Патриотично или аморально? В регионах страны проводят акцию «Блокадный хлеб». Блокадный хлеб ленинграда акция
Акция «Блокадный хлеб» | Дом народного творчества
…Я говорю с тобой под свист снарядов,угрюмым заревом озарена.Я говорю с тобой из Ленинграда,страна моя, печальная страна…Ольга Берггольц.
Блокада Ленинграда — одна из самых страшных страниц в истории Великой Отечественной войны. Это самая продолжительная осада города в истории человечества. Почти 900 дней боли и мучений, мужества и героизма. Ни один город за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград. Кругом был сильный голод, жителям выдавали всего лишь 125 граммов хлеба в сутки. Нет, это не тот хлеб, который мы покупаем сейчас в магазинах. Он был с различными примесями, опилками, корой. Но люди были рады и этому.
Для того, чтобы вспомнить эти страшные события и отдать дань глубокого уважения героическим защитникам Ленинграда и его жителям, 27 января в Красном Холме на Советской площади проводилась акция под названием «Блокадный хлеб». Её организаторами стала молодежь города совместно с ветеранами.
Сюда могли прийти все желающие. Также были приглашены ребята из средних школ города и колледжа. На площади присутствовал оформленный фотографиями стенд, звучала Ленинградская симфония Шостаковича. Акция сопровождалась инсценировкой. Ребята изображали обычных жителей Ленинграда того времени. Благодаря костюмам и реквизиту инсценировка показалась очень даже правдоподобной, да и ребята со своей ролью справились хорошо.
С особым трепетом назвали имена жителей блокадного Ленинграда, которые живы по сей день, и проживают в нашем районе. Их осталось немного, всего лишь 11 человек.
Внутри блокадной муки, среди всех бед, ужасов, лишений и смертей главной трагедией были дети. Людей всего мира потряс дневник девочки-подростка Тани Савичевой. Таня была уже не способна на живые эмоции. Она просто фиксировала в своем дневнике реальные события и факты своей жизни- «визиты смерти» в ее дом. Небольшую инсценировку о том, как девочка из
блокадного Ленинграда писала свой дневник мы тоже увидели во время проведения акции.
В это время также работал «Открытый микрофон», где все желающие могли поделиться своими мыслям, рассказами впечатлениями или прочитать стихи. На удивление, много людей захотели в этом поучаствовать, и место у открытого микрофона не пустовало.
В конце все желающие могли получить те самые 125 грамм «блокадного хлеба», которые были единственным шансом выжить в осажденном городе. Правда, он только весом напоминал блокадный. А ведь нам сегодня трудно даже представить, как можно держаться голодному человеку только на таком маленьком кусочке хлеба.
В завершение акции мы услышали объявление Ленинградского радио о полном снятии блокады Ленинграда.
Акция «Блокадный хлеб» была проведена трижды в один день для разных групп учащихся и жителей города.
Затем в школах состоялись классные часы, на которые в гости к ребятам пришли представители районного Совета ветеранов. Некоторые ветераны выступали перед школьниками впервые и очень волновались. Теперь же можно с уверенностью сказать, что все встречи получились познавательными и теплыми.
Отдельное спасибо хочется сказать руководителю клуба «Ветеран» Семеновой Лидии Алексеевне, которая приняла самое активное участие в подготовке и проведении акции. Сбор реквизита, репетиции театрализованной части, подбор материала и непосредственное участие в акции – во всем этом она приняла участие и стала одним из вдохновителей акции.
Хлеб для проведения акции был предоставлен ООО Мастер и кафе «Колос» ПО «Пайщик». Без их участия наша акция не состоялась бы. И мы выражаем обеим организациям искреннюю благодарность за поддержку акции «Блокадный хлеб».
Блокада Ленинграда, несомненно, является одной из тех историй, когда наш народ проявлял массовый героизм. Мы обязаны помнить о подвиге защитников города и страданиях, перенесенных его жителями, и поэтому надеемся, что традиция проведения акции в такой форме будет продолжаться ежегодно и распространится на все большее количество населения. Сейчас,
чтобы быть патриотом, не нужно уничтожать противников и отстаивать родную землю. Важно не убивать себя алкоголем и другими веществами, не проживать время впустую. Необходимо создавать семьи, работать, развиваться. И сделать это намного проще, зная, сколько людей погибло за нас 73 года назад.
Кожевникова Екатерина
ОЮЖ «Новое течение»
Поделиться ссылкой:
dnt.kulturakh.ru
жителям Хабаровска предложат прожить день на пайке блокадника
В регионах России пройдет акция "Блокадный хлеб", приуроченная к 73-й годовщине снятия блокады Ленинграда. В некоторых городах мероприятие проводилось и ранее. В других, например в Хабаровске, оно пройдет впервые, сообщает РИА "Восток-Медиа".
По данным агентства, в рамках акции хабаровчанам раздадут хлеб, максимально схожий с тем, который ели жители осажденного Ленинграда. Его приготовят по тому самому блокадному рецепту - с целлюлозой, опилками, сосновой корой и березовыми почками, рассказал журналистам главный специалист Центра патриотического воспитания Никита Кобзев. Рецепт хлеба организаторы акции разместили на страничке центра в соцсети "ВКонтакте".
Каждому участнику акции предложат взять кусочек хлеба весом всего 125 граммов и протянуть на нем весь день. К хлебу будет прилагаться листовка в виде хлебной карточки, на обратной стороне которой будет содержаться краткая информация о блокаде.
Акция пройдет 29 января в трех торговых центрах Хабаровска. Ее цель - почтить память жертв блокады, сообщили организаторы мероприятия AmurMedia.
Помимо Хабаровска, акция "Блокадный хлеб" пройдет и в других городах страны, в том числе 27 января в Солнечногорске, сообщает городской портал "ЯР-Град".
В Тверской области акция будет проходить уже седьмой год подряд. В рамках акции жителям Твери будут раздавать хлеб в 30 точках, всего раздадут 5000 порций по 125 граммов, сообщает "Тверская служба новостей".
Также акция "Блокадный хлеб" пройдет в Башкортостане, сообщает Bashinform.ru. Здесь выдавать блокадную норму хлеба, выпеченного по блокадному рецепту, будут неработающим и иждивенцам. К хлебу будет прилагаться памятная листовка.
В прошлом году акцию "Блокадный хлеб" анонсировали в Ненецком автономном округе. Тогда также сообщалось, что организаторы испекут буханки по рецепту 1941 года, и указывалось, что в него входят ржаная и овсяная мука, пшеничные отруби, темный солод, дрожжи, вода и соль.
Блокадники назвали такой рецепт неправильным, так как мука закончилась уже в первый месяц блокады и в хлеб начали добавлять другие ингредиенты, из-за чего буханки перестали быть похожи на привычные. "Хлеб, где есть мука, - это не блокадный хлеб. Из того хлеба можно было лепить, он был зеленой массой", - рассказывала Life пресс-секретарь санкт-петербургской общественной организации "Жители блокадного Ленинграда" Людмила Виноградова.
Блокада Ленинграда длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года). Точное число ее жертв до сих пор не известно. По разным оценкам, количество погибших составило от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.
С 20 ноября по 25 декабря 1941 года в блокадном городе были установлены самые маленькие размеры продовольственного пайка. Он составлял: рабочим - 250 граммов хлеба в сутки, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 граммов, личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов - 300 граммов.
