Храм преподобного Максима Исповедника. Пасхальный хлеб артос как употреблять


Что это - артос? Как употреблять артос по церковным правилам?

Поговорим о хлебе под названием артос. Что это за изделие? В переводе с греческого «артос» - это «квасной хлеб», его еще называют просфорой всецелой. Приготовлен он по особым церковным рецептам.

Всю Светлую седмицу освященный хлеб в храме занимает такое место, где все его видят - рядом с иконой воскрешения Господа. Когда заканчивается служба, раздается всем верующим артос. Как употреблять его правильно? Об этом мы и поговорим.

Артос: что это такое?

Использование этого чудо-хлеба началось в самом начале христианства, в тот день, когда Иисус Христос вознесся на небо.

Верующие его ученики и те, кто следовал за ним, очень переживали его гибель и утешали себя с помощью разных молитв, в которых вспоминали каждое его действие (слово, шаг). Когда они молились, вместе вспоминая тайное вечернее собрание, то обязательно при этом причащались. Собираясь на принятие пищи, они специально оставляли пустое место за их столом, и для невидимого, но присутствующего Господа обязательно клали хлеб.

Пасха

Первые пастыри церкви, подражая апостолам, на Пасху делали то же самое. Это было выражением того, что пострадавший за человечество стал для всех настоящим хлебом, символизирующим саму жизнь. Церковный хлеб артос испечен особым образом. На нем есть изображение креста, и видно лишь терновый венец, но нет Иисуса распятого. Это сделано для того, чтобы верующие люди видели победу над самой смертью. Еще в Пасху на священном хлебе изображают буквы ХВ.

Поверье

С этим изделием связано и древнее предание церкви. Оно заключается в том, что апостолы за столом оставляли небольшую часть хлеба - это была доля Божьей Матери. Таким образом они напоминали себе постоянное общение с ней и после принятия пищи со всем трепетом между собой делили эту часть. Во всех монастырях эта традиция носит наименование «Чин о Панагии», это означает воспоминания о Богородице. В приходских церквях это делается один раз в год, связан обычай с раздроблением артоса.

Его освящают особенной молитвой, окропляют святой водой и на первый день Пасхи ходят на все литургии, как только закончится заамвонная молитва, которую читает сам священник. Она так называется потому, что для ее произнесения читающий спускается с возвышения перед алтарем, крайний выступ которого называют амвоном. Но обычно священник, для того чтобы прочитать заамвонную молитву, не спускается, а становится на нем, потому что и с этого возвышения все замечательно слышно тем, кто присутствует в храме.

Пасхальный хлеб артос кладется на солее (это такое возвышение перед иконостасом в православной церкви, как бы продолжение алтаря), напротив царских врат, на специально приготовленном столе. И читается специальная молитва на таинство раздробления его. При этом обряде присутствует диакон (это служитель церкви, который помогает священнику проводить обряды, но самостоятельно их совершать не имеет права), прихожане и, конечно же, священник. В молитве, которую он читает, говорится о сотворенном Христом чуде, когда он накормил пятью хлебами нуждающийся народ, несмотря на все их болезни и грехи. Люди просят Святую Троицу о том, чтобы священный артос дал здоровье телу и внутреннему состоянию. Они восхваляют Бога и благодарят его за его бесконечную доброту и любовь к людям.

После того, как хлеб освятят, его вместе с подставкой, на которой он лежит, ставят на возвышении перед образом самого Спасителя. Там хлеб находится на протяжении всей Святой седмицы.

Во все дни этого праздника принимают артос. Как употреблять его правильно, узнаем чуть позже. Когда заканчивается литургия со священным куличом, в торжественной обстановке производится вокруг храма крестный ход. В субботу по заамвонной молитве читается еще одна молитва - на измельчение артоса. Он раздробляется в самом конце литургии, когда происходит целование креста, после чего раздается всем присутствующим как святыня, затем читается молитва на принятие артоса. В ней говорится о том, что хлеб и вода, приготовленные специальным образом в церкви с определенными молитвами и настроением, могут укрепить здоровье и силу духа человека. Он верит, что может стать лучше с помощью Бога, который относится к людям милосердно, так как святые и Матерь Божья молятся за все человечество.

Те маленькие частички (антидор) святого хлеба, которые раздали в храме, очень трепетно хранятся дома в уголке рядом с иконами.

Как правильно хранить?

Обязательно нужно помнить о том, что все, что соприкасается со святыней, требует особенного, аккуратного и внимательного обращения. Например, бумагу, в которую был завернут артос или просфора, обязательно нужно сжигать. Дома нужно хранить освященное изделие со всей бережностью. Лучше всего пусть лежит в специально отведенном месте артос.

Если святыню невозможно дальше употреблять...

Если хлеб испортился, и на нем проявилась плесень, то его обязательно необходимо принести в Храм и отдать священнику, чтобы тот по всем правилам и с особыми молитвами произвел сожжение.

Обряд

Очень давно существует традиция шить маленькие сумочки на шнурках для того, чтобы носить и хранить просфоры. Если у вас есть такая, то пропадает потребность в каких-то пакетиках, и вы больше не будете опасаться, что освященный хлеб может быть уронен или где-то забыт. И в момент какой-то беды вы можете со спокойной душой вынуть артос. Эти сумочки называются просфорницами или просфорничками, их часто очень красиво украшают стразами или бисером, разными вышивками и лентами. Их можно сшить самим либо купить в церковных лавках.

Многие прихожане, которые совсем недавно пришли к мыслям о Боге и решили посвятить свою жизнь молитвам о своих родных и близких, не знают правил, и задаются вопросом о том, что это за хлеб - артос, как принимать его правильно. Сейчас попробуем немного разобраться в этом деле.

Хлеб артос: как употреблять его?

Верующие люди очень серьезно относятся ко всем молитвам и частичкам священного хлебушка, поэтому, принеся его в свой дом, подсушивают и хранят строго в какой-нибудь баночке или коробочке. Артос - хлеб, употреблять который можно только в особые нужды, например, во время сильной болезни или от безысходности положения, когда беда приходит одна за другой, для душевного успокоения. Священное изделие едят только на голодный желудок, запивая святой водой!

Вот мы и узнали про артос, что это великая святыня и играет большую роль в жизни христиан. Но чтобы его по всем правилам раздробить на мелкие частички, его сначала нужно испечь. Вот по какому рецепту печется великий хлеб.

Рецепт

Берется 1 кг 200 г муки, желательно высшего сорта. На дно посуды, где будет меситься тесто, чуть-чуть налить святой воды. Высыпать 400 г муки и облить очень горячей водой. Это делается для того, чтобы придать сладость и стойкость против плесени. Все перемешать и охладить. Потом добавить соль, предварительно разведя ее в святой воде, и положить 25 г дрожжей. Все хорошо перемешать и подождать 30 минут. Далее добавить муку (800 г) и снова перемешать. Как только тесто подойдет, его выложить на стол и раскатать скалкой в листы необходимой толщины.

Нарезать на кружки, для самой нижней части артоса сделать круг побольше. Потом накрыть влажным полотенцем, а после - сухим, и подождать еще 30 минут. На верхнюю часть ставят печать. Потом обе части нужно смазать теплой водой и соединить. Обе части проколоть, чтобы не образовывались пустоты. Затем поставить на противень и печь в духовке до готовности. Маленькие пекутся 15 минут, служебные - около 20 минут.

Заключение

Мы уже знаем, что такое артос, как употреблять этот хлеб и его маленькие раздробленные части. Обязательно нужно читать специальную молитву и запивать святой водой. Принимать артос нужно очень аккуратно, не проронив ни единой крошечки, поэтому нужно это делать над чистым листом белой бумаги или блюдцем. Если вы истинный христианин, то все правила этого таинства вам понятны, а артос - хлеб, который вы не раз в жизни уже пробовали.

Интересные материалы:

Пискаревское кладбище: как добраться Суры Священного Корана

nlo-mir.ru

Пасхальный хлеб — АРТОС : что такое, история, употребление

 

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. Называется этот хлеб АРТОС.  

 Слово артос ( в переводе с греческого языка  — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса идет с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая Апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова. С артосом соединяется и древнее церковное предание, что Апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней — и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после за амвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на уготованном столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает молитву: «Боже Всесильный и Господи Вседержителю, Иже рабом Твоим Моисеем во исходе Израилеве от Египта, и в освобождении людей Твоих от горький работы фараоновы, агнца заклати повелел еси, прообразуя на Кресте закланнаго волею нас ради Агнца, вземлющаго всего мира грехи, возлюбленнаго Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа! И ныне, смиренно молим Тя, призри на хлеб сей, и благослови, и освяти его. Ибо и мы, раби Твои, в честь я славу, и в воспоминание славнаго Воскресения Тогожде Сына Твоего Господа нашего Иисуса Христа, Имже от вечный работы вражия и от адовых нерешимых уз разрешение, свободу и проведение улучихом, пред Твоим величеством ныне во всесветлый сей, преславный и спасительный день Пасхи, сей приносим: нас же сего приносящих, и того лобзающих и от него вкушающих, Твоему небесному благословению причастники быти сотвори и всякую болезнь и недуг от нас Твоею силою отжени, здравие всем подавая. Ты бо еси источник благословения и цельбам податель, и Тебе славу воссылаем Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков».

Освящение пасхального артоса в Псково-Печерском монастыре

После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго духа. Аминь» (трижды). Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое перед иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса: «Господи, Иисусе Христе, Боже наш, Хлебе ангельский, Хлебе жизни вечныя, сошедый с Небесе, напитавый нас во всесветлыя сия дни пищею духовною Твоих Божественных благодеяний, тридневнаго ради и спасительнаго Воскресения! Призри и ныне, смиренно молим Тя, на мольбы и благодарения наша, и якоже благословил еси пять хлебов в пустыни, и ныне благослови хлеб сей, яко да вси, вкушающии от него, телеснаго и душевнаго благословения и здравия сподобятся благодатию и щедротами Твоего человеколюбия. Ты бо еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».

Артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня. Употреблять Артос нужно натощак, со святой водой, и с молитвой и благоговением.

Род артоса на нижней степени освящения представляет пасхальный кулич, церковно-обрядовая пища, но вовсе не мирская роскошь.

 

( источник : православный интернет — портал «Православие и мир» : http://www.pravmir.ru/chto-takoe-artos-2/ )

(2804)

chram.ortox.ru

Артос

Освящение артосов на Пасхальной литургии

Слово "артос" переводится с греческого как «квасной хлеб». Другое его название - просфора всецелая, так как по своей сути артос – это большая просфора. Приготовляется артос один раз в год – на Пасху. Тесто для артоса заводится точно такое же и из тех же ингредиентов, как и для просфор.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее, против Царских врат, на столе или аналое полагают артос. Если приготовлено несколько артосов, то все они одновременно освящаются. После каждения вокруг стола с установленным артосом священник читает особую молитву. После молитвы иерей окропляет артос святой водой, говоря: "Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". Аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит перед иконостасом в течение всей Светлой седмицы.

Всю Светлую седмицу артосы находятся на

солее, перед открытыми Царскими вратами.

В субботу Светлой седмицы на литургии читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце литургии при целовании креста кусочки артоса раздаются народу как святыня.

Артос христиане употребляли всегда. Когда ученики Христа сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную еду, первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и клали на это место хлеб. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец - это символическое изображение Воскресения Христова.

Артосы для храма преподобного Максима Исповедника на протяжении многих лет готовили сестры Свято-Пантелеимоновского женского монастыря. Но в этом году, по благословению настоятеля храма отца Андрея, в первый раз приготовление артосов освоили наши прихожанки Ксения Латышева, Светлана Вейсгейм и Надежда Кровякова.

Рассказывает Ксения Латышева: «Я давно хотела попробовать испечь артос, но не представлялось такой возможности. А в этом году отец Сергий предложил мне попробовать свои силы в приготовлении артоса. Мне было немного страшновато, но интересно. Артос пекут раз в год только на Пасху и поэтому отношение к нему у меня особое – трепетное. Я боялась – вдруг не получится? В готовом виде артос должен быть румяным, без трещин, а самое главное – внутри плотным и без пустот. Верх артоса с изображением Господа должен быть четким и без провала. На приготовление одного артоса я затратила около 8 часов. Лично для меня выпекать артос было нелегко, но с Господом всё невозможное – возможно!»

«Готовить артос было очень интересно, - говорит Светлана Вейсгейм, - в душе я испытывала трепет и волнение, это же святыня! Я всю неделю, пока артосы находились перед Царскими вратами, молилась и переживала – получились они или нет, сумели мы выполнить необходимые требования при выпечке или нет. Ведь мы первый раз пекли артосы. Но самое удивительное я испытала, когда в Светлую субботу принесла кусочек артоса домой и попробовала – меня поразил необычный вкус! Я очень рада, что артосы хорошо пропеклись. Слава Богу за всё!»

«Рецепт и технологию выпечки артосов мы нашли в Интернете, - рассказывает Надежда Кровякова, - Почитали, посмотрели видео, как пекут артосы в Свято-Даниловом мужском монастыре и с молитвой начали осваивать сами».

 

Вот такие артосы испекли наши прихожанки! Надежда Кровякова и Светлана Вейсгейм

Ксения Латышева Пономарь Артем раздробляет артос

Частицы артоса, полученные в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней  и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос Воскресе!".

Просфору и артос хранят в святом углу возле икон. Испортившиеся просфоры и артос следует сжечь самому (или отнести для этого в церковь) или  же пустить по реке с чистой водой.

 

Молитва на принятие артоса и святой воды

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь.

hrammaxim.ru

БЛОГ ПОЛЕЗНЫХ СОВЕТОВ: АРТОС и ПАСХАЛЬНЫЙ КУЛИЧ

Одним из пасхальных обычаев является освящение куличей, которые являются церковно-обрядовой пищей. Кулич представляет собой род артоса на нижней ступени его освящения. Здесь же возникает вполне резонный вопрос о происхождении пасхального кулича. Также хочется узнать, почему на праздник Святой Пасхи непременным угощением являются именно куличи?

Самый главный день причащения - день самого праздника Пасхи. Но исходя из того, что многие православные христиане имеют традицию принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, в Светлый день Воскресения Христова причащаются лишь немногие. Таким образом, после литургии священники благословляют и освящают в храме особенные приношения присутствующих людей, которые называются пасхами и куличами. Это делается для того, чтобы вкушение их напоминало людям о причащении истинной Пасхи Христовой. Этот ритуал символизирует объединение всех, кто верует во Иисуса Христа. «Употребление освященных пасох и куличей в дни Светлой седмицы у православных христиан можно сравнить с вкушением ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно» (Исх. 12: 3-4). Также по окончанию благословения и освящения христианских пасох и куличей верующие в первый день святого праздника, вернувшись из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак праздничного единения всей семьей начинают и телесное подкрепление, то есть прекращают говение. Верующие едят освященные куличи и пасху, употребляя их на протяжении всей Светлой седмицы. В переводе с греческого слово «артос» означает «квасной хлеб», то есть это хлеб общий для всех членов церкви, или, другими словами, просфора всецелая. На протяжении всей пасхальной недели артос занимает в церквях видное место. Он находится рядом с иконой Воскресения Господня, и при завершении пaсхальных торжеств его раздают всем верующим.

Обряд употребления артоса берет начало от истоков зарождения христианской веры. После воскресения на сороковой день Иисус Христос вознесся на небеса. Для утешения ученики Христовы вспоминали в молитвах Господа, вспоминали его слова, каждый его поступок и каждый сделанный Им шаг. В дни, когда все собирались на общую молитву, они, припоминая Тайную Вечерю, причащали Телом и Кровью Христовой. Во время каждой трапезы апостолы особое место за столом выделяли для невидимо присутствующего Господа и укладывали на это место хлеб.

Подобно апостолам, первые пастыри церкви установили в праздник Воскресения Христова возлагать в храме хлеб как в видимое подтверждение того, что пострадавший за нас Спаситель стал для нас истинным хлебом жизни.

На артосе всегда нарисованы крест, на котором вилен только терновый венец, но нет распятого Христа, так как он является знамением победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом также соединяется и древнее церковное сказание о том, что апостолы оставляли за столом часть хлеба на долю Пречистой Матери Господа в напоминание устойчивого общения с Ней и после окончания трапезы благоговейно распределяли эту часть хлеба между собой. Этот обычай стал соблюдаться в монастырях, и он получил Чин о Панагии, что означает воспоминание о Всесвятейшей Марии Матери Господа. Раздробление артоса происходило и в приходских церквях, где хлеб Богоматери разделялся только раз в год.

Артос освящался молитвой, окроплялся святой водой и раздавался в первый день Святой Пасхи на торжественной службе по окончанию заамвонной молитвы. Артос находится на солее напротив Царских Врат на уготованном столе или аналое. После того как артос освятили, аналой с артосом устанавливают на солее пред образом Спасителя, где артос лежит на протяжении всей Святой седмицы. Его хранят в храме на аналое пред иконостасом.

В течение всех дней Светлой седмицы по завершении литургии торжественно совершается крестный ход с артосом вокруг храма. В субботу Светлой седмицы на заамвонной молитве произносится молитва на размельчение артоса, артос раздроблятся и по окончанию литургии во время целования креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос?Кусочки артоса, которые были получены в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное лекарство от всех болезней и немощей. Употребляется он в особых случаях, например в болезни, и непременно со словами «Христос Воскресе!». 

www.vsluhblog.ru


Смотрите также