. Она сразу смекнула, что это Феденька хлебом балуется. Знала кошка, как тяжело хлеб деду достается. Побежала она к Шарику рассказать, что мальчик хлеб на землю бросает, деда обманывает.
— Избаловал Иваныч мальчика, — вздохнул пес, выслушав подругу, — родители дитя балуют, а жизнь его не жалует. Нахлебается еще наш Федюня горькой водицы.
Когда мальчик подрос, дед Иван его грамоте научил. Съездил в город, продал на базаре овощей-фруктов и на вырученные деньги азбуку купил и сказок разных.
Больше всего Федору понравилась сказка про волшебную щуку, которая могла исполнять все желания. «Вот бы мне такую рыбу поймать, — принялся он мечтать, — была бы у меня и печь, которая сама ездит, и скатерть-самобранка, и сапоги-скороходы». Чтобы рыбу поймать — надо рыбачить научиться. Попросил мальчик деда смастерить ему удочку по размеру и начал пропадать на речке день-деньской, но кроме карасиков и плотвы ничего ему не попадалось.
— Ну что, поймал свою волшебную щуку? – ласково смеялся дед, встречая внука с рыбалки.
— Нет, — вздыхал Федор, — не поймал.
— Ну, ничего, не переживай. Я из твоей мелочи вкуснющую уху сварю. Мы ее с хлебушком и навернем.
— А я твои пироги больше хлеба люблю есть, — отвечал Федюша.
— Ишь, пироги он любит! А знаешь, что народ-то говорит?
— Что?
— Без хлеба куска везде тоска. Хлеб всему голова. Думай — не думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. Вот подрастешь, буду тебя с собой на поле брать, сначала научу зерно сеять, а потом и остальную хлебную премудрость освоишь.
— Не, деда, я на поле с тобой ходить не хочу. Жарко там, и колоски колются. У меня после них все лицо чешется. Я лучше козу пасти буду. Ты мне только дудочку вырежи.
— Вырежу, вырежу — улыбался Иван Иванович, целуя внука в курносый нос. Очень он Федюшу любил и жалел – сирота все-таки.
Вскоре мальчик рыбачить перестал. Решил, что волшебная щука в другой реке плавает. Взамен рыбалки пристрастился он на дудочке играть. Целыми днями мог в нее разные песенки выдувать.
Солнце встало – солнце село, быстро время на хуторе летело. Круглый год трудился дед Иван от зари до зари. А Федор летом козу пас, зимой дома сидел, на дудочке играл, или на санках с горки катался. Как дед ни пытался внука к труду приучить, ничего у него не вышло. «Ладно, — думал дед Иван, — силушка у меня еще есть. Если Бог управит, то я еще Федю потяну, а там, глядишь, надоест парню баклуши бить, сам к работе потянется». Но не случилось ему дожить до этого. В праздничный пасхальный день остановилось любящее сердце деда Ивана. Было тогда Федору семнадцать лет.
Похоронил он деда, поплакал, повздыхал, и стал дальше жить, как привык. Чай с баранками пил, картошку ел с соленьями. Дед Иван их столько запасал, что до нового урожая хватало. Про козу и птицу Федор вспоминал, когда ему яйца были нужны и молоко. Пришлось Мурке за птицей и хрюшками ухаживать, а Шарику лошадь и козу пасти. Так до осени Федор и прожил, ни о чем не заботясь.
Но однажды сунул он руку в мешок с баранками, а там пусто. Полез в подпол за картошкой – и та закончилась. Хлебных сухарей тоже не осталось. Что делать?
Сел парень на крыльцо, пригорюнился, думает, и что я у деда не учился, пока тот жив был? Подошли к нему Шарик и Мурка, встали рядом.
— Правильно думаешь, не лениться надо было, а работе учиться, — вдруг человеческим голосом заговорил Шарик. — Счастье и труд рядом идут.
— Вот-вот, для кого труд — радость, для того жизнь – счастье, — откликнулась Мурка.
— Вы что, умеете по-людски разговаривать? – оторопел Федор. – Что же вы раньше молчали?
— А о чем говорить? Не до разговоров нам было, мы делами занимались, — отозвался Шарик. – Работали до поту и ели в охоту.
— Да, поесть бы я сейчас не отказался, — вздохнул Федор. – Только запасы дедовы закончились. Как теперь жить, ума не приложу.
— Надо было грядки копать, семена сеять, огород сажать. Слышал, как дед Иван говорил: «Человек трудится — земля не ленится; человек ленится — земля не трудится», — сказал Шарик.
— Да слышал я все, — махнул рукой Федор, — неохота мне было с грядками возиться, еще мозоли бы лопатой натер. Я лучше в город поеду, хряка с хрюшкой продам, еды куплю.
Сказано — сделано. Продал Федор свиней, наелся в харчевне до отвала, ночь в телеге переночевал, утром по базару прошелся, всего, что глаза захотели купил и на хутор отправился. Вернулся домой довольный, на ходу пирог с капустой жует, квасом запивает.
Шарик с Муркой встретили его у крыльца, чуть не плачут.
— Что это вы такие поникшие, — спрашивает Федор, слезая с телеги, — что случилось?
— Пришли ночью лисы и всех кур и гусей утащили. Прости, хозяин, не доглядели, — сказал пес.
— Эка беда, — махнул рукой Федор, — от этих птиц были одни хлопоты. Я столько вкусной еды привез, что надолго хватит, и без яиц проживу.
Начал он дальше жить-поживать, на дудке играть, песни петь. А Шарик с Муркой за козой и лошадью смотрели.
Ел Федор так, что за ушами трещало, ни в чем себе не отказывал. Поэтому его запасы к началу весны закончилась. Как-то пошел парень на ледник, балыка и ветчины отрезать, а там лишь хвостики от них на веревочках болтаются. Бросился он к мешку с баранками, а там снова пусто. И горох, и греча, и варенье с печеньями – все закончилось. Что делать?
Сел Федор на крыльцо, голову руками обхватил. «Думай, голова», — свою голову уговаривает.
— Что, хозяин, пригорюнился? Снова есть нечего? – подошли к нему пес и кошка.
— Нечего, — вздохнул Федор.
— Так теперь самое время и картошку, и хлеб, и гречу сажать. Помнишь, как дед Иван говорил: «Гречневая каша – матушка наша, а хлеб ржаной – нам отец родной».
— Да помню я все, — махнул рукой Федор. – Неохота мне в поле идти, ногами грязь после дождя месить. Я лучше в город поеду, козу продам, а на вырученные деньги еды куплю.
Сказано – сделано. Продал Федор козу, купил сапоги со скрипом, кафтан нарядный, поел в трактире, вышел на улицу, а там ливень хлещет. Как быть? Тут один добрый человек его надоумил в гостиницу пойти ночевать. Мол, там и чисто, и тепло, и дождь не промочит. Федор согласился, а когда утром на улицу вышел, не нашел ни лошадь, ни телегу. «Цыган увел, — объяснил ему хозяин гостиницы, — недаром он вчера здесь вертелся». Понял Федор, какой добрый человек ему насоветовал в городе переночевать, да поздно было. Хорошо хоть оставшиеся деньги в кармане лежали.
«Хлеба побольше куплю и картошки, — решил парень, пересчитав монеты. — С хлебом я в беду не попаду, вроде, так дед Иван говорил».
Зашел Федор в пекарню, а там такой аромат от сдобы, что сил нет терпеть. Не выдержал он и на все деньги вместо хлеба булок да пирогов накупил. Закружилась его голова от сладких запахов, да не только от них, а еще и от красоты девичьей. Увидел Федор дочку пекаря, красавицу Аленушку и влюбился в нее безоглядно. Минуты ему хватило, чтобы понять, что хочет он ее в жены взять и всю жизнь с ней прожить.
Федор был парень видный. Аленушке он тоже приглянулся. Улыбнулась ему девица, кренделем свежим угостила. Федор, недолго думая, бросился к ее отцу руки дочери просить.
Выслушал пекарь Федора и говорит:
— А где же твои сваты? Порядочный жених сватов засылает, да с подарками.
