Человечеству хочется песен.
Л. Мартынов
Ставить вопрос о том, что важнее для человека: материальное начало или духовное, быт или жизнь души – некорректно. Духовная жизнь нации всегда зависит от экономики. Мы, украинцы, не исключение. Духовное возрождение украинского народа тесно связано с экономической и социальной ситуацией в нашей стране. Когда идет обнищание значительной части населения, кажется, не стоит и думать о высоких материях, о духовной жизни. Но я не согласна с этой позицией.
Сначала всех накормить, обеспечить, сделать богатыми, а потом заниматься вопросами культуры, проблемами духовности – это ошибочный путь. Еще в Древнем Риме, то есть до нашей эры, народ требовал “Хлеба и зрелищ!” Материальное и духовное в те далекие времена на уровне народной интуиции существовало параллельно. За период обогащения можно потерять еще больше, чем сейчас потеряно. Может сложиться так, что будет поздно. В обществе потребления отношение к духовным и культурным ценностям тоже потребительское. Поэтому нужно начинать сейчас. И не с решения глобальных проблем, а с себя.
Проанализируй, что ты читаешь и читаешь ли вообще что-нибудь, кроме бульварной прессы. Что ты смотришь по “ящику” и почему именно это? Знаком ли ты с литературным наследием своего народа? Когда ты последний раз был в театре? Слышал ли ты хоть одну настоящую украинскую
песню, а не просто песню на украинском языке о том, что “купила мама коника, а коник без ноги”? Если ты не выключишь телевизор, когда там появится капелла “Думка” или хор имени Г. Веревки, и хоть один раз послушаешь, что и как они поют, ты больше не станешь слушать про “безногого коника”. Потому что поймешь, где настоящее, а где мусор.Каждый из нас отвечает за свой духовный и культурный рост. Никто за тебя этого не сделает. Один раз, преодолевая, быть может, себя, но дочитай до конца “Катерину” Т. Шевченко, “Медный всадник” А. Пушкина, “Поэму без героя” А. Ахматовой. Ты и сам не заметишь, как захочется прочитать еще и еще раз эти божественные строки. А затем тебя потянет к другим произведениям этих поэтов, а затем…
Не щелкай, переключая каналы телевизора в поисках очередного боевика или ужастика: ничего нового ты, уже насмотревшийся их вдоволь, не узнаешь. Никакой струны в твоей душе они не заденут. От этих боевиков она только черствеет. А вот хорошая пьеса Чехова, которая созвучна с настоящим, потому что поставлена талантливым режиссером, не оставит тебя равнодушным, обогатит тебя духовно.
По-моему, если каждый из нас начнет работу над собой с освоения культурного, исторического и духовного наследия своего народа, то исчезнет проблема бездуховности молодежи, исчезнем проблема поиска национальной идеи.
Духовная жизнь каждого человека и всего народа тесно связана с возрождением в наших душах православной веры. Религия, как ничто другое, способна сплотить нацию. Высокие образцы религиозного искусства: духовная музыка, церковная живопись и архитектура – будут прививать и воспитывать вкус к настоящему искусству, а не к тому китчу, который заполняет собой все эстрадные площадки и экраны телевидения.
Уверен, что через 20-30 лет вопрос о бездуховности нашего народа не будет стоять на повестке дня. Вырастет такое поколение, которое будет уметь отличать высокие образцы искусства от суррогата. Поколение, которое возродит духовную жизнь в Украине.
home-task.com
Этика питания - Питание тела- Пост и диета- Питание души «Не хлебом единым жив человек» Здоровье человека – это равновесие, гармония, как внутри своего организма, так и в контакте со всем окружающим. Все, с чем соприкасается человек, все, что говорит, думает, видит, чувствует, чем питается, все оказывает воздействие на его состояние. Мы живем в мире энергий, и каждый человек тоже энергетическое существо, и чтобы быть здоровым, он должен находится в гармонии с окружающей средой, с окружающими энергиями. Сказано: «Познай самого себя!». Что мы знаем об этом? Как устроен человек? Из эзотерической литературы известно, что у человека имеется кроме физического тела эмоциональное, мыслительное – это низшая триада или низшая душа. Есть еще Божественная триада, высшее мыслительное тело и так же Дух (представлении мужским и женским аспектом) – это высшая душа. Человек – энергетическое существо. В энергиях, а значит, в питании, разного рода нуждаются все его оболочки. Но это единицы, основная же часть человечества без пищи обходится не может, при этом на планете умирают как от голода, так и от переедания и неправильного питания. Насколько необходима пища физическому телу, свидетельствует такой физиологический рефлекс новорожденного как сосание. Стоит коснуться щеки младенца, и он открывает рот и ищет сосок матери, а при надавливании на его ладошку тоже открывает рот (обратите внимание какая связь – рука и рот) Как же устроена эта чудесная биохимическая лаборатория, которая перерабатывает поступившую в нее материю, превращает ее в новое качество и выделяет энергию? Пищеварительная система человека представлена следующими образом: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий и толстый кишечник, сюда относится и железы: печень, поджелудочная железа. Общая длина пищеварительного канала 8 – 10 м. «Переваривание» т.е. химический процесс расщепления пищи начинается уже в ротовой полости, куда открываются несколько слюнных желез. Слюна на 98 – 99 % состоит из воды, в ней содержится белок и ферменты, ее наш организм выделяет до 3,5 л за сутки. А всего пищеварительных соков вырабатывается до 12 л. в сутки. Слюна обволакивает пищу, облегчает ее проглатывание, ферменты расщепляют крахмал, но это не единственное качество этого секрета, в Учении по этому поводу говорится: «Слезы и слюна изменят состав в зависимости от состояния духа». (Агни Йога, Книга АУМ, §117) «Из секреций человеческого организма слюна обладает особым свойством насыщаться психической энергией человека. Она может быть целебной или ядовитой в зависимости от характера энергий, каждое настроение, чувство или мысль способствует этому насыщению. Качество духа яро отражается на составе слюны. Высочастотное фотографирование могло бы дать яркие доказательства различного состава слюны у разных людей и зависимости этого состава от внутреннего состояния человека». (ГАЙ, т. 7, §406) Кирлианография позволяет наблюдать эти изменения. …Можно вспомнить, как Христос исцелял людей, применяя слюну, смешав ее с землей. Итак, пережеванная и смоченная слюной пища через пищевод, представляющий собой мышечную трубку длиной в среднем 25 см., попадает в желудок. Пережевывание пищи–это одна из основ, при совершенном разжевывании даже самая грубая пища усваивается легче, йоги говорят: «Твердую пищу надлежит пить, а жидкую есть». Дальнейшее переваривание пищи происходит в желудке, который представляет сильно расширенный отдел пищеварительного канала, расположенный под диафрагмой. Слизистая оболочка желудка складчатая, что позволяет желудку растягиваться. В теле желудка имеются железы, клетки которых выделяют ферменты, соляную кислоту, слизь. Желудок близко расположен к солнечному сплетению. Соляная кислота, солнечное сплетение, обратите внимание – один корень «сол». «Солнечное сплетение аккумулирует и распределяет психическую энергию не только всем органам физического тела, но и эфирному телу, которое в свою очередь питает астральное тело». А. Клизовский. Ученый Дауэр по этому поводу говорит следующее: «Солнечное сплетение принадлежит личности и стоит особняком от сердца и мозга, но зависит от них обоих. Но оно стремится оторваться от сердца и мозга, или от души и духа, ибо солнечное сплетение является низшим, нечистым «я», колесницей внутреннего «я» влекомой в жизнь силами низшей природы, которые должна контролировать природа Высшая…» «Брюшная область солнечного сплетения – это место, где воспроизводится грубая материя. В эзотерической литературе сказано, что это адское место. Это - план чистилища – область, где материя разрушается и приводится в состояние готовности к перемещению в более высокое положение – даже посылается в высшие царства, небеса мозга, для ее дальнейшего использования». Из желудка пища попадает в 12-ти перстную кишку (длиной 25 см.), в нее открываются протоки от поджелудочной железы и желчный проток. Под действием этих соков, содержащихся в них ферментов происходит расщепление белков, жиров, углеводов. Стоит особо сказать о печени. Ее клетки постоянно продуцируют желчь, до 1 л. в сутки. Печень выполняет роль санитара в организме, она защищает от токсинов, которые попадают в наш организм, она обезвреживает ядовитые вещества, образовавшиеся в результате гниения белков, с током крови поступающих из толстого кишечника, кроме этого она ответственна за углеводный обмен, за утилизацию отмерших эритроцитов. Нагрузка больше некуда. «Печень любит порядок, она не любит гнева, скорби, печали.» При больной печени энергия ее блокируется и кровь по сосудам движется замедленно, изменяется свертываемость крови, нарушается снабжение кровью всех органов, может появиться головная боль, головокружение, бессонница. Синдром В.