Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу К. Г. Паустовского "Теплый хлеб". Презентация 5 класс паустовский теплый хлеб
Презентация к уроку литературы в 5 классе по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб"
Презентация к уроку литературы. К.Г Паустовский «Теплый хлеб». Подготовила учитель русского языка и литературы Гладких И.Н.
«Нет таких звуков, красок , образов и мыслей - сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения»
(19 (31) мая 1892 — 14 июля 1968)
Содержание
Биография
Мещёрский край
Творчество
Сказка « Тёплый хлеб»
Биография
Паустовский Константин Георгиевич - русский писатель. Родился 19 (31) мая 1892 в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец, по словам Паустовского, "был неисправимым мечтателем и протестантом", из-за чего постоянно менял места работы. После нескольких переездов семья поселилась в Киеве. Паустовский учился в 1-й Киевской классической гимназии. Когда он был в шестом классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учебу репетиторством.
Первый небольшой рассказ Паустовского «На воде» (1912), написанный в последний год учебы в гимназии, был напечатан в киевском альманахе "Огни". По окончании гимназии Паустовский учился в Киевском университете, затем перевелся в Московский университет. Первая мировая война заставила его прервать учебу. Паустовский стал вожатым на московском трамвае, работал на санитарном поезде. В 1915 с полевым санитарным отрядом отступал вместе с русской армией по Польше и Белоруссии.
После гибели на фронте двух старших братьев Паустовский вернулся к матери в Москву, но вскоре снова начал скитальческую жизнь. Февральскую и октябрьскую революции 1917 Паустовский встретил в Москве. После победы советской власти начал работать журналистом Но вскоре писателя вновь "завертело": он уехал в Киев, куда перебралась его мать, пережил там несколько переворотов во время Гражданской войны. Вскоре Паустовский оказался в Одессе, где попал в среду молодых писателей — И.Ильфа, И.Бабеля, Э.Багрицкого, Г.Шенгели и др. Прожив два года в Одессе, уехал в Сухум, затем перебрался в Батум, потом — в Тифлис. Странствия по Кавказу привели Паустовского в Армению и северную Персию.
В 1923 Паустовский вернулся в Москву и начал работать редактором «РОСТА». В это время печатались не только его очерки, но и рассказы. В 1928 вышел первый сборник рассказов Паустовского Встречные корабли.
В 1930-е годы Паустовский активно работал как журналист газеты "Правда" и журналов "30 дней", "Наши достижения" и др., побывал в Соликамске, Астрахани, Калмыкии и многих других местах — по сути, объездил всю страну.
Особое место в его творчестве занимает Мещерский край , где Паустовский подолгу жил один или с друзьями-писателями — А.Гайдаром, Р.Фраерманом и др.
В годы Великой Отечественной войны Паустовский работал военным корреспондентом и писал рассказы, среди них «Снег» (1943) и «Дождливый рассвет» (1945), которые критики назвали нежнейшими лирическими акварелями.
В 1950-е годы Паустовский жил в Москве и в Тарусе на Оке. Стал одним из составителей важнейших коллективных сборников демократического направления Литературная Москва (1956) и Тарусские страницы (1961). В годы "оттепели" активно выступал за литературную и политическую реабилитацию гонимых при Сталине писателей — Бабеля, Ю.Олеши, Булгакова, Грина, Н.Заболоцкого и др.
Мещерский край
"Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашел в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле, сосредоточенности и внутренней свободы, любимых дум и напряженного труда. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей. Я упомяну только главные: «Мещерская сторона», «Исаак Левитан», «Повесть о лесах», цикл рассказов «Летние дни», «Старый челн», «Ночь в октябре», «Телеграмма», «Дождливый рассвет», «Кордон 273», «Во глубине России», «Наедине с осенью, «Ильинский омут»
Мещерский край
Творчество Паустовского
В 1945-1963 Паустовский писал свое главное произведение — автобиографическую Повесть о жизни, состоящую из шести книг: «Далекие годы (1946)», «Беспокойная юность (1954)», «Начало неведомого века (1956)», «Время больших ожиданий (1958)», «Бросок на юг (1959-1960)», «Книга скитаний (1963)».
