Предприятие ОАО «Знак хлеба». Хлеб знак


Предприятие ОАО «Знак хлеба»

План

 

  1. Характеристика предприятия
  2. Характеристика продукта. Биологический объект
  3. Сырьё и добавки
  4. Технология получения продукта
  5. Биохимический и санитарно – гигиенический контроль
  6. Вторичное сырьё и его переработка
  7. Техника безопасности

Заключение

Литература

 
  1. Характеристика предприятия

 

Предприятие ОАО «Знак хлеба» находится по адресу город Саратов улица Чернышевского 90. Форма собственности открытое акционерное общество (ОАО). Основная специализация производство хлебобулочных изделий; мощность предприятия 50–55 тонн изделий в сутки. Число сотрудников свыше 500 человек.

Должности и фамилии руководителей предприятия и подразделений:

генеральный директор – Барабанов Александр Юрьевич

главный инженер – Левчук Андрей Петрович

главный технолог – Романюта Ирина Михайловна

заведующая лабораторией – Романюта Ирина Михайловна

начальник производства – Исаева Галина Петровна

мастер смены – Иванова Людмила Владимировна

 

2. Характеристика продукта. Биологический объект

 

Характеристика продукта.

Белый хлеб из пшеничной муки.

Хлеб белый выработанный из пшеничной муки второго, первого и высшего сортов по ГОСТ 26987. Приготовление теста для хлеба из пшеничной муки будет описано дальше.

Биологический объект.

Биологическим объектом при выпечке хлеба являются прессованные хлебопекарные дрожжи. Прессованные хлебопекарные дрожжи представляют собой скопление дрожжевых клеток определённой физиологической расы Saccharomyces cererisiae.

Дрожжи в культурах на плотных питательных средах растут в виде колоний, а в жидких питательных средах образуют муть, плёнки и осадки.

Колонии культуральных дрожжей более светлого цвета, чем диких дрожжей.

Таллом дрожжей представляет собой одну клетку. Эта клетка имеет все основные структуры, характерные для грибов. Размеры одиночных дрожжевых клеток лежат в пределах от 3 до 7 мкм. У Saccharomyces cerevisiae форма клетки – круглая. Почкование – наиболее характерный способ вегетативного размножения. Дрожжевая клетка может иметь до 3 – 4 десятков рубцов после почкования, по числу дочерних клеток. На вновь образовавшейся молодой клетке сохраняется шрам рождения, менее заметный чем почечный рубец [1].

 

3. Сырьё и добавки

 

Всё сырьё, применяемое в хлебопекарном производстве, подразделяется на основное и дополнительное.

Основное сырьё является необходимой частью хлебобулочных изделий. К нему относится: мука, дрожжи, соль и вода.

Дополнительное сырьё – это сырье, применяемое по рецептуре для повышения пищевой ценности, обеспечения специфических органолептических и физико-химических показателей качества хлебобулочных изделий. К ним относятся: молоко и молочные продукты, яйца и яичные продукты, жиры и масла, сахар и сахаросодержащие продукты, солод, орехи, пряности, плодово-ягодные и овощные продукты, пищевые добавки [2].

Качество хлеба в значительной степени зависит от качества сырья, особенно от качества муки. Хлебопекарные свойства муки зависят, прежде всего, от качества зерна, из которого она получена, а также от условий её производства и хранения. Основное сырьё мука.

 

Хлебопекарные свойства пшеничной муки.

Хлебопекарные свойства пшеничной муки обусловлены следующими показателями:

  • газообразующей способностью
  • силой муки
  • цветом муки и способностью её к потемнению
  • крупность помола

Газообразующая способность

Это способность муки обусловлена её углеводно-амилазным комплексом и связана с содержанием в муке « собственных » сахаров и ее сахаробразующей способностью, последняя связана с содержанием амилолитических ферментов и атакуемостью крахмала. Газы (в основном CO2) появляются в результате спиртового брожения, которое происходит при созревании теста под влиянием дрожжевых клеток:

 

C6h22O6 = 2 C2H5OH + 2 CO2 + 117,6 кДж

 

(суммарное уравнение спиртового брожения)

В начале созревания теста сбраживаются содержащиеся в муке « собственные » сахара – глюкоза, фруктоза и сахароза (после инверсии), затем сахара, образующиеся при тестоведении из крахмала под действием амилаз. Выделяющийся при спиртовом брожении диоксид углерода пытается вырваться из вязкого теста, при этом он разрыхляет тесто и поднимает его, придает тесту пористое строение, от которого зависит строение и характер мякиша выпеченного хлеба.

Сила муки

Под силой муки понимают ее способность образовывать тесто с определенными физическими свойствами. Она связана главным образом с содержанием и качеством клейковины и активностью протеолитических ферментов, то есть с белково-протеиназным комплексом муки. Тесто с определенными физическими свойствами хорошо удерживает диоксид углерода и он не улетучивается, в результате образуется пористый хлеб большого объема.

По силе муку подразделяют на:

  • сильную
  • среднюю
  • слабую

Сильной считается мука, способная поглощать при замесе теста большое количество воды. Тесто из сильной муки более устойчиво и лучше сохраняет свои свойства.

 Тесто из слабой муки при замесе поглощает меньшее количество воды. Тесто считается малоэластичным, мажущимся, расстойка тестовых заготовок заканчивается быстро.

Средняя по силе мука занимает промежуточное значение.

Сила пшеничной муки может быть установлена либо путем определения содержания и качества клейковины, от которых зависит реологические свойства теста, либо путем непосредственного определения реологических свойств теста из оцениваемой муки.

Цвет муки и способность ее к потемнению.

Цвет мякиша связан с цветом муки. Цвет муки в основном определяется цветом эндосперма зерна, из которого смолота мука, а также цветом и качеством в муке отрубенистых частиц зерна. В большей степени на потемнение муки оказывает влияние содержание в ней фенолов и свободного тирозина, чем активность ферментов.Цвет муки можно определить органолептически, сопоставляя его с эталоном цвета муки данного сорта (ГОСТ 27558) и по показанию белизны.

Крупность частиц пшеничной муки.

Разделение муки по размерам частиц и сравнительное исследование полученных фракций показало, что фракции относительно более мелких частиц муки значительно богаче белками, имеет более высокую зольность, газообразущую способность. Содержание сырой клейковины также соответственно выше, а растяжимость ее ниже.

Вода.

Для приготовления теста применяют обычную питьевую воду. Питьевая вода (удовлетворяющая требованиям ГОСТа 2874) должна быть бесцветной, прозрачной, без примесей аммиака, сероводорода и азотистой кислоты. Примеси этих веществ, а также значительная окисляемость воды указывает на загрязнение её органическими веществами. В питьевой воде не должно содержаться болезнетворных микроорганизмов. Коли – индекс (количество кишечных палочек в 1л воды) должен быть не более трех. Окисляемость питьевой воды (в мг кислорода на 1л) должна быть не более 2 – 3, содержание активного хлора не менее 0,3 мг на 1л, содержание железа не более 0,3 мг на 1л, pH питьевой воды 6,5 – 9,5.

