Хлеб и мука - всему голова. Легенда золото и хлеб
Легенды Крыма: Золотой Слон - ЛЮБИМАЯ РОДИНА
Дорогие читатели! Сайт "Любимая Родина" рад представить вам легенды про Золотого Слона в Крыму (Россия), которые написали современные поэты и писатели. Мы благодарим авторов за творческое вдохновение, чуткость, доброту и любовь к Родине.
автор: Валентина Хоральд-Байрам
Казантип — мыс на берегу Азовского моря (107 м над уровнем моря). Его остов образован антиклинальным поднятием, обрамленным мшанковым рифом. Морские животные — мшанки, образуя колонии, селились на подводных склонах этого древнего острова. С Керченским полуостровом Казантип соединен двойной песчано-ракушечной переймой. Недалеко найдены остатки древних укреплений.
Вот послушайте, что произошло в керченской степи много лет тому назад. Уже тогда Крым славился своей пшеницей. За хорошей и дешевой крымской пшеницей приезжали из Великой Руси и из далеких заморских стран.
Однажды на крымском полуострове появился купец по прозвищу Золотой Слон. Не напрасно, видать, люди купца так прозвали. Сам он был роста громадного, руки и ноги толстые, как у слона, а нос длинный, словно хобот. Сундуки его были набиты золотом, накопленным за долгие годы стяжательств.
Походил Золотой Слон по степи, посмотрел, как люди живут, послушал, что говорят, и начал на мысе Казантип какое-то здание строить. Тысяча бедняков работала на каменоломнях, другая тысяча подвозила камни к месту стройки, а еще одна тысяча укладывала эти камни в стены.
Здание росло изо дня в день и, наконец, стало таким огромным, что люди удивлялись: зачем, мол, купцу такое большое, такое длинное? Зачем высокие стены и башни с бойницами? От кого обороняться задумал?
— Жить здесь буду, торговать буду, помещение большое надо, — отвечал купец любопытным. — А что стены высокие да башни грозные — люблю спать спокойно.Когда крепость, которую люди прозвали Длинною, была, наконец, построена, Золотой Слон нанял вооруженную охрану и начал свозить туда зерно. Он скупал его у местных жителей за небольшие деньги, а часто выманивал и без денег. Он дрожал над каждой копейкой, над каждым зернышком…
Шли годы. Амбары Длинной крепости уже были наполнены миллионами четвертей хорошо высушенной пшеницы. А жадный купец все покупал ее и покупал. Хлеб повышался в цене.
Однажды по Крыму странствовал какой-то путешественник. Шел он, говорят, из, Великой Руси, северной страны, в Индию, южную страну. Повстречал он у Длинной крепости Золотого Слона и спрашивает:
— Правда ли, что это сооружение наполнено потом народным со слезами пополам?
— О, странник божий, — смиренно отвечал купец, — народ любит слухи разные распускать. А ты спроси: обидел ли я кого-либо? Отнял ли у кого что-нибудь? Нет. Люди сами мне несут.
— Но зачем тебе столько?
— Торговать буду, на то я и купец.
— Недоброе дело ты, видать, задумал, — покачал головой путешественник. — Смотри, как бы не просчитался.
И вот наступил неурожайный год, которого с нетерпением ждал Золотой Слон. В выгоревшей крымской степи — ни одной копны пшеницы, ни одного стога сена. Звери уходили в другие края, птицы со зловещими криками улетали. Ревели домашние животные. А люди с надеждой обращали свои взоры к замку купца и говорили:
— Он не даст погибнуть с голоду нам и детям нашим. А Золотой Слон, усилив вооруженную охрану, поджидал уже покупателей. Прежде всех к нему обратились горожане. Он назначил неслыханно высокую цену: по пятьдесят червонцев за четверть. С проклятием платили горожане такие бешеные деньги. Затем к купцу приехали заморские торговые люди. А в заключение начали являться бедные хлебопашцы, у которых Золотой Слон когда-то выманивал мешок пшеницы за пучок вяленой рыбы.
Люди, не имевшие денег, умоляли богача одолжить им хоть по одной четверти зерна с тем, что они в будущем привезут ему по десять четвертей.
