Все домашние работы к учебнику: Русский язык 10—11 классы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. М. Мальчики оделись и пошли в столовую где пахло горячим хлебом разбор


Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

kak.znate.ru

Памятка 1

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными различаются следующие виды подчинения:а) СПП с последовательным подчинением:

По возвращении домой Пьеру казалось, что он приехал из дальнего путешествия, где он провел десятки лет. (Л.Т.)В предложении с последовательным подчинением придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному, второе – к первому придаточному, третье – ко второму и т.д.б) СПП с однородным соподчинением:Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада. (А.П.Чехов.)В предложении с однородным соподчинением придаточные – одноименные, относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению.в) СПП с параллельным подчинением (с неоднородным соподчинением):В предложении с параллельным подчинением придаточные разноименные или относятся к разным членам главного предложения.1. Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых и вспомнил, как неделю назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник.

(А.П.Чехов.)В предложении придаточные предложения разноименные:

1-е придаточное - времени, 2-е придаточное – изъяснительное.2. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади ожидали его уже четвертые сутки. (П.)В предложении придаточные одного типа (изъяснительные), но они относятся к разным членам главного предложения.г) cпп с подчинением комбинированного (смешанного) типа:

Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. (А.П.Чехов.)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Образец разбора:Когда экипаж въехал во двор (2), господин был встречен трактирным слугою, живым и вертлявым до такой степени (1), что нельзя было рассмотреть (3), какое у него было лицо (4). (Н.В.Гоголь.)Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное,

Состоит из 4-х частей: главное предложение (1) и придаточные (2,3,4).

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1-Расставьте пропущенные знаки препинания.

-Подчеркните грамматическую основу предложения.

-Составьте схемы предложений. (см. образец выше)

    1. Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (Пауст.)
    1. Мальчики оделись и пошли в столовую где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка что запотели окна. (А.Н.Т.)
    1. На снежном обрыве где желтели пятна и полосы от золы которую сегодня выгребли из печек двигались маленькие фигурки. (А.Н.Т.) (главное предложение разорвано!)
    1. Он рассказывает как жилось прежде здорово, весело и интересно какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе. (Ч.)
    1. По возвращении Пьеру казалось что он приехал из какого-то дальнего путешествия где он провел десятки лет. (Л.Т.)
    1. Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса.
    1. Едва увидел он массу воды как в голове его уже утвердилась мысль что у него будет свое собственное море. (С.-Щ.)
    1. Сам он не помнил как бежал лесом как попал в село и как добрался до своей родной хаты. (Купр.)
    1. Только трус у которого больше страха перед смертью чем достоинства может утешать себя тем что тело его будет со временем жить в траве в камне в жабе. (Ч.) (главное предложение разорвано!)
СИНТАКСИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ.Образец разбора

    1. Анна Михайловна поспешными шагами шла по слабо освещенной лестнице, подзывая отстававшего за ней Пьера (1) , который хотя и не понимал (2) , для чего ему надо было идти к графу (3) и зачем ему надо было идти по задней лестнице (4) , но, судя по уверенности и поспешности Анны Павловны, решил про себя (2) , что это было необходимо (5).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное, состоит из главного и 4-х придаточных предложений. 1-е предложение: главное, двусоставное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством.2-е предложение: придаточное определительное, связано с 1-ым предложением союзным словом который, двусоставное, распространенное, полное, осложнено однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством образа действия.3-е предложение: придаточное изъяснительное, присоединяется союзным словом с предлогом для чего, односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложнено.4-е предложение: придаточное изъяснительное, присоединяется союзным словом зачем, однородно 3-ему, односоставное, безличное, распространенное, полное, не осложнено.5-е предложение: придаточное изъяснительное, присоединяется союзом что, двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено.

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ №2Расставьте знаки препинания. Выполните синтаксический разбор предложений. Составьте схемы предложений (см. образец разбора выше)

  1. По сведениям полученным вчера по звукам колес и шагов слышанным ночью на
аванпостах по беспорядочности движения русских колонн по всем предположениям он ясно видел что союзники считали его далеко впереди себя что колонны двигавшиеся близ Працена составляли центр русской армии и что центр уже достаточно ослаблен чтобы успешно атаковать его (5). (Л.Н.Толстой.)

3. Соединенный так нечаянно с милой девушкой о которой еще утром я так мучительно беспокоился я не верил самому себе и воображал что всё со мною случившееся было пустое сновидение.

Памятка

Типы текста и стили речи

Типы текста:

  1. Повествование (Что происходит? Что произошло?)
  2. Описание (Какой?)
  3. Рассуждение (Почему?)
Стили речи:
План характеристики стиля Разговорный стиль Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль
Цель высказыва-ния Общение, обмен мыслями Сообщение, передача научной информации Сообщение, передача деловой информации Воздействие на слушателей или читателей Воздействие на слушателей или читателей произведения
Сфера применения

- в устной речи

-в письменной речи

Беседа в кругу близких людей, в не-официальной обстановкеДружеские письма, послания

Уроки, лекции, доклады

Учебник, словарь, эн-циклопедия, научные и научно-популярные книги

Объявления по радио, телевидению

Законы, документы, объявления

Выступления на митингах, собраниях, съездах

Статьи в газетах, журналах

Произведения устного народного творчества

Произведения художественной литературы

Памятка

Типы текста и стили речи

Типы текста:

