Мархоцкий его величество хлеб рассказ


rulibs.com : Наука, Образование : История : Мое посольство, : Николай Мархоцкий : читать онлайн : читать бесплатно

rulibs.com

Мое посольство,

с которым я прибыл к королю под Смоленск,

было выполнено в соответствии с инструкцией,

писанной ниже.

Инструкция панам послам,

направленным от войска его величества царя

к его величеству королю.

Наияснейший Милостивый Король,

Милостивый наш Государь.

Все рыцарство, верные подданные Вашего Королевского Величества, находящиеся на службе Царя и Великого Князя Московского Дмитрия Ивановича, Вашему Королевскому Величеству Государю своему кланяются, приветствуют Ваше Королевское Величество в добром здравии, желают Вашему Королевскому Величеству счастливого правления с умножением славы, и всякого добра благородной Короне Польской. Наияснейший Милостивый Король, тамошнее рыцарство, сознавая свой долг милости, коей обязаны своей отчизне и Вашему Королевскому Величеству, Милостивому Государю, беспокоясь, дабы после выхода их из Короны в чужие края на службу к Дмитрию Ивановичу, Ваше Королевское Величество и Речь Посполитая не считали нас бунтовщиками и своевольными людьми, отправили своих послов, дабы свидетельствовать о верном и доброжелательном своем подданстве. Рыцарство уповает на то, что Ваше Королевское Величество, уразумев их намерения, не только не станет судить о них превратно, но поможет им привести сие предприятие к славе, ибо за нее они крови пролили вдосталь, следовательно и заслугам их не будет препоны; да и глядя на столь добрые их намерения в отношении Вашего Королевского Величества и отчизны (ибо главными они разумели славу и честь), тем более поможет им своим советом. В этом мнении их утвердил ответ Вашего Королевского Величества, во истину благой и милостивый, переданный через послов. Однако вступление Вашего Королевского Величества на землю Его Величества Царя нарушает слово, переданное рыцарству от Вашего Королевского Величества. Тем более, когда Ваше Королевское Величество направился в те края, которые in defectu казны Его Величества Царя назначены им в награду за заслуги. Особенно обеспокоено рыцарство тем, что имея против себя еще не сломленного неприятеля, не ведало, что Ваше Королевское Величество встанет против Его Величества Царя и против них. Не чувствуя ни в чем себя неправыми и считая свою безвинность наиосторожнейшим предводителем, они выслали нас, своих товарищей, желая утвердить свою невиновность. Через нас они с великой обидой доводят до Вашего Королевского Величества свидетельства о потере трудов, имущества и напрасном пролитии крови, которые они понесли после вступления Вашего Королевского Величества; ибо из-за отделения от Его Величества Царя московских жителей, большая часть которых уже было присоединилась к Его Величеству Царю, нам будет трудно прийти к намеченному результату. Так же и Шуйский, который mille artifex желал бы каким угодно способом перетянуть бояр московского народа от Его Величества Царя и сам с ними соединиться; это было бы трудно ему сделать, пока Ваше Королевское Величество не вступил со своим войском в Московские волости. Не защитили Шуйского и наихитрейшие уловки, которые он до сих пор использовал, хотя бы он и Ахеронта из ада позвал себе на помощь. Поэтому рыцарство просит Ваше Королевское Величество, своего Милостивого Государя, и требует: пусть Ваше Королевское Величество изволит увидеть, что подданные Вашего Королевского Величества ни в чем против Речи Посполитой не согрешили. Для того без помощи Речи Посполитой на свой собственный счет ради Его Величества Царя, чтобы Ваше Королевское Величество им, своим подданным, таковых препон, которые бы могли стать причиной их неудачи, не ставил. А скорее бы, яко Государь дружный со славой и своими верными подданными, будет заботиться о том, как бы они могли, ни в чем не умаляя этой славы, освященной веры у пограничных народов, которую они заработали своему народу, пролив свою кровь, возместить свои потери, понесенные в результате этого предприятия. Они свидетельствуют Вашему Королевскому Величеству через нас, что никогда мы не замышляли ничего hostiliter [враждебного — лат. ] отчизне, и теперь, яко любящие сыны, желаем ей только добра. С тем, однако, условием, чтобы никто никогда, поддавшись чьим-нибудь уговорам, посягая на царства Его Величества Царя и на его жизнь, не был нам преградой в заслугах, чего о Вашем Королевском Величестве Милостивом своем Государе и братьях своих не думают; ни отчизна, ни государь, ни брат, — едино бы им в том порухи не учинят. Они уверены в том, что ни Ваше Королевское Величество, ни Речь Посполитая до сих пор ни в чем враждебном их не подозревали, ибо они не давали к этому повода. Ваше Королевское Величество, яко Государь, изволил бы показать им свою милость. Речь Посполитая, яко мать, не подала бы им камень вместо хлеба, добытого кровью, а скорее бы с той славой, что вела их в пограничные края и народы за большой выгодой службы, которая не бывает без награды, захотела бы удержать их для службы у себя; они бы не хотели, чтобы тамошний неприятель, уже почти уничтоженный, смог поднять голову, надо зорко следить и за тем, кто захочет помешать довести до конца удачно начатое, но не завершенное дело, сдобренное целой рекой крови. В столь многих трудах и сражениях мы тешили себя надеждой, что Ваше Королевское Величество милостиво и благосклонно изволит взглянуть на столь великое кровопролитие наших братьев, на просторы, усеянные их могилами, на то, что множество их полегло в прошедших сражениях, на множество погубленного имущества и достатков. И все это во имя славы отчизны, и после, вкусив хлеба, смешанного с кровью, они желают скорее здесь души свои, которые и без того уже едва сохранили, если такова воля Божия, положить в этом предприятии, нежели ждать, пока их слава и кровью добытые заслуги будут загублены. Все это Вашему Королевскому Величеству, Милостивому своему Государю поручило нам рыцарство представить пред Ваши милостивые очи, желая, дабы Ваше Королевское Величество, яко Государь, исполненный мудрости, как следует все рассмотрев, их требования не изволил отбрасывать в сторону: ибо иногда не стоит бросать и того, от чего мало пользы, это может принести больше вреда и бесславия; не новость и то, что одна бурная година из рук вырвет удачно приобретенное государство, бывшее уже за пазухой, и все уничтожит. И со своей стороны они Вашему Королевскому Величеству желают только добра, надеясь в ответ получить то же от Вашего Королевского Величества и своих братьев, равно желают всякого счастья братьям своим с Вашей Королевской Милостью и Речью Посполитой, участниками чего без вины своей быть желают.

