Молитва на благословение хлебов как Христос благословлял хлеб и вино. Молитва на освящение хлеба


Молитва на благословение хлебов как Христос благословлял хлеб и вино

На всенощном бдении, когда бывает лития, совершается благословение хлебов — на средине храма, у столика с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем, которые приносятся сюда перед пением стихир на стиховне.

Диакон во время пения тропарей совершает троекратное каждение вокруг столика; кадит он и священника-предстоятеля, потом еще раз столик (хлебы). По окончании тропарей он возглашает: Господу помолимся.

Хор: Господи, помилуй.

Священник, благословляя хлебы, читает молитву: «Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей) и во всем мире Твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

Хор: Аминь.

Священник перед словами «Сам благослови…» крестообразно осеняет вещества одним из хлебов, напоминая, что то же совершил Господь, взяв в Свои руки пять хлебов и насытив 5000 человек. При перечислении веществ священник указывает на них рукою, начертывая в воздухе знак креста. В молитве испрашивается благословение Божие на умножение предложенных веществ, а также об освящении вкушающих от них.

После благословения хлебов, а если его не было, то после тропаря хор поет: Буди имя Господне благословенно от ныне и до века (трижды). Священнослужители входят в алтарь северными и южными дверьми.

Чтец: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя: да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною, и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа, и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему, и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услышай, и от всех скорбей Его спасе и΄. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа вси святии Его, яко несть лишения боящимся Его. Богатии обнищаша и взалкаша: взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

Священник: Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно и во веки веков. (Входит в алтарь северной дверью.)

Хор: Аминь.

Email рассылка Telegram

Читайте также

© Михаил Чернов vsemolitva.ru

vsemolitva.ru

Молитва на освящение артоса

Боже всесильный и Господи Вседержителю, иже рабом Твоим Моисеом во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горькия работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на кресте закланнаго волею нас деля Агнца, вземлющаго всего мiра грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа. Ты и ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь и славу, и в воспоминание славнаго воскресения тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечныя работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и преведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих, и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу возсылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

 

Всесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца, прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца, подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый, и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством, смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его. Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель, и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков.

Абие же кропит артос священною водою, глаголя: Благословляется и освящается артос сей, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Трижды.

 

И трижды окропляет артос святой водой со словами: Благословляется и освящается этот артос окроплением этой святой воды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

azbyka.ru

антропология христианской освятительной молитвы: andber

Нетрудно заметить, что тексты христианских молитв, употребляемых для освящения каких-либо объектов (такими объектами могут быть самые разнообразные вещи: от нательных крестиков до зданий и сооружений) имеют очень похожую структуру. Проиллюстрируем это несколькими примерами:

Молитва на освящение жилища.

Господи Иисусе Христе, Боже наш, изволивый под сень Закхеа мытаря внити, и спасение тому и всему дому его бывый; Сам и ныне зде жити восхотевшия, и нами недостойными мольбы Тебе и моления приносящия, от всякаго зла невредимы соблюди, благословляя их и обиталище сие, и ненаветен тех живот выну сохраняй, изобильно вся благая Твоя им Твоим благословением на пользу подаваяй. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Твоим Отцем, и Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва благословения хлебов из чина всенощного бдения.

Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей) и во всем мире Твоем: и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва на освящение елея из чина крещения.

Владыко Господи Боже отец наших, сущим в ковчезе Ноеве голубицу пославый, сучец масличный имущую во устех, примирения знамение, спасения же от потопа и благодати таинство оными предобразивый, и масличный плод, во исполнение святых Твоих таин подавый: тем и бывших в законе Духа Святаго исполнивый, и сущих в благодати совершаяй: Сам благослови и сей елей, силою и действом, и наитием Святаго Твоего Духа, якоже быти тому помазанию нетления, оружию правды, обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол, помазующимся верою, или вкушающим от него в славу Твою и единороднаго Твоего Сына, и Пресвятаго, и Благаго, и Животворящаго Твоего Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва на освящение воды («молитва иная над водою»).