  1. Повествование (Что происходит? Что произошло?)
  2. Описание (Какой?)
  3. Рассуждение (Почему?)
Стили речи:
План характеристики стиля Разговорный стиль Научный стиль Официально-деловой стиль Публицистический стиль Художественный стиль
Цель высказыва-ния
Общение, обмен мыслями
Сообщение, передача научной информации Сообщение, передача деловой информации Воздействие на слушателей или читателей Воздействие на слушателей или читателей произведения
Сфера применения

- в устной речи

-в письменной речи

Беседа в кругу близких людей, в не-официальной обстановкеДружеские письма, послания

Уроки, лекции, доклады

Учебник, словарь, эн-циклопедия, научные и научно-популярные книги

Объявления по радио, телевидению

Законы, документы, объявления

Выступления на митингах, собраниях, съездах

Статьи в газетах, журналах

Произведения устного народного творчества

Произведения художественной литературы

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

 - Кто это? – спросил я.

 - Коростель, его ещё дергачом зовут, - ответил Пётр Иванович…

 - А какой же он с виду? – спросил я.

 - Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • найти СПП, определить их вид,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
Директору управления

 Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

         Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

          Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера, мультимедийногокомпьютера.

 6 октября 1998 г.                       Петров. 

  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • найти СПП, определить их вид,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
  • Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.
  • ( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).
  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • найти СПП, определить их вид,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
  • Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…
  • (Л. Н. Толстой)
  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • найти СПП, определить их вид,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.
Нужны ли современному человеку стихи?

Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет. Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина. Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память. А тут переборола себя. Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. Но я решила, что не отступлюсь. И стала читать стихи, которые люблю. Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

  • Задание:
  • определить тип и стиль речи,
  • определить вид предложений,
  • найти СПП, определить их вид,
  • сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с несколькими придаточными, каких видов предложений больше и почему.

Предложения для экспериментальной работы

Эксперимент 1

1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский). Эксперимент 2

1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин). Эксперимент 3

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

Предложения для экспериментальной работы

Эксперимент 1

1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский). Эксперимент 2

1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин). Эксперимент 3

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

Предложения для экспериментальной работы

Эксперимент 1

1. Она не помнила, как поднялась от речки в гору, как вошла в осиротевший дом, как присела на ступеньки (В. Белов). 2. Всё время ему казалось, что он уже опоздал, что концерт сейчас окончится (К. Паустовский). Эксперимент 2

1. Все знают, что во Франции солнце уже заходит, когда в Америке ещё полдень (А. де Сент-Экзюпери). 2. Я сказала, что никакая медицина мне бы не помогла, если бы не бабушка (А. Алексин). Эксперимент 3

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин).

Русский язык 10—11 классы Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. М — Страница 24 — Учим вместе…

4. На пруду, ветром сдуло снег со льда, Мишка на минутку задержался, вынул перочинный ножик и коробку спичек, присел и, шмыгая носом, стал долбить синий лёд. 5. Я не представляю себе, где мы, потому что в этих местах на Чёрном море я никогда не бывал. 6. Когда Никита один возвращался домой, в небе высоко, в радужном бледном круге, горела луна. 7. Лет за двадцать до того времени, к которому мы отнесли начало нашего рассказа, уже существовал на том же месте большой дороги постоялый двор. 8. Всего, что знал ещё Евгений, пересказать мне недосуг. 9. Чтобы увидеть море, надо выйти за калитку и пройти немного по протоптанной в снегу тропинке. Упр, 451. 1. Пока девочка не научилась твёрдо ходить, вдова жила у матроса, заменяя сиротке мать. (Придат. времени.

) Он медленно отправился к воде, где увидел на конце мола спиной к нему стоявилего куря Лонгрена, (Придат. места.) Ассоль, проснувшись, увидела, что отец сидит перед угасающей лампой в глубокой задумчивости. (Придат. изъяснительное.

) 4. Огромный дом, в котором родился Грэй, был мрачен внутри и величественен снаружи. (Придат. определительное.) 5. Глубокая, непобедимая вера, ликуя, пенилась и шумела в Ассоль. Она разбрасывала её взглядом за горизонт, откуда лёгким илумом береговой волны возвращалась она обратнОу гордая чистотой полёта. (Придат. определительное.

). 6. Когда Грэй поднялся на палубу «Секрета»у он несколько минут стоял неподвижно, поглаживая рукой голову. (Придат. времени.) 7. Хотя распоряжения капитана были вполне толковы, помощник вытаращил глаза и беспокойно помчался с тарелкой к себе в каюту. (Хотя — = ), [ —= и =]. (Придат. уступительное.) 8. Как только появилась Ассоль, все смолкли. (Как только = “).

[= —]• (Придат. времени.) 9. Матрос сказал дочери, чтобы она уложила его мешок, перечислил все необходимые вещи и дал несколько советов. [ — = , (чтобы — =), —и =]. (Придат. изъяснительное.) 10. Когда на другой день стало светать, корабль был далеко от Каперны.

(Придат. времени.) Упр. 452. Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания, чтобы по компасу и звёздам определить, в какой части обширнейшего океана находится наше судно. [ = ], (что =), (чтобы =), (в какой = —). 1-е придат. — изъяснительное, 2-е придат. — цели, 3-е придат.