Рожинский Роман, Наримунт,

гетман и маршалок

войска Его Величества Царя;

Александр Зборовский из Рытван.

Мое письмо к Ивану Шуйскому,

упоминавшееся в «Истории»,

которое явилось причиной освобождения Боженцкого и сделало

Шуйского милостивым ко всем пленникам.

Оно было написано так:

Твое милосердие к нашим братьям, ввергнутым за грехи их в неволю, снискало признательность многих товарищей в нашем, хотя и супротивном ныне, войске. Среди прочих и я, покоренный твоим милосердием, хочу выразить тебе искреннюю благодарность за то, что ты взял к себе моего брата Боженцкого и даришь его своей милостью. Пусть возмещает он это своими услугами до той поры, пока я не дам за него залог. Я же не перестану благодарить тебя, славя твое милосердие.

Дано в обозе; больше ничего не было, и моя подпись без всяких иных предложений.

Ответ Ивана Шуйского,

с которым он отослал ко мне Боженцкого,

был с его висячей печатью, писан славянским языком,

красивыми буквами. Я потерял его при Осиповском

погроме, но частью помню;

он был написан такими словами:

Перечислив титулы своего брата (ибо у них есть обычай начинать свои письма с царского титула), написал он и свой.

Князь Иван Иванович Шуйский, Великий Московский Росказатель и всему Закону Хрестьянскому добродетель, пану Миколаю Мархоцкому. Дерзнул ты в таком супротивлении писмо свое до нас прислати, печалуясь о брате твоем Адаме Боженцким, и благодарствуешь, что он по се места жив у нас в подданию, и выписал, яко в бою взял с иными полоняники, которым в вашем неправедныем пришенствию под Царствующий Град не годилося ни единого милосердия показывать. А то Божиим судом случилось так, что я твоего брата взял к себе в повоевание, а [увидев] и уразумев твою братнюю жалость к нему, бил я челом Царю Василию Ивановичу, что бы мне над ним повелел милостивную свою волю учинити. (И тут же мне выписывает, что он отпускает его, дарованного [мне]). И далее по-славянски: Не поднимал к небу очей умоляющих и не прославился он у вас, чтобы быть вымененным. Во всем радостен и свободен, дарован вам по нашему благородному обычаю.

Дан в Царствующем Граде в Москве.

rulibs.com : Наука, Образование : История : Мое посольство, : Николай Мархоцкий : читать онлайн : читать бесплатно

rulibs.com

Мое посольство,

с которым я прибыл к королю под Смоленск,

было выполнено в соответствии с инструкцией,

писанной ниже.

Инструкция панам послам,

направленным от войска его величества царя

к его величеству королю.

Наияснейший Милостивый Король,

Милостивый наш Государь.

