План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова». Нод про хлеб в старшей группе


План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Хлеб-всему голова» | скачать бесплатно

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Хлеб-всему голова»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека. Способствовать знакомству детей с процессом посадки зерна и выпечки хлеба, бережного отношения к хлебу и труду людей, устанавливать причинно-следственные связи, помочь усвоению словаря по теме.

Задачи:

• Побуждать детей отвечать на вопросы, пополняя словарный запас.

• Упражнять в развитии координации речи с движениями, умение согласовывать слова действия, общей моторики.

• Способствовать знакомству детей с этапами выращивания и изготовления хлеба.

• Дать представления о последовательности посева зерен, изготовления и выпечки хлеба.

• Вызвать бережное отношение к хлебу, с уважением относится к труду.

• Способствовать развитию интереса у детей к устному народному творчеству.

• Обеспечение атмосферы доверия, партнерства, взаимопомощи.

• Развитие эмоциональной сферы ребенка, активизация внимания, мышления.

Использованные технологии: игровые, ИКТ, здоровьесберегающие, такие, как: пальчиковые игры, психогимнастика, дыхательная гимнастика, динамическая пауза., проблемные ситуации.

Методы:

• Словесные – художественные средства (фольклор, пословицы, чтение стихов, загадывание загадок, беседы.

• Наглядные – образец действия взрослого, выставка хлебобулочных и кондитерских изделий.

• Практические – хоровод, движения в соответствии с текстом, физминутка, посадка зерен пшеницы, изготовление изделий из соленого теста.

Приемы:

Игровой, сюрпризный момент, похвала, поощрения.

Материал:

1. Демонстрационный: посылка, каравай, хлеб, выставка из хлебобулочных изделий, маски для детей, разные крупы для угадывания, мультимедийная презентация «Как хлеб на стол попал», «Какой разный хлеб».

2. Раздаточный: поддоны с землей, лейка, зерна пшеницы, палочки на каждого ребенка,связка баранок, фартуки, доски, мука, кусочки белого и ржаного хлеба на шпажках, шапочки- маски колосков, костюмы мельника и пекаря, коронки каравая и хлебопашца, гречневая, овсяная, рисовая, кукурузная крупы на тарелочках на детском кукольном столике и в тканевых мешочках, и в нетрадиционном здоровьесберегающем оборудовании (змеи сшитые из галстуков)

Музыкальное сопровождение:

1. Хоровод «Каравай».

2. Музыка из кинофильмов «Необыкновенные приключения Маши и Вити», «Усатый нянь».

3 Песня «Хлеб всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.

4 Легкая музыка-релакс для создания фона.

Предварительная работа:

1. Заучивание пословиц, загадок о хлебе, чтение литературных произведений по теме.

2. Обучение русской народной хороводной игре «Каравай».

3. Сюжетно-ролевые игры: «Булочная», «Пекарня».

4. Обучение дидактическим играм «Назови профессию», «Что из какой муки пекли», «Что сначала, что потом»

Ход НОД

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята,

«Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Мы пожмём друг другу руку, побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно на вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься, все хотим мы много знать?»

Звучит стук в дверь (аудиозапись)

В группу приходит повар и приносит коробку, в которой находится загадка и каравай хлеба.

Отгадать легко и быстро- мягкий, пышный и душистый

Он и чёрный, он и белый, а бывает загорелый (хлеб)

Воспитатель: Правильно, ребята, это хлеб (достает из посылки каравай)

Добрый день, добрый час, побеседуем сейчас

Тогда не ленитесь, полукругом садитесь. Слайд 1

Пальчиковая гимнастика:

«Рос сперва на воле, в поле, -слегка покачивают руками, поднятыми вверх.

Летом цвел и колосился-шевелят пальцами рук.

А когда обмолотился- постукивают кулаками друг о друга.

Он в зерно вдруг превратился-пальцы в щепоть и перетирают.

Из зерна - в муку и тесто-имитируют лепку.

В магазине занял место-постукивают по ладони ребром другой ладони.

Вырос он под синим небом-поднимают руки вверх и шевелят пальцами

А пришел на стол к нам хлебом-вытягивают руки ладонями вверх.»

Дети: Это хлеб!

Воспитатель: Правильно, это хлеб!

У народа есть слова: «Хлеб- всей жизни голова» слайд 2

Славится он первый на земле, ставится он первый на столе.

О хлебе есть очень много пословиц: «Хлеб - всему голова», а еще какие вы знаете? (Ответы детей)

(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)

• Не трудиться - хлеба не добиться.

• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

• Плох обед, коли хлеба нет.

• Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.

• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.

Воспитатель:

Существует такая легенда. Это было давно. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Слайд 3

Дидактическая игра: «А какой он- хлеб?» (мяч передают друг другу и называют)

Пример: хлеб- румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый,

белый, горячий, воздушный, ароматный, витаминный, ноздреватый.

Итак, хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. Слайд 4

В: А кто знает, откуда к нам пришёл хлеб на стол?

Д: Его покупают в магазине.

В: А хотите я расскажу, как он попал в магазин. Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?

Д: Из муки.

В: А что такое мука? Из чего её получают?

Д: Из зёрен

В: Это зёрна пшеницы. Из таких зёрен делают пшеничную муку. Получается пшеничный белый хлеб. Потрогайте какое зерно?

Д: Желтое, твердое.

Упр. для щек и губ.

1 «Хомячок-толстячок»-показать, какие толстые щечки у хомячка (надуть обе щеки) хомячок высыпал запасы в норку (втянуть щеки).

2 «Спрятать зернышки попеременно то за левую, то за правую щеку (надувать попеременно обе щеки).

В: какая мука? потрогайте её.

Д: мягкая. Белая. Сыпучая. Сухая. Слайд 5

Ребята, на Руси издавна садили и убирали и пшеницу, и рожь. Из пшеницы пекли белый хлеб, а из ржи- черный. Давайте угадаем на вкус, где какой хлеб?

Игра «Угадай на вкус».

Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

В: А вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал? Может он на дереве вырос? (Ответы детей)

-Поле вспахать (слайд 6)

-затем боронить (слайд 7)

-готовое поле (слайд 8)

-затем сеют (слайд9)

Растёт хлеб. Сколько он растёт, ребята?

-Д: Всё лето (слайд 10)

Этюд «Колоски”.

-А сейчас мы с вами превратимся в колоски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

В: вырос хлеб (слайд 11)

Психогимнастика и дыхательные упражнения:

В: Ребята, а когда пшеница растет, вы видели, она как будто шевелится, качается, ходит волнами? Отчего это бывает?

Дети: от ветра.

Воспитатель: Хотите сами побыть этим ветерком и покачать нашу пшеницу?