— изъяснительное. Мальчики оделись и пошли в столовую, где пахло горячим хлебом, сдобными лепёшками, где от светло вычищенного самовара шёл такой пар до потолка, что запотели окна. [ —= и =], (где =), (где = —), (что = —). Все придаточные — определительные. Он хотел уверить себя, что никакой опасности нет. что отсутствие Кубика объяснится со временем какой — нибудь пустой случайностью, что верховые по дороге просто померещились мальчику от страха. [ —=], (что =), (что — =), (что — = ). Все придаточные — изъяснительные, однородные. На снежном обрыве, где желтели пятна и полосы от золы, которую сегодня утром выгребли из печек, двигались маленькие фигурки. [… (где = —и —), (которую =), = —]. Придаточные ‘определительные.

рассказывает, как жилось прежде здорово, весело и интересно, какая в России была умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе. [ — = ], (как =), (какая = —) и (как — =). Все придаточные — изъяснительные. По возвращении домой Пьеру ]казалось. что он приехал из какого-то дальнего путешествия, где он провёл десятки лет. [ = ], (что — =), (где — =). 1-е придаточное — изъяснительное, 2-е придаточное — определительное. В плену, в балагане, Пьер узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нём самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей и что всё несчастье происходит не от недостатка, а от излишка. [ — =], (что — = ), (что —) и (что — = ). Все придаточные — изъяснительные. Упр. 453. 1. [Сам от не помнил никогда], {как бежал лесом), {как попал в село) и {как добрался до своей родной хаты).

2. {Если сравнить, {как это делают поэты!, жизнь с дорогой), то [можно сказать], {что на самых крутых поворотах этой дороги я всегда встречал регулировщиков), {которые указывали мне верное направление). 3. {Едва увидел он массу воды), [как в голове его уже утвердилась мысль], {что у него будет своё собственное море). 4. [Однажды я прочитал статью], {в которой описывалась история редкой марки). [Я не помню теперь всех подробностей этой истории, помню только], {что марка находилась в руках немецкого генерала) и {что он хранил её под фотокарточкой в своём документе). 5. [Им казалось], {что я страдаю!, {и если я говорю, смеюсь.

ем. то только для того), {чтобы скрыть свои страдания), и [даже в весёлые минуты, (ког(За мне было хорошо!, я чувствовал на себе их пытливые взгляды]. 6. {Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то), {что от ПРОНИК в её тайную жизнь и воспел её красоту), [то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю писателя Михаила Михайловича Пришвина]. Упр. 456. Узкой тропинке мы взобрались на площадку, где ожидал нас Грушницкий с драгунским капитаном и другим своим секундантом, которого звали Иваном Игнатьевичем. [ —= ], (где = —), (которого =). Предложение сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное, состоит из трёх частей.

Главное предложение 1) и придаточные 2), 3). Связь — последовательное подчинение. Придаточное предложение 2) относится в главном предложении к дополнению на площадку, присоединяется союзным словом где, оно определительное; придаточное предложение 3) относится к дополнению секундантом придаточного предложения 2), присоединяется союзным словом которого, оно определительное. 1) простое, двусост., рас — простр., полное, неосложн.

; 2) простое, двусост., распростр., полное, осложн. однородными дополнениями; 3) простое, односост., обобщённо-личное, неосложн. Помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты, как мимолётное виденье, как гений чистой красоты. [=-]■ Бессоюзное предложение, состоит из двух частей.

Вторая часть раскрывает содержание первой, поэтому после первой части ставится двоеточие. Когда кричали грачи, загалдели лягушки, жившие в камышах на казённых квартирах, и Ыелые полчаса концертное пространство было полно разнообразных звуков, слившихся скоро в один звук. (Когда и [ — = ]. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью, состоит из трёх частей, которые можно объединить в две структурные части, соединённые союзом и (ведущая связь — сочинительная): 1) — сложноподчинённое предложение с придаточным времени; 2) — простое предложение, осложненное причастным оборотом. Вспомнил, как ты здесь страдала, как сердце билось и Чело болезни муки выражало. — и как мне было тяжело. _ вопросы о том, что и как [ — = ], (как — = ), (как — = ) и ( — =), —и (как =). Предложение сложноподчинённое, повествовательное, невосклицательное, состоит из 4 частей. Главное предложение 1) и придаточные 2), 3), 4), 5). Связь — однородное соподчинение. Все придаточные относятся к сказуемому главного предложения, присоединяются союзом как, все они изъяснительные.

1) и 3) — простые, двусост., нераспростр., полные, неосложн.; 2) и 4) — простые, двусост., распростр.

, полные, неосложн.; 5) — простое, односост., безличное, распростр., полное, неосложн. 5. Нехлюдов вспомнил, как он в Кузминском стал Обдумывать свою жизнь, Он будет делать, и вспомнил. **как т запутался в этих вопросах и не мог решить их: столько было соображений По каждому вопросу. [ —= , (как — = , =), (что и как — = ), и =, (как — = и =)]: [ = ]: [-]. Бессоюзное сложное предложение, состоит из двух частей.