Хлеб выпекался по рецептам, разработанным в местном НИИ хлебопекарной промышленности. В начале блокады зимой 1941 года хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых и отруби. Затем в ход пошли мучная сметка, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, мука из березовых почек, сосновой коры, ветвей березы, шрота и семян дикорастущих трав - полыни и щавеля, опилок древесины. В течение всей блокады рецепт хлеба менялся в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии.
www.newsru.com
Акция «Блокадный хлеб»
…Я говорю с тобой под свист снарядов,
угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
страна моя, печальная страна…
Ольга Берггольц.
Блокада Ленинграда – одна из самых страшных страниц в истории Великой Отечественной войны. Это самая продолжительная осада города в истории человечества. Почти 900 дней боли и мучений, мужества и героизма. Ни один город за всю историю войн не отдал за Победу столько жизней, как Ленинград. Кругом был сильный голод, жителям выдавали всего лишь 125 граммов хлеба в сутки. Нет, это не тот хлеб, который мы покупаем сейчас в магазинах. Он был с различными примесями, опилками, корой. Но люди были рады и этому.
Для того, чтобы вспомнить эти страшные события и отдать дань глубокого уважения героическим защитникам Ленинграда и его жителям, 27 января в Красном Холме на Советской площади проводилась акция под названием «Блокадный хлеб». Её организаторами стала молодежь города совместно с ветеранами.
Сюда могли прийти все желающие. Также были приглашены ребята из средних школ города и колледжа. На площади присутствовал оформленный фотографиями стенд, звучала Ленинградская симфония Шостаковича. Акция сопровождалась инсценировкой. Ребята изображали обычных жителей Ленинграда того времени. Благодаря костюмам и реквизиту инсценировка показалась очень даже правдоподобной, да и ребята со своей ролью справились хорошо.
С особым трепетом назвали имена жителей блокадного Ленинграда, которые живы по сей день, и проживают в нашем районе. Их осталось немного, всего лишь 11 человек.
Внутри блокадной муки, среди всех бед, ужасов, лишений и смертей главной трагедией были дети. Людей всего мира потряс дневник девочки-подростка Тани Савичевой. Таня была уже не способна на живые эмоции. Она просто фиксировала в своем дневнике реальные события и факты своей жизни– «визиты смерти» в ее дом. Небольшую инсценировку о том, как девочка из блокадного Ленинграда писала свой дневник мы тоже увидели во время проведения акции.
В это время также работал «Открытый микрофон», где все желающие могли поделиться своими мыслям, рассказами впечатлениями или прочитать стихи. На удивление, много людей захотели в этом поучаствовать, и место у открытого микрофона не пустовало.
В конце все желающие могли получить те самые 125 грамм «блокадного хлеба», которые были единственным шансом выжить в осажденном городе. Правда, он только весом напоминал блокадный. А ведь нам сегодня трудно даже представить, как можно держаться голодному человеку только на таком маленьком кусочке хлеба.
В завершение акции мы услышали объявление Ленинградского радио о полном снятии блокады Ленинграда.
Акция «Блокадный хлеб» была проведена трижды в один день для разных групп учащихся и жителей города.
Затем в школах состоялись классные часы, на которые в гости к ребятам пришли представители районного Совета ветеранов. Некоторые ветераны выступали перед школьниками впервые и очень волновались. Теперь же можно с уверенностью сказать, что все встречи получились познавательными и теплыми.
Отдельное спасибо хочется сказать руководителю клуба «Ветеран» Семеновой Лидии Алексеевне, которая приняла самое активное участие в подготовке и проведении акции. Сбор реквизита, репетиции театрализованной части, подбор материала и непосредственное участие в акции – во всем этом она приняла участие и стала одним из вдохновителей акции.
Хлеб для проведения акции был предоставлен ООО Мастер и кафе «Колос» ПО «Пайщик». Без их участия наша акция не состоялась бы. И мы выражаем обеим организациям искреннюю благодарность за поддержку акции «Блокадный хлеб».
Блокада Ленинграда, несомненно, является одной из тех историй, когда наш народ проявлял массовый героизм. Мы обязаны помнить о подвиге защитников города и страданиях, перенесенных его жителями, и поэтому надеемся, что традиция проведения акции в такой форме будет продолжаться ежегодно и распространится на все большее количество населения. Сейчас, чтобы быть патриотом, не нужно уничтожать противников и отстаивать родную землю. Важно не убивать себя алкоголем и другими веществами, не проживать время впустую. Необходимо создавать семьи, работать, развиваться. И сделать это намного проще, зная, сколько людей погибло за нас 73 года назад.
www.mkrf.ru
"Молодёжи нужна наглядность": как акция "Блокадный хлеб" расколола соцсети
Накануне памятных мероприятий ко дню полного освобождения Ленинграда от блокады в соцсетях разгорелся скандал: пользователей возмутила акция по раздаче блокадного хлеба, запланированная на 29 января в Хабаровске. Одни назвали идею активистов глумлением над тысячами погибших, а сами организаторы уже заявили, что акция — всего лишь способ наглядно напомнить молодёжи о собственной истории. В аргументах сторон разбирался Лайф.
27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады. Почти 900 дней сообщение с городом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Все эти дни не прекращались бомбардировки и артиллерийские обстрелы. За время блокады Ленинграда от голода и обстрелов погибло, по разным данным, от 641 тысяч до миллиона человек.
Спустя 73 года в день полного освобождения города в Северной столице пройдёт концерт "Ольга Берггольц — голос блокадного Ленинграда". А вечером, в 18:00, независимо от погоды, перед Аничковым дворцом зажгутся сотни свечей. Завершит акцию минута молчания — под звук метронома во дворце погаснет свет. Встречи с блокадниками, литературные чтения пройдут и в других городах страны. В Иванове состоится митинг, официальные мероприятия уже заявлены в Ярославле, встречи с блокадниками пройдут в Волгограде и других городах.
Однако далеко не все мероприятия, приуроченные к дате, общественность восприняла однозначно. На днях в Сети разгорелся скандал вокруг акции "Блокадный хлеб Ленинграда", запланированной в Хабаровске на 29 января.
Задумка организатора мероприятия — хабаровского Центра патриотического воспитания — заключается в следующем: каждый участник сможет получить один ломтик хлеба весом всего 125 граммов. Хлеб приготовят по блокадному рецепту — с добавлением опилок, целлюлозы, сосновой коры и берёзовых почек.
К выпечке также будет прилагаться листовка в виде хлебной карточки с краткой информацией о блокаде Ленинграда. Сама же акция запланирована в нескольких торговых центрах города, где также планируют создать "атмосферу блокадного Ленинграда" — на экранах будут транслироваться тематические ролики со звуком.
"Не дай им бог пережить то, что мы пережили"
Моментально отреагировали на "инициативу раздавать хлеб с опилками" в соцсетях. Подключился к критике и экс-депутат петербургского ЗакСа, а ныне депутат Госдумы Виталий Милонов, который сравнил акцию с "кулинарным шоу".
Появилось в Сети и множество других хлёстких ассоциаций. Одни пользователи сравнили мероприятие с квестом в реалити-шоу, обвинив организаторов в самопиаре, другие же назвали его глумлением над памятью тысяч погибших во время блокады.
— Непонятно, для чего это делается. Кто-то утверждает, что это для того, чтобы прочувствовать, что пережили ветераны в блокаду. Но я думаю, что для этого не надо совсем уж опускаться до подобного. Больше напоминает квест в реалити-шоу, а-ля "поучаствуй и через пять минут забудь", — заявила одна из жительниц Хабаровска Дина Воронкова, опубликовавшая гневный пост в "Фейсбуке".
