«Вот он хлебушек душистый». Мнемотаблица хлеб
«Вот он хлебушек душистый» - дошкольное образование, уроки
Заучивание стихотворения «Вот он хлебушек душистый»
(С. Погореловский).
Цель: Формировать у детей интерес к заучиванию стихов, расширение словарного запаса, развитие связное речи дошкольника. Формирование бережного отношения к хлебу.
Задачи: учить детей отгадывать загадки, заучивание стихотворения прием мнемотехники. активизировать в речи детей прилагательные, учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей;
Ход занятия.
Дует ветер с высоты.
Гнутся травы и цветы.
Вправо-влево, влево-вправо.
Клонятся цветы и травы. (Наклоны в стороны).
А теперь давайте вместе.
Все попрыгаем на месте (прыжки)
Выше, веселей, вот так!
Переходим все на шаг (ходьба на месте)
Вот и кончилась игра.
Заниматься нам пора.
Воспитатель:
Широко, а не море,
Золото, а не деньги,
Сегодня на земле,
А завтра на столе.
Ребята, как вы думаете, что это?
Хлеб издавна символизирует народное благополучие, довольство. Его употребляют все народы мира. Хлеб – непременный участник и повседневной еды, и праздничного застолья. Представить нашу жизнь без хлеба, без вкусной мягкой булки на столе просто невозможно.
Этапы работы над стихотворением:
1. Педагог выразительно читает стихотворение.
2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить
наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на
мнемотаблицу.
3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая
ребенку уяснить основную мысль.
4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их
значение в доступной для ребенка форме.
5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок
повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу
Воспитатель читает стихотворение С. Погореловского
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, (?)
В нем чудесное тепло. (?)
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Психогимнастика «Зернышки»
(дети встают в круг)
Представьте, что вы «зернышки», посадили в теплую землю. (дети присели).
Пригревает теплое солнышко, веселый дождик поливает зёрнышки, появились нежные росточки (вытягивают руки).
Ласковый ветерок вас обдувает, росточки тянутся к солнышку (встали, качают руками).
Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Вот какие выросли колоски.
Воспитатель:
Молодцы ребята.
А теперь послушайте загадки.
Загадки о хлебе.
"Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый".
(Хлеб)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом"
(Зерно)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объеденье!
(Баранка или бублик.)
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают?
(Блины.)
Он бывает с толокном,
С рисом, мясом и пшеном,
С вишней, с яблоком бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят.
Что это?
(Пирог.)
Дидактическая игра "С чем пекут пироги?"
Пирог с капустой какой? - (Капустный?)
Пирог с вишней - (Вишневый.)
С рисом - (Рисовый.)
С мясом - (Мясной.)
С клубникой - (Клубничный.)
С творогом - (Твороженный.)
-Назовите ласково хлеб (Хлебушек).
Игра «Какой колосок»
Колосок из зерна пшеницы (какой?) – пшеничный.
Колосок из зерна ржи (какой?) – ржаной.
Колосок из зерна овса (какой?) – овсяный.
Колосок из зерна гречихи (какой?) – гречишный.
Колосок из зерна ячмень (какой?) – ячменный.
Колосок из зерна кукурузы (какой?) – кукурузный.
Игра «Новые слова»
Образуйте новые слова от слова «хлеб».
Крошки хлеба (какие?) - хлебные.
Посуда для хлеба (что это?) – хлебница.
Квас из хлеба (какой) - хлебный.
Человек, который печет хлеб – хлебопек.
Прибор для резки хлеба – хлеборезка.
Воспитатель: Ребята давайте повторим стихотворение, которое мы свами сегодня выучили.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он, теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наша, сила, (?)
В нем чудесное тепло. (?)
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Воспитатель: Молодцы ребята.
С тех пор как хлеб появился на русском столе, о нем слагаются песни, сказки, пословицы и поговорки.
Ребята, а какие пословицы вы знаете о хлебе?
Хлеб всему голова.
Худ обед коли хлеба нет.
Гречневая каша матушка наша, хлебушек ржаной отец наш родной.
Хлеб, да вода богатырская еда.
Без соли невкусно, а без хлеба несытно
Получить хлеб – это долгая и трудная работа, которой занимается много людей. Поэтому нам всем очень надо бережно относиться к хлебу.
Запомните правила:
Берегите хлеб, он дорого достается.
