Сценарий развлечения «Откуда хлеб пришел»? Откуда хлеб пришел сценарий


Развлечение "Откуда хлеб пришел?"

Сценарий праздника «Откуда хлеб пришел»?

Цель:

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.

Задачи:

Познавательное развитие:

  • Закрепить знания детей о том, как выращивают хлеб, как об одном из величайших богатств на земле.

  • Закрепить знания о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.

  • Закрепить знания о том, как первобытные люди научились печь хлеб.

  • Закрепить знания о том, люди каких профессий участвуют в выращиванию хлеба, из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба.

  • Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.

  • Продолжать учить детей устанавливать логическую последовательность действий опираясь на сюжет каждой картинки.

Речевое развитие:

  • Развивать связную речь.

  • Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнёр, агроном, селекционер, страда, урожай.

  • Словообразование: хлеб-хлебороб, трактор-тракторист, комбайн-комбайнёр, пшеница - пшеничное поле; рожь – ржаной.

  • Упражнять в роде, числе и падеже.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Оборудование: буханка или каравай хлеба на подносе, бубен, разные геометрические фигуры, интерактивная доска.

Ход мероприятия

Дети под музыку входят в зал (одетые в русские костюмы)

Ведущий: Пожалуйста, гости дорогие, проходите.

Ребёнок:

Веселья вам, да радости!

Давно мы Вас поджидаем,

Ничего без вас не начинаем.

У нас для каждого найдётся

И словечко и местечко!

Ай, люли, ай, люли,

Нынче гости к нам пришли.

Добрый день и поклон Вам,

Гости дорогие (кланяются) .

Ведущий:

- Ой, ребята, посмотрите здесь что-то рассыпали (показывает детям крошки). Как вы думаете откуда они появились (ели, накрошили на пол, ветер принёс, высыпался из пакета с хлебом была дырочка, птички не доели).

- Да это хлебные крошки.

- Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.)

- Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.)

Ведущий:

- Хлеб - самый необходимый продукт питания, т. к. в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.

- Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)

Песня о хлебе

1. Пшеницу мы посеяли

Раннею весной

И уродился колосок

Тяжёлый, золотой.

Припев:

Хлебушек, хлебушек –

Всему ты голова!

Украшенье каждого,

Каждого стола!

2. Потом собрали зёрна мы

В большие закрома.

Ты с хлебом будешь целый год,

Любимая страна!

Припев:

Хлебушек, хлебушек –

Всему ты голова!

Украшенье каждого,

Каждого стола!

Ведущий:

- Я расскажу вам о том, как первобытные люди стали сеять хлеб.

«Было это давным-давно, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных пшеницы и ржи, ячменя и овса. Когда-то человек попробовал зёрна, и они ему понравились. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор. Пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась эпоха хлебопечения. Человек стал растирать зерна камнями, и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать».

- К сожалению, мы не знаем как выглядел тот колосок, из которого приготовили первый хлеб, зато мы знаем как выглядят колоски сегодня.

Игра на интерактивной доске «Колоски» (на доске картинки разных колосков и хлеб пшеничный, ржаной. Нужно соединить колосок и хлеб).

Ведущий:

- Здесь нарисованы ещё метёлки овса и початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? - Как вы думаете, почему эти растения положили рядом с хлебом?

- Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми.

- А кто знает стихотворение о колоске?

«Колосок»

Вырос в поле колосок

Поначалу невысок.

Но тянулся он, старался,

Храбро усики вздымал,

Тёмной ночи не боялся,

По утрам в росе купался,

И высоким, сильным стал.

Оглянулся, а кругом

Под июльским ветерком

В светлом поле, на просторе

Золотых колосьев – море!

Все на солнышко глядят,

В каждом зёрнышке сидят.

Засмеялся колосок.

Круче взвил усишки:

«Я поднялся в самый срок,

Я теперь не одинок,

Здраствуйте, братишки! »

Ведущий:

- А давайте посеем свое пшеничное поле.

Игра: «Зёрнышко»

Выйди, выйди, солнышко (руки вверх) .

Мы посеем зёрнышко (имитируют посев зерна)

Скоро вырастит росток (медленно поднимаются, поднимают руки вверх) .

Потянется на восток (наклон на право,

Потянется на восток (наклон налево,

Перекинется через мосток (руки вперёд, изображая мост,

По мостику пойдет (маршируют) .

В гости к солнышку придёт (руки тянутся к солнышку) .

Ведущий:

- А вам интересно, как собирали урожай, когда появились орудия труда?

- Весной землю вспахивают, боронят, удобряют.

- В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг.

- Раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками.

- В старину во время жатвы использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.

- Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн.

- Наши предки молотили муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе. До мельниц люди использовали камни с дощечками, ступу.

- Старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе.

Думаю, что в наше время стало легче выращивать хлеб.

Подвижная игра «Пшеница и хлебороб»

Дети - «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперед - назад. Водящий - «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идет между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

Игра: «Что сначала, что потом? »

На интерактивной доске картинка из трёх ячеек, где в середине картинка открыта, а справа и слева закрыты).Дети должны сказать, что было до и после.

Дети отвечают: До - выросли колоски, а после везут на элеватор или на мукомольный завод. (Три картинки – зёрнышко, комбайн, хлебозавод).

Ведущий:

- Дети, чем хлеб был в прошлом? (Тестом, мукой, зерном в колоске.) Хлеб — это предмет рукотворный или нерукотворный?

- Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба? (Крестьяне, колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб. Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный.

Игра со словами (интерактивная доска)

- А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если.

• ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТА

• ХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИ

• ХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАС

• ХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОД

• БАТОН + МОЛОКО + ЯЙЦА + СКОВОРОДА = ГРЕНКИ

Ведущий:

- Попробуем в шутку придумать и новые слова:

• БАРАНКИ + СУШКИ = БАРУШКИ

• СУХАРИ + КАЛАЧИ = СУХАЧИ

• ПРЯНИКИ + СОЛОМКА = ПРЯМКА и т. д.

Игра «Весёлый бубен» (пословицы и поговорки)

Дети стоят в кругу и произносят такие слова:

Ты катись весёлый бубен

Быстро-быстро по рукам

У кого весёлый бубен,

Пословицу о хлебе расскажет быстро нам!

1. Нет хлеба, так и нет обеда.

2. Глубже пахать – больше хлеба терять.

3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.

4. Хлеб бросать, силу терять.

5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.

6. Землю уважай, она даёт урожай.

7. Сам себя вени: что посеял, то и жни.

8. Много снега – много хлеба.

9. Горька порой работа, да хлеб сладок.

10. Не трудиться, так хлеба не добиться.

11. В мае дождь – родиться рожь.

12. Лето – припасиха, осень – прибериха.

13. Весна красна цветами, а осень снопами.

14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.

15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.

16. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.

17. Хлеб - всему голова.

Ведущий:

- Какие сказки о хлебе вы знаете? (Колобок, Вершки и корешки, Волчий хлеб, Два колоска, Лёгкий хлеб, Колосок, а сегодня мы с вами посмотрим украинскую народную сказку «Колосок».

Игра: «Что на что похоже?»

- Я покажу фигуру, а вы мне скажете, на какое хлебобулочное изделие оно похоже?

(Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные.)

Ведущий:

- «Люди говорят о хлебе с уважением, ласково – хлебушек, наше богатство, всему голова. - А почему? (ответы детей).

- Как надо относиться к хлебу?

- Как обращаться с хлебом?

- Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.

- Хлеб обязательно надо доедать. Старые люди говорили, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.

- Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно бросали на пол, его поднимали и просили прощения;

- Хлеб наше богатство и его надо беречь.

Ведущий:

- Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.

- Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать.

- Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

«Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда» — эта фраза стала девизом в нашей группе. Хлеб! Какая огромная сила заключена в этом слове. Хлеб - одно из величайших творений рук человеческих, труд земледельца, возрастившего золотой колос с драгоценным зерном.

1 ребенок:

Каждый ломтик хлебушка,

Пахнет тёплым небушком,

И земля всю силу подарила.

Теплым караваем мы вас угощаем.

2 ребенок:

Приглашаем Вас к нам на чай,

Да с булочкой и крендельком.

С блинчиком и молочком.

3 ребенок:

Мы любим гостей сладким чаем угощать,

Пирогами и блинами.

Крендельками, калачами,

4 ребенок:

Чай с вареньем, чай с печеньем

Чай с хорошим настроеньем,

Чай с малиновым листом,

Соберём всех за столом!

Ведущий:

- Спасибо за внимание! Приглашаем вас на чаепитие.

infourok.ru

Сценарий развлечения «Откуда хлеб пришел»?

Сценарий праздника «Откуда хлеб пришел»?

Цель: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба.

Задачи:Познавательное развитие:Закрепить знания детей о том, как выращивают хлеб, как об одном из величайших богатств на земле.Закрепить знания о том, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим.Закрепить знания о том, как первобытные люди научились печь хлеб.Закрепить знания о том, люди каких профессий участвуют в выращиванию хлеба, из каких зерновых культур делают муку, какие бывают виды хлеба.Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.Продолжать учить детей устанавливать логическую последовательность действий опираясь на сюжет каждой картинки.Речевое развитие:Развивать связную речь.Активизация и обогащение словаря: земледелец, механизатор, хлебороб, комбайнёр, агроном, селекционер, страда, урожай.Словообразование: хлеб-хлебороб, трактор-тракторист, комбайн-комбайнёр, пшеница - пшеничное поле; рожь – ржаной.Упражнять в роде, числе и падеже.Социально-коммуникативное развитие:Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Оборудование: буханка или каравай хлеба на подносе, бубен, разные геометрические фигуры, интерактивная доска.

Ход мероприятия

Дети под музыку входят в зал (одетые в русские костюмы)Ведущий: Пожалуйста, гости дорогие, проходите.

Ребёнок:Веселья вам, да радости!Давно мы Вас поджидаем,Ничего без вас не начинаем.У нас для каждого найдётсяИ словечко и местечко!Ай, люли, ай, люли,Нынче гости к нам пришли.Добрый день и поклон Вам,Гости дорогие (кланяются) .

Ведущий: - Ой, ребята, посмотрите здесь что-то рассыпали (показывает детям крошки). Как вы думаете откуда они появились (ели, накрошили на пол, ветер принёс, высыпался из пакета с хлебом была дырочка, птички не доели).- Да это хлебные крошки. - Для чего нужен хлеб? (Чтобы есть, это пища.) - Для чего нужна пища? (Пища нужна для роста человека, чтобы он мог двигаться, думать, работать. Пища помогает человеку быть здоровым, сильным, весёлым.)

Ведущий: - Хлеб - самый необходимый продукт питания, т. к. в нём содержатся наиболее необходимые для жизни и здоровья человека элементы.- Какие красивые слова о хлебе вы запомнили? (Душистый, тёплый, золотистый хлеб, словно солнцем налитой, с румяной корочкой.)

Песня о хлебе1. Пшеницу мы посеялиРаннею веснойИ уродился колосокТяжёлый, золотой.Припев:Хлебушек, хлебушек –Всему ты голова!Украшенье каждого,Каждого стола!2. Потом собрали зёрна мыВ большие закрома.Ты с хлебом будешь целый год,Любимая страна!Припев:Хлебушек, хлебушек –Всему ты голова!Украшенье каждого,Каждого стола!

Ведущий: - Я расскажу вам о том, как первобытные люди стали сеять хлеб.«Было это давным-давно, более 15 тысяч лет назад. Первобытные люди ещё не умели приручать животных и выращивать растения. Постоянно бродили они по полям и по лесам и собирали съедобные травы, корни и плоды, чтобы не умереть с голоду. И вот именно тогда человек впервые начал собирать и выращивать хлебные злаки, которые были предками наших современных пшеницы и ржи, ячменя и овса. Когда-то человек попробовал зёрна, и они ему понравились. Первобытные люди ели зерновую кашу до тех пор. Пока не научились печь пресный хлеб из густой каши-теста. Эти плотные куски зерновой массы мало были похожи на наш хлеб, но именно с них началась эпоха хлебопечения. Человек стал растирать зерна камнями, и так появилась мука. Затем человек научился печь из муки хлеб. Сначала хлеб был пресным, но однажды, тесто для хлеба случайно скисло. Лепёшка из него получилась особенно мягкой и вкусной – настоящий хлеб. С тех пор тесто стали заквашивать».- К сожалению, мы не знаем как выглядел тот колосок, из которого приготовили первый хлеб, зато мы знаем как выглядят колоски сегодня.

Игра на интерактивной доске «Колоски» (на доске картинки разных колосков и хлеб пшеничный, ржаной. Нужно соединить колосок и хлеб).

