Диагностический материал по русскому языку. Пес выбежал во двор с кусочком хлеба и его сразу окружили вороны


Простые и сложные предложения 3

Простые и сложные предложения, однородные члены предложения.Расставь запятые, обозначь грамматическую основу и однородные члены предложения. Построй схему предложения.Летом мы будем купаться загорать кататься на велосипеде печь картошку на костре и собирать ягоды. __________________________________________________________Мама варит варенье из крыжовника смородины клубники вишни и малины. _______________________________________________________На вербах отпали тонкие чешуйки показались серенькие барашки. ___________________________Хорошо бродить по дорожкам любоваться незнакомыми видами узнавать новые места. __________________________________________________Пёс выбежал во двор с кусочком хлеба и его сразу окружили вороны. _____________________________Тучи собираются тяжелеют чернеют но не приносят дождя.____________________________________К полудню тучи ушли и над вершинами сосен переливалось холодными огнями небо. __________________________________После обеда кошка умылась потянулась растянулась и задремала. ________________________________Посинел на реке лёд в долинах зажурчали звонкие ручьи. ________________________________________ В портфеле лежали тетрадки учебники пенал альбом фантики от конфет кожура от апельсина и сухарик. _____________________________________________________Вот-вот появятся первые цветы прилетят грачи и поплывут по реке первые льдины. ___________________________________________________На ёлке вспыхнули красные зелёные синие и жёлтые огоньки. ____________________________________В магазине были саженцы груш яблонь слив но не было вишни.___________________________________Надвинулась туча и пошёл мелкий дождь. ________________________________________________На клумбе расцвели красные тюльпаны ярко-жёлтые нарциссы ароматные пионы. ___________________________________________________________________Саша выполнил упражнение по русскому языку решил задачу по математике но забыл выучить басню. _______________________________________________________________________За ночь чай в котелке замерзает и утром лежит жёлтая льдинка. ___________________________________В самостоятельной работе были сложные выражения трудная задача и уравнение. _____________________________________________________________Солнце уже не греет начались штормы и ветерок всё чаще тянет с севера.___________________________Колосья бьют вас по лицу васильки цепляют за ноги перепела кричат кругом и лошадь бежит ленивой рысцой. _______________________________________________________________________Домики насекомых можно найти и в воде и на деревьях и под землёй и в траве и на кустах и в наших домах. _______________________________________________________Пчёлка полетела к яблоне от неё к кустам малины дальше к цветочной клумбе и скрылась в чашечке цветка. ___________________________________________________Мой папа побывал в Киеве в Вильнюсе в Петербурге и в Минске._________________________________Стоял тёплый вечер и окна были открыты. ______________________________________________После работы папа ремонтирует машину ужинает и читает свежие газеты. _________________________В июле можно собирать и малину и чернику и землянику а бруснику и клюкву только в августе. ________________________________________________________________Потемнело и нахмурилось небо и побежали чёрные грозовые тучи. ________________________________ Из лесов полей болот перелесков ушёл март и ласковый апрель забрызгал горячее солнце. __________________________________________________________________Мы разделили рассказ на части составили план и приготовились к пересказу. _______________________Зима украсила белым покрывалом поля и луга леса и деревни города и сёла. ___________________________________________________________Пошёл гул и послышалось бормотание шипение шорох треск. ____________________________________Река бурлила выходила из берегов заливала ближайшие луга и поля. ______________________________Дворовый пёс пробежал по саду полаял на птиц поглодал давнюю косточку и прилёг на кучу листвы. _____________________________________________________Подняли золотые головки одуванчики расправил широкие лепестки шиповник. _______________________________________Осенью насекомые забиваются под кору деревьев или в опавшую листву или в щели домов или погибают. _________________________________________________Отряд долго и мужественно пробирался через колючий кустарник заросли тростника и вышел к дороге. __________________________________________________________________Ветер спит птица дремлет не колышется ни одна ветка. __________________________________________

15

educontest.net

Диагностический материал по русскому языку

Диагностический материал по русскому языку

5-11 класс

Составитель: учитель русского языка

Мазур Н.И.

2011

Итоговые проверочные диктанты

Нормативы

Объём письменных работ

Класс

Диктант

5

80-100 слов

6

100-110 слов

7

110-120 слов

8

120-140 слов

9

140-160 слов

10

150 слов

11

150 слов

Анализ контрольной работы по русскому языку

Вид: диктант, грамматический разбор, изложение, сочинение, тесты /подчеркнуть/

Дата проведения_________________________

Учитель________________________________

Класс__________Количество уч-ся___________

Выполняли работу_____________

Результаты

оценка

количество учеников

в %

"5"

"4"

"3"

"2"

"1"

Ошибки в работе

кол-во уч-ся в%

Анализ выполнил_________________

Ф.И.О.

Дата____________________________

5 класс.

1 четверть.

Контрольный диктант.

Дружеская помощь.

Однажды пасмурным днём зашёл я в лес. Вижу, белка запасает на зиму грибы. Висят грибы на сучках ёлок выше роста человека.

Начался дождь. Заторопилась белка, замелькал её рыжий хвост. Таскает она грибные шляпки за десять шагов от лесной полянки в дупло трухлявой берёзы. Сдёрнет лапками гриб, схватит в зубы и бежит по ветке к дуплу.

А дождь всё сильней. Тогда и я на дерево полез, собрал грибы в корзину и принёс к берёзе. Встал на пенёк, положил добычу в кладовую белки. Принимай, белка, свои запасы!

Домой я пришёл мокрый, но грибы в кладовой у белки остались сухими.

6 класс.

1 четверть.

Контрольный диктант.

Серые разбойники.

Я подтащил своё судёнышко, сразу забрал из лодки снасти, часть рыбы и подошёл к дому. Открылась и закрылась за мной дверь. Но я не вошёл в дом, а остался в коридоре, заглянул в дверную щель.

Вороны появились мгновенно. Метнулись серые крылья, птицы молча кружили над лодкой. Наконец весь разбойный отряд расселся вокруг моего судёнышка.

Первой начала грабёж только одна ворона. Она прыгнула на борт, повертела головой направо, налево и быстро схватила со дна рыбу. Тут и другие вороны ухватили по большой плотве.

Проходит минута, и птицы исчезают. Теперь можно появляться и мне...

Такие набеги вороны совершали каждый день, когда я возвращался с рыбалки.

( По А.Снегову).

Задания: 1. Выписать антонимы, указать часть речи.

2.Подобрать синонимы к словам:

1в. мгновенно -

расселся -

2в. повертела -

появляться -

3.Разобрать слова по составу:

1в. подтащил, закрылась, прыгнула

2в. открылась, заглянул, повертела

6 класс.

1 четверть.

Контрольный диктант.

Лето в тундре.

Коротка летняя пора в тундре. В мае в тундре ещё налетают метели, гуляют буйные ветры по её бесконечным просторам. Потом вдруг быстро исчезает снег, начинает расти трава, распускаются цветы.

Сколько птиц собирается летом в тундре! Здесь им не нужно беспокоиться о корме. Мошки и комары сами в рот летят. На бескрайних равнинах, на берегах светлых озёр птицы спокойно могут положить яйца, вывести птенцов. Они вырастят их и улетят вместе с ними за далёкие горы, леса и моря.

Но быстро проходит лето. Наступит такой день, когда солнце не поднимется из-за горизонта. Начнётся долгая полярная ночь, и только лиловые сумерки будут освещать землю.

7 класс

1 четверть.

Контрольный диктант.

На краю открывшейся поляны у костерочка на корточках сидел человек. Шапка и плечи запорошены снегом, руки зябко простёрты над огнём. В нескольких шагах под деревом стоял подрамник с неоконченным этюдом - рыжий дуб на краю опушки.

Снегопад внезапно прекратился. По запорошенной поляне промчалась синяя тень убегающей тучи, и снова всё вокруг засияло молодо и радостно. Дуб, облюбованный художником, ярко вспыхнул на солнце бронзовыми вихрами перезимовавшей листвы и отбросил от себя длинную тень через всю поляну к ногам двух обнявшихся молодых берёзок на другом её конце.

Живописец схватил кисть, он работал сосредоточенно и быстро, будто боялся, что внезапное ненастье может снова погасить краски. Я следил, как постепенно, после точных и неуловимых мазков кистью, оживал и от ветки к ветке зажигался солнечным светом лесной великан.

(По Е.Носову).

7 класс

1 четверть.

Контрольный диктант.

В тайге.

Никто не встретил нас на Белой горе. Избушка была пуста.

В углу избушки стоит печка, и рядом аккуратно сложены полешки дров. Кто уходит последним, тот должен приготовить сухие дрова. Зайдёт в избушку охотник, разожжёт огонь в печке, обогреетя, поест, отдохнёт и снова в путь. Но перед тем обязательно наколет дров и оставит еды.

На столе в жестяной банке шесть кусков сахару, пачка соли и чай в бумажке. Когда мы будем уходить, тоже оставим что - нибудь на столе.

Вокруг избушки разрослась дикая малина, а в самой избушке поселились бурундуки.

На Белой горе живут медведи, и бурундуки бояться бегать далеко наверх за кедровыми орешками. Они собирают шиповник и прячут на зиму под избушкой. Утром, как пригреет солнышко, они бегут друг за другом по каменным ступеням, играют, кубарем скатываются вниз, а самый храбрый бурундук забирается выше и сидит на верхней ступеньке. Сложит лапки на груди и замирает, вслушивается. Треснет ветка - храбрец кубарем катится вниз и визжит. За ним все бурундуки мчатся в покинутую избушку.

(По Г.Снегирёву)

8 класс.

1 четверть.

Контрольный диктант.

Ночь в лесу.

Ночь надвигалась. Красное зарево костров, освещая низину леса, усиливало мрак. С треском горевших ветвей ельника и фырканьем лошадей сливались лесные голоса.

Словно плачущий ребёнок запищал где-то сыч. Поблизости завозилась в вышине сосны векша, проснувшаяся от необычайного света. Ещё минута тишины, и в вышине раздался отрывистый, жалобный крик птицы. Это куница поймала добычу. Опять тишь, опять глубокое безмолвие.

Вдруг слышится точно кошачье прысканье. Это рысь, заслышавшая присутствие лакомого мяса в виде лошадей путника. Огонь не допускает близко зверя. Вот рысь и сердится, мурлычет, прыскает с досады, сверкая круглыми зелёными глазами.

Опять тишь. И вдруг либо заверещит бедный зайчишка, попавший в зубы к хищной лисе, либо завозится что-то в ветвях. Лесные обитатели живут не по-нашему. Они обедают по ночам.

П.Мельников-Печерский.

124 слова.

9 класс.

Повторение в начале года.

Диктант.

По реке.

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух – всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд.

Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вёслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защёлкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костёр и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

( 174 слова)

  1. Грамматическое задание (по вариантам)

1.Фонетический разбор:

1) птичьим 2) обсуждали

/ /

птичь-им об-суж –да-ли

п- (п) –согл., глух., твёрд. о –(а)- глас., безуд.

т- (т)- согл., глух., мягк. б –(п)- согл., глух., твёрд.

и- (и)- глас., удар. с –(с)- согл., глух., твёрд.

ч- (ч)- согл., глух., мягк. у –(у)- глас., безуд.

ь- - ж –(ж)- согл., звонк., твёрд.

и- (и)- глас., безуд. д–(д)- согл., звонк., твёрд.

м- (м)-согл., звонк., твёрд. а –(а)- глас., удар.

_и- (и) – глас., безуд. л –(л)- согл., звонк., мягк.

и –(и)- глас., безуд.

______________________ ________________________

8б., 7зв. 9б., 9зв.

2. Разбор слова по составу:

1) прерываемая 2) натолкнувшись

3. Морфологический разбор:

1) в течение – предлог, производный, неизменяемое слово.

2) никому – местоимение, отрицательное, в дательном падеже.

9 класс.

1 четверть.

Контрольный диктант.

Бархатный сезон.

В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Чёрного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землёю и морем густой туман, то с утра до утра шёл не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи.

Часто с северо-запада, со стороны степи задувал свирепый ураган. От него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах, вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах.

Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и тёплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей жёлтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли жёлтые листья.

( По А. Куприну.)

160 слов.

5 класс.

2 четверть.

Контрольный диктант.

Пёс и вороны.

Зима. Всюду снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. По снегу во дворе деловито разгуливают вороны.

Вот выбежал во двор пёс с кусочком хлеба, лёг на снегу закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди изо рта вырвут кусок.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать:"Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдёргиваю!" Но вороны - птицы дерзкие, ничего не боятся.

Пёс терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал.

А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

/По Г.Скребицкому/.

Грамматическое задание.

1. В предложении с прямой речью выделите слова "автора"(1 вар.), прямую речь (2 вар.).

  1. Составьте схему предложения с однородными членами.

  2. Выделите условными обозначениями два обстоятельства (1вар.), два дополнения (2 вар.). Укажите, к какому члену предложения они относятся, какими частями речи выражены.

  3. Подберите к двум-трём словам с орфограммой "Проверяемые согласные в корне слова" проверочные слова.

6 класс.

2 четверть.

Контрольный диктант.

В лес за чудесами.

Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье все умеют преодолевать препятствия.

"Советую тебе, Серёжка, присмотреться осенью к лесу",- говорил отец. Он приобрёл фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать всё интересное.

Как чудесно в лесу ранним утром! Везде жёлтый цвет. Деревья горят тихим огнём. Вот на ветку берёзки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я снимаю красавца, а он продолжает преспокойно сидеть.

В обед присядешь на пригорке, отдохнёшь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принёс из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.

Грамматическое задание .

1. Выписать 3 слова с чередующимися гласными А//О в корне слова, обозначить орфограмму.

2. Выписать слова с приставкой ПРЕ- (1 вар.), с приставкой ПРИ- (2 вар.),определить значение приставок .

3. Морфемный разбор слов: 1вар. 2 вар.

забираться касается

берёзки пригорке

4. Выписать имена существительные и указать падеж:

1вар.- 1 абзац

2 вар.- 2 абзац

7 класс.

2 четверть.

Контрольный диктант.

Четыре скульптурные группы, получившие название "Укротители коней", оформляют Аничков мост на Невском проспекте. Они изображают различные моменты укрощения коня, символизируя борьбу человека с дикими силами природы.

Юноша, встав во весь рост, пытается схватить под уздцы вздыбленного коня. Левой рукой он упёрся в круп животного. Поединок начался.

Вторая группа. Наступил острый момент борьбы. Юноша, правой рукой опершись о землю, левой из последних сил удерживает коня, взвившегося на дыбы.

В следующей группе укротитель крепко сдерживает постепенно покоряющееся ему животное.

Поединок закончен. Юноша вновь поднялся во весь рост, натянул поводья.

Автор декоративных фигур П.К. Клодт умел великолепно изображать животных, радуя восхищённых зрителей своими творениями.

Группы на Аничковом мосту - один из прославленных скульптурных ансамблей.

Примечание: записать на доске слова ПОД УЗДЦЫ и НА ДЫБЫ

Грамматическое задание.

  1. Подчеркнуть деепричастия несов.вида (1вар.), сов.вида (2вар.) и обозначить в них суффиксы, с помощью которых они образованы.

2. Выписать деепричастные (1вар.), причастные(2вар.) обороты вместе с теми словами, к которым они относятся.

8 класс.

2 четверть.

Контрольный диктант.

Стояла сенокосная пора.

Утром над озером курился туман и тянулся к востоку, где розовело небо.

На лугу был настоящий крестьянский праздник. Пришли учителя, конторские, и председатель, и пенсионеры, и ребятня. В небе, вылинявшем от зноя, стояли неподвижно белые перистые облака, пели жаворонки серебряными бубенчиками, в ольшанике властвовал соловей, а тут над полевыми цветами жужжали пчёлы, слепни, стрекозы. У ручья паслись аисты и не обращали внимания на людей. А рядом в зарослях ивняка синий трактор выписывал причудливые вензеля. Мягко, без натуги урчал мотор, стрекотала косилка, и ложилась на землю густая трава.

В полдень все пошли к озеру купаться.

После обеда опять закипела на лугу работа. Мелькали вилы и грабли, загорелые девичьи плечи и ореховые плечи парней, разноцветные косынки и спутанные волосы, возбуждённые лица.

Вечером все возвращались в деревеньку. Шли босяком по нагретому за день песку. От озера тянуло прохладой. Солнце садилось, и от его нежной, ласкающей теплоты было грустно.

Дорога отвернула от озера, и опять сильно запахло скошенной вяжущей травой… Стояла сенокосная пора.

9 класс.

2 четверть.

Контрольный диктант.

Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Я был, конечно, неправ. Нужно было время, чтобы слух, отупевший от скрежета городских улиц, мог отдохнуть и уловить очень чистые и точные звуки осенней земли.

Бывают осенние ночи, оглохшие и немые, когда безветрие стоит над чёрным лесистым краем.

Была такая ночь. Фонарь освещал колодец, старый клён под забором и растрёпанный ветром куст настурции.

Я посмотрел на клён и увидел, как осторожно и медленно отделился от ветки красный лист, вздрогнул, на одно мгновение остановился в воздухе и косо начал падать к моим ногам, чуть шелестя и качаясь. Впервые я услышал шелест падающего листа - неясный звук, похожий на детский шёпот.

(159слов)

10-11 класс.

1-ое полугодие

Контрольный диктант.

Как шумно сегодня в лесу! Пожалуй, больше всего шумели грачи. У них хлопоты уже были в полном разгаре. Они деловито ходили по земле, там, где уже сошёл снег, клевали червей, носились вокруг своих неуклюжих чёрных гнёзд и, видимо, волновались, что вот прилетели на летние квартиры, а многое не устроено. Сколько ещё предстоит беспокойства и возни.

Вороны и галки ходили по снегу и хмуро переговаривались. А под снегом шумели ручьи. Они вырывались из-под сугробов и, радуясь, бежали с холма. Маленькие бежали тонко и неуверенно, а большие бурлили так громко, будто они и впрямь настоящие реки.

Перепрыгнув через ручей и отойдя несколько шагов от дороги, я нагнулась. На небольшой проталинке, у самого края снежного наста, рос подснежник. Белый, на прямом стебельке, он стоял такой удлинённый, как будто никак не мог понять, откуда появился этот прекрасный, огромный мир.

Отсюда видно было далеко-далеко. До самого горизонта тянулся лес. Белой полосой извивалась река, ещё покрытая льдом. Лес подходил вплотную к обоим её берегам. Далеко за рекой виднелись пёстрые пятна: мелколесье, низкорослый кустарник, маленькие озёра, заросшие камышом.

( По Рыссу)

172 слова.

11 класс.

1-ое полугодие

Контрольный диктант.

(1)Образование... (2)Это слово имеет великое множество определений. (3)Существует мнение, что образование – погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры. (4)Прошлое – это те основы, нравственные ценности, уклад жизни, которые постепенно складывались в течение многих веков у того или иного народа, нации. (5)Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. (6)Будущее – это надежды, выраженные разными способами. (7)В основании их надежд – образцы культуры. (8)Каждый момент жизни человека, начиная с младенчества, – момент освоения им культуры. (9)И этот момент должен быть красив; как метко говорят скульпторы, «он не может быть безобразным, но не может быть и без образа». (10)Может быть, в само слово «образование» и заложили это представление: способность осознать мир через образы, которые создает сам человек. (11)Образ отношений, образ предметно-материального мира, другими словами, образ Я плюс образ Мира и моих способов взамодействия с этим миром.

(12)Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? (13)Каждый решает для себя. (14)Но мне кажется, очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

(По С. Кокориной)

11 класс.

1-ое полугодие

Контрольный диктант.

(1)Земной шар живет своей собственной, непредсказуемой жизнью. (2)Сложные процессы протекают на его поверхности. (3)Содрогается Земля под воздействием землетрясений. (4)Гибнут люди, населенные пункты. (5)Тайфуны проносятся над городами, разрушая здания, выворачивая вековые деревья. (6)Град, ливни обрушиваются на землю, наводнения поглощают не только посевы, но и то, что было создано людьми.

(7)А где-то в другом месте катастрофические засухи ведут к голоду целые народы. (8)Добрая, ласковая Земля неожиданно становится жестокой и безжалостной в отношении людей, ее населяющих.(9)Что заставляет ее, прекрасную нашу планету, становиться такой злой и беспощадной? (10)Об этом давно задумывались люди, замечая, что неистовство природных сил совпадает с крупными социальными катастрофами, возникающими в человеческом обществе: войнами, революциями, религиозными распрями, душевными потрясениями. (11)Нет ли здесь какой-то зависимости?

(12)Может быть, планета по-своему реагирует на вспышки противоречий в социальной сфере человечества? (13)Может быть, она мстит людям? (14)Особенно ярко проявилась эта фатальная зависимость в 2001 году, когда социальные взрывы с участием тысяч и тысяч людей буквально перемежаются с катастрофическими взрывами в природных условиях Земли. (15)Войны на Балканах, чеченские события, палестино-израильский конфликт, афганские распри, африканские столкновения – с одной стороны. (16)И одновременно непрерывные землетрясения, наводнения, тайфуны, извержения – с другой.

(17)Великий ученый В. Вернадский предложил свою нашумевшую гипотезу ноосферы, созданной интеллектом, трудом, энергетикой бесконечной смены человеческих поколений. (18)Может быть, острые конфликты, возникающие среди огромных человеческих коллективов, вызывают дисбаланс в энергетическом поле планеты?

(19)А это, в свою очередь, вызывает нарушение привычных природных условий. (20)В определенных случаях существование такой зависимости - возможно. (21)Не «думающая планета», мстящая за ошибки, а мы сами вызываем на свою голову природные несчастья. (22)Давайте задумаемся об этом...

(Г. Смирнов)

7 класс

Итоговый контрольный диктант.

Как-то Василий Иванович Суриков шёл пустынной улицей, обходя целые озёра воды, подёрнутые мелкой рябью дождя. Шёл он мимо мокрых изгородей, шурша плащом по зарослям громадных лопухов и крапивы, свободно разраставшимся по канавам вдоль дороги.

Впереди по проезжей дороге медленно катились телеги, громыхая, то и дело ныряя в ухабы, а из-под колёс во все стороны разлеталась жидкая чёрная грязь.

Дальше путь пролегал через овсяное поле. Приникший к земле овёс блестел, как шёлк, и казалось, что поле было покрыто одеялом, выстеганным причудливыми узорами.

День был на исходе. Огромный малиновый шар солнца садился в плотные тучи, быстро опускаясь, и был похож на груду раскалённых углей, присыпанных лилово-серым пеплом.

Возвращался Суриков снова той же скользкой тропкой. Шляпа на нём промокла насквозь, и капли дождя попадали за воротник. Стало темно. Перебравшись мостками через канаву, художник снова зашагал по длинной безлюдной улице.

8 класс

Итоговый контрольный диктант.

О словарях.

Всякие мысли иногда приходят в голову. Например, мысль о том, что хорошо бы составить несколько новых словарей русского языка (кроме, конечно, уже существующих общих словарей).

В одном таком словаре можно, предположим, собрать слова, имеющие отношение к природе, в другом – хорошие и меткие местные слова, в третьем – слова людей разных профессий, а в четвёртом – мусорные и мёртвые слова, всю канцелярщину и пошлость, засоряющие русский язык.

Этот последний словарь нужен для того, чтобы отучить людей от скудоумной и ломаной речи.

Мысль о том, чтобы собрать слова, имеющие отношение к природе, пришла ко мне в тот день, когда на луговом озерце я услышал, как хрипловатая девочка перечисляла разные травы и цветы.

Словарь этот будет, конечно, толковым. Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и учёных, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову.

/139 слов/

( По К. Паустовскому)

8 класс

Итоговый контрольный диктант.

ПО наблюдениям любителей природы, приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.

Самая простая примета – дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, выше самих высоких ив, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.

Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.

/133 слова/

( По К. Паустовскому)

9 класс

Итоговый контрольный диктант.

Бывают вороватые коты. А среди них - неисправимо вороватые. Одесский кот Мордан был как раз таким, вороватым неисправимо. Что касается его внешности, то имя его, мне кажется, даёт достаточное о том представление. О внутренней его сути, напоминаю, было сказано выше.

Жил кот в коммунальной квартире, отнюдь не голодая, призвание же своё видел, бесспорно, не в ловле мышей, а в том, чтобы следовать своей врождённой преступной склонности - воровать. Он умудрялся вытаскивать мясо даже из кастрюли с кипящим супом.

Ловкость и наглость, с которой совершал кот свои налёты, постоянно держала всех обитателей квартиры как бы на осадном положении.

Конечно, с одной стороны, это было полезно, так как представляло собой постоянную тренировку бдительности, внимательности и устойчивости нервной системы. Но, с другой стороны, квартирные обитатели, конечно не понимая положительной стороны таких испытаний, предпочли искать лёгкой жизни и малодушно решили избавиться от кота. Бедное животное отвезли в дальний конец города и оставили там на глухой окраине. Все жили расслабленно, спокойно (это продолжалось месяц) и думали, что так будет всегда. Но ошиблись: через месяц, к их огорчению, Мордан вернулся. Вернулся злой, похудевший и неизменно верный прежним преступным своим пристрастиям.

На этом, видимо, история с вороватым котом должна была бы завершиться. Однако этого не случилось...

/По А.Горбовскому/

10 класс

Итоговый контрольный диктант.

Под лёгким дуновением взволнованного ветерка море вздрагивает, покрывается мелкой нечаянной рябью, ослепительно ярко отражающей солнце, и улыбается голубому небу тысячами серебряных улыбок. В пространстве между морем и небом носится весёлый плеск волн, взбегающих на пологий берег песчаной косы. Всё наполнено живой, невиданной радостью: звук и блеск солнца, ветер и солёный аромат, раскалённый воздух и жёлтый песок. Узкая длинная коса, вонзённая острым шпилем в бескрайнюю пустыню воды, играющей солнцем, теряется там, где знойная мгла прячет землю. В этот день даже чайки

истомлены зноем: с раскрытыми клювами и опущенными крыльями они сидят на песке или лениво качаются на волнах.

Вот солнце начинает спускаться в море, и неугомонные волны, играя весело, шумно, а иногда мечтательно, лениво плещутся о берег. Сквозь их шум до берега долетают не то кем-то оброненные слова, не то куда-то зовущие крики.

Вот солнце садится, на жёлтом горячем песке лежит розоватый отблеск его лучей. Всё готовится к ночному покою: и жалкие прибрежные кусты, и перламутровые облака, и волны, взбегающие на берег. Одинокий огонь костра, зажжённого путником-бессребреником, то ярко вспыхивает, то угасает. Ночь ложится желанной прохладой на море, посеребрённое луной, и синее небо, усеянное звёздами, шатром защищает землю.

/ По М.Горькому /

10 класс

Итоговый контрольный диктант.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» имеет некоторое внешнее сходство с детективным романом. В основе сюжета лежит история преступления и его разоблачения. История эта покрыта тайной, и секрет занимательности состоит в том, что тайна раскрывается постепенно.

В классическом детективном романе читатель обычно не знает, кто убийца, и старается вместе с каким-нибудь Шерлоком Холмсом идти по следам преступника. Читатель с интересом следит за тем, как постепенно распутывается таинственный клубок и одна на другую нанизываются улики.

Элементы такой «игры» есть и в романе Достоевского. Но акценты здесь расставлены совсем необычно. Тайна состоит не в том, чтобы угадать преступника, а в том, чтобы разобраться в мотивах преступления. Разгадка мотивов отодвинута и превращена в сюжетную тайну. Автор предлагает нам следить за диалектическим развитием мыслей и душевного состояния героя, за той борьбой, которая в нём происходит. Читатель пытается разобраться в том, как и почему созрела у Раскольникова идея убийства, но и в конце романа не получает односложного ответа на этот вопрос. Разгадка тайны не однозначна и после того, как мы перевернули последнюю страницу романа, для наших размышлений остаётся широкий простор.

Творческое задание: напишите рассуждение на тему «Можно ли оправдать Раскольникова?»

11 класс

Итоговый контрольный диктант.

Уже в сумерках стал наконец надвигаться своей чернотой остров, как будто насквозь просверленный у подножия красными огоньками, ветер стал мягче, теплей, по волнам, переливавшимся, как чёрное масло, потекли золотые удавы от фонарей пристани. Потом вдруг загремел и шлёпнулся в воду якорь, наперебой понеслись отовсюду яростные крики лодочников, и сразу стало на душе легче, ярко засияла кают-компания, захотелось есть, курить, двигаться. Через десять минут семья из Сан-Франциско сошла в большую барку, через пятнадцать ступила на камни набережной, а затем села в светлый вагончик и с жужжанием потянулась вверх по откосу. Сладко пахнет в Италии земля после дождя, и свой, особый запах есть у каждого её острова!

Остров Капри был сыр и темен в этот вечер. Но тут он на минуту ожил, кое-где осветился. На верху горы уже опять стояла толпа тех, на обязанности которых лежало достойно принять господина из Сан-Франциско. Были и другие приезжие, но не заслуживающие внимания: несколько русских, поселившихся на Капри, неряшливых и рассеянных, в очках, с бородами, с поднятыми воротниками стареньких пальтишек, и компания длинноногих круглоголовых немецких юношей в тирольских костюмах и с холщовыми сумками за плечами, не нуждающихся ни в чьих услугах и совсем не щедрых на траты.

Господин из Сан-Франциско, спокойно сторонившийся и тех, и других, был сразу замечен. Ему и дамам торопливо помогли выйти, перед ними побежали вперёд, указывая дорогу. Всё было похоже на то, что это в честь гостей из Сан-Франциско ожил каменный сырой городок на скалистом островке в Средиземном море, что это они сделали таким счастливым и радушным хозяина отеля и только их ждал китайский гонг, завывавший по всем этажам сбор к обеду, едва вступили они в вестибюль.

/ По И.Бунину /

gigabaza.ru

Рассказы

Носов, «Заплатка»

У Бобки были замечательные штаны: зеленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всегда хвастался:

- Смотрите, ребята, какие у меня штаны. Солдатские!

Все ребята, конечно, завидовали. Ни у кого больше таких зеленых штанов не было.

Однажды Бобка полез через забор, зацепился за гвоздь и порвал эти замечательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошел поскорее домой и стал просить маму зашить.

Мама рассердилась:

- Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашивать должна?

- Я больше не буду! Зашей, мама!

- Сам зашей.

- Так я же ведь не умею!

- Сумел порвать, сумей и зашить.

- Ну, я так буду ходить, - проворчал Бобка и пошел во двор.

Ребята увидели, что у него на штанах дырка, и стали смеяться.

- Какой же ты солдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны?

А Бобка оправдывается:

- Я просил маму зашить, а она не хочет.

- Разве солдатам мамы штаны зашивают? - говорят ребята. - Солдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришить.

Бобке стало стыдно. Пошел он домой, попросил у мамы иголку, нитку и лоскуток зеленой материи. Из материи он вырезал заплатку величиной с огурец и начал пришивать ее к штанам.

Дело это было нелегкое. К тому же Бобка очень спешил и колол себе пальцы иголкой.

- Чего ты колешься? Ах ты, противная! - говорил Бобка иголке и старался схватить ее за самый кончик, так чтоб не уколоться.

Наконец заплатка была пришита. Она торчала на штанах, словно сушеный гриб, а материя вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче.

- Ну, куда же это годится? - ворчал Бобка, разглядывая штаны. - Еще хуже, чем было! Придется все наново переделывать.

Он взял ножик и отпорол заплатку. Потом расправил ее, опять приложил к штанам, хорошенько обвел вокруг заплатки чернильным карандашом и стал пришивать ее снова.

Теперь он шил не спеша, аккуратно и все время следил, чтобы заплатка не вылезала за черту. Он долго возился, сопел и кряхтел, зато, когда все сделал, на заплатку было любо взглянуть. Она была пришита ровно, гладко и так крепко, что не отодрать и зубами.

Наконец Бобка надел штаны и вышел во двор. Ребята окружили его.

- Вот молодец! - говорили они. - А заплатка, смотрите, карандашом обведена. Сразу видно, что сам пришивал.

А Бобка вертелся во все стороны, чтобы всем было видно, и говорил:

- Эх, мне бы еще пуговицы научиться пришивать, да жаль, ни одна не оторвалась! Ну, ничего. Когда-нибудь оторвется - обязательно сам пришью.

Скребицкий, «Ворона» 

Зима. На земле, на крышах, на кустах и деревьях-всюду снег.

По снегу во дворе деловито разгуливают вороны: еду себе ищут.   Вот выбежал во двор пес с кусочком хлеба, лег на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди, изо рта вырвут кусок.

Пес рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: "Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдергаю!" Но вороны-птицы дерзкие, драчливые, ничего не боятся.

Пес терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами! Но разве ворону поймаешь? Пес-за ней, а она-от него. Сколько дуралей не гонялся,  все равно зря - только устал.

Вернулся обратно к своей еде, а хлеба-то и нет. Пока за одной вороной гонялся. другие давно уже хлеб утащили. Расселись на крыше, кричат, дерутся,  друг у друга добычу выхватывают.

Так всю зиму и пробавляются вороны: там корочку схватят, там-мяса кусочек. Живут они в эту пору и в городах и в деревнях. Зимой возле жилья человека легче прокормиться.

Но, как только наступает весна, вороны разлетаются по лесам, по рощам, начинают строить гнезда, птенцов выводить. все лето кочуют они по полям, да по лугам. А на зиму опять к людям возвращаются.

Скребицкий, «Сорока»

У сороки есть прозвище-белобока. И правда, по бокам перышки у нее совсем белые. А вот голова, крылья и хвост черные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост-длинный, прямой, будто стрела. И перья на нем не просто черные, а с зеленоватым отливом. Нарядная птица сорока и такая ловкая, подвижная-редко когда спокойно сидит, все больше суетится.

Есть у сороки и другое прозвище-воровка. Уж больно она плутоватая: скачет с места на место, а сама все поглядывает, нельзя ли чем поживиться, стащить что-нибудь.

Только закудахчет в курятнике курица, сорока уже тут как тут. Она давно заприметила: раз курица кудахчет, значит, яйцо снесла. Живо заберется в курятник крылатая воровка, расклюет скорлупу яйца, а содержимое выпьет.

К зиме большинство сорок вместе с воронами и галками разлетаются по деревням, ищут себе еду.  Зато летом их в деревне почти не увидишь. Летом им в лесу пищи хватает.

Едят сороки жуков, червяков, гусениц, не прочь они и  в чужое гнездо забраться, птенцами полакомиться. Даже лесным зверькам и тем подчас от сорок достается.

Скребицкий, «Грач»

   

Про грача говорят, что он белоносый, а на самом деле нос у него вовсе не белый, а черный. В  чем же тут дело? А вот в чем: грач целые дни носом в земле копается, достает личинок, червячков. С годами черные перышки вокруг клюва вытираются, только белая кожа видна, будто колечко. Издали поглядишь на грача, и правда, нос как будто бы белый.

Но это только у старых грачей так бывает, а у молодого все перышки вокруг клюва цел, и никакого белого кольца нет. Его белоносым никак не назовешь.

Грачи-это наши первые весенние гости. только пригреет солнышко, зажурчат ручейки, запестреют в полях проталины, смотришь-и грачи уже прилетели из теплых стран. Вот они, черные, как угли, разгуливают по проталинам, копошатся в оттаявшей земле: то зернышко найдут, то корешок откопают. Ранней весной нашим гостям не очень-то сытно живется.

Но вот прошла неделя, другая, подсохли поля, выехали колхозники землю пахать. Тут грачам самое раздолье: ходят целой стаей вслед за плугом, выбирают из свежей пашни разных личинок, жучков, слизняков.

Молодцы, грачи! Ведь все эти жуки да личинки-наши враги. Они хоть и маленькие, а вред приносят большой-хлеб портят.

Наедятся  грачи в поле и летят куда-нибудь в парк или в рощу. Облюбуют себе дерево повыше и начинают гнезда строить. Иной раз все дерево так застроят, что сучья едва видны.

Грачи любят компанию, они и в поле вместе кормятся, и птенцов вместе выводят. Так веселее и безопаснее. Захочет, к примеру, ворюга-кот на дерево к птенцам пробраться, да не тут-то было.

Сразу заметят его грачи, зашумят, загорланят, бросятся на разбойника и давай его клювами бить. Грачи-птицы дружные, умеют за своих птенцов постоять. К их гнездам лучше не наведываться.

Чаплина, «КРЫЛАТЫЙ БУДИЛЬНИК»

У Серёжи радость. Он с мамой и папой переехал в новый дом. Теперь у них квартира из двух комнат. Одна комната с балконом, в ней поселились родители, а в другой — Серёжа.

Серёжа огорчился, что в комнате, где он будет жить, балкона нет.

— Ничего, — сказал папа. — Зато мы сделаем кормушку для птиц, и ты будешь зимой их кормить.

— Вот и станут летать одни воробьи, — недовольно возразил Серёжа. — Ребята говорят, они вредные, и из рогаток их стреляют.

— А ты не повторяй глупостей! — рассердился отец. — В городе воробьи полезные. Они своих птенцов гусеницами кормят, а выводят птенцов за лето два-три раза. Вот и считай, сколько от них пользы. Тот же, кто птиц из рогаток стреляет, никогда не будет настоящим охотником.

Серёжа промолчал. Ему не хотелось говорить, что он тоже стрелял из рогатки птиц. А быть охотником ему очень хотелось, и обязательно таким, как папа. Так же метко стрелять и так же всё узнавать по следам.

Своё обещание папа выполнил, и в первый выходной день они принялись за работу. Серёжа подавал гвозди, дощечки, а папа их строгал и сколачивал.

Когда работа была закончена, папа взял кормушку и прибил её под самой форточкой. Он сделал это специально, чтобы зимой через форточку насыпать птицам еду. Мама похвалила их работу, а про Серёжу и говорить нечего: теперь ему самому понравилась затея отца.

— Папа, а скоро мы начнём кормить птиц? — спросил он, когда всё было готово. — Ведь зима ещё не наступила.

— Зачем же зиму ждать? — ответил папа. — Теперь же и начнём. Ты думаешь, как насыпал корм, так все воробьи его клевать слетятся! Нет, братец, сначала их приучить нужно. Воробей хоть и живёт около человека, а птица осторожная.

И верно, как папа сказал, так и получилось. Каждое утро Серёжа сыпал в кормушки разные крошки, зёрна, а воробьи даже близко к ней не подлетали. Они садились поодаль, на большой тополь, и сидели на нём.

Серёжа был очень огорчён. Он и правда думал, что, как насыплет корм, воробьи мигом слетятся к окну.

— Ничего, — утешал его папа. — Вот увидят, что их никто не обижает, и перестанут бояться. Ты только около окна не торчи.

Все советы отца Серёжа выполнял в точности. А вскоре стал замечать, что с каждым днём птицы становились всё смелей и смелей. Теперь они уже садились на ближние ветки тополя, потом вовсе расхрабрились и начали слетаться на столик.

А как осторожно они это делали! Пролетят мимо раз, другой, увидят, что опасности нет, кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетят. Склюют там потихоньку, чтобы никто не отнял, и опять к кормушке летят.

Пока была осень, Серёжа кормил воробьёв хлебом, но, когда наступила зима, он стал давать им ещё зерно. Потому что хлеб быстро замерзал, воробьи не успевали его склевать и оставались голодные.

Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильные морозы. Бедняги сидели взъерошенные, неподвижные, подобрав под себя замёрзшие лапки, и терпеливо ожидали угощения.

Зато как радовались они Серёже! Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать. В морозные дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернатых друзей. Ведь сытой птице и холод переносить легче.

Первое время к Серёжиной кормушке прилетали одни воробьи, но вот однажды он заметил среди них синичку. Видно, зимняя стужа тоже загнала её сюда. А как увидела синичка, что здесь можно поживиться, стала прилетать каждый день.

Серёжа радовался, что новая гостья так охотно посещает его столовую. Он где-то читал, будто синицы любят сало. Достал кусочек, а чтобы не утащили его воробьи, подвесил на ниточке, как научил папа.

Синичка мигом догадалась, что это угощение припасли для неё. Тут же уцепилась за сало лапками, клюёт, а сама словно на качелях качается. Долго клевала. Сразу видно, что это лакомство пришлось ей по вкусу.

Кормил Серёжа своих птиц всегда утром и всегда в одно и то же время. Как прозвонит будильник, он вставал и насыпал в кормушку еду.

Воробьи это время уже ждали, но особенно ждала синичка. Она появлялась неизвестно откуда и смело опускалась на столик. К тому же птичка оказалась очень смекалистой. Это она разобралась первая, что, если утром стукнула Серёжина форточка, надо спешить к завтраку. Притом она никогда не ошибалась и, если стучала форточка у соседей, не прилетала.

Но не только этим отличалась догадливая птица. Однажды случилось так, что будильник испортился. Что он испортился, никто не знал. Даже мама не знала. Она могла проспать и опоздать на работу, если бы не синица.

Прилетела птичка завтракать, видит — никто форточку не открывает, никто еду не сыплет. Попрыгала она с воробьями по пустому столику, попрыгала и стала клювом по стеклу стучать: «Давайте, мол, кушать скорей!» Да так усердно стучала, что Серёжа проснулся. Проснулся и понять не может, почему синичка в окно стучит. Потом подумал — наверное, она голодная и есть просит.

Встал. Насыпал птицам еду, смотрит, а на стенных часах стрелки уже почти девять показывают. Тут Серёжа маму, папу разбудил и скорее в школу побежал.

С этих пор синичка каждое утро к нему в окно стучать повадилась. И стучала-то как — ровно в восемь. Будто по часам это время угадывала!

Бывало, только постучит она клювиком, Серёжа скорее с постели вскакивал — одеваться спешил. Ещё бы, ведь до тех пор стучаться будет, пока ей корму не дашь. Мама — и та смеялась:

— Ишь, будильник прилетел!

А папа говорил:

— Молодец, сынок! Такого будильника ни в одном магазине не сыщешь. Выходит, ты недаром трудился.

Всю зиму синичка будила Серёжу, а когда наступила весна, она улетела в лес. Ведь там, в лесу, синицы строят гнёзда и выводят птенцов. Наверное, и Серёжина синичка тоже полетела выводить птенцов. А к осени, когда они будут взрослые, снова вернётся к Серёжиной кормушке, да, быть может, не одна, а со всем семейством, и опять станет будить его по утрам в школу.

Чаплина, «МУШКА»

Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.

Мне очень не хотелось заводить в доме собаку. Придёшь с работы усталая, а тут надо то комнату убрать, то обед приготовить − где же здесь ещё держать собаку! Всё это я объяснила дочке, но она заплакала и стала просить разрешения оставить собаку.

− Ведь она совсем маленькая, а потом, у неё даже нет хозяина, − плакала Люда. − Ну, как я её выгоню...

Пришлось собаку оставить.

Назвали её Мушка. Ухаживала за Мушкой Люда. Она перевязывала ей больную лапку, кормила, выводила гулять. А если кто-нибудь угощал Люду конфетой, то она всегда оставляла кусочек для Мушки. И нужно сказать, что Мушка привыкла к Люде и любила её больше всех. Она даже не хотела спать на мягком коврике, который ей постелили в углу около двери, и всё время ложилась под Людину кровать, хотя спать на полу было жёстко и неудобно.

Скоро Мушка поправилась и перестала хромать. Шёрстка у неё стала пушистая, блестящая, а хвостик завивался тугим колечком.

Когда Люда приходила из школы, Мушка её всегда встречала около дверей. Она радостно прыгала, ласкалась, потом хватала в зубы Людины варежки и несла в комнату.

Клала она их всегда на своё место − под кровать, и попробуй кто-нибудь из домашних варежки взять, кроме Люды... Мушка их никому не давала.

Потом Мушка ещё научилась служить и танцевать. Делала она это очень забавно. Становилась на задние лапки, подолгу на них ходила и даже кружилась, будто танцевала вальс. Все смеялись её фокусам, а когда она кончала танцевать, хлопали в ладоши и угощали чем-нибудь вкусным. Такое внимание Мушке нравилось, и она часто танцевала даже тогда, когда её никто не просил.

Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней во двор погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-либо из ребят в ладоши или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда бы ей спрятаться. Во дворе  да и в квартире все смеялись над Людой.

− Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.

Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры вдруг выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.

Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут, откуда ни возьмись, выскочила Мушка. Словно маленький чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступала перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.

В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.

После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому что она хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.

Скребицкий, «Скворец»

 

Про кого в загадке говорится "На колу дворец, а во дворце певец?" Наверное, все угадали: конечно, про скворца.

Март. Еще снег не растаял, а на деревьях уже развешаны деревянные домики-скворечники. Вернуться скворцы весной с теплого юга, погуляют денек-другой в полях и лугах и разлетятся парочками по садам и огородам занимать приготовленные для них уютные квартирки.

Скворцы для нас всегда желанные гости. Прилетают они немного позже грачей, когда уже в поле много проталин, и солнышко как следует пригревает.

Вот они целой стайкой хлопотливо бегают по оттаявшей земле. Их ярко-черные блестящие перышки так и переливаются на солнце. Скачут скворцы по полю, ищут в земле червей, слизняков, жучков разных. Это их любимая пища.

Много вредных насекомых переловят они за лето для себя и для своих скворчат.

Поэтому и стараются люди принимать скворцов поближе к полям и огородам. Поэтому и развешивают для них скворечники. Добро пожаловать, дорогие гости!

Полезная птица скворец, а уж какая занятная! Занятнее, пожалуй, и не найдешь.

Послушайте как-нибудь, как он, сидя на ветке около домика песенки распевает. То засвистит, затрещит, а то вдруг лягушкой заквакает, или, как курица, закудахчет, или начнет скрипеть, как немазаное колесо у колодца...

Слушаешь его - и дивишься: какие только звуки в его песенке ни встречаются!..

Что услышит скворец, что запомнит, то и старается повторить. 

12

studfiles.net

Лесной голосок читать онлайн, Георгий Скребицкий

Георгий Скребицкий

Лесной голосок (сборник)

© Скребицкий Г. А., насл., 2016

© Состав., оформление ООО Издательство «Родничок», 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016

* * *

Лесной голосок

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу – погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я – к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: «Ку-ку, ку-ку», но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»

Я – молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Воробей

Пришла весна. Солнце светит ярко-ярко, даже больно глазам. С крыш частая капель падает. На земле разлились огромные лужи, и в них, как в зеркале, отражается небо и солнце.

А что это за шум доносится из сквера? Да это воробьи. Расселись по веткам, крылышки топорщат, наскакивают друг на друга, чирикают, дерутся. Подойдите к ним поближе и приглядитесь хорошенько: оказывается, воробьи по виду не все одинаковые. Самец очень нарядный, весь пёстренький. На голове у него будто серая шапочка надета, под шейкой – большое чёрное пятнышко, словно галстук подвязан. А спинка и крылышки коричневые. Вот какой он франт! Воробьиха, та поскромнее: вся серенькая и с виду невзрачная.

Кончат воробьи драку и летят искупаться в ближайшей луже. Такую кутерьму поднимут, только брызги летят! Купаются, а сами покрикивают: «Чив-чив-чив!..» Издали послушаешь, будто они друг другу кричат: «Жив-жив-жив!..» – радуются, что весна наступила.

В городе воробей полезен: летом он в скверах и в парках собирает с деревьев гусениц – воробьят ими кормит.

А вот в деревне этих птиц не очень-то жалуют. Только поспеют хлеб, конопля, закраснеются вишни, тут с воробьями просто беда: и зёрна в полях клюют, и вишни в садах обклёвывают…

Уж их и гонят, и трещотки вешают, и пугала выставляют. Да только не очень-то воробьи боятся. Такие смелые птицы, им всё нипочём.

Грач

Про грача говорят, что он белоносый, а на самом деле нос у него вовсе не белый, а чёрный. В чём же тут дело? А вот в чём: грач целые дни носом в земле копается, достаёт личинок, червячков. С годами чёрные пёрышки вокруг клюва вытираются, только белая кожа видна, будто колечко. Издали поглядишь на грача, и правда, нос как будто бы белый.

Но это только у старых грачей так бывает, а у молодого все пёрышки вокруг клюва целы и никакого белого кольца нет. Его белоносым никак не назовёшь.

Грачи – это наши первые весенние гости. Только пригреет солнышко, зажурчат ручейки, запестреют в полях проталины, смотришь – и грачи уже прилетели из тёплых стран. Вот они, чёрные как угли, разгуливают по проталинам, копошатся в оттаявшей земле: то зёрнышко найдут, то корешок откопают. Ранней весной нашим гостям не очень-то сытно живётся.

Но вот прошла неделя, другая, подсохли поля, выехали колхозники землю пахать. Тут грачам самое раздолье: ходят целой стаей вслед за плугом, выбирают из свежей пашни разных личинок, жучков, слизняков.

Молодцы грачи! Ведь все эти жучки да личинки – наши враги. Они хоть и маленькие, а вред приносят большой – хлеб портят.

Наедятся грачи в поле и летят куда-нибудь в парк или в рощу. Облюбуют себе дерево повыше и начинают гнёзда строить. Иной раз всё дерево так застроят, что сучья едва видны. Грачи любят компанию, они и в поле вместе кормятся, и птенцов вместе выводят. Так веселее да и безопаснее. Захочет, к примеру, ворюга-кот на дерево к птенцам пробраться, да не тут-то было. Сразу заметят его грачи, зашумят, загорланят, бросятся на разбойника и давай его клювами бить. Грачи – птицы дружные, умеют за своих птенцов постоять. К их гнёздам лучше и не наведываться.

Ворона

Зима. На земле, на крышах, на кустах и деревьях – всюду снег.

По снегу во дворе деловито разгуливают вороны: еду себе ищут.

Вот выбежал во двор пёс с кусочком хлеба, лёг на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди, изо рта вырвут кусок.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдергаю!» Но вороны – птицы дерзкие, драчливые, ничего не боятся.

Пёс терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами! Но разве ворону поймаешь? Пёс – за ней, а она – от него. Сколько дуралей не гонялся, всё равно зря – только устал.

Вернулся обратно к своей еде, а хлеба-то и нет. Пока за одной вороной гонялся, другие давно уже хлеб утащили. Расселись на крыше, кричат, дерутся, друг у друга добычу выхватывают.

Так всю зиму и пробавляются вороны: там корочку схватят, там – мяса кусочек. Живут они в эту пору и в городах и в деревнях. Зимой возле жилья человека легче прокормиться.

Но как только наступает весна, вороны разлетаются по лесам, по рощам, начинают строить гнёзда, птенцов выводить. Всё лето кочуют они по полям да по лугам. А на зиму опять к людям возвращаются.

Ласточка

Кто так звонко щебечет во дворе? Это вернулись с юга, из Африки, быстрокрылые ласточки.

Деревенскую ласточку называет ещё касаткой. Прозвали её так потому, что хвост у неё похож на две длинные чёрные косицы. Головка и спинка у касатки тоже чёрные с синевой, а грудь и брюшко совсем беленькие, будто она в белый фартучек нарядилась.

Как только вернутся ласточки весной в деревню, сразу же начинают гнёзда строить. А строят они их совсем не так, как другие птицы. Ласточки не вьют гнездо из прутьев и веток: они лепят его из комочков глины.

Выберут для гнезда подходящее место где-нибудь под крышей дома или сарая и летят скорее на берег пруда. Сядут возле воды, отщипнут клювом кусочек глины и обратно спешат. А пока несут глину во рту, она от слюны становится липкой и легко пристаёт к стене. Так, комочек к комочку, и вылепят птицы из глины своё уютное гнёздышко. Внутри выстелют его мягким пухом – вот и готова квартира, можно птенцов выводить. Только вылупятся птенцы – новая забота появляется. С утра до ночи носятся касатки над полями и лугами, ловят мух, комаров, чтобы накормить своих ненасытных малышей.

Есть ещё и другие ласточки – береговушки называются.

Пойдите летом на речку, взгляните на крутой, обрывистый берег. Вверху он весь будто острой палкой истыкан, всюду темнеют круглые дырочки. Приглядитесь к ним внимательно. Видите: то в одну, то в другую из них влетают быстрокрылые птички. Это и есть береговушки. Они-то и вырыли в крутом берегу земляные норки. В глубине норки – гнёздышко из перьев и мягких травинок. Там ласточки-береговушки выводят своих птенцов. Там и растят их, пока птенцы не оперятся и не вылетят из своего подземного жилища.

Береговушка сродни ласточке-касатке и похожа на неё, только не такая нарядная. Спинка у береговушки тёмно-бурая, а хвост, как коротенькая тупая рогатинка. ...

knigogid.ru

Георгий Скребицкий - Лесной голосок (сборник)

В сборник рассказов Г. А. Скребицкого "Лесной голосок" вошли произведения о диких животных и птицах. Писатель был с малых лет влюблён в природу и не уставал воспевать её красоту. С его помощью читатели узнают многое о тайнах леса, его обитателях, научатся охранять и сберегать природные богатства.

Для младшего школьного возраста.

Содержание:

Георгий СкребицкийЛесной голосокСборник

Лесной голосок

Солнечный день в самом начале лета.

Я брожу неподалёку от дома, в берёзовом перелеске. Всё кругом будто купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке.

Солнце и в небе, и на земле… И от этого становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.

И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: "Ку-ку, ку-ку!"

Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой, головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу – погляжу.

Увы, это оказалось совсем не просто. Я – к ней на голос. А она замолчит, и вот снова: "Ку-ку, ку-ку", но уже совсем в другом месте.

Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а ты поищи.

Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла, может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения. И вдруг где-то неподалёку: "Ку-ку, ку-ку!"

Я – молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.

А она уже совсем близко: "Ку-ку, ку-ку!"

Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая, только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да как закричит: "Ку-ку, ку-ку!"

Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.

Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только её я и видел.

Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.

Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет конца тайнам родной природы.

Воробей

Пришла весна. Солнце светит ярко-ярко, даже больно глазам. С крыш частая капель падает. На земле разлились огромные лужи, и в них, как в зеркале, отражается небо и солнце.

А что это за шум доносится из сквера? Да это воробьи. Расселись по веткам, крылышки топорщат, наскакивают друг на друга, чирикают, дерутся. Подойдите к ним поближе и приглядитесь хорошенько: оказывается, воробьи по виду не все одинаковые. Самец очень нарядный, весь пёстренький. На голове у него будто серая шапочка надета, под шейкой – большое чёрное пятнышко, словно галстук подвязан. А спинка и крылышки коричневые. Вот какой он франт! Воробьиха, та поскромнее: вся серенькая и с виду невзрачная.

Кончат воробьи драку и летят искупаться в ближайшей луже. Такую кутерьму поднимут, только брызги летят! Купаются, а сами покрикивают: "Чив-чив-чив!.." Издали послушаешь, будто они друг другу кричат: "Жив-жив-жив!.." – радуются, что весна наступила.

В городе воробей полезен: летом он в скверах и в парках собирает с деревьев гусениц – воробьят ими кормит.

А вот в деревне этих птиц не очень-то жалуют. Только поспеют хлеб, конопля, закраснеются вишни, тут с воробьями просто беда: и зёрна в полях клюют, и вишни в садах обклёвывают…

Уж их и гонят, и трещотки вешают, и пугала выставляют. Да только не очень-то воробьи боятся. Такие смелые птицы, им всё нипочём.

Грач

Про грача говорят, что он белоносый, а на самом деле нос у него вовсе не белый, а чёрный. В чём же тут дело? А вот в чём: грач целые дни носом в земле копается, достаёт личинок, червячков. С годами чёрные пёрышки вокруг клюва вытираются, только белая кожа видна, будто колечко. Издали поглядишь на грача, и правда, нос как будто бы белый.

Но это только у старых грачей так бывает, а у молодого все пёрышки вокруг клюва целы и никакого белого кольца нет. Его белоносым никак не назовёшь.

Грачи – это наши первые весенние гости. Только пригреет солнышко, зажурчат ручейки, запестреют в полях проталины, смотришь – и грачи уже прилетели из тёплых стран. Вот они, чёрные как угли, разгуливают по проталинам, копошатся в оттаявшей земле: то зёрнышко найдут, то корешок откопают. Ранней весной нашим гостям не очень-то сытно живётся.

Но вот прошла неделя, другая, подсохли поля, выехали колхозники землю пахать. Тут грачам самое раздолье: ходят целой стаей вслед за плугом, выбирают из свежей пашни разных личинок, жучков, слизняков.

Молодцы грачи! Ведь все эти жучки да личинки – наши враги. Они хоть и маленькие, а вред приносят большой – хлеб портят.

Наедятся грачи в поле и летят куда-нибудь в парк или в рощу. Облюбуют себе дерево повыше и начинают гнёзда строить. Иной раз всё дерево так застроят, что сучья едва видны. Грачи любят компанию, они и в поле вместе кормятся, и птенцов вместе выводят. Так веселее да и безопаснее. Захочет, к примеру, ворюга-кот на дерево к птенцам пробраться, да не тут-то было. Сразу заметят его грачи, зашумят, загорланят, бросятся на разбойника и давай его клювами бить. Грачи – птицы дружные, умеют за своих птенцов постоять. К их гнёздам лучше и не наведываться.

Ворона

Зима. На земле, на крышах, на кустах и деревьях – всюду снег.

По снегу во дворе деловито разгуливают вороны: еду себе ищут.

Вот выбежал во двор пёс с кусочком хлеба, лёг на снег закусить, а вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают, того и гляди, изо рта вырвут кусок.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: "Убирайтесь прочь, а то живо хвосты повыдергаю!" Но вороны – птицы дерзкие, драчливые, ничего не боятся.

Пёс терпел, терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами! Но разве ворону поймаешь? Пёс – за ней, а она – от него. Сколько дуралей не гонялся, всё равно зря – только устал.

Вернулся обратно к своей еде, а хлеба-то и нет. Пока за одной вороной гонялся, другие давно уже хлеб утащили. Расселись на крыше, кричат, дерутся, друг у друга добычу выхватывают.

Так всю зиму и пробавляются вороны: там корочку схватят, там – мяса кусочек. Живут они в эту пору и в городах и в деревнях. Зимой возле жилья человека легче прокормиться.

Но как только наступает весна, вороны разлетаются по лесам, по рощам, начинают строить гнёзда, птенцов выводить. Всё лето кочуют они по полям да по лугам. А на зиму опять к людям возвращаются.

profilib.net


Смотрите также