Все рыцарство, верные подданные Вашего Королевского Величества, находящиеся на службе Царя и Великого Князя Московского Дмитрия Ивановича, Вашему Королевскому Величеству Государю своему кланяются, приветствуют Ваше Королевское Величество в добром здравии, желают Вашему Королевскому Величеству счастливого правления с умножением славы, и всякого добра благородной Короне Польской. Наияснейший Милостивый Король, тамошнее рыцарство, сознавая свой долг милости, коей обязаны своей отчизне и Вашему Королевскому Величеству, Милостивому Государю, беспокоясь, дабы после выхода их из Короны в чужие края на службу к Дмитрию Ивановичу, Ваше Королевское Величество и Речь Посполитая не считали нас бунтовщиками и своевольными людьми, отправили своих послов, дабы свидетельствовать о верном и доброжелательном своем подданстве. Рыцарство уповает на то, что Ваше Королевское Величество, уразумев их намерения, не только не станет судить о них превратно, но поможет им привести сие предприятие к славе, ибо за нее они крови пролили вдосталь, следовательно и заслугам их не будет препоны; да и глядя на столь добрые их намерения в отношении Вашего Королевского Величества и отчизны (ибо главными они разумели славу и честь), тем более поможет им своим советом. В этом мнении их утвердил ответ Вашего Королевского Величества, во истину благой и милостивый, переданный через послов. Однако вступление Вашего Королевского Величества на землю Его Величества Царя нарушает слово, переданное рыцарству от Вашего Королевского Величества. Тем более, когда Ваше Королевское Величество направился в те края, которые in defectu казны Его Величества Царя назначены им в награду за заслуги. Особенно обеспокоено рыцарство тем, что имея против себя еще не сломленного неприятеля, не ведало, что Ваше Королевское Величество встанет против Его Величества Царя и против них. Не чувствуя ни в чем себя неправыми и считая свою безвинность наиосторожнейшим предводителем, они выслали нас, своих товарищей, желая утвердить свою невиновность. Через нас они с великой обидой доводят до Вашего Королевского Величества свидетельства о потере трудов, имущества и напрасном пролитии крови, которые они понесли после вступления Вашего Королевского Величества; ибо из-за отделения от Его Величества Царя московских жителей, большая часть которых уже было присоединилась к Его Величеству Царю, нам будет трудно прийти к намеченному результату. Так же и Шуйский, который mille artifex желал бы каким угодно способом перетянуть бояр московского народа от Его Величества Царя и сам с ними соединиться; это было бы трудно ему сделать, пока Ваше Королевское Величество не вступил со своим войском в Московские волости. Не защитили Шуйского и наихитрейшие уловки, которые он до сих пор использовал, хотя бы он и Ахеронта из ада позвал себе на помощь. Поэтому рыцарство просит Ваше Королевское Величество, своего Милостивого Государя, и требует: пусть Ваше Королевское Величество изволит увидеть, что подданные Вашего Королевского Величества ни в чем против Речи Посполитой не согрешили. Для того без помощи Речи Посполитой на свой собственный счет ради Его Величества Царя, чтобы Ваше Королевское Величество им, своим подданным, таковых препон, которые бы могли стать причиной их неудачи, не ставил. А скорее бы, яко Государь дружный со славой и своими верными подданными, будет заботиться о том, как бы они могли, ни в чем не умаляя этой славы, освященной веры у пограничных народов, которую они заработали своему народу, пролив свою кровь, возместить свои потери, понесенные в результате этого предприятия. Они свидетельствуют Вашему Королевскому Величеству через нас, что никогда мы не замышляли ничего hostiliter [враждебного — лат. ] отчизне, и теперь, яко любящие сыны, желаем ей только добра. С тем, однако, условием, чтобы никто никогда, поддавшись чьим-нибудь уговорам, посягая на царства Его Величества Царя и на его жизнь, не был нам преградой в заслугах, чего о Вашем Королевском Величестве Милостивом своем Государе и братьях своих не думают; ни отчизна, ни государь, ни брат, — едино бы им в том порухи не учинят. Они уверены в том, что ни Ваше Королевское Величество, ни Речь Посполитая до сих пор ни в чем враждебном их не подозревали, ибо они не давали к этому повода. Ваше Королевское Величество, яко Государь, изволил бы показать им свою милость. Речь Посполитая, яко мать, не подала бы им камень вместо хлеба, добытого кровью, а скорее бы с той славой, что вела их в пограничные края и народы за большой выгодой службы, которая не бывает без награды, захотела бы удержать их для службы у себя; они бы не хотели, чтобы тамошний неприятель, уже почти уничтоженный, смог поднять голову, надо зорко следить и за тем, кто захочет помешать довести до конца удачно начатое, но не завершенное дело, сдобренное целой рекой крови. В столь многих трудах и сражениях мы тешили себя надеждой, что Ваше Королевское Величество милостиво и благосклонно изволит взглянуть на столь великое кровопролитие наших братьев, на просторы, усеянные их могилами, на то, что множество их полегло в прошедших сражениях, на множество погубленного имущества и достатков. И все это во имя славы отчизны, и после, вкусив хлеба, смешанного с кровью, они желают скорее здесь души свои, которые и без того уже едва сохранили, если такова воля Божия, положить в этом предприятии, нежели ждать, пока их слава и кровью добытые заслуги будут загублены. Все это Вашему Королевскому Величеству, Милостивому своему Государю поручило нам рыцарство представить пред Ваши милостивые очи, желая, дабы Ваше Королевское Величество, яко Государь, исполненный мудрости, как следует все рассмотрев, их требования не изволил отбрасывать в сторону: ибо иногда не стоит бросать и того, от чего мало пользы, это может принести больше вреда и бесславия; не новость и то, что одна бурная година из рук вырвет удачно приобретенное государство, бывшее уже за пазухой, и все уничтожит. И со своей стороны они Вашему Королевскому Величеству желают только добра, надеясь в ответ получить то же от Вашего Королевского Величества и своих братьев, равно желают всякого счастья братьям своим с Вашей Королевской Милостью и Речью Посполитой, участниками чего без вины своей быть желают.

Рожинский Роман, Наримунт,

гетман и маршалок

войска Его Величества Царя;

Александр Зборовский из Рытван.

Карты

Поход Лжедмитрия II на Москву в апреле-июне 1608 г.

Поход Лжедмитрия II в направлении Тулы в 1607-1608 гг

Бой на реке Ходынке 5 июня 1609 г

Начало народной войны против интервентов в 1609 г

Военные действия 1609-1610 гг.

Бой у д. Клушино 24 июня 1610 г.

Разгром интервентов в России в 1611-1612 гг.

Поход Лжедмитрия II на Москву в апреле-июне 1608 г.

Поход Лжедмитрия II в направлении Тулы в 1607-1608 гг

Бой на реке Ходынке 5 июня 1609 г

Начало народной войны против интервентов в 1609 г

Военные действия 1609-1610 гг.

Бой у д. Клушино 24 июня 1610 г.

Разгром интервентов в России в 1611-1612 гг.

Школьный праздник «Его Величество хлеб»

Школьный праздник «Его Величество хлеб» - страница №1/1

Школьный праздник «Его Величество хлеб»

Любина Елена Александровна, заместитель директора

по воспитательной работе государственного учреждения образования «Ремезовский ясли-сад-средняя школа Ельского района» Задачи:

показать красоту труда работников сельского хозяйства; прививать культуру потребления хлеба;

воспитывать бережливость, чувство ответственности за будущее своей страны.

Ход подготовки

1. Пригласить гостей (знатных хлеборобов, механизаторов, людей, чьи профессии связаны с производством хлеба). Предложить им подготовить рассказ, содержащий ответы на следующие вопросы: Чем отличается труд земледельца от труда людей других профессий? В чем проявляется мужество хлебороба? Какие знания и умения нужны, чтобы выращивать хлеб? Что такое уважительное отношение к хлебу? Как ребята могут сами включиться в общую заботу о хлебе?

2. Подготовить выступления учащихся на темы:

«Хлеб в судьбе белорусского человека»,

«За что мы ценим хлеб».

3. Оформить выставку репродукций картин художников на тему: «Хлеб. Мир. Счастье» (Е. А. Львов «Молотьба в колхозе»; Т. Н. Яблонская «Хлеб»; О. М. Минасян «На току»; В. А. Родионов «Жатва»; А. А. Мыльников «На мирных полях»; А. Пластов «Жатва», «Сенокос», «Ужин трактористов»; М. Савицкий «Хлеб», «Зерно» и др.).

4. Выпустить газету под названием «Его Величество хлеб».

5. Организовать Пост бережливых. Провести рейд в школьной столовой, проследить отношением ребят к хлебу и другим продуктам питания.

7. Предложить учащимся принять участие в конкурсе рецептов «Что можно сделать из черствого хлеба?»

8. Написать плакаты с призывами и высказываниями:

«Береги хлеб – богатство нашей страны!»

«Никогда не бросай хлеб!»

«Ломоть хорошо испеченного хлеба составляет одно из величайших изобретений человеческого ума» (К. А. Тимирязев).

«Служить земле, умножению богатств хлебного поля – одно из самых благородных и прекрасных дел» (Т. С. Мальцев).

Вступительное слово ведущего: Хлеб. Труд. Родина… Эти понятия неразделимы. Человек стал истинным тружеником и обрел уверенность в завтрашнем дне, когда стал пахать, сеять, жать. Крепла и становилась державой наша Беларусь силой сеятеля. Наша родословная – от земли, она началась с зерна, брошенного в землю. Мы должны об этом помнить. Во все века хлеб был ценностью в жизни человека.

Послушайте предание о том, как пришёл к людям хлеб.

1-учащийся: Было это давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни наших бабушек, ни дедушек, ни даже прабабушек наших бабушек. Людям жилось тогда очень трудно: они не умели выращивать растения, не приручили животных. Чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках съедобных трав, кореньев, плодов. И вот однажды первобытные люди сорвали траву, положили в рот семена и очень обрадовались. Какими вкусными показались семена лю­дям! Учёные предполагают, что это был дикорастущий ячмень!

2-й учащийся: Прошло время, человек научился добывать огонь и применять его для приготовления пищи. Он стал поджа­ривать раздробленные зёрна диких злаков, смешивать их с водой. Позже люди стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки из густой зерновой каши — теста. Плотные подгоревшие куски зерновой массы мало напоминали наш пшеничный хлеб. Но именно с появлением этих лепёшек, выпекавшихся на горячих камнях, на костре, и началось на земле хлебопечение.

3-й учащийся: Учёные полагают, что во время варки жидкая каша перелилась через край горшка и с шипением вылилась на раскалённые камни. Она превратилась в румяную лепёшку, приятно пахнувшую и аппетитную на вид. Позже основой для лепёшки стало тесто, а не каша.

4-й учащийся; А ещё позже человек научился выпекать хлеб из кис­лого теста. Способ его приготовления был открыт около пяти тысяч лет назад в Древнем Египте. По недосмотру раба, приставленного к кухне, тесто подкисло. Желая избежать наказания, он испёк лепешки. И они оказались вкуснее, румянее тех, которые готовились раньше. Вме­сто наказания раб получил похвалу.

Да, не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле

Ведущий. Послушайте интересные сведения о хлебе.

1-й учащийся: В старину рожь называли житом — от слова «жить». Есть хлеб, есть и жизнь.

2-й учащийся: Хлеб, испечённый из муки, просеянный через решето, называли решетным, через сито - ситним.

2-й учащийся: Землю называли матушкой, а хлеб — батюшкой.

Ведущий: Есть народная пословица «Хлеб на столе, и стол — престол». Как при­ходит хлеб к нам на стол?

Учащийся: Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

1-й учащийся: Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять её с помощью тракторов, плугов и других машин. После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать её, бороться с сорняками.

2-й учащийся: Но выращенные в поле колосья — ещё не хлеб. Их надо сжать. А труд это очень тяжёлый, хоть и приходит на помощь человеку техника. На полях раз­ворачивается настоящая битва — жатва.

3-й учащийся: Затем зерно обмолачивают. После его надо провеять, рассортировать, просушить и перевезти на зерносклады. Затем оттуда берут зерно, перемалыва­ют в муку. Из муки готовит тесто, и выпекают хлеб.

Ведущий: Видите, насколько долог путь хлеба к нашему столу. А проходит этот трудный путь рождения хлеб вместе с хлеборобами.

Слово гостям.:

Ведущий: Ребята второго класса покажут инсценировку «Праздник урожая»

Ведущий: К ребятам на машине

Каравай приехал ныне.

Пышной коркой похрустим,

Всех на свете угостим.

В круг вставай, Каравай,

Кого хочешь – выбирай!

Каравай: Пекаря!

Он не грел на печке бок –

Каравай ребятам пек.

В печь – перепелкой,

Из печи – коростелкой.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не молол он чепуху,

Он смолол зерно в муку.

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь – выбирай!

Мельник: Хлебопашца!

Он в тенечке не лежал,

А хлеба растил и жал.

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь – выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он приехал к нам с дарами –

С тягачами-тракторами.

Мы работы не стыдились,

Мы работою гордились.

А награда – урожай.

Всех на праздник приглашай!

Ведущий вместе с пекарем, мельником, хлебопашцем, рабочим:

Слава урожаю

Слава, слава

В закромах! Дружным рукам!

Слава караваю Слава, слава

На столах! Труженикам!

Девочка в национальном костюме вносит на вышитом полотенце каравай хлеба – древний и вечный символ гостеприимства, доброго расположения.

Звучит величальная хлебу.

На земле без хлеба Как земли хозяин

Сильному не жить. Хлеб в руках держи.

В небо не подняться, Каждой крошкой хлеба крепче дорожи.

