Как научится писать эссе по обществознанию на "отлично"? Не единым хлебом жив человек эссе по обществознанию
Эссе по обществознанию на "отлично"
Как научится писать эссе по обществознанию на "отлично"?
Сочинение в жанре эссе по обществознанию - явление для школьников да и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым формам.
"Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций". Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он - его герой.
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем.
Казалось бы, все понятно. Но не все так просто. Хорошо творить в жанре эссе, если ты Артур Шопенгауэр или Мишель Монтень! Для учителя проблема состоит в том, что творческое задание по истории или обществознанию, выполненное в форме эссе, необходимо оценить - и оценить объективно. Как совместить все, что было отмечено выше (свободная композиция, право на авторскую субъективность, образность и эмоциональность), с пресловутыми знаниями, умениями и навыками: владением терминами и понятиями, приемами сравнения, сопоставления, аргументации, анализа, синтеза, умением иллюстрировать теорию фактами из общественной жизни и личного опыта?
Диалектическое противоречие налицо: художественная форма и аналитическое содержание, субъективная и объективная стороны социального знания.
В нашей практике преподавания обществоведческих дисциплин разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе по обществознанию.
Работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как "беловой" (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков - одно отличие, что на-писан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.
Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.
Важная "мелочь": первая запись и в черновике, и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не "уйти" от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике).
Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.
Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, "дать себе волю", записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: "Писательство не в голове, а в кончиках пальцев".
Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.
Например, тема "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования "я-концепции", поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема "Не хлебом единым жив человек" ставит проблему
соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, при-меры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение
Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Во второй части статьи остановлюсь на приемах, обеспечивающих творческое освоение понятийно-категориального аппарата курса обществознания (уверенное владение терминами и понятиями - первичное условие успеха при работе над эссе).
1. Философская оценка.
Этот прием позволяет конкретизировать умение школьников узнавать и различать проблемы, самостоятельно выражать собственную точку зрения.
2. Категориальный анализ.
Это "перевод" текста на язык философских категорий. Прием позволяет определить присутствие философских законов и категорий в конкретных высказываниях, выявить формы и приемы мышления, умения общаться и анализировать. На язык философских категорий можно переводить пословицы, цитаты, отрывки из художественных произведений и пр.
3. Осознание проблемы и попытка ее разрешения.
Предлагается текст, в котором проблема содержится в неявном (неочевидном для учащихся) виде. Ученики должны увидеть эту проблему и аргументировать ее возможное решение.
4. Выявление и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений.
Результаты работы уместно оформить в табличном виде.
5. Построение философского предложения или текста.
Задача заключается в том, чтобы из предложенного набора обществоведческих терминов построить верное, осмысленное предложение.
6. Задания-игры.
Это загадки, кроссворды, чайнворды, анаграммы, криптограммы, лабиринты, магические квадраты и пр.
7. Ролевые задания.
Они предполагают освоение теоретического материала и его представление в игровой, персонифицированной форме. Цель состоит в овладении учащимися новыми социальными ролями, усвоении культурного опыта и его интерио-ризации.
8. Индивидуализированные рефлексивные задания.
Они направлены на опосредованный, косвенный самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование и самоконтроль. Цели реализуются путем создания ситуаций "переноса" (своего рода описание воображаемой жизни и деятельности в заданном времени и в произвольном пространстве) и морального выбора, а также написания эссе или воображаемого диалога с мыслителем.
9. Создание ситуаций диалектико-логических противоречий.
Задания строятся на основе материала, заключающего в себе связь противоположностей. Необходимо отобрать соответствующий учебный материал, определить момент его включения в курс, определить конкретный тип ситуации (антиномии - непосредственной связи противоположных по смыслу высказываний; парадокса, при котором возникает противоречие между высказыванием и фактами действительности, хотя логическая правильность рассуждения сохраняется).
