Администрация Алатырского района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Стемасский детский сад «Малыш»»
ПОЗНАНИЕ. ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. КОММУНИКАЦИЯ.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
Составитель:
Воспитатель Лунева С.Е.
Стемасы 2017г.
Цель: Формирование у детей представлений о выращивании зерновых культур, воспитание уважительного отношения к хлебу.
Обучающие задачи:
Познакомить детей с одной из главных традиций российских семей – бережное отношение к хлебу.
Закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.
Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.
Способствовать формированию логического мышления, развитию речи.
Воспитательные задачи:
Привить любовь к семье, ее традициям и обычаям.
Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Оборудование: картинки по теме «От зерна до булки», муляжи хлебобулочных изделий, овощей, фруктов, электронная презентация, пустое блюдо, каравай на вышитом полотенце.
Методические приемы: сюрпризный момент, приветствие, чтение стихотворения, вопросы, загадки.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Форма организации: коллективная.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! В каждой семье есть свои обычаи и традиции. А в русских семьях одна из главных традиций – уважительное отношение к одному из продуктов питания. А к какому вы узнаете, отгадав загадку.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед.
Вкусней его на свете нет.
Дети: «Хлеб»
В. Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?
Д. Молочная каша, батон с маслом, чай.
В. А вчера?
Д. Молочная лапша, булка с маслом, чай.
В. А что было на обед?
Д. Борщ, рожки по флотски, хлеб, компот
В. Ребята, меню всё время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?
Д. Хлеб
В. Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите?
Д. Белый, булки с изюмом, мягкий.
В. Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел?
Д. Его покупают в магазине.
В. Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине.
Презентация «История появления хлеба»
В. Ребята, отгадайте загадку: «Совсем не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, пять плугов тащит»
Д. Трактор.
В. Кто работает на тракторе?
Д. Тракторист.
В. Весной трактористы распахивают поля, сажают зерна ржи, пшеницы с помощью специальных машин – сеялок. Летом ярко светит солнышко, льет дождик, из зернышка появляется росточек и превращается в колос. Осенью комбаньер срезает колоски и обмолачивает их, отделяя зерна от колосков. Шофер везет зерно на мельницу. Мельник перемалывает зерно в муку. Шофер отвозит муку в пекарню. Пекарь из муки замешивает тесто, помещает его в печку. Получается хлеб. Шофер отвозит хлеб в магазин.
Ребята, а давайте тоже посеем зерна.
Физминутка «Сеют в поле зерна».
Сеют в поле зерна (Садятся на корточки, изображают посев зерен с помощью пальцев.)
Раннею весною.
А над ними светит (Поднимают руки вверх, наклоняются влево (вправо) .)
Солнышко родное. На ветру веселом (Разводят руки в стороны.)
Зашумят колосья.
Будет урожайной
Наша осень. (Встают, соединяют руки в «шар».)
И зерно в амбары
Потечет рекою. (Показывают «ручеек» с помощью рук.)
И его машины
Сделают мукою. (Трут ладошки друг о друга.)
На заводе пекарь
Хлеб спечет с любовью, («Месят» тесто руками.)
Будут детям калачи
Пышные, румяные,
Пшеничные, овсяные.
В. Дети, а что еще пекут из муки кроме хлеба?
Д. Печенье, булочки, сушки, пироги
В. А как можно все эти изделия назвать одним словом?
Д. Хлебобулочные изделия.
Игра «Разложи правильно» (Одно блюдо с рисунками хлебных продуктов, овощей, фруктов, другое пустое)
В. Давайте выберем хлебные продукты, положив их в пустое блюдо.
Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Давайте послушаем другие пословицы о важности и нужности хлеба.
На экране пословицы.
«Хлеб – это жизнь, он вечен, как мать, как Родина». Наш русский народ как никто другой испытывал чувство голода. Во время Великой Отечественной Войны, которая была почти 70 лет назад, дети и взрослые умирали от того, что не хватало хлеба, продуктов питания, дети вашего возраста ходили в поле и собирали колоски, зерна, оброненные при обмолоте пшеницы, ржи.
Издавна наш русский народ почитал хлеб. Из поколения в поколение передавал традицию встречать дорогих гостей, молодоженов хлебом и солью.
Пахнет хлеб, и солнцем, и землей,
И слезой, и ветром, и грозой.
Сколько в нем заботы и труда,
Сколько людям он несет добра.