Ведущий: - Здесь нарисованы ещё метёлки овса и початок кукурузы. Что схожего в этих растениях? - Как вы думаете, почему эти растения положили рядом с хлебом? - Да, верно, все эти растения дают зерно и поэтому называются зерновыми.- А кто знает стихотворение о колоске?

«Колосок»Вырос в поле колосокПоначалу невысок.Но тянулся он, старался,Храбро усики вздымал,Тёмной ночи не боялся,По утрам в росе купался,И высоким, сильным стал.Оглянулся, а кругомПод июльским ветеркомВ светлом поле, на простореЗолотых колосьев – море!Все на солнышко глядят,В каждом зёрнышке сидят.Засмеялся колосок.Круче взвил усишки:«Я поднялся в самый срок,Я теперь не одинок,Здраствуйте, братишки! »

Ведущий: - А давайте посеем свое пшеничное поле.

Игра: «Зёрнышко»Выйди, выйди, солнышко (руки вверх) .Мы посеем зёрнышко (имитируют посев зерна)Скоро вырастит росток (медленно поднимаются, поднимают руки вверх) .Потянется на восток (наклон на право,Потянется на восток (наклон налево,Перекинется через мосток (руки вперёд, изображая мост,По мостику пойдет (маршируют) .В гости к солнышку придёт (руки тянутся к солнышку) .

Ведущий:- А вам интересно, как собирали урожай, когда появились орудия труда?- Весной землю вспахивают, боронят, удобряют.- В старину лошадь тащила за собой деревянный плуг, а сейчас трактор тянет металлический плуг.- Раньше самый опытный член семьи - дед или отец, в красной рубахе, босиком выходил в поле и разбрасывал зерно, а в наше время зерно сеют сеялками.- В старину во время жатвы использовали серп, а сейчас на полях работают комбайны.- Раньше зерно выбивали цепом, а сейчас это делает комбайн.- Наши предки молотили муку на ветряной или водяной мельнице, а сейчас на мукомольном заводе. До мельниц люди использовали камни с дощечками, ступу.- Старые времена хлеб пекли в избе в русской печи, а сейчас пекут на хлебозаводе.Думаю, что в наше время стало легче выращивать хлеб.

Подвижная игра «Пшеница и хлебороб»Дети - «колоски» встают в два ряда и приседают. Поднимают руки вверх и постепенно встают, плавно помахивая руками вправо-влево, вперед - назад. Водящий - «хлебороб» (ребенок) вытягивает руки в стороны, идет между рядами. Дети должны успеть присесть (приседать можно не раньше предыдущих «колосков»). Тот, кого задели, становится «хлеборобом» или выбывает из игры.

Игра: «Что сначала, что потом? » На интерактивной доске картинка из трёх ячеек, где в середине картинка открыта, а справа и слева закрыты).Дети должны сказать, что было до и после.Дети отвечают: До - выросли колоски, а после везут на элеватор или на мукомольный завод. (Три картинки – зёрнышко, комбайн, хлебозавод).

Ведущий: - Дети, чем хлеб был в прошлом? (Тестом, мукой, зерном в колоске.) Хлеб это предмет рукотворный или нерукотворный?- Люди каких профессий участвовали в процессе появления хлеба? (Крестьяне, колхозники сеяли хлеб, сажали в землю зёрна ржи и пшеницы, комбайнеры косили созревшие колоски, шофёры отвозили зёрна на мельницу, мельники мололи муку, пекари делали тесто и пекли хлеб, продавец хлебного отдела продал этот каравай нам.) Вот тепло скольких рук сохранил хлеб. Хлеб выполняет свою функцию кормить людей, он рукотворный.

Игра со словами (интерактивная доска)- А теперь поиграем со словами! Угадайте, что получится, если.ХЛЕБ + МЯСО + МЯСОРУБКА = КОТЛЕТАХЛЕБ + ОГОНЬ В ПЕЧИ – СУХАРИХЛЕБ + ВОДА + САХАР + ДРОЖЖИ = КВАСХЛЕБ + МАСЛО + СЫР (+ КОЛБАСА) = БУТЕРБРОДБАТОН + МОЛОКО + ЯЙЦА + СКОВОРОДА = ГРЕНКИ

Ведущий: - Попробуем в шутку придумать и новые слова:БАРАНКИ + СУШКИ = БАРУШКИСУХАРИ + КАЛАЧИ = СУХАЧИПРЯНИКИ + СОЛОМКА = ПРЯМКА и т. д.

