digestinstrukciya. Шим э хлеб растет
Читать онлайн "Сказки, найденные в траве" автора Шим Эдуард Юрьевич - RuLit
Э. Шим
Сказки, найденные в траве
Автор этой книги живёт на той же лестнице, что и я.
Мы с ним иногда встречаемся в лифте. Естественно, что постепенно познакомились.
«Как ваша фамилия?»
«Шим Эдуард Юрьевич».
«А!.. Это тот самый Шим, который писатель?»
«Да, а ваша фамилия как?»
«Образцов Сергей Владимирович».
«А!.. Это вы тот самый Образцов, который руководит кукольным театром?»
«Правильно».
С того дня стали здороваться; потом я пригласил Эдуарда Юрьевича на премьеру, а он мне дал прочитать свою, ещё не напечатанную рукопись. Я прочёл, и мне захотелось написать к этой будущей книжке предисловие.
Шим спросил издательство. Там сказали: хорошо, пусть пишет.
Вот я и пишу.
За окном зима. Ветви деревьев окантованы пушистыми колбасками снега. На перилах балкона две кормушки. Одна похожа на круглый домик с такой же круглой терраской. Она с просяным зерном. Другая — как маленькая металлическая авоська. В ней обрезки сала.
Около качающегося домика всё время вертятся суматошные полевые воробьи, а иногда, откуда ни возьмись, появляется поползень. С двух концов одинаковый, как веретено. Не поймёшь, где голова, где хвост. Везде остро.
К металлической авоське прилетают синицы — московки, гаечки, лазоревки; повисают на авоське спиной вниз и клюют сало. Пугаются друг друга, улетают, возвращаются и опять виснут. Мешают мне писать, потому что всё время интересно на них смотреть.
Под столом, у меня в ногах, свернулась бубликом приблудная собачонка по имени Лизавета. У неё голова похожа на лисью. Удивительная собачонка; как я без неё жил до сих пор, даже непонятно.
На столе рукопись Шима.
Вот опять синица прилетела. Голову набок, на меня поглядывает. И мне начинает казаться, что то ли мои синицы да воробьи из рукописи на балкон вылетели, то ли они прямо с балкона в рукопись влетели.
Замечательное дело писатель Шим делает, неоценимое. Раскрывает детские глаза и души.
Мне бы очень хотелось, чтобы матери, отцы, дедушки, бабушки, дяди и тёти, старшие сёстры и братья — одним словом, все, кто будет читать эту книжечку детям, поняли бы, как важно всё, что в ней написано.
Пусть в рассказике всего десять строчек. Всё равно важно. Потому что каждая строчка — это зерно, падающее в сердце ребёнка.
Ребёнок родится, человек создаётся.
Создаётся с первого дня всем тем, что его окружает, Материнскими руками, запахом молока, синевой неба, громом, дождём, детскими голосами.
Человек воспитывается — и вовсе не только родителями и школой, а всем, буквально всем тем, что он воспринимает. И самое главное — приучить ребёнка видеть, чувствовать и любить всё живое.
Только так может вырасти в его сердце доброта.
Только так возникнет и разовьётся в нём любознательность — мать всякой науки.
Только так может развиться эмоция, взволнованность — мать всякого таланта.
Пусть полюбит ребёнок шимовскую козу Матрёну, хоть она и обглодала веники.
Пусть поймёт он, что нельзя мучить жука, привязывая его на ниточку, даже если это вредный жук.
Пусть полюбит угадывать весну по запаху земли.
Пусть узнает, как растёт под снегом хлеб — тот самый, который даёт ему к обеду мама.
Пусть полюбит жизнь.
Настоящую подробную жизнь, в которой самое маленькое так же прекрасно и так же удивительно, как и самое большое.
Пусть станет счастливым оттого, что он научился и видеть, и чувствовать.
С. Образцов
ЧЕМ ПАХНЕТ ВЕСНА
Мой отец уехал работать в колхоз. Мама сказала:
— Когда запахнет весной, мы тоже поедем.
А я и не знаю, чем пахнет весна. Не запомнил с прошлого года.
Вот стало солнышко пригревать, сосульки плачут на крышах. Небо высокое и голубое.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Нет, — отвечает мама. — Весна только ещё улыбнулась. Рано!
Вот уже снег сделался грязный, забулькали ручьи на дорогах. Воробьи трещат целыми днями. Откроем форточку — на улице шум весенний.
Я говорю:
— Пахнет весной?
— Heт отвечает мама. — Весна ещё только голос подаёт. Рано!
Наконец растаял в городе почти весь снег. Уже тепло. На перекрёстке весенними цветами торгуют.
Мама купила букетик подснежников. Они синенькие такие, на коротких ножках. Их не срезали даже, а выдёргивали из земли прямо с луковками и корешками.
Мама понюхала подснежники и говорит:
— Вот теперь настоящей весной запахло... Пора ехать!
Я тоже понюхал. Оказалось, пахнут подснежники совсем не цветами. И не зелёной травой да листьями.
Обыкновенной землёй пахнет весна.
ГДЕ НАША ДЕРЕВНЯ?
Сначала мы ехали на поезде, потом — в лобастом новеньком автобусе.
Я забрался на переднее сиденье, смотрю в окошко. Всё жду, когда наша деревня покажется.
Мама сказала:
— Её издалека заметишь!
Но пока не видать деревни. Дорога тянется полями. А поля ещё чёрные, пустые, и везде на них тракторы работают.
Ползёт трактор, а за ним остаются ровные-ровные борозды, словно земля гребешком расчёсана. Я подумал: вот почему настоящая весна пахнет землёй! Потому, что ещё не оделась земля... Только проснулась да причёсывается.
Вдруг далеко, на краю чёрных полей, что-то забелело. Как будто облако спустилось на землю.
Подъехали мы поближе, и я увидел, что это берёзы. Их много, и растут они дружно, широким кругом. Будто хоровод вести собрались.
— Ну, видишь? — спрашивает мама.Чего?
— Да нашу деревню. Во-он, на горке... Издалека светится!
Вот мне смешно стало!
Ищу, ищу свою деревню, а она за берёзами спряталась.
Кругом деревни поля ещё голые. А одно поле — будто зелёной краской залито. Такое яркое, такое весёлое, такое праздничное!
Мама сказала:
— Это хлеб растёт.
Зелёные ростки, одинаковые, как родные братцы, кустиками, кустиками торчат. Когда же они успели вырасти?
Мама объясняет: это озимый хлеб. Его под зиму сеяли, прошлой осенью.
Зёрна успели до холодов проклюнуться, прорасти и поднять над землёй кустики нежных зелёных листьев.
Потом их снегом закрыло. И уснули они до поры до времени. Над полем вьюги свистели, морозы студили землю.
А хлеб терпел.
Зябко ему было под снегом, темно. И долго-долго зима не кончалась...
Но дотерпел хлеб, дождался весны. И как только она пришла, сразу ожил, сразу начал расти. Не пропустил первое тепло, не замешкался.
Тянется к солнышку, старается!
Идут люди весёлым зелёным полем, глянут по сторонам, улыбнутся:
— До чего хлеб хорош!
КОГДА СВЁКЛУ СЕЮТ?
Встретился с моей бабушкой колхозный бригадир:
— Я посоветоваться хотел, Анна Степановна. Не пора ли раннюю свёклу сеять?
— Вечером тебе скажу, — отвечает бабушка. — Я ещё в лес не ходила, не знаю.
— Понятно, — говорит бригадир.
А мне ничего не понятно. Ни капельки... Зачем идти в лес, чтобы узнавать про свёклу? И кого там расспрашивать?
— Деревья расспрашивать, — объясняет бабушка. — Цветы расспрашивать, травы... Они скажут, ранняя нынче весна или поздняя. Знак подадут, когда сеять свёклу, когда огурцы.
— Какой такой знак?
— Да они разные бывают, знаки. Вот, — говорит бабушка,— свёклу мы посеем, когда на опушках осина зацветёт. Это лучший срок. А почему? Да потому, что каждому овощу своё время... Свёкла любит не шибко холодную землю и не шибко нагретую. А такая земля бывает как раз в те дни, когда осина цветёт... Развесит осина серёжки, и это нам, огородникам, знак: «Сейте раннюю свёклу!»
www.rulit.me
Э Ю Шим Хлеб Растет
Конспект интегрированной НОД «Откуда хлеб пришёл?». Любовь Лесукова Конспект интегрированной НОД «Откуда хлеб пришёл?». Конспект интегрированной НОД «Откуда хлеб пришёл? » (старше – подготовительная группа) с использованием ИКТ по теме «Знакомим дошкольников с профессиями родного края».
Цель: продолжать знакомить детей с профессиями сельской местности, связанными с производством хлеба. 1.
- Авторы по алфавиту: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я. – Межавторские циклы – Антологии – Журналы – Поиск по жанру.
- Когда пройдет немного лет) 315. Э. Ю. Шим Черемуха 318. Хлеб растет 319. С.А. Иванов Хорошо или плохо (из книги «Хлеб и снег) Г. М. Цыферов.
- Пахарь и орел. - С.91. Виеру, Г. Хлеб / Г. Виеру. - С.95. Ярмыш, Ю. Отчего хлеб растет / Ю. Ярмыш. - С.96. Шим, Э. На все руки, на все колеса / Э. Шим.
- Тема: Э. Шим. « Хлеб растет ». Составитель В. Г. Горецкий. "Уроки чтения в I классе" Издательство «Просвещение», М., 1982 г. OCR Detskiysad.Ru.
Верные друзья. Сказка · Е.Серова. Новогоднее · Э. Шим. Хлеб растет. В. Песков. Листья падают с кленов · Ю.Коваль. О сказках. Зима недаром злится.
Воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу и людям, его вырастившим. 2. Расширить знания детей о содержании труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.
3. Закрепить знания у детей о процессе выращивания хлеба, о значении его в жизни человека, как одном из самых главных продуктов питания в России. 4. Развивать любознательность, логическое мышление. 1. Беседы «Хлеб всему голова», «Знакомство с профессией хлебороба», «Слава тем, кто хлеб растил! ».
2. Чтение сказки Бориса Вовка «Мякиш», рассказа Э. Шим «Хлеб растёт». 3. Экскурсия на поле, засеянное рожью. 4.
Рассматривание и сравнение колосьев ржи и пшеницы, муки. 5.
Рассматривание иллюстраций на тему «Откуда хлеб пришёл? », «Техника села». 6.
Экскурсия на пекарню посёлка. 7. Заучивание пословиц, поговорок, составление загадок по теме.
В группе стоит мольберт с изображением «хлебного» дерева (дерево вместо плодов изделия из муки, нарисованные детьми). Дети заняты самостоятельной деятельностью, вдруг раздаётся весёлый смех за «хлебным» деревом. Воспитатель: Ребята, а кто это у нас такой весёлый спрятался в группе? Давайте поищем (снова раздаётся смех за деревом, и дети собираются у мольберта).