По её мнению, много вопросов вызвало и место, выбранное для проведения акции.
— Дико звучит "Будем раздавать в "Магазинах радости", вход свободный". Звучит как аттракцион какой-то. Если бы это было, скажем, на выставке в музее, приуроченной к годовщине снятия блокады — с оговоркой допустимо. Но раздавать такое в торгово-развлекательных центрах, куда люди приходят развлекаться, а не задумываться об истории, — это звучит как дискотека на кладбище, — возмутилась Дина Воронкова.
Впрочем, нашлись и те, кто не увидели в задумке организаторов ни намёка на кощунство.
— Отличная идея. Я бы обязательно попробовала такой хлеб, если бы жила в Хабаровске. Не вижу ничего провокационного и ненормального в этом. Для меня подобные вещи просто стимул сделать всё, чтобы этого не повторилось, — пишет Эльвира Веденкина.
Среди самих блокадников, которые о тех самых 125 граммах знают не понаслышке, мнения тоже разделились. По словам главного специалиста хабаровского Центра патриотического воспитания Никиты Кобзева, акцию уже поддержали ветеранские организации. Однако в общественной организации "Жители блокадного Ленинграда", в свою очередь, считают, что мероприятие всё же проводить не стоит.
— Нет, не надо такой акции. Молодёжи не дай Бог пережить то, что пережили мы. Не дай Бог, — заявила Лайфу председатель общественной организации "Жители блокадного Ленинграда" Ирина Скрипачёва.
"Молодёжи нужна наглядность"
Несмотря на волну критики, сами организаторы, впрочем, уже заявили, что отменять мероприятие не планируют. Также в хабаровском центре патриотического воспитания полагают, что негативные отзывы оставили в Сети те, кто получил искажённую информацию из СМИ.
— Цель благая. Язвительные комментарии оставляют либо те, кто прочитал искажённую информацию, либо какие-то предатели, — прокомментировала журналистам главный специалист этой организации Татьяна Васильченко.
По словам другого участника центра, подобные мероприятия — один из немногих шансов заинтересовать молодое поколение историей страны.
— Акция вызвала резонанс потому, что молодёжь зашла в Википедию и прочитала — многие впервые — про блокаду, — сообщил Лайфу главный специалист хабаровского Центра патриотического воспитания Никита Кобзев. — Сейчас к еде отношение — взял и просто выкинул в помойку. А тогда люди умирали без этой маленькой порции. Молодёжи нужна наглядность. Они сами не зайдут на "Ютуб" и не включат документальный фильм.
Ещё более наглядно "вспомнить великий подвиг ленинградцев, набраться сил и духа" предлагали два года назад в сообществе "Худей, как я" в соцсети Facebook. Его администратор Александр Сирый предложил своим подписчикам в честь полного освобождения Ленинграда от блокады съесть в этот день не более 250 граммов бородинского хлеба и пить только воду. Свой пост автор сопроводил рецептом блокадного хлеба и посоветовал интересующимся отправиться за ингредиентами в зоомагазин. Якобы только там можно купить опилки.Запись вызвала возмущение блокадников, вскипели и пользователи Сети. Сам же Александр даже после волны критики не нашёл в предложении ничего скабрёзного.
— Я ещё понимаю, если бы, знаете, действительно низость: худеющие там Санкт-Петербурга вышли на улицу, взяли саночки, повязали мумию бинтиками в виде умершего человека, протащили её и покричали: "Мы худеем". Вот это скабрёз, а тут-то чего? — заявил он.
Правда, скандальную запись автор паблика для худеющих позже всё же удалил, кратко пояснив, что устал читать возмущения под постом.
В отличие от скандального предложения администрации паблика для худеющих и неоднозначной концепции хабаровских активистов сама идея акции "Блокадный хлеб" не нова. Как пишут в различных анонсах организаторы, такие мероприятия давно стали традиционными для разных регионов страны.
27 января раздавать блокадный хлеб планируется и в самом Петербурге. Здесь блокадные 125 граммов будут вручать всем желающим вот уже девятый год подряд. В первый раз акция состоялась в 2009 году: тогда использовали рецепт 1942 года. Правда, в Петербурге подобные мероприятия проводили не в ТРК и подобных заведениях, а на Пискарёвском кладбище. В этом году хлеб планируют раздавать в Московском парке Победы и на акции "Свеча памяти".
life.ru
Акцию «Блокадный хлеб» сочли циничной и аморальной. Ридус
Планируемая в ряде городов России акция «Блокадный хлеб», вместо предполагаемого уважения к жителям осажденного Ленинграда может превратиться в издевательство над трагедией и подвигом его жителей.
© ИТАР-ТАСС/ Интерпресс/ Дарья Иванова
В нескольких регионах России 29 января объявлена акция «Блокадный хлеб», приуроченная к 73-й годовщине снятия блокады Ленинграда.
В рамках акции будут раздавать хлеб, максимально схожий с тем, который ели жители осажденного Ленинграда — с целлюлозой, опилками, сосновой корой и березовыми почками, рассказал журналистам главный специалист Центра патриотического воспитания Никита Кобзев.
Каждому участнику акции предложат взять кусочек хлеба весом 125 граммов и протянуть на нем весь день. К хлебу будет прилагаться листовка в виде хлебной карточки, на обратной стороне которой будет содержаться краткая информация о блокаде.
Сами блокадники считают предлагаемый сейчас рецепт неправильным, так как мука закончилась уже в первый месяц блокады и в хлеб начали добавлять другие ингредиенты, — сказала ранее изданию Life представитель организации «Жители блокадного Ленинграда» Людмила Виноградова.
«Если делать по рецепту 1941 года, то не испекутся буханки, которые можно разрезать. Блокадный хлеб в самый тяжёлый период был таким: корочка, а в середине мокрый мякиш. Его подсушивали на буржуйке, его невозможно было пропечь. Мякиш был похож на глину», — рассказала заведующая научно-экспозиционным отделом петербургского музея хлеба Зинаида Соловьёва.
В начале блокады, зимой 1941 года, хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к смеси стали добавлять льняной жмых и отруби. Затем в ход пошли мучная сметка, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, мука из березовых почек, сосновой коры, ветвей березы, семян полыни и щавеля, и наконец — древесных опилок.
При всей кажущейся оригинальности, это не просто непатриотичная акция. Это акция аморальная, это профанация самих понятий «война» и «блокада», возмущается замдиректора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда Милена Третьякова.
«Те, кто придумал эту акцию, просто не понимает всего цинизма, которым от нее веет. Играть в величайшую трагедию нашего народа, играть в блокаду „на сытый желудок“, когда остались еще тысячи людей, которые эту трагедию пережили лично — это верх морального падения и полное непонимание сути тех исторических событий», — сказала она «Ридусу».
Реальные блокадники, которых осталось не так уж мало за счет ленинградцев, которые в годы войны были еще детьми, воспринимают подобные мероприятия точно так, как бывшие узники нацистских концлагерей воспринимают рекламу «провести один день в бывшем концлагере».
«То, что в современной России любое событие стремятся военизировать, когда в памятные даты на площадях раздают солдатскую кашу, детям в руки дают игрушечное оружие, одевают их в военные пилотки и т. д. — это открытое развращение души молодого поколения. Подобный „патриотизм“ внушает молодежи, что война — это красиво, и чуть ли не весело. Раздача „блокадных паек“, как хотят сделать в том же Хабаровске — это тоже полная подмена понятий. Чтобы ощутить, каково было протянуть на кусочке хлеба 900 дней и ночей — для этого слишком мало устроить себе с друзьями один разгрузочный день. Это оскорбление памяти всех тех ленинградцев, кто до 901-го дня не дожил», — говорит Третьякова.