— Спасибо вам, — нагло отвечал купец. — Не для того я десять лет собирал зерно, чтобы на зерно его выменивать. Давайте червонцы!
Все больше и больше становилось голодающих, все чаще и чаще они обращались к Золотому Слону с просьбой им хлеба. Но неумолим был купец. И люди сотнями гибли здесь же, у Длинной крепости, за стенами которой лежало столько хлеба, что его хватило бы прокормить целые города и страны.
К тому времени возвращался из далеких стран русский путешественник. Увидел он сожженную солнцем степь, увидел тысячные толпы у стен крепости и все понял. И решил он помочь несчастным труженикам, которые умирали от голода, но не смели взять хлеб, лежавший рядом.
— Люди! — громко сказал путешественник, взобравшись на камень. — Подумайте, кого вы просите, кого умоляете? Разве вы не знаете Золотого Слона? Да ведь он всю свою жизнь готовился к этому злодеянию! Не даст он вам хлеба, не ждите и не надейтесь. А пока у вас есть еще силы — берите хлеб силой. Он ваш, этот хлеб. Вы взрастили его своими руками. Берите же, не бойтесь, вас много, а он один!..
— Правда твоя, человек хороший! — прокатилось по степи.
И хлынули на Длинную крепость толпы голодных. Не выдержали толстые стены, не помогли высокие башни с бойницами. Стража, побросав оружие, в страхе разбежалась, а Золотой Слон хотел спрятаться от народной мести, зарылся с головой в пшеницу да там и задохнулся.
На том месте, где была Длинная крепость, остались только развалины, которые свидетельствуют об алчности человеческой и о великих силах, таящихся в народе.
Легенды Крыма. Купец Золотой Слонавтор: Фелли - Дана Ден
Я о легенде слышала такой...
На Казантипе жил купец скупой.
Построил крепость, башни,и зерно.
Скупал у всех...как было то давно.
Прекрасный край. О,крымская земля.
Летит над ней трехглавая змея...
И освещает путь ее восход...
И смотрит в след ей с гордостью народ.
Сады цветут,у виноградных лоз.
Стада пасутся ...тонкорунных коз.
Из шерсти их все женщины плетут
Одежду, и на рынках продают...
Так вот...о том купце сейчас рассказ.
Он жаден был,случилось как то раз.
Палящий зной...беда,не урожай ...
И голод посетил прекрасный край.
Иссякли реки,спрятались ручьи.
Лишь море от тоски людской кричит
И бьется в берег синею волной.
Как будто провожает в мир иной.
Людей ,что потеряли облик свой.
Под Длинной,непреступною стеной.
Там крик стоял,и непомерный стон.
Но Золотой, его не слышал... Слон.
Он сам уже почти сходил с ума...
Ведь столько денег...сложил в закрома.
Косила смерть людей в снопы ,в стога.
И плыли в степь ...седые облака...
И как гласит предание тех дней.
Какой то путешественник...с степей.
К той крепости направил бег коней.
Народу дал совет чтоб был смелей.
Что б не просил,не унижался...брал.
Все то ...что,Золотой Слон отобрал.
Голодная сожгла там все дотла...
Купец погиб ...от жадности своей.
Легенда лишь живет до наших дней.
Руины Длинной крепости стоят...
И камни память бережно хранят.
ljubimaja-rodina.ru
О муке :: Хлеб и мука
Дети очень любят слушать истории о волшебных существах и об их невероятных похождениях, погружаться в мир фантазий и приключений.
Ведь именно через сказки ребенок получает представления о Добре и Зле, черпает мудрость и учится строить свои взаимоотношения с окружающим миром. Яркие образы и персонажи, неправдоподобные события – все эти метафоры помогают ребенку понять суть сказки, ее смысл. Взрослые иногда не осознают, сколько пользы и смысла несут настоящие старинные сказки, направленные на прививание уважения к хлебу и муке.