Воспитатель: Кто же там спрятался и смеётся, как вы думаете. Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришёл гость, гость необычный, но уже знакомый вам. Вот какую загадку он про себя придумал:. Я весёлый человечек, мягкий, пышный и душистый. Мальчиком Вовой сделан я и теперь мы с ним друзья.
Воспитатель: Правильно, к нам в гости опять забежал наш хороший друг – Мякиш (слайд № 1 – изображение хлебного человечка). Воспитатель: Дети, а вы помните, как мы познакомились с Мякишем? Какая беда с ним приключилась? Кто его обидел? Простил ли он своего обидчика. Воспитатель: Ребята, Мякиш пришёл к нам не просто так, он приглашает нас в путешествие. А вот о чём мы будем говорить во время путешествия, постарайтесь угадать:. Отгадать легко и просто: мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый, а бывает погорелый. Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нём – о хлебе и людях, которые, его выращивают. Хлеб самый главный на каждом столе и люди, которые его выращивают настоящие герои. А какой хлеб бывает. Игра «Какой бывает хлеб? » (с мячом).
Воспитатель: Как можно ласково назвать хлеб. Воспитатель: А что вы знаете о хлебе. Воспитатель: Хлеб – это один из самых удивительных продуктов человеческого труда, он укрепляет нервную систему, память, он очень непросто достаётся людям. Ведь недаром говорят «Земля матушка, а хлеб батюшка» (Слайд № 2 – изображения хлебобулочных изделий). Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришёл? Как он попал в магазин? Из чего делают хлеб. Воспитатель: Ребята, вот и пришёл сегодня к нам в гости Мякиш, чтобы вместе с нами вспомнить, как у нас появился хлеб? И так, присаживаемся на стульчики и отправляемся в путешествие «От зёрнышка к караваю».
Смотрите на наш волшебный экран и слушайте внимательно. (Слайд № 3 – изображение хлебного поля). Кто мне подскажет, как называются люди, которые выращивают хлеб.
Воспитатель: Правильно, всех людей, кто выращивает хлеб, называют хлеборобами. (Слайд № 4 – подбор изображений людей, связанных с производством хлеба). Воспитатель: Из зёрен получают муку, чтобы её получить нужно, затратить очень много сил и труда. В этом процессе участвует много людей и техники. Давайте вспомним, с чего начинается работа в поле? Весной, как только растает снег, в поле начинается работа. Люди, работающие в поле, встают очень рано, с первыми лучами солнца. Выходят в поле трактора с плугами для вспашки земли (Слайд № 5 – изображение тракториста за работой).
Как называется профессия людей, работающих на тракторе. Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И за тем, чтобы процесс вспашки земли был правильным следит агроном (Слайд № 6 – фотография агронома на поле). Задача агронома: продумать весь процесс выращивания хлеба – от зерна до колоска, правильно организовать работу людей и техники. Вот вспахали тракторы землю, комья большие, твёрдые, а зёрна маленькие, им будет очень трудно прорастать. Что теперь нужно сделать с землёй.
Воспитатель: Правильно необходимо разбить камни, для этого к трактору присоединяют борону и рыхлят почву. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Агроном даёт команду сеять. К тракторам прикрепляют сеялки и те ровными аккуратными рядами сеют семена в землю.
Через 16 дней появляются первые всходы. Посмотрите на наш волшебный экран, Мякиш уже осматривает первые всходы пшеницы (Слайд № 7 – иллюстрация с изображением первых всходов). Воспитатель: Ребята, а теперь давайте вспомним, как мы наблюдали за ростом семян и поиграем. Подойдите, пожалуйста, к столам и возьмите конверты с карточками и разложите правильно карточки с изображением процесса роста семян. Игра «Из зернышка в колосок».
Воспитатель: А сейчас мы с вами превратимся в зёрнышки, которые посадили в землю. Вставайте в круг. Физкультминутка «Посадили мы зерно». Посадили мы зерно Подрастает зёрнышко - К земле низко прижимает. Что же вырастет из него? Потянулось к солнышку. Вот как весело играет.
Дождик землю поливает. С ветерком оно играет, Потянулся наш росток. Солнце нежно пригревает Ветерок его качает. Превратился в колосок. Воспитатель: Молодцы, ребята.
Присаживайтесь. Ну, вот и превратились наши зёрнышки в спелые колоски. Посмотрите, на экран наш друг Мякиш на поле проверяет степень созревания колосков. А как узнать хлеборобам, что пора убирать урожай. Дети: Растереть колосок в ладошках. Воспитатель: Поле, какое становится? (Слайд № 8).
Д/и «Хлебное поле» (признаки). Воспитатель: Правильно, пора хлеборобам убирать урожай и агроном даёт распоряжение выводить специальные машины. А какие машины помогают в этом.
Воспитатель: Правильно, а за штурвалом комбайна сидит представитель ещё одной хлеборобной профессии, кто же это? (Слайд № 9). Дети: Комбайнёр.
Посмотрите на картинку. Он идёт – волну сечёт. Из трубы зерно течёт. Что же делает комбайнёр на своей машине. Воспитатель: Комбайнёр на своем комбайне срезает колосья и вымолачивает из них зерна.
Из накопителя соломы комбайна через определённые промежутки времени сходят большие жёлтые копны обмолоченной соломы. А зёрна по специальному длинному рукаву высыпаются, как вы думаете куда.
Дети: В машину, которая едет рядом. Воспитатель: А кто управляет машиной.