В заключение вернусь к вопросу о критериях оценивания эссе по обществознанию. Очевидно, что эссе предполагают реализацию личностно ориентированного подхода к обучению. Именно поэтому формой и способом диагностики результатов деятельности в данном случае выступает контентанализ и поэлементный анализ текста эссе. Критериями оценивания выступают: характер использования обществоведческих терминов и понятий; выражение собственного мнения; аргументация; осознание проблемы и самостоятельность ее решения.
Следует подчеркнуть, что данные критерии в целом абстрактны, при их применении к конкретным работам неизбежно возникают трудности. Выработка критериев оценивания работ творческого, субъективного содержания остается важной проблемой современной образовательной теории и практики.
gigabaza.ru
Как написать ЭССЕ по обществознанию ЭССЕ - фр. Essai - опыт, проба, попытка, набросок, очерк Прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе с нею связанные. (Краткая литературная энциклопедия) Жанр философской, литературно-критической, историко- биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. (Большой энциклопедический словарь) Предлагаем рекомендации для написания эссе по обществознанию, которые могут помочь эффективному освоению данного вида деятельности школьниками и учителями. Приступая к написанию эссе, необходимо приготовить черновик.
Подсказки: · Следует отметить, что логике изложения материала и его структурированию способствуют выделение абзацев и красная строка. Каждый из элементов композиции (вступление, тезисы, аргументы, вывод) должен быть выделен красной строкой. Каждый абзац — предыдущий и последующий — связан между собой. Так достигается целостность работы. · При написании эссе необходимо обратить внимание и на стиль изложения материала. Все же не надо забывать о том, что эссе присущи эмоциональность и художественность изложения. Экспрессивность стиля — весьма неплохое качество письменной речи. Достигается это в основном за счет коротких, простых предложений, разнообразных по интонации, и умелого использования самого «современного» из всех знаков препинания — тире. Тире вносит в предложение особую интонацию, так необходимую для выражения своего мнения. Стиль речи несет в себе особенности личности. Совершенствуя стиль, совершенствуешь себя! · Эссе обязательно должно быть «эмоционально заряжено», но при этом важно проявить внешнюю сдержанность повествования. · Приветствуются следующие дополнительные аргументы: • Краткая информация об авторе высказывания (например: И. Кант, родоначальник немецкой классической философии). • Имена его предшественников, последователей или научных противников. • Описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению. • Указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе. • Указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Критерии оценивания эссе При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: 1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы; 2) раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа; 3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
|
Эссе по обществознанию - online presentation
1. ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Занятие по развитию у учащихся навыков выполнения ЭССЕ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ• Эссе (от фр. Опыт, набросок) – прозаическое ненаучное произведение философской, литературной, исторической, публицистической или иной тематики, в непринужденной форме излагающее личные соображения автора по какомулибо вопросу. 09.04.163. Классификация эссе
Личностное, субъективное эссе Его цель – раскрыть ту или иную сторону личности автора 09.04.16 Объективное эссе Его цель – раскрыть точку зрения автора эссе по какой-либо научной теме, проблеме4. Требования к эссе
• Представление собственной точки зрения • Аргументация фактами • Теоретическое обоснование • Использование терминов • Использование цитат • Представление различных точек зрения • Самостоятельность и индивидуальность • Логичность • Использование приемов сравнения и обобщения • Грамотность 09.04.165. Алгоритм написания эссе