Боже великоименитый, Отче Господа нашего Иисуса Христа, творяй чудеса Един, имже несть числа: Егоже глас на водах многих, Егоже видевше воды убояшася, и смятошася бездны и множество шума вод; Егоже путие в мори, и стези в водах многих, и стопы Твоя не познаются; Иже крещением Единороднаго Сына Твоего воплощеннаго и снитием Нань Пресвятаго Духа в видении голубя, и Твоим Отеческим гласом Иорданския струи освятил еси. Тебе ныне смиренно недостойнии раби Твои молим и мили ся деем, посли благодать Пресвятаго Духа на воду сию, и небесным Твоим благословением благослови, очисти и освяти ю, и даруй ей благодать и благословение Иорданово, и силу вся скверны очищающую, и всяк недуг исцеляющую, и бесов и всех наветов, и козней их прогонительную. И яви ю силою, действом и благодатию Пресвятаго Духа, быти всем от нея с верою пиющим, приемлющим же и кропящимся рабом Твоим, грехов оставление, изменение страстем, прогнание всякаго зла, умножение добродетелей, болезнем исцеление, домовом же и всякому месту освящение и благословение, губительных и всяких злотворных воздухов отгнание, и благодати Твоея присвоение.Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Единородным Твоим Сыном, и с пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Структурная схему подобных текстов можно представить следующим образом:

1. Называние Лица, к которому обращен текст. 2. Воспоминание событий, аналогичных тому, ради которого совершается молитва (здесь можно применить литургический термин «анамнезис»).3. Призывание, обращенное к названному Лицу в просьбой даровать силу, для того, чтобы просимое состоялось («эпиклезис»).4. Подробное изложение просьбы.5. Благодарение и прославление Бога («доксология»).6. Подтверждение истинности молитвы («аминь») Отметим, что данная структура не есть исключительная особенность христианской молитвы, источником ее являются молитвы из Библии:

Например «Молитва Моисея, человека Божия» (псалом 89)

Господи! Ты нам прибежище в род и род. Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог. Ты возвращаешь человека в тление и говоришь: «возвратитесь, сыны человеческие!». Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи. Ты [как] наводнением уносишь их; они — [как] сон, как трава, которая утром вырастает, утром цветет и зеленеет, вечером подсекается и засыхает; ибо мы исчезаем от гнева Твоего и от ярости Твоей мы в смятении. Ты положил беззакония наши пред Тобою и тайное наше пред светом лица Твоего. Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим. Кто знает силу гнева Твоего, и ярость Твою по мере страха Твоего? Научи нас так счислять дни наши, чтобы нам приобрести сердце мудрое. Обратись, Господи! Доколе? Умилосердись над рабами Твоими. Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Возвесели нас за дни, [в которые] Ты поражал нас, за лета, [в которые] мы видели бедствие. Да явится на рабах Твоих дело Твое и на сынах их слава Твоя; и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам, в деле рук наших споспешествуй.

Молитва Манассии, царя Иудейского (2 Пар. 36),

Господи Вседержителю, Боже отцев наших, Авраама и Исаака и Иакова, и семени их праведного, сотворивший небо и землю со всем благолепием их, связавший море словом повеления Твоего, заключивший бездну и запечатавший ее страшным и славным именем Твоим, которого все боятся, и трепещут от лица силы Твоея, потому что никто не может устоять пред великолепием славы Твоея, и нестерпим гнев прещения Твоего на грешников! Но безмерна и неисследима милость обетования Твоего, ибо Ты Господь вышний, благий, долготерпеливый и многомилостивый и кающийся о злобах человеческих. Ты, Господи, по множеству Твоей благости, обещал покаяние и отпущение согрешившим Тебе, и множеством щедрот Твоих определил покаяние грешникам во спасение. Итак Ты, Господи, Боже праведных, не положил покаяния праведным Аврааму и Исааку и Иакову, не согрешившим Тебе, но положил покаяние мне грешнику, потому что я согрешил паче числа песка морского. Многочисленны беззакония мои, Господи, многочисленны беззакония мои, и я недостоин взирать и смотреть на высоту небесную от множества неправд моих. Я согбен многими железными узами, так что не могу поднять головы моей, и нет мне отдохновения, потому что прогневал Тебя и сделал пред Тобою злое: не исполнил воли Твоей, не сохранил повелений Твоих, поставил мерзости и умножил соблазны. И ныне преклоняю колени сердца моего, умоляя Тебя о благости . Согрешил я, Господи, согрешил, и беззакония мои я знаю, но прошу, молясь Тебе: отпусти мне, Господи, отпусти мне, и не погуби меня с беззакониями моими и не осуди меня в преисподнюю. Ибо Ты Бог, Бог кающихся, и на мне яви всю благость Твою, спасши меня недостойного по великой милости Твоей, и буду прославлять Тебя во все дни жизни моей, потому что Тебя славят все силы небесные, и Твоя слава во веки веков. Аминь.