Д: да

В:Тогда пробуйте быть сначала легким ветерком, потом посильнее дуть.

Колоски золоченные по ветру качаются -дети дуют легко.

По ветру качаются, низко наклоняются -дети дуют сильнее.

В: Когда убирают хлеб?

Д: Летом. Жатва (слайд12)

В: где хранят зерно?

Д: Зернохранилище. Элеватор. (слайд13)

Как называются профессии тех, кто работает в поле?

Д: ХЛЕБОРОБЫ (слайд 14)

-Обмолачивают зерно (слайд15)

-Замесили тесто (слайд16)

-Где выпекают хлеб? В печи. (слайд17)

Кто хлеб выпекает? Пекарь. (слайд 18)

Давайте представим, что мы в пекарне и понюхаем, как пахнет чудесный хлеб.

Дыхательная гимнастика.

Вдыхаем аромат пшеничного и ржаного хлеба. (Вдох носом, пауза под счет, раз, два, три, выдыхаем).

-Куда хлеб увозят с завода?

-В магазин (слайд 19)

Давайте обобщим и вспомним профессии всех тружеников полей, которые помогали хлебу прийти к нам на стол. (слайд 20)

Воститатель: А давайте мы с вами тоже побудем в роли хлеборобов и посадим пшеницу, хотите?

Практическая часть 1.

Звучит запись песни «Хлеб-всему голова» в исполнении Л. Зыкиной.

На столе стоят поддоны с заготовленной землей.

Детям раздаются палочки для проделывания бороздок в земле, потом дети делятся на пары. Один ребенок делает бороздки, другой садит зернышки, дети высеивают зернышки и закрывают их землей.

Воспитатель: - Молодцы ребята, хорошо потрудились, теперь вместо дождика мы польем из леечки землю, чтобы зернышки стали прорастать.

(предложить одному ребенку полить землю).

- Ребята, давайте вспомним, с чего мы начинали посев пшеницы?

- взрыхлили землю т. е. сделали бороздки;

- положили зернышко в землю;

- закрыли землей, разровняли и полили водичкой.

Куда мы поставим поддоны с пшеницей, чтобы они быстрее взошли? Почему? (Ответы детей)

Воспитатель: Вы знаете, что пшеницу и рожь сеют не только весной, но и осенью.

Пшеница и рожь, которую сеют осенью называют озимая, а которую сеют весной называют яровой. (слайд 21)

Повторите- озимая. (все вместе и индивидуально)

В-ль: А на какое слово похоже слово озимая? А на какое слово похоже слово «яровая»? На слово ярко, яркое. А в старину бога солнца называли Ярило, поэтому и дали такое название.

Хороводная игра «КАРАВАЙ» (Рус. нар.)

Звучит музыка «Каравай»

К дошколятам на машине каравай приехал ныне.

Вот такой вышины, вот такой нижины,

Вот такой ужины, вот такой ширины.

Каравай, каравай, кого хочешь - выбирай!

Каравай:

Я выбираю пекаря.

Он не грел на печке бок - каравай ребятам пек!

Пекарь, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!

Пекарь:

Мельника! Не молол он чепуху, а смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй, кого хочешь - выбирай!

Мельник:

Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал, а хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай, кого хочешь выбирай!

Хлебопашец:

Я ребят всех выбираю, с днем веселым поздравляю!

Вам награда - урожай! Место в танце занимай! (дети танцуют)

Воспитатель: А теперь новая игра, вспомните и назовите какие хлебобулочные изделия вы знаете? Ответы детей.

Пальчиковая гимнастика «Хлебные изделия»

Бублик (большой и указательный палец образуют круг)

Баранку (большой и средний палец образуют круг)

Батон (большой и безымянный палец образуют круг)

И буханку (большой и мизинец образуют круг)

Пекарь из теста испек спозаранку. (имитация лепки теста)

Воспитатель: -Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

«Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди.

Игра «Из чего сварили кашу»

Воспитатель: Ребята, давайте подойдем к детскому кукольному столику и посмотрим, какую кашу сегодня могут кушать малыши? На кукольном столике стоят тарелочки с разными крупами, ребята называют прилагательные.

-Какую кашу варят из гречи (гречневую).

-Из овса – (овсяную).

-Из риса – (рисовую) и т. д.

Игра «Угадай на ощупь».

Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках и змеях, сшитых из галстуков.

-Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену, никогда не бросят кусок хлеба. Недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Заключительная часть:

Игра «Пожелания»

«А сейчас мы улыбнемся крепко за руки возьмемся

И друг другу на прощанье мы подарим пожеланье….»

(дети напоминают друг другу и гостям заповеди бережного отношения к хлебу)

- Не берите больше хлеба, чем можете съесть.

- Не крошите его за столом, не сорите хлебом.

- Никогда не выбрасывайте хлеб!

- Хлеб нужно беречь, нельзя играть с хлебом.

- Бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать.

- Хлеб нельзя бросать на пол.

• Без хлеба не обедают.

• Будет хлеб - будет и обед.

• Ешь пироги, хлеб береги.

• Много снега - много хлеба.

• Не шуба греет, а хлеб.

• Не трудиться - хлеба не добиться.

• Хлеб да вода - богатырская еда.

• Хлеб всему голова.

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Что нового вы сегодня узнали? Что было для вас интересным? Что вы запомнили и сможете рассказать родителям? А сейчас мы возьмем наш каравай и другое угощение и пройдем в группу, чтобы их попробовать.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме: Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова» | скачать бесплатно

Конспект НОД для детей старшей группы по познавательному развитию на тему: «Хлеб – всему голова»

Цель:  познакомить с путешествием зернышка от поля до стола (как получается хлеб).

Программное содержание:

Познание:  -обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания и изготовления хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий;

- подвести детей к пониманию бережного отношения к природе и разумного вмешательства человека;

Труд: -на основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу;

- вызвать интерес к коллективному труду;

Художественное творчество:- продолжать развивать у детей интерес к лепке из теста, умение создавать рельефные фигуры;

- развивать у детей творческое воображение;

- добиваться реализации выразительного, яркого оформления изделия, дополняя работу декоративными элементами;

- развивать мелкую и общую моторику рук.

Методическое обеспечение:  макет хлебного дерева, картины из серии «Выращивание хлеба», макет мельницы, колосья пшеницы, машины игрушки(трактор, грузовик, муковоз, продуктовый хлебный грузовик), формы изделия (заготовки), раскатанный пласт теста, формы для лепки, декоративная посыпка, салфетки.  

Предварительная работа:  отгадывание загадок о хлебе; заучивание стихотворений и закличек о хлебе; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе;  чтение рассказов М. Глинской «Хлеб», М. Пришвина «Лисичкин хлеб»;  сравнение колосков ржи и пшеницы; сравнение пшеничного и ржаного хлеба по цвету, форме, вкусу.

