Культ хлеба или диета по-польски. Культ хлеба
Культ хлеба или диета по-польски.
Меню наших сотрудников программистов выглядит так:
йогурт (произнесите это слово как «йогурчик»с ударением на букве у, и получите непередаваемый польский акцент), 4-6 бутербродов, чай, чай, кофе, чай, опять 8-10 бутербродов, кофе, чай, чай, кофе. Обязательно с молоком.
Выглядит это так: приносит с собой полный рюкзак бутербродов и тихо их хомячит за компом.
При этом бутерброды выглядят примерно так: два куска хлеба, помазанные маргарином (только в середине 3 кв. см.), кусочек ветчины, который даже не покрывает хлеб, кусочек соленого огурца или махонький кусочек помидорчика. В изысканный бутерброд входит плюс 3 грамма сыра. Один вообще делает так: хлеб, чуточку маргарина (только на серединку), и рисует кетчупом полосочки, совсем немножко. И таких 8 бутиков. Когда я поначалу видела, как они едят бутики, понять, с чем они, было невозможно – два куска хлеба, между которыми ничего не видно. Иногда я их угощала бутербродами – они выкатывали глаза и говорили, что я слишком всего много положила. Это плохо для здоровья.
Я говорю:
- А хлеб тоннами есть хорошо?
- Конечно, хлеб – это очень здоровая пища, – не заметив моего ёрничанья, отвечают они.
Через пару дней я заметила, что один лопает 3 вафли в шоколаде в день (каждая грамм по 80-100). Говорю:
- Ты чего столько вафель в шоколаде ешь? Потолстеешь!
- Но это же вафли! – возмущается он.
- Еще скажи, что вафли здоровая пища, - отвечаю.
- Конечно! Вафли – это хлеб, а хлеб – это очень здоровая пища.- глубокомысленно и абсолютно на полном серъезе изрекает поляк.
Я задыхаясь от возмущения, спрашиваю:
- Может, и макароны здоровая пища?
Он с жалостью смотрит на меня, как на клиническую идиотку, не знающую таких простых вещей и вздыхая, для особо тупых в третий раз повторяет свою формулу здоровой пищи:
- Макароны – это хлеб, а хлеб – это очень здоровая пища!
Он уходит жевать свои бутики с кетчупом, а я еще минут пять перевариваю сказанное.
В магазинчике я видела семью из 4-х человек (муж, жена и двое детей по 13-15 лет), которые совещались, что взять на ужин. Результат был такой – 8 булочек, и четыре прозрачных кусочка ветчины, порезанных на слайсере.
Потом я увидела как питаются девушки – то же меню, только меньше. Один бутик утром, маленький йогурчик, чаёк-кофеек (с молоком), пару бутиков в обед, вечером опять бутики или супик, супик при этом состоит из одной-двух составляющих – рисовый, томатный, из лапши, из яйца или колбаски. Или картошка. И еще пьют много молока. На вопрос, что такое баклажан, мне не ответил ни один поляк, салатов вообще едят мало, но среди девушек салаты хоть как-то популярны.
Когда пришли выходные, думала, что будут хоть что-то готовить. Однако, продрав глаза, все поляки с утра сделали себе бутики, схватили велики и до вечера слиняли. Некоторые до понедельника утра катались. Теперь я к этому привыкла, а поначалу была шокирована.
И теперь вторая сторона медали – СПОРТ! СПОРТ! и еще раз СПОРТ!
Все занимаются спортом, они всегда у нас выигрывают в теннис, в бильярд, в боулинг, в дартс, в футбол!!! Думаю, если мы устроим заезд на великах или забег, то поляки придут первыми.
Однажды мы договорились встретиться в боулинге с двумя русскими девушками, которых я до этого не видела. Я их сразу узнала – русские, было написано большими буквами. Я не могла понять, в чем дело, чем же они так отличаются от полек? Потом дошло – их фигуры выглядели очень рыхло по сравнению с остальными девушками. Даже мать двух семилетних бутузов, гоняющих шары, выглядела гораздо спортивнее.
Рассказ коллеги, вернувшего из отпуска из Татр выглядел так: «Отпуск был – полный расслабон, пили пиво, и на великах больше 60 км в день не ездили». На мой ошарашенный вопрос «А сколько же обычно вы проезжаете???» ответ был 140-160 км в день. Ничего себе отпуск!!!
Второй захотел экзотики и съездил в Непал. Был приятно удивлен большим количеством американских пенсионеров, которые приехали в Катманду на ПМЖ. Они живут, расслабляются и курят травку. Его режим в отпуске выглядел так: с утра завтрак в гостинице, вместе попить кофеек там принято покурить анашу. Это в случае тумана. Если тумана нет – то никакой анаши, все покоряют Эверест. 4 раза он залез до высоты 4,5 км. Дальше можно только с проводником. Третья сотрудница весь отпуск пролазила по горам, поднимаясь по 4-6 часов в день в гору. Четвертый провел отпуск в Крыму и был удивлен, что на Ай-Петри надо было подниматься на канатке или бусиком и других дорог он не нашел, никаких обозначений. В Татрах, например, в горах очень много обозначенных дорожек – там нельзя заблудиться и люди даже с маленькими детьми поднимаются в горы, причем шли они гораздо бодрее и резвее, чем мы – неспортивные и вялые. Пятый пример – один поляк из Кракова поехал в Крым на велике. доехал чуть дальше Львова и сел в поезд, поскольку наши дороги не предназначены для великов, сказал :)
Эти примеры можно продолжать и продолжать. Я их привела для того, чтобы показать, что поляки очень любят активный отдых (и еще желательно подешевле, но это уже мое субъективное мнение)! Поэтому в основной массе молодежь очень спортивно выглядит.
Я описала то, что вижу, я не говорю, что так хорошо жить или хорошо питаться.
Более того, я совершенно не приемлю такое питание.
Что касается спорта – это да, и еще раз да!!!
Именно так как делают это поляки – спорт у них образ жизни, так и надо делать!
Думаю, что такое обильные занятия спортом и поедание йогуртов перекрывают их немереные потребления хлеба :)
Как бы там ни было, я стараюсь питаться правильно и в этом на поляков не смотрю. А спорт стараюсь ввести в свою жизнь, пока не очень получается, но надеюсь, что любимый сайт и вы мне поможете! Удачи нам :)
ediet.wmj.ru
Хлеб в культуре и религии Руси
Он каждый день на нашем столе. Без него не обходится ни завтрак, ни обед. Он сопровождает нас на протяжении всей нашей жизни. Он наш верный друг, имя которое мы произносим с любовью и теплотой. Его имя – это хлеб. А часто ли мы задумываемся, когда берем хлеб в руки, сколько лет хлебу и сколько сил затрачено на его приготовление?
Мне стали очень интересны эти вопросы. С помощью родителей и литературы я нашла на них ответы.
Тема моей работы называется «Хлеб всему голова». Это выражение – русская народная пословица. В ней кратко выражена важность моей работы: хлеб на Руси был основным продуктом питания. Изделия из теста для русского человека — это символ великого труда, вложенного в выращивание и производство хлеба и символ благополучной жизни.
В работе я расскажу о том, когда и где появился первый хлеб, какой хлеб пекут разные народы мира, как они к нему относятся, а также, при помощи маминой кулинарной книги, раскрою секреты приготовления хлеба в домашних условиях.
Цель написания этой работы – донести до каждого слушателя информацию о ценности хлеба и заставить этим уважительно относиться к данному продукту.
Глава 1. История хлеба
1. 1. Первые упоминания о хлебе.
Ученые полагают, что впервые хлеб появился на Земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Правда хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний. Это были плотные поджаренные куски зерновой массы.
Прошло еще много времени и свершилось еще одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб со сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста.
Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба. Хлеб считался в этих государствах деликатесом, доступен был только богатым, для рабов выпекался черный хлеб — плотный и грубый. В Древней Греции также считалось, что человек, съевший пищу без хлеба, совершал большой грех и за это будет наказан богами.
Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках, называвшихся "клибанос". Именно от этого названия и появилось слово "хлеб", которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб "хлайфс", от него в старонемецком языке образовалось слово "хлайб", трансформировавшееся затем в русский "хлеб", украинский "хлиб", эстонский "лейб".