В современной России из таких сакральных понятий как «Победа», «война», а теперь вот и «блокада Ленинграда», умудрились сделать развлекательный бренд. Из той же серии, кстати, и озвученный на днях байкером Залдостановым проект в Крыму, где из военной истории пытаются соорудить «патриотический Диснейленд».
«Люди, не пережившие ленинградские 900 дней, думают, что блокадный хлеб — даже эти крошечные пайки — раздавали бесплатно. На самом деле, на них надо было еще заработать. Об этом устроители акции „Блокадный хлеб“ умалчивают, тем принижая трагедию умиравшего, но не сдававшегося города», — подчеркивает Третьякова.
Патриотизм нельзя привить насильно, по указанию, в рамках акции, организованной кем-то другим, особенно властью. Потому что такой «патриотизм» неизбежно превращается в надругательство над памятью тех, кто умирал на фронте и в тылу, не произнося никаких красивых слов о любви к Родине.
www.ridus.ru
В России пройдет акция "Блокадный хлеб" : innaklimenko
В регионах России пройдет акция "Блокадный хлеб", приуроченная к 73-й годовщине снятия блокады Ленинграда. В некоторых городах мероприятие проводилось и ранее. В других, например в Хабаровске, оно пройдет впервые, сообщает РИА "Восток-Медиа".По данным агентства, в рамках акции хабаровчанам раздадут хлеб, максимально схожий с тем, который ели жители осажденного Ленинграда. Его приготовят по тому самому блокадному рецепту - с целлюлозой, опилками, сосновой корой и березовыми почками, рассказал журналистам главный специалист Центра патриотического воспитания Никита Кобзев. Рецепт хлеба организаторы акции разместили на страничке центра в соцсети "ВКонтакте".
Каждому участнику акции предложат взять кусочек хлеба весом всего 125 граммов и протянуть на нем весь день. К хлебу будет прилагаться листовка в виде хлебной карточки, на обратной стороне которой будет содержаться краткая информация о блокаде.
Акция пройдет 29 января в трех торговых центрах Хабаровска. Ее цель - почтить память жертв блокады, сообщили организаторы мероприятия AmurMedia.
Помимо Хабаровска, акция "Блокадный хлеб" пройдет и в других городах страны, в том числе 27 января в Солнечногорске, сообщает городской портал "ЯР-Град".
В Тверской области акция будет проходить уже седьмой год подряд. В рамках акции жителям Твери будут раздавать хлеб в 30 точках, всего раздадут 5000 порций по 125 граммов, сообщает "Тверская служба новостей".
Также акция "Блокадный хлеб" пройдет в Башкортостане, сообщает Bashinform.ru. Здесь выдавать блокадную норму хлеба, выпеченного по блокадному рецепту, будут неработающим и иждивенцам. К хлебу будет прилагаться памятная листовка.
В прошлом году акцию "Блокадный хлеб" анонсировали в Ненецком автономном округе. Тогда также сообщалось, что организаторы испекут буханки по рецепту 1941 года, и указывалось, что в него входят ржаная и овсяная мука, пшеничные отруби, темный солод, дрожжи, вода и соль.
Блокадники назвали такой рецепт неправильным, так как мука закончилась уже в первый месяц блокады и в хлеб начали добавлять другие ингредиенты, из-за чего буханки перестали быть похожи на привычные. "Хлеб, где есть мука, - это не блокадный хлеб. Из того хлеба можно было лепить, он был зеленой массой", - рассказывала Life пресс-секретарь санкт-петербургской общественной организации "Жители блокадного Ленинграда" Людмила Виноградова.
Блокада Ленинграда длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года). Точное число ее жертв до сих пор не известно. По разным оценкам, количество погибших составило от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбежек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.
С 20 ноября по 25 декабря 1941 года в блокадном городе были установлены самые маленькие размеры продовольственного пайка. Он составлял: рабочим - 250 граммов хлеба в сутки, служащим, иждивенцам и детям до 12 лет - по 125 граммов, личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов - 300 граммов.
Хлеб выпекался по рецептам, разработанным в местном НИИ хлебопекарной промышленности. В начале блокады зимой 1941 года хлеб пекли из смеси ржаной, овсяной, ячменной, соевой и солодовой муки. Через месяц к этой смеси стали добавлять льняной жмых и отруби. Затем в ход пошли мучная сметка, вытряски из мешков кукурузной и ржаной муки, мука из березовых почек, сосновой коры, ветвей березы, шрота и семян дикорастущих трав - полыни и щавеля, опилок древесины. В течение всей блокады рецепт хлеба менялся в зависимости от того, какие ингредиенты были в наличии.
Невский проспект: в блокадные дни и сегодняИсточник: http://www.newsru.com/russia/19jan2017/blokhleb.html
innaklimenko.livejournal.com
Патриотично или аморально? В регионах страны проводят акцию «Блокадный хлеб»
*Техническая расшифровка эфира
Александра Хворостова: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Это программа «Угол зрения» на радио СОЛЬ, у микрофона Александра Хворостова. Тема нашей сегодняшней передачи звучит так: «Патриотично или аморально? В регионах страны проводят акцию «Блокадный хлеб»».
Сегодня, 27 января город на Неве отмечает знаменательную дату – 73 года назад Ленинград был освобожден от фашистских захватчиков спустя долгие и ужасные 872 дня блокады. По этому поводу в Петербурге сегодня пройдет немало зрелищных и памятных мероприятий – от реконструкции боев и полета дирижаблей до чтения стихов и артиллерийского салюта. Естественно, не только жители города на Неве проводят акции, но всевозможные акции проводят и в разных регионах страны. Надо сказать, что среди всех подобных акций, приуроченных к этой дате, пройдет и акция «Блокадный хлеб». Она проходит во многих городах России. К этой акции присоединился не только Санкт-Петербург – Хабаровск присоединился, акция пройдет в Тверской области, в Ненецком автономном округе и во многих других регионах. Об этой акции мы поговорим сегодня, потому что достаточно громкие дискуссии на просторах рунета образовались вокруг нее. Аморальна она, патриотична, насколько она сегодня нужна, есть ли популяризация какого-то радостного понимания блокады Ленинграда в связи с этой акцией? Об этом мы и поговорим сегодня.
Первым экспертом сегодня будет Елена Сергеевна Тихомирова, председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда». Елена Сергеевна, здравствуйте!
Елена Тихомирова: Здравствуйте. Поздравляю всех с праздником!
А.Х.: О, да, это точно, и вас тоже, конечно же, с праздником! Прежде всего, у меня такой общий вопрос. Расскажите о тех акциях, которые сегодня проходят в Санкт-Петербурге.
Е.Т.: Ныне в Петербурге проходит очень много акций. Недавно прошла акция «Благодарный Ленинград». Мы очень благодарны были тем окраинам и тем республикам бывшего Советского Союза, кто нас принял, принял блокадных детей и вообще, эвакуированных людей из города. Вы же знаете, что в январе 1942 года было постановление освободить город от детей, стариков и тех, кто не занят в промышленности, больных людей. Поэтому была принята эвакуация в 1942 году. Был дан старт этой акции – «Благодарный Ленинград» совместно с Фондом социальных инициатив. Акция пока коснулась только трех наших республик бывших Средней Азии – Киргизии, Казахстана и Узбекистана. Еще она коснулась немного Алтайского края, Вологодской и Чухломы. Слова благодарности были высказаны этим людям. Представители этих краев были на этой же акции. Теперь они благодарят Ленинград за то, что мы в теперешних условиях помогаем им тоже.
Кроме этого, у нас, конечно, большие акции везде идут. Идут акции «Мы помним», прошли акции реконструкции освобождения города от блокады. Сегодня, конечно, такой святой день, все на мемориалах. Основной, где я была, это была Пискаревка. А так на всех кладбищах основных – Серафимовское, Богословское, Площадь Победы, Арка Победы. Ведь у нас сделана Арка Победы в Ленинграде, которой нет больше нигде в стране.
Говорите, дискуссии возникают на тему того, что проходят акции по хлебу? Я скажу вам. Хлеб – это святое, и этим не нужно никогда так широко распространяться. Потому что тот хлеб, который был во время блокады, вам очень трудно испечь. Когда приходила баржа с мукой, ведь сметалось веничками специальными все – и пыль, и песок, все, что было, чтобы не единой крошечки даже муки не осталось. Но сам хлеб состоял в основном из целлюлозы, из клея, из жмыха и немного муки. Этот хлеб был очень невкусный. Этот хлеб был очень маленький. Тяжелый хлеб был, его тяжело было есть. Но его делили на кусочки, чтобы как-то прожить. И кусочек этого хлеба и чашечка кипятка – это было очень много, и если человек уже ослабел, дайте ему этот один кусочек на один глоточек, - и человек оживал. И поэтому когда пытаются сделать хлеб не по рецептуре того времени – простите, это не хлеб. Хлеб не был вкусным. Поэтому хлебом нужно дорожить как можно больше.
А.Х.: Современный человек да, не может понять ни ужасов войны, ни вкуса того блокадного хлеба, потому что многие из нас не жили в то военное время. И, естественно, мы не можем понять, как 125 грамм можно растянуть на целый день и каким-то образом выжить, притом, что у тебя есть и дети, и родственники, которые идут на заводы, которым больше нужно.
Е.Т.: Заводы получали тогда 250 грамм.
А.Х.: 250 грамм – это тоже совсем малая доля.
Е.Т.: Да, это тоже. И потом, я хочу сказать – 125 блокадных грамм, они шли с 20 ноября по 25 декабря. Считайте, почти до Нового года. Прибавка 25-го была объявлена, но получили мы эту прибавку фактически в Новый год.
Сейчас вот такая акция неоднократно проводится в городе. В городе вечером, когда идет салют, во многих районах города зажигаются свечи. Свеча памяти. У нас аллея Славы есть в нашем Красносельском районе, где эти 900 берез, там ставится свеча и дается каждому, особенно молодому человеку вот этот кусочек 125 грамм хлеба. Там работает маленькая такая палаточка, режется хлеб, конечно, не такой, какой был в блокаду, но 125 грамм. И на буржуйке, которую тут же на площади разжигают, делают кипяток, и дается кипяточек. Вы знаете, за ней выстраивается очередь из молодежи. Они хотят понять, как так можно – насытиться вот этим хлебом. Даже пускай не полностью блокадным. И вот на это смотреть без слез невозможно. Очередь большая, именно вечером, когда идет «Свеча памяти».
А.Х.: Почему слезы наворачиваются? Оттого, насколько современные люди переживают над тем событием?
Е.Т.: Да. Слезы наворачиваются, потому что тут дети идут и дети просят, чтобы и им дали. Ведь эти дети имеют все, что угодно сейчас в доме. Но они видят, как относятся более старшие, тоже же молодые ребята. И они тоже просят: «И мне дайте». Он дома, может быть, этот хлеб не ест. Но здесь, когда темно, когда маленькая палатка с одной свечкой, когда эти кусочки им дают, а рядом стоит буржуйка, на которой кипит вода, - они начинают понимать, что же было тогда. Хоть чуть-чуть, но они понимают.
Я помню прошлый год, была такая акция. Дождь шел, но никто не уходил. Маленькие дети, 5, 6, 7 лет, они были, они тоже все просили. Люди приходили семьями на эту акцию. Вот так воспитывается чувство сопричастности к этим событиям.
А.Х.: То есть если опустить тот момент, что рецептура сегодняшнего хлеба в таком проекте «Блокадный хлеб» не совсем соблюдена, то, по-вашему, такая акция нужна, она правильная?
Е.Т.: С одной стороны, конечно, она нужна. Нужно, чтобы она не была так заезжена, не клиширована. Надо, чтобы это шло от души. В Красносельском районе эту акцию проводит администрация совместно с церковью. Весь антураж этой акции помогает понять. Под открытым небом, большая площадка на аллее Славы, идет вот такая акция: стоит маленькая палатка, в которой только отрезаются кусочки хлеба, и вода. Поэтому, может быть, это надо. Я думаю, да. Надо, чтобы понимали, что это такое. Современный даже хлеб, 125 грамм возьмите – это тоже ведь не так много. А тогда это еще тяжелый комочек был.
А.Х.: Насколько такие акции действительно патриотичны?
Е.Т.: Все акции, которые не оскорбляют чувства людей, действительно патриотичны. Они показывают, как люди жили, как они беспокоились, как они тогда работали. Все акции, которые не утрированы, - патриотичны. Как только начинается утрирование каких-то акций, «ах, лишь бы сделать и для галочки» - вот тогда это уже становится не патриотично, а даже смешно.
А.Х.: Именно по тому, как это сейчас растиражировано в социальных сетях, где сейчас общается большая часть молодежи и подростков, - по этому поводу и поднялась дискуссия. Еще огромный вопрос по патриотичности этой акции был у Милены Николаевны Третьяковой, замдиректора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Она, в частности, говорила о том, что таким образом патриотизм привить нельзя, это некое глумление над историей.
Е.Т.: Если эта акция проводится вот так, как эти проводились, она в какой-то степени прививает чувство патриотизма. А когда начинается утрирование, лишь бы что-то сделать, лишь бы отписаться, не вкладывается душа, нет у человека внимания к этой акции, если он не чувствует той любви – конечно, это превращается в не совсем гуманную акцию. Эта акция нужна, но она не должна быть так растиражирована широко. Это могут сделать когда-то школы в каких-то мероприятиях небольших. Нельзя это делать огромными – как мы идем на Пискаревку, большая акция возложения венков и цветов в память обо всех. Нельзя делать вот такой хлеб. Конечно, так не делается это. Это делается очень, в какой-то степени, келейно.
А.Х.: По-вашему, какой бы план мероприятий подошел именно для молодежи в реалиях сегодняшнего дня в связи с подобной годовщиной, в связи с подобной датой?
Е.Т.: Мне кажется, молодежи надо больше узнавать и записывать воспоминаний. Это самая главная акция. Когда они будут понимать жизненный путь своих дедушек, бабушек, может быть, в какой-то степени у кого-то и мам, которых затронула эта судьба. Я думаю, это нужно записывать. И тогда, когда они пройдут через их чувства, тогда они поймут, что это такое – бережное отношение ко всему тому, о чем говорят пожилые люди, даже не столько пожилые, сколько старые уже люди. Это нужно.
Патриотизм ведь привить очень трудно. Патриотизм всасывается с молоком матери. Когда сейчас идет искажение истории, молодежь должна понимать, что это искажение истории. Ведь наша история искажалась всегда. На нашу страну всегда были вот эти нападки. И во времена Ивана Грозного, и во времена Александра Первого тоже. Но самое главное, что дух должен быть. Нас скрепляет общий дух народа, общий дух понимания. А нас хотят все время разлучить, сделать большими индивидуалистами. А мы сильны только единением. Поэтому мы такие.