— Нет у меня никого, один я на всем белом свете.
— А сам-то ты откуда, прыткий такой? – прищурился пекарь.
— С дальнего хутора.
— Так ты деда Ивана внук! – обрадовался Аленушкин отец, — Знал я его, слава о его доброте и золотых руках по всей округе шла. Ну, если ты в деда пошел, то отдам я за тебя Аленку. За мужем добрым, работящим будет она, как за каменной стеной. У тебя, небось, хозяйство большое?
— Нет у меня ничего, только кошка да собака, — опустил голову Федор.
— Как же так? – поразился пекарь. – Ведь у деда Ивана все было. Куда делось-то?
Пришлось парню рассказать, как он дедово наследство растерял. Выслушал его пекарь, и говорит:
— Знаешь что… Ты сначала работать научись, хозяйством обзаведись, а потом уже о свадьбе думай. Не отдам я свою любимую дочь за лентяя и бездельника.
Федор от огорчения чуть не заплакал. Вышел из пекарни, оглянулся, а в окошке Аленушка одной рукой слезки вытирает, другой — ему машет. Прощается навек.
Завалялись у Федора в кармане две монетки, только на маленький мешочек картофеля и хватило. Закинул он поклажу за плечо и домой отправился. Пока до дому дошел не заметил, как все булки и пироги стрескал. Только три баранки на дне мешка и остались.
А когда догрыз он последнюю баранку, то сел на крыльце, лицо в ладони уронил и заплакал:
— Как жить мне теперь? Что делать?
Подошли к нему Мурка и Шарик, сели рядом.
— Не плачь, хозяин, — говорит пес, — еще не поздно яровые посеять, огород вскопать, картошку посадить. У тебя же картошка в мешке лежит, забыл?
— Точно, забыл! – подскочил Федор.
Бросился он в сарай, куда мешочек с картошкой забросил, пересчитал картофелины, если каждую на четыре части разрезать, может, на посадку и хватит.
— А как я хлеб растить буду, если ничего не знаю и не умею, — вздохнул он.
— А мы тебе подскажем, — вскочила Мурка от радости. – Мы часто с дедом на поле ходили, все видели, все помним, и где семена для посева лежат, знаем.
— А что я есть буду, пока урожай не получу? – всхлипнул Федор. Ох, и жалел он себя, несчастного.
– Ты, когда картошку сажать будешь, землю лучше копай, комочки разбивай, может и найдешь там чего, — подсказал Шарик.
«Неужели дед Иван клад закопал?», — екнуло у парня в сердце.
В поисках дедовых сокровищ Федор так землю рыхлил, что она в пух превратилась. Но кроме кровавых мозолей ничем не разжился.
— Золото познается в огне, а человек в труде, — помнишь, дед Иван говорил, — шепнул Шарик Мурке, видя, как Федор лопатой машет. – Будет из нашего хозяина толк!
На следующий день замотал Федор мозоли чистыми тряпицами и отправился поле под рожь готовить. Шарик и Мурка с ним пошли.
— Помолиться надо перед работой, — напомнил пахарю Шарик.
— Да ладно, — махнул тот рукой, — я и без молитвы управлюсь.
— Без молитвы будет тебе поле для битвы, — вздохнула Мурка.
Походил Федор вокруг плуга, повздыхал, оглянулся на друзей. Те ему говорят: «Ты в плуг впрягайся, а мы им управлять будем». Так и сделали. К полудню пахарь от усталости шагу не мог ступить. Упал в свежую борозду, не шевелится. И вдруг услышал Федор, что земля дышит! «Не может быть!» Приник ухом к чернозему – «точно, дышит!». Стало ему понятно, почему дед Иван землю живой называл, матушкой величал.
Отдышался парень, напился воды, и снова за работу. Вернулся на хутор затемно. Так устал, что о еде и не вспомнил. Камнем на кровать упал и уснул.
Вышел на следующее утро Федор на двор, постучал руками по пустому животу, как по барабану ударил. Вдруг смотрит – во двор телега заезжает. Из нее мужичок выскочил и к Федору бросился.
— Ты Федор, деда Ивана внук? – спрашивает?