Можно предположить, что указанная структурная схема восходит еще к добиблейским временам, что подтверждается некоторыми параллелями из аккадских религиозных текстов:

Высокий Нуску [1] , вождь великих богов, получающий жертвы от всех Игигов, основатель градов, обновитель храмов, сияющий день, с высоким велением посланец Ану, покорный велениям Бела, покорный Белу, совет и защита Игигов, могучий в битве, крепкий в напоре, Нуску сожигатель, покоритель врагов! Без тебя не бывает пира во храме, без тебя и великие боги не вдыхают курений, без тебя и Шамаш - судья не судит суды, мудрый ... ты щадишь в утеснении! Я, твой раб NN, сын NN, чей бог NN, чья богиня NN, . обращаюсь к тебе, ищу, воздеваю руки, склоняюсь: сожги колдуна и колдунью! У моих колдуна и колдуньи исторгни их жизнь, а меня воскреси, я почту твоё сердце, я воздам тебе славу [2] .Таким образом, есть все основания утверждать, что мы имеем дело с устойчивой текстовой структурой, иначе говоря, формулой. Поскольку текст, слово являются коммуникативным инструментом человеческой деятельности, то, в данном случае, проблемой, которую мы попытаемся решить, является реконструкция деятельности, которая взывает к жизни подобную коммуникацию. Иными словами, перед нами стоит вопрос о жизненной ситуации, которая является основой для молитвенных текстов.Очевидно, что освящение объектов при помощи текстов происходит из некой потребности. Поскольку, формула освящения имеет повторяющуюся структуру, то резонно будет утверждать, что во всех разнообразных ситуациях, в которых произносятся освятительные тексты, присутствует нечто общее, что и порождает такую единообразность. Что может быть общего между такими, казалось бы разными вещами как пища, жилище, елей или вода? Пища достается трудом, пища – источник жизненных сил, отсутствие пищи приводит к смерти. В то же время пища может быть отравленной, зараженной, может привести к отравлению, расстройству пищеварения, болезни, смерти. То же самое относится и к маслу. Жилище необходимо строить, оно защищает от непогоды. В доме можно прожить счастливую жизнь, но, может так случиться, что тех кто живет в доме будут преследовать несчастья. И, что важно, нет никакой возможности как-то повлиять на это при помощи обыкновенных человеческих средств, никто не знает своей судьбы.Без воды жить (особенно в засушливом климате) нельзя, но, если погрузить человека в воду, то он захлебнется через несколько минут. Т.е. все перечисленные объекты в самих себе содержат величайшую опасность, и, в то же время, они жизненно необходимы человеку. Использование таких двойственных объектов создает ситуацию неопределенности, беспорядка, который должен быть устранен. Отметим, что источником этого беспорядка является неспособность человека, на том этапе практики, на котором появились тексты, овладеть теми материальными силами, которые могли бы гарантировать безопасное употребление объектов. Тем не менее, неопределенность должна быть устранена в любом случае.Разделяя действительность на «полезную» и «вредную» люди оказываются живущими в двух мирах: «полезный» - это уже освоенный, и даже присвоенный мир, «вредный» - еще неизвестный, мир, до которого еще не дотянулась преображающая сила человеческой практической деятельности, мощь этого мира еще не превратилась в человеческую силу. Для того чтобы объект сделался безопасным для использования, его надо изъять из мира неопределенности и поместить в такую ситуацию, в которой неопределенность преодолевается, снимается. Поскольку опасность порождается недостатком практики (практика – это и есть сила, которой не хватает), то этот недостаток силы можно восполнить, заняв ее у самой действительности. Обыкновенно люди выстраивают в голове план предстоящей деятельности, здесь происходит то же самое, только вместо навыка, умения, знания, которые сообщают успешность плану, здесь гарантией успешности выступает ситуация аналогичная имеющейся, которая когда-то раньше уже разрешилась благополучно. При этом причина благополучности осталась невыявленной.