А.Х.: По вашему мнению, самое главное – это общение с теми людьми, которые действительно пережили эти события, чтобы, не перевирая историю, узнать от первоисточника?
Е.Т.: Да, да. Чтобы они поняли. Пускай они приходят в нашу организацию, мы им покажем массу книг, воспоминаний людей. У нас же очень много книг разных стран, наших федеральных теперь округов. У нас же везде есть блокадники. Не все смогли вернуться в Ленинград после эвакуации. Но везде есть воспоминания. И нужно их собирать как можно больше. Когда они почувствуют это, тогда у них будет. Патриотизм нельзя насадить. Он должен изнутри идти. Патриотизм – это, в общем-то, гуманная акция. Это когда человек заступается за свою страну. Почему люди и выстояли в блокаду.
А.Х.: Я поняла вашу позицию по поводу молодого поколения. А люди среднего возраста, чуть старше 30 и до 50 лет. Какие акции нужны им?
Е.Т.: Мне немножко жалко этих людей. Они попали в дикое время, которое им переворачивало мозги. Это 90-е годы, начало 2000-х. Они попали в очень тяжелое время. Мы в нашей организации вообще считаем, что упущено было два поколения людей. 30-летние, если они живут в семьях, и семья их не смогла привить им любовь к своей стране – ну, что поделать? Это трудно дается.
Я вам могу сказать: ребята служили в армии когда-то, не сейчас. И один из них написал такие строчки: «Поля России, края родные, здесь мы родились, здесь мы росли. Здесь повстречали любовь впервые. За ней без страха на подвиг шли». Это писал мальчишка 18 лет, который служил в армии. Но он служил в армии до 90-х годов. Это было в нем воспитано, внутри. Я даже когда была в Германии, смотрела на их просторы – и все-таки всегда вспоминала вот эти слова. Вот за это шли в бой, ребята, даже дети вставали во время войны, в блокаду. За это, это было самым главным. Не будет страны – не будет ничего.
И сейчас нужно обязательно прививать детям чтение. Потому что чтение через гаджеты – это не то чтение. Для меня страшное было дело, в 90-х годах, когда делали «Войну и мир». Настолько патриотична эта книга, по-философски важна. Один Пьер Безухов, когда он рассуждает, чего стоит! А ведь этого дети не узнают, ни через интернет, ни через что. Интернет сухой.
А.Х.: Только через общение или чтение.
Е.Т.: Или в руках четкую книгу, которую держали другие руки.
А.Х.: Елена Сергеевна, огромное вам спасибо, что вы сумели с нами поделиться вашим мнением. Еще раз вас с праздником!
Я напомню, что с нами на связи была Елена Сергеевна Тихомирова, председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда».
Сегодня, 27 января, наверное, вся наша страна и, в частности, жители Санкт-Петербурга, бывшего города Ленинграда отмечают знаменательную дату – 73 года со дня снятия блокады. Город был освобожден после 872 дней блокады. По этому поводу многие развернули всевозможные акции, и не только в Петербурге проходят данные акции. По поводу одной из них, межрегиональной акции «Блокадный хлеб» развернулась дискуссия о том, нужны ли такие акции, какие акции сейчас необходимы для нынешней молодежи.
У нас на связи Милена Николаевна Третьякова, замдиректора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Милена Николаевна, здравствуйте!
Милена Третьякова: Добрый день.
А.Х.: Знаю вашу позицию, читала во многих СМИ. Почему вы против подобной акции?
М.Т.: На самом деле, тут не все однозначно. Вопрос не в том, что я против. Пускай растут все цветы. Просто мне кажется, что подобные акции, связанные с блокадным хлебом, который, безусловно, является одним из важнейших символов блокады, символом-напоминанием современникам о том, что произошло во время Великой Отечественной войны в Ленинграде, о массовой гибели мирного населения, - безусловно, это нужно, и нужно именно художественного, а это такая художественная в какой-то степени акция памяти дней блокады. Вопрос только в том, что, например, я не люблю, когда мы в это играем. Понимаете, война – это не здорово, это не позитивно. Я против раздачи гречневой каши и выставления палатки с тиром рядом с музеем блокады. Потому что это антивоенный музей и музей человека, музей человечности. Мы идем к слову «патриотичность» не к безликому, безымянному, просто страна, а через любовь к своим близким. И вот представьте себе, что вы сыты и довольны, у вас все благополучно, вы едите вкусный хлеб каждый день, и вам сейчас дают просто в качестве развлечения попробовать какую-то очевидную гадость на вкус, то, что тогда помогало выживать. Вы ее в лучшем случае выбросите или спрячете в карман, а потом стыдливо это куда-то уберете, и у вас на полке это будет пылиться. Это не сувенир. Я, например, думаю, что можно было бы продумать как раз другую акцию, связанную с хлебом. В память о самом худшем делать лучшее, и это как раз будет народной традицией, в том числе. В одной из петербуржских школ сейчас уже, на протяжении последних 2-3 лет с 18 января по 27 проводится так называемая неделя тишины, во время которой ребятам рассказывают о блокаде, о Великой Отечественной войне шире. В частности, в рамках этих уроков они пекут хлеб. Вообще, печь хлеб – это очень сложно. И потом есть такая, я бы сказала, ритуальная раздача именно вот этого вкусного хлеба в память о том ужасе, который ели блокадные дети более 70 лет назад. Вот в таком развороте, мне кажется, это правильно. Потому что в принципе еда в честь чего-то, в честь памяти – это и в народной культуре тоже есть, и в церковной культуре есть. Мы причащаемся хлебом, но мы не причащаемся тем, что нельзя взять в рот и тем, что хочется выбросить. А, к сожалению, качество того, что было – мы можем полизать ручку, ножку стола, вот будет этот вкус. Это ничего не прибавит и не убавит. А программа выставок, программа уроков в школе, каких-то лекций, показ фильмов, и только после этого вот это символическое приобщение к блокадному хлебу – в таком разрезе это было бы возможно.
А.Х.: То есть никакого массового развлекательного характера, когда много патриотичной молодежи, молодежи, которая думает…
М.Т.: Вопрос не в этом. Знаете, вот разница между американским кино и российским кино, сейчас широко обсуждается, в чем различие, в связи с санкциями, которые обсуждаются, по поводу иностранного кино, что нужно повысить ставки. Американское кино в большинстве своем рассчитано на подростков. Оно не рассчитано на знания. Оно рассчитано на развлечения. И мы сейчас отношение к войне очень резко меняем. 25 лет назад было еще живо поколение военное, которые реально могли рассказать: «Ребята, было так, я участник этого». Сейчас это поколение практически ушло. И если бы ветеран 25 лет назад показал вот этот кусок хлеба и дал к нему приобщаться, это была бы одна история. А сейчас без подробного рассказа, без широкой программы культурной политики государства это невозможно.
А.Х.: А что было бы правильно в этой широкой программе на государственном уровне сейчас? Да, вы правильно сказали, блокадников все меньше.
М.Т.: Строительство музея блокады в Петербурге. Организация института памяти, в конце концов. Потому что у нас нет группы научных сотрудников, которая финансировалась бы государством и занималась бы только историей блокады. А эта тема сопоставима с Холокостом по значению своему. Это не рядовое событие Второй мировой войны и Великой Отечественной.
Вы знаете, мне нужно отключаться. У нас много мероприятий. Спасибо!
А.Х.: Я вас понимаю, спасибо. С праздником вас!
С нами на связи была Милена Николаевна Третьякова, замдиректора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. Говорим мы сегодня о всевозможных акциях, приуроченных ко дню памяти о блокадном Ленинграде.
Вот такие неоднозначные акции проходят, с точки зрения наших экспертов. Взрослое поколение говорит о том, что это популистские такие акции, может быть, имеющие даже развлекательный характер, когда реалии войны, всевозможные истории военные не увидят, но увидят некое образное решение. Не всегда правильно оно может быть понятно.
А у нас на связи Алексей Андреев, организатор межрегионального проекта «Блокадный хлеб» (г. Тверь). Алексей, здравствуйте!
Алексей Андреев: Здравствуйте!
А.Х.: Алексей, расскажите, пожалуйста, как вы вообще пришли к тому, чтобы организовать вот этот проект, для чего вы его создавали, как долго над ним работаете и каким образом идут акции в рамках проекта?
А.А.: Получается так, что в 2010 году я работал руководителем отдела по делам молодежи Селижаровского района Тверской области. Я перевернул настольный календарь и увидел дату снятия блокады, 27 января 1944 года. Когда мы в школе проходим историю, проходим, а не глубоко изучаем, это не отпечаталось в памяти. Но вот именно перевернутый лист календаря вызвал вопросы. Ведь весной 1944 года наши войска уже перешли границу Европы, уже освобождали Европу от фашистских захватчиков. И я подумал, признаюсь, что в календаре просто была опечатка. Я решил посмотреть, сколько же на самом деле длилась блокада. Оказалось, практически 2,5 года, и это меня настолько поразило, что в ближайшие несколько дней в свободное время, вечерами я читал книги про блокаду, смотрел фотографии и понял, что много очень людей проходят мимо этого события, не зная, какая цена заплачена за нашу свободу, называя вещи своими именами. И вот появился такой проект. Мы уже в 2011 году, в январе, перед днем снятия блокады пошли к нашим блокадникам, которые проживали в Селижаровском районе и имели знак «Житель блокадного Ленинграда». Четверо человек. Оказалось, что к ним никто не приходил, не поздравлял никогда с этой датой, памятной для них, действительно памятной, у них слезы на глазах были, никто не записывал их воспоминания. И тогда было принято решение проект сделать региональным. И присутствовал на коллегии комитета по делам молодежи, 27 января 2011 года мы впервые в Селижаровской районе провели эту акцию. На улице сделали точку раздачи хлеба, в центре поселка, разместили фотографии блокадного города. Это действительно страшные фотографии. Но для того чтоб люди запомнили, пришлось это сделать, к сожалению. Включили музыку блокадного Ленинграда, седьмую симфонию Шостаковича, которая была написана об осажденном городе слабеющими от голода музыкантами, и раздавали 125-граммовые кусочки хлеба с памяткой людям, которые приходили. Я был удивлен, очень много пришло родственников. Мы эту акцию анонсировали в местных СМИ. Пришло очень много родственников людей, которые имели знак «Житель блокадного Ленинграда» либо просто были блокадниками, знак в 1988 году только введен. Съездил на коллегию комитета по делам молодежи Тверской области. Всем органам по делам молодежи районов рассказал. В 2012 году к нам уже присоединилось еще три района и город Тверь непосредственно. После этого по нарастающей присоединялись все практически муниципальные образования Тверской области, Московская область. Мы начали презентовать проект на форумах – Петербургский международный молодежный форум, Форму общественных объединений ЦФО, в 2016 году на «Территории смыслов». Сейчас география проекта очень обширная. Я могу несколько регионов перечислить. Это Тверская, Московская, Воронежская, Рязанская, Тульская, Мурманская, Новгородская, Вологодская область, республики Башкортостан, Крым, Коми, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий автономный округ, это вот нам точно известно, что наш проект «Блокадный хлеб» реализуется. В каникулы написал письма в 28 регионов Центрального, Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, получаю положительные ответы от региональных органов по делам молодежи и знаю, что проект будет развиваться дальше, без сомнений просто. Несмотря, к сожалению, на критику, которая иногда возникает.
А.Х.: О критике чуть позже, сейчас о самих мероприятиях. Конкретно сегодня, в день снятия блокады Ленинграда, какие проходят акции, мероприятия в Твери и в других регионах?
А.А.: Уже мероприятия в течение этой недели начались, вчера-позавчера в Твери региональное отделение Общероссийского народного фронта организовало встречу блокадников со студентами Тверского политехнического колледжа. Пришли люди 1930-1933 года рождения, то есть те, кто на момент блокады был не ребенком, младенцем, а уже 7-10летним подростком. Она рассказали нам уникальные вещи. Мне страшно это говорить, но ребята были под большим впечатлением, я уверен, что они будут по-другому относиться к своей жизни теперь. Мы направили в Тверской области каждому из 418 блокадников поздравительную открытку. Уже три года мы печатаем открытки и направляем каждому. Поздравляет молодежь. А если где-то не может молодежь добраться до блокадника, то тогда вручает открытку Министерство социальной защиты. А сегодня, непосредственно 27 января в регионах, которые я перечислил, и, возможно, в других, где мне не удалось пока зафиксировать, просто не успеваю, проходят акции в формате инсталляций. Это придумали наш товарищ здесь, в Тверской области, Дмитрий Серов. Ребята, которые проводят эту акцию на улице, одеваются в одежду под 40-е годы, оформляют пункты раздачи хлеба, весы, чтобы самим, во-первых, больше проникнуться тем временем, а во-вторых, чтобы и люди пришли, увидели, насколько тяжело было. Мы стараемся везде донести, что не только еды не было. Потому что кажется, ну 125-граммовый кусочек хлеба, ну, может быть, я несколько дней и продержался бы. А если к этому добавить отсутствие тепла в квартирах, отсутствие воды, канализации, света, постоянный холод в 40-градусные морозы, все помнят, что 40-градусные морозы были как раз в это время, к концу 1941 года.
А.Х.: Здесь надо сказать, что еще и состояние страха, когда постоянно умирают твои близкие, когда рядом умирает мама, отец, младший брат, когда ты ходишь по городу, и трупы лежат на улицах.
К вопросу о критике вашей акции. Буквально перед вами мы разговаривали с Миленой Николаевной Третьяковой, замдиректора Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда. И она сказала, что подобные акции не являются акциями памяти. Это некое популистское отношение к войне, когда у молодежи может после таких акций сложиться какое-то понимание о том, что война – это а-ля голливудский экшен. По вашему мнению, так ли это?
А.А.: Повезло, что я знаком с позицией Милены Николаевны. Писал письмо на имя директора музея, мне было интересно узнать, это мнение музея как учреждения, как коллектива либо это мнение физического лица Милены Николаевны Третьяковой.
А.Х.: Это конкретное мнение работника.
А.А.: Лично ее мнение, не мнение учреждения. Должен сказать, что, наверное, Милена Николаевна не до конца изучила акцию. То есть считает, что раздаются кусочки хлеба под музыку, ребята пускаются в пляс, все замечательно, война окончена, блокада снята. На самом деле, как я уже сказал, у коллег это не один день 27 января. Это посещения блокадников, которые мы начинали. Сейчас уже блокадники общаются с нашей молодежью, они наладили с ними контакт, помогают им по хозяйству, общаются, это точно известно. Здесь и встречи с блокадниками, их поддержка. Это их поздравления. Я хочу сказать, что никто не печатает открытки для блокадников. Мы в Тверской области печатаем и будем просить и другие регионы тоже, чтобы она закладывали эти небольшие средства и печатали открытки для блокадников. Никто не записывает массово их воспоминания. Мы просим, уговариваем, чтобы в образовательных учреждениях проводились классные часы. Мы просим проводить массовые мероприятия. Наша цель только одна – не дать людям забыть, обратить их внимание на те события, потому что страшнее блокады и такого массового героизма не было не то что в российской истории – всемирная история не знает, где люди проявляли такую стойкость. Гарнизоны сдавались без боя, зная, что они обречены. Не наши, других государств, и эти случаи известны. И в русско-японскую войну, когда на Дальнем Востоке немецкие, отлично вооруженные солдаты со всем продовольствием сдавали гарнизон, потому что знали, что сопротивляться бесполезно. А у нас женщины, старики и дети сопротивлялись, выстояли 2,5 года, и мы должны это помнить. Я как руководитель проекта буду продолжать эту деятельность, буду стараться, чтобы проект расширялся на большее количество регионов. Я лично общался с 34 блокадниками за свою жизнь, зная, что они награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда». Они все знают про этот проект, они знают про то, что мы раздаем блокадный хлеб, это в Тверской области. Ни один не посчитал ситуацию кощунственной. Никто из них не сказал: «Ребята, что же вы делаете, мы на эти 125 грамм жили, а вы их тут раздаете». Даже такой мысли не было. Мы уже 6 лет проводили акцию – ни одного в нашем регионе негативного отзыва.
Началось это все с Хабаровского края, вы, наверное, знаете. В Хабаровском крае какая-то девушка, активистка сделала пост на Facebook, что акция кощунственная, это все плохо. Судя по всему, Милена Николаевна обратила внимание на это, и появился после этого уже ее комментарий. Но, повторюсь, 6 лет. Республика Башкортостан, Уфа – 2 года проходит акция, никакой критики. Рязанская область – 2 года проходит акция, никакой критики. Московская область, Солнечногорск, Электроугли, крупные достаточно города – 3 года проходит акция, никакой критики. Не знаю, я не понимаю этого. Потому что формы работы с молодежью сейчас меняются. Им нужно подержать кусочек хлеба в руках, им важно почувствовать, увидеть, потому что то, что им расскажет учитель на уроке, - это пройдет мимо зачастую, потому что мало кто запоминает все даты. А то, что они один раз в жизни подержат вот этот кусочек хлеба, увидят те фотографии, которые были отсняты в блокадном городе, после бомбежек, дети, которые страдали от дистрофии. И им объяснят: «Ребята, вот это все для того чтобы Москва не была захвачена». Потому что немецкие дивизии буквально, Гитлеру не хватило под Москвой, это известный факт, эти дивизии как раз окружили город. Больше скажу: немецкое командование окружило город, и они не штурмовали его, они его только бомбили, потому что весной они должны были войти в пустой город. По расчетам их ученых, они весной должны были войти в пустой город без потерь. У них была единственная задача – чтобы не было распространения эпидемий на солдат из города и чтобы как можно меньше пострадало людей. Они собирались весной войти в мертвый город. А город этот пережил не только страшную зиму 1941-1942, но и 1942-1943 и 1943-1944 годы. Пережили, выстояли, и творчеством занимались, и заводы работали, и учреждения работали, все работало. Не было ни одной эпидемии, хотя сами представляете, я уже перечислял, что не было ни водопровода, ни канализации, ни света, ни тепла. Ни одной эпидемии в городе не было, причем это не, как иногда говорят, советская пропаганда, статистика, это факты, что ни одной эпидемии. Идеальная работа санитарных служб, идеальная работа дружин. Опять же, кто там был – молодежь, подростки. Об этом нужно говорить. И мы будем это делать.
А.Х.: Акция направлена на то, чтобы молодежь помнила, как вы сказали, молодежь знала. А есть ли у вас отклики конкретно тех молодых людей, которые впервые прикоснулись хотя бы таким образом к истории блокады, к истории Великой Отечественной войны? Какие у них были комментарии и отзывы?
А.А.: Я разговаривал и с руководителями патриотического воспитания, и, как вы правильно заметили, с молодежью, потому что сам начинал работать руководителем отдела молодежи муниципального образования, в котором 12 тысяч человек. Естественно, все видел и общался. И они говорили: «Мы не знали, нам так никто не показывал, мы не догадывались даже о том, что происходило». А из тех ребят, что уже постарше, они говорят, что – вынуждаете меня похвалить это мероприятие, но они на самом деле это говорят – это одна из лучших акций, которая придумана в последнее время, ставят в ряд с акцией «Бессмертный полк», с акцией «Георгиевская ленточка». Потому что это мероприятия, которые объединяют людей. Они знаете, как готовятся? Я состою в нескольких группах проекта в социальных сетях, вижу, как они вещи собирают, как они суетятся, как они готовятся к этому мероприятию, как листовки свои нарезают. Для них это не просто для галочки, для них это очень большое дело. Берут угощения, идут к блокадникам, поздравляют. Повторюсь, у нас каждый получает открытки.
А.Х.: А есть ли случаи, когда шли, потому что в университете сказали или за компанию? Такие случаи были или все-таки в основном молодежь идет, прочувствовавши все это?
А.А.: Могу сказать про Тверскую область. Здесь никого никогда не заставляли идти на это мероприятие. Вызывает улыбку воспоминание. Мы в этом году приобрели 6 тысяч пайков хлеба для города Твери и для ребят, которые будут проводить среди населения эту акцию. Сначала был разговор о 5 тысячах. Потом мне позвонила женщина, которая собирает заявки, и говорит: «Заявок от молодежных общественных организаций, от патриотических организаций столько, что не могли бы вы еще добавить хотя бы тысячу?». Эта ситуация случилась буквально 10 дней назад, когда мы начали только собирать заявки. Она говорит: «И городской молодежный Совет просит, и Пост №1 просит, патриотические организации и дружины просят». Они хотят проводить эту акцию. И точно так же ребята и идут на нее. Просто по зову сердца. Про Тверскую область я могу точно сказать. С другими регионами – может быть, перегибы на местах, может быть, где-то людей снимают с занятий, выводят поучаствовать. Но сразу хочу сказать, мы ничего не должны. Я просто гражданин, Андреев Алексей Евгеньевич, который проживает в Тверской области. И я не отчитываюсь за количество пришедших людей в городе Твери. И никто не отчитывается. Если бы это была акция, на которой надо обязательно фотографии, которую показывают по государственным каналам, шествие какое-то огромное, митинг… А это в настоящий момент народная акция, которая становится всероссийской. Я читаю и радуюсь, что многие СМИ уже называют «всероссийская акция». Нам не важна статистика, важно, чтобы люди приходили сердцем.
А.Х.: Я вам желаю удачи в ваших нужных и правильных начинаниях. Поздравляю вас с праздником, спасибо вам огромное, что смогли с нами пообщаться.
А я напомню, что на связи со студией был Алексей Андреев, организатор межрегионального проекта «Блокадный хлеб» (г. Тверь), который рассказал не только про то, какие акции и мероприятия проходят в рамках этого проекта, но и попытался рассказать о том, что для той молодежи, которая участвует в данной акции, эти мероприятия не являются развлекательными. По мнению Алексея, это, конечно же, нужное, правильное дело.
Это была программа «Угол зрения», у микрофона была Александра Хворостова. Услышимся!
salt.zone