— Я, — пробасил парень. – Только умер дед Иван на прошлую Пасху.
— Царствие ему небесное, — перекрестился мужичок. Золотое у него было сердце. Он однажды меня с семьей от голодной смерти спас, теперь я приехал долг отдать. Держи-ка!
И начал мужичок с телеги припасы сгружать. А там и гречка, и пшено, и мука, и рыба соленая и еще много чего. Выгрузил все и уехал.
Вспомнил Федор деда добрым словом, и призадумался.
Всю неделю вставал он ни свет ни заря, тряпицы на руках менял и в поле шел. Вскоре ладлни у него зажили, мозоли огрубели. Но, как ни старался наш пахарь, только одну половину дедова поля осилил. Вторая так и осталась невспаханная.
Подошло время зерно сеять. «Это работа легкая. Я с ней мигом справлюсь», — подумал Федор. Принес на поле дедовы запасы ржи, раскидал зерно, только собрался домой идти, как видит – летит к полю, гомоня на все небо, черная туча воронья. «Они же все зерно склюют! Что делать?!», — схватился за голову сеятель.
— За ружьем беги, да стреляй в воздух, — подсказал ему Шарик.
Пока Федор на хутор бегал, пока ружье зарядил, пока обратно вернулся – птицы половину зерна склевали. Пальнул он пару раз в небо, прогнал ворон.
С посевом парень управился, огородом и садом занялся. Там тоже потрудиться пришлось – то посадка, то прополка, то поливка, то тля нападет, то колорадский жук налетит. В общем, забыл Федор и про дудку свою и про реку. Отдышался лишь к осени, когда первый в своей жизни хлебный каравай из печи достал. Поставил его не стол – не налюбуется. «Хоть и кривенький и подгоревший, зато мой, — радовался Федор, лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой. Хоть я четверть урожая собрал от того, что дед Иван имел, да она вся моя.
На следующий год он все поле осилил. Взошла рожь колосок к колоску – загляденье! «Знатный урожай соберу, — потирал руки Федор, — часть зерна продам, лошадь куплю, пару коров, бычка, а может, и на гусей с курами денег останется. Тогда и к Аленушке свататься можно». Да только не сбылись его надежды, засуха началась, какой давно не было.
— Что же делать? Сгорит ведь урожай, — чуть не плакал парень.
— А ты Илье пророку помолись, чтобы он дождь послал. Дед Иван так всегда делал, — подсказала ему Мурка.
— Да не буду я молиться! – отмахнулся Федор. – Я лучше сам буду поле поливать.
Сказано — сделано. Начал он с утра до ночи воду на поле таскать, рожь поливать. Неделю поливал, а потом и дожди начались. Видно, пожалел его Господь.
На этот раз собрал Федор половину урожая от дедова, так что смог купить козу, да пару кур с петухом. «Ничего, — думал он, — на следующий год я все осилю».
Чтобы зимними вечерами не скучать, начал Федор из глины фигурки лепить, а потом и за гончарный круг сел. Мурка с Шариком, глядя на хозяина, не нарадуются. Горшки да кувшины у него, не хуже, чем у деда выходят, а то и лучше.
Весной продал Федор на базаре целый воз посуды и лошадь купил. Да не просто лошадь, а вороного коня в белых яблоках. Оседлал его и к дому пекаря поскакал. Хотел на Аленушку посмотреть, себя показать. Увидела его девица, выбежала на крыльцо и говорит:
— Если ты через год хозяйство не поднимешь, отец меня замуж за купеческого сына отдаст. Он в этом году хотел, да я уговорила еще подождать!
Приехал Федор на хутор. Сел на крыльцо, задумался. Подошли к нему Шарик с Муркой. Сели рядышком. Спрашивают:
— О чем хозяин грустишь?
— Думаю, что как я не стараюсь на ноги встать, почему-то у меня не получается. То птицы налетят, то засуха, то жуки на огород нападут, то тля на деревья. Почему дед Иван полные закрома собирал, а я и половину с трудом заполняю?
Переглянулись друзья, мол, говорить или нет? Все-таки решились.
