Войти на сайт. Не напрасно народ с давних пор и поныне хлеб насущный зовет автор


ХЛЕБ- ВСЕМУ ГОЛОВА!

 

 

Не напрасно народС давних пор и понынеХлеб насущный зоветСамой первой святыней.Золотые словаЗабывать мы не вправе:„Хлеб всему голова!“ —В поле, в доме, в державе!

 

 

Хлеб - это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - богатство в доме.

История

Ученые полагают, что хлебу свыше 15 тысяч лет, его знали уже в Неолите. Правда,хлеб в те давние времена мало чем напоминал нынешний.Первый хлеб представлял собой подобие запечённой кашицы, приготовленной из крупы и воды, а также мог стать результатом случайного приготовления или намеренных экспериментов с водой и мукой.

В древнем Египте 5-6 тысяч лет назад произошло как бы второе рождение хлеба. Там научились разрыхлять тесто, способом брожения, используя чудодейственную силу микроскопических организмов – хлебопекарных дрожжей и молочнокислых бактерий.

Искусство приготовления “кислого хлеба” от египтян перешло к грекам. Большим лакомством считался разрыхленный пшеничный хлеб и в Древнем Риме. Там появились довольно крупные пекарни, в которых мастера выпекали многие сорта хлеба.На Руси владели секретом приготовления дрожжевого теста с незапамятных времен. Пекарни когда-то назывались избами. Но пекли хлеб практически в каждом доме. Лишь несколько веков назад возникла специализация хлебных дел мастеров.

Появились хлебники, пирожники, пряничники, блинники, ситники, калачники. С ростом благосостояния населения страны доля потребления самого хлеба немного падает, но, тем не менее, это еще основной продукт на столе рабочего, крестьянина, на солдатском столе. Со временем возникает все больше блюд с использованием муки.Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба.

В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви.

Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен.Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники.

В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.

Хлеб, как предмет культа

С хлебом связано много обрядов. У восточных и западных славян было принято класть хлеб перед иконами, как бы свидетельствуя этим о своей верности Богу. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостя, молодых по возвращении из церкви после венчания; везли хлеб вместе с приданым невесты.

Хлеб часто использовали в качестве оберега: клали его в колыбель к новорожденному; брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Буханка хлеба и каждый его кусок, особенно первый, или крошка воплощали собой долю человека; считалось, что от обращения с ними зависят его сила, здоровье и удача.

Приметы

Не разрешалось, чтобы один человек доедал хлеб за другим – заберешь его счастье и силу. Нельзя есть за спиной другого человека – тоже съешь его силу.

Дашь во время еды хлеб со стола собакам – постигнет бедность.

При молодом и стареющем месяце нельзя было начинать посевов: “Добро сеять при полном месяце!” Хотя хлеб, посеянный в новолуние, растет и зреет скоро, но колос не будет богат зерном. И наоборот: “полнолунный хлеб” растет тихо и стеблем короток, но зато обилен полновесным зерном.

Если солнышко закатилось – “не починай новой ковриги”, а то хлеб будет нехорош, да и все хозяйство может прийти в упадок. Ну, а если очень нужно отрезать хлеба, то горбушку не ели, а отрезав, сколько нужно, горбушку приставляли к ковриге.

Самым большим грехом на Руси считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, еще большим – растоптать эту крошку ногами.

Люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Источники:http://www.playroom.ru/content/view/1169/88888892/

Изображения-из интернета

subscribe.ru

Не напрасно народ с давних пор и поныне хлеб насущный зовет самой первой святыней. Золотые слова забывать мы не вправе: хлеб - всему голова в поле, в доме, в державе! [Изоматериал] : [плакат]

Поиск по определенным полям
Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

author:иванов

Можно искать по нескольким полям одновременно:

author:иванов title:исследование

Логически операторы
По умолчанию используется оператор AND. Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

author:иванов title:разработка

оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

author:иванов OR title:разработка

оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

author:иванов NOT title:разработка

Тип поиска
При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы. По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии. Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$исследование $развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

"исследование и разработка"

Поиск по синонимам
Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "#" перед словом или перед выражением в скобках. В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов. В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден. Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

#исследование

Группировка
Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса. Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

author:(иванов OR петров) title:(исследование OR разработка)

Приблизительный поиск слова
Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~" в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д. Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.
Критерий близости
Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~" в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

