Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Презентация 5 класс паустовский теплый хлеб


Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб"

Презентация к уроку литературы. К.Г Паустовский «Теплый хлеб». Подготовила учитель русского языка и литературы Гладких И.Н.

«Нет таких звуков, красок , образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»

(19 (31) мая 1892 — 14 июля 1968)

Содержание

Биография

Мещёрский край

Творчество

Сказка « Тёплый хлеб»

Биография

Паустовский Константин Георгиевич - русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.

Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни". По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.

После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом Но вскоре писателя вновь "завертело": он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей — И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом — в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.

В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором «РОСТА». В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли.

В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах — по сути, объездил всю страну.

Особое место в его творчестве занимает Мещерский край , где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями — А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др.

В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.

В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы (1961). В годы "оттепели" активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей — Бабеля, Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др.

Мещерский край

"Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью, «Ильинский омут»

Мещерский край

Творчество Паустовского

В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение — автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: «Далекие годы (1946)», «Беспокойная юность (1954)», «Начало неведомого века (1956)», «Время больших ожиданий (1958)», «Бросок на юг (1959-1960)», «Книга скитаний (1963)».

В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др.

Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой "школе лирической прозы", — Ю.Казакова, С.Антонова, В.Солоухина, В.Конецкого и др.

Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы.

«Больше всего люблю писать о людях простых и безвестных — о ремесленниках, пастухах, паромщиках, сторожах и деревенских детях — своих закадычных друзьях...»

Сказка «Тёплый хлеб» была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».

Герои

  Сказочные

Реальные

 

  • Сорока
  • Силы природы
  • Филька
  • Конь
  • Мельник Панкрат
  • Бабка Фильки
  • Жители деревни

 

Связь героев сказки

События

Реальные

  • Филька обидел коня.
  • Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.
  • Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.
  • Филька мирится с конём.

Сказочные

  • Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.
  • Легенда о происшествии столетней давности.
  • Сорока приводит теплый ветер.

Характеристика героев

Конь : вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди).

Панкрат : мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.

Филька : молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».

Народная мудрость

  • Как аукнется, так и откликнется.
  • Каков привет, таков и ответ.
  • Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).
  • Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
  • Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
  • Нет ничего отважнее, чем победа над собой.

Фильм создан по мотивам одноименной сказки К.Паустовского "Теплый хлеб". О том, как сельский мальчик Филька обижает раненую лошадь и приносит несчастье всем жителям деревни - в разгаре лета наступает зима.

multiurok.ru

Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу К. Г. Паустовского "Теплый хлеб".

Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу К. Г. Паустовского "Теплый хлеб".»

Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (31.05.1892- 14.07.1968 гг.)

Сказка -прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, где присутствует вымысел.

Рассказ- небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода или характера.

  • Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев.

Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий, по -другому -это всё то, что губит человеческую душу и отношения между людьми .

  • Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.

Однокоренные слова

Беречь - бережный , бережливый, оберег, оберегать.

  • Хлеб:
  • 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки.
  • 2.Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия.
  • 3. То же, что пропитание.

Теплый- 1. Имеющий относительно высокую температуру, сопоставимую с температурой человеческого тела, подогретый. 2. Источающий тепло. 3. Сердечный, доброжелательный, радушный; выражающий такие чувства.

  • В добре жить хорошо.
  • Где тепло, тут и добро.
  • Доброе дело добру учит.
  • Доброе дело на завтра не откладывай. Доброе дело без награды не остается.
  • С добрым жить хорошо .

Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего. М. Горький .

Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.

Кабус.

Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.

М. Монтен.

Рефлексия

  • Сегодня я узнал (а)…
  • я понял (а), что…
  • я почувствовал (а), что…
  • я научился (ась)…
  • я смог (ла)…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание

  • 1.Подготовить краткий пересказ от лица одного из героев сказки.
  • 2.Составить продолжение сказки, в которой должна быть описана дальнейшая судьба мальчика Фильки.
  • 3. Ответить на вопрос : « Чему меня научило произведение К.Г. Паустовского
  • «Теплый хлеб?»
  • Презентацию подготовила
  • Николаева С.В.,
  • учитель русского языка и литературы.

multiurok.ru

Конспект и презентация урока литературы в 5 классе "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»".

Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Цель:

обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;

развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;

воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.

Ход урока.

  1. Эмоциональный настрой, цели урока.

Чтение отрывка из сказки под звуки пурги:

...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз.

Дальнейшее чтение под тревожную мелодию:

...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.

– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?

– Какая музыка прозвучала?

– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз? 

– Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока?

– Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб».

II. Работа по теме урока.

1. Стадия вызова и осмысление.

1) Работа по вопросам.

– Кто является героями сказки?

(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).

– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?

– Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?

2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.

Основные правила работы в группе.

  • Чётко формулировать свои мысли.

  • Высказывать свою точку зрения.

  • Не перебивать друг друга.

  • Активно участвовать в обсуждении.

  • Высказывания подтверждать текстом.

2. Работа в группах.

1 группа (конь Мальчик).

– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?

– Какова его жизнь?

2 группа (Филька).

– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.

– Как Филька назвал коня в злобе?

– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?

3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).

– Какую историю рассказала Фильке бабушка?

(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).

– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?

– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?

(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)

Дополнительные вопросы:

– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?

(Это сорока и летний ветер)

– Как они помогли мальчику?

(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)

3. Первичное закрепление.

– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?

(Звучит релаксирующая музыка)

– Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?

Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.

Вы видите на экране опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.

Преодоление

Исправление

Раскаяние

Осознание

– Какова будет первая ступенька?

(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)

– Какова будет вторая ступенька?

(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)

– Какова будет третья ступенька?

(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)

– Какова будет четвертая ступенька?

(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)

И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.

– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.

– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?

(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)

– Итак, в чем смысл названия сказки?

(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода  искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)

III. Подведение итогов.

1) Выставка рисунков (домашнее задание).

– В какой цвет вы покрасили добро?

(У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные. Светлые краски.)

– А как вы изобразили зло?

(Зло всегда бывает страшным, чёрным.)

2) Символика цвета в повести. Индивидуальное задание.

Выступление учащихся с сообщением об исследовании слов с цветовой символикой.

3) Анализ финальной части сказки.

Просмотр сцены мультфильма «Филька просит прощение у коня».

– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?

(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)

4) Работа в группах.

1 группа.

На доске есть высказывания. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.

Живи добрее, будешь всем милее (пословица).

Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).

Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).

2 группа.

Составить синквейн к слову Филька.

(Например: Филька. Злой, исправившийся. Ударил, раскаялся, помирился. Филька обидел коня. Раскаяние.)

3 группа.

– Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.

(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям.

Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться исправить ошибку.

Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.

Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.)

IV. Домашнее задание.

Выбор и запись домашнего задания.

Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».

Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского.

Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.

V. Рефлексия.

  1. Игра «Разговор с писателем». Слайд

Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору сказки и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:

«Уважаемый Константин Георгиевич, я понял, что вы хотели сказать…»

  1. Вывод.

– В начале урока играла музыка. Она была тревожной, загадочной, как и начало сказки. Какой музыкой стоило бы завершить наш сегодняшний разговор?

(доброй, светлой, мелодичной, как и финал сказки)

Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)

Умейте управлять собой,

Во всем ищите добрые начала.

И споря с трудною судьбой,

Учитесь жизнь начать сначала.

Споткнувшись – самому вставать,

В себе самом искать опору,

А если двигаетесь в гору –

Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.

5

kopilkaurokov.ru


Смотрите также