Вернемся к нашим молитвам. Первым шагом к созданию безопасности является наименование субъекта, который станет гарантией успешности предприятия. Устранение неопределенности достигается четким перечислением атрибутов этого гаранта, его существенных признаков: «Бог Аврамов, Исааков, Иаковль….», «Господи Иисусе Христе, Боже наш…», «Владыко Господи Боже отец наших…». Здесь очень важно не ошибиться, нужна именно Тот, кто уже помогал раньше в той же ситуации, если обратиться к другому, то результат будет совершенно неочевиден, а скорее всего, и противоположен искомому. Субъектность необходима для того, чтобы можно было установить связь с недостающей силой, т.к. общение с безличной мощью само по себе невозможно. Сила как бы удваивается: с одной стороны могущество, а с другой – личность, владеющая этим могуществом. Далее текст молитвы описывает (или создает?) ситуацию, в которой Бог, раньше уже помогал: «изволивый под сень Закхеа мытаря внити, и спасение тому и всему дому его бывый…», «благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый…», «сущим в ковчезе Ноеве голубицу пославый, сучец масличный имущую во устех, примирения знамение, спасения же от потопа и благодати таинство оными предобразивый, и масличный плод, во исполнение святых Твоих таин подавый…», «Егоже глас на водах многих, Егоже видевше воды убояшася, и смятошася бездны и множество шума вод…». И здесь тоже важно правильно указать на прошедшее событие. После этого призывается сила, которой недостает для того, чтобы ситуация перестала быть угрожающе неопределенной. Личный Бог выступает как бы посредником между молящимся и искомой силой: «посли благодать Пресвятаго Духа на воду сию…». Но чаще всего, сила и субъект силы, личный Бог отождествляются: «сам освяти…», «благослови…» и т.д. После этого происходит соотнесение текущей неопределенной ситуации с успешно совершившимися событиями в форме просьбы, с формулированием той пользы, которая должна появится в результате освящения: «благослови и сей елей… якоже быти тому помазанию нетления, … обновлению души и тела, всякаго диавольскаго действа отгнанию, во изменение всех зол…», «благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей: и умножи сия во граде сем…», «даруй ей благодать… и силу вся скверны очищающую, и всяк недуг исцеляющую, и бесов и всех наветов, и козней их прогонительную…». После этого, взятая взаймы сила возвращается к своему источнику потому, что в ходе освящения присвоение этой силы не происходит, т.к. сама ситуация неопределенности порождена невозможностью ее присвоить: «Ибо Твоя есть сила…». Если представить весь процесс освящения т.с. «динамически», то можно сказать, что Бог ставится в такие условия, в которых Он не может не освятить объект, т.к. уже раньше, в аналогичной ситуации Он совершал это. Если этого не произойдет, то он попросту Сам станет неопределенностью, перестанет быть источником силы и безопасности, перейдет в собственную противоположность. А вместо молитвы понадобятся заклинания.

1. Нуску – бог огня в шумеро-аккадской мифологии2. Аккадские заговоры в переводах В.К. Шилейко - http://cultlib.alfaspace.net/25.htm

andber.livejournal.com

Лития и благословение хлебов

Вслед за этим начинается лития. С пением стихир литии священнослужители выходят в храм. В прежние времена лития совершалась в притворе или даже на паперти храма с тем, чтобы оглашенные и кающиеся, коим запрещен был вход во храм, могли, хотя на малое время, принять участие в общей молитве. Диакон произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя», которая четырежды прерывается пением: «Господи, помилуй» (40 раз, 30 раз и дважды по 3 Раза). Святой Иоанн Златоуст говорил: «Разве я даю мир? Христос через нас вещает» (Беседа 3 к Колосянам). На литии Церковь обращается к ходатайству всех святых и молит Господа о всех православных христианах, в особенности же о Патриархе и всех пастырях церковных, о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, об избавлении от глада (голо*| да), губительства (эпидемии), труса (землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Все эти прошения священник заключает молитвой: «Услыши ны, Боже, Спаситлю наш, Упование всех концев земли и сущих в мори далече; и милостив, милостив буди, Владыко, о грещ сех наших и помилуй ны». Лития заканчивается молитвою «Владыко многомилостиве» при главопреклонении всех. После литии поются стихиры на стиховне. Эти песнопения называются так потому, что в них включены стихи не одного псалма (подобно стихирам на «Господи воззвах»), но стихи, выбранные из разных псалмов и других книг Священного Писания. Под пение стихир на стиховне священнослужители становятся посреди храма, пред столом, на котором поставляется сосуд с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. Вслед за тем читаются и поются молитво-! словия, завершающие всякую вечерню: молитва Си-1 меона Богоприимца {«Ныне отпущаеши раба Твое-1 го, Владыко»), Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертньш, помилуй нас»), мо-1 литву «Отче наш» и песнь «Богородице Дево» или вместо сей последней, тропарь праздника. По окончании этих молитв священник, окадив сосуд с хлебами, пшеницей, вином и елеем, произносит | молитву на благословение хлебов и заключает вечерню благословением народа: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков». В древности хлебы благословлялись для раздачи верующим, нуждавшимся в подкреплении сил своих пищей, после всенощной молитвы.

avs75.ru

Утварь для совершения особых богослужений, треб и таинств

Во время Всенощного бдения было совершено благословение и освящение пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, в память древнего обычая раздавать пищу молящимся, приходившим иногда издалека, чтобы они могли подкрепиться во время продолжительного богослужения.

 

Сосуд для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея на литии-это металлический сосуд с круглым основанием, на котором укреплено блюдо на ножке для пяти хлебов, полагаемых на него, стаканы для пшеницы, вина и елея. С восточной стороны сосуда имеется подсвечник, представляющий собою ветвь с тремя листьями, куда ставятся три свечи. Ранее хлебы, пшеница, вино и елей поставлялись на столике в особых сосудах. В молитве на освящение хлеба, пшеницы, вина и елея содержится прошение о ниспослании Богом земных даров, чтобы через вкушение этих земных благ верующие люди были освящены духовно. Хлебы, пшенища, вино и елей на литии являются символами основных земных средств существования человека и небесных, духовных даров, которыми Господь питает человеческие души. Эти земные дары представляя собою своеобразное жертвоприношение, свидетельствуют о том, что все земные и духовные дарования и блага, какими пользуются люди, суть дары, исходящие от Бога. И трисвечник в виде древеснык ветвей с листьями знаменует собою древо жизни, от которого верующие вкушают плоды вечной жизни, а круглая форма основания прибора и блюда для положения хлебов напоминают о вечности благодатных даров Божиих. Три горящих свечи знаменуют несозданный свет Триединого Божества, Даятеля всяческих благ. Нижний круг, где находятся пшеница

 

Вино и елей, означает земную область бытия, верхний, с пятью Хлебами, - область бытия небесного. Пять хлебов соответствуют темм пяти хлебам, которыми Господь Иисус Христос чудесным образом насытил пять тысяч человек (Мф. 14, 13-21; Мк. 6, 31-4'1; Лк. 9, 11 - 17; Ин. 6, 1 - 14), и пяти просфорам, на которых совершается проскомидия - приготовление к величайшему таинству Евхаристии. В древности лития совершалась в притворе, основном, по той причине, что здесь стояли люди, которые были лишены возможности причащения. Поэтому освящение для них хлеба, пшеницы, вина и елея вместе с напоминанием о том, что всякое благо исходит от Бога, призвано было напоминать им о таинстве Тела и Крови Христовых, возбуждать стремление стать достойными его в свое время, не лишать этих людей возможности приобщаться благодати Божией хотя бы через вкушение этих освященных видов земных благ. В настоящее время лития также совершается в притворе или ближе к западной стене средней части храма, но смысл ее несколько изменился. Теперь для всех верующих она напоминает о щедротах Божиих, изливающихся на весь мир, и духовно как бы предуготовляет всех верующих к восприятию грядущего таинства Евхаристии.

 

Чаша для освящения воды

 

 

Сосуд для освящения воды представляет собой большую чашу на низкой подставке с круглым основанием для поставления ее на стол. С восточной стороны чаши имеются ячейки для трех свечей во образ Святой Троицы, освящающей и просвещающей людей Божественной благодатью. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. Как сосу'д и вместилище Божией благодати, водосвятная чаша приближается в своем символическом значении к евхаристической чаше - потиру и знаменует то же самое. Круглое основание чаши есть янамение круга земной Церкви, круглая чаша знамену Церковь Небесную, а всё вместе есть символ Богоматери, как чистейшего сосуда Божией благодати, как чаши, черплющей радость.

Теми же основными символическими значениями обладает и купель для крещения. Этот сосуд также делается в виде чаши, только значительно больших размеров, чем водосвятная, и на высокой подставке.

При совершении таинства Крещения используется обычно небольшой ковчежец - прямоугольный ящичек для хранения в нем сосудов с Миром и елеем, помазков в виде стержней с кисточкой или шариком на одном конце и с крестом на другом, губки для отирания святого Мира с тела крещеного и ножниц для пострижения волос на главе крещаемого. Самый ковчежец для хранения этих принадлежностей знаменует собою и ясли Богомладен-ца, и гроб Спасителя, из коих проистекли для всего мира благодатные возможности приобщения людей и к жизни, и к смерти, и к Воскресению Господа Иисуса Христа, к Самой Его Личности к наследию в Нем и с Ним богообщения и жизни вечной в Царстве Небесном. Сосуды с елеем и Миром содержат в себе благодатные силы и дары Духа Святого, возрождающие крещаемых людей для жизни в Боге. Помазки знаменуют собою посредство Церкви в деле обращения и спасения людей. Губка знаменует то же, что и губки в антиминсе и на жертвеннике. Ножницы означают духовные орудия отсечения мирских соблазнов и страстей для совершенного посвящения человека Богу.

Таинство Крещения положено совершать в самом здании храма. В исключительных случаях крещение дозволяется совершать в особых крестильных комнатах.

При таинстве Брака употребляются венцы, имеющие очень древнее происхождение и ставшие такой значительной и неотъемлемой принадлежностью церковного бракосочетания, что самое таинство получило второе название - Венчание.

 

Венцы венчальные

 

О брачных венцах часто упоминается в Священном Писании. В древние времена венцы делались из живых цветов, миртовых или виноградных ветвей или представляли собой особые головные повязки жениха и невесты. Венцы эти всегда понимались как знамения победы над плотскими соблазнами жениха и невесты и непорочности их отношений до брака. В христианстве венцы возымели еще более глубокий духовный смысл. Сам Спаситель указал на человеческий брак, как на прообраз духовного союза Христа с Церковью (Мф. 9, 15). Эта же мысль содержится и в Песни песней, пророчески изображающей этот союз. Столь глубокое духовное значение брака как бы уподобляет жениха Царю Небесному, а невесту - Церкви, как Царице-Невесте Христа. Поэтому брачные венцы постепенно превращались из растительных венков и повязок в образы царских корон, полно выражающих величие и смысл христианского брака, где славою и честью венчаются двое в плоть едину, и в знак их непорочности и победы над страстями. Брачные венцы являются также образом тех нетленных венцов славы, которыми будут увенчаны в Царстве Небесном супруги за подвиг верной и доброй супружеской жизни. На Руси венцы делались в виде обруча из луба или дерева и украшались иконой Знамения Божией Матери. Затем, с XVI в., появились металлические венцы в виде обруча с иконами Спасителя и Богородицы в царских коронах, а также с изображениями Адама и Евы, Иоакима и Анны. К XVIII в. брачные венцы обрели вид императорской короны.

 

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

simvol-veri.ru

Священник читает молитву на освящение хлебов.

Студопедия

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 22Следующая ⇒

 

Да будет имя Господне благословенно отныне и до века.(3)

Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих. В Господе восхва́лится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся. Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбе́й моих избавил меня. Придите к Нему и просветитесь, и ли́ца ваши не постыдятся. Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбе́й его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкуси́те, и увидите, что благ Господь, – блаже́н муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды́ ни в каком благе.

Пс 33:2–11

Священник: Благословение Господне и милость да будет на вас, по Его божественной благодати и человеколюбию, всегда, ныне и присно, и во веки веков.