1. Выбрать наиболее близкую и понятную тему, при раскрытии которой можно проявить свои знания, эрудицию, творческие способности. 2. Сформулировать смысл проблемы, поднимаемой автором цитаты. Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самим собой» (А. Камю) предполагает работу в рамках проблематики самопознания, самосознания человека, «Я — концепции», противоречивости реального и идеального Я, экзистенциальности человеческого существования. Иначе, раскрывает проблематику личностного развития. Тема «Не хлебом единым жив человек» (Библия) в своей основе содержит проблему противоречивости материальных и духовных потребностей человека. Это означает, что необходимо вспомнить материал именно по обозначенной проблеме, выписать ряд понятий, с которыми возможно работать в рамках данной темы. Необходимо выделить основную идею и определить, в рамках какой темы или раздела курса обществознания последуют рассуждения. «В данном высказывании автор (например, Аристотель) поднимает проблему … . Автор считает, что … 09.04.16В свободной форме сделать набросок эссе, то есть дать волю всему, что «хочет» писаться, включая понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, тезисы, примеры, мнения, аргументы научного и бытового характера, имена, события, недописанные мысли... 3. Обозначить свою позицию по отношению к точке зрения автора цитаты. «Я согласен с мнением автора», «Я не согласен с мнением автора», «Не могу не согласиться с позицией автора», «Анализируя высказывание, можно отметить…», «Далее следует сказать…», «Следует считать верным, что…», «Это можно опровергнуть тем, что…», «Можно (не) согласиться с автором в том, что…», «Кажется на первый взгляд верным…», «Опровергается тем, что…» и т.п. 09.04.164. Теоретически обосновать свою позицию. Объяснить свою позицию, применив теоретические, научные знания по данной теме, корректно используя необходимые термины и понятия. Приветствуется использование цитат или ссылок на слова известных ученых, сравнение различных точек зрения на данную проблему для усиления своей позиции. 5. Привести конкретные примеры в подтверждение своей позиции. Пример должен быть конкретным, то есть описывающим конкретную ситуацию с конкретным действующим лицом. 09.04.16Примеры (не менее 2-3-х) следует приводить, используя имеющиеся знания по истории, обществознанию, литературе и другим наукам, а также используя факты общественной жизни, собственный опыт. Не следует использовать бытовые ситуации в качестве примеров. Примеры должны подтверждать избранную позицию, а не противоречить ей. 6. Обобщить все выше сказанное: «Таким образом, приведенные научные положения (принятые в науке точки зрения, теории, данные и т.д.), примеры, подтверждают, что … 09.04.167. Высказать свои предположения о перспективах развития данной проблемы, надежды на определенное развитие событий, или каким-либо другим образом завершить рассуждение. 09.04.1610. Наиболее часто допускаемые ошибки:
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 09.04.16 Не раскрыта поднимаемая проблема. Не высказана собственная позиция. Нет теоретического обоснования. Употребленные термины введены некорректно, неграмотно. Приведены примеры на бытовом уровне. Примеры опровергают высказанную позицию автора эссе. Нет обобщения. Нарушена логика и последовательность изложения. Сущность проблемы понята неверно.11. Особенности обществоведческого эссе.
• Неограниченность тем и разнообразие формулировок • Субъективность, ярко выраженная позиция автора ,порой исповедальный характер произведения. • Прозаическая форма. • Небольшой объём. • Интеграция знаний, полученных при изучении других учебных дисциплин. 09.04.16• Использование и правильное истолкование обществоведческих терминов и понятий . 09.04.1613. Эссе.
«Наука –это организованное знание». (Г.Спенсер). 09.04.16en.ppt-online.org
Топик 1290. (B). Не хлебом единым жив человек
Еремин Александр. Пермский Институт ФСИН, Пермь, РоссияСочинение на английском языке с переводом. Номинация Люди и общество.
God created man on earth at last. He breathed mind, and thus exalted above all the living world. Man has become the apex of creation by divine forces. He was granted a sense of love, hate, pain and happiness. He was given a soul. But in worldly life the voice of the soul is often drown out by small passions, and the man becomes a slave to his body. His stomach requires an exquisite food, a sick mind likes drug dreams, the greed is seeking money, and the vanity enjoys the power! Since Adam and Eve have left paradise, the defects began to surround the man. Like storm clouds they gathered over his head, and soon blue spots almost disappeared out of the sky. The more civilized the society becomes, the lower the level of its morality. People wallowed in the evil, the focus of which they were themselves. And only Christ`s blood washed the land from sin and freed from dirt and blood the foundation for the new Christian world.
We are the people for whom a new and clean world was created. Our sins are prayed for forgiveness, our mistakes are forgiven. We were shown the way we should live and you can find the answer in the Bible for all questions arising in your life. God gave us ten holy commandments, following which the man can save his soul. What else do we need? What causes us to violate these ten unwritten laws to please our insatiable bodies?
