Как зимуют зайцы? Места их обитания, особенности питания. Заспорили заяц беляк топтыгин тетерев и озимый хлеб для чего нужен зимой


Интеллектуальный марафон 3 класс 2012 – 2013 учебный год

Интеллектуальный марафон

3 класс

2012 – 2013 учебный годФамилия, имя___________________________________________________Класс________________

Блиц-опрос Русский язык Математика Окружающий мир Литературное чтение Итого
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4

Блиц-опрос

  • Как называется ледяная гора, плавающая в океане?___________________________________
  • Как называется харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик»?______________________
  • Какой разрушительный ветер небо кроет, вихри снежные крутя в стихотворении А. С. Пушкина?______________________________________________________________________
  • Какого разряда нет в разности чисел 384 и 104?______________________________________
  • Что получится, если написать тридцать «я»?_________________________________________
  • Какие цифры «пишут» лётчики в небе?_____________________________________________
  • Какова форма множественного числа существительного «человек»?____________________
  • Какой камень самый уральский?___________________________________________________
Русский язык
  1. Определите, сколько раз в предложении встречается звук [а]

Я люблю свою лошадку.__________________________________________________________

  1. Поставь ударение во всех словах.

Тот, кто ездил, знает сам,

Нет езды без колеса.

Вот они у столяра.

Им столяр, конечно, рад.

(В. Маяковский).- А я бы выбрал эту,

Красивей вазы нету! –

Сказал майору вежливо

Заслуженный боксёр.

(С. Михалков).

  1. Какие из слов являются однокоренными к слову вода. Выпиши, выдели корень: водолей, заводной, водитель, провод, водрузить.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Распредели высказывания в две группы.
  • Бабушка надвое сказала.
  • Чует кошка, чьё мясо съела.
  • А Васька слушает да ест.
  • Сколько верёвочке не виться, а конец будет.
  • От радости в зобу дыханье спёрло.
  • Большому кораблю – большое плавание.
  • А ларчик просто открывался.
Крылатые выражения Пословицы и поговорки

Математика

  1. Поставьте знаки действий между некоторыми цифрами так, чтобы равенства были верными. Можно использовать скобки.
  1. В вазе 27 тюльпанов. Когда из первой вазы переставили 5 тюльпанов во вторую, а из второй в третью – 3 тюльпана, то во всех вазах цветов стало поровну. Сколько тюльпанов было первоначально в каждой вазе?
  1. Поменяй местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства стали верными.
  1. В коробке шоколадные конфеты выложены в один слой в виде квадрата. Ваня съел все конфеты по периметру – всего 20 конфет. Сколько конфет осталось в коробке?

Окружающий мир

  1. Запиши, как называют людей, которые живут:

в Москве_________________________________________

на Волге_________________________________________

в Санкт-Петербурге________________________________

в Воронеже_______________________________________

в Пскове__________________________________________

в селе____________________________________________

на острове________________________________________

на хуторе_________________________________________

  1. Запиши названия «цветных» морей мира.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Соедини дату с названием праздника.
День Победы 1 мая
Праздник весны и труда 9 мая
Рождество Христово 1 января
Новый год 12 декабря
День защитников Отечества 8 марта
День Конституции РФ 23 февраля
Международный женский день 14 февраля
День всех влюблённых 7 января
  1. Отгадай загадку:

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает.

Что это?______________________________________________

Заспорили Заяц-беляк, Топтыгин, Тетерев и озимый хлеб, для чего нужен зимой

У троих было одинаковое мнение, а четвёртый с ними не согласился. Запиши, чьё мнение было иным ___________________________________.

Объясни, почему?_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________Литературное чтение

  1. Какое слово надо вставить вместо многоточия?
Ш. Перро «Красная…….»_______________________________________

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая………»_____________________________

А. Куприн «Белый…..»__________________________________________

А. Погорельский «Чёрная…..»____________________________________

  1. Какое волшебное средство было у девочки Жени в сказке В. Катаева?______________________________________________________________________
  2. В кого превращался князь Гвидон?______________________________________________________________________
  3. О ком говорится в следующих строках? Напиши ответ. Определи жанр произведения и его автора.
«Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прекрасней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной…».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ! Интеллектуальный марафон

3 класс

2012 – 2013 учебный год

(ответы и баллы)

Блиц-опрос (по 1 баллу – всего 8 баллов)

  • Айсберг
  • «Три пескаря»
  • Буря
  • Единиц
  • Зоя
  • Восьмёрки
  • Люди
  • Малахит
Русский язык
  1. 4 раза – 1 балл
  1. Тот, кто ездил, знает сам,
Нет езды без колеса.

Вот они у столя'ра.

Им столя'р, конечно, рад.

(В. Маяковский).

- А я бы выбрал эту,

Краси'вей вазы нету! –

Сказал майору вежливо

Заслуженный боксёр.

(С. Михалков). 2 балла.

  1. Водолей. 1 балл.
  2. Крылатые выражения Пословицы и поговорки
    Бабушка надвое сказала. Сколько верёвочке не виться, а конец будет.
    Чует кошка, чьё мясо съела. Большому кораблю – большое плавание.
    А Васька слушает да ест.
    От радости в зобу дыханье спёрло.
    А ларчик просто открывался.
    По 1 баллу – всего 7 баллов.
Математика
  1. По 1 баллу – всего 2 балла.
    1 × (2 + 3) = 5 1 × 2 + 3 = 5
    1 2 - (3 + 4) = 5 (1 + 2) : 3 + 4 = 5
  2. 3 балла
Если во всех вазах цветов стало поровну, то в каждой вазе по 9 тюльпанов (27 : 3 = 9) 1 ваза: 9+5=14 тюльпанов, 2 ваза: 9-5+3=7 тюльпанов, 3 ваза: 9-3=6 тюльпанов 
  1. По 1 баллу – 2 балла
69 : 3 = 7 63 : 9 = 7
9 × 4 = 56 9 × 6 = 54
  1. 5 баллов
I способ: Изначально в коробке было по 6 конфет в ряд и 6 рядов

6 × 6 = 36(к.) – всего.

36 – 20 =16(к.)

I I способ: когда Ваня съел конфеты по периметру, то осталось 4 ряда по 4 конфеты

4×4 = 16(к.)Окружающий мир

  1. в Москве - москвичи
на Волге - волжане

в Санкт-Петербурге - петербуржцы

в Воронеже - воронежцы

в Пскове - псковичи

в селе - сельчане

на острове - островитяне

на хуторе – хуторчане (по 1 баллу – всего 8 баллов)

  1. По 1 баллу – 4 балла.

Белое, красное, чёрное, жёлтое.

  1. По 1 баллу – всего 8 баллов.
  1. Снег, заяц. Ему снег нужен для маскировки, а Тетереву, Топтыгину и озимому хлебу – для тепла. (3 балла).
Литературное чтение
  1. Шапочка – 1 балл
Шейка – 1 балл

Пудель -1 балл

Курица – 1 балл

  1. Цветик – семицветик – 1 балл
  2. Комар – 1 балл
Муха – 1 балл

Шмель – 1 балл

  1. «Снежная королева», сказка, Г.-Х. Андерсен. (3 балла).
Составили: Мерзлютина И. А., руководитель ШМО; Нечепаева С. А., руководитель РМО.

moyamatem.ru

Интеллектуалный марафон 3 | Образовательный портал EduContest.Net — библиотека учебно-методических материалов

Интеллектуальный марафон Школьный тур (3 класс, 2012-2013 учебный год) Фамилия, имя_________________________________ Школа __________________Класс_____________ 1. Впиши в кроссворд, кому из героев сказок принадлежат эти слова 1) "Ну, теперь твой черед, братец Февраль". 2) "Прекрасная Мари! Мышиный король побежден. Примите эти трофеи: 7 золотых корон". 3) "Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?" 4) "Не мешай мне, девочка. Я должен из льдинок выложить слово "ВЕЧНОСТЬ". 5) "Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!" 6) "Постель мне взбивай посильнее, чтобы перья во все стороны летели. Когда от моей перины перья летят, на земле снег идет" -2990853041657) "Я из вешнего снега скатана, вешним снегом подрумянена". В выделенную строку добавь гласные буквы и узнаешь, где находится резиденция российского Деда Мороза. 2. Из каких 2-х частей можно склеить такую же звезду для украшения новогодней ёлочки?

1 2 3 4 5 Части: _____ и _____. 3. Знаешь ли ты, что в 1700 году царь Петр I в России ввел обычай ставить новогоднюю ёлку? Продолжи ряд родственных слов: ёлка__________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Обведи слово, у которого самая маленькая разность количества букв и звуков. 4. В гости к Деду Морозу приехал Пэр Ноэль. Познакомь французского Деда Мороза с российскими праздниками. Соедини дату с названием праздника День Победы • • 1 мая Праздник весны и труда • • 9 мая Рождество Христово • • 1 января Новый год • • 12 декабря День защитников Отечества • • 8 марта День Конституции РФ • • 14 февраля Международный женский день • • 23 февраля День всех влюбленных • • 7 января 5. Реши задачу Вокруг ёлки танцевали мальчики и девочки - всего 9 человек. Известно, что мальчиков меньше, чем девочек, а если количество мальчиков умножить на количество девочек, то получится однозначное число. Сколько мальчиков и сколько девочек танцевали на ёлке? Ответ: ________ мальчиков, _________ девочек. 6. Узнай любимый вид спорта Снеговика. Запиши выражения и найди их значения 1) К количеству букв "а" в словосочетании "Красная Шапочка" прибавь количество сантиметров в дециметре.________________________ [А] 2) Количество дней в первом месяце зимы умножь на количество музыкантов в трио. ____________________[c] 3) Возраст мужичка с ноготок умножь на число экскурсоводов по Полю Чудес в Стране Дураков._____________________________ [л] 4) От количества разрезов, которые необходимо сделать, чтобы получить из батона 11 кусочков, вычти количество чудес света._____________________[ М ] 5) Перемножь количество палочек, из которых состоят римские цифры 10 и 15. _______________ [o] 6) Сложи количество букв в названии цветка, который переводится с латыни как "звезда" с количеством братьев Элизы из сказки Г.-Х. Андерсена "Дикие лебеди"._________________[ Л ] В первую строку таблицы запиши ответы в порядке убывания, подпиши под каждым соответствующую букву. Что означает это слово?________________________________

7. Отгадай загадку Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает. Что это?_________________ Заспорили Заяц-беляк, Топтыгин, Тетерев и озимый хлеб, для чего нужен зимой У троих было одинаковое мнение, а четвертый с ними не согласился. Запиши, чье мнение было иным ___________________. Объясни, почему? __________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 8. Впиши в клетки названия чисел так, чтобы они вместе с буквами, стоящими рядом, образовали новые слова:

Лист ответов

2. Части: 1 и 4.

3. Ряд родственных слов: Ель, ёлка, ёлочка, еловый, ельник. Самая маленькая разность количества букв и звуков в словах: ель, ельник. 4. День Победы 1 мая Праздник весны и труда 9 мая Рождество Христово 1 января Новый год 12 декабря День защитников Отечества 8 марта День Конституции РФ 23 февраля Международный женский день 14 февраля День всех влюбленных 7 января 5. Ответ: 1 мальчик, 8 девочек. -819152019306. Что означает это слово? СЛАЛОМ - скоростной спуск на лыжах с препятствиями. 7. Что это? СНЕГ. Запиши, чье мнение было иным: ЗАЯЦ, Объясни, почему? Ему снег нужен для маскировки, а Тетереву, Топтыгину и озимому хлебу - для тепла. 8. патриот исток фраза витрина чистота образ матрица листопад разум

Приложенные файлы

educontest.net

Как звери готовятся к зиме. Часть 1.

 Скребицкий Г.А. Сказка «Всяк по-своему»

Летом в лесу, на полянке, у длинноухой зайчихи родился зайчонок. Родился он не беспомощный, голый, как какие-нибудь мышата или бельчата, совсем нет. Он явился на свет в серой пушистой шёрстке, с открытыми глазками, такой шустрый, самостоятельный, сразу же мог бегать и даже прятаться от врагов в густой траве.

— Ты у меня молодец, — сказала ему зайчиха на зайчином своём языке. — Лежи здесь тихонько под кустиком, никуда не бегай, а если начнёшь бегать, скакать, на земле от твоих лапок следы останутся. Наткнётся на них лиса или волк, сразу тебя по следу найдут и съедят. Ну, будь умник, отдыхай, набирайся побольше сил, а мне нужно побегать, лапки размять.

И зайчиха, сделав большой прыжок, ускакала в лес. С тех пор зайчонка кормила не только родная мать, но и другие зайчихи, те, что случайно забегали на эту полянку. Ведь у зайцев так исстари завелось: наткнётся зайчиха на малыша, ей всё равно, свой ли, чужой, обязательно молоком покормит.

Скоро зайчонок совсем окреп, вырос, начал есть сочную траву и бегать по лесу, знакомиться с его обитателями — птицами и зверьками.

Стояли погожие дни, еды кругом было вволю, а в густой траве, в кустах легко спрятаться от врагов.

Зайчишка жил себе, не тужил. Так, ни о чём не заботясь, и прожил косой тёплое лето.

* * *

Но вот наступила осень. Захолодало. Пожелтели деревья. Ветер срывал с ветвей увядшие листья и кружил над лесом. Потом листья опускались на землю. Они лежали там неспокойно: всё время возились, перешёптывались между собой. И от этого лес наполнился тревожным шорохом.

Зайчишка почти не мог уснуть. Каждую минуту он настораживался, прислушивался к подозрительным звукам. Ему всё казалось, что это не листья шуршат от ветра, а кто-то страшный подкрадывается к нему из-за кустов.

Заяц и днём часто вскакивал, перебегал с места на место, отыскивал укрытия понадёжней. Искал и не находил.

Зато, бегая по лесу, он повидал много нового, интересного, чего раньше летом никогда не видывал. Он заметил, что все его лесные знакомцы — звери и птицы — о чём-то хлопочут, что-то делают.

Однажды он встретил белку, но она не прыгала, как обычно, с ветки на ветку, а спустилась на землю, сорвала гриб подосиновик, потом схватила его покрепче в зубы и вместе с ним вскочила на дерево. Там белка засунула гриб в развилку между сучками.

Зайчишка увидел, что на этом же дереве уже висит несколько грибов.

— Зачем ты их рвёшь и вешаешь на сучки? — спросил он.

— Как — зачем? — ответила белка. — Скоро придёт зима, всё кругом покроется снегом, тогда трудно будет достать еду. Вот я теперь и спешу заготовить побольше запасов. Сушу на сучьях грибы, собираю в дуплах орехи и жёлуди. А ты разве сам не запасаешь на зиму еду?

— Нет, — отвечал зайчишка, — я не умею этого делать. Мама-зайчиха меня не научила.

— Плохи твои дела, — покачала головой белка. — Тогда утепли хоть получше своё гнездо, заткни мохом все щели.

— Да у меня и гнезда нет, — смутился зайчишка. — Я сплю под кустиком, где придётся.

— Ну, это уж никуда не годится! — развела лапками хозяйственная белка. — Не знаю, как ты зиму перезимуешь без запасов еды, без тёплого гнёздышка.

И она вновь принялась за свои хлопоты, а зайка грустно запрыгал дальше.

Уже наступил вечер, заяц добрался до глухого оврага. Там он остановился и чутко прислушался. Вниз по оврагу с лёгким шумом то и дело скатывались небольшие комочки земли.

Зайчишка привстал на задние лапы, чтобы разглядеть получше, что творится там, впереди. Да это барсук хлопочет возле норы. Заяц подбежал к нему и поздоровался.

— Здравствуй, косой, — ответил барсук. — Ты всё скачешь? Ну сядь, посиди. Ух, и устал я, даже лапы болят! Вон сколько земли из норы повыгреб.

— А зачем ты её выгребаешь? — поинтересовался зайчишка.

— К зиме нору чищу, чтобы просторней была. Вычищу, потом моху, опавшей листвы туда натаскаю, устрою постель. Тогда мне и зима не страшна. Лежи-полёживай.

— А мне белка советовала к зиме гнездо устроить, — сказал заяц.

— Не слушай её, — махнул лапой барсук. — Это она у птиц научилась на деревьях гнёзда вить. Пустое занятие. Зверям нужно в норе жить. Вот так, как я живу. Помоги мне лучше прорыть запасные выходы из норы. Устроим всё, как нужно, заберёмся в нору, вместе зимовать будем.

— Нет, я не умею нору копать, — ответил зайчишка. — Да и сидеть под землёй в норе не смогу, я там задохнусь. Лучше под кустиком отдыхать.

— Вот мороз тебе скоро покажет, как под кустиком отдыхать! сердито ответил барсук. — Ну, не желаешь мне помогать, тогда беги куда хочешь. Не мешай мне жилище устраивать.

Побежал зайка дальше, выбежал на берег лесной речушки. Выбежал и насторожился.

Невдалеке от воды кто-то большой, неуклюжий возился возле осинки. «Бобр, он самый и есть», — разглядел заика и в два прыжка очутился возле него.

— Здравствуй, приятель, что ты тут делаешь? — спросил зайчишка.

— Да вот тружусь, подгрызаю осину, — не спеша отвечал бобр. Повалю на землю, тогда начну обкусывать сучья, стаскивать в речку, хатку свою к зиме утепляю. Видишь, на островке мой домик — он весь из сучьев построен, а щели илом промазаны, внутри у меня тепло, уютно.

— А как же в твой домик войти? — спросил Зайчишка. — Входа нигде не видно.

— Вход в мою хатку устроен внизу, под водой. Доплыву я до островка, нырну до самого дна, там и вход в свой домик найду. Лучше нет звериного домика, чем моя хатка. Давай вместе её утеплим к зиме, вместе и зимовать будем.

— Нет, — отвечал зайчишка, — нырять и плыть под водой я не умею, сразу же утону, лучше я под кустиком перезимую.

— Зря не хочешь со мной зимовать, — отвечал бобр и принялся грызть осинку.

А зайчишка заковылял дальше, прочь от реки, обратно в лес.

Вдруг что-то как зашуршит в кустах! Косой уже хотел броситься наутёк, но тут из опавшей листвы выглянул старый знакомец — ёжик.

— Здорово, дружище! — крикнул он. — Ты что это такой невесёлый, уши развесил?

— Огорчили меня приятели, — отвечал зайчишка. — Говорят, нужно на зиму тёплое гнёздышко или хатку строить, а я не умею.

— Хатку строить? — рассмеялся ёжик. — Вот глупости! Ты лучше делай так, как я делаю: каждую ночь я поплотней наедаюсь, запасаю побольше жиру, а когда достаточно запасу, тут меня начнёт в сон клонить. Заберусь я тогда в опавшие листья, в мох, свернусь клубком да и засну на всю зиму. А когда спишь, тогда ни мороз, ни ветер тебе не страшны.

— Нет, — отвечал зайчишка, — проспать я всю зиму не смогу. Сон у меня чуткий, тревожный, я поминутно от каждого шороха просыпаюсь.

— Ну, тогда делай как знаешь, — ответил ёжик. — Прощай, мне пора местечко себе для зимнего сна присмотреть.

И зверёк снова скрылся в кустах.

Поплёлся зайчишка дальше по лесу. Бродил, бродил. Уже и ночь прошла, утро настало. Выбрался он на полянку. Глядит — на ней много много дроздов собралось. Все деревца облепили и по земле скачут кричат, трещат, спорят о чём-то.

— О чём вы спорите? — спросил зайчишка дрозда, который сидел к нему поближе.

— Да вот обсуждаем, когда нам лететь отсюда на зиму в тёплые страны.

— А разве в нашем лесу вы зимовать не останетесь?

— Что ты, что ты! — удивился дрозд. — Зимой выпадет снег, укроет всю землю и ветви деревьев. Где же тогда еду раздобыть? Летим с нами на юг, там зимою тепло и всякой еды вволю.

— Ты разве не видишь, у меня и крыльев нет, — грустно ответил заяц. — Я ведь зверёк, а не птица. Звери летать не умеют.

— Вот и неправда, — возразил дрозд. — Летучие мыши тоже зверьки, а летают не хуже нас, птиц. Они уже улетели на юг, в тёплые страны.

Зайчишка ничего не ответил дрозду, махнул только лапкой да и побежал прочь.

«Как же я зимовать буду? — тревожно думал он. — Все звери и птицы каждый по своему к зиме готовятся. А у меня нет ни тёплого гнёздышка, ни запасов еды, и лететь на юг я не сумею. Наверное, мне придётся умереть от голода и холода».

* * *

Прошёл ещё месяц. Кусты и деревья сбросили последние листья. Наступила пора дождей, холодов. Лес сделался хмурым, унылым. Большинство птиц улетело в тёплые страны. Звери попрятались в норы, в гнёзда, в логовища. Невесело было зайчишке в пустом лесу, да к тому же с ним приключилась беда: зайка вдруг заметил, что шкурка на нём начала белеть. Летняя, серая шерсть сменялась новой — пушистой, тёплой, но зато совсем белой. Сперва побелели задние ноги, бока, потом спинка и, наконец, голова. Только кончики ушей остались чёрными.

«Как же мне теперь от врагов прятаться? — с ужасом думал заяц. В белой шубе меня и лисица и ястреб сразу заметят». И зайчишка забивался в самую глушь, под кусты, в болотистые заросли. Однако и там белая шубка легко могла его выдать зоркому глазу хищника.

Но вот однажды, когда зайчишка лежал, забравшись под кустик, он увидел, что всё кругом как-то вдруг потемнело. Небо укрыли тучи; однако из них не закапал дождь, а посыпалось что-то белое и холодное.

Первые снежинки закружились в воздухе, стали садиться на землю, на блёклую траву, на голые сучья кустов и деревьев. С каждой секундой снег падал всё гуще и гуще. Уже невозможно было разглядеть ближайшие деревья. Всё утонуло в сплошном белом потоке.

Снег перестал только к вечеру. Небо прояснилось, выглянули звёзды, яркие и лучистые, как голубые морозные иглы. Они осветили поля и леса, принаряженные, укрытые белым покровом зимы.

Уже давно наступила ночь, а зайчишка всё лежал под кустом. Ему страшно было выбраться из своей засады и отправиться на ночную прогулку по этой необычно белой земле.

Наконец голод всё же заставил его покинуть убежище и поискать еду.

Найти её было не так уж трудно — снег только слегка прикрыл землю и даже не спрятал самых маленьких кустиков.

Но случилась совсем другая беда: едва зайчишка выскочил из-под кустов и перебежал полянку, он с ужасом увидал, что всюду за ним тянется вереница его следов.

«По таким следам любой враг меня легко может найти», — подумал косой.

Поэтому, когда под утро он снова отправился на дневной отдых, зайка ещё тщательнее, чем раньше, запутал свои следы.

Только проделав это, он спрятался под кустик и задремал.

Но зима принесла с собой не одни огорчения. Когда рассвело, зайчишка с радостью увидал, что его белая шубка совсем незаметна на белом снегу. Зайка будто оделся в шубку-невидимку. К тому же она была куда теплее его летней серенькой шкурки, отлично спасала от мороза и ветра.

«Зима не так уж страшна», — решил зайчишка и спокойно задремал на весь день до вечера.

Но таким приятным оказалось только начало зимы, а потом дело пошло всё хуже и хуже. Снегу нападало очень много. Его почти невозможно было разрыть, чтобы добраться до уцелевшей зелени. Зайчишка напрасно бегал по высоким сугробам в поисках пищи. Не часто удавалось ему пожевать какую-нибудь торчавшую из-под снега веточку.

Однажды, бегая в поисках еды, заяц увидел лесных великанов лосей. Они спокойно стояли в осиннике и с аппетитом обгладывали кору и побеги молодых осинок.

«Дай-ка и я попробую, — подумал зайчишка. — Только вот беда: у лосей ноги высокие, шеи длинные, им легко дотянуться до молодых побегов, а я как же достану?»

Но тут ему на глаза попался высокий снежный сугроб. Зайчишка вскочил на него, встал на задние лапы, легко дотянулся до молодых, тонких веточек и стал их обгладывать. Потом и кору осинки погрыз. Всё это ему показалось очень вкусным, и он наелся досыта.

«Значит снег большой беды не наделал, — решил косой. — Он спрятал траву, но зато позволил добраться до веток кустов и деревьев».

Всё было бы ничего, вот только мороз и ветер начали донимать зайчишку. Не спасала его даже тёплая шубка. От стужи некуда было спрятаться в голом зимнем лесу.

«Ух, как холодно!» — говорил косой, бегая по лесной полянке, чтобы немного согреться.

Наступил уже день, давно пора отправляться на отдых, а заяц всё никак не мог разыскать себе место, чтобы укрыться от ледяного ветра.

На самом краю поляны росли берёзы. Вдруг зайчишка увидел, что на них спокойно расселись и кормятся большие лесные птицы — тетерева. Они прилетели сюда, чтобы полакомиться серёжками, которые висели на концах тонких ветвей.

— Ну, наелись — пора отдохнуть, — сказал старый тетерев своим собратьям. — Скорей спрячемся в норки от сердитого ветра.

«Какие же могут быть норки у тетеревов?» — удивился зайчишка.

Но тут он увидел, что старый тетерев, сорвавшись с ветки, комом упал прямо в снег, будто в воду нырнул. Точно также поступили и другие тетерева, и скоро вся стая скрылась под снегом.

«Неужели же там тепло?» — удивился зайчишка и решил тут же попробовать вырыть себе снежную норку. И что же? В норке под снегом оказалось куда теплее, чем на поверхности. Ветер не продувал, да и мороз донимал много меньше.

С этих пор зайчишка вполне освоился с тем, как ему зимовать. Белая шубка в белом лесу укрывала его от глаз врага, сугробы снега помогали добраться до сочных побегов, а глубокая норка в снегу спасала от холода. Зайчишка чувствовал себя зимою среди заснежённых кустов не хуже, чем летом в зелёных цветущих зарослях. Он даже и не заметил, как миновала зима.

* * *

И вот снова пригрело солнце, растопило снег, вновь зазеленела трава, распустились листья на кустах и деревьях. Из южных стран возвратились птицы.

Хлопотунья белка вылезла из гнезда, где пряталась зимою от холода. Выбрались из своих убежищ барсук, бобр и колючий ёжик. Каждый из них рассказал о том, как он проводил долгую зиму. Каждый считал, что провёл её лучше других. И все вместе они удивлялись, глядя на зайца. Как же, бедняга, он зимовал без тёплого гнёздышка, без норы, без съестных запасов? А зайка слушал своих друзей да только посмеивался. Ведь ему совсем неплохо жилось зимой в его белоснежной шубке-невидимке.

На нём и теперь, весною, тоже была шубка-невидимка, только другая, под цвет земли — не белая, а серенькая.

rodnaya-tropinka.ru

Интелектуальный марафон для учащихся 3 класса

Интеллектуальный марафон

3 класс

Фамилия, имя___________________________________________________Класс________________

Блиц-опрос

Русский язык

Математика

Окружающий мир

Литературное чтение

Итого

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

Блиц-опрос

  • Как называется ледяная гора, плавающая в океане?___________________________________

  • Как называется харчевня в сказке А. Толстого «Золотой ключик»?______________________

  • Какой разрушительный ветер небо кроет, вихри снежные крутя в стихотворении А. С. Пушкина?______________________________________________________________________

  • Какого разряда нет в разности чисел 384 и 104?______________________________________

  • Что получится, если написать тридцать «я»?_________________________________________

  • Какие цифры «пишут» лётчики в небе?_____________________________________________

  • Какова форма множественного числа существительного «человек»?____________________

  • Какой камень самый уральский?___________________________________________________

Русский язык

  1. Определите, сколько раз в предложении встречается звук [а]

Я люблю свою лошадку.__________________________________________________________

  1. Поставь ударение во всех словах.

Тот, кто ездил, знает сам,

Нет езды без колеса.

Вот они у столяра.

Им столяр, конечно, рад.

(В. Маяковский).

- А я бы выбрал эту,

Красивей вазы нету! –

Сказал майору вежливо

Заслуженный боксёр.

(С. Михалков).

  1. Какие из слов являются однокоренными к слову вода. Выпиши, выдели корень: водолей, заводной, водитель, провод, водрузить.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Распредели высказывания в две группы.

  • Бабушка надвое сказала.

  • Чует кошка, чьё мясо съела.

  • А Васька слушает да ест.

  • Сколько верёвочке не виться, а конец будет.

  • От радости в зобу дыханье спёрло.

  • Большому кораблю – большое плавание.

  • А ларчик просто открывался.

Крылатые выражения

Пословицы и поговорки

Математика

  1. Поставьте знаки действий между некоторыми цифрами так, чтобы равенства были верными. Можно использовать скобки.

  1. В вазе 27 тюльпанов. Когда из первой вазы переставили 5 тюльпанов во вторую, а из второй в третью – 3 тюльпана, то во всех вазах цветов стало поровну. Сколько тюльпанов было первоначально в каждой вазе?

  1. Поменяй местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства стали верными.

  1. В коробке шоколадные конфеты выложены в один слой в виде квадрата. Ваня съел все конфеты по периметру – всего 20 конфет. Сколько конфет осталось в коробке?

Окружающий мир

  1. Запиши, как называют людей, которые живут:

в Москве_________________________________________

на Волге_________________________________________

в Санкт-Петербурге________________________________

в Воронеже_______________________________________

в Пскове__________________________________________

в селе____________________________________________

на острове________________________________________

на хуторе_________________________________________

  1. Запиши названия «цветных» морей мира.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедини дату с названием праздника.

День Победы

1 мая

Праздник весны и труда

9 мая

Рождество Христово

1 января

Новый год

12 декабря

День защитников Отечества

8 марта

День Конституции РФ

23 февраля

Международный женский день

14 февраля

День всех влюблённых

7 января

  1. Отгадай загадку:

Зимой греет, весной тлеет, летом умирает, осенью летает.

Что это?______________________________________________

Заспорили Заяц-беляк, Топтыгин, Тетерев и озимый хлеб, для чего нужен зимой

У троих было одинаковое мнение, а четвёртый с ними не согласился. Запиши, чьё мнение было иным ___________________________________.

Объясни, почему?_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Литературное чтение

  1. Какое слово надо вставить вместо многоточия?

Ш. Перро «Красная…….»_______________________________________

Д. Н. Мамин - Сибиряк «Серая………»_____________________________

А. Куприн «Белый…..»__________________________________________

А. Погорельский «Чёрная…..»____________________________________

  1. Какое волшебное средство было у девочки Жени в сказке В. Катаева?______________________________________________________________________

  2. В кого превращался князь Гвидон?______________________________________________________________________

  3. О ком говорится в следующих строках? Напиши ответ. Определи жанр произведения и его автора.

«Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прекрасней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему холодной…».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

Интеллектуальный марафон

3 класс

2012 – 2013 учебный год

(ответы и баллы)

Блиц-опрос (по 1 баллу – всего 8 баллов)

Русский язык

  1. 4 раза – 1 балл

  1. Тот, кто ездил, знает сам,

Нет езды без колеса.

Вот они у столя'ра.

Им столя'р, конечно, рад.

(В. Маяковский).

- А я бы выбрал эту,

Краси'вей вазы нету! –

Сказал майору вежливо

Заслуженный боксёр.

(С. Михалков). 2 балла.

  1. Водолей. 1 балл.

  2. Крылатые выражения

    Пословицы и поговорки

    Бабушка надвое сказала.

    Сколько верёвочке не виться, а конец будет.

    Чует кошка, чьё мясо съела.

    Большому кораблю – большое плавание.

    А Васька слушает да ест.

    От радости в зобу дыханье спёрло.

    А ларчик просто открывался.

    По 1 баллу – всего 7 баллов.

Математика

  1. По 1 баллу – всего 2 балла.

    1 × (2 + 3) = 5

    1 × 2 + 3 = 5

    1 2 - (3 + 4) = 5

    (1 + 2) : 3 + 4 = 5

  2. 3 балла

Если во всех вазах цветов стало поровну, то в каждой вазе по 9 тюльпанов (27 : 3 = 9) 1 ваза: 9+5=14 тюльпанов, 2 ваза: 9-5+3=7 тюльпанов, 3 ваза: 9-3=6 тюльпанов 

  1. По 1 баллу – 2 балла

69 : 3 = 7

63 : 9 = 7

9 × 4 = 56

9 × 6 = 54

  1. 5 баллов

I способ: Изначально в коробке было по 6 конфет в ряд и 6 рядов

6 × 6 = 36(к.) – всего.

36 – 20 =16(к.)

I I способ: когда Ваня съел конфеты по периметру, то осталось 4 ряда по 4 конфеты

4×4 = 16(к.)

Окружающий мир

  1. в Москве - москвичи

на Волге - волжане

в Санкт-Петербурге - петербуржцы

в Воронеже - воронежцы

в Пскове - псковичи

в селе - сельчане

на острове - островитяне

на хуторе – хуторчане (по 1 баллу – всего 8 баллов)

  1. По 1 баллу – 4 балла.

Белое, красное, чёрное, жёлтое.

  1. По 1 баллу – всего 8 баллов.

День Победы

1 мая

Праздник весны и труда

9 мая

Рождество Христово

1 января

Новый год

12 декабря

День защитников Отечества

8 марта

День Конституции РФ

23 февраля

Международный женский день

14 февраля

День всех влюблённых

7 января

  1. Снег, заяц. Ему снег нужен для маскировки, а Тетереву, Топтыгину и озимому хлебу – для тепла. (3 балла).

Литературное чтение

  1. Шапочка – 1 балл

Шейка – 1 балл

Пудель -1 балл

Курица – 1 балл

  1. Цветик – семицветик – 1 балл

  2. Комар – 1 балл

Муха – 1 балл

Шмель – 1 балл

  1. «Снежная королева», сказка, Г.-Х. Андерсен. (3 балла).

Составили: Мерзлютина И. А., руководитель ШМО; Нечепаева С. А., руководитель РМО.

5

multiurok.ru

Как зимуют зайцы? Места их обитания, особенности питания

Сезонные изменения, происходящие в неживой природе, оказывают значительное влияние на жизнь растений и животных. В большей мере эти перемены касаются условий существования диких животных. Зима - время года, когда обитателям лесов, степей, водоемов приходится особенно трудно. В этот период для выживания им необходимо приспосабливаться к нелегким природным условиям. Многие из них специально готовятся к зиме.

Как зайцы встречают холодное время года?

Можно сказать, что в жизни зайцев не выделяется период, который можно характеризовать как подготовку к зиме. Зверек не строит убежищ, гнезд, заранее не организует лежанок. Не делает он и запасов корма на зиму. У зайца нет необходимости заниматься этим предварительно, так как все нужное для себя он найдет в месте своего обитания в любое время года и при любых погодных условиях.

Единственное, что связано в жизни зайца с подготовкой к зиме, - это его линька. Она начинается в сентябре и заканчивается в октябре, а в некоторых случаях - в ноябре. При этом происходит смена окраса шерсти. Заяц в лесу зимой невидим для хищников и охотников благодаря тому, что его шубка приобретает белый цвет. Мех становится более густым и длинным, что спасает зверька от лютых морозов.

Прежде чем давать ответ на вопрос, как зимуют зайцы, необходимо точно знать, о каком их виде идет речь. В России наиболее распространены два вида - русаки и беляки. Они обитают в разных условиях, поэтому их повадки отличны. Не совсем одинаково будет протекать и жизнь зайцев зимой.

Русаки предпочитают открытые места - луга, поля, степи. Лишь изредка они посещают перелески и фруктовые сады.

Заяц-беляк обитает чаще всего в смешанных лесах, где есть заросли осины, ивы. Осока, произрастающая в болотистых местах, также привлекает зайцев этого вида. Беляки, обитающие в условиях тундры, обычно встречаются в зарослях кустарников. В лесостепи зайцы населяют колки - небольшие по площади лесные массивы.

Как зимуют зайцы?

Оба вида зимой устраивают лежки. Это укромные места, где они проводят всю светлую часть суток. Зайцы лежат обычно под каким-то укрытием - кустом, снежным наметом, поленницей, оградой, в ямке, овражке. Во время снегопада или поземки зверька заметает снегом и он становится малозаметен. Именно в такую погоду заяц наиболее защищен: следы исчезли под снегом, да и его самого не видно. С наступлением темноты животное выходит на кормежку, так как в это время суток заяц также чувствует себя в большей безопасности.

Между логовом и местом жировки можно увидеть на свежем снегу четкие следы зверька. Именно по ним охотники и хищные животные выслеживают зайца. Но сделать это бывает не так-то легко. Возвращаясь с места кормежки к лежке, зверек запутывает следы. Для этого он петляет, делает большие прыжки в сторону, проходит по одному и тому же месту несколько раз.

Чем питаются животные зимой?

По следам можно не только определить местонахождение русака или беляка, но и узнать, как зимуют зайцы. Так, например, замечено, что в самом начале зимы, когда еще не так много снега, оба вида обитают вблизи полей с озимыми посевами. Именно здесь они кормятся молодыми побегами ржи и пшеницы.

Зайцам приходится менять место своего обитания по мере увеличения снежного покрова. На полях уже нет возможности найти достаточно корма. Зверьки выбирают менее заснеженные участки. Русак перебирается ближе к огородам, садам, дачам. Здесь животные, поедая кору плодовых деревьев, наносят немалый ущерб посадкам. Особенно от зубов зайца страдают молодые саженцы.

В лесу, где зимует заяц-беляк, достаточно корма до самой весны. Животные питаются корой и ветками лиственных пород деревьев и кустарников, замерзшими ягодами, засохшей травой. На покосах они поедают сено, заготовленное для домашних животных, чем также наносят определенный вред.

Как зайцы спасаются зимой от врагов?

Рассказывая о том, как зимуют зайцы, нельзя забывать, что маленький зверек часто становится добычей таких животных, как волк, лиса. Приходится скрываться ему и от хищных птиц. Что же помогает зайцу справиться с такими сильными противниками? Это прежде всего его умение бегать. Подошвы лап зверька зимой покрыты густой шерстью, что делает его ступню широкой и позволяет легко передвигаться даже по рыхлому снегу, не проваливаясь. Подушечки пальцев зайца обильно выделяют пот, благодаря этому не происходит налипание снега. Животное свободно передвигается как по глубокому снегу, так и по насту - ледяной корочке, образующейся на поверхности снежного покрова.

У зайцев очень сильные задние лапы. Благодаря их особому строению зверьки могут выполнять во время передвижения большие прыжки. Кроме того, ударами задних лап животное способно отбиваться от хищника. Стремительный бег зверька, его сильные ноги не только помогают ему в поисках пищи, но очень часто спасают от преследователей.

fb.ru

как зимует заяц

Как зимует заяц: познавательные рассказы о зайце в картинках , сказки, стихи для детей, речевые упражнения, познавательное видео для детей. Занимательно — об окружающем мире.

Как зимуют зайцы: есть ли «лыжи» у зайцев?

Зимой у зайца много врагов – лисы, волки,хищные птицы. Но у него есть  и «волшебные помощники», которые помогают ему быстро убегать от врагов. Что это за помощники? Вы и Ваши дети узнают о них из этой статьи.

Первый помощник зайца зимой — это заячьи «лыжи»! Да, почти настоящие! Откуда же у зайца лыжи? Послушайте :).

Зимой подошвы лапок  зайца обрастают густыми волосками. От этого пальцы лап сильно раздвигаются и получаются как будто «лыжи». Поэтому зайчик легко бегает даже по рыхлому снегу.  А пот, который выделяется на лапках зайца, смазывает подошвы лапок и защищает от налипания снега. Вот такие зимние лапки – «лыжи»  есть у всех зайцев! Зимой зайцам – раздолье! По рыхлому снегу они ходят как в валенках, а по насту мчатся стрелой на своих «лыжах» — лапках – никто не догонит!

Люди так и говорят: «Зайца ноги носят».

Чем отличаются заяц — беляк и заяц — русак?

Зайцы есть разные: есть заяц – беляк, а есть заяц —  русак. В чем отличия?

  • Заяц — беляк живет в лесу. А заяц — русак — житель полей и лугов.
  • Уши у беляка короче, чем у русака. И на кончиках они черные.
  • Задние лапки русака длиннее, чем у беляка, чтобы он мог быстро бегать. Зато у беляка есть «лыжи» — широкие ступни, и он может легко удерживаться на снегу и не проваливаться.

Вот как об этом говорится в сказке для детей — сказке о том, как заяц-беляк и заяц-русак друг с другом зимой  спорили.

Э. Шим. Беляк и русак

— Ты, Русак, в полях живешь, на раздольных местах. Должен бегать лучше меня, лесного зайца.— Я и так лучше бегаю. Тебе, Беляку, за мной не угнаться!— А давай во-он до того дерева пробежим. Кто скорей?— Давай! …— Ну что, Русак? Обогнал я тебя?— Обогнал… Уффф!..— Так-то! Не хвались, что лучше меня, лесного зайца, бегаешь. У вас в полях снег всегда крепкий, его ветром обдувает, настом прикрывает. А у нас в лесу снег всегда рыхлый лежит, и чтоб по нему бегать,  — надо вот такие лапы иметь!— Это какие же?— А вот глянь: пальцы врастопырочку, между пальцев – шёрстка. Что твоя лыжа! Где тебе, необутому, за мной угнаться!

 

Второй помощник зайца зимой — это его сильные задние лапы. Именно ими заяц отталкивается от снега, убегая от врагов. Предложите ребенку попрыгать как зайчик – спросите: «Чем ты отталкиваешься от пола? Сильные ли у тебя ноги? Можешь ли ты прыгнуть далеко вперед?»

Именно сильными задними лапами отбивается заяц от своих врагов, если они его настигнут. Ляжет заяц на спину и давай отбиваться  от врага задними лапами! И не каждый его схватить сможет!

Как зимует заяц: знакомство со словом «петлять» и со словами — родственниками

Зайчик очень умный и хитрый. Просто так под кустик не спрячется – сначала петлять по снегу начнет, чтобы свои следы запутать. Спросите ребенка, как он  понял слово «петлять». На какое слово оно похоже? (на слово «петля»). Где бывают петли? (на одежде, на веревке и др.) Предложите малышу дома и на прогулке проскакать или пройти как заяц, петляя.

Предложите ребенку послушать стихотворение о том, как зайчик петлял по лесу:

Зайчик убегал от волка

Зайчик убегал от волкаИ увёртывался ловко.То за куст он забегал,То на горочку вбегал,То от волка отбегалИ  в тенёчке отдыхал. (Е. А. Алябьева. Из книги «Развитие глагольного словаря» — М.: Сфера, 2011)

После чтения стихотворения спросите: «Что делал зайка? Он от волка…, за куст…, на горочку …, от волка … А потом домой… (прибегал)». Объясните малышу, что все эти слова – «слова – родственники».  Перечислите с ребенком своих родственников, расскажите ему, кто называется родственниками. Расскажите, что и у слов бывают родственники — родственные слова. Слова «убегать, прибегать, забегать, вбегать» — это слова — родственники. Они произошли от слова «бег, бегать».

Малышам прочитайте стихотворение В. Берестова о том, как заяц путает следы.

В. Берестов. Песня зайца

В лесу недолго до беды.Но заяц — не простак.Умей запутывать следы!Вот так! Вот так! Вот так!

Туда, сюда петляет след,Вперед, назад и вбок.Где заяц был, там зайца нет.Прыг-скок! Прыг-скок! Прыг-скок!

У зайца робкая душаИ осторожный ум,Но как морковка хороша!Хрум-хрум! Хрум-хрум! Хрум-хрум!

Простор и воля впереди,А сзади — лютый враг!И сердце заячье в груди —Тик-так! Тик-так! Тик-так1

Но в цирке, где кругом народ,Он забывает страхИ в барабан отважно бьет:Бабах! Бабах! Бабах!

Ребенку постарше прочитайте  рассказ о том, как  заяц петляет и какой он длины.

 Н. Сладков. Какой заяц длины?

Какой заяц длины? Ну это для кого как. Для человека невелик зверь — с берёзовое поленце. А вот для лисы заяц длиной километра в два? Потому что для лисы заяц начинается не тогда, когда она его схватит, а когда учует по следу. Короткий след — два-три прыжка — и заяц невелик.

А если заяц успел наследить да напетлять, то становится он длиннее самого длинного зверя на земле. Такому верзиле не просто в лесу схорониться.

Зайцу от этого очень невесело: живи в вечном страхе, жирок лишний не нагуляй.

И вот изо всех сил старается заяц стать короче. След свой в болоте топит, надвое свой след рвёт — всё себя укорачивает. Только и думает, как бы от своего следа ускакать, спрятаться, как бы его разорвать, укоротить или утопить.

Мечта заячья — стать наконец самим собой, с берёзовое поленце.

Жизнь у зайца особая. Всем от дождя и метели радости мало, а зайцу они на пользу: след смывают и заметают. И хуже нет, когда погода тихая да тёплая: след горячий, запах долго держится. В какую б густель ни забился — нет покоя: может, лиса за два километра позади — тебя сейчас уже за хвост держит!

Так что вот трудно сказать, какой заяц длины. Который похитрей — покороче, поглупее — подлиннее. В тихую погоду и умный вытягивается, в метель да ливень — и глупый укорачивается.

Что ни день — длина у зайца другая.

И очень редко, когда уж здорово ему повезёт, бывает заяц той длины — с берёзовое поленце, — каким человек его знает.

Знают про это все, у кого нос лучше глаз работает. Волки знают. Лисицы знают. Знайте и вы.

 

Спросите у ребенка после чтения рассказа, какой же заяц длины? Почему в тихую погоду заяц «вытягивается», а в ливень — «укорачивается»?

Как зимует заяц: что ест заяц зимой?

Днем опасно зайцу бегать по лесу – он сидит в норе – прячется от всех. А к вечеру выходит из своего укрытия поесть да побегать вволю. Ест заяц зимой ветки деревьев кору молодых березок и ив. Очень любит заяц горькую кору молодых осинок. Зубы у зайцев очень острые – как ножницы!

Третий помощник зайца зимой — его белая зимняя шубка. Днем сидят зайцы под снежными белыми кустами в белой шубке, и их незаметно. Цвет их шерсти сливается с цветом снега.

 Зачем зайцу зимой нужна белая шубы Вы узнаете из познавательной сказки для детей.

Зачем зайцу зимой белые штанишки?

Рассказ о зайце. Э. Шим. Белые штаны

Студёно в лесу, звери готовятся летние одёжки менять на зимние.А молоденькому Зайчишке это в диковинку. Он ещё только первую зиму встречает. И страсть как не терпится Зайчишке в обнове пощеголять. Не стал ждать, пока вся одёжка готова будет, взял и надел новые штаны.— Эхма, — говорит, — пройдусь окрест, покрасуюсь!А штаны и впрямь хороши. Белые, как первый снежок, пушистые, тёплые! Идёт Заяц, и новые его штаны далеко-о видать, словно кто- то платочком машет. Радуется Заяц:— Пусть все видят, пусть все завидуют!

Ну и конечно — увидели.Только Зайчишка на поляну вышел, — Сова с дерева заметила. Кинулась вниз, когти нацелила, — вот-вот сгребёт! Еле увернулся Заяц, без памяти стреканул в кусты — да под ёлку, да под берёзку…

В берёзник выскочил — Лисица издалека приметила. Погналась со всех лап, от радости даже тявкает на бегу… Едва-едва упредил её Заяц, битый час кружил, пока не отстала Лисица.

На опушку леса вылетел — а тут нате вам: шагает к нему Охотничек с ружьецом. Вот сейчас, вот сейчас на мушку возьмёт!

Эх, кабы скинуть белые штаны!Да не выскочишь из них.Забился Зайчишка в самую глухую чащобу, схоронился в кустах за кочкой. Лежит — дрожит: как бы не заметил кто ненароком.Понял теперь, что не для одной красоты белые штаны даются.

 

После чтения спросите ребенка: «Для чего зайцу дается белая зимняя шубка и белые «штанишки»?

Видео для детей о том, как живет зимой заяц

Замечательная лесная сказка о зайце для детей — очень интересная, познавательная. Вы сами узнаете много нового! Обязательно послушайте эту сказку вместе с детьми!

А вот еще одно видео — это рассказ детям старшего дошкольного возраста о зайце и его жизни зимой.

 Как зимует заяц: рассказы и стихи для детей

Л. Толстой. Зайцы.

Зайцы лесные по ночам кормятся корою деревьев, зайцы полевые — озимями и травой, гуменники — хлебными зёрнами на гумнах. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий, видный след. До зайцев охотники — и люди, и собаки, и волки, и лисицы, и вороны, и орлы. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас бы нашли по следу и поймали; но заяц труслив, и трусость спасает его.

Заяц ходит ночью по полям и лесам без страха и прокладывает прямые следы; но как только приходит утро, враги его просыпаются: заяц начинает слышать то лай собак, то визг саней, то голоса мужиков, то треск волка по лесу и начинает от страху метаться из стороны в сторону. Проскачет вперёд, испугается чего-нибудь — и побежит назад по своему следу. Ещё услышит что-нибудь — и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь от прежнего следа. Опять стукнет что-нибудь — опять заяц повернётся назад и опять поскачет в сторону. Когда светло станет, он ляжет.

Наутро охотники начинают разбирать заячий след, путаются по двойным следам и далёким прыжкам и удивляются хитрости зайца. А заяц и не думал хитрить. Он только всего боится.

М. Пришвин. Ночевка зайца

Утром со мной шла Зиночка по заячьему следу. Вчера моя собака пригнала этого зайца сюда прямо к нашей стоянке из далекого леса. Вернулся ли заяц в лес, или остался пожить около людей где-нибудь в овражке? Обошли мы поле и нашли обратный след. Он был свеженький.– По этому следу он возвратился к себе в свой старый лес, – сказал я.– Где же он ночевал, заяц? – спросила Зиночка.На мгновенье вопрос ее сбил меня с толку, но я опомнился и ответил:– Это мы ночуем, а зайцы ночью живут; он ночью прошел здесь и дневать ушел в лес; там теперь лежит, отдыхает. Это мы ночуем, а зайцы днюют, и им днем куда страшнее, чем ночью. Днем их всякий сильный зверь может обидеть.

Спросите после чтения рассказа — что такое «днюют», «ночуют»? Почему зайцы «днюют», а люди «ночуют»? Почему зайцу днем страшнее, чем ночью?

Т. Белозеров. Заяц.

Шорохами, звоном куржакаРазбудило зайца-русака.Боязно и холодно бедняжке,Голодно ему — не до игры!В голубом заснеженном овражкеПоглодал он ивовой коры.Осмелев, размялся понемногу,Обежал заиндевелый лес,Пересёк пустынную дорогуИ в зелёной озими исчез…

Еще о зайце и о том, как заяц готовится к зиме Вы найдете интересный материал для занятий  с детьми в статье —   «Как звери готовятся к зиме» (опыты, сказка, мультфильм, речевые игры и задания)

Вы узнали из этой статьи, как зимует заяц. Если Вы хотите познакомить детей с другими животными и с зимней природой, то приглашаю Вас  прочитать статьи сайта:

Кто как зимует: познавательные рассказы и сказки в картинках для детей, диалоги, загадки.

Как зимуют деревья: познавательные сказки и рассказы для детей, наблюдения с детьми в природе.

Как животные готовятся к зиме (часть 2): занимательные рассказы в картинках, развивающие задания для детей

Логические задачи для детей по теме «Как обитатели леса к зимовке готовятся?»

Как рыбы зимуют: познавательные рассказы и сказки в картинках для детей

Зимующие птицы  в картинках, загадках, познавательных рассказах и заданиях для детей

Почему все снежинки разные?Познавательное видео и речевые игры для детей о зиме

 

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса - Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта "Родная тропинка"

rodnaya-tropinka.ru

Заяц-беляк. Особенности и среда обитания зайца-беляка

Особенности зайца-беляка

Заяц-беляк (латинский Lepus timidus) – небольшое животное из вида млекопитающих, семейства зайцеобразных. Для данного отряда довольно крупный вид зайца с длиной тела взрослой тушки 45-65 сантиметров.

Более редко бывают и более большие особи, так самый крупный заяц-беляк зафиксирован в Западной Сибири и его длина составила 74 сантиметра при весе в 5,5 килограмм. Данный вид зайца имеет немного вытянутое туловище, не сильно длинные уши, крупные задние ступни и очень небольшие передние.

Такие пропорции лап характерны для животных, перемещающихся по почве прыжками, о чем говорит и само слово «заяц», произошедшее от славянского «заи», что означает «прыгун».

Свое название этот вид животного получил, как несложно догадаться, из-за белой окраски меха в зимний период. На снегу в поле его можно заметить только по темным глазам, носу и кончикам ушей. В летний период заяц-беляк имеет рыжевато-серый окрас, с помощью которого тоже очень неплохо маскируется в среде своего обитания.

Летом зачастую многие неопытные охотники путают зайца-беляка и зайца-русака из-за их сходства по окрасу, но в действительности их просто различить – у беляка уши короче, чем у русака, а задние ступни шире для удобства перемещения по снегу.

Зимой сходство зайца-беляка с русаком теряется – первый становится белоснежным, второй же имеет светло русую шкурку. Расхождение этих двух видов зайцев легко увидеть по фото. Линяет заяц-беляк два раза в год весной и осенью, перед сменой природной цветовой окраски нашей флоры. Обычно линька длится 70-80 дней.

На фото заяц беляк и заяц русак

Среда обитания зайца беляка

Ареал зайца-беляка в нашей стране расположен в Сибири, на Севере и Дальнем Востоке. Заяц-беляк – это лесное млекопитающее и живет этот вид в основном в тундре и смешанном лесу, избегая больших по площади равнин, заболоченной местности и густо заросшего леса.

Кроме нашего государства животное заяц-беляк обитает во многих странах Европы (в основном в северной ее части), в Китае, в Монголии, в Японии и даже в странах Южной Америки.

Зайцев-беляков можно считать оседлыми животным, они обычно не перемещаются по большим территориям, если этого не требует отсутствие пищи в ареале обитания. С насиженных мест зимой заяц беляк может переместиться, если обильные осадки снега покрыли толстым слоем низкорослую траву и мелкий кустарник, которыми питается это млекопитающее.

Летом же миграция может быть связана с затоплением (заболоченностью) местности, либо наоборот чрезмерной засухой привычной среды обитания.

Охота на зайца-беляка

Многие опытные охотники предпочитают охоту на зайцев перед другими видами, потому как именно этот вид охоты является наиболее интересным, его еще приравнивают к спортивной охоте, но и при нем добывается немало мяса и пушнины.

Различают несколько способов охоты на зайца-беляка. Самым распространенным является охота нагоном. Компания охотников делиться на стрелков и загонщиков. Заяц-беляк очень быстрый и когда он убегает от преследования, то может достигать скорости в 50-70 км в час. Зимой человек пешком или на лыжах не всегда сможет догнать зайца, поэтому часто в виде загонщиков используют гончих собак.

Загонщики выводят зайца на позицию выстрела, а стрелки, дождавшись удобного момента, производят выстрел по тушке. Стреляют обычно в передние пазанки бегущего на охотника зайца. Если беляк бежит от стрелка, то следует стрелять чуть выше его ушей.

При таком виде охоты нужно иметь ввиду, что заяц-беляк убегает по кругу или зигзагами. Большинству охотников вполне понятно, зачем заяц-беляк так делает – таким образом, в него тяжелее попасть выстрелом из ружья.

Использование собак при таком способе охоты обусловлено тем, что гончие более выносливые, чем человек в погоне за зайцем, но иногда во время охоты они за весь день так сильно устают, что можно наблюдать, как заяц-беляк перепрыгивает через усталую ленивую собаку и убегает от нее по лесному массиву. Кроме того собак используют потому как они чувствуют запах зайца-беляка и довольно легко находят его дневные лежки.

Еще одним видом охоты на зайца-беляка является обнаружение зверька по чернотропу. Если тропа не укрыта снегом, то белоснежную шкуру зайца-беляка отлично видно издалека.

Этот зверек хоть и обладает хорошим слухом, но имеет очень слабое зрение и охотнику вполне под силу подкрасться к зайцу, на расстояние выстрела, не будучи замеченным. Здесь уже очень важными условиями являются тишина и внимательность охотника.

В зимний период самым интересным способом охоты на зайца-беляка является тропление или другими словами чтение следов. Данный вид занятия требует от охотника огромной выносливости и смекалки, а также хорошего знания повадок и привычек зверька. Зайца-беляка на снегу выдают черный нос, глаза и кончики ушей. В снегу его довольно просто заметить на ровной местности.

Размножение зайца-беляка

Заяц-беляк это стайное животное. Обычно стаи составляют по 30-50 особей. Если стая зайцев-беляков разрастается больше среднего, то это становится очень опасно и зачастую приводит к гибели молодых выводков из-за недостаточности пищи в месте обитания.

Размножение зайцев-беляков на большей части ареала происходит два раза в год. В это время самки издают своеобразный крик, так называемое куверканье, тем самым привлекая внимание самцов. Первый гон происходит в феврале-марте, второй в мае-июне.

Для средней полосы Европы обычным явлением бывают три гона зайцев-беляков, третий происходит в августе. Окот происходит через 45-55 дней, в основном он проходит на открытой местности и только в очень холодные зимы может происходить в норках, которые самки копают себе для рождения потомства.

Средняя численность выводка составляет 5-7 зайчат в помете, изредка достигает 10-11 особей. Рождаются зайчата покрытые густым мехом и сразу зрячими, уже в первый же день жизни они способны самостоятельно передвигаться. Примерно через неделю они уже начинают самостоятельный подкорм травой.

Полностью самостоятельными становятся через две недели. В возрасте десяти месяцев зайчата достигают половой зрелости и могут размножаться. Срок жизни в среднем у зайцев-беляков составляет 5-7 лет, причем, начиная с четвертого года жизни, плодовитость у самок становится заметно меньше.

На фото детеныши зайца беляка

Питание

Питание зайца-беляка очень сильно зависит от сезонности и места обитания. Летом основной рацион составляют травяные культуры, такие как клевер, одуванчик, некоторые виды осоки и другие травы. Зимой питание намного скуднее и в этот период просматривается приспособленность зайца-беляка к поеданию коры кустарника и некоторых деревьев.

Особенным лакомством в снежную пору для этого вида зайца является кора осины и ивы. Кроме древесины и травы заяц-беляк питается сброшенными рогами лосей, оленей, косуль, а также костями погибших животных.

Питается заяц-беляк в основном ночью в темное время суток. За ночь может пробежать в поисках пищи много километров, чтобы набрать необходимый для себя суточный рацион, причем необязательно это могут быть дальние расстояния, это может быть небольшая площадь, пройденная несколько раз. Днем он большинство времени проводит в лежке и именно в это время на него ведут охоту, потому как в этом состоянии заяц-беляк более спокоен.

givotniymir.ru


Смотрите также