Игра «Весёлый бубен» (пословицы и поговорки)Дети стоят в кругу и произносят такие слова:Ты катись весёлый бубенБыстро-быстро по рукамУ кого весёлый бубен,Пословицу о хлебе расскажет быстро нам!1. Нет хлеба, так и нет обеда.2. Глубже пахать – больше хлеба терять.3. Сколько не думай, а лучше хлеба не придумаешь.4. Хлеб бросать, силу терять.5. В маленьком зёрнышке большой пирог таится.6. Землю уважай, она даёт урожай.7. Сам себя вени: что посеял, то и жни.8. Много снега – много хлеба.9. Горька порой работа, да хлеб сладок.10. Не трудиться, так хлеба не добиться.11. В мае дождь – родиться рожь.12. Лето – припасиха, осень – прибериха.13. Весна красна цветами, а осень снопами.14. Кто весной не пролежит. Весь год будет сыт.15. Не велик кусок пирога, а стоит много труда.16. Зёрнышко к зёрнышку – будет мешок.17. Хлеб - всему голова.

Ведущий: - Какие сказки о хлебе вы знаете? (Колобок, Вершки и корешки, Волчий хлеб, Два колоска, Лёгкий хлеб, Колосок, а сегодня мы с вами посмотрим украинскую народную сказку «Колосок».

Игра: «Что на что похоже?» - Я покажу фигуру, а вы мне скажете, на какое хлебобулочное изделие оно похоже?(Сухари, баранки, сушки, калачи, пряники, сладкая соломка, печенье, пирожки, торты, вафли, пирожные.)

Ведущий:- «Люди говорят о хлебе с уважением, ласково – хлебушек, наше богатство, всему голова. - А почему? (ответы детей). - Как надо относиться к хлебу? - Как обращаться с хлебом?- Хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо.- Хлеб обязательно надо доедать. Старые люди говорили, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье.- Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно бросали на пол, его поднимали и просили прощения;- Хлеб наше богатство и его надо беречь.

Ведущий: - Необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур, надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд хлебороба.- Наш народ хлебосолен. Дорогих гостей встречают с хлебом - солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что принимая хлеб на рушнике, хлеб следует поцеловать.- Издавна у славян существовал обычай: люди, переломив хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.«Мы будем беречь хлеб сегодня, завтра и всегда» эта фраза стала девизом в нашей группе. Хлеб! Какая огромная сила заключена в этом слове. Хлеб - одно из величайших творений рук человеческих, труд земледельца, возрастившего золотой колос с драгоценным зерном.

1 ребенок:Каждый ломтик хлебушка,Пахнет тёплым небушком,И земля всю силу подарила.Теплым караваем мы вас угощаем.2 ребенок:Приглашаем Вас к нам на чай,Да с булочкой и крендельком.С блинчиком и молочком.3 ребенок:Мы любим гостей сладким чаем угощать,Пирогами и блинами.Крендельками, калачами,4 ребенок:Чай с вареньем, чай с печеньемЧай с хорошим настроеньем,Чай с малиновым листом,Соберём всех за столом!Ведущий:- Спасибо за внимание! Приглашаем вас на чаепитие.15

profhelp.net

Сценарий внеклассного занятия «Откуда хлеб пришел?»