С.Д. Кардиологи говорят, что печень старит сердце, поскольку печень – это единственный орган, который имеет право отобрать энергию у сердца. Поэтому, как правило, при больной печени страдает сердце и сосудистая система. Зеркалом печени являются ногти, при больной печени они тусклые и бледные. Окно печени – глаза, при нарушении функции печени могут болеть глазные яблоки. Вот какая трудолюбивая и чувствительная печень. Всасывание переработанной пищи происходит в тонком кишечнике, эту роль выполняют ворсинки, это тонкие выросты высотой до 1 мм, в центре которых проходит артерия и лимфатический сосуд. После перенесенных кишечных инфекций довольно часто развивается хронический колит, число ворсинок (значительно) в этом случае уменьшается, могут встречаться «лысые» участки слизистой, конечно, всасывание при этом ограничено. Есть таким больным рекомендуется понемногу, т.к. усвоит они могут мало. Пищеварение заканчивается в тонком кишечнике, в толстом всасывается преимущественно вода (до 4 л. в сутки). В этом отделе кишечника обитает огромное количество бактерий, при их участии расщепляется растительная клетчатка, которая проходит весь пищеварительный тракт без изменений, выполняя роль «веничка». В кишечнике человека живет значительная часть микрофлоры, обитающей также на коже, слизистых оболочках. Количество этих бактерий огромно, в норме 2,5–3 кг, они как дополнительный орган, без них человек не может жить, и эти маленькие существа тоже не могут жить вне человеческого организма. Здоровая микрофлора выполняет множество функций: синтезируют витамины, образуют ферменты, помогающие расщеплять пищу, а также защищают человеческий организм от различных возбудителей инфекций. Они наш щит. Неправильное питание, а также питание жирной, мясной пищей, сдобными булками и т.д., бесконтрольное употребление антибиотиков способствуют развитию гнилостных бактерий и развитию дисбактериоза. Токсины, образующиеся в результате гнилостных процессов, всасываются в кишечнике и отравляют организм, вызывая болезни. Напротив, растительная, молочнокислая диета способствуют развитию здоровой флоры, очищению клеток и даже гибели патогенных микроорганизмов. Так, например, в свежем соке клюквы гибнут даже трихомонады за несколько секунд. У больного человека иногда скапливается до 20 кг фекалий, у здорового их в кишечнике до 5 – 6 кг, поэтому очень важно следить за регулярным опорожнением кишечника. Одно из примечательных средств, которым цивилизация наградила человечество – это запор. Этого никак нельзя допускать, т.к. токсические вещества, всасываемые в прямой кишке из накопленных отходов, отравляют буквально весь организм. А в момент, когда физическое тело освобождается от своих отходов, сигнал посылается в разные центры тела и они делают то же самое, каждый нерв отзывается. Такой процесс происходит и в ментальной сфере. Регулярность этого действия очищает ум, поэтому надлежит всегда поддерживать кишечный трак открытым и чистым. Нормальная здоровая диета, достаточный двигательный режим, способствует своевременному функционированию кишечника. Хорошо минут за 30 до завтрака выпить маленькими глотками стакан горячей воды с небольшим количеством соды. Системы нашего организма соответствуют знакам Зодиака. У Н. Уранова сказано: « Дева – шестой знак – кишечник, пищеварение, ассимиляция элементов получаемой в пищу материи. Усвоение, анализ земной материи и претворении ее в познание, в Знание: какая пища хорошая, какая плохая, отсюда и болезни. Плохая пища приносит отравление. Так может страдать и вся система познания. Хорошая пища, нужная пища приносит здоровье. Понимание какая пища нужна для данного организма рождает диетолога». Если человек часто и много болеет одной из причин этого может быть неправильное питание. Ни одно заболевание не может быть вылечено, если не здоровая пищеварительная система. Письменные сведения о том, что правильным питанием можно лечить и предупреждать болезни восходят ко 2-му тысячелетию до нашей эры. Врачи древности рекомендовали худым детям чистый рисовый отвар, яичные желтки, рыбу, фрукты, овощи. При отеках – кашу из черной фасоли, при кашле из миндаля, пожилым приписывалось есть понемногу и часто. В 4-ом веке до нашей эры Гиппократ говорил: Ваша пища должна стать лекарством, а ваше лекарство – пищей. Известно много оздоровительных диет: кто-то предлагает употребление дробленной кукурузы с медом, чередуя с ежедневными очистительными клизмами; Д.С. Джарвис рекомендовал яблочный уксус и мед; другие утверждают, что можно прожить сто с лишним лет, если употреблять лимонную кислоту, настой мяты, набор дикорастущих трав и периодически прибегать к голоданию. Есть диеты в основе которых употребление перепелиных яиц; Брэгг предлагал регулярно голодание; известны такие системы питания как сыроедение, макробиотика, наконец раздельное питание по Шелтону, который считает, что мы не получаем пользы от пищи которая не усваивается. Есть и в то же время портить пищу, напрасная трата пищи. Но еще хуже - испорченная пища приводит к образованию яда. Поразительное количество случаев в пищевой аллергии исчезает полностью, когда больные употребляют пищу в правильных сочетаниях. Такие люди страдают не от аллергии, а от не усвояемости пищи. Аллергия – это термин применяемый к белковому отравлению. Ненормальное пищеварение несет в кровеносный поток не питательное вещество, а яды. Г. Шелтон предлагает: не употреблять одновременно белковую и углеводистую пищу. В целом традиционная медицина утверждала: в лечении следует учитывать индивидуальные особенности человека. Организм нуждается в разных продуктах, однако их соотношение и количество должны меняться в зависимости от возраста, конституции, профессии и климата. На Крайнем Севере, например, питание традиционно основывается на натуральном мясе и рыбе. Именно продукты, обладающие высокой калорийностью, помогают перенести тяготы суровых бессолнечных зим и коротких летних холодных сезонов. Тысячелетия назад наши предки считали, что физическое состояние организма человека меняется в соответствии с сезонными климатическими условиями. Поэтому в зимнее время отдавалось предпочтение «согревающей пище» (яйца, пшеница, ячмень, овес, лук, редиска, жирная рыба). Летом организм надо охлаждать, в рационе преобладают «рис, картофель, морковь, капуста, фрукты, ягоды, не жирная рыба». Попробуйте, переведите жителей Тундры и Арктики на рацион европейца и будут обеспечены тяжкие заболевания и истощение организма. Оглянитесь на наш ежедневный рацион. Можно ли сказать, что питаемся разборчиво? Где там! Чаще всего на ходу, да набегу. А ведь хлеб и мясо, сахар и соль, масло и мед, овощи и фрукты лишь в определенных условиях, в определенном количестве человеку на пользу, а в иных – во вред. Сахар и соль в последнее время прозвали «белыми убийцами». Но они не больше убийцы, чем солнце, ветер, вода. Убивает безмерность. Мера – живет. А мера – дело личное, индивидуальное. Каждый человек индивидуален и пищу люди усваивают по разному. Так взрослый и ребенок выпьют по стакану молока, а усвоят по разному, у ребенка – это строительный материал, а у взрослого возможно вызовет метеоризм и будет отравой, ведь 1/3 взрослый почти не имеет фермента лактозы для (расщепления, переваривания) этого продукта. В другом случае два человека с разным конституционным типом съедают одну и ту же еду, в результате у одного она реализуется в жировые отложения, при этом у него будет сонливость, вялость, а у другого эта же пища реализуется в энергию, придав ему активности. Каких же основных принципов следует придерживаться при выборе диеты? Следует исключить из рациона продукты, которые общепризнаны вредными, нельзя увлекаться экзотическими методами питания: длительное голодание (без наблюдения врача), монодиеты. Не рекомендуется резкий переход на прием однообразной пищи, к которой организм не привык. Иногда люди слишком фанатично относятся к диете, известен такой случай: человек, узнав о пользе морковного сока, стал пить его по 1 л. 3 раза в день – и умер. Восточное учение Аюрведа (что в переводе с санскрита означает «Веда Жизни», «чистое знание») дает рекомендации по питанию с учетов энергетической конституции человека. Аюрведа учит – как и человек, продукты питания подвергаются воздействию разных энергий – благости, страсти, невежества. Энергия благости преобладает в свежеприготовленных блюдах, состоящих из овощей, каш, молочных продуктов, бобовых, а также в орехах, фруктах. Такая пища легко усваивается и способствует радостному восприятию окружающего мира. Энергии страсти находятся в слишком острой пище, алкоголе, тонизирующих напитках (кофе, какао, чай, кола), мясной пище. Энергии невежества находятся в испорченной, загрязненной, несвежей пище, а также в овощах, фруктах выросших возле кладбищ, свалок, высоковольтных линий. В зависимости от того, какую энергию содержит пища, которую мы принимаем, такая энергия будет преобладать и у нас. Поэтому мудрецы Востока говорят: «Вы то, что вы едите» и управляете своим питанием и не позволяйте ему управлять вами. В организм нельзя допускать все, что может вызвать гниение, разложение. Поэтому будем помнить о чистоте: и о чистоте полости рта, где обитает множество гнилостных микробов и о чистоте помещения, где готовится пища, нельзя допускать в доме разлагающиеся продукты, гниющие отходы в мусорных ведрах, т.к. разложение привлекает нежелательных сущностей тонкого мира. А какой «зверинец» вносим мы в дом на обуви? Одно из важных правил здорового питания есть только тогда, когда испытываете голод. Голод удовлетворяется пищей простой, незамысловатой, не требующей особых ухищрений с приготовлением. Есть еще и гурманство, т.е. особое пристрастие к еде. Тут еда становить культом, ей подчиняются все прочие желания. Иногда такое пристрастие оборачивается обжорством. Это своего рода наркомания. Бывали случаи когда «проедали» целые состояния. У первобытных людей регулятором их желаний выступала природа. Она учила своих детей: не бери больше, чем надо для поддержания жизни, в другой раз не получишь и необходимого. Будешь переедать – зверя не догонишь, или сам от него не убежишь. Будешь голодать – то же самое. При переедании, а также если человек ест не будучи голодным или ест в состоянии раздражения, торопясь, пищеварительных соков вырабатывается недостаточно, пища гниет в кишечнике и вызывает отравления организма. Признаками отравления являются: неприятный запах изо рта, обложенный язык, потеря аппетита, ломота в суставах, хронические расстройства или запоры и т.д. «Должно быть дисциплинировано сознание и тренирована воля, чтобы не допускать в организм ничего, вызывающего процесс разложения тканей, порождающих старость или болезнь Даже обычный человек может заметно удлинить жизнь, соблюдая известный режим». (ГАЙ, т. 6, §198) Качество блюд во многом зависит от того с каким чувством их готовят, потому древние греки рассматривали процесс приготовление пищи, как священный акт творения. Если готовить с любовь к тому, для кого предназначено блюдо, оно почти всегда выйдет отменным. При любовном отношении многократно возрастает биопотенциал блюд, их полезность, целебная сила. Сергий Радонежский сам пек просфоры и хлеб. Пища насыщенная зловредными вибрациями не вкусная, к ней даже не хочется прикасаться, она может вызвать недомогание, иногда весьма сильное. Описывается такой случай: одна женщина позволила себе у плиты раздраженно выяснять отношения. Она сварила макароны, обдала их водой, переложила из дуршлага в кастрюлю и ушла. Через 2 часа они протухли, при этом пахли так, что их даже пробовать никто не решился. А сколько скандалов бывает за столом? А сколько съедается пищи у экрана телевизора… под убийства, насилия, разврат? А праздничные застолья в кругу пьяных людей? Из Г.А.Й. VI 183: «Следует очень внимательно следить за тем, чтобы через пищу, питье, воздух, мысли и чувства не проникали в микрокосм человека элементы разложения». Известно, что мясная пища способствует развитию гнилостных процессов и вносит тяжелые энергии. Мясная пища засоряет организм разного рода вредными веществами, из которых главные – мочевая кислота, которая оседает на стенках сосудов и в мышцах, и является главной причиной ряда болезней, неизвестных народам, питающихся растительной пищей – как то: геморрой, воспаление прямой кишки, падагра, ревматизм, болезни почек, туберкулез, склероз, преждевременная дряхлость, страсть к спиртным напиткам. Кроме того мясо – неполезная пища, в нем мало веществ, необходимых для образования железа; это приводит к развитию разного рода заболеваний в том числе малокровия, порче зубов от недостатка извести и т. п. Мясо возбуждает, но не питает. А сколько ферментов энергии должен затратить организм. Но это еще не все. Вместе с мясом в организм попадают паразиты, глисты, трихоны и т. п. Вполне свежим мясо не бывает никогда, ибо разложение начинается тотчас после смерти животного. Индусы и другие народы Востока, не употребляющие мяса, утверждают, что от европейцев отвратительно пахнет трупом. Кровь животных является носительницей животных качеств, поэтому, употребляя мясо люди усиливают в себе животные качества, которые должны преодолеть. Гнев, страх, ненависть, переполняющие организм животных при убийстве переходят в их кровь и отравляют человека, делая его раздражительным, эмоциональным, беспокойным, возбуждает страсти. Тем не менее, несмотря на вред, наносимый организму мясной пищей нецелесообразно резко менять диету, это может вызвать агрессию и ухудшение состояния, иногда нужен не од год для того, чтобы организм сам перестроился и усваивал другую пищу. Что же касается до опасения ввести в свой организм животный магнетизм, то на это можно ответить словами Будды: «Если бы достижение заключалось лишь в отходе от мясной пищи, то слон и корова давно бы достигли его». Воздержание в питании предписывают все религии, так, христианская религия предлагает более 200 дней в году - пост. Пост – это радость для клеток, ответственных за иммунитет в организме, это помогает им обнаружить и уничтожить врагов нашего тела. Но нельзя забывать, что пост предполагает прежде всего очищение мыслей и намерений - расширение сознания и легкая диета способствуют этому. Учителя Мудрости говорят: «Рассмотрим явления поста не с точки зрения греховности пищи обильной и объедения, не с точки зрения угодности воздержания Богу... но под углом утверждения власти духа над той скорлупой, в которой он временно живет… Или человек чем-то владеет, или что-то владеет человеком. Едят все, и делают различные вещи, и производят различные действия все, но одни как рабы, другие как овладевшие… Нам не надо рабов, нам надо духом свободных». Конечно, плохая пища наносит вред телу, но куда больше яда образуют недобрые мысли: уныние, раздражение, страх, гнев, ярость и т.