Большое технологическое значение для ряда пищевых производств имеет жесткость воды, обусловленная содержанием в ней солей Ca2+ и Mg2+. Жесткость питьевой воды должна быть не более 7 – 9 мг – экв на 1л.

Соли, содержащиеся в жесткой воде, укрепляют клейковину, однако вкус чрезмерно жесткой воды неприятный и такая вода не может быть использована в хлебопечении.

Пищевая поваренная соль.

Поваренная соль входит в рецептуру всех хлебобулочных изделий в дозировке 1 – 2,5 % к массе муки. Она улучшает вкус хлеба, укрепляет клейковину, существенно влияет на состояние микрофлоры теста и на активность некоторых ферментов. В хлебопечении применяют пищевую поваренную соль, удовлетворяющую требованиям ГОСТа. Пищевую соль по способу обработки делят на мелкокристаллическую – вываренную молотую или немолотую; кормовую (глыба) массой 3 – 50 кг и дробленую или зерновую (размеры зерна до 40 мкм). По качеству пищевую соль делят на 4 сорта: экстра, высший, 1 и 2, различающиеся содержанием хлористого натрия и примесей. Содержание хлористого натрия в поваренной соли различных сортов колеблется от 96,5 до 99,2 %, нерастворимого остатка - 0,05 – 0,9 %. Влажность каменной соли составляет 0,5 – 0,8 %, выварочной – 0,5 – 6,0 %.

Дрожжи.

Для производства хлебобулочных изделий применяют дрожжи прессованные (ГОСТ 171) вырабатываемые спиртовыми заводами, сушеные (ГОСТ 28483 и ТУ 10 – 0334585 – 90). Прессованные хлебопекарные дрожжи представляют собой скопление дрожжевых клеток определенной расы Saccharomyces cerevisiae.

Дрожжевая клетка состоит из оболочки, протоплазмы, ядра, органоидов, вакуолей и включений.

Плотная и эластичная оболочка клетки построена в основном из полисахаридов. В ней содержатся также белки и липопротеиды. Через оболочку в клетку поступают растворенные питательные вещества и выводятся из нее продукты обмена веществ. Оболочка содержит ферменты, часть которых находится на внутренней стороне ее, а часть на внешней, например инвертаза или сахараза.

Протоплазма представляет собой вязкую жидкость, состоящую из белковых веществ, липидов и углеводов. В протоплазме (с органоидами и включениями) протекают важнейшие ферментативные процессы. Органоиды – клеточные структуры, содержащие ферменты. Ферментативный комплекс дрожжей чрезвычайно разнообразен, в него входят фосфотазы, протеазы, дегидрогеназы, инвертаза, мальтаза и другие ферменты. Вакуоли заполнены клеточным соком, в котором растворены соли, ферменты и коллоидные вещества. Включения состоят из жира, волютина, гликогена и других веществ.

Гликоген служит для дрожжей резервным питательным веществом, жир не является обязательным компонентом клетки, в молодых клетках жира немного, с возрастом количество его в клетках увеличивается. Количество и характер включений меняется в зависимости от состояния дрожжевой клетки. В хлебопекарных дрожжах в среднем содержится (в %): воды 68 – 75, белков 13,0 – 14,0, клетчатки 1,8, жира 0,9 – 2,0, золы 1,77 – 2,5. дрожжи также содержат много витаминов и ростовых веществ.

В дрожжах находятся витамины: D, B1, B2, B6, PP, пантотеновая кислота, фолевая кислота и биотин – сильный стимулятор роста. Большая часть влаги связана коллоидами клетки (46 – 53 %). Глубокое обезвоживание клетки вызывает гибель дрожжей. Почти половина сухих веществ дрожжей состоит из белков. В белковый комплекс дрожжей входят альбумины, глобулины, нуклеопротеиды, фосфопротеиды и глюкопротеиды, а также трипептид глютатион, играющий значительную роль в окислительно – восстановительных процессах, происходящих в тесте. Дрожжевые белки имеют высокую питательную ценность.

Минеральные вещества дрожжей состоят главным образом из окислов калия, фосфора, магния, железа и кальция. Дрожжи содержат много микроэлементов (алюминий, барий, висмут, медь и другие). Фосфорная кислота играет исключительно важную роль в жизни клетки, она принимает участие в углеводном обмене, регулирует pH питательной среды.

Дрожжи применяются в количествах 0,5 – 4 % для разрыхления теста. В тесте ферменты вызывают спиртовое брожение. Диоксид углерода, образующийся в результате брожения, разрыхляет тесто, придавая ему пористую структуру.

Качество дрожжей оценивают по органолептическим и физико – химическим показателям и должно соответствовать ГОСТ 171. К органолептическим показателям относятся: цвет, запах, вкус и консистенция. Дрожжи прессованные должны иметь светлый цвет с желтоватым или с сероватым оттенком. На дрожжах недолжно быть плесневого налета белого или другого цвета, а также различных полос и пятен на поверхности. Запах дрожжей должен быть слегка фруктовый [2].

 

Дополнительное сырьё.

По мимо молока, сахара, яиц и яичной продукции в производстве хлебобулочных изделий используют вкусовые добавки и пряности [3]:

  • Орехи. Их в применяют в очищенном дробленом виде. Перед использованием орехи очищают от посторонних примесей на сортировочных машинах или перебирают вручную на столах.
  • Кориандр (ГОСТ 29055). Допускается заготовка и поставка потемневших плодов, потерявших свой естественный вид.
  • Тмин (ГОСТ 29056). Выпускают целый и в молотом виде.
  • Корица – высушенная кора коричневого дерева. Корицу высушивают молотой или в палочках.
  • Ванилин (ГОСТ 16599). Представляет собой белый или бледно – желтый порошок игольчатых кристаллов, обладающих ванильным запахом.

Пищевые добавки.

В хлебопекарном производстве широкое применение находят:

  • Улучшители окислительного и восстановительного действия, позволяющие регулировать реологические свойства теста.
  • Ферментные препараты (позволяющие регулировать спиртовое брожение в тесте, улучшать окраску корки хлеба).
  • ПАВ (применяемые в качестве эмульгаторов и добавок) улучшают качество хлеба, способствуют более длительному сохранению свежести хлеба.
  • Органические кислоты (лимонная, молочная, уксусная и другие) регулируют кислотность теста.
  • Минеральные соли (магний, фосфор, натрий, марганец) стабилизирующие ферменты дрожжевой клетке.