Хор: Аминь.

И начинаем утреню с шестопсалмия.

 

На великой вечерне, совершаемой отдельно от утрени, после отпустительных тропарей диакон возглашает:Премудрость. Хор: Благослови. Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне, и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне,Господи, помилуй.(3)Благослови.

Священник произносит отпуст: (Воскресший из мёртвых), Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых, славных и всехвальных Апостолов и святых (имена святых храма и дня), святых праведных богоотцов Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасёт нас, как Благой и Человеколюбец.

Хор: Великого господина и отца нашего (имя), Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, и господина нашего преосвященнейшего (имя), митрополита (или: архиепископа, или: епископа, – название кафедры), богохранимую страну нашу Российскую, настоятеля, братию и прихожан святого храма сего (или: игумена с братией святой обители сей) и всех православных христиан, Господи, сохрани на многие лета.

 

На вседневной же вечерне после отпустительных тропарей произносится сугубая ектения начиная с третьего прошения: Помилуй нас, Боже: далее:Премудрость. Сущий благословен: Утверди, Боже:и начинаем первый час.

 

В дни поста, когда поется «Аллилуия», кончаем вечерню так: после «Отче наш» поются следующие тропари с земными поклонами:

Богородица Дева, радуйся; / благодатная Мария, Господь с Тобою! / Благословенна ты между женами и благословен Плод чрева Твоего, / ибо Ты родила Спасителя душ наших.

Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.

Креститель Христов, всех нас помяни, / да избавимся от беззаконий наших, / ибо благодать дана тебе молиться за нас.

И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

Молите за нас святые Апостолы и святые все, / да избавимся от бед и скорбей, / ибо в вас мы обрели теплых пред Спасителем ходатаев.

Под защиту милосердия Твоего прибегаем, Богородица, / молений наших не пре́зри во время напасти, / но от бед избавь нас, единая Чистая, единая Благословенная.(Без поклона)

Чтец:Господи, помилуй.(40) Слава, и ныне:

Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем.

Именем Господним благослови, отче.

Священник: Сущий благословен – Христос, Бог наш, всегда: ныне и присно, и во веки веков.

Чтец: Аминь. Небесный Царь, верных людей Твоих укрепи, веру утверди, народы укроти, мир умиротвори святой храм сей, (или:святую обитель сию) невредимым сохрани, прежде почивших отцов и братьев наших в селениях праведных водвори и нас в покаянии и исповедании прими, как Благой и Человеколюбец.

Священник произносит молитву св. Ефрема Сирина с поклонами:

Господи и Владыка жизни моей! Духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон)

Да, Господи-Царь, дай мне видеть мои согрешения и не осуждать брата моего, ибо Ты благословен во веки веков. Аминь. (Поклон)

Также 12 малых поклонов с молитвой:

Боже, очисти меня, грешного.

И снова всю молитву: Господи и Владыка жизни моей: и один великий поклон.

Чтец: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник:Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Господи, помилуй.(12)

 

Если Великая Четыредесятница, читаем:

Всесвятая Троица, единосущное Владычество, нераздельное Царство, Виновница всех благ! Благоволи же и о мне, грешном: утверди, вразуми сердце моё и удали от меня всякую скверну, просвети моё помышление, чтобы мне всегда славить, воспевать, поклоняться и восклицать: «Один Свят, один Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца». Аминь.

Да будет имя Господне благословенно отныне и до века. (3) Слава, и ныне:

Псалом 33

Буду благословлять Господа во всякое время, хвала Ему всегда на устах моих. В Господе восхва́лится душа моя, – да услышат кроткие и возвеселятся. Возвеличьте Господа со мною и вознесём имя Его вместе. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбе́й моих избавил меня. Придите к Нему и просветитесь, и ли́ца ваши не постыдятся. Этот нищий воззвал, и Господь услышал его, и от всех скорбе́й его спас его. Ополчится Ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкуси́те, и увидите, что благ Господь, – блаже́н муж, который уповает на Него. Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и стали голодать, а ищущие Господа не потерпят нужды́ ни в каком благе. Придите, дети, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто – человек, желающий жить, кто хочет увидеть добрые дни? Удержи язык свой от зла и уста свои от коварных речей. Уклонись от зла и сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему: очи Господни – на праведных, и уши Его – к молитве их; но лицо Господне – на творящих зло, чтобы истребить с земли память о них. Воззвали праведные – и Господь услышал их, и от всех скорбе́й их избавил их. Близко Господь к сокрушённым сердцем и смиренных духом спасёт. Много скорбе́й у праведных – и от всех их избавит их Господь. Хранит Господь все кости их, ни одна из них не сокрушится. Смерть грешников зла, и ненавидящие праведного погрешат. Избавит Господь ду́ши рабов Своих, и не погрешат все, уповающие на Него.

Псалом 144

Превознесу Тебя, Боже мой, Царь мой, и буду благословлять имя Твоё вовек и во век века. Каждый день буду благословлять Тебя и восхвалять имя Твоё вовек и во век века. Велик Господь, и достохва́лен весьма, и величию Его нет конца. Род и род восхвалят дела Твои и силу Твою возвестят. О великолепии славы святыни Твоей расскажут, и о чудесах Твоих поведают, и о силе страшных дел Твоих скажут, и о величии Твоём поведают, воспоминание о множестве благости Твоей изрекут, и о правде Твоей возрадуются. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, благ Господь ко всем, и милости Его – на все дела Его. Да прославят Тебя, Господи, все дела Твои, и святые Твои да благословя́т Тебя. О славе Царства Твоего скажут, и о могуществе Твоём поведают, чтобы явить сынам человеческим могущество Твоё и славу великолепия Царства Твоего. Царство Твоё – царство всех веков, и владычество Твоё – во всяком роде и роде. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих. Поддерживает Господь всех падающих и поднимает всех поверженных. Очи всех на Тебя с надеждой взирают, и Ты даёшь им пищу их в своё время: отверзаешь Ты руку Твою и насыщаешь всякое животное по благоволению. Праведен Господь во всех путях Своих и свят во всех делах Своих. Близок Господь ко всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине. Желание боящихся Его Он исполнит, и моление их услышит и спасёт их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех грешников истребит. Хвалу Господу изрекут уста мои, и да благословляет всякая плоть имя святое Его вовек и во век века.

Священник: Премудрость.

Хор: Достойно есть воистину / прославлять Тебя, Богородицу, / вечно блаженную и пренепорочную / и Матерь Бога нашего.

Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас.

Хор: Честью высшую Херувимов / и несравненно славнейшую Серафимов, / девственно Бога-Слово родившую, / истинную Богородицу – Тебя величаем.

Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе.

Хор: Слава, и ныне.Господи, помилуй.(3)Благослови.



stydopedya.ru

Молитва на освящение артоса. Служебник (рус)

Молитва на освящение артоса

После заамвонной молитвы перед Царскими вратами выносится артос, совершается его троекратное каждение и читается настоятелем следующая молитва:

Всесильный Боже, Господи Вседержитель! Ты повелел чрез раба Твоего Моисея при исходе Израиля из Египта и освобождении народа Твоего от горького рабства фараону заколоть агнца, прообразуя добровольно закланного за нас на Кресте Агнца, подъемлющего грехи всего мира, возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого мы получили освобождение и выход из вечного рабства врагу и избавление от несокрушимых уз ада. Так и мы, рабы Твои, в честь и славу, и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, ныне в этот всесветлый, и преславный, и спасительный день Пасхи, принося этот хлеб пред Твоим величеством, смиренно молим Тебя: воззри на этот хлеб, благослови и освяти его. Нас же, его принесших, и целующих его, и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою удали, здравие всем подавая. Ибо Ты источник благословения и исцелений Податель, и Тебе славу воссылаем, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благими Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

И трижды окропляет артос святой водой со словами: Благословляется и освящается этот артос окроплением этой святой воды, во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

В оглавление.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru


 
 
Пример видео 3
Пример видео 2
Пример видео 6
Пример видео 1
Пример видео 5
Пример видео 4
Как нас найти

Администрация муниципального образования «Городское поселение – г.Осташков»

Адрес: 172735 Тверская обл., г.Осташков, пер.Советский, д.З
+7 (48235) 56-817
Электронная почта: [email protected]
Закрыть
Сообщение об ошибке
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки: .

Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Отправить captcha
Введите код: *