Ход.

Воспитатель.  Ребята, если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

«Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет».  (Хлеб.)

Воспитатель.  Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Ответы детей.(Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, бывает подгорелый.)

Воспитатель.  Верно, молодцы! Посмотрите, а у нас в уголке природы в горшке выросло чудо-дерево.

Дети внимательно рассматривают его. Называют что висит на нем. Называют сорта хлеба, висящего на чудо-дереве.

Воспитатель. Садитесь, дети.  Я  расскажу  вам небылицу о этом дереве.

Воспитатель ИЗО.  Не в некотором царстве, не в некотором государстве, а в селе Подстёпки, в детском саду «Золотой ключик» дети посадили в землю хлебное зернышко. А нашли они это хлебное зернышко на окошке. Это зернышко принес им сизый голубь. Прошло с той поры немало времени, и в группе у детей выросло чудо-дерево, Чудо-чудо расчудесное, а на дереве том растут не бананы и не апельсины, а булки, батоны, ватрушки, бублики  и печенье. Хорошо теперь детям. Они не будут завтракать, обедать, а только срывать с дерева ватрушки, пирожки и батоны. Они будут их кушать и других детей угощать. Вот такое чудо-дерево растет у ребят.

Воспитатель.  Ребята, что в небылице неправда?

Ответы детей.

Воспитатель.  А чему здесь можно поверить?

Ответы детей.

Воспитатель. Почему детям нельзя питаться только одним хлебом?

Ответы детей.

Воспитатель. Дети, давайте расскажем, как хлеб попадает к нам на стол?

Ребенок.

 « Хлеб ржаной, батон и булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют».

Ребенок.

«Сеют в поле зерна раннею весной,

А над ними светит солнышко родное.

На ветру веселом зашумят колосья.

Будет урожайной золотая осень».

Воспитатель.  Стихи вы хорошо читали, молодцы. Давайте отправимся в путешествие и вспомним, откуда хлеб попадает к нам на стол. А куда мы с вами отправимся в первую очередь?

Ответы детей. В поле поедем на тракторе.

Дети идут к мольберту, где висит картина «На поле».

Воспитатель.  Куда мы приехали?  (На поле.)  Что видим там?  (Трактор пашет землю.)   Для чего он это делает?  (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы зернам было уютно, и они остались на поверхности.)

 - Землю вспахали, а потом что делают на поле?

Ответы детей.

 Дети рассматривают следующую картину, где люди сеют зерна.

Воспитатель.  А что нужно для того чтобы зерна проросли?  (Солнце, вода, удобрения.)

- Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились во что?   (В колосья.)

Психогимнастика «Колос растет».

Воспитатель.  Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю.  (Дети садятся на корточки на паласе.)

  Тёплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками.  (Дети медленно поднимают руки вверх.)

 Колоски тянуться к солнышку.  ( Дети напрягают руки.)

 Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски.  (Дети расслабляются, роняют голову, опускают руки, плечи, туловище опускается на пол.)

 Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянуться к солнышку.

 В поле выросли замечательные колоски.  (Дети улыбаются друг другу.)    

Воспитатель.  Отдохнули, размялись, а теперь посмотрим, что здесь изображено?

Дети рассматривают картину «Комбайн убирает пшеницу».

Воспитатель.  У нас собраны колосья. Возьмите себе по колоску. Рассмотрите, какие они. (Пузатые, колючие, много зернышек.)

- А что дальше делают с колосками?  (Достают зерна – молотят.Отвозят зерно на зернохранилище – элеватор.)

Воспитатель.  А как получить муку?

Ответы детей.

Воспитатель. Давайте рассмотрим мельницу.

Дети рассматривают макет мельницы.

Воспитатель.  Дети, а чтобы мука перемалывалась в ветряной мельнице что нужно?

Ответы детей. (Необходимо чтобы дул ветер).

Воспитатель. А давайте подуем на нашу мельницу.

Дети выполняют дыхательные упражнения. Следить чтобы плечи детей не поднимались, щеки не раздувались, губы трубочкой. Вдыхаем носом.

Воспитатель. Муку мы с вами смололи, куда мы ее повезем?

Ответы детей. В пекарню на муковозе.

Воспитатель. Дети, а теперь мы оказались в пекарне. Давайте мы с вами испечем праздничное печенье и отправим его на хлебовозе в наш магазин хлебобулочных изделий – «Булочную».

Воспитатель. Я вам предлагаю попробовать приготовить праздничное печенье, можете выбрать себе форму для лепки, придумать композицию и оформить свое изделие декоративной посыпкой.

Физкультурная минутка.

Мама пироги печет.

Доченька не отстает

Пальчики стараются,

Плюшки получаются.

На дощечке нет уж места,

Мама снова месит тесто.

Дети работают самостоятельно. Обращать внимание детей на выразительность, яркость оформления изделия, дополнять работу декоративными элементами.

Воспитатель. Очень красивое печенье у вас получилось. Давайте его отправим в наш магазин – «Булочную».

Воспитател. Дети у меня для вас есть еще один сюрприз – это каравай. Таким караваем на Руси  встречали  гостей, пекли  на праздники.

Вот он - хлебушко душистый

С хрусткой корочкой витой!

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел!

В нем здоровье наше, сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем!

Список литературы.

Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.

Соленое тесто. Большая книга поделок. – М.: Эксмо, 2007

Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост., авт. Вступ. ст., коммент. и слов Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.

Работа с детьми и родителями в дошкольном образовательном учреждении / Н.В.Елжова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008.

nsportal.ru

всему голова. НОД для детей старшей группы

Занятие в старшей группе «Хлеб – всему голова»

Программное содержание:Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.

Задачи:

Образовательная: Дать понять детям, что хлеб - ценный продукт, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, изучить процесс получения хлеба из зерна.

Развивающая: Развитие внимания, памяти и мышления, словесной устной речи, артистических способностей, художественных способностей при лепке фигурных булочек из теста

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к хлебу, прививать трудолюбие и уважение к труду других людей.

Предварительная работа:1.Утром, перед завтраком, воспитатель на глазах у детей замешивает дрожжевое тесто по следующему рецепту:

1кг муки, 1 пачка сухих дрожжей, стакан молока, пол стакана подсолнечного масла, 1 столовая ложка песка.

Замешенное тесто готово к применению уже через час, как раз к началу занятия.

2. Подготовить инсценировку сказки «Колосок» (участвуют три ребенка группы)

Ход занятия:

Воспитатель: 

-Отгадайте, о чем мы сегодня с вами будем говорить:Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый. Дети:- Хлеб.