Наиболее известные и применяемые комплексные добавки (улучшители): « Шанс » (Гос НИИХП), серии « БИК » (МПО « Биомикс », МГУПП).

Выполняют роль заквасок: «Полимол» (1,5 – 3,5 % к массе муки), «Цитросол» (1,5 – 3,5 % к массе муки), « Ибис » (1 – 1,5 % к массе муки) [3].

 

4. Технология получения продукта

 

Технологическая схема производства любого вида хлебного изделия включает в себя последовательность отдельных технологических этапов и операций, выполнение которых позволяет получать изделия, отличающихся наилучшим качеством.

Последовательность и назначение отдельных технологических операций.

Пекарни, основным сырьем для которых основным сырьем является мука, в соответствии с принятыми технологическими схемами и нормами проектирования включают следующие действия:

  • прием, хранение и подготовка основного и дополнительного сырья к производству.
  • подготовка расходных емкостей для сырья и полуфабрикатов.
  • приготовление полуфабрикатов.
  • разделка теста.
  • выпечка изделий.
  • укладка изделий в лотки.
  • транспортировка в остывочный цех, упаковка.
  • доставка и реализация [4].
 

Схема производства хлеба.

 

 

       
 

Прием и

хранение

сырья

 

1.Прием

2.Перемещение в складские помещения

3. Хранение

 

 

 

1 этап

 

 

       
   

1.Просеивание муки

2.Очистка муки от металломагнитной примеси

3. Растопление маргарина

4. Растворение сахара, соли

5. Перемещение к расходным емкостям

 

Подготовка сырья

 
 

 

 

 

 

 

2 этап

 

       
   

1.Дозирование компонентов рецептуры

2.Замес теста

3. Брожение теста

4.Обминка теста

5.Брожение теста

 

Приготовление теста

 
 

 

 

 

3 этап

 

 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

5 этап

 

       
 

Охлаждение и хранение хлеба теста

 

 

1.Охлаждение

2.Хранение

3.Транспортировка

4.Реализация

 
 

 

 

 

6 этап

 

Первый этап

Этот этап включает в себя прием, перемещение в складские помещения и последующее хранение всех видов сырья: основного (мука, соль, дрожжи) и дополнительного (сахар, яйца, изюм, молоко и продукты его переработки). Муку на завод поставляют бестарным способом либо в мешках.

 

Второй этап

При поступлении на производство мука просеивается, очищается от металломагнитной примеси и взвешивается на автоматических весах. После этого мука направляется в производственные бункеры для создания оперативного запаса. Из бункеров в дозаторы, установленные у тестомесительных машин. Все дополнительное сырье поступает либо автоматически, либо кладется вручную.

Третий этап.

Приготовление теста – это дозирование компонентов рецептуры, замес теста, брожение теста, обминка теста, брожение теста. Дозирование компонентов осуществляется соответствующими устройствами, которые отмеряют и направляют в тестомесительную машину необходимые количества муки, воды, дрожжевой суспензии, соль, сахар (соль и сахар могут докладываться вручную). Замес теста осуществляется на тестомесительных машинах с целью получения из компонентов рецептуры теста, однородного по всей массе. Брожение осуществляется с целью получения теста с оптимальными органолептическими и реологическими свойствами. Эти свойства пшеничное тесто приобретает в результате спиртового и молочнокислого брожения, вызываемых дрожжевыми клетками и молочнокислыми бактериями (входят в состав заквасок). Контроль за брожением теста осуществляется по органолептическим показателям (запах, структура, увеличение в объеме, вкус) и кислотности, которая должна быть на 0,5 градусов выше кислотности мякиша готового изделия в соответствии с ГОСТом. Основные назначение операции брожение теста – это приведение теста в состояние оптимальное для дальнейшей операции разделения теста с точки зрения его реологических и органолептических свойств.

Четвертый этап.

Разделка теста:

  • деление теста на куски (осуществляется на тестоделительных машинах)
  • округление кусков теста
  • предварительная расстойка тестовых заготовок (осуществляется в условиях цеха)
  • окончательная расстойка тестовых заготовок (120 минут в специальных шкафах)

Пятый этап.

Выпечка тестовых заготовок осуществляется в хлебопекарных печах с целью превращения тестовых заготовок в хлеб. Температура выпекания 220 – 240 о С, продолжительность выпечки зависит от массы и формы заготовок и составляет 20 – 80 минут.

Шестой этап.

Укладка в контейнера, отбраковка, охлаждение, хранение, транспортировка, продажа. Охлаждение и хранение осуществляется в остывочном цехе, где создаются специальные условия [5].

 

5. Биохимический и санитарно-гигиенический контроль

 

Качество хлебной продукции зависит от качества исходного сырья, правильности ведения технологического процесса и контроля за отдельными операциями производства.

Контроль качества хлебобулочных изделий на хлебопекарных предприятиях осуществляют лаборатории и отделы технологического контроля.

Качество хлеба оценивают в соответствии с требованиями нормативной документации по органолептическим и физико-химическим показателям. Показатели безопасности продукции определяются в сертификатах соответствия.

К органолептическим показателям относятся внешний вид изделий, по форме, состоянии поверхности, цвету, состоянию мякиша по пропеченности, промессу, пористости, вкусу и запаху. Вкус, запах, наличие или отсутствие хруста определяют дегустацией; цвет мякиша, пористость, промесс определяют путем осмотра среза хлеба.

Форма изделий должна соответствовать их названию и характеристике, указанной в нормативной документации. У хлеба формового она должна быть правильной, соответствующей хлебной форме, в которой производилась выпечка, с несколько выпуклой верхней коркой, без боковых выплывов. У хлеба подового форма должна быть округлой, овальной или продолговато – овальной, не расплывчатой.

Поверхность изделий не должна иметь крупных трещин и надрывов (5 см в длину и 2 см в ширину), масляных и других пятен.

Мякиш изделий должен быть без комков и следов непромесса, пропеченный, не влажный на ощупь, после легкого надавливания мякиш должен принимать первоначальную форму. Для черного хлеба из ржаной или из смеси ржаной муки мякиш может быть с немного липкий. Пористость – развитая, без пустот и уплотнений [1].

Физико-химические показатели качества хлеба.

Включают в себя: определение влажности мякиша, кислотности, пористости, а также содержание углеводов, хлорида натрия, йода и т.д. [6].