Внеклассное занятие: «Откуда хлеб пришел?» Цели: - развитие представлений детей о ценности хлеба как продукта питания; - формирование общего представления о технологии выращивания и изготовления хлеба; - знакомство детей с народными традициями и обычаями; - воспитывать бережное отношение к хлебу. Оборудование:презентации, мультфильмы, хлебобулочные изделия, лоточки с землей, грабли, лопатки, соленое тесто, макет солнца. Ход занятия I.ОргмоментЗвучит песня о хлебе. Встреча гостей хлебом и солью (Слайд 1) Если мы хотим кого – то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном, С белоснежным рушником. С караваем соль подносим, Поклонясь отведать просим: Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб – соль из рук! 1. Психологический настрой. - Утром солнышко проснулось, Всем ребятам улыбнулось. Лучик тёплый, золотой Мы его возьмём с собой. Будет он нас согревать и на занятии помогать. А если мы будем плохо работать, то наше солнышко не будет нам улыбаться.А каждой бригаде за правильные ответы и активную работу я буду давать сушки, а в конце занятия у кого больше сушек- получат призы.2.Загадка. - Наше занятие я хочу начать с загадки. Я вам загадаю ее, а вы послушайте и подумайте: чему мы посвятим наше сегодняшнее занятие. Отгадать легко и быстро – Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает – подгорелый (хлеб). . (Слайд 2) -Да ребята, мы сегодня снова поговорим о хлебе(Видео) - А где это мы с вами были на экскурсии? -А до экскурсии, ребята, как вы думали откуда берется хлеб? Ответы детей: – В детстве я думал, что батоны растут на поле. – А я думал, что хлеб делают в магазине. – А я думала, что булочки и баранки рождаются от батона. – А я сама лепила из теста пирожки и пекла в духовке! -А сейчас вы думаете также? -Нет, теперь мы знаем как делают хлеб. II.  Закрепление пройденного материала: Давайте вспомним, из чего делают тесто: (Слайды3-7) (ответы детей) II.  Актуализация знаний: 1.Хлеб — это продукт, который готовят из муки, воды и соли. Иногда в тесто добавляют сахар и молоко. Чаще всего для приготовления хлеба используют пшеничную и ржаную муку, реже — кукурузную, ячменную и др.( Слайд ) Современный хлеб — это очень сытный и вкусный продукт. Благодаря простоте приготовления его пекут и едят во многих странах. Качественный хлеб должен быть хорошо пропечённым, с гладкой поверхностью без крупных трещин и надрывов и румяной коркой — не подгоревшей и не бледной. Практическая работа Лепка колобка из соленого теста: 1). А у нас, ребята необычное тесто- в него добавлено много соли и глицерин. Это тесто в пищу не употребляется, оно приготовлено для лепки: из нее можно делать игрушки и разные фигурки. ( Презентация Колобок) Ребята, из какой сказки эти кадры? Правильно, вот его сейчас мы с вами и слепим. 2). Поэтапное выполнение: -давайте определим, какой формы колобок (круглой) ( Слайд ) -берем тесто, скатаем его в шарик и пусть у каждого из вас он будет особенный: большой или маленький, добрый или злой, грустный или веселый. III. Знакомство с новым материалом: 1.Чтение стихотворения П.Синявского. Хлеб созрел,(Слайд ) Но к нам на стол Прямо с поля не пошел. С поля Даже в магазины Хлебу ехать рановато. Он уселся на машину( Слайд ) И спешит на элеватор.( Слайд ) В элеваторе для нас Хлеб хранится про запас. Здесь ему тепло, удобно. Сможет он, как будто дома, Сколько нужно отдохнуть И опять собраться в путь... Едет хлеб на мельницу,( Слайд ) Мельницу-чудесницу. Здесь пышней, чем облака, И в любом количестве Получается мука( Слайд ) По воле электричества. И наполнив этим грузом Необычный круглый кузов, Богатырь муковоз На завод муку повез.( Слайд ) 2.Беседа А еще, ребята, мы с вами сегодня узнаем о том, как хлеб выращивают и как из муки он стал действительно хлебом.  В древние времена люди не выращивали хлеб. Они собирали зерна диких злаков, размягчали их в воде, а затем ели. Потом человек попробовал истереть зерна в порошок. Для этого он взял два тяжелых камня. Так появилась зернотёрка, помогавшая измельчать зерно в муку. Из нее на раскаленных камнях можно было испечь первый хлеб: простые пресные лепёшки (Всход и созревание зерен в колосьях. Уборка хлеба. Хранение зерна на элеваторе. Измельчение зерен  в муку на мельнице. Выпекание х/б изделий на хлебозаводе.)(Слайды) 3.Практическая работа: Подготовка земли: вспахивание, боронование, удабривание.Посев. IV.  Развитие лексико-грамматических категорий: Для того чтобы хлеб появился у нас на столе, трудилось очень много людей разных профессий. Давайте попробуем их назвать. Игра «Узнай профессию».  Пополнение знаний детей по теме «Хлеб». Кто работает на тракторе? (Тракторист.)(Слайд ) Кто работает на комбайне? (Комбайнер.)(Слайд )Кто пашет землю? (Пахарь, землепашец.)(Слайд )Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.)(Слайд )Кто работает на мельнице? (Мельник.)(Слайд )Кто работает в пекарне? (Пекари.)(Слайд )V. Музыкальная физминуткаVI.  Пословицы о хлебе: Будет хлеб – будет и песня. Хлеб – всему голова. Много снега – много хлеба. Хлеба ни куска, так и стол – доска. Хлебушек ржаной – отец наш родной.   VII.  Игра «Подружись с хлебом» - Хлеб по запаху (какой?) — пахучий, душистый, ароматный. Хлеб на вкус (какой?) — вкусный, приятный. Хлеб на ощупь (какой?) — свежий, мягкий, пышный, твердый. VIII.  Словообразование. Игра «Словарный калейдоскоп»: Назови хлеб ласково. (Хлебушек) Как называется квас, приготовленный из хлеба? (Хлебный) В чем храниться хлеб? (Хлебница) Как называется прибор для резки хлеба? (Хлеборезка) Как называется завод, где пекут хлеб? (Хлебозавод) Как, одним словом называются хлебные продукты. (Хлебопродукты) Как называются люди, которые выращивают хлеб? (Хлеборобы) Как назвать бездельника, который ест чужой хлеб? (Нахлебник) Работа над словом _______________________________________________________________ IX.Чтение стихотворений.X. Итог занятия.1.Просмотр мультфильма. 2.Он не падает нам с неба,Появляется не вдруг.Чтобы вырос колос хлеба,Нужен труд десятков рук. Пусть во всех домах мира будет хлеб. Ведь хлеб – это жизнь. Хлеб – драгоценность!Им не сори.Хлеба к обеду в меру бери. Вот он Хлебушек душистый, Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, пришел. В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, охраняло, берегло. В нем - земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем... Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