А сейчас давайте послушаем сказку о хлебе. (Приложение 1)
Игра с мячом «Откуда хлеб пришел» (Воспитатель бросает мяч ребенку и задает вопрос, ребенок ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч)
- Откуда хлеб пришел? ( из магазина)
- А в магазин как попал? (из пекарни)
-Что делают в пекарне? (пекут хлеб)
- Из чего получают муку? (из зерна)
- Откуда зерно? (из колоса пшеницы)
- Откуда пшеница? (выросла в поле)
- Кто ее посеял? (хлеборобы)
- Как называется круглый хлеб? (каравай)
В. Хлеб нужен каждому человеку каждый день, всегда помните о том, как тяжело его вырастить, берегите хлеб. Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Воспитатель разрезает каравай на кусочки. Дети садятся за столы обедать и пробуют каравай.
Приложение 1
Сказка о хлебе.
Направила как-то мать свою дочку к бабушке. Нарядила ее во все новое, хорошее. Праздник был. Надела ей платьице розовенькое, на ножки – сапожки белые, в косы ленты алые вплела. Сапожки – загляденье одно. «Вот возьми этот хлебец,- сказала она дочери, - я его только испекла, мягок он и сладок, и бабушке передай»
Пошла девочка, а на пути у нее лужа грязная, не перейти, не переехать. Жалко ей свои сапожки белые. «Дай, - думает она,- брошу я под ноги хлеб, на него встану и перескочу лужу, тогда сапожки – то не испачкаю». Так и сделала. А как встала на хлеб, тут и провалилась сквозь землю. Не могла земля – матушка вытерпеть, чтобы хлеб, что родила она через труд людской тяжелый, в грязь бросали, да ногой топтали.
И вы запомните, хлеб беречь надо как зеницу ока. Никто не простит тебе, коли будешь ты его бросать да разбазаривать, ни судьба, ни земля не простят тебе. И погибнешь ты от голода страшного, поглотит тебя земля-матушка, и будет она тебе не пухом, а камнем тяжелым, что ляжет на грудь.
nsportal.ru
Тема: «Хлеб -всему голова»
Подготовлено: воспитатель - Рузаева Наталия Николаевна.
Задачи:
1. Обобщение знаний детей о выращивании и производстве хлеба.
2. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду хлеборобов, пекарей.
Методическое обеспечение: презентация "Хлеб -всему голова", образцы хлебобулочных изделий, дрожжи, вода, мука, сахар.
Предварительная работа: чтение художественных произведений о хлебе, рассматривание картин, иллюстраций.
Ход (с использованием презентации):
слайд №1
Воспитатель: я сегодня приготовила для вас много интересного.
слайд №2
Но сначала я хочу, чтобы вы отгадали загадку
Отгадайте дружно и быстро.
Мягкий, пышный и душистый.
Он и чёрный, он и белый,
у неумехи подгорелый. (хлеб)
слайд №3-4
профессия "Пекарь"
слайд №5
хлеб да соль
слайд №6-10
выращивание хлеба
слайд №11- 18
изготовление хлеба
Дидактическая игра «Замеси тесто».
В институте хлеба работают технологи – лаборанты, которые разрабатывают рецепты приготовления новых видов хлебобулочных изделий. Вы хотите поучаствовать? Предлагаю провести эксперимент. Мы с вами пробовали замешивать тесто. Какие продукты смешивали? (вода, мука, соль). Сегодня предлагаю добавить в тесто сахар и дрожжи (дети выполняют опыт).
Воспитатель: теперь поставим наше тесто в тёплое место, т. к. дрожжи работают в тепле.
Воспитатель: чтобы на наших столах всегда был хлеб, трудилось много людей. Мы каждый день можем купить в магазине свежий вкусный хлеб.
Воспитатель: на Руси хлеб называли «каравай». Давайте поиграем.
слайд № 19
Хороводная игра: «Каравай»
Воспитатель: мы говорим хлеб, ласково - хлебушек. Какие еще слова можно образовать от слова «хлеб»? В этом нам поможет игра.
слайд № 20
Воспитатель: теперь предлагаю вам посмотреть, как изменилось тесто. Оно стало пышное, ноздристое, пузырьчатое, ароматное. Помогли в этом нам дрожжи. Дрожжи - это полезные грибки, бактерии. Если их размешать в тёплой воде или молоке, добавить немного сахара, они начинают активно действовать. При этом выделяется газ, который и надувает в тесте пузыри. Тесто становится воздушное и имеет кисловатый запах. А теперь посмотрите на тесто без дрожжей. Что вы может сказать про него, (ответы детей ).
Из дрожжевого теста пекут хлеб, булочки, пирожки.
Воспитатель: попробуйте кусочек разного хлеба. Как можно сказать о хлебе, который вы попробовали?
(вкусный, аппетитный, ароматный, мягкий, пышный, поджаристый, хрустящий, черный-ржаной, белый-пшеничный).
слайд № 21
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 г. ......
На земле есть страны, где люди не могут, есть досыта хлеба.
слайд № 22
Поэтому как мы должны относиться к хлебу? (ответы детей о правильном обращении с хлебом).
слайд № 23-28
Дидактическая игра: «Угадай сказку»
слайд № 29
Воспитатель: Понравилось вам? Что нового вы сегодня узнали?
Подводится итог занятия.
А теперь я предлагаю вам нарисовать то, что вам больше всего понравилось из нашей сегодняшней беседы.
(дети рисуют.)
nsportal.ru
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА №357 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПРИМОРСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ОЛИМПИЙСКИЕ НАДЕЖДЫ»
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
Конспект
мероприятия в подготовительной группе
по теме: «Хлеб- всему голова»
(с использованием игровых технологий и ИКТ)
Подготовила и провела:
воспитатель Родионова В.С.
Санкт-Петербург
2016г.
Цель: показать значимость труда людей, благодаря которым мы обеспечены самым важным продуктом питания- хлебом.
Задачи:
Используемая технология: игровая, ИКТ
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Материалы и оборудование: русские народные костюмы для ведущих и детей, маски-шапочки колосков, каравая и др.; аудиозаписи к песням, презентация(согласно сценарию), муляжи колосков, 2 машины грузовые, 10 мешочков с песком, каравай на блюде.
Ход мероприятия:
Звучит музыка в записи. Дети входят в зал и садятся полукругом.
Родители сидят в зале (слайд 1)
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы сегодня с вами собрались, чтобы поговорить о самом главном. О хлебе! (слайды перелистываются). (слайд 2)
Звучит спокойная музыка, на экране слайды картин известных русских художников: М.Клодт «На пашне», А Венецианов «На пашне. Весна», «Гумно», «Жницы», И Шишкин «Рожь», Т.Мясоедов «Дорога во ржи», «Страдная», Т.Яблонская «Хлеб».
Ведущий читает стихотворение на фоне показа слайдов.(слайд 3).
Ведущий: Нива, моя нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая.(слайды 3-4)
По тебе от ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе. (слайды 6-7)
Над тобой с песней жаворонок вьется,
Над тобою туча грозно пронесется. (слайды 8-9)
Зреешь ты и спеешь, колос наливая,
О людских заботах ничего не зная. (слайды 10-11)
Ведущий: Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол пришел?
Дети: С полей! С ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудятся, не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол пришел. (слайды 12-13)
Просмотр видео «Песенка-загадка про хлеб»
Ведущий: Хлеб-он не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины уже развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год н приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит прежде всего от хлебороба. (слайд 14)
Дети читают стихи, а на экране демонстрируются слайды.
У народа есть слова: «Хлеб- всей жизни голова».
Славится о первым на земле, ставится он первым на столе.(слайд 15)
Прожить нетрудно без котлет, кисель нечасто нужен,
Но плохо, если хлеба нет в обед, на завтрак, в ужин. (слайд 16)
Он-царь еды, хоть скромен вид. От древности доныне
Средь блюд различных хлеб стоит в почете посредине (слайд 17)
Ему десятки тысяч лет. Веками бились люди,
Пока не стал таким наш хлеб, каким лежит на блюде. (слайд 18)
И ныне кормит хлеб людей-врачей, солдат, рабочих.
И этот дар земли своей должны беречь мы очень. (слайд 19)
Из сего печется хлеб, что едим мы на обед?
Хлеб печется из муки, что дают нам колоски.(слайды 20-21)
Игра «Собери колоски» (слайды 22-24)
Ведущий: В устном творчестве русского народа упоминание хлеба встречается часто. Это неудивительно, ведь с давних пор он употреблялся в пищу. От того, насколько богат был урожай, зависела судьба людей до следующей жатвы. (слайд 25)
Ведущий: А мы вспомним пословицы о хлебе и подумаем, о чем же они, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете? (слайд 26)
Дети: Много снега-много хлеба
Посей в пору-будешь иметь хлеба гору.
Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.
Есть хлеб-будет и песня.
Хлеб-всему голова!
Ржаной хлебушко-пшеничному дедушка.
В хлебе вся сила!
Каждую крошку в ладошку!
Хочешь есть калачи- не сиди на печи! (слайд 27)
Родители: Хлеб да вода-молодецкая еда.
Ржаной хлеб-всему голова.
Калач приестся, а хлеб-никогда.
Хлеб-батюшка, водица-матушка.
Гречневая каша-матушка наша, а хлебец ржаной-отец наш родной.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда
Дадут хлебца, дадут и дельца.
Хлебушко- пирогу дедушка.
Без печки холодно-без хлеба-голодно.