"исследование разработка"~2

Релевантность выражений
Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^" в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным. Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение. Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.
Поиск в интервале
Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO. Будет произведена лексикографическая сортировка.

author:[Иванов TO Петров]

Будут возвращены результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, Иванов и Петров будут включены в результат.

author:{Иванов TO Петров}

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат. Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

search.rsl.ru

Поговорим о хлебе - Классному руководителю - В помощь учителю - Наша библиотека

collegy.ucoz.ru

Классный час: «Поговорим о хлебе» Цель: развивать духовно – нравственные качества обучающих. Задачи: -способствовать к формированию уважительного отношения к чужому труду; -расширить знания о хлебе и его значении для человека; - формировать потребность в познавательной деятельности обучающий и самосовершенствовании. Форма: час общения Предварительная подготовка: заранее готовятся сообщения историка, пекаря, литераторов, экспертов; класс делится на 5 команд, каждая команда сидит за круглым столом; на столах выпечка из муки и теста. Ход классного часа: 1.Приветствие. (по тихую музыку учитель читает вступление) Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: „Хлеб всему голова!“ — В поле, в доме, в державе! Добры день, ребята! Сегодня наша встреча посвящена самому главному продукту на нашем столе – хлебу! В современном мире очень часто можно наблюдать картину, как взрослые и дети очень плохо поступают по отношению к хлебу. В мире изобилия и вседозволенности мы забыли какой ценой нам в определённые моменты давался хлеб. Поэтому сегодня я очень надеюсь, что наша встреча заложит у вас на всю вашу жизнь только правильное отношение к хлебу. (учитель читает стихотворение) О хлебе

Я видела однажды, по дороге. Подбрасывал мальчишка хлеб сухой. И ловко били хлеб шальные ноги. Играл, как мячиком, мальчишка озорной.

Тут подошла, старушка и, нагнувшись, Взяла батон, заплакав вдруг, ушла Мальчишка в след глядел ей, улыбнувшись. Решил, что это нищенка была.

Тут дед, сидевший на скамейке, рядом. Поднялся и к мальчишке подошел « Зачем - спросил он, голосом усталым – -Ты, мальчик поступил нехорошо»

А утром, в день победы, ветераны. Все при параде, в школу, ту, пришли. Мальчишке показалось очень странным, Что ветераны хлеб, с собой, несли.

Узнал мальчишка, в старом ветеране. Седого старика, на той скамье. Он замер, тишина стояла в зале. И хлеб душистый на большом столе.

И та, старушка, что ушла с батоном. Сидела рядом, грудь вся в орденах. В глазах мальчишки голубых, бездонных. Вдруг, со слезами появился страх.

Она, разрезав хлеб, взяла горбушку. Мальчишке, нежно, в руки подала. И быль, рассказанная, той старушкой. Его в блокадный Ленинград перенесла. . Вот перед ним возник холодный город. Во вражеском кольце, кругом бои. Свирепствует зима и лютый голод. И тот батон, что поднят был с земли.

Прижав батон, он мчится по дороге. Он знает, мать его, больная, ждет. Торопится он к ней, замерзли ноги. Но счастлив он, он хлеб домой несет.

А дома, бережно, батон он режет. Куски считая, чтоб хватило им. Пусть он сухой и пусть не очень свежий. Он был единственным и очень дорогим.

Нарезав хлеб, сметает крошки в руку. И матери, ее кусок, несет. В глазах ее он видит боль и муку. И тот немой вопрос «Ты ел, сынок»

Но, вспомнив, как он бил батон ногою. Он выхватил, тот хлеб, у ней из рук Мать закричала « Что, сынок, с тобою. Дай хлеба, я умру от этих мук»

Он зарыдал и вновь перед глазами. Старушка, что батон с земли берет. Она стоит и нежными руками. Мальчишке, хлеб душистый, подает.

Берет, он хлеб и к сердцу, прижимая. Бежит домой, там, мать больная, ждет. Боль матери всем сердцем понимает. И оправданий он себе не ждет.

Он входит в дом, сидят в нем ветераны. Все в зале замерло, лишь слышен сердца стук. Все сном прошло, остались только раны От боли той, в глазах стоял испуг.