Воспитатель: Правильно! Хлеб– самый главный на каждом столе. А вот каким он может быть, вы мне и расскажете.Дидактическая игра «Какой хлеб?»(румяный, черный. белый, ароматный, черствый, свежий, мягкий, вкусный и т.д.)Воспитатель: - Хлебом питаются люди, это самый главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? Дети:Хлеб покупают в магазине.Воспитатель: А хотите, я расскажу, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?Дети:Его пекут из муки.Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?Дети:Муку получают из зёрен.Воспитатель: Правильно, из зёрен. Давайте проследим путь зёрнышка до хлеба.

Воспитатель: Хлеборобы пшеницу и рожь сеют на просторных полях, где много солнца и земли.Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Показать картинкуТрактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Поле вспахано, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?

Дети: В земле нужно разбить комки, разрыхлить, размять её.

Воспитатель:

Землю рыхлят бороной.

Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы или ржи.

Показать картинку

Давайте и мы с вами превратимся в зернышки!Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал (воспитатель проходит с лейкой),И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся. 

Воспитатель:

Из зерен вырастают колосья. (показать картинку) Их в поле собирают с помощью большой и умной машины – комбайна (картинка)

Ребята, а какой вы хлеб больше любите – черный или белый?

Черный выпекают из зерен ржи, а белый – из пшеницы. Колоски у них отличаются. Посмотрите на картинку. У пшеницы и ржи усики разной длины: у ржи они длиннее. И зернышки в колосках тоже разной формы: у пшеницы округлой, а у ржи продолговатой.

Но чтобы получить из колосков хлеб , нужно еще много работы проделать. А какая это работа вы узнаете, посмотрев сказку, которая так и называется – «колосок»

Сказку показывают трое заранее подготовленных ребят из группы.

Воспитатель

Ребята, расскажите, как из колоска получается хлеб?

(зерна обмолачивают, потом перемалывают на мельнице в муку, из муки делают тесто, а из теста выпекают хлеб)

Молодцы. а вы помните, что сегодня утром мы тоже замесили тесто? Муку для теста мы брали пшеничную, из нее какой хлеб получается? Давайте посмотрим, что с нашим тестом произошло. Ой, а его стало гораздо больше! Вот это чудеса! Хотя на самом деле все дело в дрожжах, это они сделали так, что тесто увеличилось. Мы идем сейчас мыть руки, потому что тесто не терпит грязных рук, ведь мы будем сейчас лепить булочки, которые в полдник будем есть!

Присаживайтесь за столы. Перед вами на тарелочках изюм, им мы украсим булочки, которые слепим. Булочки я вам предлагаю слепить в форме солнышка. Разделите кусок теста на две части – одну для основной круглой части, другой - для лучиков.

Самостоятельная работа детей.

Готовые изделия укладываем на противень и относим на кухню детского сада для выпекания.

Воспитатель:

Теперь вы знаете, как долго приходится трудиться, для того, чтобы хлеб пришел на полку в магазин. Хлеб – наше богатство, его нужно беречь. Что это значит?

(не бросать хлеб, весь съедать или кормит животных и птиц, не играть с хлебом)

Воспитатель: Молодцы! Дома обязательно расскажите о том, что сегодня узнали!

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да пету­шок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней бу­дил, а потом принимался за работу.Вот однажды подметал петушок двор и видит на зем­ле пшеничный колосок.-  Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!  Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.- А кто будет молотить? - спросил петушок.- Только не я! —петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! — закричал другой.- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намо­лотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:- Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки на­молоть.- А кто понесёт? - спросил петушок.- Только не я! - закричал Круть.- Только не я! - закричал Верть.-  Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мель­ницу.Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:— Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё:— Только не я! - запищал Круть.— Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:— Видно, мне придётся.Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги.Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пля­шут.Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.- Ох и проголодался я! - пищит Круть.- Ох и есть мне хочется! — пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?- Ты нашёл! — громко запищали мышата.- А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.- Ты обмолотил! - потише сказали оба.- А кто зерно на мельницу носил?- Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пиро­ги кто пёк?- Всё ты, всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.- А вы что делали?Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!

multiurok.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА" | скачать бесплатно

Конспект НОД ФЦКМ для детей старшей логопедической  группы:

«Хлеб -  всему голова»

Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством расширения представлений детей о хлебе.

Задачи:

  • Способствовать расширению и закреплению представлений о хлебе, о труде хлеборобов.
  • Способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме: хлеб, пшеница, рожь, хлебороб, мука, комбайн.
  • Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, диалогической речи, зрительного внимания.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.

Материал:  рассказ Я. Тайца «Все здесь», квадраты черного, зеленого, желтого цветов,  колоски, картина «Золотая рожь», шкатулка, круги голубого, желтого, белого, красного, синего, зеленого  цвета, мяч.

Ход НОД:

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)

Воспитатель читает стихотворение:

Глубоки у нас моря, Широки у нас поляИзобильная, родная щедрая моя земля!-Ребята, а что значит щедрая земля?(Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав)

-Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своей щедростью. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник? О нем даже говорили, что он всему голова.(Дети предполагают).

  • Основная часть

- Я хочу рассказать вам о моей знакомой девочке. Хотите послушать? Присаживайтесь поудобнее. Девочку  зовут Надя и у нее есть бабушка. Однажды с ней произошла такая история.

 Воспитатель читает рассказ Я. Тайца «Все здесь».

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:— Бабушка, а тут что растет?— Хлеб, внученька.— Хлеб? А булки где?— И булки здесь, внученька.— А баранки?— И баранки здесь.— А пряники?— И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

- А вы поняли что растет в поле? (рожь и пшеница)

- А для чего их выращивают? (ответы)

- Как думаете легко ли получить хлеб? (ОТВЕТЫ)

-Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб? А помогут вам цветные квадратики. Черный (или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает  зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков.) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу)

- А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью. (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ).

- Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастать много ржи и пшеницы. У вас на подносах, на столах лежат колоски. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.)

- Посмотрите, все ли одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом -зерна ржи. Зерна пшеницы круглые. Покажите их. (Дети берут в руки зерна пшеницы.) А зерна ржи - длинные. Возьмите их в руки. (Дети берут в руки зерна ржи) Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлебобуболочные изделия.

-Есть люди, которые ухаживают за землей, лелеют ее, удобряют, рыхлят, поливают. Кто эти люди? Назовите их профессии. (Дети: Это садоводы, огородники, овощеводы.)

- А еще есть — хлеборобы. Это люди, которые выращивают и убирают урожай хлеба.

 Сегодня моя знакомая девочка Надя из рассказа, который я вам читала, прислала нам свой рисунок и написала, что он называется «Золотая рожь». 

 Педагог помещает на мольберт картину и организует беседу.