Нет хлеба-нет обеда
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Без хлеба, без соли худая беседа.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Бел снег, да по нем собака бежит; черна земля, да хлеб родит. (слайд 28)
Ведущий: Ребята, а теперь и загадки попробуйте отгадать. (слайд 29)
Он и черный, он и белый, а бывает погорелый. (Хлеб) (слайд 30)
Потом за столом режут ножом. (Хлеб) (слайд 31)
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно) (слайд 33)
Ведущий: Большой урожай- это радость для хлеборобов и всех людей. (слайд 35)
Звучит музыка. Инсценировка стихотворения «Праздник каравая»
Ведущий: Вот он, наш «каравай»!
Пышной коркой похрустим, всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай, кого хочешь-выбирай!
Каравай выходит из машины, дети встают в круг и поют с движениями.
Как на праздник урожая испекли мы каравай:
Вот такой вышины, вот такой нижины,
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай, кого хочешь выбирай! (слайд 36)
Каравай: Пекаря! Он не грел на печке бок-каравай ребятам пек.
Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь-выбирай!
Выходит пекарь в колпаке и переднике, становится рядом с караваем. (слайд 37)
Пекарь: Мельника! Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй, кого хочешь- выбирай!
Мальчик-мельник в большом переднике встает рядом с пекарем. (слайд 38)
Мельник: Хлебопашца! Он в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай, кого хочешь-выбирай!
Хлебопашец в русской рубахе встает в круг (слайд 39)
Хлебопашец: Рабочего! Он приехал к нам с дарами-тягачами, тракторами!
А награда-урожай! Всех на праздник приглашай!
Выходит рабочий в комбинезоне и становится рядом с хлебопашцем. Общая пляска (слайд 40)
Ведущий: Поле дружно колосится, даст нам хлебушек…(Пшеница)
Черный хлебушек хорош, нам его подарит… (Рожь) (слайд 41)
Игра «Собери картинки» (слайд 42)
Ведущий: А сейчас давайте прогуляемся по русским народным сказкам.(слайд 43)
Ведущий: Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошел.
С поля даже в магазины хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину и спешит на элеватор. (слайд 53)
Игра «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор»
(10 мешочков с зерном расставить в 2 ряда по 5 мешков;2 детей нагружают грузовые машины зерном и везут машины на элеватор. Дети делятся на 2 команды.)
Игра «Испеки каравай»
(Приглашаются родители с детьми. На столе лежат карточки: мука, соль, масло, дрожжи, молоко, изюм, вода, овощи, фрукты. Дети и родители по очереди выбирают нужные картинки, из чего пекут каравай, и кладут в миски) (слайды 55-56)
Ведущий: Закончились все работы, можно и хороводы поводить. Делу-время, а потехе-час!
Игра «Кто быстрее найдет свой калач» (совместно с родителями)
Ведущий: Бай, качи-качи-качи; глянь- баранки, калачи.
(Первыми выходят 3 ребенка- калачика, за ними выбегают дети и выходят родители, образуя круг вокруг каждого калачика. Под песню «Бай, качи-качи-качи» идут по кругу, на слова «Все румяны, горячи» присаживаются на корточки, закрывая глаза)
Ведущий: Налетели тут грачи, подхватили калачи
(Дети-калачики меняются местами. Кто быстрее найдет свой калач? Дети бегут к своему калачику и образуют круг. Игра повторяется 2-3 раза. На последний раз дети-калачики встают в центр круга и берутся за руки.) (слайд 57)
Ведущий: Вот и подходит к концу наш праздник. А сейчас мы всех приглашаем к праздничному столу! А главное, дети, помните о том, что хлеб-это великое богатство нашей Родины, он создан огромным трудом. Берегите, дети, хлеб!
(Дети рассаживаются за столы и проводится чаепитие)
nsportal.ru
Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для детей подготовительной группы «Хлеб — всему голова»
Подготовила: Крохина Ольга Александровна
Воспитатель 1 к.к.
МДОУ «Брусничка»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Труд», «Социализация», «Здоровье»
Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширить и обогатить знания детей о хлебе и его изготовлении.
Задачи:
-развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности;
-способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи;
– закреплять навыки взаимодействия со сверстниками в совместной деятельности;
-воспитывать у детей бережное отношение к хлебу;
Оборудование:
Демонстрационное: ИКТ, презентация «Откуда хлеб пришел».
Раздаточное: колосья пшеницы, зерна ржи и пшеницы, мука пшеничная и ржаная, альбомные листы, гуашь, ватные палочки, салфетки для детей, ёмкости с землёй.
Предварительная работа: знакомство детей с пословицами и поговорками о хлебе; беседа на тему «Отношение к хлебу»
1. Организационный момент:
— 1, 2, 3, 4, 5 – становитесь в круг играть!