  • Определение влажности мякиша проводят по ГОСТ 21094 путем высушивания в сушильном шкафу при определенных условиях и выражают в процентах. Определение влажности хлеба массой более 0,2 кг осуществляется следующим образом: лабораторный образец разрезают поперек на приблизительно равные части и от одной части отрезают ломоть толщиной 1 – 3 см, отделяют мякиш от корок на расстоянии около 1 см, удаляют все включения (изюм, орехи, пряности). Масса выделенной пробы должна быть не менее 20 г. Подготовленную пробу быстро и тщательно измельчают ножом, теркой, перемешивают и тотчас же взвешивают в заранее просушенных металлических чашечках с крышками для навески, по 5 г каждая, с погрешностью не более 0,05 г. Навески в отрытых чашечках помещают в сушильный шкаф. В шкафах марок СЭШ – 1 и СЭШ – 3М навески высушивают при температуре 130 о С в течении 45 минут с момента загрузки до момента выгрузки чашек. После высушивания чашки вынимают, закрывают крышками и переносят в экстрактор для охлаждения. Продолжительность охлаждения не должно быть менее 20 минут и более 24 минут. После охлаждения чашки взвешивают.
  • Кислотность готовых изделий определяют по ГОСТ 5670 титрованием фильтра, полученного из крошек хлебных изделий, арбитражным или ускоренным методом и выражают в градусах кислотности. ГОСТ 5670 распространяется на хлеб и хлебобулочные изделия. Под градусом кислотности понимают объем в см 3 раствора точной молярной концентрации 1 моль (дм 3 / 1 м) гидроокиси натрия или калия, необходимый для нейтрализации кислот, содержащихся в 100 г изделий. Отбор проб для анализа проводят по ГОСТ 5687. Определение кислотности проводят двумя методами, но более распространенный – ускоренный метод. Взвешивают 25 г крошек и помещают в сухую бутылку, вместимостью 500 см 3. Мерную колбу вместимостью 250 см 3 наполняют до метки дистиллированной водой, подогревают до температуры 60 о С. Около 1/4 взятой воды переливают в бутылочку с крошкой, быстро растирают деревянной лопаточкой до получения однородной массы. Потом к этой массе прибавляют всю дистиллированную воду. Бутылку закрывают и в течении трех минут встряхивают. Затем смесь отстаивается в течении 1 минуты и оставшийся жидкий слой сливают в сухой стакан через марлю. Из стакана отбирают пипеткой по 50 см 3 раствора в две конические колбы вместимостью по 100 см 3 каждая и тируем раствором молярной концентрации 0,1 моль / дм 3 гидроокиси натрия или калия с 2 – 3 каплями фенолфталеина до получения слабо – розового окрашивания не исчезающего при спокойном стоянии колбы в течении 1 минуты. Титрование продолжают, если по истечению 1 минуты окраска пропадает и не появляется от прибавления 2 – 3 капель фенолфталеина. Кислотность вычисляется по формуле:
 

 

где: V – объем раствора гидроокиси натрия или калия.

V1 – объем дистиллированной воды.

V2 – объем исследуемого раствора.

a – коэффициент пересчета на 100 г навески.

m – масса навески.

k – поправочный коэффициент приведения используемого раствора гидроокиси натрия или калия.

1 / 10 – коэффициент приведения раствора гидроокиси натрия или калия.

Для хлебобулочных изделий:

 

 

Расхождения между результатами определений кислотности образца одной партии продукции в разных лабораториях не должны превышать 0,5 градуса.

  • Пористость определяют по ГОСТ 5669 с помощью пробника Журавлева и выражают в процентах. Под пористостью понимают отношение объема пор мякиша к общему объему хлебного мякиша, выражается в процентах. Отбор проб производится по ГОСТ 5667. Для определения пористости пшеничного хлеба делают три цилиндрических выпечки объемом 26,5 – 27,5 см 3 каждая, затем выпечку взвешивают. Пористость определяют в процентах по формуле:

 

 

где: V – общий объем выпечек хлеба.

m – масса выпечек.

p – плотность беспористой массы мякиша.

Пористость мякиша хлеба из пшеничной муки 63 – 65 %, из ржаной 68 – 72 %.

  • Определение количества и качества клейковины по ГОСТ 27839.

Клейковина – это комплекс белковых веществ, способных при набухании в воде образовывать связную эластичную массу. Чем больше в муке клейковины и чем она сильнее, тем лучше хлебопекарные свойства муки. Количество клейковины определяют путем отмывания ее из теста с помощью механизированных средств или вручную.

Для замеса и отлежки клейковины применяют питьевую воду. Жесткость воды должна быть не более 7 моль / м 3. Температура воды для замеса теста поддерживают от 18 до 20 оС. Объем воды для замеса теста должен соответствовать требованиям таблицы 1.

 

Таблица 1 - Зависимость объема воды для замеса теста от массы навески муки

Масса навески, г

Объем воды, см 3

25,00

14,0

30,00

17,0

35,00

20,0

50,00

28,0

 

Замес теста осуществляется либо с использованием тестомесителя ТЛ 1 – 75 и дозатора воды ДВЛ – 3, либо вручную. Отмывание клейковины проводят либо вручную, либо на устройстве МОК – 1 М. Замешанное тесто раскатывают в пластину толщиной от 1,0 до 1,5 мм и помещают на 10 минут в емкость с водой. По окончании отлежки пластину теста извлекают из воды, сжимают рукой в комок, делят на шесть произвольных кусочков, которые закладывают в предварительно смоченную водой рабочую камеру устройства МОК – 1 М в центральной части окружности нижней деки. Отмывание клейковины осуществляется в три этапа.

Первый этап отмывания проводят при рабочем зазоре в камере устройства равном 7мм и продолжительности отмывания равной 3 мин. для всех сортов пшеничной хлебопекарной муки. При этом направление подачи воды осуществляется снизу – вверх, а расход промывной воды составляет 0,30 – 0,35 дм / мин для всех сортов муки и лишь для отмывания клейковины из обойной муки 0,35 – 0,40 дм / мин.

Второй этап отмывания проводят при уменьшенном зазоре до 1,5 мм в камере устройства. Длительность отмывания клейковины из муки высшего и первого сортов мягкой пшеницы составляет 7 мин, из второго сорта 8 мин. При этом направление подачи воды осуществляется снизу – вверх, а расход промывной воды составляет 0,30 – 0,35 дм / мин для всех сортов муки, и лишь для отмывания клейковины из обойной муки 0,35 – 0,40 дм / мин. Для муки второго сорта из мягкой пшеницы и муки обойной первые две минуты отмывания расход воды составляет 0,50 – 0,60 дм / мин, а направление подачи воды последние 2 минуты сверху – вниз.

Третий этап отмывания клейковины осуществляется при рабочем зазоре в камере устройства равном 7 мм, и продолжительности отмывания 2 мин для всех сортов муки. Расход промывной воды и направление подачи воды такие же, как на первом этапе отмывания клейковины. Отмытую клейковину отжимают одноразовым прессованием между ладонями, вытирая их сухим полотенцем, и взвешивают с точностью до второго десятичного знака.