weburok.com

Сценарий урока "Как к людям хлеб пришел?"

Разделы: Начальная школа

Задачи урока:

  1. Познакомить детей с некоторыми особенностями выращивания хлеба, с трудом хлеборобов в настоящее время; сравнить с тем, как это делалось в старину.
  2. Сформировать представления детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости включения их в рацион, развивать речь и мышление ребёнка, выражать свои мысли и чувства.
  3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Оборудование: компьютер, проектор, выставка хлебных изделий, книг, круп; на блюдцах – зёрна ржи, пшеницы, овса.

К уроку есть презентация 20 слайдов (среда Power Point, Word) Приложение

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Повернулись друг к другу,Улыбнулись друг другу. У всех хорошее настроение Всем хочется узнать что-то новое.

2. Введение в тему урока. Сообщение темы урока. Целевая установка.

Работа в группах (каждой группе выдаётся конверт с разрезанной картинкой)

Я предлагаю вам игру «Собери картинку». Если Вы справитесь с заданием, то сможете сказать, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)

(слайд)

Мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человеческого – о хлебе. «Нет лучше в мире цветка, чем пшеничный колос, (слайд) нет лучше сада, чем пшеничное поле, (слайд)

нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» (слайд). А почему в народе говорят: «Хлеб - всему голова»? (слайд)

Ученица (слайд)  

Каравай земли и неба на твоём столе Ничего сильнее хлеба нету на земле.        В каждом маленьком кусочке хлебные поля, А на каждом колосочке держится земля. В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растёт под небом светлым, Строен и высок, Словно Родина, бессмертный Хлебный колосок.

3. Актуализация знаний по теме         

Учитель: Караваем и солью, хлебом и солью принято на Руси встречать гостей – караваем, лежащим на подносе с вышитым рушником. (Девочка и мальчик с караваем, одетые в русские костюмы)

Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почётом, Встретить щедро от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником! С караваем хлеб подносим, Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб-соль из рук.

Ученик:                   

И обед нам не обед, Если к супу хлеба нет. И не та на вкус картошка, Если хлеба нет ни крошки. Даже каша с хлебом краше Хлеб-кормилец пища наша.

Учитель: Никогда хлеб нам не надоедает. Мы едим его и утром, и в обед, и вечером. Любит русский народ хлебушко, любит и почитает его. Много песен, стихов, пословиц сложил. А вы знаете пословицы о хлебе? (слайд)           (Ответы детей)

«А в каких ещё сказках встречается упоминание о хлебе или хлебобулочных изделиях?» (Выставка книг)

4. Сообщение нового материала

Учитель. Как пришёл к людям хлеб? (Ответы детей).

