Фильм "Не хлебом единым". Актеры киноленты "Не хлебом единым". Не хлебом единым


Краткое содержание романа Дудинцева «Не хлебом единым»

Рабочий посёлок в Сибири. Первый послевоенный год. Учительница Надежда Сергеевна Дроздова, Надя, высокая, молодая, красивая женщина с постоянной грустью в серых глазах, слышит от мужа о некоем полусумасшедшем Лопаткине. Этот чудак, видите ли, изобрёл машину для отливки чугунных труб и пытается внедрить её в производство, не понимая, что время гениев-одиночек прошло. Мужа Надя слушает с доверием, — Леонид Иванович Дроздов является директором комбината, он гораздо старше и опытнее жены. Но вскоре, проведывая свою ученицу, Надя оказывается в доме-землянке простого рабочего Петра Сьянова и здесь неожиданно встречает Дмитрия Алексеевича Лопаткина, высокого, худощавого человека с военной выправкой и серыми глазами страдальца. Он живёт в крохотной комнатке без окон, проводя дни и ночи у чертёжной доски. Лопаткин рассказывает ей, как родилась у него, выпускника физико-математического факультета, бывшего фронтовика, потом — учителя, идея машины. И машина удалась. Проект одобрили в Москве и пригласили Лопаткина для разработки. Уволившись с работы, он приехал в столицу, но через два месяца услышал от министерских чиновников: на разработку денег нет. Но Лопаткин знает, что это неправда, — проект его зарубил московский профессор Авдиев, который пытается внедрить собственную машину. Лопаткин не пал духом, он продолжает работу и борьбу — пишет в разные инстанции жалобы... Надя понимает, что перед ней не сумасшедший, а настоящий герой.

Продолжение текста после рекламы

Вскоре усилия Лопаткина приносят плоды — после вторичного рассмотрения вопроса в министерстве принято положительное решение. И Лопаткин едет в областной город, где в конструкторском бюро будет дорабатываться его проект. В это же время Дроздов, получив пост в министерстве, переезжает с женой в Москву.

В конструкторском бюро Лопаткин сотрудничает с инженерами-конструкторами Урюпиным и Максютенко, но вскоре обнаруживает, что конструкторы пытаются спроектировать собственную машину, воспользовавшись его идеями. Лопаткин разбивает их планы. Перед отъездом в Москву он получает письмо от Нади, из которого узнает, что на заводе начали изготавливать модель Авдиева. Лопаткин понимает, что борьба предстоит нелёгкая. И действительно, на заседании технического совета в центральном институте «Гипролито» его проект с треском проваливают приспешники Авдиева — Фундатор и Тепикин. Лопаткин привычной рукой пишет жалобу в министерство. Бесполезно. Жалоба попадает к его врагам: Дроздову и заместителю министра Шутикову. И снова Лопаткин начинает свою борьбу — пишет письма и жалобы. Случайно Лопаткин знакомится с седым изнурённым стариком — гениальным, но таким же непризнанным и гонимым изобретателем профессором Бусько. Бусько предлагает кров и помощь. Два изобретателя начинают вести аскетичную жизнь героев-одиночек. Встают строго по режиму, завтракают чаем с черным хлебом и принимаются за работу. Ровно в двенадцать Лопаткин выходит из дома и проходит свой ежедневный восьмикилометровый маршрут, размышляя и дыша свежим воздухом. Ровно в три он уже дома, и его ждёт их совместный обед — чугунок вареной картошки и солёный огурец. Иногда в дверь раздаётся звонок, и соседи по коммунальной квартире передают пакет из какой-нибудь высокой инстанции с очередным отказом. Небрежно глянув на бумагу, изобретатели продолжают свой труд. Деньги зарабатывают разгрузкой вагонов и тратят их предельно экономно. Но однажды почтальон вручил им пакет с плотной пачкой сторублёвок и запиской без подписи: «Деньги ваши, используйте на своё усмотрение». Теперь, когда таинственный доброжелатель дал им возможность работать, не отвлекаясь на быт, Лопаткин услышал внутренний голос, напомнивший ему, что нужно жить.

Благодаря рекламе Брифли бесплатен

Он начал ходить в театр и консерваторию. Музыка Шопена, а потом Баха помогла ему сформулировать важные жизненные установки: человек не рождён для жирной пищи и благополучия, это радость червей. Человек должен быть кометой и светить. «Вот моя разгадка!» Однажды в консерватории Лопаткин увидел молодую, красивую, полненькую девушку с замшевой родинкой и узнал в ней Надю. Взгляды их столкнулись, и Дмитрий Алексеевич почувствовал приятное удушье. Из разговора с Надей он узнал, что с мужем у неё нет ничего общего, героизм Лопаткина вызывает у неё восхищение, дарителем денег была она и готова помогать дальше. Для неё нашлось постоянное дело — писать на машинке и рассылать сразу в несколько инстанций заявления и жалобы изобретателей... И вот, наконец, многомесячный труд закончен — новый вариант машины готов, и Лопаткин решает, что пора снова появиться на поверхности. Знакомая секретарша устраивает ему встречу с министром. А тот, выслушав Лопаткина, распорядился направить проект на отзыв научному врагу Авдиева. На новом заседании технического совета проект Лопаткина прошёл на «ура». Закипела работа по подготовке к внедрению. И именно в этот момент с завода привезли трубы, отлитые машиной Авдиева. Работа останавливается. Но на помощь приходит давний доброжелатель Лопаткина кандидат наук и директор завода Галицкий. Лопаткина приглашают для разговора в некий институт, директор которого в генеральской форме предлагает работу над секретным заказом. Лопаткин может использовать своё новое, сделанное в соавторстве с Надей изобретение. Работать он продолжает в «Гипролите», но в закрытой лаборатории. И снова, на завершающем этапе работ, появляются зловещие фигуры Авдиева и Урюпина. Пишется донос, в котором Лопаткин обвиняется в преступной халатности: допустил к секретной документации постороннего — Дроздову. Лопаткина судят, приговор: восемь лет заключения. Бумаги лаборатории решено уничтожить. Но честный инженер Антонович спасает часть документов. Благодаря этим документам дело пересматривают и Лопаткина досрочно, через полтора года, освобождают. Лопаткин снова в Москве и узнает, что по просьбе Галицкого инженеры, работавшие под руководством Лопаткина, воссоздали уничтоженные чертежи и машина уже построена, она успешно даёт продукцию. Авдиев, Шутиков, Урюпин и прочие, упоённые своей победой, ещё ничего не знают. У них другие заботы: обнаружились серьёзные недостатки изготовленной под руководством Авдиева машины, она перерасходует металл. И перерасход этот принёс стране солидный ущерб. Урюпин предлагает Шутикову ходатайствовать об изменении стандартов расхода металла, то есть узаконить брак. В тот момент стало известно о существовании экономичной машины Лопаткина. У обиженного изобретателя появилась возможность не только доказать свою правоту, но и обвинить Шутикова, Дроздова и прочих в сознательном вредительстве. Дроздов и компания решают перехватить инициативу. Появляется приказ по министерству, в котором вина за случившееся возложена на Урюпина и Максютенко, которые даже пытались через изменение стандартов скрыть брак и преступную убыточность своей машины. К ответственности также привлекаются Фундатор и Тепикин. Победа Лопаткина полная. Министр предоставляет ему возможность работать в «Гипролите» и гарантирует поддержку.

На торжественном банкете в институте Лопаткин встречает своих до конца не поверженных врагов, Авдиева, Шутикова, Фундатора, Тепикина, и слышит от них предложение выпить мировую. «Нет, — с боевым задором отвечает он. — Мы ещё с вами драться будем!» Лопаткин и Надя вышли на балкон, занесённый снегом. «О чем ты думаешь? — спросила Надя. «О многом», — ответил Дмитрий Алексеевич, внутренним взором видя в темноте бесконечную дорогу, которая манила своими таинственными изгибами и суровой ответственностью. «Если я скажу тебе: „Пойдём дальше...“?»

Надя не ответила. Только приблизилась...

briefly.ru

Фильм "Не хлебом единым". Актеры киноленты "Не хлебом единым"

"Не хлебом единым" - фильм Станислава Говорухина, повествующий о событиях послевоенного времени. Премьера картины состоялась в 2005 году. Создана по мотивам романа Владимира Дудинцева, известного также по книге "Белые одежды".

Главный герой

О чем фильм "Не хлебом единым"? Актер Михаил Елисеев исполнил роль ученого, одержимого своей идеей. Он изобрел метод изготовления двухслойных труб для промышленности. Многие годы он добивается его внедрения в производство. Но все безуспешно. Идеи героя (зовут его Дмитрий Лопаткин) разбиваются о косность и бюрократизм.

"Не хлебом единым": актеры

Энтузиазм изобретателя создает ему немало неприятностей. И однажды он оказывается в закрытом бюро, где в трудах проводят годы ученые-заключенные. В фильме "Не хлебом единым" актер В. Сухоруков сыграл. Он исполнил роль директора завода Дроздова, одного из тех, кому идея Лопаткина не нравится. Более того, он считает ученого сумасшедшим, о чем однажды рассказывает своей жене. Надежду Дроздову сыграла Светлана Ходченкова.

"Не хлебом единым" - фильм, получивший главный приз на фестивале "Литература и кино". Это не единственная награда создателей картины. Кинокритики высоко оценили и работу Юрия Клименко - оператора фильма "Не хлебом единым". Актеры наград не получили. Хотя сыграли в фильме довольно именитые артисты. А именно: Алексей Петренко, Владимир Стержаков, Станислав Говорухин (в роли министра). Ниже представлена краткая информация об актерах.

Светлана Ходченкова

Актриса дебютировала в фильме Говорухина "Благословите женщину". Эта роль принесла Ходченковой популярность. Более того, начинающая актриса получила "Нику". Премьера этой киноленты состоялась в 2014 году. Сегодня Ходченкова - одна из самых востребованных российских актрис. Каждый год выходит несколько фильмов с ее участием. Причем снимается она как в картинах выдающихся, известных режиссеров, так и в мелодрамах.

Виктор Сухоруков

Актер снимается в кино с начала семидесятых годов. Сложно выделить какую-то из его ролей. Но одним из популярнейших кинообразов Виктора Сухорукова стал брат главного героя в фильме Алексея Балабанова.

Актер сыграл в "Шукшинских рассказах", "Антикиллере", "Ночном продавце". В 90-е и начале 2000-х Сухоруков чаще появлялся на экране в роли отрицательных персонажей. А потому удивительно было увидеть его в образе настоятеля монастыря в картине Павла Лунгина "Остров", вышедшей в 2006 году. Другие фильмы с участием Сухорукова - "Орлеан", "22 минуты", "Апогей", "Без вины виноватые".

За роль в киноленте "Бедный, бедный Павел" актер был удостоен премии "Ника". В последние годы популярность Сухорукова столь высока, что его даже приглашал в свой фильм один из голливудских режиссеров. Но тот отказался в силу плотной занятости в театре. Список ролей Сухорукова в спектакле тоже довольно обширный. Образ карьериста Дроздова в фильме Говорухина - одно из первых подтверждений многогранного таланта этого актера.

Алексей Петренко

Один из талантливейших отечественных артистов дебютировал в кино в 1967 году. Это была незначительная роль. Успех к Петренко пришел позже. В 1976 году он сыграл летчика в картине "Двадцать дней без войны". Затем исполнил роль Петра I в фильме по повести Пушкина, повествующем об арапе, предке великого русского писателя и поэта.

В фильмографии Петренко свыше ста кинообразов. Среди них стоит выделить Мокия Парменыча из "Жестокого романса", генерала Радлова из "Сибирского цирюльника", Иволгина из экранизации романа Достоевского "Идиот". Петренко также превосходно сыграл одного из присяжных в картине "12". В киноленте "Не хлебом единым" он исполнил роль профессора, одержимого наукой.

В феврале 2017 года Народный артист РСФСР Алексей Петренко ушел из жизни.

Михаил Елисеев

Исполнитель главной роли в фильме "Не хлебом единым" дебютировал в кино в 2003 году. До начала съемок картины Говорухина Елисеев сыграл роль в кинолентах "Своя чужая жизнь", "Господа офицеры". Всего в фильмографии актера около пятидесяти ролей.

Валентина Березуцкая

Актриса сыграла мать директора завода. На счету Валентины Березуцкой более двухсот работ в кино. Она начала свою карьеру в далеком 1954 году с роли в фильме "Об этом забывать нельзя". За более чем полувековой путь в кино она создала множество разнообразных образов. Но главных ролей у нее не было. Причем признание к актрисе пришло после фильма "Старухи", снятого, когда актрисе было уже за семьдесят.

fb.ru

Не хлебом единым | Краткое содержание

Рабочий поселок в Сибири. Первый послевоенный год. Учительница Надежда Сергеевна Дроздова, Надя, высокая, молодая, красивая женщина с постоянной грустью в серых глазах, слышит от мужа о некоем полусумасшедшем Лопаткине. Этот чудак, видите ли, изобрел машину для отливки чугунных труб и пытается внедрить ее в производство, не понимая, что время гениев-одиночек прошло. Мужа Надя слушает с доверием, — Леонид Иванович Дроздов является директором комбината, он гораздо старше и опытнее жены. Но вскоре, проведывая свою ученицу, Надя оказывается в доме-землянке простого рабочего Петра Сьянова и здесь неожиданно встречает Дмитрия Алексеевича Лопаткина, высокого, худощавого человека с военной выправкой и серыми глазами страдальца. Он живет в крохотной комнатке без окон, проводя дни и ночи у чертежной доски. Лопаткин рассказывает ей, как родилась у него, выпускника физико-математического факультета, бывшего фронтовика, потом — учителя, идея машины. И машина удалась. Проект одобрили в Москве и пригласили Лопаткина для разработки. уволившись с работы, он приехал в столицу, но через два месяца услышал от министерских чиновников: на разработку денег нет. Но Лопаткин знает, что это неправда, — проект его зарубил московский профессор Авдиев, который пытается внедрить собственную машину. Лопаткин не пал духом, он продолжает работу и борьбу — пишет в разные инстанции жалобы… Надя понимает, что перед ней не сумасшедший, а настоящий герой.

Вскоре усилия Лопаткина приносят плоды — после вторичного рассмотрения вопроса в министерстве принято положительное решение. И Лопаткин едет в областной город, где в конструкторском бюро будет дорабатываться его проект. В это же время Дроздов, получив пост в министерстве, переезжает с женой в Москву.

В конструкторском бюро Лопаткин сотрудничает с инженерами-конструкторами Урюпиным и Максютенко, но вскоре обнаруживает, что конструкторы пытаются спроектировать собственную машину, воспользовавшись его идеями. Лопаткин разбивает их планы. Перед отъездом в Москву он получает письмо от Нади, из которого узнает, что на заводе начали изготавливать модель Авдиева. Лопаткин понимает, что борьба предстоит нелегкая. И действительно, на заседании технического совета в центральном институте «Гипролито» его проект с треском проваливают приспешники Авдиева — Фундатор и Тепикин. Лопаткин привычной рукой пишет жалобу в министерство. Бесполезно. Жалоба попадает к его врагам: Дроздову и заместителю министра Шутикову. И снова Лопаткин начинает свою борьбу — пишет письма и жалобы. Случайно Лопаткин знакомится с седым изнуренным стариком — гениальным, но таким же непризнанным и гонимым изобретателем профессором Бусько. Бусько предлагает кров и помощь. Два изобретателя начинают вести аскетичную жизнь героев-одиночек. Встают строго по режиму, завтракают чаем с черным хлебом и принимаются за работу, ровно в двенадцать Лопаткин выходит из дома и проходит свой ежедневный восьмикилометровый маршрут, размышляя и дыша свежим воздухом; ровно в три он уже дома, и его ждет их совместный обед — чугунок вареной картошки и соленый огурец. Иногда в дверь раздается звонок, и соседи по коммунальной квартире передают пакет из какой-нибудь высокой инстанции с очередным отказом. Небрежно глянув на бумагу, изобретатели продолжают свой труд. Деньги зарабатывают разгрузкой вагонов и тратят их предельно экономно. Но однажды почтальон вручил им пакет с плотной пачкой сторублевок и запиской без подписи: «Деньги ваши, используйте на свое усмотрение». Теперь, когда таинственный доброжелатель дал им возможность работать, не отвлекаясь на быт, Лопаткин услышал внутренний голос, напомнивший ему, что нужно жить.

Он начал ходить в театр и консерваторию. Музыка Шопена, а потом Баха помогла ему сформулировать важные жизненные установки: человек не рожден для жирной пищи и благополучия, это радость червей. Человек должен быть кометой и светить. «Вот моя разгадка!» Однажды в консерватории Лопаткин увидел молодую, красивую, полненькую девушку с замшевой родинкой и узнал в ней Надю. Взгляды их столкнулись, и Дмитрий Алексеевич почувствовал приятное удушье. Из разговора с Надей он узнал, что с мужем у нее нет ничего общего, героизм Лопаткина вызывает у нее восхищение, дарителем денег была она и готова помогать дальше. Для нее нашлось постоянное дело — писать на машинке и рассылать сразу в несколько инстанций заявления и жалобы изобретателей… И вот, наконец, многомесячный труд закончен — новый вариант машины готов, и Лопаткин решает, что пора снова появиться на поверхности. Знакомая секретарша устраивает ему встречу с министром. А тот, выслушав Лопаткина, распорядился направить проект на отзыв научному врагу Авдиева. На новом заседании технического совета проект Лопаткина прошел на «ура». Закипела работа по подготовке к внедрению. И именно в этот момент с завода привезли трубы, отлитые машиной Авдиева. Работа останавливается. Но на помощь приходит давний доброжелатель Лопаткина кандидат наук и директор завода Галицкий.

Лопаткина приглашают для разговора в некий институт, директор которого в генеральской форме предлагает работу над секретным заказом. Лопаткин может использовать свое новое, сделанное в соавторстве с Надей изобретение. Работать он продолжает в «Гипролите», но в закрытой лаборатории. И снова, на завершающем этапе работ, появляются зловещие фигуры Авдиева и Урюпина. Пишется донос, в котором Лопаткин обвиняется в преступной халатности: допустил к секретной документации постороннего — Дроздову. Лопаткина судят, приговор: восемь лет заключения. Бумаги лаборатории решено уничтожить. Но честный инженер Антонович спасаетчасть документов. Благодаря этим документам дело пересматривают и Лопаткина досрочно, через полтора года, освобождают. Лопаткин снова в Москве и узнает, что по просьбе Галицкого инженеры, работавшие под руководством Лопаткина, воссоздали уничтоженные чертежи и машина уже построена, она успешно дает продукцию. Авдиев, Шутиков, Урюпин и прочие, упоенные своей победой, еще ничего не знают. У них другие заботы: обнаружились серьезные недостатки изготовленной под руководством Авдиева машины, она перерасходует металл. И перерасход этот принес стране солидный ущерб. Урюпин предлагает Шутикову ходатайствовать об изменении стандартов расхода металла, то есть узаконить брак. В тот момент стало известно о существовании экономичной машины Лопаткина. У обиженного изобретателя появилась возможность не только доказать свою правоту, но и обвинить Шутикова, Дроздова и прочих в сознательном вредительстве. Дроздов и компания решают перехватить инициативу. Появляется приказ по министерству, в котором вина за случившееся возложена на Урюпина и Максютенко, которые даже пытались через изменение стандартов скрыть брак и преступную убыточность своей машины. К ответственности также привлекаются Фундатор и Тепикин. Победа Лопаткина полная. Министр предоставляет ему возможность работать в «Гипролите» и гарантирует поддержку.

На торжественном банкете в институте Лопаткин встречает своих до конца не поверженных врагов, Авдиева, Шутикова, Фундатора, Тепикина, и слышит от них предложение выпить мировую. «Нет, — с боевым задором отвечает он. — Мы еще с вами драться будем!» Лопаткин и Надя вышли на балкон, занесенный снегом. «О чем ты думаешь? — спросила Надя. «О многом», — ответил Дмитрий Алексеевич, внутренним взором видя в темноте бесконечную дорогу, которая манила своими таинственными изгибами и суровой ответственностью. «Если я скажу тебе: «Пойдем дальше…»?»

Надя не ответила. Только приблизилась…

Вы прочитали краткое содержание романа "Не хлебом единым". Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

reedcafe.ru

Что означает фразеологизм «Не хлебом единым живет человек»?

Крылатая фраза «Не хлебом единым живет человек» скрывает в себе основные потребности людей в жизни, материальные и духовные. Каждый индивидуум не может прожить без воздуха, воды, пищи. Но это далеко не всё!

Основные биологические потребности человека

Рассматривая смысл пословицы «Не хлебом единым живет человек», следует заглянуть глубоко в то, что составляет основу существования каждого индивидуума. То есть очень важно определить, каковы основные потребности человека.

В первую очередь, каждое существо на земле должно поддерживать своё существование. Поэтому биологические потребности ни в коей мере нельзя сбрасывать со счетов. Это дыхание, пища, вода, одежда, сон, безопасность, здоровье. Именно об этом и гласит первая часть поговорки «Не хлебом единым живет человек». То есть биологические потребности приоритетны. Голодный человек будет в первую очередь желать поесть, дабы поддержать своё существование.

Человек – существо социальное

Хотя многие живые организмы на Земле не могут выживать в одиночку, человек в этой линейке, наверное, занимает первое место. Потребность к общению, любви, популярности, признанию, иногда к лидерству и господству над другими людьми – это составные части социальных потребностей людей.

И произнося фразу «Не хлебом единым живет человек», многие подразумевают именно это. Можно быть сытым, одетым, жить в тепле и комфорте, иметь даже намного больше того, что необходимо, но чувствовать себя глубоко несчастным, оттого что рядом нет любимого, что твоему родному человеку плохо, что никто не хочет признать твоих талантов. Название сериала «Богатые тоже плачут» как раз в этом смысле является синонимическим той пословице, с которой начато рассуждение.

Духовные потребности

Вдумываясь в то, что означает фразеологизм «Не хлебом единым живет человек», каждый понимает, что кроме хлеба (а под этим словом подразумевается всё физиологически необходимое для существования) есть что-то ещё, без чего жизнь не может быть полной и счастливой. Это так называемые духовные потребности человека.

В каждую личность заложен изначально творческий потенциал. Реализовать его – задача индивидуума. А ещё более важная задача – получить одобрение окружающих, признание. Только тогда можно говорить, что человек состоялся.

Ещё духовные потребности включают в себя познание окружающего мира, себя самого, своего места в жизни, смысла своего существования.

Признание – главная и очень весомая составляющая человеческих потребностей

Да, не один, а несколько глубоких смысловых пластов заложено в крылатой фразе «Не хлебом единым живет человек». Сочинение стихов «в стол» – это духовная жизнь. Такое развитие личности и её внутренняя жизнь, конечно, даёт свои положительные плоды. Но только исключительно для духовного состояния самой творческой личности. Без одобрения окружающих, без их признания поэт чувствует себя не в полной мере счастливым.

Кто-то, обладающий замечательным голосом, поёт только наедине. Это доставляет ему некоторую радость. Но разве сравнима она со счастьем петь для других, иметь возможность доставлять радость окружающим?

Если возвратиться к социальным потребностям человека, то станет понятно, что на этапе взросления у человека потребность получать частично заменяется потребностью отдавать.

Малыш радуется, получая подарки. Он даже не задумывается о том, что тоже должен что-то подарить кому-то. Чем старше он становится, тем больше ему хочется делать добро людям. И тем приятнее становится получать благодарность, признание окружающих.

И не важно, доставляет личность радость другим своим изумительным голосом или прекрасным литературным творением, скульптурой, созданной талантом и терпением или сколоченной собственноручно табуреткой, подметённым двором или испечённой к завтраку булочкой. Важно то, что получившие созданное другим высказывают признание, благодарность. А ради этого можно иной раз даже пожертвовать собственным куском хлеба… Или собственной жизнью…

fb.ru


Смотрите также