По морю не плыть. Этим хлебом мы живем,

Этим хлебом мы живем, Славу хлебу мы поем.

Славу хлебу мы поем, Слава хлебу народному.

Слава хлебу, слава хлеборобу, Слава хлебу, слава хлеборобу! Слава людям и всему народу. Слава людям и всему народу!

Слово гостям.

Ведущий: А сейчас члены Поста бережливых расскажут об отношении детей к хлебу и другим продуктам питания.

Пост бережливых: Мы предлагаем вам послушать сказку о девочке, которая наступила на хлеб.

Жила на свете девочка по имени Инге. Была она прехорошенькая, но гордая и жестокая. Ещё совсем маленькой она ловила мух и жуков и отрывала им кры­лышки. Её забавляло, какими они становились жалкими и беспомощными.

Однажды мать Инге испекла большой хлеб и сказа­ла: «Доченька, отнеси этот хлеб нашей бабушке». Инге надела своё лучшее платье, нарядные башмачки и от­правилась в путь.

Дорога проходила через болото. Жалко стало Инге своих нарядных башмачков. Бросила она хлеб в грязь и наступила на него, чтобы перейти через лужу. Но едва Инге наступила на хлеб, как хлеб вместе с нею стал стремительно погружаться в болото. Только чёрные пузырьки пошли по воде.

И оказалась Инге в зловонном подземелье у ядо­витой старухи — Болотницы. «Эге, — зашипела Болотника, — из этой девочки выйдет отличный истукан для моей прихожей».

И стала Инге истуканом. Руки и ноги её окаменели, и жирные пауки оплели их паутиной. А по лицу ползали мухи с оторванными крыльями. Пастухи видели, что случилось на болоте, и очень скоро бродячие трубадуры разнесли по всей стране историю о девочке, которая наступила на хлеб. Однажды горячая слеза упала на голову Инге. «Ах, Инге! Спесь сгубила тебя. Спесь до добра не доводит». Это плакала мать Инге. «Какой толк, что мать плачет обо мне», — думала Инге, и душа её становилась всё грубее и ожесточённее. Однажды эту историю услышала одна маленькая девочка. «Бедная, бедная Инге! — заплакала девочка. — Как бы я хотела, чтобы она попросила прощенья и ей позволили вернуть­ся на землю!».

Эти слова дошли до сердца Инге. Впервые она огля­нулась на свою недолгую жизнь и заплакала слезами раскаяния. В тот же миг луч света проник в зловонное подземелье, и Инге маленькой птичкой вылетела на волю.

Была суровая зима. Для птиц и зверей было трудное время. Маленькая птичка отыскивала на дороге зёрныш­ки и крошки. Но сама она съедала только одно зёрнышко в день, а всё остальное отдавала другим птичкам. За зиму птичка собрала и раздала столько зёрен и крошек, что вместе бы они составили целый хлеб. И когда была найдена и отдана последняя крошка, маленькая птичка снова превратилась в Инге. Инге вернулась в роди­тельский дом. И не было в-тот день на земле человека счастливее, чем мать Инге.

Ведущий: Ребята как вы думаете, правда ли, что, если наступишь на хлеб, то сквозь землю провалишь­ся?

Учащиесо (вспоминают пословицу): Наступишь на хлеб — от стыда сквозь землю провалишься.

1-й учащийся: Мне больно, когда я, случается, вижу,

Что хлеб недоеденный брошен бесстыже.

2-й учащийся: Эй ты, попирающий корку ногою,

Ты топчешь достоинство наше людское.

3-й учащийся: Ты мать оскорбил, ты обиду нанёс

Земле, на которой родился и рос.

Ведущий: Ребята, помните всегда, что хлеб — труд человеческий, надежда на будущее, мерка, по которой будет измеряться совесть ваша.

Почему ваши бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленин­град, в котором выдавали всего лишь 125 граммов хлеба на весь день. Какой вкусной тогда казалась крошечная ржаная горбушка, выпеченная из теста, в которое под­мешивали траву, мякину и даже опилки.

К обелиску, установленному на Пискарёвском клад­бище в Санкт-Петербурге, приходят и жители города, и гости города. Они несут цветы, а иногда у обелиска можно увидеть кусочек хлеба с запиской «Мама! Прости! Ведь только твой кусочек хлеба спас мне жизнь».

Учащийся: Хлеба кусочек обычный

В наших ладонях лежит.

Многое-многое в жизни

Сделать ему предстоит.

Он в Ленинграде блокадном

Сколько людей поддержал,

В голод и лютую стужу

Он умереть не давал.

Ведущий: А ведь случается, что люди порой за­бывают о том, что в хлебе воплощён труд миллионов людей, отражена история народа, заключены его мечты. И видим мы с вами иногда брошенный на землю хлеб, недоеденные батоны и булочки в мусоросборниках, школьников, бросающих друг в друга оставшийся по­сле обеда хлеб. Подсчитано, что если каждая семья ежедневно будет выбрасывать 100 граммов хлеба, то в год это составит 36 килограммов. Ребята, как же нужно обращаться с хлебом?

Слово гостям

Учащийся: Хлеб нужно беречь: не бросать его, не топтать ногами, не пренебрегать им и не хвастаться, что ты сыт и хлеба у нас вдоволь.

Появляется девочка Сластёна в костюме конфеты.

Сластёна. Я Сластёна!

Я Сластёна!

Очень сладкое люблю!

Мне не надо каш и маскаронов,

Хлеба тоже не хочу!

Хочу халвы! Хочу пирожных!

Хочу мороженого! Хочу конфет!

Хочу! Хочу! Хочу!

Подумаешь — хлеб!

Ведущий: Может быть, кто-нибудь тоже думает: «Подумаешь —хлеб! Вот шоколад, мороженое —другое дело!» Так? Так, да не так! Учёные провели опыт: корми­ли человека целый день одними сладостями. День-два он съедал много сладкого, посмеивался: «Вот как мне повезло!» Через 3-4 дня аппетит его поубавился. Через 5-6 дней он уже не мог смотреть на лакомства, ничего не ел и был голодным. В хлебе есть и белки, и жиры, и углеводы, и витамины.

Сластёна: Простите меня, я всё поняла.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй,

Без него человеку беда!

Ведущий: Наши девочки из 9 класса знают много рецептов, как освежить хлеб, если он зачерствел, или как приготовить из него вкусные различные блюда. Некоторые рецепты мы предлагаем вашему внима­нию.

1.Освежить чёрствый хлеб можно, завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20-25 минут в не очень горячую духовку. 2.Чёрствый хлеб можно освежить также, если его слегка сбрызнуть водой и поместить в нагретую духовку на 3-5 минут. Такой хлеб надо съедать сразу.

3.Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получатся сухарики — настоящее лакомство.

4.Легко и быстро можно приготовить гренки с сы­ром. Хлеб нарезать тонкими ломтиками, одну сторону намазать растопленным сливочным или растительным маслом, посыпать тертым сыром, положить другой стороной на сковородку или противень и поставить в духовку, чтобы слегка зарумянились.

5.Из хлеба можно сделать суп. Ржаной хлеб нарезать мелкими кубиками, обжарить на сковороде на сливочном масле. Репчатый лук мелко нарезать, обжарить на масле до золотистого цвета. Добавить обжаренные хлебные кубики. Жарить вместе, пока лук не станет бронзового оттенка. Переложить все в кастрюлю, слить в нее мас­ло со сковороды, залить кипящей водой, варить 10-15 минут.

6.А если 200 граммов молотых сухарей из пшенич­ного хлеба, 200 граммов сливочного масла, 1 яйцо, стакан сахара тщательно смешать, плотно уложить в форму, поставить в холод, то получится хлебный торт. Перед употреблением его надо вынуть из формы, полить фруктовым соком.

Ведущий: Давайте же беречь хлеб на нашей земле. И следовать примеру Елены Благининой.

Учащийся: И если примечу в небрежен —

В грязи придорожной, в подножной пыли,

То самое первое сердца движение –

Поднять и спасти это чудо земли!

Ведущий: В каких пословицах говорится о бережном отношении к хлебку?

Хлеб бросать – силу терять.

Крошки в ладошку и в рот.

Хлеб ногами топтать – народу голодать.

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах.

Учащийся: Хлебом дорожи на столько,

Чтобы знал и класс твой весь.

Постарайся брать лишь столько,

Сколько можешь сразу съесть.

Слово гостям.

Ведущий: Учащиеся 2 класса расскажут стихотворение Ирины Токмаковой «Что такое хлеб?»

1-й учащийся. Только снег сошёл в апреле, Как поля зазеленели.

Мы говорим:

Учащиеся хором: Хлеб.

2-й учащийся: Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим:

Учащиеся хором: Хлеб.

3-й учащийся: Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим:

Учащиеся хором: Хлеб.

4-й учащийся: Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим:

Учащиеся хором: Хлеб.

Ведущий: Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Свежая выпечка (Кузнецова Дарья)

С пылу, Спасибо сердечное,

С жару, Поклон особый

С поду, Тебе, моя сельщина,

С ходу - Вам хлеборобы!

Свежей выпечки

Хлеб народу. Из вашей муки

Калачи продаются

Будто свадебные, И в домах пирожки

Пудовые Жарятся

Пироги подовые, И пекутся –

Пышки и плюшки, С грибами,

Батоны и сдобы, С морковью,

Бублики и сушки - С капустой –

Разламывай, Чудо!

Пробуй! А главное – с любовью.

А главное – повсюду.

Из муки мелкомолотой,

Чисто просеянной

Шаньги желтые, Ешьте на здоровье,

Будто листья осенние. Добрые люди!

Ведущий. Уважаемые гости, приглашаем вас отведать свежую выпечку, которую приготовили наши ребята со своими родителями.

umotnas.ru

Его величество хлеб

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «РЯБИНКА»

Московская область, г. Можайск. Разработка практико-значимого проекта – конспекта занятия

с дошкольниками старшей группы

(интегрированное занятие по развитию речи и художественному творчеству)

на тему: «Его величество хлеб» Автор: Печенкина Е.А., воспитатель.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути от поля до стола. Воспитывать у детей любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к хлебу, уважение к людям труда. Пробудить интерес к окружающему миру. Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, заучивать поговорки и пословицы, упражнять в подборе синонимов; учить правильно согласовывать существительные с прилагательными, образовывать однокоренные слова; продолжать работу над развитием связной речи; совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умения отвечать на вопросы.

ЗАДАЧИ. Развивать качества воли: умеренность в потребностях, умения ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых, в поведении выполнять нормы христианской этики. Расширять представления о труде как заповеданной человеку обязанности. Прививать детям чувство благодарности к людям за труд. Воспитывать уважение к труду людей. Воспитывать бережное отношение к продуктам труда – прежде всего, бережное отношение к хлебу. Расширять речь как средство общения. Побуждать детей размышлять по проблемно-нравственным темам рассказов и высказывать свои суждения о содержании иллюстраций, смысле стихотворных текстов. Воспитывать творческую самостоятельность, навыки дружелюбного общения. П Л А Н

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о хлебе.
  3. Игра «Скажи иначе».
  4. Чтение стихотворения «Пекарь».
  5. Чтение рассказа «Не будем играться хлебом!».
  6. Беседа по рассказу.
  7. Игра «Родственные слова».
  8. Рассказ «Хлеб».
  9. Физкультминутка «Дождь».
  10. Обсуждаем поговорки и пословицы.
  11. Чтение стихотворения «Хлеб» Я.Аким.
  12. Игра «Назови одним словом».
  13. Чтение стихотворения «Слава хлебу».
  14. Работа с иллюстрацией на стр. 40 в хрестоматии № 1.
  15. Пальчиковая гимнастика.
  16. Творческая работа. Лепка.
  17. Итог занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ. 1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, что вы сегодня ели на завтрак?

ДЕТИ. Кашу и булку с чаем.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А вчера?

ДЕТИ. Омлет, булку с маслом, кофе.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А что на обед?

ДЕТИ. Борщ, плов, компот, хлеб.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером?

ДЕТИ. Хлеб.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду и дома –хлеб. Ребята, а вы любите хлеб? 2. БЕСЕДА О ХЛЕБЕ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какой хлеб вы любите?

ДЕТИ. Батон белый, булки с изюмом, плюшки.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте с вами подумаем и назовем много слов, каким бывает хлеб. ДЕТИ. Вкусный, мягкий, черствый, белый, горячий, свежий. 3.ИГРА «СКАЖИ ИНАЧЕ»

ЦЕЛЬ. Упражнять в подборе синонимов.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Хлеб по запаху какой?

ДЕТИ. Пахучий, душистый, ароматный…

ВОСПИТАТЕЛЬ. Хлеб на вкус какой?

ДЕТИ. Аппетитный, вкусный, сладкий.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Хлеб на ощупь, какой?

ДЕТИ. Свежий, мягкий, пышный, твердый…

ВОСПИТАТЕЛЬ. Выпекать хлеб.

ДЕТИ. Печь, готовить, стряпать.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Хлебопек.

ДЕТИ. Пекарь, булочник, кондитер, стряпуха. 4.Воспитатель читает стихотворение «ПЕКАРЬ»

Показался вдалеке пекарь в белом колпаке.

Пекарь, хоть и молодой,

От муки совсем седой.

Он шагнул через порог: «Это я вам хлеб испек!»

ВОСПИТАТЕЛЬ. Хлеб бывает разный, но он обязательно вкусный и полезный. Ребята, а кто знает, откуда берется хлеб?

ДЕТИ. Сначала зернышко хлеба сажают в землю специальными машинами – сеялками. Потом вырастают колоски. Зерна собирают машинами и отвозят на мельницу. Там зерна перемелют в муку. И из этой муки на хлебозаводе пекут хлеб и булки. 5.ЧТЕНИЕ РАССКАЗА «НЕ БУДЕМ ИГРАТЬСЯ ХЛЕБОМ!»

ВОСПИТАТЕЛЬ. А сейчас послушайте рассказ. Жили-были брат и сестра. Хорошие они были дети – послушные, заботливые. Вот только уважительно относиться к хлебу не умели. Отец их учил, мама делала замечания, а они все вели себя по-прежнему: то хлебные крошки со стола на пол сметут, то кусочек хлеба недоеденный на столе оставят.

Однажды они пошли гулять в лес и заблудились. Стало темнеть, дети проголодались. Хотелось хотя бы крошечку, хотя корочку хлеба съесть. Присели они на пенечек и задремали.

И приснился им одинаковый сон: как – будто лежит на столе большой каравай хлеба и радуется, что скоро он накормит людей: взрослых – после работы, деток, чтобы росли быстрее. И вдруг дети, похожие на них, берут кусочки, надкусывают и бросают. И вновь берут новые, надкусывают и оставляют на столе. Такую игру они придумали. А когда им так надоело играть, собрали все кусочки и в собачью миску выбросили.

Каравай чуть не плачет: ведь люди так долго его делали! Сначала на поле зерно сеяли. Бог дал ему рост, и оно проросло, под солнышком поднялось высокими колосьями. Тогда комбайн их скосил и смолол на зерно. Затем зерно перемололи и получили муку, в пекарне развели водой, добавили соли, яиц, дрожжей и вымесили. А когда тесто подошло, его разложили в формочки и поставили печься. Булки в печи разрумянились. Их вынули и развезли по магазинам. Одна булка попала в детский сад, и дети ее съели с молоком. Другая попала бабушке, и она съела ее с супом. А наш каравай попал к шалунам, и они выбросили кусочки в собачью миску. Дремлют дети, но и во сне им стало стыдно. Увидели они, как каравай загрустил и поняли, что хлеб должен людям пользу приносить, кормить, силу давать. А для игры есть другие вещи. И вот как побыли они один день без хлеба, то поняли, для чего Бог хлеб создал и людей научил его выпекать. На всю жизнь запомнили дети, что сотворенный Богом хлеб – святой, и его следует беречь. 6.БЕСЕДА ПО РАССКАЗУ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какую хорошую привычку следует приобрести каждому?

ДЕТИ. Научиться беречь хлеб, уважать труд людей, которые их вырастили: научиться благодарить Бога за то, что он дает человеку хлеб.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Люди просят Бога, чтобы Он давал им хлеб каждый день, и благодарят за полученное после каждой еды.

«ХЛЕБ НАШ НЕОБХОДИМЫЙ ДАЙ НАМ СЕГОДНЯ». 7.ИГРА «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте поиграем в игру «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА»

ЦЕЛЬ. Упражнять в подборе однокоренных слов.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Назовите хлеб ласково.

ДЕТИ. Хлебушек.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Назовите крошки хлеба.

ДЕТИ. Хлебные крошки.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вкусный и полезный квас из хлеба.

ДЕТИ. Хлебный квас.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посуда для хлеба.

ДЕТИ Хлебница.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек, который выращивает хлеб.

ДЕТИ. Хлебороб.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Человек, который печет хлеб.

ДЕТИ. Хлебопек.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Прибор для резания хлеба.

ДЕТИ. Хлеборезка.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Завод, где выпекают хлеб.

ДЕТИ. Хлебозавод.

Дети читают стихотворение:

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле. 8.ВОСПИТАТЕЛЬ читает рассказ «ХЛЕБ».

Хлеб пекут или сами хозяева, или пекари. Пекут хлеб из теста. Тесто месят из муки, воды и дрожжей. Муку мелет мельник на мельнице из хлебных зерен. Хлебные зерна созревают на полях, в колосьях хлебных растений.

Поля обрабатываются крестьянами. Крестьяне пашут поле и сеют хлеб; но Бог его растит. Бог посылает лето, дождь, тепло и ясное солнце. 9.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ДОЖДЬ».

Плыли тучи дождевые: «Лей, дождь, лей!»

Дождинки пляшут, как живые: «Пей, рожь, пей!»

И рожь, склоняясь к земле зеленой, пьет, пьет, пьет.

А теплый дождик неугомонный льет, льет, льет.

(Дети стоят, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки начинают свободно встряхивать кистями рук. Затем, продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова поворачивают руки ладонями вниз.) 10.ОБСУЖДАЕМ ПОГОВОРКИ.

ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА.

ХЛЕБ – БАТЮШКА, ВОДИЦА – МАТУШКА.

ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРЯТ?

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как в семье есть глава – отец (батюшка), так же важен для жизни человека хлеб – главный продукт питания. Но семья не может прожить и без матери, так же не может человек жить без воды. Без нее он умрет от жажды.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а какие пословицы вы знаете о хлебе?

ДЕТИ. «Не будет хлеба, будешь без обеда».

ДЕТИ. «Не всякий хлеб пашет, да всякий его ест».

ДЕТИ. «Хочешь есть калачи – не сиди на печи»– гласит русская народная пословица.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Хочешь калачей – трудись. Чей труд кормит человека?

ДЕТИ. Труд родителей и тех людей, которые вырастили все, что мы едим.

  1. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «Хлеб» А.Яким
ВОСПИТАТЕЛЬ.

Хлеб ржаной, батоны булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Зерно растений пшеницы, ржи, овса имеют чудесные качества: питательно и полезно, из него можно выпекать хлеб. Людям приходится трудно, когда хлеб не уродится. Дети должны беречь хлеб: не выбрасывать остатки, бережно хранить в специальных хлебницах, не играться хлебом. 12.ВОСПИТАТЕЛЬ. Давайте поиграем в игру: «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ». ВОСПИТАТЕЛЬ. Засушенный кусок хлеба.

ДЕТИ. Сухарь.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Пшеничный хлебец из заварного теста в виде кольца.

ДЕТИ. Баранка.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Толстая баранка.

ДЕТИ. Бублик.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Маленькая тонкая и очень сухая баранка.

ДЕТИ. Сушка.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Сладкое мягкое печенье в виде лепешки или плоской фигурки.

ДЕТИ. Пряник.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Витая сдобная булка, обычно напоминающая по форме восьмерку.

ДЕТИ. Крендель.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Сдобное сладкое печенье в виде хлеба, хлебца, обычно с изюмом.

ДЕТИ. Кекс.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Белый хлеб продолговатой формы.

ДЕТИ. Батон.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Хлебец из пшеничной муки.

ДЕТИ. Булка.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Лепешка с загнутыми краями и творожной начинкой.

ДЕТИ. Ватрушка. 13.ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение «СЛАВА ХЛЕБУ»С. Погореловский.

Слава хлебу на столе!

В нем – здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

В нем – земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем…

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

ВОСПИТАТЕЛЬ. А кого еще следует человеку благодарить за урожай?

ДЕТИ. Бога.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ведь Бог – Творец всем плодам, овощам, злакам. Как человек просит хлеб у Бога?

ДЕТИ. «ХЛЕБ НАШ НЕОБХОДИМЫЙ ДАЙ НАМ СЕГОДНЯ».

ЗАДАНИЕ. За обедом не оставляем ни одного недоеденного кусочка хлеба. 14.РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ стр. 40 хрестоматия № 1.

Смотрим рисунок, на котором изображена крестьянская семья. На столе – пасхальные куличи или праздничный хлеб. В каждой семье люди раньше сами пекли хлеб.

Воспитатель читает стихотворение:

Вот он, хлебушек душистый

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

И в каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Посмотрите вот у меня мука в тарелке. Попробуйте ее руками. Какая она на ощупь?

ДЕТИ. Мягкая, рассыпчатая.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а кто из вас видел дома. Как мама делает тесто для пирогов или блинов? Назовите, какие нужны продукты?

ДЕТИ. В тесто кладут сахар, соль, дрожжи, масло, муку, молоко.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ребята, а что еще пекут из муки?

ДЕТИ. Булки, батоны, пирожки, пирожные.

Дети читают отрывок из стихотворения «СКАЗОЧНЫЙ ЗАВОД» П.Синявский.

Так и скачут из печи плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи, сладкие коврижки,

Маковые пышки, двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А сейчас мы с вами поиграем. Повторяйте за мной и делайте движения как я. 15.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

Ча-ча-ча – наша печка горяча.

Чи-чи-чи – печет печка калачи.

Чу-чу-чу – будет всем по калачу.

Чо-чо-чо– осторожно, горячо.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ну вот, пальчики потренировали. Они стали крепкими, умелыми. А теперь будем лепить из пластилина праздничное угощение для кукол. 16.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

Лепим булочки из пластилина. Аккуратно укладываем на вылепленную тарелочку. 17.ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди, много людей. Ваша семья может купить столько хлеба, сколько потребуется. Однако хлеб надо беречь, не оставлять недоеденные куски, не выбрасывать их. Когда вы будете есть хлеб, вспомните, сколько человеческого труда вложено в кусочек хлеба.

Человек привык трудиться.

Люди пашут, сеют, жнут.

В каждом зернышке пшеницы,

Каждой крошке хлеба труд.

mognovse.ru


Смотрите также