Брать хлеба нужно столько, сколько сможешь съесть.
Никогда не бросайте хлеб.
Поднимите брошенный кусок, отдайте птицам, но не оставляйте на полу, на земле, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд.
Итог деятельности:
Не кидайте хлеб, уважайте труд людей!
kopilkaurokov.ru
Мнемотаблицы
МНЕМОТАБЛИЦЫ
Логопедический сайт БОЛТУНИШКА: http://www.boltun-spb.ru
Материал сайта: Аверина Кристина: [email protected]
Дизайн сайта: Сосновская Наталья: [email protected]
«Подарки осени»
Ходит | осень | в нашем парке. |
Дарит | осень | всем подарки. |
Бусы красные - | рябине, | фартук розовый - |
осине, | зонтик желтый - | тополям, |
фрукты | осень | дарит нам. |
«Штанишки для мишки»
Маша | нашему малышке | сшила |
новые штанишки. | Сшила | шубку, |
сшила | шарф | для мишутки-малыша. |
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять. | Мы идём | во двор гулять. |
Бабу снежную слепили. | Птичек | крошками |
кормили. | С горки мы потом катались. | А потом в снегу валялись. |
А потом домой пришли, | суп поели, | спать легли. |
«Водичка, водичка»
Водичка, водичка! | Умой | моё личико. |
Чтобы глазки блестели, | чтобы щёчки краснели, | улыбался роток |
и кусался зубок. |
«Про насекомых»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела. | А за нею – шмель-шмелёк | и весёлый мотылёк. |
Два жука | и стрекоза (как фонарики глаза). | Приходили муравьи и травинку принесли. |
А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел. |
«Загадка (лук)»
Сидит | дед. | Во сто шуб одет. |
Кто | его раздевает, | тот слёзы проливает. |
«Ромашки»
Ромашки, ромашки, | белые рубашки, | жёлтые колечки |
побежали | к речке. | За руки взялись |
и вот: дружно водят хоровод |
«Прогулка по городу»
Тихо | скользят по Неве | корабли. |
Шпиль Петропавловки | блещет вдали. | Всю бы я ночь |
не ложился в кровать. | Был бы я взрослым - | пошёл бы гулять. |
«Кармашки»
Есть на новом платье у меня кармашки. | На кармашках этих | вышиты |
ромашки. | Ромашки, ромашки, | будто луговые. |
Ромашки, ромашки, | словно как живые. |
«Лето»
Лето, лето | к нам | пришло. |
Стало сухо | и тепло. | По дорожке прямиком |
ходят ножки | босиком. |
«Игрушки»
Много игрушек | в нашем саду. | Наши игрушки стоят на виду. |
Кот в сапогах, | длинноухие зайцы, | и барабаны, |
и балалайки. | Куклы нарядные в платьях сидят, | куклы на зайцев и мишек |
глядят. | Мы | наши игрушки |
не бьём, | не ломаем, | их у друзей не отнимаем. |
«Загадка (почтовый ящик)»
Синий домик | у ворот. | Угадай, кто в нём живёт. |
Дверца узкая | под крышей | не для белки, |
не для мыши. | В эту дверь | приходят вести. |
Полчаса | проводят вместе. | Вести |
долго | не сидят, | во все стороны летят. |
«Космос»
В тёмном небе звёзды светят. | Космонавт | летит в ракете. |
День летит | и ночь летит. | И на Землю вниз |
глядит. | Видит сверху он | поля, |
горы, | реки | и моря. |
Видит о весь шар земной, | шар земной - | наш дом родной. |
«Загадка (трактор)»
Он сильней | десяти | коней. |
Где | по полю | пройдёт весной - |
летом встанет | хлеб | стеной. |
«Загадка (яблоко)»
Само с кулачок, | круглый бочок. | Тронешь пальцем - |
гладко, | а откусишь - | сладко. |
«Повар»
Ходит | повар | в колпаке, |
с поварешкою | в руке. | Он готовит |
нам | обед: | кашу, суп и винегрет. |
«Огород»
В огороде много гряд. | Тут и репа, | и салат, |
тут и свекла, | и горох, | а картофель разве плох? |
Наш зеленый огород | нас | прокормит круглый год. |
«Осеннее утро»
«Осеннее утро» (текст)
Стало вдруг светлее вдвое, | двор | как в солнечных лучах: |
это платье золотое | у березы | на плечах. |
Утром | мы | во двор |
идем - | листья сыплются | дождем. |
Под ногами | шелестят | и летят, летят, летят… |
Пролетают | паутинки с паучками в серединке | и высоко от земли |
пролетели | журавли. | Всё |
летит… | Должно быть, это | улетает |
наше лето. |
«Осень»
Опустел скворечник, | улетели птицы, | листьям |
на деревьях | тоже не сидится. | Целый день сегодня |
всё летят, летят. | Видно, тоже в Африку | улететь хотят. |
«Картошка»
Из картошки | много блюд | приготовить можно. |
Её варят, жарят, трут, | на костре её пекут. |
«Загадка (земляника)»
На полянке | у дорожки | красные горошки. |
Кто | мимо | пройдет, |
В рот | себе | кладет. |
«Снегири»
Вот на ветках, | посмотри, | в красных майках |
снегири. | Распушили перышки, | греются на солнышке. |
Головой вертят, | улететь хотят. |
«Загадка (звёзды)»
Угли | пылают, | совком не достать. |
Ночью их видно, | а днем не видать. |
Автор данной мнемотаблицы: Кузьмина Татьяна
«Загадка (репка)»
Круглая, | а не мяч. | Желтая, |
а не солнце. | С хвостом, | а не мышь. |
Автор данных мнемотаблиц: Кузьмина Татьяна
«Загадка (ёжик)»
Под соснами, | под ёлками | бежит мешок с иголками. |
«Загадка (огурец)»
Без окон, | без дверей | полна горница людей. |
Cтраница 26из26
studfiles.net
Материалы для дошкольников "Мнемотаблицы"
«Подарки осени»
Ходит
осень
в нашем парке.
Дарит
осень
всем подарки.
Бусы красные -
рябине,
фартук розовый -
осине,
зонтик желтый -
тополям,
фрукты
осень
дарит нам.
«Штанишки для мишки»
Маша
нашему малышке
сшила
новые штанишки.
Сшила
шубку,
сшила
шарф
для мишутки-малыша.
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три,
четыре, пять.
Мы идём
во двор гулять.
Бабу снежную
слепили.
Птичек
крошками
кормили.
С горки мы потом
катались.
А потом в снегу
валялись.
А потом домой
пришли,
суп поели,
спать легли.
«Водичка, водичка»
Водичка, водичка!
Умой
моё личико.
Чтобы глазки
блестели,
чтобы щёчки
краснели,
улыбался роток
и кусался зубок.
«Про насекомых»
Прилетела к нам вчера полосатая пчела.
А за нею –
шмель-шмелёк
и весёлый мотылёк.
Два жука
и стрекоза (как фонарики глаза).
Приходили муравьи и травинку принесли.
А паук на всех смотрел, сети плёл и песни пел.
«Загадка (лук)»
Сидит
дед.
Во сто шуб одет.
Кто
его раздевает,
тот слёзы проливает.
«Ромашки»
Ромашки, ромашки,
белые рубашки,
жёлтые колечки
побежали
к речке.
За руки взялись
и вот: дружно водят хоровод
«Прогулка по городу»
Тихо
скользят по Неве
корабли.
Шпиль Петропавловки
блещет вдали.
Всю бы я ночь
не ложился в кровать.
Был бы я взрослым -
пошёл бы гулять.
«Кармашки»
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих
вышиты
ромашки.
Ромашки, ромашки,
будто луговые.
Ромашки, ромашки,
словно как живые.
«Лето»
Лето, лето
к нам
пришло.
Стало сухо
и тепло.
По дорожке прямиком
ходят ножки
босиком.
«Игрушки»
Много игрушек
в нашем саду.
Наши игрушки стоят на виду.
Кот в сапогах,
длинноухие зайцы,
и барабаны,
и балалайки.
Куклы нарядные в платьях сидят,
куклы на зайцев и мишек
глядят.
Мы
наши игрушки
не бьём,
не ломаем,
их у друзей не отнимаем.
«Загадка (почтовый ящик)»
Синий домик
у ворот.
Угадай, кто в нём живёт.
Дверца узкая
под крышей
не для белки,
не для мыши.
В эту дверь
приходят вести.
Полчаса
проводят вместе.
Вести
долго
не сидят,
во все стороны летят.
«Космос»
В тёмном небе звёзды светят.
Космонавт
летит в ракете.
День летит
и ночь летит.
И на Землю вниз
глядит.
Видит сверху он
поля,
горы,
реки
и моря.
Видит о весь шар земной,
шар земной -
наш дом родной.
«Загадка (трактор)»
Он сильней
десяти
коней.
Где
по полю
пройдёт весной -
летом встанет
хлеб
стеной.
«Загадка (яблоко)»
Само с кулачок,
круглый бочок.
Тронешь пальцем -
гладко,
а откусишь -
сладко.
«Повар»
Ходит
повар
в колпаке,
с поварешкою
в руке.
Он готовит
нам
обед:
кашу, суп и винегрет.
«Огород»
В огороде много гряд.
Тут и репа,
и салат,
тут и свекла,
и горох,
а картофель разве плох?
Наш зеленый огород
нас
прокормит круглый год.
«Осеннее утро»
«Осеннее утро» (текст)
Стало вдруг светлее вдвое,
двор
как в солнечных лучах:
это платье золотое
у березы
на плечах.
Утром
мы
во двор
идем -
листья сыплются
дождем.
Под ногами
шелестят
и летят, летят, летят…
Пролетают
паутинки с паучками в серединке
и высоко от земли
пролетели
журавли.
Всё
летит…
Должно быть, это
улетает
наше лето.
infourok.ru
Хлеб всему голова | Школьные файлы SchoolFiles.net
Конспект непосредственно-образовательной деятельности « Испечем мы каравай» Задачи: Активизировать и расширять словарный запас за счет слов на тему «Хлеб» и «Хлебобулочные изделия». Развивать грамматический строй речи. Развивать логическое внимание, мышление, память, творческое воображение. Воспитывать позитивное отношение через внедрение инновационных технологий. Закрепить и расширить знания детей о процессе выращивания хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу и труду людей. Предварительная работа: Беседы о процессе выращивания хлеба, исследовательская работа( рассматривание зерен колосков, муки), рассматривание иллюстраций. Просмотр презентаций по теме, развивающие и пальчиковые игры. Чтение произведений на тему «хлеб». Материалы и атрибуты: Костюм Незнайки, передники для детей, доски для лепки, соленое тесто. Образцы хлебобулочных изделий (калач, кулич, плетенка, батон, каравай, хлеб), мнемотаблица, интерактивный экран.Ход занятия: Дети под музыку входят в зал. Приветствие. Педагог: Угадайте, о чем я буду сейчас говорить. Рос сперва на воле в поле. Летом цвел и колосился. А когда обмолотили, Он в зерно вдруг превратился. Из зерна- в муку и тесто. В магазине занял место Вырос он под синим небом, А пришел на стол к нам … Дети: Хлебом! Педагог: Так о чем мы с вами будем говорить сейчас? Дети: О хлебе! Педагог: Я хочу пригласить вас в хлебобулочный магазин. Вы знаете, что там продается? Дети: Изделия из хлеба! ( Из-за ширмы появляется Незнайка). Незнайка: Ребята! Я услышал, что вы собираетесь в магазин, я тоже хочу с вами! Возьмите меня ,пожалуйста! Педагог: Дети! Это Незнайка! Он много чего не знает. Во-первых: Надо поздороваться. (Незнайка извиняется и здоровается). Педагог: Ребята, возьмем Незнайку с собой? Дети: Да! Педагог: Отлично! Тогда отправляемся в магазин! (Под музыку идут к «магазину») На экране появляется картинка .Педагог: Незнайка! Посмотри на картинку и скажи , что это? (Незнайка путается в названиях хлебобулочных изделий) Дети: Калач! Педагог: А теперь найдите на полке магазина калач. (Затем показывает кулич, плетенку, батон, каравай, хлеб). Педагог: Дети! А как вы думаете, из всех изделий , какое самое главное? Незнайка, знаешь? (Незнайка дает неправильный ответ) Дети: Хлеб! Педагог: Правильно! Хлеб ржаной, батоны, булки, Не добудешь на прогулке! Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. Дети, а легко ли вырастить хлеб? Дети: Нелегко! Педагог: А где выращивают хлеб? Давайте отправимся дальше и посмотрим, как хлеб появляется в магазине и у нас на столе. Мы говорили раньше об этом, а сейчас вспомним и расскажем Незнайке .Но сначала поиграем.. В землю зернышко упало (приседают) Прорастать на солнце стало( руки над головой) Дождик землю поливал И расточек прорастал( медленно встают)К свету и теплу тянулся И красавцем обернулся( качают руками) Педагог: Дети! Расскажите Незнайке по нашим волшебным картинкам ,как хлеб приходит в наш дом. (Появляются слайды- Сеют хлеб. Появляются ростки. Выросли колосья. Уборка урожая. Из зерна делают муку. Пекут хлеб).Педагог: Незнайка! Вот у меня есть интересные картинки, разложи их по порядку. А мы посмотрим как ты запомнил рассказы детей! (Работа по мнемотаблице) Педагог: Дети! Посмотрите на доску, справился ли Незнайка с заданием? Дети: Да! Правильно! Педагог: Молодец Незнайка! На Руси принято встречать гостей и приносить на праздник хлеб в форме шара- каравая.(Показ образца). Незнайка- наш гость сегодня, давайте сделаем ему подарок и слепим ему каравай! (Дети надевают передники, садятся за столы). Педагог: Давайте подготовим наши пальчики к работе и поиграем. Бабочка божьей коровке звонила Тесто с утра я уже замесила. В гости приди, поболтаем часок Вкусный с капустою будет пирог. Чаю с нектаром мы сладким попьем Песни душевные вместе споем. Педагог: А теперь приступаем к работе. Лепим шар и украшаем его жгутиками. (Дети под музыку лепят каравай, готовые изделия выкладывают на поднос. Педагог хвалит и благодарит детей. Под музыку уходят из зала).schoolfiles.net
Мнемотаблицы для развития речи и памяти дошкольников
Мнемотехника особенно хорошо зарекомендовала себя в развитии речи и в развитии памяти детей дошкольного возраста. Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку практически невозможно запомнить и выучить что-то, что не подкрепляется наглядностью.
Картинка в данной технике- это крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи. В начале мнемотаблицы составляют взрослые: родители или воспитатели, а в дальнейшем ребенок сам научится составлять такие таблицы.
Мнемотаблицы по сказкам
Заниматься можно начать уже с детьми младшего дошкольного возраста. Предложите малышу серию картинок известной ему сказки, например, «Колобок». Разложите картинки вразброс и попросите малыша сложить их соответственно сюжету сказки. Опираясь на картинки, попросите ребенка рассказать эту сказку кукле или другой игрушке.
Попробуйте вместе с ребенком составить свою мнемотаблицу по любимой сказке. Текст можно зарисовывать схематично, например, втречающихся на пути Колобка животных, изобразите в виде геометрических фигур, букв или придумайте свои образы. Такие занятия помогут не только развить связную речь, память и словарный запас, но и здорово разовьют воображение и фантазию, творческие таланты ребенка.
Теремок
Соломенный бычок-смоляной бочок
Составление описательного рассказа по мнемотаблице
Обычно детям достаточно сложно дается составление описательного рассказа. Ребенок теряется, так как у него нет определенного плана, он не знает с чего начать. С помощью мнемотаблицы все становится понятным: по порядку следует рассказать о цвете животного или птицы; о частях тела и т.д.
Рассказ о животном (птице)
Рассказ о бытовой технике
Рассказ о дереве
Заучивание стихов с помощью мнемотаблиц
Особенно эффективны таблицы при разучивании стихов. Суть мнемотехники в том, чтобы на каждое слово или словосочетание придумать изображение в виде картинки или схемы. Таким образом зарисовывается все стихотворение целиком. Так, опираясь на мнемотаблицу, ребенок старается воспроизвести стихотворение.
Но особенно эффективны для разучивания стихов «Живые мнемотаблицы».
С их помощью малыш выучит стихотворение за считанные минуты.
Сарафанчик
Тише мыши, кот на крыше
Штанишки для мишки
Лето
Систематически работая над развитием речи детей при помощи мнемотехники и мнемотаблиц можно в достаточно короткие сроки значительно расширить словарный запас, развить связную речь малыша, так как он понимает, что пересказ или рассказ-это совсем не сложно, а наоборот увлекательно и интересно, а заучивание стихов вообще превращается в занимательную игру.
Таким образом, мнемотехника является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.
Развитие речи детей через театрализованную деятельность
stotysyhc.ru