— Потому что дед твой все дела с молитвы начинал. А когда заканчивал их, то всегда Бога благодарил. Поэтому его поле и птицы облетали, и мыши кругом обходили.
— А еще он всегда бедным помогал, в первую очередь о других думал, в последнюю о себе.
— Это я знаю, — вздохнул Федор, — золотое у него сердце было. За всех дед переживал, а особенно за меня, за сироту. А я ведь совсем ему не помогал, только об удовольствиях и думал. Ни спасибо, ни пожалуйста ему не говорил, — горько вздохнул Федор. – Эх, теперь бы я все по-другому делал, да поздно слезы лить. И с чего я решил, что умнее деда? Буду жить, как дед Иван жил!
На этот раз начал Федор посевную с молитвы, молитвой и закончил. Слава Богу, собрал он урожай небывалый – зерна столько, что в закрома не вместить, а овощей — в подпол. Продал он излишки и восстановил прежнее хозяйство, дом подновил, приоделся и сватов с дарами к Аленушке заслал.
На этот раз пекарь ему не отказал, но сначала на хутор к жениху съездил, убедился, что дочь в трудовые руки отдает. А на Покров молодые свадьбу сыграли. Для Шарика и Мурки напекла Аленушка их любимых пирогов с рыбой. А Федор для гостей хлебный каравай испек — ровный, румяный, с хрустящей корочкой. Поставил его посреди стола и сказал:
— Хлеб всему голова!
И все с ним согласились!
Читать другие рассказы и сказки Рогалевойslovobelova.ru
Я видела однажды, по дороге.
Подбрасывал мальчишка хлеб сухой.
И ловко били хлеб шальные ноги.
Играл, как мячиком, мальчишка озорной.
Тут подошла, старушка и, нагнувшись,
Взяла батон, заплакав вдруг, ушла
Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись.
Решил, что это нищенка была.
Тут дед, сидевший на скамейке, рядом.
Поднялся и к мальчишке подошел
« Зачем - спросил он, голосом усталым –
-Ты, мальчик поступил нехорошо»
А утром, в день победы, ветераны.
Все при параде, в школу, ту, пришли.
Мальчишке показалось очень странным,
Что ветераны хлеб, с собой, несли.
Узнал мальчишка, в старом ветеране.
Седого старика, на той скамье.
Он замер, тишина стояла в зале.
И хлеб душистый на большом столе.
И та, старушка, что ушла с батоном.
Сидела рядом, грудь вся в орденах.
В глазах мальчишки голубых, бездонных.
Вдруг, со слезами появился страх.
Она, разрезав хлеб, взяла горбушку.
Мальчишке, нежно, в руки подала.
И быль, рассказанная, той старушкой.
Его в блокадный Ленинград перенесла.
.
Вот перед ним возник холодный город.
Во вражеском кольце, кругом бои.
Свирепствует зима и лютый голод.
И тот батон, что поднят был с земли.
Прижав батон, он мчится по дороге.
Он знает, мать его, больная, ждет.
Торопится он к ней, замерзли ноги.
Но счастлив он, он хлеб домой несет.
А дома, бережно, батон он режет.
Куски считая, чтоб хватило им.
Пусть он сухой и пусть не очень свежий.
Он был единственным и очень дорогим.
Нарезав хлеб, сметает крошки в руку.
И матери, ее кусок, несет.
В глазах ее он видит боль и муку.
И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»
Но, вспомнив, как он бил батон ногою.
Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук
Мать закричала « Что, сынок, с тобою.
Дай хлеба, я умру от этих мук»
Он зарыдал и вновь перед глазами.
Старушка, что батон с земли берет.
Она стоит и нежными руками.
Мальчишке, хлеб душистый, подает.
Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая.
Бежит домой, там, мать больная, ждет.
Боль матери всем сердцем понимает.
И оправданий он себе не ждет.
Он входит в дом, сидят в нем ветераны.
Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук.
Все сном прошло, остались только раны
От боли той, в глазах стоял испуг.
Он понял цену, тем слезам и хлебу.
Который, дерзко, превратил он в мяч.