Дети: Шофёр. (Слайд № 10). Воспитатель: А хотите вы поработать шофёрами и помочь вывезти с полей урожай, пока нет дождя. (Дети встают перед стульями) Ой, а что случилось, наша машина не двигается с места. Ребята, да у неё колёса спущены. Давайте возьмём насос и накачаем их. Дыхательная гимнастика «Насос».
Воспитатель: Два месяца агрономы, трактористы, комбайнёры, машинисты, шофёры работают в полную силу – и день и ночь, чтобы успеть до холодной погоды, пока нет дождя. Зерно на машинах с поля увозят на хранение в специальное хранилище – элеватор.
В каждом складе лежит разная культура, разное зерно, и у каждой из культур своё назначение. Воспитатель: Вот это колосок пшеницы. Вы знаете, что производят из пшеницы. Воспитатель: А это колосок овса.
Что можно приготовить из зёрен этого вида. Воспитатель: Мы с вами ходили на поле, засеянное рожью, и этот колосок оттуда. Какой хлеб пекут изо ржи. Воспитатель: Ребята, после того как в поле работы заканчиваются – начинается обработка зерна.
Зерно нужно просушить, чтобы зимой оно сохранилось и не испортилось. Затем зерно по транспортёру попадает на сортировку – там убирают мусор, насекомых.
На элеваторе за работами также руководит агроном, а помогают ему кладовщики и операторы, контролирующие работу транспортера. Если зерна очень много, то на помощь приходят работники фермерского хозяйства с лопатами и перекидывают зёрна на транспортёр. Как мы с вами уже знаем, на каждом складе хранятся только семена одного вида, а Мякиш бегал и все зёрнышки перемешал. Давайте их выберем. Игра «Зёрнышко к зёрнышку». Воспитатель: Ребята, только после того как зёрнышки будут очищены и высушены, их можно перемолоть, превратить в муку. А где это можно сделать? Кто работает на мельнице.
Воспитатель: Правильно, на мельницы, а руководит этим процессом мельник. На мельнице твердые маленькие зёрнышки превращаются белую пушистую муку (Слайд № 11 – фотография мельницы). Посмотрите и скажите, какая мука? Одного ли цвета мука, полученная из разных сортов злаков.
Воспитатель: Мука готова, куда она держит свой путь дальше? И люди, какой профессии подхватывают эстафету работы с зёрнышком. Воспитатель: Правильно на пекарню, на хлебозаводы (Слайд № 12 – изображение хлебозавода). Там стоят чаны с закваской, в которые добавляют муку, соль, сахар, дрожжи и специальные машины всё это перемешивают. Получается тесто для хлеба. Когда тесто подошло, его кладут в форму и ставят в печь, где испечётся душистый, горячий, ароматный хлеб. Физкультминутка «Я пеку».
Воспитатель: А что ещё можно испечь из муки. Воспитатель: А что ещё, что кроме хлебобулочных изделий готовят из муки? (Слайд № 13 – изделия из муки).
Воспитатель: Какие вы ребята молодцы! Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий, трудный путь проходить хлеб, чтобы попасть на наш стол, как много труда нужно затратить, как много людей разных профессий трудятся с утра до ночи. Ведь не зря говорят: «Хлеб – всему голова», «Кто в поле не трудился, у того хлеб не уродился. Ребята, давайте вместе с Мякишем вспомним, люди каких профессий трудятся, чтобы у нас всегда был хлеб на столе? Какие машины помогают хлеборобам? Как нужно относится к хлебу. Воспитатель: Хлеб и люди его вырастившие – это наше главное богатство и мы должны с уважением и любовью относиться и к хлебу и хлеборобам. Берегите хлеб и помните, каким нелёгким тяжёлым трудом он достаётся.
Воспитатель: Мякиш, а тебе понравилось путешествовать с нами? А вам ребята? Мне очень понравилось с вами путешествовать, и надеюсь, в будущем мы предпримем ещё не одно путешествие. Ребята, у меня есть смайлики, подойдите и возьмите нужный смайлик, который соответствует вашему настроению после путешествия и на нашем «хлебном» дереве прикрепите его.
Если вам было в нашем путешествии интересно, вы узнали, что-то новое, интересное – весёлый смайлик. Если было трудно, может быть не интересно – грустный смайлик.
devicestudio.weebly.com
Э.Ю Шим Хлеб Растёт - shokomania
- Настает «весна света», звенит капель, растут сосульки, днём солнце уже Э. Шим. Кто был рад снегу. Наконец-то выпал на землю снег. На полях перестали зябнуть озимые хлеба — теперь им было тепло и.
- Верные друзья. Сказка · Е.Серова. Новогоднее · Э. Шим. Хлеб растет. В. Песков. Листья падают с кленов · Ю.Коваль. О сказках. Зима недаром злится.
Тамара Вивиановна ИГНАТЬЕВА, заслуженный учитель Российской Федерации. Контрольные и проверочные работы для 1—4-х классов. Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ. Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает учителю достаточно полное представление об уровне сформированности данного навыка у младших школьников на конец за II четверти. Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определения числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащимися.
В 1-м классе тексты для прочтения нужно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть текст потому, что он уже «хорошо читает». «Ситуация успеха» должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля. Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как «чтение вслух» и «чтение про себя». Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (по цепочке). Ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.