— Ребята, я сейчас загадаю вам загадку, а вы подумайте, о чем в ней идет речь.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
Воспитатель:
Знают все, кто ест:
Хлеб не надоест!
Хлеб наша главная еда
Всегда!
Рыба – водица,
Ягода – трава,
А хлеб, как говорится,
Всему голова!
Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! А вы знаете, как относились к хлебу русские люди?
Дети: К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. Его нельзя было выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять, и поцеловать. Даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали.
Воспитатель: Вспомните и назовите пословицы и поговорки о хлебе.
Дети называют поговорки о хлебе:
- будет хлеб — будет и песня;
-хлеб — всему голова;
-хлебушек ржаной — отец родной;
-много снегу — много хлеба;
-с хлебом русский человек — богатырь из века в век;
-хлеб — наше богатство;
-рожь поспела — берись за дело;
-у кого хлеб родится, тот всегда веселится.
Воспитатель показывает белый и черный хлеб.
- Народная пословица говорит: «Хлеб всему голова!» Это значит, что хлеб – главный продукт питания. Наша страна Россия огромная. Нам нужно много хлеба. Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. Кто же выращивает хлеб? Чтобы узнать, как хлеб попадает к нам на стол, мы отправимся в увлекательное путешествие.
Показ презентации «Откуда хлеб пришёл»
1 слайд.
Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. трактор.
Кто ведет его ….. (Тракторист)
На тракторах работают трактористы. Что делает трактор? … Он тащит плуг, борону, сеялку, рыхлит землю, готовит теплую постель для зерна. Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю, перемешивая удобрения с землей и одновременно, боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков.
2 слайд.
Затем к трактору прикрепляю сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.
Прежде чем продолжить путешествие, давайте рассмотрим зерна пшеницы. Зерно маленькое, но его росточек пробьется через слой земли. Возьмите их в руки и скажите, какие они на ощупь?
Дети: Маленькое, твердое, гладкое, посередине бороздка, как две дольки.
-Да, ребята, в каждом зернышке живет росток, чтобы он жил, нужно посадить его в землю.
- Вот дети, у каждого из вас есть маленькое поле. Посадим наши зернышки. А что поможет нашим зернышкам прорости?
Дети (солнце-свет, дождь-вода)
Дети поливают свои посевы.
3 слайд.
Идет время, зерна прорастают, появляются всходы. И вот уже все поле в золотистых колосьях. Оно очень похоже на золотое море.
4 слайд.
Но вот зерна созрели, колоски пожелтели. Пора их косить. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Он идет волну сечет, из трубы зерно течет” — это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? … комбайнер
5 слайд
Комбайн убирает колосья и по специальной трубе в машину высыпает зерно.
А кто из вас знает, куда отвозит зерно шофер? На элеватор – специальные сооружения для хранения зерна. Где зерно сушат.
6 слайд
Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.
7 слайд.
Потом муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими “руками” вымешивают тесто для хлеба. (слайд 14) На хлебозаводе специальные машины вымешивают тесто. Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим.
8 слайд.
Посмотрите, как много хлебобулочных изделий на хлебозаводе. И потом все эти изделия везут в магазины, где мы с вами их покупаем.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, как хлеб на стол к нам попал. Как, много людей работают, чтобы вырастить хлеб. Это и трактористы, и комбайнер, и агроном. А одним словом – хлеборобы. Уважение к труду хлеборобов русский народ выразил в пословицах: Без хлеба – нет обеда.
Хлеб бросать - силу терять.
Воспитатель: -Ребята, хотите помочь мне в пекарском деле? (раздает детям солёное тесто, протирает руки влажными салфетками)
Какая мука на ощупь? Возьмите кусочек теста, оно такое, мягкое, нежное, легко лепится, чтобы тесто не прилипало к рукам обваляйте его в муке и будем лепить булочки.
Дети из солёного теста лепят хлебобулочные изделия.
nsportal.ru
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад «Чайка»
Тема проекта:
«ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА!»
п.Мотыгино
2017г.
Введение
Наименование проекта: «Хлеб – всему голова!»
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный: (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы)
По количеству участников: групповой
Участники: дети подготовительной группы, учитель – логопед, воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, родители.
Сроки и этапы реализации
По времени: краткосрочный (1месяц).
Сроки реализации проекта: октябрь 2017года
Актуальность
Являясь основой питания многих народов, хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда. С хлебом связано много обрядов. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Хлеб это символ благополучия, достатка. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола. Данный проект позволяет в условиях воспитательно - образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Цель проекта: сформировать целостное представление о процессе выращивания хлеба и профессиях людей, задействованных в этом процессе у детей старшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей, благодаря которым хлеб появился на нашем столе.