д., при этом «даже нектар может стать ядом». И еще следует знать и помнить, что в пище нуждается не только физическое тело, но и душа, ибо сказано: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Душа может питаться всем с чем соприкасается, если она способна распознать подобную пищу. «Не то, что входит в уста оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека». – так сказал Христос. «Хлеба и зрелищ!» – требует низший аспект человека; высший же взывает: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих». Мало кто допускает, что душа человека также нуждается в пище в определенное время и в достаточном количестве, а потому в большинстве случаев такое питание поступает нерегулярно; последствия такого пренебрежения сказываются на лицах и фигурах людей, что заметно наблюдательному человеку. У животных, если они не лишены еды и питья вследствие неблагоприятных условий, т.н. инстинкт (утерянный человеком) активизирует бессознательные силы, которые соответствуют человеческим желанию, побуждению и воле, и животная душа питается почти автоматически. Если бы перед едой человек осознанно захотел насытить душу, во время принятия пищи думал не об утолении голода, а о чем-то более высоком, а затем следовала краткая молчаливая благодарность и признательность, то обязательно пробудились бы энергии, которые дали бы душе пищу, обеспечили процесс пищеварения и усвоения, а пища, полученная телом, стала бы благословенной, что способствовало бы здоровью вследствие гармонического согласования сил души и тела. «Здоровье – это гармония». Помните, что не грубая пища, поступающая в этот удивительный орган – желудок, в конце концов входит в кровяной поток, чтобы напитать тело и обеспечить жизнеспособность; в желудке пища размельчается и перемешивается с желудочным соком до тех пор, пока огненные жизни, которые оживляют ее, не высвободятся и не войдут в кровяной поток, предоставляя своим телам (отработанной материи) разделить участь всех физических форм и состояний материи. Каждая из защитных оболочек огненных жизней связана с определенным планом или состоянием материи; некоторые оболочки настолько утончённы, что подвластны лишь воле и уму. Если желание побудит волю решить, чтобы какая-то часть защитных оболочек огненных жизней, той или иной степени, напитала душу, а ум, посредством движущей силы, заставит губы произнести звуки, направляющие эти оболочки по определенному пути, то ничто не воспрепятствует их перемещению. Затем те же или подобные силы приводятся в действие желанием, волей и умом во время благодарственной молитвы, следующей за принятием пищи; таким образом завершается процесс пищеварения и усвоения пищи душой. Не забывайте, что, хотя Эго ответственно прежде всего за то, чтобы физическое тело получало пищу, для него также чрезвычайно важно питание души. Разумеется, душа насыщается не только таким способом, ибо истинно сказано: «Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»; каждое такое слово есть Сын Божий, живое создание, ибо только жизнь может поддержать жизнь; нет ничего мертвого, и душа может питаться всем, с чем соприкасается. Ортодоксальный верующий воспринимает слова «Не заботьтесь для души вашей, что вам есть» буквально, а не в переносном смысле, как предполагалось, и не пытается пробудить духовное желание, волю и ум до, во время и после принятия пищи, поэтому его душа питается нерегулярно и вынуждена довольствоваться «крошками, падающими со стола богача» – духовного человека. Но увы, увы! даже эти крохи слишком тяжелы, чтобы неподготовленная душа могла усвоить их, потому очень часто она вынуждена питаться шелухой, остатками со стола эгоистичного, самовлюбленного, потворствующего своим желаниям суетного человека, выбрасывающего драгоценную пищу, ибо у него нет души, которую он должен насыщать, и его не заботят души других людей. О, сколь велики печаль и скорбь! Колесо мира каждый день перемалывает пищу, которая дала бы силы, насытила и оживила миллионы изголодавшихся человеческих душ – сокрушенных, полуразвившихся, терзаемых, искушаемых, со сломленной волей, – душ, которые изо дня в день выбрасываются из воплощения, тогда как манна небесная имеется в изобилии и, значит, жить могут все. Если человек признал, что его душа нуждается в пище и решил регулярно насыщать ее, если он находит и использует внешние символы этой пищи, если при помощи определенного ритуала пробуждает словами энергию звука, то, без преувеличения, он собирает сокровища на небе, помогая создать вечное строение, в котором будет пребывать Эго, высшая душа, когда внешняя форма обратится в прах.
Литература 1. «Агни Йога» в 4-х кн., М., «Сфера», 1999. 2. «Введение в Агни Йогу». Новосибирск, 1997. 3. «Грани Агни Йоги» в 17-ти т., Новосибирск, «Алгим». 4. «Криптограммы Востока». Рига, «Угунс», 1992. 5. «Письма Елены Рерих», в 2-х т., Минск, «Лотаць», 1999. 6. «Современные космические легенды Востока». Новосибирск, «Согласие», 1999. 7. «Спираль познания», в 2-х т., М. «Прогресс», 1996. 8. «Тайная Доктрина», в 2-х т., Адьяр, Теософское изд-во, 1991. 9. «Учение Храма», в 2-х т., М. МЦР «Мастер Банк», 2001. 10. «Чаша Востока». С-Пб. «Вахта Мира», 1992. 11. Дмитриева Л.П. «Посланник Христос…», в 7-ми т., М., Изд. «Дом имени Е.И.Рерих», 2000. 12. Клизовский А.И. «Основы миропонимания Новой Эпохи». Минск, «Мога Н – Вида Н», 1995. 13. Рерих Н.К. «Листы дневника», в 3-х т., М. МЦР, 1996. 14. Рокотова Н. «Основы буддизма». Н.-сибирск, «Согласие», 2001. 15. Уранов Н. «Нести радость». Рига, «Мир Огненный», 1998. 16. Дмитриева Л.П. «”Тайная Доктрина” Елены Блаватской в некоторых понятиях и символах», в 3-х т., Магнитогорск, «Амрита», 1994. 17. Э.Шротт. «Молодость и здоровье благодаря системе Аюрведа». М. Ростов-на-Дону, «Сигма - Пресс», «Феникс», 1997. 18. Цельтнер Р. «Раздельное питание». М. «Сигма-Пресс», «Феникс»,1997. 19. Хамм М. «Здоровое питание с овощами и фруктами». М. «Сигма-Пресс», «Феникс», 1997. 20. «Агни Йога о новых путях лечения». К., «Сердце», 1998. |
mir.zavantag.com
Чопра Дипак
"Как преодолеть вредные привычки"
ЧАСТЬ ПЕРВАЯЧто такое вредные привычки
ЗАБЛУДИВШИЙСЯ В ПОИСКАХ
Среди наиболее серьезных проблем нашего общества, касающихся человеческого здоровья, вредные привычки и их последствия занимают, по моему глубокому убеждению, далеко не последнее место. Сердечно-сосудистые заболевания, болезни органов дыхания, многие формы рака, СПИД — вот лишь некоторые недуги, прямой или косвенной причиной которых становятся вредные привычки. Эта небольшая книга, таким образом, представляет собой попытку весьма сжатого рассмотрения чрезвычайно обширной и сложной проблемы. На первый взгляд это может показаться нелегкой задачей. Быть может, кто-то сочтет попытку разобраться на паре сотен страниц в сложнейших вопросах, связанных с пагубными пристрастиями, некоторой самоуверенностью. И все же я уверен, что даже такая небольшая книжка принесет огромную пользу как миллионам людей, которые пытаются избавиться от вредных привычек сами, так и миллионам их родных и близких, стремящихся этим людям помочь.
Иными словами, отдавая себе отчет в том, насколько разнообразны трудности, возникающие в нашем обществе из-за вредных привычек миллионов и миллионов людей, я все же приступаю к осуществлению задуманного с оптимизмом и рвением. Причина этого вполне проста: несмотря на то что нам предстоит говорить здесь о глубочайших физических и эмоциональных страданиях, книга эта — о здоровье и счастье, наслаждении и достатке, любви и надежде.
Я понимаю, что сама по себе подобная позитивная установка несколько непривычна. Слишком часто наши усилия по решению проблемы вредных привычек оказываются отравлены злобой, нетерпимостью и отчаянием. Порой это звучит открыто, как, например, в выражениях наподобие «война с наркотиками» или же страшных историях о том, как пагубные пристрастия изломали чью-то карьеру и разбили кому-то жизнь. В других случаях такая негативная ориентация проявляется не столь непосредственно: вспомним, например, унылую обстановку многих «центров», где пациентам предлагают самим справиться со своими проблемами и где их ждет кружок пластиковых стульев в комнате с линолеумом на полу и люминесцентным освещением.
Страх перед прошлым, страх перед будущим, страх воспользоваться настоящим моментом для обретения подлинного счастья — сколь многими страхами бывает усеян путь склонного к вредным привычкам человека! Составной частью многих методик избавления от таких привычек также является страх. Однако для большинства людей подход, основывающийся на страхе, не может стать средством достижения долговременного успеха. Поэтому я намерен предложить здесь совершенно иной взгляд на вредные привычки и пагубные пристрастия — на то, что они собой представляют, и на людей, им поддавшихся.
Пристрастившийся человек видится мне искателем, который, увы, сбился с пути. Это человек, ищущий удовольствия, а может, даже своего рода трансцендентного опыта, — и я хочу подчеркнуть, что подобный поиск достоин всяческого поощрения. Такой человек ищет не там и не то, но стремится он к вещам очень важным, и мы не вправе позволить себе игнорировать значение его поиска. По крайней мере поначалу, пристрастившийся надеется испытать нечто чудесное, нечто выходящее за рамки неудовлетворительной, а то и нетерпимой для него повседневной действительности. В таком стремлении нет ничего постыдного. Наоборот, оно становится основой для истинной надежды и подлинного преображения.
Называя пристрастившегося искателем, мне хочется пойти еще дальше. На мой взгляд, человек, никогда не испытывавший тяги к пристрастиям, — это тот, кто не сделал и первого робкого шага к познанию истинного значения Духа. Быть может, в пристрастии и нечем гордиться, однако оно представляет собой стремление к переживаниям более высокого уровня. И хотя достичь такого уровня при помощи таблеток и разного рода одержимости невозможно, сама такая попытка свидетельствует о наличии в человеке чего-то подлинно духовного.
Согласно Аюрведе, традиционному индийскому учению о человеческом здоровье, каждый из нас хранит в себе память о совершенстве. Эта память запечатлена в каждой из клеток нашего тела. Ее нельзя стереть, но можно заглушить ядами и различного рода загрязнениями. При рассмотрении вопроса о пагубных пристрастиях нашей подлинной задачей является не описание разрушительного действия поведения аддиктивного типа [1] , но пробуждение всегда сохраняемого нами сознания совершенства. Будучи школьником, я прочел поэму «Потерянный рай», несомненно являющуюся одним из величайших произведений, созданных на английском языке. Но я понял и то, что рай, находящийся внутри нас, никогда не может быть утрачен в полном смысле этого слова. Мы можем перестать его замечать, но он всегда для нас достижим.
Мне часто приходила в голову мысль, что музыка — это вид искусства, который способен наиболее эффективно ввести нас в соприкосновение с нашим внутренним совершенством. К ней, разумеется, можно подходить с позиций разума и даже воспринимать как некий раздел математики, однако музыка, помимо этого, выводит нас на уровень, в некотором роде более глубокий, чем наши процессы сознательного мышления. Это можно испытать, слушая музыку, а еще более полно — играя ее. Всякий раз, присутствуя на концерте, я бываю поражен тем очевидным воздействием, которое музыка оказывает на исполнителя. То, что он переживает, можно назвать экстазом. Музыкант, в полном смысле слова поглощенный исполнением, перемещается в иную реальность и переживает совершенно безотчетные счастье и радость. Это захватывающее, восхитительное зрелище. Подобный опыт, разумеется, может стать достойной целью для устремлений и в вашей собственной жизни.
В связи с этим мне вспоминается некогда прочитанное жизнеописание Чарли Паркера,талантливейшего музыканта, блиставшего в джазовом мире Нью-Йорка в 40-х — начале 50-х годов. Лучшие из его саксофонных импровизаций были не просто ошеломляюще быстрыми и замысловатыми — они обладали логической связностью и единством. Обожествлявшие Паркера молодые музыканты были готовы на все, чтобы играть так, как он, однако его музыкальные способности казались чуть ли не сверхъестественными. В чем же был секрет его игры, его способности войти в то, не каждому доступное пространство, где он, вне всякого сомнения, пребывал во время исполнения?
Случилось так, что Чарли Паркер был не только великим музыкантом, но и пристрастившимся к героину наркоманом. И хотя лучшие его соло были сыграны, когда он не был зависим от наркотиков, среди целого поколения джазовых музыкантов стало модным употреблять героин в подражание своему кумиру. Их порыв вполне понятен и даже достоин восхищения: им хотелось погрузиться в то сверхъестественное переживание, в котором у них на глазах пребывал другой человек. Однако для многих талантливых людей это имело катастрофические последствия. Героин не только не привел их к главной цели жизни — стать выдающимися музыкантами, но и оказался для них губителен. Им хотелось найти короткий путь в рай, но свернули они явно не на ту тропу. В отношении пагубных пристрастий этот момент — важнейший, идет ли речь о наркотиках, еде, алкоголе, курении, азартных играх, телевизионных мыльных операх или тысячах других искушений, ежедневно присутствующих в нашей жизни. Пристрастие начинается, когда нужную вещь ищут в неподобающем месте. Как показал в своей великолепной книге «Экстаз» последователь Юнга психолог Роберт Джонсон, пристрастие есть не что иное, как донельзя выродившаяся замена истинному переживанию счастья.
ВОСПИТАНИЕ ДУХА
Всякий раз, когда мне хочется понять, что такое чудо и счастье, я мысленно возвращаюсь в тот яркий и прекрасный день, когда я отправился на прогулку с маленькой трехлетней девочкой, дочкой моего соседа.
Несмотря на то что мы тогда всего один раз обошли свой уютный, но ничем особо не примечательный жилой квартал, это заняло у нас почти целый час. Вышло так, что все увиденное и услышанное становилось для нас радостным открытием и поводом для восторженного обсуждения. Вновь и вновь мы останавливались, чтобы посмотреть на припаркованные у тротуара автомобили. Моя юная подружка радостно щебетала об их цвете, размере, форме и даже непременно хотела прикоснуться к каждому из них. Столь же восторженное внимание она уделяла цветам, растущим на клумбах, и доносившимся до нас издалека звукам пожарной машины. Когда над нашими головами пролетел самолет, мы тут же остановились и принялись смотреть в небо до тех пор, пока он, превратившись в крошечную пылинку, не растаял вдалеке. И, конечно же, мы махали ему вслед.
Эта прогулка вокруг квартала привела меня к некоторым очень важным выводам. Так, было очевидно, что на самом деле источником удовольствия для девочки было вовсе не то, с чем мы сталкивались, само по себе. Картины, звуки, предметы — все это было для нее лишь поводом выразить то чувство, которое уже присутствовало в ней. Чувство это не происходило от чего-то находящегося во внешнем мире; наоборот, оно проецировалось на мир из ее сердца и души. По-моему, счастье — это именно то слово, которое наилучшим образом характеризует такое состояние самозарождающегося наслаждения.
Большинство людей, по крайней мере взрослых, не переживают счастья, гуляя вокруг квартала, и тому есть вполне понятные причины. Дети живут в мире чистого созерцания. Для них зрительные образы, звуки и предметы существуют затем, чтобы получать от них удовольствие, играть с ними, а вовсе не для того, чтоб ими пользоваться. А вот в жизни взрослых все подчинено обязанностям. Гуляя в солнечный день, мы воспринимаем окружающий нас мир как неразборчивую мозаику цветов и узоров, а сознание наше при этом сосредоточено на той или иной проблеме, которую мы в данный момент считаем наиболее острой. Как бы ни называлось такого рода переживание, это что угодно, только не счастье.
Но представим себе, что такой вот озабоченный взрослый, гуляя, уставившись в тротуар, вдруг обнаруживает в поле своего зрения что-то совершенно необычное. Стодолларовую купюру! Эффект будет почти что магический! Проблемы, казавшиеся до сих пор столь всепоглощающими, от подобной удачи сразу же — по крайней мере на какое-то время — куда-то деваются. Случись такое с вами, у вас перед глазами тут же замелькал бы перечень того, что можно с этой стодолларовой купюрой сделать. Быть может, вы не отнесетесь к этому случаю как к чему-то преобразившему вашу жизнь, но наверняка станете думать о нем как о чем-то очень хорошем —и состояние вашего сознания разительно преобразится. Что вы почувствуете? Я уверен, вам тут же пришло в голову это слово: радость.
Найдя сто долларов, вы обрадуетесь. Деньги — это внешняя причина, а ощущение радости — внутренний на нее отклик. Счастье же можно описать как ощущение радости без причины. Счастье — это изначально наличествующее внутреннее состояние, которым определяется наше восприятие мира. Счастье есть причина, тогда как радость — следствие.
Я не хочу сказать, что мы, взрослые, всегда должны стремиться вести себя так, будто мы маленькие дети, однако нам необходимо помнить о том счастливом состоянии бытия, что некогда было нам свойственно. Оно всегда достижимо, хотя его часто путают с совершенно иным состоянием, которое я назвал ощущением радости. Радости —это то, чего мы ищем, к чему стремимся, быть может, даже то, за что боремся. Радости — это что-то такое, что мы пытаемся отыскать или, скорее, купить. Счастье же — это то, что мы есть.
Люди стремятся избежать страдания и получить удовольствие, и они берут себе удовольствие в любой из доступной им форм. Если человек утратил связь со своими внутренними источниками счастья, если радость, приходящая к нему из внешних источников, — это единственное знакомое ему счастье, то он ищет именно такого переживания. В зависимости от обстоятельств, этот поиск может оказаться весьма ценным и плодотворным. Но, к сожалению, он может также вылиться в пристрастие в каком-либо из множества его обличий.
Давайте заменим в нашей истории нахождение стодолларовой купюры какими-нибудь другими открывшимися возможностями. Предположим, некий живущий в мире страданий и жестокости молодой человек находит субстанцию, способную мгновенно перенести его, пусть лишь на короткое время, в совершенно иную жизнь. Предположим, некий другой молодой человек,, чье продвижение по службе затормозилось, а семья испытывает финансовые затруднения, получает облегчение оттого, что, отправив жену спать, выпивает бутылочку пива, — а выпив полдюжины, чувствует себя еще лучше.
Еще кто-то отыщет подобный выход в чем-нибудь другом из бесконечного разнообразия веществ, вызывающих зависимость, и аддиктивных типов поведения. Каков бы ни был опыт, если он доставляет удовольствие, его, естественно, всегда хочется повторить. Такое повторение, по крайней мере поначалу, есть вопрос выбора. Но когда человеком действительно овладевает пристрастие, оно превращается в потребность и даже в необходимость.
Аюрведа весьма четко определяет подобные психологические и физиологические механизмы. Когда мы совершаем какое-либо действие, скажем, берем в руку карандаш или преодолеваем на резиновой лодке речной порог, мы внутренне устанааливаем его место в спектре нашего опыта. На одном краю этого спектра находится невыносимое страдание, а на другом — высшее наслаждение. Завершившись, действие продолжает существовать в нашем сознании — равно как и в нашем теле — в виде воспоминания, которому приписывается та или иная степень страдания или же наслаждения. Если уровень «страдания» достаточно высок, мы будем делать все от нас зависящее, чтобы избежать повторения этого действия. Если же действие принесет нам большое наслаждение, мы будем столь же отчаянно стремиться совершить его вновь.
Санскритское слово карма означает действие. Оно может относиться как к физической деятельности, так и к тому или иному ментальному процессу, скажем, к мышлению или чувствованию. Всякое действие содержит в себе семена воспоминания, называемые на санскрите санскарой , и семена желания, именуемые васаной . По существу, различие между этими двумя понятиями состоит в том, что одно из них обращено назад, а другое — вперед. Если воспоминание о действии приятно, оно порождает желание совершить новое действие, доставляющее по меньшей мере такое же удовольствие. Новое действие может как просто повторять совершенное ранее, так и представлять собой попытку получить еще большее наслаждение.
Сущность этой парадигмы была признана истинной даже в философских традициях, весьма далеких от индийской. Французский писатель Оноре де Бальзак заметил, что в жизни некоторых особо эмоциональных людей — он говорил об игроках и любовниках — часто присутствует некое в высшей степени острое переживание, которое начинает тяготеть над всеми их последующими поступками, порождая стремление воспроизвести однажды испытанное возбуждение. Быть может, даже сам того не сознавая, Бальзак дал прекрасное описание аддиктивного поведения, ведь пристрастия к азартным играм и сексу относятся к числу наиболее широко известных зависимостей.
Аюрведа особо подчеркивает, что после того, как мы совершим то или иное действие, оно навсегда запечатлевается в нас наряду со столь же неустранимыми элементами воспоминания и желания. Что бы мы ни делали, ни говорили и даже ни думали, триада «действие —воспоминание — желание» оказывается закодированной в наших клетках, и код этот попросту невозможно стереть. Это имеет важнейшие последствия с точки зрения предлагаемого в этой книге подхода к вредным привычкам. Мы не будем стремиться к тому, чтобы «избавиться» от воспоминаний и желаний, стоящих за аддиктивным поведением. Вместо этого мы сосредоточимся на создании новых, в высшей степени позитивных ощущений, которые окажутся сильнее разрушительных побуждений пристрастия и сделают эти побуждения бессильными.
Пожалуй, лучше всего проиллюстрировать это на примере одной из пациенток, несколько лет назад пришедшей в наш коррекционный центр. Я уверен, что этот случай свидетельствует об эффективности позитивного подхода к пристрастию, приспособленного к индивидуальным потребностям человека. Моей пациенткой была семнадцатилетняя девушка; назовем ее Эллен .
С первого взгляда на Эллен мне стало ясно, что у нее серьезные проблемы со здоровьем. Впоследствии выяснилось, что происходят они от употребления наркотиков и другого рода саморазрушающего поведения, возобладавшего в ее жизни с четырнадцатилетнего возраста. Проще говоря, Эллен пристрастилась к героину, в результате чего оказалась вовлечена в другие опасные и пагубные занятия, такие, как воровство и проституция.
Я решил поначалу не затрагивать в разговоре с Эллен тему ее пристрастий. Этими разговорами она была уже сыта по горло. В сущности, почти каждая минута ее жизни оказывалась тем или иным образом с ними связана, то ли в форме ее в этом участия, то ли в виде терапевтического вмешательства. И до сих пор все попытки такого вмешательства были по большей части безуспешными.
— Давай пока что не будем обсуждать твои нынешние проблемы, — предложил я Эллен в одну из наших первых встреч. — Поговорим о том, чем ты занималась до их появления. Было ли что-нибудь такое, что тебе особенно нравилось делать, когда ты была маленькой девочкой? К чему ты на самом деле тогда стремилась? Что тебя интересовало больше всего?
Эллен задумалась, словно пытаясь вспомнить некую дату из курса древней истории, а не события своей собственной жизни всего-то двух- или трехлетней давности.
— Ну, — сказала она, — мне очень нравилось заниматься верховой ездой. Но я даже представить себе не могу, как бы я влезла сейчас на лошадь. Даже не знаю, смогла ли бы я проехать, не упав. Тогда я была совсем другим человеком.
Достаточно было одного взгляда на Эллен , чтобы понять, откуда у нее такие настроения. Она выглядела беспокойной, усталой и недоедающей. Толстая стена умственного, физического и эмоционального нездоровья изолировала ее от внешнего мира и даже от ее собственных истинных потребностей и чувств. Поэтому первой целью курса ее лечения было устранение этого барьера.
Я предложил Эллен пройти пятиуровневую аюрведическую процедуру очищения, называемую Панчакарма . После недолгого обсуждения Эллен согласилась — и, подобно всякому прошедшему Панчакарму , почувствовала себя полностью «перерожденной». Аюрведа рассматривает сознание и тело как составляющие единого целого. Когда тело Эллен было очищено на самом основном, клеточном уровне, ее эмоции и дух оказались точно так же очищены и восстановлены. В Панчакарме нет ничего загадочного или чудесного, однако эффект был поистине поразителен. Химические и эмоциональные барьеры, скрывавшие истинное «я» Эллен, начали рушиться.
Затем Эллен несколько дней отдыхала от этих очистительных процедур, и я решил, что настало время приступить к проблеме ее пристрастий более непосредственно. Мы действительно отправились на прогулку верхом, несмотря на ее прежние опасения. И, как я и ожидал, Эллен это понравилось. С точки зрения Аюрведы , это было чрезвычайно важно, поскольку верховая езда пробудила специфическую цепочку «действие — воспоминание —желание», некогда сыгравшую в жизни Эллен положительную роль. Я был убежден, что эта цепочка окажет свое благотворное воздействие вновь.
Когда мы вернулись с прогулки, я спросил Эллен , как она себя чувствует. Мне хотелось, чтобы, описывая мне полученные ею только что ощущения, она пережила их снова. Эллен была удивлена и обрадована тем, что ей доставило такое удовольствие занятие, которое, как она думала, стало ей недоступным. Тогда я предложил ей ненадолго пройти в мой кабинет и кое-что там обсудить.
Мы присели на диван, и я почувствовал, что Эллен приготовилась выслушать некую суровую лекцию. Я видел, что она по привычке, выработавшейся у нее в наши первые встречи, молча ушла в глухую оборону. Но вместо того, чтобы что-либо говорить самому, я предложил говорить Эллен .
— Я хотел бы, чтоб ты рассказала мне обо всем, что происходит с тобой, когда ты вводишь себе наркотик, — сказал я. — Все, от начала до конца. Пожалуйста, опиши точно, как ты это делаешь и что именно чувствуешь в результате.
— Вы хотите услышать о том, что это похоже на взлет с последующим падением? — спросила она.
— Нет, поскольку это только конечный результат. Начни с самого начала. Расскажи мне, как выглядит шприц, что ты чувствуешь, когда ты держишь его в руке. Расскажи, как выглядит игла и что ты чувствуешь, вонзая ее себе в руку. Если во всем этом есть какое-то удовольствие, опиши мне его, и если есть боль, страх, печаль — скажи об этом тоже. Расскажи, какой запах ты ощущаешь, принимая наркотик, на что похож звук, когда ты надавливаешь на поршень шприца. Быть может, ты ощущаешь какой-нибудь особенный вкус или же у тебя во рту становится необычно сухо? Попытайся с помощью своего воображения пройти для меня через все это.
У меня было несколько причин обратиться к Эллен с такой просьбой, но самое главное — это было упражнение на осознание. В Аюрведе осознание равносильно овладению всей полнотой информации о текущем моменте. Это означает сосредоточение на всех своих ощущениях и полное переживание всего того, о чем вам говорит ваше тело в процессе той или иной деятельности. Вводя себе наркотик, Эллен не привыкла осознавать. Для нее это было чем-то доведенным до автоматизма, а туман, обволакивавший Эллен , когда наркотик начинал действовать, еще больше скрывал от нее действительную механику этого процесса. Подобное описание было для нее огромным эмоциональным и умственным напряжением, но я хотел, чтобы она была точна во всех деталях. Эллен закончила свой рассказ, и я почувствовал, что теперь ее опыт стал для нее более прозрачен, более реален и более осознан, чем был в то время, когда она действительно раз за разом наполняла шприц и вонзала себе в руку иглу.
— Ну а теперь, когда ты мне во всех подробностях рассказала о введении наркотиков, я хотел бы, чтоб ты так же описала свои переживания, когда мы сегодня ездили верхом. Опять-таки, вспомни все свои мысли, все свои ощущения. Как ты чувствовала себя, когда впервые увидела сегодня лошадь? На что было похоже ощущение, когда ты вставила ногу в стремя? Какова была на ощупь кожа седла? Каков был звук копыт, стучащих по траве? Какие чувства ты испытывала на различных стадиях прогулки? Проведи меня сквозь все это от начала до конца.
Это второе описание далось Эллен куда легче первого, и не только потому, что речь шла о событиях совсем недавних. Это объяснялось тем, что она полностью пережила прогулку верхом. Ее сознание и тело освободились от оцепенения, тяготевшего над ней последние три года. Все, что касалось верховой езды, было для этой девушки живым и радостным; таким же был и ее рассказ.
— А теперь ты должна выбрать между этими двумя своими переживаниями, — сказал я Эллен , —и поскольку ты только что ясно и осознанно прошла сквозь них для меня, я знаю, что ты сможешь принять обоснованное решение. Разумеется, меня подмывает прочитать тебе мораль по поводу разницы между героином и верховой ездой, но я удержусь от этого искушения, так как не думаю, что от этого будет какая-нибудь польза. Я скажу только, что те картины, звуки, ощущения, мысли и чувства, которые ты испытала сегодня днем, будут недоступны тебе — буквально невозможны для тебя, — если ты остановишь свой выбор на наркотиках.
Я рад сообщить, что Эллен решила порвать с наркотиками и нашла в себе силы оставаться верной этому решению. Я знаю, что подход, которого я придерживался в отношении нее, был чреват некоторым риском, но я знаю также и то, что он оказался успешен именно по этой самой причине. Я не просил Эллен отказываться от удовольствия, которое она испытывала, принимая героин. Наоборот, я настаивал на том, чтобы в нашей беседе она четко сосредоточилась на этих ощущениях. Но вместе с тем я просил ее вспомнить и о сопряженных с приемом наркотиков страданиях. Катание же на лошади несло в себе только радость. Это было занятие, доставлявшее ей наслаждение еще до того, как она попала в беду, и пробужденное воспоминание об этом более сильном удовольствии смогло затмить сравнительно более слабое удовольствие от наркотика.
Как только пристрастившийся получает доступ к удовлетворению более глубокому, чем то, которое обеспечивается посредством пагубного поведения, для него естественным образом открывается путь к освобождению от зависимости. Однажды пробужденное, воспоминание о внутреннем совершенстве порождает желание, которое этой зависимости сильнее.
Подход к проблеме зависимости, сработавший в случае Эллен , можно назвать «основанным на удовольствии» или, скажем, «осознанием с упором на удовольствие». Но лучше всего думать о нем попросту как о духовном. Я уверен, что этот подход может оказаться действенным для очень многих людей, хотя возможны случаи, когда в процедуру потребуется включить некоторые дополнительные шаги. У Эллен , несмотря на все с ней случившееся, был опыт счастья, от которого можно было отталкиваться. Но что, если на мой вопрос, доставляло ли ей что-либо истинное удовольствие до того, как она начала принимать наркотики, Эллен ответила бы лишь беспомощным взглядом?
Существует великое множество людей, в жизни которых не было положительных моментов, подобных тем, которые Эллен смогла использовать в качестве источника своего исцеления. Или же эти моменты настолько покрыты у них мраком, что их уже невозможно оживить с помощью нескольких приятных солнечных дней. Но чтобы отказаться от ощущений, связанных с аддиктивным поведением, человеку нужно познать истинное удовольствие. И первым шагом к познанию счастья является просто-напросто познание самого себя. Одна из величайших заслуг Аюрведы состоит в том, что путем подразделения людей на ментально-телесные категории она приспосабливается к абсолютной уникальности каждого конкретного человека, позволяя ему в высшей степени практичным образом осознать свои индивидуальные потребности и качества.
В следующей главе вы получите возможность определить по такой аюрведической системе ваш собственный ментально-телесный тип, чтобы затем узнать, каким образом это знание позволяет человеку достичь умственного, физического и духовного благополучия — одним словом, счастья.
АЮРВЕДИЧЕСКАЯ АНКЕТА ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕНТАЛЬНО-ТЕЛЕСНОГО ТИПА
Эта анкета состоит из трех разделов. Первые 20 вопросов относятся к Вата-доше : прочитайте каждое предложение и отметьте (по шкале от 0 до 6), в какой мере оно справедливо в вашем случае.
0 — это ко мне не относится
3 — относится ко мне частично (или иногда)
6 — относится ко мне почти полностью (или почти всегда)
В конце раздела запишите общую сумму баллов по вашей Вате. Например, если вы отметили 6 по первому вопросу, 3 по второму и 2 по третьему, то всего по первым трем пунктам вы набираете 6 + 3 + 2=11 баллов. Таким же способом дайте ответы на все остальные вопросы раздела и получите полную сумму баллов по вашей Вате. После этого переходите к следующим 20 вопросам в разделе Питты, а затем — и разделе Капхи.
Закончив эту работу, получаете три отдельные суммы баллов. Сравнивая их, вы и определите ваш телесный тип.
У вас не будет затруднений при оценке своих очевидных физических параметров. Что же касается умственных и поведенческих характеристик, то здесь оценка будет более субъективна; для того чтобы приблизить ее к истине, вам следует учитывать свои чувства и действия если не за всю жизнь, то хотя бы за последние годы.
Нет | Частично | Почти всегда | |
1 . Я все делаю очень быстро | |||
2. Я плохо запоминаю и с трудом вспоминаю впоследствии | |||
3. По натуре я жизнерадостный, бодрый энтузиаст | |||
4. У меня хрупкое телосложение, мне нелегко набрать вес | |||
5. Я всегда очень быстро обучаюсь новым вещам | |||
6. Обычно у меня легкая и быстрая походка | |||
7. У меня бывают затруднения, когда приходится принимать решение | |||
8. У меня легко возникают запоры и образуются газы в кишечнике | |||
9. Ступни и ладони у меня чаще бывают холодные | |||
10. Я часто испытываю тревогу и беспокойство | |||
11 . Не переношу холодную погоду, как и большинство люден | |||
12. У меня быстрая речь, и друзья считают меня разговорчивым | |||
13. У меня легко меняется настроение, я эмоционален по натуре | |||
14. Мне часто бывает нелегко заснуть, и ночной сон некрепок | |||
15. У меня чисто, особенно зимой, бывает очень сухая кожа | |||
16. Мои ум очень активен, иногда беспокоен, зато полон воображения | |||
17. Мои движения быстры и актины; моя энергия обычно проявляется всплесками | |||
18. Я легко поддаюсь возбуждению | |||
19. Я отличаюсь склонностью к беспорядочному режиму сил и питания | |||
20. Я легко обучаюсь, но быстро забываю |
Сумма баллов по Вате:
Нет | Частично | Почти всегда | |
1. Я считаю себя умелым и толковым человеком | |||
2. В любом деле я стремлюсь к максимальной точности и порядку | |||
3. У меня решительный, сильный ум и напористое поведение | |||
4. R жаркую погоду чувствую дискомфорт и устаю сильнее, чем большинство людей | |||
5. Я легко потею | |||
6. Я очень легко впадаю в гнев пли раздражение, хотя не всегда это показываю | |||
7. Я испытываю дискомфорт, когда очередной прием пищи задерживается или отменяется | |||
8. Мои волосы отличаются хотя бы одним из следующих свойств: рано седеют или выпадают; тонкие, мягкие, прямые; светлые, рыжие пли песочного цвета | |||
9. У меня хороший аппетит, я могу очень много съесть, если пожелаю | |||
10. Многие считают меня упрямым | |||
11. Мой кишечник работает очень регулярно: у меня скорее может быть понос, чем запор | |||
12. Я нетерпелив | |||
13. Я аккуратен в мелочах до совершенства | |||
14. Я легко впадаю в гнев, но скоро отхожу и забываю инцидент | |||
15. Обожаю холодную еду, особенно мороженое и напитки сольдом | |||
16. В помещениях мне чаще бывает слишком жарко, чем слишком холодно | |||
17. Не выношу горячую и острую еду | |||
18. Мне следовало бы более терпимо воспринимать несогласие | |||
19. Люблю, когда мне выпадают испытания, и если я чего-то хочу, то очень решительно добиваюсь этого | |||
20. Мне присуще критически относиться не только к другим, и о также и к себе |
Сумма баллов по Питте:
Нет | Частично | Почти всегда | |
1. Мне от природы присуще все делать медленно и спокойно | |||
2. Я легче, чем большинство людей, прибавляю в весе и медленнее избавляюсь от лишнего веса | |||
3. Обычно у меня спокойное и мирное расположение духа, и меня нелегко вывести из равновесия | |||
4. Могу пропустить прием пищи, не испытывая особого дискомфорта | |||
5. Страдаю склонностью к избыточному выделению мокроты и слизи, к застойной астме и синуситам | |||
6. Мне необходимо не менее восьми часов сна, чтобы чувствовать себя комфортно весь следующий день | |||
7. У меня очень глубокий, крепкий сон | |||
8. Я спокоен по природе, и меня трудно рассердить | |||
9. Я обучаюсь не так быстро, как другие люди, зато хорошо и надолго запоминаю | |||
10. У меня есть склонность к полноте, к быстрому ожирению | |||
11. Мне неприятна холодная сырая погода | |||
12. У меня жесткие, темные, волнистые (или курчавые) волосы | |||
13. У меня гладкая, упругая кожа и бледный цвет лица | |||
14. У меня массивное, крепкое телосложение | |||
15. Мои характерные черты: искренность, доброжелательность, нежность, склонность прощать | |||
16. У меня медленное пищеварение, поэтому я ощущаю тяжесть после еды | |||
17. Я отличаюсь высокой жизнестойкостью, выносливостью и стабильным уровнем энергии | |||
18. Моя походка обычно нетороплива, размеренна | |||
19. У меня есть склонность к излишнему сну, утром я долго поднимаюсь с постели и не сразу вхожу в рабочее состояние | |||
20. Я принимаю пищу и вообще все делаю неторопливо и обстоятельно |
Сумма баллов по Капхе:
Общий итог: Вата —... Питта —... Капха — ...
ВАТА
Подобно ветру прерий, Вата все время движется, перемещается, меняя при этом направление. Вата-тип существенно более изменчив, чем Питта или Капха, и то, каким будет его поведение на следующий день, предсказать гораздо труднее. Для людей Вата -типа характерны внезапные всплески энергии, как эмоциональной, так и физической, которые столь же быстро прекращаются. Прогуливаясь ли, обедая, решая, идти ли им спать, люди этого типа последовательны лишь в своей непоследовательности. Такая переменчивость также характерна для их пищеварения, настроения, эмоций и общего состояния их здоровья. Вата -тип, например, особенно уязвим для таких мелких заболеваний, как простуда или грипп.
Характеристики Вата-типа
• легкий, худощавый
• все делает быстро
• нерегулярные аппетит и пищеварение
• легкий, непостоянный сон, склонность к бессоннице
• энтузиазм, живость, воображение
• возбудимость, быстрая смена настроений
• быстро схватывает информацию и быстро ее забывает
• склонность к беспокойству
• склонность к запорам
• быстрая утомляемость, склонность к перенапряжению
• умственная и физическая энергия проявляется всплесками
Очень характерно для Вата-типа :
• может испытывать голод в любое время дня или ночи
• любит возбуждение и постоянные перемены
• ложится спать каждый вечер в другое время, пропускает приемы пищи и вообще часто меняет привычки
• хорошее пищеварение в один день и плохое в другой
• яркие и несдержанные вспышки эмоций, которые продолжаются недолго и быстро забываются
• быстрая ходьба
ПИТТА
Читайте также:
lektsia.com
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»