Пахарь и орел. - С.91. Виеру, Г. Хлеб / Г. Виеру. - С.95. Ярмыш, Ю. Отчего хлеб растет / Ю. Ярмыш. - С.96. Шим, Э. На все руки, на все колеса / Э. Шим. Э. Шим Как хлеб растёт. Много, очень много нужно хлеба, чтобы всех людей накормить. И весь этот хлеб, и чёрный и белый, из зёрен. Эдуард Юрьевич Шим КАК ВОРОБЕЙ ТЁПЛЫЙ УГОЛ ИСКАЛ Весь хлеб колхозники в амбары свезли, домашнюю птицу в сараи заперли, Видит - растут кругом частые кустики, болотные кочки торчат, и ходят между кочек.
(Листик) (Лист) капусты. Нёс зайчик лист капусты. Лист был большой, и зайчик был рад. Хлынул дождик. «Не боюсь я дождя», – сказал зайчик и побежал домой. Вдруг он услышал: «Зайчик, спаси меня от дождя!» «Иди под капустный зонтик, бабочка!» – сказал зайчик. Дождик прошёл.
Бабочка сказала «спасибо» и улетела. А зайчик взял свой лист-завтрак и побежал домой. (53 слова) (По Е. Бехлеровой).
Вопросы и задания. 1. О ком ты прочитал в сказке? 2.
Тема: Э. Шим. « Хлеб растет ». Составитель В. Г. Горецкий. "Уроки чтения в I классе" Издательство «Просвещение», М., 1982 г. OCR Detskiysad.Ru.
Что зайчик нёс домой? 3. Какой это был лист и почему зайчик очень радовался листку? 4. Обрати внимание на заголовок сказки.
Какое слово ты бы оставил в заголовке? Объясни почему. Ненужное слово зачеркни. 5. Какой благородный поступок совершил зайчик? Каким тебе показался зайчишка? 6. Какое настроение возникло у тебя после прочтения этого рассказа? Почему. Светит яркое солнышко. На поляне созрела ягодка зем-ля-нич-ка.
Комар запищал: «Ягодка созрела: красная, душистая!» Птичка прилетела, хочет скушать земляничку. Мышка бежит, земляничку тоже скушать хочет. Туча дождик принесла. Комар под листок прыг. Птичка на дерево порх. Мышка в норку шмыг. А земляничка дождику рада, купается.
Вопросы и задания. 1. Расскажи, что это за ягодка – земляничка? Где она растёт? 2.
Кто приглядел красную, душистую ягодку? Что они собирались с ней сделать? 3. Кто напугал лесных жителей? 4. Как чувствовала себя земляничка? 5. Подумай, почему этой сочной ягодке дали название «земляничка»? 6.
Если бы ты рисовал земляничку, как бы ты её изобразил. Брусника и Клюква.
– А у меня-то, у Брусники, что есть! Под снегом я и листочки зелёные до весны сберегла и даже – хи-хи! – ягодки. – Подумаешь, ягодки! Сморщенные, кислые.
– Да ведь весной и такие редкость! – Ничего не редкость. Вот у меня, у Клюквы, полно ягод под снегом сохранилось. И не твоим чета: и крупные-то они, и сладкие-то, и нежные.
Ещё лучше, чем осенью. Вопросы и задания.
1. Можно ли, не читая рассказ, узнать, о ком в нём будет идти речь? Попробуй объяснить. 2. Чем хвалилась Брусника? 3. Что ей отвечала Клюква? 4.
Подумай, где происходило действие? Где растут эти ягоды. Я помню, как мы с мамой шли когда-то по улице, и вдруг мама наклонилась и что-то подняла.
– Что ты нашла, мама? – Хлеб, – ответила она. Я увидел в её руке запылённый кусок хлеба. – Так он же грязный! – воскликнул я.
– Брось его! – Хлеб не бывает грязный. Хлеб нельзя бросать, – ответила мама. Прошли годы, и я узнал настоящую цену хлеба.
И теперь, когда вспоминаю тот случай, мне становится мучительно стыдно. Вопросы и задания. 1.
Какими воспоминаниями детства поделился с нами писатель Юрий Яковлев? 2. Какой урок на всю жизнь ему преподнесла мама? Какие слова из текста подтверждают эту мысль? 3. Просмотри текст и подумай: какие слова из текста могут быть пословицей? (Подсказка: таких выражений два. ) 4. Что осталось у тебя в душе после прочтения этого рассказа. Ну и погодка! Дождь, слякоть. В такую погоду добрый хозяин собаку из дома не выпустит.
Решил я понаблюдать за животными. Взял я бинокль, оделся потеплее и пошёл. Вижу – лиса! Мышкует – ловит мышей. Рыскает по жнивью – спина дугой, ну чистое коромысло! Поймала мышонка, подкинула его вверх.
Зубастую пасть разинула, поймала мышь на лету и проглотила, даже не разжевав. Да вдруг заплясала! Скачет на ногах, как пружинка, словно цирковая собачка. Тут выскочили из-под земли перепуганные мыши, с ног друг друга сшибают! Начался тут у лисы пир на весь мир.
(87 слов) (По Н. Сладкову). Вопросы и задания. 1. Что нравилось делать мальчику? 2. За каким объектом он наблюдал в этот раз? 3.
Какую картину ему пришлось наблюдать? С каким настроением он это делал? 4. Как ты понимаешь выражение «рыскает по жнивью»? 5. Что тебе особенно понравилось в этом произведении? Расскажи. Осенью Маврик упросил бабушку купить ему чижика, и бабушка купила. – Вот тебе твой Чижик-Пыжик, – сказала она и поставила на стол большую клетку. – Заботься о нём. Не забывай поить и кормить.