При отмывании клейковины вручную, тесто, сформированное на тестомесилке в виде цилиндра или скатанное в шарик при замесе вручную, помещают в чашку, закрывают крышкой или стеклом, и оставляют на 20 мин для отлежки. По истечении 20 мин начинают отмывание клейковины под слабой струей воды над ситом из шелковой или полиамидной ткани. В начале отмывание ведут осторожно, разминая тесто пальцами, чтобы вместе с крахмалом не оторвались кусочки теста или клейковины. Когда большая часть оболочек и крахмала удалена, отмывание ведут энергичнее между обеими ладонями. Оторвавшиеся кусочки клейковины тщательно собирают с сита и присоединяют к общей массе клейковины. При отсутствии водопровода допускается отмывание в емкости с 2 – 3 дм 3 воды. В процессе отмывания воду меняют не менее трех – четырех раз, процеживая через сито.

Отмывание ведут до тех пор, пока оболочки и крахмал не будут почти полностью отмыты, и вода, стекающая при отжимании клейковины не будет прозрачной. Отжатую вручную клейковину отжимают прессованием между ладонями, вытирая их сухим полотенцем. При этом клейковину несколько раз выворачивают и снова отжимают между ладонями, пока она не начнет слегка прилипать к рукам.

Отжатую клейковину взвешивают с точностью до второго десятичного знака, затем еще раз промывают в течение 5 мин, вновь отжимают и взвешивают. Если разница между двумя взвешиваниями не превышает 0,1 г, отмывание считается законченным.

Количество сырой клейковины (х), в процентах вычисляют с точностью до второго десятичного знака по формуле:

 

 

где mk – масса сырой клейковины, г

mН – масса навески муки, г

Качество клейковины определяют путем измерения ее упругоэластичных свойств. Для этого из окончательно отмытой, отжатой и взвешенной клейковины выделяют навеску массой 4 г. Шарик клейковины, сформированный вручную, помещают для отлежки в чашку с водой температурой от 18 до 20оС на 10 мин.

После отлежки шарик клейковины вынимают из чашки и помещают его основанием в центр столика прибора ИДК – 4. При этом с шарика снимают зажим. Результаты измерений упругих свойств клейковины выражают в условных единицах прибора и в зависимости от их значения клейковину относят к соответствующей группе качества согласно требований таблицы 2.

 

Таблица 2 - Классификация клейковины по упругим свойствам (ГОСТ 27839)

Группа качества

Характеристика клейковины

Хлебопекарная мука сортов

Высшего, первого, обойного

второго

3

Неудовлетворительно крепкая

От 0 до 30

От 0 до 35

2

Удовлетворительно крепкая

От 35 до 50

От 40 до 50

1

Хорошая

От 55 до 75

От 55 до 75

2

Удовлетворительно слабая

От 80 до 100

От 80 до 100

3

Неудовлетворительно слабая

От 105 и более

От 105 и более

 

Пшеничная мука, используемая для производства хлебобулочных изделий, должна иметь клейковину по качеству не ниже второй группы.

  • Определение числа падения (ГОСТ 30498).

Количество муки для анализа рассчитывается в зависимости от ее влажности, таким образом, чтобы при добавлении 25 см 3 воды отношение сухого вещества к общей воде, включая воду, содержащуюся в муке, было постоянным и таким, чтобы при влажности 15 % общая масса муки составила 7,00 г.

Число падения - это время в секундах, начиная с момента погружения пробирки в водяную баню и до момента, когда верхний ограничитель мешалки достигнет уровня верхней части эбонитовой втулки прибора.

Для определения числа падения в настоящее время используют прибор АМИЛОТЕСТ, предназначенный для определения активности амилалитических ферментов зерна ржи, пшеницы, а также продуктов их переработки и качества различных видов крахмала, активности амилолитических ферментов препаратов, оценки состояния углеводно-амилационного комплекса полуфабрикатов хлебопекарного производства, степени черствости готовых хлебных изделий. Микропроцессорная система управления обеспечивает процесс измерения, обработку результатов измерений на буквенно-цифровой индикатор или печатающее устройство, входящее в состав прибора, либо передачу их на персональный компьютер.

В лаборатории я производил анализ качества пшеничной муки (таблица 3).

 

Таблица 3 - Результаты анализа пшеничной муки

Наименование показателей

18.07.05

19.07.05

30.07.05

31.07.05

3.08.05

4.08.05

Влажность, %

13,9

14,1

14,6

13,8

14,8

14,8

Упругость клейковины

63

65

64

65

65

65

Количество клейковины

28

29

29

28

28

29

Число падений

80

84

83

81

79

80

 

Мойка и дезинфекция.

Для мытья производственного оборудования и помещений используют моющие средства. Мытье производят растворами моющих средств, которые должны отвечать требованиям санитарных правил и норм, обладать высокой моющей способностью, обеспечивать полную смачиваемость моющей поверхности, смягчать жесткость воды и не вызывать коррозию оборудования. На предприятии в качестве моющего средства используют раствор кальцинированной соды, а также синтетические моющие средства различной рецептуры, разрешенные органами Госсанэпиднадзора для применения в пищевой промышленности [1].

Контроль за санитарным состоянием оборудования и рабочих мест осуществляется комиссией, в состав которой входят: сотрудник лаборатории, мастер смены, технолог, сотрудник СЭС.

 

6. Вторичное сырье и его переработка

 

На предприятии « Знак хлеба » как таковой вторичной переработки сырья нет. На предприятии отбракованный хлеб (не соответствует внешнему виду по форме или на его поверхности слишком большие трещины) а также холодный хлеб (простоял в остывочном цехе более 12 часов) реализуется в магазине, который находится на территории предприятия по более низкой цене. А остальной брак (грязный хлеб) передается в различные хозяйства для кормления животных.

 

7. Техника безопасности

 

Правила техники безопасности в цеху основного производства следующие:

  • пекарня работает в две смены (дневная с 8.00 до 20.00 и ночная с 20.00 до 8.00). Продолжительность смены 12 часов, поэтому режим работы такой – 2 часа работаешь 30 минут отдыхаешь. Также на предприятии есть искусственное освещение рабочего места.
  • каждую смену работник предприятия одевает чистую одежду (майку, штаны, кепку или косынку), а также чистую обувь.
  • работник предприятия каждый раз перед выходом в свою смену должен обязательно посетить Здравпункт.
  • так как работники предприятия имеют контакт с горячей поверхностью то они обязаны работать в перчатках или рукавицах, во избегания ожогов, которые они получают каждый раз новые у мастера смены.
  • так как на предприятии имеется оборудование то следует всегда заправлять одежду а также убирать волосы, во избежание попадания их в механические части оборудования. Также запрещается совать различные части тела в работающие механизмы.
  • так как все оборудование на предприятии электрическое, то запрещается хватать руками оголенные провода, все оборудование должно быть заземлено.
  • в связи с тем, что на предприятии, в производственном цехе, большая температура то должны быть в рабочем состоянии системы кондиционирования или системы вытяжки воздуха. Работники должны иметь свободный доступ к холодной воде.
 