На землю, вновь его вернули с неба.
Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»
Стоит она и гладит по головке.
В глаза глядит, так, как глядела мать.
Ему, вдруг, стало стыдно и неловко.
« Простите» - только это смог сказать.
Я видела, как тихо, по дороге.
Идет мальчишка, голову склонив.
И дед седой все курит на пороге.
Всю боль души, молчаньем сохранив. Автор: Нина Самкова
svetmash.blogspot.com
www.studygur.ru
Для русского человека хлеб – это не только пропитание, но символ пропитания. Недаром говорят: «Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной». Картошка, столь популярная у русских, считается лишь «вторым хлебом». Попробуем разобраться, чем можно объяснить такое отношение к хлебу на Руси. И только ли в России «хлеб всему голова»?
На сегодняшний день не существует единой точки зрения о том, когда появился хлеб и где находиться его «родина». Ученый- исследователь Николай Иванович Вавилов посвятил изучению этих вопросов значительную часть своей научной деятельности. Согласно его теории, можно выделить семь центров, которые являются очагами распространения культурных растений. Среди них – югозападноазиатский, откуда началось распространение, среди прочего и хлебных злаков.
Появление земледелия стало следствием изменения природных условий, и первые попытки выращивания и обработки диких злаков были сделаны около 13 тыс. лет до н. э. Конечно, способы получения такой пищи не отличались разнообразием: перетертые зерна, разведенные водой – подобие каши, «жидкий хлеб», которая волей случая, как считают ученые, (каша перелилась через край посуды и запеклась на ее стенках) превратившись тем самым, в первый твердый хлеб-лепешку.
Интересно открытие такого злака, как рожь: первоначально ее воспринимали как сорняк, который рос среди пшеницы. Однако такие свойства как морозоустойчивость и благотворное влияние на пищеварение со временем превратило этот «сорняк» в специально культивируемую злаковую культуру. Особенной популярностью рожь стала пользоваться в странах с более суровым климатом, в том числе и на Руси. Хотя сначала на территориях между Украиной и Россией землепашцы не разделяли рожь, и урожай, который называли «суржик», представлял собой смесь этих двух злаков. Перечисленные выше особенности и стали причиной того, что черный хлеб был так популярен у русских. Он считался более питательным, т. е. лучше насыщал, кроме того, этот хлеб был значительно дешевле ситного (т. е. из муки, просеянной через сито) и «крупчатого» (из хорошо обработанной пшеничной муки) белого хлеба, которые были практически недоступны беднякам. «Хлебушка калачу дедушка (ржаной пшеничному)», — говорили на Руси. В наши дни, когда практически любому человеку доступны не только различные сорта русского хлеба, но и появилась возможность включить в ежедневный рацион хлеб, привезенный из других стран, черный хлеб остается таким же востребованным, как и раньше. Что это – следование традициям или потребность, которая сформировалась у русского человека на генном уровне? В любом случае – черный хлеб – это символ русского, часть русской культуры.
Следует отметить, что поговорка «Хлеб всему голова» — это только один из вариантов поговорок, которые ходили на Руси в давние времена: «Ржаной хлеб всему голова», «Рыбе вода, ягода трава, а хлеб всему голова». Такое уважительное отношение существовало не только к хлебу, но и ко всему, что было с ним связано, в том числе и к процессу его приготовления.
Выпечка хлеба на Руси всегда была делом важным, а потому этот процесс сопровождался большим количеством обрядовых правил: нельзя мести пол, когда печется хлеб; нельзя садиться на печь, пока в ней печется хлеб, чтобы не испортился; когда ставишь хлеб в печь надо приподнять подол, тогда и хлеб «поднимется»; нельзя вынимать из печи один хлеб и разрезать его, пока в печи еще хлеба пекутся – оставшиеся испортятся и др. Существовали и некоторые приметы гадания с использованием хлеба: если во время обеда хлеб упадет – жди гостей; а если в печи раздвоиться – это к отлучке одного из членов семьи. количество же поговорок про хлеб настолько велико, что невозможно привести их в качестве примеров. Множество примет на Руси было связано с хлебом: хлеб всегда клали коркой вверх, не надрезанным краем в сторону двери, отрезали хлеб всегда ровно и никогда не оставляли в каравае нож (тогда, и домочадцы будут здоровы, и хлеб всегда будет в доме, а жизнь будет спокойная и гладкая).
Возвращаясь к вопросу о приготовлении хлеба, невозможно не сказать о том, что пекари (хлебники) всегда занимали особое положение. Так, в Древнем Риме раб, умеющий печь хлеб, стоил десятки тысяч раз дороже гладиатора. В Византии в 10 в. н. э. по закону хлебники были освобождены от любых государственных повинностей. Во многих европейских городах по сей день сохранились надгробия с памятниками, установленными в честь самых выдающихся пекарей. На Руси 16-17 в. в. пекарей называли уважительно «Федор, Григорий, Дмитрий» (в отличие от простых людей, которые не только в быту, но и в официальных документах, значились как «Федька, Гришка, Митрошка»). Рецепт приготовления хлеба часто держали в секрете и передавали «от отца к сыну». Однако у пекаря были не только привилегии, но он мог быть подвергнут более суровому наказанию в случае провинности: слишком дорого доставался людям тогда мука, поэтому пекарям не прощалось неудачное выпекание хлеба. В Византии провинившегося могли выпороть, остричь наголо или прогнать из города. тяжелое наказание ожидало нечестного пекаря и на Руси за «подмес» или спекуляцию хлебом. Одни из первых поселенцев Австралии – преступники, сосланные на материк за кражу хлеба.
При одинаково почтительном отношении к хлебу у разных народов были различные предпочтения в хлебных сортах. Форма испеченного хлеба также была различна. Например, древние египтяне выпекали хлеб в виде пирамидок, корзинок, или хлеб продолговатой формы, похожий на большую рыбу. На Руси же с древних времен было принято печь круглый хлеб, каравай, а позже появился формовой (в виде цилиндра) хлеб. Большой любовью пользовались различные хлебобулочные изделия – крендели, баранки, калачи. Но долгое время они были доступны только горожанам. Крестьяне же позволяли себе такое «лакомство» лишь в праздничные или «базарные» дни.
Любая трапеза, любая еда на столе русского человека не исключает хлеб. По свидетельству диетологов их пациенты часто жалуются, что при всех ограничениях в еде самое страшное для них – это ограничение хлеба (и эти же пациенты бывают очень рады, когда понимают, что хлеб в их ежедневном меню все-таки остается). «Плох обед, коли хлеба нет», — подтвердит почти каждый русский. Если мы обратимся к книгам, в которых рассказывается о застольях русской знати, то почти нигде в перечне блюд мы не встретим упоминания хлеба (именно хлеба, а не выпечки в виде многочисленных пирогов). Вероятно, хлеб на столе присутствовал «по умолчанию». В качестве примера сошлюсь на перечень провианта на один день для государственного чиновника XI-XII в. в.: наряду с указанием меры солода, мяса или рыбы про хлеб было сказано: «хлеба и пшена сколь сможешь съесть». В других странах хлеб также был неотъемлемой частью трапезы. Так, например, в Древней Греции считалось, что человек, отведав блюда без хлеба, буде жестоко наказан богами. В Индии отказ от хлеба означал оскорбление, нанесенное хозяину дома. В то же время провинившегося в чем-либо человека в качестве наказания лишали хлеба на некоторое время.
В русском фольклоре существует такое количество сказок о хлебе, что в сборниках их часто выделяют в отдельную главу. И всегда подчеркивают превосходство хлеба над другими символами богатства и достатка (например, сказка «Петушок – золотой гребешок и жерновцы»), не забывали и о «долгом пути» хлеба на стол человека (сказка «Легкий хлеб»). В литературе других стран также часто упоминали о хлебе. Так, венгерская народная сказка «Чудо-мельница» напоминает нам русскую про «Петушка и жерновцы». А сказка Андерсена «Девочка, которая наступила на хлеб» учит детей бережливому отношению к хлебу. Ведь за многовековую историю хлеб стал не просто видом пропитания, но приобрел еще более важное значение в жизни людей.
Здесь мы переходим на иной уровень восприятия хлеба, как чего-то большего, чем просто еда, что позволит нам раскрыть сакральный смысл этого продукта. Это может быть связано с историей появления хлеба. Ведь это был единственный продукт, который появлялся в следствии «алхимического» превращения муки и воды и был так не похож на исходные составляющие (мясо, к примеру, всегда оставалось мясом, а фрукты фруктами). Кроме того, долгий и трудоёмкий процесс получения хлеба (рождается, зреет…) делал его особенным и ценным. Именно хлеб считается посредником между Богом и людьми (рождается, зреет…) делал его особенно и ценным. Именно хлеб считается посредником между Богом и людьми (например, в иудаизме и христианстве). При этом хлеб считают только тот, что приготовлен из злаков, признанных хлебными (т. е. пшеницы, ячменя, ржи). Ни кукурузный, ни рисовый, ни картофельный хлеб не обладает сакральным значением, ибо хлеб благословляемый – это тот, «который Ты выводишь из земли». Хлеб стал неотъемлемой частью религии: «Сказал философ: «Слышали мы и то, что приходили к вам из Рима научить вас вере своей. Вера же их от нашей немного отличается: служат на опресноках, то есть на облатках, о которых Бог не заповедал, повелев служить на хлебе, и поучал апостолов, взяв хлеб: «Это есть тело мое, ломимое за вас».
Единство хлеба и религии существовало и в дохристианские времена. Наиболее почитаемым божеством в древнегреческой мифологии была богиня плодородия Деметра (слав. – Мать-Сыра-Земля), «Великая мать», порождающая все живое и принимающая в себя умерших. Русская мифология, как и мифы других народов, имели собственное представление о строении мира, при этом наибольшим почитанием всегда пользовались небесные светила, главным из которых было солнце, а самые значимые в представлении крестьян созвездия получали названия, которые отражали те или иные моменты крестьянской жизни. Например, для созвездия Ореон существовало много названий, наиболее распространенные: «косари» или «кичига» (орудие для молотьбы). Да и само происхождение человека в разных легендах описывается по-разному. Часто можно встретить упоминание о том, что первые люди были сделаны из теста (т. е. по сути были сделаны как хлеб): «Мужчину Бог сотворил из земли, а женщину из теста, да и поставил их напротив солнышка, что бы они высохли, а собака прибежала, да и съела женщину. Вложил Бог душу в человека, затем взял одну кость –ребро и сотворил ему уже второй раз жену». Или «Бог сотворил человека из пшеничного теста и поставил его на солнце, чтобы он высох; а собака и съела его. Тогда Бог вылепил Адама из глины…» По другой легенде (полесской) способ «создания» людей объяснял социальные различия: мужик был сделан из глины, а пан из пшеничного теста. в наши дни отголоски легенд о создании людей из теста мы можем проследить в таких поговорках, как «сделаны из одного теста», или «делан из мягкого теста» (говорят человеке со слабой волей). Мельницы, которые так необходимы в процессе приготовления хлеба, по легенде, также обязаны божественной помощи: «построил черт ветряную мельницу, но при этом он никак не мог нацепить на нее крылья, так как они устраиваются крестом. Не мог он также насадить и жернов из камня, в отверстии которого тоже есть крест. Крылья и камни благословил и насадил уже сам Бог». Такая давняя, глубокая история взаимоотношений человека и хлеба позволяет отнести последний к архетипическим категориям.
Таким образом, так любимый большинством русских людей простой хлеб, оказывается далеко не простым, а весьма значимым элементом русской культуры. Уходящая в далекое прошлое история, значимое место в религии, стратегическое значение для государства (ведь голод для русского человека – это, прежде всего, отсутствие или ограничение хлеба) и сохраняющаяся популярность и во требовательность в наши дни действительно свидетельствуют об архитипичности хлеба в русской культуре. Но архетип (по Юнгу) не может быть объяснен и исчерпан. И в заключении приведу еще одну поговорку: «Был бы хлеб, а у хлеба люди будут».
www.ababilova.com
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»