Рассмотрите картину. А описать ее нам поможет чудесная шкатулка. Разноцветные кругии будут обозначать какой-нибудь предмет или явление природы. Мы будем ставить круги на наборное полотно. Выберите из шкатулки такие круги, которые помогут нам рассказать о погоде.

К шкатулке педагог вызывает 3х детей. Они выбирают кружки желтого, голубого и белого цвета.

 - Скажите, почему вы выбрали эти кружочки, и постарайтесь красиво рассказать о том, какая стоит погода?

1й           ребенок (держит в руках кружок желтого цвета). Летнее солнышко очень яркое, теплое. Оно освещает все вокруг и греет своими лучами землю, колоски и людей на поле.

2й           ребенок (держит в руках кружок голубого цвета). Небо чистое, ясное, голубое, бескрайнее.

3й            ребенок (держит в руках кружок белого цвета). По небу плывут легкие белые облака. Стоит ясная, тихая, безветренная погода.

Дети ставят круги на наборное полотно.

- Посмотрите внимательно на картину и подумайте, почему Надя назвала  ее «Золотая рожь»?

Дети. На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой.

-Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно?

 Дети. Большое, широкое, привольное, раздольное.

-Сравните хлебное поле с морем. Чем они похожи?

Дети. Хлебное поле похоже на большое море, по которому катятся волны.

-Скажите, почему так говорят: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»?

Дети. Колоски стоят спелые, зрелые, золотые, полные зерна. Значит, пора убирать урожай.

- Выберите из шкатулки кружочек такого цвета, который поможет нам рассказать о хлебных колосках.

Дети выбирают золотистый кружок, ставят его на наборное полотно.

-Что художник изобразил на заднем плане картины?

Дети. На краю поля мы видим зеленый лес.

-Верно. Лето еще не закончилось. Стоит конец августа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?

Какого цвета кружочки напомнят нам о машинах, которые помогают людям на поле?

Дети выбирают кружки красного и синего цвета.

-Расскажите об этих машинах и о людях, которые на них работают.

Дети. По полю ездят большие красные комбайны. Ими управляют  комбайнеры. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интересная и трудная работа. Рядом с комбайном едет синий грузовик. Им управляет шофер.

-Как работает комбайн?

Дети. Комбайн срезает колоски, отделяет зернышки от соломы и сора. Затем очищенное зерно высыпается в кузов автомобиля.

-Ребята, как вы думаете, куда шоферы отвозят зерно?

Дети. В зернохранилище, на мельницу или на мукомольный завод.

-Как вы думаете, какие звери и птицы, какие домашние животные обрадуются, когда увидят, сколько выросло хлеба? Ответы детей.

-Наступила горячая пора, когда хлеборобы не могут терять ни одного часа. Они работают целыми днями и даже ночью. Почему они так торопятся?(—    Они боятся, что погода испортится.

—   Может начаться дождь; колоски все намокнут, станут тяжелыми и лягут на землю.

—   А если подует  сильный ветер или начнётся ураган, зёрнышки осыплются).

- А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?                                                         

 Подвижная игра «Золотая рожь». Координация речи с движением.

Ветерок спросил, пролетая:     Дети бегут по кругу на носочках, руки на поясе.

Отчего ты, рожь, золотая?        Меняют направление бега.

 А в ответ колоски        Останавливаются, руки вверх,

  шелестят:                                   наклоны в стороны

Золотые руки растят!             Два наклона к носочкам.

                                                                                                     Е. Серова

Дети делятся на 3 микрогруппы для составления рассказа. Педагог приглашает детей сесть на стульчики за столы.

-А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы опишете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажете о технике, изображенной на картине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И наконец вы должны рассказать, почему вам понравилась картина.

 Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

Рассказ по картине «Золотая рожь». Создание целостного впечатления об изображенном на картине, развитие связной речи, мышления.

Педагог вызывает троих детей (по одному из микрогруппы) для составления рассказа по частям, а потом одного ребенка для повторения рассказа целиком.

1-     й   ребенок. Художник нарисовал на картине раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется золотой. Над золотым полем — высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке — еще зеленый лес.

2-      й   ребенок. Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой красный комбайн. Он убирает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой машиной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн.

3-     й   ребенок. Нам понравилась картина, потому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбайнера, который хорошо работает.

Затем педагог вызывает одного из детей для повторения рассказа целиком.

  • Итог, рефлексия.

-  Ребята, почему же говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей)

-Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (плов, салат, хлеб, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб)

-Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на нашем столе.

- Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы детей)

- Что нового о хлебе вы сегодня узнали?

Воспитатель предлагает поиграть в игру Д/и «Кого чем угостим?»  с мячом  и угостить сказочных героев хлебобулочными изделиями.

- Я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий.

Красную шапочку мы угостим….

Анфиску….

Чебурашку…

Буратино….

nsportal.ru

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС «Хлеб – всему голова» | скачать бесплатно

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе с учетом ФГОС

«Хлеб – всему голова»

Цель: Дать детям представление о том, что хлеб – основной продукт питания человека

Задачи:

Обучающие

Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб.

Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Развивающие:

 Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.  Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.

Воспитательные:

  Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физическая культура»

Словарная работа: познакомить со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая

Предварительная работа. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрывка из произведения А. Мусатова  «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный”,  «Песня пахаря» А. Кольцова, «Земля на зёрнышке стоит» А. Владимирова,чтение сказок«Мальчик с пальчик»», «Мужик и медведь»,  «Петушок и два мышонка», «Жерновцы», «Лёгкий хлеб» ,оформление мини-музея  хлеба.

Оборудование  колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки- маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в  прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация «Какой разный хлеб», горшочки с песком опилками и землей, зерна пшеницы, отрывок из сказки «Колосок».

Форма проведения: совместная деятельность

Ход НОД

 Дети вместе с воспитателем стоят в кругу

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться: - Доброе утро!

-Доброе утро - солнцу и птицам

-Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

 Улыбнитесь друг другу и пожелайте своим

Воспитатель показывает отрывок из мультфильма «Колосок». Что нашли мышата во дворе?

 Ребята, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему музею хлеба. Его экспонаты помогут узнать много нового об этом продукте питания.

      Колосок как будто дом,

      Много комнат в доме том.

      В каждой комнате -  зерно,

      Спелой зрелостью полно.

( Дети рассматривают через лупы колосья пшеницы и ржи.)

Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения? Это колос пшеницы (показывает) – пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? ( (ржаной колос) Мука из зерен пшеницы – какая ?(пшеничная мука).

Мука из зерен ржи – какая? (ржаная мука).

Тесто из пшеничной муки – какое? (пшеничное тесто)

Тесто из ржаной муки – какое? (ржаное тесто).

Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (Пшеничный белый). А из ржаной? (ржаной, черный).

