Конспект урока по русскому языку "Синонимы". Я трудилась не напрасно и запомню навсегда хлеб вкуснее не от масла


Урок -путешествие по теме

с. 1 Урок –путешествие по теме «Лексика» в 5 классе

Цели урока:

  • повторить и систематизировать основные сведения по теме “Лексика”;
  • закрепить учебно-языковые навыки;
  • совершенствовать нормативные и коммуникативные речевые умения и навыки учащихся
Воспитательная цель:
  1. привить любовь к предмету, научить учеников творчески мыслить, участвовать в коллективной работе
Учитель: Сегодня мы отправимся в путешествие в чудесную страну «Лексику». Отправимся мы в путешествие на нашем паровозике. Будем останавливаться на разных станциях и повторим всё, что мы изучили. Будем вести путевые записи, поэтому откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

Когда люди путешествуют, они, конечно же поют, чтобы веселее было в дороге. И мы тоже споём песню. ( Дети поют песню)

Вот мы и подъехали к первой станции, которая называется «Теоретическая».

Первая станция « Теоретическая».

Учитель: На этой станции мы должны вспомнить изученное. Продолжите предложения.

Лексика—это…

Слова, которые имеют несколько значений, называются…

Синонимы—это..

Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются…

Фразеологические обороты—это…

Паровозик отправляется дальше

Вторая станция «Синонимы». Первое задание, которое мы должны выполнить, это на минуту стать поэтами. К словам, данным в скобках, подобрать синонимы, чтобы получилась рифмованная строчка.

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятие в школу (торопятся).

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда,

Хлеб вкуснее не от масла

Хлеб вкуснее от (работы).

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут)

Задание 2. Работа по карточкам. Каждому ученику раздаётся карточка с заданием.

Дети поднимались на крутой холм. Подниматься было трудно. Когда поднялись на вершину холма, сели отдохнуть. Поднимались не зря, сверху местность ещё красивее.

Вам понравился этот текст? Если нет, то почему?

Попробуем отредактировать текст. ( Влезать, взбираться, вскарабкаться)

Дети поднимались на вершину холма. Карабкаться было трудно. Когда взобрались на вершину холма, сели отдохнуть. Поднимались не зря…

Третья станция « Антонимы»

Выразительно прочитать стихотворение. Выписать антонимы.

Яблоко

У прохожих на виду Висело яблоко в саду Ну, кому какое дело? Просто Яблоко Висело. Только конь сказал, Что низко, А мышонок – Высоко, Воробей сказал, Что близко, А улитка – далеко, А теленок озабочен Тем, что яблоко Мало. А цыпленок – тем, что очень Велико и тяжело. А котенку все равно. – Кислое, зачем оно? – Что вы? – Шепчет червячок – Сладкий у него бочок.

(Антонимы: низко – высоко, близко – далеко, мало – велико, кислый – сладкий

Учитель: Немного отдохнем, и на загадки дадим отгадки.( Подготовленные учащиеся читают стихотворения.)

Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЗНОЙ”,

Я В РЕКЕ В ТЕНИ ГУСТОЙ И В БУТЫЛКЕ ЛИМОНАДА, А ЗОВУТ МЕНЯ (ПРОХЛАДА).

Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “ЛЕТО”,

В ШУБУ СНЕЖНУЮ ОДЕТА, ХОТЬ ЛЮБЛЮ МОРОЗ САМА, ПОТОМУ ЧТО Я (ЗИМА).

Я – АНТОНИМ К СЛОВУ “СМЕХ”,

НЕ ОТ РАДОСТИ, УТЕХ, - Я БЫВАЮ ПОНЕВОЛЕ ОТ НЕСЧАСТЬЯ И ОТ БОЛИ, ОТ ОБИДЫ, НЕУДАЧ, ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО (ПЛАЧ).

Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА,

БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА, Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА НАЗЫВАЮСЬ (ТИШИНА).

Учитель: Ещё раз споём нашу любимую песню песню ( Изображаем паровозик)

  • Четвёртая станция «Фразеологическая». Игра “Кто быстрее?”
– Закончите фразеологизм:

Душа в пятки ________________________ Обвести вокруг ________________________ Без ________________________ в голове Вставлять палки ________________ За тридевять ________________________ Семи пядей во ________________________ Коломенская ________________________ Авгиевы ________________________ Гонять ________________________

Учитель: А теперь в данном тексте найдём все фразеологические обороты.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему что об стенку горох.

– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и в конце концов показать, где раки зимуют...

(По Э.А. Вартаньяну)

Учитель: Мы прошли все станции. Наше путешествие подходит к концу. Хочется надеяться, что вам путешествие понравилось, и каждый из вас пополнил свой багаж знаний.\

Домашнее задание: выписать из текста фразеологизмы.с. 1

kz2.fatwords.org

Конспект урока по русскому языку "Синонимы"

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Тема:  Синонимы.

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

- обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

      Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их)

Все слова языка (лексика).

Раздел науки о языке, изучающий лексику (лексикология).

Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Беседа.

- Многозначные слова часто наряду с прямым значением имеют значение переносное. Ребята, попробуйте привести свои примеры.

Выполнить задание: подчеркнуть слова с переносным значением? Серебряное кольцо – серебряный иней, чёрные мысли – чёрный пиджак, воет волк – воет ветер.