"Do not deceive!" But a lie is around us, and it is hardly to find a person in the modern world who would never deceive.
"Do not insult!" But the strong bullies the weak and the rich degrades the poor. Especially now, when more than fiftypercent of our population is on the breadline.
“Do not kill!" But the wars have filled the earth with blood, the brothers kill each other without trembling hands, people go to their targets, sinking knee-deep in blood, and even water on Earth has acquired a pink tint. Terrorist attacks one after another claim lives, children and old people, absolutely innocent people suffer from the actions made by these “animals”, by this and not another word we can call those who commit such acts. Even animals in the nature do not kill their own kind. How can we call those who scoff at their own kind in the human world?
"Do not steal!" But the struggle for survival began in the society long ago, and cornered people are unlikely to heed these words. Gain and hunger, it does not matter what exactly... close our people`s eyes and ears. Would be our oligarchs able to live on the welfare for a child or retirement of our old people?
But for a man it is not the onlyimportant thing, to save his soul. Man is distinguished from other living beings to be able to care for his neighbors. After all, charity has a synonym - "humanity ". But how much is this humanity in our world? Look around you. How many people need our compassion, our help, no matter what, let it be just sympathy. Walking past a beggar, do not look lightly away. After all, he is a man like you, he looks at you too and thinks something about you. He has a long and apparently not easy life. And now he is not just poor, he is not happy because he is alone. Our life becomes more difficult and confusing for him. But his soul has already determined its path.
But the children`s souls have not yet acquired its clear form, and that is why we have to save them. Not only to feed, clothe, it is not sufficient to live by bread alone! They need spiritual, sublime food. They need music, literature and poetry, painting and sculpture. They need a beauty that will save the soul. And love and friendship, understanding and support are needed also to warm the soul. Because the human body - is a perfect shell, in which the soul reigns. And will it be beautiful or not, depends only on us.
Бог создал на земле человека в последнюю очередь. Он вдохнул в него разум и тем самым возвеличил над всем живым миром. Человек стал венцом творения небесных сил. Ему были дарованы чувства любви, ненависти, боли и счастья. Ему была дана душа. Но в мирской жизни часто низменные страсти заглушают голос души, и человек становится рабом своего тела. Его желудок требует изысканной пищи, больному мозгу хочется наркотических снов, жадность ищет денег, а тщеславие тешится властью! С того самого момента, когда Адам и Ева покинули рай, человека стали окружать пороки. Они, как грозовые тучи, собирались над его головой, и вскоре почти не осталось на небе голубых пятен. Чем цивилизованнее становилось общество, тем ниже падал уровень его нравственности. Люди погрязли в том зле, средоточием которого сами же и явились. И лишь кровь Христа омыла от греха землю и очистила от грязи и крови фундамент для нового христианского мира.
Мы — люди, для которых был создан новый, чистый мир. Наши грехи замолены, наши ошибки прощены. Нам показано, как жить, и на все вопросы, возникающие на жизненном пути, можно найти ответ в Библии. Бог нам дал десять священных заповедей, следую которым можно сберечь свою душу. Что же еще нам надо? Что заставляет нас нарушать эти десять неписанных законов в угоду своим ненасытным телам?
«Не обмани!» А обман окружает нас, и вряд ли найдется в современном мире хоть один человек, который бы ни разу не обманул.
«Не обидь!» Но сильный обижает слабого, богатый унижает бедного. Особенно сейчас, когда за чертой бедности находятся более пятидесяти процентов населения нашей страны.
«Не убий!» Но воины залили кровью землю, у братьев давно не дрожит рука, когда они убивают друг друга, люди идут к своим целям, утопая по колено в крови, и даже вода на земле приобрела розовый оттенок. Террористические акты один за другим уносят человеческие жизни, дети, старики, ни в чем не повинные люди страдают от тех действий, которые совершают животные, именно так, а никак иначе можно назвать тех, кто совершает подобные действия. Даже животные в природе не уничтожают себе подобных. Как же назвать тех, кто издевается над себе подобными в человеческом мире?!
«Не укради!» Но в обществе давно началась борьба за выживание, и загнанные в угол люди вряд ли прислушаются к этим словам. Нажива и голод, неважно что, закрывают нашим людям глаза и уши. Смогли бы наши олигархи жить на пособие по ребенку или на пенсию наших стариков?
Но для человека важно не только спасти свою душу. Человек тем и отличается от других живых существ, что способен заботиться о ближнем. Ведь у милосердия есть синоним - «человечность». Но много ли человечности в нашем мире? Посмотрите вокруг себя. Сколько людей нуждается в нашем милосердии, в нашей помощи, неважно какой, пусть это будет просто сочувствие. Проходя мимо нищего, не стоит отводить пренебрежительно взгляд. Ведь он такой же человек, как и ты, он тоже смотрит на тебя и что- то думает о тебе. За его плечами долгая, и видимо, нелегкая жизнь. И сейчас он не просто беден, он несчастлив, потому что одинок. Наша жизнь для него все труднее и непонятнее. Но его душа уже определила свой путь.
А вот детские души еще не приобрели своей ясной формы, поэтому нужно прежде всего сберечь их. Мало накормить, одеть, ведь не хлебом единым жив человек! Им необходима духовная, возвышенная пища. Им нужна музыка, литература и поэзия, живопись и скульптура. Им нужна красота, которая спасет душу. А еще любовь и дружба, понимание и поддержка, что бы могла согреться душа. Ведь тело человека — это прекрасная оболочка, в которой царит душа. А будет ли она такой же прекрасной или нет, зависит только от нас.
Copyright © Russian centres of City and Guilds
english-exam.ru
Рекомендации по написанию эссе по обществознанию
УЧИМСЯ ПИСАТЬ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ.
Что такое эссе? 1. Краткий словарь литературоведческих терминов: эссе – «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». 2. Толковый словарь иноязычных слов: «эссе — очерк, трактующий какие-либо проблемы не в систематическом научном стиле, а в свободной форме». 3. Большой энциклопедический словарь: «эссе — жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением». 4. Краткая литературная энциклопедия: «эссе — прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные».
5. Эссе – мини-сочинение на заданную тему (высказывание мудрого человека).
Характерные черты:
ярко выраженная авторская позиция;
искренность, эмоциональность;
соблюдение внутреннего смыслового единства, согласованности утверждений, терминов и понятий по проблеме;
жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию;
эссе определяют как записки, наброски, раздумья;
эссе обычно имеет небольшой объем.
Структура эссе.
Эссе состоит из 3-х частей.1. Вступление (показывается актуальность темы, и обоснование ее выбора; определяется проблема и ваше отношение к ней). 2. Основная часть - аргументы (раскрытие темы, доказательства они могут выступать в виде фактов, явлений общественной жизни, научных доказательств, примеров из истории, литературы, других наук, на собственный жизненный опыт, а также на мнение ученых или авторитетных для вас людей).
3. Заключение (подведение итогов, выводы по проблеме на основе вашего мнения, обобщение мыслей, раздумий и т.п.).
Этапы работы над эссе:
написание эссе в черновом варианте;
анализ содержания текста;
проверка стиля, логичности и последовательности изложенного;
внесение необходимых изменений и написание окончательного варианта.
Полезные советы.
I.
Используй схему построения предложений: «Я считаю (думаю, полагаю и др.), что …, так как ...».«Я думаю, что это (поступок, явление, ситуацию) можно оценить как …, потому что …». По моему мнению…, я разделяю (не разделяю) позицию автора…. В заключение(и) можно сделать вывод, что…
II.
- Выделяй абзацы; - соблюдай красную строку; - используй краткие, простые, разнообразные по интонации предложения.
III.Владей набором определений по каждой теме. Уверенное владение обществоведческими терминами и понятиями – первичное условие успеха при работе над эссе.
