Фронтальное логопедическое занятие для подготовительной к школе группы.
Лексическая тема: «Хлеб».
Цели:
Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";
совершенствовать навыки связного высказывания;
формирование мелкой и общей моторики;
развитие внимания, памяти, мышления.
Орг. момент.
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно все помесить попросили,
Но сколько ни месим, и сколько ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
( дети делают движения, импровизируя действия)
Ход занятия.
Логопед: Ребята, мы сейчас с вами делали тесто. А скажите, для чего нужно тесто? Вспомните, что делают из теста?
Дети: Из теста пекут блины, хлеб, булочки, макароны…
Логопед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим… Сейчас я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать. В ответах этих загадок и будет тема нашего занятия.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, -Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)
Вот он –Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье...Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Дети отгадывают загадки.
Логопед: Молодцы, ребята. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить. Конечно же, о хлебе.
Когда - то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
А как вы думаете, герой какой сказки знает все о хлебе? Затрудняетесь ответить, я сейчас вам прочитаю начало сказки, и вы сразу поймете кто это. ( Читает начало сказки «Колобок»).
Дети: «Колобок»
Логопед: Молодцы, правильно. Ведь Колобок, это тоже хлеб. Давайте, вместе с Колобком отправимся в путешествие и посмотрим: «Откуда хлеб пришел?»
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора
Дети вместе с логопедом смотрят слайды.
Логопед: Очень много пословиц о хлебе. Я вам сейчас их зачитаю, а вы попробуете объяснить их значение. (Слайд с пословицами).
Дети объясняют значение пословиц.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».
Булочка, баранка, хлеб, яблоко.
Пирог, бублик, сушка, каша
Хлеб, блин, сухарь, глухарь.
Дети находят лишнее.
Логопед: Посмотрите, я вам предлагаю слово. Прочтите его.
Дети: Хлеб.
Логопед: Давайте узнаем, сколько слогов в слове «хлеб».
Теперь составьте схему данного слова.
Дети делают звуковой анализ слова и составляют схему.
Физ. минутка.
Посмотрите вверх – ярко светит солнце. ( Постепенно встают, тянут руки вверх). Мы, как колоски, тянемся к солнцу, растем. Посмотрите вправо – едет комбайн, гудит: «Тр – тр – тр». Посмотрите влево – едет трактор (топают ногами).
Логопед: Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Вы посмотрели на картинки и увидели, что длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.) Об этих профессиях мы с вами еще не говорили. Это очень важные профессии. Без этих людей у нас не было бы хлеба на столе. Давайте разделим название этих профессий по слогам.
Дети хлопают столько, сколько в слове слогов.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что хлеб бывает разный? (Просматривают слайды).
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. И чтобы узнать, получили ли вы новые знания, я предлагаю поиграть в игру "Цепочка"
Откуда хлеб пришел?
Дети: Из магазина
Логопед: В магазин откуда попал?
Дети: Из пекарни
Логопед: Что делают в пекарне?
Дети: Пекут хлеб.
Логопед: Из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки
Логопед: Из чего мука?
Дети: Из зерна.
Логопед: Откуда зерно?
Дети: Из колоса.
Логопед: Откуда пшеница?
Дети: Выросла в поле
Логопед: Кто вырастил пшеницу?
Дети: Агроном.
Скачать документ
Пояснительная записка
Данное занятие предназначено для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения ОНР, III уровень. Занятие проводится ближе к концу учебного года, следовательно, здесь идет уже повторение пройденного, закрепление и показ того, чему научились дети, изучая совместно с логопедом на занятиях по развитию речи. А так же подведен итог за два года работы с логопедом.
Цель: Закрепление знаний о долгом пути хлеба от поля до стола.
Были поставлены задачи:
Активизировать словарный запас.
Закрепить правильную координацию движений, ориентацию в пространстве, переключаемость движений.
Развивать умения и навыки работать в коллективе.
Совершенствовать навыки связного высказывания.
Воспитывать любовь к родине, гордость за свою страну.
Занятие было составлено и проведено на базе детского дома «Надежда» города Белово.
Для проведения данного занятия требуется следующее оборудование:
Плакаты с изображением хлебо–булочных изделий;
Резиновые муляжи хлебных и кондитерских изделий;
Экран + мультимедийный проектор;
Презентация «Как хлеб на стол пришел?»
Литература:
Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно./Комплексная программа подготовки ребенка к школе. – СПб: Издательский дом «Литера», 2008.-208с: ил: — (Серия «Уроки логопеда»).
Загадки — сайт YANDEX.RU
Основа презентации взята с сайта VIKI.rdf.ru и переработана автором.
Фронтальное логопедическое занятие для подготовительной к школе группы.
Лексическая тема: «Хлеб».
Цели:
Закрепить знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола;
закрепить представление о том, что хлеб является ежедневным продуктом питания;
познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий;
воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу;
актуализировать, обогащать лексикон по теме "Хлеб";
совершенствовать навыки связного высказывания;
формирование мелкой и общей моторики;
развитие внимания, памяти, мышления.
Орг. момент.
Мы тесто месили, мы тесто месили:
Нас тщательно все помесить попросили,
Но сколько ни месим, и сколько ни мнем,
Комочки опять и опять достаем.
( дети делают движения, импровизируя действия)
Ход занятия.
Логопед: Ребята, мы сейчас с вами делали тесто. А скажите, для чего нужно тесто? Вспомните, что делают из теста?
Дети: Из теста пекут блины, хлеб, булочки, макароны…
Логопед: Правильно. Сегодня мы с вами поговорим… Сейчас я вам загадаю загадки, а вы постарайтесь их отгадать. В ответах этих загадок и будет тема нашего занятия.
Загадки о хлебе.
Отгадать легко и быстро:Мягкий, пышный и душистый,Он и чёрный, он и белый,А бывает подгорелый. (Хлеб)
Комковато, ноздревато,И губато, и горбато, и твердо,И мягко, и кругло, и ломко,И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
Бьют меня палками, жмут меня камнями,Держат меня в огненной пещере,Режут меня ножами.За что меня так губят?За то, что любят. (Хлеб)
Круглобок и маслян он, В меру крут, посолен, —Пахнет солнечным теплом, Пахнет знойным полем. (Хлеб)
Мнут и катают,В печи закаляют,Потом за столомРежут ножом. (Хлеб)
Вот он –Тёплый, золотистый. В каждый дом, На каждый стол –Он пожаловал – пришёл. В нем – Здоровье, наша сила, В нем – Чудесное тепло. Сколько рукЕго растило, Охраняло, берегло! (Хлеб)
Кольцо не простое,Кольцо золотое,Блестящее, хрустящее,Всем на загляденье…Ну и объеденье! (Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливаютДа вчетверо сгибают? (Блины.)
В печь сперва его сажают,А как выйдет он оттуда,То кладут его на блюдо.Ну, теперь зови ребят!По кусочку все съедят. (Пирог.)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду. В нем тогда таких, как я, будет целая семья. (Зерно)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом (Зерно)
Дети отгадывают загадки.
Логопед: Молодцы, ребята. Вы, наверное, догадались, о чем мы сегодня будем говорить. Конечно же, о хлебе.
Когда — то человек попробовал жевать зерна, они показались ему очень вкусными. Он научились размельчать зерна камнями и получилась мука, а затем научился выпекать хлеб. Но он не был таким вкусным.
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Гостя встречали всегда хлебом и солью.
Вот он, хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он, теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
В нем – здоровье наше, сила,
В нем – чудесное тепло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем…
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
А как вы думаете, герой какой сказки знает все о хлебе? Затрудняетесь ответить, я сейчас вам прочитаю начало сказки, и вы сразу поймете кто это. ( Читает начало сказки «Колобок»).
Дети: «Колобок»
Логопед: Молодцы, правильно. Ведь Колобок, это тоже хлеб. Давайте, вместе с Колобком отправимся в путешествие и посмотрим: «Откуда хлеб пришел?»
За лесами, за лугами
Раздается в поле гром,
Это тракторы плугами
Пашут легкий чернозем.
На широкие долины
Вышли новые машины:
Глянь в раскрытое окно-
Сеют сеялки зерно.
Сколько в это зернышко
Вложено труда,
Знают только солнышко,
Ветер да вода.
Посеяли хлеб хлеборобы весною,
Созрел он и встал
Золотистой стеною
И слышит страна;
За уборку пора,
Для хлеба комбайны нужны, трактора
Дети вместе с логопедом смотрят слайды.
Логопед: Очень много пословиц о хлебе. Я вам сейчас их зачитаю, а вы попробуете объяснить их значение. (Слайд с пословицами).
Дети объясняют значение пословиц.
Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Четвертый лишний».
Булочка, баранка, хлеб, яблоко.
Пирог, бублик, сушка, каша
Хлеб, блин, сухарь, глухарь.
Дети находят лишнее.
Логопед: Посмотрите, я вам предлагаю слово. Прочтите его.
Дети: Хлеб.
Логопед: Давайте узнаем, сколько слогов в слове «хлеб».
Теперь составьте схему данного слова.
Дети делают звуковой анализ слова и составляют схему.
Физ. минутка.
Посмотрите вверх – ярко светит солнце. ( Постепенно встают, тянут руки вверх). Мы, как колоски, тянемся к солнцу, растем. Посмотрите вправо – едет комбайн, гудит: «Тр – тр – тр». Посмотрите влево – едет трактор (топают ногами).
Логопед: Ребята, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Во время Великой Отечественной войны хлеб пекли из шелухи, травы лебеды и т.д. И вот такой хлебушек давали по маленькому кусочку 125г на весь день. Других продуктов не было. Люди понимали, что хлеб — это их жизнь.
Сегодня в магазине можно купить хлеба, сколько хочешь, но надо с уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб.Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине. Нам нужно много хлеба. Вы посмотрели на картинки и увидели, что длинный путь хлеба от поля до нашего стола. Сколько рук к нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикоснулись к хлебу? (агронома, тракториста, пекаря, мельника, продавца и т.д.) Об этих профессиях мы с вами еще не говорили. Это очень важные профессии. Без этих людей у нас не было бы хлеба на столе. Давайте разделим название этих профессий по слогам.
Дети хлопают столько, сколько в слове слогов.
Логопед: Ребята, а вы знаете, что хлеб бывает разный? (Просматривают слайды).
Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали. И чтобы узнать, получили ли вы новые знания, я предлагаю поиграть в игру "Цепочка"
Откуда хлеб пришел?
Дети: Из магазина
Логопед: В магазин откуда попал?
Дети: Из пекарни
Логопед: Что делают в пекарне?
Дети: Пекут хлеб.
Логопед: Из чего пекут хлеб?
Дети: Из муки
Логопед: Из чего мука?
Дети: Из зерна.
Логопед: Откуда зерно?
Дети: Из колоса.
Логопед: Откуда пшеница?
Дети: Выросла в поле
Логопед: Кто вырастил пшеницу?
Дети: Агроном.
eduboss.ru
Лексика | Формирование лексико-грамматических категорий | Формирование связной речи | Форм-е реч-х нав., фонем. воспр. и нав. зв. ан. | Арт, пальч, дых. гимнастика | ПБР | Дети должны усвоить: - основные названия продуктов питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят; - как делают хлеб и хлебобулочные изделия; кто их выпекает. Лексический материал: - пища, повар, виды продуктов, блюдо, завтрак, обед, полдник, ужин; печь, пробовать, наливать и т.д.; - батон, буханка, бублик, кекс, булка; зерно, колосья; мука, пекарь, хлебозавод, комбайн; пашет, сеет, и т. д. | «Какой?» (подбор прилагательных к слову хлеб): пшенич.., ржа.., све.., черст.., жест.., вкус, хрустя.., паху.., аромат.., аппетит.., поджарис, сдоб... «Подбери слово» (образование родственных слов от слова хлеб): хлебушек, хлебец, хлебцы, хлебный, хлебница, хлебороб, хлеборезка, хлебопродукты, хлебозавод, хлебопекарня, нахлебник, хлебобулочный. «Чем угостишь друзей ?» (закрепление обобщающих понятий: хлебоизделия, хлебопродукты). Игра проводится без картинок. Каждый ребенок должен придумать, чем он угостит своих друзей, например: «Я угощу Таню булочкой, а Свету — баранкой». «Какой это продукт?» (образование относительных прилагательных): котлета из рыбы – рыбная; бульон из мяса – мясной; сухари из хлеба – хлебные; коктейль из молока – молочный; пюре из овощей – овощное; сок из фруктов – фруктовый. «Подумай и ответь»: Котлеты варят или жарят? Хлеб режут или ломают? Сок пьют или едят? Суп парят или варят? | Беседа Хлеб: виды хлебобулочных изделий; как делают хлеб; бережное отношение к хлебу. Рассказ «Батон»: «Батон — это хлебопродукт. Его выпекают на хлебозаводе из муки. Муку получают из пшеницы. Пшеницу выращивают на полях хлеборобы. Батон — это белый хлеб. У него есть мякиш и корочка. Он аппетитный, вкусный, полезный. Его хранят в хлебнице». Рассказывание на тему «Путь хлеба» | Звуковой анализ односложных и двусложных слов. Нахождение места звука в слове (начало, конец, середина), ударного слога. Работа со слоговой схемой слова, схемой предложения, предлоги, и их схематическое изображение. Дифференциация согласных звуков по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Дифференциация Ч-Щ, Ч-Щ-С-Т. | Общая моторика: Речевая подвижная игра «Дождик». Импровизация движений. Дождик, дождик, поливай, Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут сладкие ватрушки. Пальчиковая гимнастика: Жили-были сыр, котлеты, Мармелад, зефир, конфеты, Соки, овощи и фрукты, Называем их – продукты, (прищепкой «кусают» поочерёдно по одному пальчику (при назывании продукта) сначала на левой руке, затем на правой руке) Называем их – еда, Очень любим их всегда! (переплетают пальцы, соединив ладони. Ритмично хлопают). Артик. гимн.: Упражнение для челюсти «Жевачка» (имитация жевания 10 сек.) Упражнение для языка «Пирожок» (поднять вверх края языка и прижать их губами, держать под счёт до 10). Упражнение для губ «Режем лук» (зубами кусать верхнюю, затем нижнюю губу). | Д\и: «Четвертый лишний» «Запомни ряд», «Подбери пару к слову».
|
nsportal.ru
Подгрупповая непосредственно - организованная деятельность с детьми в группе компенсирующей направленности детей 6-7 лет с ОНР-3 уровня
Лексическая тема « Откуда хлеб пришел?»
Направление: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей « Познание», « Социально-коммуникативное развитие », «Физическая культура», «Художественно - эстетическое развитие».
Цель: Закрепить умение составлять рассказ по картинкам.
Задачи:
Коррекционно-образовательная:
Закрепить словарный запас по теме «Откуда хлеб пришел »,
закрепить навык составлять распространенные предложения, образовывать притяжательные прилагательные, навык диалогической и монологической речи.
Коррекционно-развивающая:
Развивать зрительное и слуховое внимание, речевую память, словесно-логическое мышление, фонематические процессы, мелкую моторику, речь с движением. Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Индивидуальная работа: Следить за произношением поставленных звуков у детей в связной речи. Следить за осанкой детей.
Оборудование: Пригласительная открытка, почтовый ящик, дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?» (карточки), воздушные шары на каждого ребенка. Раздаточный материал:
-конверты с набором картинок «Откуда хлеб пришел»,
-пособие для дыхательной гимнастики «Горячий чай»,
- стулья с прикрепленными лентами («ремни безопасности»)
-медальки « Юному хлеборобу»,
- презентация к занятию, ноутбук.
Предварительная работа: Беседа « Откуда хлеб пришел», заучивание стихотворений, отгадывание загадок, рассматривание тематических картинок, экскурсия на хлебопекарню, магазин (с родителями).
Непосредственно - образовательная деятельность
1 Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте дети! У нас сегодня много гостей! Давайте дружно поздороваемся!
Дети здороваются.
Логопед: Сегодня к нам в детский сад приходил еще один гость – почтальон. Давайте проверим наш почтовый ящик ( достает конверт из почтового ящика).
Почтальон принес нам письмо от Лунтика. Давайте узнаем, что пишет нам Лунтик. Лунтик приглашает нас к себе в гости на чаепитие. Он
приготовил нам угощенье. Вы готовы отправиться в гости к Лунтику?
Дети: Да!
2. Основная часть. Сообщение темы занятия.
Логопед: Я приготовила гостинец для Лунтика. Гостинец находятся в пакете (на столике стоит пакет). Хотите знать, что я приготовила взять с собой?
Давайте отгадаем, что лежит в этом пакете, а поможет вам загадка, которую вы сейчас должны отгадать:
Он и черный, он и белый,
И всегда он загорелый.
Мы как кушать захотим,
То всегда садимся с ним.
Дети: Хлеб! Слайд 1
Логопед: достает из пакета две булки хлеба (ржаной и пшеничный) и произносит:
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
Логопед: Правильно дети! Это хлеб! Вот о хлебе мы сегодня с вами и будем продолжать говорить!
Я предлагаю отправиться в гости к Лунтику на воздушных шарах (дети подходят к стульям, к каждому стулу прикреплен гелевый шар на ленточке). Слайд 2
Логопед: Для безопасности полета, нам необходимо посильнее надуть наши шары.
Дети выполняют упражнение «Насос» Развитие речевого дыхания.
Логопед: Готово! Садитесь на сиденья (стулья). Для безопасности полета нам необходимо пристегнуть ремни безопасности, Пристегнулись? Молодцы! Мы отправляемся в полет! Давайте закроем глазки и представим, что мы поднимаемся вверх и летим! (Звучит музыка)
Логопед: Открыли глазки. Дети, что мы с вами можем увидеть с высоты нашего полета?
Дети: С высоты нашего полета мы можем увидеть лес (поля, реки, города, поселки).
Логопед: Давайте представим, что мы пролетаем над полем, на котором растет пшеница. (Образование притяжательных прилагательных, составление распространенных предложений)
Логопед перечисляет: рожь, овес, ячмень, кукуруза.
Как мы назовем такое поле?
Дети: Поле, на котором растет пшеница – пшеничное, ржаное, овсяное, ячменное, кукурузное.
Логопед: Молодцы! И так мы идем на посадку. Приземлились!
Дети прикрепляют шары к стульям, проходят к столам, садятся.
Логопед: Нас встречает Лунтик. (включает презентацию) Слайд 3
Слайд 4 Хлеб (Отдаем пакет с гостинцем).
Логопед от имени Лунтика: Я очень рад вашему хлебу? Откуда он у вас? Где вы его взяли?
Игра «Что из чего?»
Дети: Мы его купили из магазина! Слайд 5
Логопед: А в магазине откуда?
Дети: Хлеб привезли из хлебопекарни . Слайд 6
Логопед: А из чего пекут хлеб?
Дети: Хлеб пекут из муки. Слайд 7
Логопед: А из чего делают муку?
Дети: Муку делают из зерна.
Логопед: А откуда берется зерно?
Дети: Зерно созревает в колоске. Слайд 8
Логопед: Человек, какой профессии наблюдает, как растут и созревают колоски? Не напали ли вредители на всходы зерна?
Дети: За созреванием колосьев наблюдают агрономы. Слайд 9
Логопед: А еще кто сеет зерно, ухаживает, выращивает, собирает колоски? Как эта профессия называется
Дети: Пашут, сеют и сбирают урожай зерна хлеборобы.
Логопед: А хлеб пекут-
Дети: Пекари.
3. Пальчиковая гимнастика. «Пекари»
Из пшеничной, из муки Дети ритмично лепят “куличи”.
Испекли мы пироги
Плюшки, пряники, печенье Загибают по одному пальцу, перечисляя . Кексы, торты, калачи. Дети медленно произносят текст.
Булки, бублики, баранки.
Их достали из печи Одновременно протягивают обе руки.
Вот румяный каравай - Образовывают руками круг перед собой.
Приходите к нам на чай! Одновременно протягивают обе руки
Логопед: Возьмите чашечки, что лежат перед вами. Представьте, что мы пьем чай, а чай очень горячий и его нужно остудить.
Держим чашку за ручки и правильно дуем.( развитие речевого дыхания)
Логопед: Дети, Лунтик приготовил нам угощение .
Давайте посмотрим, что приготовил нам Лунтик?
Давайте назовем угощение одним словом, что это! Слайд
Дети: Хлебобулочные изделия.
4. Игра « Называлочка»
Логопед: Назовите хлебобулочное изделие, которое начинается на звук (Б), (К) (х) Ответы детей.
У кого было самое длинное слово? Почему? А у кого - самое короткое? Почему?Логопед: Молодцы!
Логопед: Лунтик предложил нам поиграть.
Игра «Чего не купишь в хлебном магазине?»
Назовите чего не купишь в хлебном магазине и дайте ответ.
Хлеб, бублики, йогурт, булочки. Слайд
Дети отвечают полным ответом.
В булочной не купишь йогурт.
Логопед: Батон, сухари, рыба, печенье. Слайд
Ответы детей: В булочной нельзя купить рыбу.
Логопед: Торт, сухари, мясо, ватрушки. Слайд
Ответы детей: В булочной нельзя купить мясо.
Прослушайте чего не купить в булочной:
Логопед: Калачи, баранки, колбаса, пирог,
Ответы детей: В булочной не продают колбасу.
Логопед: Дети, посмотрите на экран. Что это за знак рядом с Лунтиком? Слайд15
Дети : Знак вопроса, вопросительный знак.
Логопед Лунтик спрашивает, знаете ли вы, как хлеборобы выращивают хлеб. Давайте расскажем ему!
5.Коллективное составление рассказа
Логопед: Что делают хлеборобы весной
Дети: Хлеборобы весной пашут землю. Слайд.16
Логопед: Что делают, что бы земля была мягкой?
Дети: К тракторам прицепляют борону и рыхлят землю - боронят. Слайд17
Логопед: Как же сеют так много зерна?
Дети: Зерно сеют сеялки. Слайд 18
Логопед: Какая опасность поджидает взошедшие ростки? Слайд19
Дети: Насекомые могут грызть взошедшие ростки
Логопед : Кто же может помочь спасти зеленые ростки?
Дети: Летчики. Они с самолета распылят удобрения, от которых погибнут насекомые, а для ростков это будет питание. Слайд20
Логопед: Когда же будем собирать урожай зерна?
Дети: Урожай собирают в конце лета, когда зерно поспеет.
Логопед: Как будут собирать? С чьей помощью?
Дети: На поля выйдут комбайны и грузовые машины. Комбайны будут скашивать колосья, а зерно грузить в грузовики. Слайд комбайн21
Логопед: Куда повезут машины зерно?
Дети: Машины повезут зерно на элеватор.
Логопед: Что происходит с зерном на элеваторе ? Слайд22
Дети: На элеваторе зерно сушат, хранят его в сухом месте, следят, чтобы в нем не завелись вредили.
Логопед: Как же из зерна получается мука?
Дети: Просушенное зерно везут в мукомольный завод Там зерно перемалывают и получается мука. Слайд 23
Логопед: Где пекут хлеб?
Хлеб пекут в Хлебозаводе Слайд24
6.Физ минутка» Зрительная гимнастика .
Дети встают, образовывают круг
Логопед: Представьте, что мы находимся в поле.
Посмотрели вверх - светит яркое солнце – Зажмурили глазки ,4-5р
посмотрели на право - пшеничное поле,
посмотрели налево - ржаное поле.
Посмотрели вниз - ячменное поле.( повторить 4-5 раз)
Речь с движением «Хлеб»
Рос сперва на воле в поле, Дети слегка покачивают руками,
Летом цвел и колосился, поднятыми вверх.
А потом обмолотили, Постукивают кулаками друг о друга.
Он в зерно вдруг превратился. Выполняют упражнение «Пальчики здороваются»
Из зерна – в муку и тесто, Сжимают и разжимают кулаки.
В магазине занял место. Вытягивают руки вперёд, ладонями вверх.
Вырос он под синим небом, Поднимают руки вверх.
А пришел на стол к нам – хлебом.
Логопед: Молодцы! Садитесь за столики.
7. Дети составляют рассказ по картинкам.
На столе лежат конвертики, в них картинки, расположите картинки в том порядке, в каком порядке вы представляете, откуда хлеб попадает к нам на стол. Звучит медленная музыка.
Логопед: Молодцы, ребята! Все справились с заданием. Послушайте меня внимательно и добавьте последнее слово:
Снег сошел и хлеборобы пашут ,сеют на полях.
А затем все поливают , берегут и охраняют.
В конце лета, на полях слышны комбайны и машины.Это хлеборобы убирают урожай и везут зерно на элеватор..По дороге пыль клубится, едет в кузове пшеница,Кукуруза едет, рожь, урожай у нас хорош!Убран хлеб, и тихо стало, мелют мельницы зерно.
На пекарне месят тесто, пекаря пекут, пекут!
И везут товар на место, а зовется это место -( Магазин!)
Логопед: Сейчас давайте послушаем ваши рассказы « Откуда хлеб пришел? Слайд
8. Дети: Рассказ «Откуда хлеб пришел» по серии сюжетных картин.
Наступила весна. Растаял снег. На поле вышли трактора с плугом. Они вспахали землю. Затем к тракторам прицепили борону, которая взрыхлила землю, чтобы земля стала мягкой и хорошо засевались зерна . Потом хлеборобы засыпали в сеялки зерно и сеялки стали рассеивать зерно по полю. Наконец зерно взошло. На поле появились насекомые вредители, которые стали обгрызать молодые ростки. Тогда в небо поднялся самолет. Летчик рассыпал над полем удобрения и вредные насекомые погибли. В конце лета зерно поспело. Вышли на поле комбайны. Они собрали зерно в грузовики, а грузовики повезли его на мукомольный завод. Там зерно смололи и получилась мука. Муку в больших мешках отправили в пекарню, где пекари испекли из нее хлеб и хлебобулочные изделия. Из пекарни хлеб доставили в хлебный магазин. Там его купили люди.
9.Заключительная часть .
Логопед: Молодцы! И мне и Лунтику понравились ваши знания о том, откуда же у нас хлеб на столе . Мы дарим всем на прощание медальки «Юный хлебороб». Слайд.
Логопед дарит детям медальки «Юный хлебороб».
А вам понравилось в гостях у Лунтика?
Ответы детей. Прощаются с Лунтиком.
Логопед: Пора возвращаться домой. Садимся в наш воздушный шар. Пристегиваем ремни безопасности. Мы взлетаем( звучит медленная музыка).
Логопед: И так посадка. Отстегнули ремни безопасности. Мы снова в детском саду. До встречи .
Дети берут шары и с воспитателем уходят в группу.
nsportal.ru
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.
Лексическая тема: "Откуда хлеб пришёл."
Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]."
учитель-логопед: Евдокимова Т. С.
Цели:
Оборудование: магнитная доска, магнитные и картонные кружки красного и синего цвета, предметные картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, рожка, грузовика, хлеба, булочки, пряника, бублика, сушки, ватрушки, рогалика, пирожного; карточки с предложениями для чтения в форме колосков, ваза для колосков, картонные квадраты синего, красного, зеленного, желтого цвета.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Сядет тот, кто правильно назовет предмет и выделит 1 звук. (На столах лежат предметные картинки с изображением сушки, баранки, батона хлеба, пряника, булочки, ватрушки, пирожка, рогалика).
2. Упражнение “Со словами мы играем, их на слоги разделяем”. Деление слов на слоги, каждый прохлопывает название своей картинки. У кого было самое длинное слово? Почему? А у кого -- самое короткое? Почему?
II. Основная часть. Сообщение темы занятия.
3.Беседа о том, откуда хлеб берется.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как можно, одним словом назвать все эти предметы? (Хлебобулочные изделия)
- Откуда берутся хлебобулочные изделия? (Ответы детей).
- Кто знает, как выращивают хлеб? (Ответы детей).
Чтение стихотворения:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Ребята, как вы понимаете значения слова “лелеют”? Что это такое “лелеют”? (Выращивают, ухаживают, растят). О чем говорится в стихотворении? (Ответы).
- Помните, у нас была тема “Весенние сельскохозяйственные работы”? Мы говорили о том, как весной готовят землю к посеву, как сеют зерна. Как это происходит? (Ответы).
Эти росточки все лето растут, стебельки крепнут, появляются колоски, к концу лета созревают зерна в колосках.
Вот послушайте, что дальше происходит, чтение стихотворения В.Степанова “Слышен летом до заката…”.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
По дороге пыль клубится.
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…
Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало,
Мелют мельницы зерно.
- Что люди делают, когда урожай поспел? (Убирают).
- Куда его везут? (На элеватор),
- Что получается из зерна? (Мука)
- А из муки что делают? (Тесто)
- Что делают из теста? (Пекут хлеб)
Вот так приходит к нам хлеб.
4. Что еще можно сделать из зерна? Что вы ели сегодня утром? Какая была сегодня каша?
Игра: “Какая каша?” Как она называлась бы, если была из риса? (Из пшена, из гречи, из манки, из пшеницы, из кукурузы…)
5. Пальчиковая гимнастика “Каша”
Каша в поле росла,} Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.
К нам в тарелку пришла.} “Пошагать” пальчиками обеих рук по столу.
Всех друзей угостим, } “Помешать” указательным пальце левой руки по правой ладошке.
Птичке-невеличке,} Загибать пальчики
Зайцу и лисичке, } на обеих руках
Кошке и матрешке -} на каждое название друга.
Всем дадим по ложке.} Разжать пальчики на обеих руках.
6. Сейчас игра: “Внимательные ушки”. Вам нужно быть очень внимательными, запомнить слоговые ряды, которые я назову и повторить после меня.
СА –ша -са, су –шу -су, со –шо -со, сы –ши -сы.
Ша –са -ша, шу –су -шу, шо –со –шо, ши –сы-ши.
Жа- за -жа, за –жа -за, жо –зо -жо, зу -жу -зу.
7. Зрительная гимнастика. Ребята, сейчас отдыхалочка для глаз. Следите только глазками за движением колоска.
Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть, не знает.
Наверху созрела слива, а внизу растет крапива.
Слева – свекла, справа – брюква, слева – тыква,
Справа – клюква, снизу свежая трава.
Сверху – сочная ботва, закружилась голова,
Кружится в глазах листва. Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лег.
8. Звуковой анализ слова РОЖЬ. Дети индивидуально выкладывают звуковую схему слова рожь. Один ребенок выполняет задание у доски. После все вместе проверяют и называют последовательность звуков.
9. Координация речи с движением:
Ветерок спросил, пролетая: дети бегут за другом по кругу на носочках, руки на поясе.
- Отчего ты, рожь, золотая? меняют направление бега.
А в ответ колоски шелестят: останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.
- Золотые руки растят! два наклона к носочкам.
Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми? (Они ловкие, умелые, трудолюбивые).
10. Игра “Урожай”. Посмотрите, какой у меня сноп. Он состоит из колосков.
Урожай собрать пора,Не зевайте, детвора,Колоски вы получите,Предложения прочтите!
Сейчас каждый достанет из вазы один колосок и прочтет, что написано на колоске.
Чтение предложений: Вот сноп. Кашу дадим коту. Вот каша. Тут мука. Это каша. Каша из манки. У Саши сушки. У Даши снопы.
11. Игра “Разноцветные квадраты”.
Детям раздаются картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, пирожного, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, грузовика. Они должны разложить свои картинки на разноцветные квадраты. На красный квадрат слова со звуком [с], на зеленый – со звуком [з], на желтый со звуком [ж], на синий со звуком [ш].
III. Заключительная часть. Итог занятия.
12. О чем мы сегодня говорили? Какие задания выполняли? Какое задание тебе больше всего понравилось? Что было трудным? Что самым интересным? Мне понравились вы … за внимательность, … за старание, … за правильные ответы, … за усидчивость и т.д.
nsportal.ru
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.
Лексическая тема: "Откуда хлеб пришёл."
Логопедическая тема: "Дифференциация звуков [с]-[ш], [з]-[ж]."
учитель-логопед: Евдокимова Т. С.
Цели:
Оборудование: магнитная доска, магнитные и картонные кружки красного и синего цвета, предметные картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, рожка, грузовика, хлеба, булочки, пряника, бублика, сушки, ватрушки, рогалика, пирожного; карточки с предложениями для чтения в форме колосков, ваза для колосков, картонные квадраты синего, красного, зеленного, желтого цвета.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Сядет тот, кто правильно назовет предмет и выделит 1 звук. (На столах лежат предметные картинки с изображением сушки, баранки, батона хлеба, пряника, булочки, ватрушки, пирожка, рогалика).
2. Упражнение “Со словами мы играем, их на слоги разделяем”. Деление слов на слоги, каждый прохлопывает название своей картинки. У кого было самое длинное слово? Почему? А у кого -- самое короткое? Почему?
II. Основная часть. Сообщение темы занятия.
3.Беседа о том, откуда хлеб берется.
- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как можно, одним словом назвать все эти предметы? (Хлебобулочные изделия)
- Откуда берутся хлебобулочные изделия? (Ответы детей).
- Кто знает, как выращивают хлеб? (Ответы детей).
Чтение стихотворения:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Ребята, как вы понимаете значения слова “лелеют”? Что это такое “лелеют”? (Выращивают, ухаживают, растят). О чем говорится в стихотворении? (Ответы).
- Помните, у нас была тема “Весенние сельскохозяйственные работы”? Мы говорили о том, как весной готовят землю к посеву, как сеют зерна. Как это происходит? (Ответы).
Эти росточки все лето растут, стебельки крепнут, появляются колоски, к концу лета созревают зерна в колосках.
Вот послушайте, что дальше происходит, чтение стихотворения В.Степанова “Слышен летом до заката…”.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
По дороге пыль клубится.
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь…
Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало,
Мелют мельницы зерно.
- Что люди делают, когда урожай поспел? (Убирают).
- Куда его везут? (На элеватор),
- Что получается из зерна? (Мука)
- А из муки что делают? (Тесто)
- Что делают из теста? (Пекут хлеб)
Вот так приходит к нам хлеб.
4. Что еще можно сделать из зерна? Что вы ели сегодня утром? Какая была сегодня каша?
Игра: “Какая каша?” Как она называлась бы, если была из риса? (Из пшена, из гречи, из манки, из пшеницы, из кукурузы…)
5. Пальчиковая гимнастика “Каша”
Каша в поле росла,} Поднять руки вверх, пошевелить пальчиками.
К нам в тарелку пришла.} “Пошагать” пальчиками обеих рук по столу.
Всех друзей угостим, } “Помешать” указательным пальце левой руки по правой ладошке.
Птичке-невеличке,} Загибать пальчики
Зайцу и лисичке, } на обеих руках
Кошке и матрешке -} на каждое название друга.
Всем дадим по ложке.} Разжать пальчики на обеих руках.
6. Сейчас игра: “Внимательные ушки”. Вам нужно быть очень внимательными, запомнить слоговые ряды, которые я назову и повторить после меня.
СА –ша -са, су –шу -су, со –шо -со, сы –ши -сы.
Ша –са -ша, шу –су -шу, шо –со –шо, ши –сы-ши.
Жа- за -жа, за –жа -за, жо –зо -жо, зу -жу -зу.
7. Зрительная гимнастика. Ребята, сейчас отдыхалочка для глаз. Следите только глазками за движением колоска.
Ослик ходит, выбирает, что сначала съесть, не знает.
Наверху созрела слива, а внизу растет крапива.
Слева – свекла, справа – брюква, слева – тыква,
Справа – клюква, снизу свежая трава.
Сверху – сочная ботва, закружилась голова,
Кружится в глазах листва. Выбрать ничего не смог
И без сил на землю лег.
8. Звуковой анализ слова РОЖЬ. Дети индивидуально выкладывают звуковую схему слова рожь. Один ребенок выполняет задание у доски. После все вместе проверяют и называют последовательность звуков.
9. Координация речи с движением:
Ветерок спросил, пролетая: дети бегут за другом по кругу на носочках, руки на поясе.
- Отчего ты, рожь, золотая? меняют направление бега.
А в ответ колоски шелестят: останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны.
- Золотые руки растят! два наклона к носочкам.
Почему руки, которые растят хлеб, называют золотыми? (Они ловкие, умелые, трудолюбивые).
10. Игра “Урожай”. Посмотрите, какой у меня сноп. Он состоит из колосков.
Урожай собрать пора,Не зевайте, детвора,Колоски вы получите,Предложения прочтите!
Сейчас каждый достанет из вазы один колосок и прочтет, что написано на колоске.
Чтение предложений: Вот сноп. Кашу дадим коту. Вот каша. Тут мука. Это каша. Каша из манки. У Саши сушки. У Даши снопы.
11. Игра “Разноцветные квадраты”.
Детям раздаются картинки с изображением снопа, тарелки с кашей, кукурузы, пшеницы, пирожного, ржи, овса, колоска, мешка, пирожка, грузовика. Они должны разложить свои картинки на разноцветные квадраты. На красный квадрат слова со звуком [с], на зеленый – со звуком [з], на желтый со звуком [ж], на синий со звуком [ш].
III. Заключительная часть. Итог занятия.
12. О чем мы сегодня говорили? Какие задания выполняли? Какое задание тебе больше всего понравилось? Что было трудным? Что самым интересным? Мне понравились вы … за внимательность, … за старание, … за правильные ответы, … за усидчивость и т.д.
nsportal.ru
Пример видео 3 | Пример видео 2 | Пример видео 6 | Пример видео 1 | Пример видео 5 | Пример видео 4 |
Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»