Методическая копилка. Конспект нод хлеб всему голова
Конспект НОД «Хлеб всему голова»
Конспект НОД «Хлеб всему голова»
Цель:
- Сформировать знания детей об общественной значимости труда хлебороба.
- Познакомить детей с тем, как хлеб попадает в магазин, как его выращивают. Довести до сознания детей, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
- Познакомить детей с историей пшеницы, муки, хлеба, с их изделиями, формировать бережное отношение к хлебу.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять представление детей о многообразии хлебных продуктов;
- Учить применять полученные знания в продуктивных видах деятельности;
- Побуждать к активным действиям в совместной деятельности со взрослыми и детьми.
Скачать конспект
Развивающие:
- Развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.
- Обогащать словарь детей. Научить детей концентрировать внимание и высказывать собственное мнение.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к труду хлеборобов и пекарей; национальную гордость за мастерство народа.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Формировать у детей положительную эмоциональную отзывчивость при рассматривании хлебных продуктов наших пекарей.
- Доставить детям радость от полученных впечатлений.
Ход занятия
- Дети входят в группу, здороваются с гостями
- В. сегодня мы с вами отправимся в мир интересных знаний и открытий,
- Но сначала отгадайте загадку: «Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.Он и черный, он и белый,А бывает подгорелый».4. Д. (Хлеб).
5. В. правильно, это хлеб. А что мы с вами знаем о хлебе.
Каким бывает хлеб?
6. Ответы детей: Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, ржаной, пшеничный, полезный.
7. А как же хлеб к нам приходит?
8. Ответы детей:
Сначала пашут землю тракторами,Затем на поле выходят сеялки,Когда колосья налились и созрели, в поле выходят комбайны,После собранное зерно везут на элеватор,
Потом сухое зерно везут на мельницу, перемалывают в мукуМуку везут на хлебозавод, там делают из муки тесто, и пекут хлеб
9. В. — Как назвать хлеб ласково? — Хлебушек.
- Как называется посуда для хлеба? — Хлебница.
- Как называют человека, который выращивает хлеб? -Хлебороб.
- Как называют человека, который печёт хлеб? -Хлебопек.
- Как называют прибор для резания хлеба? — Хлеборезка.
- Как называют завод, где выпекают хлеб? -Хлебозавод.
В. правильно ребята, молодцы.
10. Физкульт. минутка
«Посадили мы зерно Очень малое оноДождик зернышко полил, Набралось оно сил,Дало зернышко росток, Превратилось в колосокВетер в поле прилетал, колосочек покачал!»
11. Какой хлеб мы едим каждый день? Ответы Д.
12. В. Вот у меня есть кусочки белого и черного хлеба, Я предлагаю вам с закрытыми глазами определить, какой хлеб вы попробовали?
Д.: ржаной, пшеничный.
13. В. Давайте посмотрим и потрогаем, из какой муки пекут белый и черный хлеб?
В. Какая мука? Д: Мягкая, пушистая, легкая, сыпучая.
В. А чем отличаются пшеничная и ржаная мука?
Д. цветом, одна белая, другая темная.
В. Молодцы ребята.
14. В. Как вы думаете, что еще кроме муки, кладут в тесто? И почему хлеб такой мягкий?
Д. сахар, соль, масло, дрожжи.
15. В. Я предлагаю вам перейти в нашу лабораторию, и определить, как действуют Дрожжи на хлеб.
Д. проходят и делают опыты:
Сначала В. и Д. рассматривают сухие дрожжи и замоченные в воде
Опыт В. у каждого из вас есть губка, представьте себе, что мы сделали тесто, но дрожжи в него не добавили, для этого давайте сожмем губку, вот такое тесто у нас получилось, а теперь представьте, что мы добавили в тесто дрожжей, и потихоньку разжимаем губку, что происходит?
Д. Тесто растет, поднимается
В. а почему? Д. говорят свои предположения.
В. А теперь давайте опустим губку в воду и сожмем ее, что происходит?
Д. из губки выходит воздух.
В. Значит какой мы можем сделать вывод: Д. в хлебе есть воздух
В. правильно ребята, только в хлебе дрожжи превращаются не в воздух, а в
углекислый газ, такай же как мы с вами выдыхаем. И за счет этого хлеб становится пышным и
воздушным.
16. В. а теперь давайте прочитаем стихотворение о хлебе:
Д хором читают стих «Вот он хлебушек душистый»
17. В. что вам понравилось на занятии, что нового вы узнали?
18. А теперь я предлагаю вам поиграть и стать пекарями:
Д. проходят к столам и работают с соленым тестом.
Следующая > |
doshkolnik.ru
всему голова". Конспект НОД по познавательному развитию ⋆ Планета Детства
Программное содержание: датъ детям понять, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий, закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола, воспитывать уважение к труду взрослых
Оборудование: хлебобулочные изделия, шапочки, мольберт, магнитофон.
Методические приемы: художественное слово, беседа, сюрприз, игра, пальчиковая гимнастика.
— Дети, сегодня мы с вами пришли на экскурсию в хлебобулочный отдел магазина «Колос». посмотрите, какой богатый ассортимент. Назовите их. Большинство хлебобулочных изделий сделаны на нашем хлебокомбинате. В нашем городе два предприятия по выпечке хлеба. Это хлебокомбинат и хлебозавод. Выпекаемая продукция отличается высокими вкусовыми качествами.
-А вы хотите послушать предание о том, как пришел к, людям хлеб? Тогда усаживайтесь поудобнее и внимательно слушайте.
Было это давным-давно, так, давно, что не было на свете ни бабушек ни прабабушек. Людям тогда жилось очень тяжело. Они не умели приручать животных, выращивать растения. Чтобы не умереть с голоду, они бродили по дремучим лесам и полянам в поисках, съедобных, трав, и кореньев. И вот однажды…
Инсценировка.
Какими вкусными показались семена людям! Ученые предполагают, что это был дикорастущий ячмень. Затем люди научились растирать зерна камнями и получать муку, из муки месить тесто. Хлеб был грубым и тяжелым, не таким как сегодня. Затем стали печь хлеб из заквашенного теста. Без хлеба на Руси не обходилась не одна трапеза. Пекли пироги со всевозможными начинками, блины, оладьи, ватрушки. Поэтому уместно сказать почет и уваженье хлебу, вспомнив русские пословицы:
Худой обед коли, хлеба нет.
Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол доска.
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о хлебе.
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах.
Если хлеба каравай, так и под елью рай.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Ржаной хлебушко — калачу дедушка.
Будет хлеб, будет и обед.
Хлеб не падает нам с неба
Появляется не вдруг
Чтобы вырос колос хлеба
Нужен труд десятков рук.
-Дети расскажете, как хлеб приходит к нам на стол
—Прежде чем из семян будет получено зерно, надо землю подкормить удобрениями, вспахать, пробороновать, затем засеять ее с помощью тракторов и машин.
-После посева надо постоянно обрабатывать почву, подкармливать ее, бороться с сорняками.
-Появляются первые всходы, они питаются дождями и яркими лучами солнца и растут все лето
-Но вот налились колосья, стали крепкими и желтыми. Новые заботы у хлебороба, как бы не сломились и не полегли. Затем зерно обмолачивают.
-После его надо провеять, рассортировав, просушить и перевезти на зерносклады.
-Затем оттуда берут зерно, перемалывают его и превращают в муку. Из муки готовят тесто и выпекают хлеб.
— А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру. Чья команда быстрее перевезет зерно на зерносклады, с зерноскладов на мельницу, с мельницы в пекарню.
Представьте, что вы пекари:
Пекарь, пекарь
Из муки испеки нам колобки
Дa сушки — Ванюшке,
Дa баранки — Танюшке,
Дa бублики — Гришке,
Дa пирог –Маришке
Вот он —
Хлебушко душистый
С хрусткой корочкой витой
Вот он — теплый, золотистый
Словно солнцем залитой
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал? пришел
В нем здоровье наше, сила
В нем чудесное тепло
Сколько рук его растило
Охраняло, берегло
В нем земли родимой соки
Солнца свет веселый в нем
Уплетай за обе щеки
Вырастай богатырем.
По старинному русскому обычаю, отведайте каравай.
Появляется сластена
Провели опыт, кормили человека целый день одними сладостями. Денъ-два он съедал много сладкого, посмеивался «Вот как мне повезло!!!». Через 3-4 дня аппетит его поубавился. Через 5-6 дней он уже не смог смотреть на лакомства.
— Длинный путь хлеба от поля до нашего стола, действительно сколько рук, нему прикоснулось, чтобы он стал хлебом. Чьи же рука прикасались к хлебу?
— Дети помните всегда, что хлеб — это труд человеческий, надежды на будущее, мерка по которой будет измеряться ваша совесть. Издавна говорилось, что если наступишь на хлеб, провалишься от стыда сквозь землю.
— Знаете, почему бабушки и дедушки знают цену каждой крошке хлеба? Потому что они помнят блокадный Ленинград, когда выдавалось в день по -125 грамм хлеба на человека.
Мне больно, когда я случается, вижу,
Что хлеб недоеденный брошен, бесстыжий
Эй, ты, попирающий корку нагою
Ты топчешь достоинство наше людское
Ты мать оскорбил, ты обиду нанес
Земле, на которой родился и рос.
— Сегодня в магазине можно купить хлеба сколько хочешь.
— Скажете, как нужно относиться к хлебу?
— Нужно с уважением относиться к каждому кусочку.
— Не покупать лишнего хлеба.
На занятиях, кружка «Хозяюшка» мы говорили о том, как можно освежить зачерствевший хлеб, какие блюда можно приготовить из него.
Вспомните, пожалуйста, рецепты:
1. Освежить черствый хлеб, можно завернув его во влажную тряпку на 5 минут, потом развернуть и положить на 20 — 25 минут в не очень горячую духовку.
2. Черствый хлеб можно освежить так же если его слегка обрызгать водой и поместить в нагретую духовку на 3 — 5 минут. Такой хлеб надо съедать сразу.
3. Зачерствевший хлеб можно нарезать тонкими ломтиками и подсушить в духовке. Получаются сухарики — настоящее лакомство.
4. Легко и быстро можно приготовить гренки с сыром, из хлеба можно сделать суп.
5. А если 200 грамм молотых сухарей из пшеничного хлеба, 200 грамм сливочного масла, 1 яйцо, 1 стакан сахара смешать, уложить в форму. Поставить на холод.
Закончить нашу беседу мне хотелось бы стихотворением
И. Токмаковай «Что такое хлеб?»
Только снег сошел в апреле
Как поля зазеленели
Мы говорим-ХЛЕБ
Золотой простор бескрайний
Там работают комбайны
Мы говорим -ХЛЕБ
Вот зерно течет рекою
Чтобы сделаться мукою
Мы говорим -ХЛЕБ
Ешь его, расти и помни
В мире нет труда огромней
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий ХЛЕБ
Автор: Киселева Елена Дмитриевна,
МАДОУ детский сад общеразвивающего вида
№ 9 «Василек» г. Грязи
Грязинского муниципального района
Липецкой области, Россия
Статья размещена в авторской редакции
planetadetstva.net
Конспект НОД детей подготовительной к школе группы с использование ИКТ «Хлеб — всему голова» - методические разработки - Методическая копилка
Цель: Систематизировать знания детей о хлебе, какой путь проходит хлеб, прежде чем дойти до стола.
Задачи: Расширить представления детей о хлебе.
Научить видеть и уважать труд хлебороба.
Прививать детям бережное отношение к хлебу.
Ход
Воспитатель:
Ребята я вчера увидела страшное зрелище!
И решила поделиться с вами увиденным…
(просмотр ролика на youtube.com/ «Подростки играют хлебом в футбол»)
Воспитатель: Ваше мнение об увиденном?
(дискуссия)
Воспитатель:
А что вы знаете о хлебе?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ребята, когда я была в вашем возрасте, часто не доедала хлеб, а что бы этого не узнали взрослые, выбрасывала недоеденные кусочки в ведро для мусора. Но однажды услышала от своего деда, бывшего заключённого фашистского лагеря про то, каким хлебом их кормили в плену…
Я расскажу вам рецепт «Хлеба» фашистских концлагерей.
Дело в том, что гитлеровцы выпекали для русских военнопленных специальный «БРОД» по особому рецепту.
РЕЦЕПТ
отжимки сахарной свеклы – 40%,
отруби – 30%,
древесные опилки – 20%,
целлюлозная мука из листьев или соломы – 10%.
«Хлеб войны» не может оставить равнодушным ни одного человека, особенно того, кто испытал на себе страшные лишения в период войны - голод, холод, издевательства. А моему деду волею судьбы пришлось пройти эти мучения плена.
- «А вот тем и питались» - говорил он, «Для русского вся еда это - хлеб да вода», а вода тоже была особенная, она скапливалась после дождя в лужах, в которых мыли сапоги фашистские солдаты.
- «Сдвину плесень рукой, наберу воды в ладошку, а она прелая, болотом пахнет… » и замолчал.
Заключенные концлагерей, знают цену хлеба и преклоняются перед ним.
«Вот так-то дружок» - добавил мой дед и улыбнулся, но глаза его при этом не выражали никакого веселья, а скупая, мужская слеза скатывалась по щеке…
С тех пор моё отношение к хлебу сильно изменилось!
Воспитатель:
Есть только одно слово, равнозначное слову «хлеб». Это слово – «жизнь».
И никакое золото не перевесит крошку хлеба.
Сегодня на наших столах, всегда лежит хрустящий, с аппетитной корочкой хлеб. Но как он появляется? Откуда он берётся?
(ответы детей)
Воспитатель:
Ученые полагают, что первый хлеб был испечен не менее 15 тысяч лет назад. Профессия пекаря – одна из древних на земле.
Трудно и тяжело достаётся хлеб. Много людей помогают ему «дойти» до стола.
Воспитатель:
Я предлагаю посадить маленькое зёрнышко и посмотреть, что из него вырастет.
Физкультминутка:
Посадили мы зерно
Что же выйдет из него?
Дождик землю поливает,
Солнце нежно пригревает
Подрастает зёрнышко-
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает-
Вот как весело играет!
Потянулся наш росток,
Превратился в колосок.
Воспитатель:
Сейчас предлагаю совершить виртуальную экскурсию, что бы узнать всё о хлебе .
(просмотр презентации)
1 слайд
«Хлеб - всему голова»
2 слайд
Россия издавна славилась хлебом.
3 слайд
Хлеб и сейчас - богатство нашей страны.
4 слайд
А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
5 слайд
Недаром народ сложил о хлебе столько пословиц и поговорок:
6 слайд
«Одно зерно горсть даёт»
Воспитатель:
А какие пословицы о хлебе вы знаете?
(дети рассказывают пословицы и поговорки о хлебе)
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.
• Плох обед, коли хлеба нет.
• Без сохи и бороны и царь хлеба не найдёт.
• Без хлеба и без каши ни во что и труды наши.
• Без хлеба и у воды худо жить.
• Без хлеба не обедают.
• Будет хлеб - будет и обед.
• В поле - по хлеб, в лес - по дрова.
• Глубже пахать, больше хлеба жевать.
• Горька работа, да хлеб сладок.
• Ешь пироги, хлеб береги.
• Захочешь есть - о хлебе заговоришь.
• Много снега - много хлеба.
• Не шуба греет, а хлеб.
• Не трудиться - хлеба не добиться.
• Хлебушко - калачу дедушка.
• Хлеб да вода - чем не еда?
• Хлеб да вода - богатырская еда.
• Хлеб всему голова.
7 слайд
Хлебные изделия не только вкусны, но и питательны. Хлеб мы едим каждый день, и он не приедается.
8 слайд
Как же его выращивают? Кого мы должны благодарить за хлеб на нашем столе? Кто знает, как называются люди, которые выращивают хлеб?
(ответы детей)
9 слайд
Отправимся в небольшое путешествие на поле.
10 слайд
Весной специальным трактором пашут землю и сеют пшеницу.
11 слайд
Солнце светит, дождик идет. Вскоре на полях, появляются зеленые ростки - всходы.
12 слайд
Летом вырастают колоски, а в них много-много зёрен.
13 слайд
Осенью пшеница созревает и колоски убирают машинами - комбайнами.
15 слайд
Зернышки достают из колосков - обмолачивают. Вот сколько много получается зерна.
16 слайд
Зерно перетирают - мелят и получают муку.
В муку добавляют воду и другие продукты и замешивают тесто.
17 слайд
Из теста лепят хлеб, булочки или лепешки. Тесто кладут в формочки и выпекают в печи или в духовке.
Воспитатель:
Ребята, как называется тот человек, который выпекает хлеб?
(ответы детей)
18 слайд
И получается вкусный, ароматный хлеб.
19 слайд
(ребёнок рассказывает стихотворение)
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло.
Воспитатель:
Ребята, мне очень хочется прочитать вам стихотворение Сергея Михалкова
«Булка»
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
- Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я пекарь! - человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Воспитатель:
Ребята, в завершении нашей беседы, мне хотелось бы предложить вам, организовать проект «Хлеб – это жизнь! » Вы согласны?
(ответы, пожелания, предложения детей)
Воспитатель:
Я предлагаю вам изобразить в рисунках, что вам больше всего запомнилось.
(Художественное творчество)
Ранее данный материал был опубликован в интернете
http://detsad-kitty.ru/metod/prez/48806-xleb-vsemu-golova.html
http://metodsovet.su/load/okr_mir/vnekl_rab/prezentacija_khleb_vsemu_golova/27-1-0-5902
medea.ucoz.ru