В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о.Капри. Впечатления от этих поездок легли в основу рассказов и путевых очерков 1950-1960-х годов «Итальянские встречи», «Мимолетный Париж», «Огни Ла-Манша» и др.
Творчество Паустовского оказало огромное влияние на писателей, принадлежащих к так называемой "школе лирической прозы", — Ю.Казакова, С.Антонова, В.Солоухина, В.Конецкого и др.
Паустовский умер в 1968 году в Москве и согласно его завещанию похоронен на городском кладбище Тарусы.
«Больше всего люблю писать о людях простых и безвестных — о ремесленниках, пастухах, паромщиках, сторожах и деревенских детях — своих закадычных друзьях...»
Сказка «Тёплый хлеб» была написана в 1954 году и впервые напечатана в детском журнале «Мурзилка».
Герои
Сказочные
Реальные
- Сорока
- Силы природы
- Филька
- Конь
- Мельник Панкрат
- Бабка Фильки
- Жители деревни
Связь героев сказки
События
Реальные
- Филька обидел коня.
- Филька спрашивает совета у Панкрата, как исправить содеянное им зло.
- Ребята долбят лёд на реке, чтобы заработала мельница.
- Филька мирится с конём.
Сказочные
- Топнул конь ногой – засвистел ветер, упал на землю лютый мороз.
- Легенда о происшествии столетней давности.
- Сорока приводит теплый ветер.
Характеристика героев
Конь : вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди).
Панкрат : мельник, мучная пыль навек въелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.
Филька : молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, «Ну, тебя».
Народная мудрость
- Как аукнется, так и откликнется.
- Каков привет, таков и ответ.
- Люби ближнего своего (из заповедей Божьих).
- Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.
- Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.
- Нет ничего отважнее, чем победа над собой.
Фильм создан по мотивам одноименной сказки К.Паустовского "Теплый хлеб". О том, как сельский мальчик Филька обижает раненую лошадь и приносит несчастье всем жителям деревни - в разгаре лета наступает зима.
multiurok.ru
Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу К. Г. Паустовского "Теплый хлеб".
Просмотр содержимого документа «Презентация к уроку литературы в 5 классе по рассказу К. Г. Паустовского "Теплый хлеб".»
Константи́н Гео́ргиевич Паусто́вский (31.05.1892- 14.07.1968 гг.)
Сказка -прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера, где присутствует вымысел.
Рассказ- небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, композиционно сгруппированное вокруг отдельного эпизода или характера.
- Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо сугубо оригинальное; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения сказочных героев.
Зло - понятие нравственности, означающее намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий, по -другому -это всё то, что губит человеческую душу и отношения между людьми .
- Добро - понятие нравственности, означающее намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру.
Однокоренные слова
Беречь - бережный , бережливый, оберег, оберегать.
- Хлеб:
- 1. Пищевой продукт, выпекаемый из муки.
- 2.Такой продукт в виде крупного выпеченного изделия.
- 3. То же, что пропитание.
Теплый- 1. Имеющий относительно высокую температуру, сопоставимую с температурой человеческого тела, подогретый. 2. Источающий тепло. 3. Сердечный, доброжелательный, радушный; выражающий такие чувства.
- В добре жить хорошо.
- Где тепло, тут и добро.
- Доброе дело добру учит.
- Доброе дело на завтра не откладывай. Доброе дело без награды не остается.
- С добрым жить хорошо .
Любовь к людям — это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего. М. Горький .
Когда будешь делать кому-нибудь добро, заметь, что во время свершения доброго дела получишь такое же удовольствие, какое получит и тот человек.
Кабус.
Когда творишь добро, сам испытываешь некое радостное удовлетворение и законную гордость, сопутствующую чистой совести.
М. Монтен.
Рефлексия
- Сегодня я узнал (а)…
- я понял (а), что…
- я почувствовал (а), что…
- я научился (ась)…
- я смог (ла)…
- урок дал мне для жизни…
- мне захотелось…
Домашнее задание
- 1.Подготовить краткий пересказ от лица одного из героев сказки.