Вспомнить понятие «олицетворение»

- В чём отличие многозначных слов от омонимов? Определить значения у слов: норка, рысь, ласка. К какому разряду слов  они относятся?

    3. Введение в тему.

    1.  Сегодня мы познакомимся с новым явлением  лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка.

Карточка 1 задание 1

                                                      Лесная сказка

     Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

     - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

     - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

     Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. (Собрались, сбежались, приплелись.)

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)

     Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова?

 (синонимы)

  4.  Сообщение темы урока и постановка цели (детьми)

5. Изучение нового материала.

Определение синонимов.(вначале определение формулируют ученики).

Прочтение определения в учебнике (оттенки лексического значения: улыбаться – смеяться, тёмный – чёрный; употребление в речи: глаза – очи).

Задание: подобрать синонимы. Красивый (прекрасный, великолепный, очаровательный, привлекательный, прелестный, обаятельный, симпатичный).

Большой (огромный, гигантский, великий, громадный).

6. Закрепление новой темы на практике.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 351 (коллективное), 350 (самостоятельно), 353 (коллективное).

7. Редактирование текста.

Детям предлагается  текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Карточка 1 задание 2

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

Сделайте вывод: для чего нам нужны синонимы?

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок.

8. Выполнение заданий.

Найти синонимы в стихотворениях.

Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Восстановить авторский текст (подобрать синонимы).

Золотистые копны соломы На токах на колхозных лежат. И ребята дорогой знакомой На занятия в школу (торопятся). (Исаковский)

Я трудилась не напрасно И запомню навсегда, Хлеб вкуснее не от масла, Хлеб вкуснее от (работы). (Демьянова)

Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят, Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную (берегут). (Лермонтов)

 Подбери синоним из 4 букв.

Приятель – друг Противник – враг Солдат – воин, боец Шагать – идти Красный – алый Родник – ключ Доктор – врач.

Работа с пословицами. Записать пословицы, подчеркнуть синонимы.

1. Переливать из пустого в порожнее. 2. Спеши, не спеши, а поторапливайся. 3. Приятелей много, а друга нет.

Задание на концентрацию внимания.  Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.

(У зайки Бубы заболели зубы)

- Какие орфограммы можете назвать в данной скороговорке?

- Чем похожа скороговорка со стихотворением Некрасова и текстом Мамина-Сибиряка? (эти тексты объединены одной темой. В них  говорится о зайцах)

9. Домашнее задание.

10. Итог урока.

О каком лексическом явлении говорили на уроке? Что нового вы узнали?

11. Рефлексия.

Карточка.

1. Д. Мамин-Сибиряк. Лесная сказка

     Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

     - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

     - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

     Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

2. Редактирование текста.

    Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

3. Найти синонимы в стихотворениях. Определить, какой частью речи они выражены.

Бураны, вьюги и метели, Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! – Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться. Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

  1. Восстановить авторский текст (подобрать синонимы)

Золотистые копны соломы На токах на колхозных лежат. И ребята дорогой знакомой На занятия в школу (торопятся). (Исаковский)

Я трудилась не напрасно И запомню навсегда, Хлеб вкуснее не от масла, Хлеб вкуснее от (работы). (Демьянова)

Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят, Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную (берегут). (Лермонтов)

5. Работа с пословицами. Записать пословицы, подчеркнуть синонимы.

1. Переливать из пустого в порожнее. 2. Спеши, не спеши, а поторапливайся. 3. Приятелей много, а друга нет.

Задание на концентрацию внимания.  Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.

Просмотр содержимого документа «Конспект урока по русскому языку "Синонимы" »

Конспект урока по русскому языку в 5 классе.

Учитель: Юшкина Н.В.

Тема:  Синонимы.

Цель урока:   дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:  

- обучающие: научить различать  синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные:  воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Лексический диктант (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их)

Все слова языка (лексика).

Раздел науки о языке, изучающий лексику (лексикология).

Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).

Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

Беседа.

- Многозначные слова часто наряду с прямым значением имеют значение переносное. Ребята, попробуйте привести свои примеры.

Выполнить задание: подчеркнуть слова с переносным значением? Серебряное кольцо – серебряный иней, чёрные мысли – чёрный пиджак, воет волк – воет ветер.

Вспомнить понятие «олицетворение»

- В чём отличие многозначных слов от омонимов? Определить значения у слов: норка, рысь, ласка. К какому разряду слов они относятся?

3. Введение в тему.

1. Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка.

Карточка 1 задание 1

Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

1. Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. (Собрались, сбежались, приплелись.)

2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись.)

Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Как называются эти слова?

(синонимы)

4. Сообщение темы урока и постановка цели (детьми)

5. Изучение нового материала.

Определение синонимов.(вначале определение формулируют ученики).

Прочтение определения в учебнике (оттенки лексического значения: улыбаться – смеяться, тёмный – чёрный; употребление в речи: глаза – очи).

Задание: подобрать синонимы. Красивый (прекрасный, великолепный, очаровательный, привлекательный, прелестный, обаятельный, симпатичный).

Большой (огромный, гигантский, великий, громадный).

6. Закрепление новой темы на практике.

Работа с учебником. Выполнение упражнения 351 (коллективное), 350 (самостоятельно), 353 (коллективное).

7. Редактирование текста.

Детям предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами.

Карточка 1 задание 2

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый.

Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы?

Сделайте вывод: для чего нам нужны синонимы?

Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок.

8. Выполнение заданий.

Найти синонимы в стихотворениях.

Бураны, вьюги и метели,Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! –Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.Кто сказал, что дубу страшно простудиться.Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Восстановить авторский текст (подобрать синонимы).

Золотистые копны соломы На токах на колхозных лежат.И ребята дорогой знакомой На занятия в школу (торопятся). (Исаковский)

Я трудилась не напрасно И запомню навсегда,Хлеб вкуснее не от масла, Хлеб вкуснее от (работы). (Демьянова)

Листья в поле пожелтели,И кружатся, и летят,Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную (берегут). (Лермонтов)

Подбери синоним из 4 букв.

Приятель – друг Противник – враг Солдат – воин, боецШагать – идтиКрасный – алыйРодник – ключ Доктор – врач.

Работа с пословицами. Записать пословицы, подчеркнуть синонимы.

1. Переливать из пустого в порожнее.2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.3. Приятелей много, а друга нет.

Задание на концентрацию внимания. Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.

(У зайки Бубы заболели зубы)

- Какие орфограммы можете назвать в данной скороговорке?

- Чем похожа скороговорка со стихотворением Некрасова и текстом Мамина-Сибиряка? (эти тексты объединены одной темой. В них говорится о зайцах)

9. Домашнее задание .

10. Итог урока.

О каком лексическом явлении говорили на уроке? Что нового вы узнали?

11. Рефлексия.

Карточка.

1. Д. Мамин-Сибиряк. Лесная сказка

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

- Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься?

- И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь!

Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы.

2.. Редактирование текста.

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

3. Найти синонимы в стихотворениях. Определить, какой частью речи они выражены.

Бураны, вьюги и метели,Как много с ними канители, Как много шума, толкотни, Как надоели мне они! –Так проворчал мороз угрюмый И речку в лед сковал без шума.

Зябнет осинка,Дрожит на ветру,Стынет на солнышке,Мерзнет в жару.

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.Кто сказал, что дубу страшно простудиться.Ведь до поздней осени дуб стоит зеленый, Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

  1. Восстановить авторский текст (подобрать синонимы)

Золотистые копны соломы На токах на колхозных лежат.И ребята дорогой знакомой На занятия в школу (торопятся). (Исаковский)

Я трудилась не напрасно И запомню навсегда,Хлеб вкуснее не от масла, Хлеб вкуснее от (работы). (Демьянова)

Листья в поле пожелтели,И кружатся, и летят,Лишь в бору поникши елиЗелень мрачную (берегут). (Лермонтов)

5. Работа с пословицами. Записать пословицы, подчеркнуть синонимы.

1. Переливать из пустого в порожнее.2. Спеши, не спеши, а поторапливайся.3. Приятелей много, а друга нет.

Задание на концентрацию внимания. Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы.

УмелезаймпенолкиджгшорпБуроебыпрозаапвукбоджроелелдоаапрлидломисзуоленйжбыжбюь.

kopilkaurokov.ru

Урок - игра "В гостях у королевы Лексики"

УРОК – ИГРА «В ГОСТЯХ У КОРОЛЕВЫ ЛЕКСИКИ»

Цели:

1.повторение и обобщение по теме «Лексический состав языка»2.развивающая: обучение высказыванию по лингвистической теме; развитие творческих способностей.3.воспитательная: трудовое и эстетическое воспитание. Развитие компетенций: учащиеся должны знать особенности и область применения различных пластов лексики; уметь различать лексические пласты языка и применять их в речи

Наглядность : демонстрационные карточки с заданиями, транспаранты.

Ход урока:

Лексика

Травка не зеленеет, солнышко не блестит,

Ласточка зимою в сени к нам не летит.

А я, Королева Лексика повелеваю прибыть во дворец моим подданным на большой королевский бал!

Представляю Вам жителей моей страны . Вот перед вами омонимы – слова ,разные по значению, но одинаковые по звучанию.

Различен смысл в словах. И что же?

Как близнецы, они похожи.

Груз подает подъемный кран.

И воду льет в квартире кран.

Учащиеся демонстрируют карточки со словами.

Лексика

Во дворец прибыли антонимы - слова с противоположным значением.

Минус - плюс, огонь – вода,

Дерзкий - осторожный,

Все антонимы всегда

Противоположны!

Учащиеся демонстрируют карточки .

1ый антоним (читает)

Добрый – злой,

Трусливый – смелый,

Толстый – тонкий,

Чёрный – белый.

Вверх – вниз,

Внутри – снаружи,

Над – под,

Жара – стужа.

Чистить – пачкать,

День – ночь,

Все сюда! – ступайте прочь!

Труд – безделье,

Смех – рыданья…

Здравствуйте… и до свиданья!

Лексика Сейчас мы отдохнем и поиграем в игру “лови - назови”. А назвать вам нужно будет антонимы к словам: шум, утро, холод, враг, болезнь, радость, старость, доброта, потеря, ложь, горе, внизу, юг, медленно, влево, темно, лето, близко, ругать, сытый, начало.

2-ой антоним читает стихи, в них нужно найти и назвать антонимы

--Грустный клоун громко плачет,

А веселый клоун скачет,

Хочет подвиг совершить –

Хочет рёву рассмешить.

--Вышел в поле храбрый рыцарь,

Может он с любым сразиться,

А трусливого зайчонка

Напугает и девчонка.

---Грязному автомобилю

Путь машины преградили:

"Чистым здесь зеленый свет!

Остальным дороги нет!"

Лексика У нас в гостях – синонимы, что вы знаете о них ? (Это слова одной части речи, одинаковые по значению, но разные по звучанию и написанию) .

Учащиеся демонстрируют карточки.

Лексика.

Подберите синонимы к словам: приятель – (друг ), Луна –( месяц), собака – (пес), бегемот –(гиппопотам).

Выполнение заданий по группам. Назвать синонимы.

1 –ый синоним читает задания, которые выполняют ученики по карточкам

Назвать синоним вместо слова в скобках

(1-я группа)

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся).

(2-я группа)

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда,

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (работы).

(3-я группа)

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят,

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут).

2-ой синоним читает задания, которые учащиеся выполняют по карточкам

Назвать синонимы в тексте

(1-я группа)

Бураны, вьюги и метели,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они! –

Так проворчал мороз угрюмый

И речку в лед сковал без шума.

(2-я группа)

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(3-я группа)

Дуб дождя и ветра вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

До поздней осени дуб стоит зеленый,

Значит, дуб выносливый, значит, закаленный.

Лексика. В стране Русский язык много иностранных, а по- другому, заимствованных слов, многие из них пришли к нам из греческого и латинского языков : автодром, климат, штукатур, маляр, космос, фантастика. К нам прибыли послы из дружественных стран!

Послы из тюркоязычных стран Ассалям алейкум! Исянмесез! Мы иноязычные слова, заимствованные из тюркских языков:курай, бешбармак, батыр, палас, аул, караван, чебурек, арба,азу, беляши, казан, буран, курай, карандаш, сарай.

Послы из Германии Гутен таг! Мы слова из немецкого языка: шлягер, шницель, маляр, кондитер,фейерверк, шлагбаум, ярмарка, кегельбан.

Послы из Англии Хеллоу! Мы прибыли из английского языка : шоу, комбайн, компьютер, кекс, компьютер, комбайн, байкер, хоккей, стартер.

Лексика Давайте поприветствуем гостей! К нам приехали Неологизмы! Мы называем их еще новыми словами! Как же это интересно : придумывать слова, которых до сих пор не было в русском языке! Когда-то были придуманы слова : луноход, снегоход. Вы встречались с неологизмами, читая научно-популярные журналы. (например, мобиль (лат.) – подвижный; солнцемобиль, лифтомобиль (для доставки пассажиров к воздушным лайнерам), зебромобиль (используется в заповедниках; его красят в полосатый цвет, чтобы не испугать животных)

НеологизмОсобенно много слов придумали поэты Владимир Маяковский и Велимир Хлебников. Вот новые слова Маяковского : антиводочный – направленный против употребления вино-водочных изделий; винтиться – вертеться, как винт, горбастый – имеющий большой горб. А Велимир Хлебников сочинил целое стихотворение, придумав новые слова:

О, засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно

О, рассмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи!

Лексика Найдите авторские неологизмы в текстах.( Учащиеся выполняют задания по карточкам. ) Лексика читает текст, а учащиеся называют неологизмы.

1 группа По стенам красовались плакаты: “Уменьшим ругаемость, увеличим улыбаемость!”, “Долой котлетоподгораемость!”, “Понимем подметаемость на небывалую высоту!”

2 группа

Показал садовод;

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных

Густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться

Спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник!

Лексика.

Знаете ли вы, что осваивая свою профессию, вы изучаете специальные слова - термины – это профессионализмы . Вспомните и назовите, какие специальные слова по своей профессии вы знаете?

Задание. По группам на карточках) Укажите специальную (профессиональную ) лексику в отрывке из повести А. Первенцева : Дети Юганги любую лестницу называют трапом, пол – палубой, стены – переборками, кухню – камбузом, нерадивых – сачками; они вырубают, а не выключают свет, спят не на кроватях, а на койках, куртка у них – бушлат, в слове “компас” они ставят ударение на последнем слоге, а метель называют снежным зарядом… При передвижении на лыжах или пешком пространство исчисляют милями, а направление – румбами, учителю отвечают: “Есть!”

Лексика. Слова живут, они живые свидетели истории развития науки, техники, культуры. «Слово живёт, развивается.», т.е. имеет свою биографию. Меняется история, появляются новые предметы, явления – слова, обозначающие отжившее, уходят из активного употребления. Они называются устаревшими словами.

Устаревшие слова в зависимости от причин их устаревания делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это названия предметов и явлений, которые исчезли из жизни в процессе исторического развития. Такие слова не имеют синонимов и используются в исторической литературе для называния понятий той эпохи, о которой идет речь.

Учитель Возьмем, к примеру, слово –историзм конка.

Ко́нка (конно-железная городская дорога) — вид общественного транспорта, широко применявшегося до перевода железной дороги на паровую, тепловую, электрическую или канатную тягу. Наиболее распространённой областью применения конки был городской транспорт; таким образом, конка была предшественником электрического трамвая.

Конка представляла собой открытый или чаще закрытый экипаж, иногда двухэтажный с открытым верхом (империал). Вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. В местах где линии конки пересекали крутые подъёмы, экипажи поджидали форейторы (обычно мальчики-подростки), которые подпрягали ещё 1—2 пары лошадей и помогали преодолеть трудное место, затем на ровном участке выпрягали дополнительных лошадей.

Задание 3) Игра “ Молчанка ”. Угадать с помощью рисунка лексические значения следующих историзмов : зипун забрало ”, “ пищаль ”, колчан, светец, треуголка.

Лексика Архаизмы – это устаревшие и вышедшие из употребления слова, которые имеют синонимы в современном языке.

Задание 1. (проводит учитель) Подобрать к архаизмам – названиям частей тела современные названия:

Чело (лоб), очи, уста (рот), перст (палец), перси (грудь), десница (правая рука), шуйца (левая рука), зеница (зрачок), лик (лицо), ланиты (щеки), длань (ладонь).

Задание 2. (проводит учитель)

– Докажите, что архаизмы «живут» в современном языке. Уста, перст, очи, тщание, шелом,алкать(Учащиеся подбирают однокоренные слова: устный, перстень, очки, тщательный, ошеломить и др.)

Лексика

Каждый день мы по несколько раз произносим "Здравствуйте!" и интересуемся "Сколько времени?". "Тебе, Сидоров, единица!" - грозно произносит учитель. "Огласите, пожалуйста, весь список!" - просит задержанный на 15 суток герой фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика".

А ведь в каждом из примеров есть старославянизмы – слова, не возникшие непосредственно в русском языке, а пришедшие в него из языка другого - старославянского. "Мечты, мечты! Где ваша сладость?/ Где, вечная к ней рифма, младость?", писал Пушкин в романе "Евгений Онегин", употребив старославянизмы «сладость, младость».

Старославянизм (читает)

.В старославянском языке был звук "щ", ему в русском языке соответствовал "ч". Так, со старославянским языком связан глагол "освещать", а слово "свеча" - русское по происхождению.

В середине слова в старославянском языке был звук "жд", ему соответствовал русский "ж», поэтому « русскому "чужой" соответствует старославянское "чуждый".

В старославянском, появились неполногласные сочетания "ра", "ла", "ре", "ле" между двумя согласными звуками, тогда как в восточнославянском языке развились полногласные "оро", "оло", "ере", "ело" ("оло"). Русскому слову "город" соответствует старославянизм "град", русскому "берег" - "брег". "Млечный Путь" - старославянизм, а "молочные берега" - русское. ("бремя" старославянизм - "беременный" – слово русское).

Русские сочетания "ро" и "ло" в начале слова соответствуют старославянским "ра" и "ла". К примеру, слово "лодка" - исконно русское, а "ладья" - старославянизм. Ученые называют старославянский язык "церковнославянским".

Создание старославянского языка связано с религиозными потребностями, поэтому понятно, что группа слов, связанных с христианскими понятиями, будет по происхождению старославянской. В этой группе будут такие понятия, как "грех" (а соответственно и все производные слова), "пророк", "воскресение", "святой", "ангел".

Задание Игра “ Из глубины веков ”(проводит учитель).

Подберите к старославянизмам русские соответствия : врата, здравый, хлад, власы, сладкий, мрак, град, глава, горящий, стоящий, агнец,ограда. Подобрать родственные слова к старославянизмам: врата, здравый, хлад, млад.

Лексика Прибыла принцесса Фразеология!

Фразеология Мои владения населяют фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов с переносным значением, они характеризуют все стороны жизни человека и придают высказыванию выразительность.

Читает стихотворение, а учащиеся должны обнаружить в нем и назвать фразеологизмы.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по-разному служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово «вода».

Вот был я мальчишкой , да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло…

О смелом мы вправе сказать наперед:

«Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.»

А гуси и утки сухие всегда:

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобою – ты правил не знал,

Молчал при опросе : воды в рот набрал?

Лентяй отдыхает, а время идет-

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

«Довольно лить воду, ты дело давай!

Работать впустую ты скажешь потом»

«Не дело, мол, воду носить решетом,

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали : «А в стихах-то вода!»

Фразеология читает фразеологизмы, а учащиеся определяют их значения :

когда рак на горе свистнет, после дождичка в четверг, надуться как мышь на крупу, брать быка за рога, блоху подковать, крутить баранку, водить за нос.

Лексика.

Я хочу представить вам Стили русского литературного языка.

Учащиеся выходят с карточками в руках, на которых - названия стилей.

1 ый ученик – Разговорный стиль

Артисты говорят в гримерной,

Твой друг беседует с тобой,

Стиль этот просто разговорный,

А не какой-нибудь другой.

2-ой ученик – Публицистический стиль

Еще есть стиль публицистический –

Статей в журнале политическом,

Газетных очерков, заметок - запомни также стиль и этот.

3-ий ученик - Художественный стиль

Рассказ читаешь или стих,

Роман, поэму, пьесу –

Знай, в них художественный стиль,

Стиль очень интересный.

4-ый ученик – Научный стиль

А правила мы учим,

Употребляя стиль научный.

Лексика. Наш придворный бал заканчивается. Пожелаем нашим друзьям всего хорошего!

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет!

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет!

Рефлексия : устный опрос.Вопросы участникам и зрителям: 1) Что особенно понравилось и запомнилось на уроке? 2) Какую информацию вы считаете важной и интересной для себя?

.

kopilkaurokov.ru

Виды работы с синонимами в начальных классах. Практический материал.

Виды работы с синонимами

Практический материал

Пилипенко Людмила Николаевна

Учитель высшей категории

МКОУ «Плодовская СОШ»

Бахчисарайского района Республики Крым

Упражнения

  1. Найди синонимы в стихотворении и выпиши их.

Дуб дождя и ветра Ведь до поздней осени

Вовсе не боится. Он стоит зеленый.

Кто сказал, что дубу Значит дуб выносливый.

Страшно простудиться? Значит, закаленный!

  1. Выберите из ряда синонимов слово, которое наиболее точно выражает смысл пословицы.

Герой воюет, а трус – …(грустит, горюет, печалится).

У себя в глазу бревна не видишь, а у других соринку… (замечаешь, подмечаешь, улавливаешь)

3. В тексте нужно избежать повторов слова, то есть заменить повторяющееся слово синонимами.

На опушке леса показался медведь. … подошел к зарослям малины и стал есть ягоды. Вдруг … застыл на мгновение. Затем он бросился назад, в лес.

4. Расположить синонимы по возрастающей или убывающей степени какого – либо признака:

Проследить, как нарастает сила гнева:

Гнев, злость ,раздражение, бешенство, ярость.

Слова данного ряда расположить по степени убывания признака:

Огромный, гигантский, большой, крохотный, маленький.

- Составить с этими словами предложение.

Например:

В траве копошатся маленькие кузнечики, крохотные жучки и букашки.

- В каждом ряду выделить слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный.

Стеречь, караулить, охранять.

Храбрый, мужественный, смелый, отважный.

5. Замени в словосочетаниях прилагательные синонимами без приставок

бесстрашный человек

безветренная погода

безоблачное небо

беспокойный сон

Занимательный материал

1. Прочитайте. Назовите слова, употребленные в значении «дорога». Что общего между ними и в чем разница?

Дорогой зовут автостраду,

И тропку, бегущую рядом,

И шлях, что лежит на равнине,

И путь каравана в пустыне. (В.Остин)

2. По образцу впишите в таблицу слова-синонимы.

Неправда

л

о

ж

ь

Темнота

Зной

Ураган

Несчастье

Ребята

Товарищ

Недруг

Слова для справок: враг, жара, буря, беда, мрак, дети, друг.

3. Закончите четверостишие словом, близким по значению слову, данному в скобках. (Понравившееся четверостишие запишите по памяти.)

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (работы)

На токах колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся)

И кружатся, и летят;

Лишь в бору поникшие ели

Зелень мрачную (берегут)

Мы идем на лыжный кросс.

Воздух чистый, день чудесный!

Не пугает нас …. (мороз)

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается … (кругом)

4. Найдите в стихотворении слова-синонимы. Сравните, чем они различаются.

  1. А у нас на площади

Стоят четыре лошади.

Дед тихонько лошадь тронет,

Скажет: «Лошади – не кони!»

Улыбается отец:

«Лошадь – пахарь,

Конь – боец!»

И тихонько взрослые

Объясняют мне:

«Груз везут на лошади,

Скачут на коне».

(Р. Дышаленкова)

2) Снег идет, кружит метель –

Белой пыли карусель.

Вьюга всех взъерошила,

Стежки запорошила.

Это, может быть, пурга

Понасыпала снега?

Или так метелица

Под окошком стелется?

Вот когда буран начнется,

В нем никто не ошибется!

  1. Ныть позорно и грешно.

Плакаться противно.

А скулить уже смешно,

Хныкать примитивно.

Стонать? Сетовать? Пенять?

Трудно нытика понять.

Жаловаться можно…

Только осторожно.

  1. Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много с ними шума, толкотни,

Как надоели мне они!

(В. Берестов)

5) Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мерзнет в жару.

(И. Токмакова)

6)Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зеленый.

Значит, дуб выносливый.

Значит, закаленный!

5. Какие синонимы встречаются в пословицах и поговорках?

– Спеши, не спеши, а поторапливайся.

– Приятелей много, а друга нет.

– Переливает из пустого в порожнее.

6. Замените высказывание одним словом

– Очень сильно хотеть что-то. (Желать)

– Искриться, блестеть на солнце. (Сверкать)

– Хворать, быть нездоровым. (Болеть)

– Украсить, придать красивый вид. (Нарядить)

7. Продолжите высказывания словами-синонимами.

Перечень букв в определенном порядке – это …(алфавит, азбука)

Предмет, при помощи которого измеряют температуру – это (градусник, термометр)

Человек на лошади – это… (всадник, наездник)

8 . Подберите синонимы с удвоенными согласными.

Больничный лист – … (бюллетень)

Специальность – …(профессия)

Обучение животных – …(дрессировка)

Скорый поезд – … (экспресс)

Асфальтированная дорога – … (шоссе)

Популярная игра на льду – … (хоккей)

Помещение в школе – …(класс)

Вид плавания – …(брасс)

9. В каждом ряду синонимов выделите слово, в котором признак выражен сильнее:

Большой, громадный, колоссальный. Стеречь, караулить, охранять .

Храбрый, мужественный, неробкий, смелый, отважный.

Игры

Ход игры: напишите слова-синонимы, в которых вторые буквы уже проставлены.

Главный – с

Мощный – и

Иностранный – н

Жадный – л

Густой – а

Большой – г

Смышленый – о

Занимательный – н

Прекрасный – и

Кроткий – м

Скорый – ы

Отчетливый – п

Буйный – р

Притворный – и

Жгучий – а

Смелый – т

Выносливый – е

Гостеприимный – л

Заискивающий – ь

Жгучий – и

Роскошный – ы

Бесстрашный – е

Слова для справок: знойный, жаркий, основной, крикливый, отважный, быстрый, терпеливый, иноязычный, сообразительный, живописный, сильный, интересный, огромный, частый, смущенный, лицемерный, алчный, хлебосольный, определенный, льстивый, безбоязненный, пышный.

Ход игры: Учитель говорит предложение, а дети должны заменить в нем выделенное слово.

Журавли караваном летят – стаей

На солнце темный лес зардел – покраснел

После зимней стужи – холода

Запел в лазури жаворонок – в голубом небе

Журавли курлычут – кричат

Ласточка щебечет – поет, заливается

Жаворонок летает – порхает, кружит, парит

Как называют такие слова?

Ход игры: необходимо подобрать синонимы к словам, написанным на доске. Кто скажет последним свое слово, тот и выиграл.

Смелая – храбрая, бесстрашная, отважная, мужественная,

героическая, неустрашимая;

Проворная – ловкая, юркая, увертливая, шустрая;

Красивая – прекрасная, хорошенькая, замечательная, пригожая;

Поет – свищет, заливается, кричит, трещит, стрекочет, чирикает;

Летает – вьется, проносится, порхает, кружит;

Клюет – ест, питается, кормится, подкрепляется, лакомится.

Ход игры: на доске записаны пары слов, необходимо определить синонимы это или антонимы. За каждый правильный ответ дети получают фишку. У кого больше фишек, тот и выиграл.

Азбука – алфавит, утро – вечер, беда – горе, ночь – день, война – мир, холод – жара, конец – начало, труд – работа, врач – доктор, радость – печаль, ураган – буря.

Ход игры: водящий выходит из комнаты. Остальные задумывают слово и распределяют между собой синонимы к нему. Отгадывающий входит и задает вопросы. В ответе на вопрос каждый участник игры должен использовать доставшийся ему синоним. Запомнив синонимы, водящий должен отгадать слово. Водящим становится тот участник игры, произнесший фразу, после которой стало ясно, какое слово задумано.

Плохо, большой, умный, двигаться, чисто, ученик, учить, бежать, смелый, хмурый, эгоизм, говорить.

Ход игры: на лицевой стороне лепестков ромашки (изготавливается из бумаги) записаны слова первого столбика, а на оборотной – второго столбика. Угадавший слово на обратной стороне лепестка переворачивает его и читает слово.

Школьник

Спешить

Говорить

Изба

Дождь

Ученик

Торопиться

Шептать

Дом

Ливень

Педагог называет несколько слов, а дети должны найти лишнее, т. е. слово, которое не подходит к другим по смыслу. Примерный набор слов:

Храбрый, звонкий, смелый, отважный.

Умный, большой, громадный, крупный.

Горячий, раскаленный, тяжелый, жаркий.

В каждом случае ребенок объясняет свой выбор.

kopilkaurokov.ru

Занятие 10. Слова-друзья - Документ

Занятие 10. Слова-друзья

Клоун Кузя старательно рассказывал клоуну Маркеше сказку Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».

Кузя. Дюймовочка маленькая… просто крошечная.

Маркеша. Подожди, какая Дюймовочка – маленькая или крошечная?

Кузя. Я же говорю, маленькая, просто крошечная.

Маркеша. Ничего не понятно!

Кузя. В русском языке есть слова, которые обозначают одно и то же, но по-разному. Они отличаются друг от друга оттенками значения и употребления. Такие слова-друзья называются синонимами.

Маркеша. Значит, слова маленькая и крошечная – синонимы?

Кузя. Конечно! Поиграем с синонимами.

1. Подберите синонимы к словам, данным в скобках, в рифму.

***

И. Демьянов

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от (работы).

_________________

***

М. Исаковский

Золотистые копны соломы

На токах на колхозных лежат.

И ребята дорогой знакомой

На занятия в школу (торопятся).

__________________

***

М. Лермонтов

Листья в поле пожелтели,

И кружатся, и летят:

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную (берегут)

__________________

Маркеша. А как появились синонимы?

2. Прочитайте сказку «Слова-братья».

Слова-братья

Старые люди рассказывают, что в древнем государстве Языкознании встречались бродячие слова. Они появлялись то здесь, то там, одинаково смотрели на людские горести и радости. Сказывают, что даже на одном языке разговаривали. Много у этих слов было общего. А счастья не было. Словно тени, слонялись они по стране, одинокие, несчастные, нигде не находили себе пристанища. И что самое грустное – они никак не могли встретиться друг с другом.

Но однажды по стране прошел слух, что в городе Синонимии появился волшебник, который всех одиноких и неприкаянных делает счастливыми. Со всей страны съехались разные слова в этот город. Очень уж хотелось им найти поскорее друзей. Волшебник (а был он очень мудрым человеком) выстроил их в один синонимический ряд, объединил наших знакомых под флагом Синонимики, повелел им друг друга братьями величать и не обижаться на то, что, приняв клятву верности, они стали называться одним словом – синонимы. Ведь все равно каждый из них не потерял своей красоты, яркости, а только лучше стал, как всякий счастливый.

Маркеша. Неужели нельзя обойтись без синонимов?

3. Прочитай текст.

Робкий заяц

Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий заяц выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайца врагов. За робким зайцем охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.

Понравился тебе рассказ?

Маркеша. Не очень. В каждом предложении повторяются слова робкий заяц.

Кузя. Попробуй заменить эти слова синонимами.

Маркеша. Хорошо. Пусть ребята помогут мне.

4. Напишите синонимы к словам заяц и робкий.

Заяц – _________________________________________.

Робкий – _______________________________________.

Маркеша. Я понял. Синонимы делают нашу речь красивее, позволяют избежать повторов в речи. Ты, Кузя, говорил, что синонимы отличаются оттенками значений. Что это значит?

Кузя. На этот вопрос ты ответишь, если выполнишь следующее задание.

5. Запиши слова-признаки с теми словами-предметами, с которыми их можно употребить:

Коричневый, карий – __________________________________________

Густой, дремучий – ___________________________________________

Горячий, знойный – ___________________________________________

Смуглый, темный – ___________________________________________

Старый, пожилой – ___________________________________________

Маркеша. Кузя, у меня к тебе остался последний вопрос. Что значит: синонимы отличаются друг от друга оттенками употребления в речи.

Кузя. Есть слова грубые, есть красивые, умные, книжные, а есть и такие, которые мы употребляем в повседневной речи. Например, слово множество – книжное, много – нейтральное, уйма – разговорное. А можешь ли ты, Маркеша, определить, какими по стилю (книжному, нейтральному, разговорному) являются следующие слова: смелый, лихой, неустрашимый; впрямь, воистину, действительно; жадный, завистливый, алчный; шествовать, идти, топать.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

gigabaza.ru

Урок русского языка "Слова-друзья-синонимы"

Урок по теме

«Слова - друзья-синонимы»

Тема: «Слова - друзья-синонимы»

Цель: закрепить понятие "синоним", показать на конкретных примерах значение синонимов в речи: чем больше человек знает синонимов, тем точнее он выражает свою мысль; расширять кругозор детей, развивать их речь и логическое мышление; воспитывать дружеское, доброжелательное отношение друг к другу.

Ход урока .

I. 1. Выбор игроков для первой тройки./Задание всему классу/.

-Кто первым назовёт слово-синоним?

Последнее слово в четверостишии заменено синонимом. Необходимо восстановить авторский текст, указав нужное слово:

Вот с весёлой звонкой песней

Мы идём на лыжный кросс

Воздух чистый, день чудесный

Не пугает нас холод,/мороз/.

Я трудилась не напрасно

И запомню навсегда:

Хлеб вкуснее не от масла,

Хлеб вкуснее от работы. / от труда/.

Веселый вестник ливней вешних,

Промчался в небе первый гром,

И вот открыл глаза подснежник

И озирается вокруг. /кругом/.

Задание для первой тройки.

-Каким словом-синонимом из четырёх букв можно заменить слово печаль?

Подсказка: Когда это случается, люди плачут./горе/.

2 Выбор игроков для второй тройки./Задание всему классу/,

-Восстановите авторский текст, заменяя нужное слово синонимом по смыслу и рифмованным строчкам:

Бураны, вьюги и пурга /метели/,

Как много с ними канители,

Как много шума, толкотни,

Как надоели мне они!

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно заболеть /простудиться/?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

3начит, здоровый /закалённый/.

Задание для второй тройки.

В Кратком словаре синонимов русского языка В.Н.Клюевой слова доктор, врач, эскулап объединены значением - лицо, лечащее больных. В ряду этих слов-синонимов есть ещё одно слово, состоящее из шести букв. /Лекарь/.

Теперь это слово архаизм. Оно перестало употребляться, место этого слова заняло другое с тем же значением, употребляется о оттенком пренебрежения: иногда этим словом называют человека, не имеющего для лечения больных достаточно оснований; от слова лечить.

Игра со зрителями.

-Какой синоним из четырёх букв можно подобрать к слову солдат?

/воин, боец/.

3. Выбор игроков для третьей тройки. /Задание всему классу/.

-Говоря о характере и поведении человека, мы часто вспоминаем зверей, птиц.

Название какого животного мы вспоминаем, что бы назвать;

- Какую птицу мы вспоминаем, чтобы назвать храбреца? (орёл)

Задание для третьей тройки.

-Какое животное мы вспоминаем, чтобы назвать увальня, нерасторопного ленивого человека. В слове шесть букв /Тюлень ,медведь/.

II. Финал

- Какой синоним из пяти букв можно подобрать для слова богатырь? (силач)

III. Суперигра.

- Синонимы часто употребляются в народных сказках, этими словами часто начинаются сказки. В этой фразе два синонима, одно слово повторяется дважды.

/В некотором царстве, в некотором государстве/.

IV. Итог. /Повторение правила; показ своих примеров; вывод/.

infourok.ru


Смотрите также