Во второй части указывается причина того, о чём говорится в первой части, поэтому после первой части ставится двоеточие. Первая часть представляет собой сложноподчинённое предложение, состоящее из главного предложения и трёх придаточных изъяснительных, находящихся внутри главного. Упр. 458, [Выпускали шершавый скот из хлевов]; [обессилевшие за зиму лошади и коровы бродили и лежали на выгоне, а галки садились на их худые спины и дёргали клювом шерсть для своих гнёзд]. [Круглые низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами]; [заросшие кустами овраги вьются между ними]; [продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи, от деревни до деревни бегут узкие дорожки]; [церкви белеют]; [между лозняками сверкает речка, в четырёх местах перехваченная плотинами]; [далеко в поле гуськом торчат драхвы]; [старенький господский дом Со своими службами, фруктовым садом и гумном приютился к небольшому пруду]. 4. [Лошади тронулись], [колокольчик загремел], [кибитка полетела]. 5. [Ущелье становилось всё уже]; [всё круче вздымались его скалистые стены с мрачными отверстиями пещер], [всё темнее становилось кругом]. 7, [Мёртвый стелется кустарник] [травы тлятся, не горят, и сквозит на крае неба обожжённых елей ряд]. З. Шекоторые бутоны ландышей тоже раскрылись.

бурые листья осин стали нежно-зелёными, взошедший овёс зелёными солдатиками расставился по чёрному полю. [- = ], [- = ], [- = ]. Бессоюзное сложное предложение состоит из трёх частей. Смысловые отношения между частями — одновременность, после каждой части ставится запятая. Болотах поднялась высоко осока, дала в тёмную бездну зелёную тень; пo чёрной воде завертелись жучки — вертунки; полетели от зелёного острова осоки к другому голубые стрекозы. [=_, =1; [=_]; [=_]. Бессоюзное сложное предложение состоит из трёх частей. Смысловые отношения между частями — одновременность. Между частями ставится точка с запятой, т. к. части распространены, а одна из них имеет свою запятую.

Под её мерную речь я незаметно засыпал и просыпался 2) г Вместе 3) С птицами: нагреваясь, тихо СМОТРИТ солнце; Воздух; листья Прямо в лицо СТРУИТСЯ утренний яблонь стряхивают росу; влажная зелень травы блестит всё Ярче, приобретая хрустальную прозрачность; тонкий парок вздымается над нею. [- = и = ]: [[=-]; [=-]; [-=]; [-=]; [- = ] ]. Бессоюзное сложное предложение, состоит из двух частей. Смысловые отношения между первой и второй частями причинно-следственные, поэтому между ними ставится двоеточие. Вторая часть представляет собой бессоюзное сложное предложение, состоит из пяти частей. Смысловые отношения между частями — одновременность. Части отделяются Друг от друга точкой с запятой, т. к. они распространены обособленными обстоятельствами и имеют свои запятые. Улр. 460. 1. Гляжу: поднимается медленно в гору лошадка, везущая хворосту воз. 2. Я его видел в деле: он махает шашкой, кричит и бросается вперёд, зажмуря глаза. 3. До сих пор я не знаю, не могу окончательно для себя решить: было ли у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже? 4. Здесь же, внизу, у земли, ещё было сумеречно и сонно: густо синела под ногами первая снежная наметь, таинственно проступали опушенные морозной синевой ивняки, в низинах синели припорошенные кочки и высились заиндевелые подсвечники, кем-то расставленные по всему подсиненному лугу.

5. Я вижу: у борта стоит будочка, из неё торчит труба вроде самоварной. 6. Теперь уже редко бываю в тех местах: занесло, затянуло, заилило, забило песком последние сеймские омута. 7. Рыба не брала: говорят, при низком атмосферном давлении ей не до поклёвок. Я приподнялся и замер: не показалось ли? Нет, не показалось: чавканье походило на замедленные, неуверенные шаги, слышимые пока ещё в отдалении, с тыльной стороны палатки. 9. Я стараюсь исправить свою ошибку: снимаю фуражку, поворачиваюсь в угол брички, читаю молитвы и крещусь. 10. Мне в первый раз пришёл в голову вопрос: что же их может занимать, ежели они нисколько не заботятся о нас? И из этого вопроса возникли другие: как и чем онй живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? В предложении 3 вместо двоеточия можно поставить запятую. Упр. 462. 1. Турбин избегал попадать на такие вечера: его усаживали за карты, а он не любил проигрываться.

2. Свободен я уже: не трачу ни дня, ни ночи, ни стихов за милый взгляд, за пару слов, мне подаренных наудачу в часы бездушных вечеров. 3. Небо над мшарами стало бесцветным; потом серая стена, похожая на дым, медленно наползла с востока. И сразу же стихнут коростели и перестанет гудеть в болотах выпь — луна подымается в настороженной тишине. 5. На срубе лежал иней, ведро обжигало пальцы, ледяные звёзды стояли над безмолвным и чёрным краем, и только в доме Пожалостина тускло светилось окошко: дочь его читала до рассвета. 6. Русло сузилось, затравенело, чистые пески затянуло дурнишником и жёстким белокопытником, объявилось много незнакомых мелей и кос. 7. Пётр Петрович, в длиннополом чёрном сюртуке, посмеивался в татарские усики — такая у него была привычка.

8. Это известие меня очень обрадовало: оно давало мне право печатать эти записки, и я воспользовался случаем поставить своё имя над чужим произведением. 9. Высовываю голову в окно — свежий утренний воздух крепко ударил прямо в лоб. 10. Однажды я как-то долго замешкался в поле: дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший, с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. 11. Всё небо было испещрено звёздами; таинственно струилось с вышины их голубое, мягкое мерцание; они, казалось, с тихим вниманием глядели на далёкую землю. 12. Бабушка надвое сказала: либо дождик, либо снег, либо будет, либо нет. Упр. 466. 1. Если в камень стрелять, то только стрелы терять. Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. 3. Если кончил дело, то гуляй смело. 4. Если назвался груздём, то полезай в кузов. 5. Когда нос вытащит, то хвост увязит, когда хвост вытащит, то нос увязит.