- 2.Составить продолжение сказки, в которой должна быть описана дальнейшая судьба мальчика Фильки.
- 3. Ответить на вопрос : « Чему меня научило произведение К.Г. Паустовского
- «Теплый хлеб?»
- Презентацию подготовила
- Николаева С.В.,
- учитель русского языка и литературы.
multiurok.ru
Конспект и презентация урока литературы в 5 классе "Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»".
Добро и зло в сказке К. Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Цель:
обучающая: выявить идею и основную мысль произведения;
развивающая: развивать навык характеристики героев, пробуждать «дар воображения», развивать монологическую речь, уметь ориентироваться в тексте художественного произведения, обобщать и делать выводы;
воспитательная: воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.
Ход урока.
Эмоциональный настрой, цели урока.
Чтение отрывка из сказки под звуки пурги:
...Вдруг в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни… Ревела, обезумев метель… А к ночи на деревню пал мороз.
Дальнейшее чтение под тревожную мелодию:
...За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами. Казалось, воздух замерз, и между землей и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная, что если бы подняло вверх пылинку на километр от земли, то ее было бы видно, и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.
Черные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблескивали, как стеклянные. Воздух колол грудь.
– Ребята, отрывок из какого произведения вы прослушали?
– Какая музыка прозвучала?
– Что же такое необыкновенное произошло, что на деревню упал лютый мороз?
– Вспомните, что всегда противопоставляется в любой сказке? Подумайте, могут ли эти два понятия стать темой нашего сегодняшнего урока?
– Итак, в ходе урока мы должны рассмотреть, как в сказке К.Г. Паустовского решается проблема «добра» и «зла», какие образы помогают раскрыть ее содержание, и чему мы можем научиться, благодаря сказке «Теплый хлеб».
II. Работа по теме урока.
1. Стадия вызова и осмысление.
1) Работа по вопросам.
– Кто является героями сказки?
(Это конь Мальчик, мельник Панкрат, мальчик Филька, бабка Фильки, ребята из деревни, старики, сорока и ветер летний).
– Как вы думаете, кто из них главный герой и почему?
– Кто из второстепенных персонажей помогает главному герою?
2) Характеристика героев повести в отдельности. Анализ текста.
Основные правила работы в группе.
Чётко формулировать свои мысли.
Высказывать свою точку зрения.
Не перебивать друг друга.
Активно участвовать в обсуждении.
Высказывания подтверждать текстом.
2. Работа в группах.
1 группа (конь Мальчик).
– Расскажите историю появления раненого коня в деревне?
– Какова его жизнь?
2 группа (Филька).
– Кто такой Филька, дайте ему характеристику.
– Как Филька назвал коня в злобе?
– К кому первому обратился за помощью Филька, когда осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне?
3 группа (Бабушка Фильки и мельник Панкрат).
– Какую историю рассказала Фильке бабушка?
(Она рассказала о том, что произошло 100 лет назад из-за злобы одного мужика, и направила Фильку к мельнику Панкрату).
– Как вы понимаете выражение «охлаждение сердца»?
– Кто такой мельник Панкрат и чем он помог Фильке?
(Заставил мальчика думать и придумать, как освободить воду из-подо льда, заставить работать мельницу, спасти людей от голода)
Дополнительные вопросы:
– Ребята, а всех ли помощников Фильки мы назвали?
(Это сорока и летний ветер)
– Как они помогли мальчику?
(Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло. Ветер принес в деревню оттепель, помог ребятам и старикам расколоть лед и освободить воду для мельницы)
3. Первичное закрепление.
– Я думаю, ребята, что вы в жизни тоже совершали поступки, за которые вам было очень стыдно. Вспомните, что вы чувствовали?
(Звучит релаксирующая музыка)
– Что же делать человеку, допустившему ошибку? Как исправить ситуацию?
Движение по дороге жизни превращается в подъем по лестнице.
Вы видите на экране опорные слова и ступеньки лестницы. Прошу вас создать лестницу преодоления зла добром.
Преодоление
Исправление
Раскаяние
Осознание
– Какова будет первая ступенька?
(Это осознание своего поступка и испытание чувства стыда.)
– Какова будет вторая ступенька?
(Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания.)
– Какова будет третья ступенька?
(Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает раскаяние перед теми, кого ты обидел. Это нелегко, ведь нужно перебороть жалость к себе. Но ты только возвышаешься в глазах людей и перед своей совестью, и тебе становится легко и весело.)
– Какова будет четвертая ступенька?
(Исправление. Не всем удаётся подняться на эту ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом.)
И когда вы научитесь следовать ступеням этой лестницы, вы перестанете совершать плохие поступки.
– Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил.
– Как человек показывает, что оказался на высшей ступени?
(Добрыми делами. Совершить зло очень легко, а вот осознать содеянное, раскаяться и исправиться трудно. Цель писателя – помочь в этом.)
– Итак, в чем смысл названия сказки?
(Эту сказку Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит, добрый, сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии своей сказки. Хлеб, согретый теплотой растаявшего сердца Фильки, – это своего рода искупление вины мальчика. Добро побеждает зло, люди должны уметь исправлять свои ошибки, понимать причину злых поступков и находить в себе силы для добрых дел, чтобы не дать сердцу «замёрзнуть» от жестокости и зла.)
III. Подведение итогов.
1) Выставка рисунков (домашнее задание).
– В какой цвет вы покрасили добро?
(У добра цвета яркие: красные, розовые, голубые, зелёные. Светлые краски.)
– А как вы изобразили зло?
(Зло всегда бывает страшным, чёрным.)
2) Символика цвета в повести. Индивидуальное задание.
Выступление учащихся с сообщением об исследовании слов с цветовой символикой.
3) Анализ финальной части сказки.
Просмотр сцены мультфильма «Филька просит прощение у коня».
– Так чему же научился Филька в сказке Паустовского?
(Филька научился отвечать за свои поступки; прошёл через страх, угрызение совести; получил за свою решимость признать ошибку бескорыстную помощь детей и взрослых; приобрёл опыт очищения души, когда от сделанного доброго дела становится светло на душе и тепло на сердце.)
4) Работа в группах.
1 группа.
На доске есть высказывания. Какое из них, на ваш взгляд, наиболее точно отражает основную мысль произведения? Свой ответ обоснуйте.
Живи добрее, будешь всем милее (пословица).
Умел ошибиться – умей и поправиться (пословица).
Всегда следует стремиться к прекрасному (К. Паустовский).
2 группа.
Составить синквейн к слову Филька.
(Например: Филька. Злой, исправившийся. Ударил, раскаялся, помирился. Филька обидел коня. Раскаяние.)
3 группа.
– Чему же учит сказка Паустовского? Напишите несколько правил, которые можно извлечь из сказки.
(Сказка учит правильно жить, с добром относиться к людям.
Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться исправить ошибку.
Чтобы исправить, остановить зло, надо совершить добрый поступок.
Нельзя относиться безразлично к окружающему миру.)
IV. Домашнее задание.
Выбор и запись домашнего задания.
Написать сочинение «Чему меня научила сказка К. Паустовского «Теплый хлеб».
Составить кроссворд по сказке «Тёплый хлеб» К. Паустовского.
Нарисовать иллюстрации понравившихся эпизодов.
V. Рефлексия.
Игра «Разговор с писателем». Слайд
Представьте, что у вас появилась возможность обратиться к автору сказки и высказать свое мнение о содержании произведения. Обратитесь к нему:
«Уважаемый Константин Георгиевич, я понял, что вы хотели сказать…»
Вывод.
– В начале урока играла музыка. Она была тревожной, загадочной, как и начало сказки. Какой музыкой стоило бы завершить наш сегодняшний разговор?
(доброй, светлой, мелодичной, как и финал сказки)
Стихотворение-подарок (звучит светлая мелодия)
Умейте управлять собой,
Во всем ищите добрые начала.
И споря с трудною судьбой,
Учитесь жизнь начать сначала.
Споткнувшись – самому вставать,
В себе самом искать опору,
А если двигаетесь в гору –
Себя в пути не потерять. Ю. Мерзляков.
5
kopilkaurokov.ru