Неслучайно существует множество сказок и легенд о хлебе и муке. Хлеб как символ жизни и веры почитается людьми во всем мире. Мудрость наших предков призывает беречь и уважать хлеб. И этот завет навеки запечатан в сказках и поговорках, которые слагались веками. Все они говорят о доброте, терпении и справедливости. Такие сказки будут полезны и взрослому, поскольку своей душевной простотой и легкостью помогают нам забыть о суете и на мгновение возвращают нас в то самое безмятежное детство. А глубокий поучительный смысл заставит задуматься и открыть что-то новое в такой простой и давно знакомой волшебной истории.
«Сказка – ложь, да в ней намек» говорят в народе. А наша с Вами задача услышать и понять глубокую народную мудрость и передать ее своим детям.
Поговорки
Без соли да без хлеба – плохая беседа.
Перемелется – все мука будет.
Без хлеба куска всюду тоска.
Едешь на день, а хлебом запасайся на неделю.
На завтра оставляй хлеба да не дела.
Хлеб-соль кушай, хороших людей слушай.
Своя корка лучше чужого пирога.
Калач приедается, а хлеб – никогда.
Чужой хлеб в горле стоит.
Что посеешь, то и в амбар положишь.
Сей просо в золу, а пшеницу – в пору.
Была бы муки кадушка, а за водой и сам схожу.
Всякому зерну свое время.
Сказки
Хлеб и золото
Муслим был бедный крестьянин. Днями напролет работал он, чтобы прокормить себя и свою семью, а в свободное время мечтал о кладе.В один прекрасный день Муслим работал в поле и, почувствовав сильную усталость, присел под дерево, чтобы отдохнуть и помечтать: «Ах, если бы Аллах мне дал возможность превращать все, к чему я прикасаюсь рукой, в чистое золото, тогда я бы избавился от нужды в тяжком труде и пище».Как вдруг Муслим услышал голос:– О Муслим! Я дам тебе то, чего тебе так сильно хочется!И правда, едва он коснулся камешка, как тотчас он превратился в золото.Муслим был очень счастлив и подумал: «Сегодня же я пойду в город, и буду превращать песок и камни в золото...»И только он хотел встать, как почувствовал сильную усталость, жажду и голод и понял, что нет у него сил подняться.«Съем-ка я свой завтрак». Муслим взял кусок хлеба, но, положив его в рот, вдруг почувствовал вкус металла – его лепешка превратилась в золото!Муслим страшно испугался. Как теперь он будет пить и есть? Ведь без пищи и воды он очень скоро умрет, даже не насладившись золотом, которого у него теперь в достатке.Так думал Муслим, представляя, как будет медленно умирать от голода и жажды.Но тут он открыл глаза и понял, что спал.– Какое счастье, что все это мне только приснилось! – проговорил он.И с тех пор навсегда запомнил, что даже все золото мира не может заменить человеку сытный и вкусный кусок ароматного хлеба.
Казак и птицы
В стародавние времена в далекой Кубанской деревне жил казак по имени Яцько. И как война закончилась, он сложил казацкое обмундирование и занялся хозяйством. Яцько стал пахать землю, сеять зерно и собирать урожай. Затем молол муку и пек горячий, вкусный хлеб. Со всей области съезжались к нему казаки за душистым хлебом. Но случилась у казака большая беда. Однажды вспыхнул в станице страшный пожар, и у Яцько сгорел почти весь урожай. Всего-то на один мешок набралось у него зерна.Наступили холода. И морозы стояли такие, каких на Кубани еще не видали. Надел Яцько тулуп из овечьей шкуры и вышел во двор посмотреть, что там твориться. Кругом все белым-бело, а на заснеженных деревьях сидят птицы и не шевелятся совсем, замерзают. Яцько стало жалко бедных птиц. Соорудил он для них кормушки и в каждую насыпал по две жмени пшеницы. Налетели птицы на зерно, стали есть да насыщаться, ведь на сытый желудок даже самой маленькой из них не страшны были лютые морозы. Стал с этого дня Яцько заботиться о птицах и каждый день в кормушки сыпать зерно.Так и прошла зима, за ней пришла весна и настала посевная пора. Только тогда понял казак, что свой единственный мешок зерна скормил птицам.Сидит в хате Яцько и горюет. Как вдруг слышит – на улице шум, гам. «Что случилось?» – подумал он, выходя во двор.Смотрит, а над его огородом стая птиц кружиться и каждая бросает пшеничное зернышко в землю и улетает. И так много раз.Яцько в тот год урожая собрал немерено. И нашел жену себе, самую красивую во всей околице, и народилось у них много маленьких казачат. С тех пор жили они долго и счастливо, ведь такой удивительный наш хлеб-кормилец: одно зернышко посеешь – соберешь с него десять.Делай добро – и оно к тебе вернется с торицей!
Колосок
Давным-давно жили на свете два мышонка да петушок. Мышата Круть и Верть целыми днями пели да плясали. А петушок Голосистое горлышко поднимался рано утром, потом всех песенкой будил и принимался за работу.Однажды, подметая двор, петушок заметил на земле пшеничный колосок:– Мышата, гляньте, что я нашел!Круть и Верть ему отвечают:– Нужно колосок обмолотить.– Но только не мы! – пропищали мышата.– Хорошо, – ответил петушок Голосистое горлышко, – я буду молотить.Мышата обрадовались и затеяли игру в лапту.А петушок тем временем обмолотил пшеничный колосок и говорит:– Эй, мышата, гляньте, сколько я зерна намолотил!Подбежали Круть и Верть и пропищали в один голос:– Теперь нужно его на мельницу снести и муки намолотить.– Но только не мы! – добавили Круть и Верть.– Хорошо, – ответил петушок, – я отнесу зерно.Так и сделал, а мышата тем временем играли в чехарду.Намолотил петушок муки и вернулся. Подбежали Круть и Верть, смотрят, не налюбуются:– Ай да Голосистое горлышко! Ай да молодец! Осталось только тесто намесить да хлеб испечь.– Но мы не можем! – добавили мышата.Подумал-подумал петушок и говорит:– Ладно, видно опять мне придется.Так и сделал. Испек хлебушек душистый и поставил на стол.Мышата времени тоже не теряли: песни пели да плясали, проголодались.Скорее прыгнули за стол. А Голосистое горлышко им говорит:– Погодите! Сначала ответьте мне, кто пшеничный колосок нашел?– Ты! – пропищали мышата.– А кто его обмолотил?– Ты! – тихо пискнули оба.– А кто носил зерно на мельницу, а потом тесто месил?– Все ты, петушок, – еще тише пропищали Круть и Верть.– А что вы делали?Нечего на это ответить мышатам, и ушли они из-за стола.Вот и будет мышатам наука: по работе и награда!
Сколько надо хлеба, чтобы наесться?
Как-то поутру захотелось мужику хлеба. Да так сильно, что невмоготу. Собрался он и пошел в соседнюю лавку, где пекли свежий хлеб, калачи да баранки.Выбрал себе большой аппетитный пирожок, повкуснее да посвежее, и вмиг проглотил его. Походил-походил немного возле лавки пекаря и вернулся назад – все еще ему есть хотелось. Купил тогда мужик у пекаря большой калач да скорей уплел его. Все равно хочется есть.Тогда выбрал мужик самый огромный калач, какой смог найти на прилавке, надеясь, что наконец насытиться, и также лихо проглотил его. Но чувство голода не ушло.Оглядел с тоской и грустью мужик прилавок и заметил связку хрустящих баранок. Купил себе целую связку, сорвал с нее первую баранку и уже не торопясь съел. И вдруг стал сыт.Обрадовался мужик, стукнул себя по голове и прокричал:– Эх! Какой же я глупец! Зря покупал пирожки да калачи, ведь чтобы наесться мне бы хватило просто съесть одну баранку!Вот так всегда и у нас бывает: последний кусочек хлеба – самый лакомый да сытный.