Упр. 467. 1. Литвинов заглянул в карету и увидел, что в ней сидел человек средних лет, с сморщенным и надменным лицом, греческим носом и злыми губами, закутанный в соболью шубу. 2. Я выхожу из болота на жнивьё и чувствую страшную боль в ноге, так как жнивьё впилось в мои раны. 3. Смотрю и кажется мне, будто двинулся вперёд. Вот не знаю, сколько я спал, слышу, что опять у меня в комнате работа. 5. Слышу, что какой-то шелест у меня в комнате.

6. Глянул дед да так и обмер, увидев, что все деревенские свиньи на его же полосе картошку копают, с полдесятины овцы положили овса, кони от слепней в рожь забрались — высокая рожь, только головы конские видны. Моё одинокое путешествие превратилось в охотничью экспедицию, и материалы рекой потекли в мои записные книжки. 8. Постучись кулачком, и я открою. Я тебе открывала всегда. 9. Трудно дело птицелова, потому что надо заучить повадки птичьи, помнить время перелетов, разным посвистом свистеть. 10. Терзай меня, а я не изменюсь в лице. Предложения с чужой речью Упр. 478. 1. «За что он на меня обиделся?

» — подумала Лара и удивлённо посмотрела на этого курносого, ничем не замечательного незнакомца. 2. Грэй мог бы сказать: «Я жду, я вижу, я скоро узнаю!» — но даже эти слова равнялись не большему, чем отдельные чертежи в отношении архитектурного замысла. 3. «Кто здесь хозяин? — хрипел он. — Подавай хозяина». 4. «Я историк! — подтвердил учёный и добавил ни к селу ни к городу: — Сегодня вечером на Патриарших будет интересная история». 5. «Ох, — вздохнул про себя Мишка, — начнёт сейчас воду в ступе толочь».

«Что гром-то наделал!» — сказал Думнов и указал нам в то место, куда смотрели собаки. 7. Налюбовавшись вдосталь озерцом, я перешёл к земным, практическим размышлениям: «В таком озере должна быть тьма рыбы» — и тотчас заметил едва заметные кружки в «окнах» меж листьев лилий, кувшинок и в прибрежных водорослях. 8. «Это было бы великолепно! — воскликнул я. — Но такой опытный проводник, пожалуй, запросит очень дорого, а у меня средств на экспедицию не так много». 9. Вдруг Софья Марковна выговорила громко и насмешливо: «А правда, что он уже сменил пресловутую блузу на костюм велосипедиста?

uchebgdz.pskgbi.com

Дидактический материал к теме "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

Памятка 1

СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

В сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными различаются следующие виды подчинения:

а) СПП с последовательным подчинением:

По возвращении домой Пьеру казалось, что он приехал из дальнего путешествия, где он провел десятки лет. (Л.Т.)

В предложении с последовательным подчинением придаточные предложения образуют цепь: первое относится к главному, второе – к первому придаточному, третье – ко второму и т.д.

б) СПП с однородным соподчинением:

Я увидел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада. (А.П.Чехов.)

В предложении с однородным соподчинением придаточные – одноименные, относятся к одному и тому же члену главного предложения или ко всему главному предложению.

в) СПП с параллельным подчинением (с неоднородным соподчинением):

В предложении с параллельным подчинением придаточные разноименные или относятся к разным членам главного предложения.

1. Когда бричка проезжала мимо острога, Егорушка взглянул на часовых и вспомнил, как неделю назад он ходил с мамашей в острожную церковь на престольный праздник.

(А.П.Чехов.)

В предложении придаточные предложения разноименные:

1-е придаточное - времени, 2-е придаточное – изъяснительное.

2. Смотритель осведомился, куда надобно было ему ехать, и объявил, что лошади ожидали его уже четвертые сутки. (П.)

В предложении придаточные одного типа (изъяснительные), но они относятся к разным членам главного предложения.

г) cпп с подчинением комбинированного (смешанного) типа:

Когда в губернском городе С. проезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители говорили, что, напротив, в С. очень хорошо, что в С. есть библиотека, театр, клуб, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. (А.П.Чехов.)

СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОЖНОПОДЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С НЕСКОЛЬКИМИ ПРИДАТОЧНЫМИ

Образец разбора:

Когда экипаж въехал во двор (2), господин был встречен трактирным слугою, живым и вертлявым до такой степени (1), что нельзя было рассмотреть (3), какое у него было лицо (4). (Н.В.Гоголь.)

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчиненное,

Состоит из 4-х частей: главное предложение (1) и придаточные (2,3,4).

КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ № 1

-Расставьте пропущенные знаки препинания.

-Подчеркните грамматическую основу предложения.

-Составьте схемы предложений. (см. образец выше)

    1. Мне казалось, что нужно иметь колоссальные знания чтобы по компасу и звездам определить в какой части обширнейшего океана находится наше судно. (Пауст.)

      1. Мальчики оделись и пошли в столовую где пахло горячим хлебом, сдобными лепешками где от светло вычищенного самовара шел такой пар до потолка что запотели окна. (А.Н.Т.)

        1. На снежном обрыве где желтели пятна и полосы от золы которую сегодня выгребли из печек двигались маленькие фигурки. (А.Н.Т.) (главное предложение разорвано!)

          1. Он рассказывает как жилось прежде здорово, весело и интересно какая была в России умная интеллигенция и как высоко она ставила понятия о чести и дружбе. (Ч.)

infourok.ru

Детство Никиты Толстой Главы из повести с иллюстрациями

Детство Никиты Толстой Главы из повести с иллюстрациями

Рейтинг:   / 53

(Главы из повести)

Виктор и Лиля

Никита и Виктор Бабкин проснулись рано утром в Никитиной комнате и, сидя на постелях, насупясь, глядели друг на друга.

—Я тебя помню,- сказал Никита. 

—И я тебя отлично помню,- сейчас же ответил Виктор,- ты у нас в Самаре был один раз, ты ещё тогда уткой с яблоками объелся, тебе касторки дали.

—Ну, этого что-то не помню.

—А я помню.

Мальчики помолчали. Виктор нарочно зевнул. Никита сказал пренебрежительно:

- У меня учитель, Аркадий Иванович, страшно строгий, задушил ученьем. Он какую угодно книжку может прочесть в полчаса.

Виктор усмехнулся:

- Я учусь в гимназии, во втором классе. Вот у нас так строго: меня постоянно без обеда оставляют.

—Ну, это что,- сказал Никита.

 —Нет, это тебе не что. Хотя я могу тысячу дней ничего не есть.

—Эх,- сказал Никита.- Ты пробовал?

—Нет, ещё не пробовал. Мама не позволяет. Никита зевнул потянулся: 

—А я, знаешь, третьего дня Стёпку Карнаушкина победил.

—Это кто Стёпка Карнаушкин?

- Первый силач. Я ему как дал, он - брык. Я ему ножик перочинный подарил с четырьмя лезвиями, а он мне - свинчатку,- я тебе потом покажу.

Никита вылез из постели и не спеша начал одеваться.

- А я одной рукой Макарова словарь поднимаю,- дрожащим от досады голосом проговорил Виктор, но было ясно, что он уже сдаётся.

Никита подошёл к изразцовой печи с лежанкой, не касаясь руками, вспрыгнул на лежанку, поджал ногу и спрыгнул на одной ноге на пол.

- Если быстро-быстро перебирать ногами - можно летать,- сказал он, внимательно поглядев в глаза Виктору.

- Ну, это пустяки. У нас в классе многие летают. Мальчики оделись и пошли в столовую, где пахло горячим хлебом, сдобными лепёшками, где от светло вычищенного самовара шёл такой пар до потолка, что запотели окна. У стола сидели матушка, Аркадий Иванович и вчерашняя девочка, лет девяти, сестра Виктора, Лиля. Из соседней комнаты было слышно, как Анна Аполлоновна гудела басом: «Дайте мне полотенце».

Лиля была одета в белое платье с голубой шёлковой лентой, завязанной сзади в большой бант. В её светлых и вьющихся волосах был второй бант, тоже голубой, в виде бабочки.

Никита, подойдя к ней, покраснел и шаркнул ногой. Лиля повернулась на стуле, протянула руку и сказала очень серьёзно:

- Здравствуйте, мальчик.

Когда она говорила это, верхняя губа её поднялась.

Никите показалось, что это не настоящая девочка, до того хорошенькая, в особенности глаза - синие и ярче ленты, а длинные ресницы - как шёлковые. Лиля поздоровалась и, не обращая больше на Никиту внимания, взяла обеими руками большую чайную чашку и опустила туда лицо. Мальчики сели к столу рядом.

Виктор, оказывается, пил чай как маленький, согнувшись над чашкой,- тянулся в неё длинными губами. Украдкой он подкладывал себе сахар до тех пор, пока в чашке стало густо, тогда томным голосом он попросил разбавить чай водичкой. Толкнув Никиту коленкой, он сказал шёпотом:

- Тебе нравится моя сестра? Никита не ответил и залился румянцем.

- Ты с ней осторожнее,- прошептал Виктор,- девчонка постоянно матери жалуется.

Лиля в это время окончила пить чай, вытерла рот салфеточкой, не спеша слезла со стула и, подойдя к Александре Леонтьевне, проговорила вежливо и аккуратно:

- Благодарю вас, тётя Саша.

Потом пошла к окну, влезла с ногами в огромное коричневое кресло и, вытащив откуда-то из кармана .коробочку с иголками и нитками, принялась шить. Никита видел теперь только большой бант её в виде бабочки, два висящих локона и между ними двигающийся кончик чуть-чуть высунутого языка - им Лиля помогала себе шить.

У Никиты были растеряны все мысли. Он начал было показывать Виктору, как можно перепрыгнуть через спинку стула, но Лиля не повернула головы, а матушка сказала:

- Дети, идите шуметь на двор.

Мальчики оделись и вышли на двор. День был мягкий и мглистый. Красноватое солнце невысоко висело над длинными, похожими на снеговые поля, слоистыми облаками. В саду стояли покрытые инеем розовые деревья. Неясные тени на снегу были пропитаны тем же тёплым светом. Было необыкновенно тихо только у чёрного крыльца две собаки Шарок и Каток, стоя бок о бок и повернув головы, рычали друг на друга. Так они могли рычать, скалясь и захлебываясь, очень долго, покуда проходящий рабочий не бросит в них рукавицей; тогда они, кашляя от злобы, вставали на дыбки и дрались так, что шерсть летела. Других собак они боялись, ненавидели нищих и по ночам, вместо того чтобы караулить дом, спали под каретником.