Я предлагаю вам послушать одну легенду

Давным-давно это было, когда жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Постепенно животных становилось всё меньше и меньше. Начался голод. Люди бродили по земле в поисках пищи. Один человек упал от изнурительного голода. Долго лежал он с закрытыми глазами. Тихо было кругом.… Когда человек открыл глаза, он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг эти камушки и есть их. Человек ел и чувствовал, как силы наполняют его. Он окреп, выздоровел, и ему захотелось показать эти чудесные зёрнышки людям. Увидев его живым, люди обрадовались и удивились, что он невредим.

А человек показал им чудо - колосок. С тех пор люди стали употреблять в пищу это чудо. Позднее они научились измельчать эти зёрнышки, подсушить их на камнях и есть. Пройдёт ещё много лет, прежде чем люди научатся печь вот такой каравай.

Караваю люди посвящали и игры. Я предлагаю вам игру «Каравай» (Физкультминутка)

Игра: «Каравай»

Как на богатый урожай Испекли мы каравай. Вот такой вышины, Вот такой ширины   Каравай, каравай, Кого хочешь, выбирай

Ученица. Я люблю, конечно, всех. Ну, а хлеб наш лучше всех.

Учитель: Из каких растений получают хлеб? Пшеница, рожь, овёс (слайд)

Рассмотрите растения и скажите, что у них общего и чем они отличаются?

Рассмотрите зерна и скажите, что у них общего и чем они отличаются?

  • Практическая работа. Игра: «Знатоки»

На столе раскладываются картинки с изображением различных растений, на блюдцах - зёрна растений. Определить, к какому растению относится эти зёрнышки?

Из зёрен пшеницы пекут белый хлеб, получают манную и пшеничную крупу, макароны, лапшу, а изо ржи – ржаной (чёрный) хлеб, из овса овсяное печенье, геркулесовую кашу, овсяную муку. Овёс кормит не только людей, но и животных.

Учитель: Сегодня мы можем купить любой хлебушко. А сколько он стоит? А легко ли вырастить хлеб?

О том, как выращивали, собирали хлеб в старину, вы уже знаете. Как это происходит сейчас?

  • Работа по теме урока

В наше время выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины

Придумали эти машины конструкторы, а собрали рабочие на машиностроительном заводе (слайд)

Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинают вспахивать землю.

Как вспахивали землю в старину?

(Лошадей запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле)

(слайд)

А сейчас?

Едет по полю трактор, а ведёт его тракторист.

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Что же дальше? Можно начинать сеять.

А как сеяли раньше?

К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.

Покажите (слайд)

А сейчас?

К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы (слайд)

Что необходимо для жизни и роста растений?

(Солнце, дождь.)

  • Игра: «Дождь» (Я. Дягутите) Физкультминутка

Приплыли тучи дождевые: -Лей, дождь, лей! Дождинки пляшут, как живые:       -пей, рожь, пей! И рожь, склоняясь к земле зелёной, Пьёт, пьёт, пьёт! А тёплый дождь неугомонный Льёт, льёт, льёт!

Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки.

Что делать? И вновь на помощь людям приходит машина. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость, она уничтожает все сорные травы (слайд)

Пшеница созрела.

А как собирали и жали хлеб в старину? Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы (слайд)

А сейчас?

На поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной – комбайнёр.

Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны (слайд)

Куда раньше везли готовое зерно? На мельницу(слайд)

А сейчас готовое зерно везут на мукомольный завод (слайд)

Мука готова. Что дальше?

С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, (слайд) где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так, любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин, а затем все хлебобулочные изделия поступают в магазин

(слайд)

5. Упражнения по закреплению материала

Игра: «Хваленый хлебушко» (Назвать как можно больше ласковых слов)

Ученица                   

Он не падает к нам с неба, Появляется не вдруг. Чтобы вырос колос хлеба, Нужен труд десятков рук.

Учитель: Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб?(Ответы детей) (слайд)

-Видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.

Как нужно относиться к хлебу?

6. Подведение итогов

(слайд) Молодцы! Спасибо за работу на уроке.

Использованная литература

  1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2003г
  2. Журнал «Воспитание школьника» №7 2003г
  3. Журнал «Отчего и почему» №10 2005г
  4. Энциклопедия растений. - М.: РОСМЭН, 2001г
  5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М.: Худож. лит. 1988.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai


Смотрите также