IV.
Используй черновик при написании эссе. Между предложениями полезно оставлять пустые строчки, оставлять широкие поля, где потом можно внести исправления, дополнения в процессе правки первоначального текста. Обязательно выпиши высказывание, по которому будешь писать эссе.
УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПРОБЛЕМУ. ПИШЕМ ЭССЕ.
Задание 1. Определите круг терминов и понятий к высказыванию и проблеме.
Задание 2. Напишите эссе по выбранной теме.
Социальная психология.
1. «У нас нет времени, чтобы стать самими собой». (А. Камю) Проблема. Становление и развитие личности. Самопознание, самосознание, самосовершенствование человека, особенности формирования «я-концепции» и восприятия человеком своего бытия.
Социология.
1. «Не хлебом единым жив человек». (Народная мудрость) Проблема. Соотношение материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними.
Экономика. 1. «Экономика – есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер) Проблема. Рациональное использование ограниченных ресурсов при помощи новых, эффективных методов хозяйствования и разумного потребления.
Политология. 1. «Избирательный бюллетень сильнее пули». (А. Линкольн) Проблема. Осуществление народовластия через избирательную систему и влияние его на организацию общественной жизни.
Правоведение. 1. «Законы нужны не только для того, чтобы устрашать граждан, но и для того, чтобы помогать им». (Вольтер) Проблема. Правовая помощь, правовое решение спорных, конфликтных, затруднительных жизненных ситуаций, возникающих в повседневной жизни.
Философия. 1. «Только существо, обладающее разумом, может быть неразумным. Животные не совершают неразумных действий». (Т. Ойзерман) Проблема. Осознанное, ответственное использование человеком продуктов и результатов своей мыслительной деятельности.
infourok.ru
Дипломная работа - Как научится писать эссе по обществознанию на отлично?
Как научится писать эссе по обществознанию на «отлично»?
Киприянова Е.В., к.пед.н,. г. Челябинск.
Сочинение в жанре эссе по обществознанию — явление для школьников да и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым формам.
«Краткий словарь литературоведческих терминов» трактует эссе как «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать «сумму знаний», но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он — его герой.
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем.
Казалось бы, все понятно. Но не все так просто. Хорошо творить в жанре эссе, если ты Артур Шопенгауэр или Мишель Монтень! Для учителя проблема состоит в том, что творческое задание по истории или обществознанию, выполненное в форме эссе, необходимо оценить — и оценить объективно. Как совместить все, что было отмечено выше (свободная композиция, право на авторскую субъективность, образность и эмоциональность), с пресловутыми знаниями, умениями и навыками: владением терминами и понятиями, приемами сравнения, сопоставления, аргументации, анализа, синтеза, умением иллюстрировать теорию фактами из общественной жизни и личного опыта?
Диалектическое противоречие налицо: художественная форма и аналитическое содержание, субъективная и объективная стороны социального знания.
В нашей практике преподавания обществоведческих дисциплин разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе по обществознанию.
Работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как «беловой» (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков — одно отличие, что на-писан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.
Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.
Важная «мелочь»: первая запись и в черновике, и в окончательном варианте — это точная формулировка темы эссе. Тема — своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один «правильный» ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика — понять и раскрыть тему, а не «уйти» от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике).
Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.
Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, «дать себе волю», записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: «Писательство не в голове, а в кончиках пальцев».
Следующая задача — привести весь этот «хаос» в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.
Самые ответственные части работы — вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.
Например, тема «У нас нет времени, чтобы стать самими собой» (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования «я-концепции», поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема «Не хлебом единым жив человек» ставит проблему
соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, при-меры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказательствами — поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы — это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут «перегрузить» изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение
Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении — резюмируется мнение автора).
Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование «самого современного» знака препинания — тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Во второй части статьи остановлюсь на приемах, обеспечивающих творческое освоение понятийно-категориального аппарата курса обществознания (уверенное владение терминами и понятиями — первичное условие успеха при работе над эссе).
1. Философская оценка.
Этот прием позволяет конкретизировать умение школьников узнавать и различать проблемы, самостоятельно выражать собственную точку зрения.
2. Категориальный анализ.
Это «перевод» текста на язык философских категорий. Прием позволяет определить присутствие философских законов и категорий в конкретных высказываниях, выявить формы и приемы мышления, умения общаться и анализировать. На язык философских категорий можно переводить пословицы, цитаты, отрывки из художественных произведений и пр.
3. Осознание проблемы и попытка ее разрешения.
Предлагается текст, в котором проблема содержится в неявном (неочевидном для учащихся) виде. Ученики должны увидеть эту проблему и аргументировать ее возможное решение.
4. Выявление и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений.
Результаты работы уместно оформить в табличном виде.
5. Построение философского предложения или текста.
Задача заключается в том, чтобы из предложенного набора обществоведческих терминов построить верное, осмысленное предложение.
6. Задания-игры.
Это загадки, кроссворды, чайнворды, анаграммы, криптограммы, лабиринты, магические квадраты и пр.
7. Ролевые задания.
Они предполагают освоение теоретического материала и его представление в игровой, персонифицированной форме. Цель состоит в овладении учащимися новыми социальными ролями, усвоении культурного опыта и его интерио-ризации.
8. Индивидуализированные рефлексивные задания.
Они направлены на опосредованный, косвенный самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование и самоконтроль. Цели реализуются путем создания ситуаций «переноса» (своего рода описание воображаемой жизни и деятельности в заданном времени и в произвольном пространстве) и морального выбора, а также написания эссе или воображаемого диалога с мыслителем.
9. Создание ситуаций диалектико-логических противоречий.
Задания строятся на основе материала, заключающего в себе связь противоположностей. Необходимо отобрать соответствующий учебный материал, определить момент его включения в курс, определить конкретный тип ситуации (антиномии — непосредственной связи противоположных по смыслу высказываний; парадокса, при котором возникает противоречие между высказыванием и фактами действительности, хотя логическая правильность рассуждения сохраняется).
В заключение вернусь к вопросу о критериях оценивания эссе по обществознанию. Очевидно, что эссе предполагают реализацию личностно ориентированного подхода к обучению. Именно поэтому формой и способом диагностики результатов деятельности в данном случае выступает контентанализ и поэлементный анализ текста эссе. Критериями оценивания выступают: характер использования обществоведческих терминов и понятий; выражение собственного мнения; аргументация; осознание проблемы и самостоятельность ее решения.
Следует подчеркнуть, что данные критерии в целом абстрактны, при их применении к конкретным работам неизбежно возникают трудности. Выработка критериев оценивания работ творческого, субъективного содержания остается важной проблемой современной образовательной теории и практики.
www.ronl.ru
Как научится писать эссе по обществознанию на "отлично"?
Сочинение в жанре эссе по обществознанию - явление для школьников да и для учителей новое. И перспективное: XXI век тяготеет к малым формам.
"Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций". Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он - его герой.
Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем.
Казалось бы, все понятно. Но не все так просто. Хорошо творить в жанре эссе, если ты Артур Шопенгауэр или Мишель Монтень! Для учителя проблема состоит в том, что творческое задание по истории или обществознанию, выполненное в форме эссе, необходимо оценить - и оценить объективно. Как совместить все, что было отмечено выше (свободная композиция, право на авторскую субъективность, образность и эмоциональность), с пресловутыми знаниями, умениями и навыками: владением терминами и понятиями, приемами сравнения, сопоставления, аргументации, анализа, синтеза, умением иллюстрировать теорию фактами из общественной жизни и личного опыта?
Диалектическое противоречие налицо: художественная форма и аналитическое содержание, субъективная и объективная стороны социального знания.
В нашей практике преподавания обществоведческих дисциплин разработаны некоторые рекомендации, которые помогают учащимся овладеть приемами и способами написания эссе по обществознанию.
Работу необходимо начинать с черновика. Учащиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как "беловой" (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков - одно отличие, что на-писан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески. Неправильные (назовем их так) черновики подходят для работ компилятивного характера, которые, в свою очередь, при многократном повторении формируют паническую боязнь самостоятельного высказывания.
Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.
Важная "мелочь": первая запись и в черновике, и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, учащийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача ученика - понять и раскрыть тему, а не "уйти" от нее (ситуация весьма распространенная в школьной практике).
Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.
Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, "дать себе волю", записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: "Писательство не в голове, а в кончиках пальцев".
Следующая задача - привести весь этот "хаос" в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент.
Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.
Например, тема "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) предполагает, что ученик посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования "я-концепции", поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности. Тема "Не хлебом единым жив человек" ставит проблему
соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, при-меры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой.
Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.
Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):
вступление
тезис, аргументы
тезис, аргументы
тезис, аргументы
заключение
Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).
Учащимся необходимо напоминать о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.
Во второй части статьи остановлюсь на приемах, обеспечивающих творческое освоение понятийно-категориального аппарата курса обществознания (уверенное владение терминами и понятиями - первичное условие успеха при работе над эссе).
1. Философская оценка.
Этот прием позволяет конкретизировать умение школьников узнавать и различать проблемы, самостоятельно выражать собственную точку зрения.
2. Категориальный анализ.
Это "перевод" текста на язык философских категорий. Прием позволяет определить присутствие философских законов и категорий в конкретных высказываниях, выявить формы и приемы мышления, умения общаться и анализировать. На язык философских категорий можно переводить пословицы, цитаты, отрывки из художественных произведений и пр.
3. Осознание проблемы и попытка ее разрешения.
Предлагается текст, в котором проблема содержится в неявном (неочевидном для учащихся) виде. Ученики должны увидеть эту проблему и аргументировать ее возможное решение.
4. Выявление и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений.
Результаты работы уместно оформить в табличном виде.
5. Построение философского предложения или текста.
Задача заключается в том, чтобы из предложенного набора обществоведческих терминов построить верное, осмысленное предложение.
6. Задания-игры.
Это загадки, кроссворды, чайнворды, анаграммы, криптограммы, лабиринты, магические квадраты и пр.
7. Ролевые задания.
Они предполагают освоение теоретического материала и его представление в игровой, персонифицированной форме. Цель состоит в овладении учащимися новыми социальными ролями, усвоении культурного опыта и его интерио-ризации.
8. Индивидуализированные рефлексивные задания.
Они направлены на опосредованный, косвенный самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование и самоконтроль. Цели реализуются путем создания ситуаций "переноса" (своего рода описание воображаемой жизни и деятельности в заданном времени и в произвольном пространстве) и морального выбора, а также написания эссе или воображаемого диалога с мыслителем.
9. Создание ситуаций диалектико-логических противоречий.
Задания строятся на основе материала, заключающего в себе связь противоположностей. Необходимо отобрать соответствующий учебный материал, определить момент его включения в курс, определить конкретный тип ситуации (антиномии - непосредственной связи противоположных по смыслу высказываний; парадокса, при котором возникает противоречие между высказыванием и фактами действительности, хотя логическая правильность рассуждения сохраняется).
В заключение вернусь к вопросу о критериях оценивания эссе по обществознанию. Очевидно, что эссе предполагают реализацию личностно ориентированного подхода к обучению. Именно поэтому формой и способом диагностики результатов деятельности в данном случае выступает контентанализ и поэлементный анализ текста эссе. Критериями оценивания выступают: характер использования обществоведческих терминов и понятий; выражение собственного мнения; аргументация; осознание проблемы и самостоятельность ее решения.
Следует подчеркнуть, что данные критерии в целом абстрактны, при их применении к конкретным работам неизбежно возникают трудности. Выработка критериев оценивания работ творческого, субъективного содержания остается важной проблемой современной образовательной теории и практики.
Использованы материалы с сайта http://student.km.ru
humanitar.ru