А придёт весна – выпустишь. Обрадовался Маврик: теперь Чижику-Пыжику не придётся мёрзнуть на ветру и летать до устали с места на место, чтобы раздобыть корм. Каждую неделю Маврик чистил клетку, менял воду в поилке и вдоволь насыпал в кормушку зёрен. Чижик прожил в тепле всю долгую зиму. А когда пришла весна, повёз Маврик клетку с чижиком через весь город в лес.
Облюбовал пенек, поставил на него клетку и открыл дверцу. А сам отошёл в сторону.
– Лети, Чижик-Пыжик, лети на волю! Чижик прыгнул на порожек клетки. и обратно в клетку. – Ну что ж ты не летишь, глупый? И тут чижик словно понял, что от него хотят, взмахнул крыльями и выпорхнул из клетки.
Огляделся, а потом услышал чижиный зов и порх-порх – с ветки на ветку, с дерева на дерево – полетел в берёзовую рощу. Вопросы и задания. 1.
Что за подарок хотелось получить мальчику? Кто выполнил его заветную мечту? 2. Какое время года прожил чижик у Маврика? Подтверди свою мысль словами из текста. 3. Прочитай отрывок, в котором говорится о том, как Маврик выпускал чижика на волю.
4. Какие чувства возникли у тебя, когда ты читал, как мальчик выпускал птицу на волю? Почему тебе так показалось? 5.
Какую пословицу ты вспомнил в связи с сюжетом этого отрывка? 6. Составь план этого рассказа. 7.
Прочитав полностью рассказ, ты бы узнал, что чижик погиб, не выжил. Как ты думаешь, почему это произошло.
Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями. Жил когда-то мальчик по имени Нильс. С виду мальчик как мальчик. А сладу с ним никакого не было. Однажды случилось с ним необыкновенное происшествие. Читал Нильс учебник, читал, постепенно буквы стали прыгать перед глазами, а потом Нильс заснул. В комнате стоял сундук матери.
В нём она хранила свои драгоценности и наряды. Нильса она не подпускала к сундуку.
И вдруг сквозь сон Нильс видит: кто-то открывает крышку сундука! Кто же открывает сундук, ведь он был закрыт? Что за тень мелькает в углу? Вот она поползла по краю. Мышь? Нет, это не мышь. Нильс прямо глазам не верил. На краю сундука сидел маленький человечек. Он словно сошёл с воскресной картинки в календаре. На голове – широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблёскивают серебряные пряжки.
«Да ведь это гном! – догадался Нильс. – Самый настоящий гном!» Мать часто рассказывала Нильсу о гномах. Они живут в лесу. Они умеют говорить и по-человечьи, и по-птичьи, и по-звериному. Они знают о всех кладах, которые хоть сто, хоть тысячу лет назад были зарыты в землю. Захотят гномы – зимой на снегу цветы зацветут, захотят – летом замёрзнут реки.
Ну, а бояться гнома нечего. Что плохого может сделать такое крошечное существо! Гном не обращал внимания на Нильса.
Он всецело был поглощён рассматриванием старинной безрукавки, что лежала в сундуке. Она была расшита мелким речным жемчугом.
Хорошо бы столкнуть его в сундук и захлопнуть крышку! А можно ещё вот что. Нильс осторожно соскользнул на пол и сдёрнул сачок с гвоздя. Один взмах – и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза. – Послушай, Нильс, отпусти меня, я дам тебе золотую монетку, – взмолился наконец гном. Но Нильс ещё раз взмахнул сетку.
И тут кто-то вдруг отвесил ему такую затрещину, что сетка выпала у него из рук. Когда же он, кряхтя и охая, встал, то гнома уже и след простыл. «Приснилось мне всё это, что ли?» – подумал Нильс.
И вдруг он увидел, что из зеркала на него смотрит крошечный человечек. И тут он понял: гном заколдовал его и превратил в маленького гнома.
Что же будет дальше. Но тут у Нильса над головой зашумели крылья. Это с юга на север летели дикие гуси. Домашние гуси заволновались. А самый молодой гусь Мартин закричал: «Подождите меня!» – Стой! Стой! – закричал Нильс и ухватил Мартина за шею.
Но Мартин даже не почувствовал этого и взмыл в небо. Прежде чем Нильс понял, что случилось, они уже были высоко в небе.
Гуси летели в Лапландию. Нильсу даже стало весело. Вопросы и задания. 1. Выполни краткий пересказ этого отрывка. 2. Запиши план этого текста: ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________ ____________________________________________________.
3. Зачитай отрывок, в котором говорится о том, как выглядел маленький гном. 4. Пофантазируй: как может закончиться эта сказка? 5.
Постарайся прочитать это произведение дома полностью самостоятельно. 6. К какому жанру можно отнести это произведение? Докажи, что это так. Прошло десять-одиннадцать лет. Маугли рос вместе с волчатами, хотя они давно успели стать взрослыми волками, а он всё ещё оставался ребёнком. Отец Волк обучал его ремеслу и разъяснял ему смысл всякой вещи в Джунглях.
Шелест каждой былинки, каждый вдох тёплого ночного воздуха, каждый крик совы в ветвях деревьев, каждая царапина, оставленная летучей мышью на сучке, зацепившись за который она отдыхала, каждый всплеск рыбки в озере стали ему так же понятны, как буквы человеку, который умеет читать. Когда Маугли не учился, он грелся на солнышке, спал, ел или отправлялся дремать.
Когда ему становилось жарко или случалось выпачкаться, он плескался в лесных озёрах. Когда же ему хотелось мёду (Балу доказал ему, что мёд и орехи так же приятны на вкус, как и сырое мясо), он взбирался на дерево, чему его научила Багира. Багира растянется, бывало, на суку и зовёт: «Ступай сюда, Братец!» Вначале Маугли лазил не быстрее медленного зверя ленивца, но вскоре почти так же смело летал с ветки на ветку, как серые обезьяны. У Маугли было своё место на Скале Советов, когда там собиралась Стая. Здесь он сделал открытие, что стоит ему пристально поглядеть Волку в глаза, как тот опускает их. Для потехи он не раз проделывал эту штуку. Случалось, он вынимал длинные занозы из лап своих друзей – волки сильно страдают от шипов и репейников, застрявших в их шубах.
По ночам он любил спускаться с холма на возделанные поля и наблюдать поселян в их хижинах. Но он не доверял людям: Багира показала ему квадратный ящик – капкан, так искусно спрятанный в лесу, что он чуть не попал в него, и сказала, что это ловушка. Маугли беспрекословно повиновался Багире. (Р.
Киплинг) (пересказал С. Займовский). Вопросы и задания. 1.
Где жил Маугли? Кто воспитывал его в волчьей стае и чему он научился? 2. Как он проводил свое свободное от «учёбы» время? 3. Откуда видно, что Маугли является полноправным членом волчьей стаи? Прочитай строки из текста. 4. Кто из лесных зверей были особенно близкими друзьями Маугли? Какие отношения складывались между ними? 5.
Где Маугли любил проводить ночь? Почему.
shokomania.weebly.com
Э Ю Шим Хлеб Растёт
Проект «Путешествие хлеба от поля до стола»Авторы: Фаррахова Гузель Фирдависовна Плеханова Наталья Вячеславовнавоспитатели МАДОУ ЦРР д/с . Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода.
К хлебу всегда относились по- особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей.
Господи, твоя воля, -- зашептала она, -- что же это творится на свете! После свадьбы жили хорошо : повести и рассказы / Э.
Когда пройдет немного лет).315. Иванов Хорошо или плохо (из книги «Хлеб и снег). Этот урок и последующий учитель может построить по-разному, например: первый урок посвятить теме «Хлеб» и связанной с ней профессией хлебороба, сюда же включить работу над рассказом Э. Шима «Хлеб растет» и стихотворением С. Погореловского «Слава хлебу», а на.
Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Цель проекта: расширить знания детей о хлебе. Привить уважение к хлебу и людям, вырастившим его. Задачи: расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека; показать, каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас; формировать представления о разнообразии хлебобулочных изделий; воспитывать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.
Вид проекта: познавательно - исследовательский. Продолжительность проекта: Краткосрочный(1.
Сказка · Е.Серова. Новогоднее · Э.Шим. Листья падают с кленов · Ю.Коваль. Зима недаром злится . Сказка · Е.Серова. Новогоднее · Э. Листья падают с кленов · Ю.Коваль. Кругом деревни поля еще голые. А одно поле будто зеленой краской залито. Такое яркое, такое веселое, такое праздничное! Мама сказала: -Это хлеб растет.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители. Предварительная работа: 1) Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях; 2) Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видео материал, злаковые растения, крупы, мука из разных злаков, предметы быта; 3) Подбор литературного материала: пословицы, рассказы, сказки, притчи, стихи. Разработка проекта: Создать развивающую среду: подобрать материал, атрибуты для игровой деятельности, дидактические игры, иллюстрации. Реализация проекта осуществляется в три этапа: Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный. Определение уровня знаний детей о хлебе.
Обсуждение темы проекта, задач с детьми. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Подбор необходимой литературы по данной теме. Реализация проекта. Организация ПРСВзаимодействие со специалистами ДОУ, социальными структурами.
Работа с родителями. Подбор книг, иллюстраций. Внесение хлебных колосьев. Подготовка презентации «Откуда хлеб пришел». Выставка продуктов детского творчества. Повар. Экскурсия на пекарню. Составление алгоритма «Откуда к нам хлеб пришел», составление рассказов «Как раньше хлеб выращивали?».
Пополнение книжного уголка книгами о хлебе. Помощь в оформлении группы. Чтение дома рассказов, стихов о хлеборобах, хлебе. Модель трех вопросов.
Что знаю о хлебе? Что хочу узнать? Как узнать? Непосредственное внедрение в совместную деятельность воспитателя и ребенка разных образовательных областей для реализации поставленных целей и задач по теме проекта. Перспективный план проекта: Образовательные области. Виды детской деятельности. Физическое развитие.
Артикуляционная гимнастика «В гостях у колобка»Пальчиковая гимнастика «Зернышко», «Расти колосок»Физкультурная минутка «Каравай»Воспитание культурно- гигиенических навыковсовершенствовать умение детей пользоваться ножом (намазывать масло на хлеб)Подвижная игра «Пахари и жнецы», «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»Познавательное развитие. Рассказ воспитателя с обсуждением «Откуда пришел хлеб», «Хлеб всему голова»Образовательная деятельность «От поля до стола»Проблемная ситуация «Если не будет хлеба, то что?»Наблюдение с обсуждением «Где больше воды: в земле, в песке, глине?»Экспериментирование «Отделяем зерна от плевел»,«Превращаем зерна в муку»Конструирование из строительного материала Сельскохозяйственные машины. Презентация «Откуда в хлебе дырочки»Презентация с заучиванием стихотворений «Как колосок хлебом на стол пришел»Социально –коммуникативное развитие. Моделирование ситуации «Если мы не будем работать на полях. Шим «Хлеб растет», Г.
Алмазов «Горбушка», Ю. Крутогоров «Про булку белую и кашу пшенную»Чтение сказок «Нынешний хлеб», «Крылатый, мохнатый да масляный»Чтение с последующей инсценировкой «Колосок»Художественное творчество. Рассматривание Иллюстраций с зерновыми культурами. Рисование «Золотые колоски»Лепка из соленного теста «Хлебобулочные изделия»Пластилинография «Колосок»Аппликация «Пышки да ватрушки»Оригами «Колосок»Заучивание песен о хлебе «Пеку, пеку я хлебушка», «Отличные, пшеничные»Слушание музыки О.
Варенец «Хлеб всему голова»песни в исполнении Л. Зыкиной «Песня о хлебе», песни - загадки«Бываю я чёрным, бываю я белым»III этап – заключительный. Театрализованное представление педагогов и родителей сказка«Колосок»Результат. Рисунки хлебных колосьев. Оригами «Колос»3.
Выпечка из дрожжевого теста. Разработка схемы правил поведения с хлебом. Посадка озимых. Используемая литература: 1. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством. Подготовительная к школе группа, СПб.: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2.
Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. Нравственно- патриотическое воспитание старших дошкольников, СПб.: ООО «Издательство Детство- Пресс», 2. Тематические дни и недели в детском саду. М.: ТЦ «Сфера», 2. Учим чувствовать, познавать и действовать, М.: «Просвещение», 2. О. Шорохова Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия /М., ТЦ «Сфера», 2. О. Знакомим дошкольников с литературой / М., ТЦ «Сфера», 2.
Данюкова А. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Учебное исследование в детском саду: вопросы теории и методики. Экологическое воспитание дошкольников. Занятия по экологии в детском саду. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.
Экологическая азбука для детей: Растения. Упражнять в словообразовании и употреблении относительных прилагательных от существительного пшеница, рожь, в подборе родственных слов к слову «Хлеб». Закрепить навыки работы с тестом. Воспитывать у детей уважение к хлебу. Ход занятия. В чудесном мешочке лежат хлебобулочные изделия: пряник, печенье, сушка, сухарь, булка, кусок черного хлеба, рогалик, батон, пирожок, пирожное, кекс. Рассматривание картины И.
И. Шишкина «Рожь»Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь». Почему эта картина называется рожь? Какое это поле, что растет на нем? Какое время года мы видим на картине?
Докажите, что это, конец лета или ранняя осень. Почему пожелтело ржаное поле? Какая рожь на картине И. Заучивание пословиц.«Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке»«Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют». Пальчиковая гимнастика «Каравай»: Мешу, мешу тесто, есть в печи место. Пеку, пеку каравай, переваливай, валяй – 2 раза. Продуктвная деятельность.
Лепка хлебобулочных изделий из соленого теста для сюжетно- ролевых игр «Пекарня»и «Булочная» Приложение . Уточнить представления детей о долгом пути хлеба от поля до стола. Закрепить знания детей о труде хлеборобов, о том, что хлеб – богатство нашей страны. Закрепить навыки работы с пластилином.
Воспитывать уважение к труду хлеборобов, бережное отношение к хлебу. Словарная работа: Злаки, колосья, пшеница, рожь, зерновые растения, хлебороб, сеялка, комбайн, мельница, элеватор. Ход занятия. Что же может быть в этой посылке? Ответы детей (посмотреть, потрясти, понюхать). Воспитатель: Для того чтобы узнать, что находится в посылке, я предлагаю отгадать загадку: Он черный он и белый.
И всегда он загорелый. Мы, как кушать захотим,То всегда садимся с ним. Воспитатель: Посмотрите, какой каравай - ароматный, румяный, так и просится в рот. Ребята, давайте попробуем каравай! Воспитатель: Ребята, было, когда кусочек хлеба был дороже золота.
Люди понимали, что хлеб – это жизнь. Сегодня в магазине можно купить столько, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, ведь он прошел долгий путь прежде, чем он появился на полке в магазине. Чтобы узнать, как выращивают хлеб, мы с вами отправимся в небольшое путешествие. Предлагаю перед путешествием провести разминку.
Физкультминутка: В землю зернышко попало ( приседают)Прорастать на солнце стало ( Руки над головой)Дождик землю поливал, и расточек подрастал (Медленно встают)К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся ( Руки в сторону)Воспитатель: А сейчас отправляемся по тропинке в «поле»- на ковер. Дети на ковре находят колоски злаковых культур, рассматривают их. Воспитатель: Что вы можете сказать вот об этом колоске?( Показывает на колосок ржи). Он длинный, тонкий, у него не очень длинные усики.
Зерна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили? Воспитатель: А, что вы можете рассказатьо колоске пшеницы, какой он (короче и толще, а усики у него длиннее и зернышки круглее). Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю вылепить колоски. Творческая деятельность: Пластилинография «Колосок». Воспитатель: Какое замечательное поле у на выросло.
Чтобы из зерен получить муку, нужно затратить много труда: сначала надо вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова «Хлеб» и « Работа». Воспитатель: Что –же это за работа и как выращивают хлебные растения?
А вот мы с вами сейчас и узнаем. Презентация «Путь от зернышка до хлеба»Беседа после просмотра: - Что делают сеялки?- Какие машины убирают урожай?- Куда везут собранное зерно?- Что надо сделать, чтобы получить муку?- Что делают из муки? Игра «Поймай слово»Правила игры: воспитатель читает стихотворение, дети услышав название хлебобулочного изделия, хлопают в ладоши.
digestinstrukciya.weebly.com