1. 2. Хлеб в культуре и религии Руси
Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью.
У каждого народа есть свой «национальный хлеб» и с ним связаны определенные обычаи.
В России до распространения картофеля, хлеб был основным продуктом питания. На ее территории издавна большим спросом пользуются калачи.
На Руси поначалу пекли только белый хлеб. Ржаной появился лишь к XII веку, но полюбился русским людям чрезвычайно. К тому же он был и дешевле и сытнее - как говорили в старину: "Пшеничка кормит по выбору, а матушка-рожь всех сплошь". Выпечка ржаного хлеба считалась большим искусством, в основе которого лежало применение специальных заквасок, или квасов. Секрет их приготовления держался в тайне и передавался из поколения в поколение. Пристрастие к тяжелому кислому ржаному хлебу всегда оставалось загадкой для европейцев. "Худая, брат Пушкин, жизнь в Париже. Есть нечего. Черного хлеба не допросишься", - писал Пушкину графу Шереметьев.
Из пшеничной муки в пекарнях при монастырях выпекали просфоры, а также "хлебы чистое зело", "хлебы с медом, маком, творогом", ковриги, сайки, калачи, пироги и другие хлебные изделия.
Уже в XVI веке пекари на Руси разделялись нахлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников. А в наставлении по ведению домашнего хозяйства "Домострой", составленному во времена правления Ивана Грозного священником Сильвестром, можно даже найти некоторые профессиональные требования к мастерам-хлебникам. Так, они обязаны были знать, "как муку нужно сеять, сколько может получиться высевков при этом, как приготовить квашню теста, замесить его, как куски теста валять и испечь их, сколько надо брать муки на приготовление нужного количества хлеба". Труд пекаря ценился очень высоко. Мастеров-хлебников, например, никогда не звали уничижительными формами имени (Ванька, Федька) - их всегда величали уважительно - Иваном, Федором.
В XVII веке в Москве уже работало достаточно много больших пекарей - хлебных изб. Самая крупная - в Измайлове - принадлежала, царскому двору и именовалась хлебным дворцом.
Лучшим хлебом, который подавали на стол в богатых домах на Руси, был "крупчатый" белый хлеб из хорошо обработанной пшеничной муки. Из просеянной через сито муки пекли "ситный" хлеб. Для выпечки более грубого, "решетного" хлеба муку просеивали через решето. Самые низкокачественные "пушные" сорта хлеба называли мякиной - их пекли из непросеянной муки. Но были и такие сорта хлеба, которые не всегда могли себе позволить даже богатые люди, например, ржаной "Боярский" хлеб пекли только по специальному заказу для особых случаев. Для него использовали муку особого помола, свежее масло, в меру сквашенное (не перекисшее) молоко, а в тесто добавляли пряности.
Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь. Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте.
С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача. Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу. Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.
Глава 2. Процесс приготовления хлеба
2. 1. Особенности приготовления хлеба
Самостоятельно приготовление домашнего хлеба, пожалуй, не самое легкое дело, но и не самое сложное. Главное здесь терпение и соблюдение следующих правил:
1. Тесто "не любит" сквозняков, поэтому форточка на кухне должна быть закрыта.
2. Естественно, вся необходимая для приготовления хлеба посуда, формы для выпечки, духовка и ваши руки должны быть чистыми
3. Во многом результат выпечки - цвет и толщина хлебной корочки, пропеченость и вкус домашнего хлеба - зависит от духовки. А точнее, от температуры духовки (до 200 градусов) и длительности выпечки хлеба.
2. 2. Домашний хлеб (практическая часть)
Существует множество различных рецептов приготовления хлеба в домашних условиях, но мы возьмем самый простой из них и уже испробованный моей мамой.
Чтобы приготовить хлебушек нам понадобится: 3 стакана обычной муки (просеянной), 1/2 ч. л. сухих дрожжей, 1+0/5 ч. л. соли, 2 стакана воды.
В большой миске смешиваем муку, соль и дрожжи. Добавляем воду и хорошенько перемешиваем, так, чтобы получилось довольно жидкое тесто. Оборачиваем миску пленкой и ставим в теплое место на 12 часов.
Спустя 12 часов разогреваем духовку до 220 С и ставим в нее обычный казан и даем ему разогреться 20-25 минут. А в это время достаем и разворачиваем тесто. Посыпаем стол мукой и вываливаем на него квашню. Внимание, тесто будет расползаться, но его НЕЛЬЗЯ ВЫМЕШИВАТЬ! Аккуратно начинаем складывать расползающееся тесто в конверт. Несколько раз, так, чтобы оно перестало быть таким плывучим, накрываем полотенцем и оставляем на 15-20 минут, собственно пока разогревается казан.
Казан разогрелся, наше уже тоже достаточно полежало, достаем из духовки казан и аккуратно перекладываем в него мягкое, вываливающееся из рук тесто. Накрываем казан крышкой и ставим в духовку под теми же 220 С на 30 минут! Через 30 минут снять с казана крышку и отправить хлебушек еще на 25-30 мнут обратно в духовку.
По истечению срока вынимаем хлебушек из духовки и вытряхиваем из казана на решетку. Накрываем полотенцем и даем постоять 15-20 минут. Приятного аппетита!
Заключение
Итак, из проделанной работы мы видим, что сначала появился человек, а потом им был изобретен хлеб. Но не смотря на это, хлеб является основным продуктом питания у многих народов мира, в том числе и России. Хлеб имеет разные формы и разный состав, с ним связана культура и обычаи народов.
Процесс изготовления хлеба очень трудоемкий (мы еще не затронули его полностью: посев, выращивание, уборка, помол и т. д. ), требует много сил, терпения и умения.
Но зато, мы видим результат – вкусный, мягкий, рыхлый хлебушек с румяной корочкой, а еще и полезный! Одним словом «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА».
www.hintfox.com
|
Корка Хлеба - расколовшая Христианскую религию... — Славянская культура
Данный материал следует рассматривать, как продолжение предыдущего произведения про Артанию: http://www.proza.ru/2011/11/13/150 так как, одно связано с другим. Чтобы нам правильно разобраться с пониманием Сути темы, мы для начала разберём пару понятий:
АРТА – божественность. Принадлежность к Божественному Роду. Отсюда Благославление на добрые дела – «Арга», и название Арийских Духовных Родовых центров – Аргаимы. Отсюда понятие – «Сварга Небесная». Отсюда и название Священного Древнерусского города – Арта (Божественный). У Кельтов «Артио» – богиня-медведица. У Парсов «Арта» – Божественная истина, порядок, справедливость. На Латыни «Arte» – тесно, плотно, искренно, глубоко, строго, сдерживать, стоять сомкнутым строем, а так же, «Arte» – искусство, мастерство, творчество. Все эти значения достались Римлянам от Этруссков. Принято считать, что город Рим стоит на реке Тибр, однако это не совсем так. Рим построен на стыке двух рек, как и было положено строить города в древности Русо-Ариями. В реку Тибр, чуть ниже острова Тибра впадала река Арта (в более поздней транскрипции – Artia, Aptia, Apia, Anio). В реку Арту впадала речка – «Crabra» (река Шершней). Крабиръ на Древнерусском, как и на Латыни – Шершень. Но и это ещё не всё. Со временем, река Арта стала именоваться, то Артиа, то Аптиа, то Апиа, то Анио, а в конце концов, получила имя своего притока – Крабра. И, тем не менее, она не потеряла своего Этрусского исторического имени. Осталась дорога, которая вела к реке от восточных ворот города, с названием – «Via Artia» (дорога Арты), к которой примыкала – «Via Latina» (дорога Латинян). Но, в более поздний период Римской истории, дорога Арты стала называться – Аппиевой. Этрусски (Расены) пришли в Италию из Артании, отсюда и название реки – Арта. В память о восточной Родине – Артании (Расены). И то, что дорога «Via Artia» берёт свой путь с востока и пересекается с «Via Latina» очень символично. У Итальянцев до сих пор сохранилось древнее предание о мосте через речку Арта, который часто в половодье обрушивался, пока однажды в него не заложили жену одного из строителей, после этого мост уже стоял долгие века, его лишь периодически трясло от рыданий и проклятий «гневного духа» несчастной женщины.АРТАВА – хлебная мера (мера веса для зерна). Артава – это Бочонок вмещающий 12 вёдер (примерно 145 литров). В Древнеиндийском эпосе слово «Артава» определяет – меру времени Космической Тьмы, не ограниченной какими-либо границами. У Ирландцев «Aran» – хлеб. У Англо-Саксов и Скандинавов «Amber» – мера объёма сыпучих веществ и жидкостей (145,5 литров). На Латыни «Aratio» – пахать, заниматься земледелием, выращивать хлеб. На Английском, Французском, Испанском языках «Arable» – пахотная земля, пашня, поле под жатву.
А теперь основная тема материала, который не является чем-то особо скрытным, но тем не менее, и не особо выпячивается современными "Светилами от науки и религии". Начну с того, что Артания, помимо хороших мечей, орудий труда, утвари, мехов и многих других богатств, славилась ещё и - КВАСОМ... Точнее своей хлебной закваской, которой до конца XX века пользовались многие русские люди. В древности эта закваска называлась:
АРТУСЪ – квасной хлеб и хлебная закваска для приготовления кваса. В буквальном смысле с Древнерусского «Артус» – поднимать, возносить. На Древнегреческом языке звучало, как – Артос. В Христианской религии квасной хлеб именовался – Арта (по названию города из которого она попала в Элладу). В Пасхальное Воскресение АРТА освещалась как Плоть Иисуса, вкушаемая рабами его. «Снъ Божiи въображае вi Арта якоразоумны хлебъ Плоти его…». Ибо именно этот хлеб Иисус делил между своими товарищами во время Тайной Вечери. Вообще, с этим хлебом, как и с самим его названием, связано очень много интересных событий и мифов. Начнём с мифов. Когда Есус Хрестос (Ешуа, Иисус) проповедовал по Миру, то, по одному из Ведических мифов, он побывал и в Артании (куда, кстати, после его «распятия», отправился Андрей Первозванный, который на самом деле не проповедовать отправился на Русь, а конкретно шёл на встречу со своим учителем, и конкретно знал куда идёт, так как, есть очень убедительная версия, что Иисус, после своей «смерти» вернулся именно в Артанию, но это уже другой миф). Вернёмся к мифу первому. Так вот, после познания Санскрита и Древнеиндийских Вед в Кашмире, Есус прибыл в Артанию, где познал Быстину ПраВед и Мудрость Арийских Волхов. Именно в Артании Есус узнал и секрет приготовления Квасного Хлеба и напитка из него – Кваса, коими в последствии накормил и напоил многих людей в Палестине. Упоминание о Квасе есть в Святом писании, где Иисус говорит: «Царствие Небесное есть подобно Квасу…». А говоря про квасной хлеб АРТА он конкретно и недвусмысленно подчёркивает: «Сие есть Тело Моё…». Более того, в одной из древних книг, хранимых носителями Древнерусской ведической традиции, сообщается следующее: «Иисусе Христе, сын Гелийский, приидоша учитися мудрости у сынов Даждьбожьих…». Миф может и дальше оставаться мифом, суть ни в этом, а в том, что само понятие «Арта» древнее Иисуса, а это уже факт – подтверждаемый церковью. А вот теперь перейдём к этому интересному факту, как с определённому событию. В Христианской религии в 1054 году произошёл раскол – на Восточную и на Западную самостоятельные церкви. Восточная, Византийская церковь стала именоваться – Правоверной Кафолической (за которой осталась Правда первоосновы Веры), а Западная, Римская стала – Католической «Сatholicus» (Всеобщей). Раскол конечно назревал давно и по разным, кажущимся нам сейчас очень незначительными, разногласиям. Однако, тогда эти разногласия уходили своими корнями в более конкретные определения, которые имели очень большое значение для религии, как при расколе на Руси, между Православием, Староверческой традицией и Правоверной религией, где имело большое значение – как креститься. Вернёмся к основной Сути раскола в Христианской церкви – Римские Попы давали своей пастве, как пасхальное кушанье, не Артос, а Опресноки (сухие лепёшки из пресного теста, какие используют Иудеи в своём религиозном обиходе). Но дело даже не в том, что это Иудейский пасхальный обряд, а в том, что Опреснока – это сухая, обезвоженная, а стало быть ОбезЖизненная ипостась Христа, что противоречило его Воскрешению, как Живому Образу, символически заложенному в Живом Хлебе – Арта. Служение на бесквасном хлебе, Греческими священниками характеризовалось, как: «Отрицание того, что Христос – и Бог и Человек одновременно, и это есть подобие Ереси Несторианской…». К тому же, эта символичность подтверждала знание Византийских священнослужителей не только об Арте, но и об Артании, где укрылся Иисус (Есус, Ешуа). Вот так, сухая корка хлеба стала камнем преткновения в Христианской религии.
При раскопках древнего Киевского городища, в 1892 году, было найдено медное блюдо, с изображением нескольких Херувимов с приподнятыми крыльями. В языческом Киеве подобные подносы использовались для тайных богослужений первых Христиан. По Христианскому обычаю участникам богослужения на нём раздавали – Артос (куски освящённого хлеба). Скорее всего блюдо было зарыто под стенами дома во время первых гонений Христиан в Киеве, после смерти княгини Ольги.
А теперь вернёмся к мифу о прибывании Есуса Хрестоса в Артании (Руси).
Когда на Русь пришли Греческие попы, то у них не было разницы в обрядах, в отношении в Римской церковью, помимо описанного случая. Они так же, как и Католики крестились двумя перстами сложив вместе большой и безымянный палец, а так же, указательный со средним. Данная поза пальцев говорит о двойственной природе Христа – Земном происхождении и Божественном замысле. Сам процесс перекрещивания начинался с левого плеча на правое, таким образом, говоря о том, что Господь отвёл всех от Ада в землю обетованную – Рай. И, к тому же, перекрещивание с левой стороны на правую сообщало о том, что сердце открыто для Бога. Русские Священники-Волхвы, как и весь народ, такую версию не приняли категорически, так как, Истинное Арийское Православие предполагало традицию Триглава (Троицы), стало быть и креститься нужно было тремя перстами, и не слева направо, а наоборот. Тому было своё логическое объяснение: «Ибо Держница (рука Прави) от Державы (власти Прави) к Сердцу лежит», и при этом, верность этих слов подтверждалась фразой: «Нас так сам Есус учил…»!. К тому же, для убедительности, добавлялись ещё слова, якобы сказанные самим Есусом: «Иже не познаша Десницы своея – ниже Шуйцы буде…»! И тут возникло разногласие, причём задолго до Римского раскола. На этот раскол в обществе, будущий митрополит Киевский, Илларион в 1039 году писал: «И прежде бывшимь намъ яко зверемъ и скотомъ, не разумеющемъ Деснице и Шюице и земленыих прилежащем, и ни мало о небесныих попекущемся…».
В данном увещевании Илларион пытается правую и левую руки противопоставить Небу и Земле, в соотношении к Правильной и Неправильной Вере. А в Успенском сборнике XII века эта тема продолжает присутствовать, так как, Народ Русский не внял, ни только Христианско-Правоверному слову, но и Огню, и Мечу: «Законъ же от Бога приимъша не своему племени яко же Авраамъ, не языку иже не разумеша Десница своея ни Шуица… Кланяхуся яко Богу твари въ творьца место…». Подобное пассивное противостояние церкви и народа длилось долго, пока очередную подмену понятий не произвёл патриарх Никон, в 1653 году, переименовав Христианскую Правоверную религия в Христианскую Православную Церковь. А раз Вера стала вновь Православная, то и креститься было разрешено справа налево и тремя перстами. Не приняли такой подлог Староверы, и вновь в религии произошёл раскол, на что один из Старообрядцев, в 1701 году заметил: «А я ныне вижу, что несть у вас расуждения ни Деснице, ни Шуйце, сиречь ни Добру, ни Злу, ни Ереси, ни Инстинной Вере…».
slavyanskaya-kultura.ru