Презентация к уроку Дроби,уравнения и осьмушка хлеба блокадного Ленинграда (6 кл.). Осьмушка хлеба сколько это


Урок "Дроби,уравнения и осьмушка хлеба блокадного Ленинграда" (6 кл.)

Открытый урок математики в 6классе.

Тема: Дроби, уравнения и осьмушка хлеба

блокадного Ленинграда.

Цели урока:

1.Повторить темы "Дроби","Уравнения",используя документальную информацию о блокаде Ленинграда в период Великой Отечественной войны 1941-45 годов.

2.Осознать и прочувствовать величие подвига мужества и героизма советских людей.

3.Воспитывать уважительное и благодарное отношение к тем,кто "добывал" Победу.

4.Воспитывать очень бережное отношение к продуктам питания,особенно,к хлебу.

План урока.

1.Актуализация и введение темы.

2.Устная работа на действия с дробями.

3.Практическое задание для представления осьмушки хлеба и реальный показ "осьмушки".

4. Рассказ учащегося “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”

5.Из воспоминаний (рассказы детей)

6.Решение уравнений,связанных с мужеством школьников блокадного Ленинграда.

7.Рассказ,стихи о доставке хлеба в блокадный Ленинград

8.Рефлексия.

Ход урока. Слайд 1

Учитель.Сегодня у нас необычный урок.

-Во-первых, на уроке присутствуют гости,

-а ещё этот урок проводится накануне великого праздника в нашей стране 70-летия Победы в Великой от. войне ,потому вы так по военному одеты,

-интегрирован с уроком истории и немного с уроком литературы.

Я не ставлю сегодня очень большую задачу в математическом плане, потому что названные темы вам знакомы и мы их просто повторим в ходе урока.

Мне хочется, чтобы накануне праздника Победы у вас появилось осознание величия того подвига ,который совершили ваши прадедушки и прабабушки,

чтобы вы хоть краешком своей души почувствовали то,что пережили участники этих страшных событий и осознали,что мы есть,живём и здравствуем только потому,что величайшими усилиями государство наше сохранилось,а ведь могло быть иначе,о чём даже страшно подумать ,мало того наши соотечественники отстояли страну и уничтожили расползавшийся фашизм в Европе

и ещё хочется, чтобы ваши сердечки наполнились бесконечной благодарностью к тем, кто отстоял нашу свободу.

О войне можно говорить много и долго. Я выбрала один из самых трагичных эпизодов истории этой войны -блокаду города Ленинграда.

-В тетрадях запишите тему урока Дроби, уравнения и осьмушка хлеба

блокадного Ленинграда.

-Как называется сегодня этот город? (показ на карте ) Слайд 2

- Что означает слово “блокада."

8 сентября 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

А сейчас, ребята, мы вспомним с вами что мы знаем о дробях. И в ходе урока узнаем о некоторых фактах блокадного Ленинграда.

Вопросы: почему мы используем десятичные дроби вместо обыкновенных

Всякую ли об. дробь м. представить в виде десят-й?

-Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько?

288,7*10 000 = (2 887 000 человек)

В городе оставалось много детей.

Сколько именно? Вы узнаете когда выполните два действия с дробями

1) (0,31+0,09) 1000000=400 000 детей

Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная… (“дорога жизни”).А морозы в эту зиму были очень сильные,доходили до…

Сильн:102,3-59,3=43(гр)

Зима 1941–1942 гг. Не стало отопления, света; стены домов очень промёрзли.

Просчитаем на сколько сантиметров промёрзли стены: слаб: 42,6-12,6=30(см)

Дети помогали старшим. Подростки по 2\3 суток стояли у станков. По сколько же часов они работали в сутки?

Сосчитайте:

24:3х2= (16 часов)

27 января 1944 года

Во время блокады Ленинграда 6 хлебозаводов выпекали хлеб.

Состав хлеба:

ржаная мука 0,61кг

льняной жмых 0,07 кг

отруби 0,09 кг

овсяная мука 0,08кг

соевая мука 0,06 кг

солодовая мука 0,04кг

пшеничная мука 0,05 кг________________________

Найдите, какова была масса этого хлеба?

Слайд Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Слайд 9 рабочие получали лишь по кг, а служащие, и дети - по кг (20.11.41-25.12 41г)

Муки в этом хлебе почти не было. Хлеб получался чёрным цветом и горьким на вкус. Это было единственное питание ленинградцев.

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г

- 0,125 от 1000г.

1000 *0,125 = 125(г)

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Слайд 11 125 блокадных грамм

Слайд 12 Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 сантиметров и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка

ОСЬМУШКА ХЛЕБА

Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

. А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”. Абрамян Карлен

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери.

Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Слайд 15 Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

Слайд 13 Сколько будет Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Воспоминания .

ПОЛИНА« Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

МАКСИМ.А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

На одном хлебозаводе однажды стала выходить из строя одна из печей, Чтоб устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь и устранил неисправность

Слайд 22 6. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. Решите уравнение, и

вы узнаете, сколько школ работали в городе. Для этого решите уравнение:

2х+х-25=92. Ответ: 39 школ.

Слайд 23 Дети и учителя умирали во время уроков.

Девчонка руку протянула

И головой –На край стола.

Сначала думали –уснула,

А оказалось –умерла.

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Решив следующее уравнение ,вы узнаете сколько дней и ночей Ленинград находился в блокаде

(3х+6)-706=2000

900 дней и ночей.

Слайд 16 900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно лет?

А сколько человек погибло от голода.

На доске

На момент блокады из Ленинграда было эвакуировано 661700 человек, а если найти 0,97 от этого числа,то мы узнаем сколько умерли от голода и холода.А сколько это человек?

Слайд 17 661700 *0,97= 641849 ленинградца умерли во время блокады от голода.

Ю. Воронов. Закарьянова Алина и Сарсалиева Эльмира

АЛИНА

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года.

Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

ЭЛЬМИРА

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лёка умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года».

АЛИНА.

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года.

Мама — 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года».

ЭЛЬМИРА

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня!»

АЛИНА.Через несколько дней Таню отправили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение слома- ли девочку, и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой останется навечно. Ведь в её честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами.

24 мая Таню санитары перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище. Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, Эдита Пьеха исполняет "Балладу о Тане Савичевой", ес. Но... немногие и сегодня знают, что Таня ошибалась, и Савичевы умерли не все. В таких страшных условиях выжила родная сестра Тани, Нина Николаевна, которая по сей день живёт под Петербургом.

Слайд 26 За 900 дней заводами Ленинграда произведено: Более 0,2части от 10 000 минометов

0,01от миллиарда снарядов и мин,

0.3 части от 10 000 самолетов.

Узнайте их количество.

Слайд 28 Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку.

Слайд 29КнуринИ было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть, мотор заело.

Ремонт на 5 минут – пустяк.

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны? Он спасёт

16 тысяч ленинградцев.

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора –

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони,

Но он доставит хлеб, пригонит –

К хлебопекарне – до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре –

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам

.

Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может.

Слайд 20 В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое мемориальное кладбище Пискаревское, на котором похоронено 470 тысяч человек. На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил. ПОЧЕМУ БЕЗЫМЯННЫХ?

Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись:

«Доченька, если б я могла дать тогда...»

Малышева Оля.Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.

Учитель.Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремело залпы торжественного салюта! Сколько залпов прогремело ?

Слайд31 (х-28):4= - 1 (24)

У нас сегодня будет меньше салютов,но они будут не менее важными.чем те ,которые прогремели после блокады.

Домашнее задание: : карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).написать отзыв об уроке « Число, дающее жизнь»

Итог урока:

  • Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.

  • Узнали, что такое осьмушка хлеба, и какое имела значение для блокадного Ленинграда!

Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.

Рефлексия.

Учитель. Дома вы подготовили рисунки "Салют Победы". И теперь ,узнав столько важной информации,прикоснувшись к событиям страшной войны,которую пережил советский народ,я предлагаю вам пройти к доске и прикрепив рисунок сообщить нам в честь кого или в честь каких событий вам бы хотелось посвятить свой салют Победы.

- В честь героизма людей в блокадном Ленинграде.

-В честь мужества детей.

-В честь тех, кто ковал победу своим трудовым подвигом.

-В честь победы под Москвой.

-Вчесть победы на Курской дуге.

-В честь победы в Сталинградской битве.

-В честь тех, кто дошёл до Берлина.

-В честь танкистов.

-В честь лётчиков.

-В честь партизан.

-В честь всех отдавших свои жизни,в боях,они всё равно победили.

-В честь замученных в концлагерях,но не павших духом,они победили.

-В честь медицинских сестёр на фронте.

-В честь жён,сестёр и матерей в тылу-они победили.

-В честь молитвенного подвига святых людей-они победили.

-В честь дружбы народов всех наций станы-победила дружба,

-В честь народа-освободителя от фашизма других народов.

infourok.ru

Урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда"

Урок математики в 5 классе.

Тема: Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.

Эпиграф урока:

“Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”

(Ольга Берггольц)

Цели урока:

Образовательные:закрепить действия с дробями;

развивать навыки устного счёта;

показать значимость решения задач с дробями.

Воспитательные:

прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине;

настроить детей на героический лад.

Развивающие:

развивать интерес к предмету;

развивать математическую речь, творческие способности при решении задач.

Оформление: Хроника ВОВ, иллюстрации о войне, о хлебе; музыка «Аве Мария», презентация урока

Слайд Ход урока.

Ребята у нас сегодня необычный урок .На нашем уроке присутствуют гости, это во – первых. Во – вторых на уроке пойдет речь о ВОВ.

О войне можно говорить много и долго. И о войне нужно говорить не только по праздникам, но и в будние дни. И вот такой будний день сегодня. Наш урок посвящается “Блокаде города - героя Ленинграда.» Как называется сегодня этот город? (показ на карте )

Слайд

Что означает слово “блокада».

В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В городе оставалось много детей, стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная…

Названия которой мы узнаем решив следующие задания

Решаем задачи

слайд

Ж)

И)24 6/13 – 15 1/13=

З)

Н)5/7 от42

И)14составляет 2/8 от числа

Е)5/18 – 1/18 =

К)38 9/15-27 7/15

Ребята, как вы думаете ,по какой теме мы с вами будем работать на уроке? ( Обыкновенные дроби). Мы сегодня будем говорить о дробях особо уважительно, так как будем решать задачи с дробями применительно к Великой Отечественной войне.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Сейчас вам будут предложены задачи , с помощью которых мы узнаем о блокаде Ленинграда важные факты.

  1. Сколько лет исполнилось , со дня снятия блокады нам поможет следующее задание:

слайд

198/2-58/2=140/2=70

исполняется 70 года со дня прорыва блокады города – героя- Ленинграда.

Слайд

2.А сколько дней и ночей продолжалась блокада

950/2+850/2=1800/2=900

продолжалась 900 дней и ночей.

Слайд

3. Блокадный Ленинград. Зима 1941–1942 гг. Страшные морозы!

Вычислите:

18 3\5+24 2\5= (43 °С)

Слайд

4. Дети помогали старшим. Подростки по2\3 суток стояли у станков. По сколько же часов они работали в сутки?

Сосчитайте:

24:3х2= (16 часов)

Слайд

5. Зима 1941–1942 гг. В домах отключили отопление и свет ; стены домов промёрзли.

Просчитаем на сколько сантиметров, промёрзли стены:

42 3\8-12 3\8 = (30 см)

Слайд

Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Слайд Состав хлеба:

ржаная мука 61\100 кг

льняной жмых 7\100 кг

отруби 9\100 кг

овсяная мука 8\100 кг

соевая мука 6\100 кг

солодовая мука 4\100 кг

пшеничная мука 5\100 кг________________________

6) Найдите, какова была масса этого хлеба?

7) Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г

1000:8*1 = 125 (г)

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Слайд 125 блокадных грамм

Не шумите вокруг - он дышит,Он живой еще, он все слышит...Как из недр его вопли: "Хлеба!" -До седьмого доходят неба...Но безжалостна эта твердь.И глядит из всех окон - смерть.Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Слайд

8) Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 сантиметров и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка.

Фискультминутка

Музыка (читает Галиева Диляра)

А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Слайд 15 Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Ребята сейчас на карточках вам будут предложены задачи, решив которые вы ответите на следующие вопросы:

  1. 900 дней , сколько это лет?

  2. Сколько людей умерло во время блокады?

3) Сколько школ работало в блокадном Ленинграде?

4) Сколько минометов произведено в Ленинграде за 900 дней?

5) Сколько снарядов и мин произведено в Ленинграде за 900 дней?

6) Сколько самолетов произведено в Ленинграде за 900 дней?

Слайд 16 900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно лет?

Слайд 17 А сколько человек погибло от голода?

На момент блокады из Ленинграда было эвакуировано 661700 человек,97/100 умерли от голода и холода. А сколько это человек?

Слайд 18 641 849 ленинградца умерли во время блокады от голода.

Слайд 19 Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. 27 4/15 + 3 2/15 +8 9/15=

Ответ: 39 школ.

Слайд 20

За 900 дней заводами Ленинграда произведено: Более части от 10 000 минометов,

Слайд 21

части от миллиарда снарядов и мин,

части от 10 000 самолетов.

Будем помнить народную мудрость

« Хлеб - всей жизни голова»

и слова пожилого поколения:

« При сытости помни голод».

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

А сейчас ребята самостоятельная работа, выполнив которое вы сможете ответить на вопрос « Где частица ВОВ хранится в наше время?

( музей)

1 вариант

(1/5) (1 9/16)

(6/7) (7/11)

2 вариант

(15/18) (7 12/19)

(11/25) (9/13)

3 вариант

(3/17) (9 17/23)

(12/24) (2/30)

4 ваиант

(16/31) (21/27)

( 3/7) (1/11)

Домашнее задание: : карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).написать отзыв об уроке « Число, дающее жизнь»

Итог урока:

  • Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.

  • Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!

  • Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.

ОСЬМУШКА ХЛЕБА

Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.Литература.

1. Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин, Беспримерный подвиг защитников Ленинграда.

2.. Воспитание школьников. №6,1986 г.В. Александрова, Велика истинная цена хлеба.

3. Картинки с Интернет.

doc4web.ru

Что значит осьмушка - Значения слов

Примеры употребления слова осьмушка в литературе.

А ведь между ним, ассистентом Дельмоном, прошедшим конкурс, но еще до сих пор не имеющим докторской степени и потому бесправным крепостным, и доктором Рансе, единственным властителем сих мест после бога, лежит всего лишь толща диссертации, но уж в данном конкретном случае отлично известно, сколь пухл и тяжеловесен этот кирпич -- восемьсот страниц в осьмушку листа крохоборческой эрудиции третьестепенного автора: типичный образчик нечитабельного критического исследования о нечитаемом писателе.

А уж в начале века она оставалась бы негритоской, будь в ее жилах даже одна осьмушка негритянской крови.

Хлеб пополам с мякиной и лебедой они получали из сельсовета по осьмушке на человека да изредка по фунту муки через Комитет незаможных селян.

Захар Павлович, не найдя в этот раз подходящего болта, принялся приспосабливать для прогонки гаечной резьбы один штырь, и приспособил бы, потому что никогда не терял терпенья, но ему сказали: -- Эй, три осьмушки под резьбу, иди возьми болт!

Вам, всегда заводящим ненужных друзей, Вам, теряющим все, кроме долготерпенья, не летящим вперед, пропуская ступени, - по затоптанным ближним и средним, и дальним, Вам, целующим чистую руку идальго, во Христе - без креста, на кресте - без обмана, за осьмушку листа отдающим нирвану, за ничтожное слово готовым к закланью, приспособленным только к бумагомаранью, достигающим в славе посмертной вершины - от ногтей до последней своей требушины предаюсь!

Вместе они смотрели, как тает остаток коричневой пленки на бобине, последняя осьмушка дюйма.

Попов наших купить можно За осьмушку табаку, - тонким голоском начинал гармонист, а бубнач басовито завершал.

Рыночная капитализация компании падает, оборонная комиссия скупает бумаги и объявляет, что имеет военную базу за осьмушку цены.

Офени считали, что деньги - грех вынужденный, и потому каждую осьмушку обола, каждую русскую полкопейку вкладывали в свечи, иногда пудовые, которые ставили в киммерийских церквях Святой Лукерье Киммерийской, Святому Ионе Чердынскому, Святому Давиду Рифейскому, а если кто хворал или силами слабел, то и просто Святому Пантелеймону.

А киммерийские, полученные за свой добротный товар, до осьмушки обола оставлял в Киммерии, весь неистраченный остаток неукоснительно жертвуя на церковь.

Не затем двадцать семь батюшек отпустили ему грех стяжательства, чтобы сгинул он ни за осьмушку обола, на куче денег сидя.

Аккуратные киммерийцы замечали, что осьмушки обола, которыми сдачу на рынке дают либо в гостиных рядах, что-то уж очень истерты, новеньких нет, но списывали это дело на инфляцию, ведь серебро в обращении попадалось совсем новенькое.

Война была еще сравнительно недавним, общенародным опытом, когда драгоценная осьмушка черного хлеба служила единственной гарантией человеческой жизни и хлеб был не только материальной, но и моральной ценностью.

Затем дежурный вносил на деревянном щите осьмушки и клал перед каждым на стол.

Печать Укома она искала долго -- секретарь завернул печать в обертку осьмушки махорки.

Источник: библиотека Максима Мошкова

xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

Презентация к уроку 'Дроби, уравнения и осьмушка хлеба блокадного Ленинграда' (6 кл.)

Открытый урок математики в 6классе.

Тема: Дроби, уравнения и осьмушка хлеба

блокадного Ленинграда.

Цели урока:

1.Повторить темы "Дроби","Уравнения",используя документальную информацию о блокаде Ленинграда в период Великой Отечественной войны 1941-45 годов.

2.Осознать и прочувствовать величие подвига мужества и героизма советских людей.

3.Воспитывать уважительное и благодарное отношение к тем,кто "добывал" Победу.

4.Воспитывать очень бережное отношение к продуктам питания,особенно,к хлебу.

План урока.

1.Актуализация и введение темы.

2.Устная работа на действия с дробями.

3.Практическое задание для представления осьмушки хлеба и реальный показ "осьмушки".

4. Рассказ учащегося "Кусочек хлеба" из книги Воскобойникова "900 дней мужества"

5.Из воспоминаний (рассказы детей)

6.Решение уравнений,связанных с мужеством школьников блокадного Ленинграда.

7.Рассказ,стихи о доставке хлеба в блокадный Ленинград

8.Рефлексия.

Ход урока. Слайд 1

Учитель.Сегодня у нас необычный урок.

-Во-первых, на уроке присутствуют гости,

-а ещё этот урок проводится накануне великого праздника в нашей стране 70-летия Победы в Великой от. войне ,потому вы так по военному одеты,

-интегрирован с уроком истории и немного с уроком литературы.

Я не ставлю сегодня очень большую задачу в математическом плане, потому что названные темы вам знакомы и мы их просто повторим в ходе урока.

Мне хочется, чтобы накануне праздника Победы у вас появилось осознание величия того подвига ,который совершили ваши прадедушки и прабабушки,

чтобы вы хоть краешком своей души почувствовали то,что пережили участники этих страшных событий и осознали,что мы есть,живём и здравствуем только потому,что величайшими усилиями государство наше сохранилось,а ведь могло быть иначе,о чём даже страшно подумать ,мало того наши соотечественники отстояли страну и уничтожили расползавшийся фашизм в Европе

и ещё хочется, чтобы ваши сердечки наполнились бесконечной благодарностью к тем, кто отстоял нашу свободу.

О войне можно говорить много и долго. Я выбрала один из самых трагичных эпизодов истории этой войны -блокаду города Ленинграда.

-В тетрадях запишите тему урока Дроби, уравнения и осьмушка хлеба

блокадного Ленинграда.

-Как называется сегодня этот город? (показ на карте ) Слайд 2

- Что означает слово "блокада."

8 сентября 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

А сейчас, ребята, мы вспомним с вами что мы знаем о дробях. И в ходе урока узнаем о некоторых фактах блокадного Ленинграда.

Вопросы: почему мы используем десятичные дроби вместо обыкновенных

Всякую ли об. дробь м. представить в виде десят-й?

-Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько?

288,7*10 000 = (2 887 000 человек)

В городе оставалось много детей.

Сколько именно? Вы узнаете когда выполните два действия с дробями

1) (0,31+0,09) 1000000=400 000 детей

Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная… ("дорога жизни").А морозы в эту зиму были очень сильные,доходили до…

Сильн:102,3-59,3=43(гр)

Зима 1941-1942 гг. Не стало отопления, света; стены домов очень промёрзли.

Просчитаем на сколько сантиметров промёрзли стены: слаб: 42,6-12,6=30(см)

Дети помогали старшим. Подростки по 2\3 суток стояли у станков. По сколько же часов они работали в сутки?

Сосчитайте:

24:3х2= (16 часов)

27 января 1944 года

Во время блокады Ленинграда 6 хлебозаводов выпекали хлеб.

Состав хлеба:

ржаная мука 0,61кг

льняной жмых 0,07 кг

отруби 0,09 кг

овсяная мука 0,08кг

соевая мука 0,06 кг

солодовая мука 0,04кг

пшеничная мука 0,05 кг________________________

Найдите, какова была масса этого хлеба?

Слайд Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется "восьмушка". Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Слайд 9 рабочие получали лишь по кг, а служащие, и дети - по кг (20.11.41-25.12 41г)

Муки в этом хлебе почти не было. Хлеб получался чёрным цветом и горьким на вкус. Это было единственное питание ленинградцев.

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г

- 0,125 от 1000г.

1000 *0,125 = 125(г)

125 г хлеба - это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Слайд 11 125 блокадных грамм

Слайд 12 Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 сантиметров и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка

ОСЬМУШКА ХЛЕБА

Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

. А теперь послушаем рассказ "Кусочек хлеба" из книги Воскобойникова "900 дней мужества". Абрамян Карлен

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья - жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой - самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери.

Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Слайд 15 Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

Слайд 13 Сколько будет Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Воспоминания .

ПОЛИНА« Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

МАКСИМ.А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

На одном хлебозаводе однажды стала выходить из строя одна из печей, Чтоб устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь и устранил неисправность

Слайд 22 6. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. Решите уравнение, и

вы узнаете, сколько школ работали в городе. Для этого решите уравнение:

2х+х-25=92. Ответ: 39 школ.

Слайд 23 Дети и учителя умирали во время уроков.

botana.cc

Осьмушка — это сколько грамм?

Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. АРШИН — старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м. Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.

Что значит осьмушка

осьмушки, ж. (устар. и обл.). То же, что восьмушка. Осьмушка табаку. Осьмушка чаю. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

осьмушка

ж. устар. То же, что: восьмушка.

Урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби." | Doc4web.ru

а) Сколько четвертей составляет каравай? Сколько осьмушек? б) Больше или меньше каравая весят: Четверть и осьмушка? Три четверти и три осьмушки? Семь осьмушек и четверть? В каравай весит 1200 грамм. Сколько весят: Четверть; осьмушка; три четверти; семь осьмушек?

Сколько будет в граммах. — Ярмарка Мастеров — ручная работа…

При необходимости перевода из грамм в столовые ложки, чайные ложки или же стаканы можно воспользоваться этой простой таблицей. Через дробь указан вес в ложке без горки / с горкой Когда вы читаете в рецепте, например, 1 стакан муки, вы наверняка задумываетесь о том, какой же стакан имеется в виду. В кулинарии обычно подразумевается среднестатистический граненый стакан (наследие советского союза). Также можно использовать для расчетов стакан с тонкими стенками. Через дробь указан вес в стакане граненом / с тонкими стенками

Как отмерить нужный вес продуктов не взвешивая… — на Diets.ru

Считается, что хорошему повару точные пропорции без надобности, ему, мол, не-знаю-какое-по-счету чувство подсказывает, сколько отмерять того или иного продукта. У меня подобного чутья отродясь не было, я из тех людей, у кого при виде фразы «муки добавьте столько, сколько возьмет тесто», пропадает всякое желание готовить.

Осьмушка — это сколько грамм?

Почему сейчас мы не используем старорусские меры измерений? Дело в том, что мы вступили во всемирный процесс унификации мер и весов, перейдя на систему международную систему мер и весов. Своеобразная подготовка к приведению русских мер и весов к международным для целей торговли и развития флота произошла ещё при Петра I, когда отечественная система мер и весов была частично унифицирована с английской, затем при Николае I, указом «О системе российских мер и весов» от 11 октября 1835 года подобная унификация была закреплена.

Сколько вешать в граммах? / Статьи, пособия, лекции / Портал…

У садоводов-огородников, которые используют для подкормок своих посадок минеральные удобрения, в дачном сарае обнаруживается неисчислимое количество мешков, пакетов и пакетиков с разноцветными гранулами и порошками. А вот чего на даче обычно нет, так это весов, чтобы отмерять точные дозы удобрений в граммах.

Старинные русские меры веса и площади

берковец = 10 пудов пуд = 40 фунтов = 16,38 кг фунт (гривна) = 96 золотников = 0,41 кг лот = 3 золотника = 12,797 г золотник = 4,27 г доля = 0,044 г Гривна (позднейший фунт) оставалась неизменной. Слово "гривна" употребляли для обозначения как весовой, так и денежной единицы. Это наиболее распространенная мера веса в розничной торговле и ремесле. Ее применяли и для взвешивания металлов, в частности, золота и серебра.

Сколько вешать в граммах (с). Обсуждение на LiveInternet…

Четверть (четверть ведра) представляет собой большую бутылку. Обычно подобные большие бутылки — четверти любят кинематографисты, показывающие быт атаманов и других формирований времён Гражданской войны. Чаще всего четверть показывают заполненной светлой мутной жидкостью и заткнутой бумажной пробкой, которую герой открывает исключительно зубами.

Старину хлеб считали половинками, четвертями, и осьмушкам…

Очень часто во многих кулинарных рецептах указывается точное количество ингредиента, необходимого для приготовления блюда. Но ведь не у каждой хозяйки на кухне имеются специальные кухонные весы. Если подобная техника отсутствует в вашем доме не стоит отчаиваться. Измерить необходимое количество можно при помощи чайной, десертной или столовой ложечки.

Как определить нужный вес

Чаще всего такой вопрос возникает, когда необходимо добавить 3, 4 или 5 грамм чего-либо в блюдо. Бывают, конечно, экзотические случаи. Ответ на этот вопрос не так то прост. Дело в том, что столовая ложка имеет лишь определенный объем — вот он то как раз и известен. И измеряется он в единицах объема (например, в мл — милилитры). Кто-то считает, что объем столовой ложки равен 20 мл, а кто-то 15.

Старинные русские меры длины, веса, объёма

Больше нравится читать с телефона или планшета? Тогда сканируйте этот QR-код прямо с монитора своего компа и читайте статью. Для этого на вашем мобильном устройстве должно быть установлено любое приложение «Сканер QR кода». AnRi_1, Суряница, Kalagija, АлександрВ, полярник, RSFiv, zigor, sschmsc, СИБИРСКИЙ_ВОЛК, Nord Witaly, legioner1, perijeka, ВЛАК, Мстислав Урал, Магн, konon vetal, vladimir62, гагара, Tark, Кир Ярец

Осьмушка — это… Что такое осьмушка?

ОСЬМУШКА — ОСЬМУШКА, осьмушки, жен. (устар. и обл.). То же, что восьмушка. Осьмушка табаку. Осьмушка чаю. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова осьмушка — сущ., кол во синонимов: 2 • осьмуха (2) • осьмушечка (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

Меры веса, объема, температуры — ХЛЕБОПЕЧКА.РУ

  В России, ещё в XVI и XVII вв были определены единые для всей страны системы мер. В XVIII в. в связи с экономическим развитием и необходимостью строгого учёта при внешней торговле, в России встал вопрос точности измерений, создании эталонов, на основе которых можно было бы организовать поверочное дело ("метрологию").

www.chsvu.ru

Презентация к уроку Дроби,уравнения и осьмушка хлеба блокадного Ленинграда (6 кл.)

Открытый урок математики в 6классе. Тема: Дроби, уравнения и осьмушка хлеба блокадного Ленинграда. Цели урока: 1.Повторить темы "Дроби","Уравнения",используя документальную информацию о блокаде Ленинграда в период Великой Отечественной войны 1941-45 годов. 2.Осознать и прочувствовать величие подвига мужества и героизма советских людей. 3.Воспитывать уважительное и благодарное отношение к тем,кто "добывал" Победу. 4.Воспитывать очень бережное отношение к продуктам питания,особенно,к хлебу. План урока. 1.Актуализация и введение темы. 2.Устная работа на действия с дробями. 3.Практическое задание для представления осьмушки хлеба и реальный показ "осьмушки". 4. Рассказ учащегося “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества” 5.Из воспоминаний (рассказы детей) 6.Решение уравнений,связанных с мужеством школьников блокадного Ленинграда. 7.Рассказ,стихи о доставке хлеба в блокадный Ленинград 8.Рефлексия. Ход урока. Слайд 1 Учитель.Сегодня у нас необычный урок. -Во-первых, на уроке присутствуют гости, -а ещё этот урок проводится накануне великого праздника в нашей стране 70-летия Победы в Великой от. войне ,потому вы так по военному одеты, -интегрирован с уроком истории и немного с уроком литературы. Я не ставлю сегодня очень большую задачу в математическом плане, потому что названные темы вам знакомы и мы их просто повторим в ходе урока. Мне хочется, чтобы накануне праздника Победы у вас появилось осознание величия того подвига ,который совершили ваши прадедушки и прабабушки, чтобы вы хоть краешком своей души почувствовали то,что пережили участники этих страшных событий и осознали,что мы есть,живём и здравствуем только потому,что величайшими усилиями государство наше сохранилось,а ведь могло быть иначе,о чём даже страшно подумать ,мало того наши соотечественники отстояли страну и уничтожили расползавшийся фашизм в Европе и ещё хочется, чтобы ваши сердечки наполнились бесконечной благодарностью к тем, кто отстоял нашу свободу. О войне можно говорить много и долго. Я выбрала один из самых трагичных эпизодов истории этой войны -блокаду города Ленинграда. -В тетрадях запишите тему урока Дроби, уравнения и осьмушка хлеба блокадного Ленинграда. -Как называется сегодня этот город? (показ на карте ) Слайд 2 - Что означает слово “блокада."8 сентября 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши. А сейчас, ребята, мы вспомним с вами что мы знаем о дробях. И в ходе урока узнаем о некоторых фактах блокадного Ленинграда. Вопросы: почему мы используем десятичные дроби вместо обыкновенныхВсякую ли об. дробь м. представить в виде десят-й? -Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько? 288,7*10 000 = (2 887 000 человек) В городе оставалось много детей. Сколько именно? Вы узнаете когда выполните два действия с дробями 1) (0,31+0,09) 1000000=400 000 детей Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная… (“дорога жизни”).А морозы в эту зиму были очень сильные,доходили до… Сильн:102,3-59,3=43(гр) Зима 1941–1942 гг. Не стало отопления, света; стены домов очень промёрзли. Просчитаем на сколько сантиметров промёрзли стены: слаб: 42,6-12,6=30(см) Дети помогали старшим. Подростки по 2\3 суток стояли у станков. По сколько же часов они работали в сутки? Сосчитайте: 24:3х2= (16 часов) 27 января 1944 года Во время блокады Ленинграда 6 хлебозаводов выпекали хлеб. Состав хлеба: ржаная мука 0,61кг льняной жмых 0,07 кг отруби 0,09 кг овсяная мука 0,08кг соевая мука 0,06 кг солодовая мука 0,04кг пшеничная мука 0,05 кг________________________ Найдите, какова была масса этого хлеба? Слайд Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Слайд 9 рабочие получали лишь по кг, а служащие, и дети - по кг (20.11.41-25.12 41г) Муки в этом хлебе почти не было. Хлеб получался чёрным цветом и горьким на вкус. Это было единственное питание ленинградцев. Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске: 1 кг = 1000 г - 0,125 от 1000г. 1000 *0,125 = 125(г) 125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Слайд 11 125 блокадных грамм Слайд 12 Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 сантиметров и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка ОСЬМУШКА ХЛЕБА Сколько это: осьмушка хлеба? Если в граммах, то 125. Только тот, кто на той войне не был, Вкуса хлеба не сможет понять. Вы представьте, как детские руки Прижимают кусочек к губам. Ничего не могло быть вкуснее Тех единственных крохотных грамм.Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.. А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”. Абрамян Карлен Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного. Слайд 15 Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею. Слайд 13 Сколько будет Это были самые скудные пайки в блокадном Ленинграде. Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу. Воспоминания .ПОЛИНА« Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул». МАКСИМ.А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее». На одном хлебозаводе однажды стала выходить из строя одна из печей, Чтоб устранить неисправность, нужно было остановить печь. Но главный механик Лабода понимал, чем это грозит ленинградцам, сколько жизней может унести не выпеченный во время хлеб. Он, облившись водой, залез в горячую печь и устранил неисправность Слайд 22 6. Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. Решите уравнение, и вы узнаете, сколько школ работали в городе. Для этого решите уравнение: 2х+х-25=92. Ответ: 39 школ. Слайд 23 Дети и учителя умирали во время уроков. ЕГОР Девчонка руку протянула И головой –На край стола. Сначала думали –уснула, А оказалось –умерла. Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, Сквозь метельный стон, Учитель выдавил, что снова Занятья – после похорон. Решив следующее уравнение ,вы узнаете сколько дней и ночей Ленинград находился в блокаде (3х+6)-706=2000 900 дней и ночей. Слайд 16 900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно лет? А сколько человек погибло от голода. На доске На момент блокады из Ленинграда было эвакуировано 661700 человек, а если найти 0,97 от этого числа,то мы узнаем сколько умерли от голода и холода.А сколько это человек? Слайд 17 661700 *0,97= 641849 ленинградца умерли во время блокады от голода. Ю. Воронов. Закарьянова Алина и Сарсалиева Эльмира АЛИНА В осаждённом Ленинграде Эта девочка жила. В ученической тетради Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня, Таня в памяти жива: Затаив на миг дыханье, Слышит мир её слова: «Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года».

ЭЛЬМИРА А в ночи пронзает небо Острый свет прожекторов. Дома нет ни крошки хлеба, Не найдёшь полена дров. От коптилки не согреться Карандаш дрожит в руке, Но выводит кровью сердце В сокровенном дневнике: «Лёка умер 12 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года». АЛИНА. Отшумела, отгремела Орудийная гроза, Только память то и дело Смотрит пристально в глаза. К солнцу тянутся берёзки, Пробивается трава, А на скорбном Пискарёвском Остановят вдруг слова: «Дядя Лёша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама — 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года». ЭЛЬМИРА Светлый день встречайте, люди, Люди, вслушайтесь в дневник: Он звучит сильней орудий, Тот безмолвный детский крик: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!» АЛИНА.Через несколько дней Таню отправили в детский дом, который вскоре был вывезен из Ленинграда. Но крайнее истощение, нервное потрясение слома- ли девочку, и она умерла 1 июля 1944 года. Память о Тане Савичевой останется навечно. Ведь в её честь названа малая планета № 2127, открытая советскими астрономами. 24 мая Таню санитары перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище. Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, Эдита Пьеха исполняет "Балладу о Тане Савичевой", ес. Но... немногие и сегодня знают, что Таня ошибалась, и Савичевы умерли не все. В таких страшных условиях выжила родная сестра Тани, Нина Николаевна, которая по сей день живёт под Петербургом. Слайд 26 За 900 дней заводами Ленинграда произведено: Более 0,2части от 10 000 минометов 0,01от миллиарда снарядов и мин, 0.3 части от 10 000 самолетов. Узнайте их количество. Слайд 28 Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Не перерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Народ очень точно назвал ее Дорогой жизни. На еще неокрепший лед выходили грузовики, везшие муку. Слайд 29КнуринИ было так: на всём ходу Машина задняя осела. Шофёр вскочил, шофёр на льду. Ну, так и есть, мотор заело. Ремонт на 5 минут – пустяк. Поломка эта – не угроза. Да рук не разомкнуть никак: Их на руле свело морозом. Чуть разогнёшь – опять сведёт. Стоять? А хлеб? Других дождаться? А хлеб – две тонны? Он спасёт 16 тысяч ленинградцев. И вот в бензине руки он Смочил, поджёг их от мотора – И быстро двинулся ремонт В пылающих руках шофёра. Вперёд! Как ноют волдыри, Примёрзли к варежкам ладони, Но он доставит хлеб, пригонит – К хлебопекарне – до зари. 16 тысяч матерей Пайки получат на заре – 125 блокадных грамм С огнём и кровью пополам . Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу. Он дешев и доступен для всех. И заменить нам его ничто не может. Слайд 20 В Ленинграде 3 военных кладбища. Самое большое мемориальное кладбище Пискаревское, на котором похоронено 470 тысяч человек. На Пискаревском кладбище – тысячи безымянных могил. ПОЧЕМУ БЕЗЫМЯННЫХ? Около одной могилы всегда много людей. Они стоят молча и плачут. На могиле среди цветов лежит ломтик черного хлеба. А рядом надпись: «Доченька, если б я могла дать тогда...» Малышева Оля.Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда. Учитель.Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремело залпы торжественного салюта! Сколько залпов прогремело ?Слайд31 (х-28):4= - 1 (24) У нас сегодня будет меньше салютов,но они будут не менее важными.чем те ,которые прогремели после блокады.

Домашнее задание: : карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).написать отзыв об уроке « Число, дающее жизнь» Итог урока: Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде. Узнали, что такое осьмушка хлеба, и какое имела значение для блокадного Ленинграда! Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями. Рефлексия. Учитель. Дома вы подготовили рисунки "Салют Победы". И теперь ,узнав столько важной информации,прикоснувшись к событиям страшной войны,которую пережил советский народ,я предлагаю вам пройти к доске и прикрепив рисунок сообщить нам в честь кого или в честь каких событий вам бы хотелось посвятить свой салют Победы. - В честь героизма людей в блокадном Ленинграде. -В честь мужества детей. -В честь тех, кто ковал победу своим трудовым подвигом. -В честь победы под Москвой. -Вчесть победы на Курской дуге. -В честь победы в Сталинградской битве. -В честь тех, кто дошёл до Берлина. -В честь танкистов. -В честь лётчиков. -В честь партизан. -В честь всех отдавших свои жизни,в боях,они всё равно победили. -В честь замученных в концлагерях,но не павших духом,они победили. -В честь медицинских сестёр на фронте. -В честь жён,сестёр и матерей в тылу-они победили. -В честь молитвенного подвига святых людей-они победили. -В честь дружбы народов всех наций станы-победила дружба, -В честь народа-освободителя от фашизма других народов.

weburok.com

Урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда"

Здесь Вы можете скачать Урок математики в 5 классе "Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда" для предмета : Математика. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Урок математики в 5 классе.

Тема: Обыкновенные дроби. Хлеб блокадного Ленинграда.

Эпиграф урока:

“Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”

(Ольга Берггольц)

Цели урока:

Образовательные:закрепить действия с дробями;

развивать навыки устного счёта;

показать значимость решения задач с дробями.

Воспитательные:

прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине;

настроить детей на героический лад.

Развивающие:

развивать интерес к предмету;

развивать математическую речь, творческие способности при решении задач.

Оформление: Хроника ВОВ, иллюстрации о войне, о хлебе; музыка «Аве Мария», презентация урока

Слайд Ход урока.

Ребята у нас сегодня необычный урок .На нашем уроке присутствуют гости, это во – первых. Во – вторых на уроке пойдет речь о ВОВ.

О войне можно говорить много и долго. И о войне нужно говорить не только по праздникам, но и в будние дни. И вот такой будний день сегодня. Наш урок посвящается “Блокаде города - героя Ленинграда.» Как называется сегодня этот город? (показ на карте )

Слайд

Что означает слово “блокада».

В сентябре 1941 года в итоге жестоких, кровопролитных боев гитлеровцы прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокированным с суши.

Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В городе оставалось много детей, стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная…

Названия которой мы узнаем решив следующие задания

Решаем задачи

слайд

Ж)

И)24 6/13 – 15 1/13=

З)

Н)5/7 от42

И)14составляет 2/8 от числа

Е)5/18 – 1/18 =

К)38 9/15-27 7/15

Ребята, как вы думаете ,по какой теме мы с вами будем работать на уроке? ( Обыкновенные дроби). Мы сегодня будем говорить о дробях особо уважительно, так как будем решать задачи с дробями применительно к Великой Отечественной войне.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Сейчас вам будут предложены задачи , с помощью которых мы узнаем о блокаде Ленинграда важные факты.

  1. Сколько лет исполнилось , со дня снятия блокады нам поможет следующее задание:

слайд

198/2-58/2=140/2=70

исполняется 70 года со дня прорыва блокады города – героя- Ленинграда.

Слайд

2.А сколько дней и ночей продолжалась блокада

950/2+850/2=1800/2=900

продолжалась 900 дней и ночей.

Слайд

3. Блокадный Ленинград. Зима 1941–1942 гг. Страшные морозы!

Вычислите:

18 35+24 25= (43 °С)

Слайд

4. Дети помогали старшим. Подростки по23 суток стояли у станков. По сколько же часов они работали в сутки?

Сосчитайте:

24:3х2= (16 часов)

Слайд

5. Зима 1941–1942 гг. В домах отключили отопление и свет ; стены домов промёрзли.

Просчитаем на сколько сантиметров, промёрзли стены:

42 38-12 38 = (30 см)

Слайд

Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Слайд Состав хлеба:

ржаная мука 61100 кг

льняной жмых 7100 кг

отруби 9100 кг

овсяная мука 8100 кг

соевая мука 6100 кг

солодовая мука 4100 кг

пшеничная мука 5100 кг________________________

6) Найдите, какова была масса этого хлеба?

7) Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г

1000:8*1 = 125 (г)

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Слайд 125 блокадных грамм

Не шумите вокруг - он дышит,Он живой еще, он все слышит...Как из недр его вопли: "Хлеба!" -До седьмого доходят неба...Но безжалостна эта твердь.И глядит из всех окон - смерть.Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Слайд

8) Начертите прямоугольник со сторонами 5 и 8 сантиметров и закрасьте 1/8 часть. Это доля хлеба ленинградского ребенка.

Фискультминутка

Музыка (читает Галиева Диляра)

А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось,…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше .Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Слайд 15 Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

Враги надеялись, что тяжелые лишения пробудят в ленинградцах животные инстинкты. Но кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность, их доверие и уважение друг другу.

Ребята сейчас на карточках вам будут предложены задачи, решив которые вы ответите на следующие вопросы:

  1. 900 дней , сколько это лет?

  2. Сколько людей умерло во время блокады?

3) Сколько школ работало в блокадном Ленинграде?

4) Сколько минометов произведено в Ленинграде за 900 дней?

5) Сколько снарядов и мин произведено в Ленинграде за 900 дней?

6) Сколько самолетов произведено в Ленинграде за 900 дней?

Слайд 16 900 дней в условиях вражеской блокады находился город. Сколько это примерно лет?

Слайд 17 А сколько человек погибло от голода?

На момент блокады из Ленинграда было эвакуировано 661700 человек,97/100 умерли от голода и холода. А сколько это человек?

Слайд 18 641 849 ленинградца умерли во время блокады от голода.

Слайд 19 Героизм школьников Ленинграда в том, что они, несмотря на голод, лютые холода посещали школу. 27 4/15 + 3 2/15 +8 9/15=

Ответ: 39 школ.

Слайд 20

За 900 дней заводами Ленинграда произведено: Более части от 10 000 минометов,

Слайд 21

части от миллиарда снарядов и мин,

части от 10 000 самолетов.

Будем помнить народную мудрость

« Хлеб - всей жизни голова»

и слова пожилого поколения:

« При сытости помни голод».

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять и того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти... И отдать дань вечного уважения и вечной благодарности.

А сейчас ребята самостоятельная работа, выполнив которое вы сможете ответить на вопрос « Где частица ВОВ хранится в наше время?

( музей)

1 вариант

(1/5) (1 9/16)

(6/7) (7/11)

2 вариант

(15/18) (7 12/19)

(11/25) (9/13)

3 вариант

(3/17) (9 17/23)

(12/24) (2/30)

4 ваиант

(16/31) (21/27)

( 3/7) (1/11)

Домашнее задание: : карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).написать отзыв об уроке « Число, дающее жизнь»

Итог урока:

  • Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.

  • Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!

  • Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.

ОСЬМУШКА ХЛЕБА

Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.Литература.

1. Воспитание школьников. № 4; 1987г. В. Гликин, Беспримерный подвиг защитников Ленинграда.

2.. Воспитание школьников. №6,1986 г.В. Александрова, Велика истинная цена хлеба.

3. Картинки с Интернет.

docbase.org


Смотрите также