Открытый урок "СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ". Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы


Сложные предложения

Тренировочные упражнения

 

Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом

Прочитайте сложносочиненные предложения и укажите прос­тые предложения, входящие в их состав. Найдите общие второстепенные члены. Расставьте, где нужно,  знаки препинания.

1. С тех пор Срединная Россия стала для меня действи­тельно священной землей и я часто видел ее как в первый раз накрытую драгоценным покровом серебряной осенней паути­ны и залитую сиянием нежаркого солнца (Паустовский). 2. Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы (Пришвин). 3. Там среди мокрого пустыря горел газовый фонарь и ехали огромные бочки с согнувшимися под рогожами людьми на козлах (А. Толстой). 4. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и прибрежный камыш слабо зашумит едва колебле­мый набежавшей волной (Тургенев). 5. А вот и еще одно качество тленной ветоши листа. Благодаря ей даже зимой не промерзает лесная почва и в октябре растут грибы - листопадники (Зуев). 6. В прохладе ночи навязчиво стучали барабаны веялок да слышались резкие голоса (Шолохов). 7. В степи только носится желтая пыль да ветер качает полынь да ковыль (Прокофьев).8. С середины августа тайга начинает желтеть и наступает короткая благодатная якутская осень (Бобринский).

 

Спишите предложения, вставляя общий второстепенный член в первую часть. Как изменилось пунктуационное оформление предложений? На основе этого и предыдущего упражнений сделайте вывод, какие члены предложения могут выступать в роли общих второстепенных членов.

1. Было сыро и пахло хвоей. 2. Жилище суслика прогре­вается и хозяин выходит из своего зимнего заточения. 3. Ветер внезапно утих и пошел мелкий дождь. 4. Поспеет земляника и начнется ягодный сезон. 5. Зеленые стены леса раздвинулись и перед нами раскинулось пшеничное поле. 6. Быстро сгущаются сумерки и угасает пурпур заката. 7. Крики смолкли и лес затих. 8. Строители подойдут к реке и начнется переправа на другой берег. 9. Лодка остановилась и рыбак бросил весла. 10. Мчались грузовики и плелись волы запряженные в арбы. 11. Цвели кувшинки и было много камыша.

Слова для вставки: вечером, в лесу, весной, рано утром, через несколько дней, на юге, внезапно, ночью, на озере, у самой пристани, от толчка, по пыльной дороге.

 

Сложносочиненные предложения с разными союзами.

 Запишите предложения, расставив знаки препинания. Определите, какими сочинительными союзами соединены простые предложения. 

1. Вахтенные мыли палубу и красили борта корабля свободные от дежурства матросы также не сидели без дела. (Иванов). 2. Гремела атака и пули звенели и ровно строчил пулемет (Светлов). 3. Резкий порывистый ветер внезапно утих и повалил крупными хлопьями первый снег (Козлов). 4. Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда скворцы и жаво­ронки тоже прилетели (Аксаков). 5. Извозчик чмокает губами вытягивает по-лебединому шею лошаденка тоже вытягивает шею и нерешительно двигается с места (Чехов). 6. Люди сильно проголодались лошади тоже нуждались в отдыхе (Арсеньев). 7. Ветра нет и нет ни солнца  ни света  ни тени  ни движения  ни шума (Тургенев). 8. По-комариному тонко просвистит  малюсенький королек-оливка да резко крикнет сойка  (Зуев).  9. Во время той экскурсии на острове бакланов уже не было зато чаек и крячек не счесть (Гончар). 10. Пахнет снегом высушенной травой и запоздалыми цветами, но запах густ сладко-приторен и нежен. 11. Степка что-то отвечал однако трудно было разобрать его слова (Чехов). 12 В это время бывает или совсем тихо  или иногда повевает  свежий предутренний   ветерок   (Лермонтов).   13. То нагоняло черные тучи то с неба лился прохладный весенний свет то лепила мокрая снежная буря (А. Толстой).  14. Грустные мысли бродили у меня в голове отец был также печален (Аксаков). 15. Растет пшеница за селом а профиль старого окопа напоминает о былом (Смирнов). 16. Не горький чад войны а ясный луч труда владеет властно смелыми сердцами (Василь­ев). 17. На свете чудеса рассеяны повсюду да не везде их всякий примечал (Крылов). 18. Приближалась осень и в старом саду было тихо и гру­стно и на аллеях лежали тёмные листья (Тургенев). 19. Хаджи Мурат надел оружие и бурку Элдар сделал то же и оба молча вышли из сакли под навес (Л. Толстой). 20. Свежеет ветер меркнет ночь а море злей и злей бурлит и пена плещет на гранит то прянет то отхлынет прочь (Паустовский). 21. На дворе было темно и видны были только одни силуэты деревьев да тёмные крыши сараев.

borzova5.narod2.ru

Вопросы и ответы по русскому языку. Вопросы 601-650

admin 09.07.2009

Вопросы и ответы по русскому языку

601. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра.

602. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт.

603. Определите сложное предложение.

К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной.

604. Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом.

Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее.

605. Определите сложносочинённое предложение.

Роща не издавала ни звука, и в этом молчании чувствовалось что-то гордое, сильное, таинственное.

606. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась.

607. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

Ночью шёл тихий дождь, но утром погода разгулялась.

608. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

То нагоняло чёрные тучи, то с неба лился прохладный весенний свет.

609. Определите сложносочинённое предложение.

В 21 век человечество вошло в состоянии экологической катастрофы, и в её устранении должен участвовать каждый из нас.

610. Определите сложносочинённое предложение.

Наука спасает молодые поколения от невежества, а искусство — от грубости и пошлости.

611. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

Бывали трудные ситуации в его жизни, но он всегда выходил из них с честью.

612. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

По обе стороны зажглись фонари, и в окнах домов показались огни.

613. Определите сложносочинённое предложение с разделительными союзами :

Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко.

614. Определите сложносочинённое предложение.

Я пошёл лесной тропинкой, и всё вокруг показалось мне таинственным.

615. Определите сложносочинённое предложение с противительным и соединительным союзами.

Ещё зеленели липы, но высокие тополя совсем облетели, и бронзовые листья устлали дорожки.

616. Определите сложносочинённое предложение, в котором союзы указывают на последовательность событий.

Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

617. Определите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх предложений с разными союзами. (Знаки не расставлены)

Изредка вспыхивали длинные молнии но над нами уже виднелось кое-где синее небо и звёзды мерцали сквозь жидкие облака.

618. Определите сложное предложение.

Казалось, вечная тишина должна стоять над этой вечной рекой, а воздух был полон грохота, скрежета.

619. Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом.

Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше.

620. Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом.

Мой старый пёс стоит, насторожась, а снег уже блистает перламутром.

621. Определите предложение с разделительным союзом :

Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук.

622. Определите сложносочинённое предложение со всеми видами сочинительных союзов.

Свежеет ветер, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то приплывет пена, то отхлынет прочь.

623. Определите сложносочинённое предложение с соединительным и противительным союзами.

Редкие голубоватые звёзды мелькали между тучами над нами, и небо понемногу расчищалось, а тополя на обрывах чернели резче.

624. Определите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом. (Знаки не расставлены)

Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы.

625. Определите сложносочинённое предложение, части которого назывные предложения.

Вот солнечный блеск и Сена.

626. Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом.

Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе.

627. Определите сложносочинённое предложение, в котором ставится запятая перед союзом -И-.

Сверкнула молния и гроза разразилась.

628. Определите сложносочинённое предложение, в котором запятая не ставится перед союзом -И-.

Уже рассвело и взошло солнце.

629. Определите количество пропущенных запятых.

В одну из апрельских ночей вздохнул лёд на реке а утром начался быстрый как всегда ледоход и река разлилась на семь километров.

3

630. Определите количество пропущенных запятых.

Местность кругом была ровная прятаться в ней было негде за исключением пожалуй кустарника росшего на опушке.

5

631. Определите сложносочинённое предложение, в котором запятая не ставится перед союзом -И-. (Знаки не расставлены)

Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.

632. Определите сложносочинённое предложение, в котором запятая ставится перед союзом -И-.

День светлый и все горы видны как на ладони.

633. Определите количество пропущенных запятых.

В сизых облаках вереницы белых журавлей летят на юг до лучших дней и чайки озера кричат им вслед и вьются над водой и звёзды ночью не блестят одетые сырою мглой.

3

634. Определите сложносочинённое предложение, в котором не ставится запятая перед союзом -И-. (Знаки расставлены не все)

В городском саду играл оркестр и пел хор песенников.

635. Определите сложносочинённое предложение, в котором ставится запятая перед союзом -И-. (Знаки расставлены не все)

Крики смолкли и лес затих.

636. Определите сложносочинённое предложение, в котором ставится запятая перед союзом -И-. (Знаки расставлены не все)

Пахло разнотравьем и было душно.

637. Определите сложносочинённое предложение, в котором не ставится запятая перед союзом -И-:

В тишине сбивчиво поют колокольчики на шеях оленей да звенит холодный ручей.

638. Определите предложение с придаточным определительным.

Женя обошла сарай, через дырявую крышу которого разбегались во все стороны тонкие верёвочные провода.

639. Определите предложение с местоимённо-определительным придаточным.

Тот, кто прочёл два десятка великих книг, прожил два десятка великих жизней.

640. Определите предложение с придаточным определительным.

Поезд, в котором ехал Аскар, пришёл в Алматы ранним утром.

641. Определите предложение с местоименно-определительным придаточным.

Всякий, кто видел её в первый раз, испытывал изумление.

642. Придаточные определительные могут занимать место.

После главного предложения или в его середине.

643. Определите предложение с придаточным определительным.

Туча, которая висела над лесом, постепенно стала уплывать на север.

644. Определите предложение с местоимённо-определительным придаточным.

Тот, кто серьёзно готовится к ЕНТ, обязательно добьётся хороших результатов.

645. Определите предложение с придаточным определительным.

Он медленно шёл по широкой аллее, что вела от площадки дома в дебри парка.

646. Определите предложение с местоимённо-определительным придаточным.

Кто смел да стоек, тот семерых стоит.

647. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.

648. Придаточные изъяснительные отвечают…

на падежные вопросы

649. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.

650.

Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

Непонятно, откуда берётся эта пыль.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Просмотров: 604

kaz-ekzams.ru

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ | Поурочные планы по русскому языку 9 класс

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

24.07.2013 16463 0

Уроки  54–56

Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение новой темы.

Беседа по вопросам.

– Прочитайте теоретический материал § 37, 38 и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях? Приведите примеры.

III. Закрепление полученных знаний. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков.

1. Выполнение заданий.

Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.

1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)

2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)

3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)

4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. (В. Дудинцев.)

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)

3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)

4) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (А. Пушкин.)

5) Я спал долго, потому что когда проснулся, была уже ночь. (В. Гаршин.)

Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:

(что…), [    ] : [    ].

2. Работа в группах. Выполнение упр. 209 (учебное пособие), с. 142.

IV. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы.

– Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.

1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …

2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

V. Объяснительный диктант.

Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. (В. Гроссман.)

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)

VI. Итог урока.

Домашнее задание. § 37–38, упр. 216.

 

tak-to-ent.net

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ . страница 33

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)

3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)

4) Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки. (А. Пушкин.)

5) Я спал долго, потому что когда проснулся, была уже ночь. (В. Гаршин.)

Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Задание 4. Придумать и записать предложение по схеме:

(что…), [ ] : [ ].

2. Работа в группах. Выполнение упр. 209 (учебное пособие), с. 142.

IV. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы.

– Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.

1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …

2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

V. Объяснительный диктант.

Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. (В. Гроссман.)

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)

VI. Итог урока.

Домашнее задание. § 37–38, упр. 216.

Уроки 54–56

Тема: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯС РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯВ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХС РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Цели: актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной; формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

infourok.ru

Конспект урока русского языка по теме "Сложное предложение" ( 11 класс)

Урок русского языка в 11 классе по теме « Сложные предложения с разными видами связи».

Цели урока:

-обучающая: повторить и обобщить сведения о сложных предложениях с разными видами связи;

-развивающая: продолжить работу по формированию навыков аргументированной постановки знаков препинания в предложениях сложной синтаксической конструкции;

- воспитательная: воспитание ответственности, бережному отношению к окружающему миру природы и людей.

Задачи урока:

• систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.

• выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;

• исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Объявление темы урока.

II. Проверка домашнего задания.

III. Изучение темы урока.

Беседа по вопросам.

1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями или предложениями сложной синтаксической конструкции?

- сложное предложение, которое состоит из нескольких предложений, одни из которых могут соединяться при помощи сочинительных союзов,другие - при помощи подчинительных союзов или союзных слов, третьи - без союзов.

2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

- В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительные и подчинительные союзы. Между этими союзами запятая ставится тогда, когда после придаточной части нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

Я помогал Степану, это мне нравилось, и, когда он уходил куда-нибудь, я охотно оставался вместо него.

3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

- В сложных предложениях могут быть следующие виды синтаксической связи: союзная( сочинительная и подчинительная) и бессоюзная.

4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях?

- В сложных предложениях с разными видами связи знаки препинания ставятся по тем же правилам, что и во всех сложных предложениях.

Наташа нашла с помощью Сони и горничной положение зеркалу; лицо её приняло серьезное выражение, и она замолкла.

Прежде, чем мы приступим непосредственно к практической части нашего урока, обратим внимание на еще один момент, касающийся сложных предложений. В сложных предложениях с разными видами синтаксической связи возможны следующие их комбинации:

  1. Сочинительной и подчинительной;

  2. Подчинительной и бессоюзной;

  3. Сочинительной и бессоюзной;

  4. Сочинительной, подчинительной и бессоюзной;

IV. Закрепление полученных знаний.

1. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков./Выполнение заданий.

1.Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.

1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)

2) Только из щелей камелька светится; свет этот играет на полу, на стенах, на потолке. (В. Шукшин.)

3) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)

4) Была в его лице особенность: резко выделенный желобок на верхней губе переходил и на нижнюю и заканчивался глубокой кривой ямкой на подбородке – получалось, что нижняя часть лица как бы перечеркнута этой отчетливой вертикалью. (В. Дудинцев.)

2.Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)

3) Это было в ту пору, когда все казалось радостным и от жизни ждали только одни радости. (В. Астафьев.)

Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

2. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы.

– Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу. Составьте схемы предложений.

1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …

2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

3. Объяснительный диктант.

Хотя подавляющее большинство убитых в этот день людей были совершенно немощные старики, дети, женщины с младенцами на руках, эсэсовцы, все же боясь их сопротивления, организовали убийство таким образом, что на месте казни всегда было больше палачей с автоматами, чем безоружных жертв. (В. Гроссман.)

Солнце садилось за севастопольские холмы, небо и море за спинами беглецов горело дивным огнем, и из этого дивного огня явилась и зависла над катером зловещая стрекоза. (В. Аксенов.)

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание.

infourok.ru

Открытый урок "СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ".

Тема: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цели:

  • актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;
  • формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

Задачи урока:

  • систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.
  • выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;
  • исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.

Оборудование:  мультимедиапроектор

Ход урока

I. Организационный момент.

      Приветствие. Объявление темы урока.

      Целеполагание. /Цели урока формулируются  учениками и корректируются учителем.

Обращение внимания на ПАРКОВКУ (записать вопросы для дальнейшего обсуждения)

II. Изучение темы урока.

Беседа по вопросам.

– Просмотрите видео урок и составьте свои вопросы (форма КУИЗ-КУИЗ ТРЕЙД):

1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях?

III. Закрепление полученных знаний.

1. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков. /Выполнение заданий (СИНГЛ РАУНД РОБИН)

Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.

1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)

2) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)

Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

2. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы. (СТЕ ЗЕ КЛАСС).

А) Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу.

1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …

2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

Б) Составьте схемы предложений.

IV. Решение вариантов задания В14 ГИА.

Тест по заданию В14 ГИА.

1) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.

2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

3) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

 (1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

Ответы:

1

2

3

4

1

4

3

6

 

V. Итог урока. Ответы на вопросы Парковки.

VI. Домашнее задание. Составить Модель ФРЕЙЕРА (Сложные предложения с различными видами связи).

Просмотр содержимого документа «Открытый урок "СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ". »

Разработка урока русского языка в 9 А классе.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №5 г. Азнакаево» РТ

Султанова Люция Миннияровна

Тема: СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

Цели:

  • актуализировать знания учащихся о структурных особенностях сложных предложений с разными видами связи – союзной и бессоюзной;

  • формировать умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи такие конструкции, правильно расставлять в них знаки препинания.

Задачи урока:

  • систематизировать теоретические знания о сложных предложениях.

  • выявить все случаи постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи;

  • исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный анализ.

Оборудование: мультимедиапроектор

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие. Объявление темы урока.

Целеполагание. /Цели урока формулируются учениками и корректируются учителем.

Обращение внимания на ПАРКОВКУ (записать вопросы для дальнейшего обсуждения)

II. Изучение темы урока.

Беседа по вопросам.

– Просмотрите видео урок и составьте свои вопросы (форма КУИЗ-КУИЗ ТРЕЙД):

1. Какие предложения называются многочленными сложными предложениями?

2. Как в многочленных сложных предложениях могут быть соединены простые предложения?

3. Перечислите виды синтаксической связи в многочленных сложных предложениях.

4. По каким пунктуационным правилам ставятся знаки препинания в многочленных сложных предложениях?

III. Закрепление полученных знаний.

1. Формирование умений строить предложения с разными видами связи, совершенствование пунктуационных навыков. /Выполнение заданий (СИНГЛ РАУНД РОБИН)

Задание 1. Записать предложения, объяснить знаки препинания в них, составить схемы.

1) Каждый год, лишь только наступает весеннее праздничное полнолуние, под вечер появляется под липами на Патриарших прудах человек лет тридцати или тридцати с лишним. (М. Булгаков.)

2) Тучи мошкары, обычно звеневшие над головой, подевались куда-то: они прячутся и от страшной жары, и от холода. (Е. Евтушенко.)

Задание 2. Записать предложения и объяснить, почему в них не стоит запятая между предложениями перед сочинительным союзом.

1) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. (М. Пришвин.)

2) Как только занималась заря и как только двери заводили свой разноголосый концерт, старички уже сидели за столиком и пили кофе. (Н. Гоголь.)

Задание 3. Сопоставить предложения, сделать вывод.

1) Утром со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет. – Когда наступило утро, со стороны леса послышался сильный шум мотора и показался самолет.

2) К вечеру похолодало и мы заторопились домой. – Когда наступил вечер, похолодало и мы заторопились домой.

Вывод: при наличии общего придаточного, как и при общем второстепенном члене, запятая между самостоятельными частями перед и не ставится.

3) С весел капали голубые капли и, когда они падали в море, на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко. (М. Горький.) – С весел капали голубые капли, и когда они падали в море, то на месте их падения вспыхивало ненадолго тоже голубое пятнышко.

4) Меня не тянула улица, если на ней было тихо, но когда я слышал веселый ребячий гам, то убегал со двора. (М. Горький.) – Меня не тянула улица, если на ней было тихо; но, когда я слышал веселый ребячий гам, убегал со двора.

Вывод: в смежных предложениях между сочинительными и подчинительными союзами запятая ставится тогда, когда после придаточного нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

2. Формирование пунктуационных навыков, умения конструировать предложения, составлять схемы. (СТЕ ЗЕ КЛАСС).

А) Запишите предложения, дополнив их новыми, подходящими по смыслу.

1. Пароход не мог идти дальше: за туманом не было видно перевальных огней …

2. Берега были готовы к зиме: давно осыпалась листва, полегла трава …

Б) Составьте схемы предложений.

IV. Решение вариантов задания В14 ГИА.

Тест по заданию В14 ГИА.

1) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной и подчинительной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Нас волнует настроение, которое вложил в свою работу художник, и мы переживаем события, изображенные на картине. (2) В этом искусство живописца сродни работе писателя. (3) В одном только живопись не похожа ни на музыку, ни на книгу. (4) Мелодия в музыке течет, изменяется непрерывно.

2) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц, козявок. (2) Сильное, переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры. (3) Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей, потаенную жизнь леса. (4) Ей вспомнился сегодняшний урок и все другие ее уроки: как бедно, сухо и холодно говорила она о слове, о языке, о том, без чего человек нем перед миром, бессилен в чувстве, о языке, который должен быть так же свеж, красив и богат, как щедра и красива жизнь.

3) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Лист бумаги. (2) Сожмите его и расправьте. (3) На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага «обладает памятью»… (4) Сложнейшими формами родовой памяти обладают птицы, позволяющие новым поколениям птиц совершать полеты в нужном направлении к нужному месту. (5) А что и говорить о «генетической памяти» - памяти, заложенной в веках, памяти, переходящей от одного поколения живых существ к следующим. (6) Запоминается то, что нужно; путем памяти накапливается добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые навыки, общественные институты…

4) Среди предложений найдите сложное(-ые) предложение(-я) с различными видами связи – союзной и бессоюзной. Напишите номер(-а) предложения(-ий).

(1) Автор размышляет о том, какое влияние на окружающую среду оказывает цивилизация в наше время, какую опасность таит в себе безумное отношение к диким животным, что нужно предпринять, чтобы избежать нежелательных последствий того, что происходит. (2) Журналист признает, что состояние хозяйства страны и человеческого бытия губительным образом обернулось против крупных животных: лосей, оленей, бобров, кабанов. (3) Численность их, еще недавно повсюду значительная, местами упала почти до нуля. (4) Под угрозой полного истребления оказалось редкое, уникальное животное планеты – амурский тигр. (5) Причина всему – браконьерство. (6) И нет реальной силы его остановить: в человека-заступника грабитель выстрелит с такой же беспощадностью, с какой стреляет он и в животных.

Ответы:

V. Итог урока. Ответы на вопросы Парковки.

VI. Домашнее задание. Составить Модель ФРЕЙЕРА (Сложные предложения с различными видами связи).

kopilkaurokov.ru

Тесты по теме:"Сложносочиненные предложения"(9 класс)

Тест по теме: «Сложносочиненные предложения» (9класс)

Вариант №1.

Определите сложное предложение. А) Великие, истинные дела всегда просты, скромны. В) Казак не хочет отдохнуть ни в чистом поле, ни в дубраве, ни при опасной переправе. С) Ему внятно всё : и шум леса, и блеск воды на реке, и синева небес. D) Не дело создано для мысли, а мысль создана для дела. Е) Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом, всюду чувствовалось приближение осени. 

2.Определите сложносочинённое предложение. А) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно. В) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей. С) Зелёный свет погас, и не стало видно теней. D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Е) Я прошёл мимо куста, где пел соловей. 

3.Определите сложносочинённое предложение, в котором события происходят одновременно. А) Жизнь пернатых начала замирать, зато стала просыпаться жизнь крупных четвероногих. В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. С) Или же я не понимаю, или же ты не хочешь меня понять. D) Нина переводит глаза то на Любку, то на Олю. Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. 

4.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом: А) Освещённое окно в третьем этаже стукнуло и отворилось, и мы увидели тёмную голову Аси. В) Охотник укладывал и носил камни, не отдыхая. С) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. D) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо. Е) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер. 

5.Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом: А) Гром прошёл по небу, а тучи, как птицы, с криком неслись против ветра. В) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер. С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. D) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола. Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. 

6.Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом: А) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация. В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. С) Только изредка прошумят старые вербы, или прогудит высоко над домом самолёт. D) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает. Е) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. 

7.Определите сложное предложение. А) В городе не было нигде ни единого огня, ни одной живой души. В) Весь день пеликан бродил вокруг нас, шипел и кричал, но в руки не давался. С) Она говорила скучновато, или устало, очень медленно и внятно. D) Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь. Е) К вечеру небо очистилось от туч, и ночь обещала быть холодной. 

8.Определите сложносочинённое предложение только с соединительным союзом. А) Соловьи давно перестали петь, а сонливый свист встрепенувшейся птички только усугублял тишину. В) Музыка гремит, и танцующие пары кружатся всё быстрее и быстрее. С) То ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушки зашелестят в прошлогодней траве. D) Ночь ещё только обняла небо, а Бульба уже лёг спать. Е) Море швырялось жёлтой пеной, а к полудню оно поднялось мутными ровными валами. 

9.Определите сложносочинённое предложение. А) Я прошёл мимо куста, где пел соловей. В) Изобразить чувство, которое я испытывал в то время, очень трудно. С) Роща не издавала ни звука, и в этом молчании чувствовалось что-то гордое, сильное, таинственное. D) Не напрасно дули ветры, не напрасно шла гроза. Е) Но самой реки не было видно: она пряталась за рощей 

10.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом: А) Морозы всё время стояли трескучие, и зима затянулась. В) Не то это было раннее утро, не то уже наступал вечер. С) Они поглядывали то на нас, то на дым из очагов, подымавшийся в небо. D) Лес молчит, но это молчание не прежнее, а живое, ждущее. Е) Охотник укладывал и носил камни , не отдыхая. 

11.Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом: А) Ночью шёл тихий дождь, но утром погода разгулялась. В) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. С) В акациях прошумел ветер, и пушечным ударом прокатился над морем гром. D) Не то было раннее утро, не то уже наступал вечер. Е) Ветер задует, и загудят сосны, как колокола. 

12.Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом: А) Маячат далёкие горы, да однообразно желтеют пологие холмы. В) В ёлках нависла синяя тишина, а плакучие берёзы опустили вниз свои зелёные косы. С) То нагоняло чёрные тучи, то с неба лился прохладный весенний свет. D) Начинает пахнуть сирень, и цветёт жёлтая акация. Е) Хватил первый мороз, но с неба откуда-то капает. 

13.Определите сложносочинённое предложение. А) Экология исследует отношения растений и животных, их видов между собой и окружающей средой. В) В 21 век человечество вошло в состоянии экологической катастрофы, и в её устранении должен участвовать каждый из нас. С) Экология - это наука о доме, о непосредственном окружении человека. D) Человек должен сохранить биологическое равновесие в природе. Е) Решая экологические проблемы, мы заботимся о будущем человеческого общества. 

14.Определите сложносочинённое предложение. А) Хорошее слово в огне не погубишь: оно не имеет цены. В) У каждого есть в жизни высота, которую он должен взять когда-то. С) Наука спасает молодые поколения от невежества, а искусство - от грубости и пошлости. D) Лес, горы слились, всё окуталось густым туманом. Е) Облака рассеялись, на тёмно-синем небе засверкали звёзды. 

15.Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом. А) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег. В) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. С) Ночь ложилась на горы, и туман начинал бродить в ущельях. D) Бывали трудные ситуации в его жизни, но он всегда выходил из них с честью. Е) Ни лист в роще не зашуршит, ни птица не запоёт. 

Вариант №2

1.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом. А) Ещё не взошло солнце, но заря огненно полыхала, освещая верхушки деревьев. В) То мальчика влекло море, то он мечтал стать лётчиком С) По обе стороны зажглись фонари, и в окнах домов показались огни. D) Или ты сам признаешься, или кто-то укажет на твою ошибку. Е) Ветра не было, но в саду всё падали листья. 

2.Определите сложносочинённое предложение с разделительными союзами : А) Либо ты посадишь на участке цветы, либо я займу его под овощи. В) Падали только отдельные капли воды, и плеск их разносился очень далеко. С) Странный старичок говорил очень протяжно, звуки его голоса также изумили меня. D) Солнце ещё не всходило, но небо заметно посветлело. 

3.Определите сложносочинённое предложение. А) С чужим я либо робел, либо важничал. В) Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны. С) Он слеп, упрям, нетерпелив, и легкомыслен, и кичлив. D) Я пошёл лесной тропинкой, и всё вокруг показалось мне таинственным. Е) Я видел его голову, спутанные волосы и опущенные плечи. 

4.Определите сложносочинённое предложение с противительным и соединительным союзами. А) Ещё зеленели липы, но высокие тополя совсем облетели, и бронзовые листья устлали дорожки. В) Небо изливалось на них своим сильным светом, и оба они на гребне насыпи возвышались как изваяния. С) То ли она рассказывает ему что-то дорогое, то ли он передаёт ей свои стариковские думы. D) Слышались голоски лесных синичек, а лес ещё не шумел. Е) Давным-давно исчезла тропа, и лес был незнакомый, дикий. 

5.Определите сложносочинённое предложение, в котором союзы указывают на последовательность событий. А) Буран стих, зато установился сильный мороз. В) Пугачёв подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. С) Пусть перебирается в деревню во флигель, или я переберусь отсюда. D) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук. Е) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса. 

6.Определите сложносочинённое предложение, состоящее из трёх предложений с разными союзами. (Знаки не расставлены) А) Изредка вспыхивали длинные молнии но над нами уже виднелось кое-где синее небо и звёзды мерцали сквозь жидкие облака. В) К нам приходили звуки то с той то с другой стороны. С) Не то ему не передали приглашения не то он был занят. D) Последние тени сливались да мгла глядела слепая, необъятная. Е) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень то заунывно пели колёса. 

7.Определите сложное предложение. А) Скирды старой и новой соломы, большие и высокие, как дома, образовали целый город. В) Внизу лежал белый снег, пушистый и холодный. С) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю. D) Говорят, пицундская голубая сосна подревнее мамонта. Е) Казалось, вечная тишина должна стоять над этой вечной рекой, а воздух был полон грохота, скрежета. 

8.Определите сложносочинённое предложение с разделительным союзом. А) День безветренный, но морозец крепкий, январский. В) Был уже весенний месяц март, однако по ночам деревья трещали от холода, как в декабре. С) Над потемневшими садами чуть заметно зажглись звёзды, и звуки понемногу затихли в станице. D) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше. Е) Голова болела, сознание же было ясное, отчётливое. 9.Определите сложносочинённое предложение с противительным союзом. А) Ни лист в роще не зашуршит, ни птица не запоёт. В) Ночь ложилась на горы, и туман начинал бродить в ущельях. С) Из туч то летит холодный дождь, то вдруг повалит водянистый снег. D) Мой старый пёс стоит, насторожась, а снег уже блистает перламутром. Е) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. 10.Определите предложение с разделительным союзом : А) Доносится тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук. В) Молод годами, да стар умом. С) Солнце ещё не всходило, но небо заметно посветлело. D) Палящий зной не спадал, и от притихшего океана веяло нежной прохладой. Е) За окном медленно падал снежок, и ясный свет лежал на стенах комнаты. 11.Определите сложносочинённое предложение со всеми видами сочинительных союзов. А) Свежеет ветер, а море злей и злей бурлит, и пена плещет на гранит, то приплывет пена, то отхлынет прочь. В) Окна почти всегда замёрзлы и тусклы, и почти целую зиму мы никуда не ходили и не ездили. С) Ни облака на туманном беловатом небе, ни малейшего ветра на снежных равнинах. D) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. Е) В полях тает, а в лесу ещё снег лежит нетронутый и деревья стоят в снежном плену. 12.Определите сложносочинённое предложение с соединительным и противительным союзами. А) Редкие голубоватые звёзды мелькали между тучами над нами, и небо понемногу расчищалось, а тополя на обрывах чернели резче. В) Давным-давно исчезла тропа, и лес был незнакомый, дикий. С) То ли она не желала его видеть, то ли он решил больше не показываться ей на глаза. D) Уже слышалось пение птиц, а лес ещё не ожил. Е) Небо было светло-голубым, и солнце ярко освещало поляну. 13.Определите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом. (Знаки не расставлены) А) Было сыро и пахло хвоей. В) Ветер внезапно утих и пошёл мелкий дождь. С) Поспеет земляника и начнётся ягодный сезон. D) Лодка остановилась и рыбак бросил вёсла. Е) Утром на восходе роса заливает травы и пахнет сладко хлебом из каждой избы. 14.Определите сложносочинённое предложение, части которого назывные предложения. А) В городском саду играл оркестр и пел хор песенников. В) Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату. С) В комнате стоял старый диван и висела старинная картина. D) Вот солнечный блеск и Сена. Е) Всходило солнце, и верхушки сосен вспыхивали багряными кострами. 15.Определите сложносочинённое предложение с соединительным союзом. А) Люди сильно проголодались, лошади тоже нуждались в отдыхе. В) Ещё не взошло солнце, но заря огненно полыхала, освещая верхушки деревьев. С) Тихо, а синева повисла между ещё зелёными деревьями. D) Из угрюмого враждебного неба льёт дождь, или мокрый падает снег. Е) То солнце тусклое блестит, то туча чёрная висит. 

№1 №2

1

д

2

с

3

е

4

а

5

а

6

с

7

е

8

в

9

с

10

а

11

а

12

с

13

в

14

с

15

д

1

с

2

а

3

д

4

а

5

в

6

а

7

е

8

д

9

д

10

а

11

а

12

а

13

е

14

д

15

а

infourok.ru


Смотрите также