Задачи проекта:
Прогнозирование процесса деятельности воспитанников и ожидаемых результатов:
В основу данного проекта положены следующие идеи:
Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, социально – личностное развитие, физическое развитие, речевое развитие.
Основная часть
1 этап. Организационно-подготовительный (сентябрь 2017)
2 этап. Внедренческий. Реализация проекта (октябрь 2017 года)
3 этап. Обобщающий (октябрь 2017 года)
На подготовительном этапе мы подобрали художественно-иллюстративный материал. К сбору материала мы подключили детей и их родителей. Далее, мы разработали конспекты занятий и бесед, создали презентацию на тему «Как колосок на стол хлебом пришел».
I этап
Разработка проекта и реализация проекта
Вопросы к детям по проекту «Хлеб - всему голова»:
Модель трех вопросов
Что мы знаем? | Хлеб делают из муки. Муку делают из зерен. Хлеб покупают в магазине. Хлеб бывает белый, черный. Мама дома печет хлеб в хлебопечке. |
Что мы хотим узнать? | Когда появился хлеб? Как раньше выращивали хлеб? Как выращивают хлеб в наше время? Какие машины помогают людям выращивать и изготавливать хлеб? Какие профессии у людей, которые выращивают и изготавливают хлеб? Как сделать тесто? Что можно сделать из муки еще? Почему говорят: Хлеб всему голова Что можно приготовить из черствого хлеба? Смогли бы вы прожить без хлеба? Какие пословицы, стихи, песни вы знаете о хлебе? |
Как нам найти ответ? | Сходить на экскурсию Спросить у родителей Спросить у воспитателя Провести опыт, получить муку Посмотреть в книгах, энциклопедиях, в Интернете |
II этап
Реализация проекта
Образовательная деятельность | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность | С родителями |
Познавательное развитие, речевое развитие | Рассказ воспитателя на тему «Откуда хлеб пришёл» экологическая игра «что за чем», Опытная деятельность «Как получается мука?», «Водяная мельница», Ветряная мельница» (взаимосвязь между водой, ветром и вращением), опыт «Как готовить тесто» Просмотр презентации «Как колосок на стол хлебом пришел», Д/и «Сложи цепочку» (родственные слова), чтение Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом», М. Глинская «Хлеб», П. Каганова Хлеб – наше богатство» С Погореловский «Вот он – хлебушек душистый» В. Воронько «Вот и лето пролетело», «Вешний день пахать пора» В Крупин «Отцовское поле» Я. Тайц «Все здесь» М. Пришвин «Лисичкин хлеб» | Рассматривание книг, альбомов о хлебе, придумывание рассказов о хлебе, рассматривание колосков, зерен, рассматривание и проба разных видов хлеба, Д/и для развития мелкой моторика «Золушка», Д/и «Посчитай зерна» | Заучивание загадок, сбор картинок, пословиц, стихов о хлебе. Прочитать с родителями А.Букалов «Как машины хлеб берегут», Просмотр диафильма В.П. Дацкевич «От зерна до каравая» Н. Самкова «О хлебе» Экскурсия на хлебозавод |
Художественно - эстетическое развитие | Аппликация «На мельницу» Лепка из соленого теста «Что можно сделать из муки?», конструирование из конструктора «Мельница», рисование «Колосья», рассматривание иллюстраций И.Шишкин «Рожь», И.Машкова «Снедь Московская. Хлеба» | Раскрашивание раскрасок Просмотр мультфильма «История о девочке, наступившей на хлеб» по мотивам сказки Ганса Христиана Андерсена | Подбор иллюстраций о хлебе |
Социально – личностное развитие | Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу. Составление рассказов «Как наши предки выращивали хлеб», «Как хлеб на стол попал», «Откуда к нам хлеб пришел» Игра «Хорошо - плохо», прививать правила обращения с хлебом. Игра «Узнай и назови» (хлебобулочные изделия на картинке) Игра «Узнай по вкусу» (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье). Организация ярмарки – выставки и чаепития с домашней выпечкой. | Сюжетно – ролевые игры: «Продукты», «Магазин», «Ярмарка» (дид. материал «Набор хлеба». | Составление схемы «Откуда к нам хлеб пришел», замешивание теста, выпечка хлебобулочных изделий. Ярмарка – выставка хлебобулочных изделий «Лакомка » , как результат совместной деятельности родителей и ребенка. Составление рассказов о приготовлении своих хлебобулочных изделий |
Физическое развитие | Спортивное развлечение «Чтобы хлеб растить - надо ловким быть», пальчиковые игры, физминутки | Игра в подвижные игры Игра «Кто что делает?» Скажи и покажи | Составление кулинарной книги Рецепты бабушек и мам «Колобок» |
III этап
Подведение итогов
Вывод
В результате работы над проектом дети узнали:
Работа над проектом помогла развить нравственные качества детей, богатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями, познакомить со старинными русскими обычаями, а так же привлекла родителей к образовательному процессу в детском саду.
А главное: мы будем учиться бережно относиться к хлебу, ведь это труд многих людей!
nsportal.ru
Слайд 1
Проект подготовительной группы №2 “ лисята ” “ хлеб-всему голова ” Воспитатели подготовительной группы Вагидова Заира Рамазановна Голубева Анастасия ВладимировнаСлайд 2
Сформировать целостное представление о процесса выращивания хлеба и профессиях людей. Показать каким трудом добывается хлеб для народа и каждого из нас. Воспитывать бережное отношение к хлебу , к труду тех людей , благодаря которым хлеб появился на нашем столе
Слайд 3
Актуальность : Являясь основной питания многих народов , хлеб рассматривается как источник жизни и символ труда . С хлебом связано много обрядов . Буханка хлеба и каждый его кусок , особенно первый , или крошка воплощали собой долю человека : считалось , что т обращения с ними зависит его сила , здоровье и удача . Хлеб это символ благополучия , достатка . С хлебом дети встречаются ежедневно и , возможно , у них теряется значимость этого главного продукта . Это проявляется небрежным отношением к хлебу
Слайд 4
Вместе с ребятами подготовительной группы мы решили , проследить весь путь хлеба : от зернышка до нашего стола . Данный проект позволяет в условиях воспитательно – образавательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба , о его ценности , о тяжелом труде людей , выращивающих хлеб
Слайд 5
Аннотация : Данный проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста . ОН охватывает знания и формирует умения в различных предметных областях : ознакомление с окружающим миром , изобразительная деятельность , ознакомление с художественной литературой . Проект призван побудить детей к размышлениям , учить сравнивать , анализировать , делать выводы , обобщения . Проект дает возможность детям приобрести навыки первоначальной , элементарной исследовательской деятельности .
Слайд 6
Речевое развитие : - развивать умения слушать новые сказки и стихи , следить за развитием действием -развивать умения инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок и потешек -развитие умение читать наизусть потешки и небольшие авторские стихи
Слайд 7
Художественно-эстетическое развитие : - учить задумывать содержание своего рисунка , осуществлять свой замысел ; - развивать творческое воображение , -воспитывать эстетическое наслаждение от выполненной работы .
Слайд 8
Предполагаемый результат К концу проекта дети должны : И меть представления о ценности хлеба ; Получить знания о том , как выращивали хлеб в старину , и как это происходит сейчас , донести до сознания детей , что хлеб – это итог большой работы многих людей ; Получить интерес к профессиям пекаря , комбайнера и к труду людей , участвующих в производстве хлеба ; Бережно относиться к хлебу
Слайд 9
Результаты реализации проекта : За время проведения проекта > у детей сформировались представления о хлебе : откуда появился хлеб (процесс выращивания ) , кто его выращивает , из чего делают хлеб и хлебопродукты , люди каких профессий помогают хлеборобам и т.п
Слайд 10
Мы лепим из пластилина и солённого теста
Слайд 11
Готовим дома
Слайд 12
Приносим в сад
Слайд 13
Принимаем гостей
nsportal.ru
Конспект
с детьми подготовительной группы
«Хлеб - всему голова».
Задачи:
Активизировать и расширить словарный запас по темам: «Хлеб», «Хлебобулочные изделия», «Профессии», «Времена года». Развивать грамматический строй речи; проводить профилактику дисграфии; продолжить развитие навыков чтения; ЭМП. Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитывать аккуратность и позитивное отношение к своей работе через внедрение инновационных технологий. Формировать умение работать в коллективе; воспитать уважительное отношение к труду людей, к хлебу.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации хлебобулочных изделий и сельскохозяйственной техники. Ломтик черного хлеба. Буквы, карточки с названиями хлебобулочных изделий, цифры, фланелеграф, ноутбук, презентации, музыка. Рецепт теста. Мука, соль, вода, стеки, скалка, клеенки, поварские колпаки, фартуки.
Современные образовательные технологии:
Здоровьесберегающие, информационно – коммуникативные технологии, обучение в сотрудничестве, ТРИЗ, игровые технологии.
Ход занятия
(Воспитатель читает стихотворение)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна - в муку и тесто,
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол к нам хлебом.
- Вы догадались, о чем мы будем сегодня говорить?
- О хлебе!
- Я хочу пригласить вас в хлебобулочный магазин, который назван в честь сказочного хлебобулочного героя. Догадались, как он называется?
(Ответы детей).
- Верно, мы отправимся туда с веселой песней.
(Дети под музыку идут в магазин «Колобок», а логопед встречает детей)
- Ребята, у нас случилась беда. Названия хлебобулочных изделий перепутались. Помогите правильно подписать продукты.
(Дети из букв составляют названия хлебобулочных изделий)
Калач, кулич, хлеб, плетенка, кекс, багет, плюшка, батон, каравай.
- Каждый день в саду
меню меняется, вас кормят разнообразно и вкусно. Не меняют только один продукт - хлеб!
Логопед читает стихотворение Я. Акима «Хлеб»:
Игра: «Один - много».
- Ребята, какие еще хлебобулочные изделия вы знаете?
(Ответы детей).
- Как вы думаете из всех этих хлебобулочных изделий, какое самое главное?
- Хлеб!
- Верно, а какие пословицы, это подтверждают?
(Дети называют пословицы)
«Хлеб – всему голова!»
«Калач приестся, а хлеб никогда»
«Хлеб да вода – богатырская еда»
«Пот на спине – так и хлеб на столе»
«Худой обед, если хлеба нет!» и т д
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют.
Сил для хлеба не жалеют!
- Ребята, легко ли вырастить хлеб?
(ответы детей)
- Где выращивают хлеб?
- На поле!
- Давайте и мы туда отправимся.
(Дети встают друг за другом, «едут» в поле на машинах, подпрыгивают на кочке, приседают в яме, делают повороты влево-вправо, объезжая горку).
Едем в поле
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку объехали
И на поле приехали!
(Дети переходят к следующему столу, рассматривают картинки)
- Как готовят поле? Какую технику возьмем в помощь?
(Ответы детей).
-Что трактор делает с землей?
- Пашет, боронит землю.
- Как называется профессия человека, который работает на тракторе?
- Тракторист!
- Какая техника поможет засеять поле?
(0тветы детей)
- Как называется профессия человека, который работает на сеялке?
- Сеяльщик!
- Какая техника поможет убрать урожай?
- Комбайн!
- Как называется профессия человека, который работает на комбайне?
- Комбайнер!
- Как можно назвать всех людей, которые помогали вырастить урожай, хлеб?
- Хлеборобы!
- Когда поле готово к засеванию зерном, нужно выбрать, чем будем засеивать рожью или пшеницей?
- Чем отличаются эти колосья?
(Ответы детей)
- Колос пшеницы толще, чем колос ржи.
- Зерна пшеницы круглые, а ржи удлиненные.
- Какая мука получится из пшеницы, а какая изо ржи?
(Ответы детей)
- Из пшеницы – пшеничная мука, белая.
- А изо ржи – ржаная мука, темная.
- Ребята, как узнать, что урожай созрел?
- Колоски желтые, золотые, усатые.
- Куда отправится зерно после очистки?
(Ответы детей)
- Становитесь, друг за другом, поехали:
Едем в город.
На кочку наехали,
В яму заехали,
Горку объехали
И на мельницу приехали.
- Кто работает на мельнице? На мукомольном комбинате?
- Мельник! Мукомол!
- Что мельник будет делать с зерном?
(Ответы детей)
- Куда дальше повезем муку?
(0тветы детей)
- Что делают с мукой в пекарне?
(0тветы детей)
- Как называется профессия человека, который работает в пекарне?
- Пекарь!
Мнут и катают
В печи запекают,
А потом за столом
Нарезают ножом!
(Звучит тревожная, печальная музыка)
- Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был на вес золота. И далеко не каждый день он был на столе. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, гидроцеллюлозы, пырея, лебеды. В блокаду, когда наш город был в кольце врагов, хлеб давали по маленькому кусочку(125г.) на весь день. Люди понимали, что хлеб-это их жизнь!
Показ иллюстраций и кусочка хлеба в 125г.
- Помня прошлое, какой вывод вы сделаете, как надо относиться к хлебу? Почему?
(Ответы детей).
Логопед показывает презентацию «Слава хлеборобам».
- Ребята, вы хотите ненадолго превратиться в пекарей?
- Да!
- Тогда надевайте колпаки и фартуки! Сейчас мы приготовим тесто по рецепту:
Рецепт соленого теста:
2 стакана муки,
1/2 стакана воды,
1 столовая ложка соли.
(Замешивают тесто, раскатывают 2 рулета, один делят на 8 частей, а другой на 6).
Детям даются разные задания: одному взять 1/8 часть, другому 3/6 части рулета и так всем остальным.
(Сравнивают части).
Дети лепят различные изделия из теста.
- Ребята, что вы узнали сегодня нового, что вам понравилось?
nsportal.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»