Заключение

 

В результате прохождения практики я овладел теоретическими знаниями и практическими навыками по технологии хлебопекарного производства, основами производственной санитарии, с правилами эксплуатации технологического оборудования, ознакомился с работой всех основных производственных участков. Освоил методы анализа качества муки и хлебобулочных изделий. Мне была предоставлена необходимая литература по хлебопекарному производству.

 

Литература

 

  1. Цыганова Т.Б., Матвеева И.В. Справочное пособие по контролю за качеством хлеба.
  2. Апет Т.К., Пашук З.М. Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья. – М, 2003 г.
  3. Матвеева И.В., Велицкая И.Г. Пищевые добавки и хлебопекарные улучшители в производстве хлеба. – Телер, 1998 г.
  4. Ауэрман Л.Я. Технология хлебопекарного производства. – 8 издание, переработанное и дополненное, М: Легкая и пищевая промышленность, 1987, 416 с.
  5. Немцова З.С., Волкова Н.П. Основы хлебопечения. – М: Агропром издат., 1988 М: Агропром издат., 1988 – 2000 г.
  6. Немцова З.С., Волкова Н.П. Хлебобулочные изделия. Методы анализа. – М: Агропром издат., 1988 – 2000 г.

znakka4estva.ru

Хлеб - знак?

 

 

Книга знаков начинает заполняться с момента вашего рождения. Но прочитать её можно только тогда, когда вы осознаёте, что «ничего случайного не бывает». С этого момента начинается новый этап развития личности - личности грамотной, способной управлять событиями своей жизни.Что же такое знак? Знак - это подсказка, которая сообщает, так ли вы живёте, туда ли тратите своё драгоценное время. Это своего рода предзнаменование тех или иных событий, которые в народе называют приметами. Правильно прочитав подсказку, можно убрать из своей жизни не желаемое и, наоборот, усилить необходимое. Знаком может стать человек, животное, растение, камень, цвет, слово, звук, мысль, поступок, происшествие, событие - в общем, всё видимое и слышимое вами. Выбираем для рассмотрения только один предмет: хлеб,  наблюдайте за ним. Да, он есть в каждом доме - пожалуйста, смотрите. Если у вас хлеб круглый - что это означает? Если у вас хлеб квадратный, или печёте торт, или пироги - что это означает?Первое: любой хлеб означает опоздание.Второе: если это слоёный хлеб - вы опоздали в нескольких слоях (допустим, вам торт принесли слоёный).Третье: если хлеб пористый, то вы опоздали, потому что вам были созданы условия в пространстве - ниша, но вы туда не шагнули. Вы не оказались в этой нише, но всё для вас было готово.Если хлеб спрессованный, то достаточно сложно пробиться, а вы туда рвётесь - зачем? Опоздание из-за того, что туда пробиваетесь. Знаки все - реальные и нормальные. Если подгорела корочка, где вам сложнее будет: в конце дела или в начале? Верхняя корочка - в конце, конечно; если нижняя - сложно будет в начале. Принесли вам хлеб, и кто-то срезает нижнюю корочку - что это означает? Этот человек будет началом какого-то дела. Иногда некоторые любят есть корочки, особенно дети. Если срезали корочку с левой стороны - что это означает? В пространстве или во времени человек будет ликвидировать опоздание? Если с левой стороны - в пространстве. Если с правой стороны - во времени. Если человек ест много хлеба - что это означает? Он готов ликвидировать опоздания. Символ опоздания - когда перед вами много хлебов. Если вы готовы есть эти хлеба, значит, вы готовы ликвидировать и догонять.Если вам начинают предлагать пироги, как вы будете догонять? Почему у пирога - две корочки: верхняя, нижняя и - какая-то начинка? Потому что когда идёт потеря времени, образуется «нисходящий узел». И дальше у вас есть начало узла, конец и середина узла; и вы смотрите. Тоненькая корочка верхняя - конец вы быстро пройдёте? Быстро. Итак, хлеб - символ опоздания. Дальше смотрите - хлеб бывает разным-разным. Если хлеб чёрный - это время; если хлеб белый - это пространство. Если смешанный хлеб - это пространство со временем; и смотрим: где, как. Если мы постоянно употребляем чёрный хлеб, значит, будем догонять потерянное время. Если едим белый хлеб - будем догонять потерянное пространство.Если делаем бутерброды и едим слойки - это сразу идёт начало и конец. Причём верхняя корочка - это всегда конец, нижняя - всегда начало. Середина обозначает, какая вас ждёт сердцевина.Какая у вас нижняя корочка пирога? Нравится она вам или не нравится? Едите вы её или не едите? Допустим, вы отказались есть нижнюю корку пирога - это что означает? В начале этого события вы участвовать не будете. Если съели несколько верхних корочек, то в конце этого события, когда уже догнали почти, на финише, вы будете участвовать достаточно активно. Если съедаете одну начинку? Вы в процессе поучаствуете, но ни в начале этого дела, ни в конце вас не будет.Если вам принесли торт слоёный с разными-разными начинками - это что означает? Вас приглашают ликвидировать опоздания сразу во многих делах. И вы смотрите: допустим, один слой - с маком. Где будем ликвидировать опоздания? Мак - это символ чего? Символ сна. Наркоманы употребляют мак, и если вам принесли слоёный пирог: мак - снизу, сверху - изюм, в центре - орехи, вы сразу делаете выводы, что необходимо будет ликвидировать опоздание сначала где? В зоне наркомании (мак - первый слой). Если орехи (середина) - это понятно: в мозгах. И последний слой - с изюмом.

Что такое «виноград», почему Христос оставил через Марию Магдалину эту диету - только виноградную? Поймите основу, что виноград - обязательно символ Плата Денег, или символ свечения.Изюм - это высушенный виноград: энергопакет человека сплющился. Если «полный» виноград, то его энергопакет наполнен: всё нормально, стоит. Энергопакет у нас проецируется на виноград. Если вы взяли виноград «дамские пальчики», значит, ваш пакет стоит. Если взяли виноград плоский, значит, ваш пакет больше лежит. Если виноград, который вам предлагают, подгнил: связи загнившие - вы не успели. Если виноград сушёный, значит, энергопакет ваш сплющила среда - надо начинать работать со средой. Если загнил - необходимо работать с собой. Итак, такой пирог вам приносят: какой вывод делаете? С чем вам придётся поработать? Со сплющенными энергопакетами: взяли их, а как выпрямить, не знают.Орехи: придётся поработать с головным мозгом; в мозговую субстанцию пытаются войти, но необходимо здесь тоже доработать. И с наркоманами надо будет доработать (мак).Когда предлагают такой пирог, значит, работы будет много, она будет разная. И ещё важно посмотреть, какая там прослойка - как начало и конец всего этого.  Так примерно идёт работа с хлебом. Когда вам предлагают какой-то хлеб, или вы сами его покупаете, или, допустим, все члены семьи приносят хлеб из магазина, не договариваясь (каждый страхует другого): о чём это говорит? О семейном опоздании, о большом опоздании. Дальше смотрим: кто будет есть, а кто не будет. Кто будет есть, значит, будет ликвидировать опоздание. Кто не будет есть, тот не будет ликвидировать опоздание. И вы так же смотрите; например, все отказываются от хлеба в вашем доме. Встречают, например, хлебом-солью - смотрите, как вы поступаете. И если на хлеб вам положили соль? Соль - это признак пространства, значит, опоздание где здесь будете ликвидировать? Пространственное опоздание. Если хлеб-соль - это означает, что начинаем концентрированно сбирать пространство, потерянное людьми.К хлебным изделиям подходить необходимо очень серьёзно, потому что люди считают: «хлеб - всему голова». Дальше, они считают, что без хлеба жить нельзя. Если вы приезжаете в западную страну, там бутерброды: в булку вкладывается «начинка». Называется это разными словами, но интересно было наблюдать за французами. Все подходили, садились на скамеечку (когда наступало время обеда), открывали одинаковые пакеты, доставали одинаковые булки с чем-то внутри, съедали их и шли дальше.В Германии вы увидите ещё более интересное: в одно и то же время все открывают пакеты с одинаковыми завтраками, кушают, закрывают пакеты - и снова тишина; там всё по часам расписано. У французов не так строго.Итак, какой вывод делаем по этим странам? Если булка разрезана, обе корочки толстые, внутри столько всего (смотрим тоже: тоньше - толще), делаем выводы, как с ними работать. В начале необходимо будет больше сил, в середине или в конце?Если есть мясо в начинке - о чём это говорит? Где потеряно время? В кольце животных, и придётся работать с «цивилизацией». Если там зелень какая-то - тоже делаем вывод определённый: с растениями необходимо работать. Если в бутербродах сыр - он напоминает камни, там даже иногда называют его «янтарь», все сыры разные-разные. Если человек ест много сыра - о чём это говорит? Сбор пойдёт очень большой, отовсюду. Если вы отказываетесь от сыра, заменяете специями или когда человек начинает употреблять очень много специй разных (горчица, перец и т.д.), это говорит о том, что зона внимания может быть сужена. Не нужно смотреть на всё подряд - необходимо знать, куда посмотреть. Так вы будете работать с хлебами.Итак, это - знаковая система для глаз. А видите вы перед собой только хлеб. Обычный человек, чтобы всё это увидеть и узнать, сколько хлеба съедает? Вагонами. А выводы делает? Нет. Хотя, представляете, сколько луч ему подсказывает? Допустим: «Испеки пирог такой», - он печёт; а выводы где?Теперь у вас будут выводы постоянно, и хлеба вам подскажут, где вы можете опоздать и как будете ликвидировать опоздания.  Материал подготовлен Ботниковой Т.Ф. по материалам книг доктора психологических наук, профессора Марченко Е.Д.

 

meridian-omsk.narod.ru

Приметы и обычаи связанные с хлебом

hlebstol.ru

Издавна в каждой культуре и у каждого народа существовали свои обряды и приметы  связанные с хлебом, которые несли в  себе смысл продолжение жизни. Если их уважать и соблюдать, то можно обеспечить себе счастливую сытую жизнь в достатке, среди любви и уважения своей дружной семьи.  

- Всегда нужно делиться хлебом, даже последним куском, — в таком случае хлеба в доме всегда будет много, а это означает, что жизнь семьи будет богатой. - Если во время праздничной еды кусок хлеба выпадет из рук, то это значит, что вскоре прибудет почетный гость. - Уронить бутерброд маслом вверх – к гостю.- Последний кусок хлеба берет девушка – по примете у нее будет красивый муж.- Те, кто любят есть корки и горбушки считаются удачливыми и счастливыми людьми. - Те, кто любит белый хлеб - ранимые и тонкие натуры, а люди, предпочитающие черный хлеб, сильные духом, более решительные и волевые.

Хлеб — всему голова.   Всегда люди почитали хлеб и считали его главным угощением в доме. Там где есть хлеб - есть добро. Этот продукт считался божьим даром, поэтому к нему проявляли особое уважение. В течение многих столетий про хлеб сложилось много примет и обычаев, которые подсказывали, как с помощью него привлечь в дом благополучие и удачу.-Если кого-то встретят только что вынутым из печи хлебом — к богатству.-Гостям в знак уважения в первую очередь нужно подавать хлеб.-Надо есть любой хлеб, и тогда жизнь будет складываться благополучно.-Если калач разделили на всех родственников — к сытости и веселью, щедрости.-Даже хлебные крошки имеют особую ценность — тот, кто съедает их до конца, будет богат.-Чтобы удачно испечь хлеб, женщины, сажая его в печку, должны были приподнять подол со словами «Подымайся выше».-При хлебе на столе должны постоянно лежать соль и хлебный нож, которые предназначены только для хлеба. Если хлебный нож нужно убрать или унести со стола, то вместе с ним со стола нужно убрать и хлеб с солью.

Хлеб-соль Вашему дому.   Выражение «хлеб-соль» в России было символом гостеприимства.  Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Когда вы приходите в чужой дом и застаете хозяев за столом, то обязательно желаете им приятного аппетита. А в далекие времена на Руси говорили: «хлеб да соль вашему дому!». Смысл этого выражения в том, что хозяевам  желали  богатства (хлеб, как символ богатства), а соль -символ чистоты души. Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».    С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя .Он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли» , т. е. разделить все их заботы.

Народные традиции.   Традиции связанные с хлебом сформировались в глубокой древности. Те, кто хлеб почитал, относился к нему  с  уважением - имел достаток, крепкое здоровье, и удача такому человеку всегда сопутствовала. Поэтому традициям  старались неуклонно следовать. Этому учили с детства.    Перед трапезой нужно было сначала съесть кусочек хлеба с солью. Этим же нужно и закончить трапезу. Считалось, что если человек следует этой традиции,  то будет счастливым. С помощью кусочка хлеба с солью человек может проверить степень своего насыщения. Если перед трапезой он сможет его съесть — это означает голод, а если хлеб с солью можно съесть и после еды — переедания не произошло.Если вы хотите порадовать хозяев, отправляясь в гости, покупайте и дарите хлеб или выпечку только в четком количестве. Считается, что четное количество хлеба принесет в дом удачу и из дома в ближайшее время никто не уйдет.

Хлеб - символ единства семьи.-Если при выпечке хлеба часть отслоилась от остального каравая, кому-то из членов семьи предстоит поездка. -Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега. Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способна защитить от неприятностей в дороге. -Так же хлеб как оберег клали в колыбель к новорожденному. -Во многих семьях вошло в привычку собираться за общим столом по вечерам за чаем и вкусным пирогом или выпечкой, обсуждать события уходящего дня, строить планы на будущее. Члены семьи  рассказывают о том, как провели день, проявляют внимание к проблемам друг друга.  Хлеб способствует укреплению семьи и воспитанию детей.-По  старинному  обычаю  хлеб  и  соль  преподносят  новоселам  при  въезде  в  новый  дом  или  в  квартиру  вместе  с  ключами  от  дома.  Этим  выражается  пожелание  счастья  в  новом  доме,  а  хлеб  это богатство и изобилие.

Общие приметы народов мира.   Существуют общие правила обращения с хлебом, которые перекликаются у всех народов. Например,  у казахов существует примета: тот, кому предстоит дальняя дорога, перед выходом из дома должен съесть ломоть хлеба. Оставшийся хлеб до возвращения путешественника хранится в доме. Считается, что в пути человека будут хранить высшие силы, а вернувшись домой, этот хлеб в знак уважения он должен доесть. -Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою порцию хлеба. Считалось, что хлеб не только дарит силы, но и способствует гармонии во всех сферах жизни. -Если одновременно преломят хлеб двое людей , а после съедят его - то станут верными друзьями. «Я с ним кусок хлеба съел», — до сих пор это выражение отражает доверительные отношения и духовную близость между людьми.- Предлагают вкусить каравай гостям. Хлеб с солью считается символом  гостеприимства и по сей день.  Многие хлебные обычаи сохранились и до наших дней, а вместе с ними и уважительное отношение к хлебу. Без этого продукта не обходиться ни одно значимое событие, будь то праздник или обычная трапеза.  

Приметы связанные с хлебом на Руси.   К хлебу на Руси всегда было отношение особое — уважительное, бережливое. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в многочисленных приметах. - Двое тянутся к одному куску хлеба - будет компания. - Хлеб, испеченный в канун Рождества, долго будет оставаться свежим. - Найти в духовке четыре соединенных буханки - примета к свадьбе. - Вынутая из печи буханка сломалась - примета к незнакомцу. - Если вам предложат взять последний кусок, берите - это принесет счастье в любви или материальную прибыль.

Хлебные поверья в древней Руси.   Хлеб с древних времен был неизменным спутником человека, поэтому с ним связаны всевозможные приметы, истории, ритуалы. У древних славян хлеб считался плодом Матери Земли. Поэтому зерно для посева в поле выносили только мужчины. Они проходили по полю, разбрасывая его, как будто заключая союз с Матерью Землей.  Женщины при этом присутствовать не могли – считалось, что они могут помешать  зачатию, а значит и урожая не будет.    Священной выпечкой считались  блины. По форме блин напоминал солнце – а светило для славян было в древние времена высшим божеством. Квашня ( жидкое тесто) всегда стояло в избе на почетном месте. Брожение олицетворяла Жизнь. На кадку с квашней перед свадьбой усаживали и новобрачную. Это делалось для того, чтобы в семье был  достаток и благополучие.

Свадебные приметы.  Свадебное торжество имеет свои приметы, связанные с хлебом. Так, на сватанье брали с собой хлеб. В древности на каравай клали руки молодых в знак объединения и договорённости о свадьбе (это называлось рукобитье). На свадьбе родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом, а после венчания молодожёнов встречали хлебом и солью. Свадебный каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Его выносили на рушнике - расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут молодожёны. Существует примета: жених и невеста должны откусить кусок каравая, у кого он больше, тот и будет истинным главой семьи. Соль при этом нельзя просыпать. Свадебный каравай после того, как его отведают молодожёны, для гостей делил крёстный отец жениха или невесты. Каравай был многослойным. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть - гостям, а низ, в который часто запекали монеты, - музыкантам. Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили подарками. Уйти со свадьбы без кусочка каравая равносильно отсутствию на ней. Кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе, а небольшую часть засушивали в качестве амулета-оберега.  При изготовлении свадебного каравая учитывалась каждая деталь. В древние времена тесто для каравая должна была замесить замужняя женщина, которая имеет детей и счастлива в браке — так она и невесте передаст удачу. Во время приготовления теста в обязательном порядке читали молитвы. А вот готовый каравай в печь ставил супруг этой женщины. Каравай украшали веточками калины, символизирующей любовь. Приготовление каравая обычно происходило в субботу, фактически это и было началом свадебного обряда. С момента приготовления каравая до торжества его берегли как зеницу ока- накрывали рушником и хранили подальше от людских глаз. Помимо большого каравая пекли маленькие пироги, которые во время торжественного застолья раздавали детям.   Есть и такая романтическая примета о хлебе: если парень и девушка откусят от одного ломтя хлеба — их объединит влюбленность, а после, возможно и вечная любовь.

Примета - ломать хлеб над головой невесты.   У каждого народа есть обычай ломать хлеб над головой невесты. Такая традиция существовала в России. Если разламить пшеничный хлеб над головой невесты - скорое и счастливое прибавление в семействе. А  на севере Англии нарезают на мелкие квадратики свадебные лепешки и осыпали ими невесту и свадебный зал. Кое-где над головой невесты ломали специально приготовленный свадебный корж, после чего кидали его гостям. Девушка, съевшая такую лепешку, так полагали англичане, во сне увидит своего суженого. В Шотландии, например, мать невесты после венчания дочери (прямо у дверей храма) ломала над головой новобрачной смородиновый пирог. Шотландцы были уверены, что этот обычай сделает невесту счастливой в семейной жизни. А в Болгарии свадебный хлеб пекли в форме кольца. Молодожены должны были смотреть на гостей через отверстие в калаче или каравае. Такой хлеб считался оберегом - он приносил молодым богатство и здоровье.

Хлеб как священная пища.   В культурных традициях многих народов хлеб - больше, чем просто пища. Это священная пища, которая использовалась при определенных религиозных действиях. У восточных народов давая клятву, в руках держали священную книгу и съедали кусочек хлеба — лепёшки. Круглая форма хлеба символизировала солнечный диск, а его свет — источник жизни.   В Египте хлеб несли в качестве подношения богам. В те времена верили, что хлеб, а также воду бессмертной жизни хранит бог Ану на Небесах.   В славянской традиции хлеб выступал символом взаимного обмена между божеством и людьми. Это — своего рода связь поколений. Считалось, что сами предки незримо принимают участие в выпечке хлеба, а после получают свою долю в виде паров или же специально выделенной части буханки хлеба или каравая.   У славян было принято хранить хлеб на столе в красном углу. Также было принято хранить хлеб перед иконами в знак верности Богу. Считается, что Бог в ответ заботиться о благосостоянии семьи, чтобы на столе всегда был свежий хлеб.


Смотрите также