- Что же мы будем делать? - спросил Виктор.

Никита глядел на косматую недовольную ворону, летевшую от гумна на скотный двор. Ему не хотелось играть и было, непонятно почему, грустно. Он предложил было пойти в гостиную на диван и почитать что-нибудь, но Виктор сказал: —

Эх ты, я вижу, тебе с девчонками только играть.

—Почему? - спросил Никита краснея.

—Да уж потому, сам знаешь почему.

—Вот тоже пристал. Ничего я не знаю. Пойдём к колодцу. Мальчики пошли к колодцу, куда из отворённых ворот

выходили на водопой коровы. Вдалеке Мишка Коряшонок хлопал, как из ружья, огромным пастушьим кнутом и вдруг закричал:

- Баян, Баян,- берегись, Никита!

Никита оглянулся. Отделившись от стада, к мальчикам шёл Баян, розово-серый длинный бык, с широким кудрявым лбом и короткими рогами.

«Му-у»,- отрывисто замычал Баян и ударил хвостом себя по боку.

- Виктор, беги! - крикнул Никита и, схватив его за руку, побежал к дому.

Бык рысью тронулся за мальчиками. «Му-ууу!»

Виктор оглянулся, закричал, упал в снег и закрыл голову   руками. Баян был шагах в пяти. Тогда Никита остановился, стало вдруг горячо от злобы, сорвал шапку, подбежал к быку и шапкой стал бить его по морде:

 Гумно - место, где складывают сжатый хлеб.

- Пошёл, пошёл!

Бык стал, опустил рога. Сбоку подбегал Мишка Коряшонок, щёлкая кнутом. Тогда Баян замычал жалобно, повернулся и пошёл назад к колодцу. У Никиты от волнения дрожали губы. Он надел шапку и обернулся. Виктор был уже около дома и оттуда махал ему рукой. Никита невольно поглядел на окно, третье слева от крыльца. В окне он увидел два синих удивлённых глаза и над ними стоящий бабочкой голубой бант. Лиля, взобравшись на подоконник, глядела на Никиту и вдруг улыбнулась. Никита сейчас же отвернулся. Он больше не оглядывался на окошко. Ему стало весело, он крикнул:

- Виктор, идём с гор кататься, скорее!

Всё время до обеда, катаясь с гор, хохоча и «бесясь», Никита краешком мыслей думал:

«Когда буду возвращаться домой и пройду мимо окна,- оглянуться на окно или не оглядываться? Нет, пройду, не оглянусь».

 

Елка

В гостиную втащили большую мёрзлую ёлку. Пахом долго стучал и тесал топором, прилаживая крест. Дерево наконец подняли, и оно оказалось так высоко, что нежно-зелёная верхушечка согнулась под потолком.

От ели веяло холодом, но понемногу слежавшиеся ветви её оттаяли, поднялись, распушились, и по всему дому запахло хвоей. Дети принесли в гостиную вороха цепей и картонки с украшениями, подставили к ёлке стулья и стали её убирать. Но скоро оказалось, что вещей мало. Пришлось опять сесть клеить фунтики, золотить орехи, привязывать к пряникам и крымским яблокам серебряные верёвочки. За этой работой дети просидели весь вечер, покуда Лиля, опустив голову с измятым бантом на локоть, не заснула у стола.

Настал сочельник. Елку убрали, опутали золотой паутиной, повесили цепи и вставили свечи в цветные защипочки. Когда всё было готово, матушка сказала:

- А теперь, дети, уходите, и до вечера в гостиную не заглядывать.

В этот день обедали поздно и наспех,- дети ели только сладкое - шарлотку. В доме была суматоха. Мальчики слонялись по дому и ко всем приставали - скоро ли настанет вечер? Даже Аркадий Иванович, надевший чёрный долгополый сюртук и коробом стоявшую накрахмаленную рубашку, не знал, что ему делать,- ходил от окна к окну и посвистывал. Лиля ушла к матери.

Солнце страшно медленно ползло к земле, розовело, застилалось мглистыми облачками, длиннее становилась лиловая тень от колодца на снегу. Наконец матушка велела идти одеваться. Никита нашёл у себя на постели синюю шёлковую рубашку, вышитую ёлочкой по вороту, подолу и рукавам, витой поясок с кистями и бархатные шаровары. Никита оделся и побежал к матушке. Она пригладила ему гребнем волосы на пробор, взяла за плечи, внимательно поглядела в лицо и подвела к большому красного дерева трюмо

В зеркале Никита увидел нарядного и благонравного мальчика. Неужели это был он?

- Ах, Никита, Никита! - проговорила матушка, целуя его в голову,- если бы ты всегда был таким мальчиком.

Никита на цыпочках вышел в коридор и увидел важно идущую ему навстречу девочку в белом. На ней было пышное платье с кисейными юбочками, большой белый бант в волосах, и шесть пышных локонов с боков её лица, тоже сейчас неузнаваемого, спускались на худенькие плечи. Подойдя, Лиля с гримасой оглядела Никиту.

- Ты что думал - это привидение,- сказала она,- чего испугался? - И прошла в кабинет и села там с ногами на диван.

Никита тоже вошёл за ней и сел на диван, на другой его конец. В комнате горела печь, потрескивали дрова, рассыпались угольками. Красноватым мигающим светом были освещены спинки кожаных кресел, угол золотой рамы на стене, голова Пушкина между шкафами.

Лиля сидела не двигаясь. Было чудесно, когда светом печи освещались её щека и приподнятый носик. Появился Виктор в синем мундире со светлыми пуговицами и с галунным воротником, таким тесным, что трудно было разговаривать.

Виктор сел в кресло и тоже замолчал. Рядом, в гостиной, было слышно, как матушка и Анна Аполлоновна разворачивали какие-то свёртки, что-то ставили на пол и переговаривались вполголоса. Виктор подкрался было к замочной щёлке, но с той стороны щёлка была заложена бумажкой.

Затем в коридоре хлопнула на блоке дверь, послышались голоса и много мелких шагов. Это пришли дети из деревни. Надо было бежать к ним, но Никита не мог пошевелиться. В окне на морозных узорах затеплился голубоватый свет. Лиля проговорила тоненьким голосом: - Звезда взошла.

И в это время раскрылись двери в кабинет. Дети соскочили с дивана. В гостиной от пола до потолка сияла ёлка множеством свечей. Она стояла, как огненное дерево, переливаясь золотом, искрами, длинными лучами. Свет от неё шёл густой, тёплый, пахнущий хвоей, воском, мандаринами, медовыми пряниками.

Дети стояли неподвижно, потрясённые. В гостиной раскрылись другие двери, и, теснясь к стене, вошли деревенские мальчики и девочки. Все они были без валенок, в шерстяных чулках, в красных, розовых, жёлтых рубашках, в жёлтых, алых, белых платочках.

Тогда матушка заиграла на рояле польку. Играя, обернула к ёлке улыбающееся лицо и запела:

Журавлины долги ноги Не нашли пути, дороги... 

Никита протянул Лиле руку. Она дала ему руку и продолжала глядеть на свечи, в синих глазах её, в каждом глазу горело по ёлочке. Дети стояли не двигаясь.

Аркадий Иванович подбежал к толпе мальчиков и девочек, схватил за руки и галопом помчался с ними вокруг ёлки. Полы его сюртука развевались. Бегая, он прихватил ещё двоих, потом Никиту, Лилю, Виктора, и, наконец, все дети закружились хороводом вокруг ёлки.

Уж я золото хороню, хороню, Уж я серебро хороню, хороню...- запели деревенские.

Никита сорвал с ёлки хлопушку и разорвал, в ней оказался колпак со звездой. Сейчас же захлопали хлопушки, запахло хлопушечным порохом, зашуршали колпаки из папиросной бумаги.

Лиле достался бумажный фартук с карманчиками. Она надела его. Щёки её разгорелись, как яблоки, губы были из- мазаны шоколадом. Она всё время смеялась, посматривая на огромную куклу, сидящую под ёлкой на корзинке с кукольным приданым.

Там же, под ёлкой, лежали бумажные пакеты с подарками для мальчиков и девочек, завёрнутые в разноцветные платки. Виктор получил полк солдат с пушками и палатками. Никита - кожаное, настоящее седло, уздечку и хлыст.

Теперь было слышно только, как щёлкали орехи, хрустела скорлупа под ногами, как дышали дети носами, развязывая пакеты с подарками.

Матушка опять заиграла на рояле, вокруг ёлки пошёл хоровод с песнями, но свечи уже догорали, и Аркадий Иванович, подпрыгивая, тушил их. Елка тускнела. Матушка закрыла рояль и велела всем идти в столовую пить чай.

Но Аркадий Иванович, и тут не успокоился,- устроил цепь и сам впереди, а за ним двадцать пять ребятишек, побежал обходом через коридор в столовую...

После чая Аркадий Иванович устроил игру в фанты, но дети устали, наелись и плохо соображали, что нужно делать. Наконец один совсем маленький мальчик в рубашке горошком задремал, свалился со стула и начал громко плакать.

Матушка сказала, что ёлка кончена. Дети пошли в коридор, где вдоль стены лежали их валенки и полушубки. Оделись и вывалились из дома всей гурьбой на мороз.

Никита пошёл провожать детей до плотины. Когда он один возвращался домой, в небе высоко, в радужном бледном круге, горела луна. Деревья на плотине и в саду стояли огромные и белые и, казалось, выросли, вытянулись под лунным светом. Направо уходила в неимоверную морозную мглу белая пустыня. Сбоку Никиты передвигала ногами длинная большеголовая тень.

Никите казалось, что он идёт во сне в заколдованном иарстве Только в зачарованном царстве бывает так странно так счастливо на душе.

Лев Николаевич Толстой

Похожие по содержанию произведения раздела:

 Дедушкина собака ЧЕМБУЛАК  Снегирев Г.Я  Рисунки М.Митурича ЧЕМБУЛАК ОБИДЕЛСЯ Мой дедушка - ...

Цветок Хлеба Ю. Я. Яковлев Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным. ...

Утро А. М. Горький Самое лучшее в мире - смотреть, как рождается день! В небе вспыхнул первый ...

У НАС В МОСКВЕ  Л. Кассиль. Это Маяковский так написал: «Начинается земля, как известно, от Кр ...

  • < Мангуста Житков
  • Детство Горький Отрывок из повести >
Добавить комментарий

russkay-literatura.net


Смотрите также