 В старину  на Руси рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова – «жито». Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (дети высказывают свои предложения).

Слово «жито» похоже на слово «жит». Хлеб – главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь «без хлеба нет обеда».

Игра «Угадай на вкус».  Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный.

 Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

Этюд” Колоски”.

 А сейчас мы с вами превратимся в колоски. Дети надевают шапочки - маски.

Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)

Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).

Много, много зёрнышек в этом колоске ( дети кружатся вокруг себя).

Вот уже лежат они на моей руке (протягиваем ладони вперёд)

Посажу их в землю, и пойдут ростки ( дети присели)

Весело потянутся к солнцу колоски (потянулись, поднялись на носочки).

Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)

Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки).

А однажды на поле гляну поутру (сделали круг большим),

Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны).

На моей ладошке хлебное зерно…(показали на ладошке зёрнышко),

Посажу- ка в землю - пусть растёт оно! (присели на корточки).

  Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

 С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. «Хлеб да каша – пища наша», - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и мамы у вас дома.

Игра « Из чего сварили кашу

 Какую кашу  варят из гречки?( гречневую). Из овса – (овсяную). Из риса – (рисовую) и т.д.

Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (ответы детей)

 Пальчиковая гимнастика

Каша в поле росла                                     поочередно соединить все пальцы

К нам в тарелку  пришла

Всех друзей угостим                                  раскрыть ладони

По тарелке дадим                                      поочередно загибать пальцы

Птичке – невеличке

Зайцу и лисичке

Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке                                развести руки в стороны

Игра «Угадай на ощупь». Дети поочередно на ощупь определяют и называют крупы, которые находятся в тканевых мешочках.

В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб – продукт, который едят люди во всем мире.(иллюстрации с изображением разных видов хлебобулочных изделий. Паляницу выпекают на Украине,  лепешки – в Узбекистане (2), лаваш – в Армении (3), багет – во Франции (4), галеты – в Италии) (5)

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".

Ребята, хотели бы вы сами попробовать  вырастить  злаки? Давайте представим, что вы превратились в ученых. Проведем эксперимент.  Посадите зерна пшеницы в три горшочка – с песком, опилками и землей, в какой емкости быстрее и дружнее прорастут зерна. Дети выполняют задание

 Вот и закончилось  наша экскурсия . Чем она вам запомнилась? Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме: НОД в рамках образовательной области «Познание» «Хлеб – всему голова» | скачать бесплатно

НОД в рамках образовательной области «Познание»

«Хлеб – всему голова»

Цель: формировать представления о процессе выращивания и изготовления хлеба.

Задачи: Образовательные:

- Закрепить знания об условиях, необходимых для роста и развития растений.

Развивающие:

- Развивать интерес к процессу выращивания и изготовления хлеба; развивать коммуникативные навыки, логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы.

Воспитательные:

- Воспитывать уважение к труду хлеборобов, желание трудиться; воспитывать бережное отношение к хлебу; воспитывать доброжелательное отношение к персонажу, вызвать желание помочь ему.

Интеграция образовательных областей:

Познание - систематизация знаний об условиях, необходимых для роста и развития растений; формирование знаний о процессе выращивания и приготовления хлеба.

Чтение художественной литературы – использование сюжета сказки «Легкий хлеб»; стихи, пословицы о хлебе.

Социализация - взаимодействие детей с персонажем; совместное выполнение трудовых действий; воспитание дружеских взаимоотношений друг к другу.

Коммуникация - умение вести диалог; отстаивать свою точку зрения.

Труд – понимание значимости труда хлеборобов.

Здоровье – систематизация знаний о пользе хлеба.

Художественное творчество – лепка из теста печенья.

Физическая культура – развитие ловкости, быстроты реакции в игре.

Музыка – воспитывать интерес к музыке.

Предшествующая работа:

Чтение беларусской сказки «Легкий хлеб»; рассматривание семян злаков, колосьев; знакомство с условиями, необходимыми для жизни и развития растений; чтение стихов о хлебе;  знакомство с пословицами, разучивание песни о хлебе и подвижной игры «Пирог».

Содержание:

  Дети  под музыку проходят в музыкальный зал. В зале накрыт стол, на столе различные хлебобулочные изделия. Дети подходят к столу.   Воспитатель: Придумано кем-то и просто и мудро,

                           При встрече здороваться «Доброе утро».

                          -Здравствуйте! – скажем, и солнцу и птицам,

                          -Здравствуйте! – милым улыбчивым лицам.

                           И каждый становиться добрым, доверчивым

                           Пусть доброе «Здравствуйте» слышно и вечером.

 -Ребята, посмотрите на этот стол, богато уставленный различными яствами. Чего здесь только нет. Что вы здесь видите? (баранки, ватрушки, сушки, булки и т.д.) Как можно назвать всё это одним словом? (выпечка, хлебобулочные изделия)Воспитатель: Вот как много хлебобулочных изделий можно купить в магазине. Все они очень аппетитные и вкусные. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Он прошёл долгий путь, прежде чем появился на полке в магазине и у нас на столе.

Ребенок 1: Вот он – хлебушко душистый                  С хрусткой корочкой витой,                  Вот он – теплый, золотистый,                  Словно солнцем налитой!

Ребенок 2: В нем – здоровье наше, сила,                   В нем – чудесное тепло;                   Сколько рук его растило,                   Охраняло, берегло!

Ребенок 3: Ведь не сразу стали зерна                  Хлебом тем, что на столе,                  Люди долго и упорно                   Потрудились на земле.

«Песня о хлебе» музыка В. Витлина, слова П. Кагановой

Дети садятся на стульчики.

Заходит волк, здоровается, вздыхает.

Воспитатель: Здравствуй волк, почему ты вздыхаешь, что случилось?

Волк: Да вот, встретил я как-то косаря, дал он мне попробовать хлеба и рассказал, откуда хлеб берется, да я не запомнил – очень уж долго и трудно.

Воспитатель: Ребята, догадались, из какой сказки волк? (Из сказки «Легкий хлеб»). – Нашел волк легкий хлеб?

Волк: Легкого хлеба я не нашел, поэтому хочу знать как его выращивают.

Воспитатель: Мы тебе сейчас расскажем, как хлеб выращивают.

-Ребята, в какое время года люди начинают заботу о хлебе?

(ранняя весна)

-Правильно, весна - пора больших забот. Уже весной люди о хлебе волнуются. А люди, какой профессии растят хлеб? (хлеборобы) Действительно, с ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудятся, не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб пришёл.

-Ребята, а какие работы на поле весной? (трактористы пашут землю)

 -Правильно! К трактору прикрепляют плуг, трактор тянет его, а плуг переворачивает землю. Она ложится большими плотными комками. 

