Не хлебом единым жив человек значение — Радио ВЕРА
Искушение Христа в пустыне. Елена Черкасова.
«Не хлебом единым жив человек» — так мы говорим, когда хотим напомнить себе или окружающим, что у человека есть не только материальные потребности.
И действительно, людям нужна не только пища, одежда и крыша над головой.
В Библии описано, как покинув Египет еврейский народ сорок лет скитался по пустыне Аравийского полуострова. За это время умерли почти все, кто помнил каково быть рабом, и войти в обещанную Богом землю смогло уже новое, свободное поколение.
За время скитаний в пустыне народ пережил немало трудностей и суровых испытаний. В это время Господь дал Израилю не только знаменитые десять заповедей, но и сложнейший ветхозаветный закон, определявший все стороны человеческой жизни. Исполнять его было непросто.
И, конечно же, люди не раз роптали. Рабство в Египте уже казалось им славным временем, и многие мечтали вернуться назад. Туда, где они были рабами, но зато сытыми и уверенными в своем будущем.
Возражая этим мыслям, Моисей говорил, что Бог не напрасно посылал евреям за эти годы множество трудностей и испытаний. Во всем этом крылся глубокий смысл: «не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа» — говорит Библия. Иными словами, чтобы быть по-настоящему живым, человеку нужно иметь связь с источником жизни, которым является Бог. И душа человеческая живет, пока сохраняет эту связь с Богом.
Фраза «не хлебом единым жив человек» взята из Ветхого Завета, но наиболее широко распространилось это выражение, благодаря уже завету Новому.
В Евангелии говорится о том, что Христос, после Крещения в реке Иордан, удалился в пустыню. Сорок дней Он ничего не ел. Во время этого периода строгого воздержания к Иисусу пришел сатана и сказал: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Христос отверг предложение искусителя, сказав ему в ответ: написано «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих».
dev.radiovera.ru
Не хлебом единым жив человек.
Вообще эта фраза взята из Библии и полностью звучит таким образом: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Значение же ее немного расходится с временами теми нынешними. Многие фразы меняют или вовсе теряют свой смысл с течением времени. В сущности, на эту фразу вообще обратили внимание после выхода в свет в 50-х годах книги Дудинцева «Не хлебом единым». Ведь не так много людей, часто употребляющих в обиходе библейские цитаты. Но если фраза на слуху — ее быстро начинают развивать. Так всегда.
В сущности, смысл не так уж и поменялся: в Библии призывают следовать слову Бога, а не довольствоваться только физическим насыщением; в современном понимании — почти то же самое, т. е. человеку нужна не только материальная, но и духовная пища. Расхождение, я так думаю, в материальном плане: сейчас это воспринимается немного по-другому. К тому же, большинство людей-таки считают достаток и удобства основными составляющими жизни. Каково заблуждение. На мой взгляд, человек глуп, если счастье у него измеряется в деньгах. Тут даже больше- к глупости прибавляется черствость и мелочность. Однако, разумеется, я и не сторонник фразы «питаться святым духом», т. е. не иметь ничего, даже пропитания. По-моему, счастье находится в гармонии достатка материального и духовного.
Часто говорят «богатые люди несчастны». Не могу не согласиться по одной простой причине: чем больше у человека есть, тем больше ему нужно, тем хуже он становится как личность. Потребности растут, нервы ни к черту, потому что нужно следить за богатством, за его прибавлением, ощущать банальную зависть окружающих, руководить кучей людей, половина из которых наверняка тебя ненавидит. Да и еще множество факторов. Но самое главное — в погоне за богатством люди забывают о себе внутреннем, о своих духовных потребностях в близком человеке, в элементарном разговоре по душам, о надежных и преданных друзьях. Вот и остаются такие люди «сидя на золоте в одиночестве». Как Драконы, ей богу.
Что же нужно человеку для счастья? Другой человек. Если хотите — множество других людей. Человек — существо социальное. Без социума все мы «ржавеем», как старые жестянки, замыкаемся в себе, не найдя утешение в ближнем. Неужели никто никогда не замечал, как угрюмо идут люди в толпе на улице, задумчиво погрузившись в себя. А как они ведут себя в компании друзей? Весело, бодро, рассказывая смешные истории, смеясь от души. Потому что каждому из нас нужен этот энергетический обмен. И неважно, интроверт или экстраверт, мизантроп или филантроп, оптимист или пессимист — всем нужны близкие и родные люди, поддерживающие в трудный момент или разделяющие счастливые мгновения.
Другой критерий, пожалуй, второстепенный. Творчество, релаксация, занятие любимым делом — тоже немаловажные составляющие духовного удовлетворения личности. Иначе жизнь не в радость, а в тягость. Рутинная ненавистная работа, отсутствие общения явно ни на ком не сказываются благоприятно. С другой стороны — стремление к лучшим условиям, заработку тоже влияют на духовную гармонию. Занятие танцами, музыкой, спортом, чем-либо еще требуют определенных затрат, что несомненно является стимулом к материальному благополучию.
В чем же основная идея? Повторюсь — в гармонии. Во-первых, гармония внутри себя самого, во-вторых — в отношениях с окружающими и в семье, в-третьих — в занятии любимым делом.
Но лично мне духовные блага приносят больше счастья, нежели материальные. .
yvision.kz
Не хлебом единым жив человек, Не хлебом единым жив человек
Не хлебом единым жив человек,
Не хлебом единым жив человек,
но всяким словом Божьим.
Именно русская литература почувствовала, как это емко и глубоко: не хлебом единым - то есть хлебом тоже, но не только им. Жив человек - т.е. живет, проявляет себя как личность. Жив человек - изменим логическое ударение, и мы почувствуем, как это важно: именно человек, потому что скотине достаточно хлеба, корма, и лишь человеку, личности одного хлеба мало. Словом Божьим - именно так, словом истины, потому что слово может быть и дьявольским, лживым. Пушкин удивительно точно выразил эту мысль: "Веленью Божию, о муза, будь послушна..."
Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовного огня в сердцах человеческих, герои всегда искали свой путь в этом мире Божьем.
Русская литература смысл своего существования видела в поддержании духовного огня в сердцах человеческих, герои всегда искали свой путь в этом мире Божьем.
В последние десятилетия проблеме связи русской литературы с христианством уделяется особое внимание. Изданы сборники: «Христианство и русская литература» (СПб.: Наука, 1994), «Евангельский текст в русской литературе ХVIII-ХХ веков» (Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1994), «Русская литература XIX в. и христианство» (М.: Изд-во МГУ, 1997), большими тиражами опубликованы «Выбранные места из переписки с друзьями» Н. В. Гоголя, религиозно-философские трактаты Л. Н. Толстого, вошли в научный оборот исследования, посвященные русской святости Г. П. Федотова, К. Н. Леонтьева, В. Н. Топорова и др. Но работы написаны в основном о произведениях 19 и начала 20 вв. Когда же речь заходит о литературе рубежа 20 и 21 века, то все исследователи говорят о мучительных поисках, интенсивности перемен, анализе зла и т.д.
Цель нашей работы – доказать, что лишь опора на православие в наше непростое время является «спасительным ковчегом», а в истории литературы останется не «сиюминутное», написанное на злобу дня и потребу публики. Отсюда вытекают задачи исследования:
Цель нашей работы – доказать, что лишь опора на православие в наше непростое время является «спасительным ковчегом», а в истории литературы останется не «сиюминутное», написанное на злобу дня и потребу публики. Отсюда вытекают задачи исследования:
1. Выяснить роль православия в формировании и поддержании семьи как социального института.
2. Выявить духовные ценности и идеалы в литературе Древней Руси на примере «Повести о Петре и Февронии Муромских».
3. Проследить традиции и новаторство в изображении семейных ценностей в художественной литературе конца XX века.
Мы опирались на авторитетнейшие работы Лейдермана Н.Л. и Липовецкого М.Н. «Современная русская литература, Габриэлян Н. «Взгляд на женскую прозу», Лотмана Ю. «Женский мир», Тиминой С. «Медея 20 века» и др. при написании 3 главы. Но самым важным открытием стали интернет-ресурсы:
Мы опирались на авторитетнейшие работы Лейдермана Н.Л. и Липовецкого М.Н. «Современная русская литература, Габриэлян Н. «Взгляд на женскую прозу», Лотмана Ю. «Женский мир», Тиминой С. «Медея 20 века» и др. при написании 3 главы. Но самым важным открытием стали интернет-ресурсы:
Православие - Википедия ru.wikipedia.org/wiki/Электронная библиотека Митрополита Антония Сурожского www.mitras.ru, Православное христианство www.hristianstvo.ru, сайт Патриархия.ru, портал «Православие и мир».
Испокон веков к теме брака и отношений между мужчиной и женщиной обращались служители культа, богословы и путешественники, описывавшие нравы и обычаи" различных этнических групп. Классическим сводом правил и наставлений, касающихся семейно-нравственного устройства жизни, являлся в России "Домострой". Как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома, он требовал беспрекословного подчинения главе семьи.
Испокон веков к теме брака и отношений между мужчиной и женщиной обращались служители культа, богословы и путешественники, описывавшие нравы и обычаи" различных этнических групп. Классическим сводом правил и наставлений, касающихся семейно-нравственного устройства жизни, являлся в России "Домострой". Как регламент семейной, хозяйственной и религиозной жизни средневекового дома, он требовал беспрекословного подчинения главе семьи.
При воспитании детей использовалось следующее наставление: "Чада, послушайте заповеди Господни, любите отца своего и матерь свою, и послушайте их, и повинуйтеся им по Бозе во всем, и старость их чтите, и немощь их и скорбь всякую от всея душа понесите на своей выи (шее), и благо вам будет, и долголетны будете на земли, сим очистите грехи своя и от Бога помиловани будете и прославитеся от - человек, и дом его будет благословен в веки..."
Первостепенные требования, предъявляемые к человеку и его поведению как к итогу семейного влияния, обнаруживаются еще в библейских заповедях: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего твоего, как самого себя", "почитай отца твоего и мать твою", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и др. Религия всегда оказывала более или менее сильное воздействие на формирование и поддержание семьи как социального института.
Первостепенные требования, предъявляемые к человеку и его поведению как к итогу семейного влияния, обнаруживаются еще в библейских заповедях: "не убий", "не укради", "возлюби ближнего твоего, как самого себя", "почитай отца твоего и мать твою", "не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего" и др. Религия всегда оказывала более или менее сильное воздействие на формирование и поддержание семьи как социального института.
В России огромную роль до 1917 года играла православная церковь, которая определяла свод нравственных критериев семейной жизни, настаивала на священности брака, совершала обряды при рождении и смерти человека. Процесс формирования семьи соединял в себе духовную и социальную стороны. Венчание в церкви навечно скрепляло невидимыми, но прочными узами двух людей, изъявивших желание создать семью в Боге. Этот обряд означал, что образуется не просто гражданская ячейка, но возникает духовный союз со строгими обязанностями не только в отношении друг к другу, но и к Богу.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, желающих обвенчаться в храме так много, что они вынуждены записываться в очередь.
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, желающих обвенчаться в храме так много, что они вынуждены записываться в очередь.
Данный обряд становится модным и красивым шагом, который молодые люди совершают, часто не понимая всей его глубины. Он вошел в традиционный свадебный ритуал наряду с посещением "вечного огня".
Митрополит Антоний Сурожский говорит: "Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью, - только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась".
В обыденной жизни для людей светских свойственна вульгарная трактовка вырванных из общего контекста фраз, типа "жена да убоится мужа" и др.
В обыденной жизни для людей светских свойственна вульгарная трактовка вырванных из общего контекста фраз, типа "жена да убоится мужа" и др.
Более верная интерпретация слова "убоится" — устыдится, устрашится поступать, говорить и делать недостойное, плохое, роняющее авторитет семьи и супруга, фамилия которого перешла к ней. Этими же принципами должны руководствоваться в своих отношениях родители и дети. Только взаимное уважение и любовь сохранят незаменимую теплоту и доброту домашнего очага. В Библейском учении данные фразы употребляются в духовном плане. Таким образом, в первой главе нашей работы мы пришли к выводу, что религия поддерживает устойчивость и нравственную ценность семейного института.
Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.
Очарование "Повести" - в простоте и ясности изложения, в степенной неторопливости рассказа, в способности повествователя не удивляться удивительному, в гармонирующей со спокойствием рассказчика простоте и беззлобии действующих лиц.
Героиня повести - дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого - преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.
Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она "мудрая дева" сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость - не только свойство ее ума, но в такой же мере - ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная "тишина" ее образа.
Феврония подобна тихим ангелам Рублева. Она "мудрая дева" сказочных сюжетов. Внешние проявления ее большой внутренней силы скупы. Она готова на подвиг самоотречения, победила свои страсти. Ее любовь к князю Петру потому и непобедима внешне, что она побеждена внутренне, ею самой, подчинена уму. Вместе с тем ее мудрость - не только свойство ее ума, но в такой же мере - ее чувства и воли. Между ее чувством, умом и волей нет конфликта: отсюда необыкновенная "тишина" ее образа.
«Повесть о Петре и Февронии» – не роман, а житие, поэтому после свадьбы и началась, собственно, их история. Герои все преодолели, ведь чистота, милосердие и любовь, а не материальность возвышают человека. Сложно не заметить, что именно образ благоверной и преподобной Февронии помогает осознать основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире.
«Повесть о Петре и Февронии» – не роман, а житие, поэтому после свадьбы и началась, собственно, их история. Герои все преодолели, ведь чистота, милосердие и любовь, а не материальность возвышают человека. Сложно не заметить, что именно образ благоверной и преподобной Февронии помогает осознать основную цель нашего жизненного предназначения в этом мире.
Таким образом, во второй главе нашей работы мы пришли к выводу, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» является произведением о личностях, своей жизнью отразивших духовные ценности и идеалы Святой Руси.
Прочность семьи, пожалуй, в основном зависит от женщины, ибо она, по-моему, духовно намного сильнее в семейной жизни, чем мужчина.
Прочность семьи, пожалуй, в основном зависит от женщины, ибо она, по-моему, духовно намного сильнее в семейной жизни, чем мужчина.
Жан де Лабрюйер
«Мысль семейная», так или иначе, пронизывает практически все произведения XIX века. Век же XX – страшный и трагический – внес свои коррективы в восприятие этой темы. Революция, разрушившая привычную систему нравственных координат, практически разрушила и семью.
В наши дни хочется обратиться к особому классу литературы, особой интонации, попыткам сохранить нравственность. Трудно читать “новую женскую прозу”, наверное, потому, что она “выразила ощущение тотального неблагополучия современной России”
В наши дни хочется обратиться к особому классу литературы, особой интонации, попыткам сохранить нравственность. Трудно читать “новую женскую прозу”, наверное, потому, что она “выразила ощущение тотального неблагополучия современной России”
«Мир мужской и мир женский – разные миры. Местами пересекающиеся, но не полностью. В женском мире большее значение приобретают вопросы, связанные с любовью, семьей, детьми», - сказала как-то в своем интервью Людмила Улицкая. Действительно, вопрос – а что же творится сегодня с семьей? – волнует, прежде всего, женщин-писательниц.
Мотив дома является центральным в романе Л.Улицкой «Медея и ее дети». Это роман не только о семейных, но и о глубинных человеческих связях, о людских «совпадениях», которые приходят свыше и навеки скрепляют отношения.
Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Синопли. Здесь всегда много детей, и у читателя возникает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Главным объединяющим началом для всех становится особое напряжение внутренней, духовной жизни, скрытая глубокая эмоциональность, особый род чувствительности – в хорошем смысле этого слова.Именно этот внутренний огонь и создает особую притягательность дома Медеи. Ощущение принадлежности к Дому у Синопли начинается с детства: их привозят сюда еще детьми.
Действие романа происходит в Крыму, в доме пожилой Медеи Синопли. Здесь всегда много детей, и у читателя возникает ощущение непрерывности семейных традиций, вечности родовой линии Синопли. Главным объединяющим началом для всех становится особое напряжение внутренней, духовной жизни, скрытая глубокая эмоциональность, особый род чувствительности – в хорошем смысле этого слова.Именно этот внутренний огонь и создает особую притягательность дома Медеи. Ощущение принадлежности к Дому у Синопли начинается с детства: их привозят сюда еще детьми.
Как раз в детстве начинается становление человеческой души, взросление, осознание себя в большом мире. Не случайно Улицкая вводит в роман особую тему – тему детства – и показывает взаимоотношения между представителями маленьких потомков Синопли.
Как раз в детстве начинается становление человеческой души, взросление, осознание себя в большом мире. Не случайно Улицкая вводит в роман особую тему – тему детства – и показывает взаимоотношения между представителями маленьких потомков Синопли.
Что же тянет многочисленных ближних, дальних и очень дальних родственников к этому вечному дому? Что делает его вечным? Разгадка тайны дома – в его хозяйке. Медея предстает в романе носительницей вечных истин, которые дались ей нелегким жизненным опытом.
Тема Бога постоянно присутствует в романе: главная героиня – человек глубоко верующий. «Другая над ней власть», - говорит о Медее Георгий. Главная героиня поверяет свои тайны Богу и не устает благодарить его: «Господи, благодарю тебя за все благодеяния твои, за все посылаемое тобою, и дай мне все вместить, ничего не отвергая…»
Улицкая называет свою героиню праведницей и придает ее чертам иконописность: это отражение внутреннего света, душевной стойкости и покоя. Самуил Яковлевич говорил Медее: «Я почувствовал, что рядом с вами нет страха». Страха не было, а было глубочайшее наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Медея была человеком, ни в чем не погрешившим против правил нравственности, и было в ней то, что позднее заставит Сандрочку сказать, улыбаясь: «Праведница у нас была одна…»
Улицкая называет свою героиню праведницей и придает ее чертам иконописность: это отражение внутреннего света, душевной стойкости и покоя. Самуил Яковлевич говорил Медее: «Я почувствовал, что рядом с вами нет страха». Страха не было, а было глубочайшее наслаждение жизнью во всех ее проявлениях. Медея была человеком, ни в чем не погрешившим против правил нравственности, и было в ней то, что позднее заставит Сандрочку сказать, улыбаясь: «Праведница у нас была одна…»
Таким образом, в третьей главе нашей работы мы приходим к выводу, что нравственные категории, вечные категории бытия не отрицаются в современной женской прозе.
Для русского писателя, для русского героя невозможно произнести: "Я, Жюльен Соррель, Я, Растиньяк, Я, Наполеон - высшая ценность мира, мои желания - это главное!" Едва Раскольников приходит к этой идее, как начинается страшное ... Наша литература словно вооружилась словом Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе ..." В этой заповеди - суть русской культуры, ставящей на первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям.
Для русского писателя, для русского героя невозможно произнести: "Я, Жюльен Соррель, Я, Растиньяк, Я, Наполеон - высшая ценность мира, мои желания - это главное!" Едва Раскольников приходит к этой идее, как начинается страшное ... Наша литература словно вооружилась словом Нагорной проповеди: "Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе ..." В этой заповеди - суть русской культуры, ставящей на первое место духовный поиск, стремление к высшим, вечным ценностям.
В нашей работе мы пришли к выводу, что еще одной чрезвычайно важной стороной русской литературы является то, что - это литература христианская, православная по своему восприятию мира и человека.