Он понял цену, тем слезам и хлебу. Который, дерзко, превратил он в мяч. На землю, вновь его вернули с неба. Слова старушки « Ешь, сынок, не плачь»

Стоит она и гладит по головке. В глаза глядит, так, как глядела мать. Ему, вдруг, стало стыдно и неловко. « Простите» - только это смог сказать.

Я видела, как тихо, по дороге. Идет мальчишка, голову склонив. И дед седой все курит на пороге. Всю боль души, молчаньем сохранив.

Автор: Нина Самкова Учитель: Были разные времена в нашей истории. А какова история хлеба? Давайте спросим у историка этот вопрос. Историк: С хлебом связано многое – мир и дружба, с хлебом провожали и встречали с войны. У каждого народа свой хлеб, но этот хлеб для всех один – хлеб жизни. Одни историки предполагают, что хлеб появился 15 тысяч лет назад, другие 17 тысяч лет назад. Нелёгкие условия выживания наших предков, подсказали обратить внимание на злаковые культуры, растущие вблизи на лугах и полях. Было замечено, что брошенное в землю зерно возвращает не одно зёрнышко, а сразу несколько колосьев. Так появилась мысль о выращивании диких культур злаковых, которое потом перерастёт в окультуривание пшеницы и ячменя. Много времени пройдёт, пока древние египтяне научились готовить хлеб с сброженного теста. Этот путь начинался с сухого применения зёрен, их грубое перемалывание, приготовление пресного теста. Одна из легенд говорит, что раб в Египте не досмотрел за тестом, и оно подкисло, и во избежание наказания он всё же решил испечь лепёшки. Лепёшки получились румяные, ароматные и пышные. Это пришлось по вкусу хозяину, так и прижилось сбраживание теста. Учитель: Хлеб Автор: Ольга Стратонович Прожить не трудно без котлет, Кисель не часто нужен, Но плохо, если хлеба нет В обед, на завтрак, в ужин. Он – царь еды, хоть скромен вид. От древности доныне Средь блюд различных хлеб стоит В почете посредине. Ему десятки тысяч лет. Веками бились люди, Пока не стал таким наш хлеб, Каким лежит на блюде. Его найдешь ты на столе У римлян и у грека, В войну, в годину лютых бед, Спасал хлеб человека. И ныне кормит хлеб людей - Врачей, солдат, рабочих. И этот дар земли своей Должны беречь мы очень. Производство хлеба создавалось веками, от человека потребовалось собрать много знаний и сноровки, что бы научиться печь хлеб. Выпекая хлеб пекари вкладывают в него самые теплые и лучшие чувства, чтобы хлеб получился румяный, пышный и вкусный. У нас в гостях пекарь, который знает о хлебе всё, скажите а какой хлеб полезнее употреблять в пищу? Пекарь: Так как хлеб богат углеводами, белками, минеральными солями и витаминами его обязательно нужно употреблять всем людям в пищу без исключения. С зерновыми продуктами человек получает 50 % всего потребляемого белка, 15 % жиров и 70 % углеводов. Я посоветовал бы употреблять как пшеничный так и ржаной хлеб. Белок пшеничного хлеба усваивается полнее, чем белок ржаного, но минеральных веществ в зерне ржи несколько раз больше, чем в пшенице. Поэтому сказать, что нужно употреблять, конкретный хлеб, нельзя. В настоящее время существует около20 сортов основного хлеба и более 100 сортов менее известных сортов хлеба. Кушайте на здоровье любой хлебушек! Учитель: Домашний хлеб Каждое хмурое утро И в солнечный яркий денек Мамины теплые руки Хотят, чтоб он был пухлощек — И мнут его очень усердно, И прячут в него доброту, А после в печи незаметно Огонь наряжает в сюртук. Выходит он весь золотистый, Он дышит теплом на весь дом, И солнышка лучик игристый Глядит на него сквозь окно. К обеду готов, как обычно, И, ставя его в середину стола, Папа повторяет привычно: «Хлеб — всему голова.» Литературную страничку нашей встречи продолжит литератор. Литератор: предлагаю вашему вниманию игру «Соедини пословицу», вам предлагаем разрезанные пословицы, ваша задача верно соединить начало пословицы с концом. Первая команда кто выполнит, подымает сигнальный флажок. Пословицы: 1.Хлеб всему голова. 2.Одна майская роса лучше овса. 3.Отрезанный ломать к хлебу не приставишь. 4.Хлеб везде хорош – и у нас и за морем. 5.Будет хлеб – будет песня! 6.Без закваски хлеба не месят. 7.Худ обед, когда хлеба нет. Очень много легенд, притч и сказок существует о хлебе, я бы хотел вам рассказать одну из суфийскую притчу, послушайте внимательно: Сны и кусок хлеба. Три человека, отправились в долгое путешествие и однажды встретились на большой дороге и решили странствовать вместе. Они объединили свои припасы и по-дружески делили невзгоды и удачи, лишения и радости пути. Но вот наступил день, когда от всей их провизии остались кусочек хлеба и глоток воды во фляге. Между путниками разгорелся спор, кому из них должны достаться хлеб и вода. И никто из них не желал уступить другим. Решили было разделить всё поровну, но это им не удалось. Так и спорили, пока не стало смеркаться, и тогда один из них предложил: «Давайте ляжем все спать, и кому из нас приснится ночью самый чудесный сон, тому и быть судьей над нами.» Его товарищи согласились с ним, и тут же они улеглись и заснули. Наутро, с восходом солнца, друзья проснулись. Первый стал рассказывать: «Приснилось мне, что я был восхищён в столь совершенный мир, что описать его великолепие бессилен язык; меня словно объял безмятежный покой. Там я встретил мудреца, который сказал мне: «Эта еда должна достаться тебе, ибо твоя прошлая и будущая жизнь наполнена подвигами, достойными восхищения». — Как странно, — сказал другой путник, — ведь когда я заснул, то я в самом деле увидел своё прошлое и будущее, и в будущем я встретил всезнающего человека, который сказал: «Ты заслуживаешь этот хлеб, ибо терпеливее своих товарищей и ученее их. Согласно твоему предначертанию ты будешь обучен и поведёшь за собой людей». Третий путешественник сказал: «Во сне я ничего не видел, ничего не слышал, ни с кем не разговаривал. Но какая-то непреодолимая сила заставила меня подняться, отыскать хлеб и воду и разом проглотить всё это, что я тут же и сделал». Учитель: Очень иного интересных фактов о хлебе известно, нам о них расскажет эксперт. Эксперт: Я вам буду называть факты о хлебе, а вы если согласны с ними подымаете сигнальный флажок, если это миф, то флажок не подымаете. 1 факт: в Индии в 1 веке нашей эры существовал закон, преступников наказывали тем, что запрещали, есть хлеб на какое то время. При этом были уверены, что кто не ест хлеб, будет иметь несчастную судьбу. 2 факт: самую большую булку хлеба испекли в Мексике в 1996 году в городе Акапулько, длина булки составляла 9 километров в длину. 3 факт: французы потребляют 67 килограммов хлеба в год на одного человека. 4 факт: Примерно половина хлеба, который каждый день съедается во всём мире, идёт на приготовление бутербродов. 5 факт: ежедневно человечество съедает более 9 миллионов буханок хлеба. 6 факт: Скандинавская легенда гласит, что если молодой человек и девушка откусят от одной буханки, они обречены, влюбиться друг в друга. 7 факт: из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен. Я хочу сказать все факты переведённые мною реальные. Вы молодцы, что внимательно слушали меня и обсуждали в команде быстро и дружелюбно. Учитель: Слава ж тем, кто на рассвета Раньше солнца поднимался, Подставлял лицо под ветер, Чтобы колос наливался И не вылег вдруг от града. И посеять, и взлелеять Колосочек каждый надо, И пока дымятся росы, В срок скосить хлеба густые, Чтоб не сыпались с колосьев Наземь зёрна золотые. О дожде не спросит осень, Был он в мае или не был? Спросит, убраны ль колосья Под июльским знойным небом. Слава тем рукам – что пахнет хлебом! Наш час общения подошёл к завершению. Помните «Хлеб всему голова», относитесь к труду людей вырастившие зерно, выпекающие хлеб и хлебобулочные изделия с уважением! Приглашаем вас отведать хлеб, ватрушки, лепёшки – все вкусные выпечки полученные из зерна пшеницы и ржи! Приятного аппетита! До новых встреч!

Источники использованной литературы: 1.Сайт:http://hlebosol.info/category/folk/stihi/ (взяты стихотворения) 2. «Тайны продуктов питания», Г.М. Евстигнеев, Ю.А. Лившиц, Москва, 1972г.


Смотрите также