 -Как вы думаете, можно бросать зерно в такую землю?

(Ответы детей)

-После того как землю вспашут, что с ней делают? (Землю надо разрыхлить с помощью больших грабель, которые называются бороной).

-Чем её боронят? (к трактору прицепляют борону).

Вот поле сборонили, теперь можно и сеять. Какие машины помогают людям сеять? (сеялки).

-Ребята, а что нужно для того, чтобы зерно, попав в землю, выросло?

(Примерные ответы детей: нужны тепло, свет и влага. Солнце дает тепло и свет, а влагу дает дождь).

-Правильно, солнце светит и греет, дождь поливает и росток прорастает. А теперь давайте покажем, как растут наши зёрнышки.

Физкультминутка.

В землю зернышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал,И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулсяИ красавцем обернулся.

Воспитатель: Во что же, ребята, превратилось зернышко? Отгадаете загадку, и появится отгадка: "Золотист он и усат, в ста карманах - сто ребят" Что это? (ответы детей) (показ картинки).

А сейчас вы по образцу попробуете сделать колос из счетных палочек.

-Сколько палочек мы выкладываем вверх?

(Четыре)

-Сколько палочек наискось вправо?

(Три)

-Сколько палочек мы выкладываем наискось влево?

(Три)

Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием.

-Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Ветер дует, и колосья превращаются в золотые волны.

Волк: Зерна созрели - теперь можно хлеб есть?

-Нет, сначала нужно урожай собрать.

-Ребята, какие машины убирают урожай? (ответы детей) 

Ребенок :

Хлеб созрел,В полях моторыПесню жатвы завели.В степь выводят комбайнеры Полевые корабли (показ картинки)

(В поле выходят комбайны)

Воспитатель:Какую работу выполняют комбайны? (Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья: молотилка внутри комбайна вычищает зерна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном)

Волк:  И из зерен получается хлеб?

Дети: Нет, зерно сначала везут на элеватор.

Воспитатель: Там его просушивают.

Проводится игра «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»

Волк: И можно есть хлеб?

Воспитатель: Куда везут зерно с элеватора? Что там делают с зерном? (Зерно сначала везут на мельницу, там его смалывают в муку. А из муки уже можно печь хлеб).

-Ребята, потрогайте муку, опишите какая она? Ответы детей.

Волк (рассматривает муку) : А как печь из муки – она же рассыпается!

Дети: Нужно сначала тесто замесить. (Называют продукты, которые нужны для теста.  Дети показывают Волку, как вырезать формами печенья из теста).

Волк: А потом куда везут муку? (на специальных машинах-муковозах муку везут на хлебозаводы и пекарни)  

Воспитатель: Правильно, на заводе из муки делают тесто и выпекают из него хлеб. 

-Ребята, а что ещё можно испечь из муки?

Дети называют всевозможные хлебные изделия. Называют изделия с начинкой и без начинки.

-Ребята, а вы знаете, почему хлеб бывает черный и белый? (показ картинки) (Черный хлеб пекут из муки, которую получают из ржи, а белый - из пшеницы. Ржаной, темный хлеб очень полезный, его надо обязательно есть, он придает силы и здоровье).

Воспитатель:  И наконец, хлеб попадает куда, ребята?(В булочную. Мы его покупаем и с удовольствием едим).

Упражнение «Все по полочкам»

Бабушка купила в булочной пшеничный хлеб, ржаной каравай, батон, сушки, пирог, пирожки, пряники. На какую фигуру похожа булка хлеба? Каравай? Батон? Помогите разложить продукты по полкам, так чтобы на первой полке были изделия прямоугольной формы, на второй – круглой, на третьей – овальной.

хлебные изделия круглой формы (каравай, бублик, пряник, сушка)

хлебные изделия бывают прямоугольной формы? (булка хлеба, пирог, печенье)

хлебные изделия овальной формы? (пирожок, батон, пряник)

Волк : А чем полезен хлеб?

Дети рассказывают о пользе хлеба

 Волк: А еще говорят: «Хлеб – всему голова». Это что значит? (хлеб на столе самый главный).

Воспитатель: Мы знаем еще пословицы о хлебе.

"Хлеб - наше богатство";

"Не трудиться - хлеба не добиться";

"Хочешь, есть калачи, не сиди на печи";

"Кто не работает - тот не ест"

«Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка!»

«В хлебе вся сила!»

«Каждую крошку в ладошку!»

«Не красна изба углами, а красна пирогами».

Воспитатель:Собрав урожай, волк, люди любили повеселиться.

 Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Пирог».

Проводиться игра «Пирог»

Воспитатель: Волк, а каким бывает хлеб?

(Дети помогают волку: мягкий, горячий, вкусный, черствый, свежий, ароматный, аппетитный)

Воспитатель: Ребята, а как надо относиться к хлебу? (отношение к хлебу должно быть бережное).

Дети: Не бери хлеба больше, чем можешь съесть.

Не кроши хлеб за столом.

Никогда не выбрасывай хлеб.-Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Он всегда и везде пользуется почётом и уважением.

Воспитатель:А сейчас мы с вами поиграем в игру «Подбери родственное слово к слову «Хлеб».

Игра с мячом. Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.Также с ребятами играет и волк.

  1. Назови хлеб ласково (Хлебушек)
  2. Крошки хлеба, какие? (Хлебные)
  3. Квас из хлеба как называется? (Хлебный)
  4. Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)
  5. Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)
  6. Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)
  7. Кто печёт хлеб? (Хлебопек)
  8. Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)
  9. Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

Молодцы! Вы хорошо играли.

Воспитатель: Смотрите, Волк развеселился, как вы думаете, почему?

Дети: Мы ему рассказали и показали, как выращивают хлеб.

Волк : Спасибо вам, ребята! А еще я понял : чтобы хлеб на столе был, нужно много трудиться, хлеб легким не бывает.

Воспитатель: Дети, помните о том, что хлеб – самое главное богатство, создан он огромным трудом. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в каждую буханку хлеба. Берегите хлеб!

- Дети, а знаете ли вы, чем пахнет хлеб? Он пахнет полем, печью, небом. А главное  работой пахнет хлеб!

Ребенок 1:Ведь не зря на всей планете,

Знают взрослые и дети:

Хлеб душистый на столе-

Мир и счастье на земле

 

Ребенок 2:Много на свете вкусных конфет,

И шоколада и мармелада.

Только когда очень хочется есть,

 То ничего, кроме хлеба не надо!

 

Ребенок 3:Свежий хлеб! – Вот это блюдо!

Ароматен, вкусен он!

Всем, кто создал это чудо

Благодарность и поклон!

Воспитатель: Хлеб растят с любовью-

                  Ешьте на здоровье.

Угощение детей и волка сушками.

nsportal.ru

План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект НОД "Как хлеб на стол пришел?" | скачать бесплатно

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  №6

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект открытой образовательной деятельности с элементами познавательного развития (ознакомление с окружающим миром) в старшей группе «Как хлеб на стол пришёл» с применением информационно-коммуникационной технологии (презентация «Откуда хлеб пришёл») и здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, физкультминутка).

                                                                      Подготовил: воспитатель Виноградова Ю.В.

2017г.

Программное содержание:Обучающие задачи:Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы.Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении.Познакомить с профессией пекаря, тракториста, мельника, комбайнера.

Развивающие задачи:Развивать любознательность детей, стремление к исследовательской деятельности.Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи.Воспитательные задачи:Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу.Формировать умение работать сообща. Вызывать интерес к коллективному труду.Интегрируемые образовательные области:«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Физическая культура», «Здоровье».Словарь:Пекарь, трактор, комбайн, мельница, булочка, мягкое, пушистое, податливое, ароматный, аппетитный.Оборудование:Для педагога: ИКТ, колобок, мука, тесто, поднос.Для детей: лоточек с землей,  зерна, лейка, тесто, доски для лепки, влажные салфетки.

Мотивационный этап:Ну-ка дружно, ну-ка вместе         проверяем:

-Все ль на месте?

-Всё в порядке?

-Все ли правильно сидят?

-Все ль внимательно глядят?

-Все спокойны и добры, ласковы, приветливы?

-Значит можно начинать?

Дети: Да!

 Сюрпризный момент:

Воспитатель:

Ребята, я вчера получила посылку. Она адресована вам, поэтому я её не стала открывать, решила, что мы сделаем это вместе с вами. - А вот ещё и письмо. Что же там написано?

-Давайте прочитаем его. «Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, что лежит в посылке». Вам интересно, что там?

Из муки, сметаны онВ жаркой печке был печён.На окошке полежал,Да из дома убежал.Он румян и круглобокКто же это? (Колобок).

 Воспитатель: Ой, ребята, а чем это здесь пахнет? Давайте посмотрим…. Так вот кто это!!! КОЛОБОК! А кто же это такой? Откуда он к нам пришёл?... Ну оставайся снами! Тут тебя никто не обидит! Правда, детки? Ребята, а из чего же бабушка испекла колобок? Дети: Из муки.        Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?Дети: Из зёрен.        Воспитатель: Правильно. Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Мы с вами сейчас будем хлеборобами, будем учиться выращивать хлеб! Хотите?Дети: Да!

Воспитатель: Ребята что у вас лежит на тарелочках?Дети: Зерна пшеницы.Воспитатель: Это зерна пшеницы. Давайте их внимательно рассмотрим. Возьмите их в руки и, скажите, какие они на ощупь, какой они формы, величины и цвета?Дети: Маленькое, твердое, гладкое, посерединке бороздка, как две дольки.Воспитатель: Вы увидели, что каждое зерно имеет бороздку, которая делит его на две половинки? В каждом зернышке живет росток, а чтобы он проснулся, зерна нужно посадить в землю. Давайте и мы свами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»В землю зёрнышко попало, (приседают)Прорастать на солнце стало (руки над головой)Дождик землю поливал, И росточек подрастал (медленно встают)К свету и теплу тянулся, И красавцем обернулся.Воспитатель: Вот дети у нас маленькое поле. Вы сделаете палочками бороздки, разложите свои зернышки в эти бороздки, прикроете зернышки землей. Молодцы! Как вы думаете, что поможет нашим зернам прорасти?Дети: Солнце – свет, дождь – вода. Воспитатель: Правильно, возьмите лейку и полейте наш посев.Ребята, я вас приглашаю пройти и сесть на стульчики!  Посмотрите, какие росточки появятся из зерен (слайд 1), а из росточков вырастут колосья(слайд 2). Посмотрите, как много колосьев выросло на большом поле из ростков (Слайд 3). Какое красивое золотое поле. А это поле останется у вас в группе. Вы будете за ним ухаживать, наблюдать. И не забывайте поливать.Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Разгадайте загадку: На бескрайних он просторах. Днём и ночью пашет поле! Он рычит на всю округу. Пашет поле острым плугом! (Трактор) Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его … (тракторист). (Слайд 4).Воспитатель: При помощи трактора люди пашут поле и сеют зерна в землю.У меня ещё есть загадка: Для уборки урожая на поля я выезжаю, и за несколько машин, там работаю один!( Комбайн) (Слайд 5) Кто управляет комбайном? (Комбайнер)А это комбайн, он убирает колосья с поля и зерна высыпает в машины, которые отвозят зерна на мельницу и из них мелят муку. Профессия человека, который мелет зерна в муку, называется мельник или мукомол.

А как называют человека, который печет хлеб, печенье, пироги? (Пекарь)Мы свами уже много узнали, что не сразу стали зерна хлебом, тем, что на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле.(Демонстрация слайда).А сейчас я предлагаю поиграть в пальчиковую  игру  «Испёк пекарь хлебушек»

Испек спозаранку.

Пекарь из теста   (имитация лепки хлеба)

Бублик ,    (большой и указательный пальцы образуют круг),

Баранку,    (большой  и средний пальцы образуют круг),

Батон       (большой и безымянный)

И буханку    (большой и мизинец)

Воспитатель:Ребята, а что же можно испечь из теста? Что пекут ваши бабушки, мамы? Дети посмотрите, сколько интересных булочек можно испечь из муки (рассматривают на экране). А теперь мы свами отправимся в пекарню и испечём ароматные булочки. (слайд).А давайте, мы с вами сейчас превратимся в пекарей и испечем баранки.Воспитатель:Дети, что лежит перед вами?  Перед вами в мисках тесто, а на тарелке горстка муки. Разравняйте муку по дощечке. Какая мука на ощупь? Теперь возьмите кусочек теста, (какое оно? - мягкое нежное легко лепится), чтобы тесто не прилипало к рукам, обваляйте его в муке и будем лепить булочки. (Дети по примеру воспитателя лепят булочки).Готовые баранки должны постоять, чтобы тесто поднялось, и потом мы отнесём их на кухню поварам, и они испекут их для вас в духовке! (Уносит поднос на кухню). А когда они будут готовы, мы угостим родных и близких!Очень бережно надо относиться к хлебу, не бросать, не крошить его, потому что много людей вложили в него труда.Воспитатель: Какие вы молодцы. Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Я надеюсь, что вы запомнили, что нужно бережно относиться к хлебу, не бросать, не крошить его, потому что много людей вложили в него труда. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.

Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось? 

А вот и наши баранки. (Воспитатель вносит поднос с баранками. Давайте ребята, угостим наших гостей и своих друзей.

   

nsportal.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *