Контрольный тест по русскому языку по теме "Постановка знаков препинания в сложносочиненных предложениях". И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел
1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения (знаки препинания не
2. В каком случае перед союзом и нужна запятая (знаки препинания не расставлены)? а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.в) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.г) Тишина и безлюдье.
3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая (знаки препинания не расставлены)? а) Солнце зашло и начало смеркаться.б) Морозило и за снежными полями тускло просвечивая сквозь тучи желтела заря.в) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.г) Тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью розами.
4. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? а) Любовь не знает страха и отвергает страх.б) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?в) Метет и нет конца метели.г) Снега сошли и смыли след.
5. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания? а) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.в) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.г) Подпустить врага, и огонь дать по команде!
6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:
В прозрачную голубизну неба поднимаются птичьи стаи (...) и далеко окрест разносятся их прощальные крики.
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.г) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:
Дважды ему попадались маленькие полянки (...) и тогда можно было взглянуть на мерцающие в вышине звёзды.
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.г) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:
Цейлонские сапфиры считаются самыми лучшими (...) и ценятся дороже других.
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.г) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:
Светало (...) и по бурому полю зреющей ржи заблистали причудливые светлые пятна.
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.г) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствие в предложении:
Ветер тихо раскачивает вершины старых кедров (...) и где-то вдали кричит ночная птица.
а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.б) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.в) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.г) Простое предложение с однородными членами, запятая перед союзом И нужна.
znanija.com
Контрольный тест по русскому языку по теме "Постановка знаков препинания в сложносочиненных предложениях"
Составила учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №40 г.Твери Винник Ирина Ивановна
Контрольный тест по русскому языку
по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
9 класс
1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?
1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.
2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.
3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.
4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.
2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?
1) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.
2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.
3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.
4) Тишина и безлюдье.
3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?
1) Солнце зашло и начало смеркаться.
2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.
3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
4) Из окна дует холодом и сыплет снег.
4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?
А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.
Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.
Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.
1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б
5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?
А. Следовало помнить о безопасности экипажа и пассажиров, и свести к минимуму неудобства от перегрузок.
Б. Сгустились сумерки, и на чистом тёмно-фиолетовом небе зажглись первые звёзды.
В. Через несколько минут мы вышли к вершине, и по противоположному склону приблизились к обвалу.
Г. Небо расчистилось, и закурлыкал в поднебесье журавлиный клин, покидающий родину.
1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В
6. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?
Картошка жарилась на сковородке, от неё шёл острый, вкусный запах и зверь очевидно прибежал на этот запах.
1) … запах, и зверь очевидно …
2) … запах, и зверь очевидно, …
3) … запах и зверь, очевидно …
4) … запах, и зверь, очевидно, …
7. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?
С криком носятся над морем чайки и это очевидно ещё одна прелесть морского пейзажа.
1) … чайки, и это очевидно …
2) … чайки, и это, очевидно …
3) … чайки и это, очевидно …
4) … чайки, и это, очевидно, …
8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 6 4) 3, 4, 5
9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.
1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
10. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.
Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.
В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.
Г. А кругом бушует пламя да пули свистят.
1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В
11. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Земля была в ледяной коре и из блестящей этой коры торчала тёмная прошлогодняя трава.
Б. Внутри было уютно и царило оживление.
В. Сквозь занавес слышалось гудение толпы и доносились торжественные звуки оркестра.
Г. На сердце у него потеплело и слегка увлажнились всегда непримиримо-стальные глаза.
1) А, Б 2) В, Г 3) Б, В 4) А, Г
12. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
1) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.
2) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?
3) Метет и нет конца метели.
4) Снега сошли и смыли след.
13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
1) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.
2) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.
3) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.
4) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.
14. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?
А. В такой момент лицо его расслаблялось (…) и он походил на обычного доброго дедушку пенсионера.
Б. Из за неровной гряды скал выкатилось красное солнце (…) и каждая снежинка приветствовала его нестерпимым сверканием.
В. Кругом сверкала сталь (…) и мелькали солдатские куртки.
Г. Было совсем темно (…) и лишь слабые отблески уличных фонарей ложились на стены комнаты.
1) А, В 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г
15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?
А. На этом пустыре всегда было солнечно (…) и лежали собаки.
Б. Небо на востоке уже розовело (…) и в зарослях вовсю стрекотали какие-то птицы.
В. На улице было темно (…) и пахло молодой зеленью.
Г. Тугой звук выстрела ударил в склоны ущелья (…) и сотни камней сорвались с места.
1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В
16. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [двусоставное], союз [безличное]? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Попутный ветер наполнял паруса и судно весело шло по волнам.
Б. Синички перелетали с ветки на ветку висели вниз головами на тонких ветвях берёзы и им было очень весело.
В. Днём столбик термометра подскакивал до тридцати пяти градусов в тени и ночь не приносила прохлады.
Г. Мотор тянул бесшумно и машину лишь изредка покачивало на колдобинах.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
17. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [безличное], союз[двусоставное]? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Штукатурка на стенах и потолке потрескалась и все предметы в домике покрывал толстый слой пыли.
Б. Почти совсем рассвело и птицы вовсю выводили свои утренние трели.
В. Бегу открывать и неожиданно влетает ко мне весёлая и шумная компания.
Г. За окном было почти по-летнему тепло и почки на деревьях лопались чуть ли не на глазах.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
18. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.
На некоторых деревьях ещё висели яблоки, но листвы уже нигде не было.
1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений
2) повествовательное, невосклицательное
3) грамматическая основа первого предложения – висели яблоки, второго – листвы не было
4) между предложениями отношения противопоставления
19. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.
Ледяная корочка виднелась у берега лишь в одном месте, а большая часть поверхности пруда была свободной ото льда.
1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений
2) повествовательное, невосклицательное
3) грамматическая основа первого предложения – корочка виднелась, второго – часть была
4) между предложениями отношения противопоставления
20. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.
Всё короче и короче становились ночи, а дни становились продолжительнее и продолжительнее.
1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений
2) повествовательное, невосклицательное
3) грамматическая основа первого предложения – ночи становились, второго – дни становились
4) между предложениями отношения противопоставления
Критерии оценивания теста
«Знаки препинания в сложносочиненном предложении» 9 класс
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
3 | 3 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 3 | 4 | 3 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
3 | 3 | 4 | 4 | 3 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 |
Количество баллов | Отметка |
20-19 | «5» |
18-14 | «4» |
13-9 | «3» |
8-0 | «2» |
kopilkaurokov.ru
Знаки препинания в сложносочиненном предложении (Упражнения и тест)
Упражнение 1.
Объясните знаки препинания в следующих сложносочиненных предложениях. Выделите союзы, соединяющие части предложений.
1) Самолет набирал высоту, и большой город с квадратами и прямоугольниками кварталов быстро уменьшался на глазах (Ажанов). 2). Он появился на нашем строительстве всего полгода назад, и мы сразу стали друзьями (Чаковский). 3) Горячее солнце с тоской искало ветра, да ветра-то не было (Тургенев). 4) То сам себя не понимал я, то мир меня не понимал (Лермонтов). 5) Всю ночь шел теплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо, сильно пахло сиренью, и хотелось скорее выбежать в сад (Нагибин). 6) Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство (Тургенев).
Упражнение 2.
Укажите, в каких случаях союз и употреблен в сложносочиненных предложениях, а в каких — в предложениях с однородными членами. Поставьте нужные знаки препинания.
1) С правой стороны этих лугов тянулись горы и чуть заметною вдали полосою горел и темнел Днепр (Гоголь). 2) Стало темно и улица мало-помалу опустела (Чехов). 3) Мы шли в сторону моря и вскоре оказались на каменистом выступе нависшем над пропастью (Нагибин). 4) Улетают журавли и низкие осенние облака заволакивают небо (Солоухин). 5) Лето было сухое и знойное и ледники в горах начали таять уже в первых числах июня (Бабель).
Упражнение 3.
Поставьте необходимые знаки препинания.
1) К вечеру похолодало и лужи подернулись тонким ледком. 2) В начале апреля уже шумели скворцы и летали в саду желтые бабочки (Чехов). 3) С востока надвигались темные дождевые тучи и оттуда потягивало влагой. 4) Восход поднимался и падал опять и лошадь устала степями скакать (Светлов). 5) В голубом небе плывут облака и проносятся перелетные птицы (Пришвин). 6) Скоро весь сад согретый солнцем обласканный ожил и капли росы как алмазы засверкали на листьях и старый давно запущенный сад в это утро казался таким молодым нарядным (Чехов). 7) Ласточки пропали а вчера с зарей все грачи летали да как сеть мелькали вон над той горой (Фет).
Упражнение 4.
Спишите, расставив недостающие знаки препинания. Выделите грамматические основы в сложносочиненных предложениях.
1) Память о прошлом России хранят не только манускрипты античных авторов древние курганы и городища но и старые географические названия скрывают в себе некоторые исторические факты. 2) КамАЗ известен как поставщик тяжелых самосвалов и этот факт позволяет ему активно использовать свою торговую марку. 3) Троице-Сергиева лавра была основана в XIV веке и до сих пор монахи сохраняют традицию странноприимства. 4) На Сахалин обрушился сильный циклон однако сообщение с материком не было прервано.
Упражнение 5.
Выделите грамматические основы в предложениях. Расставьте знаки препинания. Выпишите только сложносочинённые предложения.
1) Художник нам изобразил глубокий обморок сирени и красок звучные ступени на холст как струпья положил. 2) И море и Гомер всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит и море чёрное витийствуя шумит и с тяжким грохотом подходит к изголовью (О. Мандельштам) 3) В моей стране — покой осенний дни отлетевших журавлей и словно строгий счёт мгновений проходят облака над ней. 4) Пускай мой друг разрезав том поэта упьётся в нём и стройностью сонета и буквами спокойной красоты! (В. Брюсов) 5) И я ушёл унёс вопросы смущая ими божество но выше этого утёса не видел в мире ничего. 6) Но тих был взгляд моих очей и сер дце ждущее спокойно могло ль прельститься цепью стройной светло чарующих речей? (Н. Гумилёв) 7) И радуют изысканные клумбы и резкий крик вороны в небе чёрной и в глубине аллеи арка склепа. 8) Смуглый отрок бродил по аллеям у озёрных грустил берегов и столетие мы лелеем еле слышный шелест шагов. (А. Ахматова) 9) И скоро я расстанусь с вами и вы увидите меня вон там за длинными горами летящим в облаке огня. (А. Блок) 10) Милей милей мне славы простор родных полей и вешний гул дубравы и крики журавлей. (С. Клычков) 11) И весел звучный лес и ветер меж берёз уж веет ласково а белые берёзы роняют тихий дождь своих алмазных слёз и улыбаются сквозь слёзы. (И. Бунин)
Упражнение 6.
Расставьте знаки препинания. Выпишите предложения, части которых являются: а) назывными, б) вопросительными, в) побудительными, г) безличными.
1) Зачем угасла память и так томительно лаская слух ты отняла блаженство повторенья? (А. Ахматова) 2) Пусть безум ствует море и ветер хлещет гребни волн подняв в небеса. (П. Галин) 3) Мороз и солнце; день чудесный! (А. Пушкин) 4) Как холодно росисто и как хорошо жить на свете! (И. Бунин) 5) Кто рассказал ей мои стихи и зачем она меня прощает? (А. Ахматова) 6) Трубачи играйте сбор и в строй вставайте новобранцы! 7) В лесу сыро и на опушке прохладно. 8) Железнодорожный вокзал... Радостные встречи и грустные расставания. Торопливые пассажиры и степенные кондукторы. 9) Сколько заброшенных поместий запущенных садов в русской литературе и с какой любовью всегда описывались они! (И. Бунин) 10) Не нужно злоупотреблять иностранными словами или же следует объяснять их значение
Упражнение 7.
Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания, составьте схемы, отражающие правила постановки знаков препинания.
1) Он замолчал и все мятутся и отплывают корабли и слуги верные несутся спешат во все концы земли. 2) И в свете последних холодных и влас(?)ных лучей звенел хохот Пана и слышался говор нездешних речей. 3) Мгновенье и в зале весёлой и шумной все стихли и встали испуган(?)о с мест... 4) Какая-то крикнула птица и вот перед ней замелькали на влаге д..льфины... (Н. Гумилёв) 5) Простор канвой окутан(?)ый безжизнен(?)ей кулис и месяц весь опутан(?)ый беспомощно повис. 6) Колосья так недавно сжаты рядами ровными лежат и пальцы тонкие дрожат к таким же как они прижаты. 7) И не одно сокров..ще быть может минуя внуков к правнукам уйдёт и снова скальд чужую песню сложит и как свою её произнесёт. (О. Мандельштам) 8) Я толковал чужие сны и в бледных бороздах ладоней читал о тайнах глубины и муках длительных агоний но не чужую а свою судьбу читал я в снах бездомных и жадно пил из токов тёмных не прич..щаясь бытию. 9) Тревожа древний сон могил я поднимал киркою плиты её искал её любил в чертах Микенской Афродиты под гул молитв и дальний звон склонялся в сладостном бессилье пред ликом восковых мадон(?) на знойных улицах Севильи но неизмен(?)а и не та она сквозит за тканью зыбкой и тихо светятся уста неотвратимою улыбкой. (М. Волошин) 10) Как всё это произошло? Я вошёл в сад а на меня пчёлы; я рванулся к калитке а там собаки; я побежал к домику садовника а на двери замок.
Упражнение 8.
Расставьте недостающие знаки препинания. Определите тип сложносочиненного предложения.
1) Где-то рядом с чувством пела девушка и голос ее несся по степи. (М. Горький.) 2) Из-под ног вправо и влево летела жирная грязь и раздавались хриплые восклицания сонных голосов. (М. Горький.) 3) А вот что: магазины хлебные у нас в исправности то есть лучше быть не может. (И. Тургенев.) 4) Стоя под парами тяжелые пароходы-гиганты свистят шипят и в звуке рожденном ими чудится насмешливая нота презрения к серым пыльным фигурам людей ползающих по их палубам. (М. Горький.) 5) День выдался знойный безветренный и накалившаяся земля жгла подошвы ног. (А. Куприн.) 6) Я сел в некотором расстоянии от них остановил двух знакомых офицеров и начал рассказывать им что-то смешное и они хохотали как сумасшедшие. (М. Лермонтов.) 7) Еще только одиннадцатый час на исходе а уже никуда не денешься от тяжелого зноя, каким дышит июльский день. (М Лермонтов) 8) Иногда тянулись по обеим сторонам дороги безлюдные поля овеянные морским воздухом или попадалась навстречу пара волов в ярме влачивших тяжелую ПОВОЗКУ нз скрипучих колесах в сопровождении поселян в широких войлочных шляпах. (А. Ладинский.) 9) Не чувствовалось даже слабого ортрпка а листья лип ворочались на черенках подставляя с.лнцу то лицо то рубашку. (Ю. Нагибин.)
Упражнение 9.
Расставьте знаки препинания, найдите общий член для предикативных конструкций, связанных сочинительными союзами. Составьте схемы предложений.
1) Тут так же как и в зале окна были раскрыты настежь и пахло тополем сиренью и розами. (А. Чехов.) 2) Но Леля спала так спокойно и в ее ресницах казалось роились такие хорошие сны что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь. (К. Паустовский.) 3) Когда он вернулся в залу сердце его билось и руки дрожали так заметно, что он поторопился спрятать их за спину. (А. Чехов.) 4) У Гаврилы смешно надулись щеки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто и смешно помаргивали. (М. Горький.) 5) Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце пока она не стала такой крепкой будто схваченной цементом. (А. Первенцев) 6) Звезды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу до мика в Васильевском. (И. Тургенев.) 7) На сей раз он был в расположении и даже несколько раз его жесткое лицо украсила улыбка. (Б. Окуджава.)
Упражнение 10.
Постарайтесь объяснить постановку точки с запятой в следующих предложениях.
1) У меня была только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял нарисовать охоту. (Л. Толстой.) 2) Он держал ее за талию, говорил так ласково, скромно, был так счастлив, расхаживал по этой своей квартире; а она видела во всем только одну пошлость, глупую, наивную, невыносимую пошлость... (А. Чехов.) 3) Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат, что ли, мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. (Н. Гоголь.) 4) Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но раз я видел, как он плакал над умирающим солдатом. (М. Лермонтов.)
Упражнение 11.
Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте недостающие знаки препинания. В каждом предложении найдите предикативные основы, подчеркните подлежащее и сказуемое.
1) А за сараем под сугробом тихо спало маленькое деревне, о) и ему то(же) снилась весна. (В. Астафьев.) 2) Егорушка долго оглядывал его а он в то(же) время рассматривал Егорушку. (А Чехов.) 3) Заунывная песня то замирала то опять проносилась в стоячем воздухе ручей монотон(н)о журчал а время тянулось бесконечно точно и оно застыло и остановилось. (А Чехов.) 4) Это делало жен(ь)щин странными и сказочными и я волей-неволей любовался этой (не)виданной картиной. (М. Горький.) 5) У незнакомца (не)пахнет (ни)чем у столяра же в квартире всегда стоит туман и великолепно пахнет клеем лаком и свежими деревянными стружками. (А Чехов.) 6) Но сапожник вскоре умер и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душой и мелкими житейскими интересами. (А Куприн.) 7) Воспитывался я дома да и чем бы стала заниматься моя маменька, если бы меня отдали в пансион или в казенное заведение. (И. Тургенев.) 8) Он оглянулся и в конце улицы увидел освещ(о, е)нный угол дома, где он только что жил и куда он уже не вернется больше (ни)когда. (В. Набоков.) 9) Их работа действовала успокоительно и этот ж(е, о)лтый блеск свежего дерева был живее самой живой мечты о минувшем (В Набоков) 10) Дальше громоздятся горы все синее и туманнее а на краю горизонта тянется серебрян(н)ая цепь снеговых вершин. (М.Лермонтов) 11) По обеим сторонам дороги (кое)где (из)под снега выглядывали кустарники но ни один сухой листочек (не)шевелился и весело было слышать среди этого мертвого сна природы (не)ровное позвякивание русского колокольчика (М.Лермонтов) 12) Ветки цветущих черешен смотрят мне прямо в окнои ветер иногда усыпает мой письменный стол их (бело)розовыми лепестками. (М.Лермонтов)
Упражнение 12.
Вставьте недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор выделенных предложений.
— Прощайте! — одним криком ответили Воланду Маргарита и мастер. Тогда чёрный Воланд не разбирая никакой дороги кинулся в провал и вслед за ним шумя обрушилась его свита. Ничего ни скал ни площадки ни лунной дороги ни Ершалаима не стало вокруг. Пропали чёрные кони и мастер с Маргаритой увидели обещанный рассвет начавшийся тут же непосредственно после полуночной луны. Мастер пошёл со своей подругой в блеске первых утренних лучей через каменистый мшистый мостик и скоро оставив позади ручей они вышли на песчаную дорогу.(По М. Булгакову)
Упражнение 13.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союзы, дайте их характеристику. Выполните синтаксический разбор предложений.
1) Беспокойство князя возрастало, и он бродил по парку, рассеянно смотря кругом себя. (Ф. Достоевский.) 2) Любовь есть сон, а сон — одно мгновенье. (Ф. Тютчев.) 3) Опавший лист дрожит от нашего движенья, но зелени еще свежа над нами тень. (А Фет.) 4) Тень листвы подобралась ближе к стволам, а Грэй все еще сидел в той же малоудобной позе. (А Грин.) 5) Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться. (М. Лермонтов.) 6) То солнце тусклое блестит, то туча черная висит. (Н. Некрасов.)
Упражнение 14.
Перепишите, расставляя знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений.
1) Плакучие березы опустили вниз свои зеленые косы а в елках нависла синяя тишина. (М. Пришвин.) 2) Дни поздней осени бранят обыкновенно но мне она мила читатель дорогой. (А. Пушкин.) 3) Среди дня пошел крупный дождик и теперь обмытые листья тополей и каштанов блестели точно по-праздничному. (А Куприн.) 4) Он заговорил а углы его губ дергались странными злобными насмешливыми нечеловеческими улыбками и зловещий желтый блеск играл в его глазах под черными суровыми бровями. (А. Куприн.) 5) На обратный путь нагрузились дровами но тяжесть их была мне уже не страшна. (В. Солоухин.)
Тест по теме «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»
1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?
1) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.2) Мела пурга-метелица и леденила кровь.3) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны.4) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.
2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?
1) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.4) Тишина и безлюдье.
3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?
1) Солнце зашло и начало смеркаться.2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.4) Из окна дует холодом и сыплет снег.
4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?
А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.
1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б
5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?
А. Следовало помнить о безопасности экипажа и пассажиров, и свести к минимуму неудобства от перегрузок.Б. Сгустились сумерки, и на чистом тёмно-фиолетовом небе зажглись первые звёзды.В. Через несколько минут мы вышли к вершине, и по противоположному склону приблизились к обвалу.Г. Небо расчистилось, и закурлыкал в поднебесье журавлиный клин, покидающий родину.
1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В
6. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?
Картошка жарилась на сковородке, от неё шёл острый, вкусный запах и зверь очевидно прибежал на этот запах.
1) … запах, и зверь очевидно …2) … запах, и зверь очевидно, …3) … запах и зверь, очевидно …4) … запах, и зверь, очевидно, …
7. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?
С криком носятся над морем чайки и это очевидно ещё одна прелесть морского пейзажа.
1) … чайки, и это очевидно …2) … чайки, и это, очевидно …3) … чайки и это, очевидно …4) … чайки, и это, очевидно, …
8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 62) 2, 3, 6 4) 3, 4, 5
9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.
1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
10. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.Г. А кругом бушует пламя да пули свистят.
1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В
11. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Земля была в ледяной коре и из блестящей этой коры торчала тёмная прошлогодняя трава.Б. Внутри было уютно и царило оживление.В. Сквозь занавес слышалось гудение толпы и доносились торжественные звуки оркестра.Г. На сердце у него потеплело и слегка увлажнились всегда непримиримо-стальные глаза.
1) А, Б 2) В, Г 3) Б, В 4) А, Г
12. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
1) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.2) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?3) Метет и нет конца метели.4) Снега сошли и смыли след.
13. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
1) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.2) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.3) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.4) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.
14. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?
А. В такой момент лицо его расслаблялось (…) и он походил на обычного доброго дедушку пенсионера.Б. Из за неровной гряды скал выкатилось красное солнце (…) и каждая снежинка приветствовала его нестерпимым сверканием.В. Кругом сверкала сталь (…) и мелькали солдатские куртки.Г. Было совсем темно (…) и лишь слабые отблески уличных фонарей ложились на стены комнаты.
1) А, В 2) Б, В 3) А, Г 4) Б, Г
15. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая?
А. На этом пустыре всегда было солнечно (…) и лежали собаки.Б. Небо на востоке уже розовело (…) и в зарослях вовсю стрекотали какие-то птицы.В. На улице было темно (…) и пахло молодой зеленью.Г. Тугой звук выстрела ударил в склоны ущелья (…) и сотни камней сорвались с места.
1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В
16. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [двусоставное], союз [безличное]? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Попутный ветер наполнял паруса и судно весело шло по волнам.Б. Синички перелетали с ветки на ветку висели вниз головами на тонких ветвях берёзы и им было очень весело.В. Днём столбик термометра подскакивал до тридцати пяти градусов в тени и ночь не приносила прохлады.Г. Мотор тянул бесшумно и машину лишь изредка покачивало на колдобинах.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
17. В каком варианте ответа указаны предложения, структура которых соответствует схеме: [безличное], союз[двусоставное]? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Штукатурка на стенах и потолке потрескалась и все предметы в домике покрывал толстый слой пыли.Б. Почти совсем рассвело и птицы вовсю выводили свои утренние трели.В. Бегу открывать и неожиданно влетает ко мне весёлая и шумная компания.Г. За окном было почти по-летнему тепло и почки на деревьях лопались чуть ли не на глазах.
1) А, Б 2) Б, В 3) В, Г 4) Б, Г
18. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.
На некоторых деревьях ещё висели яблоки, но листвы уже нигде не было.
1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений2) повествовательное, невосклицательное3) грамматическая основа первого предложения – висели яблоки, второго – листвы не было4) между предложениями отношения противопоставления
19. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.
Ледяная корочка виднелась у берега лишь в одном месте, а большая часть поверхности пруда была свободной ото льда.
1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений2) повествовательное, невосклицательное3) грамматическая основа первого предложения – корочка виднелась, второго – часть была4) между предложениями отношения противопоставления
20. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения.
Всё короче и короче становились ночи, а дни становились продолжительнее и продолжительнее.
1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений2) повествовательное, невосклицательное3) грамматическая основа первого предложения – ночи становились, второго – дни становились4) между предложениями отношения противопоставления
Ответы:
videotutor-rusyaz.ru
Презентация "Трудные случаи пунктуации Запятая перед союзом И (Подготовка к ЕГЭ)"
Презентация на тему: Трудные случаи пунктуации Запятая перед союзом И (Подготовка к ЕГЭ)Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1 Описание слайда:Урок русского языка в 11 классе Трудные случаи пунктуацииЗапятая перед союзом И(Подготовка к ЕГЭ)
№ слайда 2 Описание слайда:Вставьте в словах пропущенные буквы и раскройте скобки П…цифист, мец…нат, беспр…страстный, т…л(е,и)рантность, к…нс…лидация, к…н(ь,ъ)юнктура, (о,а)льтернатива, (в)расплох, (во)вторых, (по)неволе, (в)одиночку.Проверьте себя!Пацифист, меценат, беспристрастный, толерантность, консолидация, конъюнктура, альтернатива, врасплох, во-вторых, поневоле, в_одиночку.
№ слайда 3 Описание слайда:Определите способ образования следующих слов БеспристрастныйВо-вторыхПоневолеПроверьте себя!Беспристрастный пристрастный (приставочный)Во-вторых второй (приставочно-суффиксальный)поневоле неволя (приставочно-суффиксальный)
№ слайда 4 Описание слайда:Какое слово имеет значение: Терпимость к чужим взглядам, мнению, поведению ТолерантностьУкрепление, сплачивание чего-нибудь КонсолидацияНеобходимость выбора между взаимоисключающими возможностями АльтернативаЧеловек, осуждающий всякие войны и требующий мира на земле Пацифист
№ слайда 5 Описание слайда:Во всех ли словах произносится звук [А]? врасплохтолерантностьПроверьте себя![в р /\ с п л о х] [т ъ л’ и р а н т н /\ с· т’]
№ слайда 6 Описание слайда:Запятая перед союзом И ставится в простом предложении между однородными членами перед повторяющимся союзомЛюблю твои пороки, и пьянство, и разбой, и утром на востоке терять себя звездой. (С.Есенин)
№ слайда 7 Описание слайда:Запятая перед союзом И ставится в сложном предложении Между частями сложносочиненного предложенияВот уж осень улетела, и примчалася зима. (С. Есенин)Соловей не поёт, и дергач не кричит. (С. Есенин) Между однородными придаточными перед повторяющимся союзом ИСтарайтесь жить так, чтобы руки ваши были чисты, и совесть была чиста, и помыслы были чистыми.
№ слайда 8 Описание слайда:Запятая перед союзом И не ставится в простом предложении между однородными членами с одиночным союзом.Люблю я ропот буйных вод И на волне звезды сиянье.Запрокинулась и отяжелела Золотая моя голова. (С. Есенин)
№ слайда 9 Описание слайда:Запятая перед союзом И не ставится в сложном предложении Между частями ССП, которые имеют общий второстепенный член предложенияТам синь и полымя воздушней и легкодымней пелена. (С. Есенин)Между однородными придаточными, связанными одиночным союзом ИНо если б дома был ты изначала, То у меня была б теперь сноха И на ноге внучонка я качала. (С. Есенин)Если союз И соединяет два назывных предложенияМелколесье. Степь и дали. (С. Есенин)
№ слайда 10 Описание слайда:Расставьте знаки препинания и постройте схемы предложений 1 Эта улица мне знакома и знаком этот низенький дом.2 Тонут пастбища и нивы в голубом сиянье дня И над пашнею счастливо созревают зеленя.3 Шелестят зелёные серёжки И горят серебряные росы.4 Брожу по улицам и лужам Осенний день пуглив и дик.5 Ручей волной гремучею все ветки обдает И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.6 Потом ты идёшь до погоста и в камень уставясь в упор Вздыхаешь так нежно и просто за братьев моих и сестёр. (С. Есенин)
№ слайда 11 Описание слайда:Комплексный анализ текста (1) Большой художник, Есенин зажег публику свежестью и яркоцветностью своего творчества. (2) Первых своих читателей поэт пленил тем, что повел по забытой ими прекрасной земле, заставляя ощутить шелк трав, запомнить шепот и тишину природы, всем существом впитать ее запахи. (3) Есенин залил голубизной рязанские пейзажи, наполнив и поля, и чащобы то нежной, то почти черной синью, по которой мы отчетливо узнаем его руку. (4) Стремясь придать пейзажу звучность, поэт насыщал его малиновым и кумачовым цветами, но пользовался ими редко. (5) Сбереженные рябиновые и алые краски делали стихотворные образы четкими и ощутимыми. (6) Очень характерно для палитры Есенина пристрастие к желто-золотому цвету. (7) В этой гамме выдержаны все его автопортреты. (8) И это не случайно. (9) В образе, затушеванном словом его языческой фамилии, образе, который расшифровывался как осень, Есенин ощущал свое предназначение в мире. (10) Поэтому своя судьба виделась поэту в «золототканом цветенье». (11) В желто-золоченом цвете видел Есенин рожок над крышей, долину, освещенную солнцем, и даже зелень деревьев. (12) Часто пейзаж у поэта был решен в два цвета: синяя полоса близкой реки и желтое пятно дальней рощи, алые, словно зажженные светом огня, одежды Руси и шаль с зеленой каймой, красно-шерстяная верблюдица и желтый горб зари. (13) Красный, желтый, зеленый и, конечно, синий цвета составили основной колорит пейзажной лирики Есенина. (14) Врожденная точность художественного зрения поэта служила ему эстетическим камертоном. (15) Его звук не позволял поэту не заметить удивительного цвета освещенной заходящим солнцем печи, напряженно синего плата небес, гаснущей желтизны вечера, густо-черного крыла глухарки. (16) Среди этого буйного многоцветья яснее и легче становилась словесная походка Есенина. (А. Марченко)
№ слайда 12 Описание слайда:Вопросы к тексту 1. Выберите наиболее подходящее название для этого текста. А) Природа в поэзии Есенина Б) Певец Весны В) Мир есенинских красок Г) Последний поэт деревни2. На какой вопрос нельзя найти в тексте ответ? А) Чем покорил своих читателей Есенин? Б) Каковы характерные черты есенинского стиля? В) С какой целью Есенин использовал цветовые эпитеты в своих лирических произведениях? Г) Почему Есенин никогда не изображал зимние пейзажи?
№ слайда 13 Описание слайда:Вопросы к тексту 3. В каком предложении используется сравнение? А) 2 Б) 4 В) 9 Г) 124. В предложении №14 автор использует метафорическое выражение «эстетический камертон». Какое толкование наиболее точно выражает смысл этого выражения? А) Особый «душевный прибор», позволяющий нарисовать такие образы, которые наиболее полно передают мысли и чувства поэта. Б) Образное обозначение читательской молвы, мнением которой всегда руководствовался поэт, работая над своими произведениями. В) Так автор текста называет наиболее известные произведения Есенина о природе. Г) Этим выражением автор обозначил способность Есенина угадывать насущные социальные проблемы.
№ слайда 14 Описание слайда:Вопросы к тексту 5. В каком предложении используется составной (сложный) эпитет? А) 4 Б) 5 В) 15 Г) 166. Определите, какое выразительное средство синтаксиса используется автором текста в предложении № 15? В каких стилях речи используется данный прием? 7. Среди предложений 12 – 16 найдите предложение с вводным словом. Укажите его номер.
№ слайда 15 Описание слайда:Вопросы к тексту 8. Определите основную функцию союза И в предложениях №1 – 5.9. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Читая стихи Есенина, А) открываешь для себя чарующую прелесть мира, который прежде не замечал. Б) у нас в душе рождается чувство горячей любви к родной земле. В) к тебе в сердце приходит какое-то волнующее, трепетное чувство. Г) перед нами предстают яркие картины родной природы.
№ слайда 16 Описание слайда:Домашнее задание Напишите сочинение по прочитанному тексту.Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).Объем сочинения – не менее 150 слов.
№ слайда 17 Описание слайда:Тест 1. В каком случае союз И соединяет части ССП?А) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми.Б) Мела пурга-метелица и леденила кровь.В) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны. Г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.2. В каком случае перед союзом И нужна запятая?А) Ему хотелось сказать, что в Париж он уже не попадёт и что родины он не увидит.Б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.В) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой.Г) Тишина и безлюдье.3. В каком случае перед союзом И не нужна запятая?А) Солнце зашло и начало быстро темнеть.Б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.В) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.Г) Из окна дует холодом и сыплет снег.4. В каком случае в предложении неверно расставлены запятые?А) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и сама архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм.Б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами.В) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали.Г) Мне кто-то руку подаёт, и кто-то улыбается.
ppt4web.ru
Тест по русскому языку по теме «Сложносочинённые предложения» 9 (класс)
Тест по русскому языку (9 класс) По теме «Сложносочинённые предложения» 1. В каком случае перед союзом и нужна запятая? 1) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна.2) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки.3) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой..2. В каком случае перед союзом и не нужна запятая? 1) Солнце зашло и начало смеркаться.2) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря.3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.4) Из окна дует холодом и сыплет снег. 3. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками. 1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 62) 2, 3, 6 4) 3, 4, 54. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые? Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь. 1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 45. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.) А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.Г. А кругом бушует пламя да пули свистят.1) Б,Г 2) В, Г 3) Б, А 4) А, В6. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания? 1) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха.2) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море?3) Метет и нет конца метели. 7. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых на месте пропуска перед союзом и должна стоять запятая? А. На этом пустыре всегда было солнечно (…) и лежали собаки.Б. Небо на востоке уже розовело (…) и в зарослях вовсю стрекотали какие-то птицы.В. На улице было темно (…) и пахло молодой зеленью.Г. Тугой звук выстрела ударил в склоны ущелья камней сорвались 1) А, Г 2) Б, Г 3) Б,А 4) А, В 8. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения. На некоторых деревьях ещё висели яблоки, но листвы уже нигде не было. 1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений2) повествовательное, невосклицательное3) грамматическая основа первого предложения – висели яблоки, второго –листвы не было4) между предложениями отношения противопоставления 9. Укажите ошибку в синтаксическом разборе предложения. Ледяная корочка виднелась у берега лишь в одном месте, а большая часть поверхности пруда была свободной ото льда. 1) сложное, сложносочинённое, состоит из двух простых предложений2) повествовательное, невосклицательное3) грамматическая основа первого предложения – корочка виднелась, второго – часть была4) между предложениями отношения противопоставления 10. Выберите правильный ответ. Если части ССП имеют общий второстепенный член или общее придаточное предложение и между ними стоит соединительный или разделительный союз, то: 1) они отделяются друг от друга запятыми 2) запятая между ними не ставится 3) между ними ставится точка с запятой. 11.Укажите предложение с СОЧИНИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ 1) С теплым ветром и ярким солнцем пришла весна в лес. 2) Когда снег вокруг норы осел, еж вылез наружу. 3) Идти ежу пока еще некуда, потому что охотиться не за кем. 12. Укажите строчку с СОЧИНИТ. СОЮЗАМИ 1) Что, прежде чем 2) Как будто, лишь 3) Как…так и, также 4) Когда, благодаря тому что 13.Укажите строчку с РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫМИ союзами 1) И, да, зато, однако, также 2) Когда, если, как, потому что 3) Либо - либо, как…так и, ни - ни 4) Или, не то - не то, либо, то ли - то ли 14.Укажите предложение с ПРОТИВИТЕЛЬНЫМ СОЮЗОМ (Знаки препинания не расставлены) 1) Становилось свежо и мне пора было отправляться в дорогу. 2) Отъехав от берега я опустил вёсла однако лодку быстро понесло. 3) Или я не рассчитал свои силы или скорость течения реки увеличилась. 4) За поворотом реки показались не только золоченые купола церкви но и первые дома городской окраины. 15.Укажите строчку с СОЧИНИТЕЛЬНЫМИ СОЮЗАМИ 1) Или, однако 2) Чтобы, словно 3) Для того чтобы, ноschoolfiles.net
Методическое пособие "Практикум по пунктуации" страница 21
3) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел.
4) Из окна дует холодом и сыплет снег.
4. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?
А. Вол распластался на пыльной дороге и с какой-то покорной безнадёжностью жевал свою бесконечную жвачку.
Б. Заработали с обеих сторон метательные машины, и резкий свист летящих камней наполнил воздух.
В. Она огляделась кругом и её поразили какие-то багровые полосы на западном горизонте.
Г. Дмитрий шёл смело, почти не глядя по сторонам, и как бы сосредоточившись на одной мысли.
1) А, Г 2) Б, В 3) В, Г 4) А, Б
5. В каком варианте ответа указаны предложения, в которых допущена ошибка в постановке (отсутствии) запятой перед союзом и?
А. Следовало помнить о безопасности экипажа и пассажиров, и свести к минимуму неудобства от перегрузок.
Б. Сгустились сумерки, и на чистом тёмно-фиолетовом небе зажглись первые звёзды.
В. Через несколько минут мы вышли к вершине, и по противоположному склону приблизились к обвалу.
Г. Небо расчистилось, и закурлыкал в поднебесье журавлиный клин, покидающий родину.
1) А, Г 2) Б, В 3) Б, Г 4) А, В
6. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?
Картошка жарилась на сковородке, от неё шёл острый, вкусный запах и зверь очевидно прибежал на этот запах.
1) … запах, и зверь очевидно …
2) … запах, и зверь очевидно, …
3) … запах и зверь, очевидно …
4) … запах, и зверь, очевидно, …
7. Как следует расставить запятые в выделенной части предложения?
С криком носятся над морем чайки и это очевидно ещё одна прелесть морского пейзажа.
1) … чайки, и это очевидно …
2) … чайки, и это, очевидно …
3) … чайки и это, очевидно …
4) … чайки, и это, очевидно, …
8. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Ветер забирался в пустые комнаты(1) и в печные трубы(2) и старый дом(3) весь расшатанный(4) дырявый(5) полуразвалившийся(6) вдруг оживлялся странными звуками.
1) 1, 2, 3, 4, 5, 6 3) 2, 3, 4, 5, 6
2) 2, 3, 6 4) 3, 4, 5
9. На месте каких цифр в предложении должны стоять запятые?
Пришла весна(1) и(2) исполняя своё обещание(3) Игнат взял сына с собой на пароход(4) и вот перед Фомой развернулась новая жизнь.
1) 1, 2, 4 2) 1, 4 3) 2, 3, 4 4) 1, 2, 3, 4
10. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Вертолёт преодолел скалистый хребет и сразу внизу открылась поросшая чахлой растительностью долина.
Б. По ночам вокруг дома бродили караульщики и трещали трещотки.
В. Подземная река уходила куда-то в сторону и на самом повороте плот прибило к причалу.
Г. А кругом бушует пламя да пули свистят.
1) А, Б 2) В, Г 3) Б, Г 4) А, В
11. В каком варианте ответа указаны сложные предложения, имеющие общий второстепенный член? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Земля была в ледяной коре и из блестящей этой коры торчала тёмная прошлогодняя трава.
Б. Внутри было уютно и царило оживление.
В. Сквозь занавес слышалось гудение толпы и доносились торжественные звуки оркестра.
infourok.ru
525О. В. Загоровская, О. В. Григоренко Русский язык. Готовимся к
ч. 1 ... ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11 ... ч. 13 ч. 14 § 51. Тестовые задания1. В каком случае союз и соединяет части сложносочиненного предложения?
а) Коридоры и большая комната стояли голые и пустые и казались необычно просторными и светлыми. б) Мела пурга-метелица и леденила кровь. в) Свежеет, и горы, овеваемые морским воздухом, принимают лиловые тоны. г) Только мысли мечутся, и бьются, и приветствуют тот непокой.2. В каком случае перед союзом и нужна запятая?
а) Высоко в небе сияют голубые звезды и светит молочно-белая луна. б) На дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки. в) Окна в сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой. г) Тишина и безлюдье.3. В каком случае перед союзом и не нужна запятая?
а) Солнце зашло и начало смеркаться. б) Морозило и за снежными полями, на западе, тускло просвечивая сквозь тучи, желтела заря. в) И леса без солнца не выросли б и хлеб на полях не поспел. г) Из окна дует холодом и сыплет снег.4. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
а) Любовь не знает страха, и отвергает страх, и восстает из праха. б) И зачем эта странная ночь, и зачем стоит этот сонный корабль в сонном море? в) Метет и нет конца метели. г) Снега сошли и смыли след.5. В каком случае в предложении неправильно расставлены знаки препинания?
а) Петербургская улица возбуждала во мне жажду зрелищ, и самая архитектура города внушала мне какой-то ребяческий империализм. б) Комедия была поставлена под его руководством, и он сам репетировал с актерами. в) О Пушкине говорили много и кое-что сказали, о Лермонтове говорили мало и ничего не сказали. г) Мне кто-то руку подает, и кто-то улыбается.Сложноподчиненное предложение
Теоретические сведения и языковой анализ
§ 52. Сложноподчиненное предложение и его грамматические признаки
Сложноподчиненными называются сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом.
Сложноподчиненное предложение (СПП) может состоять из двух и более простых предложений, одно из которых является главным, а остальные — придаточными предложениями. Придаточное предложение может стоять перед главным, после него или даже в середине. Например: Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду; Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось (Паустовский). Придаточные предложения служат для пояснения либо одного члена в главном предложении: Расскажи мне ту сказку, которую мама любила рассказывать, либо всего главного предложения в целом: Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку. Придаточные предложения присоединяются к главному с помощью подчинительных союзов, выражающих различные значения, или с помощью союзных слов. В отличие от союзов союзные слова не только связывают придаточные предложения с главным, но и являются членами придаточных предложений. Обычно бывает нетрудно определить, каким членом предложения является союзное слово. Например:В данных предложениях союзные слова где и зачем являются обстоятельствами.
Особого комментария требует союзное слово который. Оно может выступать в роли разных членов предложения: подлежащего, сказуемого, несогласованного определения, обстоятельства и дополнения. Чтобы определить синтаксическую функцию союзного слова который, нужно выяснить, какое слово главного предложения оно заменяет, подставить его вместо союзного слова и определить, каким членом придаточного предложения оно является. Например: Деревня, которая расположена на берегу реки, очень красива. В данном предложении союзное слово которая относится к существительному деревня. Если подставить слово деревня в придаточное предложение, то получится: Деревня расположена на берегу. В этом предложении слово деревня выполняет функцию подлежащего, следовательно, в придаточной части исходного предложения союзное слово которая тоже является подлежащим. Сравните: Озеро, мы подошли, оказалось чистым и глубоким. — Я встретился с человеком, давно не видел. Некоторые из союзных слов оказываются омонимичными союзам, т. е. в одних случаях они выступают как союзы, а в других — как союзные слова. Чтобы отличать союзные слова и союзы, следует помнить, что: 1) на союзные слова что и как обычно падает логическое ударение; 2) к ним можно поставить смысловой вопрос и определить, каким членом предложения они являются; 3) их нельзя изъять из предложения без нарушения смысла, зато можно заменить синонимичными союзными словами. с. Сравните: Я знал, что наш дом требует ремонта. — Я знал: наш дом требует ремонта. с. с. Дом, что стоит напротив, требует ремонта. — Дом, который стоит напротив, требует ремонта. При различении союзного слова и союза когда следует опираться на значение придаточных частей. В придаточных определительных и зачастую в придаточных изъяснительных когда является союзным словом, во всех остальных случаях когда — союз:Средства связи главной и придаточной частей в СПП
Подчинительные союзы
Простые: что, чтобы, как, когда, пока, будто, словно, если, точно, едва, лишь, хотя, ибо и др. Составные: потому что, так как, оттого что, ввиду того что, в связи с тем что и др.Союзные слова
Относительные местоимения: что, кто, какой, который, каков, чей, сколько и др. Местоименные наречия: где, как, когда, куда, откуда, почему и др. Слова что, как, когда в СПП могут быть и союзами и союзными словами. В главной части СПП иногда могут использоваться указательные слова тот, такой, весь, каждый, никто, там, тогда и др. Роль указательных слов в организации СПП неодинакова. Во-первых, они могут быть конструктивно необходимы (предложение с данной придаточной частью без них не может быть построено). Например: Я тот, кого никто не любит. Включение необходимых для строения предложения соотносительных слов обязательно для структурной схемы таких СПП:Во-вторых, соотносительные слова могут быть факультативны, их роль в предложении в таком случае усилительно-выделительная (соотносительные слова можно опустить без потери смысла):
с. с. Он запомнил того человека, который был в гостях у Петрова.Указательные слова являются членами главного предложения.
§ 53. Типы сложноподчиненных предложений
По значению и строению СПП делятся на три основные группы. Придаточные в этих сложных предложениях соотносятся с тремя группами второстепенных членов предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами*.
Виды придаточных предложений
1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) | Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др. | Родные места, где я вырос, навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает, ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали. |
2. Изъяснительные | Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. | Скоро я понял, что заблудился; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью. |
3. Обстоятельственные: | ||
• образа действия, меры и степени | Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. | Мы так устали, что не могли идти дальше. |
• времени | Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. | Пока дождь не прекратится, придется сидеть дома. |
• места | Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. | На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа. |
• цели | Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. | Чтобы не заблудиться, мы вышли на тропинку. |
• причины | Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. | Оттого что свеча горела слабо, в комнате было почти темно. |
• условия | Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли ... ли. | Если в течение суток погода не улучшится, поход придется перенести. |
• уступки | Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни. | Несмотря на то что было уже далеко за полночь, гости не расходились; Как ни гни дерево, оно все вверх растет. |
• сравнения | Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что. | Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки. |
• следствия | Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. | Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим. |
§ 54. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
СПП могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.
На основании того, к чему относятся придаточные части и как они соотносятся друг с другом, выделяется три типа СПП с несколькими придаточными. 1. СПП с последовательным подчинением придаточных. При таком подчинении первое придаточное относится к главному предложению, второе — к первому придаточному, третье — ко второму придаточному и т. д. Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей. Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).2. СПП с однородным соподчинением придаточных. При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.
Например: В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места, где она родилась и где так памятны были месяцы детства (Чернов).3. СПП с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:
а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов; б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений. Например: Из мира, который называется детской, дверь ведет в пространство, где обедают и пьют чай (Чехов).Существуют также СПП с комбинированным типом подчинения придаточных предложений. Например: Когда бричка выехала со двора, он (Чичиков) оглянулся назад и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет (Гоголь).
Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.Упр. 59. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Обозначьте грамматическую основу каждого предложения. Составьте схемы.
1. Кутузов писал что русские не отступили ни на шаг что французы потеряли гораздо более нашего что он доносит второпях с поля сражения не успев еще собрать последних сведений. 2. В самых лучших дружеских отношениях лесть и похвала необходимы как подмазка необходима для колес чтобы они ехали. 3. Они (Синцов и Маша) приехали в квартиру Машиной матери на Усачевке где так недавно прожили двое суток по дороге в Симферополь и куда вернулись теперь с таким чувством словно прожили не пять дней а пять лет. 4. Серпилин смотрел на артиллеристов соображая может ли быть правдой то что он только что слышал. 5. Ночь была так черна что в первые минуты пока глаза не притерпелись после света к темноте приходилось ощупью отыскивать дорогу. 6. Когда их работа кончена и мокрая сеть вновь лежит на носовой площадке баркаса я вижу что все дно застлано живой еще шевелящейся рыбой. 7. Мне кажется что если бы я следил за ним в продолжение нескольких лет он также был бы неуловим. 8. Даша заметила что когда вслед за звонком в столовой появлялся Рощин Катя сразу не поворачивала к нему головы а минуточку медлила. 9. Хорошо известно что если спортсмен регулярно не тренируется то хороших результатов он не достигнет.
§ 55. Тестовые задания
1. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?
а) Я знаю, что мужество вас не покинет. б) Он не отвечал на звонки лишь потому, что не слышал их. в) Если поезд опоздает, то я не смогу встретить друга. г) Кто не видал Венеции в апреле, тому едва ли знакома вся несказанная прелесть этого волшебного города.2. В каком случае придаточное предложение соединяется с главным при помощи союзного слова?
а) Поразил тон, каким все это было сказано. б) Он употребил все свое красноречие, дабы отвратить Акулину от ее намерения. в) Теперь, по-видимому, никого нет дома, так как никто не выходит на лай собак. г) Уж раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.3. В каких случаях придаточное предложение соединяется с главным при помощи союза?
а) Какими бы фальшивыми идеями ни прикрывались хищные эгоисты, они для меня не люди. б) Мы встретились в городе, где жили наши друзья. в) Он сделал еще одно движение, чтобы остановить нарушителя. г) Даже удивительно, откуда у Анфисы берутся такие мысли.4. В каком случае слово что является союзным словом?
а) У Чарльза Диккенса спросите, что было в Лондоне тогда. б) И на этой земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил. в) И старый пес, ложась у ваших ног, вздохнет о том, что тоже одинок. г) Ничего, голубка Эвридика, что у нас студеная зима.5. В каком случае слово как является союзным словом?
а) Шифер на крыше от пекла крошился и стрелял этим крошевом, как стреляют и подпрыгивают орехи на раскаленной сковородке. б) Мой стих трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима. в) А вы на земле проживете, как черви слепые живут. г) Хочешь знать, как все это было?6. В каком случае слово когда является союзным словом?
а) Когда же свеча последняя догорит, смущенно — я умираю — он говорит. б) Когда шуршат в овраге лопухи и никнет гроздь рябины желто-красной, слагаю я веселые стихи. в) Никому не было известно, когда он вернется. г) Когда ехали обратно, в загородном саду уже играла музыка.7. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?
Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно пуста. а) дополнения б) определения в) обстоятельства г) сказуемого8. Какую функцию выполняет в предложении союзное слово который?
Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочитали друг у друга в глазах. а) дополнения б) определения в) обстоятельства г) подлежащего9. В каком предложении союзное слово который является дополнением?
а) Это такой человек, который своего не упустит. б) Который год это продолжается — трудно вспомнить. в) Площадка, на которой мы должны были биться, изображала почти правильный круг. г) Такими жалкими оказались сапожники, которых Нехлюдов увидел работающими в окне одного подвала.10. В каком предложении выделенное союзное слово является подлежащим?
а) А знаете, какую бы глупость он сделал? б) От жизни той, что бушевала здесь, от крови той, что здесь рекой лилась, что уцелело, что дошло до нас? в) Кто знает, чей голос пройдет сквозь столетья. г) Да объясните мне, как ее похитил Казбич?11. В каком предложении выделенное союзное слово является сказуемым?
а) Нужно было видеть, какое благоговейное молчание воцарилось. б) Ты не спросил еще, каков мужик у Чичикова. в) Оттого и дóроги мне люди, что живут со мною на земле. г) Председатель обратился к Мите с вопросом, что может он сказать насчет данного показания.12. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное изъяснительное?
а) И тот, что был позади, беспокойно зашмыгал носом. б) Книга, что мне подарили, оказалась очень интересной. в) Отвлеченные науки потому и называются отвлеченными, что они отвлекают ваш ум от очевидности. г) Узнав, что барин приехал, она снова побежала в избу.13. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное места?
а) Всюду, где живет человек, он оставляет самого себя. б) Бакланов напряженно смотрел в ту сторону, откуда прозвучал залп. в) Она спросила, откуда они, не из тех ли уж сторон. г) На берегу Красильников советовался с товарищами, куда теперь идти.14. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное условия?
а) Случаются такие благостные минуты, когда человеку хочется помолчать. б) Маша уже совсем было пошла к двери, когда Шмелев остановил ее. в) Удавилась бы с тоски, когда бы на нее хоть чуть была похожа. г) Для него наступило время, когда так легко портится характер.15. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное образа действия?
а) Как только рассвело, мы отправились в путь. б) Он обдумает и рассудит, как ему дальше жить. в) И тихим медленным звоном, как звенят теплые удила усталых коней, отдают шаги уходящих. г) Наступление шло так, как было предусмотрено в штабе.16. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное времени?
а) Муза! Ты видишь, как счастливы все. б) Механик остался сидеть за столом так, как сидел в ожидании посетителя. в) Никто не знал джунглей так хорошо, как знал он. г) Как услышал царь-отец, в гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить.17. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное следствия?
а) У самой тропинки росли огромные лесные колокольчики, так что нам не пришлось идти за цветами в глубь леса. б) Устоять перед этими правилами было невозможно, ибо у этих правил времени нет исключений. в) Он отставил левую ногу в сторону, чтобы для удара был упор. г) Даже специалисты забывают язык, если не тренируются.18. В каком случае в сложноподчиненном предложении можно выделить придаточное причины?
а) Раз сравнялись они с этими юными существами, значит, не старые они. б) Каретников постарался захватить руку покрепче, чтобы не выскользнула из пальцев. в) Сколько он ни справлялся в городе на почте, ничего не было на имя Алмазова. г) Поскольку участок оказался сильно заболоченным, пришлось срочно приняться за его осушку.19. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.
а) Люди выдумывали себе пороки, лишь бы не прослыть пресными (придаточное цели). б) Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят (придаточное определительное). в) Кругом рвались снаряды, так что всем было не до него (придаточное следствия). г) Фельдшер вышел во двор поглядеть, не уехал ли Калашников на его лошади (придаточное изъяснительное).20. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.
а) Очевидно, это было то место, где шоссе обрывалось над рекой у сожженного моста (придаточное места). б) Началась та чудная пора, когда природа, пробудясь ото сна, начинает жить полной жизнью (придаточное времени). в) Когда вы согласились, так уже нельзя вам отказываться (придаточное условия). г) Иногда и не заметит человек первого седого волоса, как не замечает порой первого желтого листа (придаточное образа действия).21. Выберите правильный вариант характеристики придаточного предложения.
а) Мы не просидели и четверти часа, так как сторож попросил выйти на улицу (придаточное цели). б) Глядела я, как мчатся сани, и слушала язык родной (придаточное образа действия). в) И хотя в камнях ничего не было чужого, угрюмого, они ему показались недобрыми, могильными (придаточное условия). г) Она ловко кружилась на одном месте, так что получалось нечто вроде вальса (придаточное следствия).22. Выберите неправильный вариант характеристики придаточного предложения.
а) Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти в Оренбург (придаточное времени). б) Незнакомец не рассматривал нас так, как рассматривали мы его (придаточное образа действия). в) Бывали мгновенья, когда он решительно воскресал духом (придаточное определительное). г) Скажи мне, ветка Палестины, где ты росла, где ты цвела (придаточные изъяснительные).23. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями последовательное подчинение?
а) Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями. б) Саврасов заглянул к нам из другого мира, где живут ведуны-великаны и откуда надолго нельзя безнаказанно отлучаться. в) Начинало слегка давить виски, как давит голову, когда долго кружишься на карусели. г) Родился я в лесном хуторе и часть детства своего провел в дремучих лесах, где по волокам да болотам непроходимым медведи пешком ходят, а волки стаями волочатся.24. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями однородное соподчинение?
а) Он бережно поцеловал жену и пошел в комнату, где ожидали его краски, кисти, холст — все то, без чего он не мог представить себе ни одного дня жизни. б) С кремлевской стены, на которой стоит царь Иван Васильевич, видно, как выбиваются из сил, борясь с течением, гребцы. в) Было слышно, как беспокойно плещется рядом Нева и где-то над крышами гудит мокрый флаг. г) Когда шел этот разговор, в соседней комнате стоял сельский мельник, которого для размола зерна вызвал на усадьбу Курбского Иван Колымет.25. В каком сложноподчиненном предложении между главным и придаточными предложениями параллельное подчинение?
а) Все, что роте предстояло сделать в темноте, Рюмин не только последовательно знал, но и видел в том обостренном луче света, который центрировался в его уме. б) Хотя над воротами надпись, что здание находится под охраной государства, никто его не охраняет. в) Игнатий Хвостов рассказал товарищам о том, кто был Траян и каким жестоким преследованиям подвергал он первых христиан. г) Неизвестно, построена ли яхта еще до первого приезда Петра Бажениным или же она была подарена русскому царю голландскими купцами.ПРАКТИКУМ ПО ПУНКТУАЦИИ
ч. 1 ... ч. 7 ч. 8 ч. 9 ч. 10 ч. 11 ... ч. 13 ч. 14
ansya.ru