Сказка про старый пень и пшеничное зернышко
Неподалеку от деревни жил никому не нужный старый пень. Он и хотел бы, но никого не мог обрадовать. Острые сучья торчали из него со всех сторон, так что не посидеть, не прислониться.Увидит его человек издалека, обрадуется, что есть на чем отдохнуть. А подойдет поближе, рассердится, толкнет пень ногой и проговорит:– Стоишь тут труха, только землю занимаешь!Пенек очень обижался на такие оскорбления, но поделать ничего не мог.Однажды проходил мимо него человек, нес он большой мешок пшеницы на мельницу. Увидал пенек издалека и обрадовался, что на земле ему отдыхать не придется. А как поближе подошел, увидел, что на пне не посидишь да мешок не поставишь.– Уф, по тебе топор плачет! – сказал тот человек и пнул пень ногой на прощанье.А случилось тогда чудо: выпало одно маленькое зернышко из мешка и упало внутрь старого пня.Вскоре пшеничное зернышко стало прорастать. Дождик щедро поливал его, а пень защищал от холода и голодных птиц.Когда колосок созрел, золотые зернышки упали в землю, а весной из них проросли новые молодые колоски.Время шло, скоро вокруг пня появилось целое поле. Да так, что его самого уже и видно не было.И стало кормить то поле бедняков и голодных птиц.А проходящие мимо удивленно спрашивали:– Чье это поле?И никто уже не помнил, что началось все с маленького трухлявого пенечка и пшеничного зернышка.Так и работа крестьянина, который хлопочет в поле день-деньской, взращивая пшеницу, собирая ее и перемалывая зерна в муку, неприглядна внешне. Но зато плоды этого труда – ароматный, свежий хлеб – дают всем нам источник жизни и процветания.
www.o-muke.ru
| | | || || | . |
|
rulibs.com : Старинное : Мифы. Легенды. Эпос : 59. Золото и рис : М Харитонов : читать онлайн : читать бесплатно
59. Золото и рис
Рассказывают, что было время, когда люди, жившие на берегу озера Инлей, не хотели работать в поле. Их больше привлекали ремесла и торговля. А случилось это так потому, что большую часть земли затопили воды. Сухих полей осталось очень мало.
В те далекие времена озерным краем управлял сборщик налогов, которому правитель страны повелел расширить поля и больше сеять риса, чтобы им кормилась вся страна. Но жители Инлея продолжали заниматься торговлей и ремеслом. Риса же сеяли так мало, что его хватал? только на два месяца.
Сборщик налогов был очень огорчен и встревожен. И вот однажды он вызвал к себе двух жителей озерного края: богатого торговца и бедного крестьянина. Обоих принял с должными почестями и спросил:
- Что в мире важнее - золото или рис?
Богатый торговец ответил так:
- В нашем мире нет ничего ценнее золота. Золото делает человека из ничтожного значительным. Если у человека есть золото, он пользуется почетом, имеет власть, живет в довольстве. Я преклоняюсь перед золотом.
Бедный крестьянин ответил так:
- В нашем мире нет ничего важнее риса. Все живое ищет себе пропитание. Мы, люди, питаемся рисом. От него - наше здоровье и наша сила. Надо больше сеять риса. Тогда не будет голода и нужды. Я преклоняюсь перед рисом.
Сборщик налогов нахмурился. Сам он понимал, что прав крестьянин, но хотел убедить и торговца.
- Значит, для тебя важно золото, а для тебя - рис. Нет согласия в ваших речах. - И сборщик налогов сердито встал со своего места. - Я тоже не могу найти верного решения. Поэтому через семь дней вы должны прийти ко мне со своими семьями. Захватите с собою то, что всего важнее для вас. Пусть вас рассудит жизнь!
И с этим он отпустил обоих. Каждый из них вернулся в своп дом. И каждый стал готовиться к предстоящему. Богач, который выше всего ценил золото, собрал золотые слитки, кольца, браслеты, четки, серьги. Он велел жене и дочерям надеть на себя все золотые украшения, а что осталось - положил на поднос. На седьмой день со своей семьей и всем богатством торговец явился к сборщику налогов.
Бедный крестьянин тоже не сидел сложа руки: он размолол весь рис и приготовил из рисовой муки лепешки и булочки. Все это он разложил па подносах, велел жене и дочерям поставить подносы себе на головы и идти к дому сборщика налогов. Сам же крестьянин собрал в корзину столько вареного риса, сколько туда поместилось, повесил корзину на плечо и зашагал следом.
Когда оба жителя Инлея со своими семьями пришли к сборщику налогов, тот поглядел, что они принесли, усмехнулся, но ничего не сказал. Потом он позвал своих слуг и приказал им запереть обе семьи с их вещами в отдельной хижине. И если чего попросят - давать им только воду.
Слуги исполнили приказ своего господина. В хижине не оказалось ничего, кроме горшка с водой. Скоро все проголодались. Запасшийся едою крестьянин накормил жену и дочерей. А богачу печем было кормить семью - ведь золото есть не станешь! Он попросил крестьянина поделиться с ним.
На это земледелец ответил:
- И рад бы, да не знаю, сколько нам здесь сидеть. Боюсь, как бы и моей семье не пришлось голодать.
Тогда голодный богач предложил продать ему рису за золото, но крестьянин сказал:
- На что мне твое золото? Им сыт не будешь!
Через два дня сборщик налогов приказал выпустить из хижины обе семьи. Тут он и увидел, что бедные крестьяне сыты и веселы, а увешанные золотом богачи голодны и злы на весь свет.
- Так что же важнее - рис или золото? - спросил сборщик налогов.
- Рис важнее. Надо сеять рис, - прохрипел голодный торговец. А крестьянин только усмехнулся.
- Ну, раз вы теперь оба согласны - идите домой! - заключил сборщик налогов и отпустил всех.
С тех пор жители Инлея начали сеять много рису: и на затопляемых во время дождей землях, и на плавающих полях[lxvii]. Рису стало вдоволь - все жители страны были сыты.
Инта, 110, 171
rulibs.com
ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОЙ КОЛЫБЕЛИ - Сокровища народов мира притчи басни мифы сказки легенды
Легенды и предания Крымских татар
Страница 1
В очень давние времена, когда не создал еще Аллах великого прародителя всех людей Адама, изгнанника дженетта, на свете жили какие-то древние не то люди, не то духи по названию джинтайфасы.Были разные джинны. Одни были правоверными, другие — неправоверными, не признававшими единого Аллаха, создателя всех миров.По эту сторону крымских гор, вдоль всего побережья, жили аллаховы джинны. Они были верны заветам единого Аллаха и его пророка, произносили по правилам молитвы и пять раз в день восхваляли его премудрость. По ту сторону крымских гор, внутри страны, жили неправоверные джинны. Они не признавали заветов Аллаха, не творили его молитв и подчинялись врагу Аллаха — великому бесу Иблису, которого сделали своим богом и учение которого выполняли.Аллаховы джинны, живя на побережье Крыма, сажали сады, разводили виноград, сеяли хлеб и просо, пряли лен. Иблисовы же джинны, живя в диких горных лесах, пасли стада на редких лугах, охотились на козлов и оленей, выжигали уголь.Каждая группа джиннов имела своего властителя, своего хана. Не было согласия между джиннами Аллаха и джиннами Иблиса. Часто шли между ними войны и распри. Они отнимали друг у друга пашни, леса и пастбища, угоняли скот, не давали производить сельские работы. Из-за этих стычек зарождались кровавые военные походы, разорялись и сжигались деревни, много джиннов убивалось и уводилось в позорное рабство. Ненавидели аллаховы джинны иблисовых, а иблисовы — аллаховых. Ненавидели и их ханы друг друга и всегда были полны жаждой мести за прошлые обиды. Но чаще побеждали иблисовы джинны, так как они были более смелы, подвижны, жестоки, неустрашимы, выносливы, закаляясь на охоте и пастьбе скота, а джинны-земледельцы были робки, боялись уходить от своих хижин и пастбищ, плохо владели оружием, не привыкли к военным хитростям и жестокостям. У хана иблисовых джиннов был сын-наследник, юноша редкой красоты, смелый, страстный и настойчивый. Не знал он еще любви, так как не было в стране иблисовых джиннов девушки, достойной такого витязя. И жадно прислушивался он к рассказам о чужих красавицах. Был у ханского сына дядька-воспитатель, невольник хана, который когда-то маленьким мальчиком был украден иблисовыми джиннами у аллаховых в лесу, когда собирал кизил. Он вырос в неволе, отличался умом и многими доблестями, в старости получил поручение воспитывать ханского сына, научил его разному искусству и стрельбе из лука, и метанию из пращи, и прыганью, и бегу. Очень полюбил старый раб своего воспитанника и рассказал ему, как живут другие джинны, какие у них витязи и девушки. Часто виделся старик тайком с другими невольниками своего племени и знал через них обо всем, что происходило на его родине.Рассказывал старый дядька воспитаннику своему, что у хана аллаховых джиннов на морском берегу Крыма есть молодая дочь, такая красавица, что только о ней и поют соловьи той страны и далеко за ее пределы разносят сладостную славу о ее несравненной прелести. Велел молодой сын хана привести к себе тайно тех невольников, которые видели принцессу, и расспрашивал их обо всем, из чего слагается ее дивная красота, — и о коже лица, похожей на лепесток розы, и о тонких стрелках бровей, и о глазах, горящих, как звезды, и о губах, манящих, как черешня, и о мягких пленительных волосах.Много рассказали невольники пылкому юноше, и так ясно представилась ему несравненная красота дочери южнобережного хана, что загорелось у него неукротимое желание хотя бы посмотреть на никогда не виданную им красоту, хотя бы услышать из уст благоухающее слово и сказать ей. Глубокая страсть разгорелась в его мужественном сердце, все мысли его наполнились думой о прекрасной, никогда не виданной им соседке. Перестала радовать его и охота со сверстниками на оленей и козлов на Яйле в дремучих горных лесах, и состязания в меткости стрельбы из лука в летящую птицу, и скачки на диких горных конях, и военные игры с мечом, копьем и щитом, и охота за пленниками с длинным арканом, и веселые пирушки у отцовского очага, и рассказы его старых воинов о давних походах, боях, победах, сказки старух о славных царских сыновьях в далеких странах. Стал сын хана мрачен и молчалив, погрузился в думы, отказывался от еды и питья, не находил покоя, молчал, не смея проронить слова о своей преступной страсти к дочери врага, размышлял без сна по ночам и тосковал так, что пожелтел, иссох и стал похож разве на тень свою. Так далеко завела его скрытая от всех любовь.Глубоко печалился старый хан, глядя на скорбную перемену в любимом сыне. Настойчиво допытывался он от него о причине его тоски, но юноша молчал, как могила. Призывал хан искусных колдунов, чтобы его излечить, но те не находили никакой болезни, и тщетны были все их заклинания от дурного глаза. Старался хан развеселить сына плясками невольниц, шутками придворных насмешников, воинскими забавами, зурнами и сантырами. Но ничто не помогало, принц оставался мрачен и угрюм, и не мог отец разгадать тайны его печали.Призвал тогда старый хан к себе верховного жреца Иблиса и поручил ему во что бы то ни стало узнать причину скорби сына. Тот стал следить за каждым его шагом, словом и вздохом, но ничего не мог заметить. Наконец, когда в одну ночь юноша забылся краткой дремотой, верховный жрец подкрался к нему, приник ухом к его шевелящимся устам и услышал явственное: «О, Зехра, Зехра!» и слова великой любви и печали.Долго гадал хан со своим жрецом, о ком шептали ночью уста юноши, но не могли никак догадаться. Долго спрашивали они повсюду, но не нашлось во всем ханстве ни одной девушки по имени Зехра. Стали они тогда призывать гадателей и гадать на имя «Зехра». И догадался один из колдунов и указал, что Зехра живет по ту сторону гор на берегу великого моря. Опросили они пленников из аллаховых джиннов и узнали всю правду.В старом хане тревога сменилась страшным гневом. Измену увидел он в преступной страсти сына, измену отцу, племени и его древнему богу Иблису. Он запретил сыну даже и помышлять о проклятой иноплеменнице, осыпал ее имя страшной бранью, грозил юноше заключением и отцовским проклятием и установил за ним строгий надзор. Одно упоминание об иноверном соседе-хане и его племени приводило старика в свирепую ярость.Но не таково было твердое сердце юноши-принца, чтобы можно было угрозами изгнать из него черты любимой. Видя неукротимость гнева своего отца, он про себя твердо решил бежать тайком из пределов власти грозного отца и пробраться во что бы то ни стало за горы в приморскую страну аллаховых джиннов, к мечте своего сердца, чтобы хоть единый раз взглянуть на свой кумир и исцелить душу свою единым взглядом ее прекрасных глаз.Долго, долго размышлял печальный юноша, как ему выполнить свое решение, как обмануть отца и поставленный им надзор. Никто не мог ему помочь в его планах, кроме его старого преданного слуги, дядьки, который вырастил его с малолетства и душу свою готов был положить, чтобы исполнить желание воспитанника. Старик достал тайком платье чабана, в одну темную грозовую ночь положил свернутое из соломы чучело на ложе принца, а сам с переодетым юношей проскользнул мимо дворцовой стражи, прокрался глухими мрачными переулками к городской стене, отыскал ему одному известный подземный ход, ведший из старого разрушенного подвала под стеною наружу — в ближайший лес, в скрытую пещеру. Только здесь беглецы остановились на минуту, чтобы отдохнуть, но тотчас же осторожно скользнули дальше по глухим лесам, по скалам и пропастям, без дорог и тропинок, по дебрям, куда не ступала нога путника, и где только горные козлы прыгали со скалы на скалу, не боясь стрелы охотника, да мрачный барсук копошился в расселинах, щелкая орехи.Так бежали они всю ночь все выше и выше в горы и к рассвету поднялись на самую Яйлу. Пустынна была Яйла, служившая границей между обоими ханствами, страшились показываться сюда джинны и с той и с другой стороны, но все же побоялись беглецы дневного света, спрятались в мрачной пещере и дождались вечера. В темноте второй ночи они осторожно прокрались по опасным скалам и провалам Яйлы и скользнули в леса южного склона. Пробираясь между сторожевыми постами аллаховых джиннов, между стоянками охотников и кошами чабанов, остерегаясь их свирепых собак, спустились беглецы наутро к прибрежным скалам.Трудно было бежать из отеческого дворца и родного племени, трудно было пробраться незамеченными через непроходимые горные леса в чужую, вражескую страну, но самое трудное было проникнуть во дворец правоверного и увидеть его зорко оберегаемую красавицу-дочку. Долго искал случая и измышлял ханский сын способы выполнить свою мечту, — ничего не помогало. Его прогоняла стража, рвали сторожевые собаки, высокие ограды и крепкие запоры преграждали ему путь.Решили, наконец, беглецы придумать хитрость, чтобы во что бы то ни стало пробраться во дворец и выполнить горячее, непреклонное желание юноши. Стал принц вместе со своим старым слугой разучивать неведомые им до сих пор священные песнопения. Долго учили и выучили их большое число. Тогда переоделись они в платье странствующих нищих-дервишей и стали ежедневно приходить к воротам ханского дворца и распевать священные гимны, восхваляя премудрость Аллаха и его халифа на земле, великого хана правоверных джиннов.Прекрасный могучий голос молодого дервиша, страстные настойчивые мольбы, выражавшиеся в звуках его песен, нашли, наконец, дорогу к уху красавицы-принцессы. Она стала в обычный час приближаться к воротам и в открытом месте слушать прекрасные гимны дервишей. Наконец, красавица Зехра начала упрашивать старого хана, своего отца, разрешить святым дервишам в священные дни приходить в ее дворцовую молельню и оглашать ее песнопениями. Старого хана также глубокого растрогало прекрасное пение дервишей, и он допустил священных странников во внутренние части дворца, уступая просьбам красавицы-дочки.Тут-то, в священной тишине храма Аллаха, впервые увидел переодетый принц-дервиш ту, о ком столько бессонных ночей мечтала его душа. Долго не мог он прийти в себя от трепета и изумления, ибо все его мечтания были лишь бледной тенью той красоты, которую он теперь видел перед собою наяву, и не было границ его восторгу. Но и сама принцесса Зехра скоро заметила, слушая дивные гимны, что не только звучным голосом обладает молодой дервиш, но и прекрасным, мужественным, гордым лицом, светящимися, смелыми, пылкими глазами и могучим, гибким, стройным станом, проступающим из-под нищенских дервишских одежд.
sokrnarmira.ru