Не хлебом единым жив человек значение


Не хлебом единым жив человек значение — Радио ВЕРА

Искушение Христа в пустыне. Елена Черкасова.

«Не хлебом единым жив человек» — так мы говорим, когда хотим напомнить себе или окружающим, что у человека есть не только материальные потребности.

И действительно, людям нужна не только пища, одежда и крыша над головой.

В Библии описано, как покинув Египет еврейский народ сорок лет скитался по пустыне Аравийского полуострова. За это время умерли почти все, кто помнил каково быть рабом, и войти в обещанную Богом землю смогло уже новое, свободное поколение.

За время скитаний в пустыне народ пережил немало трудностей и суровых испытаний. В это время Господь дал Израилю не только знаменитые десять заповедей, но и сложнейший ветхозаветный закон, определявший все стороны человеческой жизни. Исполнять его было непросто.

И, конечно же, люди не раз роптали. Рабство в Египте уже казалось им славным временем, и многие мечтали вернуться назад. Туда, где они были рабами, но зато сытыми и уверенными в своем будущем.

Возражая этим мыслям, Моисей  говорил, что Бог не напрасно посылал евреям за эти годы множество трудностей и испытаний. Во всем этом крылся глубокий смысл:  «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» — говорит Библия. Иными словами, чтобы быть по-настоящему живым, человеку нужно иметь связь с источником жизни, которым является Бог. И душа человеческая живет, пока сохраняет эту связь с Богом.

Фраза «не хлебом единым жив человек» взята из Ветхого Завета, но наиболее широко распространилось это выражение, благодаря уже завету Новому.

В Евангелии говорится о том, что Христос, после Крещения в реке Иордан, удалился в пустыню. Сорок дней Он ничего не ел. Во время этого периода строгого воздержания к Иисусу пришел сатана и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Христос отверг предложение искусителя, сказав ему в ответ: написано «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих».

dev.radiovera.ru

Не хлебом единым жив человек.

Вообще эта фраза взята из Библии и полностью звучит таким образом: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Значение же ее немного расходится с временами теми нынешними. Многие фразы меняют или вовсе теряют свой смысл с течением времени. В сущности, на эту фразу вообще обратили внимание после выхода в свет в 50-х годах книги Дудинцева «Не хлебом единым». Ведь не так много людей, часто употребляющих в обиходе библейские цитаты. Но если фраза на слуху — ее быстро начинают развивать. Так всегда.

В сущности, смысл не так уж и поменялся: в Библии призывают следовать слову Бога, а не довольствоваться только физическим насыщением; в современном понимании — почти то же самое, т. е. человеку нужна не только материальная, но и духовная пища. Расхождение, я так думаю, в материальном плане: сейчас это воспринимается немного по-другому. К тому же, большинство людей-таки считают достаток и удобства основными составляющими жизни. Каково заблуждение. На мой взгляд, человек глуп, если счастье у него измеряется в деньгах. Тут даже больше- к глупости прибавляется черствость и мелочность. Однако, разумеется, я и не сторонник фразы «питаться святым духом», т. е. не иметь ничего, даже пропитания. По-моему, счастье находится в гармонии достатка материального и духовного.

Часто говорят «богатые люди несчастны». Не могу не согласиться по одной простой причине: чем больше у человека есть, тем больше ему нужно, тем хуже он становится как личность. Потребности растут, нервы ни к черту, потому что нужно следить за богатством, за его прибавлением, ощущать банальную зависть окружающих, руководить кучей людей, половина из которых наверняка тебя ненавидит. Да и еще множество факторов. Но самое главное — в погоне за богатством люди забывают о себе внутреннем, о своих духовных потребностях в близком человеке, в элементарном разговоре по душам, о надежных и преданных друзьях. Вот и остаются такие люди «сидя на золоте в одиночестве». Как Драконы, ей богу.

Что же нужно человеку для счастья? Другой человек. Если хотите — множество других людей. Человек — существо социальное. Без социума все мы «ржавеем», как старые жестянки, замыкаемся в себе, не найдя утешение в ближнем. Неужели никто никогда не замечал, как угрюмо идут люди в толпе на улице, задумчиво погрузившись в себя. А как они ведут себя в компании друзей? Весело, бодро, рассказывая смешные истории, смеясь от души. Потому что каждому из нас нужен этот энергетический обмен. И неважно, интроверт или экстраверт, мизантроп или филантроп, оптимист или пессимист — всем нужны близкие и родные люди, поддерживающие в трудный момент или разделяющие счастливые мгновения.

Другой критерий, пожалуй, второстепенный. Творчество, релаксация, занятие любимым делом — тоже немаловажные составляющие духовного удовлетворения личности. Иначе жизнь не в радость, а в тягость. Рутинная ненавистная работа, отсутствие общения явно ни на ком не сказываются благоприятно. С другой стороны — стремление к лучшим условиям, заработку тоже влияют на духовную гармонию. Занятие танцами, музыкой, спортом, чем-либо еще требуют определенных затрат, что несомненно является стимулом к материальному благополучию.

В чем же основная идея? Повторюсь — в гармонии. Во-первых, гармония внутри себя самого, во-вторых — в отношениях с окружающими и в семье, в-третьих — в занятии любимым делом.

Но лично мне духовные блага приносят больше счастья, нежели материальные. .

yvision.kz

Не хлебом единым жив человек, Не хлебом единым жив человек

Не хлебом единым жив человек,

  • Не хлебом единым жив человек,

  • но всяким словом Божьим.

  • Именно русская литература почувствовала, как это емко и глубоко: не хлебом единым - то есть хлебом тоже, но не только им. Жив человек - т.е. живет, проявляет себя как личность. Жив человек - изменим логическое ударение, и мы почувствуем, как это важно: именно человек, потому что скотине достаточно хлеба, корма, и лишь человеку, личности одного хлеба мало. Словом Божьим - именно так, словом истины, потому что слово может быть и дьявольским, лживым. Пушкин удивительно точно выразил эту мысль: "Веленью Божию, о муза, будь послушна..."

Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовного огня в сердцах человеческих, герои всегда искали свой путь в этом мире Божьем.

  • Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовного огня в сердцах человеческих, герои всегда искали свой путь в этом мире Божьем.

  • В последние десятилетия проблеме связи русской литературы с христианством уделяется особое внимание. Изданы сборники: «Христианство и русская литература» (СПб.: Наука, 1994), «Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков» (Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994), «Русская литература XIX в. и христианство» (М.: Изд-во МГУ, 1997), большими тиражами опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого, вошли в научный оборот исследования, посвященные русской святости Г. П. Федотова, К. Н. Леонтьева, В. Н. Топорова и др. Но работы написаны в основном о произведениях 19 и начала 20 вв. Когда же речь заходит о литературе рубежа 20 и 21 века, то все исследователи говорят о мучительных поисках, интенсивности перемен, анализе зла и т.д.

Цель нашей работы – доказать, что лишь опора на православие в наше непростое время является «спасительным ковчегом», а в истории литературы останется не «сиюминутное», написанное на злобу дня и потребу публики. Отсюда вытекают задачи исследования:

  • Цель нашей работы – доказать, что лишь опора на православие в наше непростое время является «спасительным ковчегом», а в истории литературы останется не «сиюминутное», написанное на злобу дня и потребу публики. Отсюда вытекают задачи исследования:

  • 1.     Выяснить роль православия в формировании и поддержании семьи как социального института.

  • 2.     Выявить духовные ценности и идеалы в литературе Древней Руси на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских».

  • 3.     Проследить традиции и новаторство в изображении семейных ценностей в художественной литературе конца XX века.

Мы опирались на авторитетнейшие работы Лейдермана Н.Л. и Липовецкого М.Н. «Современная русская литература, Габриэлян Н. «Взгляд на женскую прозу», Лотмана Ю. «Женский мир», Тиминой С. «Медея 20 века» и др. при написании 3 главы. Но самым важным открытием стали интернет-ресурсы:

  • Мы опирались на авторитетнейшие работы Лейдермана Н.Л. и Липовецкого М.Н. «Современная русская литература, Габриэлян Н. «Взгляд на женскую прозу», Лотмана Ю. «Женский мир», Тиминой С. «Медея 20 века» и др. при написании 3 главы. Но самым важным открытием стали интернет-ресурсы:

  • Православие - Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Электронная библиотека Митрополита Антония Сурожского www.mitras.ru, Православное христианство www.hristianstvo.ru, сайт Патриархия.ru, портал «Православие и мир».

Испокон веков к теме брака и отношений между мужчиной и женщиной обращались служители культа, богословы и путешественники, описывавшие нравы и обычаи" различных этнических групп. Классическим сводом правил и наставлений, касающихся семейно-нравственного устройства жизни, являлся в России "Домострой". Как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома, он требовал беспрекословного подчинения главе семьи.

  • Испокон веков к теме брака и отношений между мужчиной и женщиной обращались служители культа, богословы и путешественники, описывавшие нравы и обычаи" различных этнических групп. Классическим сводом правил и наставлений, касающихся семейно-нравственного устройства жизни, являлся в России "Домострой". Как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома, он требовал беспрекословного подчинения главе семьи.

  • При воспитании детей использовалось следующее наставление: "Чада, послушайте заповеди Господни, любите отца своего и матерь свою, и послушайте их, и повинуйтеся им по Бозе во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всея душа понесите на своей выи (шее), и благо вам будет, и долголетны будете на земли, сим очистите грехи своя и от Бога помиловани будете и прославитеся от - человек, и дом его будет благословен в веки..."

Первостепенные требования, предъявляемые к человеку и его поведению как к итогу семейного влияния, обнаруживаются еще в библейских заповедях: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего твоего, как самого себя", "почитай отца твоего и мать твою", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и др. Религия всегда оказывала более или менее сильное воздействие на формирование и поддержание семьи как социального института.

  • Первостепенные требования, предъявляемые к человеку и его поведению как к итогу семейного влияния, обнаруживаются еще в библейских заповедях: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего твоего, как самого себя", "почитай отца твоего и мать твою", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и др. Религия всегда оказывала более или менее сильное воздействие на формирование и поддержание семьи как социального института.

  • В России огромную роль до 1917 года играла православная церковь, которая определяла свод нравственных критериев семейной жизни, настаивала на священности брака, совершала обряды при рождении и смерти человека. Процесс формирования семьи соединял в себе духовную и социальную стороны. Венчание в церкви навечно скрепляло невидимыми, но прочными узами двух людей, изъявивших желание создать семью в Боге. Этот обряд означал, что образуется не просто гражданская ячейка, но возникает духовный союз со строгими обязанностями не только в отношении друг к другу, но и к Богу.

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, желающих обвенчаться в храме так много, что они вынуждены записываться в очередь.

  • Сегодня, в начале третьего тысячелетия, желающих обвенчаться в храме так много, что они вынуждены записываться в очередь.

  • Данный обряд становится модным и красивым шагом, который молодые люди совершают, часто не понимая всей его глубины. Он вошел в традиционный свадебный ритуал наряду с посещением "вечного огня".

  • Митрополит Антоний Сурожский говорит: "Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась".

В обыденной жизни для людей светских свойственна вульгарная трактовка вырванных из общего контекста фраз, типа "жена да убоится мужа" и др.

  • В обыденной жизни для людей светских свойственна вульгарная трактовка вырванных из общего контекста фраз, типа "жена да убоится мужа" и др.

  • Более верная интерпретация слова "убоится" — устыдится, устрашится поступать, говорить и делать недостойное, плохое, роняющее авторитет семьи и супруга, фамилия которого перешла к ней. Этими же принципами должны руководствоваться в своих отношениях родители и дети. Только взаимное уважение и любовь сохранят незаменимую теплоту и доброту домашнего очага. В Библейском учении данные фразы употребляются в духовном плане. Таким образом, в первой главе нашей работы мы пришли к выводу, что религия поддерживает устойчивость и нравственную ценность семейного института.

Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

  • Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.

  • Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она "мудрая дева" сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость - не только свойство ее ума, но в такой же мере - ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная "тишина" ее образа.

  • Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она "мудрая дева" сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость - не только свойство ее ума, но в такой же мере - ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная "тишина" ее образа.

«Повесть о Петре и Февронии» – не роман, а житие, поэтому после свадьбы и началась, собственно, их история. Герои все преодолели, ведь чистота, милосердие и любовь, а не материальность возвышают человека. Сложно не заметить, что именно образ благоверной и преподобной Февронии помогает осознать основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире.

  • «Повесть о Петре и Февронии» – не роман, а житие, поэтому после свадьбы и началась, собственно, их история. Герои все преодолели, ведь чистота, милосердие и любовь, а не материальность возвышают человека. Сложно не заметить, что именно образ благоверной и преподобной Февронии помогает осознать основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире.

  • Таким образом, во второй главе нашей работы мы пришли к выводу, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является произведением о личностях, своей жизнью отразивших духовные ценности и идеалы Святой Руси.

Прочность семьи, пожалуй, в основном зависит от женщины, ибо она, по-моему, духовно намного сильнее в семейной жизни, чем мужчина.

  • Прочность семьи, пожалуй, в основном зависит от женщины, ибо она, по-моему, духовно намного сильнее в семейной жизни, чем мужчина.

  • Жан де Лабрюйер

  • «Мысль семейная», так или иначе, пронизывает практически все произведения XIX века. Век же XX – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие этой темы. Революция, разрушившая привычную систему нравственных координат, практически разрушила и семью.

В наши дни хочется обратиться к особому классу литературы, особой интонации, попыткам сохранить нравственность. Трудно читать “новую женскую прозу”, наверное, потому, что она “выразила ощущение тотального неблагополучия современной России”

  • В наши дни хочется обратиться к особому классу литературы, особой интонации, попыткам сохранить нравственность. Трудно читать “новую женскую прозу”, наверное, потому, что она “выразила ощущение тотального неблагополучия современной России”

  • «Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми», - сказала как-то в своем интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопрос – а что же творится сегодня с семьей? – волнует, прежде всего, женщин-писательниц.

  • Мотив дома является центральным в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети». Это роман не только о семейных, но и о глубинных человеческих связях, о людских «совпадениях», которые приходят свыше и навеки скрепляют отношения.

Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Синопли. Здесь всегда много детей, и у читателя возникает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Главным объединяющим началом для всех становится особое напряжение внутренней, духовной жизни, скрытая глубокая эмоциональность, особый род чувствительности – в хорошем смысле этого слова.Именно этот внутренний огонь и создает особую притягательность дома Медеи. Ощущение принадлежности к Дому у Синопли начинается с детства: их привозят сюда еще детьми.

  • Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Синопли. Здесь всегда много детей, и у читателя возникает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Главным объединяющим началом для всех становится особое напряжение внутренней, духовной жизни, скрытая глубокая эмоциональность, особый род чувствительности – в хорошем смысле этого слова.Именно этот внутренний огонь и создает особую притягательность дома Медеи. Ощущение принадлежности к Дому у Синопли начинается с детства: их привозят сюда еще детьми.

Как раз в детстве начинается становление человеческой души, взросление, осознание себя в большом мире. Не случайно Улицкая вводит в роман особую тему – тему детства – и показывает взаимоотношения между представителями маленьких потомков Синопли.

  • Как раз в детстве начинается становление человеческой души, взросление, осознание себя в большом мире. Не случайно Улицкая вводит в роман особую тему – тему детства – и показывает взаимоотношения между представителями маленьких потомков Синопли.

  • Что же тянет многочисленных ближних, дальних и очень дальних родственников к этому вечному дому? Что делает его вечным? Разгадка тайны дома – в его хозяйке. Медея предстает в романе носительницей вечных истин, которые дались ей нелегким жизненным опытом.

  • Тема Бога постоянно присутствует в романе: главная героиня – человек глубоко верующий. «Другая над ней власть», - говорит о Медее Георгий. Главная героиня поверяет свои тайны Богу и не устает благодарить его: «Господи, благодарю тебя за все благодеяния твои, за все посылаемое тобою, и дай мне все вместить, ничего не отвергая…»

Улицкая называет свою героиню праведницей и придает ее чертам иконописность: это отражение внутреннего света, душевной стойкости и покоя. Самуил Яковлевич говорил Медее: «Я почувствовал, что рядом с вами нет страха». Страха не было, а было глубочайшее наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Медея была человеком, ни в чем не погрешившим против правил нравственности, и было в ней то, что позднее заставит Сандрочку сказать, улыбаясь: «Праведница у нас была одна…»

  • Улицкая называет свою героиню праведницей и придает ее чертам иконописность: это отражение внутреннего света, душевной стойкости и покоя. Самуил Яковлевич говорил Медее: «Я почувствовал, что рядом с вами нет страха». Страха не было, а было глубочайшее наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Медея была человеком, ни в чем не погрешившим против правил нравственности, и было в ней то, что позднее заставит Сандрочку сказать, улыбаясь: «Праведница у нас была одна…»

  • Таким образом, в третьей главе нашей работы мы приходим к выводу, что нравственные категории, вечные категории бытия не отрицаются в современной женской прозе.

Для русского писателя, для русского героя невозможно произнести: "Я, Жюльен Соррель, Я, Растиньяк, Я, Наполеон - высшая ценность мира, мои желания - это главное!" Едва Раскольников приходит к этой идее, как начинается страшное ... Наша литература словно вооружилась словом Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе ..." В этой заповеди - суть русской культуры, ставящей на первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям.

  • Для русского писателя, для русского героя невозможно произнести: "Я, Жюльен Соррель, Я, Растиньяк, Я, Наполеон - высшая ценность мира, мои желания - это главное!" Едва Раскольников приходит к этой идее, как начинается страшное ... Наша литература словно вооружилась словом Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе ..." В этой заповеди - суть русской культуры, ставящей на первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям.

  • В нашей работе мы пришли к выводу, что еще одной чрезвычайно важной стороной русской литературы является то, что - это литература христианская, православная по своему восприятию мира и человека.

rpp.nashaucheba.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *