Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Х". Каравай земли и неба на твоем столе ничего сильнее хлеба нету на земле
Читать онлайн "Никогда не погаснет" автора Орлов Владимир Викторович - RuLit
Их за жадность — накажу,
Ну а щедрым, добрым, дружным
К счастью тропку укажу!
Старушка уходит.
Открывается занавес. На сцене появляется Иванушка. Он поет.
ПЕСЕНКА О ХЛЕБЕ
Каравай земли и неба
На твоем столе.
Ничего сильнее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке —
Хлебные поля,
И на хлебном колосочке
Держится земля.
Даже в зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
Припев.
И растет под небом светлым
Строен и высок,
Словно родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Припев.
Иванушка. Просто душа радуется! До чего хороша пшеница — тяжелая, налитая, высокая, золотая!
Толстячок. Хи-хи-хи! Золотая! Конечно, золотая! Зернышко — копеечка! Колосочек — гривенник! Ты, дурачок, потрудишься, а я — денежки в сундучок ссыплю!
Толстячок выходит на сцену, разворачивает свиток и по слогам читает.
Слушай царский указ!
За один раз
Пшеницу сжать, обмолотить
Да в царские амбары притащить!
Работать до седьмого пота,
К утру закончить работу!
Понял, Иван?
Иванушка. Как не понять!
Толстячок. Так берись за работу!
Иванушка. Берусь, берусь! Работы я не боюсь. Сам сеял, сам уберу! Все готово будет к утру!
Толстячок. Коль исправно будешь трудиться, получишь целый мешок пшеницы!
Иванушка. А не обманешь?
Толстячок. Это я-то? Да я добрый! Да я честный — об этом всем известно!
Иванушка. Ну, ежели так, то к утру все будет готово.
Толстячок. Вот и ладно. Тогда и рассчитаемся. Ну, ты начинай, а мне некогда! Побегу, дарю обо всем доложу. Смотри, Иван, не подкачай! Не рассерди меня невзначай!
Толстячок убегает. Иванушка подходит к пшенице и гладит колоски.
Иванушка. Ишь, какая выросла золотая! (вздыхает). На родной земле, а чужая! Все для царя Гороха! Ему хорошо, а людям плохо! Эх, пшеница, пшеница! Сколько силы в тебе таится! Дать бы людям той силы по крохе — и не страшны никакие Горохи!
(Поет)
Даже в зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
В каждом маленьком кусочке —
Хлебные поля,
И на хлебном колосочке
Держится земля.
Начинает жать хлеб. Поле покрывается снопами. Он садится отдохнуть. Выходит плутоватый Толстячок-паучок.
Толстячок. Давай, давай, Иванушка, работай! Потом отдохнешь! Потом и пожуешь! Тащи вон туда всю пшеницу! Пусть в моем амбаре хранится!
Иванушка уходит и появляется с тяжелым мешком на спине.
Толстячок (шепчет). Это — моя пшеница! Ни с кем не стану делиться!
Иванушка уходит и снова появляется с мешком.
Толстячок. И это моя пшеница! Ни с кем не стану делиться!
Толстячок садится на пенек, потирая руки. На сцене появляются скоморохи. Один из них тащит рулон бумаги.
Первый скоморох. Здорово, друг скоморох!
Второй скоморох не отвечает.
Да ты что, оглох!
Второй скоморох. Т-с-с! Молчок! Я теперь Толстячок!
Толстячок прислушивается.
Первый скоморох. Вот те раз!
Второй скоморох (разворачивая рулон).
Слушай царский указ!
Бумаги этой податель —
Самому царю приятель!
Он и добрый и верный,
И слуга его примерный!
Справедливый и честный!
Первый скоморох. Обманщик известный!
Толстячок. Ну-ну! Потише!
Первый скоморох. Вор и мошенник!
Толстячок. Я тебе дам «мошенник»!
Второй скоморох.
Мошенник тот, кто без денег!
А кто с тугим кошельком, —
Того уважают кругом!
Толстячок. Истинная правда!
Первый скоморох.
А зачем бумага эта?
Секрет?
Второй скоморох.
Никакого секрета!
Одной рукою
Себя указом прикрою,
А ворую другой рукою!
Толстячок.
Кыш отсюда, целы покуда!
Заткну вам глотку —
Посажу за решетку!
Скоморохи убегают. Иванушка приносит еще один мешок.
Толстячок. И это моя пшеница! Ни с кем не стану делиться!
Появляется маленькая сгорбленная Старушка.
Старушка (Толстячку). Дай мне, дружочек, хлебца кусочек!
Сценарий урока с использованием компьютера - Интернет-фестиваль творческих работ «ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ» - Конкурсные работы - Каталог статей
Ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Повернулись друг к другу,
Улыбнулись друг другу.
У всех хорошее настроение
Всем хочется узнать что-то новое.
2. Введение в тему урока. Сообщение темы урока. Целевая установка.
Работа в группах (каждой группе выдаётся конверт с разрезанной картинкой)
Я предлагаю вам игру «Собери картинку». Если Вы справитесь с заданием, то сможете сказать, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей)
(слайд)
Мы собрались, чтобы поговорить о чуде земли, чуде труда человеческого – о хлебе. «Нет лучше в мире цветка, чем пшеничный колос, (слайд) нет лучше сада, чем пшеничное поле, (слайд)
нет лучшего аромата, чем запах свежеиспечённого хлеба» (слайд). А почему в народе говорят: «Хлеб - всему голова»? (слайд)
Ученица (слайд)
Каравай земли и неба на твоём столе
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
В каждом маленьком кусочке хлебные поля,
А на каждом колосочке держится земля.
В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растёт под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина, бессмертный
Хлебный колосок.
3. Актуализация знаний по теме
Учитель: Караваем и солью, хлебом и солью принято на Руси встречать гостей – караваем, лежащим на подносе с вышитым рушником. (Девочка и мальчик с караваем, одетые в русские костюмы)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почётом,
Встретить щедро от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем хлеб подносим,
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук.
Ученик:
И обед нам не обед,
Если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка,
Если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше
Хлеб-кормилец пища наша.
Учитель: Никогда хлеб нам не надоедает. Мы едим его и утром, и в обед, и вечером. Любит русский народ хлебушко, любит и почитает его. Много песен, стихов, пословиц сложил. А вы знаете пословицы о хлебе? (слайд) (Ответы детей)
«А в каких ещё сказках встречается упоминание о хлебе или хлебобулочных изделиях?» (Выставка книг)
4. Сообщение нового материала
Учитель. Как пришёл к людям хлеб? (Ответы детей).
Я предлагаю вам послушать одну легенду
Давным-давно это было, когда жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Постепенно животных становилось всё меньше и меньше. Начался голод. Люди бродили по земле в поисках пищи. Один человек упал от изнурительного голода. Долго лежал он с закрытыми глазами. Тихо было кругом.… Когда человек открыл глаза, он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг эти камушки и есть их. Человек ел и чувствовал, как силы наполняют его. Он окреп, выздоровел, и ему захотелось показать эти чудесные зёрнышки людям. Увидев его живым, люди обрадовались и удивились, что он невредим.
А человек показал им чудо - колосок. С тех пор люди стали употреблять в пищу это чудо. Позднее они научились измельчать эти зёрнышки, подсушить их на камнях и есть. Пройдёт ещё много лет, прежде чем люди научатся печь вот такой каравай.
Караваю люди посвящали и игры. Я предлагаю вам игру «Каравай» (Физкультминутка)
Игра: «Каравай»
Как на богатый урожай
Испекли мы каравай.
Вот такой вышины,
Вот такой ширины
Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай
Ученица. Я люблю, конечно, всех. Ну, а хлеб наш лучше всех.
Учитель: Из каких растений получают хлеб? Пшеница, рожь, овёс (слайд)
Рассмотрите растения и скажите, что у них общего и чем они отличаются?
Рассмотрите зерна и скажите, что у них общего и чем они отличаются?
Практическая работа. Игра: «Знатоки»
На столе раскладываются картинки с изображением различных растений, на блюдцах - зёрна растений. Определить, к какому растению относится эти зёрнышки?
Из зёрен пшеницы пекут белый хлеб, получают манную и пшеничную крупу, макароны, лапшу, а изо ржи – ржаной (чёрный) хлеб, из овса овсяное печенье, геркулесовую кашу, овсяную муку. Овёс кормит не только людей, но и животных.
Учитель: Сегодня мы можем купить любой хлебушко. А сколько он стоит? А легко ли вырастить хлеб?
О том, как выращивали, собирали хлеб в старину, вы уже знаете. Как это происходит сейчас?
Работа по теме урока
В наше время выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины
Придумали эти машины конструкторы, а собрали рабочие на машиностроительном заводе (слайд)
Весной, лишь только оттает и просохнет земля, в полях начинают вспахивать землю.
Как вспахивали землю в старину?
(Лошадей запрягали в деревянную соху и несколько раз вспахивали поле)
(слайд)
А сейчас?
Едет по полю трактор, а ведёт его тракторист.
Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Что же дальше? Можно начинать сеять.
А как сеяли раньше?
К этому событию готовились. Мылись в бане, надевали чистую рубаху и с лукошком на груди выходили в поле. В лукошке – семена пшеницы или ржи. Вот идёт сеятель по полю, набирает полную пригоршню семян и через каждые два шага разбрасывает их веером, слева направо.
Покажите (слайд)
А сейчас?
К трактору прицепляют сеялки, и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зёрна пшеницы (слайд)
Что необходимо для жизни и роста растений?
(Солнце, дождь.)
Игра: «Дождь» (Я. Дягутите) Физкультминутка
Приплыли тучи дождевые:
-Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
-пей, рожь, пей!
И рожь, склоняясь к земле зелёной,
Пьёт, пьёт, пьёт!
А тёплый дождь неугомонный
Льёт, льёт, льёт!
Вот пшеница взошла! Но вместе с пшеницей взошли сорняки.
Что делать? И вновь на помощь людям приходит машина. Самолёт разбрасывает над посевами особую химическую жидкость, она уничтожает все сорные травы (слайд)
Пшеница созрела.
А как собирали и жали хлеб в старину? Мужчины брали косы, женщины серпы и шли в поле. Колосья срезали и собирали в снопы (слайд)
А сейчас?
На поле выходит другая машина – комбайн. Управляет машиной – комбайнёр.
Комбайн - очень интересная машина, она выполняет сразу несколько операций: срезает пшеницу, обмолачивает её (отделяет зёрна), высыпает зерно в кузов подъезжающей машины, собирает солому в копны (слайд)
Куда раньше везли готовое зерно? На мельницу(слайд)
А сейчас готовое зерно везут на мукомольный завод (слайд)
Мука готова. Что дальше?
С мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод, (слайд) где пекут буханки, булки, батоны, баранки – всё то, что мы так, любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин, а затем все хлебобулочные изделия поступают в магазин
(слайд)
5. Упражнения по закреплению материала
Игра: «Хваленый хлебушко» (Назвать как можно больше ласковых слов)
Ученица
Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
Учитель: Вспомните, кто трудится для того, чтобы на нашем столе всегда был вкусный, душистый хлеб?(Ответы детей) (слайд)
-Видите, как много труда надо приложить, чтобы у людей в доме был хлеб. Поэтому и отношение к нему должно быть бережное.
Как нужно относиться к хлебу?
6. Подведение итогов
(слайд) Молодцы! Спасибо за работу на уроке.
Использованная литература
1. Журнал «Читаем, учимся, играем» №1 2003г
2. Журнал «Воспитание школьника» №7 2003г
3. Журнал «Отчего и почему» №10 2005г
4. Энциклопедия растений. - М.: РОСМЭН, 2001г
5. Русские пословицы и поговорки. Под ред. В.П. Аникина. М.: Худож. лит. 1988.
Автор: Типсина Вера Валентиновна, Томская область, город Колпашево, МБОУ «СОШ №7»
dia-creativ.ru
Хлеб – всей жизни голова!
Разделы: Внеклассная работа
Оформление:
- Плакат «Хлеб – всей жизни голова!»
- Снопы зерновых культур;
- Плакаты с пословицами о хлебе:
- Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
- Много снега – много хлеба.
- Каравай хлеба не свалится с неба.
- Пот на спине – так и хлеб на столе.
- У кого хлебушко, у того и счастье.
- Хлеб наш насущный – хоть черный да вкусный.
Накрыт праздничный стол, не нем лежат румяные булочки, пирожки, пряники, в центре – каравай хлеба на рушнике.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Под звуки песни «Русское поле» (муз. Я.Френкеля, сл. И.Гофф) в класс входят учащиеся, гости праздника, родители.
Учитель: Есть хлеб – будет песня. Не зря так говорится. Хлеб всегда был важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, море, океаны, а хлеб остается хлебом.
Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе!
1 ученик:
Если мы хотим кого-то Встретить с честью и почетом, Встретить щедро, от души, С уважением большим, То гостей таких встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюде расписном С белоснежным пушником!
2 ученик: (подносит гостям каравай на блюде с рушником):
С караваем соль подносим, Поклоняясь, отведать просим – Дорогой наш гость и друг, Принимай хлеб – соль из рук!
3 ученик:
Пышный, мягкий, пропеченный, Подрумяненный слегка, Хлеб с горбушкой золоченной Шел к тебе издалека.
4 ученик:
В каждый дом на каждый стол Он пожаловал, пришел. В нем здоровье, наша сила. В нем чудесное тепло. Сколько рук его растило, Охраняло, берегло!
5 ученик:
В нем земли родимой соки, Солнца свет веселый в нем. Уплетай за обе щеки, Вырастай богатырем!
Звучит песня «Золотое зернышко» (муз. Ю.Чичикова, сл. П.Синявского). Под эту песню десять девочек в костюмах (на голове зеленая косынка с желтым колоском пшеницы, белые футболки, зеленые юбочки) исполняют танец «Золотая пшеница».
6 ученик:
Рожь, рожь…дорога полевая Ведет неведомо куда. Над полем низко провисая, Лениво стонут провода. Рожь, рожь – до свода голубого. Чуть видишь где-нибудь вдали, Ныряет шапка верхового, Грузовичок плывет в пыли.
7 ученик:
Рожь уродилась. Близки сроки. Отяжелела и на край Всем полем подалась к дороге, Нависнула – хоть подпирай. Знать, колос, туго начиненный, Четырехгранный, золотой, Устал держать пуды, вагоны, Составы хлебе над землей. (А. Твардовский)
8 ученик:
На свете я видела хлеба немало. Крестьянка его из печи вынимала И клала на стол, осеняя крестом, Он отдыхал, накрытый холстом. В горнице пахло сильно и сладко. Хлеб грозным казался, как имя отца. За трапезой ели его без остатка: Ни крошки, ни корки – ломоть до конца.
9 ученик: В музее истории Санкт-Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей осажденного немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит победа!
В дыму ленинградское небо, Но горше смертельных ран Тяжелого хлеба, блокадного хлеба Сто двадцать пять грамм.
10 ученик:
В годы тягот и лишений Новый мир мужал и креп. Шел народ в огне сражений За свободу и за хлеб. Значит, правильны слова:
Все дети:
Хлеб – всей жизни голова!
Ведущий: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто пшеничное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делайте и вы так. Смолоду учитесь ценить труд других. Святое дело – вырастить хлеб. Из зернышка пшеницы можно получит около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10 тысяч зерен. Сколько же надо, чтобы накормить народ? Зернышки хлеба собраны в колоски. Давайте посмотрим их.
11 ученик:
Колоски раздаются детям. Мы – золотые зернышки, Живем лучистым светом, Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами. Мы чистые, струистые, Мы зерна золотистые, Мы ветерком провеяны И солнышком просвечены, Выносливы, дружны. Отдельно каждый – зернышко Маленькое, скромное, А вместе – хлеб, как солнышко Страны своей огромной. (Р.Валеева)
Звучит песня «Русское поле».
12 ученик:
Каравай земли и неба На твоем столе – Ничего сильнее хлеба Нету на земле. В каждом маленьком кусочке Хлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля. В малом зернышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растет под небом светлым Строен и высок, Словно Родина бессмертный Хлебный колосок.
13 ученик:
Выйди в поле за станицу, Дымка сизая клубится… Слышит чуткая округа Гул моторов день-деньской, И бурлит земля под плугом, Как высокий вал морской. Не сама собой природа Хлеб на блюде подает. Сколько требует ухода Мать-земля за целый год, Чтоб сошлись, как в океане, В закромах твоей страны Золотой поток с Кубани И далекой целины. (В. Бакладин)
14 ученик:
Степные машины Покоя не знают. Горячую воду Моторы глотают. Горячее солнце, Нагревшийся воздух, И ночью восходят Горячие звезды. Но ветер доносит Сквозь горечь полыни, Сквозь запах бензина В горячей кабине, Сквозь гул молотилок, Сердец колыханье Горячее, сытное Хлеба дыханье. (В. Семерин)
15 ученик:
Не мечтаем мы о чуде. К нам полей живая речь Берегите хлеб, вы, люди! Научитесь хлеб беречь!
Чтение и обсуждение пословиц, написанных на плакатах. Дети вспоминают пословицы и поговорки о хлебе:
- Хлебушко – калачу дедушка.
- Хлеб хлебу брат.
- Худ обед, когда хлеба нет.
- Хлеб да вода – мужицкая еда.
- У голодного хлеб на уме.
- Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
- Хлеба нет – и корочки в честь.
Учитель:
Так повелось на моей земле: Из года в год, из рода в род – веками То хлеб, что в каждом доме на столе, Согрет был человечьими руками. Он их теплом, он их добром пропах, И песней той, что жаворонком спета Под синим небом в золотых хлебах. В июльский полдень солнечного лета Пройдется пахарь утром по жнивью, И сыну, указав рукой на поле, Негромко молвит: «Поклонись ему, Как матери, как нашей общей доле!» Ты вырастешь и через много лет Опять сюда вернешься на рассвете И скажешь: «Ничего дороже нет, Чем теплый хлеб на этом белом свете!»
В конце праздника гости приглашаются к столу.
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Хлеб всему голова. | Школьные файлы SchoolFiles.net
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»Петропавловского района Алтайского краяСценарий праздникадля учащихся начальных классов«Хлеб всему голова»
Подготовила учитель начальных классовПрокопьева Людмила Николаевна
Алексеевка2014Мальчик:Слава миру на Земле!
Девочка:Слава хлебу на столе!
Мальчик:Если мы хотим кого-тоВстретить с честью и почётом,Встретить щедро от души,С удовольствием большим!То гостей таких встречаемС круглым белым караваем.Он на блюде расписном,С белоснежным рушником.
Девочка:С караваем соль подносим,Поклонясь, отведать просим:– Дорогой наш гость и друг,Принимай хлеб-соль из рук!
Девочки, одетые в русские сарафаны вручают хлеб-соль гостям.
Чтец:Пышный, мягкий, пропечённый,Подрумяненный слегка,Хлеб с горбушкой золочённойШёл к тебе издалека.
Чтец:В каждый дом, на каждый столОн пожаловал, пришёл.В нём – здоровье, сила,В нём – чудесное тепло.Сколько рук его растилоОхраняло, берегло.
Чтец:Каравай земли и небаНа твоём столе –Ничего сильнее хлебаНету на земле.В каждом маленьком кусочкеХлебные поля,А на каждом колосочкеДержится земля.
Чтец:В малом зёрнышке пшеницыЛетом и зимойСила солнышка хранитсяИ земли родной.И растёт под небом светлымСтроен и высок,Словно Родина бессмертныйХлебный колосок.
Песня «Золотом будут колосья звенеть».(см. приложения)
Чтец:Посмотрите на зерно,Вот каким взросло оно!Если всю собрать пшеницу,Что в стране моей родится,Если сразу всё зерноВ место высыпать одно,Можно в звёздные мирыЗаглянуть с такой горы.
Чтец:Хоть и собрано зерно, Да не хлеб ещё оно. Здесь такое с ним творится – В оборот его берут, В порошок его сотрут. Стали зернышки мукою. Не дадут и ей покоя. На большой хлебозавод Грузовик муку везёт.
Чтец:На большом хлебозаводе Станешь тестом ты, мука. Там при всём честном народе Уж намнут тебе бока! Тесту тесно – мало места. – Ох, пустите! – шепчет тесто. – Ладно, пустим, в печь давай. Народился каравай.
Песня «Золотое зёрнышко». (см. приложения)
Чтец:Нынче осенью собралиНебывалый урожайИ на праздник урожаяИспекли мы каравай.Вот такой вышины,Вот такой ширины.
Дети:Каравай приехал к детям.Как его, ребята, встретим?Пышной коркойПохрустим.Всех на свете угостим.В круг вставай,Каравай,Кого хочешьВыбирай!Каравай:Пекаря!Он не грел на печке бокКаравай ребятам пёк.В печьПерепёлкой,Из печиКоростёлкой.Пекарь,С нами поиграй:Кого хочешь выбирай!Пекарь:Мельника!Не молол он чепуху,А смололЗерно в муку.Мельник,С нами поиграй:Кого хочешь выбирай!Мельник:Хлебопашца!Он в тенёчке не лежал,А хлебаРастил и жал.Хлебопашец,В круг вставай,Кого хочешь выбирай!Хлебопашец:Рабочего!Он без дела не скучалХлебопашца выручал.Он сюда пришёл с дарамиС тягачами-тракторами.Без машины худо,А с машинойЧудо!Рабочий:Мы работы не стыдились.Мы работою гордились.А награда урожай.Всех на праздник приглашай!Все вместе:Слава урожаюВ закромах!Слава караваюНа столах!Слава, славаДружным рукам!Слава, славаТруженикам!
Чтец:В летний день у караваяХороводы, звон и смех, Сам друзей он выбирает,Выбирает, да не всех.– Каравай, каравай,Кого любишь – выбирай!
Чтец:Каравай заводит дружбуС тем, кто с детства любит труд!Он любую ценит службу –Пахарь здесь и токарь тут,Космонавт и пограничник,Лекарь, пекарь и печник,И учитель, и отличник –Его лучший ученик!
Песня «Зёрнышко». (см. приложения)
Чтец:Сияет цветастая радуга дня,Над полем висят жаворонкиИ встали колосья, головки склоня,От пыльной дороги в сторонке.
Чтец:Гуляет пшеницы густая волнаВ колхозном краю урожайном,Пока пожелтевших колосьев стенаНе встретиться с первым комбайном.
Чтец:В селе разговоры везде об одном:Созрел урожай долгожданныйИ дружно, как в школу, мы в поле пойдёмНа самый желанный экзамен!
Выбегают девочки-зёрнышки.
Девочка:Мы золотые зёрнышкиЖивём лучистым светом, Мы дружим, неразлучные, Под вьюгами и тучами. Мы чистые, струистые. Мы ветерком провеяны. И солнышком просвечены,Выносливы, дружны.Мы людям так нужны.
Чтец:Отдельно каждый – зёрнышко Маленькое, скромное, А вместе – хлеб, как солнышко, Страны своей огромной!
Танец с колосьями.
Чтец:Нам люб и дорог каждый колос,Он к нам пришёл с полей родных.Нас учат дома, учат в школе,Что хлеб – святыня для людей.
Чтец:Когда тебе доверят поле,Любое зёрнышко лелей.И нет трудней и лучше доли,Чем для людей растить хлеба.
Чтец:Едва под дождём и солнцем рачительнымИголочки выбьются из земли,А мы уже говорим почтительноО травке этой: – Хлеба пошли!
Чтец:Потом на токах, как шатры кочевничьи,Холмы вырастают – из края в край.И люди добреют, и песни девичьиХватают за сердце: – Урожай!
Чтец:О, корочка хрусткая! Соль зернистая!С каким торжеством из свежей мукиПекут в деревнях караваи душистые,Блины, и шаньги, и пироги.
Чтец:А теперь потешат васХлебные изделья.
Булочка:У меня подружки –Сдобные ватрушки,У меня от макаНа лице веснушки.
Ватрушки:Мы весёлые подружки –С сладким творогом ватрушки,Обойди хоть целый свет,А вкусней нас к чаю нет.
Бублики: А мы только из печи –
Калачи:Бублики и калачи.
Квас:– Это кто поёт там басом?– А! Бочонок с хлебным квасом!Нет в жару его дороже,Он из хлеба сделан тоже.
Печенье:Сделайте одолженье –Съешьте печенье.
Пирожное:Я – сладкое пирожное,Кушанье очень нежное –Любят меня девочки,Малыши и мальчики.
Торт:Я – торт с кремовой начинкой,С шоколадной спинкой.
Все:А теперь повторим вам,Чтобы не забыли:Слава хлебу и рукам,Что его растили!
Чтец:Зёрна наших дней, светитесьПозолотою резной!Говорим мы: «Берегите!Берегите Хлеб родной...»
Чтец:Не мечтали мы о чуде.К нам с полей живая речь:«Берегите хлеб, вы, люди!Научитесь хлеб беречь!».
Чтец:Так повелось на моей земле:Из года в год, из рода в род веками.Тот хлеб, что в каждом доме на столе,Согрет был человечьими руками.Он их теплом, он их добром пропахИ песней той, что жаворонком спетаПод синим небом в золотых хлебахВ июльский полдень солнечного лета.
Чтец:Пройдётся пахарь утром по жнивьюИ сыну, указав рукой на поле,Негромко молвит: «Поклонись ему,Как матери, как нашей общей доле!»Ты вырастешь и через много летОпять сюда вернёшься на рассвете,И скажешь: «Ничего дороже нет,Чем тёплый хлеб на этом белом свете!»
Песня «Корочка хлеба». (см. приложения)
Чтец:Почёт и честь вам, хлеборобы!За ваш прекрасный урожай,За то, что Родине вы далиДушистый хлеба каравай!
Чтец:Человек!Ты истину познай:Хлеб, что на столе –Оберегай. Не кроши его!Священ он.Если с хлебом –Ты уже силён.Хлеб – источникРадости, добра;Золота дороже,Серебра.Если в поле колос в полный рост –Доберёшься до Луны,До звёзд.Хлебом кормитсяВесь белый свет.Ничего дороже хлеба нет!
Приложения.Песня «Золотом будут колосья звенеть»муз. И.Мельника, сл. И.Морозова
Живые блики там и тутЗаря рассыпала с утра.Встречая солнышко, поютВ широком поле трактора.
Припев:Поле, поле, поле родное,Вместе с тобою работать и петь.Вместе людям счастье добудем –Золотом будут колосья звенеть.
Восходит солнышко в зенитИ шепчет мне: спеши, не жди,Пока стоят такие дни,Пока не выпали дожди.
Припев:
Дыханье вспаханных полейНесёт вечерняя пора,Чтоб жили все мы веселей,Поют до ночи трактора.
Припев:
Песня «Золотое зёрнышко»муз. Ю Чичкова, сл. П Синявского
Хлебное море большое как море Не сосчитаешь колосьев на нём В дружном дозоре почётном дозоре Каждое зёрнышко мы сбережём
Припев:Зёрнышко, зёрнышко –Капля золотая, Капля золотаяВ море урожая.
Зёрнышко мы согреваем заботойВ тёплых и добрых ладонях полейСолнышку тоже хватает работы, Чтобы звенели хлеба веселей.
Припев:
Хлебные зёрнышки сказочным кладомСпрячутся в землю и снова взойдут. Самая лучшая в мире награда –Это живая награда за труд.
Припев:
Песня «Зёрнышко»муз. В.Герчик, сл. А.Жилиной.
На просторах РодиныШироки поля,И хлеба обильныеДарит нам земля.Как бы ни был на полеУрожай высок,Нужен нашей РодинеКаждый колосок.
Припев:Не грусти, колосок,Если в поле брошен, –Мы придём за тобой,Наш дружок хороший.
Всюду убираетсяУрожай страны.Наши руки быстрыеТоже здесь нужны.Дружною ватагаюВ поле мы спешимИ пропасть ни зёрнышнуВ поле не дадим.
Припев:
Песня «Корочка хлеба»муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского
Даже не верится, что когда-тоНа поле, сожженном огнем батарей,Перед атакой герои-солдатыДелили остатки ржаных сухарей.
Припев:Корочка хлеба,Хлебная крошка,Что это – Много или немножко?Корочка хлеба, хлебная крошка
Даже не верится, что на светеВ какой-нибудь очень далекой странеС черствой лепёшкой голодные детиПорою встречаются только во сне.
Припев:
Даже не верится нам с тобою,Что кто-то сорит этим чудом земли.Сердце за хлеб обливается болью,Когда он лежит в придорожной пыли.Припев:
Используемые источники:Извекова Л. Н. «Что всего дороже?» Для детей младшего школьного возраста. Изд.: Алтайское книжное, Барнаул, 1984.Журнал «Весёлые картинки» №8, 1985.http://v-prihodko.narod.ru/stihi2/karavay_priehal_k_detiam.htmhttp://www.resobr.ru
15
schoolfiles.net
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Х"
Разделы: Начальная школа
Цели:
1. Познакомить с буквой Х, х, согласными звуками [х], [х’].
2. Развивать фонематический слух учащихся.
3. Воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: свеча, колосья пшеницы, хлебные изделия, “золотой” мешочек, рисунок хлебного поля (на доске), конверты со звуками, звуки-шапочки, рушник, каравай, магнитофон.
Ход урока
Приветствие. ( Учащиеся приветствуют учителя и друг друга стоя, чтение стихотворения сопровождается показом).
Ходит солнышко по небу, Поднимаясь в ранний час, Чтобы путь продлить свой длинный По полям и по лесам. Мы ж, ребята, ежедневно, Приходя учиться в класс Обязательно к успеху, К новым знаниям придём.
II. Ритмическая часть.
(Стук в дверь).
Учитель:
- Кто же это может быть?
Входит девочка - Хаврошечка.
Хаврошечка: - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Хаврошечка. Я пришла к Вам из сказки. Хочу пригласить Вас на хлебное поле.
1.) Учитель:
- Мы идём на прогулку и поём песню. (Учащиеся выстраиваются в большой круг. Поют песню, двигаются по кругу. Песня сопровождается показом).
Песня “Хлебное зёрнышко”. (Сл. П. Синявского, муз. Ю. Чичкова).
1.
Хлебное поле большое, как море,- Не сосчитаешь колосьев на нём. В дружном дозоре, в почётном дозоре, Каждое зёрнышко мы бережём.
Припев:
Зёрнышко, зёрнышко - Капля золотая, капля золотая В море урожая.
2.
Зернышко мы согреем заботой В добрых и тёплых ладонях полей. Солнышку тоже хватает работы, Чтобы звенели хлеба веселей.
Припев:
Зёрнышко, зёрнышко - Капля золотая, капля золотая В море урожая.
Хаврошечка: - Ребята, какое у нас с вами большое хлебное поле. А как мы посадим хлебные зёрнышки? (Ученики показывают движениями).
2.) Скороговорка. (Посадим зёрнышки).
Хлеб ржаной, батон и булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют Сил для хлеба не жалеют.
(Ученики повторяют скороговорку 3 раза. Первый раз медленно, второй раз быстрее, третий раз очень быстро. При этом хлопают в ладоши и притопывают ногой).
Хаврошечка:
- Как много у нас зёрнышек, посадим их в землю. (Ученики присели). Из зёрнышек вырастет колосок, он потянется к солнышку (встаём, поднимаем руки вверх). Колоски переплетаются (руками показываем букву Х). Зёрнышки соберем, их надо перемолоть в муку. Испечём из муки каравай.
Идём по нашему полю (по кругу), повторяем стихотворение, выделяя хлебные слова
(слова, которые начинаются с буквы Х). Слова выделяем голосом и хлопком.
3.) Стихотворение с рецитацией.
Каравай земли и неба На твоём столе – Ничего сильнее хлебаНету на земле. В каждом маленьком кусочкеХлебные поля, А на каждом колосочке Держится земля. В малом зёрнышке пшеницы Летом и зимой Сила солнышка хранится И земли родной. И растёт под небом светлым, Строен и высок, Словно родины бессмертныйХлебный колосок.
Учитель:
- Хлебные колоски, которые остались на поле, зимой укрыло одеяло. Какое оно?
Дети:
- Снежное.
4.) Игры:
а) Хаврошечка:
- Ребята, давайте поиграем в игру: “Зёрнышки-снежинки”. Я буду называть слоги с твёрдым согласным звуком [х] (это зёрнышки), а вы с мягким согласным звуком [х’] (это снежинки).
- ха-хя | - хы-хи | - хо-хе |
- ху-хю | - хэ-хе |
б) Эти слоги можно произнести в чистоговорке. Я начинаю говорить чистоговорку, а вы продолжаете.
- хи-хи-хи - сочиняем мы стихи
- ха – ха – ха - очень вкусная уха
-хо – хо – хо – я услышал эхо
- ху – ху – ху - сидит птица наверху
- ух- ух- ух - в поле вдруг запел петух.
в) Хаврошечка:
- Я принесла “золотой” мешочек, а что там мы узнаем, когда построим хлебные ворота. ( Два ученика образуют ворота, в которые будут входить дети. Поют песенку.)
Ай, лю - ли, ай, лю - ли Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше Получилась красота, Получились непростые, Хлебные ворота. Проходите, кто хотите, И слова вы проносите.
Хаврошечка:
- Надо достать из “золотого” мешочка хлебное изделие, назвать его и составить с ним словосочетание. ( В мешочек можно положить хлеб, батон, булочку, печенье, пирожное, пирожок, ватрушку, пряник, вафли, бублик, сушку). (Дети составляют словосочетания, проходят через ворота по букве Х (буква написана на полу мелом), садятся на своё место, повторяют словосочетания).
Все слова сказали дружно,
Ворота закрыть нам нужно.
III . Основная часть урока.
Учитель:
- Какой звук мы чаще всего произносили и слышали? ([х]). Хотите послушать сказку? Её рассказала мне Хаврошечка. Называется она “Хлебное зёрнышко”.
Свечка, свечечка зажгись, Ярким светом загорись. Сказка в гости к нам явись. Свечка зажигается, Сказка начинается.
(Учитель накидывает на плечи платок, зажигает свечку и начинает рассказывать сказку).
1). Сказка.
Заболела однажды Хаврошечка, ничего не ела и почти не спала. Врач никак не мог определить причину болезни. Он приходил к девочке, давал разные лекарства, но всё это не помогало. “Попробуйте приготовить для Хаврошечка что-то необычное и питательное, чтобы у неё проснулся аппетит, и тогда она поправится”, - сказал доктор маме. Мама не знала, что хочет Хаврошечка. Она открыла шкаф с разными продуктами и вдруг заметила маленькое хлебное зёрнышко. Мама взяла зернышко, оно пошевелилось и стало горячим. “Испеки из меня лепёшку”, - вдруг сказало зёрнышко. “Как же из такого маленького зёрнышка можно испечь целую лепёшку?”.
- Я зёрнышко непростое. Во мне скрыта великая тайна жизни. Я могу помочь тому, кто даже в самый тяжёлый момент не перестаёт надеяться и верить. “Хорошо”, - сказала мама. Она положила хлебное зёрнышко в воду, оно проросло, затем посадила в горшок, и через некоторое время стал расти колосок. Он подарил маме горсточку хлебных зёрен. Вдруг ей показалось, что зёрнышки в её ладони были горячими, как маленькие сердечки. Мама испекла лепёшку и принесла Хаврошечке. Девочка съела кусочек лепешки, щечки её порозовели, и она улыбнулась. Так, благодаря маленькому хлебному зёрнышку Хаврошечка поправилась. И сегодня она пришла к нам в гости.
Сказка затихает, Свечка потухает.
(Рассказывая сказку, учитель показывает зёрнышко, колоски, лепёшку).
Вопросы:
- Понравилась сказка?
- Какие чувства возникли, когда слушали сказку?
- Как звали девочку в сказке?
- Какой звук живёт в начале этого слова?
- В каких словах услышали этот звук?
2). Знакомство с буквой. Проживание буквы.
Учитель:
- Звуки [х],[х’] обозначаются буквой Х.
Х – у этой буквы весёлый характер, она никогда не бывает хмурой, очень любит хохотать. Она спряталась в наш рисунок.
(Дети показывают, где спряталась буква. Учитель красным мелом обводит букву Х.
Дети повторяют сказку “Хлебное зёрнышко”.)
3.) Физкультминутка.
Учитель: - Давайте покажем букву Х (Переплетают руки над головой, образуют букву Х).
Хлебушко, хлебушко, Мы тебя любим, Ты, словно солнышко Нужен всем людям.
4). Игра “Живые звуки”.
Учитель:
- Испекли мы хлебушек. Один - хлеб, много – хлеба. Произнесём слово, сколько звуков в слове хлеба? (Учитель вызывает 5 человек. Они – “живые” звуки. Ученики надевают шапочки-звуки. Составляют схему слова хлеба. Остальные ученики работают индивидуально за партами).
Наши звуки встали в ряд И сейчас заговорят.
(Выходит каждый звук и рассказывает о себе).
Учитель:
- Сколько слогов в слове ХЛЕБА?
- Какой слог ударный?
- Какой звук ударный?
Всё сказали, не забыли И на место поспешили.
Учитель:
- Какой первый звук в слове ХЛЕБА? (Х).
IV. Закрепление материала.
1) Выкладывание буквы Х зёрнышками.
Учитель:- У вас на столах зёрнышки, которые собрала мама Хаврошечки. Давайте выложим букву Х из пшеничных зёрнышек.
2) Письмо буквы Х.
А теперь пора в тетрадь Букву Ха нам написать. Я тетрадь свою открою И с наклоном положу, Я, друзья, от Вас не скрою, Ручку правильно держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
(Учитель еще раз показывает на рисунке букву Х цветными мелками).
Учитель:
- Вот сплелись два колоска, Получилась буква Ха.
(Пишем букву Х волшебными колосками (ручками). Наклонная прямая слева направо и наклонная прямая справа налево).
Написали аккуратно, Всем в тетрадь смотреть приятно.
(Хаврошечка проходит и смотрит, как дети прописали букву).
3). Чтение слов.
а) Учитель: Буква Х очень хитрая, она спрятала слово в слове. Найдите слова, которые спрятались.
Смех - мех лопух – пух
Хлопушка – пушка
б) Любит буква Х хвастаться: “Я самая хорошая, я хочу всегда быть первой. Подкралась она к словам и решила схитрить.
САЛАТ-ХАЛАТ
Было вкусное слово салат, Превратилось оно вдруг в халат.
ГОЛОД – ХОЛОД
Было грустное слово голод, Оказалось вдруг зимнее холод.
ГЛЕБ – ХЛЕБ
Гулял по полю мальчик Глеб, Глеб исчез, остался хлеб.
4) Чтение предложений.
Учитель:
- Много слов знает буква Х. Какое самое любимое её слово? (Хлеб). Тот, кто ест хлеб из пекарни буквы Х, он хорошеет, и его всегда хвалят.
Буква Х знает много пословиц.
Какая пословица спряталась среди слов?
ХЛЕБ - | ПОЛЕ |
ВСЕМУ | ЗЁРНЫШКО |
КОЛОСКИ | ГОЛОВА |
Хлеб - всему голова.
- Как понимаете эту пословицу?
- Какие ещё пословицы Вы знаете?
- Много снега – много хлеба.
- Плох обед – коли хлеба нет.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Каждая крошка в ладошку.
- Беречь хлеб – значит беречь жизнь.
- Хлеб бросать – силу терять.
5) Рассказ о хлебе.
Хаврошечка:
- Для людей хлеб – это жизнь. Люди слагают о хлебе песни, легенды, стихи. О хлебе говорят, как о живом существе, называя его – хлеб – кормилец, батюшка. Во все времена люди берегли хлеб. И Вы, ребята, должны ценить и беречь хлеб, как самое дорогое богатство.
Когда я выздоровела, пришла к хлебному полю, поклонилась и сказала: “Спасибо, вам, колоски”. Собрала я зёрнышки, и мы с мамой испекли из зёрнышек каравай в пекарне буквы Х.
Мы гостей всегда встречаем Пышным, круглым караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником.
Пышный, мягкий, пропеченный Подрумянился слегка. Хлеб с горбушкой золочёной Шел он к нам издалека.
С караваем соль подносим, Поклонясь, отведать просим. Дорогой наш гость и друг Принимай хлеб – соль из рук! (В. Бакалдин).
Хаврошечка:
- Я хочу угостить Вас хлебными изделиями. У Вас было хорошо, а мне пора возвращаться в сказку. До свидания, ребята!
V. Итог урока.
- Понравилось сегодня на хлебном поле? Где побывали?
- Что понравилось, запомнилось?
- Как звали нашу гостью?
- Какую букву она принесла? А какая это буква? ( Хитрая, хвастливая, хорошая, хохотушка).
Учитель:
- Мы сегодня сделали доброе дело, вырастили хлебные зёрнышки. Пусть живут с Вами всегда добрые дела.
Прощание.
Пусть живут здесь вместе с нами Только добрые дела. А плохие пусть уходят, Мы их гоним со двора.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai